Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Эдуардова, Ирина Борисовна

  • Эдуардова, Ирина Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 196
Эдуардова, Ирина Борисовна. Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Эдуардова, Ирина Борисовна

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки использования интонационного анализа в процессе музыкально-исторической подготовки учителя музыки

1.1. Интонационная теория Б.В. Асафьева и ее значение для развития музыкознания и музыкальной педагогики.

1.2. Современное состояние музыкально-педагогического образования и роль курса истории музыки

1.3. Интонационный анализ: сущность, специфика и условия применения в курсе истории музыки.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 142 2.1. Задачи, этапы и результаты экспериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами»

Актуальность исследования. В настоящее время проблема высшего образования в России находится под пристальным вниманием общественности: открытое обсуждение в прессе, выход научных книг и статей, разработка образовательных концепций, подготовка учебных программ и т.д.

В связи с этим современные требования к уровню и качеству образования вызывают необходимость в изменениях и дополнениях традиционной методики высшего музыкального образования. Создание новых нетрадиционных форм образования и использование инновационных систем в определенной степени решают встающие перед современной педагогикой проблемы.

В последние годы сделаны важные шаги в направлении осмысления концепции музыкально-исторического образования в высшей школе. В числе авторов, которые обращались к проблеме подготовки педагогов-музыкантов, можно назвать: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксину, Л.Г. Арчажникову, Ю.Б. Алиева, Б.Ш. Бонфельда, И.Н. Немыкину, Т.А. Колышеву, Л.А. Рапацкую, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина и др. В этих работах выдвигаются разнообразные концепции музыкально-педагогического образования. Их реализация на практике предполагает достаточно высокий уровень музыкально-исторической подготовки будущих учителей музыки. Данную функцию в настоящее время выполняет курс истории музыки: зарубежной, русской, современной и отечественной.

Учебный курс истории музыки в высшей школе отличается обобщенностью знаний по истории становления и развития зарубежной и отечественной музыкальной культуры, он нацелен на формирование у студентов представлений о разнообразных творческих школах и композиторских индивидуальностях. Освоение данной дисциплины предполагает тесные межпредметные связи с параллельными музыковедческими дисциплинами: гармонией, сольфеджио, анализом музыкальных произведений, полифонией.

Однако, практика показала, что в преподавании курса истории музыки в музыкально-педагогическом вузе имеется ряд нерешенных проблем. К ним можно отнести использование устаревших методов обучения, а именно: технологических и описательных анализов музыкальных произведений, пассивного репродуцирования материала, различный уровень развития музыкально-слуховых и исполнительских навыков большинства студентов, обучение в малые сроки в условиях больших групп, неумение анализировать музыкальное произведение с позиций стилевой типологии в процессуально-историческом аспекте и применять интонационный анализ в качестве специфической музыкально-аналитической деятельности и метода обучения.

Существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к выпускникам музыкально-педагогических факультетов, и изначально низким уровнем музыкально-исторических знаний и умений студентов заставляет искать методы освоения курса истории музыки, которые позволили бы активизировать познавательный процесс, способствующий формированию творческой активности и профессиональной заинтересованности будущих учителей. В числе таких методов мы выделяем интонационный анализ, который рассматривается нами как универсальный способ и как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений. В контексте проблемы нашего исследования мы рассматриваем интонационный анализ как специфическую музыкально-аналитическую деятельность, способствующую формированию профессиональных музыкально-исторических знаний и умений будущих педагогов-музыкантов, основанную на взаимосвязанных компонентах, а именно: целостном восприятии произведения в единстве формы и содержания; дифференциации интонационного строя музыкального произведения для осмысления его образов; оперировании музыкально-смысловыми представлениями; синтезе и обогащении воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

В основе интонационного анализа лежит теория Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, как «искусстве интонируемого смысла». Между музыкальным образом и интонационной природой музыки, между содержанием произведения и его интонационным воплощением существует нерасторжимое единство: «Мысль, интонация, формы музыки, писал Б.В. Асафьев, все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией, интонируется, интонационный строй музыкального произведения, рассматриваемый в историческом аспекте, служит своего рода «индикатором» художественного мышления той или иной эпохи». Теория Б.В. Асафьева является фундаментальным основанием развития музыковедческой науки в XX веке, однако теоретические положения асафьевского учения не нашли достаточного применения в практике подготовки учителя музыки, в том числе в сфере музыкально-исторического образования в высшей школе.

Совершенствование методов преподавания истории музыки позволило нам выделить интонационный анализ как способ освоения музыкальных произведений, направленный на выявление смысла через призму интонационного «ядра» гармонии, лада, ритма и т.д.

Интонационный анализ выявляет в музыкальном произведении историко-стилевые закономерности художественного мышления эпохи и стиля, соединяет исторический подход с логическим, развивает навыки музицирования в стилях, сочинении, импровизации, формирует знания о стилях, стилевых системах, их истоках и исторических связях. Под историко-стилевыми закономерностями мы понимаем:

1.Осознание места данного произведения в контексте музыкальной культуры той или иной эпохи;

2.Выявление роли данного сочинения в эволюции творчества композитора;

3.Определение смысловой сущности содержательных особенностей стиля анализируемого сочинения с позиции понимания музыки как искусства «интонируемого смысла».

Применение интонационного анализа позволяет вырабатывать умения обобщать, сравнивать, систематизировать, актуализировать музыкально-исторические знания, а главное, формировать более глубокое понимание сущности музыкально-исторических процессов.

Изучение состояния музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза показало, что интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, не находит должного применения в педагогической практике по ряду причин, связанных, прежде всего, с недостаточной разработанностью теории и методики применения данного вида анализа в учебном процессе.

Педагог-музыкант должен обладать музыкально-интонационным, теоретическим и историческим мышлением, комплексом музыкально-исторических знаний, в совершенстве владеть методикой интонационного анализа, это является главным условием качественной подготовки учителя истории музыки, предназначенной для подготовки: лекций, бесед, исполнения, работе над анализом произведений и фундаментом верной интерпретации стилевых особенностей музыки.

Задача воспитания студентов-музыкантов решается путем вовлечения их в активные музыкально-исполнительские формы деятельности и углубленным изучением дисциплин музыкально-исторического цикла. Однако гарантом успешности решения этих задач является и формирование музыкально-исторического мышления, и включение культурологических знаний в курс истории музыки.

Функцию подготовки студентов к такому качественному музыкально-историческому обучению выполняет учитель истории музыки, который обязан на современном этапе владеть огромным потенциалом знаний по музыкальному просвещению и образованию, музыкально-исполнительской деятельности, музыкальной эстетике, педагогике, психологии, всеобщей истории музыки, истории отдельных национальных культур и др. Помимо решения профессиональных задач учитель истории музыки решает воспитательные - формирует историческое мировоззрение, развивает художественный вкус, творчески-активное мышление, эмоционально-оценочное отношение к музыкальным произведениям, так как музыкально-исторические знания нужны и музыкальному критику, и музыкальному исполнителю, и музыканту-педагогу.

Вместе с тем в музыкально-историческом образовании студентов ясно обозначилась «проблемная ситуация», вызванная противоречиями между насущной потребностью школ, училищ, вузов в таких специалистах, владеющих методами музыкально-исторической подготовки студентов и отсутствием профессионального организованного обучения студентов на музыкально-историческом факультете.

К сожалению, специалистов-профессионалов, владеющих комплексом музыкально-исторических знаний и умений, не так много. Педагога-музыканта, учителя истории музыки не могут заменить выпускники консерваторий, владеющие узконаправленными знаниями по истории музыки, гармонии, сольфеджио, полифонии и т.д., не учитывающих специфику работы в музыкально-педагогическом вузе.

Следствием возникновения противоречия является неудовлетворительное состояние практики преподавания истории музыки в вузе. Как показали наши наблюдения, преподаватели пользуются устаревшими методами преподавания: технологическими и описательными анализами, академическими способами ведения курса, пассивного репродуцирования материала, которые не подходят для современного студента.

Преподавание истории музыки в музыкально-педагогическом вузе имеет свои особенности к числу которых относятся: низкий музыкально-слуховой багаж студентов, Я«умение вникнуть в суть таких научных категорий как «интонация», «интонационный анализ», раскрыть их суть и связать их с общим развитием культуры, слабое владение теоретическими понятиями, слабые знания в области других смежных искусств, слабое владение музыкально-исполнительскими навыками. Преподавание курса в вузе ведется в условиях: больших групп, затрудняющих контроль за качеством музыкальной деятельности студентов; малые сроки обучения.

Причины следует искать в самой дисциплине, интегративной, многогранной, сложной по содержанию для любого педагога, в ней четко не определены цели и задачи музыкально-исторической подготовки студентов, все это сказалось на недостаточном методическом обеспечении: к настоящему времени учебников, методических рекомендаций и разработок в помощь педагогу и студентам создано очень немного.

Педагогическая деятельность преподавателя истории музыки в вузе является сложной, она требует знаний по огромному числу дисциплин: гармонии, полифонии, всеобщей истории музыки, музыкальной психологии и педагогике, музыкальной эстетике, так и умения «встраивать» принципы, цели, технологии преподавания в общую систему дисциплин музыкально-исторической направленности.

В числе таких авторов, которые обращались к проблеме преподавания истории музыки можно назвать: В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Е.М. Орлову, Е.А. Ручьевскую, В.Н. Холопову, Ю.Н. Холопова, Л.А. Рапацкую, М.К. Михайлова, С.С. Скребкова, Б.Ш. Бонфельда, М.И. Ройтерштейна и др.

Проблемам культурологических оснований содержания обучения посвящены работы: JI.A. Рапацкой, Л.Г. Емоноховой, Т.Н. Баклановой, Н.И. Киященко, В.Г. Маранцмана, Ю.А. Солодовникова, И.А. Химик, Е.Н. Ценковой, Н.М. Сокольникова и др.

Не меньшее значение для педагогической науки имеют психолого-педагогические работы, раскрывающие концепцию музыкально-исторического образования в высшей школе: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Гродзенской, Г.М. Цыпина, В.Н. Щацкой, Т.Я. Шпикаловой, Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, Л.А. Рапацкой и др. Кроме того, огромное значение имеют концепции русских и зарубежных философов XVIII-XIX веков о сущности музыкального искусства: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта, И.В. Гегеля, А.Н. Серова и др.

Интонационный анализ при изучении истории музыки выступает как способ разбора произведения, направленный на всестороннее рассмотрение интонационной системы сочинения: «интонационных единиц стиля», их взаимодействия, «переинтонирования» и т.д., в глубокой взаимосвязи с воплощенным композитором смыслом. Интонационный анализ требует неизбежно детального рассмотрения системы музыкальных образов, вместе с тем нацелен в нашей методике на раскрытие стилевых особенностей творчества того или иного композитора, постижение музыкально-исторических закономерностей, выявление «интонационно-смысловых единиц стиля». Однако интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, в подготовке музыкантов профессионалов, не получил до настоящего времени должной разработки и применения в системе подготовки музыкально-педагогических кадров.

Интонационный анализ — это специфическая музыкальная деятельность, которая представляет собой процесс, включающий ряд взаимосвязанных компонентов, а именно: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, дифференциацию интонационного строя музыкального произведения «ли произведений» для осмысления системы его образов, оперирование музыкально-смысловыми представлениями: звуковысотными, ритмическими, темповыми, тембровыми и т.д., в целях выявления взаимосвязей интонаций, прослеживания за «переинтонированием» /Б.В. Асафьев/ материала и его логикой в форме, синтез и обобщение воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

Все сказанное предопределило выбор проблемы исследования, которая заключается в изучении теоретических и методических основ использования интонационного анализа в процессе освоения курса истории музыки студентами-музыкантами. Основанием для выбора проблемы данного исследования является анализ содержания предмета истории музыки и его методов преподавания, включающих интонационный анализ как средство освоения стилевых закономерностей зарубежной музыки. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.

Объект исследования - процесс музыкально-педагогической подготовки студентов-музыкантов в музыкально-педагогическом вузе.

Предмет исследования - педагогические условия и методы использования интонационного анализа как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами музыкально-педагогических вузов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональная подготовка студентов - музыкантов к освоению историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений будет проходить более успешно, если:

- рассматривать интонационный анализ как один из ведущих способов освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений;

- структурировать учебный материал курса истории музыки в опоре на специфику интонационного мышления в ту или иную эпоху;

- применить специальные методы обучения на основе интонационного анализа: метод поиска культурной «доминанты» эпохи (J1.A. Рапацкая), метод «эмоциональной» драматургии (Э.Б. Абдуллин), метод музыкально-исторических интеллектуальных упражнений, метод «обобщения через жанр и стиль», метод сопоставления по принципу контраста и общности, которые будут способствовать изучению историко-стилевых закономерностей произведений, освоению музыкально-исторических знаний, формированию музыкально-аналитических умений в процессе активной творческой деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Охарактеризовать сущность и особенности категории интонационного анализа, определить ее значение и возможность применения в качестве специфического вида музыкально-аналитической деятельности студентов.

2. Выявить предпосылки и разработать теоретические основы использования интонационного анализа в курсе истории музыки.

3. Разработать педагогические условия и методы внедрения интонационного анализа в процесс изучения курса истории музыки как наиболее эффективного средства освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- исследования отечественных и зарубежных ученых о сущности музыки, как искусства «интонируемого смысла»: Б.В. Асафьев, Э. Курт, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский и др.;

- музыковедческие исследования, в которых раскрываются вопросы интонационного анализа /Б.В. Асафьев, J1.A. Мазель, В.А. Цуккерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.А. Ручьевская, Е.М. Орлова, В.Н.

Холопова, JT.A. Рапацкая, Ю.Н. Холопов, В.П. Бобровский, С.С. Скребков, Б.Л. Яворский, М.К. Михайлов, Б.Ш. Бонфельд, М.И. Ройтерштейн и др./;

- исследования по культурологии /JI.A. Рапацкая, С.С. Аверинцев, Ю.М. Борев, И.А. Ильин, М.М. Бахтин,М.С. Каган, Ю.М. Лотман, И.В. Кондаков, B.C. Библер, Д.С. Лихачев и др./;

- психолого-педагогические исследования о деятельности человека: В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.;

- труды по проблеме подготовки специалиста в системе высшего образования: В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, И.Я. Огородников, В.А. Сластенин и др.;

- работы по проблеме подготовки учителя музыки: Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, А.Ю. Гончарук, Л.А. Рапацкая, Г.Т. Стулова, Г.М. Цыпин и др.;

- музыковедческие исследования по теории целостного интонационного анализа: Б.В. Асафьев, В.Л. Бобровский, Б.Ш. Бонфельд, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.К. Михайлов, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман и др.;

- исследования по истории музыки и культурологии: B.C. Библер, М.М. Бахтин, Р.И. Грубер, М.С. Друскин, М.С. Каган^М.И. Киященко, Т.Н. Ливанова, Л.А. Рапацкая, М.Е. Тараканов и др.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, музыковедческой, философско-эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы;

- изучение методической литературы, действующих учебных программ по курсу истории музыки;

- анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

- теоретическое моделирование;

- анализ собственного педагогического опыта;

- педагогический эксперимент, включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составило музыкальное отделение Забайкальского государственного педагогического университета. Экспериментом было охвачено более 200 студентов, из них 21 студент иностранной группы Цицикарского педагогического университета (Китайская Народная Республика).

Этапы исследования:

Первый этап /1999 — 2000 гг./ - поисково-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой, искусствоведческой литературы, определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования, наблюдение и обобщение опыта работы со студентами на музыкальном отделении, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап /2000 - 2001 гг./ - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения интонационному анализу студентов-музыкантов, изучающих курс истории музыки.

Третий этап /2002 - 2002 гг./ - подведение итогов эксперимента и обобщение результатов работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- проблема освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений на основе интонационного анализа в процессе подготовки будущих учителей музыки впервые явилась предметом специального научного исследования;

- сформулировано определение интонационного анализа в контексте задач профессиональной подготовки студентов в курсе истории музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- получено подтверждение теоретического положения о том, что освоение истории музыки на основе интонационного анализа как специфического вида музыкально-аналитической деятельности способствует формированию творческой активности студентов, их ценностных ориентаций и общей музыкальной культуры;

- разработан и экспериментально проверен комплекс специальных методов обучения, в курсе истории музыки обеспечивающих освоение историко-стилевых закономерностей произведения на основе интонационного анализа. Среди которых: метод поиска культурной доминанты эпохи, .метод эмоциональной драматургии, метод музыкально-исторических интеллектуальных упражнений, метод обобщения через жанр и стиль, метод сопоставления по принципу контраста и общности.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов подтверждается возможностью их широкого применения в деятельности высших учебных музыкально-педагогических заведений. Автором разработаны и опубликованы программы курса истории музыки, разработаны формы и методы его преподавания: семинары, лекции, индивидуальные задания, вопросы, анкеты, тесты и пр., учебно-методические пособия. На основе данных, полученных в ходе исследования проблемы интонационного анализа, создан и апробирован курс истории музыки, внесены существенные коррективы в методику преподавания этого предмет. Создан методический инструментарий для занятий: нотные хрестоматии, записи музыкальных произведений, списки литературы для чтения и конспектирования. Материалы исследования могут быть использованы в рамках лекционных курсов и практических занятий на музыкальных отделениях педагогических вузов, а также для совершенствования системы подготовки среднего и вышестоящего звена педагогического образования.

Достоверность исследования обеспечена опорой на обширный круг научно-теоретических трудов российских и зарубежных авторов-педагогов, философов, музыковедов и пр. обоснованность результатов подтверждена данными опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию. В ходе работы использовались разнообразные методы исследования, адекватные его целям и задачам. Внедрение результатов диссертационного труда, подтвердившее его достоверность, осуществлялось в 1999 — 2002 гт., экспериментальной базой явилось музыкальное отделение Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Интонационный анализ в условиях освоения курса истории музыки является специфическим видом профессиональной деятельности, составляющими которого в условиях освоения курса истории музыки являются:

- знание об интонационной природе музыки и соотносимости содержательно-смысловых и формообразующих сторон музыкальных произведений;

- умение выявлять основополагающие смысловые «единицы» музыкальных произведений, являющихся доминантными для данного композитора;

- умение сопоставлять интонационный строй произведений разных авторов, относящихся к одному творческому направлению или школе;

- умение соотносить анализируемые музыкальные произведения с «интонационным словарем эпохи» и со стилем эпохи (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм).

2.Освоение историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений осуществляется при: а) структурировании учебного материала вокруг стилеобразующих и жанрово-обобщающих тем курса истории музыки; б) выявлении интонационного смысла музыкальных произведений, относящихся к конкретному историческому стилю; осуществлении межпредметных связей курса истории музыки с курсами анализа музыкальных произведений, гармонией, полифонией и др.

3. Комплекс специальных методов обучения, связанный с использованием интонационного анализа и обеспечивающий развитие исторического мышления, способствующий формированию музыкально-аналитических навыков и творческого потенциала студентов-музыкантов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает 155 наименований. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки использования интонационного анализа в курсе истории музыки студентами-музыкантами. Вторая глава посвящена выработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное применение интонационного анализа при освоении курса истории музыки, а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Эдуардова, Ирина Борисовна

Заключение

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения теоретических и методических основ интонационного анализа в процессе освоения курса история музыки студентами музыкально-педагогических вузов позволило сделать следующие выводы;

1.Категория интонационного анализа является специфическим видом музыкально-аналитической деятельности, составляющими которой в контексте музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов является изучение всех элементов музыкальной речи, комплексное интегративное исследование противопоставленное разбору отдельных частей и рассмотрению отдельно взятой стороны произведения, единство формы и содержания как целостного феномена, рождение и познание интонационной сущности основных единиц стиля, формирование музыкально-смысловых представлений и основных теоретических понятий, эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Формирование умений и навыков интонационного анализа актуально в свете ведущих задач профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, которым на практике приходится применять этот тип анализа для организации; музыкальных бесед и лекций, разделов слушания музыки и др.; так как ориентируется на активные, мобильные музыкально-исторические знания, являясь связующим звеном в осуществлении межпредметных связей; побуждает студентов самостоятельно анализировать и рассматривать музыку как смысл, постигая ее сущность, осмыслять стилевые особенности творчества и эпох, искать новые решения в анализе;

3. В диссертации подтвердилось теоретическое положение о том, что освоение истории музыки должно основываться на культурологическом, ис-торико-стилевом подходе, который требует художественно-стилистических обобщений на разных уровнях: преемственности эпох, логики и последовательности стилей, раскрытия проблем взаимодействия форм и содержания, владение интонационным анализом. Следует указать на особое место курса история музыки в подготовке музыканта-педагога, отличающегося обобщенностью знаний, характеристикой каждого культурно-исторического этапа развития музыкального искусства в его тесной взаимосвязи с другими видами искусств, то есть в контексте всей культуры, на основе межпредметных связей, иметь четкую профессионально-педагогическую направленность, а именно: анализировать произведение, как составную часть художественной культуры во взаимосвязи с художественной характеристикой эпохи, со стилевыми процессами в музыке, литературе, театре и живописи и др.;

4. В диссертации проанализированы следующие педагогические проблемы, связанные с обучением и воспитанием студентов-музыкантов, где одной из важных является изучение курса истории музыки, который отражает и формирует современное музыкальное историческое мышление, помогает постигать музыкальную культуру в ее целостности и системности, расшифровывать смысл музыки на языке интонаций и интонационного анализа. Именно история музыки позволяет проникать в глубины человеческой жизни, несет неизвестную художественную информацию, дает знание о целом мире чувств эмоций, мыслей, действий. Отсюда вытекают и ценности классической музыки: жизнь и смерть, самопожертвование, борьба со злом и победа над ним.

5. Формирование знаний по истории музыки зависит от ряда педагогических условий содержащих в себе как традиционные, так и новые, соответствующие специфике предмета история музыки и зависят от: организации материала учебников, программ, тематических планов к учебным занятиям, расположение учебного материала вокруг стилеобразующих тем; специального отбора музыкального материала, используемого в ходе лекций, практических занятий; специально организованного восприятии музыкальных произведений, в процессе которого происходит состояние вдохновенного слияния с художественным смыслом музыки, в результате чего у студентов формируется отношение к музыке, как к живому существу, усиливается творчеекая активность, любовь классическому искусству, желание ее слушать и понимать.

6. Исследование подтвердило, что разработанный нами комплекс специальных методов обучения обладает большими педагогическими возможностями, так как создает благоприятные условия для применения метода интонационного анализа в курсе история музыки студентами-музыкантами. Эти методы позволяют сформировать у студентов устойчивые музыкально-исторические знания и умения, являющимися базовыми для постижения курса истории музыки в педагогическом вузе, помогают глубже понимать смысл классической музыки, формировать знания о музыкальном стиле, стилистических направлениях и исторических эпох, вырабатывают умения анализировать образный строй произведений и другие музыкальные компоненты, сравнивать, обобщать, систематизировать «символов-эталонов» любых стилей.

Эти методы стимулируют самостоятельность, творческий поиск, интерес, инициативность, развивают музыкальный интеллект и музыкальный вкус.

7. Разработанные в диссертации теоретические положения о категории интонационного анализа и подходе к музыкально-историческому образованию как целостной системе, имеющей культурологическую направленность содержания курса история музыки, а также опытно-экспериментальная работа по практическому применению интонационного анализа позволила сделать вывод о том, что данный анализ является самым результативным и перспективным в обучении студентов-музыкантов в вузе.

9.Теоретические положения и результаты нашей диссертационной работы не исчерпывают всех проблем обучения интонационному анализу в курсе история музыки. Перспективным на наш взгляд является разработка проблемы применения интонационного анализа в других учебных дисциплинах таких как: сольфеджио, введение в гармонию и полифонию, дирижирование, основной музыкальный инструмент, вокал и других.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Эдуардова, Ирина Борисовна, 2002 год

1. Алфеевская Г.С. Теория и методика музыкального воспитания. Вопросы музыкознания в профессиональной деятельности учителя. Спецкурс для студентов музыкально-педагогических факультетов. - М., 1988.

2. Алфеевская Г.С. Вопросы музыковедения в системе подготовки учителя музыки и Повышение эффективности подготовки учителя музыки в условиях высшего вечернего и заочного образования. М., 1987.

3. Аль шванг А. Произведения К. Дебюсси и К. Равеля. М., 1963.

4. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. Музыка и современность. Сб. ст. - Вып. 6. - М., 1987.

5. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие для студентов 3-4 курсов вечернего и заочного отделений музыкально-педагогических факультетов. 4.1. - М., 1990.

6. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования музыкальных дисциплин в педагогическом институте. Кн.: Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. - М., 1980.

7. Арчажникова Л.Г. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки В кн.: Совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. Сб. научных трудов. М., 1982.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение. -1984.

9. Арчажникова Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод музыкального мышления учащихся. В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 2. - Саратов, 1973.

10. Арчажникова Л.Г. Формирование педагогических убеждений, учителямузыки. Повышение эффективности подготовки в условиях высшего вечернего и заочного образования. М., 1978.

11. Н.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL, 1978.

12. Базарнова В.В. О формообразующих факторах музыки Равеля. В кн.: Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

13. Бахтин М. Проблема автора. //Вопр. Философии. 1977, № 7.

14. Бергер М. Закономерности истории музыки. // Музыкальная академия. — 1993, №2.

15. Бершадская Т.С Лекции по гармонии. Л., 1978.

16. Бершадская Т.С Функции мелодических связей в современной музыке. В кн.: Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

17. Бершадская Т.С. Проблемы ладовой классификации. // Сов. музыка. -1977, №8.

18. Библер В. Мышление как творчество. М., 1975.

19. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

20. Бонфельд Б.Ш. Введение в музыкознание. — М., 2001.

21. Бочкарев Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М., 1979.

22. Бочкарев Л. Насущные задачи музыкальной психологии. // Сов. музыка. -1982, №3.

23. Бочкарев Л. Проблемы психологии музыкальных способностей. Обзор литературы. В кн.: Художественное творчество. М., 1983.

24. Бочкарев Л. Эмоциональная экспрессия как компонент художественной одаренности. В кн.: Психологические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984.

25. Бруверис И. Художественный образ-символ и его реальная основа Музыка в социальном обществе. Л., 1969.

26. Буренко B.C. Дебюсси и музыка XX века. В кн.: Критика и музыкознание. -Вып. 2. Л., 1980.

27. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М., 1985.

28. Гуревич Е. Западно-Европейская музыка в лицах и звуках XVII-1 пол. XX в. -М., 1994.

29. Вайман С. Гармонии таинственная власть. М, 1989.

30. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. Исторические очерки. М., 1988.

31. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XX в. М., 1966.

32. Восприятие музыки. Сост. В. Максимов. М., 1980.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

34. Гийо М. Искусство с социологической точки зрения. СПб.: Народная польза, 1900.

35. Галеев Б. Критерий художественности при системном прогнозировании новых видов искусства. В кн.: Критерий художественности в литературе и искусстве. Казань, 1984.

36. Герасимова И. Музыка и духовное творчество. // Вопросы философии. -1995, №6.

37. Гирн И. Происхождение искусства исследование его социальных психологических причин. Украина, 1923.

38. Глядешкина З.И. Гармония в музыке венских классиков. М., 1998.

39. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор. М., 1981.

40. Горюнова Л. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке В кн.: Музыкальное воспитание в школе. —Вып. 8. М., 1972.41 .Горюнова Л. Музыка дети - учитель. // Музыка в школе. - 1987, № 1.

41. Горюнова Л. Формирование у студентов музыкально-педагогического факультета навыков прогнозирования уровня музыкального развития школьников. В кн.: Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. -М., 1982.

42. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. Л., 1980.

43. Гуревич П. Этот зыбкий фантастический мир. Предисловие и спонтанность К. Кастанеда. Учения дона Хуана. М., 1991.

44. Гурков В. О ладово-мелодическом направлении в музыке XIX в. Критика и музыкознание. Сб. ст. - Вып. 2. - Л., 1980.

45. Гурков В.О. О ладово-мелодическом направлении в музыке XX века. В кн.: Критика и музыкознание. - Вып. 2. - Л., 1980.

46. Давыдов В. Виды общения в обучении. М., 1972.

47. Денисов Э. О композиционном процессе. Эстетические очерки Избранное.-М., 1980.

48. Денисов Э. Современная музыка. Проблемы эволюции композиторской техники. -М., 1986.

49. Друскин М. К полемике о романтизме. В кн.: Друскин М. Избранное. -М., 1981.

50. Друскин М. Австрийский импрессионизм. В кн.: О западноевропейской музыке XX века. М., 1973.

51. Измайлова Л. Ладовые истоки музыки Дебюсси. В кн.: Вопросы теории музыки. -М., 1975.5 6. Ильина Г. Особенности развития музыкального ритма у детей. // Вопр. психологии. 1961, № 1.

52. Карабельникова Л. Архив композиторов, материал для изучения процессов художественного творчества М., 1982.

53. Катала Ж. Размышления о Равеле. // Сов. Музыка, 1955. № 7, 62.

54. Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке.

55. Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке. -М, 1983.

56. Конен В.Д.Театр и симфония. М., 1975.

57. Конен В. Д. О музыкальном экспрессионизме в ее кн.: Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.

58. Кураев В. Содержание и форма / Философский словарь. М., 1983.

59. Коптев С.К. Истории вопроса о политональности. В кн. Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. - М., 1967.

60. Коптев С.К. О явлениях полил адовости, политональности и политони-кальности в народном творчестве. В кн.: Проблемы музыкальной науки. -Вып. 2. - М., 1975.

61. Котлер Н. Импрессионистические черты Кароля Шимановского. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. - 1975.

62. Котляровский И. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. — Киев, 1983.

63. Курт Э. Основы Линеарного контрапункта. — М., 1931.

64. Крейн Ю. Симфонические произведения Мориса Равеля. М., 1960.

65. КремлевЮ. Прошлое и будущее романтизма. М., 1968.

66. Кузнецов К. Стиль в музыке. // Муз. образование. 1930, № 4-5.

67. Кулинкович Е. Методологический уровень мышления учителя музыки: художественные и научные аспекты мышления. М., 1992.

68. Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. М., 1982.

69. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975.

70. Леонтьев А. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

71. Леонтьев А. Проблемы развития психики. М., 1972.

72. Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981.кусств. М, 1977.

73. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. -М, 1980.

74. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.

75. Мазель Л. А. К дискуссии о современной гармонии. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. - М., 1967.

76. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1960.

77. Максимов М. Восприятие музыки. -М., 1980.

78. Малышев И. К определению понятия музыкальное произведение. М., 1980.

79. Мартынов А. Исповедимый путь. М., 1991.

80. Масленкова Л. Яворский о воспитании слуха. В кн.: Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

81. Медушевский В.В, К проблеме семантического синтаксиса о художественном моделировании эмоций. // Сов. музыка. 1973, №8.

82. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. -М., 1980.

83. Медушевский В. В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке. / Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

84. Миклин А. Категория развития: Трудности развития. // Вопр. философии. -1978, № 3.

85. Михайлов М.К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы. Критика и музыкознание. М., 1975.

86. Михайлов М.К. О классицистских тенденциях в музыке XIX-нач. XX вв. / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. - 1963.

87. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Л., 1980.

88. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., 1981.

89. Михайловский Н. Художник и жизнь. / Музыка и современность. Вып. 1.-М., 1962.

90. Музыка Австрии и Германии XIX в. Кн. 1. - М., 1975.

91. Музыка XX века. Очерки. ч. 1. - Кн. 1. - М., 1976.

92. Музыкальная эстетика Западной Европы XV XYIII вв. - М., 1971.

93. Музыкальная эстетика Германии XIX в. Т. 1-2. - М., 1981-1982.

94. Музыкальная эстетика Франции XIX в. М., 1974.

95. Назайкинский Е.В. К проблеме семантического синтаксиса. М., 1974.

96. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

97. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки. / Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. - М., 1973.

98. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

99. Налимов В. Спонтанность сознания. М., 1989.

100. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике изучения музыкального мышления. М., 1984.

101. Паисов Ю.Н. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М., 1977.

102. Парадигматические и синтагматические отношения в ладовой организации. Методическая разработка для слушателей ФПК. М., 1990.

103. Петровский А. Общая психология. М., 1970.

104. Рети Р. Тональность в современной музыка. М., 1968.

105. Платонов К. О системе психологии. М., 1976.

106. Платонов К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.

107. Проблемы творческого комплексного воспитания музыканта-исполнителя школа-училище вуз. / Сб. трудов. Новосибирск, 1998.

108. ИЗ. Процессы музыкального творчества. / Сб. трудов. Вып. 130. - М., 1994.

109. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. / Межвузовский сборник трудов. Вып. 4. - Новосибирск, 1986.

110. Раабен Л. Музыка барокко. / Вопросы музыкального стиля. Л., 1978.

111. Ражников В. Партитурная транскрипция. // Вопр. всихологии. 1980,

112. Рапацкая JI.A. Активизация творческого мышления в курсе «Анализ музыкальных произведений» В кн.: Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. / Сб. научных трудов. -Вып. 63. Ярославль, 1982.

113. Рапацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Уч. пособие. -М., 1996.

114. Рапацкая JI.A. Спецкурс «Проблемы современной художественной культуры» на музыкально-педагогическом факультете. // «Музыка в школе». -1984. -№ 3.

115. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки. Эстетические очерки. Вып. 4. - М., 1977.

116. Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. - М., 1978.

117. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУ-ХУШ вв. М., 1966.

118. Рождественская Н. Творческая одаренность и свойства личности. В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

119. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкальных произведений. Критика и музыкознание. / Сб. ст. Вып. 3. - Л., 1987.

120. Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ. // Музыкальная академия. -1994. -№1.

121. Савенко С.И. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Сов. музыка. 1982. - №5.

122. Сапронов П.Л. Культурология: курс лекции по теории и истории культуры. СПб.: Союз, 1998.

123. Середа В.Л. Основные компоненты музыкальной системы. Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

124. Середа В.П. О ладовой структуре музыки Шостаковича. В кн.: Вопросы теории музыки. Вып. 1. - М., 1968.

125. Середа В.П. Основные компоненты музыкальной системы. В кн.: Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

126. Скребков С.С Как трактовать тональность? // Сов. музыка. 1965. -№2.

127. Скребков С.С. Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX в. -Вып. 1.-М., 1972.

128. Скребков С.С. Гармония в современной музыке. М., 1965.

129. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

130. Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм Стравинского. / Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.2. - М., 1973.

131. Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. / Межвузовский сборник трудов. Вып. 9. - Новосибирск, 1988.

132. Соколов А. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

133. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. В кн.: Исторические этюды. T.l. - JI., 1963.

134. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. - Л., 1965.

135. Тараканов М. Новая тональность в музыке XX века. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. - М., 1972.

136. Тарасов Г. Психология в художественных вузах. // Психол. журнал. -1984. -№1.

137. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

138. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966.

139. Тюлин Ю.Н. Современная гармония и ее историческое происхождение. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX в. Вып. 1. - М., 1967.

140. Тюлин Ю.Н. Учебник гармонии. 4.1. - М., 1957; 4.2. - М., 1959.

141. Фалья. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971.

142. Холопов Ю.Н Об эволюции европейской тональной системы. В кн.: Проблемы лада. М., 1972.

143. Холопов Ю.Н. Классические структуры в современной гармонии. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX в. - Вып. - 1.М., 1967.

144. ХолоповаВ.Н. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века. В кн.: Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

145. Христев Д. Теоретические основы мелодики. — М., 1980.

146. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М., 1964.

147. Шульпяиов О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 12. - Л., 1973.

148. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. - М.,1972.

149. Якиманская Н. Развивающее обучение. М., 1979.

150. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978.it*

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.