Формирование инвестиционного механизма кинематографии России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Серебренников, Вадим Борисович
- Специальность ВАК РФ08.00.05
- Количество страниц 127
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Серебренников, Вадим Борисович
Введение.
Глава 1. Социально-культурная сфера и инвестиционная политика Российской Федерации
1.1. Современные концепции инвестиционной деятельности.
1.2. Социально-культурная сфера как часть экономики, требующая инвестиционных вложений.
Глава 2. Управление инвестиционной деятельностью в кинематографии
2.1. Цели и задачи управления инвестиционной деятельностью в кинематографии.
2.2. Кинематография как объект управления инвестиционной деятельности.
Глава 3. Инвестиционная деятельность государства в отраслях кинематографии
3.1. Роль государства в инвестировании социально-культурной сферы.
3.2. Государственный протекционизм в кинематографии на современном этапе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Управление инвестиционными процессами в кинематографии2003 год, кандидат экономических наук Скороходова, Валентина Анатольевна
Организация и регулирование развития кинематографии в рыночных условиях хозяйствования2006 год, кандидат экономических наук Кабановский, Сергей Николаевич
Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов кинематографии2006 год, кандидат экономических наук Ханевич, Александра Михайловна
Организация системы регионального проката киновидеопродукции в условиях рынка2000 год, кандидат экономических наук Самонов, Валерий Михайлович
Инновационные направления перспективного развития кинематографии2012 год, кандидат экономических наук Сахарова, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование инвестиционного механизма кинематографии России»
Процессы реформирования российской экономики, направленные на создание рыночных, отношений открывают широкие возможности для реализации хозяйствующими субъектами кинематографии своего социально-экономического, инвестиционного и иного ресурсного потенциала, направленных на повышение эффективности их развития. Рынок определил три главных своих составляющих: это рынок труда, рынок капитала и рынок товара, взаимодействие которых обеспечивает функционирование всех отраслей народного хозяйства. Наиболее важным из них в настоящее время становится рынок капитала, который включает инвестиционный капитал, объединяющий все виды капиталовложений в реализацию проектов и развитие производственной базы хозяйствующего субъекта. В рыночных условиях успешное управление процессом инвестирования наряду с реформированием отраслей кинематографии может стать для предприятий и организации отрасли средством решения комплекса задач, связанных с достижением стабильности функционирования, экономического роста и высокого уровня конкурентоспособности.
Решение этих ключевых проблем развития кинематографии позволит
Ф заложить методологические и методические основы и выработать рекомендации, которые могут стать отправной точкой для развития и подъема этой отрасли, и повышения культурного уровня населения. Кинематография как сложный объект социально-культурной сферы требует комплексного подхода в управлении процессом инвестирования и оценки его эффективности. Комплексность этого подхода обусловлена взаимосвязью и тесным переплетением социальных, экономических и технологических аспектов деятельности входящих в ее состав подразделений.
Из всего многообразия отраслей кинематографии наиболее важными с точки зрения обеспечения связи производителя и потребителя являются фильмопроизводство, кинопрокат и киносеть. Современная киноиндустрия не может успешно функционировать без инвестора, в роли которого могут выступать государственные структуры, или коммерческие организации, и частные лица. Формирование механизма управления киноиндустрией в условиях рынка сопровождается поиском эффективных форм и методов управления процессами инвестирования и продвижения кинопродукции на рынок, основанных на взаимовыгодных экономических и правовых отношениях между государством и бизнесом. Однако, существующие нормативные материалы и законы, регулирующие государственную поддержку кинематографии, не решают еще многих вопросов, касающихся инвестирования в продвижение кинопродукции к зрителю, поскольку большая часть средств, предназначенная на финансирование кинематографии, направляется в фильмопроизводство. Такое распределение средств представляется не совсем рациональным с точки зрения улучшения продвижения национальных фильмов к зрителю, и реализации принципов «возвратного механизма» инвестиций в кинематографию.
Несовершенство правовой базы, отсутствие соответствующей государственной поддержки кинематографии, финансирование ее по остаточному принципу свидетельствуют об отсутствии экономически эффективного механизма развития отрасли, что наряду с другими причинами породило ее экономический и социальный кризиса. Возрастающая конкуренция на рынке аудиовизуальных услуг, к которым относятся кинопоказ в киносети, телевидение, включая кабельное, видеопрокат, конкуренция между отечественными с одной стороны, в особенности между отечественными и зарубежными производителями с другой, - актуализирует проблему нахождения эффективного инвестиционного механизма и усиливает значение управления процессом инвестирования в кинематографии.
Актуальность решения этих задач возрастает в процессе становления и реформирования рыночных механизмов, в которые включены отрасли кинематографии, и обуславливает необходимость повышения научной обоснованности решения задач создания адекватного применения рыночного механизма в управлении процессами инвестирования, обеспечения экономического равновесия спроса и предложения инвестиционных вложений в отрасли аудиовизуальной сферы, исходя из степени их влияния на развитие и реализацию социально-экономических реформ, осуществляемых в стране.
Реформирование механизма управления процессом инвестирования отраслей кинематографии непрерывно связано с расширением, реконструкцией и интенсификацией использования инфраструктуры, необходимой для осуществления деятельности ее организаций с эффективным использованием их ресурсного потенциала.
Одним из основных направлений решения задач и принятия мер по реформированию механизма управления процессом инвестирования в отрасли кинематографии, повышения их результативности и эффективности является последовательная реализация нормативных и законодательных актов об экономической и социальной ответственности государства, учреждений и организаций финансово-кредитной сферы, частных структур, ответственности за развитие социально-культурной сферы как целостной системы, включающей кинематографию.
Проблемы программно-целевого управления в целях эффективного использования ресурсов и инвестиций, их возвратности в результате осуществления инвестиционного проекта, определение источников инвестирования, приоритетов развития отраслей кинематографии являются наиболее значимыми не только для теории, но и для современной практической деятельности организаций кинематографии.
Между тем, исследованию проблем формирования инвестиционного механизма, его эффективного использования в практической деятельности и развития отраслей киноиндустрии уделяется недостаточно внимания. Нерешенными остаются как сугубо теоретические, так и прикладные аспекты этой проблемы. Это предопределило цель, задачи и предмет настоящего научного исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка методологических и методических основ формирования механизма инвестирования, позволяющего осуществлять планирование, организацию, учет и контроль на всех этапах деятельности предприятий и организаций кинематографии. В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены и решаются следующие основные задачи:
• раскрыть и обосновать сущность инвестирования в отраслях кинематографии;
• определить и проанализировать факторы, влияющие на размер инвестиционных вложений и рисков в отраслях кинематографии;
• обосновать меры и способы повышения эффективности инвестиционной деятельности в кинематографии;
• определить основные направления совершенствования процессов инвестирования в отраслях кинематографии;
• предложить методику учета государственных инвестиций в организации кинематографии;
• проанализировать эффективность существующих налоговых льгот в кинематографии как одного из источников инвестиций.
Предметом исследования являются экономические и организационные аспекты процесса инвестирования в кинематографии.
Объектом исследования является отрасль кинематографии и ее организации и предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых Беренса В., Бромвича М., Иванова Г.П., Огурчикова П.К., Сидоренко В.И., Шишкина C.B. по системному анализу, экономике, организации и управлению процессом инвестирования в отраслях социально-культурной сферы, по экономике и управлению в кинематографии; законы Российской
Федерации «Об инвестиционной деятельности», Указы Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», «О защите прав инвесторов», Налоговый кодекс РФ и положения по ведению бухгалтерского учета, постановления Правительства РФ по проблемам развития социально-культурной сферы и отраслей кинематографии.
Исследование осуществлено на основе использования таких методов научного исследования, как системный подход, аналитический и экономико-математический методы оценки результативности управления процессом инвестирования, методы анализа и синтеза.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
• сформулированы и обоснованы сущность и особенности инвестирования в отраслях кинематографии, проанализирована отраслевая и натурально-вещественная структура, раскрыта его роль в сохранении и развитии отечественного кинематографа;
• сформулированы методологические основы формирования инвестиционного механизма кинематографии, включая его цели и задачи, связь с экономической стратегией и хозяйственной деятельностью организаций отрасли, структуру, систему финансовых, организационных и управленческих инструментов;
• выработаны рекомендации по совершенствованию инвестиционного механизма кинематографии, в том числе:
- более эффективное применение методов государственного регулирования;
- расширение источников и объемов инвестиций за счет создания государственного социально-культурного фонда, доходов от оборота импортной кино-видеопродукции, собственных доходов;
- стимулирование инвестиционной деятельности частных капиталов, финансово-кредитных организаций;
- повышение эффективности хозяйственной и инвестиционной деятельности киноорганизаций;
- совместное участие государства и частного капитала в реализации крупных кинопроектов.
Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения задач имеют практическую направленность на организацию процесса инвестирования в отрасли кинематографии, обеспечивают комплексность подхода в управлении самим процессом за счет создания такой модели механизма регулирования и управления процессом инвестирования в кинематографии, которая отражает комплексность подхода в решении социально-экономических задач, исходя из взаимодействия между собой подотраслей кинематографии, определяет механизм взаимодействия государственных и иных участников инвестирования.
Результаты диссертационного исследования использованы при подготовке нормативных документов службы кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и средств массовой информации РФ, широко используются в учебном процессе Всероссийского государственного института кинематографии им. С .А.Герасимова.
По теме диссертации опубликовано три статьи в ведущих научных журналах отрасли. Объем публикаций составляет 1, 2 п.л.
Структура диссертации определена с учетом необходимости соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи исследуемых проблем, способствующих раскрытию механизмов регулирования и управления процессом инвестирования в кинематографии и нацелена на последовательное раскрытие поставленных задач. Диссертационная работа включает главы, в которых приведены теоретические положения регулирования и управления инвестиционной деятельностью в кинематографии и, таким образом, раскрыты ее цели.
В первой главе «Социально-культурная сфера и инвестиционная политика Российской Федерации» раскрываются современные концепции инвестиционной деятельности, теоретические аспекты и основные понятия инвестиционного процесса, сущностные и методологические основы инвестиционной политики государства, дана характеристика социально-культурной сферы, определено ее место в экономике страны.
Во второй главе «Управление инвестиционной деятельностью в кинематографии» проведен сравнительный анализ теорий управления инвестиционной деятельностью. Определены стратегические ориентиры и приоритетные направления дальнейшего развития кинематографии и ее предприятий. Разработана модель управления инвестиционным процессом в кинематографии.
В третьей главе «Инвестиционная деятельность государства в отраслях кинематографии» раскрыта роль государства в инвестировании кинематографии и проанализировано возрастающее значение политики государственного регулирования в области квотирования, налоговой политики, развития продюсерского фактора в реализации инвестиционного механизма кинематографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Киноиндустрия Урала в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: 1941-1953 гг.2011 год, кандидат исторических наук Ряпусова, Дарья Николаевна
Стратегия управления предприятиями кинематографии2002 год, кандидат экономических наук Зернов, Сергей Анатольевич
Отечественный кинематограф на рубеже эпох: история кризиса. 1986-1996 гг.: На примере Краснодарского края2003 год, кандидат исторических наук Васильев, Сергей Сергеевич
Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий1997 год, кандидат экономических наук Воробьева, Мария Николаевна
Стратегия развития хозяйствующих субъектов кинематографии2006 год, кандидат экономических наук Сидорова, Александра Константиновна
Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Серебренников, Вадим Борисович
Выход
Рис. 2.2. Упрощенная схема инвестиционного менеджмента на уровне хозяйствующего объекта.
Прогнозирование как инструмент планирования представляет собой предвидение соответствующих изменений в течение какого-либо периода времени. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Организация в финансовом менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относится создание органов управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и пр. Регулирование - это воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Координация -согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника. Стимулирование - выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Контроль - сводится к проверке деятельности хозяйственного субъекта и анализу результатов. Посредством контроля собирается информация об использовании инвестиционных средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, следовательно, контроль - это оборотная сторона финансового планирования, которая должна рассматриваться как его составная часть. [87]
В условиях рынка правильнее рассматривать управление как процесс воздействия субъекта на объект с системной точки зрения, которая отражает взаимодействие всех элементов системы и наличие обратных связей между ними. В качестве цели управления, например, можно понимать достижение некоторого заданного нового состояния хозяйственного объекта в кинематографической отрасли. От характера поставленной цели зависит способ ее достижения, поэтому, говоря о целях управления из всего их многообразия, выделим две большие группы. Первая - это цели «поддержания», характеризующие поддержание достигнутого уровня объектом управления и вторая - цели «достижения», переводящие систему в новое качественное состояние.
Согласно основам теории, для всякой системы управления цель определяется внешними по отношению к ней факторами. Это подтверждается общепринятой концепцией об иерархической структуре систем, основываясь на которой любая система является подсистемой более высокого уровня и функционирует в тесной связи с внешней средой. С точки зрения внешней среды важно то, что происходит с выходами рассматриваемой системы. Исходя из данного понятия, представим цель функционирования системы в математическом виде.
Целью системы будет считать реализацию некоторого набора значений выходов/результатов У. В пространстве выходов У может быть определена область цели у*с у, которая в данном случае трансформируется в точку цели у* = (уь У2,.,УП*)- Поскольку цель системы в зависимости от ее характера задается различным образом, обозначим, по крайней мере, два возможных случая задания цели. Для систем, деятельность которых завершается достижением обозначенной цели, требуется, чтобы У(1:) либо достигла У* (в частном случае необходимо выполнить условие У(1:)=У*), либо, находясь в области У*, продолжила бы движение по заданной траектории у'(1)еУ*, не выходя из области У*.
Исходя из математического смысла задания цели для отдельных выходов У]*, можно говорить о характере управленческих воздействий на систему. Так, реализация целей «поддержания» состояния какого-либо объекта или его производственного звена в определенной области У* имеет дело со стабилизирующим управлением, в противном случае следует говорить о программном управлении или о переводе хозяйственного объекта в новое качественное состояние. Рассматривая систему ресурсного обеспечения в экономическом аспекте, заметим, что параметры, характеризующие состояние потребления каждого вида ресурсов имеют свою граничную величину. В случае ограничений на выделяемые ресурсы основной акцент в управлении ими переноситься в область варьирования ресурсами в рамках деятельности предприятий кинематографии.
Инвестиционная система представляет собой сложную, динамичную и открытую систему. Сложность системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними и структурным разнообразием элементов. Динамичность обусловливается тем, что система находится в условиях постоянно меняющихся объемов финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал, а открытость заключается в том, что финансовая система имеет непосредственный контакт с внешней средой. [33, 34]
В современной теории управления различают два принципа регулирования: без учета каких-либо изменений внутри объекта исследования и с учетом происходящих изменений (на рис.2.3 приведена упрощенная схема управления). В первом случае управляющая система воздействует на входные параметры объекта при точно установленной связи между ними и выходными характеристиками. При этом отклонение последних является сигналом к регулированию, а то, что происходит в этот момент внутри объекта, остается вне поля зрения управляющей системы. Во втором случае регулирование осуществляется на основе информации о внутреннем состоянии объекта и по состоянию характеристики этого состояния от заданных выходных параметров
Рис. 2.3. Схемы управления сферой кинематографии
Задача регулирования без учета изменений внутри хозяйственного объекта (рис. 2.3 а)) заключается в нахождении функции g=g(V,U), где и -показатель, характеризующий величину поступающих ресурсов в объект (норма, план, объемы ресурсов, технические задания, прогноз и т.д.), а показатель V характеризует фактическое состояние системы (выполнение заданий по времени, по объемам выделенных средств, результат достижения). В данном случае для органа управления объект представляет собой «черный ящик» о котором известно лишь то, что внутри него входные параметры как-то функционально связаны с выходными параметрами, т.е. У=^Ц). Такое регулирование характерно для процессов с высокой степенью неопределенности, но вполне определенными входными и выходными параметрами объекта.
Регулирование для случая, когда каждое изменение в объекте имеет непосредственное отражение на решениях субъектом последующих действий (рис. 2.3 б)) предусматривает нахождение регулирующей функции где 8 - известные показатели состояния объекта, которые одновременно являются аргументом функции получения выходных параметров системы У=^(8). Такой способ управления характерен для систем с низкой степенью неопределенности в поведении объекта и вероятностным характером входных параметров.
Процесс управления сферой кинематографии - это прежде всего процесс, в котором управляющее воздействие и процесс принятия решения осуществляется при помощи той или иной информации, которая снижает уровень неопределенности в поведении системы. Поэтому и высокие требования к управленческой информации: достоверность, полнота, преемственность, возможность быстрого получения и обработки, простота восприятия.
Инвестиционный механизм управления
Рис 2.
4. Инвестиционный механизм управления в кинематографии
Инвестиционный механизм управления в кинематографии, показанный на рис. 2.4, представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру данного механизма входит пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Финансовый метод -это способ воздействия при помощи финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных, коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. Например, кредитование- это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции, и пр. Правовое обеспечение инвестиционного менеджмента включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и т.п. Информационное обеспечение- функционирование финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой информации. [2]
Сейчас в экономическом механизме управления инвестиционным процессом существуют достаточно разнообразные системы. Формы этих систем можно отнести к двум типам: прогрессивным и традиционным. Для традиционной формы управления проектом характерна относительная разобщенность фаз и этапов, как организационно, так и во времени. Объединяющим звеном здесь выступает заказчик, который берет на себя функции управления, тем самым активно влияя на ход реализации проекта. В зависимости от своей компетентности заказчик широко или ограниченно использует услуги консультационных фирм. В настоящее время такой тип организации имеет меньшее применение.
В современных условиях больший вес приобретают прогрессивно интегрированные формы управления инвестиционным процессом, которые позволяют сочетать современные жесткие требования заказчиков к техническому уровню и качеству объектов, растущую степень индивидуализации запросов с оптимизацией стоимости и сроков реализации инвестиционных проектов. Основными составляющими «концепции управления» проектом являются [14]:
• высокий уровень обоснованности принимаемых инвестиционных решений посредством многовариантных многофакторных оценок (технологических, экономических, социальных, экологических и т.д.);
• высокая степень координации и контроля в процессе реализации инвестиционного проекта;
• систематический анализ и постоянное отслеживание внешних изменений (конъюнктура рынка, налоговая и законодательная базы и прочее);
• общее управление прединвестиционной и инвестиционной фазами, включая проектирование;
• финансовое управление (финансовый анализ, планирование и бюджет, кредиты и контроль над ликвидными средствами, контроль и отчетность);
• управление персоналом (перечень и график работ, перечень персонала, оценка работ и прочее);
• управление объектом (организация производства, его материально-техническое снабжение, закупка, хранение, контроль качества продукции или услуг и т.д.).
Следовательно, инвестиционный процесс в условиях рынка в рыночных условиях предлагается рассматривать с точки зрения взаимодействия нескольких участников, которых можно назвать как объект и субъект. Взаимодействие этих элементов зависит от факторов как внешней среды так и внутреннего состояния исследуемого хозяйственного объекта, каждый из которых функционирует используя все существующие в настоящее время механизмы, методы управления. Комплексность подхода в решения вопросов управления позволит более точно выявлять причины приближения объекта к поставленной цели, их своевременное устранение и тем самым возрождение отрасли экономики станет реальным.
2.2. Кинематография как объект управления инвестиционной деятельностью.
Возникновение кино как социокультурного феномена и общественной потребности в его функционировании исторически предшествовала длинная цепь прозрений, открытий и изобретений. Кино, рожденное в конце девятнадцатого века, предвосхитило свойственные нашему столетию исключительно динамичные ритмы общественной жизни.
В первые годы существования кинематограф привлекал к себе внимание, конечно же, не своими художественными достоинствами -таковых у него в ту пору просто не было, а своими техническими возможностями. Настроенного на отдых зрителя поражало и привлекало то, что статичная фотография вдруг обрела движение, в спроецированных на экран образах запечатлелись и могли существовать автономно, независимо от оригинала не только примечательные лики, но и неумолимо проходящие мгновения жизни, но и само ее биение. По мере того, как движущая фотография наполнялась все более емким социальным смыслом, а ее формы обретали художественную выразительность - кино выработало специфические средства образного воссоздания жизни, представления о нем, и оценки его менялись. Важная особенность кино как социально-культурного явления - это заявленная с самого начала его сравнительно высокая демократичность. [24, 25]
Сформировать у граждан России чувство идентичности со своей культурой, своим народом, его историей и реальной жизнью может только развитый национальный кинематограф. А зрители хотят смотреть не просто отечественное кино, а российские фильмы, представляющие из себя увлекательное зрелище, сделанное на высоком техническом уровне, поэтому задача кинематографистов заключается в том, что они должны уловить и удовлетворить эмоциональные запросы зрительской аудитории. Ниже представлена отраслевая структура кинематографии Российской Федерации (рис 2.5.)
Рис 2.5. Отраслевая структура кинематографии Российской Федерации.
Важная сторона кино, как социокультурного явления состоит в том, что производство, хранение и распространение художественных ценностей предполагает солидную техническую инфраструктуру, а это неизбежно превращает его в отрасль промышленности. Однако специалисты считают, что вопрос отнесения кинематографии к промышленному производству или виду искусства следует рассматривать двояко [27].
Итак, коль скоро фильмопроизводство и кинопоказ могут функционировать, опираясь только на дорогостоящую техническую базу, кинематограф все более важное значение обретает экономическая сторона его общественной природы. Затраченные значительные средства должны быть в той или иной форме возмещены. Особенно это имеет значение, когда фильмопроизводство и вся экономическая организация кинодела строятся на коммерческих принципах, а сфера потенциального кинопотребления достаточно широка. Говоря о природе киноискусства, отметим его синтетический характер, поскольку оно использует изобразительно-выразительные средства литературы, театра и музыки и других видов искусств. С другой стороны кинотворчество изначально учитывает эстетический потенциал восприятия. Существенной стороной также является его аудиовизуальный характер, и в силу своей сложной природы кинематограф неизбежно предстает в виде разнохарактерной, профессиональной деятельности, осуществляющейся достаточно большим количеством людей.
При модернизации отечественного кинематографа необходимо учитывать то важное обстоятельство, которое подтверждается более чем десятилетним опытом рыночных преобразований, что в известном смысле производство и потребление фильмов имеют тесную взаимосвязь и постоянное взаимодействие. С одной стороны предмет потребления поставляет производство. И это означает, что кинопроизводство порождает кинопотребление и существует для него. Но истинным будет и противоположное мнение. Возникнув, сфера кинопотребления тотчас стала относиться к кинопроизводству, как причина к следствию. Таким образом, получается, что кинопотребление существует для кинопроизводства. Оба этих противоположных высказывания верны и в процессе своего взаимодействия, как производство, так и потребление в одних аспектах является ведомым, в других - ведущим. О том, какая сфера в условиях рынка является влиятельной, можно судить по соотношению кинопроизводства и кинопотребления. Обе этих сферы имеют двоякого рода цели -экономические и общественные. Первая цель достигается имеющимися техническими и интеллектуальными средствами и капиталом и, следовательно, извлечение прибыли путем вложения средств в кинопроект, и напрямую связана со второй - реализацией продуктов кинопроизводства и удовлетворением потребностей зрителя, поскольку включение потребления в кинопроцесс нацеливает производителя на удовлетворение зрительских запросов. Для того чтобы это взаимодействие происходило эффективно, необходимо постоянно и активно удовлетворять развлекательные, эстетические и прочие потребности населения. [62, 75]
Партнерами кинопоказчиков, выходящих с фильмами на рынок, с одной стороны выступают зрители, а с другой - дистрибьюторы и производители фильмов. Кинотеатр, производители и дистрибьюторы - это те участники, которые обращены к покупателю, денежные средства которого могут дать им возможность получить прибыль от своей деятельности, а также признание, авторитет и, возможно, славу. В одиночку они цели достичь не могут, поэтому кинотеатр как неотъемлемое звено, превращает товар в деньги и, следовательно, способствует созданию нового кино и формированию его экономической базы. Тем самым кинотеатр создает некую социально-культурную ценность, а это в свою очередь вызывает у кинозрителя потребность в посещении кинотеатра, а потенциальная аудитория постепенно превращается в актуальную, что важно для производителей фильмов и дистрибьюторов.
Для того, чтобы возродить и поддержать национальную кинематографию путем инвестирования в нее средств сегодня следует учитывать следующие особенности:
• необходимость глубокого и оперативного изучения потребительского спроса на услуги, оказываемые отраслями кинематографии;
• высокая степень риска управленческих решений, связанных со временем «возврата» инвестиционных вложений.
Так, например, если не проводить социологических опросов в кинотеатрах, то решение по инвестированию фильмопроизводства будет приниматься в условиях неопределенности, следовательно, в условиях риска. В связи с этим в алгоритме управления инвестиционными проектами должен обязательно присутствовать блок предварительных социально-экономических исследований, отражающих потребности общества в той иной услуге.
Еще одной важной особенностью, характеризующей механизм управления инвестиционными проектами в кинематографии, является то, что одна и та же услуга в разных географических зонах и при разных демографических условиях может иметь различный эффект (разнонаправленный экономический эффект).
Отраслевая структура инвестиционного механизма кинематографии обусловлена входящими в ее состав подотраслей, организаций и видов деятельности. Основными их них являются:
• фильмопроизводство, объединяющее сеть киностудий, главной функцией которых является производство кино- и видеопродукции;
• кинопрокат как сеть прокатных организаций, которые приобретают фильм у производителя или его собственника, тиражируют его на все виды существующих сегодня носителей, обеспечивают рекламу и предоставляют киносети для демонстрации;
• киносеть, включающую сеть кинотеатров и киноустановок, обеспечивающих демонстрацию фильма зрительской аудитории;
• кинопромышленность, объединяющую киномеханическую промышленность, занимающуюся производством звукозаписывающей, киносъемочной, кинопроекционной, звукопроизводящей аппаратуры и технологического оборудования; кинокопировальную промышленность, объединяющую сеть предприятий печати и тиражирования кинопродукции;
• научные учреждения, занимающиеся разработкой перспективных направлений развития научного, технического, технологического, экономического потенциала отрасли;
• образовательные учреждения, готовящие специалистов для отраслей кинематографии.
Выделим из всего многообразия те отрасли кинематографии, которые наиболее ярко представляют связь производитель - потребитель. К ним относятся фильмопроизводство, кинопрокат и киносеть. Помимо перечисленных участников процесса следует отнести четвертого, в роли которого могут выступать государственные структуры и/или коммерческие организации, а также и частные инвесторы, которые после окончания производства фильма становятся по договору с производителем фильма владельцем исключительных прав на его использование. На рисунке 2.6. представим упрощенный вариант взаимосвязи всех участников в цепочке производитель - потребитель. [27]
Согласно экономической теории, каждая отрасль функционирует по принципу Деньги - Товар (кинопродукция, услуга) - Деньги' или же Д-Т-Д', и под деньгами мы будем понимать любые вложения в производство кинопродукции.
Рис. 2.6. Взаимосвязь участников в системе производитель -потребитель в отрасли кинематографии.
В соответствии с этим круговоротом каждый из участников процесса может иметь следующие варианты результата своей деятельности:
Когда Д = Д', то это свидетельствует о том, что доходы покрыли величину расходов и прибыль в этом случае равна нулю.
Когда Д < Д', доходы покрыли все расходы и отрасль в результате своей деятельности имеет прибыль. Когда Д > Д', в этом случае деятельность отрасли оказалась не эффективной и доходы даже не покрыли все понесенные расходы на производство кинопродукции, услуги.
Производитель фильма для его создания может использовать собственные или кредитные средства или получать их от инвестора -государственной или иной организации на определенных условиях и после окончания процесса производства получает товар - кинофильм, стоимость которого равна фактическим прямым затратам на его производство плюс оговоренный в смете процент общехозяйственных расходов производителя. Для того, чтобы киносеть могла демонстрировать фильм зрительской аудитории, его правообладатель передает право на показ фильма в кинотеатрах организации кинопроката, которая, в свою очередь, занимается тиражированием и рекламированием данного продукта, получая при этом определенный процент от выручки за проданные билеты. Для наглядности изобразим это графически (рис 2.7.). к Затраты ТЗ=Т2+Зк/сеть
Т2=Т 1 +3к/ прокат
Т1=3ф/пр-ва
-►
Фильмопроизводство Кинопрокат Киносеть Отрасль
Рис. 2.7. Затраты организаций кинематографии, участвующих в продвижении фильма к зрителю.
Таким образом, стоимость товара (кинопродукции), поступившего к зрителю, включает в себя помимо сметной стоимости киноленты величину затрат кинопроката и киносети, с учетом того, что каждый из участников помимо возмещения понесенных затрат должен получить определенный процент от выручки за проданные билеты. Даже на этапе поступления киноленты в киносеть мы видим еще только затратную величину и лишь благодаря зрительской аудитории товар превращается в деньги, которые в свою очередь будут распределяться между всеми участниками цепочки производитель - кинопрокат - киносеть.
Киносеть по своей сути является одновременно замыкающим звеном системы отношений производитель - потребитель и в тоже время отправной точкой для развития фильмопроизводства, кинопроката и самой себя, причем если рассматривать киносеть с точки зрения периода оборачиваемости средств (ресурсов) в процессе оказания услуги по демонстрации фильма зрителям, то его величина будет значительно меньше, чем в фильмопроизводстве.
Еще одним участником, которым, как уже упоминалось в работе, могут быть инвесторы - государственные организации и/или коммерческие или частные структуры. Для инвестора, под которым будем понимать одну или несколько организаций разных форм собственности, как непосредственного участника инвестиционного процесса, важно получить ответы на следующие ключевые вопросы, которые представлены на рисунке 2.8. и образуют вершины треугольника.
Рис 2.8. Ключевые вопросы инвестора.
На представленных ниже рисунках 2.9-2.12 показана структура интересов, типичная для профессиональных инвесторов. На взаимосвязанных общими элементами рисунках содержится комплекс последовательно задаваемых вопросов, на которые инвестор желает получить ответы. Следует учитывать, что профессиональный инвестор - это не отдельно взятый человек, а профессиональная организация, зарабатывающая инвестированием своих средств в проекты. В ней есть руководители, специалисты, консультанты и эксперты. Задачей экспертов и консультантов является не «зарезать» все предоставляемые проекты, а выбрать из них наилучший, с которым стоит работать, поэтому с самого начала следует рассматривать этих людей, как потенциальных партнеров.
Рис. 2.9. Основные вопросы, интересующие инвестора.
Рис. 2.10. Два главных направления оценки рискованности инвестиционного проекта.
Прогноз развития ситуации (3.1.)
Дерево целей проекта (3.1.1.)
Оценка инвестиционного климата (3.1.5.)
Налоговая политика в кинематографии и ее перспективы
3.1.2.)
Возможность получения различных форм государственной поддержки (3.1.3.)
Какова заинтересованность в данном проекте тех, кто оказывает влияние на развитие ситуации на рынке (3.1.4.)
Рис. 2.11. Объекты внимания инвестора при оценке возможного сценария развития ситуации в отрасли кинематографии.
Чтобы не потерять потенциального инвестора, разработчики инвестиционного проекта должны понимать, как инвестор представляет выгоду от участия в проекте и как ее можно разумно поделить.
Но практика показывает, что иногда возникают ситуации различного понимания или представления выгоды разработчиком и инвестором. На рисунке 2.13. фигурами а), б) и в) показаны три возможные ситуации, отражающие их взгляды на выгоду, которая будет получена в результате реализации ирги^гтетттигтипгг» ттппртгтя б) а)
В)
Рис. 2.12. Взгляды разработчика инвестиционного проекта и инвестора на выгоду от реализации проекта.
В ситуации «а» разработчик бизнес-плана и инвестор имеют настолько разные представления о выгоде реализации проекта, что они практически полностью не совпадают. В данном случае разработчики не смогли аргументировано представить свое видение будущей выгоды и привести к своему пониманию инвестора. Данная ситуация трудная и для достижения соглашения такое сотрудничество маловероятно.
Ситуация «б» существенно лучше, чем «а». Некоторые позиции во взглядах на будущую выгоду совпадают, хотя расхождения еще велики. Но здесь есть моменты для сближения. В последнем варианте взглядов «в» продемонстрировано принципиальное совпадение на получаемую выгоду и ее величину. Абсолютного же совпадения взглядов инвестора и разработчиков инвестиционного проекта добиться практически невозможно, что и не имеет смысла. Теперь, когда инвестор и разработчик имеют одинаковое представление о будущем проекте, возникает вопрос о разделе выгоды или прибыли между основными участниками инвестиционного процесса. [65]
При реализации каждого конкретного проекта есть определенная минимальная доля прибыли, на получение которой инвестор внутренне согласен, даже если и не говорит об этом или не показывает вида. Но величина этой доли может значительно колебаться в зависимости от реально складывающейся ситуации. Минимальная доля в представлении инвестора состоит из двух частей. Первая часть представляет собой некоторый процент на вложенный капитал, который инвестор желает получить от участия в любом, пусть даже самом безрисковом проекте. Величина такого процента зависит от конкретного инвестора и общей экономической ситуации в стране и, в частности, в отрасли кинематографии. Вторая часть доли выгоды или прибыли - это плата за риск его участия в финансировании именно этого проекта. Ее величина зависит в большой степени от качества разработанного инвестиционного проекта, от умения участников проекта грамотно вести переговоры и защищать свои интересы. Перечисленные аспекты являются отражением фактических интересов и психологии инвестора. Поэтому возможность получения им ясных ответов из представленного инвестиционного проекта оказывается для него, по сути, главным критерием оценки качества его подготовки.
Необходимо отметить такие нюансы как различные интересы каждого из участников инвестиционного проекта и их участие в проекте. Для государственной организации определяющими факторами будет как социальная, так и доходная составляющая инвестиционного проекта отрасли кинематографии. Коммерческую же организацию или частное лицо будет интересовать только доходная составляющая и им в большинстве случаев не важна социальная значимость инвестиционного проекта для зрительской аудитории. Участие инвестора в процессе инвестирования всегда будет иметь договорную форму, где определены основные функции и степень участия субъектов. Схема принятия решений об участии в процессе инвестирования в отрасль кинематографии представлена на рис 2.13.
Рис. 2.13. Схема принятия решения об участии в инвестировании в организации кинематографии.
Для субъекта, принимающего решение о процессе вложения инвестиций в ту или иную отрасль кинематографии, весомым аргументом является блок информационных данных, характеризующих состояние и перспективы организаций кинематографии. В задачи информационного блока входят проведение анализа состояния отрасли кинематографии, ее возможности, разработка альтернативных вариантов инвестирования и поиска источников капиталовложения, планирование, регулирование организация и контроль - вот те главные моменты. Наличие обратной связи между отраслями способствует корректировке действия с целью улучшения результатов деятельности отрасли. Таким образом, для инвестора самое главное это достоверная и точная информация определяющих показателей или критериев оценки и методов оценки процессов инвестирования. Сложная структура кинематографии объединяет в себе большой комплекс определяющих критериев оценки и методов оценки (таблица 2.4.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование проблем формирования инвестиционного механизма дает основание сделать следующие выводы.
В настоящее время в отрасли отсутствует система инвестирования ни в одну из подотраслей кинематографии, которая позволила бы на современном уровне осуществлять процессы фильмопроизводства, проката и кинопоказа кино-видеопродукции. Это вызвано как общими социально-экономическими причинами практики российского вхождения в рыночную экономику, так и отраслевыми кризисными явлениями кинематографии страны, обусловленными рядом причин, которые достаточно детально изучены российскими исследователями. Отметим некоторые из них: жесткая конкуренция с зарубежными кинопроизводителями, утрата спроса и потребности граждан России в организованном кинопотреблении, низкий спрос населения на отечественную кинопродукцию и т.д. Среди этих причин рельефно выделяется моральное и физическое старение материально-технической базы, технологического оборудования кинопроизводящих организаций отрасли, киносети, кинопромышленности, научных организаций и всей социально-экономической и организационной инфраструктуры киноиндустрии.
Снижение в несколько раз посещаемости населением кинотеатров и в десятки раз количества зрителей в кинозалах на просмотрах отечественных кинопроизведений привело к резкому сокращению доходов организаций и предприятий кинематографии, а следовательно - к сокращению собственных источников, необходимых для модернизации, реконструкции технической базы и следовательно - к нарушению нормального всего воспроизводственного цикла кинопроизводства, включая его основные фонды и само производство фильмов, уровень которого также сократился в несколько раз.
Сопутствующее этим процессам значительное сокращение бюджетных ресурсов, которые могли быть направлены на инвестиции в киноиндустрию, усугубило кризис российской кинематографии и ее отставание от мировых тенденций.
Приведенные в диссертации данные по государственным инвестициям свидетельствуют о том, что объемы инвестирования недостаточны для преодоления кризисной ситуации в российской кинематографии и несопоставимо с реальными потребностями отрасли по замене устаревшей технической базы, технологического оборудования - всего того, что способствует созданию конкурентной киновидеопродукции.
Формирование современного эффективного инвестиционного механизма кинематографии предполагает решение целых комплексов методологических, организационных, управленческих, финансовых, нормативно-правовых проблем.
Важнейшими из них являются организация действенной и эффективной системы мер по государственному регулированию и поддержке инвестиционных процессов в кинематографии, направленных на формирование инвестиционной государственной политики, соответствующей приоритетам и целям государственной культурной политики, реализации целевой комплексной программы развития культуры.
В диссертации обосновывается позиция о расширении источников и объемов инвестиционной деятельности отрасли, повышении роли не только бюджетных ресурсов, но и частных капиталов, средств от оборота импортной кино-видеопродукции, собственных средств киноорганизаций. Важное значение имеет организация крупных совместных проектов в сфере кинематографии с привлечением ресурсов федерального и региональных бюджетов и частных капиталов, и особенно - в сфере кинопоказа, который в большей мере отстает от современного уровня обеспеченности технологическим оборудованием, современными кинокомплексами, способными привлечь зрителя.
В диссертации большое внимание уделено вопросам повышения эффективности и качества инвестиционных проектов.
В современных условиях больший вес приобретают прогрессивные формы регулирования и управления инвестиционным циклом, которые позволяют сочетать современные жесткие требования заказчиков к техническому уровню и качеству объектов, растущую степень индивидуализации запросов с оптимизацией стоимости и сроков реализации инвестиционных проектов. Эффективное управление рассматривается в качестве самого ценного капитала фирмы, выступая в качестве ограничителя и контролера на всех этапах инвестиционного цикла, соединяющего его отдельные организационные структуры и направляющего их на оптимизацию цели. Основными принципами «концепции управления» проектом являются:
• Углубление уровня обоснованности принимаемых инвестиционных решений посредством многовариантных многофакторных оценок (технологических, экономических, социальных, экологических и т.д.);
• Высокая степень координации и контроля в процессе реализации инвестиционного проекта;
• Систематический анализ и постоянное отслеживание внешних изменений (конъюнктура рынка, налоговая и законодательная базы и прочее);
• Общее управление прединвестиционной и инвестиционной фазами, включая проектирование;
• Финансовое управление (финансовый анализ, планирование и бюджет, кредиты и контроль над ликвидными средствами, контроль и отчетность);
• Управление персоналом (перечень и график работ, перечень персонала, оценка работ и прочее);
• Управление производством (организация производство, его материально-техническое снабжение, закупка, хранение, контроль качества продукции или услуг и т.д.).
При выборе вариантов вложений средств и при управлении процессом инвестирования в отрасли кинематографии следует соотносить эти действия с поставленными целями предприятий и их деятельности как в настоящем, так и в будущем. При этом необходимо учитывать в какой степени отдельные или совместные инвестиционные проекты и программы способствуют достижению целей кинематографии. Создание модели управления процессом инвестирования в отрасли кинематографии должно учитывать социально-экономическую неустойчивость текущего и стратегического периода, а также дальнейшее интегрирование капиталов отраслей кинематографии. И, конечно же, при выборе или принятии экономического решения в отношении инвестирования следует учитывать разнообразие структуры инвестиционных проектов и их регулирования и управления.
Наряду с экономическими критериями оценки эффективности управления и вложения инвестиций в отрасли кинематографии свою роль могут играть и такие факторы, как политическая обстановка, социальная значимость каждого проекта с точки зрения сохранения культуры нации и прочие.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Серебренников, Вадим Борисович, 2004 год
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика. М., 1998, с.282-290.
2. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. М., 1998.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности. М., 1996.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М., 1999.
5. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.
6. Бахманов С.А., Воронова Н.С. Финансово-кредитные отношения в сфере инвестиций. СПб., 1996.
7. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с английского. М.: Интерэксперт, Инфра-М, 1996, 67с.
8. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Банки и биржи, 1997, 613с.
9. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев, 1995.
10. Блохина Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы /Вопросы экономики № 1 2000, с. 156
11. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, 1999.
12. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. М.: Инфра-М, 1996, 432с.
13. Ващенко Т.В. Математика финансового менеджмента. М., 1996.
14. Волков Н.Г. Учет долгосрочных инвестиций и источников их формирования. М.: Финансы и статистика, 1994, 216с.
15. Воробьева М.Н. Организационно-экономические методы поддержки национальной кинематографии. М., 1997.
16. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М.: Экзамен, 2002.
17. Гладышева Ю.П. Нематериальные активы. Бухгалтерский и налоговый учет. М.: Бератор пресс, 2003.
18. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М., 1997.
19. Грабовый П.Г., Петрова С.Н. Риски в современном бизнесе. М.: Искусство, 1995, 498с.
20. Дмитриев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации /Вопросы экономики № 2 1999, с.53-64.
21. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М., 1998.
22. Дудкин В. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов. Управление экономикой /РЭЖ № 6 1998, с.38.
23. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов. Управление экономикой /РЭЖ. №№ 7-8 1998, с.43.
24. Жабский М. Кино как комплексный социокультурный феномен /Киномеханик № 3 1998, с.9.
25. Жабский М. Кино как комплексный социокультурный феномен /Киномеханик № 4 1998, с. 18.
26. Жабский М. Кино как комплексный социокультурный феномен /Киномеханик № 5 1998, с. 13.
27. Жабский М. Связующие звенья производства и потребления /Киномеханик №№ 6-12 1998, с. 16.
28. Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. М.: НИИ киноискусства, 2000.
29. Завлин П.Н., Васильев A.B. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Бизнес-Пресса, 1998, 215с.
30. Зелтынь A.C. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и стран Юго-Восточной Азии. /Эко № 5 1997, с. 186.
31. Зелтынь A.C. Инвестиционная активность и структурная политика /Эко №6 1999, с.83-100.
32. Зорская Н. Советский кинотеатр или что там было на самом деле в прошлые /Искусство кино № 11 1995, с.3-5.
33. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. M.: 1995,230с.
34. Инвестиционное проектирование. М., 1995.
35. Инвестиционный климат в России. /Вопросы экономики № 12 1999, с.3-44.
36. Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта. Расчет с комментариями. М.: Институт промышленного развития, 1996, 30с.
37. Кардаш В.А, Арженовский C.B. Исследование инвестиционной стратегии предприятий условиях инфляции /Экономика и мат.методы, 1998, вып.34, Т.1., с.107-113.
38. Кинопроцесс. Бюллетень российской кинематографии 2001-2003 г.г.
39. Кино: реалии и вызовы глобализации пол общей редакцией М.И. Жабского. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 2002.
40. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
41. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998, 247с.
42. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., 1997.
43. Кокарев И. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. Российский фонд культуры, 2001.
44. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование социально-культурной сферы. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000, 432с.
45. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995.
46. Коммерсантъ Деньги № 38 2004, с. 12.
47. Коммерсантъ Деньги № 178 2004, с.20.
48. Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года. Российская газета, 1998, 3 февраля.
49. Кошкина М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры /РЭЖ №№ 11-12 1999, с.87.
50. Кошкира В.И., Шупыро В.М. Управление государственной собственностью. М., 1997, 246с.
51. Ламперт X. Социальная рыночная экономика: Германский путь. М., 1997.
52. Лапина Г. Социальное изменение развития третьего сектора /РЭЖ № 7 1999, с.87.
53. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Бек, 1996, 293с.
54. Лукьянов Ю.А. Оценка конечных результатов кинопроизводства в условиях перехода к рынку. М., 1992.
55. Лялин В.А., Воробьев В.П. Финансовый менеджмент. СПб.: Петрополь, 1994, 47с.
56. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
57. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата в России: проблемы и результаты /Вопросы экономики № 9 1999, с.69-77.
58. May В. Конституциональное регулирование социально-экономических отношений /Вопросы экономики № 4 1999, с.27.
59. Меркулов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М., 1997.
60. Меркулов Я.С., Румянцев В.Н. Финансовые вычисления в коммерческих сделках. М., 1994.
61. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро, 1994, 52с.
62. Мойсиевич Э. Рекомендации по техническому переоснащению кинотеатров/Киномеханик №2 1999, с.26-28.
63. Морозов Д. Инвестиционный проект: смета, бюджет, план финансирования /Финансовый бизнес №№ 7-8 1998, с.61.
64. Морошкин В.А., Морошкина C.JI. Простые и сложные проценты: методическое пособие. М., 1996.
65. Москин В. Учет интересов и психологии инвестора /Инвестиции в России № 11 1999, с.31.
66. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. СПб., 1997.
67. Налоги: учебное пособие. /Под редакцией Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1999, 542с.
68. Нематериальные активы. Бухгалтерский и налоговый учет. /Под ред. Г.Ю. Касьяновой. М.: Информцентр XXI века, 2001.
69. Нерманн-Пиллат К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации/Вопросы экономики № 12 1998, с.35-43.
70. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений М.: Банки и биржи, 1997, 247с.
71. Овсийчук М.Д., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент. Методы инвестирования капитала. М., 1996.
72. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. /Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. М.: ЮНИТИ, 2003.
73. Павлова Л.Н. Финансы предприятия. М., 1998.
74. Первозванский A.A. Финансовый рынок: расчет и риск. М., 1995, 164с.
75. Пешехонов Ю.В., Водопьянов С.Ю. Современные проблемы финансирования СКС/Финансы № 10 1998, с.44-47.
76. Постановление Правительства РФ № 955 от 14.12.2000г. «О Федеральной целевой программе «Культура России» (2001-2005 годы)».
77. Раис Т., Койли Т. Финансовые инвестиции и риск. Киев, 1995.
78. Савчук В.П., Прилипко С.И., Величко Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. Киев: Абсолют-B, 1999,301с.
79. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ /Экономист №8 1998, с.39.
80. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М.: Проспект, 2003.81. «СК Новости». Стенограмма V съезда Союза кинематографистов РФ. №№30-31 2001, с.4.
81. Смирнов A.JI. Организация финансирования инвестиционных процессов. М., 1993.
82. Современное управление. Под редакцией Карпухина Д.Н., Мильнера Б.З. М., 1998.
83. Солодков М.В. и др. Непроизводственная сфера СССР. М., 1981.
84. Сорокина В. Великобритания: сфера услуг в 90-е годы /Мировая экономика и международные отношения № 2 2000, с.89-96.
85. Стоянова Е.С., Крылова Т.Б. и др. Финансовый менеджмент. М., 1998.
86. Управление инвестициями в 2-х томах. М., 1998.
87. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
88. Фильмы России. Игровое кино/ТВ/Видео. Аннотированный каталог фильмов. М.: Дубль-Д, 2004.
89. Финансы. /Под редакцией Ковалевой A.M. М.: Финансы и статистика, 1996, 305с.
90. Хан Д. Пик. Планирование и контроль: концепция контролинга. М., 1998.
91. Хелферт Э. Техника финансового анализа. М.: Юнити, 1996.
92. Чуковская Е. Благоприятный климат для кинобизнеса /Киномеханик № 12 2000, с.9-17.
93. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части второй. М.: МЦЭФР, 2003.
94. Шепелевич. Усиление роли государственного регулирования в инвестиционной политике/Финансовый бизнес № 12 1997.
95. Щербак В.Е. Институциональный анализ инвестиционного планирования и проектирования/Эко №4 1999, с.67-80.
96. Щербаков А. Частное инвестиционное инвестирование: нужна конструктивная государственная политика /Инвестиции в России № 11 1999, с.7-12.
97. Экономика предприятия. М., 1998.
98. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в СКС. М., 1991.
99. Якобсон Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. М., 1984.
100. Film Finance @ Distribution by John Silman. James press Los-Angeles, 2003.
101. Основные показатели развития кинематографии России (1990-2003 г.г.)1990 1995 2000 2001 2002 2003
102. Число киноустановок (тыс.) 77,2 34,6 18,3 17,4 16,3 14,6
103. Число кинопосещений (млн.чел.) 160,6 96,2 42,5 46,0 47,0 52,5
104. Выпуск полнометражных игровых кинофильмов 3751 55 45 51 61 541 данные за 1991 год
105. Финансирование кинематографии России из федерального бюджетав 2000-2003 г.г.2000 2001 2002 2003
106. Расходы федерального бюджета на кинематографию, тыс.руб.: всего в том числе: кинопроизводство кинопрокат и кинообслуживание населения 509122,7 335431,0 125485,2 774212,5 476764,1 114331,0 1531404,1 1044579,9 198549,1 2047198,2 1543400,0 181800,0
107. Характеристика сети и кинопроката регионов России
108. Показатели Регионы Число киноустановок Число копий фильмоввсего в т.ч. новых, приобретенных в 2003 году
109. Республика Адыгея 60 1432 81. Республика Алтай 3 1413 3
110. Алтайский край 489 13565 41
111. Амурская область 107 2672 11
112. Архангельская область 121 4591 30
113. Астраханская область 126 2619 9
114. Республика Башкортостан 1050 3780 54
115. Белгородская область 382 2765 31
116. Брянская область 100 2199 111. Республика Бурятия — 5845
117. Владимирская область 151 1726 3
118. Волгоградская область 149 13318 48
119. Вологодская область 225 2552 17
120. Воронежская область 240 4076 34
121. Еврейская автономная область 37 3547 6
122. Ивановская область 305 4422 6
123. Иркутская область 126 11493 24
124. Кабардино-Балкарская республика 55 7250 10
125. Калининградская область 30 2501 8
126. Республика Калмыкия 30 1406
127. Калужская область 202 14604 22
128. Камчатская область 12 2456
129. Карачаево-Черкесская республика 44 1614
130. Республика Карелия 53 3228 20
131. Кемеровская область 368 10241 9
132. Кировская область 85 2450 8
133. Республика Коми 196 4825 53
134. Коми-Пермяцкий Автономный округ 45 2529 13
135. Костромская область 83 16230 8
136. Краснодарский край 303 20244 94
137. Красноярский край 285 9985 81
138. Курганская область 147 3833 15
139. Курская область 557 13942 7
140. Ленинградская область 96 10459 18
141. Липецкая область 244 4402 58
142. Магаданская область 12 2623 42
143. Республика Марий Эл 152 9257
144. Республика Мордовия 171 7996 14г. Москва 85 5491 11
145. Московская область 427 25694 23
146. Ненецкий Автономный округ 30 2111 8
147. Нижегородская область 393 16527 13
148. Новгородская область 217 7376 38
149. Новосибирская область 429 8757 12
150. Омская область 266 5374 15
151. Оренбургская область 717 6189 121. Орловская область 18 5355
152. Пензенская область 118 7062
153. Пермская область 499 12284 591. Приморский край 171 3126
154. Псковская область 59 6993 22
155. Ростовский край 509 15973 15
156. Рязанская область 184 5038 8
157. Самарская область 238 3984 13
158. Санкт-Петербург 79 16790 131
159. Саратовская область 642 7619 21
160. Республика Саха (Якутия) 196 2427 —
161. Сахалинская область 22 4324 5
162. Свердловская область 148 3741 29
163. Республика Северная Осетия Алания 61 3873 —
164. Смоленская область 221 4558 2
165. Ставропольский край 233 8901 51
166. Таймырский автономный округ 1
167. Тамбовская область 249 1084 14
168. Республика Татарстан 602 15402 139
169. Тверская область 150 15521 71. Томская область 50 1151 9
170. Тульская область 249 10194 7
171. Республика Тыва 70 1839 13
172. Тюменская область 12 1595 10
173. Удмуртская республика 124 3570 8
174. Ульяновская область 258 5147 60
175. Республика Чувашия 153 3716 23
176. Чукотский автономный округ 8 639 28
177. Эвенкийский автономный округ —
178. Ямало-Ненецкий автономный округ 5 15 15
179. Ярославская область 144 6503 23
180. Инвестиции по разделу «Кинематография» в 2001-2005 г.г.,млн. руб.
181. Объект 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
182. Киностудия им. Горького 1,8 — — —1. ВГИК 1,2 4,8 5,0 —
183. СПБГУКиТ (московский филиал) 1,0 2,150 — . —
184. Киностудия «Союзмультфильм» 2,0 — — — —
185. Казанская студия кинохроники — — 0,5 — —
186. Киностудия «Ленфильм» 1,3 .
187. СПБГУКиТ (СПб) 2,2 2,150 5,01. К/т «Экран» (СПб) 1,0
188. Киностудия «Мосфильм» 9,0
189. ЦРК Малоярославец 6,0 3,0 2,5
190. Киностудия «Башкортостан» — — 1,0 — —
191. Оборудование, не входящее в сметы строек — —1. ОП НИКОИ 2,0 . . —1. МОСКИНАП 1,0
192. Республиканский фильмокомбинат 1,2 — — — —1. Итого: 19,7 12,1 24,0
193. Сумма инвестиций по разделу «Кинематография» в соответствии с программой «Культура России (2001-2005 г.г.)» 30,9 308,7 334,0 426,2 483,8
194. Общая сумма инвестиций в текущем году 963,6 1117,2 2100,644 — —
195. Инвестиции по разделу «Кинематография» в % от общей суммы инвестиций 2,04 1,08 1,14
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.