Формирование потребности в эстетической деятельности у воспитанников детских домов и школ-интернатов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дорожкина, Ольга Алексеевна

  • Дорожкина, Ольга Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1993, Киев
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 205
Дорожкина, Ольга Алексеевна. Формирование потребности в эстетической деятельности у воспитанников детских домов и школ-интернатов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Киев. 1993. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дорожкина, Ольга Алексеевна

в основу формирования ш потребностей.

Цри оргшшзации эстетической деятельности таюке возникает необходимость в понимании ее как процесоа, в основе которого заложены серьезные педагогические возможности, характеризующие ее как залог реализации не только овгодаяшвз вошогаостей детой, во в будущих.

Всесторонне развитой человек оцределявтея л сушой накошюв-пых знаний в различными практичоскит^ги умениями в ошш, приобрести которые воспитанники имеют возможность в условиях ааярыА тнх учреждений только в предлагаемых видах деятельности. Таким образом, речь идет об организации такой дешвльности, которая по« зволявт воспитаннику приобрести необходимые навыки в умения, со* хранив творчоское отношение ко всем проблемам, с которыми воспитанник мояат столкнуться, став взрослым, а именно - просвещению, зам и т.д.

Отсутствие вообрашиия, образного имения, интуиция, фан тазии» то ость всего того» что является столь ваш в области творчества, ^вводит к неменее серьезным последствиям, чем неграмотность иди неразвитое мышление, Поэтому следует цризнатъ правоту Чш Кушасевич (116), отмечающего, что о точка зрения потребности человека, живущего в современном обществе, вашо приучать его к систематическому, содержательному в даМеренцировашому пользованию культурными блатеш» а такяе создавать условия« позволяющие ему способствовать росту этих благ.

Для решения подобных задач требуются m только определенные звшшя, во и такие качества лш ответственность за свои поступки, сила воли, нетерпимость ж бесчестности, несправедливости, и развитие перечнеденных качеств составит основу для полноценного ^шшртшшя остальных ее сфер.

Целесообразно отметить, что в каадой школе существует своя "атмосфера*, способетвувдая ми, наоборот, препятствующая црове-дению тех ила иных замыслов педюгот* При организации эстетической деятельности следует учесть влияние микроклимата школы, поскольку это обеспечит более логичную реализацию предлагаемой щотрвтт и ее усвоения в условиях данного заведения. Полони -тельное или, наоборот» отрицательное ее восприятие зависит от уровня развития вешяамков» оцредедяюадэгося накоплешшми знаки ши, интересом, эстетическим а эмоциональным опытом. От эффективности плановой работа этой школы, от того» насколько удачно били осуществлены уже дейетвувдие црограшы, от характера обще-тя жопу воспитателен, учителями и воспитанниками - интервале доверия медду ними. Трудно рассчитывать на положительные результаты в школе» где имеют место бестактность» грубость, публичная демонстрация неудач воспитанников, Учитывая особый контингент детских домов и школ-интернатов, установление эмоциональных коитакtob, становится первоочередной задачей, так как ammo они возмошюсть располшшть к себе детей, завоевать их доверие, преодолеть подозрительность ш отчугадешшеть. "Недоверие к воспитан тедза» настороженность » озлобленность » мстительность — все это расцветает пот««у, * писал В«А. СухомлинскиЙ, - что к чуткому, вошгому сердцу кто-то прикаоаетоя грубыми, нередко грязными руками, от грубеет, теряет чуткость в отзывчивость, воспитателю до foro хорошего, wo есть в любом человеке, а дело g ребенком" (214, 215) • В связи о этигл есть необходимость вспомнить исследование Э.Ш. Штанзон, я котором автор, ошраяеь на термин "выпрямление личности", введенным в педагогику A.C. ¡Лакаренко для обозшчения важнейшего процесса в рааватвш личности босдризорников, которого ом добивался при организации веей воспитательной система и за «©■ горой тщательно следил, отстаивает необходимость душевных кон -тактов о учениками» ведя шив деятельности, шея в виду и эстетическую, залог утшт (141)*

Определяя содержание эстетической деятельности, соотнося •го с возможностями определенного детского дош иди интерната, целесообразно определить интеллектуальны©, эмоциональные возмш-ности его воспитанников • Несмотря на шевдвеся достижения в об—

1, практически воплотить его довольно ело— >» wo объясняется ттш количеством методик, скоррект

I« а также шюшш педагогов в домов, опасающихся аа низкие покава» дашше, В основе "диагноза* находятся по выявлению интересов детей* мотивов их по— it AvwoAsnwufB« желаний, склонностей, потребностей • Что— бы обеспечить разностороннее изучение ицдивидуалышх особенноетей воспитанников, придать ему систематический характер, некоторые учобныо заведения составляют примерные црограшы изучения детей, включая в ншх вышеперечисленные проблемные вопросы. Подобные программы нельзя назвать эталонными, однако, при изучении особенностей, влияющих на фо|мирование потребностей, они могут оказаться полезными.

Вида деятельности, необходимые для развития ребенка, определены а проверены на ]фахтвт ввдавдишся педагогами (А.С.Макаренко, В »А, Сухомлинский, С.Т. И1ащшй). Это не только уроки» но в внеклассная деятельность. Процесс формирования потребности в эстотичоской деятельности осуществляется при помощи многих видов искусства; литература * искусство слова, музыка - искусство звуков, хореография * искусство движения, живопись в фотография • искусство света, графека - искусство линий, исульптура - искусство обьет, театр - искусство мимики, орнаментально-дакора-тивное * искусство пространства. Каждому из указанных ведав соответствует определенный элемент эстетической деятельности, входящий в структуру иш^усства (14. С. Кшш)| преобразовательной деятельности соответствует конструктивиая сторона искусства? познанию * познавательная сторона; ценностно—ориентациошюй дея -тельности * оценочная; коммуникативной деятельности - знаковая. Шюш образом, искусство, по мнению «мора, выступает как "об -разная модель* человеческой доятельности ( 66 ) •

Возможность влияния искусства на личность, всестороннее ио-пользование его воспитательного потенциала отраадю в работах О,А, Апраксиной, А «И« Вурош, М.Л. Верб, Ш.М. Гермааа, Д«В. Ка-с5алевского, 1.В. ГСвятковского, Н.Б, Крыловой, Н.И, Киящешш, Л.Г, Коваль, Н«И* Денвером, Я,И.

§шо, В.К, Скатерщикога. Авторы утверадалт, что у искусства имеются образные в специшшчвсm штттттш шт цтшфотшаг дуэдшшс тачоетз личности и > мтшштласт* гаш а о ишсуоотзоы ; „.j, ^ютщ потроботвюи* ioratútB и ЮВДВ-I» ttjMüWMünm рвшичш ;m aaöra шп^ш «шютшшот» в р№ дшодаго да® а условиях "социальной деяряваций". С.Л. Рубинштейн считал; "Главное дело воспитания» - писал он, - ш раз в том в заключается, чтобы тысячами нитей связать человека о жизнью, так» чтобы перед ним со всех сторон вставали задачи» для него притягательные, ко -торне он считает своими, в решение которых он включается. Это вашее всего потому, что главный источник мех нравственных неполадок и вывихов в доведении - вто та душевная пустота, которая образуется у ладей, когда они становятся безучастными к окружающей кж жязни, отходя в сторону, чувствуя себя ш вей посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, когда т становится вед нипочем* (195),

Психологи утверздаш, тоо для ребенка то* ничего "фатального" даже в сильном отставании. Попав в благоприятные условия« он может быстро догнать сверстников, воспитывающихся в семье, Целесообразно црш этом привести высказывание Л.И. Божовичг •».♦чш выше уровень развития ребенка, тем более свободным он становится. Формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта ж требованиям окружающей среди» а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей среда» а окружающей среды, я самого себя* (24).

В детских донах а школах-интернатах потребность в эстетической деятельности реализуется в различшх формах внеклассной деятельности с учетом условий их работы, обусловленных сочетанием рзжима доя, необходимого для здоровья, нормальной жизнедеятельности воспитанников с их свободным временем. Эти вида работы вацра-шш на обучение дотей умению принимать самостоятельные решения, в том число и в выборе форм приобщения к иещюству.

Даль анализа практического опыта названных учроэдашш определяется воамошоетью говорить об имеющихся достижениях педагогов и воспитателей в эстетической работе с воспитанниками , перспективой цроведешш сравнительного анализа, в организацией в формирующем эксперименте методической системы» способствующей формированию потребности в эстетической деятельности воспитанников, lise заинтересовала организация эстетического воспитания в шкоде - интернат 11 I г. Тамбова, осуществлявшя планомерно и комплексно« вшшчавдая разнообразную эстетическую деятельность и направленная на формирование у воспитанников интереса к искусству* Разносторонность складывается ив многочисленных дружеских контактов администрации интерната о культурными учраадениями города и области ; городской картинной галереей* областной детской библиотекой, музыкальным училищем им. C.B. Рахманинова, институтом культуре в т.д. Обилие творческих контактов позволяет вести работу по шттштшящ воспитанию на высоком профессиональном уровне, так кш в ней задействованы и руководят es специалисты, црофессиовальное мастерство которых неоспоримо, что» в свою очередь» не остается без внимания со стороны воспитанников, положительно влияя на формирование их вкуса, интереса, потребностей. Каадое учреадеиие, исходя m специфики овоей деятельности, орга-низуот работу и в стенах интерната в форме кружков, студий, и имеет возможность пригласить детей к себе, что» учитывая особенности жизни детей, таюю немаловажно» Привода некоторые шш такого содружества;

Лекторий по изобразительному искусс тау

Картинная галерея - школа-интер дат » I оадшшю класс ДАТА л m я п î *

7 i • я ! •

U 1 *

5-9 Î

6-9 t

6—9 ! щттшт

•т. t

5» Ш любим фвтетшщ и приключения **В поисках иных миров** !

2т В некотором царстве, в некотором государстве ( полез

4, Русская мифология и ее отражение в образах искусства. калейдоскоп - игра-путешествие. *

2. О, Русь моя - литературно-музыкальный ве~ «

1 4. Швая древняя Русь - искусство народного твор - 7 ! 3, ?0У1Ш| ( По следа дар-птицы (обряды, обычаи русского на- ! 5 ! рода). |

1 б* Россия в песне. 1 3-7 !

1 7. В гостях у музыки. Викторина. !

1 8, Что такое экслибрис? (встреча о коллекционером). ' 8 | 9' Ш откровенного разговора "0 модном и вечном". , 9 ?

I 10. Творчество М. Цветаевой. ! 8 !

1 IX* Родники шш - русские поэты. ! 1

1 12. Лкщя искусства в про и зведе ни ях К • 11ау от овокого { 7-8 |

1 13. Удивительный мир Т. Шаршгов - худошгака-иллюст- ! 1-6 I ратора сказока 14. Дети в мировой живописи.

1 К. Рокоше зигзаги С танрах современной музыки) • 1 5-8 ! 16. Викторина по итогам работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.