Формирование художественных принципов в советском балете 1960-80-х годов: на примере творчества хореографа И.А. Чернышёва тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Володченков, Роман Геннадиевич

  • Володченков, Роман Геннадиевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 170
Володченков, Роман Геннадиевич. Формирование художественных принципов в советском балете 1960-80-х годов: на примере творчества хореографа И.А. Чернышёва: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2015. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Володченков, Роман Геннадиевич

Содержание

Введение

Глава 1 Принципы творчества советских хореографов 1960-80-х гг. Истоки и формы влияния

1.1 Классическое наследие как основа новаторства: традиции симфонизации танца и развитие пластического и хореографического разнообразия, заложенные Ф.В. Лопуховым

1.2 Полистилистика хореографического мышления: воздействие

достижений западных хореографов

Глава 2 Режиссерские приемы как главное средство драматической выразительности спектаклей хореографов 60-80-х гг. XX века

2.1 Влияние постановочных принципов спектаклей «советской хореодрамы»

2.2 Оригинальные режиссерские решения балетных спектаклей хореографов-шестидесятников. Обращение к опыту современных

режиссеров драмы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Даты жизни и деятельности И.А. Чернышёва

Роли И.А. Чернышёва

Постановки И.А. Чернышёва

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественных принципов в советском балете 1960-80-х годов: на примере творчества хореографа И.А. Чернышёва»

Введение

Один из ярких периодов в развитии советского балета - 1960-80-е гг. В это время в результате взаимодействия талантливых, оригинально мыслящих хореографов и выдающихся артистов балета на сцене появились современные спектакли, представлявшие собой произведения новой художественной формации, отличающиеся оригинальностью содержания и высокими эстетическими качествами, спектакли, поднявшие уровень постановочного и исполнительского искусства на более высокую планку. Значительную роль в решении пластических задач в балете в эти годы сыграли сценографы (театральные художники - авторы декораций и костюмов), осваивавшие сцену как концептуальное, свободное для воплощения хореографических замыслов пространство.

В условиях социалистического государства (СССР) с официальной идеологией, пронизывающей все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и творчества, деятели советского балетного театра 1960-80-х гг. (как и всего советского искусства) не имели возможности свободно экспериментировать и заниматься поисками новых форм. Находиться же без движения и развития было невозможно: даже, несмотря на тот факт, что балет всегда менее других видов искусства откликался на перемены в обществе и его культуре. Но к тому времени уже созрели творческие силы, превысившие сопротивление консервативных рамок этого искусства, и талант получил возможность более свободно реализовываться. Хотя не без оглядки на государственную цензуру.

Уже в конце 1950-х гг., на закате эпохи «драмбалета» (1930-50-е гг.), в советском балете возникла творческая коллизия. Это было связано с желанием ограничить сильное и не всегда полезное воздействие принципов драматического театра, имеющего особую специфику. Внимание некоторых хореографов оказалось направлено на выявление

лучших качеств и возможностей танца как главного выразительного средства искусства балета. Однако в 1960-е гг. и последующие как минимум два десятилетия основной формой в советском балете, как и во времена «драмбалета», оставался многоактный сюжетный спектакль, хореографическая композиция которого напрямую зависела от режиссёрской экспликации.

Актуальность диссертации состоит в том, что для исследования предложена тема, разработка которой открывает возможность целенаправленного изучения такого феноменального явления, как творчество хореографов-шестидесятников. Выделение плеяды шестидесятников в одну группу, показывает ее ценность и значительное место в исторической цепочке развития искусства отечественного и мирового балета.

В диссертации на примере постановок талантливого и незаурядного хореографа-шестидесятника И.А. Чернышёва режиссерско-драматургические поиски балетного театра трех десятилетий обретают яркие контуры. Исследование названного периода открывает в обобщенном и частном виде детали творчества хореографов поколения 1960-80-х годов, - они бесценны для профессионалов, связанных с хореографическим искусством.

Подчеркивая актуальность данного исследования, особо стоит отметить, что созданный И.А Чернышёвым авторский театр, несмотря на некоторое воздействие западной хореографии (с ее ориентацией на танец-модерн), стал явлением исключительно русского балетного театра. Это позволяет говорить о И.А. Чернышёве как об оригинально мыслящем художнике по природе и духу.

Степень разработанности интересующей темы в отечественном балетоведении не соответствует ее масштабу и важности. Советскому балету 1960-80-х гт. посвящен ряд балетоведческих исследований. Но, как

правило, это книги1 и брошюры2, отдельные журнальные и газетные статьи, которые носят описательный характер. Анализ исторической значимости спектаклей данной эпохи практически отсутствует, как и отдельные фундаментальные труды. Очевидна проблема недостаточной изученности творчества хореографов-шестидесятников и их влияния на развитие отечественного музыкального театра.

Методологической основой диссертации стали книги и статьи советских и российских театроведов, музыковедов, балетоведов и крупных деятелей балетного театра, чьи работы напрямую или опосредованно касаются заявленной темы. Это работы Л.И. Абызовой, Е.П. Беловой, Г.В. Беляевой-Челомбитько, И.Д. Вельского, В.В. Ванслова, В.М. Гаевского, Ю.Н. Григоровича, П.А. Гусева, Р.В. Захарова, В.М. Красовской, Л.М. Лавровского, Ф.В. Лопухова, И.И. Соллертинекого, И.В. Ступникова, Е.Я. Суриц, В.И. Уральской, Н.Ю. Черновой и других. В фокусе внимания оказались труды по теории, практике искусства танца и драматического театра таких зарубежных и русских авторов, как Ж.-Ж. Новерр3, К.С. Станиславский4, М.М. Фокин5, Л.С. Выготский6,

1 Красовская В.М. Статьи о балете. JI., 1967; Карп П.М. О балете. JI., 1967; Лыюв-Лнохин H.A. Мастера Большого балета. М., 1976; Советский балетный театр (1917-1967): Сб. статей / под ред. В.М. Красовской. М., 1976; Эльяш Н.И. Образы танца. М., 1970; Эльяш П.И. Балет народов СССР. М., 1977; Ванслов В.В. Статьи о балете. Л., 1980; Соколов-Каминский A.A. Советский балет сегодня. М., 1984; Советские бале™. Краткое содержание. М., 1985.

2 Лъвов-Ahoxiui Б.А. Балетные спектакли последних лет. М., 1972; Аркина U.E. Языком танца. М., 1975; Аркина ILE. Советские балетмейстеры: новые имена. М., 1979; Аркина U.E. Балет и литература. М., 1987; Шумилова Э.И. Национальное своеобразие балета. М., 1976.

3 Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. М., 1965.

4 Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. СПб., 2008.

s Фокин М.М. Против течения. JL, 1981. 6 Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1986.

5

Ю.И. Слонимский7, Л .Д. Блок8, П.М. Карп9, Г.Н. Добровольская10, Э. Бентли11, П.Б. Богданова12.

Методы исследования соответствуют принципам историзма, разработанным отечественным театроведением, а также базовым принципам аналитических исследований, принятым в балетоведении. В данной работе диссертант опирается на изучение архивов с использованием методов обобщения, экспертных оценок, типологических сопоставлений.

Цель диссертации - выявить и отразить достижения в области хореографии и режиссуры балетмейстеров-постановщиков 1960-80-х гг., показать самобытность творчества выдающихся шестидесятников, впитавших лучшие традиции предыдущих поколений и стремящихся к новым открытиям, - и тем самым создать основу для дальнейших исследований этой темы.

Задачи диссертации:

- представить классическое наследие как основу творчества хореографов поколения 1960-80-х гг. и обозначить важную роль Ф.В. Лопухова в формировании художественно-эстетических принципов постановки балетов и преемственности традиций от поколения к поколению;

- исследовать на примере творчества И.А. Чернышёва тенденции влияния западной хореографии на советских хореографов;

7 Слонимский Ю.И. Советский балет: Материалы к истории советского балетного театра. М., Л., 1950.

8 Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М., 1987.

9 Карп П.М. Балет и драма. Л., 1980.

10 Добровольская ГЛI. Танец. Пантомима. Балет. Л., 1975.

11 Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004.

12 Богданова П.Б. Режиссеры-шестидесятники. М., 2010.

6

- обозначить роль «драмбалета» и системы Станиславского в формировании режиссерско-драматургических принципов хореографов-шестидесятников. Отметить влияние лидеров-постановщиков драматического театра 1960-80-х гг. на хореографов этого времени;

- показать роль лидеров хореографов-шестидесятников Ю.Н. Григоровича и И.Д. Вельского в определении вектора развития советского балета во второй половине XX столетия;

- заострить внимание на методе, стиле и направленности работ И.А. Чернышёва.

Объектом исследования служит советский балетный театр

1960-80-х гг.

Предметом исследования является творчество хореографа И.А. Чернышёва, создавшего в различных городах Советского Союза яркие балетные спектакли, которые составили оригинальный и самобытный по хореографической и режиссерской концепции авторский театр.

Источниковедческая база:

а) научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных и газетных статей и рецензий, материалов научных конференций, касающихся вопросов исследования эпохи «драмбалета» и времени 1960-80-х гг. и более подробно - творчества хореографа И.А. Чернышёва;

б) энциклопедии и словари13;

13 Театральная энциклопедия / гл. редакторы П.А. Марков, С.С. Мокульский. Т. 1-5 и доп. Т. М.,

1961-67; Все о балете: Словарь-справочник / сост. ЕЛ. Суриц; под ред. Ю.И. Слонимского. М., Л., 1966; Дсген А.Б., Стунников И.В. Мастера танца 1917-1973. Л., 1974; Налет: Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н.Григорович. М., 1981; Русский балет: Энциклопедия. М.: Согласие. 1997; Дсген А.Б., Стунников И.В. Ленинградский балет 1917-1987. Л., 1988; Пави Г1. Словарь театра. М., 1991; Дсген Л.Б., Стунников И.В. Петербургский балет (1903-2003). СПб., 2003; Кулаков В.Л., Паппе В.М., 2500 хореографических премьер XX века (1900-1945). М., 2008; ОеЬга

7

в) программы и учебные пособия14;

г) статистические источники в виде подробного списка по годам и датам партий и постановок И.А.Чернышёва в театрах: Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинградский Малый театр оперы и балета, Одесский театр оперы и балета, Молдавский театр оперы и балета, Куйбышевский театр оперы и балета, Театр оперы и балета «Эстония», Челябинский театр оперы и балета. Программки спектаклей И.А. Чернышёва, в которых фиксировались выходные данные постановок;

д) официальные документы из личного архива хореографа И.А. Чернышёва, предоставленные его вдовой И.А. Румянцевой-Чернышёвой (1957-2014);

е) существенными визуальными источниками для исследования послужили фото- и видеоматериалы из архива И.А. Чернышёва, архивов театров и частных лиц, а также иллюстрации из многочисленных книг и буклетов, посвященных творчеству хореографов поколения 1960-х гг.;

ж) историческую ценность для исследования имеют взятые автором диссертации интервью с деятелями театра - артистами балета, композиторами, художниками, дирижерами, театроведами и балетоведами;

з) статьи в периодических изданиях зарубежных исследователей балета и авторов из среды русской эмиграции на английском языке.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществляется попытка изучения творчества советских хореографов

Craine, Judith Mackrcll. The Oxford Dictionary of Dance. Second edition. Oxford university press. 2010.

14 Искусство балетмейстера: Программа / Сост. Р.В. Захаров. М. 1973; Алексидзе Г.Д. Школа балетмейстера: Учебное пособие. М., 2013; Тарасова О.Г. Музыка и хореография: Учебное пособие М., 2013.

1960-80-х гг. как целостного, исторически значимого, связанного с традициями и новаторскими исканиями периода.

Впервые на основе конкретных примеров (спектаклей хореографов-шестидесятников) выявляются тесные связи «драмбалета» и искусства хореографов 1960-80-х гг. - двух направлений, ранее считавшихся антагонистическими.

Данное исследование также впервые показывает, что искусство шестидесятников занимает важное место в развитии хореографии, а период их деятельности - весьма значимый в истории отечественного балета. Ключом к постижению особенностей творчества шестидесятников является творчество И.А. Чернышёва - крупного художника советского балетного театра второй половины XX века, хореографа, реализовавшего идею создания своего авторского театра на периферии.

Впервые через творчество И.А. Чернышёва и его коллег-современников выявляются связи хореографов 1960-80-х гг. и западного искусства балета, обозначаются контуры идейной общности мирового творческого пространства.

В качестве одной из характерных черт творческого почерка И.А. Чернышёва рассматривается роль дуэтного танца в развитии драматургии его балетного театра. Она признается значительной и порой основополагающей. От частного производится переход к общему, - и обозначается одна из главных ролей дуэтного танца в развитии хореографической драматургии вообще. Исследование балетного спектакля в подобном ракурсе предпринято впервые.

Творчество И.А. Чернышёва, определившего тенденции развития балетного театра своего времени, в отечественном балетоведении не отмечено монографическими работами.

Настоящая работа впервые охватывает масштабную панораму событий в отечественном балетном искусстве второй половины XX века.

Рассматриваются профессиональные достижения хореографов, приумноживших традиции классического танца главным образом за счет новых, оригинальных произведений, часть из которых, к сожалению, сегодня не идет на сцене и не сохранена в кино- и видеоверсиях.

Теоретическая значимость связана с построением целостной методологической концепции, с помощью которой анализируются истоки творчества шестидесятников, показывается картина балетного мира 1960-80-х гг., исследуется творчество И.А. Чернышёва как представителя эпохи со свойственными ей принципами, выявляются приемы постановок целого поколения хореографов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно может стать полезным пособием и материалом для изучения творчества шестидесятников, а также может послужить базовой информацией для понимания и осмысления путей развития отечественного балета 1960-80-х гг. Данная работа открывает перспективу дальнейшего изучения творчества выдающихся хореографов плеяды шестидесятников с целью выявления многообразия их стилей и почерков.

Гипотеза

Творчество Чернышёва сыграло значительную роль в развитии советского балета. Хореограф создал индивидуальный балетный театр, который стал неотделимой частью единой картины хореографической культуры 1960-80-х гг. Феномен Чернышёва, помимо природного таланта, вероятно, кроется в свободе художника танца, которой он обладал вследствие пребывания, с одной стороны, на периферии балетного мира, а с другой - в крупных, хотя и провинциальных, городах, что исключало недостаток необходимых для творчества постановочных возможностей. Таким образом, над ним не довлели цензура и указания «сверху» в той мере, в какой это имело место в Москве, Ленинграде, и кроме того в его

распоряжении имелись и труппа, и сцена, и достаточные средства для работы и экспериментов.

Положения, выносимые на защиту:

1. основой новаторства советских хореографов 1960-80-х гг. является классическое наследие: традиции симфонизации танца и развитие пластического и хореографического разнообразия, заложенные Ф.В. Лопуховым;

2. воздействие достижений западных хореографов имело место, но не столь существенное, скорее можно говорить о параллельности развития балетного искусства Запада и России - что видно на примере творчества И.А. Чернышёва;

3. несомненно влияние постановочных принципов спектаклей советской хореодрамы на хореографов-шестидесятников, а также системы Станиславского и спектаклей режиссеров драматического театра поколения 1960-х гг.;

4. балетные спектакли И.А. Чернышёва и хореографов 1960-80-х гг. отличаются оригинальностью, но имеют общие постановочные принципы.

Апробацией диссертации было освещение важных аспектов ее темы в докладах: «От драмбалета к шестидесятникам» на VI научной конференции студентов и аспирантов МГАХ (21 апреля 2009) и «Материалы о творчестве И.А. Чернышёва в фондах Американской публичной библиотеки» на VII научной конференции студентов и аспирантов МГАХ (19 апреля 2010).

Творчество изучаемого хореографа стало поводом для проведения вечера его памяти в Государственном центральном театральном музее имени A.A. Бахрушина (12 мая 2008), который был организован и проведен автором данного исследования при содействии Общества

«Друзей Большого балета». Вечер включал в себя подробный рассказ о жизни и путях творчества танцовщика и хореографа И. А. Чернышёва.

Исследуя творчество хореографов поколения 1960-80-х гг., автор провел в Государственном центральном театральном музее имени A.A. Бахрушина встречи любителей балета с ведущими солистками Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинского театра) А.Е. Осипенко и В.М. Ганибаловой - активными участницами и действующими лицами эпохи, заявленной в названии темы диссертации. Мероприятия явились творческой апробацией исследования автора.

По теме диссертации в рецензируемых научных изданиях опубликованы статьи, в которых исследуются тенденции в творчестве хореографа И.А. Чернышёва и анализируются процессы, происходившие в балете в 1960-80-е гг.: «Авторский театр как творческая лаборатория»15, «Опыт советской хореодрамы в творчестве И.А. Чернышёва»16,«"Поэма двух сердец" - второй восточный балет Арифа Меликова. Уникальный опыт одновременной постановки на сценах двух театров»17, «Влияние творчества французского хореографа Мориса Бежара на советских хореографов поколения 1960-80-х гг.18,«"Отанцованный акробатизм" как одно из выразительных средств балетных спектаклей 1960-80-х гг.»19.

15 Авторский театр как творческая лаборатория //Балет. 2011. № 4-5 (169-170). С. 34-35.

16 Опыт советской хореодрамы в творчестве И.Л. Чернышёва // Налет. 2012. № 6 (177). С. 22-23.

17 "Поэма двух сердец" - второй восточный балет Арифа Меликова. Уникальный опыт одновременной постановки на сценах двух театров» // Балет. 2014. № 5 (188). С. 28-29.

18 Влияние творчества французского хорсо1рафа Мориса Бежара на советских хореографов поколения 1960-80-х гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 59-64.

19 «Оганцованный акробатизм» как одно из выразительных средств балетных спектаклей 196080-х гг. // Вестник Академии Русского балета им. АЛ. Вагановой. 2014. № 5 (34). С. 35-39.

12

Значительной публикацией по теме диссертации стала книга (сборник) «Игорь Чернышёв - танцовщик и хореограф»20 (2012). Сборник состоит из 4-х разделов и приложения. 1-й раздел книги - подробная биографическая статья диссертанта о хореографе И.А. Чернышёве. 2-й и 3-й разделы книги - статьи, интервью и рецензии современников хореографа. Большинство материалов в книге выполнено и подготовлено к печати автором диссертации.

В Государственном центральном театральном музее имени A.A. Бахрушина (4 февраля 2013, Москва), в Доме актера имени К.С. Станиславского (20 апреля 2013, Санкт-Петербург), а также в Самарском государственном театре оперы и балета (24 октября 2013, Самара) автором диссертации проведены презентации книги-сборника «Игорь Чернышёв - танцовщик и хореограф». По ходу и по завершении презентаций диссертантом получены доказательства, подтверждающие необходимость исследования творчества И.А. Чернышёва как одного из самобытных хореографов своего времени. В 2013 году вышло второе дополненное издание сборника о И.А. Чернышёве21, в котором впервые опубликована подробная библиография хореографа. В 2014 году в издательстве «Театралис» вышло третье, в формате альбома, издание книги о Чернышёве22, где представлено большое количество новых архивных фотоматериалов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по две подглавы (параграфа); заключения и списка использованной литературы. Общий объем 147 стр. Приложение

20 Игорь Чернышёв - танцовщик и хореофаф / авт.-соет. Р.Г. Володченков. М.: Театралис, 2012. 360 с.

21 Игорь Чернышёв - танцовщик и хореограф / авг.-сост. Р.Г. Володченков. 2-е изд., иенр. и доп. М.: Театралис, 2013. 360 с.

22 Игорь Чернышёв - танцовщик и хорсо1раф / авт.-сост. Р.Г. Володченков. 3-е изд., исир. и дон. М.: Театралис, 2014.360 с.

диссертации представляет подробную биографию И.А. Чернышёва, список его ролей и постановок.

Глава 1 Принципы творчества советских хореографов 1960-80-х гг. Истоки и формы влияния.

В большинстве случаев, прямо или косвенно, пути развития, по которым двинулись хореографы-шестидесятники (впервые заявившие о себе в конце 1950-х - начале 1960-х гг.), были обозначены Ф.В. Лопуховым, сочетавшим в себе профессиональные качества практика и теоретика хореографии. Он же в 1962 году создал кафедру «Режиссуры балета» в стенах Ленинградской консерватории, откуда вышли многие хореографы поколения 1960-х гг. «Высшее хореографическое образование на консерваторской базе реализовало принципиальную позицию Лопухова, всем своим творчеством отстаивавшего прочный союз музыки и танца»23.

В первой главе диссертации уделяется внимание тем принципам Ф.В. Лопухова, которые помогли хореографам-шестидесятникам воспринять бережное отношение к постановке классических балетов и способствовали активной работе над новыми оригинальными произведениями.

Немалое количество споров существовало между балетмейстерами «драмбалета» и хореографами поколения 1960-х гг. Но профессиональные разногласия не отменили воздействия одного направления на другое. Тема влияния «драмбалета» на хореографов поколения 1960-х гг. - отдельный и особый аспект исследования, которому посвящен первый параграф второй главы диссертации.

23 Соколов-Каминский А.А. «Где танец музыкою венчан...». СПб., 2002. С. 14.

14

Воздействие западных хореографов на отечественных балетмейстеров второй половины XX века сегодня мало оспариваемый факт. Определить характер и степень такого воздействия входит в решение задач второго параграфа первой главы. Основная же задача всей первой главы - обнаружить истоки самобытного творчества хореографов 1960-80-х гг., выявить наиболее активные формы воздействия, способствовавшие творчеству хореографов-шестидесятников.

Принципиально важным в первой главе было обозначить творческие аспекты, повлиявшие на формирование манеры, стиля и почерка И.А. Чернышёва - одного из самых ярких хореографов своего времени, причисляемого автором к поколению шестидесятников. Хореография этого мастера (отдельные номера и спектакли) является одним из основных объектов исследования.

1.1 Классическое наследие как основа новаторства: традиции симфонизации танца и развитие пластического и хореографического разнообразия, заложенные Ф.В. Лоиуховым.

Спектакли классического наследия - такие, как «Тщетная предосторожность», «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Баядерка», «Дон Кихот», «Коппелия», «Корсар», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда» и другие с менее известной сценической историей, составляли основу репертуара ведущих балетных трупп Советского Союза. Под воздействием таких спектаклей в разное время создавались новые оригинальные балеты.

Творчество Федора Васильевича Лопухова [художественный руководитель балетной труппы Петроградского (Ленинградского) театра оперы и балета в 1922-30, 1944-45, 1951-56 гг.], сохранявшего и

реставрировавшего спектакли классического наследия, во многом определило пути развития советского театра балета. На этапе 1960-80-х гг. его опыт и профессиональная культура балетмейстера, педагога и теоретика способствовали активной конденсации самых разных творческих идей у нового поколения хореографов. В цели и задачи данного параграфа входит обозначение основных направлений в хореографическом искусстве шестидесятников, заданных Лопуховым.

Первая же работа Ф.В. Лопухова над балетом классического наследия24 выявила основополагающий принцип хореографа в подходе к такого рода материалу. Это принцип единства музыки и хореографии, который будет первостепенным для Лопухова как хореографа-практика, чье понимание роли музыки в балете во многом определили дирижер Э.А. Купер и композитор-музыковед Б.В. Асафьев; первостепенным для Лопухова педагога-теоретика, непосредственно повлиявшего на профессиональное становление таких хореографов-шестидесятников, как Ю.Н. Григорович (р. 1927), И.Д. Вельский (1925-1999), H.H. Боярчиков (р. 1935), Г.Д. Алексидзе (1941-2008), Н.С. Маркарьянц (р. 1928), В.Н. Елизарьев (р. 1947), Г.А. Майоров (р. 1936), Г.Р. Замуэль (р. 1941) и многих других.

Суть принципа единства музыки и хореографии Лопухова находит

Л с

отражение в его словах: «сначала музыка, а уж потом мы, хореографы» . Таким образом Лопухов определял главенствующую роль музыки в процессе работы над хореографическим произведением. Важным дополнением к сказанному стоит считать высказывание ученицы Федора Васильевича, известного дирижера и артистки балета О.М. Берг: хореограф-постановщик «должен быть музыкально образованным

24 «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1922-23 гг.) в Петроградском театре онеры и балета.

25 Цит. но: Андриевская В. 3 профессии Ольги Берг // Советский балет. 1987. № 6. С. 51.

человеком и хорошо разбираться в партитуре»26. Слова Берг служат не только дополнением, но и разъяснением позиции Лопухова, считавшего, что хореограф должен не только уметь слушать музыку, но и профессионально разбираться в музыкальной грамоте.

Опираясь на принципа единства музыки и хореографии Лопухов наиболее приближался к сценическому воплощению идеи спектакля. Практически это выглядело так: восстанавливая отдельные балеты Петипа и Иванова, - скажем, такие, как «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», - он открывал в них целый ряд купюр, сделанных этими балетмейстерами еще при постановке. Таким образом внимание хореографа четче фокусировалось на композиторском замысле и музыкальной драматургии балета. Хореографы-шестидесятники взяли за основу такой подход Лопухова, но пиетет, в смысле бережной сохранности первоначального единства номеров партитуры -

соблюдали далеко не всегда. Да и каждый из них восстанавливал классические спектакли уже в соответствии с требованиями своего времени и решал другие, нежели Лопухов, задачи. Однако их принцип самостоятельного, личностного, обязательно основанного на знании партитуры балета, - был в духе лопуховских стремлений. Осознавая пути решения поставленных задач, некоторые хореографы-шестидесятники двинулись дальше своего мэтра, заявив об авторском (собственном видении) решении спектаклей наследия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Володченков, Роман Геннадиевич, 2015 год

Список использованной литературы

1. Абызова Л.И. Игорь Вельский. Симфония жизни. СПб. 2000.

2. Абызова Л.И. История хореографического искусства. Отечественный балет ХХ-ХХ1 века. СПб. 2012.

3. Алексидзе Г.Д. Балет в меняющемся пространстве. Лит. запись и сост. Л.И. Абызова. СПб. 2008.

4. Алексидзе Г.Д. Школа балетмейстера. М. 2013.

5. Алла Осипенко. Коллективный сборник. СПб. 2007.

6. Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. М. 2005.

7. «Ангара»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1987.

8. «Анна Каренина»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1973.

9. Аркина Н.Е. Балет и литература. М. 1987.

10. Аркина Н.Е. Ностальгия по мастерству // Музыкальная жизнь. 1979. № 13.

11. Аркина Н.Е. Советские балетмейстеры: новые имена. М. 1979.

12. Аркина Н.Е. Языком танца. М. 1975.

13. Армашевская К.Н. Вайнонен Н.В. Балетмейстер Вайнонен. М.1971.

14. Асафьев Б.В. О балете. Л. 1974.

15. «Асият»: к премьере в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова: буклет. Л. 1986.

16. Баланчин Д., Мэйсон Ф. Сто один рассказ о Большом балете. М. 2000.

17,

18

19

20

21

22

23,

24

25,

26

27,

28,

29

30

31

Балет молодых: О балетной труппе Ленинградского

академического Малого театра оперы и балета

/ И.В. Ступников, А.Б. Деген. Л. 1979.

Балет Парижской Национальной Оперы: Гастроли на сцене

Большого театра. / ред.-сост. В.М. Гаевский. М. 2011.

Балет XX века: Балетная труппа под руководством Мориса

Бежара: Гастроли в СССР. / пер. с фран. М. 1978.

Балет: журнал, посвященный русско-французским балетным

связям: спецвыпуск / пер. с фран. М. 1997.

Балет: Энциклопедия / гл.ред. Ю.Н.Григорович. М.

1981.

Балетмейстер A.A. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. Е.Я. Суриц, Е.П. Белова. СПб. 2000. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления / сост. Ю.А. Смирнов. Владимир. 2005. Балетная труппа Марселя: Гастроли в СССР. М. 1974. Балеты Джорджа Баланчина: к премьере в Большом театре: буклет. М. 2004.

«Бахчисарайский фонтан»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1969.

Бежар М. Мгновение в жизни другого. М. 1989.

Бежар М. Мгновение в жизни другого: Чьей жизни? М.

1998.

Белова Е.П. Ракурсы танца. Телевизионный балет. М. 1991. Белова Е.П. Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. М. 1997.

Вельский И. Балет - та же симфония // Советский балет.

1982. № 6.

32,

33

34

35,

36

37,

38

39

40

41,

42,

43.

44,

45,

46.

47.

48.

Вельский И. Все совмещается в танце и все постигается через танец... // Советский балет. 1988. № 4. Беляева Г. Сила духа // Советский балет. 1986. № 1. Беляева-Челомбитько Г. Художник - воплощение эпохи // Балет. 2001. Спецвыпуск.

Беляева-Челомбитько Г.В. Балет: эпоха зоу1е^ка (1917-1991 гг.): Учебное пособие. М. 2005. Бентли Э. Жизнь драмы. М. 2004.

Берг О.М. Взаимосвязь музыки и хореографии и музыкальное воспитание балетмейстера // Музыка и хореография современного балета. Вып. 3. Сб. статей. Л. 1979.

Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М. 1987.

Богданова П.Б. Режиссеры-шестидесятники. М. 2010. Богданов-Березовский В.М. Балет Ленинграда. М; Л. 1964. Бурлина Е. «Ромео и Джульетта» // Волжская коммуна. Куйбышев. 1980. 9 января.

Бялик М. Для дебюта избран Шекспир // Вечерний Ленинград. 1968. 29 июля.

Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М. 2013. Вайнонен В. Мысли о танце // Советский балет. 1986. № 4. Вайнонен Н. Василий Вайнонен «Я не ставлю опытов. Я ставлю балеты» //Балет. 2001. Спецвыпуск. Валентин Елизарьев. Народный артист СССР. Минск. 1987. Валентин Елизарьев. Тридцать лет с Национальным балетом Беларуси. Минск. 2003.

Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. 1968.

49. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. 1971.

50. Ванслов В.В. Статьи о балете. Л. 1980.

51. Ванслов В. Положительный опыт преобладает... // Советский балет. 1986. № 1.

52. Ванслов В. К вопросу о периодизации истории русского балета после 1917 года // Балет. 1996. № 6.

53. Ванслов. В.В. Хореограф Юрий Григорович. М. 2009.

54. Василий Дмитриевич Тихомиров. Артист, балетмейстер, педагог: сборник / под ред. П.Ф. Аболимова. М. 1971.

55. Введение в театроведение / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб. 2011.

56. Виноградов О.М. Исповедь балетмейстера. М. 2007.

57. Владимир Бурмейстер / сост. В.И. Уральская, Н.А. Вихрева, Г.В. Иноземцева. М. 2001.

58. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней. М. 2005.

59. Володченков Р. Интервью с Аллой Евгеньевной Осипенко: к 40-летию постановки балета «Антоний и Клеопатра» в хореографии Игоря Чернышёва в Ленинградском государственном академическом Малом театре оперы и балета 11 июля 1968 года // Вестник Академии Русского Балета имени А .Я. Вагановой. СПб. 2009. № 1 (21).

60. Володченков Р. От драмбалета к шестидесятникам: Сборник докладов и тезисов VI научной конференции студентов и аспирантов МГАХ (21 апреля 2009) / ЗАО «Оперативное тиражирование». М. 2010.

61. Володченков Р. Материалы о творчестве И.А. Чернышёва в фондах Американской публичной библиотеки: Сборник

докладов и тезисов VII научной конференции студентов и аспирантов МГАХ (19 апреля 2010) / ЗАО «Оперативное тиражирование». М. 2011.

Володченков Р. Авторский театр как творческая лаборатория // Балет. 2011. № 4-5 (169-170). Володченков Р. Опыт советской хореодрамы в творчестве И.А. Чернышева // Балет. 2012. № 6 (177). Володченков Р. «Поэма двух сердец» - второй восточный балет Арифа Меликова. Уникальный опыт одновременной постановки на сценах двух театров // Балет. 2014. № 5 (188). Володченков Р. Руководитель Куйбышевского балета // Самарские судьбы. Самара. 2014. № 5. Володченков Р. Влияние творчества французского хореографа Мориса Бежара на советских хореографов поколения 1960-80-х гг. (на примере статьи Б.А.Львова-Анохина «Балет XX века») // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). Володченков Р. «Отанцованный акробатизм» как одно из выразительных средств балетных спектаклей 1960-80-х гг. // Вестник Академии Русского балета им. А .Я. Вагановой. 2014. №5 (34).

Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе // Сборник научных трудов. М. 1980.

Все о балете: Словарь-справочник / сост. Е.Я. Суриц; под ред. Ю.И. Слонимского. M ; Л. 1966.

Второй Международный конкурс артистов балета в Москве 7-19 июня 1973 года: буклет. М. 1973. Выгодский Л.С. Психология искусства. М. 1986. Габович М.М. Душой исполненный полет. М. 1966.

73,

74,

75,

76,

77,

78

79

80

81

82,

83

84

85

86

87

88

89

90

Гаевский В.М. Дивертисмент. М. 1981.

Гаевский В.М. Дом Петипа. М. 2000.

Гаевский В.М. Хореографические портреты. М. 2008.

Гаевский В.М., Гершензон П. Разговоры о русском балете:

Комментарии к новейшей истории. М. 2010.

Гамалей Ю.В. «Мариинка» и моя жизнь: воспоминания

дирижёра. СПб. 1999.

Гамалей Ю.В. Музыкальная драматургия балетов П.И. Чайковского и степень ее отражения в работе постановщиков Мариинского театра. СПб. 2006. Глезер Р. Яркая праздничная премьера // Волжская коммуна. Куйбышев. 1980. 26 октября.

Григорович Ю. В поисках гармонии // Театр. 1976. № 3. Гусев П. Современность и балет - традиции и новаторство // Балет. 2001. Спецвыпуск.

Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца 1917-1973. JT. 1974.

Деген А. В неустанном поиске // Советский балет. 1987. № 4.

Деген А.Б., Ступников И.В. Ленинградский балет 1917— 1987. Л. 1988.

Деген А.Б., Ступников И.В. Петербургский балет (19032003). СПб. 2003.

Деген А.Б. Ступников И.В. Балет 120 либретто. СПб. 2008. Добровольская Г.Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л. 1968. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л. 1975. Добровольская Г.Н. Федор Лопухов. Л. 1976. Добровольская Г.Н. «Щелкунчик»: Шедевры мирового балета. СПб. 1996.

91. Добровольская Г.Н. Михаил Фокин: Русский период. СПб. 2004.

92. Ермаков Е. Молодость балета // Знамя коммунизма. Одесса. 1972. 3 июня.

93. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М. 1995.

94. Загайкевич М. Св1ччине весшля // Музика. 1974. № 5.

95. Зарубин В.И. Большой театр: Первые постановки балетов на русской сцене. М. 1998.

96. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М. 1954.

97. Захаров Р.В. Записки балетмейстера М. 1976.

98. Захаров Р.В. Слово о танце. М. 1977.

99. Звёздочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. СПб. 2007.

100. Зозулина H.H. Алла Осипенко. Л. 1987.

101. Зозулина H.H. Джон Ноймайер в Петербурге. СПб. 2012.

102. Золотницкий Д. Балетная режиссура Сергея Радлова // Балет. 1998. № 2.

103. «Иван Грозный»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1985.

104. Иванов В. Парабола творчества // Самарская сцена: альманах самарской организации СТД. Самара. 1992.

105. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века. Пермь. 1994.

106. Иванова-Георгиевская Н. Балетмейстер Игорь Чернышёв в Одесском театре оперы и балета // Аркад1а. Одесса. 2003. жовтень (октябрь).

107. Иванова-Георгиевская Н. Драматургически-смысловая специфика одноактного балета // Музичне мистецтво i культура. Науковий вюник ОдеськоТ державноТ музичноТ академн iMeni A.B. Нежданово'1. Випуск 4. / Гол. редактор О.В. Сокол. Одеса : Друк, 2003.

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

Ивашнев В.И., Ильина К.В. Ростислав Захаров. М. 1982. Игорь Чернышев - танцовщик и хореограф / авт.-сост. Р.Г. Володченков. Изд. 2-е, испр. и доп. М. 2013. Илупина А. Рисующий движением // Смена. 1977. март. № 1196.

Ильичёва М. «Щелкунчик» и другие // Вечерний Ленинград. 1984. 6 октября.

Ильичёва М.А. Ирина Колпакова. Л. 1979.

Ильичёва М. Николай Боярчиков // Советский балет. 1988.

№5.

Ильичёва М.А. «Тщетная предосторожность» в Петербурге. СПб. 2001.

Илюшин И. Балет-легенда // Вечерняя Одесса. Одесса. 1974. май.

Имас С. Современность танца // Вечерняя Одесса. 1973. 6 июля.

Искусство балетмейстера: Программа / сост. Р.В. Захаров. М. 1973.

Искусство хореографии: Сборник статей. М. 2012. «Каменный цветок»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1961.

Карп П.М. О балете. М. 1967.

Карп П.М. Балет и драма. Л. 1980.

Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. М. 1984.

Касьянова И. Балет-симфония // Волжская коммуна.

Куйбышев. 1978. 16 апреля.

Касьянова И. Гусарская баллада // Волжская заря. Куйбышев. 1980. 22 ноября.

Кауфман С.И. Большой балет. Взгляд изнутри. М. 2008.

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140,

141

Кафедра хореографии ГИТИСа: вчера, сегодня, завтра... М. 1996.

Комлева Г.Т. Танец - счастье и боль... Записки петербургской балерины. СПб; М. 2000. Королёва Э.А. Спектакль, балетмейстер, танцовщик. Кишинев. 1977.

Королёва Э.А. Молдавский балетный театр. Кишинев. 1990. Красовская В.М. Статьи о балете. Л. 1967. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Преромантизм. Л. 1983. Красовская В.М. Профили танца. СПб. 1999. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. СПб. 2005. Кремшевская Г. Новой тропой // Ленинградская правда. 1968. 20 августа.

Кремшевская Г. Впервые в Ленинграде // Ленинградская правда. 1984. 6 октября.

Кузнецова И. Поэзия танца // Знамя коммунизма. 1973. 13 мая.

Кузовлева Т. Большие хореографические трагедии // Балет. 1999. май-июнь.

Кузовлева Т.Е. Хореографические странствия Николая Боярчикова. СПб. 2005.

Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета. Куйбышев. 1981. Кулагина В.И. Романы без слов. Достоевский на петербургской сцене. СПб. 2011.

Кулаков В.А., Паппе В.М. 2500 хореографических премьер XX века (1900-1945). М. 2008.

142. Лавровский Л. Раздвигаются границы жанра // Балет. 1995. №4-5.

143. Лавровский М.Л. От первого лица. М. 2006.

144. Лагунов B.C. Шипы и розы Большого балета. М. 2006.

145. Лазанчина А. Балеты А. Эшпая в хореографической версии И.А. Чернышёва на сцене Куйбышевского театра оперы и балета // Вестник СГПУ / под редакцией В.Н. Бацун. Самара 2008. вып. 4.

146. Лазанчина A.B. «Гусарская баллада» Т.Н. Хренникова в постановке И.А. Чернышёва на сцене Самарского театра оперы и балета / A.B. Лазанчина // Актуальные вопросы искусствознания: человек-текст-культура: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов. СГК. 2009.

147. Лапаури А. Простота и упрощенность // Советская культура. 1973. 30 ноября.

148. «Лебединое озеро»: к постановке в Большом театре: буклет. М. 1982.

149. «Лебединое озеро»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 2001.

150. Левенков О.Р. Джордж Баланчин. Пермь. 2007.

151. Левкоева Н.Г. Международные конкурсы в искусстве хореографии. М. 2013.

152. «Легенда о любви»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1987.

153. Ленинградский балет 1960-1970-х годов. / сост. Т.И. Закржевская. СПб. 2008.

154,

155

156

157

158

159

160

161

162,

163

164

165

166

167,

168

169

170,

171,

172,

Леонид Михайлович Лавровский. Документы. Статьи.

Воспоминания: Сборник / Сост. М.И. Березкина,

Н.В. Чидсон, В.И. Уральская. М. 1983.

Лиепа М.Э. Я хочу танцевать сто лет. М. 1996.

Линькова Л. С героями Шиллера // Советский балет. 1983.

№4.

Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера. Берлин. 1925. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете. М. 1966. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М. 1972. Лопухов Ф.В. В глубь хореографии. М. 2003. Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. М. 1972.

Львов-Анохин Б.А. Мастера Большого балета. М. 1976.

Львов-Анохин Б.А. «Балет XX века»: заметки о гастролях

труппы Мориса Бежара в Москве / Музыка и хореография

современного балета. Вып. 3. Сб. статей. Л. 1979.

Львов-Анохин Б.А. Владимир Васильев. М. 1998.

Макарова Н.Р. Биография в танце. М. 2011.

Македонская И.В. Размышления о драматическом искусстве

в классическом балете. М. 2002.

Максимова Е.С. Мадам «Нет». М. 2003.

Марков П.А. О театре. Театральные портреты. М. 1974. Т. 2.

Мейлах М.Б. Эвтерпа, ты? Художественные заметки: Беседы

с артистами русской эмиграции. Том I: Балет. М. 2008.

Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. М. 1990.

Минц Н.В. Давид Гаррик. М; Л. 1939.

М1рошниченко С. Новий балет Юр1я Знатокова // Культура i

життя. 1974. 15 грудня.

173

174,

175

176

177

178

179

180,

181

182

183

184,

185

186

187

188,

189,

190

Михайловский театр. Сюжеты. Имена / авт.-сост. К.А. Учитель. СПб.: «Лик». 2008.

Модестов B.C. Мировой балетный репертуар: Словарь-справочник. М. 2007.

Наталья Макарова. Восемнадцать лет спустя / сост. С. Дружинина, H.H. Зозулина. М. 1993. Новерр Ж-Ж. Письма о танце и балетах. М. 1965. Нью-Йорк Сити Балет: Гастроли в СССР. М. 1962. Одна любовь на всю жизнь: Очерки о жизни и творчестве ведущих артистов Куйбышевского академического театра оперы и балета. Сост. Л.Д. Пландовская. Куйбышев. 1990. Пави П. Словарь театра. М. 1991.

Первый Международный конкурс артистов балета в Москве 11-23 июня 1969 года. М. 1969.

Петербургский балет: Рубеж тысячелетий. СПб. 2004.

Пети Р. Я танцевал на волнах. М. 2008.

Прельжокаж А.: «Не хочу быть современным» / инт.

А. Галайды // Большой театр. 2009. № 6.

Пятый Международный конкурс артистов балета в Москве:

буклет. М. 1985.

Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. М. 2009. «Ромео и Джульетта»: к премьере в Большом театре: буклет. М. 1974.

Русский балет: Энциклопедия. М.: Согласие. 1997. Рыженко Н. Основа мастерства, основа движения // Советский балет. 1984. № 5.

Рябинкина Е.Л. Глазами советской балерины. М. 1971. Садовская Н. Балетные спектакли // Музыкальная жизнь. 1974. №3.

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

Садовская Н. Дорогу осилит идущий // Советский балет.

1982. №2.

Сальникова В. Поэма двух сердец // Волжская коммуна. Куйбышев. 1983. 13 февраля.

Свеча зажжена // Вечерняя Одесса. Одесса. 1974. без даты. Свешникова A.JI. Петербургские сезоны Артура Сен-Леона (1859-1870). СПб. 2008.

Слонимский Ю.И. Советский балет: Материалы к истории советского балетного театра. М; Л. 1950. Слонимский Ю.О. Тщетная предосторожность. Л. 1961. Слонимский Ю.И. Семь балетных историй: Рассказ сценариста. Л. 1967.

Слонимский Ю.И. В честь танца. М. 1968. Слонимский Ю.И. Жизель. Этюды. Л. 1969. Слонимский Ю.И. Чудесное было рядом с нами. Л. 1984. «Собор Парижской Богоматери»: к премьере в Большом театре: буклет М. 2003.

Советские балеты. Краткое содержание. М. 1985. Советский балетный театр. 1917-1967: Сб. статей / под ред. В.М. Красовской. М. 1976.

Соколов А. Строгие знаки трагедии // Советская культура. 1968. 22 августа.

Соколов-Каминский A.A. Советская балетная школа. М.

1983.

Соколов-Каминский A.A. Советский балет сегодня. М. 1984. Соколов-Каминский А. Мир Бежара // Советский балет. 1987. №6.

Соколов-Каминский A.A. «Где танец музыкою венчан...». СПб. 2002.

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

Соколов-Каминский A.A. Горизонты балета. СПб. 2007. Соллертинский. И.И. Статьи о балете. J1. 1973. Сохрина А. «Поэма двух сердец» // Волжская заря. Куйбышев. 1982. 22 декабря.

Сохрина А. «Щелкунчик» // Волжская заря. Куйбышев. 1978.11 марта.

Сохрина А. «Ромео и Джульетта» // Волжская заря. Куйбышев. 1979.29 декабря.

Сохрина А. Классика и современность // Волжская заря. Куйбышев. 1981.23 января.

Сташшевський Ю.А. Украшський радянський балетный театр (1925-1975). Кшв. 1975.

Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. СПб. 2008. Ступников И. ...И снова Шекспир // Смена. 1968. 14 июля. Ступников И. Авторитетам вопреки // Смена. Ленинград. 1984.10 октября.

Суриц Е.Я. Хореографическое искусство 1920-х годов: Тенденции развития. М. 1979.

Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. Екатеринбург. 2004.

Тарасова О.Г. Музыка и хореография. М. 2013. Театральная энциклопедия / гл. редакторы П.А. Марков, С.С. Мокульский. Т. 1-5 и доп. т. М. 1961-67. Тейдер В. У истоков советского балета // Советский балет. 1982. №2.

Тейдер В.А. Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный». М. 2001.

225. Тимофеев Е. Добрая сказка // Знамя коммунизма. Одесса. 1971. 12 мая.

226. Торунова Г.М. Игорь Александрович Чернышёв // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов Самарского академического театра оперы и балета. Автор проекта, сост., ред. С.П. Хумарьян. Самара. 2006.

227. Третий Международный конкурс артистов балета в Москве. М. 1977.

228. Три профессии Ольги Берг / Инт. с О. Берг В. Андриевской // Советский балет. 1987. № 6.

229. Тюрин Ю., Чернова Н. Сказать свое слово // Музыкальная жизнь. 1978. № 14.

230. Тюрин Ю. Поэзия и алгебра танца // Советская культура. 1981. 7 августа.

231. Тюрин Ю. Серьезная комедия // Музыкальная жизнь. 1981. № 15.

232. Тюрин Ю. Высокий слог поэзии // Советский балет. 1983. №

5.

233. Уральская В. Дорогой поиска // Театральная жизнь. 1974. №

6.

234. Уральская В. Высокие традиции провинциального балета // Известия. 1992. 16 ноября.

235. Уральская В.И., Левкоева Н.Г. Мастерская звезд. Международные балетные конкурсы. М. 2009.

236. Федотов В.А. Гармония муз и некоторые проблемы балетного театра / Музыка и хореография современного балета. Вып. 3. Сб. статей. Л. 1979.

237. Фокин М.М. Против течения. Л. 1981.

238,

239

240,

241,

242,

243

244

245,

246

247,

248,

249

250

251

252.

253,

254.

Чернова Н. Традиции и современность // Московская правда. 1973. 20 ноября.

Чернова Н. «Ангара» // Волжская коммуна. Куйбышев. 1977. 10 декабря.

Чернова Н. Со своим почерком // Правда. 1981. 25 августа. Чернышёв И. ...Главный балетмейстер И. Чернышёв // Советская музыка. 1981. № 4.

Чернышёв И. Чувствуя пульс времени // Советский балет. 1986. №2.

Чернышёв И. «Необходим динамизм труда» // Советский балет. 1988. № 3.

Чернышёв И. «Сегодня надо выжить» // Балет. 1992. №3. Четвёртый Международный конкурс артистов балета в Москве. М. 1981.

Чистякова В.В. Игорь Чернышёв // Ленинградский балет

сегодня. Вып. 2. Л; М. 1968.

Чистякова В.В. Ролан Пети. Л. 1977.

Чурко Ю.М. Борис Эйфман. Восхождение. СПб. 2005.

Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. М. 1985.

Шереметьевская Н. Бурное десятилетие (1957-1967):

Дискуссия в министерстве культуры // Балет. 2001.

Спецвыпуск.

Шереметьевская Н.Е. Длинные тени: О времени, о танце, о себе: Записки историка балета и балетного критика. М. 2007. Шмаков Г. В духе народной комедии // Знамя коммунизма. Одесса. 1970. июль.

Шмаков Г. В ключе романтики // Знамя коммунизма. Одесса. 1970.25 января.

Шумилова Э.И. Национальное своеобразие балета. М. 1976.

255. Эльяш Н.И. Балет народов СССР. М. 1977.

256. Эльяш Н.И. Образы танца. М. 1970.

257. Эшпай А.Я. Непрошедшее время: Беседы разных лет. М.

2005.

258. Юрий Григорович - жизнь в Большом: к восьмидесятилетию выдающегося русского хореографа. М.

2006.

259. Юрий Соловьев. Жизнь и творчество / сост. Б.В. Бланков. СПб. 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.