Формирование маркетинговых технологий продюсирования кинофестивальных проектов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Данилова, Светлана Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ08.00.05
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Данилова, Светлана Евгеньевна
Введение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДЮСИРОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
1.1. Фестивальный проект как объект управления.
1.2 Организационно-экономическая модель фестивального рынка.
1.3 Направления адаптации маркетингового комплекса к особенностям фестивального продюсирования.
1.4 Особенности фестивального продукта и его жизненный цикл.
ГЛАВА II. МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
2.1. Продюсерская экспертиза коммерческого и художественного потенциала проекта.
2.2. Организация маркетинговых исследований в фестивальной деятельности.
2.3. Маркетинговое планирование фестиваля.
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
3.1. Технология ценообразования в фестивальной деятельности.
3.2. Фандрайзинг в продюсировании фестивальных проектов.
3.3. Формы и стратегии продвижения и реализации фестивальных услуг.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Продюсерский проект и проблемы его продвижения в современном театральном процессе в России2018 год, кандидат наук Князева Александра Евгеньевна
Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса2004 год, кандидат искусствоведения Меньшиков, Александр Михайлович
Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа XX - XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Белоцерковский, Олег Вениаминович
Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях2006 год, кандидат экономических наук Ксинопуло, Мария Павловна
Повышение эффективности процесса продюсирования кинофильмов2009 год, кандидат экономических наук Попов, Федор Максимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование маркетинговых технологий продюсирования кинофестивальных проектов»
Изменения в российском кинопроизводстве, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к стремительному росту количества фестивальных мероприятий, продемонстрировавшему необходимость и востребованность подобных проектов. В настоящее по всей России существуют уже сотни больших и маленьких фестивалей, функционирующих по законам рынка. В рамках данной работы рассматриваются и исследуются фестивали аудиовизуального искусства, поэтому далее под термином «фестиваль» будет пониматься именно эта разновидность фестивальной деятельности.
Актуальность и научная новизна исследования.
Отечественный опыт продюсирования фестивалей последних десяти лет свидетельствует о том, что в области организации и продвижения фестивальных проектов есть ряд проблем, связанных с окупаемостью проекта, его эффективностью, творческой состоятельностью и выживанием в условиях образовавшейся за эти годы рыночной конкуренции. Этот опыт показал также очевидность того, что организация фестиваля - комплексная и многоплановая управленческая деятельность, требующая определенной профессиональной подготовки, знаний и соответствующих навыков не только в области искусства, но и в сфере экономики, предпринимательства и управления. В условиях отсутствия подготовленных профессионалов, продюсерами фестивалей становились предприимчивые творческие люди из кинематографического цеха, чьей сферой деятельности являлось искусство, но не менеджмент и маркетинг. Отсутствие теории по экономике и управлению фестивальными проектами сильно снижает эффективность функционирования фестивальной сферы, оставляя её маловыгодной для продюсерства, замедляя развитие кинофестивального движения и ограничивая его художественные возможности.
Однако до сих пор тема организации и продвижения фестивальных проектов остаётся практически совсем не исследованной не только в нашей стране, но и за рубежом. На наш взгляд, сегодня существует необходимость изучения кинофестивальной деятельности в контексте процессов, протекающих в системе организации и управления фестивалем. Многие российские фестивальные проекты имеют серьёзные проблемы, связанные с функционированием некоммерческих проектов в современных рыночных условиях. В связи с этим всё острее возникает необходимость обращения при продюсировании кинофестивальных мероприятий к маркетинговым технологиям, которые, как показывается в работе, могут помочь фестивалям не только выживать в условиях рыночной конкуренции, но и эффективно достигать своих коммерческих и некоммерческих целей.
С одной стороны, потребность в организации новых фестивалей и их положительного влияния на культурную и духовную жизнь страны бесспорна, а с другой стороны, нет научной теоретической базы, объясняющей механизмы функционирования подобных проектов, их организации и управления.
Таким образом, актуальность исследования применения маркетинговых технологий в продюсировании фестивальных проектов продиктована тем, что, несмотря на существование фестивалей и фестивального продюсерства, до сих пор отсутствует научная теоретическая база, осмысливающая функционирование и организационно-экономические аспекты этих явлений в условиях жесткой рыночной экономики. Между тем, в реальной практике ощущается насущная необходимость в подобных разработках.
Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании и интеграции средств и методов маркетинга в процесс функционирования фестивальных организаций с учетом специфики их деятельности.
Основные научные результаты, полученные лично автором и представляющие научную новизну, заключаются в следующем:
- выявлен объективный характер существования отраслевого фестивального маркетинга, основанного на классической теории маркетинга и сочетающего в себе черты маркетинга в сфере культуры и искусства, маркетинга услуг, некоммерческого и социального маркетинга, маркетинга рекламной деятельности, маркетинга проектов, что позволило выработать основные черты адаптации маркетингового комплекса к особенностям фестивального продюсирования ;
- предложена организационно-экономическая модель фестивального рынка, установлены основные действующие субъекты и механизм ее функционирования, что позволило выявить маркетинговые факторы, обуславливающие эффективность взаимодействия участников рынка с фестивальной организацией;
- предложены направления применения маркетинговых технологий в кинофестивальных продюсерских проектах: продюсерская экспертиза фестивального проекта, организация маркетинговых исследований, маркетинговое планирование кинофестивалей, ценообразование, фандрайзинг, продвижение и реализация фестивальных услуг, что способствует повышению конкурентоспособности фестивальных проектов и повышению эффективности достижения их целей;
- разработан механизм проведения продюсерской экспертизы конкурентоспособности фестивального проекта, включающий выяснение художественных, социально-экономических, финансовых и технических условий реализации фестивального проекта, выявление источников, степени и приемлемости рисков;
- предложены практические рекомендации по фандрайзинговой работе со спонсорами, методические инструменты формирования перечня потенциальных спонсоров фестивального проекта, составления и расчета спонсорского пакета;
- разработана модель маркетингового планирования фестивальных проектов, включающая стадии: анализ потребителей, организации и конкурентов, разработка стратегий и составление программ по внедрению комплекса маркетинга;
- сформулированы и обоснованы основные формы и стратегии продвижения и распространения фестивальных услуг, создание и развитие фестивального бренда и предложен алгоритм сотрудничества фестивалей с туристическими фирмами, позволяющий расширить потенциальную аудиторию фестиваля, усилить ее привлекательность для спонсоров и снизить коммерческие риски. Степень научной разработанности проблемы.
Кинофестивальная деятельность, стоящая на стыке ряда отраслевых направлений менеджмента и маркетинга и, в то же время, являющаяся обособленной, своеобразной и самостоятельной областью, с точки зрения теории маркетинга представляет собой широкое и практически неисследованное поле.
Тема применения маркетинга в организации и продвижении фестивальных проектов является новой, и поэтому литература, касающаяся непосредственно этой темы, практически полностью отсутствует. Исключением является учебное пособие «Основы кинофестивального менеджмента»1, изданное кафедрой менеджмента в кино и ТВ Государственного университета управления под редакцией Г.А. Поличко. Кроме того, можно отметить несколько статей научно-практического характера, посвященных данной проблеме. Среди них можно выделить работы Н. Белобоцкого «Маркетинг музыкальных фестивалей» , «Как сделать театральный фестиваль»3, Драган Клаич «Будущее фестивальной формулы: быстрое увеличение»4. Б. Периль «Практика организации фестивалей на примере Эдинбурга и Глазго»5 и «Фестивальная практика»6, З.П. Рыжковой «Фестиваль как форма коммуникации»7.
Между тем, несмотря на отсутствие научных разработок непосредственно об управлении фестивальной деятельностью, в экономике, менеджменте и маркетинге, а также в исследованиях различных аспектов продюсерской
1 Основы кинофестивального менеджмента.Учебное пособие./Под редакцией Г.А. Поличко.-М., 2003.-209 с.
2 Н. Белобоцкий Маркетинг музыкальных фестивалей.//А11Т-менеджер.- 2003.- № 2
3 Как сделать театральный фестиваль.//"Страстной бульвар".-2004. - №7-67 (март)
4 Драган Клаич Будущее фестивальной формулы: быстрое увеличение.//Экология культуры. -2002,- №3
5 Периль Б. Практика организации фестивалей на примере Эдинбурга и Глазго//Экология культуры,- 2002.- №3
6 Периль Б. Фестивальная практика. Опыт case-studyV/Экология культуры,- 2002,- №3
7 Рыжкова З.П. Фестиваль как форма коммуникации//Справочник руководителя учреждения культуры. -2003.- № 6 деятельности существуют достаточно изученные и разработанные области, которые правомерно и необходимо применить при исследовании данной темы.
Среди научных направлений, которые были базовыми для автора в работе над диссертацией, помимо классического общего маркетинга, можно назвать основы продюсерства, менеджмент и маркетинг услуг, проектный менеджмент, менеджмент и маркетинг в сфере культуры и искусства, социальный маркетинг, маркетинг некоммерческой деятельности, маркетинг рекламы, экономику нонпрофитных организаций и др.
В первую очередь привлекались, конечно, материалы исследований и теоретических разработок по проблемам классического маркетинга. Автор опирался на труды таких известных теоретиков и основоположников маркетинга, как Ф. Котлер, П. Друкер, Д. Траут, Д. Каллитон, П. Маккарти, JI. Роджер, Д. Ньюмен, Э. Брич, Т. Левит, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, Э. Клаузевиц, Э.Райс и др.
Первые опыты обобщения практики продюсерства в России начали появляться недавно. Автор диссертации изучил работы Б. Криштула «Кинопродюсер» и «В титрах последний», А. Атанесяна «Продюсер», И. Кокарева «Кино как бизнес», Г.П.Иванова, П. К. Огурчикова, В.И.Сидоренко «Основы продюсерства», М. Косиновой «История продюсерства в России», а также ряд других работ отечественных и зарубежных исследователей.
Практическому решению проблем маркетинга в сфере культуры способствуют труды таких авторов, как М. Моква «Маркетинг искусства», Дж. Мелило «Рынок искусств», К. Дигглз «Путеводитель по маркетингу в искусстве: принципы и практика, как они применяются в искусстве», Е. Хиршман, Э. Эврар, А. Рэйз, Б.А. Денисов и др. Основными же работами, на которые опирался автор, были работы Ф. Колбера «Маркетинг культуры и искусства» и Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры».
В области некоммерческого маркетинга использовались труды С.Н.Андреева, Л.Н. Мельниченко, В.А.Евстафьева, С.Ф.Лисовского,
M.JI. Макальской, Е.Р. Баханьковой, Н.Н. Покровской, В.М. Мелиховского и других.
В процессе изучения проблем фандрайзинга и спонсоринга, привлечения рекламодателей в фестивальные проекты, автору очень помогли разработки С.В. Веселова, изложенные в 3-томнике «Маркетинг в рекламе».
Учитывая, что главным продуктом фестивальной деятельности выступают услуги, автор опирался на существующие исследования в сфере маркетинга услуг Е. Песоцкой, Е. Майдебура, Т. Тультаева, Э. Новаторова, А.П. Челенкова («Управление качеством сервисных продуктов») и других.
Однако перечисленные авторы и работы, свидетельствуя об интересе к проблеме использования маркетинга для проектов и организаций культуры, сферы услуг и нонпрофитного сектора, об осознании его значения для этих областей, не затрагивают проблем маркетинга конкретно фестивальной деятельности. Между тем, фестиваль - явление, имеющее свою специфику, выраженную в сложном переплетении коммерческого и некоммерческого маркетинга, классического маркетинга и маркетинга в сфере культуры и искусств, маркетинга услуг и маркетинга рекламы. Всё это определяет особенности фестивального маркетинга, позволяющие выделить его в отдельное направление. Стремление заполнить названный пробел и определило выбор темы данной диссертации.
Функционирование в системе рыночной экономики основывается на маркетинге как на особой философии существования в конкурентной среде, представляющей собой систему взглядов, убеждений и подходов, направленных на изучение внешней сре'Ды, в частности, конкурентов и потребителей, на удовлетворение существующих и формирование новых потребностей. Поскольку фестивальные организации и их проекты не являются исключением, и так же существуют в системе рыночных отношений, то невозможно рассматривать механизмы их функционирования без учета влияния современной маркетинговой парадигмы, обуславливающей жизнедеятельность любого субъекта рынка.
Объектом исследования являются кинофестивальные организации и проекты, оперирующие на рынке фестивальных услуг.
Предметом исследования является процесс формирования маркетинговых технологий продюсирования кинофестивальных проектов.
Диссертационная работа анализирует кинофестиваль с точки зрения таких наук, как экономика, управление, маркетинг. Она посвящена, в основном, организационным, административным и управленческим сторонам кинофестивального проекта. Поэтому художественные, социально-культурные, эстетические, исторические и др. аспекты кинофестивального бизнеса затрагиваются лишь в той мере, в какой они касаются главного акцента работы.
Цель диссертационной работы состоит в разработке теоретического подхода, методических и практических рекомендаций по применению маркетинговых технологий в процессе реализации и продвижения фестивальных проектов.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- выявить механизмы функционирования фестивального рынка, его участников и процессы взаимодействия между ними, раскрыть организационно-экономическую модель фестивального рынка;
- определить фестивальный проект как объект управления;
- раскрыть специфику фестивального маркетинга, вытекающую из особенностей фестиваля с точки зрения организации, управления и продвижения;
- выделить и обосновать направления адаптации маркетингового комплекса к особенностям фестивального продюсирования;
- разработать маркетинговые технологии подготовки и реализации фестивальных проектов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в деятельность фестивальных организаций теории фестивального продюсирования с опорой на маркетинговые технологии. Кроме того, принципы продюсирования с использованием маркетинга можно применить также и к другим аналогичным проектам в сфере культуры.
Диссертантом сделаны выводы, разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности продюсеров фестивальных организаций.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Экономика культуры», «Кинофестивальный менеджмент», «Менеджмент и маркетинг культурных проектов», «Менеджмент и маркетинг в кино и телевидении».
Апробация работы.
Основные положения исследования обсуждались на кафедре менеджмента в кино и ТВ государственного университета управления, освещались на научной конференции «Современное кинофестивальное движение в России» (Пермь,2003), получили отражение в ряде публикаций автора:
Данилова С.Е. Кинофестивальный продюсерский проект.-//Вестник университета. №1 2000 г., объем 0,5 п.л.
Данилова С.Е. Управление фестивалем. -// Материалы международной научно-практической конференции «Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент». М., 2002., объем 0,5 п.л.
Данилова С.Е. Кинофестиваль как продюсерский проект. Учебное пособие «Основы кинофестивального менеджмента» под редакцией Поличко Г.А., М., 2003., объем 3 п.л.
Данилова С.Е. Основы кинофестивального маркетинга./Под ред. Г.А.Поличко.- Москва-Рязань.Узорочье, 2005. - 180с. (11,5 п.л.)
Общий объем работ, опубликованных по теме исследования, составляет 15 .л.
Автор диссертации принимала участие в подготовке и проведении детских фестивалей «Уголёк», «Киноёжик», «Золушка», «Золотая рыбка», а также фестивалей «Царство животных», «Синемарина», «Лучезарный ангел» и основные положения диссертации прошли апробацию в рабочем процессе.
На основе диссертации прочитан соответствующий цикл лекций студентам 4-го и 5-го курса кафедры менеджмента в кино и телевидении в рамках дисциплин «Маркетинг кино и телевидения», «Кинофестивальный менеджмент», «Экономика отрасли».
Структура диссертации подчинена логике научного поиска в тесной связи с целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и глоссария, в котором даны определения ключевым использовавшимся в работе терминам.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Стратегия продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках2001 год, кандидат экономических наук Сиротюк, Наталья Петровна
Региональные особенности маркетинговой деятельности некоммерческих организаций в современных условиях: На примере Республики Башкортостан2004 год, кандидат экономических наук Каримова, Шамиля Шагаровна
Организация маркетинговой деятельности в музее2005 год, кандидат педагогических наук Комлев, Юрий Эдуардович
Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX - XXI веков2009 год, кандидат искусствоведения Моряхин, Владимир Анатольевич
Программно-целевое планирование и управление кинофестивальной деятельностью2005 год, кандидат экономических наук Вохмянин, Кирилл Александрович
Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Данилова, Светлана Евгеньевна
Заключение
Фестиваль представляет собой некоммерческий проект, продуктом деятельности которого являются услуги, связанные со сферой культуры и искусства. Потребителями фестивального продукта выступают зрители,
1 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.Экспресс-курс/Пер.с англ.под ред.Ю.Н. Каптуревского,-СПб. Литер,2004.-496с. кинематографисты, спонсоры, государство и СМИ. Каждому из этих потребителей фестиваль предлагает свой вид фестивальных услуг.
Рост количества негосударственных фестивалей, зафиксированный после перехода российской экономической системы к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что на фестивальные услуги есть спрос, и этот спрос может обеспечить организаторов фестивалей необходимыми ресурсами для проведения проекта.
Наличие большого количества фестивалей подразумевает существование конкуренции. В силу того, что фестивалям приходится бороться за каждого из своих потребителей, фестивальным организациям, функционирующим в условиях рыночной экономики, необходимо использовать маркетинговые технологии, обеспечивающие наиболее эффективное достижение целей. Однако применение маркетинга в фестивальной деятельности требует осмысления и некоторой адаптации к условиям подобного некоммерческого проекта, основным продуктом которого выступают услуги в сфере культуры и искусства.
Фестиваль, как некоммерческое мероприятие, создаётся для достижения определенного социального эффекта, являющегося главной целью его деятельности, это обуславливает применение некоммерческого фестивального маркетинга, направленного на успешное достижение и максимизацию социального эффекта.
С другой стороны, не ставя в качестве основной задачи извлечение прибыли, фестиваль, тем не менее, не должен быть затратным проектом и не иметь экономического эффекта от своей коммерческой деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они создаются.
Одной из коммерческих фестивальных услуг является содействие в продвижении участвующих в фестивале фильмов - одной из форм подобного содействия может являться, например, обязательная покупка фильмов, получивших призы, дистрибыотерскими организациями или телевидением. В рамках фестиваля может быть организован кинорынок, где встречаются все участники кинематографического рынка и осуществляются эффективные процессы купли-продажи кинопродукции.
Таким образом, фестиваль, как организация, помимо социокультурных, может иметь и коммерческие задачи, связанные с достижением рентабельности проекта. На решение этих задач направлен коммерческий маркетинг, обеспечивающий получение фестивалем максимального дохода от коммерческой деятельности.
Фестивальный маркетинг, если фестиваль не носит откровенно коммерческого характера, будет ориентироваться не на потребителя, а, в первую очередь, на продукт. Именно такой подход позволит достигнуть некоммерческих целей, заложенных в фестивальной концепции, и, в то же время, максимально увеличить эффективность его финансовой деятельности.
Другая особенность связана с повышенным риском, ложащимся на потребителя фестивальных услуг, так как этот продукт нельзя заранее оценить. Однако, по сравнению с аналогичными кинотеатральными услугами, фестиваль находится в преимущественном положении, выступая своеобразным гарантом качества. Важно не разочаровать предполагаемого потребителя и соответствующим образом подготовить его к потреблению сложного продукта, каковым выступают иногда фестивальные кинопоказы. Инструментарием для этого являются работы кинокритиков, выступления перед сеансами, большой массив доступной информации о фильмах, общение с авторами произведений и др.
Фестивальный маркетинг должен использовать потенциал фестивального мероприятия и особое внимание уделять просветительской функции, не опускаясь до вкусов массового зрителя, а, наоборот, поднимая уровень образованности своего потребителя. Одна из задач фестивального маркетинга - создавать у зрителя потребность в более качественном и высокохудожественном искусстве, нежели то, которое в изобилии представляется массовой культурой, воспитывать зрительский вкус. В стратегическом плане это не только служит достижению некоммерческих фестивальных целей, но и приносит фестивалю финансовые результаты.
Для каждой группы потребителей необходимо разрабатывать свою маркетинговую программу, включающую основные элементы маркетингового комплекса: продукт, цена, продвижение и распространение.
Коммерческий фестивальный маркетинг направлен, прежде всего, на повышение эффективности фестивального фандрайзинга, который, в сущности, представляет собой сбыт услуг по размещению рекламы. С помощью маркетинговых технологий, включающих маркетинговые исследования, изучение потребителей и их потребностей, расширение ассортимента предлагаемых услуг, создание дополнительных ценностей, повышение качества, инструменты ценообразования, маркетинговые коммуникации и других, можно значительно повысить эффективность фандрайзинговой деятельности.
Целью некоммерческого фестивального маркетинга является максимизация социального эффекта, возникающего в результате деятельности фестивальной организации. Некоммерческий маркетинг фокусируется на зрительском и профессиональном сегментах потребителей, поскольку социальный эффект направлен в основном на общество в целом или на отдельные его группы. Эффективность некоммерческого маркетинга оценивается, исходя из степени удовлетворенности и количества потребителей и качества предоставляемых услуг. Это качество складывается из уровня фестивальной программы и внутрифестивальных мероприятий и соответствия их фестивальной концепции, работы жюри, качества фестивального сервиса, степени достижения намеченного социального эффекта. Индикаторами эффективности являются приток финансовых поступлений от собственной деятельности, внешних инвестиций, пожертвований, а также уровень репутации организации.
Для успешного функционирования фестиваль должен являться событием общественной и культурной жизни, что предполагает особые требования к использованию маркетинговых технологий продвижения. Одним из самых действенных инструментов некоммерческого маркетинга является пропаганда и
PR, поскольку это основные инструменты создания имиджа фестиваля, его репутации и влияния на общественное мнение.
Коммерческий и некоммерческий фестивальный маркетинг уравновешивают друг друга и обеспечивают менеджменту фестивальной организации сбалансированность, не позволяя накреняться в ту или другую сторону в ущерб основной деятельности. Например, устанавливая цены на билеты для зрителей, необходимо помнить о приоритетности некоммерческих целей и о том, что платой в этом случае будут являться не деньги, а некоммерческие средства платежа, включающие затраченное время, психологические усилия и прочее. Главной задачей выступает не получение фестивалем прибыли, а распространение в обществе определенных идей, популяризация жанров кинематографа, повышение уровня культуры и образованности, развитие киноотрасли и т.д.
С другой стороны, если фестивальный маркетинг будет направлен исключительно на достижение некоммерческих целей без использования его рекламных и других коммерческих возможностей, обеспечивающих самоокупаемость и доход, проект станет невыгодным с продюсерской точки зрения и прекратит своё существование.
На практике и коммерческий и некоммерческий фестивальный маркетинг тесно связаны, и разделить их не представляется возможным. Качество некоммерческих фестивальных услуг, то есть художественный потенциал фестивального проекта, как было рассмотрено в работе, оказывает самое непосредственное влияние на получение фестивалем дохода, то есть на его коммерческий потенциал. Именно поэтому только гармоничный синтез обоих рассмотренных направлений фестивального маркетинга может обеспечить успешное функционирование и развитие фестивального проекта.
164
Глоссарий
Адресные (персональные) продажи - это представление товарной продукции (в материальном и нематериальном виде) в процессе общения с одним или одновременно с несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продаж.1
Кинобизнес - кино как предпринимательство - деятельность, приносящая прибыль.2
Киноиндустрия - кино как отрасль производства, общее название всех предприятий, других производственных сил, задействованных в создании, продвижении и показе фильмов.3
Кинорынок - 1) общее наименование всей сферы продаж кинопродукции, 2) регулярно устраиваемые специализированные ярмарки по распространению фильмов, где после просмотров кинопроизводители могут передавать права на показ прокатчикам и показчикам.4
Кинотелефестиваль - это смотр, творческое соревнование произведений кино- и телеискусства - художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, спортивных, мультипликационных, телевизионных и др.5
Коммерческий потенциал фестивального проекта- это прогноз окупаемости проекта, его рентабельности, прибыль, которую он может принести. Чем больше вероятность получения прибыли и чем прибыль выше, тем выше его коммерческий потенциал.
Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) - совокупность маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке.6
Маркетинг - социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения
1 Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг.Деловой сервис.-СПБ. Литер, 2005-с. 374
2 Кокарев И. Российский кинематограф:между прошлым и будущим. М., 2001-С.471
3 Кокарев И. Российский кинематограф.между прошлым и будущим. М., 2001-С.473
4 Кокарев И. Российский кинематограф.между прошлым и будущим. М., 2001-С.469
5 Азбука кино. М., 1990.
6 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.,2004.-с.471 обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми.1
Маркетинг в сфере культуры - это искусство достижения тех сегментов рынка, которые наиболее вероятно заинтересованы в данном продукте, адаптируя к продукту коммерческие переменные - цену, место и продвижение, - чтобы установить контакт продукта с достаточным числом потребителей и достичь целей, совместимых с миссией организации культуры.2
Маркетинговое управление - процесс планирования и реализации общей концепции развития организации, а также политики ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидуальным, так и организационным целям.3
Маркетинг «по случаю» - это стратегически спланированная работа по продвижению, призванная увеличить продажи компании или улучшить ее положение на рынке при помощи действий, которые приносят пользу также и некоммерческой организации.4
Маркетинговая информационная система - это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов для сбора, классификации, анализа оценки и распространения актуальной информации с целью ее использования для принятия эффективных маркетинговых решений5.
Некоммерческий маркетинг - это деятельность некоммерческих образований или физических лиц в конкурентной среде, основанная на принципах классического маркетинга и направленная на достижение целей, не связанных непосредственно с получением прибыли.6
1 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. -СПб.,2004.-с.471
2 Колбер Ф.,Нантель Ж., Билордо С. Маркетинг культуры и искусства. -СПб.:Арт-Пресс, 2004,-с. 27
3 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.- СПб.,2004.-с.471
4 Колбер Ф.,Нантель Ж., Билордо С. Маркетинг культуры и искусства. -СПб.:Арт-Пресс, 2004,-с. 190
5 Божук С.Г., Ковалик JI.H. Маркетинговые исследования. -СПб.,2004.-с.30
6 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Финпресс, 2002. - с. 16
Некоммерческий обмен - это процесс отчуждения некоммерческого продукта субъектом-производителем, получающим взамен ответную позитивную реакцию потребителя.1
Некоммерческий продукт - это результат деятельности некоммерческого субъекта, не связанной с получением прибыли, и предназначенной для некоммерческого обмена.2
Некоммерческий субъект - это производитель, создатель некоммерческого продукта, заинтересованный в его некоммерческой реализации, или субъект, не производящий, а лишь реализующий некоммерческий продукт.
Позиционирование - деятельность по разработке предложения и имиджа компании, направленная на их позитивное восприятие целевой аудиторией.4
Продюсер - главная фигура в кинопроизводстве, контролирующая кинопроект на всех его стадиях. Продюсер формирует команду, отвечает за вопросы финансирования и за сроки производства фильма.5
Проект - это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата.6
Продюсирована - привлечение средств и ресурсов, которые могут обеспечить успешную реализацию проекта, а также его продвижение.
Продюсерская экспертиза кинофестивального проекта - процесс предварительного исследования среды кинофестивального бизнеса с применением логических методов. Результатом подобной экспертизы явятся рекомендации по дальнейшей организации углубленных маркетинговых исследований.
1 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. - с. 12
2 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. - c.l 1
3 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. - c.l 1
4 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.,2004.-с.473
5 Кокарев И. Российский кинематограф:между прошлым и будущим. М., 2001-С.476
6 Бэгьюли Ф. Управление проектом. М., 2003 - 202 с.
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.1 Это определенный тип хозяйственных связей товаропроизводителей, то есть совокупность экономических отношений, которые складываются между покупателями и продавцами в процессе купли-продажи товаров и услуг.2
Социальный эффект - результат деятельности субъекта рынка, не связанный с получением прибыли и направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения.3 .
Спонсорство - это термин, обозначающий связь между спонсором и событием, агентством или собственностью, при которой спонсор платит наличными или иным образом некий взнос в обмен на доступ к эксплуатации коммерческого потенциала, связанного с данным событием, агентсвом или собственностью.4
Фандрайзинг - поиск финансового обеспечения проекта.5 Фестиваль - мероприятие, суть которого - представление некоторых предметов или явлений, объединенных по сходному признаку, организованное в духе праздника и по определенному сценарию.
Фестивальный маркетинг - совокупность принципов, методов и средств управления по разработке нового фестивального проекта, его продвижению, рекламе, продаже рекламного места и билетов на фестивальные мероприятия.
Фестивальный менеджмент - это организация наиболее эффективным образом различных видов ресурсов с целью осуществления фестивальной деятельности и реализации фестивального проекта.
Фестивальное мероприятие представляет собой проект, зачастую некоммерческий, целью деятельности которого является производство определённых социально-культурных услуг.
1 Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб., 2004. - 495 с.
2 Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Под ред. В.И.Кошкина. М., 1993. -222с.
3 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.,2002. - с.8
4 Колбер Ф.,Нантель Ж., Билордо С. Маркетинг культуры и искусства. СПб.:Арт-Пресс, 2004,-с. 189
5 Кокарев И. Российский кинематограф:между прошлым и будущим. М., 2001-С.476
Фестивальное продюсировать - это разработка и организация последующей реализации фестивальной идеи и привлечение ресурсов для ее успешного воплощения с целью получения коммерческой и некоммерческой выгоды.
Фестивальный продюсер - это физическое лицо, взявшее на себя ответственность за организацию и финансовое обеспечение фестиваля1.
Фестивальный рынок - совокупность отношений и хозяйственных связей, складывающихся между продюсером фестиваля(фестивальной организацией) и потребителями фестивальных услуг, принимающими участие в осуществлении фестивального проекта.
Художественный потенциал фестиваля - предполагаемая оценка, которую он получит у творческих работников, рассматривающих фестиваль с профессиональной точки зрения. Фактически, художественный потенциал - это качество содержательной стороны фестиваля.
Цена некоммерческого продукта - совокупность затрат времени, интеллектуальных усилий, физических сил и (в отдельных случаях) денежных средств потребителя, которые он готов понести для использования результатов деятельности некоммерческого субъекта. Эти затраты называются 2 некоммерческими средствами платежа .
Элитарное кино (фестивальные фильмы) - кино для интеллектуалов, «кино не для всех». Некоммерческие фильмы, рассчитанные на небольшую аудиторию.3
1 Кокарев И. Кино как бизнес. Минск, 1991.
2 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.,2002. - с.27
3 Кокарев И. Российский кинематограф:между прошлым и будущим. М., 2001-C.479
169
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Данилова, Светлана Евгеньевна, 2006 год
1. Абанкина, Т. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты (фандрайзинг)//Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - N 9. - с. 75-84
2. Абанкина, Т. Стратегия привлечения средств в культурные некоммерческие проекты// Справочник руководителя учреждения культуры.-2002. № 2. - С. 57-65
3. Азбука кино/Сост.И.И.Чанышев.-М.:Киноцентр,1990.-65с.
4. Азбука фандрайзинга // ART-менеджер. 2002. - N 1.-е. 18-22
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. - 355 с.
6. Азоев Г.Л., Баранчеев В.П., Гунин В.Н. Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А .Г. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005 - 716 с.
7. Алексеева Е.Г., Тополева Е.А., Качалова Ю.Н. Тропой социального маркетинга. М.: НППГИ «Фокус», 1999. - 60 с.
8. Алиева С. Продюсеры заинтересованы в серьёзных фестивалях//Кинопроцесс.- 2004. №1-2.- с. 39-45
9. Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг//Маркетинг в России и за рубежом,- 2002.- №3.
10. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект.- // Маркетинг в России и за рубежом. 2002.- №4.
11. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Издательство «Финпресс», 2002.-320 с.
12. Андреев С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов//Маркетинг в России и за рубежом -1999. № 5.
13. Андреев С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов//Маркетинг в России и за рубежом. 2001. - № 3.
14. Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов// Маркетинг в России и за рубежом.-2000. -№2.
15. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 256с.
16. Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М.:Классика-ХХ1, 2002. 144 с.
17. Афанасьев, Юрий Львович. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. Львов : Свит, 1990. - 157с.
18. Баханькова Е.Р., Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России. Финансовое управление. М.:ДиС, 2004.- 336 с.
19. Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг/Пер.с англ.-М.: Альпина Бизнес Букс,2005-224 с.
20. Белая Н. «Созвездие»: успех в пустом зале. О 10 актерском кинофестивале «Созвездие» // СК-новости, -1999.- №12
21. Белая Н. Золотой Витязь» в Кремле. О 9 Международном кинофоруме славянских и православных народов// СК-новости. -2000. -№ 20.
22. Белобоцкий Н. Маркетинг музыкальных фестивалей/МИТ-менеджер. -2003,-№2
23. Белостоцкий Г. «Киношоком» живу круглый год. Интервью Г. Белостоцкого с генеральным директором кинофестиваля «Киношок» Шевчук И. -// СК-новости.- 1999 №19.
24. Бодунген, А. Ю. Как написать заявку на грант // Бюджетные и некоммерческие организации. 1997. - N 9. - С. 62 - 71.
25. Божук С.Г. Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2003.- 298 с.
26. Борисов Б.Л. Реклама и PR: Алхимия власти.- М.:РИП-холдинг, 1998.- 218с.
27. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 624с.
28. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997. — 639 с.
29. Бурляев Н. Мы с вами, сербы! О VIII МКФ «Золотой витязь» в Белграде// СК-новости.-2000.- №11.
30. Бэгьюли Ф. Управление проектом. Пер. с англ. М.: ГРАНД, 2002.
31. Ваганова Н., Гордин В. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия СПбУЭФ. — 1995.- № 1.
32. ВГИКовский фестиваль, ВГИК фестивальный //СК-новости.-2000.- № 40
33. Векслер А.Ф. Связи с общественностью для некоммерческих организаций: Технология успеха. Нижний Новгород: Биржа плюс Пресс-клуб, 1998. - 46с.
34. Векслер А.Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Нижний Новгород: PR-Эксперт, 2002. - 310 с.
35. Веселов С. В. Маркетинг в рекламе: Учебник для студентов вузов. Ч. II. -М.: Международный институт рекламы, 2003. 376 с.
36. Ветрова, Н.К. Фандрайзинг в учреждениях культуры Свердловской области/ Н.К. Ветрова, Ю.Ю. Демин //Справочник руководителя учреждения культуры. -2002.-№ 6.-С. 51 -58.
37. Витерс Дж.,Випперман К. Как продать свои услуги. Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. М. :Московский БизнесЦентр, 1989,- 89с.
38. Война В. Три фильма это не мало. Заметки и сочинском кинофестивале. -//СК-новости - 1999.- №11.
39. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга./Пер. с англ.-М.:Вильямс, 2004.-944 с.
40. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. -М.: АСКИД, 1996. -224 с.
41. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации,- М.: «РусПартнер ЛТД», 1994,- 252 с.
42. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб:Спецлитература, 1995,-98с.
43. Давлетьяров Н. Обвинение в адрес ММКФ не обоснованы. // СК-новости -2000. №30.
44. Данилова С.Е. Кинофестиваль как продюсерский проект.//Вестник университета.-2000.- №1.
45. Двадцать второй Московский международный кинофестиваль. Документы и материалы. // СК-новости. -2000 № 29.
46. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию/Пер. с англ. С.Жильцов.- СПб.:Питер,2001.-256 с.
47. Дойль П., Маркетинг-менеджмент и стратегии СПб.: Питер, 2003.
48. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. Учеб.пособие для вузов М.: ИНФРА-М, 2000; 284 с.
49. Драган Клаич Будущее фестивальной формулы: быстрое увеличение.// Экология культуры. -2002. №3
50. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Распространение культуры и менеджмент культурных проектов. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг.-Новосибирск:Тигра, 2000.-156 с.
51. Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. Функции-воздействие-востребованность,- М.: Изд-во Министерства культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. — 351с.
52. Журбин А. Один билет один человек. Рассказ о Втором Фестивале российского кино в Нью-Йорке // СК-новости.- 2000,- № 43.
53. Завгородная А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. -СПб.: Питер, 2002.-352 с.
54. Зотов В.В. Бренд-маркетинг.М.:Маркет ДС, 2005.-167 с.
55. Зуев, С. Культурные программы как объект организации фандрайзинга / С. Зуев // Экология культуры. 1998. - N2 (5). - С. 38-41.
56. Иванова, О.С. Фандрайзингу нужно учиться / О.С. Иванова // Библиотека. -2002. -№2. -С. 26-28.
57. Игнатьева, Е.Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов? / Е.Л. Игнатьева//Справочник руководителя учреждения культуры. 2002.-№ 6.-С.7 - 13.
58. Игнатьева, Е.Л. Финансирование учреждений культуры в современных экономических условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. -2002. -N9.-С. 8-15.
59. Как продавать искусство: Сборник статей. /Перевод с англ./Под ред. Мелилло, Дж. В.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.- 196 стр.
60. Кино: пути от фильма к зрителю./ Под общей редакцией Жабского М.И.-М.:НИИ Киноискусства, 1998.- 309 с.
61. Кинофестивали мира. Гид-справочник./Составители Миронова М.А., Попеску Н.В., Шахов А.С., Коваленко A.M.- М.: АО «Рекламфильм», 1995 -168 с.
62. Киселев С. Наряду с романом нужен и рассказ. О 10 Международном кинофестивале «Послание к человеку». // СК-новости.-2000.- № 25
63. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб.пособие для вузов культуры и искусств, пед.ин-тов и сред.спец.учеб.заведений. М.: МГУ, 1995. - 133с.
64. Кокарев И. Каким должен быть русский фестиваль в Америке? ИСК-новости.-2000. № 37.
65. Кокарев И. Российский кинематограф:между прошлым и будущим. -М.:Российский фонд культуры, 2001.- 488 с.
66. Кокарев И. Храните русскую культуру. О кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине //СК-новости.-2000,- № 9.
67. Кокарев И., Гусман Ю. 8 дней одного года. Диалоги о Профессиональном клубе кинематографистов XV Московского кинофестиваля. М., 1989.-46 с.
68. Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск: «Вадемекум», 1991.-288с.
69. Колбер Ф.,Нантель Ж., Билордо С. Маркетинг культуры и искусства./Пер.с англ. Л.Г.Мочалова. СПб.:АртПресс, 2004.- 255 с.
70. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс./Пер.с англ.-М.:Издательский дом «Вильямс»2003.-656 с.
71. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.Экспресс-курс/Пер.с англ.под ред.Ю.Н. Каптуревского,- СПб. Литер,2004.-496с.
72. Кошкина М.В. О государственном финансировании некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства//Некоммерческие организации в России.-2003. №6.
73. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования : Учебное пособие для студентов институтов культуры / Ю.Д. Красильников; Моск. гос. ин-т культуры. М. : МГИК, 1993. - 73 е. - Библиография : с. 72.
74. Кретов И., Викторов С., Международный маркетинг на рынке услуг М.: Всероссийская академия внешней торговли, 1997.
75. Криштул Б.И. Кинопродюсер. -М.:Российский фонд культуры, SPSL-«Русская панорама», 2000. 336 с.
76. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.,1996.
77. Крэнделл Р. 1001 способ успешного маркетинга.-М.: ФАИР-Пресс, 1999
78. Кудрина E.JL, Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы : Учебное пособие для студентов учебных заведений культуры и искусства. Кемерово : КемГИИК, 1997. - 109с.
79. Кудрявцев С. О ММКФ замолвите слово// СК-новости. 2000.- № 39
80. Кудряшова М. Виртуальный фестиваль// Ск-новости,- 2000.- №15
81. Куперберг М. Ах, Самара, городок детского кино. О IV кинофестивале «Кино-детям»//СК-новости.-1999.- №12
82. Лаусас, Т. Международные фонды, финансирующие культурные проекты и инициативы. Спонсоринг в культуре // Экология культуры. 1999. - Вып. 2. - С. 13-18.
83. Лебедева Е. Статегия продвижения культурного продукта// 60 параллель,-2003.-№2 (9)
84. Лисицкий, А.В. Привлечение ресурсов благотворительных фондов и организаций в учреждениях культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. - N 4. - С. 47- 52.
85. Лукиных Н. О канадском «Оскаре», ярославских мечтах и столичном открытии Александра Петрова //СК-новости.-2000.- №16
86. Лындина Э. В Баку уважают «Филип Морис».0 кинофестивале «Восток-Запад» //СК-ПОВОСТИ.-1999,- № 20
87. Лэндри Ч., Пахтер М. Культура на перепутье. М.,2003. 96 с.
88. Ляпина С.Ю. Исследование неопределенности при формировании маркетинговых стратегий// Маркетинг.-2003- № 3 (70). с. 38 - 43.
89. М.Мак-Дональд. Стратегическое планирование маркетинга. СПб., 2000.
90. Мазур И.И. Управление проектами: Учеб. пособие / И. И. Мазур, Н. Г. Ольдерогге; Под ред. Мазура И.И. М.: Экономика, 2001. - 574с.
91. Майдебура Е.В., Маркетинг услуг Киев: ВИРА-Р, 2001 - 156 с.
92. Матизен В. Объемистое послание. О фестивале документального кино «послание к человеку» // СК-новости.-1999.- №12
93. Матизен В. С бору по сосенке. О VII Фестивале фестивалей в г. Санкт-Петербурге// СК-НОВОСТИ.-1999.- №12
94. Международный фестиваль «Лики любви». 6-16 января 1996. Сборник документов и материалов.- М., 1996
95. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. Ярославль., 2002. - 65с.
96. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. -М.:ИЦ «Академия»,2003.-272 с.
97. Менеджмент. Современный российский менеджмент: Учебник для вузов / Ф. М. Русинов, М. А. Разу, В. А. Денисов и др.; Под ред. Русинова Ф.М., Разу М.Л. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 504с.
98. Мескон Майкл Основы менеджмента: пер. с англ. / Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 800с.
99. Месропова, Е.Н. Советы менеджеру, начинающему проект // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. - № 3. - С. 41-48.
100. Милославская, Д. И. Поговорим о грантах // Бюджетные и некоммерческие организации. 1997.- N 9. - С. 55-61.
101. Минаева О. Манны небесной на всех не хватает. О работе билетной службы ММКФ//СК-НОВОСТИ.-2000 № 64
102. Митчел, Р. Проектный менеджмент и знание рынка / Р. Митчел // Экология культуры. 1999. - N 2. - С. 73-79.
103. Мифы и реальность : Зарубежное кино сегодня. Сборник статей. Восьмой выпуск/ Сост. М. Шатерникова. М.: Искусство, 1983. - 287 с.
104. Москвина-Ященко Т. Виртуальная сторона продюсерского кино. Фестивальные фильмы глазами кинокритиков. // СК-новости.-2000- № 24
105. Москвина-Ященко Т. Зеркало стереотипов (О пользе Круглых столов на фестивале)// Ск-новости.-2000,- №30
106. Москвина-Ященко Т. ММКФ и мировое фестивальное движение. // СК-НОВОСТИ.-2000,- № 24
107. Москвина-Ященко Т. Обнаженная натура российского кино. Заметки о кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге.//СК-новости.-2000- № 33
108. Москвина-Ященко Т. Три кубометра грязи в секунду. О Международном Байкальском фестивале документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа»//СК-новости-2000- №39
109. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг.Деловой сервис.-СПб. .Питер,2005 .-608с.
110. Новаторов Э.В. Маркетинг в сфере культурно-досуговой деятельности. // Ориентиры культурной политики.-2000.- № 3
111. Новаторов Э.В. Международные модели маркетинга услуг// Маркетинг в России и за рубежом. 2000.- №3
112. Новости кинофестивалей и культурного обмена. // Кинопроцесс.-1999- №4
113. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. /Пер. со словацкого. -М.Прогресс, 1987.-187 с.
114. О кинотелефестивале «Правопорядок и общество»// СК-новости.-2000.- № 9
115. О создании кинофестивального совета Министерства культуры РФ. Приказ № 450 от 9 апреля 2003г.//Кинопроцесс.-2003.- №2
116. Об итогах XX Московского Международного кинофестиваля и о перспективах его развития. Материалы коллегии Министерства культуры РФ 26 сентября 2000 г. //СК-новости.-2000.- № 36
117. Основы кинофестивального менеджмента.Учебное пособие./Под редакцией Г.А. Поличко.- М., 2003.-209 с.
118. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Учебное пособие/Под ред. В.И. Кошкина.- М/.ВГИК им. С.А.Герасимова, 1993.-223 с.
119. Основы продюсерства. Под ред. Г.П.Иванова, П.К.Огурчикова, В.И.Сидоренко. М.:Деловая литература, 2003.- 719 с.
120. Павлючик J1. Место встречи изменить нельзя.Ленинградский международный фестиваль неигрового кино.//Правда.-1989.- № 43
121. Падейский В.В. Маркетинговый подход к разработке бизнес-плана телепродюсера.//Маркетинг в России и за рубежом -2001- №3
122. Периль Б. Практика организации фестивалей на примере Эдинбурга и Глазго.//Экология культуры.-2002.-№3
123. Периль Б. Фестивальная практика. Опыт case-stady.//Экология культуры.-2003.-ЖЗ
124. Перунов И. Вечный грех, часть вторая. О V Международном кинофестивале «Лики любви». // СК-НОВОСТИ.-2000.- №4
125. Песоцкая Е. Маркетинг услуг. -СПб. Литер, 2000.-160с.
126. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 320 с.
127. Пирунов И. «Сталкер»: правда земная и небесная // СК-новости.-2000- № 47
128. Покровская Н.Н. Социальный маркетинг.// Личность и Культура. 2000. -№5/6. - с. 47-50
129. Попов С.А. Стратегическое управление : Модуль 4. / С. А. Попов; Гос.ун-т управления. Национальный фонд подготовки кадров. М.: ИНФРА-М, 1999. -344с.
130. Портер, Майкл Э. Конкуренция./ Пер. с англ. М., 2003. - 496 с.
131. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией.-М: Инфра-М, 2005.-715 с.
132. Поршнев А. Г., Разу М.Л., Тихомирова А.В Менеджмент: теория и практика в России./Учебник.2-е изд., перераб. и доп., (ГРИФ).-М.:ФБК-ПРЕСС,2003.-528 с.
133. Лапуста М.Г. Поршнев А.Г. Старостин Ю.Л. Скамай Л.Г. Предпринимательство./Учебник для студ.экон.вузов.-М.:.ИНФРА-М ,2001
134. Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры.//Маркетинг в России и за рубежом.-1998.- №5
135. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления.-М.:КноРус, 2006.-768 с.
136. Разу М.Л. Управление программами и проектами: Мод.8 -М.:ИНФРА-М,2000.-320с
137. Ривз Р. Реальность в рекламе./Пер. с англ.- М.:Внешторгреклама, 1992.
138. Романовская О.А. Формирование спонсорского пакета как одна из форм фестивального менеджмента.//Вестник университета.-2000.- №1
139. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия (практика крупнейших компаний) / Под ред. А.А.Браверманна. М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2002. -422 с.
140. Росситер Дж. Р., Перси Л., Реклама и продвижение товаров СПб.: Питер, 2001.-651 с.
141. Рубанова И. Российское кино должно не возродиться, а родиться заново. О кинофестивалях//Кинопроцесс.-2003.- №3-4
142. Рудинштейн М. Фестиваль не продается. Заметки о сочинском кинофестивале «Кинотавр». //СК-новости.-1999.-№11
143. Михеева Н.А., Галенская J1.H. Менеджмент в социально-культурной сфере: (социально-экономические механизмы и методы управления): Учебное пособие. -СПб.: В.А. Михайлов, 2000. 170 с.
144. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы.Основы технологии : Учебное пособие для студентов институтов искусств и культуры. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. - 265с.
145. Рыжкова З.П. Фестиваль как форма коммуникации.// Справочник руководителя учреждения культуры.-2003.- № 6
146. Саканский С. INTERNET: кинофестивали.//СК-новости. 1999. - №27
147. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования.Уч.пос.для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-462с.
148. Сибиряки гостеприимны в любую погоду. О первом Байкальском кинофестивале «Человек и природа». Документы и материалы.// СК-новости.-1999.-№ 24
149. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: Модуль 13. / Б. А. Соловьев; Гос.ун-т управления. Национальный фонд подготовки кадров. М.: ИНФРА-М, 1999.-336с.
150. Солынский Д. Круглый стол по итогам XX Московского Международного фестиваля в Союзе кинематографистов 17 августа//СК-новости. -2000.-№ 32
151. Сорокин В.Н. Работа организаций культуры с целевыми группами. -// 60 параллель.-2003.- № 2 (9)
152. Социальный менеджмент: Учебник / В. С. Афанасьев, М. В. Баглай, А. А. Беляев и др.; Под ред. Валового Д.В.; Академия труда и социальных отношений. -М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. 384с.
153. Справочник «Кинофестивали мира».- М.:АО «Рекламфильм», 1995.-168с.
154. Справочник «Кинофестивали России».- М.'Издательство «Киногильдия», 2003.-42 с.
155. Стенограмма заседания коллегии министерства культуры РФ «О сотоянии кинофестивального движения в России и мерах по его совершенствованию»// Кинопроцесс -2002. №5-6.-2003.- №1
156. Стил В., Элдер С. Как привлечь внебюджетные средства, стать фандрайзером/Пер.с англ.- М.:С)ГИ,2000.- 272 с.
157. Сулькин О. Фестиваль для своих или для всех?. О втором опыте презентации российского кино в Нью-Йорке. //СК-новости.-2000.- № 1
158. Тенейшвили О.В. Французское кино: кино и зритель, производство и прокат; продюсерский кинематограф; киноинформация и кинореклама- М.: «Логос»., 1991
159. Тирдатова Е. Имя Розы. О 52 Каннском кинофестивале. //СК-новости.-1999. -№11
160. Тирдатова Е. Китай и Иран на Ривьере. О Каннском кинофестивале.//СК-НОВОСТИ.-2000. №20
161. Тирдатова Е. Легенды и сказки «МОФЕСТа»//СК-новости.-2000.- № 45 Тирдатова Е. Map дель плата, сокровища Эрмитажа. О международном кинофестивале в Аргентине.//СК-новости.-1999.- № 26
162. Тирдатова Е. Пугало не испугало. О 50-м Берлинском международном кинофестивале.//СК-новости.-2000.- № 8
163. Тирдатова Е. Фестивальный отборщик это профессия. // СК-новости. -1999-№20
164. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг.- М.:Инфра-М, 2004.
165. Тульчинский Г.Л. Public relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб.: СПб ГАК, 1994. - 120 с.
166. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.-СПб.:Издательство «Лань», 2001.-384с.
167. Управление организацией: Учебник / Г. Л. Азоев, В. П. Баранчеев, А. М. Ковалева и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА.М, 1999. - 669с.
168. Управление программами и проектами: Модуль 8. / М. Л. Разу, В. И. Воропаев, Ю. В. Якутии и др.; Гос.ун-т управления. Национальный фонд подготовки кадров. -М.: ИНФРА-М, 1999. 392с.
169. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. Учебник: Пер. с англ. 2-е изд., испр. СПб.: Питер, 1999 - 735с.
170. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.)
171. Фестиваль Архивного кино «Белые столбы-2001». Документы и материалы. // СК-новости.-2001.- № 3
172. Фестиваль уж близится. Документы и материалы XXII ММКФ. // СК-новости.- 2000- №14
173. Хант JI. Основы телевизионного брендинга и эфирного промоушн. М., 2001.-210 с.
174. Хэнбери П.Д. Когда менеджмент приносит деньги. Наставления учреждениям культуры всех стран. Маркетинг, реклама, Фандрайзинг в сфере культуры. М.: Классика XXI, 1999.- 152 с.
175. Черняев П. «Белые столбы»: грезы и реалии. Заметки о Фестивале архивного кино «Белые столбы». //СК-новости. -2001.-№ 4
176. Черняев П. Ворон смерти над Сан-Себастьяном. О Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне // СК-новости. -1999.- №18
177. Черняев П. Съехались в Архангельск сериалы. О Втором фестивале телевизионного художественного кино «Сполохи». //СК-новости.-2001.- № 8
178. Черняев П. Фестиваль имени князя. О кинофестивале «Новое кино России» в Челябинске//СК-новости. -2000. № 7
179. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: Пер. с англ.- М.: Филин, 1998 464с
180. Шекова E.JI. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры.//Маркетинг в России и за рубежом.-2002.- №2,
181. Шекова E.JI. Проблемы и перспективы развития фандрайзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Петербурга)// Некоммерческие организации в России.-2004,- №2.
182. Шекова Е.Л.Оособенности маркетинга в сфере культуры.// Маркетинг в России и за рубежом.-2001.- № 3
183. Шемякин А. Открытый фестиваль неигрового кино «Россия-2000» в Екатеринбурге //СК-новости -2000 -№ 42.
184. Эбнер К.В., Дюкарев Р., Фокс К.А., Холмз О. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций, практическое пособие. М., 1998.-160 с.
185. Экономические отношения в социально-культурной сфере : Межвузовский сборник / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб. : Санкт-Петербургский университет, 1992.- 147 с.
186. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы : Учебник для студ. вузов, обучающихся по экономич. спец. / Б.А. Колтынюк. СПб.: В.А. Михайлов, 2000. - 431 с.
187. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: Экономика и управление. Учебное пособие. М.:Русская деловая литература, 1998.-222 с.
188. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.- 174с.
189. Carpenter G.S., Nakamoto К., Consumer preference formation and pioneering advantage. Journal of Marketing Research, 1989, 26(3) pp.285-298
190. Diggles K., Guide to Arts Marketing: The Principles and Practice of Marketing as They Apply to the Arts. London:Rhinegold, 1986.
191. Fisher V., Brouillet R. Les commandites: la pub de demain. Montreal;Editions Saint-Martin, p. 15
192. Gregory Goodell. Indepent film feature productions. New York, 1982.
193. Harris T. L. The Marketer's Guide to Public Relations, 1991.
194. Hirshman E.C. Aesthetics,Ideologes and the Limits of the Marketing Concept.-//Jornal of Marketing, Vol.47 (Summer),p.40-55
195. Kinnel M.,Mac Dougall J. Marketing in the non-profitable sector. Butterworth Heinemann,1997.
196. Melilo J.V. Market the Arts. New York, 1983.
197. Mokwa, M.P., Dawson W.M., Prieve E.A. Marketing the Arts. New York: Praeger, 1980
198. Pascal C. Some Economics of Ticket Resale.-// Journal of Economic Perspectives, Vol. 17, No. 2, Spring 2003.
199. Reisse A.H. The Arts Management Handbook, 2 ed. New York: Law-Arts Publishers, 1974 (led. 1979)
200. Stefflre V. Developing and Implementing Marketing Strategies.- New York:Praeger, 1968.1. Интернет-источники:
201. Алексеев А. А. Маркетинговые исследования рынка услуг.-http://www.marketing.spb.ru/read/ml7/index.htm
202. Новицкий Р. Как создать бренд в сфере услуг.//Библиотека маркетинга.-http://bma.ru
203. Челенков А.П. Управление качеством сервисных продуктов.//Энциклопедия маркетинга.- http://www.marketing.spb.rii
204. Фокс К. Социальный маркетинг. Издательство Университета Санта Клары, США, 2003.- http://infohome.alt.ru/books-ngo
205. Сачук Т.В. Критерии эффективности деятельности учреждений культурно-досуговой сферы. http://irc.pskov.ni
206. Сайт международного фестивального движения.-http://filmfestivals.com Non Stop Festivals
207. Фестивали в России.- http://www.vertov.nl/ms/vertov/festivals.htm
208. Библиотека менеджмента и маркетинга в сфере культуры.-http://www.culturalmanagement.ru/
209. Маркетинг в России и за рубежом,- http://www.dis.nl/market/
210. Интернет-издание о маркетинге «Маркетинг-микс».- http://www.marketing-mix.ni
211. Энциклопедия маркетинга,- http://www.marketing.spb.ru
212. Библиотека Маркетинга.- http://bma.ru
213. Сайты различных фестивалей: http://wildscreen.org.uk/ фестиваль Wildscreen в Бристоле http://www.split.hr -международный фестиваль новых фильмов в Сплите http://forestfilmfest.com -американского кинофестиваля Forest Film Festival и др.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.