Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв.: Конец X - начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Ильина, Ольга Петровна
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Ильина, Ольга Петровна
Введение
Глава I Ландшафтные и историко-генетические особенности расселения Горного Алтая
1.1. Орография и геоморфология региона
1.2. Ландшафтная характеристика территории
1.3. Историко-генетические основы расселения территории Горного Алтая
1.3.1. Заселение в "раннем" этапе (1П - YI вв. до н.э)
1.3.2. Расселение в "докочевом" этапе (YII в. до н.э. - X вв. н.э)
1.3.3. Расселение в "кочевом" этапе (вторая половина X - конец XYI вв.) '
•1.3.4. Расселение в "переходном к оседлости" этапе (начало
ХУЛ-конец XIX вв.) 1.3.5. Освоение Горного Алтая в "стационарном" этапе до 30-х годов XX века
1.4. Роль инфраструктуры в историко-культурном аспекте развития поселений
1.4.1. Речная сеть Горного Алтая
1.4.2. Дороги Горного Алтая
Выводы по первой главе
Глава II Эволюция историко-культурного развития, архитектурно-планировочного формирования жилища, хозяйственных построек, декоративно-прикладного искусства (2 -я половина X - конца XYI вв.)
2.1. Развитие культуры и искусства
2.1.1. Курганы и погребальные сооружения прошлых веков
2.1.2. Историко-генетические основы традиционного хозяйственного уклада. Типы хозяйственных построек. 2.2. Развитие и особенности усадьбы, жилища и интерьера.
2.2.1. От древнейшего жилища до кочевой юрты
2.2.2. Основы духовной культуры
2.2.3. От петроглифов к декоративно-прикладному искусству Горного Алтая. '
Выводы по второй главе
Глава ГО Особенности формирования зодчества народов Горного Алтая" (начало XYII - начало XX вв.)
3.1. Особенности архитектурно-планировочного развития поселений
1 . . !
3.2. Синтез зодчества народов Горного Алтая
3.1.1. Типы жилища
3.1.2. Культовые и общественные сооружения Выводы по третьей главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв.2002 год, кандидат архитектуры Старостина, Айталина Анисимовна
Архитектурно-планировочное освоение территории Тувы в XVIII - середине XX вв.2005 год, кандидат архитектуры Середкина, Елена Викторовна
Храмовое зодчество Юго-Западной Сибири XIХ - начала ХХ в. в контексте миссионерской деятельности Русской православной церкви2011 год, доктор искусствоведения Крейдун, Георгий Александрович
Традиционное народное жилище Подонья и Приазовья1999 год, кандидат архитектуры Лазарев, Александр Георгиевич
Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана: XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э.2011 год, кандидат архитектуры Феоктистова, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв.: Конец X - начало XX вв.»
Архитектура "коренных" жителей юга Западной Сибири, система расселения, формирование и развитие декоративно-прикладного искусства является малоисследованной областью в истории архитектуры. Имеющиеся материалы касаются, главным образом, периода освоения сибирских просторов русскими, пришедшими сюда в конце XYI- начале XYII вв.
Отсутствие планомерных археологических изысканий и раскопок не позволяют с достаточной ясностью представить эволюцию развития ранних цивилизаций юга Западной Сибири, в частности на территории Горного Алтая. Эволюцию поселений, развитие тиров жилища, хозяйственных построек и декоративно-прикладного искусства можно проследить, только начиная с эпохи средневековья.
1 Понятие "Горный Алтай" в научной литературе сложилась в связи с особенностями геологического строения Алтайской горной страны. Характерные элементы рельефа представляют собой расширенные участки — котловины, так называемые горные "степи": Теньгинская, Канская, Уймонская и др. Выше их, лежат Курайская и Чуйская степи. Сложные инженерно-геологические' условия территории повлияли на формирование своеобразной системы расселения, применение особых архитектурно-строительных приемов в создании материальных объектов, необходимых для жизнеобеспечения человека. Архитектурно-культурное наследие Горного Алтая сосредоточено на разных высотных поясах региона, обладающих немалыми специфическими особенностями рельефа, климатических условий и широким спектром разнообразия флоры и фауны. Инфраструктура, в состав которой, входят ценные объекты архитектурно-культурного наследия Горного Алтая, исторически тесно связана с эволюцией этноса.
Исследование архитектурно-культурного наследия Республики Алтай, построено на сопоставительном анализе культуры народов, населяющих территорию южной части Сибири, Якутии, Казахстана и Монголии, в европейской части - Калмыкии, исторически соприкасающихся с современными алтайцами, живущими на исследуемой территории. у Заселение территории Горного Алтая по гипотезе А.П. Окладникова происходило примерно 1,5 млн. лет тому назад. Основными "коридорами" проникновения человека на территорию Горного Алтая явились большие реки (Катунь, Бия) и их притоки. История развития народов Горного Алтая, эволюция жилища и других построек показывают, что человек издавна познает свойства окружающей среды и создает духовно-материальную культуру, отражающую уровень развития. Для народов, когда-то населявших территорию Горного Алтая и до современных, характерны, пять этапов развития общества, эволюционно мало связанных между собой на ранних стадиях существования. Эти исторические этапы делятся на следующие: "ранний" (III- YI вв. до н.э); "до кочевой" (YII в. до н.э. - X вв. н.э); "кочевой" - (вторая половина X - конец XYI вв.); "переходный к оседлости" - (начало XYII - конец XIX вв.); "стационарный" -(до 30-х годов XX в). На каждом этапе, мы сталкиваемся со своеобразной культурой общества, характеризующей его духовное и материальное развитие.* Изменение предметов быта, орудий труда и типов построек указывает на их эволюцию. В свою очередь трансформация предметного мира отражает
- - г-. мозаичность культурных достижений и состояние каждого нового уклада жизни.
Исследуя исторические этапы, отметим, что по первым трем этапам
•■ч »I •• • . . исторические и археологические материалы скудны, но, начиная со второй половины XIII века, эволюция, формирование, развитие искусства и архитектуры прослеживаются в достаточной мере. Период с X века до начала XX века представляет большой интерес, так как это время активного формирования и развития этноса, чему и посвящено данное исследование.
Этнические родоплеменные группы на территории Горного Алтая расселялись в разных ареалах: от благоприятных местностей предгорных частей до высокогорий с жесткими природными условиями. Развитие своеобразной этнической культуры народов Горного Алтая меняется поэтапно, каждый раз создавались новые ценности, опираясь на предыдущий опыт и мастерство.
Национальные традиции современных алтайцев - это зодчество, имеющее глубокие историко-генетические корни, отражающие мировоззрение, формирующееся в зависимости от политико-экономических формаций, миграций населения, изменения религиозного мышления, этических и эстетических норм поведения, начиная с древних времен.
Актуальность исследования обосновывают следующие положения:
- необходимость проведения анализа воздействия социоэкономических факторов на миграцию этноса, функциональное развитие и рост сети поселений Горного Алтая;
- выявление влияния ландшафтных особенностей на систему расселения и виды хозяйственной деятельности;
-отсутствие социоэкономического и исторического обоснования, повлиявшего на формирование и развитие поселений в исследуемом регионе;
-выявление особенностей архитектурно - планировочного решения жилой и хозяйственной зон алтайцев, взаимосвязи искусства этноса с культурой народов сопредельных государств, ценности сохранившегося архитектурно-культурного наследия.
Степень разработанности. . Исследования ученых составили теоретическую и практическую базу для проведения данной исследовательской работы. Это работы архитекторов Е.А. Ащепкова, В.М. Албаута, Д. Майдара, Д. Б. Пюрвеева, Т.К. Басенова, М.М. Мендикулова, К.К. Леонова; историков А.П. Окладникова, Г.П. Самаева, Н.М. Модорова, Ф.А. Сатлаева; археологов В.Д. Кубарева, М.П. Грязнова, В.И. Молодина, Д.В. Черемисина, Н.В. Полосьмак; этнографов Л.П. Потапова, С. В. Иванова, A.M. Тощаковой; искусствоведа В.И. Едокова и др. ь Ранние фиксации этнографических материалов по зодчеству алтайцев приведены в работах В.В. Радлова, миссионера В.И. Вербицкого, художника Г.И.
Чорос-Гуркина и др. За последние 10-15 лет, общий обзор жилища, хозяйственных построек и предметов интерьера выполнила этнограф В.П. Дьяконова. Искусствоведческий анализ декоративного искусства приводится в работах А.В. Едокова, Е.Э. Ямаевой и др.
Описания поселений отмечены в записках и исследованиях путешественников и участников научных экспедиций П.А.Чихачева, А.А. Бунге, К.Ф. Лебедура, П.В. Путинцева и др. Развитие планировочной структуры исторической части г. Горно-Алтайска зафиксировано в работе авторского коллектива под редакцией искусствоведа А.В. Едокова.
Несмотря на имеющийся научный материал по зодчеству алтайцев, и их ближайших этноисторических предков, обзор перечисленных работ ученых показывает, что архитектурно-культурное наследие народов Горного Алтая, в том числе алтайцев почти не изучено. ' Цель исследования.
Цель исследования заключается в выявлении этапов формирования культуры и искусства, архитектурно-культурного наследия в регионе, основных 9 типологических особенностей архитектурно-планировочной организации поселений, бытовых, культовых и др. построек, особенностей декоративно-прикладного искусства, сохранности ценных историко-архитектурных объектов. Главные задачи исследования.
- определение влияния природно-климатических особенностей на формирование селитебно-ландшафтных высотных поясов; " выявление корреляции ландшафтных особенностей с жилищами, хозяйственными постройками; ' - анализ развития архитектурно-культурной преемственности и этнического синтеза в развитии поселений, жилища алтайцев с монголо-тюркскими народами, праазиатскими этническими группами Саяно -Алтая, оседлыми народами;
- проведения анализа планировочных структур и архитектурно-пространственных композиций поселений, дифференциации интерьера по этническому признаку;
- выявление сакральных ареалов и культовых построек.
Для сравнительного анализа рассматриваются поселения, жилища тюркско-монгольских народов - ближайших этнических предков алтайцев на территории Монгольского Алтая, Восточного Казахстана, Тувы и частично Якутии, Калмыкии. Перечисленные регионы выбраны, исходя из общности исторического развития, этнической аналогии, сходных социально-экономических черт общества в исследуемый исторический период. Алтайцы (поздний исторический этноним) в ходе развития остались на территории современной Республики Алтай, в то же время другие этносы из названной территории мигрировали в различные географические широты Евразии. Это отразилось в укладе жизни, в решении архитектурно-планировочных приемов жилища, в организации природно-ландшафтных мест проживания, в способах возведения архитектурных объектов, в применении строительных материалов и объемно-пространственных композиций застройки поселений. ;
Объект исследования.
Объектом исследования являются ландшафт и поселения, усадьбы и жилища, хозяйственные и культовые постройки, декоративно-прикладное искусство, сакральные территории и сооружения. " Предмет исследования.
Историческое формирование и развитие систем расселения, эволюция жилых и хозяйственных типов построек, развитие хозяйственного уклада Горного Алтая, происходящих под влиянием этноисторических процессов.
Границы исследования. Географические границы исследуемой территории Республики Алтай охватывают юго-восточную часть Южной Сибири, ограниченную: - с севера Кемеровской областью и предгорной частью Алтайского края; с востока республиками Хакассией и Тывой; - с юга странами: Монголией, Китаем и частично Восточным Казахстаном; , - с запада Восточным Казахстаном и степными частями Алтайского края. Временные рамки исследования - конец X - начало XX вв., являются очень важным периодом формирования и развития культуры алтайцев. Методология и метод исследования.
Основой методологии является теория этноса, включающая вопросы и этнического происхождения алтайцев.
Разделение данной работы на отдельные виды культур народов Горного Алтая неприемлемо, т.к. зодчество всех народов охватывает составляющие духовной и материальной культуры, декоративного искусства, присущего именно определенному этносу. В этом аспекте понятие зодчества не представляет исключение и для алтайцев.
Сравнительно-исторический, типологический и системный анализы являются основой исследования, опирающиеся на исторические, этнографические, иконографические, археологические материалы, а также натурные обследования и г фотофиксации. <
Новизна работы и ожидаемый результат.
В диссертации впервые проводится подробное исследование эволюции историко-культурного наследия Республики Алтай, типологии построек (поселений, жилища и т.д.), определяются принципы архитектурно-планировочных организаций поселений и определение устойчивых во времени традиций в условиях этнической мозаичности народов Горного Алтая. Научно-практическая ценность данного исследования заключается в следующих положениях:
- результаты исследования относительно восполнят "белое пятно" в истории развития духовной и материальной культуры алтайцев, и могут быть применены в научных работах по истории и теории архитектуры ' Сибири; V 10
- материалы могут быть использованы в организации архитектурной среды в историческом аспекте (музеефикация, резервация площадей исторических ландшафтов, историческое жилье для проведения национальных обрядов, организация национальной кухни), зон рекреации и достопримечательностей поселений;
- сведения об архитектурных объектах могут быть использованы в реконструкции и реставрации памятников народного зодчества;
- материал можно использовать для составления методических
••• К I-'!".'-.' рекомендаций, учебных программ для разных" структурных звеньев народного образования по изучению культуры и искусства народов t ■ , Горного Алтая.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Формирование поселений и жилища в условиях горного Таджикистана: Традиции и современные проблемы2000 год, кандидат архитектуры Шерматов, Музафар Умурзакович
Архитектурно-планировочная эволюция поселений Северной части Кемеровской области во второй половине XVII - начале XX вв.2003 год, кандидат архитектуры Петерс, Елена Викторовна
Региональные особенности историко-архитектурного наследия степного Заволжья2000 год, доктор архитектуры Попова, Надежда Александровна
Материальная культура кубанского казачества: опыт исторической реконструкции (конец ХVIII – начало ХХ века)2010 год, доктор исторических наук Гангур, Наталья Александровна
Архитектура крестьянской усадьбы Псковской области конца 19 - середины 20 веков2002 год, кандидат архитектуры Ланцев, Виктор Васильевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Ильина, Ольга Петровна
Выводы по второй главе.
1Г Согласно историко-культурному анализу у алтайцев с древности существовали ' разновидности погребальных сооружений. Позднее к началу XX века в Горном Алтае сохранялись следующие типы погребальных сооружений: "каменные наброски", "надмогильные сооружения" и "воздушные захоронения". В типах выявленных культовых сооружениях отражаются этногенетические связи с кочевыми народами, переселившимися на другие географические широты Евразии. Сакрализация ландшафтных ареалов и их элементов (г. Белуха, р. : . Катунь, источники аржан суу, перевалы и др.), которая сохранилась до наших ' дней, издавна отражает этико-моральное отношение алтайцев к окружающей Г природной среде.
2. Хозяйственный уклад населения Горного Алтая связан с особенностями ландшафта, который отразился в создании следующих основных сооружений: I- -г 1 • . таскак», «кажан», «чеден» (загон для скота), сохранившиеся до настоящего времени.
3. Основные принципы архитектурно-пространственной организации среды проживания алтайцев в кочевых поселениях - это по родовой иерархии, Социальному сословию; по бережному природопользованию. Традиция
-Д . применения древнего жилища аила (юрты) алтайцев заключается в его функциональном (переработка кисломолочных продуктов, летняя кухня и т.д.) й сакральном значении (проведение обрядово-ритуальных обычаев во время свадьбы, в повседневной жизни и т.д.), а также в конструктивной особенности, мобильности, простоте и благоприятном объемно-планировочном решении.
4. На конструктивную форму кочевого жилища повлияло религиозное восприятие мироздания древних кочевых племен. Площадь аила (юрты) разделяется на основные зоны: сакральную, отдыха (мужская часть), бытовую (женская часть), очага. Аилы возводимые из дерева на летних и зимних урочищах являются стационарными. Войлочная юрта указывает на связь с историческими типами жилья. К XYII веку на территории Горного Алтая были распространены другие типы кочевого жилища (повозки). Кроме того, у алтайцев применялись многоугольные срубные аилы (4, 6, 8).
5. Жилище алтайцев, его интерьер и экстерьер украшали декоративной орнаментикой и предметами быта, отражающих этническую культуру народа.
6. В развитии историко-культурного наследия большую роль сыграло v ;: -1 декоративно-прикладное искусство, имеющее этногенетическую традицию со времени возникновения и развития Пазырыкской культуры. Интерес и внимание привлекают виды орнаментов: геометрический, зооморфный, . растительный, пейзажный, тотемный и др. Велика роль цвета в алтайской орнаментике, имеющее символическое значение (белый - чистота, красный — ядро земли и др.) Развитие декоративно-прикладного искусства Горного Алтая эволюционно связано с современными тюркско-монгольскими кочевыми народами.
ГЛава Ш Особенности формирования зодчества народов Горного Алтая" (начало XYII - начало XX вв.)
3.1. Особенности архитектурно-планировочного развития поселений. Присоединение Горного Алтая к России является одним из узловых моментов в истории алтайцев. Материальные свидетельства архитектурно-культурного наследия и духовной культуры говорят о значительном изменении в системе расселения. Это повлияло на трансформацию этнического состава населения. К тому же в результате постоянных межродовых противостояний, продолжительного положения "двоеданства" и др. причин уровень жизни населения Горного Алтая находилась в упадке. В связи, с чем между новым населением из переселенцев, обладающих активной жизненной позицией, высокой этнической культурой и населением алтайских отоков установились социальные взаимоотношения по принципу: "инородцы" (калмыки, татары и т.д.) колониальный этнос, - и русские титульный этнос. [5 9]
Наряду с этим переселенцы на территорию Горного Алтая привнесли новую этническую культуру оседлого народа, которая отразилась в развитии поселений, жилища и зодчестве алтайцев. Например, устойчивая ассимиляция наблюдается у северных этнических групп и частично южных алтайцев Усть-Коксинской и Канско-Онгудайской зон расселения. Об этом свидетельствует изменение топонимических названий поселений, урочищ и т.д. На территории Горного Алтая в сложившихся зонах расселения русские топонимические названия поселений (Огневка, Банное, Горбуновка, Хабаровка, Шебалино и т.д.) соседствуют с алтайской топонимикой поселений (Сугаш, Кайсын, Экинур, Кан-Оозы и т.д.).
В хозяйственном укладе северных алтайцев с приходом русских крестьян
1 тц , ) ' ■ : • изменился видовой состав домашних животных. Они стали содержать свиней, разводить кур, гусей и индеек и заниматься огородничеством. В земледельческой культуре появился пашенный способ выращивания посевов гречихи и пшеницы. Наряду с изменениями хозяйственного уклада кумандинцы, тубалары и челканцы занимаются традиционным звероловством, бортничеством и собирательством.[85] Планировочная структура поселений северных алтайцев существенно изменилась.
Она состояла из следующих зон: земледельческой, включающей пашенные л л (-;<>:
-ЧН' л- • ' . i 1 . наделы и огороды, селитебной, где размещались алтайские и русские усадьбы, пастбищной, где пасли домашний скот.
На территории Горного Алтая, где была наибольшая концентрация русских переселенцев, возникли смешанные по этническому составу русско-алтайские и алтайские оседлые поселения в урочищах, где "инородцы" принимали Христианскую веру, как миссионерские станы (с. Улалинское, Верхний Уймон, ;Чолушман и др.)[47]
В Центральной и южной части Горного Алтая, Канско-Онгудайской и Улаганско-Чуйской зонах расселения в дьюртах оседлые алтайцы, в том числе некрещенные строят первые стационарные жилища, заимствованные у переселенцев. На месте полукочевых дьюртов появляется селитебная зона со стационарным жильем и сопутствующими хозяйственными постройками для скота усадебного содержания. В таких поселениях проживали алтайцы, не подвергшиеся ассимиляции с русскими и ведущие традиционную хозяйственную деятельность, как отгонное скотоводство.
1 В ранее упомянутой Чуйской групповой системе расселения возникают поселения, такие как торгово-перевалочные базы (с. Шебалино, с. Хабаровка, с. Кош-Агач и др.) На изменение архитектурно-планировочной композиции поселений повлияло строительство Чуйского тракта. Застройка поселений развивались по новым типам планировки: линейном в один ряд, двухстороннем, кучево-упорядоченном и кучево-роевом. В поселениях, таких как торгово-перевалочные пункты формируется торгово-складская зона с удобными подъездами гужевому транспорту от Чуйского тракта и хозяйственная зона для содержания, закупленного скота. Также в таких поселениях (с. Кеньга, с. Ангудаево и др.) с оформившимися административными и др. функциями, где количество дворов превышала более 300, появляется торговая зона, где сосредотачиваются купеческие лавки, магазины и организуется ежегодный базар.
В поселениях, таких как миссионерские станы (с. Улала, с. Чемал и др.) селитебная зона состоит из дворов русских, крещеных алтайцев и некрещеных i * ' i ' • инородцев". В этих же поселениях возникает сакральная зона, где на самом удобном месте строятся культовые здания (церковь, монастырь и часовни). Применение принципа строительного зонирования (для каменных домов, для деревянных домов), распространенного при застройке поселений на равнинных территориях Сибири XYIII в., наблюдается в застройке (г. Горно-Алтайск, с.Майма) территории Горного Алтая. В селитебной зоне жилые дома церковных служителей и прихожан размещали отдельно. Неподалеку от сакральной зоны размещали торговую площадь, где проходили православные ярмарки. Из выше перечисленных поселений интенсивное градостроительное развитие имело поселение Улалинское (Горно-Алтайск): от «калмыцкого стойбища» постепенно образовался центр православия, просвещения и торговли и ремесленного производства в Горном "с j <« t. .
Алтае. [87]
Л О •• ■
• В регулярной застройке поселений преобладали приемы традиции древнерусского зодчества равнинных территорий России, т.к. доминирующая роль в возникновении жилых оседлых образований принадлежала русскому населению. Композиционное направление застройки для всех типов поселений диктовали наличие доступных дорог и рельефная ситуация местности. Как правило застройка поселения развивалась параллельно оси тракта, между рекой и трактом либо между рекой и горной грядой. В регулярной застройке поселений преобладали приемы древнерусского зодчества равнинных территорий России, тж.' доминирующая роль в возникновении жилых образований принадлежала русскому населению.
Особенность в организации скотоводческого хозяйства русских и русско-алтайских поселений в осуществлении промысловой охоты и проведении заготовительных компаний (валка строительного леса, сбор кедрового ореха и т.д.} заключалась в том, что строго соблюдали традиции и обычаи коренного населения, в которых заключен принцип бережного использования природных ресурсов с учетом порога самовосстановления. \, Таким образом, в исследуемый период времени процесс перехода алтайцев к оседлости завершен к 1914 году. Анализ формирования поселений показывает, что на территории Горного Алтая к началу XX вв. сложились следующие типы поселений: г " полуоседлые "дьюрты" по родовому признаку на юге, юге-востоке (от 7-10 : аилами, количество населения - от 32-64 чел); казахский аул (с. Жана Аул, Джазатор и др.) - распространенно в Чуйской . долине (4-5 юрт, 20-25 чел);
1 оседлые "дьюрты" (с. Келей, с. Боочы и др.) - (10-20 аилов, 60-100 чел.) оседлые "аилы" или "улус" (с. Курмач-Байгол, с. Майма-Чергачак и др.) преимущественно в северной и северо-западной части;
- миссионерские станы (с. Черный Ануй, с. Ангудаево и др.) состояли от 50-100 - дворов, включая близ расположенные аилы;
- торгово-закупочные селения (Кош-Агач, Мыюта и др.) от 20-50 дворов, где ' ' проживали 100-150 чел. ч 1 -ч: • ' •
J Миссионерские станы и торгово-перевалочные поселения в конце XIX века стали крупнее, более 200-300 дворов и приобретали административные, культурно-просветительские и культовые функции, тем самым становились узловыми поселениями в сети расселения. . j t
3.2. Синтез зодчества народов Горного Алтая 3.2.1. Типы жилища. .-.'Г '.! • ' .
В "переходный к оседлости" этап формирования поселений появились новые типы жилища и построек. Это демонстрируют сохранившиеся здания: жилые дома, торгово-складские помещения и культовые постройки. Традиции раннего зодчества Сибири и черты северорусского зодчества, а также западных частей России применяются "инородцами" в практике возведения стационарного жилья при организации оседлых поселений. Оседло-этническая культура, привнесенная первыми переселенцами, своеобразно синтезировалась с культурой некогда кочевых племен, составлявших население Горного Алтая ко времени присоединения к России. Анализ формирования архитектурно-планировочной структуры поселения показывает, что в них появились постройки с функциональным разнообразием. Тип жилища аил.
У алтайцев с переходом их к оседлости изменился быт и организация усадьбы. В новых усадьбах алтайцев со стационарным жильем возводят традиционное жилище аил. Планировочные принципы, заложенные древними кочевниками, этого жилища сохраняются вплоть до настоящего времени. Например, изготовление кисломолочных продуктов по древнейшему способу кочевников (копчение курута, закисление молока в летнее время и др.) до наших дней обусловили сохранение многоугольного аила в планировочной структуре усадьбы. К тому же идеологические ориентации шаманского верования и влияние шаманизма обусловили сохранение культовых и религиозных обрядов у южных алтайцев (преимущественно в Усть-Канском, Улаганском, Онгудайском и Кош-Агачском районе), для проведения которых необходим "живой" огонь в очаге.
Сохранившиеся свадебные обряды по сей день, проводятся в аиле. У южных л ' . • •• алтайцев, кроме теленгитов Кош-Агачского района свадебные церемонии,
• ■• • • приведенные В.П. Дьяконовой, проводят в шестиугольном брусчатом аиле, который возводят из нового материала. [30] Теленгиты (ныне алтайцы, проживающие по Чуйской долине) традиционные свадебные церемонии проводят
• . в аланчике", коническом аиле, сооружаемом на время свадьбы;
По данным переписи 1887 года доля стационарного жилья составляет около 12 %, оно было построено в северной части Горного Алтая в таежных районах. К 1908 году удельный вес изб и домов составил 18,5%, а доля юрт снижается до 81,5%. К
• тому же, среди последних стали преобладать многоугольные срубные аилы, а удельный вес войлочных юрт составил лишь 4%. [23] Выявленные типы жилища являются стационарными:
Тип жилища бревенчатый дом.
Этот дом в плане имел прямоугольную форму размером 5x6 м. Имелась двухскатная кровля крытая корой лиственницы или березовым горбылем. В интерьере дома был земляной пол, зимой обогревались печкой- жестянкой. Этот ■тип жилища, строили в местах оседлых поселений в дьюртах Канско-Онгудайской и Турочакско-Чойской зоне расселения и в долине Чолушмана Улаганско-чуйской зоны расселения территории Горного Алтая. В усадьбе южного алтайца рядом с бревенчатым домом обязательно сооружали аил конической формы позже шести или четырехугольные бревенчатые юрты и загоны для скота "чеден". ; .5 Тип жилища саманный дом, является распространенным у теленгитов и казахов в Чуйской степи. Саманный дом имел плоскую кровлю. Конструктивное решение жилья продиктовано ландшафтно-природными условиями. В плане дом имел размеры 6x5 м высота 1,7 см. В Улаганско-Чуйской зоне расселения в Кош-Агачском районе лесные ресурсы почти отсутствуют, поэтому применение глины в строительстве жилища было повсеместно. Следует отметить, что глина, которую применяли для строительства, обладает высокой водонепроницаемостью. Аналогичный дом в Чуйской долине Киргизии и в степной зоне Восточного Казахстана называют "мазанка". Тип жилища "мазанка" широко применяли в казацких станицах, поселениях Семипалатинской области.
Тип жилища миссионерский дом. Основатель Алтайской Духовной миссии отец Макарий в деревне Найминское (с. Майма) Бийского уезда в ноябре 1831 году в своем письме великому русскому князю О.В. Голицыну писал, что "в од!ном покое нашего дома помещена походная церковь Миссии, в которой и божественная служба по временам совершается". Документальным свидетельством миссионерского дома является сохранившийся среди бумаг Строительного управления Алтайского округа [63] чертеж фасада и плана, где в плане длина здания составляет 25 м, а ширина 5,5 м. ,,В отчете от 12 августа 1834 на Томскую кафедру отец Макарий года сообщал о своем доме следующее: "дом сосновый, имеющий 13 сажень в длине и 2,5 в поперечнике, в котором под одною кровлею находятся горница длиною в 12 аршин с половиной для открытого в походной церкви богослужения, приемная зала с келией для меня и с кладовой, и поварня с келией". Позднее о существовании первого миссионерского дома писал в своих записках путешественник Путинцев в 1891 и 1905 годах.
Подобное жилище, где совмещали культовую и жилую функции, было построено в поселении Улалинскоё (г. Горно-Алтайск) недалеко от Миссионерской площади. Планировочная структура такого дома состояла из жилого, складского, хозяйственного и культового помещений. В культовое помещение был устроен сквозной коридор с южного и северного фасадов. В жилую и складско-хозяйственную части дома вход осуществляли также через сквозной коридор. Помещения дома, кроме складского помещения обогревались отдельной печью.
Тип жилища дом-пятистенник. . Традиции раннего зодчества Сибири и черты северорусского зодчества, а также западных частей России применяются "инородцами" в практике возведения стационарного жилья при организации оседлых поселений.
• Тип жилища дом-пятистенник распространили старообрядцы, первые
J f,- f vv~, * нелегальные заселенцы. Архитектура дома представляет типичный пример сибирских старожильческих домов. Пример такой постройки часто встречаются в
I . t; i>;; -наши дни в с.Чендек и на заимках староверов. Старообрядцы в поселении свою усадьбу устраивали отдельно от "мирских" селян. На заимке старообрядцы охотились, занимались пчеловодством и содержали до двух тысяч улей. Рядом с заимками обрабатывали пашни. Заимки, как правило располагали далеко от деревень.[28] Изба в плане имеет прямоугольную форму, сложена из 14 венцов диаметром до 30 см., соединенных с остатком, сруб завершен самцовым фронтоном. Над u'-iu- •; • • -j срубной частью крыша двухскатная, а пристроенные сени имеют односкатную крышу. Тесовая кровля уложена на "слеги" (горизонтальные бревна), концы которых врублены в самцовые поперечные бревна фронтона, на восточном фронтоне устроен вход на чердак. По длинной стороне южного фасада обычно устраиваются парные окна, наличники которых оформлены без резьбы. Ставни имеют. простую конструкцию, одностворчатые. Размеры дома 5x7,6 м. Планировка дома состоит из двух помещений — кухни и горницы. Печь традиционно расположена слева от входа в кухню. Достоинства такой печи было в том, что в ней пропекали хлеб. Русскую печь переняли алтайцы и устраивали в своих домах.
• у ; Тип жилища дом-шестистенник. Архитектурно-пространственное решение дома представляет в плане прямоугольное здание с габаритами 8,8x7,2 м. Одноэтажный, рубленый дом в "обло", объем имеет прямоугольную форму крестового сруба. Кровля дома выполнена в четыре ската со слуховым окном со стороны дворового фасада. С дворцового фасада по всей длине пристроены холодные сени (8,8x2,5м.) с односкатной крышей. Входная часть дома представляет собой деревянное крыльцо с двухскатной кровлей, где фронтон зашит досками. Ажурный декор фриза по трем сторонам сруба оформлен растительным и геометрическим мотивом русского орнамента. Изба разделялась двумя капитальными стенами на четыре равные помещения: кухню и три горницы. В этих "крестовых" избах высокие парные окна устраивали со стороны трех фасадов, кроме дворцового. В архитектуре подобных домов, как правило соединялись приемы сибирского зодчества старожильческой деревни с традициями городской народной архитектуры.
Ажурная резьба из геометрического и растительного мотивов русского f :. 4 орнамента украшали калитки и ворота старожильческих усадеб переселенцев, гармонично вписываясь в живописное природное окружение горных долин. В усадьбе хозяйственные постройки размещали отдельно. •! ' В некоторые подобные дома строили с цокольным этажом, тогда на первом
• \ • этаже устраивали балконы. Крытый коридор от холодных сеней соединял "крестовую" избу с хозяйственными постройками: притонами, телятниками, овинами. В организации усадьбы переселенцев хозяйственные постройки были лаконично и просто приспособлены для ведения домашнего комплексного хозяйства. В состав хозяйственных помещений также входили: высокий сеновал,
• •/Л ; I ' * . дровяник, хлев для содержания свиней и курятник. Погреб для хранения продуктов (овощи, соления, заготовки, мясо и др.) устраивали под крытым коридором, соединяющим избу с хозпостройками.
Также появляются у алтайцев и казахов, проживающих в Усть-Канском районе жилище типа "крестовый дом", только увеличенный или уменьшенный в традиционном размере дома. Например, такие дома с выше описанными фрагментами народного зодчества сохранились в г. Горно-Алтайске, с. Усть-Кокса, с. Белый Ануй и др.
Отметим, что типы жилищ "пятистенник" и "дом-шестистенник" имели ~. « широкое применение у северных и центральных алтайцев при переходе к оседлости. Тип жилища купеческий дом с лавкой. ' С развитием торговли с купцами в поселениях Горного Алтая появилась купеческая усадьба. Примером этому может быть дом купца Бодунова в поселении Улала (Горно-Алтайск). Характер конструктивного решения, декора, композиционное решение позволяют отнести эту купеческую усадьбу к v. v г « •>; немногочисленным примерам каменного зодчества в русском стиле начала XX века с влиянием комплексной коммерческой застройки сибирских городов.
Здание расположено на углу квартала Миссионерской площади поселения Улалы и выходит южным фасадом на красную линию застройки и восточным фасадом на подъездную часть площади (ныне пересечение улиц Э.Палкина и Ленинской). Размещаясь на пересечении улиц, здание завершает композицию ч.\ •;• • •. исторической застройки, состоящей из оставшихся фрагментов зданий Спасского Храмового комплекса, кирпичной лавки купца Хакина и алтайского купца М.М. Т,обокова.[87]
Въезд на усадьбу купца Бодунова осуществлялся со стороны восточного фасада, где находились складские каменные сараи, соединенные крытыми 'v. Г. проходами с домом. Вход в усадьбу устроен со стороны южного фасада через массивные каменные ворота с арочным перекрытием и через боковые проходы с полуарочным перекрытием с коваными калитками. Вход в торговое помещение Представлял собой крыльцо с арочным перекрытием. Главная жилая часть дома имеет четырехскатную кровлю с жестяным покрытием.
Функциональное назначение этой усадьбы купца носил многопрофильный характер. Застройка усадьбы, кроме вышеназванных состояла из небольшого
•Щ. ' домика для наемных крестьян, хозяйственных построек для скота и птицы, бани и добротного погреба под сараем для хранения закупленного мяса. Ныне в доме купца Бодунова располагается Горно-Алтайская филармония. Примером влияния кирпичного стиля Сибири в развитии зодчества "инородцев" (алтайцев) является лавка алтайского купца М.М. Тобокова в г. Горно-Алтайске (ныне размещается магазин). Здание прямоугольное в плане с богато оформленным входом главного фасада и карнизом. Окна дома имеют лучковое завершение, рельефная кирпичная кладка наличников то же имеет лучковую форму. v" Архитектурный образ деревянного купеческого дома с лавкой применяли в строительстве жилого дома и алтайские купцы Горного Алтая. Это жилые деревянные двухэтажные дома в стиле народного зодчества конца XIX - начала XX века деревянной массовой архитектуры (дом бая Аргымая Кульджина в с.
-.г г. •
Ело). В архитектурно-пространственном отношении дом представлял собой в плане прямоугольное здание (10x12 м) с выступающим объемом наружной крытой лестницы, устроенной к двери на второй этаж. Наружная лестница была
К fV'.;1 > 'Vv устроена по принципу крылец старожильческого дома-клети раннего Сибирского зодчества.
Деревянный декор наличников и ставен был выполнен с орнаментом растительного мотива. Парные окна первого и второго этажа здания выходили на южный, западный и восточный фасады. Четырехскатная крыша имела покрытие из строганых досок. Периметр выступающей части карниза декорирован пропильно-накладной и токарной резьбой. При реконструкции дома Аргымая декорированные архитектурные элементы утрачены. ' Тип жилища двухэтажный дом. В селе Каракол Усть-Канского района в традициях с элементами прибалтийского народного зодчества построили жилые двухэтажные дома. Следует сказать, что село Каракол ранее Барангол основали "ковинские еретики", изгнанные с мест их проживаний в Западной Европе, Прибалтике по причине непринятия порядков католической церкви. В поисках свободных земель для проживания изгнанники достигли земель Горного Алтая. Размер зданий в плане 15x18 м, высота этажа 2,7 м. Позднее эти дома были национализированы большевиками и переданы местным властям для организации школы. Один дом перевезен в райцентр с. Усть-Кан и передан под здание районной библиотеки, которая располагается и ныне. [36]
Итак, синтез народного зодчества Сибири и традиции применения кочевого типа жилища своеобразно отразились в эволюции поселений. За переходный период в эволюции традиционного жилища, применяемого в течение тысячелетий на территории Горного Алтая, произошли изменения в конструктивном плане, архитектурно-планировочных приемах организации жилища. Этому способствовали исторические предпосылки: миссионерская деятельность, строительство Чуйского тракта, окончательный переход алтайцев к оседлости, интенсивное градостроительное развитие поселений.
Выявленные типы стационарного жилища в переходный этап эволюции поселений представляют следующие типы:
- бревенчатый дом, крытый берестой или корой лиственницы - северные алтайцы; р саманный дом, является распространенным у теленгитов и казахов в Чуйской степи; ! !i - миссионерский дом;
- дом-пятистенник старообрядцев представлял собой типичный пример сибирских старожильческих домов; ■ • - дом-шестистенник зажиточного крестьянина, как правило в архитектуре применяются традиции зодчества старожильческих ' домов с элементами городской народной архитектуры;
- купеческий дом с лавкой, где совмещение коммерческой и жилой функции отражалось на композиционном решении функциональных элементов (вход в торговую лавку, жилую часть, ворота и т.д.) фасада в зависимости ситуации участка застройки и композиционного элемента привязки; - двухэтажный дом с элементами Прибалтийского зодчества.
У-. •• ,
••••'. . . «
3.2.2. Культовые и общественные сооружения. « Осваивая Сибирь, русские строили остроги и крепости (на приграничной территории Горного Алтая Бикатунская крепость в г. Бийске, ныне размещается завод вино водочных изделий), возводят церкви монастыри, часовни и церковно г - ■ • ^ м • ifi приходские школы.[ 103]
Культовые и общественные постройки культурно-просветительского назначения на территории Горного Алтая неотделимы за исследуемый период, но в объемно-планировочном решении культовых построек наблюдается функциональная дифференциация. В планы Алтайской духовной миссии на Горном Алтае входила цель не только обращение "калмыков шаманского суеверия" в Веру Христову, а также обучение их русской грамоте.
- Большое значение придавалось "христианизации" "инородцев", поэтому к 1860 году в волостном центре Улале было четыре общественных здания, одиннадцать домов Алтайской духовной миссии.[47] Культовые и общественные постройки культурно-просветительского назначения на территории Горного Алтая в исследуемый период представляют собой комплексную, ансамблевую застройку. В планы Алтайской духовной миссии на Горном Алтае входила цель нё только обращение "калмыков шаманского суеверия" в Веру Христову, а также обучение их русской грамоте. Активно возводились деревянные и каменные храмы, монастыри и часовни.
Каменный тип церкви был построен в поселении Найминское (Майма-Чергачак, Майма) "Духосошественский храм". Об этом свидетельствуют записки путешественника Путинцева 1891г.[22] Остатки этого каменного храма ныне находятся на правом берегу реки Маймы в более чем ста метрах от Найминского (Майминского) стана, где расположились жилые дома западной части современного поселения Майма. Архитектурный облик здания невозможно установить т.к. утрачены архивные документы Алтайской Духовной Миссии в 1920 году.
Здания женской церковно-приходской школы Спасского храмового комплекса были построены в каменном стиле. В настоящее время сохранились лишь фрагменты декора окон. Следует отметить, что застройка Миссионерской площади поселения Улала, состоявшая из архитектурного ансамбля Спасского православного комплекса и купеческих домов с лавками придавала поселению
• < i - •■ : образ раннего уездного городка Сибири. 'j >»-; -.
Деревянный тип церкви представляют храмы "Всемилостивого Спаса"
• V -1 V • позднее переименованных в Спасскую церковь) в поселениях Улала (г. Горно
• V;. -
Алтайск) и Ангудаево (с. Онгудай). Внешний облик ансамбля в Улала был создан v t 'i в русском стиле деревянного зодчества Сибири второй половины XIX — начала зЪс вв. с лаконичным декором и монументальными формами объемно-планировочного решения, отличаясь выразительным силуэтом и гармоничностью пропорций. Храм венчали два купола. Архитектурный ансамбль Спасского a i 11 ■■ • •*• *
Vviiv- храмового комплекса представлял единую композицию здания церкви, часовни и церковно-приходской школы на Миссионерской площади поселения. До полной утраты здания Спасской церкви архитектурный облик здания меняли в 1920 г., позднее церковь разрушили. Отметим, что в конце XIX на Миссионерской площади было построено общественное здание, где на первом этаже располагался детский приют, а на втором был стационар на 20 коек. За больными в стационаре ухаживали монашки из Никольского монастыря. Впоследствии в этом здании в 30-х годах XX века была размещена Ойротская областная больница. В 1908г. с. Ангудаево (с. Онгудай) архитектурный ансамбль представлял собой целостную композицию из трех зданий: деревянная церковь, поповский дом и монастырь на Миссионерской площади поселения. Предположительно, архитектурный облик здания церкви был выполнен в стиле раннего деревянного зодчества. Небольшое здание монастыря, в котором первые годы Советской
• » •'» I* власти размещали штаб красноармейцев, ныне реконструировано и действует Онгудайская церковь. В поповском доме размещается районная аптека. Объемно-планировочная структура Ангудаевской (Онгудайской) церкви утрачена полностью.
1 • ? . . В селе Усть-Мута также строится деревянная церковь, размер здания 12x10 m.vV Впоследствии это здание церкви реконструировали в жилой дом. По v-Я •. •. свидетельству сельчан на стенах этой церкви сохранились иконописная роспись. В настоящее время это здание церкви используется как жилой дом, в котором проживает местный житель Балушкин А.И.
Монастыри были построены в поселениях Горного Алтая, предположительно, первоначальный архитектурный облик этих культовых зданий имел типичный вид ранних монастырей Сибири. В конце XIX века строят в миссионерском стане Ангудево (ныне Онгудай) монастырь и поповский дом, в котором в настоящее время размещена районная аптека. Небольшой монастырь построили в миссионерском стане Челушман, Чемал и др.
Погребальные сооружения. В период интенсивного распространения Православной веры у "калмыков" существенно изменились погребения. В долине Чолушмана надмогильное сооружение теленгитов увенчивалась православным крестом, хотя устройство погребения и обряды полностью сохраняли черты древнетюркского кургана. Отметим, что принципы древнетюркского погребального сооружения сохранились в окрестностях Благовещенского монастыря в Чулышманской долине.
- . Таким образом, в переходный этап эволюции поселений выявлены культовые сооружения, которые совмещали образовательные и культурно-просветительские ^ функции.
Общественное здание. Больница Алтайской Духовной миссии в поселении Улала. Отметим, что это здание было построено в конце XIX на Миссионерской площади, где на первом этаже располагался детский приют, а на втором был стационар на 20 коек. За больными в стационаре ухаживали монашки из i (У ', ,. •••••'
Никольского монастыря. Впоследствии в этом здании в 30-х годах XX века размещена Ойротская областная больница.[87] В архитектурном облике этого
-1,- • * здания преобладали элементы массового деревянного городского зодчества Сибири второй половины XIX века. К сожалению, за длительное время ч -.) L . :•:. эксплуатации здание претерпела многочисленные реконструкции в объемно* планировочном аспекте и декора. Поэтому реконструкция первоначального архитектурного облика представляется невозможной. Ныне в здании больницы Алтайской Духовной миссии размещается Республиканский кожно-венерологический диспансер, к тому же как архитектурный памятник конца XIX века находится в плачевном состоянии.
В начале стационарного этапа 20-е годы XX века на территории Горного Алтая началась ликвидация массовой неграмотности, восстановление и развитие разрушенного хозяйства в годы гражданской войны, вместе с тем развернулось массовое строительство жилья, общественных зданий и перестройка зданий i••!! • ; 1 s :.•*•• • *i г;' : ' ■■ ■ культового назначения в здания административного назначения. Появляются новые типы общественных зданий.
Культовые здания, построенные в переходный этап развития, утратили свои функции в "стационарном" этапе. До строительства общественных зданий церкви, > монастыри и др. были реконструированы в здания различного общественного назначения. Например, в ранее упомянутом доме бая Аргымая Кульджина
• i! : ••' разместили школу для поселений Ело, Кеньга (Теньга) и др. Позднее в г. Ойрот-Тура к зданию женской церковно-приходской школы надстроили второй этаж из дерева. В связи, с чем первоначальное планировочное решение здания утрачено полностью.
В поселениях (г. Ойрот-Тура, с. Майма и др.) в архитектурно-пространственной композиции застройки появляются двухэтажные здания. По
• • ' • Ч ' . ранее заложенному принципу строительного зонирования (каменные и деревянные постройки размещаются отдельно) ведется регулярная застройка поселений, о чем свидетельствует историческая часть (ул. Социалистическая, ул. Ленина) г. Горно-Алтайска, где сохранились группа зданий с элементами к каменного сибирского зодчества. j Здания, построенные купечеством в традиционном стиле народного зодчества Сибири в поселениях, перестраиваются или сносятся как объекты буржуазного строительства. Например, в национализированных купеческих домах размещаются штабы красноармейских отрядов. До настоящего времени в таких зданиях сохранились лишь отдельные фрагменты экстерьера с элементами Сибирского зодчества. По эскизу самобытного художника М. Чевалкова строится общественное здание в г. Ойрот-Тура Дом Ленина в декоре, которого присутствуют вырезные петроглифы тюркского времени на пропильных плоскостях, на месте стыковки брёвен. Строганые бревна стен были окрашены в зеленый цвет, кровля из строганого теса выкрашена суриком. Идейное содержание Октябрьской 122 »•• • г ч, « » ■ • • f -■ революции в облике Дома Ленина было выражено в оформлении крыши, где соорудили модель мавзолея Ленина в Москве.
Планировка здания состояла из помещений на первом этаже фойе для выставок и зрительный зал со сценой, на втором этаже располагали библиотеку и рабочие комнаты кружков художественной самодеятельности. Здание построили на месте разрушенной каменной часовенки на бывшей Советской улице (ныне Э. Палкина). Впоследствии это здание полностью уничтожено пожаром в 1932 г. . Здание национального драматического театра в г. Ойрот-Тура в 1924 году явилось примечательным событием в развитии архитектуры. Особенностью ^ архитектуры этого здания представляют композиции растительного, зооморфического и геометрического мотивов на карнизе, капителях, окнах. Отметим, что в композиции декора рельефная пятиконечная звезда свидетельствует о идеологическом влиянии политики нового Советского государства. Выступающий объем тамбурной части прямоугольного здания выполнен в стиле среднеазиатской архитектуры, где арочные перекрытия опираются на колонны.
В поселении Ойрот-Тура, где интенсивно растет число жителей, застройка I " одноэтажными домами стало неэкономичной и создались проблемы обеспечения питьевой водой и электроснабжением, также городского транспорта вместе с тем * транспортной сети, обеспечивающей передвижение людей по городу.
J !l Традиционное жилище алтайцев как аил (юрта) на первых порах остается г основным видов жилища у животноводов. Преимущественные достоинства по применению традиционного жилища - аила (юрты) заключаются в приспособлении архитектурно-планировочного объема без проведения реконструкции его частей, что позволяет применять для различных функций в первые годы Советской власти восстановления народного хозяйства и восполнить дефицит других типов зданий на Горном Алтае. V Массовый переход населения в административных центрах и селах, образованных и совхозов Горного Алтая в 20-30 годы XX века, обусловили развития стационарных типов жилища. Чтобы обеспечить интенсивный переход алтайцев к оседлости строят дома типа барак. Примеры которых сохранились в селе Ело, Шиба и др. Архитектурно-планировочное решение этих домов представляет собой прямоугольное здание в плане 7х 21 м., разделенных капитальными стенами через 3 м, полезная площадь одного жилого помещения составляла 19,5 кв.м. Парные окна в стиле старожильческих домов выходили на v.';: Ki'. • ' • ■ восточный фасад. К входной части здания пристроены холодные сени, шириной 2,5 м. с односкатной кровлей. Двухскатная крыша имела тесовое покрытие. До широкого строительства стационарных форм жилища, общественных ^ зданий, домов животноводов или специалистов, войлочные юрты и многоугольные бревенчатые аилы, и конические аилы служили для организации ликпунктами по ликвидации безграмотности, медпунктом. Юрты-передвижки были организованы для просвещения населения и осуществления национальной политики партии. В таких юртах-передвижках организовывали курсы по домоводству и демонстрировали кинокартины, организовывали библиотеки, красные уголки по пропаганде Советской политики. f ;, Благодаря достоинствам как мобильность и быстрая сборка, малая сметная стоимость архитектурного объекта, аил (юрта) в период советизации населения сыграла огромную роль. В связи с коллективизацией отгонно-пастбищное 11 животноводство постепенно переходит к стойлово-пастбищному содержанию. С середины 30 - ых годов XX века начинается новый этап в развитии архитектуры на территории Горного Алтая. ' Выводы по третьей главе. 1 i. Хозяйственный уклад жизни алтайцев изменился в связи с переходом к sVr >.-р. ■ / • ■ оседлости: от кочевого перешли к отгонно-пастбищному скотоводству. В j-ifV'H rr ! •: планировочной структуре "отока" появились осенние (куску) и весенние (дьяскы) пастбища (одор).
1 v .
2. Возникли новые типы жилищ и изменилась организация усадьбы.
Алтайцы строят усадьбы старожильческого типа, применяя традиционные типы j • '• •'. хозяйственных построек, как "кажаа", "чеден" и "таская", также строят новые -это "амбары" в стиле северорусского народного зодчества, "черные бани" и "усадебные стайки". В связи с "христианизацией" алтайцев в Горном Алтае возникли культовые постройки: каменный и деревянный тип церквей, монастыри, в то же время сохранялись традиции сакрального почитания природы, а < : 5. В архитектурно-пространственных композициях поселений XYII-XIX вв. представлены следующие стили: раннее зодчество старожильческой Сибири, каменное зодчество сибирских городов, северорусская деревянная архитектура, элементы зодчества Прибалтики, среднеазиатский, традиционный кочевой (казахский, монгольский, алтайский) архитектуры.
Застройка поселений развивалась по новым типам планировки: линейном в один ряд, двухстороннем, упорядочений - групповом и роево - групповом. Планировочные принципы регулярной застройки поселений, заложенные переселенцами, явились основным композиционным замыслом в дальнейшем развитии системы расселения в годы коллективизации.
Заключение. - I , ••.
I. ' На основе парадигмы формирования исторической системы расселения на территории Горного Алтая, связанной с процессами миграции народа и тщательного анализа определено, что развитие поселений происходило по нескольким историческим этапам в связи с особенностями ландшафта, культурой народа и его традициями. В исследовании исторические этапы - "кочевой" (вторая половина Х1П - конец XYI вв.), "переходный к оседлости" (начало ХУЛ
•V , ' ' середины XYIII вв.) и "стационарный" (начало XX в.) являются наиболее важными, в которых достаточно четко отразились взаимовлияния культур народов, обитавших на этой территории, образовавших гармоничный симбиоз, синкретность в развитии искусства и зодчества.
2.' Особо важным является формирование системы расселения Горного Алтая к началу XYII века, сложившемся из ареалов алтайских "отоков": северных алтайцев (кумандинцы, тубалары, челканцы) в Бие Телецком бассейне, южных алтайцев (алтай кижи) в центральной части Горного Алтая и алтынкольских теленгитов и казахов на южном побережье Телецкого озера (Алтын-Кель) и в Курайской, Чуйской степях. и.рпределено, что архитектурно-планировочная структура территории "отоков", состоящая из зон: хозяйственной (зимник-кышту, летник-дьяйлу), селитебной (зимние и летние поселения - дьюрты) и сакральной, сложилась на протяжении веков с учетом специфики кочевого скотоводства. Отметим, что принцип планировки "отока" применяли калмыки, монголы др. Архитектурно-планировочная организация поселений осуществлялась по принципу родоплеменной иерархии и социального сословия.
А !•
Сеть поселений отоков представляли "дьюрты", состоящие из групп: - 5-6 аилов состоятельной части родов (сеоков), в которых проживало 5-6 семей с составом 7-8 человек зимний период; -2-3 аила летних кочевий, где проживали пастухи и скотоводы, 2-3 аила бедного сословия, в которых теснились 2-3 семьи с составом 4-5 человек. 0 i Согласно историко-культурному анализу у алтайцев с древности \ ' -Г ' •'' • • существовали четыре типа погребальных сооружений: каменный ящик, погребальное ложе, лиственничная колода-саркофаг и курганный сруб. Позднее к ч < •• • • началу XX века в Горном Алтае сохранялись следующие типы погребальных сооружений: "каменные наброски", "надмогильные сооружения" и "воздушные захоронения". Выявленные культовые сооружения: "чакы" - коновязь имеет сакрально-хозяйственное значение, как у якутов "сэргээ", а "жертвенник", "обо-таш" и "тагыл" использовали для ритуально-обрядовых целей согласно канонам шаманского верования и ламаизма. Сакрализация ландшафтных ареалов и их элементов (г. Белуха, р. Катунь, источники аржан суу, перевалы и др.), которая сохранилась до наших дней, издавна отражает этико-моральное отношение алтайцев к окружающей природной среде.
3. В исследовании сформулированы основные принципы архитектурноt пространственной организации среды проживания алтайцев с XIII до 30 —х годов XX. вв.: по' родовой иерархии, социальному сословию; по бережному природопользованию и регулярной застройке. vep ; Традиция применения древнего жилища аила (юрты) алтайцев заключается в его функциональном (переработка кисломолочных продуктов, летняя кухня и т.д.) и сакральном значении (проведение обрядово-ритуальных обычаев во время свадьбы, в повседневной жизни и т.д.), а также в конструктивной особенности, мобильности, простоте и благоприятном объемно-планировочном решении.
4. Особую роль в развитии историко-культурного - наследия сыграло декоративно-прикладное искусство, имеющее историко-генетическую преемственность со времени возникновения и развития Пазырыкской культуры. Отметим, что алтайский орнамент наглядно показывает историческую корреляцию с монгольским, казахским и др. орнаментами кочевых народов. 1
•.V Ч- • '■
Анализ декоративно-прикладного искусства Горного Алтая показывает, что алтайский орнамент имеет классические мотивы: геометрический, растительный, зооморфный, символический, символический и тотемный. Различные композиции мотивов орнамента применяются в декоре интерьерных предметов, оформлении экстерьера войлочной юрты и т.д., сохранившиеся до настоящего времени.
5; ь Присоединение Горного Алтая к России изменило уклад жизни алтайцев, которые от кочевого скотоводства перешли к отгонно-пастбищному. Поэтому в планировочной структуре "отока" появились осенние (куску) и весенние (дьяскы) пастбища (одор). Переселенцы сыграли большую роль в организации поселений, усадьбы и жилища. В этот период возникают новые типы жилых и хозяйственных построек с функциональным разнообразием. Алтайцы строят усадьбы старожильческого типа, применяя традиционные типы хозяйственных построек, как "кажаа", "чеден" и "таскак", также строят новые - это "амбары" в стиле северорусского народного зодчества, "черные бани" и "усадебные стайки".
Ведение домашнего комплексного хозяйства у северных алтайцев, позже в южной центральной части Горного Алтая, и переход к отгонному животноводству обусловили постепенный переход к оседлости. В это же время возникли новые типы поселений: оседлые - казахский аул, "аил" (северных этнических групп) и дьюрт" (южных алтайцев), миссионерские станы, торгово-закупочные базы. На резкий рост оседлых поселений повлияло строительство Чуйского тракта.
Застройка поселений развивалась по новым типам планировки: линейном в один t ряд, двухстороннем, упорядочение - групповом и роево - групповом. . Наряду с использованием традиционного жилища аила и юрты у алтайцев и казахов появляются стационарные типы жилья: бревенчатый дом, саманный дом, пятистенник, дом-шестистенник и купеческий дом с лавкой. Планировочные принципы регулярной застройки поселений, заложенные переселенцами, явились основным композиционным замыслом в дальнейшем развитии системы расселения в годы коллективизации. «.
6, ' В связи с "христианизацией" алтайцев в Горном Алтае возникли культовые постройки: каменный и деревянный тип церквей, монастыри, в то же ш время сохранялись традиции сакрального почитания природы.
В архитектурно-пространственных композициях поселений XYII-XIX вв. представлены следующие стили: раннее зодчество старожильческой Сибири, У.:;'! каменное зодчество сибирских городов, северорусская деревянная архитектура, элементы зодчества Прибалтики, среднеазиатский, традиционный кочевой (казахский, монгольский, алтайский). К сожалению, многие ценные произведения народного зодчества утрачены, что выявлено в исследовании.
Историко-культурное и архитектурное наследие, декоративно-прикладное искусство является ярким и самобытным явлением в истории развития Горного
•V/ i i
Алтая, недостаточно изученным до настоящего времени.
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Ильина, Ольга Петровна, 2003 год
1. Албаут В.М. Особенности ландшафтной архитектуры в условиях Сибири Н-ск.: НИСИ 1989-78с.2/ Алексеев А.ГТ. Палеоантропология Алтае-Саянского нагорья эпохи неолита и бронзы. Труды Инситута этнографии т.59 М.: изд. Сиветская этнография 1961-468с.
2. Алтайский героический эпос Маадай-Кара Г-Алт. Отд. Алт. Книжн.изд., 1979-268с.
3. Алтай Всемирное наследие Г-Алт.: изд.Г-Алт.Гос.Ун-т 1999-66с.
4. Алтайско-Томская часть Сибири по данным с.-х. Переписи 1916 года.-Томск,1927.
5. Альбом Алтайский орнамент Горно-Алтайский НИИЯЛ.: 1971-43 ил.45 см.
6. Артеменко В.В. и др. Основы градостроительства и планировка сельских населенных мест М.: изд. Наука 1987-124с.
7. Ащепков Е.А.Зодчество Западной Сибири М.: изд. Наука 1953-78с.
8. Бернштам А.Н. Архитектурные памятники Киргизии M.-JL: изд. А.Н. СССР 1950 140с.
9. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в ' древние времена. M.-JL, 1950-1953, т. 1-3
10. Болдырев В.Ф. Основы градостроительства в условиях Западной Сибири Н-ск.: изд. Наука 1978-200с.
11. Васильев С.А., Бойко Н.Н. Опыт реконструкции жилого комплекса • палеолита по данным планиграфии и ремонтажа У-Удэ 2000 Вып. 29-34 с.
12. Горно-Алтайской автономной области (ф.1,.145, л. 10 Г-Алт.)
13. Государственный архив Республики Алтай (ф.1,.145, л. 10 Г-Алт)
14. Горно-Алтайское ОблСУ (ф.29с.-Х)
15. Горный алтай и его население, т. 1, вып. 1.- Барнаул, 1900
16. Горный Алтай и его население т.З вып.2 с.9
17. Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, верований и прочих достопримечательностей СПБ 1799 Ч 1-2
18. Гельмерсен Телецкое озеро и телеуты "Горный журнал" № 1 1840г.
19. Горно-Алтайск в документах и фотографиях Город любимый Г-Алт.: Гос. Арх.служба адм. Г-Алт. 1998-342с.
20. Дьяконова В .П. Алтайцы Г-Алт.: изд. Юч-Сумер 2001-199с.
21. Едоков А.В. Декоративное искусство Горного Алтая Г-Алт. Изд. Ак-Чечек 2002-189с.
22. Едоков В.И., Алтайский орнамент. Горно-Алтайск, 197I.e. 200
23. Залесская JI.C. Микулина Е.М. «Ландшафтная архитектура»34. Земледелие Азии т.З с.345
24. Зыков Ф.М. К вопросу о происхождении многоугольных построек якутов Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975.стр.95)
25. История Горного Алтая в период восстановления народного хозяйства (1920-1925 г.г.) мет.указ.: Г-Алт. Изд.ГАГПИ, 1986-109с.
26. Кандаракова Е.П. О чем говорят фотодокументы Г-Алт.: Г-Алт. Инст. ПКРО 1998-59С.
27. Кроленко И.И. Вопросы градостроительной защиты памятников архелогии
28. Косенков Ю. Архитектурная среда и проблемы освоения исторического, наследия Сб. научных трудов.: М. ЦНИиПИиГ 1979 -113с.
29. Косицкий Я.В. Систематика градостроительных концепций (автореферат док. Дисс.) М.'.МАРХИ 1979-47с.
30. Колясников В.А. Градостроительная экология Урала (автореф. Канд. Док. Дисс.) М.: изд.МАРХИ 2000-49с.
31. Курбатов В.В., Смирнов Ю.Н. Архитектурное проектирование Фр.: изд. Фрунзен. Политехи. Ин-т 1978-113с.
32. Кубарев В.Д. Мифические чашечные камни Алтая их аналогия древних культур Евразии Б-л.: 2000 вып.11 104-108с.
33. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда Н-ск.: изд. Наука С.О. 1991- 185с.
34. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка Н-ск.: изд. Наука С.О. 1987-220с.
35. Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола Н-ск.: изд. Наука С.О. 1988-169с.47. ,. Ландышев С. Алтайская духовная миссия-Душе полезные чтения апрель 1864 с120
36. Леонов К.К. Градостроительные основы здравниц в Горном Алтае кандид. Дисс. Н-ск.: изд. НИСИ
37. Лыткин К.А. Национальный парк на Крайнем Севере. Экология и архитектура (автореф. Канд. Дисс.) С-Пет.: изд. С-Пет.ИСИ 1992-26
38. Малышева С.Г. Методы архитектурно-ландшафтной организации земель археологического наследия (автореф. Канд.дисс.) М.: изд. МАРХИ 1997-26с.
39. Материалы симпозиума Климато-физиологические проблемы Сибири и Дальнего Востока Н.: СО Ак.Наук СССР 1970 с.
40. Материалы по истории и этнографии Горного Алтая Г-Алт.: ГАНИИИЯЛ 1993-44с.
41. Маточкин Е.П. Зооморфный образ богини матери грота Куйлю Б-л.: 2000 вып. 11 98-100 с.
42. Майдар Д. Пюрвеев Д.Б. От кочевой до мобильной архитектуры.М.:Стройиздат,1978.с.246 ил:48 см.
43. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии М.: изд. Мысль 1981-173с.
44. Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии М.: Стройиздат1970-242С.
45. Минерт JI.K. Памятники архитектуры Бурятии Н-ск.: изд. Паука 1983-200с.
46. Методические рекомендации к изучению промышленности, транспорта и связи Горно-Алтайской автономной области Г-Алт.: ГАГПИ 1988 с.
47. Модоров Н.С. Русско-алтайские отношения в XYII-XYIII вв. (дисс. Канд. Ист. Наук.) М.: 1969 168с.
48. Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок Н-ск.: 1999-68с.
49. Научно-технический отчет по Усть-Коксинскому району Г-Алт.: изд. Адм. Усгь-Коксинского района 1990-308с.
50. Петроглифы Чанкыр-Келя Н-ск.: изд. Наука С.О. 1981-146с.
51. Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы Н-ск.: изд. Наука С.О. 1994-46с. 67; м Попов А.А. Жилище М.: изд. Мысль 1967-с160.
52. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1880-1883, вып.2. 69,. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев Л.: изд. Ак. Н. СССР ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая 1953-284с.
53. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев Л.: изд. Наука1. Лен. Огд. 1969-196с.i •
54. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм Л.: изд. Наука Лен. Отд. 1969-314с.
55. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев Л.: изд. Наука Лен. Отд. 1967-200с.73.; Петере Е.В. Архитектурно-планировочная эволюция поселений северной части Кемеровской области во второй половине XYII-начале XX вв.канд.дисс. Н-ск,: НГАХА 2003 150с.
56. Пластика и рисунки древних культур под ред. Василевский Р.С. Н.: Наука, 1993-184с.
57. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии М.: Стройиздат 1978-80с.
58. Ратнер Е.М. и др. М.: Физиолого-гигиеническое районирование СССР для целей градостроительства Медицина 1974-44с.
59. Рекомендации по учету природно-климатических факторов в планировке, застройке и благоустройстве групповых систем населенных мест ЦНИИП градостроительства М.:1980-32с.
60. Руденко С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках. Материалы этнографии. Всесоюзное географичекское общество. Л., 1961, вып. 1.
61. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время М.: Л., I960- 86с.
62. Русанов В.И. Перспективы освоения Горного Алтая как базы рекреации Сб. НПК часть 1 НПК. Г-Алт.: изд. ГАГПИ 1992-126с.
63. Савинов Д.Г. Оленьи камни в культуре кочевников Евразии СПб. 1991
64. Самаев Г.П. Горный Алтай в XYII-середине XIX в.: Проблемы политической истории и присоединения к России Г-Алт.: изд. Г-Алт. Отд. Алт. Книжн. Изд. 1991-256с.
65. Сансоне В. Камни которые надо спасти пер. с ит. М.: Мысль, 1986-236с.: ил.;22см.
66. Сатлаев Ф.А. Горный Алтай и его население т.1 вып.1 с356
67. Сатлаев Ф.А. Кумандинцы Г-Алт.: изд. Г-Алт. Отд. Алт. Кн. Изд-ва 1957-40с.8(5. Соенов В.И. Археологический словарь Горного Алтая Г-Алт.: ГАНИИИЯЛ 1993-64с.
68. Страницы истории Г-Алт.: изд.Ак-Чечек 1997-185с.
69. Сборник научных трудов Архитектура и отдых М.: 1978-106с.92.' Старостина А.А. Генезис и формирование народного зодчества саха(якутов) в XY-нач. XX вв. (автореферат) Н-ск.: НГАХА 2002-28с.
70. Суразаков А.С. Древности Горного.: Алтая Г-Алт. Изд. Ак-Чечек 1992-32с
71. Суразаков А.С. Горный Алтай в древности и средневековье Г-Алт.: изд. Обл.упр. нар. Обр. ГАИУУ 1990-122с.
72. Окладников Л.П. (ред.) История Сибири 1том.Л.:Лениздат Наука, 1968.С.456
73. Хромов Ю.Б. Взаимосвязь архитектуры и природы в городах и поселках Сибири М.: изд. Знание 1987-64с.
74. Шерстова Л.Н. Тайна долины Теренг Г-Алт.: изд. Ак-Чечек, 1999-166с.
75. Эсенов А.Э. Ландшафтно-климатические основы градостроительной организации в условиях Средней Азии М.: изд. Знание 1976-64с.
76. Ядринцев Н.М. Путешествие в верховья Орхона к развалинам Каракорума. — Изв. Императорского геогр. Об-ва.СПб.,1890.
77. Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая.конец Х-начало XX вв.)
78. Специальность 18.00.01, Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
79. КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. Птом Новосибирск, 2003г1. У" Soiк \ /1. SVpbMbA ^у : ОДно-Адшсй1.■ ■;,, fiif::!Л1. At* лЧ:7/V^W*.*''
80. Щш !i! I'll. . А \ ) , < , ' ^ 'V b ■ ■ ' i Vi & V• i f • )< «ЬI/ '".^ii^'L Ум / \ ^ V''•, ' I".1',11-" ' 14 V
81. V 7 • Усысока^ j,1» .i')V Г'' sv^*",•ii'rsi i ha-, ,.1. Ч1иу № v'" 1■ , 4.it v(fj
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.