Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лисовская, Валентина Алексеевна

  • Лисовская, Валентина Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 170
Лисовская, Валентина Алексеевна. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Киев. 1984. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лисовская, Валентина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

§1. Психолого-педагогические основы воспитания как особого вида творчества.

§2. Креативность как системообразующий фактор творческого потенциала личности воспитателя.

§3. Функции педагогической креативности в формировании профессионально-педагогической структуры личности воспитателя.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.".

§1. Диагностика педагогической креативности как ведущее условие формирования ее у студентов.

§2. Формирование педагогической креативности в процессе различных видов деятельности. III

§3. Межпредметные связи дисциплин музыкального цикла как одно из условий формирования педагогической креативности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе»

Развитие социалистического общества предопределяет необратимость постоянного совершенствования системы воспитания в соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса. Работа по совершенствованию воспитания указывает на необходимость разрешения проблемы формирования нового человека. Одной из фундаментальных идей этой проблемы, обоснованной К.Марксом и Ф.Энгельсом и развитой В.И.Лениным, является мысль

0 воспитании всесторонне развитых членов коммунистического общества. К.Маркс и Ф.Энгельс впервые научно доказали, что объективной необходимостью строительства коммунистического общества является всестороннее развитие человека, что победа социалистической революции является важнейшим условием и предпосылкой такого воспитания, которое действительно будет обеспечивать раскрытие всего богатства человеческих способностей.

В.И.Ленин, определяя пути формирования "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют все деI лать", связывал с социалистическим преобразованием общества, с социалистическим прогрессом.

Понятие всесторонности связано с содержанием и ролью коммунистического воспитания личности.

В системе коммунистического воспитания одна из определяющих ролей принадлежит эстетическому воспитанию. Широкое понимание эстетического воспитания как формирования целостной личности конкретизирует мысль К.Маркса о человеке будущего как творческом, действующем "по законам красоты".

Иначе говоря, любой вид деятельности имеет эстетическое значение в той мере, в какой в нем проявляется творческая возмож

1 Ленин В.И.Поли. собр.соч., т.41, с.33. ность человека, его способность творить по мере человеческого рода и по мере каждого вида предметной деятельности. "Деятельность рабочего, ученого, общественного деятеля, спортсмена и т.д. есть реализация специфических производственных, научных, социально-регулятивных, спортивных и иных целей, но каждая из них объективно обладает и эстетическим, поскольку имеет отношение к творческой сущности человека, выражает или сковывает ее, развивает или отрицает творческие возможности человека-деятеля, I т.е. обладает эстетической ценностью" .

В условиях развитого социализма и строящегося коммунизма, когда творчество "по законам красоты" выходит далеко за рамки профессионального искусства, широко проникает в повседневную жизнь советских людей, становится необходимым во всех областях общественно-полезной деятельности, играет все большую роль в коммунистическом воспитании, формирование нового человека -это прежде всего формирование творческой личности, способной к активному и созидательному участию в общественной жизни, творческому преобразованию действительности.

В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что живое творчество широких трудящихся масс является глубочайшей закономерностью строительства нового общества.

На современном этапе строительства нового общества партия и правительство стремятся обеспечить каждому советскому человеку такие условия материальной и духовной жизни, которые благоприятствуют всестороннему развитию его способностей и творческой активности.

Комплексный подход к воспитанию и образованию, намеченный Зеленов Л.А. Эстетическое развитие личности.-В сб.: Проблемы этики и эстетики вып.1. /Под ред. В.Г. Ивановой и В.В.Селиванова/. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973, с. 104.

ХХУ и развитый ХШ съездами КПСС, определяют направление оптимизации воспитательного процесса, "мобилизации творческого потенциала всего нашего общества"*.

Развитие творческого потенциала трудящихся масс, потребностей и способностей каждого человека к активному и созидательному участию в общественной жизни становится одним из решающих факторов ускорения коммунистического строительства. Эта закономерность получила всестороннее и глубокое обоснование в материалах июньского / 1983 года /, апрельского / 1984 года/ Пленумах ЦК КПСС. В них подчеркивается, что материальное благосостояние человека должно определяться прежде всего тем, как он трудится. "Ведь труд человека не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы" .

Поэтому всестороннее развитие способностей и творческой активности молодежи выступает как цель нашего общества. Решение этой сложной и многоплановой социальной задачи обусловливает необходимость творческого поиска педагогов, направленного на качественное совершенствование всей системы воспитания. Школа должна воспитывать творчески активную личность, готовую к разнообразной трудовой, общественной и познавательной деятельности. Существенным аспектом этой проблемы является подготовка педагога-творца, способного к управлению всесторонним развитием личности, влияющего на ее становление, формирование полноценных взглядов, интересов, мотивов, чувств, идеалов.

Формирование нового человека социалистического общества, убежденного, идеологически зрелого, человека творящего, нацеленс Материалы ХОТ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.51. - Материалы июньского /1983 года/ Пленума ЦК КПСС. - М.: Политиздат, с.36. ного на будущее, может только всесторонне развитый, культурный педагог. Его облик, эстетические вкусы, оценки, суждения, способности, нравственные убеждения - важнейшее звено в системе коммунистического воспитания.

Педагогическая теория и практика свидетельствуют о том, что решающим фактором успеха педагогической работы является творчество личности воспитателя во всем сложном многообразии ее психических черт и профессиональных качеств, способной решать воспитательные задачи, осуществлять педагогическую, организационно-управленческую деятельность в системе различных учебно-воспитательных учреждений.

В реформе общеобразовательной и профессиональной школы обращено серьезное внимание на совершенствование процесса воспитания школьников во внеучебное время, развитию самодеятельности, технического и художественного творчества детей, требующих от педагога постоянного творчества, неустанной работы мысли, душевной щедрости, любви к детям, современных знаний, хорошей практической подготовки.

Роли педагога в воспитательном процессе и именно его творческой направленности придавалось большое значение в трудах педагогов-классиков К.Д.Ушинского, М.И.Калинина, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Л. Рубинштейна, С.Т.Шацкого. Проблема мастерства, таланта, творческих способностей освещалась в трудах В.А.Сухомлинского, исследуется Ф.Н.Го-ноболиным, А.Д.Левитовым, Т.А.Воробьевым, Н.В.Кузьминой, Р.И.Хме-люк, А.И.Щербаковым, Я.А.Пономаревым, В.А.Сластениным, Л.Г.Коро-тун, Ю.Л.Львовой и другими.

Из качественных характеристик личности педагога, представленных в трудах психологов, педагогов-исследователей следует, что к личности педагога предъявляются большие требования, включающие систему характерологических свойств, профессионально-педагогических знаний, способностей, необходимых в педагогическом творчестве.

Поэтому задача высшей педагогической школы - поднять творческий потенциал будущих специалистов, формировать у выпускников педвузов готовность к процессу педагогического творчества.

В психолого-педагогической литературе понятие "педагогическое творчество" не имеет конкретной выраженности определения с позиций воспитания, не определены его структура, психолого-педагогические детерминанты. В теоретическом наследии педагогов-классиков, исследованиях современных педагогов и психологов не предпринималась попытка конкретизации понятия воспитания как особого вида творчества. В практике педвузов не ставилась проблема подготовки специалиста, деятельность которого была бы направлена конкретно на процесс воспитания во внеучебное время в системе школьных и внешкольных детских учреждений. Поэтому при разработке проблемы приходилось исходить из анализа учебно-воспитательной деятельность учителя, синтезировать психолого-педагогические аспекты, затрагивающие процесс воспитания и именно его творческую направленность.

Диссертационная работа является частью комплексного исследования "Совершенствование содержания, форм и методов воспитания и обучения студентов по специальности "Педагогика и методика воспитательной работы", проводимого по плану-заказу Министерства просвещения СССР Киевским, Кустанайским, Таганрогским и Ташкентским пединститутами.

Актуальность проблемы и перечисленные мотивы продиктовали выбор темы исследования - "Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе".

Цель исследования - разработать программные мероприя-!ия по содержанию форм и методов подготовки студентов к творчес-;ой деятельности воспитателя.

Объект исследования - процесс формирования професси-»нально-педагогической структуры личности воспитателя в педаго-•ическом вузе.

Предмет исследования - становление и развитие креа-'ивности как системообразующего компонента профессиональной 'ворческой деятельности будущего воспитателя.

В основу исследования положена следующая гипотеза: :едагогическая креативность явится системообразующим фактором ■рофессиональной творческой деятельности, если бурут обеспечены юциально-педагогические условия формирования ее как компонента :рофессионально-педагогической структуры личности воспитателя, : качестве которых выделены: диагностика креативности; разработка содержания, форм и методов профессиональной творческой дея-ельности; использование мекпредметных связей музыкальных дис-;иплин.

Соответственно цели и-гипотезе определены задачи:

1. Определить функции творческого компонента в общей прог ессионально-педагогической структуре личности воспитателя и вывить его эмпирические корреляты.

2. Исследовать основные внешние и внутренние факторы форми-ования у студентов педагогической креативности.

3. Разработать программные мероприятия, способствующие фор-ированию у студентов педагогической креативности.

Методологической основой исследования явилось положение лассиков марксизма-ленинизма о творческой сущности труда, ста-овлении и развитии личности, которая порождается и формируется ак субьект общественных отношений в результате воспитания и деятельности, о социальной обусловленности личности как субъекте и творце истории, а также материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза, постановления Пленумов ЦК КПСС, Совета Министров СССР по вопросам коммунистического воспитания.

Большое значение для нас имело наследие психологов и положения педагогов-классиков, посвященные проблемам воспитания и творчества.

Программа исследования включает изучение состояния вопроса по теме диссертации, разработку методик и процедур, постановку эксперимента, проведение психолого-педагогических срезов,количественную и качественную обработку экспериментальных данных, апробацию результатов, внедрение их в практику.

Для осуществления программных мероприятий использовалось системное изучение творческого потенциала личности, теоретический анализ литературных источников, метод экспертной оценки, эксперименты / констатирующий, формирующий /, наблюдение.

На защиту выносятся положения о том, что:

- системообразующим компонентом педагогической творческой деятельности является педагогическая креативность;

- социально-педагогическими условиями формирования педагогической креативности являются:, диагностика педагогической креативности как ведущее условие формирования ее у студентов, различные виды деятельности, межпредметные связи дисциплин музыкального цикла.

Исследование проводилось в три этапа:

I. Анализ педагогической и психологической литературы по проблеме формирования творческого потенциала будущего воспитателя. Разработка основных задач, процедур и методов исследования, проведение констатирующего обследования /сентябрь 1982 года/ с целью выявления уровня общей и педагогической креативности и

- 10 внешних факторов, влияющих на нее.

II. Статистическая и качественная обработка полученных данных. Определение уровней развития креативных свойств и внешних факторов. Проведение второго этапа констатирующего обследования с целью выявления динамической и качественной изменчивости элементов, составляющих креативность, взаимообусловленность общей и педагогической креативности /апрель 1983/.

III. Выявление результатов функционального влияния различных видов деятельности на формирование педагогической креативности /декабрь 1983 года /.

Научная новизна заключается в том, что впервые воспитание рассматривается как особый вид творчества, дается определение понятий "педагогическое творчество" и "педагогическая креативность". Креативность рассматривается и определяется в сфере пе-* дагогического творчества. Предпринята попытка определения структуры общей и педагогической креативности, выявлены внешние факторы, влияющие на ее проявление в педагогическом творчестве.

Теоретическое значение работы в проведении компонентно-структурного анализа /с применением факторного анализа/ феноменов "общая креативность", "педагогическая креативность", в определении значимости и динамики элементов креативности. В результате качественного анализа и статистической обработки экспериментальных данных установлены закономерности и зависимости.

Практическая ценность. Данные исследования апробировались путем публикаций в научных сборниках в форме сообщений и докладов на научно-теоретических семинарах и конференциях: на "Научно-методических семинарах "Формирование основ профессионального мастерства студентов музыкально-педагогических факультетов" /Усть-Каменогорск, 1978, Кзыл-Орда, 1980/; на "Всесоюзных координационных совещаниях" "Профессионально-педагогическая структуpa личности воспитателя" /Киев, 1983/, "Формирование личности воспитателя" /Киев, 198V; на заседаниях проблемной лаборатории "Коллектив и личность" Педагогического общества УССР /1983/, на заседаниях кафедры педагогики и методики начального обучения Киевского государственного педагогического института им.А.М.Горького.

Программы по таким музыкальным дисциплинам, как "Методика внеучебной воспитательной работы средствами музыки", "Методика детского хорового пения", "Хоровое дирижирование", распределение часов по музыкальным дисциплинам внедрены в учебный процесс по специальности "Педагогика и методика воспитательной работы" специализации "Музыка".

Цель, задачи и гипотеза исследования определили содержание и структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, общих выводов, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лисовская, Валентина Алексеевна

Результаты исследования подтверждают предположение о том, что критерием практической реализации творческих и педагогических способностей является самооценка. В процессе обследования выделено три группы студентов: I/ студенты, переоценивающие свои способности; 2/ студенты, недооценивающие свои способности; 3/ студенты с адекватной самооценкой. Разделение студентов на такие группы определило качественную характеристику их личностных свойств и специфичность проявления в воспитательной деятельности. Наиболее качественную выраженность имеют студенты, адекватно оценивающие свои способности. Переоценивающие себя студенты не дооценивают сложность реальной воспитательной ситуации, а поэтому не проявляют себя положительно в педагогической деятельности. Недооценивающие себя студенты не могут организовать и направить свои потенциальные возможности на достижение цели. Наличие групп студентов, недооценивающих и переоценивающих свои возможности связано с личностными качествами.

Исследование проблемы позволило выделить роль в формировании творческого потенциала личности будущего воспитателя дисциплин, непосредственно связанных с творчеством. Использование предметов музыкального цикла и особенно творческая направленность

- 154 их /например, импровизация, различные варианты интерпретации и т.д./ представляется важным в формировании педагогической креативности студента. Способности к широкой категоризации, установлению связи между отдельными явлениями действительности и в педагогической деятельности предполагают расширение связи между дисциплинами. Важным условием при этом является ощущение студентом практической значимости изучаемых дисциплин. Поэтому на всех занятиях необходимо создавать ситуацию, при которой он вынужден обращаться к знаниям по многим предметам. Закрепляются и сохраняются те знания, в которых студент испытывает потребность практического применения. Музыкальные дисциплины во взаимосвязи являются условием формирования педагогической креативности при согласовании программ и освещении в них необходимости межпредметных связей, общей профессионально-педагогической направленности предметов музыкального цикла, практическом применении студентами знаний путем внедрения их в активную педагогическую практику.

Настоящее исследование не исчерпывает всей проблемы формирования творческого потенциала личности воспитателя. В психолого-педагогической литературе мало освещены вопросы творческого проявления личности в конкретном виде деятельности. В педагогической практике экспериментально не выявлялась степень развития педагогической креативности, теоретически не освещалась структура творческого потенциала педагога-воспитателя, не устанавливалась зависимость составляющих творческий потенциал способностей. Нами сделана попытка определить структуру творческого потенциала, экспериментально выявить качественные и количественные зависимости в ней, определить внешние факторы, влияющие на креативность.

- 155

Дальнейшее исследование проблемы предполагает более тщательное выявление экспериментальным путем системы личностных свойств и качеств, необходимых в процессе творческой деятельности, установление зависимости творческого стиля педагогической деятельности от системы мотивов, эмоциональной обеспеченности, определение экспериментальным путем закономерностей взаимозависимости, взаимообусловленности, соподчинения элементов общей креативности, изучение комплекса новых креативных свойств.

- 156

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лисовская, Валентина Алексеевна, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956, с.593-598.

2. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167. 3» Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с.36-75.

3. Э. Ленин В.И. О задачах профсоюзов. Полн. собр.соч., т.37, с.403-407.

4. XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1973. - 144с. !5.0 дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М.: Политиздат, 1979. - 16с.-157

5. Актуальные вопросы идеологической, политико-массовой работы партии: Постановление июньского /1983 года/ Пленума

6. ЦК КПСС. Правда, 16 июня, 1983 года.

7. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 13 апреля, 1984 года.

8. Азаров Ю.П. Педагогическая интуиция. Народное образование, 1966, К°8, с.85-88.

9. Бароян 0. Талант исследователя. Литературная газета,1967, №10.

10. Батюшков Ф.Д. Творчество.- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1901.

11. Берг А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение'. -Бестник высшей школы, 1971, №3, с.16-17.

12. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред.Г.З.Анре-сяна/. М.: Изд., 1970. 110с.

13. Воспитание дело творческое. Классные руководители обмениваются опытом, /по страницам "Учительской газеты"/./Составитель Л.Г.Коротун/. - М.: Просвещение, 1978. - 176с.

14. Вульфов Б.З. Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М.: Просвещение, 1978. -192с.

15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. 2-е изд. - М;: Просвещение, 1967. - 93с.

16. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХв. Вопросы психологии, 1968, №2, с.83-89.

17. Выготский Л.С. Психология искусства/Под общ. ред. Вяч.Иванова/. М.: Искусство, 1968. - 573с.37^Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1975, №2, с.147-158.

18. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопросы психологии, 1974, №5, с.107-114.

19. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260с.- 159

20. Гоноболин. Ф.Н. О педагогических способностях учителя.

21. В кн.: Вопросы психологии личности. /Под ред. Е.И.Игнатьева/. М.: Учпедгиз, I960. - 167с.

22. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: Изд. АПН РСФСР, ин-т психологии, 1951. - 156с. ;

23. Грузенберг С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Минск: Наука, 1923, 86-98.

24. J Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Профтехиздат, 1970,с.70-78.

25. Данильченко М.Г. Межпредметные связи в курсах педагогики и психологии. Советская педагогика, 1983, №5., с.96-100.

26. Диотервег А. Избр.пед.соч. М.: Учпедгиз, 1956. - 374с.

27. Засобина Г.А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы. Автореф. канд. пед. наук. Л., 1971. - 18с.

28. Ин от руктивно-ме т одиче с кие материалы общепедагогической практики: По специальности "Педагогика и методика воспитательной работы". Под общ. ред. А.В.Киричука. - Киев, 1983.-75с.

29. Иваничкина О.Н. Политическая песня как средство воспитания активной жизненной позиции студенческой молодежи. В сб.: Формирование активной жизненной позиции студентов. -Иркутск: Иркутский ун-т, 1983, с.69-73.

30. Кала I.B. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Автореф. . канд. пед. наук. Тарту,1982. 21с.57^ Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания. -Вопросы философии, I971, №7, 87-74.

31. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980, с.75-115.59^J Кармин А.С.-, Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание, 1971. - 48с.

32. Киричук О.В. Актуальна завдання комун1стичного виховання учив. Ки'1в: Тов-во "Знания" УРСР, 1981. - 45с.

33. Киричук А.В. Гипотетическая схема профессионально-педагогической структуры личности воспитателя. Киев, 1981. - 20с. /рукопись/.

34. Киричук А.В. Квалификационная характеристика воспитателя, методиста по воспитательной работе. Киев, 1982. - Юс. /рукопись/.

35. Кочнев В.И. К проблеме изучения актерских способностей. -Вопросы психологии, 1983, №1, с.108-112.

36. Крупская Н.К. Пед. соч. в 10-и томах т.З'. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959, с.250-266.

37. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. - 183с.

38. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Вопросы психологии, 1984, fel, с.20-24.

39. Лебедев В.К. Коллективная музыкальная деятельность как средства формирования личности младшего школьника. Автореф.,. канд. пед.наук. Киев, X98I. - 21с.

40. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедгиз, 1958. - 322с.

41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977, 304с.

42. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971, с.21-38.

43. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. - 191с.

44. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127с.

45. Луначарский А.В. Рассказы о Ленине. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1975. - 48с.

46. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980. 192с.84у Майер Н. Мышление человека. В сб.: Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 312с.

47. Макаренко А.С. Соч., т.1. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950, с.15-98.

48. Макаренко А.С. Соч., т.4. М.: Изд. АПН РСФСР, 1951, с.486-490.87• Макаренко А.С. Книга для родителей. Соч., т.4. М.: АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики, 1957, с.360-401.- 163

49. Макаренко А.С. Соч. в 7-ми томах, т.5. Общие вопросы теории педагогики. М.: Изд. Академии пед. наук, 1958, с.480-560.

50. Митенев B.C. О творческом труде учителя. М.: Учпедгиз, 1962. - 100 с.

51. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач.- Киев: Радянська школа, 1983. 94с.

52. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Общество "Знание" УССР, 1978. - 47 с.

53. Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников. Автореф. . канд. пед. наук. Киев, 1980. - 21с.93?)Нежинский P.M. К вопросу об определении структуры дирижерской одаренности. Труды ГМПИ им. Гнессиных. Вып. 42. -М., с.49-68.

54. Панчешникова JI.M. Межпредметные связи как условие формирования Коммунистического мировоззрения. Советская педагогика, 1976, №7, с.40-95.

55. К.Паустовский. Собрание сочинений, т.2. М.: Гос. изд-во Худож. литературы, 1957, с.605-607.99} Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 312 с.- 1Ь4 ~

56. Понамарев Я.А., И.Н.Семенов, В.А.Елисеев. Психология творчества: Проблемы и исследования. Вопросы психологии, 1983, №1, с.167-170.

57. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

58. Проблемы этики и эстетики. Выпуск I. Нравственное и эстетическое воспитание. /Под ред. В.Г.Иванова и В.В.Селиванова/. Л.: Изд. ЛГУ, 1973. - 152с.

59. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, В.Я.Романовой/. М.: Изд. Моск. уч-та, 1982. - 320с.

60. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. /Под ред. К.М.Гуревича/. М.: Педагогика, 1981. - 232с.

61. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: Сборник научных трудов / под ред. В.А.Крутецкого/. М.: Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. - 109с.

62. Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. /Под ред. П.А.Просецкого/. М.: Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. - 129 с.

63. Психология процессов художественного творчества. Вопросы комплексного изучения. Сб. статей. /Под Б.С.Мейлаха, Н.А. Хренова/. Л.: Изд. Наука, 1980. - 288с.110^Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.:

64. Политиздат, 1967. 271с. Ш- Редкий П.Г. Избр. пед.соч. - М.: Учпедгиз, 1958, с.160-170.

65. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. M.-JI.: Моск.акционер, изд-во, 1927. - 196с.

66. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии /Гл.о.способностях/. М.: Учпедгиз, 1946. - 104с.

67. Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности. Вопросы психологии. 1983, №2, с.35-41.

68. Славская К.А. Мысль в действии. Психология мышления, М.: Политиздат, 1968. - 208с.

69. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 158с.

70. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах,т.4. Киев: Радянська школа, 1979, с.414-488.

71. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания. М.: Гос-литиз-дат, 1938, с.50-65.

72. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-и томах, т.4. М.: ^ Искусство, 1962, с.458-522.

73. А.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихта/. М.: Изд. МГУ, 1982.

74. Телегина Э.Д., Терехов В.А. Исследование креативности какч ~свойства мышления. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности. Сборник научных трудов. /Ред.коллегия:

75. Творчество и социальное познание. Сб. статей. /Под ред.- 256с.-166

76. И.JI.Баскаков /отв.редактор/, Н.Ф.Добрынин, Т.И.Тепенцына, С.А.Черняева, И.Б.Гриншпун. М.: Изд. МГПИ им.В.И.Ленина, 1979, с.20-27.

77. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 334с.

78. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн.: Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрей-тера, В.Я.Романовой/. - М.: Изд. МГУ, 1982, с.129-140.

79. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз,1953. - 442с.

80. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. - 160с. .

81. Ушинский К.Д. Собр. соч., т.1. М.-Л.: Акад.пед.наук РСФСР, 1948, с.28-40.

82. Ушинский К.Д. Собр. соч., т.2. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948, с.64-80.

83. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8. Человек как предмет воспитания. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, 123-240.

84. Чернышевский Н.Г. Полн. собр.соч., т.1. М.-Л.: АПН СССР, 1946, с.455-469.

85. Шацкий С.Т. Пед.соч. в 4-х т., т.1. М.: АПН РСФСР, 1962, с.198-220.

86. Штейнлиц А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя. Вопросы психологии, 1983, №2, с.79-89.

87. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. Пер.с англ.А.И.Лу-ка и И.С.Хорола. М.: Мир, 1972. - 145с.

88. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. /Пер.с- англ. К.М.Туревича, В.И.Лубовского/. М.: Педагогика, 1982. 318с.- 168

89. Эвард де Боно. Рождение новой идеи. М.: Наука, 1976. -113с.

90. Barron F. The disposition towards originality. In P.iii. Vernon (ed.). "Creativity", 1972. p.17-22.

91. Bar tie tt F.C. Adventurous Thinking, In P.js. Vernon (ed.). "Creativity", 1972. p.21-24.

92. Burt C.L. Critical Notice: the psychology of.creative ali-lity. "Britich Journak of Educational Psychology", vol.32, 1962. -p.32-34.

93. Cattell R.B. and Butcher H.J. Creativity and personality. In P.E. Vernon (ed.). "Creativity", 1972. p.92-94.

94. Crople;y A.J. Creativity. Longman, 1971. p. 39-44.

95. Getzels J.W. and Csikzentmihaly P.W. Creative thinking. "Science Journal", 1967. p.18-24.

96. Getzels J.W. and Jackson P.41. Creativity and Intelligence. John Willey & Sons, 1968. p. 16-18.

97. Gilford J.P. Intelligence: 1965 model. Am. Psych, New York, 1966, v.21-25.

98. Guilford J.P. Trait of Creativity. In P.W.Vernon (ed.). "Creativity", 1972. p.15-18.

99. Guilford J.P. Christensen P.R. Trie one-may relation between creative potential and JQ. "Journ. of creative be -havior", Buffalo, vol.7, 1973. p.5-10.62* Huolson L. Contrary Imaginations. Jonon, Metheurn, 1966. -P.19.

100. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press. 1972. 74P.

101. Koestler A. The sleepwalkers London. Hutchinson, 1959.-105p.

102. Levandovska K. Strurtura Zdolnosci muzycznych w dzieci Dorobek i perspectywy rozwoju psychologii i pedagogiki musiki szikolnych. PBL Symposium. Warszawa, 1977, p. 141-151.

103. Mednick S.A. and Mednick M.P. An associative interpretation of the creative processe. In Faylor C.W. (ed.). "Widening horisont in creativity", 1964. p.19-31.

104. Parnes S.G. Educations and creativity. In P.B.Vernon (ed.) "Creativity", 1972. p.68-77.

105. Shapiro R.G. The criterion problem. In P.E. Vernon (ed.) "Creativity", 1972. p.78-89.

106. Paylor C.W. and Ellison R.L. Prediction of creativity With the biographical inventory. In P.E.Vernon (ed.),

107. Creativity", 1972. p.90-99.

108. Torrance E.P. Rewarding creative behavior Prentice-Hall, 1965. 119 p.

109. Vernon P. Paychological studies of creativity "Journ of Child Psychology and Psychology and Psychiatry", 8,1967.

110. Wallach M.A. and Kogan N. A. new look at the creativity -intelligence distinction. In P.E.Vernon (ad.) "Creativity", 1972. -p.99-197.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.