Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Черепанова, Ольга Кузьминична

  • Черепанова, Ольга Кузьминична
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 205
Черепанова, Ольга Кузьминична. Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2000. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Черепанова, Ольга Кузьминична

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки формирования профессионально-творческого потенциала студентов в системе музыкально-педагогического образования.

1.1 Становление и развитие профессионально-творческого потенциала учителей в истории отечественного музыкального образования.

1.2. Сущность и структура педагогического мастерства учителя музыки.

1.3. Формирование профессионально-творческого потенциала студентов музыкально-педагогических факультетов как психологический феномен.

Глава II. Педагогическое управление процессом формирования профессионально-творческого потенциала учителей музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки.

2.1. Психолого-педагогические условия эффективного развития профессионально-творческого потенциала студентов.

2.2. Оптимальная совокупность методических приемов развития профессионально-творческого потенциала учителей музыки.

2.3. Экспериментальная методика совершенствования профессионально-творческого потенциала студентов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе»

Актуальность исследования. Гуманизация образования как один из принципов изменения целевой ориентации системы высшего педагогического образования предполагает актуализацию проблемы развития профессионально-творческого потенциала будущего учителя. Она направлена на обеспечение становления личности обучаемого, формирование его духовно-нравственной сферы. Осуществление настоятельного требования в изменении современного общества невозможно без его духовного обновления, без возрождения его истинных ценностей и идеалов. Этот процесс обусловливает потребность в специалистах-музыкантах, обладающих высоким профессионализмом и ориентированных йа творчество, способных к восприятию и адекватной оценке культурного опыта прошлого и современности, обладающих развитым профессионально-творческим потенциалом, определяющим результативность его деятельности.

Учитель музыки, соответствующий современным требованиям общества в гуманизации всего процесса образования, должен быть и подготовлен иначе. Анализ современных тенденций показал, что в системе музыкально-педагогического образования обострились противоречия между: потребностями общества в специалистах высокого класса в деле подъема музыкально-эстетической культуры и уровнем преподавания предмета "Музыка 11 в общеобразовательных учреждениях; возможностями, имеющимися в высшей школе для эффективной подготовки учителей музыки в плане развития их профессионально-творческого потенциала и степенью их реализации на практике, обусловленной недостаточной разработанностью научно-педагогических рекомендаций в этой области; потребностями студентов в творческой самореализации и ограниченными возможностями, которые существуют в условиях учебного процесса.

Значительные резервы повышения эффективности профессионального образования учителя музыки содержат занятия в классе индивидуальной инструментальной подготовки (фортепиано). Именно преподаватель специальных дисциплин, в силу специфики организации индивидуально-педагогической деятельности, может решить проблему активизации внутренних, потенциальных сил личности студента, без чего невозможно сформировать основы педагогического мастерства будущего учителя.

Однако сложность духовного воспитания заключается в том, что, с одной стороны, индивид не может сам осуществлять свое развитие вне связи с общественной средой, с другой - в том, что даже высокий культурный уровень среды еще не гарантирует его творческого, духовного развития. Поэтому реализация личностью своего творческого потенциала возможна в результате "встречного" процесса, в котором, с одной стороны, выражаются социальные требования, идущие от общества, с другой - собственная активность и заинтересованность личности в осуществлении собственного развития.

Выразить свою неповторимую индивидуальность в педагогической деятельности, творчески самореализоваться в ней помогут адекватные средства и условия учебно-воспитательного процесса. Социальная функция высшей школы - развитие творческой активности личности будущего учителя - требует такой модели взаимосвязи теории и практики, которая создаст условия формирования творческого потенциала для каждого студента.

Степень изученности проблемы. В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения проблемы развития творческого потенциала будущего учителя. Решение этой задачи связано с изучением творчества как механизма развития (В.Т. Кудрявцев, А.Я. Пономарев), с выделением сущностных черт педагогического творчества (В.В. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник). Определение структурно-содержательного плана творческого потенциала личности как интегральной целостности природных и социальных сил человека дано в исследованиях С.Р. Евинзона, М.С. Кагана, А.В. Кирьяковой, Е.В. Колесниковой, В.А. Моляко, JI.H, Москвичевой, Г.А. Пихтовникова. Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала учителя освещались в работах В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, М.Г. Мерзляковой, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыной. Данные работы идут в контексте общей стратегии современного педагогического процесса, направленного на выявление и развитие творческой индивидуальности личности, на формирование основ гуманистической технологии педагогической деятельности.

В изучении проблем содержания и критериев оценки педагогического мастерства учителя большую помощь оказали выводы и результаты научных исследований, изложенных в работах И.А. Зязюна, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.Н. Малиновской, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова.

Анализ современных музыкально-педагогических исследований свидетельствует о возросшем интересе к проблеме специфики подготовки учителя музыки, так как музыкальное образование является по существу принципиальным фактором гуманизации общества.

Усилиями ученых-педагогов Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского и др. исследовались различные аспекты практической подготовки студентов совместно с анализом музыкально-образовательной деятельности.

Исследования в области музыкальной психологии, проведенные современными учеными-музыковедами В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, В.И. Петрушиным, Г.С. Тарасовым, значительно обогатили теорию природы музыкальных способностей субъекта.

Проблемам профессиональной подготовки современного специалиста-музыканта посвящены работы Ю.Б. Алиева, Н.К. Баклановой, В.Е. Елисеевой, В.И. Закутского, Е.И. Максимова, З.П. Морозовой, Г.Н. Падалки, М.И.

Ройтенштейна, П.А. Черваткжа, в исследованиях B.C. Садовской уделено внимание послевузовскому образованию специалиста. Значение культурологического воспитания, обусловленного спецификой искусства, исследовано в работах А.А. Аронова, Н.Б. Волчегурской, Л.С. Зориловой, Л.А. Рапацкой, Р.А. Тельчаровой .

Большую помощь в изучении вопросов профессионально-творческого становления специалистов социокультурной сферы оказали научные положения, изложенные в работах Ю.П. Азарова, Е.И. Ждановой, А.Л. Карамышева, Т.Г. Киселевой, Н.В. Кротовой, Г.Я. Никитиной, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова.

Важные данные для проектирования системы подготовки учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в контексте изучаемой проблемы находим в работах Д.А. Науказ, И.Н. Немыкиной, Л.Д. Норинской, Т.И. Карнауховой, И.Н. Одиноковой, В.И. Пустовит, О.В Рафалович, А.В. Шевель, Г.М. Цыпина.

Однако проблема формирования профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуального инструментального образования, несмотря на всю актуальность и значимость, недостаточно изучена.

Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки в классе индивидуального инструментального образования. Предмет исследования - теоретико-методические условия формирования профессионально-творческого потенциала студента-музыканта. Цель настоящего исследования - разработка и обоснование условий и методических приемов развития профессионально - творческого потенциала учителя музыки в контексте становления педагогического мастерства будущего специалиста в классе индивидуального инструментального обучения.

Данная цель предполагает решение следующих задач.

- проанализировать опыт развития профессионально-творческого потенциала учителя музыки в трудах отечественных педагогов-музыкантов; выявить и обосновать сущность и функциональное значение профессионально-творческого потенциала в структуре педагогического мастерства учителя музыки;

- определить комплекс психолого-педагогических условий и методических приемов для оптимального развития профессионально-творческого потенциала студентов в классе индивидуального инструментального обучения;

- экспериментально проверить эффективность разработанных в исследовании педагогических условий в развитии профессионально-творческого потенциала будущих учителей музыки в системе высшего образования.

Исходя из цели, объекта, предмета и задач исследования в нем выдвигается следующая гипотеза: эффективность профессиональной подготовки студентов-музыкантов в классе индивидуального инструментального образования может быть повышена, если в учебном процессе реализуется комплекс психолого-педагогических условий (ранняя диагностика педагогических способностей, взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности, использование мелкогрупповых форм работы, вовлечение в художественно-эстетическую среду города, научно-исследовательская деятельность студентов и др.), направленных на становление профессионально-творческого потенциала студентов.

Методологической базой данной работы явились идеи и положения философии о творческой природе человеческой деятельности и потенциальных возможностях личности ( Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Вл. Соловьев, J1.H. Толстой, C.J1. Франк ).

Теоретической основой исследования стали психолого-педагогические концепции J1.C. Выготского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, Я.А.

Пономарева, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова, раскрывающие общенаучные категории: педагогическое творчество, сущность творческой личности, творческий потенциал, педагогическое мастерство; комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения общепедагогической подготовки учителя, выявленных в работах Е.Г. Белозерцева, Н.Д. Никандрова, Н.М. Яковлевой; о сущностных чертах педагогического творчества, факторах и критериях развития творческих способностей, обозначенных в работах Ю.Н. Кулюткина, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника и др.

Исследование опирается на теорию личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса ( Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, C.JI. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.); теорию деятельности (JT.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, синтез; построение научных теорий и гипотез; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; анализ продуктов деятельности, учебно-методической документации, квалификационной характеристики учителя музыки; педагогический эксперимент и обработка результатов, классификация выводов исследования. Для измерения отдельных компонентов была использована методика В.И. Андреева (оценка способности к саморазвитию и самообразованию, а также делового, творческого и нравственного климата в коллективе). Опытно-экспериментальной базой исследования явилась кафедра Музыкального образования Сургутского государственного педагогического института. В исследовании приняли участие студенты очного и заочного отделений, а также учителя музыки общеобразовательных учреждений города Сургута. Общее количество респондентов равняется 82.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1994 по 1999 годы и проходило в три этапа.

На первом этапе (1992-1994 гг.), аналитико-поисковом или констатирующем, изучалось состояние подготовки музыкально-педагогических кадров для школы, осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры исследования, методология и методика исследования, понятийный аппарат. На втором этапе (1994-1996 гг.), опытно-экспериментальном или формирующем, были разработаны, апробированы пути опытно-экспериментальной работы по плану формирующего эксперимента. Изучались, моделировались и реализовывались условия, обеспечивающие развитие профессионально-творческого потенциала учителя музыки в учебной и внеаудиторной деятельности. Работа сопровождалась проведением анализа, обобщения, систематизации полученного материала, уточнялась рабочая гипотеза.

На третьем этапе (1996-1999 гг.), оценочном или контролирующем, было осуществлено углубленное теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы; оформление и внедрение в практику результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- обосновано формирование профессионально-творческого потенциала как части процесса становления педагогического мастерства учителя музыки, означающее актуализацию потребности в творческой самореализации, саморазвитии;

- выявлена структура профессионально-творческого потенциала учителя музыки, рассматриваемая в диссертационном исследовании в единстве профессиональных общих и специальных знаний, художественно-критических и художественно-творческих умений, педагогических способностей, профессионально-значимых личностных качеств, мотивации, стремление к самореализации, высокой работоспособности;

- разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована методика формирования профессионально-творческого потенциала студента-музыканта, основанная на использовании в практике фортепианного обучения комплекса психолого-педагогических условий (ранняя диагностика педагогических способностей, взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности, использование мелкогрупповых форм работы, вовлечение в художественно-эстетическую среду города, научно-исследовательская деятельность студентов и др.) и эффективных методических приемов развития музыкально-творческих умений;

- определена система критериев оценки профессионально-творческого потенциала будущего специалиста в классе индивидуальной инструментальной подготовки, рассматриваемая через динамику развития уровня музыкально-творческих умений; способность конкретизировать художественный образ в слове; проанализирована способность будущего учителя музыки к самообразованию, предполагающая направленность личности на поиск нетрадиционных решений, формирование своего профессионально-творческого потенциала.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов связана: с обоснованием и построением системы педагогического воздействия на личность студентов-музыкантов, которое эффективно может решать важную задачу высшего музыкально-педагогического образования - развитие профессионально-творческого потенциала будущего специалиста; с расширением арсенала педагогических средств, содействующих ее практическому решению в классе фортепианного обучения; с представленным дидактическим материалом, позволяющим активизировать процесс развития музыкально-творческих умений в образовательном процессе. Результаты исследования нашли практическое применение в учебном процессе кафедры музыкального образования Сургутского государственного педагогического института. Они могут широко использоваться в совершенствовании педагогической деятельности по развитию профессионально-творческого потенциала студентов-музыкантов в системе высшего музыкально-педагогического образования, а также учеными-педагогами, преподавателями, аспирантами и соискателями, занимающимися проблемами творческого начала личности учителя музыки.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечиваются методологической релевантностью исходных позиций, комплексной методикой исследования, соответствующей его целям и задачам, репрезентативностью источниковедческой базы, широтой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертации, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, логичностью и внутренней непротиворечивостью проведенного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-творческий потенциал будущего специалиста необходимая составная часть педагогического мастерства учителя музыки.

2. Профессионально-творческий потенциал учителя музыки предполагает взаимосвязь профессиональных общих и специальных знаний, художественно-критических и художественно-творческих умений, педагогических способностей, профессионально-значимых личностных качеств, мотивации, стремлении к самореализации, высокой работоспособности.

3. Методика формирования профессионально-творческого потенциала учитывает комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий интериоризацию ценностных компонентов профессиональной деятельности в содержание образовательного процесса, и эффективных методических приемов поэтапного развития музыкально-творческих умений (чтения с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизация, сочинение).

4. Система критериев оценки профессионально-творческого потенциала студентов в классе фортепианного обучения определяется динамикой развития музыкально-творческих умений, способностью конкретизировать художественный образ в слове.

5. Самообразование будущего специалиста, включающее освоение знаний в области музыки, педагогики, психологии, направленность поведения личности на поиск новых, нетрадиционных решений, способствует формированию профессионально-творческого потенциала учителя музыки. Апробация и внедрение исследования осуществлялись посредством экспериментальной работы и обсуждения результатов на кафедрах музыкального образования Сургутского государственного педагогического института, педагогики и психологии Московского педагогического университета и Нижневартовского педагогического института, в выступлениях на международных и региональных конференциях по теме исследования в г.г. Днепропетровске, Санкт-Петербурге, Сургуте, через публикации материалов по теме исследования.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Черепанова, Ольга Кузьминична

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

1. Личностно-деятельностный подход к организации содержания вузовской-подготовки учителя музыки в классе индивидуального инструментального обучения означает:

- построение гипотетической модели специалиста на основе анализа комплекса основных видов и задач профессиональной инструментальной деятельности учителя музыки;

- определение на основе построенной модели конечных целей фортепианной подготовки специалиста;

- определение на основе декомпозиции конечных целей вузовской подготовкив плане развития музыкально-творческих умений по индивидуальному инструментальному обучению промежуточных целей обучения;

- осуществление обучения по формированию музыкально-творческих умений на основе возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучаемых.

2. Активные формы обучения, основанные на использовании системы методических приемов формирования музыкально-творческих умений и межпредметных связей, формируют и развивают способности обучаемых:

- умственные;

- коммуникативные (понимать и быть понятым);

- рефлексивные (осознавать свои действия);

- креативные (творчески подходить к решению любой проблемы) и др.

3. Использование системы рациональных методических приемов способствует формированию:

- психологической готовности к пониманию сущности профессиональной деятельности специалиста; необходимого профессионально-творческого, личностного качества-самостоятельности мышления;

- научно-теоретической базы специальных профессиональных знаний и умений по предмету.

4. Анализ эффективности использования этого метода обучения показывает, что он позволяет:

- контролировать уровень сформированности того или иного умения в динамике;

- планировать структуру действий, необходимых для достижения выбранной цели при фиксированном наборе средств;

- видеть целостную картину сформированности всех музыкально-творческих умений на различных этапах обучения;

- выбрать самостоятельный путь в развитии музыкально-творческих умений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования основ педагогического мастерства в вузовской подготовке учителей музыки, адекватной современным требованиям общества, является одной из актуальных дидактических проблем обучения.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и собственное экспериментальное исследование по данному вопросу позволило сделать следующие выводы:

- формирование основ педагогического мастерства учителей музыки в период вузовского обучения не только возможно, но и необходимо, а реальной психологической основой, делающей этот процесс эффективным, является активизация сущностных, потенциальных сил личности студента. Под потенциалом, которым должен обладать учитель музыки и обозначенным нами как профессионально-творческий (исходя из двухаспектности творческого начала его профессиональной деятельности), мы понимаем личностное образование, систему личностных и профессиональных качеств и способностей, направленных на создание субъективно и объективно нового в педагогической практике, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации, саморазвитию. Возникающие у личности переживания своих возросших возможностей выступают движущей силой особой активности человека, направленной на реализацию своих новых потенций;

- необходимость развития профессионально-творческого потенциала учителя музыки в процессе формирования основ педагогического мастерства детерминирована качественным изменением содержания профессионального образования (о чем свидетельствует активный научный поиск музыкантов-исследователей), методов и форм работы со студентами, роли учителя музыки в процессе музыкально-эстетического образования подрастающего поколения;

- выявлено, что использованные в экспериментальном исследовании психолого-педагогические условия (ориентация в педагогической деятельности на Квалификационную характеристику, ранняя диагностика педагогических способностей, взаимосвязь педагогической и исполнительской мотивации, взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности, вовлечение в художественно-эстетическую среду города, использование мелкогрупповых форм работы, научно-исследовательская деятельность студентов) и активизация движущих сил развития профессионально-творческого потенциала студентов усиливают познавательную мотивацию к учению и будущей профессиональной деятельности;

- рассмотрение развития профессионально-творческого потенциала учителя музыки как объективного процесса, являющегося неотъемлемой частью формирования основ педагогического мастерства, означает необходимость в определении следующих ведущих направлений реализации психолого-педагогических условий: актуализация и закрепление потребности в творческой деятельности, развитие интереса к будущей профессии через практическую деятельность, перевод предметов изучения в разряд личностно-значимых ценностей;

- целью процесса развития профессионально-творческого потенциала учителя музыки является создание предпосылок для саморазвития и самообразования в учебно-воспитательном процессе вуза;

- в исследовании экспериментально доказана эффективность использования разработанной методической целостности в практике обучения учителей музыки, ее положительное влияние на основные составляющие профессионально-творческого потенциала (музыкально-творческие умения, гуманитарная направленность личности), которые были определены для изучения в классах индивидуальной инструментальной подготовки.

Использование системы методических приемов при формировании музыкально-творческих умений позволяет обеспечить обучение студентов с разными уровнями подготовки и умственными способностями в удобном для них темпе, оптимальном режиме.

Развитие музыкально-творческих умений в классе индивидуального обучения является фактором продуктивного формирования творческой личности педагога-музыканта, способствует пробуждению, активизации творческого импульса, заложенного в каждом студенте.

Исследование помогло выявить наиболее продуктивные формы организации различных видов учебно-познавательной деятельности. Это: проблемные уроки, деловые игры, выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, имеющих практическую значимость, выполнение учебно-исследовательских заданий (аннотирование исполняемых произведений, составление репертуарного списка для тематических мероприятий и др.), и научно-исследовательских работ.

Реализация в процессе обучения комплекса психолого-педагогических условий и эффективного метода развития музыкально-творческих умений, ориентированных на видение студентами реальной практической значимости результатов процесса обучения в классе индивидуально-инструментального обучения, позволяет нам достаточно эффективно решать целый ряд труднодостижимых в традиционном обучении целей и задач: повышение эффективности обучения; интенсификации процесса обучения (возрастает творческая активность обучения студентов); придание процессу обучения творческого характера, повышающего заинтересованность в процессе обучения; обучение коллективной мыслительной деятельности и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу.

Полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую в начале работы гипотезу: развитие профессионально-творческого потенциала личности студентов в результате создания комплекса психолого-педагогических условий и методической целостности на занятиях и во внеаудиторной деятельности повышает эффективность профессиональной подготовки учителей музыки, активно формирует основы педагогического мастерства.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов вузов.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что поставленные нами исследовательские задачи решены, а цель предпринятого научного поиска достигнута.

Вместе с тем очевидно, что полученные нами результаты не претендуют на окончательный ответ по всем возникшим в ходе проводимых изысканий вопросам. Специального исследования требуют такие аспекты затронутой нами проблемы, как методика наращивания творческого потенциала будущих специалистов по музыкально-эстетическому воспитанию детей посредством энергичного задействования в этой работе досугового пространства вуза и за счет целенаправленного объединения усилий всех преподавателей соответствующих отделений учебного заведения на данном направлении образовательно-воспитательной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Черепанова, Ольга Кузьминична, 2000 год

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие. М.: МГПИ им. Ленина, 1982. - 135 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1990.-335 с.

3. Алиев М.И. Межпредметные связи как условие активизации учебной деятельности студентов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук-Тбилиси, 1986. -21 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. - 280 с.

5. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С. 23-33.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977.- 380 с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского университета, 1988. - 238 с.

8. Ю.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд. Казанского университета, 1996. - 566 с.

9. П.Андреев В.И. Проверь себя. 10 тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. М.: Народное образование, 1994. - 64 с.

10. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1982. -Вып. 15.-С. 32-43.

11. Арчажникова Л.Г. К вопросу построения профессиограммы учителя музыки / Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе // М/сб. науч. тр. Саратов, СГПИ, 1982. - С. 27-35.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя-М. Просвещение, 1984 г.- 111с.

13. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М.: АПН СССР, Институт общей педагогики. - 1986. - 37 с.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965.- 151 с.

15. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество И Сов. педагогика, 1991. -С. 50-56.

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М., 1982. - 192 с.

17. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1997.- 54 с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского. -Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974. 334 с.

19. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Л.: Советский композитор, Ленингр. отд., 1979. - 352 с.

20. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л.: Учпедгиз, 1961.-60 с.

21. Басин Е.А. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -64 с.

22. Бейрюмова Л.Г. Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано: Методические рекомендации для преподавателей вузов и педучилищ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 121 с.

23. Бельневич С.И. Воспитание творческой самостоятельности студентов в концертмейстерском классе / Вопросы теории и практики музыкальной педагогики. Под ред. В.М. Зеленина Минск, РМНЦ культуры, 1989. -С. 34-37.

24. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды./ Ред.- сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.Флинта, 1999. - 312 с.

25. Берлянчик М.М. Оптимизация теоретического образования резерв подготовки педагога в музыкальном вузе / Сб. науч. тр. Под ред. А.Т. Алексеевой . Владивосток: Изд-во Владивостокского университета, 1989. -С.5-15.

26. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием II Мир образования. - 1996. - № 2. - С. 31-36.

27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.

28. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.

29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 130 с.

30. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993.-№2.-С. 70-74.

31. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. 9-е изд., доп. -Л.: Музыка, 1989.-345 с.

32. Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее. Пер. с англ. Минск: Поппу-ри, 1996г.- 224 с.

33. Ванечкина И.Л. Музыкальная графика как эффективный метод музыкального воспитания / Профессиональная подготовка учителей музыки. Под ред. С.И. Раимовой . Казань: Казанский пед. институт, 1990. - 140 с.

34. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения Н Современная высшая школа. 1982. -№ 3. - С. 130-131.

35. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-46 с.

36. Взаимосвязь психолого-педагогических и специальных дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки: Учебно-методическое пособие / Авт. Л.П. Аладова , Н.А. Кузьмина и др. Минск, 1991. - 57 с.

37. Вишнякова Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества: Пособие для учителя. Минск: БелНИИ образования, 1992. - 76 с.

38. Воробьев Т.В. Школа будущего начинается сегодня: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 237 с.

39. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

40. Выготский JI.C. Проблемы развития психики: Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.

41. Гайжутис A.JI. Духовно-творческий потенциал художника: Дисс. . д-ра. филос. наук. Вильнюс, 1984. - 365 с.

42. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского университета, 1976. - 150 с.

43. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Московского университета, 1985. - 45 с.

44. Гальперин П.Я. Развитие исследования по формированию умственных действий / Психологическая наука в СССР: В 2-х т. М., 1959. - Т. 1. -С. 441-469.

45. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М.: Изд. АПН СССР, 1961.-351 с.

46. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы. М., 1961. - 177 с.

47. Грачев В.В., Мажар Н.Е. Логика исследования творческой индивидуальности учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. - С. 34-36.

48. Григорян Л.А. Интегрированный курс педагогической практики. М., 1993.-302 с.

49. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Вопросы психологии 1988. - № 4. - С 22-32.

50. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. - № 6. - С 13-26.

51. Давыдова А.Ф. Реализация креативной функции занятий по детской литературе в педагогическом колледже: Дисс. на соискание учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. - 176 с.

52. Давыдова Е.И. Педагогические принципы Баха / Педагогическая и исполнительская подготовка будущих учителей пения // Сб. н. м. материалов. Сост. В.Р. Федулова. Даугавпилс: ДПИ, 1991. - С. 36-47.

53. Данилов М.А. Процесс обучения: В кн. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.

54. Дидактика средней школы, некоторые проблемы современной дидактики: Уч. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.А. Данилова и Н.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. - 303 с.

55. Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. - 143 с.

56. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М.: Политиздат, 1978. 272 с.

57. Доманова С.Н. Методы компьютерного обучения: Дисс. . канд. пед. наук. Ростов: РГПИ, 1990. - 161 с.

58. Дьяченко Н.Г., Котляревский И.Н. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Муз. Украша, 1987. - 110 с.

59. Евинзон С.Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Дисс. . канд. филос. наук. Томск, 1988. - 145 с.

60. Евтихиев П.Н., Кариева Т.А. Музыкальная педагогика в США. Методические рекомендации. Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1994. - 30 с.

61. Жуковская З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дисс. . д-ра пед. наук. СПб, 1994. - 368 с.

62. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Изд-во РПА, 1995.- 184 с.

63. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.-214 с.71.3агвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень, 1993. - 87 с.

64. Закон РФ об образовании // Учительская газета. 1992. - № 28. 35

65. Зверев И.Д. К вопросу о системе обучения основам наук // Советская педагогика. 1970. - № 6. - С. 44-56.

66. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.

67. Зорилова JT.C. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. Автореф. дисс. .докт. культурологии. -М., 1999.-50 с.

68. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.

69. Из истории советского музыкального образования /Сб. материалов и документов. Сост. Л.А. Баренбойм . Л.: Музыка, 1969. - 306 с.

70. Илларионов С.В. Межпредметные связи как условие формирования познавательной творческой активности будущих учителей музыки: Дисс. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991. - 154 с.

71. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. -431 с.

72. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

73. Кадобнова И.В., Усачева В.О. и др. Искусство слышать: Учебно-методический комплект. -М.: Радуница, 1994. 108 с.

74. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 48 с.

75. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

76. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе//Антология педагогической мысли. М.: Педагогика, 1990. - С. 218221.

77. Карнаухова Т.Н. Формирование концертмейстерских умений в процессе подготовки учителя музыки: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1990. 156 с.

78. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием: Методические рекомендации по разработке. М.: Государственный комитет СССР по народному образованию, 1989. - 32 с.

79. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Теории и диагностика. —Л., 1991. — 84 с.

80. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295 с.

81. Коган Г. У врат мастерства. -М.: Музгиз, 1961. 200 с.

82. Колесникова Е.В. Эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала будущего инженера: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Киев, 1989.- 19 с.

83. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-656 с.

84. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.

85. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.

86. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -720 с.

87. Концертмейстерский класс: Учебное пособие / Авт. Л.И. Миронова, Х.Н. Ильинская. Чебоксары: Изд. Чув. университета, 1993. - 60 с.

88. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 272 с.

89. Котляревская М.А., Штуден Л.Л. Приобщение к творчеству. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1987. - 128 с.

90. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М.И. Кондакова , А.С. Вишнякова . М.: Политиздат, 1984. - 319 с.

91. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. - С. 236.

92. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.: Музгиз, 1961. - 72 с.

93. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.

94. Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность и мастерство учителя // В кн. Очерки педагогики. Л.: ЛГУ, 1963. - С. 296-311.

95. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1994. - № 1. - С. 2026.

96. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.

97. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.

98. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во ГГУ, 1976. - 57 с.

99. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.- 180 с.

100. Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии 1983.-№ 3. - С. 51-61.

101. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.- 147 с.

102. Курышев Е.В. Исполнительская практика как форма профессиональной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. Киев: КГПИ, 1989. -76 с.

103. Леонтьев А.Н. Деятельность: Сознание: Личность. М., 1975. - 220 с.

104. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 с.

105. Лернер И .Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / Научное творчество. Под ред. С.Р. Микулинского . -М.: Наука, 1969.

106. Ливанова Т. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. М.-Л.: Музгиз, 1951. - 100 с.

107. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.

108. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-97 с.

109. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие для ФПК директоров школ. М.: МГПИ им. Ленина, 1981.- Вып. 1. - 101 с.

110. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 125 с.

111. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов (московская пианистическая школа), их принципы и методы преподавания: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. 183 с.

112. Ляшко Н.П. Общеличностное развитие будущего учителя начальных классов музыкально-эстетическими средствами: Дисс. . канд. пед. наук. Переяславль-Хмельницкий, 1994. - 184 с.

113. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: КГУКИ, 1999. -65 с.

114. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985.-Т. 5.- 333 с.

115. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дисс. . докт. пед. наук. Л., 1981. - 476 с.

116. Малиновская В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей (в условиях педколле-жда): Дисс. . канд. пед. наук, в форме научного доклада. М.: МПУ, 1994.-30 с.

117. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Педагогика, 1983.

118. Мартынюк И.А. Творческий потенциал инженера: Условия и факторы реализации. Киев: Знание, 1988. - 16 с.

119. Масловский А.Г. Педагогическое наследие В.И.Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. - 22 с.

120. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304 с.

121. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Веб. Восприятие музыки.-М., 1980.-С. 140-155.

122. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе. СПб., 1995. - 150 с.

123. Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей / Сост.В.Л. Клин ,Л.И. Тришина. Киев, 1982. - 16 с.

124. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Киев, 1978. - 144 с.

125. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: Прометей, МГПИ им. Ленина, 1988.-64 с.

126. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. - 160 с.

127. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. - 240 с.

128. Нейгауз С.Г. Воспоминания. Письма. Материалы / Ред.-сост. Н. Зимя-нина. М.: Советский композитор, 1988. - 207 с.

129. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1988.-64 с.

130. Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях муз.-пед. учебных заведений: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 177 с.

131. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / А.П. Петровский и др. 3-е изд., переработ, и доп. М.: Просвещение, 1986.-464 с.

132. Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. М., 1982. - 31 с.

133. Одинокова И.Н. Организация самостоятельной работы студентов / Музыкальное воспитание: Опыт, проблемы, перспективы. Под ред. П.Н. Ев-тихиева // М/в сб. науч. тр. Тамбов, 1994. - С. 35-42.

134. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студентов в процессе обучения элементам композиции (сочинения аккомпанемента к школьной песне): Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1985. 163 с.

135. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978. - 381 с.

136. Организация процесса управления / Под ред. Г.К. Попова. М.: Экономика, 1995. - 141 с.

137. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

138. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. - 638 с.

139. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

140. Педагогическая энциклопедия. -М., 1965. Т. 2.

141. Перельштейн М.Ю. К вопросу о воспитании познавательной самостоятельности / Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения. Под ред. Л.Г. Арчажниковой. М.: МГЗПИ, 1980.-С. 26-31.

142. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособия для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -384 с.

143. Петрушин В.И. Формирование музыкального творчества подростков на ладогармонической основе: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1976. - 150 с.

144. Печерский Б.А. Овладение композиторским стилем в классе фортепиано: Учебное пособие. -М.: МГЗПИ, 1991. -98 с.

145. Пихтовников Т. Л. Творческий потенциал молодого рабочего. Дис.канд. филос. наук. -М., 1989, -175 с.

146. Повышение педагогического мастерства по предмету «Музыка»: Учебно-методические материалы / Сост. Т.В. Челышева. Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. -М., 1992,- 100 с.

147. Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

148. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - 303 с.

149. Попов А. Музыкальные игры-сказки: Методическое пособие. Краснодар, 1984.-70 с.

150. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-80 с.

151. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. К.: Рад. шк., 1988. - 187 с.

152. Практическая психология для преподавателей / Коллектив авторов по рук. М.К. Тутушкиной. М.: ИИД «Филинъ», 1997. - 328 с.

153. Проблемные ситуации в обучении музыканта-исполнителя: Методические рекомендации / Сост. К.М. Булыго. Минск, 1979. - 60 с.

154. Программа Основной инструмент: Методика самостоятельной работы над школьным инструментальным репертуаром / Отв. ред. Г.М. Цыпин. -М.: МГЗПИ, 1991.

155. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 кл. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

156. Программы ВПУЗов. Концертмейстерский класс (для специальности «Музыка») / Сост.Т.И. Евсеева и др. М.: МГЗПИ, 1991.

157. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя / В.М. Соколов, Л.Н. Захарова и др. М., 1993. - 160 с.

158. Прозорова А.Н. «В некотором царстве, музыкальном государстве»: Сказка-учебник. М.: Крипто-логос, 1997. - 56 с.

159. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. А.А. Ра-дугин, М.: Центр, 1997. - 256 с.

160. Радина К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание личности. Л., 1980.- 168 с.

161. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. -1ч.- 608 е.; II ч - 400 с.

162. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 223 с.

163. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. -141 с.

164. Рапацкая Л.А. «Четвертая мудрость»: О музыке в культуре древней Руси. -М.: Музыка, 1997. 181 с.

165. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996.- 192 с.

166. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие по курсу «История русской музыки». М.: МГОПУ, 1996.- 146 с.

167. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 193 с.

168. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУПМ, «Мим-Экспресс», 1997. - 128 с.

169. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высшая школа, 1990. - 80 с.

170. Революция-искусство-дети: материалы и документы. М.: Просвещение,1966.-С. 117

171. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 208 с.

172. Рождерс Э., Агарвала-Рождерс Ф. Коммуникации в организациях. Пер. с англ. — 1980. — 120 с.

173. Рубинштейн C.J1. Бытие и сознание. М.: Изд. АПН СССР, 1957. -328 с.

174. Рубинштейн C.J1. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АПН СССР, 1958.-247 с.

175. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. -354 с.

176. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. - С. 423.

177. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. М.: Педагогический вестник, 1997. - С. 244.

178. Савшинский С.И. Пианист и его работа. JL: Советский композитор, 1961.-271 с.

179. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -M.-JL: Музыка, 1964. 187 с.

180. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. М.: Советский композитор, 1963. - 119 с.

181. Садовский В.Н. Основы общей теории систем. М.: Наука, 1974. -276 с.

182. Сергеева Т.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1997. - 94 с.

183. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: МПА, 1995.- 192 с.

184. Симеон J1.P. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя: Дисс. . канд. пед. наук. Тарту, 1986.-290 с.

185. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова . -М.: Педагогика, 1983. -261 с.

186. Сластенин В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1978. — № 1. -С. 86-94.

187. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -106 с.

188. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Гилярова М.С., Ху-дакова Е.Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.

189. Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.1 / Сост., общ. ред. А.Ф. Лосева, А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1988. 892 с.

190. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974,- 192 с.

191. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1997. - 174 с.

192. Стахи Т.А. Творческие задания в процессе фортепианной подготовки учителей начальных классов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. - 136 с.

193. Стихнина И.П. Дидактические функции организованного досуга в подготовке педагогических кадров: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1995.-22 с.

194. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -736 с.

195. Сухова J1.Г. Педагогические принципы Н.Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавателя музыки: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997. - 26 с.

196. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979. -270 с.

197. Тельчарова Л.А. Музыкальный вкус как обьект эстетического анализа. Дисс.канд. филос. наук. М.: 1979, -176 с.

198. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.

199. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // В кн. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 39-251.

200. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Психология, 1948.

201. Терентьева Н.А. Концепция высшего музыкально-педагогического образования. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1991. - 60 с.

202. Терентьева Н.А. Основы творческого музицирования: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1995. - 60 с.

203. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1995. - 80 с.

204. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. - 91 с.

205. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В .Я. Струминского. М., 1953. - Т. 1. - 639 с.

206. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975.- 150 с.

207. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд. М.: Музыка, 1969. -598 с.

208. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

209. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-837 с.

210. Форе Вл. В московской консерватории 20-х годов / Воспоминания о москвоской консерватории. М.: Музыка, 1966. - 236 с.

211. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогика, 1993. - 177 с.

212. Франк С.Л. Духовные основы общества.-М.: Республика, 1992. 511 с.

213. Хентова С. Лев Оборин. Л.: Музыка, 1964. - 193 с.

214. Цибизова Л. Активизация межпредметных связей в начальном периоде обучения чтению с листа / Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. Под ред. Е.П. Макуренковой и др. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1987. - Вып. 93. - 160 с.

215. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.

216. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984. - 46 с.

217. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1977. - 382 с.

218. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз. отд. пед. вузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

219. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: МГПИ им. Ленина, 1975. - 106 с.

220. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1991.

221. Черепанова O.K. Личный творческо-исполнительский опыт основа совершенствования педагогического мастерства будущих учителей музыки / Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. Сб. науч. тр. -М.-Сургут, 1995. С. 160-163.

222. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1996. 184 с.

223. Шатова Г.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПИЦИГП, 1992.-64 с.

224. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. - 206 с.

225. Шкалы для анализа деятельности педагогов: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Кузьмина. Л.: ЛГУ им. Жданова, 1975. - 12 с.

226. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. -М.: Флинта, Наука, 1998. 336 с.

227. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. - 266 с.

228. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

229. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Виконт, 1994. - 104 с.

230. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие // В кн. Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. - С. 67-86.

231. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. М.: Знание, 1994.-№5.-С. 37-42.

232. Яковлева М.Н. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск, 1987.-68 с.

233. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества: Учебное пособие по спец. курсу. Челябинск: ЧГПИ, 1987. - 68 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.