Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: На материале проф. подготовки студентов муз.-пед. фак. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Саттарова, Резеда Камильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Саттарова, Резеда Камильевна
Введение
Глава I. Основы теории индивидуального творческого стиля деятельности и его роль в системе профессионально-педагогической подготовки /на примере подготовки учителя музыки/.
I.I. Методологический и содержательный анализ категории "индивидуальный творческий стиль деятельности".
1.2. Модель педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности учителя.
1.3. Индивидуальный творческий стиль музыкально -педагогической деятельности.
1.4. Решение проблемы в условиях традиционного обучения на МПФ, корректировка проектируемой системы.
Глава П. Экспериментальное исследование педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля музыкально - педагогической деятельности.
II. 1. Организация экспериментального исследования.
11.2. Ход и итоги формирующего эксперимента.
11.3. Статистическая обработка результатов эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Становление индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике2007 год, кандидат педагогических наук Субботина, Инна Витальевна
Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе2000 год, кандидат педагогических наук Черепанова, Ольга Кузьминична
Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования2006 год, доктор педагогических наук Петелин, Анатолий Степанович
Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников1999 год, кандидат педагогических наук Палагина, Татьяна Антониновна
Индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета1996 год, кандидат педагогических наук Овсянникова, Вера Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: На материале проф. подготовки студентов муз.-пед. фак.»
Гуманистическое воспитание, которое утверждается в нашей стране, гомоцентризм актуализируют проблему персонализации профессиональной подготовки специалистов, обуславливают необходимость поиска новых технологий развития индивидуальности, полного раскрытия ее творческого потенциала.
Развитие самобытности каждого воспитуемого, его положительных возможностей и особенностей, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития - главные требования современного образования.
Переход на многоуровневую систему высшего образования, его новые международные стандарты обуславливают необходимость новых методолого-теоретических исследований проблемы формирования и развития творческой индивидуальности.
Самореализация творческой личности неразрывно связана с ее индивидуальной манерой, индивидуальным стилем деятельности. Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на становление творчески деятельной личности является стиль педагогической деятельности учителя. От него во многом зависит форма сотрудничества с обучаемым, то как будут раскрыты возможности и способности ученика, какова будет их форма сотрудничества.
Педагогическое творчество имеет взаимозависимый двусторонний характер.
Cw KJ одной стороны, это творчество учителя, с другой, на основе применяемых им методов возникает творческая деятельность уча- -щихся.
Только максимальное самораскрытие личности учителя способно привести в действие силы индивидуального творческого развития обучаемых. Отсюда, стиль педагогической деятельности учителя - наиболее существенный фактор, оказывающий влияние на становление творчески деятельной личности его питомцев.
Тема влияния стиля деятельности учителя на характер учения воспитуемых поднималась и исследовалась в работах ряда авторов (Р.Бернс, Кузьмина Н.В., Пономарев Я.А., Загвязинский В.И., Щукина Г.И., Кирсанов А.А., Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Петрова Н.И., Маркова А.К., Никонова А.Я., Посщлюк Н.Ю., Бездухов В.П., Верцинская Г.А. и др.).
Обобщенный вывод из этих работ мог бы быть следующим: - обретение педагогом собственного стиля деятельности неразрывно связано с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль, отвечающий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач: эффективности педагогического воздействия, демократичности, эмоциональной гармонии общения педагога и ученика, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучаемого.
Отсюда очевидна актуальная необходимость создания такой системы общепедагогической подготовки студентов, разработки таких обучающих технологий, которые, отражая сущность профессиональной деятельности учителя посредством своего содержания, своими формами и методами обеспечивают формирование будущим учителем своего индивидуального творческого стиля деятельности.
Данная система, на наш взгляд, должна, не отменяя предыдущей, опираться на нее, вобрать в себя наиболее важное, ценное, необходимое.
Таким образом, речь пойдет не о превнесении чего-то дополнительного в программы обучения, не об увеличении учебных нагрузок студентов, а скорее о конкретизации содержания компонентов системы подготовки, их сочетании, взаимосвязи и взаимодействии, а также о формах и методах, способствующих интенсивному становлению индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя.
Считаем, что в рамках решения проблемы, обозначенной в нашем исследовании, активизируется и интенсифицируется процесс творческого самоопределения будущего учителя, поскольку решение проблемы рассчитано на более полное раскрытие потенциала личности каждого студента.
На сегодняшний день так же как и ранее актуальна и остра общественная потребность в творчестве не отдельных педагогов-новаторов, а всей массы учителей , т.е. каждого педагога в отдельности.
Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей художественно-эстетического цикла (в частности, учителя музыки), ответственных во многом за духовное, нравственное, эмоционально - эстетическое развитие, развитие образного мышления учащихся, без чего немыслима творчески деятельная личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических преобразований.
В психолого-педагогической литературе проблемы индивидуальности и творческого мышления, индивидуального стиля творческой деятельности исследуются в разных направлениях, аспектах. Разработке концепции индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии уделялось много внимания (В.Г.Мерлин, Е.А.Климов, Б.М.Теплов, А.К.Байметов, А.А.Кирсанов, М.Г.Щукин и др).
На взаимосвязь и взаимозависимость индивидуального стиля деятельности и уровня профессионального мастерства учителя указывается в целом ряде научных работ: индивидуальному стилю деятельности учителя и его формированию посвящены исследования Н.И. Петровой (1970, 1978, 1983, 1989), особенности труда учителя физического воспитания рассмотрены в работах Н.Д.Бобырева, В.П. Мерлинкина (1976), а также работы А.А. Ла-лаяна (1975), З.Н.Вяткиной (1977) и др.
Диссертационные исследования последних лет ряда авторов, в том числе: о психологических особенностях индивидуального стиля педагогической деятельности - А.Я.Никоновой (1986), о компонентах индивидуального стиля преподавания - работа И.Д.Пехлецкого, об индивидуальном стиле педагога-хореорграфа -Т.М.Кузнецовой (1992), и целый ряд исследований в различных областях педагогических специальностей (Почекаенков B.C., Чер-ничкина Е.К., Григорьян В.Г.), которые в целом углубляют концепцию индивидуального стиля деятельности, выявляя разные ее грани, определяя практическую направленность.
Творческий стиль - предмет исследования докторской диссертации Посгсрпок Н.Ю. (1993).
Однако, анализ теоретической литературы показывает, что недостаточно разработана проблема формирования творческого стиля профессиональной деятельности с учетом индивидуального развития обучаемого.
Также нет разработок педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя, в том числе тема недостаточно рассмотрена применительно к сфере профессиональной подготовки учителя музыки в высшей школе. Это обусловило выбор темы нашего исследования, её значимость для совершенствования профессиональной педагогической подготовки будущего учителя (в т.ч. учителя музыки).
Таким образом, имеются очевидные противоречия - между социально-педагогической необходимостью разработок конкретных систем гомоцентрического образования, раскрывающих индивидуальный творческий потенциал каждого воспитуемого и недостаточностью научных разработок данного вопроса в исследуемой области - профессиональной подготовки учителя в высшей школе, между задачами формирования творческой индивидуальности будущего учителя и тенденциями общего, усредненного подхода к студентам.Исходя из этих противоречий была определена проблема диссертационного исследования, которая заключается в следующем: Как, изменяя определенным образом содержание, структуру, функции , условия профессиональной подготовки учителя, создать эффективную систему формирования индивидуального творческого стиля педагогической деятельности ?
Указанные выше противоречия и проблема определили тему настоящего исследования: Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя /на материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических -факультетов /.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля профессиональной деятельности будущего учителя в процессе его подготовки на МПФ.
Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка студентов на МПФ.
Предмет: процесс формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя в ходе его профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования. Процесс формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя будет более эффективным, если в рамках традиционного содержания обучения реализовать педагогическую систему:
1.Являющую собой единство целевого, управленческого, содержательного,процессуального и личностного компонентов её структуры.
2. Включающую интеграцию содержания обучения путем связи общей целью и задачами поэтапного формирования ИТСД будущего учителя; проблематизацию содержания образования; организацию учебно-практической деятельности студентов, необходимо включающую элементы педагогического творчества.
3. Основанную на использовании индивидуально-ориентированных методов работы, охватывающих мотивационную, содержательную, процессуальную, контрольно-оценочную стороны деятельности студентов и преподавателей.
4. Обеспечивающую формирование комплекса личностных и . профессионально-значимых качеств и умений,которые в совокупности определяют индивидуальным творческии стиль деятельности будущего учителя.
На основе анализа и синтеза научных рекомендаций по формированию творческой индивидуальности, индивидуального творческого дгиля деятельности, из сформулированных выше сущности проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:
1) изучить состояние разработки проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической теории и практике;
2) синтезировать научно-обоснованную систему интенсивного формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя,, в рамках которой: а) определить стилеобразующие компоненты личностных и профессионально-важных качеств и умений будущих педагогов, б) определить основные индивидуально-ориентированные методы работы со студентами, учитывающие особенности их личностных качеств и профессионально-важных умений, в) выявить педагогические факторы и условия, необходимые для реализации педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя, г) выявить основные элементы содержания обучения в связи с формированием индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя "и связи между ними-этими элементами,
3) провести экспериментальное исследование с целью апробации модели системы в условиях МПФ.
Методологической и теоретической основой исследования явились - принцип системности, личностно-деятельностный и лич- -ностно-ориентированный подходы в изучении проблемы, теория интенсификации учебно -воспитательного процесса, положения психологии и педагогики о диалектической взаимосвязи психических процессов и деятельности.
В исследовании для решения проблемы применялись следующие методы: философские; социологические; психолого-педагогические методы, в т.ч.: а) анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертационного исследования; б) анализ и обобщение педагогического опыта; в) целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, метод "мозговой атаки", изучение педагогической документации; г) метод моделирования, методы экспертных оценок и самооценки; д) педагогический эксперимент (констатирующий, пилотажный, формирующий); методы математической статистики и корреляционного анализа.
Исследование проводилось на базе художественно-педагогического факультета КГАКИ, МПФ КГПУ. Формирующий эксперимент проводился на базе МПФ КГПУ.
Этапы исследования:
Первый этап (1992-1993 гг). Изучение научной литературы по проблеме, разработка категориального аппарата, опытно-поисковая работа, включающая апробацию отдельных элементов . экспериментальной части исследования.
Второй этап (1993 г.). Разработка модели педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя. Конкретизация содержания системы применительно к профессиональной деятельности учителя музыки. Определение основных составляющих компонентов индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности, его критериев, методов диагностики. Проведение пилотажного и констатирующего экспериментов.
Третий этап (1993-1996 гг). Проведение формирующего эксперимента. Качественный анализ и статистическая обработка полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования, внедрение в практику. Оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем предложена целостная концепция формирования ИТСД будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки. На основе этой концепции создана и экспериментально проверена модель педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности применительно к музыкально-педагогической деятельности. В дисертации определено содержание и организационно-структурные компоненты педагогической системы формирования ИТСД будущего учителя, выделены педагогические факторы и условия, необходимые для её реализации. В исследовании дан анализ категории "индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности", выделены его основные компоненты, определяющие критерии, элементы в содержании профессионального музыкально-педагогического образования, формы и виды деятельности, -наиболее эффективно формирующие искомое качество.
Таким образом, разработана и экспериментально проверена концепция интенсивного формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя на материале профессиональной подготовки учителя музыки.
Практическая значимость исследования. Разработанная педагогическая система формирования ИТСД будущего учителя позволяет совершенствовать индивидуальную работу в вузе, интенсифицировать личностно-ориентированное профессиональное обучение, способствует дальнейшей разработке авторских программ по формированию и развитию творческой индивидуальности.
Проверенная на практике профессиональной подготовки учителя музыки в высшей школе, предложенная нами система показала высокую результативность, доказанную статистически. В рамках конкретизации специального профессионального содержания педагогической системы была разработана оригинальная система лекций и семинарских занятий, индивидуальных заданий для студентов МПФ, интенсифицирующая процесс их индивидуального творческого развития, расширяющая арсенал используемых в педагогике средств педагогического воздействия. Разработка выдвинутой нами проблемы и связанная с ней цель исследования отражают требования общества к качеству подготовки будущего учителя и являются актуальными для теории и практики современной педагогики.
На защиту выносятся следующие положения: - единство целевого, управленческого, содержательного, процессуального, личностного компонентов структуры педагогической системы формирования ИТСД будущего учителя обеспечи- . вает эффективность её функционирования;
- лежащие в основе реализации системы формирования ИТСД будущего учителя педагогические факторы и условия включают: интеграцию содержания обучения путем связи общей целью и задачами поэтапного формирования ИТСД будущего учителя; проблематизацию содержания образования; организацию учебно-практической деятельности студентов, необходимо включающую элементы педагогического творчества;
- содержание педагогической системы формирования ИТСД будущего учителя основано на использовании индивидуально-ориентированных методов работы и охватывает мотивационную, содержательную, процессуальную и контрольно-оценочную стороны деятельности студентов и преподавателей, обеспечивает формирование комплекса личностных и профессионально-важных качеств и умений, которые в совокупности определяют индивидуальный творческий стиль деятельности будущего учителя.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы, подтвержденными статистической обработкой данных.
Апробация работы осуществлялась в ходе экспериментальной работы на МПФ КГПУ (1993-1996 гг). Ход и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях:
1) "Новое в содержании и организации высшего педагогического образования" (Казань, ноябрь, 1993г);
2) "Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику" (Заинек, февраль, 1995 г.);
3) "Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы "Технология" (Москва, октябрь, 1995 г);
4) "Актуальные вопросы музыкально-эстетического воспитания молодежи; опыт, проблемы, поиски"(Казань, декабрь, 1995 г.);
5) "В будущее, сохраняя народные педагогические традиции" (Арск, май, 1996);
6) "Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности" (Йошкар-Ола, июнь, 1996); а также на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых Казанского государственного педагогического университета (1989-1996 гг), на лекциях-докладах в школах города Казани СШ № 51, татарской гимназии № 2, ДМШ № 5 г.Набереж-ные Челны, СШ № 1 и №3 Арска.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе2011 год, доктор педагогических наук Калугина, Наталья Андреевна
Становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Веригина, Наталья Александровна
Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя: Методология, теория, практика2002 год, доктор педагогических наук Лапина, Олимпиада Александровна
Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя2006 год, доктор педагогических наук Торхова, Анна Васильевна
Индивидуальный подход к обучению в процессе профессионально - педагогической подготовки будущего учителя: На материале физической культуры2001 год, кандидат педагогических наук Гордеев, Владимир Дмитриевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Саттарова, Резеда Камильевна
Выводы:
1. Самооценки студентов ЭГ стали адекватны и объективны.
2. Наблюдается отчетливо выраженное стремление студентов ЭГ к нестандартным, творческим формам и видам деятельности на уроке, индивидуально - творческой самореализации.
3. Различия в уровнях владения основными компонентами ИТС МПД между студентами ЭГ уменьшились, общий уровень выровнялся.
4. Уровень студентов ЭГ по основным параметрам значительно вырос и стал выше уровня студентов КГ.
Качественная характеристика итогов формирующего эксперимента показывает правильность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы, достаточную эффективность реализации разработанной диссертантом педагогической системы формирования ИТС МПД,"что подтвердила и статистическая обработка количественных результатов экспериментального исследования.
2.3. Статистическая обработка результатов эксперимента.
Проверка достоверности результатов исследования проводилась с помощью методов математической статистики. Для этого необходимо было выполнить следующие операции:
1. Заменить множества числовых значений измеряемого показателя двуми обобщенными величинами, выражающими наиболее типичное значение показателя и степень разброса значений относительно него, а также статистическое значение полученного.
2. Определить статистическую достоверность полученных различий между двумя однородными показателями.
3. Определить меру связи между показателями и оценить ее статистическую достоверность.
Рассмотрим эти задачи.
Как было сказано, по каждому критерию экспертная комиссия на начальном и заключительном этапах эксперимента выставляла соотвествующие баллы. В результате, по каждому показателю имеем некоторые множества числовых значений. В качестве меры центральной тенденции используем среднее арифметическое (М), которое определяется по следующей формуле: 1 п М=— X xi ; n i = 1 где X - числовые значения показателя; п - их количество (или количество испытуемых).
Подставляя имеющиеся значения, высчитываем среднее . арифметическое по каждому критерию и суммарные значения для контрольной и экспериментальной групп на начальном и итоговом срезах.
По формуле: £ d2
8=^п-1 находим значения стандартного отклонения, где 8 - стандартное отклонение d - разброс значений относительно среднего арифметического.
ЗАКЛЮЧЕН ИЕ
Реформирование системы высшего педагогического образования, смена базовых парадигм современного образования, переход на многоуровневую подготовку педагогических кадров, обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке интеллектуального труда требует разработок новых технологий формирования и развития творческой индивидуальности учителя.
На основе изучения практического опыта и теоретического осмысления научных источников нами была предложена целостная концепция формирования ИТСД будущего учителя, смоделирована педагогическая система как практическая реализация замысла, разработаны ее структура и содержание.
Выявлены, научно обоснованы, экспериментально исследованы педагогические условия как механизм внедрения системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности учителя в реально существующий педагогический процесс вуза.
Данная система является функциональной, составной частью большей системы профессионально-педагогической подготовки в вузе, опираясь, используя потенциал уже существующих дисциплин, не требует перестройки профессионального обучения, дополнительного учебного времени.
Педагогическая система формирования ИТСД учителя обладает достаточной гибкостью и вариативностью, необходимой для органичного внедрения в целостный учебный процесс любого вуза.
Поэтапность и многоступенчатость в формировании ИТС профессиональной деятельности делают возможным использова- . ние данной педагогической системы в условиях многоуровневой подготовки специалиста и в период перехода к ней.
Эта система представляет собой взаимосвязь общего (ядро), особенного (специальное) и индивидуального (дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания) - и , с дополнительной конкретизацией специального профессионального содержания, может быть использована при подготовке педагогов разных специальностей. Предложенная педагогическая система - есть проект учебно-образовательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности самого студента, исходя из его творческого потенциала. Система основана на актуализации самостоятельной познавательно-практической деятельности студента, интенсификации учебной деятельности с учетом индивидуальности каждого воспитуемого, т.е. на принципах личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Таким образом, в предпринятом нами исследовании предложена целостная концепция формирования индивидуального творческого стиля деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки, определены психолого-педагогические основы педагогической системы формирования и развития ИТСД учителя , ее структура и содержание, условия реализации.
Конкретизировано содержание индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности. Разработана оригинальная система лекций и семинарских занятий, индивидуальных заданий для студентов МПФ, позволяющая углубить процесс их индивидуального творческого развития, расширить арсенал ис- пользуемых в педагогике приемов и средств педагогического воздействия.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила педагогическую эффективность предложенной системы. Достоверность и обоснованность результатов исследования были обеспечены совокупностью методологических принципов системности и целостности, разносторонностью сопоставительного анализа оригинальных источников и монографических исследований по проблеме формирования творческой индивидуальности специалиста с сочетанием теоретических и экспериментальных методов, использованием большого фактического материала, сочетанием качественных и количественных методов, методов математической статистики, а также единством личностного и деятельностного подходов на всех основных этапах выполненного исследования.
Проведенное исследование не претендует на полноту и окончательность решения всех проблем, связанных с формированием творческой индивидуальности учителя-специалиста.
Предложенная нами педагогическая система одна из возможных в будущем каталоге педагогических технологий формирования ИТСД специалиста, из которого можно будет осуществить выбор.Но надо иметь из чего выбирать.
Последующая работа в заданнном направлении могла бы содержать, в частности: рассмотрение и включение в педагогическую систему формирования ИТСД учителя послевузовского, адаптационного этапа деятельности молодого учителя; разработку раз-нопредметных интегральных педагогических технологий формирования индивидуального творческого стиля будущего учителя в свя- . зи с региональными особенностями, национальной культурно-образовательной средой, и другие возможные аспекты.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Саттарова, Резеда Камильевна, 1996 год
1. Абдуллина А.А. Система профессиональной подготовки студентов МПФ к нравственному воспитанию школьников средствами музыки. Дис. .канд.пед.наук. - Казань, 1994. - 181 с.
2. Абдульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
3. Аверьянов А.И. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
4. Алексеев А.И. Творчество музыканта исполнителя. - М.: Музыка, 1991. - 104 е., нот.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Андреев В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. Казань, 1992. - 46с.
8. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994. 245 с.
9. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия /Отв. ред. А.Г.Ивахненко. Киев: Наукова думка, 1988. - 224 е., ил.
10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 е., нот.ил.
11. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.
12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
13. Арчажникова Л.Г., Рапацкая Л.А. Развитие теории высшего музыкального образования// Советская педагогика.-1989.-№ 5 С.65-70.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 105 с.
15. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.- 336 с.
16. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследование. 2-е изд., доп.- Л.: Сов.композитор, 1979. - 352 с.
17. Бахур В.Т. Это неповторимое "Я". М.: Знание, 1986. -189,3.с: ил.
18. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманитарного стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учебное пособие по спецкурсу. Самара, 1992. - 104 с.
19. Бейлина С.З. В классе профессора Разумовской В.Х. Л.: Музыка, 1982. - 64'е., ил.
20. Бекешкина И.Э. Структура личности. Киев: Наукова думка, 1986.
21. Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения. Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1985. -212 с.
22. Беляева-Экземплярская С.Н. Определение личного темпа и ритма в повседневной жизни// Вопросы психологии. -1961.-№ 2 -С.72-73.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 е.: ил.
24. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. 304 с.
25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с:
26. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно исполнительских качеств. Автореф. дис. . канд.пед.наук. - М., 1979. - 15 с.
27. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки. Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М.,1995.-16с.
28. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
29. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
30. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. - 80 с.
31. Бружукова Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству. Дис. . канд.пед.наук. Грозный, 1993. - 185 с.
32. Букреев И.С. Психофизиологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента дирижера. Дис. канд.пед.наук. - Л., 1983. - 179 с.
33. Быков В.В. Научный эксперимент. М.: Наука, 1989.174с.
34. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 192 с.
35. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит! Книга для учителя: Из . опыта работы.- М.: Просвещение, 1990. 96 е.: ил.
36. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д.Кабалевского// Искусство в школе. 1994. -№№ 3,4; 1995. - №№ 1,2.
37. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 207 с. : ил.
38. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. -Минск: Народная света, 1983. 143 с.
39. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 247 с.
40. Вилькеев Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Казань : КГПИ, 1974.-67 е.
41. Волков A.M. Минадзе Ю.В. Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 216 с.
42. Волович JI.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения/Некоторые методические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе/ Казань, Изд-во КГУ, 1976.-222 с.
43. Вопросы музыкальной педагогики и исполнительской культуры в подготовке учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов. Владимир: ВГПИ, - 1988. - 90 с.
44. Воспитание навыков подбора по слуху/ Методическая разработка. Сост. Волкова Н.В. Казань, 1988. - 16 с.
45. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, • 1968.-576 с.
46. Выготский JI.C. Лурия А.Р. Этюды из истории поведения. -М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 224 с.
47. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информац. аналит.сб./НИИВШ; Отв. за вып. Л.С.Скав-ронская. -М. - 1994. Вып. 9-10. - 65 с.
48. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информац.-аналит. сб. М., 1994, Вып. 11-12. - 80 с.
49. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов. Дис. канд пед наук. Лм 1976. - 168 с.
50. Гайнетдинова М.Л., Иванов Ю.С. ЭВМ в системе народного образования. Наб.Челны.: Газетно-книжное издательство "КАМАЗ", 1992.-80 с.
51. Галагузова Ю.Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Авто-реф. дис. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1995. - 18 с.
52. Гершунский Б.С. Педагогическая диагностика.-Киев: Ви-ща школа, 1986.
53. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии// Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
54. Гончарук А. Проблемы педагогического творчества. -Сов.педагогика. 1989.-№ 5. - С. 149-150.
55. Григорьян В.Г. Социально педагогические условия формирования индивидуального стиля деятельности директора проф- . техучилища. Дис. канд. пед. наук. — Спб., 1992. - 209 с.
56. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. 2-е изд., доп.-М.:Политиздат, 1985. - 319 с.
57. Громов Е.С. Художественное творчество/ Опыт эстетической характеристики некоторых проблем. М.: Политиздат, 1970. - 263 с.
58. Гурова А.Н. Формирование духовного мира учителя / На материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Дис. канд.пед.наук.- Москва, 1994. 192 с.
59. Давыдов В.В. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1989.-288 с.
60. Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Дис. канд. пед. наук. Москва, 1993. - 236 с.
61. Добротворская С.Г. Педагогическая эффективность факультативного курса для старшеклассников " Основы творческого самоопределения личности". Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1994. - 19с.
62. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед.институтов.- М.: Просвещение, 1989. 189 с.
63. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности.- Казань: Изд-во КГУ, 1991.- 255 с.
64. Журавлева Е.Е. Современные тенденции в разработке проблемы самосовершенствования личности средствами эстетического воспитания в Британских психолого-педагогических исследованиях. Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1993. - 18 с.
65. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
66. Зубцова JI.К. Организационно -педагогические условия адаптации молодого учителя. Автореф. дис. канд.пед.наук. -Казань, 1995. 18 с.
67. Из истории музыкального воспитания/ Хрестоматия: Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
68. Изосимова О.А. Формирование учителя как индивидуальности. Дис. канд.пед.наук. Спб., 1993.- 174 с.
69. Илларионова Л.П. Подготовка будущего учителя музыки к осуществлению нравственного воспитания школьников. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Алма-Ата, 1991. 24 с.
70. Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения/ Вопросы психологии. 1983. -№ 5. -С.95-99.
71. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
72. Интенсификация подготовки и самоподготовки студентов пед.инстиутов /Методическая разработка для преподавателей и студентов. Сост. М.З.Закиев, Н.А.Половникова, Ф.Г.Ситдиков, КА.Ширкевич. Казань: КГПИ, 1985.-32 с.
73. Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя: Межвузовский сборник научных трудов. Казань: КГПИ, 1988.- 223 с.
74. Интенсификация подготовки учителя. Казань:КГПИ, 1984.-Вып.5.- 196 с.
75. Ингекамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.-240 с.
76. Искусствознание и психология художественного твор- -чества. М. Наука, 1988.-351 с.
77. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия/Сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.- 303 с.
78. Использование зарубежного опыта интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе /Тезисы докладов региональной научно-практической конференции.-Казань:КГПИ, 1992.-134 с.
79. Ищенко В.А. Проблемы профессионального самовоспитания будущего учителя музыки. Дис. канд.пед.наук. М., 1991.184 с.
80. Казачков С.А. От урока к концерту. К.: Изд-во КГУ, 1990.343 с.
81. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
82. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социально-психологических и прикладных исследованиях / Пер. с анг.-М.: Прогресс, 1980.- 389 с.
83. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М., 1992.- 172 с.
84. Кирсанов А.А. Педагогические и психологические основы предупреждения перегрузок школьников. Казань: Тат.книжное изд-во, 1973.- 167 с.
85. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. - 224 с.
86. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. - 278 с.
87. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, -1965. - 288 с.
88. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.З. М.: Сов. композитор, 1985.- 184 с.
89. Коган Г.М. Работа пианиста. 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1979.- 192 с.
90. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-255 е.: ил.
91. Краевский В.В. Моделирование в исследовании по педагогике. М.: Педагогика, 1988. - 184 с.
92. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование. Дис. .кан.пед.наук. -Нижний Новгород, 1992. 179 с.
93. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. М.:Изд-во ЛГУ, 1961. - 97 с.
94. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
95. Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 160 с.
96. Леви В.П. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977.- 208 с.
97. Леви В.П. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980.-207с.
98. Левитов Н.Д. Проблемы психологических состояний // Вопр. психологии. 1955. - N2.
99. Левченко О.А. Педагогические условия художественно-творческого развития личности учащихся в школе художественно-музыкального профиля. Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1995. -16 с.
100. Ленина Ю.А. Стиль организации самостоятельной работы как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя. Дис. .канд.пед.наук. Орел, 1994. - 207 с.
101. Леонгард К. Акцентуированные личности. -2-е изд., стер.-Киев: Вища школа, 1989.- 374 с.
102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
103. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы. Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1995.- 18 с.
104. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.:Медицина, 1983.- Изд. 2-е, доп. и перераб.- 256 с.
105. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического исследования.- Л.:Медицина, 1976.
106. Локк Д. Опыт о человеческом разумении// Соч. в 3-х т. Т.1.- М.:Мысль, 1985.- 621 с.
107. Лунева И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1987.- 16 с.
108. Малахова И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Минск, 1995.- 17 с.
109. Маркова А.К. Психология труда учителя:Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
110. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли/ Пер.с нем. Р.А. Михелис.- М.: Музыка, 1966.- 220 с.
111. Махмутов М.И. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения: Сб.науч.трудов. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах.- М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980.- С. 5-61.
112. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976.- 254 с.
113. Международное законодательство об образовании: Сборник документов. Ч.1-4/Сост. Б.А.Виноградов, В.И.Шкатулла.-М.: Соц.полит.журнал, 1994.- 192 с.
114. Мелик Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.- 96 с.
115. Мельников В.М., Ямпольский J1.T. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей пед.дисциплин ун-тов и пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1985.- 319 с., ил.
116. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности.- М.:Педагогика, 1986.- 256 е., ил.
117. Методики психодиагностики в спорте/Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1990.- 256 с.
118. Методика оценки эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей/ Профессионально-деятель-ностный аспект.- М.:АПН, 1987.
119. Методика работы с учащимися над вокальными произведениями/ Методическая разработка. Сост. Миркина А.Е.- Казань, 13 с.
120. Методические рекомендации по концертмейстерской подготовке/ Для студентов музыкально-педагогического факультета: Сост. Ванечкина И.Д.- Казань: КГПИ, 1986.- 32 с.
121. Методические рекомендации по работе над художественным образом при самостоятельном изучении фортепианных произведений/ Сост. Надырова Д.С.- Казань: КГПИ, 1989.- 19 с.
122. Методы исследования индивидуально-психологических особенностей личности: Учебно-методическое руководство для студентов.- Казань, 1979.- 60 с.
123. Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н.В.Кузьминой.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
124. Михайлов М. Стиль в музыке.- Л.:Музыка, 1981.- 264 с.
125. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Научно-методическое пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников.• М.: Высшая школа, 1987.-200 с.
126. Мустафина Р.З. Интеграция в обучении как средство интенсификации подготовки учителя начальных классов. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1994.- 20 с.
127. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся.- Казань:3аря-Тан, 1994.- 114 с.
128. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Дис. канд.пед.наук.-М. 1987.- 190 с.
129. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.- 383 с.
130. Народное образование.-1991.- №№ 11, 12.
131. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: Музыка, 1988.- 240 е.,-порт., ил., нот.
132. Низамов Э.К. Развитие самоконтроля. Дис. канд.пед. наук.- Казань, 1993.- 160 с.
133. Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции.- Йошкар-Ола, 1995.-Ч.2.- 44 с.
134. Обухова Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США. Автореф. дис. канд.пед.наук.-Казань, 1990.- 17 с.
135. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в процёссе обучения элементам композиции. Дис. канд.пед.наук.- М., 1985.- 163 с.
136. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.- 285 с.
137. Осипов П.И. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1993.- 34 с.
138. Основы гармонизации песенно-танцевальных мелодий/ Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета: Сост. Михайлова Т.Н.- Казань: КГПИ, 1987.- 37 е., нот.прил.
139. Палеха Н.В. Формирование творческой активности будущих учителей в процессе педагогической практики. Дис. канд.пед.наук.-Харьков, 1992.- 183 с.
140. Панкевич Г.И. Музыка и идеология.- М.: Музыка, 1988.- .48 с.
141. Панкевйч Г.И. Искусство музыки.- М.: Знание, 1987.112с.
142. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов.- Казань: Изд-во КГУ, 1973.- 68 с.
143. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Учит.пособие к спецкурсу.- Казань: Изд-во КГПИ, 1982.- 76 с.
144. Петрова Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке. Дис. канд.пед.наук.- Казань, 1970.- 249 е., ил.
145. Пискунов Л.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание// Педагогика.- 1995.- №4.- с.59-63.
146. Пилиповский В .Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности.- М.: Педагогика, 1985.- 159 с.
147. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.- 255 с.
148. Платонов К.К. Занимательная психология.- М.: Мол. гвардия, 1986.-222 с.
149. Половникова Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников.- Казань: Изд-во КГПИ, 1975.- 100 с.
150. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
151. Пономарев Я.А. Психология творчесгва.-М.: Наука, 1976.-303 с.
152. Попов Л.М. Инициатива и общение в творчестве.- Казань: Изд-во КГУ, 1983.- 87 с.
153. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества -студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1990.- 225 с.
154. Постолюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов. Дис. докт.пед.наук.- Казань, 1993.- 225 с.
155. Постолюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект.- Казань: Изд-во КГУ, 1989.- 205 с.
156. Почекаенков B.C. Формирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов пед.инстиутов. Дис. канд.пед.наук.- М., 19^0
157. Практикум по общей психологии.-М.:Просвещение,1990.288 с.
158. Практические методы самопостижения и саморазвития: Методические указания для студентов.- Казань, 1993.- 33 с.
159. Проблемная лекция в высшей школе/ Методические рекомендации.- Казань: Изд-во КГПИ, 1984.- 39 с.
160. Проблемы многоуровневой подготовки в вузе. Меж-вуз.сб. науч.трудов. Кемеровский гос.ун-т.- Кемерово, 1994.- 156 с.
161. Проблемы психологии образования:Труды исследовательского центра / Под ред. А.А.Вербицкого. М., 1992.- 128 с.
162. Проблемы музыкального мышления: Сб. статей.- М.: Музыка, 1974.-336 с.
163. Профессиональная подготовка учителей музыки. Межвузовский сборник научных трудов.- Казань, 1990.- 140 с.
164. Психология: Словарь/ Сост. J1.А.Карпенко; Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
165. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 320 с.
166. Психологическая диагностика. Проблемы и исследова- . ния/ Под ред. К.М.Гуревича.- М.: Педагогика, 1981.- 232 с.
167. Психологическая служба в вузе/ Сборник статей.- Изд-во КГУ, 1981.- 239 с.
168. Психологические исследования творческой деятельности.- М.: Наука, 1975.- 254 с.
169. Психологические и психофизиологические особенности студентов.- Казань: КГУ, 1977.- 296 с.
170. Пустовит В.И. К вопросу о развитии музыкально-творческих способностей студентов муз.пед.факультета// Вопросы теории и методики музыкального воспитания. Сб.научных трудов -Минск: МГПИ им. А.М.Горького, 1977.- с.48-56.
171. Рафф С.Е. Педагогическое взаимодействие как объект диагностики и коррекции. Дис. канд.пед.наук.- Казань, 1994.- 256 е.: прил.
172. Рахматуллин Т.Г. Формирование у студентов педвуза интегрально-педагогических умений для работы с одаренными и способными детьми в сельской общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1995.- 20 с.
173. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя.- Пятигорск, 1990.- 116 с.
174. Резерв успеха творчество/ Под ред. Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна. Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1989.- 120 с.
175. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.- М., 1940.596 с.
176. Сизикова С.Ф. Теория и практика музыкально-эстетического воспитания школьников. Автореф. дис. докт.пед.наук.- Челябинск, 1993.- 49 с.
177. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема ус- -тойчивости.- Казань: Изд-во КГУ, 1992.- 176 с.
178. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание.-Самара, 1991.- 243 с.
179. Сласгенин В.А. Формирование личности учителя школы в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1976. -160 с.
180. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Ташкент: Гос.пед.ун-т им.Низами, 1987.- 78 с.
181. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
182. Спирин Л.Ф. Эвристическая программа накопления информации о формировании профессионально-значимых качеств у будущих учителей.- Кострома, 1989.- 17 с.
183. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2-х т.- М.: Всерос.театр.об-во, 1986, т.1.- 608 е., с ил.
184. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2-х т.- М.: Всерос.театр.об-во, 1986, т.2.- 448 е., ил.
185. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы.- Киев: Наукова думка, 1982.- 218 с.
186. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек.- М.: Политиздат, 1985.- 415 с.
187. Стотыка А.В. Творческая деятельность студентов музыкально-педагогического факультета в процессе их подготовки к эстетическому воспитанию старшеклассников. Дис. канд.пед.наук.-М., 1993.- 177 с.
188. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ/ Под ред. Н.Ф. Талызиной.- М.: Педагогика, 1984.- 472 е., ил.
189. Стреляу Я., Краевски А. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы// Психофизиологические вопросы становления профессионала.- М., 1974.- С. 176-186.
190. Студент на пороге 21-го века.- М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1990.- 149 с.
191. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.- 158 е.: ил.
192. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т.- Т.1.-М.:Педагогика, 1985.- 328 е., ил.
193. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие.- 2-е изд.- М.: Сов.композитор, 1989.- 143 с.
194. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- Д.: Наука, 1966.- 451 с.
195. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис. канд.пед.наук.- М., 1991.- 163 с.
196. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
197. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1- М.: Учпедгиз, 1953.- 638 с.
198. Устюгова Е.Н. Проблема стиля в контексте теории деятельности// Понятие деятельности в философской науке.- Томск: Изд-во ТГУ, 1978.- с. 181-190.
199. Файзрахманова Л.Т. Формирование художественнотворческой функции будущего учителя музыки. Дис.канд.пед.наук.- Казань, 1990.- 197 с.
200. Философия образования// Педагогика.- 1995.- №4.- с.3-28.
201. Философский энциклопедический словарь/ Гл.ред.: Л.Ф.Ильечев, И.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов.- М.: Сов.энциклопедия, 1983.- 840 с.
202. Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвузовский сборник научных трудов.- Казань, 1989.- 144 с.
203. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер.с франц. М.: Прогресс, 1990.- 304 с.
204. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 288 е., ил.
205. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителя начальных классов. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1995.- 22с.
206. Хасанова Г.Ф. Формирование общенаучных понятий у учащихся средних учебных заведений. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1990.- 18 с.
207. Хафизова Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности. Дис. канд.пед.наук.- Казань, 1990.- 254 с.
208. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности. Автореф. дис. докт.психол.наук.- М., 1991.- 31 с.
209. Черепанов B.C. Экспертные методы в педагогике: Учебное пособие.- Пермь: ПГПИ, 1988.- 84 с.
210. Черничкина Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности. Дис. канд.пед.наук.- М., 1992.- 232 с.
211. Чистякова М.И Психогимнастика/ Под ред. М.И.Буя- . нова.- М.: Просвещение, 1990.- 128 е., ил.
212. Шабалина О.А. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению.- Дис. канд.пед.наук.- М., 1994.- 165 с.
213. Шадриков B.JI. Философия образования и образовательные политики.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. фирма "ЛОГОС", 1993.- 181 с.
214. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив.- М.: Просвещение, 1990.-208 с.
215. Шамардин В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем// Педагогика.- 1995.- №4.- с.36-41.
216. Школяр Л. Обновление содержания музыкального образования// Искусство в школе.- 1995.- № 2.- с.59-61.
217. Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников.- М.: Знание, 1979.- 32 с.
218. Шуман Р. О музыке и музыкантах.- М.: Музыка, 1979.Т.2.-249 с.
219. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
220. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1989.- 144 с.
221. Эстетическое воспитание в современном мире/ Теория и практика эстетического воспитания за рубежом.- М., 1991.- 236 с.
222. Эфроимсон В.П. Загадки гениальности.- М.: Знание, 1991.
223. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания.- Казань: Тат.кн.изд-во, 1991.- 192 с.
224. Яконюк B.J1. Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта. Автореф. дис. докт.пед.наук.- Минск, 1995.-45 с.
225. Яцыневич Л.А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся. Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1981.- 23с.
226. Entwistle N.T. Styles of Learning and Teaching.- Chichester, 1983.-293p.
227. The Council of Europe and education. Progress report to the 17-th Session of the Standing Conference of European Ministers of Education. Vienna, 16-17 October, 1991. 51 p.
228. Stadner C. Individual style. N. - Y., 1962. -180 p.
229. Yehudi A.Cohen. The State System, Schooling, and Cognitive and Motivational Patterns // Social Forces and Schooling : an antropological and Sociological perspective. -USA, N. Y., 1975. -p.103-140.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.