Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Хаматханова, Макка Алаудиновна

  • Хаматханова, Макка Алаудиновна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 188
Хаматханова, Макка Алаудиновна. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тюмень. 2007. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Хаматханова, Макка Алаудиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИАСПОР.

1.1. Диаспоры: сущность, определение, признаки формирования.

1.2. Методологические подходы к исследованию культуры диаспор.

1.3. Межкультурное взаимодействие этнических общностей.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАСПОР КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ (на примере Тюменского региона).

2.1. Общая характеристика социокультурной ситуации диаспор на юге Тюменской области.

2.2. Социологический инструментарий исследования культуры диаспор кавказских пародов.

2.3. Диагностика социокультурной ситуации и тенденций развития культуры диаспор кавказских народов юга Тюменской области.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе»

Актуальность темы исследования. В современном российском обществе происходят процессы, оказывающие влияние на межнациональные отношения. Развитие последних обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления, в том числе с учетом такого феномена этносоциальной структуры, как диаспора. В настоящее время в диаспорах наблюдается активизация национального самосознания и национальной самоидентификации. Представители диаспор вынуждены вновь обретать стабильные жизненные условия, определять перспективы своего этнического существования, искать собственную нишу в новой социокультурной среде, проходить необходимые стадии адаптации.

Феномен диаспоры основывается на культурной самобытности, которая обеспечивает жизнеспособность этнического организма. Отрыв от исторической родины компенсируется стремлением к сохранению национальной культуры, содействием ее развитию, устойчивостью к ассимиляции. Следует отметить, что не каждая этническая группа выступает в роли диаспоры и что диаспора является определенной стадией развития этнического сообщества, которая отличается высоким уровнем сплоченности и консолидации, эффективностью организационных форм жизнедеятельности, действенной социальной защитой своих членов, активной самоорганизацией и самоуправлением, полноправным вхождением в систему межнациональных связей. Основой существования и эволюции диаспоры выступает коллективная этнокультурная идентичность и включение в интернациональный культурный процесс.

Дискуссии о проблемах диаспор ведутся философами, социологами, политологами давно. Особую актуальность проблема диаспор приобрела в постсоветский период, когда миллионы людей, считавшиеся до 1990 гг. единой семьей народов, оказались вне своих государственных образований, а в ряде стран ближнего зарубежья превратились в национальные меньшинства.

Вследствие этого перед ними встает проблема социокультурной адаптации в принявшем их обществе.

В современном пространстве Тюменской области также происходит активизация деятельности диаспор. По данным Комитета по делам национальностей Тюменской области в регионе насчитываются 26 диаспор, в том числе и диаспоры пародов Северного Кавказа. Исследование этнокультурных проблем их жизнедеятельности в настоящее время приобретает особую значимость, поскольку они связаны с социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими в области. В условиях обновления всех сфер общественной жизни выявление основных закономерностей и специфических особенностей формирования этнокультуры в целом и культуры диаспор кавказских народов Тюменской области в частности имеет большое теоретическое и практическое значение.

Вопросы культуры, истории и этнографии народов Северного Кавказа всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых. В последнее десятилетие в связи с возникшими национальными противостояниями и конфликтами в этом регионе значительно больше уделяется внимания этнополитическим и гораздо меньше этнокультурным проблемам. Между тем исследование этнической культуры народов Северного Кавказа, а также культуры диаспор кавказских народов, как неотъемлемой части духовной культуры современного человечества, вопросов формирования национального самосознания имеет исключительно важное научно-теоретическое значение.

Для российской социологической науки проблематика поиска новых путей и этапов формирования культуры диаспор кавказских народов является достаточно новой. Это связано с тем, что процесс ее формирования только начинается, а зарубежный опыт слабо изучен и неадаптирован к отечественной практике. Вместе с тем отдельные аспекты исследуемой проблемы в той или иной мере изучались ранее философами, социологами, культурологами, экономистами. Проведенный анализ литературных источников, в том числе диссертационных исследований последних лет, свидетельствуют об усилении внимания к проблеме формирования культуры различных диаспор, в том числе диаспор кавказских народов, в различных регионах России. Однако, несмотря на это, не определены пути формирования их культуры и не выработана стратегия развития этносов, проживающих за пределами этнической родины. Данное обстоятельство предопределяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема диаспоры имеет длительную историю. Как свидетельствуют древнейшие письменные источники и этнографические материалы об этносах, имеющих догосударственные формы социальной организации, диаспоры как субъекты культурно-исторического процесса столь же древни, как сами этносы и конфессиональные общности [126]. Само понятие «диаспора» (греч. - рассеяние) возникло в VI веке до н.э. и применялось по отношению к еврейским и греческим переселенцам. В XX веке данное понятие получило широкое толкование, в основном в исследованиях западных ученых [29].

Следует отметить, что в отечественной литературе проблема диаспоры стала рассматриваться на базе теории этноса, разработанной в 1960-1980-х годах Л.Н.Гумилевым и Ю.В.Бромлеем. Их труды заложили теоретические основы для исследования особенностей этносоциальных общностей [19; 31].

Существующие разработки по проблемам диаспоры можно разделить на следующие группы:

Первая группа - это теоретико-методологические труды Р.Г.Абдулатипова, Ю.В.Бромлея, И.В.Арутюняна, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколова, Л.Н.Гумилева, М.С.Джунусова, В.И.Затеева, Т.Полосковой, Г.Витковской, С.Градировского, В.А.Тишкова, которые в 1960-1990-е годы приступили к исследованию проблемы диаспор, касающейся их политико-правого статуса, роли и места во внешне- и внутриполитической жизни государств. Данные работы можно рассматривать как примеры использования приемов социологического исследования к проблеме диаспор [1; 12; 38].

Вторую группу составляют исследования С.А.Арутюнова,

М.Аствацатуровой, А.Милитарева, А.Г.Вишневского, Т.С.Илларионовой, Н.М.Лебедевой, З.И.Левииа, Ж.Т.Тощенко, Т.И.Чаптыкова, посвященные разработке различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры, как специфического этносоциального феномена. Так, Т.С.Илларионова рассмотрела источники формирования, критерии самоорганизации диаспоры, З.И.Левин в основу функционирования диаспоры положил принцип системного и социокультурного анализа, Ж.Т.Тощенко и Т.И.Чаптыкова определили типологию диаспоры, ее функции, особенности и тд. [13; 11; 24; 120; 73].

Третью группу исследований проблемы диаспоры составляют труды М.Алисовой, А.В.Гапеева, Л.Остапенко, В.Попкова, Е.О.Хабенской, З.Левина, И.Субботина, О.Бредпикова, в которых освещены, главным образом, региональные аспекты [89; 90].

Этнические аспекты современного культурного процесса получили широкое освещение в отечественной литературе. Изучению особенностей этнических культур посвящены работы С.А.Арутюнова, А.К.Байбурина, В.И.Козлова, С.В.Лурье, Э.С.Маркаряна, Ю.И. Мкртумяна, А.А.Сусоколова, В.А.Тишкова, С.А.Токарева. Различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах М.С.Джунусова, Г.Г.Катожекова, Ю.В.Попкова, Н.Г.Хайруллиной [55; 57; 129; 130; 117].

В исследованиях по проблеме особенностей современных этнических процессов М.А.Аствацатуровой, А.Ф.Даштамирова, Л.Л.Хоперской, А.Ю.Шадже определяются причины возрастания роли этнического фактора в социальных процессах на Северном Кавказе. Социально-культурные проблемы народов Северного Кавказа рассматриваются в работах Н.Г.Айдамирова, Р.А.Ханаху, Ф.С.Эфендиева и др.[132; 35; 153].

По исследуемой проблеме защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций ( Переверзев А.Е. Русские на Северном Кавказе: социокультурная роль и статусные позиции; Хабибулина Н.Н. Диаспора: сущность, социальнофилософские аспекты развития; Степанян А.А. Этнообщина как продукт диаспоральных процессов; Бубашвили Г.Э. Политика современных государств в отношении зарубежных диаспор) [111; 22]. Однако в представленных работах проблемы формирования культуры диаспор, в том числе диаспор Тюменской области, представлены недостаточно, что обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Целыо диссертационной работы - является выявление тенденций формирования культуры диаспор кавказских народов Тюменской области и механизма ее взаимодействия с культурами других этнических общностей региона.

Для достижения поставленной цели автор решал следующие задачи:

1) изучить теоретико-методологические подходы к исследованию диаспоры как социального феномена;

2) уточнить понятие «культура диаспоры»;

3) проанализировать процессы межкультурного взаимодействия диаспор кавказских народов и представителей других национальностей, проживающих в Тюменском регионе;

4) предложить мероприятия по развитию культуры кавказских диаспор в регионе;

5) определить потенциал представителей кавказских народов на и вне исторической родине;

6) выявить основные тенденции формирования и развития культуры диаспор кавказских народов, образовавшихся на территории Тюменской области.

Объектом исследования являются диаспоры народов Кавказа.

Предметом исследования выступает культура представителей диаспор кавказских народов, проживающих в Тюменской области.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на идеи классиков социологии, а также фундаментальные исследования современных ученых, обосновавших общие закономерности культурных процессов и выявивших этнические, религиозные и региональные особенности этносов.

Методологическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен рядом намеченных задач и поставленной целью. Наиболее эффективным для подобного рода исследования представляется системный подход, позволяющий рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных элементов, функциональные отношения между которыми помогает выявить метод структурного анализа.

Основу исследования составили философские, социологические и культурологические труды отечественных и зарубежных ученных, обосновавших наиболее общие закономерности культурных процессов, их историческую обусловленность, зависимость от природно-климатических особенностей среды, этнических, религиозных и других особенностей этносов. Автор руководствовался социологическими теориями этничности, классическими и современными теориями системного анализа, логического моделирования этнокультурного развития с учетом исторического, социологического и регионального аспектов, применяя монографический и статистический методы.

Эмпирической базой исследования явились:

1. данные государственного комитета по статистике Тюменской области по социально-экономическому развитию региона;

2. федеральные и региональные законодательные и нормативные акты;

3. вторичный анализ материалов исследования социологов по данной проблеме;

4. результаты исследований, проведенных автором в 2004-2006 гг.

На первом этапе исследования (2004-2005 гг.) был проведен анкетный опрос представителей кавказского населения, проживающих на Кавказе, т.е. на исторической родине. В опросе приняли участие 173 респондента, из числа которых 44,5% составили мужчины и 55,5% - женщины. В сфере обслуживания занято - 1,7% респондентов; культуры - 2,3%; дошкольного и школьного образования - 23,0%; здравоохранения - 27,0%; в органах власти - 4,0%; на транспорте - 2,3%; в строительстве - 1,1%; системе связи - 1,1%; нефтегазовой промышленности - 1,7%; сельском хозяйстве 9,8%; неработающие составили 17,8% от общей численности опрошенных.

На втором этапе (2005-2006 гг.) было проведено анкетирование представителей кавказского населения, проживающих на юге Тюменской области, т.е. вне исторической родины. В опросе приняли участие 184 респондента. Из числа опрошенных 60,0% составили мужчины, 40,0% -женщины. В сфере обслуживания заняты - 9,7% респондентов; культуры -2,7%; дошкольного и школьного образования - 8,1%; здравоохранении - 4,9%; на транспорте 9,7%; в строительстве - 16,8%; системе связи - 2,2%; коммерческих структурах - 20,0%; нефтегазовой промышленности - 2,2%; сельского хозяйства - 5,4%; неработающие составили 10,3%) от общей численности опрошенных.

На третьем этапе (июнь - август 2006 г.) были проведены фокус-группы с представителями кавказских диаспор, проживающих в г. Тюмени.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием параметрических и непараметрических методов в зависимости от параметров распределения вариационных рядов с использованием статистического пакета SPSS 7.5.

Научная новизна исследования. В рамках выполненного исследования в качестве новых результатов, определяющих вклад диссертанта в разработку проблемы, можно выделить следующие:

1) доказано, что как социологическая категория диаспора может рассматриваться двояко:

- по «горизонтали» как поселенческая группа, отличающаяся от других поселенческих групп, таких как колония, землячество и т.п.;

- по «вертикали» как этническая общность, отличающаяся от таких как этнос, национальное меньшинство, этнообщина, этническая группа и др.

2) введено в научный оборот понятие «культура диаспоры» и показаны отличия от культуры представляющего ее народа, проживающего на своей исторической родине;

3) выделены этапы формирования культуры кавказских диаспор на территории Тюменской области.

4) на основе социологической диагностики выявлены инновационные изменения в механизме формирования культуры диаспор кавказских народов и стратегия ее развития в регионе.

5) определены основные тенденции развития межкультурного взаимодействия диаспор кавказских пародов с другими этническими общностями региона.

Теоретическая значимость логически следует из новизны исследования и включает в себя:

- развитие теоретического уровня современных исследований диаспоры и этнокультурной ситуации,

- поиск подхода к исследованию межэтнических взаимодействий,

-определение индикаторов диагностики этнокультурной, социальноэкономической и политической ситуации, которые явились бы отправной точкой в дальнейших исследованиях культуры диаспор кавказских народов,

-получение данных для развития таких перспективных научных направлений как социология культуры и духовной жизни, социальная культурология, региональная социология, этносоциология и этноконфликтология.

Практическая значимость диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования, выявленные в работе над проблемами и перспективами развития диаспор кавказских народов, могут быть использованы органами государственной власти, в частности, Комитетом по делам национальностей для постановки и реализации программ в области национальных отношений.

Полученные в ходе исследования материалы могут быть также использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности: при чтении спецкурсов по этнографии, социальной философии, этносоциологии, этнополитологии, культурологии.

Апробация работы. Процесс и результаты исследования на различных его этапах сообщались и обсуждались в Павлодарском государственном университете им. С.Торайгырова, Тюменском государственном нефтегазовом университете, па международных, всероссийских и межвузовских конференциях.

Международные конференции: «Теория и практика исследования процессов рыночных преобразований в странах ближнего зарубежья» (Павлодар, 2004); «Теоретические, методические и прикладные аспекты социально-экономического анализа хозяйственных систем» (Тюмень, 2006);

Всероссийская конференция: «Религия и хозяйство» (Тюмень, 2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание, включая рисунки, таблицы, изложено на 165 страницах. Библиография содержит 160 наименований источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Хаматханова, Макка Алаудиновна

Заключение

В результате проведенного диссертационного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. В российском обществе начала XXI века активно протекают процессы, оказывающие влияние на национальные отношения. Их развитие обусловливает необходимость теоретического осмысления такого важного феномена этносоциальной структуры, как диаспора. Феномен диаспоры .основывается на культурной самобытности, которая обеспечивает жизнеспособность этнического организма.

Как социологическая категория диаспора может рассматриваться двояко:

- по «горизонтали» как поселенческая группа, отличающаяся от других поселенческих групп, таких как колония, землячество и т.п.;

- по «вертикали» как этническая общность, отличная от этноса, национального меньшинства, этнообщипы, этнической группы и др.

2. Исследования социологов, философов, культурологов последних лет свидетельствуют об усилении внимания к проблеме формирования культуры различных диаспор нашей страны. Под диаспоральной культурой диссертант понимает культуру живущего в инородном окружении этнического или конфессионального меньшинства, которое объединено общим самосознанием, выражающимся в чувстве групповой солидарности.

Будучи одной из форм проявления этнической культуры, культура диаспоры, хотя и близка, однако ей не тождественна. Взаимосвязь между ними такова: культура всякой диаспоры является этнической культурой, по пе любая этническая культура есть культура диаспоральная.

3. Исследования автора показывают, что диаспоральная культура, наряду с атрибутивными признаками, обладает определенной спецификой:

- испытывает сильное в влияние со стороны культур местных этносов, которые образуют основу населения данной территории нахождения диаспоры;

- обладает (особенно на стадии адаптации) высокой этнокультурной маргинал ьностыо;

- характеризуется относительной изолированностью (но причинам удаленности, неразвитости информационного пространства и т.д.) от культуры своего базового этноса;

- ее представители обладают высокоразвитым чувством самосохранения своей культуры;

- представлена малым числом субъектов культуры, что делает ее более уязвимой и может привести к потере ее самобы тности;

- требует для своего развития определенной инфраструктуры, представленной в регионе дислокации данной диаспоры сетыо национальных социо-культурных институтов (национальных школ, клубов, театров, мест религиозных обрядов и др.) и «индустрией досуга» (национальные рестораны, кафе, кухни, виды спортивных состязаний и т.п.).

4. В процессе налаживания межэтнических контактов представители диаспоральной культуры с объективной необходимостью взаимодействуют с соседствующими культурами других этнических общностей. По мнению диссертанта, на степень такого рода взаимодействия оказывают влияние прямые и косвенные факторы. К первым из них можно отнести единство (близость) языка, тождественность традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, общность истории и вытекающего из псе уклада жизни, единство вероисповедания, принадлежность к одной конфессии, родственность фольклора и др.

Факторы, косвенно влияющие па межкультурнос взаимодействие диаспоры с иными этническими общностями, включают:

- общий социально-экономический уровень развития территории дислокации исследуемой диаспоры;

- объем средств, выделяемый местными органами власти иа развитие процессов межкультурного взаимодействия различных этносов в регионе;

- число этнических общностей в регионе, их динамика за последние 15-20лет;

- доля представителей изучаемой диаспоры в общей численности населения региона, а также по сравнению с местным этносом данной территории;

- соотношение численности представителей исследуемой диаспоры с численностью представителей других диаспор, проживающих в этом регионе;

- причины и обстоятельства образования данной диаспоры в регионе;

- период возникновения и продолжительность жизни диаспоры и т.д.

5. Диссертант обосновывает, что факторы, влияющие па межкультурпос взаимодействие этнических общностей, могут подразделяться также па способствующие и препятствующие такому взаимодействию. К неспособствующим (препятствующим) факторам в диссертации отнесены:

- автаркность диаспоры, ее закрытость во избежание контактов с "представителями других этнических общностей;

- наличие в регионе воинственно настроенных но отношению к другим этническим группам шовинистических группировок;

- имеющие до сих пор пережитки русофобии, выражающиеся в .«выпячивании» культурных ценностей самого многочисленного этноса нашей страны в ущерб развитию культуры других народов;

-социальная напряженность, порожденная политическими разногласиями и конфликтами между Россией и странами бывшего Союза и проявляющая себя через истерию в СМИ и произвол властей в отношении некоренных этнических общностей.

6. Процесс межкультурпого взаимодействия различных этнических общностей характеризуется внутренней и внешней средой его развития, Развивающая по своим, имманентным ей, законам, внутренняя среда культуры •диаспоры весьма неоднородна и чувствительна к разного рода воздействиям, lie неоднородность обусловлена появлением в составе диаспоры новых представителей как носителей культуры этноса, по-разному относящихся к сложившимся традициям, языку, обычаям и истории своего парода. Чувствительность ко всякого рода воздействиям внутренней среды диаспоральной культуры зависит от того, насколько она впитывает в себя или отторгает привносимые извне общественно-культурные ценности.

Во внешнюю среду культуры диаспор диссертант включает три основных компонента: региональный, федеральный и международный (рис.2)

7. Для российской социологической науки проблематика поиска новых путей и этапов формирования культуры диаспор кавказских народов является .достаточно новой. Данная культура характеризуется целым рядом стойких традиций и обычаев, оказывающих серьезное влияние па становление национального характера, фольклора и ментальное™. Вместе с тем, она пе есть нечто застывшее, у народов Кавказа возникают новые традиции, развивается их фольклор и язык, а элементы повседневной культуры проникают в жизнь народов, видоизменяясь и взаимообогащаясь.

Кавказские диаспоры во многом способствуют более успешной социализации членов общности в иноэтническое окружение, создают своеобразную этнокультурную атмосферу для комфортного существования и взаимодействия с другими этносами, формируют основы межкультурпого диалога.

8. Диссертант на основе использования основных критериев межкультурпого взаимодействия (языка, традиций, обычаев, веры, общности истории и др.) определил ранговые оценки степени такого взаимодействия применительно к ингушской диаспоре Тюменской области (табл.2.2). Выяснилось, что наиболее сильно межкультурное взаимодействие ингушской диаспоры с базовым этносом и родственными диаспорами, находящимися в дальнем и ближнем зарубежье. Также много общего у культуры ингушей Тюменской области с культурным наследием представителей других кавказских диаспор. Относительно невысокая степень межкультурпого взаимодействия по базовым критериям с некавказскими диаспорами и местным населением свидетельствует о необходимости как развития традиционных, так и поиска новых форм межкультурного диалога ингушской диаспоры с другими этническими общностями, населяющими гостеприимную и многонациональную Тюменскую область.

9. Анализ эмпирического материала и результаты проведенных автором социологических исследований позволили определить основные тенденции развития процессов межкультурного взаимодействия кавказских диаспор с другими этническими общностями региона.

По мнению автора диссертационной работы, выявленные тенденции развития межкультурного взаимодействия кавказских диаспор Тюменской области с другими этническими общностями в значительной степени характерны для многих регионов Российской Федерации, имеющих «диаспоральную составляющую», и могут быть экстраполированы па российскую действительность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Хаматханова, Макка Алаудиновна, 2007 год

1. Абдулатипов Р.Г. Государственное регулирование национальной политики. - М.: Мысль, 2001. -205с.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.-С. 153.

3. Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность //Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону. - 1995. - №4. - С. 57.

4. Абдулатипов Р. Национальные отношения и политика общественного .согласия //Этнополитические исследования. 1995. - №2. - С. 21.

5. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала: Изд-во АГУ, 1992. С. 134-135.

6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. - С. 115.

7. Александрепков Э.Г. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность»? //Этнографическое обозрение. 1996. - №3. - С. 21.

8. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728с.

9. Арутюнов С.А. Диаспора это процесс //Этнографическое обозрение. -2000. №2. - С. 77.

10. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /Отв. ред. Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1983. - 234с.

11. П.Арутюнов С.А. Этнографическая паука и изучение культурной динамики //Исследование по общей этнографии. М.: Наука, 1997.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM., Кондратьев B.C., Сусоколов А.Л. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984.-256с.

13. Лствацатурова М.Л. Диаспоры в Российской Федерации, формирование и управление. На материалах Северо-Кавказского региона: Дис. д-ра полит, наук: М.: РГБ, 2003.

14. Ахриев Р.И. Культура народов Кавказа как одна из цепное iей горской .цивилизации. /Тезисы 2 Междунар. конгр. «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру». Пятигорск, 1998. - С. 7.

15. Бадаляп И.А. Этнос как культурное сообщество и его динамика проблема концептуальной альтернативы) //Известия УрГУ, 2000. - С. 28.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

17. Бердяев Н. Философия неравенства. М.: ACT, 1990.

18. Большой энциклопедический словарь. /Гл. ред. Прохоров A.M. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2-е изд., 1998. - 1456с.

19. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1997. - 333с.

20. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Паука, 1973. - 283с.

21. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия //Советская этнография. 1969.6.

22. Бубашвили Г.Э. Политика современных государств в отношении зарубежных диаспор. Дис. к. полит, наук: М., РГБ, 2003.

23. Вахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США. /Современная американская этнография. М.; - 1963.

24. Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор //Общественные науки и современность. 2000. - №3. - С. 115-130.

25. Вострякова Ю.В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры //Философско-методологичсские проблемы науки и техники. Самара, 1998. - С. 78-81.

26. Волков Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту. Историко-этнографические очерки Кавказа. J1., 1978. - С. 159.

27. Газета «Известия», Динамика развития национальных литератур Северного Кавказа в условиях липгво-культуриой ситуации (двуязычия). -1991.- 11 января.

28. Гегель. Философия духа //Энциклопедия философских паук: В 3 т. -М.: Наука, 1997.-Т. 3.

29. Геллнер Э., Гумер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

30. Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические •предпосылки коэволюции человека и природы: философско-антронологическая модель коэволюционного развития. Новосибирск, 1998.

31. Гумилев JI.II. География этноса в исторический период. /АН СССР, Геогр. об-во СССР. Л.: Наука, 1990. - 278с.

32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Наука, 1990.

33. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению //Социологисеские исследования. 1992. - №1. - С. 50-58.

34. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, РГУ, 1979.

35. Дашдамиров А. Национальная идея и этиичпость. Баку: Элм, 2001.

36. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов/Д.: РГПУ, 1996.

37. Дзюба И. Содружество культур //Литературная газета. 1990. - 20июня.

38. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность //Вопросы истории. 1976. №4.

39. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. 1985. - №5. -С. 3-16.

40. Дробижева Л.М. Основные направления изучения национальных отношений. М.: Наука, 1979. - 213с.

41. ДятловВ.И. Диаспора: попытка определиться в понятиях //Диаспоры. — 1999. №1. С. 14.

42. Дятлов В.И. Торгаши, чужаки или носланные богом. М., 1996.

43. Ерохина Е.А. К изучению межэтнических взаимодействий: исследовательские подходы //Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 3. -Новосибирск: Изд-во СОР АН, 2000. С. 27-31.

44. Зязиков М.М. Традиционная культура ингушей: история и современность.- Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 312с.

45. Исакова Н.В. Культура пародов Севера: философско-социологический анализ /Отв. ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1988. -206с.

46. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социологический очерк. Казань: Таг. книж. изд-во, 1992.

47. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. JI.: ЛГУ, 1974. - С. 122.

48. Каган М. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 328с.

49. Казанов Х.Н. Национальный характер. Нальчик. КБ. ИПК, 1994.

50. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. Программа «Модель демократии для России». М.: РАГС.

51. Карпов Ю.Ю. Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. 368с.

52. Касаткина Н. От маргинальное™ до интеграции: стратегия аккультурации, в различных группах национальных меньшинств Литвы //Этническая психология и общество: М., 1997, - С. 271-288.

53. Кессиди Ф.Х. Народ и нация // Философия социологической мысли. -Киев, 1992.-№6.-С. 36-37.

54. Коган М.Э. Роль межличностных коммуникаций и национальных ориеитаций при передаче этнической культуры. М.: Паука, 1980. - 180с.

55. Козлов В.И. Этнос и культура//Советская этнография. 1979. - №3.

56. Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития //Вопросы истории. 1986. - №9. - С. 97.

57. Козлов В.И. Проблематика этпичиости. //Этнографическое обозрение. 1995. - №4. - С. 39-55.

58. Кокшаров Ы.В. Культура и этничпость. СПб., 1998.

59. Колосов В.А., Галкина Т.А., Куйбышев М.В. География диаспор па территории бывшего СССР //ОНС: Общественные пауки и современность. -1996,-№5. с. 34-46.

60. Константинова С.С. Этнология. Конспект- лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 2005. - 176с.

61. Конфликтная этпичность и этнические конфликты /Под ред. Л.М.Дробижевой. М., 1994.

62. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: 1ШРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 304с.

63. Кохен Р. «Глобальные Диаспоры». Лондон, 1997.

64. Коченкова Л. П. Проблема культурного развития и взаимодействия. /Кавказский регион: Ростов-на-Доиу: Изд. Рост, упивер. 2000.

65. Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития //' Вопросы философии. 1982. - №1. - С. 34-53.

66. Культура //Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Нфроп, 1890. М.: Терра. 1991.-Т. 33. С. 6.

67. Культурология.-Ростов-на-Доиу.: «Феникс», 1998.-С. 106.

68. Культурология: Учебник /Под. ред. 10.11.Солонина, М.С.Кагана. М.: Высшее образование, 2005. - 566с.

69. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурпые взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, Наука, 1991. - 259с.

70. Лаллукка С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты (опыт-анализа российских финно-угров) //Социс. 2000. - №7. - С. 92.

71. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., ,1993.- 178с.

72. Лебедева Н.М., Хохлов А.А. Русские в республиках бывшего Союза: предрешен ли исход? (из опыта этнопсихологического исследования) //Русские в ближнем зарубежье. М., 1994.

73. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., ИВ РАН «Квант», 2001. 176с.

74. Леви-Сгрос К. О тотемизме как факторе своеобразия первобытного мышления /Этнокультурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. -М., 1982.

75. Лолаева Д.Т. Диаспоральные группы как сопиалыю-этпический феномен (социально-философский анализ), дис.к.ф.паук: -М.: РГБ, 2001.

76. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284с.

77. Межуев В.М. Как возможна философия культуры? //Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 10. М.: Наука, 2000. - С. 11-27.

78. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса //Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978.

79. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: ЮНИТИДАНА, 2004. - 367с.

80. Назаров А., Назарова Е. Проблемы российской диаспоры в странах СНГ /Внешняя политика, 2004.

81. Народы Кавказа: проблемы культурного развития и взаимодействия //Научная мысль Кавказа. 2000. №2.

82. Николаев В.Г. Культурология XX век. Словарь, 1997. С. 19.

83. Основы национальных и федеративных отношений /Под ред. Абдулатипова Р.Г. М.: РАГС, 2001. - С. 10.

84. Паин Э. Межнациональные отношения и миграция //Миграция. -1997.-№1.-С. 13.

85. Петренко А.В. «Русский вопрос» в ближнем зарубежье. 2004.

86. Полоскова Т.В. Диаспоры и внешняя политика. //Международная жизнь. 1999 -№11. -71с.

87. Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М: Научная книга, 1998.-С. 22.

88. Полоскова Т.В. «Проблемы русской диаспоры в новом зарубежье». .Круглый стол Института СНГ. Заседание 2-е.

89. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1990. - 200с.

90. Попков Ю.В. К методологии исследования процесса интернационализации. Новосибирск: Наука, 1991.

91. Пути мира па Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад /Под ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 1999.

92. Разделит ли Россия участь Союза ССР? /Под. ред. Э.А. Баграмова. -М., 1993.-С. 87.

93. Россия: преодоление национальной катастрофы. /Под. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИРАН, 1999. - С. 82-83.

94. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288с.

95. Садохип А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд.,- М.: «Академия», 2003. - 320с.

96. Семенов B.C. Культура и развитие человека // Вопросы философии. 1982.-№4.-С. 15-30.

97. Семенов Ю.И. Общество, страны, пароды //Этнографическое обозрение. 1996. - №2. - С. 3-18.

98. Семейный быт народов СССР. М.: Наука, 1990. - 332с.

99. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

100. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. (Социологический очерк). М.: Механик, 1996. - 208с.

101. Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. -М., 1974.

102. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. -4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600с.

103. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432с.

104. Современный словарь иностранных слов / Под. ред. Булыко Л.II. -М.: Мартин, 2005.-848с.

105. Соколова 3. Г1. Эндогамия и этнос // Этнографическое обозрение.1992. -№3.- С. 67-78.

106. Соколовский С. В. Русскость: исторические, географические и социальные измерения //Русские в ближнем зарубежье. М., 1994.

107. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

108. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /Общ. ред. состав. АЛО. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543с.

109. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность /Отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 2002.

110. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Социологические очерки. -Л.: Наука, 1987.- 174с.

111. Степанян А.А. Этпообщипа как продукт диаспоральпых процессов. Дис. к. с.н. М., 2004.

112. Степип B.C. Личность в технотронную эпоху. //Паука в России.1993.-№2.

113. Тавадов Г. Этнология. Словарь-справочник. М., Социально-политический журнал, 1998. - С. 21.

114. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры //Этиогрфическое обозрение. 2000. - №2. - С. 2-13.

115. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М.; - 1993.

116. Тишков В.А. Этичность, национализм и государство в постсоветском обществе //Вопросы социологии. 1993. - №1, 2, - С. 3.

117. Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза //Советская этнография. 1949. - №3. - С. 12-37.

118. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии) //Вопросы философии. 1964. -№11.-С. 43-54.

119. Толстов С.11. К проблеме аккультурации //СО. 1930. - №1-2 - С. 65.

120. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.Н. Диаспора как объект социологического исследования //Этнографическое обозрение. 1996.- №12. -С. 33-42.

121. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.800с.

122. Тхагапсоев Х.Г. Философия образования: Проблема развития региональных систем. Нальчик: Эль-Фа, 1997. С. 127.

123. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

124. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкеской) культуры. Пальчик: Эль-Фа, 1997. С.12-13.

125. Фролов Н.К. Взаимосвязи этнических культур в зеркале социо- и этнолингвистики //Национальные культуры региона. Вып. 2. Тюмень. 2003. С. 6-8.

126. Фролов Э.Д. Скифы в Афинах //Вестник древней истории. 1998. -№1. - С. 135-152.

127. Фоминых В.П.Общественная психология сельских жителей Чувашии. Чебоксары, 1990. - С. 170.

128. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981.- 304с.

129. Хайруллина Н.Г. Социодиагиостика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: Изд-во ТП1ГУ, 2000. - 466с.

130. Хайруллина Н.Г. Современное состояние экономики региона //Вестник Тюм.НГУ «Региональные социальные процессы». 2006. №3.

131. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области. Тюмень: Изд -во ТюмГНГУ, 2004. -128с.

132. Ханаху Р.Л. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп: «ЗИХИ», 1997.-С. 151.

133. Чалианд Г., Раже Дж. Р. «Пингвин. Атлас Диаспор». Лондон, 1997. П. XIII. С А. Вишневский, 2000.

134. Черновская В. Кавказцы в этпокопфессиоиалыюй структуре Ярославля // Диаспора.- 2001. №1. - С.77-92.

135. Чеченцы: история и современность /Мир дому твоему. М., 1996.

136. Чешко С.В. Человек и этничпость //Этнографическое обозрение. -1994.-№6.-С. 35-49.

137. Численность и миграция населения российской Федерации в 1990году: Статистический бюллетень. М.: Госкостат России, 2000.

138. Чусоватин А.Г. Концепция взаимодействия: Историко-методологический анализ.- Новосибирск: Наука, 1993.

139. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп: ЛГУ, 1996.-С. 54.

140. Швец В.В. Путь к согласию //Национальные культуры региона. Вып. 4. 2004. С. 6-8.141.1Пендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: Сущность, состояние, пути развития (социологический аспект). М.: Молодая гвардия, 1990. -305с.

141. Шендрик А.И. О предмете и методе культурологии //Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 7. -М., Российский институт культурологи, 1997. -С. 236-254.

142. Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. Кн. 1. Становление и развитие идеи культуры в западной общественной мысли от античности до конца XX века. М.: СОЦИУМ, 1999. 227с.

143. Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. Кн. 2. Развитие идеи культуры в западной и отечественной общественной мысли XX века. М.: СОЦИУМ, 1999. - 235с.

144. Этнические процессы в современном мире /Отв. ред. Ю.В.Ьромлей. -М.: Наука, 1987.-446с.

145. Этнические меньшинства в современной Европе.- М., 1997. 327с.

146. Этнография и смежные дисциплины. Этпогрфическис субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Паука, 1988. - 222с.

147. Этнокультурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. М.: Наука, 1982. - 242с.

148. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 3. М., 1997. С. 29.

149. Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Выи. 2. - Новосибирск: Изд-во института философии и права СОР АН, 1998. - 309с.

150. Этносоциальные проблемы города. М., 1986.

151. Этнологический словарь. Вып. 1. Этнос. Нация. Общество //Под ред. Рябкова В.Г. М., 1996.

152. Эфендиев Ф.С. Этиокультура и национальное самосознание. Нальчик. «Эль-фа». 1999. 304с.

153. Anderson В. Imagined Communities: Relictions on the Origin and Sprad ofNationalism. L. 1983.

154. Bernal M. E., Knight G. P. Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a. other minorities. Albany, 1993.

155. Hobsbawn E. Nation und Nationalism: Mythos und Realitaet seit 1780. -Frankfurt: Campus Verlag, 1989. 240 S.

156. Hamburger Abenblatt, 1998, 29 Januar.158. http://www.coe.int/t/r/parliamentaryassembly/Russiandocumcnts./|200 4]/[Warsa.25.01.2006].

157. Okamura I. V. Situational ethnicity//Ethnic and Racial Studies, 1981, V. 4. № 4.

158. The Invention of Tradion/Eds. Hobsbaum E., Rager T. Cambridge, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.