Формирование музыкально-теоретических навыков системой алгоритма на различных ступенях обучения музыкантов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Миронова, Ирина Леонидовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 222
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Миронова, Ирина Леонидовна
Введение
Глава 1. Становление и развитие музыкально-теоретического цикла в отечественном музыкальном образовании и предпосылки алгоритмизации учебных дисциплин
1.1. Эволюция музыкально-теоретического образования в России и создание советской музыкально-теоретической школы
1.2. Цели и задачи музыкально-теоретических дисциплин в процессе воспитания творческой личности
1.3. Алгоритмы: возникновение, типы, возможность применения в музыкально-теоретических дисциплинах и сольфеджио
1.4. Опыт использования алгоритмов в курсе гармонии
Глава 2. Научно-методические основы системы алгоритмов в цикле музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио
2.1. Роль алгоритмов в оптимизации обучения музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио
2.2. Возможность компьютеризации учебного цикла музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио при использовании алгоритмов
2.3. Экспериментальная проверка эффективности использования системы алгоритмов при формировании музыкально-теоретических навыков 141 Заключение 160 Список использованной литературы 164 Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании: история, теория, методология2006 год, доктор искусствоведения Сладков, Павел Порфирьевич
Композиторская школа России и ее применение в подготовке специалистов в вузах Республики Корея2003 год, кандидат педагогических наук Мо Че Нам
Педагогические условия формирования музыкально-слухового мышления учащихся1999 год, кандидат педагогических наук Поляков, Вениамин Клавдиевич
Теория музыки в современной практике музицирования2012 год, доктор искусствоведения Бергер, Нина Александровна
Музыкальное творчество как дидактическая проблема: Музыкал. текст и его моделирование1996 год, кандидат искусствоведения Коржова, Ольга Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкально-теоретических навыков системой алгоритма на различных ступенях обучения музыкантов»
Актуальность темы исследования. Формирование системы музыкального образования в России началось во 2-й половине XIX века и было связано с возникновением первых российских консерваторий (в Петербурге в 1862 и в Москве в 1866 году). В течение более чем векового развития в российском музыкальном образовании произошёл отбор форм, наиболее соответствующих национальной музыкальной культуре и способствующих воспитанию профессиональных музыкантов. С самого основания российская музыкально-образовательная система была направлена на воспитание русского композитора. Этим обусловлен творческий поиск преподавателей и стремление приблизить музыкально-теоретические дисциплины и сольфеджио к музыкальной практике.
Сложившаяся к настоящему времени российская система музыкального образования традиционно состоит из трёх ступеней: начальное звено, среднее и высшее. В каждом из них обучение музыкантов ведётся* в соответствии с целями и задачами данного этапа, возрастом и психологическими особенностями обучаемых, типом учебного заведения. Рассмотрим существующие на различных ступенях обучения музыке учебные заведения.
К начальному звену относятся детские музыкальные школы и школы искусств, музыкальные студии, лицеи и гимназии с эстетическим уклоном и другие возникающие в последние годы начальные музыкально-образовательные учреждения. Не все формы в начальном звене направлены на разностороннее музыкальное образование (существуют любительские кружки и студии, где овладение каким-либо инструментом не дополняется теорией музыки, сольфеджио и другими дисциплинами), но преобладающая тенденция в устоявшихся типах начальных музыкальных учебных заведений - фундаментальное обучение, приведённое в строгую систему и позволяющее дать прочные основы для дальнейшего профессионального развития музыкантов.
В среднем звене происходит дифференциация направлений музыкального образования. Одна ветвь связана с подготовкой музыкантов-исполнителей и преподавателей для специальных музыкально-образовательных учреждений. В неё входят музыкальные колледжи и училища, а также колледжи и училища искусств. Другая ветвь включает средние учебные заведения, чья цель - подготовка музыкантов-специалистов для работы с любителями музыки или для музыкального просвещения. К подобным учебным заведениям относятся колледжи и училища культуры и музыкально-педагогические колледжи и училища или музыкальные отделения педагогических средних учебных заведений.
Высшее звено музыкального образования, с одной стороны, продолжает дифференциацию, проявляющуюся в среднем звене. Так, в области академического образования в высшем звене функционируют консерватории, университеты, академии, институты искусств или музыки; в области культурно-просветительного - университеты, академии, институты культуры. С другой стороны, в последние годы намечается тенденция объединения в высшем звене в рамках одного учебного заведения функций подготовки специалистов как академического, так и культурно-просветительного профиля. Примером могут служить многочисленные университеты, академии, институты искусств и культуры.
Внутри сложившейся в России системы музыкального образования путём исторического отбора утвердился оптимальный для воспитания музыканта комплекс учебных дисциплин каждого уровня обучения, в том числе - комплекс музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио. В этот комплекс вошли: сольфеджио и музграмота - на начальном этапе обучения; сольфеджио, теория музыки, гармония, анализ музыкальных форм, полифония - на среднем этапе; сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений, полифония - на высшем.
Традиция преподавания музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио способствовала выработке системы методов, подтвердивших на практике свою действенность. Между тем, российская музыкальная наука по сравнению с XIX веком шагнула далеко вперёд и накопила дополнительную информацию, уже не вмещающуюся в рамки сложившихся в момент образования первых российских консерваторий музыкально-теоретических курсов. Возросший в XX веке поток информации привёл к тому, что традиционные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин уже не соответствуют современным темпам развития музыкальной теории и практики.
Между тем, в области точных наук и, особенно, математики давно используются методы, позволяющие сделать процесс обучения более интенсивным. Так как характерной чертой педагогики нашего времени является интеграция не только между смежными, но и между удалёнными областями научного знания, то математические методы обучения правомерно могут быть внедрены и в сферу музыкального образования. Одним из наиболее эффективных методов современного обучения, заимствованных из математики, является использование алгоритмов. Система алгоритмов как способ эффективного решения сложных задач за счёт выполнения чёткой последовательности элементарных операций является перспективным средством современной педагогики. Поэтому представляется важным включение алгоритмов в обучение музыкально-теоретическим дисциплинам. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Область наших научных интересов - музыкально-теоретические дисциплины и сольфеджио на различных ступенях обучения музыкантов. Вопрос, на который предстояло дать ответ, -насколько эффективно применение алгоритмов в дисциплинах музыкально-теоретического цикла. Для решения данного вопроса проблема исследования была сформулирована нами как формирование музыкально-теоретических навыков системой алгоритма на различных ступенях обучения музыкантов.
Степень изученности проблемы исследования. Данная проблема исследования тесно связана с теорией алгоритмов, истоки которой уходят в IX век к хорезмийскому математику аль-Хорезми. Теория алгоритмов получила в XX веке интенсивное развитие. Основным направлением использования алгоритмов в современной науке являются автоматизация исследований (69; 70) и программирование (67). Наибольший вклад в разработку теории алгоритмов внесли М.И.Агеев (68) и А.Ш.Блох (72). Отдельной отраслью применения алгоритмов становится современная педагогика, где одним из наиболее значительных трудов, посвящённых алгоритмам в процессе обучения, является исследование Л.Н.Ланды (29).
В области музыкально-теоретического образования, как и в других областях обучения творческим профессиям, алгоритмы находили применение спонтанно в виде частных приёмов, используемых в отдельных темах различных курсов (теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии, сольфеджио) и улучшающих восприятие и усвоение учебного материала. Одним из первых исследователей, применивших алгоритмы в полифонии (без использования самого термина), явился С.И.Танеев (185). Локальное использование алгоритмов можно встретить в учебнике Ю.Н.Тюлина и Н.Г.Привано по курсу гармонии (197), в исследовании ладов Ю.Н.Тюлина (193), в учебнике Г.В. Виноградова и Е.М.Красовской по курсу теории музыки (98). Особенно широко алгоритмы-схемы и графы применяются в музыкально-теоретических учебных пособиях, связанных с джазовой музыкой, среди которых наиболее значительны учебники И.Горвата и И.Вассербергера (107), Ю.П.Козырева (123), Ю.Н.Чугунова (215).
Впервые система алгоритмов на основе большей части курса функциональной гармонии была применена П.А. Черватюком. Им же впервые была показана связь общенаучной и музыковедческой терминологии. В учебнике П.А.Черватюка (214) с помощью алгоритмов представлены такие разделы гармонии как: виды аккордов, их построение и расположение в четырёхголосном изложении, перемещение, соотношение и соединение аккордов в диатонике; отклонение и модуляция в тональности I степени родства, модуляция через уменьшенный и малый мажорный септаккорды.
Однако в задачи исследования П.А.Черватюка не входил анализ многих тем функциональной гармонии: степени родства тональностей, постепенная модуляция в тональности второй и третьей степеней родства, альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой функций, особенности эстрадно-джазовой гармонии. В настоящее время отсутствуют . монографические и учебные издания, характеризующие алгоритмизацию таких музыкально-теоретических курсов, как теория музыки, анализ музыкальных произведений, полифония и сольфеджио. Следовательно, степень научной разработанности данной проблемы в настоящее время не является достаточно полной, требуются новые исследования, направленные на создание системы алгоритмов для музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио.
Наше исследование представляется одним из тех, которые призваны восполнить пробелы в решении определённой нами выше проблемы. Объектом данного исследования является преподавание музыкально-теоретических дисциплин (теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии) и сольфеджио в музыкально-образовательных учреждениях трёх ступеней.
В качестве предмета исследования рассматривается процесс формирования музыкально-теоретических навыков при использовании различных вариантов алгоритмов применительно к каждой музыкально-теоретической дисциплине и сольфеджио на протяжении всего периода обучения.
Целью настоящего исследования является анализ возможностей введения алгоритма в процесс обучения музыкально-теоретическим дисциплинам (теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, полифонии) и сольфеджио и разработка системы алгоритмов для каждого курса.
Исходя из вышеизложенной цели, мы определяем следующие задачи исследования:
• проанализировать современное состояние теории алгоритмов и потребности в алгоритмизации музыкально-теоретических курсов и сольфеджио;
• определить разновидности алгоритмов, применимых в музыкально-теоретической педагогике и разработать систему алгоритмов для теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии и сольфеджио; • экспериментально проверить действенность разработанной системы алгоритмов.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что алгоритмы, как и другие методы, широко используемые в современной педагогике, могут применяться в учебном процессе, направленном на формирование мышления творческого работника и, в частности, способствовать более эффективному музыкально-теоретическому обучению музыкантов в курсах теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии и сольфеджио; специфика музыки, музыкально-теоретических дисциплин, а также психологические особенности обучаемых музыкантов дают предпосылки к обнаружению особых форм алгоритмов, применимых только в данной сфере.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, позволяющий рассмотреть процесс обучения музыке во всей сложности взаимопроникающих противоположных тенденций, связанных как с предметом обучения, так и с личностью обучаемого.
Теоретической основой исследования являются, с одной стороны, основные принципы общей и музыкальной педагогики и психологии, сложившиеся в процессе длительного исторического развития и отражённые в исследованиях выдающихся российских педагогов (Л.Н.Ланда, В.Ф.Шаталов, Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, Л.А.Баренбойм, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, Л.Г.Арчажникова, В.И. Петрушин); с другой - концепции рациональности и объективности в публикациях теоретиков и практиков алгоритма (М.И. Агеев, С.С.Лавров, А.Н.Колмогоров,
Н.А.Криницкий); а также - метод глубокого и всестороннего анализа музыкального языка, характерный для трудов ведущих отечественных музыковедов (Б.В.Асафьев, С.И.Танеев, Л.А. Мазель, В.Д.Конен, Ю.Н.Тюлин, С.С.Скребков, Ю.Н.Холопов и др.), сочетающийся с новаторскими идеями совершенствования музыкально-теоретических учебных курсов (П.А.Черватюк, Ю.Н.Рагс, Ж.А.Волынская, Б.Г.Копелевич).
В исследовании применяются следующие методы: наблюдение за учебным процессом и формированием музыкально-теоретических навыков обучаемых, анализ учебных планов, программ и учебников, метод педагогического эксперимента, сравнения, классификации, эвристический и знакового моделирования, в частности, математического моделирования. Данные методы использовались при разработке новых и переориентации традиционных типов алгоритмов для музыкально-теоретических дисциплин и при внедрении системы алгоритмов в музыкально-теоретический цикл образовательных учреждений различного уровня.
Научная новизна исследования:
• расширена сфера алгоритмизации учебных предметов - теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений, полифонии и сольфеджио;
• на основе анализа алгоритмов в различных сферах обучения осуществлён отбор алгоритмов, наиболее приемлемых для дисциплин музыкально-теоретического цикла и сольфеджио;
• разработаны специфические типы алгоритмов, связанные с профессионально-психологическими особенностями обучаемых;
• определены четыре основных группы алгоритмов: графические, математические, ассоциативные и художественные.
Теоретическая значимость диссертации:
• система алгоритмов распространена на полный курс гармонии, а также на теорию музыки, анализ музыкальных произведений, полифонию, сольфеджио, что позволило оптимизировать процесс обучения музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио на разных ступенях музыкального обучения;
• в музыкально-теоретических дисциплинах и сольфеджио выявлена специфика воздействия на обучающихся особых форм алгоритмов, связанных с музыкой;
• осуществлена дифференциация разных форм алгоритмов, применяемых в музыкально-теоретических дисциплинах, определены перспективы работы над ними;
• выявлены наиболее эффективные формы алгоритмов, используемых при работе с учащимися различных ступеней обучения.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные алгоритмы могут быть использованы при обучении теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, полифонии и сольфеджио на различных музыкально-образовательных уровнях - от школы до вуза.
Апробация исследования и внедрение результатов. Экспериментальной базой разработки и применения алгоритмов послужили группы Детской эстрадно-цирковой школы при Молодёжном центре досуга г. Кемерова, учащиеся джазовой студии при Кемеровском городском Доме Учителя, студенты музыкально-педагогического факультета Кемеровского государственного института культуры в течение 1976-1999 учебных годов.
Основные положения и результаты исследования были представлены на XIII научно-методической конференции КГИК
Кемерово, 1985), на научно-методической конференции КГИИиК (Кемерово, 1996), на Всероссийской аспирантской конференции (Санкт-Петербург, 1997), на научно-практической конференции молодых учёных МГУК (Москва, 1998), на научно-практической конференции "Региональные особенности подготовки педагогов народного художественного творчества: Методика. Опыт. Проблемы" (Барнаул, 1999). По теме исследования имеется $ публикаций.
Достоверность и обоснованность. Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту и задачами исследования. Обоснованность применения алгоритмов на практике подтверждена экспериментально. Из учащихся Джазовой студии четверо, не имевших ранее музыкального образования, после года обучения теории музыки и сольфеджио по системе алгоритма смогли поступить, выдержав конкурс с абитуриентами, обучавшимися ранее в детской музыкальной школе, в училище культуры на народное отделение по классу домры и на отделение народного хора, в институт культуры на эстрадное отделение (ударные инструменты). В конкурсе по музыкально-теоретическим дисциплинам, проводимом кафедрой теории и истории музыки Кемеровского государственного института искусств и культуры в рамках ежегодной студенческой научно-творческой конференции в течение 1995-1996 и 1996-1997 учебных лет побеждали студенты специализации "Руководство самодеятельным эстрадным коллективом", занимающиеся с использованием системы алгоритмов по музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование алгоритмов является одним из эффективных методов обучения музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио.
2. При изучении музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио могут быть применены исторически сложившиеся типы алгоритмов, среди которых наиболее перспективными являются алгоритмы - граф-схемы.
3. Использование алгоритмов в музыкально-теоретических дисциплинах выявляет особые формы, связанные с профессионально-психологическими качествами обучаемых и предполагающие включение эмоций в познавательный процесс.
4. Алгоритмы, используемые в дисциплинах музыкально-теоретического комплекса, можно разделить на 4 типа: графические, математические, ассоциативные и художественные.
Структура диссертации - введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов2008 год, доктор педагогических наук Слонимская, Раиса Николаевна
Сольфеджио в свете теории установки2006 год, кандидат искусствоведения Иванова, Наталия Владимировна
Инновационный подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: На материале музыкальной гимназии2004 год, кандидат педагогических наук Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна
Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио2007 год, кандидат педагогических наук Ежова, Елизавета Борисовна
Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами2002 год, кандидат педагогических наук Эдуардова, Ирина Борисовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Миронова, Ирина Леонидовна
3 а к лю че н и е
Российская система музыкального образования в области музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио с самого начала обнаруживает стремление к рационализации учебных курсов (С.И.Танеев) и их практической направленности (Н.А.Римский-Корсаков). Характерная черта педагогики XX века - интеграция не только между смежными, но и между отдалёнными областями научного знания. Использование математических методов в музыкальной педагогике, продолжающее традиции отечественного музыкального образования, является естественным способом оптимизации учебного процесса в системе музыкального обучения.
Одно из перспективных средств современной педагогики -включение системы алгоритмов, представляющей собой способ эффективного решения сложных задач за счёт выполнения чёткой последовательности элементарных операций. Спонтанное применение отдельных алгоритмов в музыкально-теоретических учебных изданиях наблюдается в работах Н.А.Римского-Корсакова (168), С.И.Танеева (185), Ю.Н.Тюлина и Н.Г.Привано (197), Г.В.Виноградова и Е.М.Красовской (98), И.Горвата и И.Вассербергера (107), Ю.П.Козырева (123), Ю.Н.Холопова (202) и других.
Впервые целенаправленно применил систему алгоритмов в своём учебнике гармонии в 2-х частях П.А.Черватюк (214). Однако, во-первых, в задачи исследования П.А.Черватюка не входил анализ многих тем функциональной гармонии; во-вторых, типы алгоритмов, применённых в данной работе, ограничиваются несколькими оригинальными формами алгоритмов - граф-схем. Следовательно, требовались новые разработки, направленные на создание системы алгоритмов для музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио.
В нашу задачу входило исследование возможности применения системы алгоритмов в гармонии (захватывая более широкий круг учебных тем и расширяя арсенал используемых типов алгоритмов по сравнению с предшествующими работами), элементарной теории музыки, анализе музыкальных произведений, полифонии (продолжив традиции С.И.Танеева) и сольфеджио. При этом нас интересовала эффективность использования алгоритмов на разных ступенях музыкального образования - от начального до высшего.
Экспериментальная работа проходила на базе Кемеровского государственного института культуры (1976-1987; 1990-1999), Кемеровского музыкального училища (1978-1987), Детской эстрадно-цирковой школы при Молодёжном центре досуга г. Кемерово (1987-1989) и Джазовой студии при Кемеровском городском Доме Учителя (1994-1996). В среднем в эксперименте принимали участие ежегодно от 10 до 15 групп.
В качестве итогового замера использовались результаты последних пяти учебных лет по всем исследуемым дисциплинам: элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализу музыкальных произведений, полифонии - в области учебной работы; гармонии, анализу музыкальных произведений, полифонии, сольфеджио - в области научно-творческой работы. Каждая дисциплина была представлена одной экспериментальной и одной контрольной группой в учебной работе, а творческие конкурсы, выступления, конференции анализировались отдельно, и в них принимали участие студенты практически всех алгоритмизированных групп.
В процессе многолетней работы по внедрению алгоритмов произошёл отбор наиболее приемлемых для системы музыкального образования форм; были выработаны новые оригинальные алгоритмы, наиболее эффективные при работе с творческими специализациями; произведена классификация используемых нами алгоритмов, в результате которой было выявлено четыре типа: алгоритмы-схемы, алгоритмы математические модели, алгоритмы - опорные сигналы и арт-алгоритмы.
Работа над алгоритмами дала возможность с новой стороны взглянуть на традиционные музыкально-теоретические курсы и сольфеджио, в результате чего сделана попытка оптимизировать их содержание, усилить творческое начало и приблизить учебные курсы к музыкальной практике. Разработанные нами алгоритмы являются базой для создания компьютерных учебных программ, а в настоящее время уже привели к изобретению множества технических устройств, облегчающих учебный процесс и делающих его более привлекательным для обучающихся.
Проведённые нами в 1976-1999 годах исследования в области применения алгоритмов в преподавании музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио позволяют сделать следующие выводы:
1. Алгоритмы не являются узконаправленными приёмами научного исследования и учебного процесса в области точных наук. Они вполне применимы и эффективны в учебном процессе, направленном на воспитание творческого работника.
2.Использование алгоритмов не ограничивается возрастными и образовательными рамками и возможно в музыкальной педагогике на всех специализациях и ступенях обучения.
3. Применение алгоритмов в конечном итоге раскрепощает творческую энергию обучаемых и способствует профессиональному становлению специалистов.
4. Специфика музыки и музыкального образования вызывает к жизни особые формы алгоритмов, ориентированных не на рациональное, а на эмоциональное восприятие обучаемых.
5. Использование алгоритмов в курсах музыкально-теоретических дисциплин особенно действенно, когда они образуют систему и чередуются с творческими заданиями.
Перспективы дальнейшей разработки темы исследования включают:
• совершенствование систематизации алгоритмов, разработку их новых форм;
• завершение работы над учебным пособием «Теория музыки в алгоритмах»;
• продолжение работы над механическими устройствами на основе алгоритмов, создание компьютерных программ;
• введение факультативного курса «Алгоритмы в теории музыки»: в Кемеровском государственном институте искусств и культуры - для студентов дирижёрско-хоровой специализации, получающих квалификацию «преподаватель сольфеджио» и для курсов повышения квалификации; в Кемеровском музыкальном колледже - для специальности «Теория музыки».
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Миронова, Ирина Леонидовна, 1999 год
1. Литература по педагогике и психологии
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования.-М.:ПрометейД990.-188с.
3. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Уч. пос. по курсу педагогики длястуд. высш. муз. уч. зав.-М.Д 981.-80с.
4. Алиев Ю.Б. Основы музыкальных знаний/Программа и методические рекомендации. М.: МП А, 1993. - 59 с.
5. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки.-М.:Просвещение,1978.-175с.
6. Арзаманов Ф.Г. С.И.Танеев преподаватель курса музыкальных форм.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1984.- 96 с.
7. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки//Формирование профес. качеств учителя музыки в сист. высш. пед. образования.-М.:МГОПУ,1994.-С.5-16.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Изд. 2-е/Ред. и вступ. ст. Е.Орловой.- Л.: Музыка, 1973.-144с.
9. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание, 1987.- 78 с.
10. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры музыканта: постановка проблемы//Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб.ст.-Вып.1-П.-М.:МГУК,1998.-.-С.5-16.
11. Ю.Барабошкина A.B. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- Л., 1963.- 43 с.
12. П.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.-Л.:Сов.комп.,1979.-352с.
13. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции.- Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995.- 75 с.
14. Бершадская Т.С. О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах: Метод, пособие.- Л., 1969.- 38 с.
15. Бобылев Л.бДстория и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917). М., 1992. - 160 с.
16. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- 3-е изд.- М.: Музыка, 1978. 87 с.
17. Волынская Ж.А. Исследование возможности и целесообразности программированного обучения элементарной теории музыки: На муз.-пед. фак. инст.: Автореф. дис. . канд. пед. наук/НИИ сод. и методов обучения АПН СССР.- М., 1974.- 26 с.
18. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио.- М.: Музыка, 1975.- 160 с.
19. Ильина Е.Р. Работа студентов музыкального училища на практике по эстетическому воспитанию школьников в процессе преподавания интегрированных курсов искусства//Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб.ст.-Вьш.Ш.-М.:МГУК,1998.-С.115-119
20. Использование технических средств обучения в вузах культуры и искусства: Сб. н. тр.: Вып. 98/Лен. ин-т культ.-Л., 1985.-184 с.
21. Казанцева Л.П. Сравнительный анализ музыкальных произведений: вопросы методики//Вопр. оптим. учебн. проц. в вузе: Сб. тр.: Вып. 125 / РАМ им. Гнесиных.- М., 1993.- С.111-127.
22. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано: Дис. . канд. пед. наук/МГУК.-М.,1998.-130с.
23. Келина H.JL, Волшаник А., Лебец Л. Безмашинное программирование в курсе элементарной теории музыки.-Киев, 1985. 120 с.
24. Коллекция С.И.Танеева. Книги и ноты: Каталог/Науч. муз. биб. им. С.И.Танеева Моск. гос. коне. Отд. редк. изд. и рукоп.; Ред,-сост.: И.В.Брежнева, канд.иск-ния.- 4.1. Книги.- М., 1991.- 127 с.
25. Крылова A.B. Визуальные технические средства и их роль в практике преподавания музыкально-теоретических дисциплин// Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе: Сб. тр.: Вып. 125/РАМ им.Гнесиных.- М., 1993.- С.144-155.
26. Ланге В.К. Словесная интерпретация авторского замысла в музыкальной педагогике//Искусство, наука, техника: пути сопряжения: Тез. докл. к IV Всесоюзн. науч.-практич. семинару: Уфа, 1990.- С.165-167.
27. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении/Под общ. ред. и со вст. ст. Б.Гнеденко и Б.Бирюкова.- М.: Просвещение, 1966.- 487 с.
28. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Для студ. вузов и слу-шат. ин-тов и фак. повыш. квалиф. и переподгот. науч.-пед. кадров.: 2-е изд.- М.: Прометей, 1996.- 462 с.
29. Лобанов П.В. Применение технических средств в музыкальном образовании: Мет. разр./ГМПИ им. Гнесиных.- М., 1971.- 24 с.
30. Миронова И.Л. Алгоритмы в курсах музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио//Проблемы культуры и искусства: Всерос. асп. конф. 23 апр. 1997 г.: тез. выст./Мин-во культ. РФ, СПб гос. акад. культ.) СПб., 1997.- С. 130-132.
31. Миронова И.Л. Диалектический метод анализа и перспективы алгоритмизации вузовского курса анализа музыкальных произведений//Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб.статей.-Вып. IV.- М.: МГУКИ, 1999.- С.109-112.
32. Миронова И.Л. Использование приёмов комбинаторики в курсах музыкально-теоретических дисциплин//Проблемы культуры и искусства: Всерос. асп. конф. 23 апр. 1997 г.: тез. выст./Мин-во культ. РФ, СПб гос. акад. культ.)- СПб., 1997.- С. 129-130.
33. Миронова И.Л. Проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио//Духовные ценности и молодое поколение: Тезисы научно-практической конф. молодых учёных,-М.: МГУК, 1998.- С. 241-242.
34. Миронова И.Л. Самоподготовка в курсе гармонии для специализации ДОэ//Организация и контроль за самостоятельной работой студентов: Метод, рекомендации для преп. и студ. ин-та куль-туры/КГИК.- Кемерово, 1979.- Вып. 7.- С. 112-116.
35. Мясоедов А.Н. Традиции Чайковского в преподавании гармонии: Автореф. дис. .канд. иск./МГК им. Чайк.- М., 1973. 25 с.
36. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М., 1989.- 254 с.
37. Назайкинский Е.В. Музыкознание в микрокосмосе вуза//Сов. музыка.- 1987.- № 9.
38. Назайкинский E.B. О психологии музыкального восприятия.- М., 1972.- 383 с.
39. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие для студентов и преподавателей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- ! 384 с.
40. Рагс Ю.Н. О значении ТСО в системе методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин//Техн. средства в муз. образов.: Сб. тр.: Вып. 39/ГМПИ им.Гнесиных.- М., 1978.- С. 78-85.
41. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки.- М.: Прометей, 1991. 137 с.
42. Сидорова М.Б. Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры//Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб.статей.- Вып. III.- M.: МГУК, 1998.- С.21-28.
43. Степанов A.A. Методика преподавания гармонии: Уч. пособие.-М.: Музыка, 1984.- 135 с.
44. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М., 1981. 192 с.
45. Танкелевич Е. О некоторых приёмах воспитания «мыслящего слуха» на уроках сольфеджио//Вопр. оптимиз. уч. проц. в вузе: Сб. тр.: Вып. 125/РАМ им. Гнесиных.- М., 1993.- С. 128-135.
46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- M.-JL: Музыка, 1947.- 356 с.
47. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.- М.: Интер-пракс, 1994.- 372 с.
48. Черватюк П.А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания: Уч.-мет. пособие.- Краснодар: Кн. изд-во, 1983.- 62 с.
49. Черватюк П.А. О методике преподавания гармонического сольфеджио.- Майкоп: Адыг. отд. Краснодарск. книжн. изд.,1973.-40 с.
50. Шаймухаметова Л.Н., Гвоздева С. Переинтонирование как способ решения элементарных художественных задач в курсе гармо-нии//Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе: Сб. тр.: Вып. 125/РАМ им. Гнесиных.- М., 1993.- С. 26-47.
51. Шамина JI.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.-4-е изд.- М.: Музыка, 1988. 173 с.
52. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка.- М.: Педагогика, 1980.- 96 с.
53. Шаталов В.Ф. Точка опоры.- М., 1987.- 158 с.
54. Шацилло A.C. Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии: Вопр. ист., теор., мет.- М.: Музыка, 1982.- 108 с.1. Литература по алгоритмам
55. Абрамов С.А. Математические построения и программирование/Под ред. С. Лаврова.- М.: Наука, 1978.- 191 с.
56. Агеев М.И. и др. Алгоритмы. (51-100). Под общ. ред. М.И.Агеева. М.: ВЦ АН СССР, 1966.- Ю7с./Общ.вопр.програм-ния.-Вып.З.
57. Алгоритмические модели в автоматизации исследований: Сб. статей./АН СССР, Ленингр. НИ ВЦ; [Отв. ред. В.М.Пономарёв]. -М.: Наука, 1980.- С. 124-129: Шнейдеров B.C., Наудшус Ф. Машинная графика многомерных экспериментальных данных.
58. Алферова З.В., Дробин C.B. Основы алгоритмизации: Уч. пособие. М.: МЭСИ, 1985.- 83 с.
59. Блох А.Ш. Граф-схемы и алгоритмы: Уч. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов.- Минск: Вышэйш. шк., 1987.- 141 с.
60. Колмогоров А.Н. Алгоритм, информация, сложность.- М.: Знание, 1991.- 43 с.(Новое в жизни, науке, технике. Математика, кибернетика; 1/1991).
61. Криницкий H.A. Алгоритмы вокруг нас.- 2-е изд.- М.: Наука, 1984.- 223 е.- (Пробл. науки и техн. прогресса, ПНТП).
62. Успенский В.А. Алгоритм//Болыпая сов. энцикл. в 30 т./Гл. ред. A.M.Прохоров.-3 изд.-М.:Сов. энцикл.,1970-1980.-Т.1.-С.400.
63. Успенский В.А., Семёнов А.Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения.- М.: Наука, 1987.- 288 с.
64. Ширяев В.Д. Основы алгоритмизации: Уч. пособие.- 2-е изд.-Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993.- 171 с.
65. Музыковедческая литература
66. Агажанов А.П. Двухголосные диктанты Уч. пособие для консерваторий и муз. училищ. 2-е изд.- М., 1962.- 71 с.
67. Александрова JI.B. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект.- Новосибирск, 1995.- 372 с.
68. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии.- М.: Музыка, 1976.- 248 с.
69. Алексеев Б.К. и др. Систематический курс муз. диктанта. Изд. 3-е.- М.: Музыка, 1991.- 222 с.
70. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. Пособие по слуховому анализу. Для муз. вузов и училищ. -Изд.3-е -М.: Музыка, 1975.-335 с.
71. Алексеев Б.К. Этюды по сольфеджио. Уч. пособие для старших курсов муз. училищ и муз. вузов.- М., 1990.- 51 с.
72. Анализ музыкальных произведений: Программа для вокальных факультетов музыкальных вузов/Сост.Н.Кузьмина.-М.,1988.-34с.
73. Анализ музыкальных произведений: Программа-конспект для ИТК факультетов музыкальных вузов/Под общ. ред. В.А.Цукке-рмана и Е.В.Назайкинского.-Раздел I.- М., 1977,- 96 с.
74. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.:Музыка,1971.-376с.
75. Берков В.О. Гармония: Учебник для муз. вузов.-Изд.2-М.Д970.-665с.
76. Берков В.О. Учебник гармонии Римского-Корсакова: Значение, теоретические основы, методика: Очерк,- М.: Музгиз, 1953.- 72 с.
77. Берков В.О., Степанов АА Задачи по гармонии.-М.:МузыкаД973.-126с.
78. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии.-Изд.2.^Л.:Музьжа,1985.-222с.
79. Блок В.М. Ладовое сольфеджио.-М.: Сов. композитор, 1987.-88с
80. Блюм Д.А. Гармоническое сольфеджио с приложением трёхголосных гармонических последовательностей для сольфеджирова-ния. Уч. пособие.- М.: Сов. комп., 1991.- 78 с.
81. Блюм ДА. Трёхголосные диктанты. Уч.пос.-М.:Композитор,1992.-6Зс.
82. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы.-М., 1978.- 331 с.
83. Бычков Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии: Уч. пособие /РАМ им. Гнесиных.- М., 1993.- 62 с.
84. Бычков Ю.Н., Глядешкина З.И. Ладовая организация и композиционная структура музыкальных произведений в теории Б. Яворского/ГМПИ им. Гнесиных.- М., 1984.- 53 с.
85. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: Учебник.- 8-е изд.- М.: Музыка, 1983.- 224 с.
86. Виноградов Г.В., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки.- М.: Сов. комп., 1991.- 192 с.
87. Гарбузов H.A. Избранные труды//Н.Гарбузов музыкант, исследователь, педагог.- М., 1980.- С. 49-270.
88. Гармония. Программа для культурно-просветит. факультетов институтов культуры/СостА.В.Гусева,А.Д.Варфояомос.-М.,1985 .-37с.101 .Гармония. Программа для музыкальных вузов по специальности «музыковедение»/Сост. С.С.Григорьев.- М., 1989.- 35 с.
89. Юб.Глядешкина З.И. Хрестоматия по гармоническому анализу на материале музыки советских композиторов.-М.:Музыка,1985.-240с.
90. Горват И., Вассербергер И. Основы джазовой интерпретации. -Киев, 1980.- 119 с.
91. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии: Учебник.- М.: Музыка, 1981.- 479 с.
92. Григорьев С.С., Мюллер Т.Ф. Учебник полифонии.-М., 1985 -304с.
93. Ю.Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию: Уч. пособие.- М.: Музыка, 1984.- 256 с.
94. Должанский А.Н. Краткий курс гармонии для любителей музыки и начинающих профессионалов.- M.-JL: Музыка, 1966.-163с
95. Дощечко H.A. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: Уч. пособие.- М., 1983.- 79 с.
96. ПЗ.Дубовский И.И. Пяти-девятиголосие в курсе гармонии.- М.: Музыка, 1970.- 282 с.
97. Дубовский И.И., Евсеев C.B., Способин И.В., Соколов В.Г. Учебник гармонии.- 9-е изд.- М., 1984.- 454 с.
98. Дьячкова Л.С. Гармония в музыке XX века: Уч. п.- М., 1994.- 144 с.
99. Пб.Задерацкий В.В. О новой функции мелоса и комплементарносонорной полифонии//Музыкальный современник: Сб. статей/ Сост. Зив С.С.- Вып. 5.- М.: Сов. композитор, 1984,- С. 18-56.
100. Зак В.И. О мелодике массовой песни: Опыт анализа.-М.,1979.-354с.
101. Зелинский В.Н. Курс гармонии в задачах: Диатоника: Уч. пособие. М.: Музыка, 1971.- 289 с.
102. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Трёхголосное сольфеджио Уч. пособие для муз. училищ.- М.: Музыка, 1967.- 138 с.
103. Карастоянов А. Полифоническая гармония: Гармония в практике композитора/Пер. с болг. Г.Стояновой и К.Савченко; общ. ред. С.С. Скребкова.- М.: Музыка, 1964.- 160 с.
104. Кириллова В.А., Попов B.C. Сольфеджио: Ч. I.- 2-е изд. (Для студентов муз. вузов (дир. хор.).- М.: Музыка, 1986.- 288 с.
105. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века/Общ. ред. и комментарии Ю.Н.Parca, Ю.Н.Холопова; перевод с чешского К.Н. Иванова.- М.: Музыка, 1976.- 367 с.
106. Конен В.Д. Рождение джаза.- М.: Сов. комп., 1984.- 306 с.
107. Копелевич Б.Г. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз.- М.: Музыка, 1990.- 222 с.
108. Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Элементарная теория музыки. -3-е изд.- М.: Музыка, 1983.- 300 с.
109. Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии XX века: Исследование.- М: НТЦ «Консерватория», 1994.- 282 с.
110. Курс теории музыки/Авторы:Т.С.Бершадская,Л.М.Масленкова, Б А.Незванов и др.; общ. р ед. A JI .О стров ского. -М.: Музыка ,1978.-146с.
111. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера.- М., 1975.- 551 с.
112. Ладухин Н.М. Двухголосное сольфеджио в ключах "до": Уч. пособие.- М.: Музыка, 1988.- 64 с.
113. Ладухин Н.М. Одноголосное сольфеджио.-М.:Музыка,1988.~ 32с.
114. Ладухин Н.М. 1000 примеров муз. диктанта на 1, 2 и 3 голоса: Пособие к систематич. развитию слуха.-М.:Музыка, 1986.-88 с.
115. Ланге В.К. О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных произведений//Вопросы оптимизации учебного проц. в вузе: Сб.тр.: Вып.125/РАМ им.Гнес.-М.,1993.-С.97-110.
116. Леонова Е.А. Полифоническое сольфеджио. Уч. пособие/Под ред. Л.М. Масленковой.- Л.: Музыка, 1990.- 63 с.
117. Лопатина И.О.Сборник диктантов: Одноголосие и двухголосие: уч. пособие.- М.: Музыка, 1985.- 128 с.
118. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.-М.:Сов.комп.,1991.-375с.
119. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии.- М.: Музыка, 1972.- 611 с.
120. Мазель ЛА. Строение музыкальных произведений.-М., 1986.-527с.
121. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1967.- 752 с.
122. Максимов С.Е. Сольфеджио для вокалистов.-М.:Музыка,1984.-254с.
123. Максимов С.Е. Упражнения по гармонии на фортепиано: Уч. пособие для консерваторий и муз. училищ: С предисл.: В 3 ч.-М.: Музыка, 1977.- 288 с.
124. Медушевский В.В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке//Вопросы музыкальной формы. М.: Музыка, 1967.- Вып. I.- С. 151-180.
125. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей//Музыкальный современник: Сб. ст. / Сост. Зив С.С.- Вып. 5.- М.: Сов. комп., 1984.- С. 5-17.
126. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976.- 254 с.
127. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование.- Л., 1982,- 144 с.
128. Миронова И.Л. Вопросы симметрии в музыке//Тез. докл. конф. мол. учён. Лен. р-на/КГИК.- Кемерово, 1985.- С. 10-13.
129. Мутли А.Ф. Сборник задач по гармонии. 3 изд.-М.,1959.-126с.
130. Мюллер Т.Ф. Гармония:Учебник.-Зизд.- М.:Музыка,1982.- 288с
131. Мюллер Т.Ф. Полифонический анализ.- М., 1964.- 238 с.
132. Мюллер Т.Ф. Полифония.- М.: Музыка, 1989.- 335 с.
133. Мясоедов А.Н. Задачи по гармонии. М.: Музыка, 1994.-111с.
134. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1980.- 319 с.
135. Незван)в Б А Интонирование в курсе сольфеджио.-Л.:Музь1ка,1985.-184с.
136. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.- 302 с.
137. Островский А.Л. и др. Сольфеджио.-Вып.2 -М.:Сов.комп.,1977.-171 с.
138. Островский А.Л. Учебник сольфеджио для муз. училищ и консерваторий. Вып. IV.- Л.: Музыка, 1978.- 190 с.
139. Паисов Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века.- М.: Сов. комп., 1977.- 390 с.
140. Пашинян Э.Р. Учебник гармонии: Расшир. Автореф. учеб., предст-мого на соиск. уч. степ. канд. иск-ния.- Ереван,1968.- 39с.
141. Полифония: Программа для специальности № 2112 "Культурно-просветительная работа" ин-тов культуры.- М., 1986.- 14 с.
142. Потоловский Н. Курс элементарной теории музыки в форме упражнений, вопросов и ответов,- М.: Гутхейль, 1917.- Ч. 1. Упражнения, вопросы.- 148 е.- Ч. 2. Ответы.- 150 с.
143. Практикум по программированному обучению элементарной теории музыки: Для студентов дневного и заочного отделений институтов культуры/Моск. гос. инст. культуры; сост. М.Т.Кар-тавцева.- М., 1979.- 4.1: Лады.
144. Привано Н.Г. Хрестоматия по гармонии. Ч.1.- Л., 1967.- 283 е.; Ч.2.- М., 1970.- 262 е.; Ч.З.- М., 1972.- 269 е.; 4.4- М., 1973.-239 с.
145. Протопопов В.В. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVII веков: Хрестоматия.- М.: Музыка, 1980.- 240 с.
146. Пустыльник И.Я. Принципы ладовой организации в современной музыке.- JI.: Сов. комп., 1979.- 188 с.
147. Римский-Корсаков H.A. Практический учебник гармонии / Ред. M.О.Штейнберга.- Изд 19-е. М.: Музгиз, 1956.- 172 с.
148. РучьевскаяЕ.А Функции музыкальной темы.-Л.:Музыка,1977.-154с.
149. Ручьевская Е.А. «Строение музыкальной речи» Тюлина и проблемы музыкального синтаксиса//Традиции музыкальной науки/ Сб. исслед. ст. ЛОЛГК- Л.: Сов. комп., 1989.- С. 26-44.
150. Симоненко B.C. Мелодии джаза. Антология.- 3-е изд.- Киев: Музычна Украина, 1976.- 318 с.
151. Скребков С.С. Учебник полифонии.- М.: Музыка, 1982.- 268 с
152. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.- 448 с.
153. Скребкова О.Л., Скребков С.С. Практический курс гармонии (Учебник для вок. фак-тов консерваторий).- М., 1952.- 200 с.
154. Скребкова О.Л., Скребков С.С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- Изд. 5-е.- М., 1978.- 288 с.
155. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: Исслед.-М.,1985.-285с.
156. Сладков П.П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио." Ч. I. Диатоника.- М., 1994.- 142 е.; Ч. II. Альтерац. лады, особые диатонические и модуляции.- М., 1994.- 197 с.
157. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исслед.- М.: Музыка, 1990.- 320 с.
158. Сольфеджио: Двухголосие. Трёхголосие. Изд. 7-е / Сост. Спо-собин И.В.- М.: Музыка, 1991.- 135 с.
159. Сольфеджио: Часть 2. Двухголосие / Сост. Б.В.Калмыков и Г.А.Фридкин.- М.: Музыка, 1988.- 110 с.
160. Способин И.В. Лекции по курсу гармонии/В литературной обработке Ю.Н.Холопова.- М.: Музыка, 1969.- 217 с.
161. Способин И.В. Музыкальная форма.- М.: Музыка,1984.- 400с.
162. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для муз. училищ.- 8-е изд.- М.: Музыка, 1985.- 199 с.
163. Степанов A.A. Гармония.- М.: Музыка, 1971.- 238 с.
164. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма/Ред. С.С. Богатырёва.- М.: Гос. муз. изд-во, 1959.- 383 с.
165. Тараева Г. О построении теории музыкального языка//Музы-кальный язык в контексте культуры: Сб. тр.: Вып. 106//ГМПИ им. Гнесиных.- М., 1989.- С. 5-22.
166. Тараканов М.Е. Новая тональность в музыке XX века//Проб-лемы муз. науки: Сб. ст.- Вып. 1.- М.: Сов. комп., 1972.- С. 5-35.
167. Тимофеев H.A. Превращаемость простых канонов строгого письма.- М.: Сов. комп., 1981.- 133 с.
168. Точные методы и музыкальное искусство: Тезисы.- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского гос. ун-та, 1972.- 248 с.
169. Трёхголосные диктанты из художественной лит-ры/Сост. Т.Ф. Мюллер. Изд. 3-е.- М.: Музыка, 1989.- 111 с.
170. Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии.- Изд. 3. -М.: Музыка, 1978.- 164 с.
171. Тюлин Ю.Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. Ч. 2.- М.: Музыка, 1980.- 158 с.
172. ТюлинЮ.Н. Натуральные и альтерационные лады -М.:Музыка, 1971.
173. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: В 2 т.-T.l. Муз. фактура.- М.: Музыка, 1976.- 164с.
174. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Задачи шгармонии.-М.:Музыка,1966.-260с.
175. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Теоретические основы гармонии: Уч. пособие.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1965.- 265 с.
176. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии. Изд. 3-е.- М.: Музыка, 1986.- 478 с-.
177. Фраёнов В.П. Учебник полифонии.- М.: Музыка, 1987.- 207 с.
178. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте.- 6-е изд.- М., 1981.- 268 с.
179. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио.- М.: Музыка, 1982.- 128 с.201 .Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки: Уч. пособие.- Изд. 7-е.- М.: Музыка, 1973.- 284 с.
180. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс.- М., 1988.- 510 с.
181. Холопов Ю.Н. Задания по гармонии: Уч. пособие для студентов комп. отд. ИТК фак-тов муз. вузов.- М., 1983.- 282 с.
182. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии.- М., 1974.- 285 с.205 .Холопов Ю.Н. Три предмета три науки//Совр. тенд. в организации высшего музыкального образования: Сб. тр.: Вып. 93 /ГМПИ им. Гнес.; отв. ред. Е.Макуренкова.- М., 1987.- С. 38-55.
183. Холопова В.Н. Мелодика.- М., 1984.- 89 с.
184. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк.-М.:Музыка,1980.-71с.
185. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм: Науч.-метод, очерк.- М.: Музыка, 1983.- 88 с.
186. Холопова В.Н. О природе неквадратности//0 музыке. Проблемы анализа/Сост. В.П.Бобровский и Г.JI.Головинский.- М.: Сов. комп., 1974.- С. 73-106.
187. Холопова В.Н. Фактура: Очерк.- М.: Музыка, 1979.- 87 с.
188. Цуккерман В.А. Под критическим углом зрения//Музыкаль-ный современник: Сб. статей/Ред. Л.В.Данилевич., В.В.Задера-цкий, В.И.Зак; Сост. С.С.Зив.- М.: Сов. комп., 1983.- С. 304-327.
189. Цуккерман В,А. Теория музыки и воспитание исполнителя// Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды.- М.: Музыка, 1975.- С. 351-408.
190. З.Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии.- Изд-во П. Юргенсона, 1902.- 151 с.
191. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма.- В 2-х ч.- М.: Сов. комп., 1990.- 120 е., 320 с.
192. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе.- Изд. 3-е.- М., 1988.- 152 с.
193. Шаймухаметова Л.Н. Некоторые возможности семантического метода в музыкальном анализе//Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика. Сб. тр.: Вып. 90/ГМПИ им. Гнеси-ных.- М., 1987.- С. 83-102.
194. Шеломов Б.И. Импровизация на уроках сольфеджио.- Л.: Музыка, 1977. С. 29-79.
195. Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу.-М.: Музыка, 1991.- 156 с.
196. Шуранов В. Художественное противоречие в музыке как фактор формирования исполнительской интерпретации//Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе: Сб. тр.: Вып. 125 / РАМ им. Гнесиных.- М., 1993.- С. 14-25.
197. Эстрадная гармония: Программа курса: Специальность: 051300 «Музыкальное искусство эстрады »/Сост. В.И.Быков.- СПб., 1996. 6 с.
198. Юсфин А.Г. Сольфеджио на материале советской музыки.- М.-Л.: Сов. комп., 1975.- 79 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.