Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Иванова, Елена Павловна

  • Иванова, Елена Павловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 144
Иванова, Елена Павловна. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2005. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Иванова, Елена Павловна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Формирование жанровой структуры государственного ТВ Республики Татарстан.

1.1 Первый этап истории Казанской студии телевидения (1955-1965 гг.). 18 1.2. Становление публицистических программ на республиканском телевидении (1965-1985 гг.).

Глава II. Развитие телепублицистики в полиэтническом регионе.

2.1. Жанрово-тематические особенности программ государственного ТВ Татарстана в перестроечный и постперестроечный периоды.

2.2 Специфика телевещания в полиэтническом регионе: современные тенденции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана»

Каждая эпоха имеет свои предпочтения относительно средств массовой коммуникации. В настоящее время безусловными лидерами являются телевидение и компьютерные интернет-технологии. Потребность людей в информации очень велика. Интересы общества разнообразны, и сами люди различны, но есть одно общее - мы все ежедневно смотрим телевизор. Это подтверждают и данные социологического опроса, проведенного газетой «Восточный экспресс» 10 и 14 февраля 2003 года. На вопрос: «Что для вас телевидение?» 45% респондентов ответили - источник информации, 23% -развлечение, 11% назвали телевизор членом семьи, 11% затруднились дать точный ответ и 10% назвали телевидение неизбежным злом. Однако, на вопрос: «Сможете ли вы прожить без телевидения?» 70% респондентов ответили — нет, 21% - да и 9% не определились с местом ТВ в своей жизни. С его помощью мы возвращаемся в прошлое, заглядываем в будущее и адекватно чувствуем себя в настоящем.

Система тележурналистики складывалась исторически, на протяжении десятилетий, и постоянно менялась вместе с переменами в социально-политической жизни и развитием технических возможностей средств массовой коммуникации. Сегодня она функционирует в новых условиях рыночной экономики, являясь мощным фактором социально-экономических и политических перемен в обществе, а также — своеобразным манипулятором массового сознания.

Настоящая работа посвящена формированию и развитию телевизионной публицистики на государственном ТВ Республики Татарстан с момента его создания в 1955 году . Это диссертационное исследование впервые охватывает развитие телепублицистики в столь полном (почти полувековом) временном и тематическом объеме в таком полиэтническом регионе как Республика

Татарстан.

Необходимость изучения формирования и развития телепублицистики в Татарстане определяется потребностями сегодняшнего дня, так как тема региональной политики во всех сферах общественной жизни актуальна, и приобретает, принципиально новое значение, как в теории, так и на практике.

Телепублицистика, ее особенности в полиэтническом регионе на примере Республики Татарстан — основной лейтмотив этого научного исследования. Автор диссертации прослеживает закономерности и различные аспекты этого явления на протяжении всего периода с 1955 года по 2005-й.

Тема чрезвычайно актуальная и одновременно сложная. В 50-70 годы телевизионная публицистика, будь то информационно-аналитические или художественные жанры, сводилась в основном к интернациональной тематике. Однако передачи на татарском языке - ныне многие из них вошли в «золотой фонд» татарстанской культуры — в этот период шли с закономерной периодичностью: сначала один раз в неделю, а затем 2-3 передачи ежедневно.

С конца 80-х годов отечественная телевизионная публицистика открыто ставит проблему национальных конфликтов и напряженностей: Нагорный Карабах, Грузия, Приднестровье, страны Балтии. Откровенно обсуждаются вопросы, некогда имеющие печать «табу». Не обходится без шовинистических и националистических перегибов и тенденций. Лишь с конца 90-х приоритет отдается консолидирующему началу телевизионной публицистики.

Подчеркнем, что любой регион России многонационален. Особенность телепублицистики в Татарстане — умение гасить конфликты, возникающие на этой почве, не доводить их до трагической развязки. В любых самых сложных ситуациях в этом регионе побеждают сформировавшаяся на протяжении веков совместного проживания разных народов веротерпимость, толерантность во взаимоотношениях культур и народов, и здравый смысл. Центристская политика руководства Республики Татарстан - своего рода гарантия спокойствия и стабильности региона.

Телевизионная публицистика обладает мощным механизмом воздействия на общественное мнение. Она изменяется вместе с социумом. В каком направлении, что за этим следует, каковы прогнозы - все это требует изучения.

Говоря о степени изученности предложенной нами темы, следует прежде всего назвать труды Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, А.С.Вартанова, В.В.Гаспаряна, В.В.Егорова, Я.Н.Засурского, Г.В.Кузнецова, С.А.Муратова, Р.П. Овсепяна, В.С.Саппака, В.А.Саруханова, В.Л.Цвика и других.1 Теоретики тележурналистики исследовали вопросы формирования жанрово-тематической структуры программ, различные грани журналистского мастерства. Особая ценность этих работ в том, что они написаны людьми, которые знают телевизионную публицистику не только теоретически. Они создавали ее сами, своей профессиональной деятельностью. Эти маститые ученые в разное время работали на ТВ, и их труды стали настольными книгами для журналистов региональных телестудий. Работы вышеназванных ученых и сегодня важны и актуальны: в них содержатся классические основы телевизионного мастерства.

Телевизионная журналистика — это синтез творчества и технологии. Передача или фильм - продукция творческой группы — должны отвечать определенным политическим, техническим и творческим требованиям, которые с течением времени существенно менялись. Таким образом, составить определенный свод закономерностей, принципов, правил, навыков, из которых складывается профессиональная деятельность тележурналиста, совсем непросто. Каждый этап выдвигал новые профессиональные требования. Однако

1 Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания.// Под редакцией Багирова Э.Г. - М.: 1981; Борецкий Р.А.Осторожно, телевидение - М.: ИКАР. 2002; Вартанов ААктуальные проблемы телевизионного творчества. - М.: ВШ. 2003; Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1988) - М.: 2000; Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. — М.: 1997; Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории.- М.: Аспект пресс. 2004; Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. - М.: 2001; Шахиджанян В. Мне интересны все люди. - М.: БИНОМ. 1998; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М.: МГУ. 2000; Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. -М.: 2001; Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. - М.: МГУ. 2004; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Изд. МГУ, 1996; Саппак B.C. Телевидение и мы. - М.: наиболее существенные перемены произошли в течение 1991 года: изменился общественный строй, ушел в прошлое тотальный контроль над журналистикой со стороны КПСС. Ранее во всех учебных пособиях по тележурналистике говорилось, что ведущий программы и даже репортер имеют право и обязаны выражать «свою» позицию, свое мнение по поводу показываемых на экране событий, сообщая зрителям единственно «правильную» точку зрения. Предполагалось, что журналисту была известна эта точка зрения, поскольку все вещание велось с позиций партийности. Этот термин трактовался в практике эфира по-разному. Так, например, журналистами шестидесятых годов партийность понималась как преданность марксистско-ленинским идеалам всеобщего процветания. В семидесятые годы стало ясно, что руководство телевидения и страны понимает это как жесткое следование указаниям и директивам. Из передач вычеркивались и вырезались все признаки какой-либо оригинальности мысли. Для этого существовала иерархия редакторов, и была создана новая популяция «журналистов вычеркивающих». Но поскольку за бездарность с работы не снимали, а за оригинальность мышления можно было поплатиться, этот противоестественный отбор привел к утрате критериев профессионализма 2. Резюмируя вышесказанное, отметим, что все эти политические «нюансы» в полной мере были отражены и на деятельности местных телестудий, в данном случае — государственном ТВ Татарстана.

Давно известно: пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. Профессор В.В.Егоров в книге «Телевидение. Страницы истории» подчеркивает, что «публицистика на телевидении рождалась из пропаганды»3. Развитие телевидения происходило в тесной связи с общественной жизнью: закономерности, последовательность решаемых в стране социальных, культурных и иных задач во многом определяли тематику,

Искусство, 1987; Саруханов В.А. Азбука телевидения. - М.: Аспект пресс. 2003; Цвик В.Л.Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. — М.: Аспект пресс. 2004.

2 См.: Телевизионная журналистика: Учебник.// Редакционная коллегия: Кузнецов Г.В., Цвик В.Л, Юровский В.Я.-М.:В.Ш. 2002.-С.6

3 Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории.-М.: Аспект-пресс.2004.- С. 17 характер, стилистику телевизионных передач в целом и телепублицистики в частности. Как и вся идеологическая деятельность в то время, работа ТВ подчинялась партийным указаниям и директивам, перед ним ставились те же задачи, определялись те же функции, что и для всей советской пропаганды. Таким образом, особенностью развития отечественного телевидения и телевизионной публицистики можно считать их рождение из партийной пропаганды. Поскольку телепублицистика и информация не только восприняли традиции, жанры, формы и методы работы партийной печати, но и опыт, особенности устных форм пропаганды и партийного просвещения. «Спустя годы, - пишет Егоров В.В., - некоторые молодые руководители телекомпаний стали утверждать, что телепублицистика появилась в стране только во времена перестройки, а до этого была лишь пропаганда. Это примитивное заключение базируется на незнании подлинной истории отечественной публицистики. Творческий характер, эстетические принципы, гуманизм, воспитательные и просветительские задачи — все свои лучшие качества телепублицистика черпала и черпает из недр непосредственного общения с аудиторией проповедника, учителя, лектора, из того арсенала, которым была тогда для нас партийная пропаганда. Освобождаясь от надуманных тезисов, единомыслия и крайностей большевистских положений, она со временем приобретала новые черты многогранности убеждений, человеческой красоты, гармонии мыслей и 4 чувств» .

Общеизвестно, что современная тележурналистика стоит на трех «китах»: хроника, публицистика и художественный раздел вещания. Первое ценят за новизну и актуальность, второе - за убедительность аргументации, широту эрудиции, четкость гражданской позиции; третье - за приближение к вечным ценностям, за образ, создаваемый на экране, за глубокое раскрытие духовного мира героев.

Определимся с самим понятием «публицистика». Оно происходит от

4 Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. -М.: Аспект-пресс. 2004. -С.25 латинского «publicus» - общественный — способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика всегда обращена к массовой аудитории, к публике. Публицистические программы играют важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и общественное сознание в целом. Иногда понятие «публицистика» воспринимается как синоним к слову «журналистика». Принято говорить о таких видах журналистской деятельности, как информационная, аналитическая и художественная публицистика.

Обратимся к терминологическому словарю телевидения5. Телевизионной публицистикой называется вид вещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, конфликте. Телепублицистика должна быть не только копией жизненных ситуаций, но и произведением телевизионного искусства, основанном на обобщении и анализе; привлекать внимание к серьезным проблемам с помощью выразительных средств, предложенных автором и режиссером. Основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания. Становление телепублицистики на отечественном ТВ пришлось на 60-е годы 20-го столетия. Г.В. Кузнецов в своей книге «Так работают журналисты ТВ» называет точную дату: 31 октября 1961 года - начало расцвета и 21 августа 1968-го, день вторжения советских войск в Чехословакию — начало заката «золотой поры» телевизионной публицистики 6.

Стимулом к ее прогрессу послужило и Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения», принятое в январе 1960-го года, и исторически знаменательный 22-й съезд КПСС, способствовавший активизации всеобщей потребности в обмене мнениями.

5 Егоров В.В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии.-М.:1997.-С.55

6 Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ.- М.: 2000. -С.214

Понятием «документальные программы», принятым на телевидении как синоним журналистики нередко объединяют информационные и художественно-публицистические передачи. Но все же более оправданно разделение журналистики на информацию (объект которой - единичный факт, конкретное событие, а метод - по преимуществу констатация свершившегося) и публицистику (объектом которой является группа причинно связанных фактов и тенденции в жизни общества, а методом — исследование, анализ и авторская оценка). Это разделение сложилось исторически. Информация призвана отвечать на вопросы: что? когда? где? А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями и дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Именно с этих точек зрения диссертант рассматривает основные направления публицистической деятельности государственного ТВ Республики Татарстан.

Состояние отечественной тележурналистики, жанровая политика переходного периода более подробно рассматриваются в работах В.В. Гаспаряна, В.В. Егорова, Е.И. Имамовой-Стефанчук, B.JI. Цвика и др.8

Укажем на монографию В.В.Егорова «Телевидение между прошлым и будущим»9. В книге подробно рассмотрены все сложные процессы советского и российского телевидения, которые связаны с взаимодействием с властными структурами, современным экономическим и социально-политическим состоянием общества, тематикой телепрограмм, жанровыми особенностями. Большой интерес в указанной работе для диссертанта имеет анализ принципов программирования на телевидении. В грамотной сетке вещания автор видит создание структуры вещательного дня в целом и установления контакта со зрителем. Эта мысль чрезвычайно важна. Следует подчеркнуть, что

7 См.: Телевизионная журналистика: Учебник.// Редакционная коллегия: Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский В.Я.-М.-.В.Ш.2002.- С. 173-174.

8 Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1988).- М.: 2000; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.-М.:1999; Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция информационно-аналитического телевидения (конец 80-х - 90 гг.).-М.: 2001 ; Цвик В.J1.Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. - М.: Аспект пресс. 2004.

9 Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.- М.: 1999 составление программного вещания на двуязычном канале имеет особое значение. В своей работе диссертант приводит пример нового принципа программирования в конце 90-х, которое могло привести к межнациональному конфликту, во всяком случае, было воспринято телезрителями Татарстана, как унизительное. Проблема была вынесена на обсуждение одного из заседаний Госсовета республики с участием телевизионного руководства. Неточная и некорректная мотивация использования новой сетки вещания на тот момент фактически свела на нет прогрессивную и грамотную идею блочного принципа программирования, то есть, чередования передач на татарском языке с передачами на русском, но не их смешение, не параллельность. Подробнее об этом говорится в тексте диссертации.

Попытки объективной оценки разветвленной, многонациональной системы регионального телевещания предпринимаются в работах Е.Я.Дугина, Н.В.Зверевой, Г.В.Кузнецова, В.Л.Цвика и др.10 Эти работы интересны определением типологии местных студий, в том числе и нашей республики, в них показана эволюция тематики телепередач. Тем не менее, региональную телепублицистику нельзя считать достаточно изученной.

До распада СССР в 1991-м году местные телестудии были полностью I подчинены центральном уаппарату: со стороны Гостелерадио СССР действовала вертикальная система управления. Между тем, как пишет профессор В.Л. Цвик в книге «Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика», «практически каждый регион обладает собственными специфическими особенностями, многие из которых интегрируются в

10 Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. — М.: МГУ. 1982; Зверева Н. Тележурналистам из регионов (ответы на ваши вопросы). — М.: Галерея. 2004; Кузнецов Г.В. Так работают Журналисты ТВ. - М.: МГУ. 2000; Цвик B.JI. Парадоксы развития местного вещания. // Телевидение вчера, сегодня, завтра. - М.: Искусство.

1989, Цвик B.JL, Назарова Я.В.Телевизионные новости России. - М.: Аспект пресс. 2002;; Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. - М.: Монолит .1998. национальные колорит и специфику»11. Следовательно, унифицированный подход к местным телевещателям малоэффективен.

Ситуация меняется в постперестроечный период. Отметим, что особые изменения происходят в Республике Татарстан, которая сначала приняла Декларацию о государственном суверенитете, а затем — Договор о разграничении полномочий между центром и регионом. Вследствие этого стали происходить реальные изменения в телевизионной публицистике Татарстана. Отметим, что после подписания этого Договора, подобные документы стали появляться и в других российских регионах. И именно 90-е годы являются отправной точкой реальных изменений в телепублицистике. Поэтому вполне закономерно появление в эти годы научных работ, посвященных проблеме регионального ТВ, которая в последние годы получила отражение и в ряде

1 'У диссертационных исследований. Особый интерес для автора представляет диссертационное исследование Р.В. Даутовой на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Становление и развитие телевидения в Татарстане с 1955-го по 1985-й годы». В этой работе немало внимания

11 См. Цвик В Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика.-М.: Аспект-пресс. 2004.-С. 136

12 Агапитова С.Ю. Информационно вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (На материалах телевидения Ленинграда/Петербурга): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- СПб., 2000.-19 е.; Гегелова Н.С. Межреспубликанский телеобмен: становление, современная практика, перспективы: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 1990.-24 е.; Дворецкая Н.И. региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белогородская Т.В. 1993-2003 годы): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2004.-28 е.; Зверева Н.В.Специфика деятельности регионального тележурналиста: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-24 е.; Капустин В.И. СМИ в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений: (на примере Оренбургской области): Дис. канд. полит, наук. — М.:2002.-123 е.; Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (На материалах телевидения Юга

России): Автореф. дисканд. филол. наук.- М.: 1999.-47 е.; Мартынова Т.С. Региональная телепублицистика: диапазон жанров, стилистика выразительных средств: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-25 е.; Митрофанова Н.А. Специфика рекламной деятельности на региональном телевидении: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2000.-25 е.; Мостепанова Ю.В. Структура и содержание телевизионных сообщений как факторы их эффективности: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-25 е.; НазароваЯ.В. Информационное вещание государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-225 е.; Семенов В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2000.-28 е.; Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (2 п. 1950-1985 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук.- Казань.: 2004.-26 е.; Кочисова А.Н. Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2005.-24 е.; ИвановаЕ.А. Влияние федерального уделяется, общественно-политической ситуации в стране, технической стороне развития ТВ и другим вопросам. Однако, считаем необходимым отметить здесь одну существенную неточность - исследователь неправомерно использует термин «татарское» телевидение, вместо «татарстанское»13. Это равнозначно тому, чтобы назвать, например, канал «Россия» «русским», а не «российским». Конечно, существуют такие понятия как национальная культура, искусство, традиции, кухня, национальные виды спорта и обычаи. Татарское телевидение также могло бы существовать, если бы в действительности был канал, ведущий вещание исключительно на татарском языке и, освещающий преимущественно те вопросы, которые затрагивают интересы татарского народа. Например, существует татарское радио «Татар радиосы», для которого характерно моноязычие и основным приоритетом является национальная музыка. Однако, ГТРК «Татарстан» с момента своего создания соблюдала принцип двуязычного вещания и в равной степени освещает жизнь всех народов, проживающих на территории республики.

Вопросы регионального телевидения, жанровых особенностей, национальных и интернациональных аспектов телепублицистики отражены в учебном пособии для студентов-журналистов «Мастерские: мастер-класс в современном медиа-пространстве», одним из авторов которого является

14 диссертант.

В журналистских кругах с одобрением было воспринято распоряжение Совета Министров СССР № 1960-р от 31 октября 1986 года, на основании которого был издан приказ Гостелерадио СССР № 643 от 15 декабря 1986 года «О расширении местного телевизионного вещания». Этот документ предусматривал за счет местных средств создать региональное телевизионное телевещания на региональные телевизионные каналы: На примере Ростовской области: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Ростов-на-Дону.: 2003 .-24 с.;

13 Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (2 п. 1950-1985 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук.- Казань.: 2004.-С.17

14 Мастерские: мастер-класс в современном медиа-пространстве. Учебное пособие для студентов-журналистов// Айтуганова M.JL, Даутова Р.В., Иванова Е.П., Лебедев А.А. Под научной редакцией Дорощук Е.С.- Казань.: Центр инновационных технологий.- 2002. вещание в РСФСР в рамках второй общесоюзной программы, а в других республиках — в составе республиканских программ по наземным линиям связи в тех областных центрах, национальных автономных областях и округах, где его до сих пор не было. Таковых насчитывалось 6715. Резюмируя вышесказанное, отметим, что Республика Татарстан была в числе обладателей своего телецентра и телестудии уже с конца 50-х годов.

В таком полиэтническом регионе как Республика Татарстан проживают представители более чем ста национальностей. В связи с этим, диссертанту полезными стали работы, где с разных позиций рассматриваются национальные интересы в рамках региона и России в целом.16

Источниковедческая база диссертации основана на программах и передачах государственного телевидения Республики Татарстан, городской и республиканской печати, архивах, Указах Президента Республики Татарстан, Постановлениях республиканского правительства, данных социологических исследований, интервью, взятыми автором специально для данного диссертационного исследования.

В Национальном архиве Республики Татарстан особый интерес вызвали фонды, содержащие протоколы собраний, совещаний, заседаний, посвященных текущему планированию и работе государственного ТВ республики; протоколы студийных летучек, планерок, рассматривающих текущие вопросы. В Центральном государственном архиве историко-политической документации (ЦГА ИПД РТ) представляют интерес материалы фондов 15, 1848 и 1631 - это

15 См.: Цвик В Л.Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. -М.: Аспект пресс, 2004,-с.136-137.

16 Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. -М.: Славянский диалог.-2000; Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. — М.: Славянский диалог.- 1997; Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. — Казань.: Экоцентр.-2004; Исхаков Д.М. Татары. Краткая этническая история.- Казань.: Магариф.-2002; Журналистика Поволжья век 21.- Казань.: 2002; В дружбе народов единство России.- М.: Славянский диалог.-1999; Цена слова.- М.: Галерея.-2001; Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. Т.Т.1,2.-М.: 1998; Муратов C.TB - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений).- М.: Логос.- 2001; Морозов А. интервью.- Казань.: 2001; Муртазин И.Последний романти. Казань.: Идель пресс.- 2003; Досье на цензуру. -М.: 2001; Пресса в обществе (1959-2000).-М.: Московская школа политических исследований.-2000 тоже заседания, но по факту каких- либо постановлений партии и соответствующей корректировки работы ТВ, вопросов финансирования, штатного расписания, технического развития телецентра и его реконструкции. Если в документах Национального архива больше внимания уделено творческим вопросам, то в ИПД - идеологическим, национальным, интернациональным. Именно в этом архиве были обнаружены, а затем впервые введены в научный оборот в этой диссертации, некоторые документы общественно-политических деятелей, рядовых граждан о необходимости увеличения часов национального вещания. В том числе, и записка председателя Татарского общественного центра (ТОЦ) Марата Мулюкова.

Другая группа источников — это городская и республиканская печать, которая была изучена на протяжении всего периода существования ГТРК «Татарстан». Это такие газеты как «Вечерняя Казань», «КРИС», «Советская Татария» (ныне - «Республика Татарстан»), «Комсомолец Татарии» (ныне -«Молодежь Татарстана»), «Время и Деньги», «Телесемь» (ныне — «Телеантенна») и другие. Множество статей, интервью, рецензий, анонсов, заметок и аналитических материалов, опубликованных в названных газетах, помогли раскрыть жанровую политику телепублицистики в РТ.

Таким образом, имеется огромный и интересный пласт фактологического материала, богатая историография по отечественному региональному телевидению, но пока нет научной обобщающей работы по формированию и развитию телепублицистики в таком многонациональном регионе, как Республика Татарстан. Вызывает удивление тот факт, что история татарстанского ТВ до сих пор фактически не написана. Предлагаемое диссертационное сочинение - одна из попыток устранить это "белое пятно" в истории отечественного телевизионного вещания.

Объектом настоящего исследования выступает телевизионная публицистика в многонациональном регионе РТ на государственном канале.

Предметом — процесс формирования и развития жанровых тенденций в отражении общественно-политической ситуации в регионе и стране в целом.

Цель работы заключается в выявлении механизмов формирования толерантности, стабильности общественно-политической ситуации в многонациональной Республике Татарстан посредством жанрового многообразия телевизионной публицистики, ее языка и стиля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить первый период становления телепублицистики в Казани в 5060-е годы.

2.Проследить становление и упрочение публицистических тенденций на республиканском ТВ (1965-1985 гг.)

3.Выявить жанровую политику государственного ТВ Татарстана в перестроечный и постперестроечный периоды.

4.0пределить специфику работы телевидения в полиэтническом регионе на современном этапе развития.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования телепублицистики в полиэтническом регионе на примере государственного телевидения Республики Татарстан на протяжении всего периода его функционирования. В работе представлен эксклюзивный материал, раскрывающий сущность телепублицистики на государственном канале Татарстана.

Практическая значимость. Материалы, содержащиеся в диссертации вошли в базовые лекционные курсы по журналистике и спецкурс «Специфика регионального ТВ в полиэтническом регионе», прочитанные автором в Казанском государственном университете на факультете журналистики; стали составной частью научных публикаций, в том числе коллективного учебного пособия для студентов-журналистов «Мастерские: мастер-класс в современном медиа-пространстве»17. Материалы диссертации могут быть использованы на российском канале «Культура», в работе Министерства культуры Республики Татарстан, другими телеканалами в многонациональных регионах, при подготовке обобщающих трудов по региональному телевидению.

Апробация работы. Материалы и основные положения научного исследования были апробированы в ходе научных конференций « Потребность в кадрах социо-культурной деятельности. Состояние и перспективы изучения» ( Всероссийская научно-методическая конференция, Казанская государственная академия культуры и искусств, 23 марта 2001), «Глобализация и национальная самобытность. Форум языков» (Казань. Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан. Татарско-японский культурно-информационный центр «Сакура», 2003 год), «Глобализация и национальная самобытность. Женский фактор» (Казань, Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан. Татарско-японский культурно-информационный центр «Сакура», 2004 г.), «Ислам и средства массовой информации. Круглый стол» (Казань, Союз Журналистов РТ).

Идеи и материалы диссертационного исследования апробировались в процессе работы автора в качестве ведущей программ Дирекции общественно-политического вещания ГТРК «Татарстан».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре журналистики и массовой коммуникации ИПК работников ТВ и РВ (г. Москва).

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых имеет по два параграфа), заключения, списка литературы и источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Иванова, Елена Павловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Телевидение, безусловно — одно из величайших открытий ушедшего столетия и достояние человечества на все последующие времена. Оно правит бал на просторах планеты. Телевизионные кадры, таранящих небоскребы Америки самолетов, способны потрясти и перевернуть сознание землян в считанные часы. Но потоки телевизионных сообщений не всегда мобилизуют и объединяют людей для добра. Диспропорция между потенциально высоким назначением ТВ в жизни современного человека и реальной ролью, которую оно играет в его миропонимании и поведении, заметно увеличивается. Серьезные социологические опросы, проведенные в США еще в 60-е годы прошлого века, показали, что массовая аудитория ставит ТВ безоговорочно на первое место как в сфере развлечений, так и среди каналов массовой информации. Причем, предпочтительность ТВ демонстрируется не только огромными временными затратами на просмотр телепрограмм (3-4 и 6-8 часов в сутки), но и обосновываются высокой степенью доверия к телеэкрану188.

Как отмечают Э.Багиров и И. Кацев в своей работе «Телевидение, XX век»: «Как бы подробно и всесторонне не отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной

189 местности» .

Сегодня в России ведется дискуссия на тему создания системы общественного контроля за деятельностью ТВ. Подчеркнем, что модели социально ответственного, подотчетного вещания существуют во многих развитых странах. Так, например, аудитория французского телевидения огромна, а разнообразие программ, находящихся в распоряжении телезрителя,

188 См.: Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение.- М.:ИКАР. 2002

189 Багиров Э., Кацев И. Телевидение, ХХвек.-М.:1968.-С.44-45 поистине безбрежно: около двухсот. Все они имеют полную свободу действий и содержание передач не подвержено никакой цензуре. Однако это не значит, что они целиком предоставлены сами себе. За их деятельностью, и за соответствие ее нормам закона и общественной морали следит Высший совет по аудиовизуальным средствам массовой информации, во главе которого стоит бывший мэр Тулузы и депутат Европарламента, центрист - и это немаловажно — Доминик Бодис 190.

В настоящее время мир существенно приблизился к тому, чтобы стать в информационном смысле «глобальной деревней». Впервые этот термин был введен в научный оборот канадским профессором Маршаллом Маклюэном, подчеркнувшим сходство информационных процессов в традиционном небольшом поселении и на всей планете, когда она становится единым телекоммуникационным пространством. Событие, происшедшее на одном краю «деревни», тут же становится известно всем ее обитателям и активно обсуждается, так как затрагивает общие интересы. Угроза разрушительных межнациональных конфликтов во всем мире, экологические беды, международный терроризм привели к ощущению земного шара как единого и не слишком большого поля существования человека. И телевизионная сиюминутная связь каждого со всем миром представляется теперь столь же естественной, сколь необходимой.

Существенным дополнением этой глобализации интересов зрителя, неким уравновешивающим течением, все более заметно проявляется локализация.

Подводя итоги проведенного научного исследования отметим, что формирование и развитие телепублицистики в полиэтническом регионе самым непосредственным образом связано с его общественно-политическим состоянием. В условиях, когда утверждалось, что национальный вопрос решен, на телевидении Республики Татарстан на татарском языке шли в основном программы по искусству и культуре. Информационно-аналитическая

190 Ваксберг А.Моральный арбитр. //Литературная газета 2004.3-9 ноября.-С.9 телепублицистика в этом направлении заметна лишь с периода перестройки, и особенно ярко проявляется уже в начале XXI века, когда утихают националистические баталии, и на первый план в основном выдвигаются идеи взаимного интереса, доверия народов и взаимообогащения культур. г

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Иванова, Елена Павловна, 2005 год

1. Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России.- М.: Славянский диалог, 2000.-656 с.

2. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А'. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации.- М.: Славянский диалог, 1997.-110 с.

3. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение.- М.: ИКАР, 2002.-260 с.

4. Браун JT. Имидж-путь к успеху.- СПб.: Питер, 1996.-285 с.

5. Бруссер A.M. Как помочь думающей голове стать говорящем человеком.-М.: 2002.- 28 с

6. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. — М.: ВШ., 2003.-320 с.

7. Введение в журналистику. Хрестоматия.- М.:ВШ., 265 с.

8. В дружбе народов-единство России.- М.: Славянский диалог, 1996.-160 с.

9. Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной Российской журналистики. Т.1.- М.: 1998.- 280 с.

10. Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной Российской журналистики. Т.2.- М.: 1998.- 323 с.

11. Волчанская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность.- М.: Галерея, 1999.-е.

12. Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления.-М.: 1996. 165 с.

13. Гаспарян В.В.Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1988).-М.: 2000. 18 с.

14. Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. Казань: Экоцентр, 2004.- 216 с.

15. Голядкин Н.А.История отечественного и зарубежного телевидения.- М.: Аспект пресс, 2004.- 140 с.

16. Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. Часть 1 .-М.:2001 .-108 с.

17. Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. Часть 2.-М. :2001.-230 с.

18. Дмитриев JI.A. Искусство информации. Часть 1.-М.: 1996.-100 с.

19. Дмитриев JI.A. Искусство информации. Часть 2.-М.: 1996.-180 с.

20. Досье на цинзуру.-М.: 2001. 220с.

21. Егоров В.В. Телевидение. Страници. истории.- М.: Аспект пресс, 2004. -202 с.

22. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.- М.: Воскресенье, 1999.-415 с.

23. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. -М.: 1997. 92 с.

24. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917).-М.: Флинта, Наука, 2002. 465 с.

25. Журналист в поисках информации. М.: Галерея, 2000.- 112 с.

26. Журналистика и журналистское образование нового столетия: Теория и практика.-Казань, 2001.- 220 с.

27. Журналистика Поволжья: век 21.- Казань: 2002.- 127 с.

28. Закон и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии,- М.: Галерея, 2000.- 255 с.

29. Засорина Т, Федосова Н. Профессия журналист.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.-320 с.

30. Зверева Н. тележурналистам из регионов: ответы на ваши вопросы.- М.: Галерея, 2004.- 65 с.

31. Имамова-Стефанчук. Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х 90-е годы).-М.: 2001

32. Исхаков Д.М. Татары. Краткая этническая история.- Казань.: Магариф, 2002.- 80 с.

33. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор.- М.: Аспект пресс, 2004.- 189 с.

34. Кузнецов И.В.История отечественной журналистики (1917-2000).-М.: Флинта, Наука, 2002.- 640 с.

35. Кузнецов И.Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ.-М.: 2002.95 с.

36. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ.-М.: МГУ, 2000.- 220 с.

37. Культура русской речи.- М.: Норма, 2001 .-550 с.

38. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста.- М.: Аспект пресс, 2004.- 207 с.

39. Лукина М. Технология интервью. — М.: Аспект пресс, 2003.-190 с.

40. Максимова Т.Музыкальный ринг.-М.: Искусство, 1991.-305 с.

41. Малоформатное телевизионное производство.- М.: АЛБУР, 1996.-135 с.

42. Мастерские: мастер-класс в современном медиа-пространстве.- Казань.: Центр инновационных технологий, 2002.-240 с.

43. Международное информационное право. М.: СТЭНСИ, 2002.- 192 с.

44. Мицкевич Эллен, Файерстоун Чарльз. Телевидение и выборы,- М.: Галерея, 1999,- 80 с.

45. Морозов А. Интервью.- Казань: 2001.- 400 с.

46. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения.- М.: МГУ, 2001.- 175 с.

47. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Аспект пресс, 2003.- 205 с.

48. Муратов С.А. Эволюция нетерпимости (История и конфликты этических представлений).- М.: Логос. 2001.- 238 с.

49. Муртазин И. Последний романтик.- Казань.: Ид ель пресс, 2003.-127 с.

50. Никулина Г. Экзамен перед зеркалом. Владимир Познер отвечает на вопросы журналиста.- М.: 1994.-108 с.

51. Очерки по истории российского телевидения. — М.: Воскресенье. 1999.416 с.

52. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет.- М.: Искусство, 1990.-206 с.

53. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по вышему. М.: РИП-холдинг, 2003.-148 с.

54. Пресса в обществе (1959-2000).-М.: Московская школа политических исследований, 2000.- 613 с.

55. Пресса в СНГ: конфликты и правонарушения.- М.: Галерея, 2001 .-96 с.

56. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2001.-164 с.

57. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. Учебник.- М.: ВШ, 1988.-285 с.

58. Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта). Реферативное изложение книги Пьера Ганца и Жан-Пьера Шампиа «Репортаж на радио и телевидении».-М.: 2000.-85 с.

59. Раззаков Ф. Досье на звезд. Правда, домыслы, сенсации.- М.: Эксмо, 2000.- 680 с.

60. Региональная пресса: проблемы менеджмента. — М: Права человека, 2001 .222 с.

61. Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий.- М.: 2004.478 с.

62. Руководство для создателей передач Би-Би-Си.-М.: 1997.- 130 с.

63. Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения.- М.: 2001.- 85 с.

64. Савкова З.В. Искусство оратора.- СПб.: 2000.-190 с.

65. Саруханов В.А. Азбука телевидения.- М.: Аспект пресс, 2003. 222 с.

66. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Сборник статей аспирантов. Выпуск 10.- М.: 2002. 92 с.

67. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Сборник статей аспирантов. Выпуск 13.- М.: 2004. 100 с.

68. Сапунов Б.М. Культурология телевидения.- М.:2001.- 300 с.

69. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий.-М.: Права человека, 2002.- 112 с.

70. Туманов Д. Творим золотым пером. Мастер-класс для начинающих журналистов.-Казань.: 2000. — 275 с.

71. Саппак Вл. Телевидение и мы. Изд. 3-е.- М.: Искусство 1988.- 167 с.

72. Слушайте, говорит Казань! Казань.: 1998. - 208 с.

73. СМИ и политика в России. М.: Socuo - Logos.2000.- 145 с.

74. Справочник для журналистов стран центральной и восточной Европы.-М.: Права человека, 1998.- 151 с.

75. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской.- М.: Монолит, 1998. 406 с.

76. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 9 М.: Искусство, 1989. - 240 с.

77. Телевизионная журналистика: Учебник./ Редакционная коллегия: Г.В Кузнецов, В.Л.Цвик, АЛ.Юровский. М.: ВШ, 2002. - 300 с.

78. Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги И.Фэнга «Теленовости, радионовости». Сент-Пол, 1985). Часть 1. М.: 1997.- 75 с.

79. Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги И.Фэнга «Теленовости, радионовости», Сент-Пол, 1985). Часть 2. -М.: 1997.-143 с.

80. Техника юридической безопасности для журналиста.- М.: Галерея, 2000.145 с.

81. Федотов М.А. Правовые основы журналистики.- М.: ВЛАДОС, 2002.- 430 с.

82. Цвик B.JI., Назарова Я.В. Телевизионные новости России.- М.: Аспект пресс,2002.- 173 с.

83. Цвик В.Л.Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М.: Аспект пресс, 2004.- 380 с.

84. Цена слова.- М.: Галерея, 2001.- 185 с.

85. Чичановский А. За чертой полета.- М.: 2000.- 112 с.

86. Чтение. Общество. Государство- М:2001.-125 с.

87. Шаболовка, 53. Страницы истории телевидения.- М.: Искусство, 1988.257 с.

88. Шахиджанян В. Мне интересны все люди.- М.: БИНОМ,1998.- 640 с.

89. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика.- М.: РИП-холдинг, 2001.- 164 с.

90. Газеты, информационные агентства90. Аргументы и факты. 2005

91. Вечерняя Казань. 1960-200592. Время и деньги. 1996-200493. Интертат. 2004

92. Казанские ведомости. 1996-2004

93. Комсомолец Татарии. 1961-199296. Крис. 1991-199697. Литературная газета 2004

94. Молодежь Татарстана. 1992-200499. Новая Вечерка. 2003

95. Республики Татарстан. 1992-2004

96. Советская Татария. 1960-1992

97. Диссертации и авторефераты

98. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (На материалах телевидения Ленинграда/Петербурга): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- СПб., 2000.19 с.

99. Гегелова Н.С. Межреспубликанский телеобмен: становление, современная практика, перспективы: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 1990.-24 с.

100. Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (2 п. 19501985 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук.- Казань.: 2004.-26 с.

101. Дворецкая Н.И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белогородская Т.В. 1993-2003 годы): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2004.-28 с.

102. Зверева Н.В.Специфика деятельности регионального тележурналиста: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-24 с.

103. Иванова Е.А. Влияние федерального телевещания на региональные телевизионные каналы: На примере Ростовской области: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Ростов-на-Дону.: 2003.-24 с. 1.

104. Капустин В.И. СМИ в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений: (на примере Оренбургской области): Дис. . канд. полит, наук. — М.:2002.-123 с.

105. Качкаева А.Г. Телевидение в социальном развитии региона: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 1990.-28 с.

106. Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (На материалах телевидения Юга России): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 1999.-47 с.

107. Кочисова А.Н. Структура и стилистика новостных программ телевидения Северного Кавказа: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2005.-24 с.

108. Митрофанова Н.А. Специфика рекламной деятельности на региональном телевидении: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2000.-25 с.

109. Мостепанова Ю.В. Структура и содержание телевизионных сообщений как факторы их эффективности: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-25 с.

110. Назарова Я.В. Информационное вещание государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2002.-225 с.

111. Семенов В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: 2000.-28 с.

112. Цвик B.JI. Телевидение переходного периода. Автореф. дис. .докт. филол. наук,-М.: 1997.-48 с.1. Архивы1. НА РТ. Фонд 44-93

113. ЦГА ИПД РТ. Фонды 15,848,1631

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.