Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке как психолого-педагогическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Агадилова, Галина Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Агадилова, Галина Васильевна
Введение.
Глава 1. Педагогические условия формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
1.1. Феномен ценности в современной педагогике музыкального образования.
1.2. Механизмы исполнительской компетентности в формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке в отечественных концепциях эстетического воспитания и практической деятельности выдающихся педагогов-музыкантов.
Глава 2. Организация, содержание и ход опытно-экспериментального исследования по изучению процесса формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
2.1. Направления работы на предварительном этапе экспериментального исследования.
2.2. Проведение констатирующего и учебно-формирующего экспериментов на основном и заключительном этапах исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования2005 год, кандидат педагогических наук Ануфриева, Наталья Ивановна
Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника2007 год, кандидат педагогических наук Цилинко, Александр Петрович
Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов: на материале работы в концертмейстерском классе2007 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Анна Александровна
Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки2007 год, кандидат педагогических наук Васильева, Нелля Владимировна
Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе2004 год, доктор педагогических наук Щербакова, Анна Иосифовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке как психолого-педагогическая проблема»
Актуальность исследования. Создание условий для формирования целостной, гармоничной личности, которая способна творчески реализовать себя в окружающем мире, научиться определять в нем «свою стратегию, тактику и траекторию развития» (А.Гаязов), является одной из важнейших задач системы образования. На разных этапах исторического развития эта задача обретает особые черты, характерные для своего времени. Россия сегодня — это время перемен, поиска новых решений во всех областях социальной и культурной жизни, связанных с вхождением в новую информационную цивилизацию, обусловленную стремительным ростом технического прогресса. Следствием мощных тектонических сдвигов в области технического прогресса неизбежно является возрастание роли интеллектуальной деятельности в этой сфере. Гуманитарная культура, в которой формируется особое знание — «знание-переживание», отодвигается на второй план, результатом чего является искусственное отчуждение эмоциональной сферы от интеллектуальной. Человек - «робот», придаток машины становится темой многих художественных произведений XX века.
Во всех концепциях развития образования, созданных в последнее время и направленных на гуманизацию образовательной системы («Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования за период до 2010 года», «Концепция художественного образования в РФ» и др.), подчеркивается, что содержание образования должно отвечать задаче воспитания целостной личности, готовой к творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры нового времени. Решение такой задачи лежит в области гуманитарной культуры, в которой музыка занимает особое место. Ей открыт непосредственный путь «от сердца к сердцу» (М.Каган), в ней сокрыта возможность «восстановить целостность внутреннего мира человека» (Е.Минаев), почувствовать «величайшее единство мира» (Н.Римский-Корсаков), осознать, что нет «преград между эпохами» (Л.Гаккель) и можно соединить «материальное и духовное существование» (А.Шнитке) человека, чтобы проникнуть в бесконечность «пространства Мысли и Духа» (Б.Целковников). Музыкально-эстетическое воспитание способно сегодня стать одним из решающих факторов в выполнении задачи гуманизации образования, что можно рассматривать как социальный заказ, продиктованный временем.
Этим обусловлена актуальность проблемы формирования у современных учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке как одного из путей решения задачи воспитания целостного человека, творческой личности, обладающей способностью сохранять в пространстве научно-технической технократической цивилизации, в мире mass media высокий духовный потенциал, «культуру бесконечности индивидуального сознания . культуру живого переживания реальности» (Ю.Шор).
Однако, для того, чтобы проникнуть в это пространство современному школьнику необходимо присутствие учителя, способного вызвать у него потребность к постижению музыки, желание общения с ней. Роль учителя -автора и исполнителя «педагогического произведения» (Б.Рачина), представляемого на суд особой аудитории, которую необходимо «заразить любовью» (М.Цветаева) к музыке, чрезвычайно значима. И особую значимость обретает его способность достичь «эмоционального заражения» своей аудитории, создать в ней «струны. общности» (Л.Надирова), становящиеся основой для духовного единения, «ценностного взаимодействия» (А.Щербакова) учителя и его учеников. Значительную роль в рождении струн общности играет исполнительская компетентность учителя музыки, определяющая возможность яркой и талантливой реализации педагогического произведения в созданном учителем музыки художественном пространстве. Исполнительская компетентность рассматривается как структурный компонент профессиональной культуры учителя музыки и интерпретируется как инструмент реализации педагогических идей, опирающийся на механизмы связи и влияния составляющих исполнительской компетентности на формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке. Степень научной разработанности проблемы.
К изучению проблемы формирования целостной творческой личности обращались многие исследователи: педагоги, психологи, культурологи, социологи. В работах А.Аронова, М.Бернштейна, Л.Выготского, Дж.Гилфорда, А.Леонтьева, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Сластенина, Е.Торренса и др. раскрыты различные аспекты проблемы развития творческих качеств личности. Интегральные, целостные характеристики личности представлены в трудах Б.Ананьева, Л.Божович, А.Бодалева, С.Рубинштейна.
Роль искусства в становлении личности освещается в эстетической теории Т.Адорно, трудах М.Бахтина, философии искусства Г.Грэма, в философской теории ценности М.Кагана и др. Эта проблема поднимается в работах Г.Вёльфлина и Г.Гадамера, в феноменологии восприятия М.Мерло-Понти. Пространству мира и пространству искусства посвящены труды
И.Никитиной, З.Фрейда, Э.Фромма, Й.Хейзинги и др. Феномен духа в искусстве и науке раскрыт в трудах К.Юнга. В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.Адлер, Я.Корчак, В.Куницына,
A.Маслоу, Л.Надирова, К.Роджерс, Л.Шевченко и др.) раскрыта сущность и специфика проявлений эмпатии как фактора, обеспечивающего духовный контакт, сопереживание и соучастие в совместной творческой деятельности.
Огромное значение музыки как вида искусства в осуществлении процесса музыкально-эстетического воспитания детей и юношества освещается в трудах О.Апраксиной, В.Апрелевой, Б.Асафьева, Г.Иванченко, Д.Кабалевского, Н.Киященко, Г.Коломиец, А.Малюкова, Т.Мариупольской,
B.Медушевского, Е.Назайкинского, А.Николаевой, О.Радыновой, Л.Рапацкой, Б.Теплова, Б.Целковникова, Г.Цыпина, А.Щербаковой, А.Юдина, Я.Яворского и др.
Различным аспектам теории и методики музыкального обучения и воспитания посвящены работы Э.Абдуллина, Ю.Алиева, Л.Безбородовой, Н.Ветлугиной, Н.Гродзенской, Е.Николаевой, М.Осенневой, Б.Рачиной, Г.Стуловой и др. Во всех работах подчеркивается как значимость проблемы формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке, рождающего знание-переживание, так и роли учителя, его профессиональной компетентности в осуществлении этого процесса.
Однако, на практике достаточно часто можно наблюдать то, что интересная и качественно разработанная педагогическая идея не становится источником знания-переживания, поскольку ее воплощение не рождает «эмоциональную волну» (А.Малюков). Преодоление существующей «полосы отчуждения» между теоретической разработкой педагогической идеи и воплощением ее в практической деятельности для вовлечения учащихся в процесс эмоционально-ценностного постижения музыки составляет основную проблему исследования. Решение поставленной проблемы требует осмысления сущности, содержания и механизмов влияния исполнительской компетентности на процессе формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Объект исследования: процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Предмет исследования: механизмы влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения у музыке.
Цель исследования: теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование механизмов влияния исполнительской компетентности учителя музыки на осуществление процесса формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Задачи исследования: изучение и анализ философских и психолого-педагогических аспектов феномена ценности в современном пространстве культуры; уточнение сущности и содержания понятия «исполнительская компетентность» учителя музыки; создание и концептуальное обоснование педагогических условий, способствующих включению механизмов влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке; проверка эффективности разработанных способов и методов в процессе проведения экспериментальной работы, анализ и статистическая обработка полученных результатов.
Гипотеза исследования:
Формирование эмоционально-ценностного отношения у учащихся к музыке является одной из основных задач музыкально-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе. Решение этой задачи будет эффективным, если:
• современный учитель музыки будет обладать сформированным в процессе обучения и воспитания высоким уровнем исполнительской компетентности как структурным компонентом профессиональной культуры, обеспечивающим в практической деятельности эффективную реализацию педагогических идей;
• в процессе теоретико-методической подготовки студентов-музыкантов будут выявлены механизмы влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
• будут созданы педагогические условия для овладения наиболее эффективными способами и методами применения механизмов влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Методологическую основу исследования составили труды, заключающие в себе: различные аспекты философии искусства: С.Аверинцев, Т.Адорно, Аристотель, М.Бахтин, В.Беньямин, М.Бердсли, Н.Бердяев, Г.Гегель, Г.Грэм; философское освещение проблемы духовно-творческого становления личности М.Каган, Н.Киященко, Платон,
В.Соловьев, П.Флоренский и др.; исследования в области психологии художественного творчества: Б.Ананьев, Р.Арнхейм, В.Блок, Н.Волков, Г.Воробьев, Л.Выготский, Н.Гончаренко, Л.Грачева, Е.Замятин,
В.Ротенберг, А.Шведерский, М.Ямпольский и др.; исследования феномена ценности с позиции философии, психологии, социологии, педагогики: Б.Гершунский, В.Гинецинский, Б.Додонов, Л.Ионин, М.Каган, П.Мухина, З.Равшин, Г.Цыпин, А.Щербакова и др.; проблему художественного восприятия: Н.Бучило, Т.Вендрова, Л.Выготский, Н.Дмитриева, Г.Иванченко, Е.Медушевский, Е.Назайкинский, Г.Панкевич, А.Торопова и др.; различные аспекты эмоционально-ценностного постижения искусства: А.Малкжов, Л.Надирова, С.Раппопорт, А.Сохор, Р.Шульга и др.; сущность профессии - педагог-музыкант: Э.Абдуллин, О.Апраксина, Л.Арчажникова, Ю.Алиев, Л.Безбородова, Н.Ветлугина, Н.Гродзенская, Т.Мариупольская, Е.Николаева, М.Осеннева, Б.Рачина, Б.Целковников, Г.Цыпин, А.Юдин.
Методы исследования. В процессе исследования применились теоретические и эмпирические методы: анализ широкого круга научных источников в. области философии искусства, психологии художественного развития личности, общей педагогики и педагогики искусства; педагогические наблюдения и педагогические беседы; анкетирование и интервьюирование; педагогическое прогнозирование и планирование хода эксперимента; анализ и статистическая обработка данных экспериментальной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе кафедры музыкального образования музыкально-педагогического отделения факультета культуры и сервиса Нижневартосвского государственного гуманитарного университета (НГГУ), и также МОСШ № 8, МОСШ № 18, МОСШ № 31, МОСШ № 40, МОУ Гимназия г. Нижневартовска.
Этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении 2000-2008гг. и включало в себя ряд этапов.
На первом этапе (2000-2002 гг.), который можно рассматривать как базово-аналитический производился сбор информации по выдвинутой проблеме, определялась ее актуальность, формулировались - цель и задачи работы, объект, предмет, гипотеза, уточнялся понятийно-категориальный аппарат, выявлялись исходные методологические положения, определяющие ход и содержание исследования, разрабатывались способы и методы процесса формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке, определялись критерии и параметры, позволяющие определять уровни исполнительской компетентности будущих учителей музыки и их роль в успешной реализации разработанной педагогической технологии.
На втором этапе (2002-2005 гг.), который рассматривается как основной, проводились констатирующий и формирующий эксперименты, анализировались результаты, на основании чего уточнялась и совершенствовалась разработанная теоретико-методическая модель формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
На третьем этапе (2005-2008 гг.), который рассматривается как дублирующий, проверялись данные, полученные на основном этапе, а также на основании этих данных дорабатывалась и проверялась в экспериментальной работе теоретико-методическая модель формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке, подводились итоги проведенного исследования, определялись перспективы дальнейшей работы.
Научная новизна исследования заключается в:
• теоретическом обосновании актуальности и значимости на современном историческом этапе проблемы формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
• выявлении механизмов влияния исполнительской компетентности учителя музыки на осуществление процесса формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке; разработке и научном обосновании теоретико-методической модели формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• определены сущность и содержание понятия «исполнительская компетентность» учителя музыки;
• разработаны параметры и критерии исполнительской компетентности учителя музыки;
• разработана методика диагностики эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• методологические выводы и подготовленные методические рекомендации способствуют повышению исполнительской компетентности учителя музыки, а факультативный курс-практикум внедрен в процесс вузовской теоретико-методической подготовки;
• разработанный и апробированный факультативный курс-практикум, направленный на повышение уровня исполнительской компетентности учителя музыки, может быть успешно применен в теоретико-методической подготовке будущих учителей музыки;
• разработанная теоретико-методическая модель формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке внедрена, а эффективность ее проверена в учебно-воспитательном процессе; материалы, прошедшие апробацию в процессе диссертационного исследования, могут найти широкое применение как в процессе вузовской подготовки учителя музыки, так и в его профессиональной деятельности в системе общего образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:
• изучением и анализом значительного круга философских, психологических, культурологических, социологических источников, а также трудов в области музыкознания и искусствознания, общей педагогики и педагогики музыкального образования;
• проверкой всех выдвигаемых положений в практической экспериментальной деятельности;
• адекватностью методологических и теоретических подходов специфике проблемы, поставленной цели и задачам, объекту и предмету исследования.
Личный вклад соискателя заключается:
• в проведении анализа различных аспектов выдвинутой проблемы и выдвижении авторской концепции, определяющей направление исследовательской деятельности;
• в теоретико-методологическом обосновании условий, необходимых для решения широкого круга задач, соответствующих концептуальной направленности исследования;
• в разработке способов и методов, позволяющих решить поставленные задачи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы исследования освещались и обсуждались на кафедре музыкального образования музыкально-педагогического отделения факультета культуры и сервиса Hi 1 У, в Методическом объединении учителей музыки г. Нижневартовска, кафедре методологии и методики преподавания музыки Музыкального факультета МПГУ, в научных публикациях автора, выступлениях на научно-практических конференциях.
Разработанные методики внедрены: на кафедре музыкального образования музыкально-педагогического отделения факультета культуры и сервиса НГГУ; в школах г. Нижневартовска - МОСШ № 8, МОСШ № 18, МОСШ № 31, МОСШ № 40, МОУ Гимназия; на музыкальном отделении Нижневартовского государственного социально-гуманитарного колледжа - г. Нижневартовск, Тюменской обл., Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО); на курсах повышения квалификации учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных учреждений и преподавателей учреждений дополнительного образования - г. Радужный, Тюменской обл., Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных учреждений и преподавателей учреждений дополнительного образования - г. Урай, Тюменской обл., Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), учителей музыки г. Нижневартовска и Нижневартовского района — г. Нижневартовск, Тюменской обл., Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Достижение эффективности в процессе формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке требует постоянного поиска новых подходов, направленных на совершенствование учебно-методической подготовки будущих учителей музыки.
2. Для оптимального решения задачи формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке современному учителю музыки необходимо обладать сформированным в процессе обучения и воспитания высоким уровнем исполнительской компетентности как структурным компонентом профессиональной культуры, обеспечивающим в практической деятельности эффективную реализацию педагогических идей;
3. Уровень исполнительской компетентности зависит как от ряда специальных профессиональных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, так и от овладения механизмами влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
4. Овладение механизмами влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке требует повышенного внимания к практическому аспекту теоретико-методической подготовки учителя музыки - качественному воплощению этой подготовки в процессе осуществления педагогической практики;
5. Повышение качества педагогической практики, создание в процессе ее проведения педагогических условий для активного освоения и реализации методов и приемов музыкального обучения и воспитания является значительным фактором, способствующим профессиональному самоопределению будущего учителя музыки, его самореализации и самоактуализации в избранной профессиональной сфере.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании2009 год, доктор педагогических наук Майковская, Лариса Станиславовна
Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе2011 год, кандидат педагогических наук Бахтин, Вячеслав Васильевич
Формирование музыкально эстетических представлений и понятий у студентов педвуза1996 год, кандидат педагогических наук Обыскалова, Людмила Романовна
Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века1999 год, кандидат педагогических наук Щербакова, Анна Иосифовна
Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки1986 год, доктор педагогических наук Арчажникова, Людмила Григорьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Агадилова, Галина Васильевна
Заключение
Анализ полученных в процессе проведения диссертационного исследования результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения у учащихся в современной общеобразовательной школе в значительной степени зависит от уровня исполнительской компетентности учителя музыки, позволяющего ему максимально реализовать педагогические идеи, заложенные в концепции урока.
2. Высокий уровень исполнительской компетентности достигается в результате овладения как комплексом необходимых профессиональных качеств, так и механизмами влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке: ценностного взаимодействия, обратной связи, познавательного интереса, познавательной активности, творческого поиска, свободного выбора, творческого созидания.
3. Овладение механизмами влияния исполнительской компетентности на процесс формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке возможно только при постоянно проявляемом повышенном внимании к практическому аспекту теоретико-методической подготовки учителя музыки - качественному воплощению этой подготовки в процессе осуществления педагогической практики.
4. Совершенствование процесса проведения педагогической практики является реальным резервом для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания учащихся в современной школе.
5. Проведенное исследование, свидетельствующее о значительной роли исполнительской компетентности учителя музыки в процессе формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке, полностью подтвердило гипотезу и положения, выдвинутые на защиту.
139
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Агадилова, Галина Васильевна, 2009 год
1. Абдуллин, Э. Б./Э.Б.Абдуллин Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990. — 186 с.
2. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В./Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Прометей, 2003. 223 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. /К.А.Абульханова-Славская Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
4. Абульханова-Славская, К. А. /К.А.Абульханова-Славская Жизненные перспективы личности.//Психология и образ жизни личности. — М.: Наука, 1987. —С. 30.
5. Адлер, А. /А.Адлер Практика и теория индивидуальной психологии — М.: Прагма, 1993. — 175 с.
6. Адорно, Т. /Т.Адорно Избранное: социология музыки. — М., С.-П.: Университетская книга, 1999. — 445 с.
7. Алиев, Ю.Б. /Ю.Б.Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Гум. изд. центр Владос, 2000. — 336 с.: ноты.
8. Амонашвили, Ш. А. /Ш.А.Амонашвили Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
9. Амонашвили, Ш. /Ш.Амонашвили Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом Шалвы Амонащвили, 1996. — 494 с.
10. Ю.Ананьев, Б. Г. /Б.Г.Ананьев Избранные психологические труды. В 2-х т. — Т. 1. — Сост.: В. П. Лисенкова. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. —М.: Педагогика, 1980. —230 с.
11. П.Анисимов, С.Ф. /С.Ф.Анисимов Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. — 253 с.
12. Ансерме, Э. /Э.Ансерме Статьи о музыке и воспоминания. — М.: Советский композитор, 1986. — 224 с.
13. Апраксина, О. А. /О.А.Апраксина Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе — M.-JL: Акад. пед. наук РСФСР, 1948.148 с.
14. Арановский, М. Г. /М.Г.Арановский Два этюда о творческом процессе./ЯТроцессы музыкального творчества. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 56-77.
15. Арановский, М. Г. /М.Г.Арановский Мышление, язык, семантика.//Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974.1. С. 90-128.
16. Аристотель. /Аристотель Поэтика. Т. 4. — М.: Мысль, 1984.— С. 645680.
17. Артамонова, Е.И. /Е.П.Артамонова Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М.: Mill У, 2000. - 126с.
18. Арчажникова, JI. Г. /Л.Г.Арчажникова Профессия учитель музыки: Книга для учителя — М.: Просвещение, 198.4 — 111 с.
19. Асафьев, Б. В. /Б.В.Асафьев Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.-Л.: Музыка, Ленинград, отд., 1965.151 с.
20. Асафьев, Б. В. /Б.В.Асафьев Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. — Л.: Музыка, Ленинград, отд., 1971. — 376 с.
21. Бабанский, Ю. К. /Ю.К.Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
22. Баллер, Э. А. /Э.А.Баллер Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969. —С. 15.
23. Баренбойм, JI. А. /Л.А.Баренбойм Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-ое, доп. — Л.: Совет, комп., 1979. — 352 с.
24. Баренбойм, Л. А. /Л.А.Баренбойм Фортепианная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974. — 336 с.
25. Бахтин, М. М. /М.М.Бахтин Философия поступка. В кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. — М.: Наука, 19841985 —С. 80-160.
26. Бахтин, М.М. /М.М.Бахтин От философии поступка к Риторике поступка. — М.: Лабиринт, 1996. — 176 с.
27. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. /Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 416 с.
28. Бергер, Л.Г. /Л.Г.Бергер Эпистемология искусства. /Художественное творчество как познание. "Археология" искусствоведения". Познание и стили искусства исторических эпох./ — М.: Инф. изд. агентство Русский мир, 1997. — 432 с.
29. Бергсон, А. /А.Бергсон Творческая эволюция. — М.: КАНОН-пресс, Кучково поле 1998. — 384 с.
30. Бердяев, Н. А. /Н.А.Бердяев Самопознание /опыт философской автобиографии/. — М.: Междунар. отнош., 1990. — 336 с.
31. Бердяев, Н. А. /Н.А.Бердяев Человек. Микрокосм и Макрокосм.//Феномен человека: Антология. — М.: Высш. школа , 1993. —С. 28-58.
32. Березовчук, Л. /Л.Березовчук Музыка и мы. — С.-П.: Бояныч, Бланка, 1995. —287 с.
33. Бернс, Р. /Р.Бернс Развитие "я-концепции" и ее воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
34. Бернстайн, JI. /Л.Бернстайн Концерты для молодежи. — Л.: Советский комп., Ленингр. отд., 1991. — 227 с.
35. Библер, В. С. /В.С.Библер Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога). — М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
36. Библер, В. С. /В.С.Библер Нравственность, культура, современность. /Философское размышление о жизненных проблемах/. — М.: Знание, 1990. —62 с.
37. Благой, Д. Д. /Д.Д.Благой Образная речь педагога.//Советская музыка.1966, №6. —С. 81-84.
38. Блюмкин, В. А. /В.А.Блюмкин Мир моральных ценностей. — М.: Знание, 1981. — 64 с.
39. Бобринская, Е. А. /Е.А.Бобринская Концептуализм. — М.: Галарт,1994. — 156 с.
40. Бобринская, Е. А. /Е.А.Бобринская Концептуализм. Новое искусство. XX век. — М.: Галарт, 1994.— 216 с.
41. Божович, Л. И. /Л.И.Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
42. Болотова, А. К. /А.К.Болотова Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении.// Психологические аспекты социальной нестабильности. — М.: Б. и.,1995. —С. 59-71.
43. Бонфельд, М. Ш. /М.Ш.Бонфельд Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. — М., 1991.125 с.
44. Василюк, Ф. Е. /Ф.Е.Василюк Психология переживаний. — М.: МГУ, 1984. —200 с.
45. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. Руководитель авторского коллектива и отв. ред. Е. В. Попов. — М.: Владос, 1996. — 336 стр.
46. Вилюнас, В. К. /В.К.Вилюнас Психология эмоциональных явлений. — М.: МГУ, 1984.— 143 с.
47. Вилюнас, В. К. /В.К.Вилюнас Теория деятельности и проблемы мотивации /А. Н. Леонтьев и современная психология /под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. — М.: МГУ, 1983. — С. 191 — 200.
48. Выготский, Л. С. /Л.С.Выготский Избранные психологическме исследования, мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 519 с.
49. Выготский, Л. С. /Л.С.Выготский Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
50. Гаккель, Л. Е. /Л.Е.Гаккель Исполнителю. Педагогу. Слушателю.//Статьи, рецензии. — Л.: Сов. комп., Ленингр. отд., 1988. — 167 с. ,
51. Гаккель, Л. Е. /Л.Е.Гаккель Фортепианная музыка XX века.//Очерки. — Л.:: Всосоюз. изд. Сов. комп., Ленингр. отд., 1990. — 287 с.
52. Гачев, Г. Д. /Г.Д.Гачев Творчество, жизнь, искусство. —М.: Дет. лит., 1980. — 143 с.
53. Гершунский, Б. С. /Б.С.Гершунский Философия образования. — М.: Моск. псих-соц. инст., Флинта, 1998. — 432 с.
54. Гофман, И. /И.Гофман Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госуд. муз. изд., 1961. — 223 с.
55. Григорьев А. А. /А.А.Григорьев Искусство и нравственность. — М.: Современник, 1986. — 350 с.
56. Гуревич, П. С. /П.С.Гуревич Культурология. — М.: Знание, 1998. — 286 с.
57. Гуссерль, Э. /Э.Гуссерль Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. — 357 с.
58. Днепров, В. Д. /В.Д.Днепров Музыка в духовном мире современника.//Советская музыка. — 1971, № 8. — С. 38-45.
59. Зотова, О. И., Бобнева, М. И. /О.И.Зотова, М.И.Бобнева Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения//Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — С. 241.
60. Ивашкин, А. В., Хитрук, А.Ф. /А.В.Ивашкин, А.Ф.Хитрук В поисках традиций. О фортепианной музыке США XX века.//Вст. статья. Сб.: Пьесы американских композиторов XX века (для фортепиано). Сост. А.Ф.Хитрук — М.: Музыка, 1991. — С.2-6.
61. Иззард, К. Е. /К.Е.Иззард Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980. — 427 с.
62. Интерпетация культуры.//Антология исследования культуры. Т. 1. — С.-П. Универс. книга, 1997. — 723 с.
63. Ионин, Л.Г. /Л.Г.Ионин Социология культуры. — М.: Логос, 1998. — 280 с.
64. Кабалевский, Д. Б. /Д.Б.Кабалевский Прекрасное побуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973. — 336 с.
65. Каган, М. С. /М.С.Каган Мир общения. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
66. Каган, М. С. /М.С.Каган Философия культуры. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1996. — 416 с.
67. Каган, М. С. /М.С.Каган Философская теория ценности. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1997. — 205 с.
68. Кандинский, В. В. /В.В.Кандинский О духовном в искусстве. — JL: Фонд ленинг. галерея, 1990. — 66 с.
69. Кант, И. /И.Кант Собрание сочинений в шести томах. Т.З. — Минск: Попурри, 1993. — 240 с.
70. Кармин, А. С. /А.С.Кармин Основы культурологии. Морфология культуры. — С.-П.: Лань, 1997. — 512 с.
71. Карпушина, С., Карпушин, В. /С.Карпушина, В.Карпушин История мировой культуры. — М.: Nota bene, 1988. — 536 с.
72. Киященко, Н.И., Лейзеров, Н.Л. /Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров Эстетическое творчество. Человек на своем месте. Виды эстетической деятельности. Творческое развитие личности. — М.: Знание, 1984. — 112 с.
73. Козырева, А. Ю. /А.Ю.Козырева Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза.: Научно-метод центр Пензенск. гор. отд образования, 1994. — 344 с.
74. Кон, И. С. /И.С.Кон В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
75. Кон, И. С. /И.С.Кон Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1984. — 367 с.
76. Кременштейн, Б. Л. / Б.Л.Кременштейн Педагогика Г. Г. Нейгауза. — М.: Музыка, 1984, — 89 с.
77. Кремлев, Ю. А. ЯО.А.Кремлев Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., доп. — М.: Сов. комп., 1972. — 272 с.
78. Кремлев, Ю. /Ю.Кремлев Русская мысль о музыке./Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т.1. 1825-1860. — Л.: Музгиз, 1951. —286 с.
79. Критский, Б. Д. /Б.Д.Критский Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования / Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки — М.: Искусство в школе, 2000. — 242 с.
80. Кузьмина, Н. В. /Н.В.Кузьмина Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1979. — 114 с.
81. Леонтьев, А. А. /А.А.Леонтьев Общение как объект психологического исследования.//Методологические проблемы социальной психологии.
82. М.: Наука, 1975. —С. 106-110.
83. Леонтьев, А. А. /А.А.Леонтьев Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. —46 с.
84. Леонтьев, А. Н. /А.Н.Леонтьев Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
85. Леонтьев, А. Н. /А.Н.Леонтьев О путях исследования восприятия.//Восприятие и деятельность. — М.: МПГУ, 1976. — С. 327.
86. Леонтьев, А. Н. /А.Н.Леонтьев Философия психологии. — М.: МПГУ, 1994. —286 с.
87. Лернер, И. Я. /И.Я.Лернер Дидактические основы методов обучения.
88. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
89. Лихачев, Д. С. /Д.С.Лихачев Экология духа человеческого.//Сов. культура. — 1989, 23 марта. — С. 6.
90. Лобанова, М. /М.Лобанова Музыкальный стиль и жанр. История и современность. —М.: Сов. комп., 1990. —221 с.
91. Лосев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: Наука, 1991. — 219 с.
92. Лосев, А. Ф. /А.Ф.Лосев Основной вопрос философии музыки.//Философия. Мифология, культура. — М.: Политиздат, 1991.1. С. 315-335.
93. Лотман, Ю. М. /Ю.М.Лотман Избранные статьи.//Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллинн: Александра, 1992 — 479 с.
94. Лотман, Ю. М. /Ю.М.Лотман Об искусстве./Структура художественного текста. Семиотика кино. Проблемы киноэстетики.//Статьи. Заметки. Выступления. — С.-П.: Искусство, 1998. —702 с.
95. Лук, А. Н. /А.Н.Лук Психология творчества. — М.: Наука, 1978.127 с.
96. Лук, А. Н. /А.Н.Лук Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. — 175 с.
97. Мазель, Л. А. /Л.А.Мазель О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк. 2-е изд.— М.: Музыка, 1991. — 80 с.
98. Мальцев, С. М. /С.М.Мальцев О психологии музыкальной импровизации. —М.: Музыка, 1991. — 85 с.
99. Малюков, А. Н. /А.Н.Малюков Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: Изд. центр Феникс, 1999.— 256 с.
100. Малюков, А. Н. /А.Н.Малюков Теоретические основы формирования художественной культуры подростков. — М.: Прометей, 1993. — 137с.
101. Мамардашвили, М. /М.Мамардишвили Как я понимаю философию. Ред. Ю. П. Сенокосова. — М.: Изд.группа Прогресс, Культура, 1992. — 415 с.
102. Мариупольская, Т.Г. /Т.Г.Мариупольская Проблемы традиции и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки — М.: Прометей, 2002. — 204 с.
103. Машковский ,И. И. /И.И.Машковский Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. — М.: Знание, 1976. —63 с.
104. Медушевский, В. В. /В.В.Медушевский Музыка в семье искусств.//Музыка в школе. — 1984. № 1. — С. 31-35.
105. Медушевский, В. В. /В.В.Медушевский О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976.254 с.
106. Медушевский, В. В. /В.В.Медушевский Углублять концепцию музыкального образования.//Сов. музыка. № 9. — 1981.— С. 52-59.
107. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений под ред. Э.Б.Абдуллина — М.: Academia, 2002. 272 с.
108. Милка, А. /А.Милка О методологических поисках 70-х годов (музыкальный анализ и судьбы "новых методов").//Методологические проблемы музыкознания. Сборник статей. —М.: Музыка, 1987.
109. Милыптейн, Я. И. /Я.И.Милыитейн О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителей.//Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. — М.: Музыка, 1972. — С. 3-56.
110. Милыптейн, Я. И. /Я.И.Милыптейн Статьи. Воспоминания. Материалы. Ред. В. В. Протопопова. — М.: Сов. комп., 1990. — 286 с.
111. Михайлов, А. /А.Михайлов Выдающийся музыкальный критик.//Адорно Т. Избранное: социология музыки. — М., С.-П1: Университетская книга, 1999 .— С. 281-427.
112. Мудрик, А.В. /А.В.Мудрик Введение в социальную педагогику. — М.: Инст. соц. психологии, 1997. — 365 с.
113. Музыкальное искусство и наука.//Сб. статей. Сост. и ред. Е. В. Назайкинский. Вып. 3. — М.: Музыка, 1978. — 230 с.
114. Надирова, JL /Л.Надирова Струны общности. — Владимир: ВГПУ, 2000 —318 с.
115. Назайкинский, Е. В. /Е.В.Назайкинский О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
116. Неизвестный, Э. /Э.Неизвестный Об искусстве, литературе и философии./ЯСентавр: Неизвестный Э. об искусстве, литературе и философии. —М.: Прогресс, 1992. — 239 с.
117. Нейгауз, Г. Г. /Г.Г.Нейгауз Размышления, воспоминания, дневники.//Избранные статьи. Письма к родителям. Сост. Я. И. Мильштейн 2-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. комп., 1983. — 526 с.
118. Неф, К. /К.Неф История западноевропейской музыки. — М.: Музгиз, 1938. —304 с.
119. Никандров, Н. /Н.Никандров Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
120. Николаева, А.И. /А.И.Николаева Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: монография. — М.: Прометей , 2003. — 352 с. ,
121. Ницше, Ф. /Ф.Ницше Как становятся сами собою ЕССЕ HOMO. Пер. с нем. Ю. М. Антоновского .//Собр. соч. в двух т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С. 693-769.
122. О воспитании //Антология гуманной педагогики. Толстой. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. - С. 203 - 209.
123. О композиционном и исполнительском творчестве русских музыкантов. // Научные труды. Ред.-сост. А. И. Кандинский. Сбор. 3. — М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1998. — 186 с.
124. О музыкальной критике. / Из высказываний современных зарубежных музыкантов. — М.: Сов. комп., 1983. — 95 с.
125. Онеггер, А. /А.Онеггер О музыкальном искусстве. — JL: Музыка, Ленингр. отд., 1979. — 264 с.
126. Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов. //Психология развития. Под ред.Т.Д.Марцинковской. М.: Academia, 2001. - С. 264 - 307.
127. Падалка, Г. /Г.Падалка Интуиция в системе музыкально-педагогических воздействий и возможности ее развития.//Методологические проблемы музыкальной педагогики. — М.: МПГУ, 1991. — С. 42-44.
128. Педагогический поиск. //Сб. статей. Сост. И.Н.Баженова. 3-е изд. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
129. Педагог — музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия. К учебному пособию «Мировоззренческие убеждения педагога — музыканта». Сост. Б.М.Целковников. — М.: Текст, 1998. 126 с.
130. Петрушин, В. И. /В.И.Петрушин Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Гум. изд. центр Владос, 1997.—384 с.
131. Платон. /Собрание сочинений в 4-х. томах. Т.2. — М.: Мысль, 1993. —529 с.
132. Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. /В.М.Подуровский, Н.В.Суслова Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. — М.: Владос, 2001— 320 е., ноты.
133. Пономарев, Я. И. /Я.И.Пономарев Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
134. Пригожин, И., Стенгерс, Н. /И.Пригожин, Н.Стенгерс Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
135. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. — С.-П.: Петрополис, 1999. — 280 с.
136. Проблемы формирования творческой личности в музыкальном вузе. Мировоззрен. подготовка в спец. классе: Сб. науч. тр./Моск. консерватория. — М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1983. — 136 с.
137. Психологические условия и механизмы воспитания1 подростков.//Сб. науч. трудов. — М.: АПН СССР, НИИ общей и пед.психол., 1983. — 160 с.
138. Психология формирования и развития личности. Под ред. JI. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1981. — 364 с.
139. Ражников, В. Г. /В.Г.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Музыка, 1989. — 141 с.
140. Ражников, В. Г. /В.Г.Ражников Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. — М.: ЦАПИ, 1993. — 134 с.
141. Раймон, Б. /Б.Раймон Общество и образование. — М.: Прогресс, 1989. —200 с.
142. Рапацкая, JI. А. /Л.А.Рапацкая Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. — М.: МГОПУ, 1996. — 142 с.
143. Рапацкая, Л. А. /Л.А.Рапацкая Русская художественная культура: Учебное пособие. —М.: Гуман. изд. центр Владос, 1998. — 608 с: илл.
144. Раппопорт, С. X. /С.Х.Раппопорт Искусство и эмоции. 2-е изд. доп. — М.: Музыка, 1972. — 165 с.
145. Рахманинов, С. В. /С.В.Рахманинов Письма. Редакция, вст. статья и коммент. 3. Апетян. — М.: Гос. муз. изд-во, 1955. — 603 с.
146. Рачина, Б.С. /Б.С.Рачина Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: Учебное пособие для высших учебных заведений — Спб.: «Композитор», 2007. 544 с. , нот., ил.
147. Риккер, П. /П.Риккер Конфликт интерпретаций./Очерки о герменевтике. — М.: Academia-центр, Медиум, 1995. — 412 с.
148. Риккет, Г. /Г.Риккет Философия жизни. Пер. с нем. — Киев: Ника-центр, Вист-С, 1998. — 512 с.
149. Рожина, JI. /Л.Рожина Развитие эмоционального мира личности.
150. Минск: БГУ, 1999. — 256 с.
151. Ройтерштейн, М. И. /М.И.Ройтерштейн О двух критериях оценки мировоззрения педагога-музыканта.//Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — М.: МПГУ, 1998. — С. 20-21.
152. Рорти, Р. /Р.Рорти Философия и зеркало природы. — Новосибирск: Новое, университет, 1997. — 320 с.
153. Рубинштейн, Л. /Л'.Рубинштейн Домашнее музицирование. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 440 с.
154. Рубинштейн, С. Л. /С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1971. — 704 с.
155. Рубинштейн, С. Л. /С.Л.Рубинштейн Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 432 с.
156. Рувинский, Л. И. /Л.И.Рувинский Нравственное воспитание личности. — М.: МПГУ, 1981. — 184 с.
157. Савшинский, С. И. /С.И.Савшинский Работа пианиста над музыкальным произведением. — М.-Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1964.187 с.
158. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н: /В.А.Сластенин и др. Педагогика.//Учебное пособие для студ. пед. уч.заведений. — М.: Школа-Пресс, 2000 —512 с.
159. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. /В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова Введение в педагогическую аксиологию. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. -М.: Academia, 2003. 192 с.
160. Соколов, А.С. /А.С.Соколов Музыка вокруг.нас. — М.: ИДФ, 1996. — 224 е., фотоил.
161. Станиславский, К С. /К.С.Станиславский Работа актера над собой. — М.: Худ. литерат., 1938. — 203 с.
162. Старобинский, С. JT. /С.Л.Старобинский Профессиограмма педагога как проекция мировоззрения. //Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Международной научно-практической конференции. —М.: МПГУ, 1998. — С. 55-56.
163. Старчеус, М. С. /М.С.Старчеус Слух музыканта. — М: Моск. гос. консерватория им.П.И.Чайковского, 2003 — 640 с.
164. Стасов, В. В. /В.В.Стасов Избранные сочинения. Живопись, скульптура. музыка.//Собр. соч. в 3-х т. Т. 1. — М.: Искусство, 1952. — 732 с.
165. Стасов, В. В. /В.В.Стасов Избранные сочинения. Живопись, скульптура. музыка.//Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. — М.: Искусство, 1952. — 772 с.
166. Стасов, В. В. /В.В.Стасов Избранные сочинения. Живопись, скульптура. музыка.//Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. — М.: Искусство, 1952. — 886 с.
167. Степанов, Ю. С., Проскурин, С. Г. /Ю.С.Степанов, С.Г.Проскурин Константы мировой культуры. — М.: Наука, 1993. — 158 с.
168. Сухомлинский, В. А. /В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям.//Изб. пед. соч. в 3-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — С. 25266.
169. Тарасов, Г. С. /Т.С.Тарасов Музыкальное воспитание и развитие личности. // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. — Хрестоматия. Вып.1. Ч. 2. — М.: Прометей, 1991. —С. 171-175.
170. Тарасова, К. В. /К.В.Тарасова Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
171. Творческий процесс и художественное восприятие.//Сб. науч. трудов. — JL: Наука, Ленингр. отд., 1978. — 278 с.
172. Теплов, Б. М. /Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
173. Торопова, А. В. /А.В.Торопова Музыкальная психология и Психология музыкального образования.//Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. Программы по спец 13.00.07. — М.: МПГУ, 2000. — С. 47-80.
174. Тряпицына, А. П. /А.П.Тряпицына Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — Л.: МПГУ, 1989.91 с.
175. Тугаринов, В. П. /В.П.Тугаринов Философия сознания. — М.: Мысль, 1971. — 199 с.
176. Уайтхед, А. /А.Уайтхед Избранные работы по философии, пер. с англ. Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. статья М. А. Кисселя. — М.: Прогресс, 1990. — 718 с.
177. Унт, И. /И.Унт Индивидуализация и дифференциация обучения.
178. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
179. Ушинский, К. Д. /К.Д.Ушинский Избранные педагогические соч. в 2-х т. Т. 1. — М.: Учпедгиз, 1953. — 638 с.
180. Фарбштейн, А. А. /А.А.Фарбштейн Музыка как философское откровение. (К проблематике ранних работ А. Ф. Лосева по философии музыки).//Лосев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: Наука, 1991. — С. 83-95.
181. Фейгин, М. /М.Фейгин Индивидуальность ученика и искусство педагога. —М.: Музыка, 1975. — 110 с.
182. Фейс, О. /О.Фейс Генеалогия и психология музыкантов.//Альманах музыкальной психологии. — М.: МГК им.П.И.Чайковского, 1994. — С. 156-185.
183. Философия культуры. Становление и развитие.//Сборник научных трудов. Под ред. М.С.Кагана, Ю. В Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. — С.-П.: Петрополис, 1998. — 443 с.
184. Фрейд, 3. /З.Фрейд Идеал «Я» //Психология самосознания. Ред-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2003. - С.442 -446.
185. Фрейд, 3. /З.Фрейд Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995. — 396 с.
186. Хайдеггер, М. /М.Хайдеггер Искусство и пространство.//Самоосознание европейской культуры XX века. — М.: Наука, 1991. —С. 95-99.
187. Холопов, Ю. Н. /Ю.Н.Холопов О методе музыкального анализа.//Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Составители: В. И. Зак, Е. И. Чигарева. В.6. — М.: Музыка, 1985. —С. 145-151.
188. Холопова, В. Н. /В.Н.Холопова Музыка как вид искусства. — М.: Научно-творч. центр МГК им. П.И.Чайковского, 1994. — 258 с.
189. Целковников, Б. М. /Б.М.Целковников Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование. Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М.: Текст, 1999 — 231 с.
190. Цуккерман, В. А. /В.А.Цуккерман Музыкально-теоретические очерки и этюды. —М.: Сов. комп., 1970. — 558 с.
191. Цыпин, Г. М. /Г.М.Цыпин Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дис. . докт. пед. наук. — М. , 1978. — 361 с.
192. Цыпин, Г. М. /Г.М.Цыпин Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. Пособие для учащихся. — М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
193. Чередниченко, Т. В. /Т.В.Чередниченко Музыка в истории культуры.//Программа. Обновление гуманитарного образования в России. — Долгопрудный: Аллегро пресс, 1994. — В. 1. — 215 с.
194. Чередниченко, Т. В. /Т.В.Чередниченко Музыка в истории культуры.//Программа. Обновление гуманитарного образования в России. —Долгопрудный: Аллегро пресс, 1994. —В. 2. — 173 с.
195. Черепанов, В. С. /В.С.Черепанов Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
196. Шварцман, К. А. /К.А.Шварцман Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
197. Швейцер, А. /А.Швейцер Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. —343 с.
198. Шомбар де Лов. /Генезис и роль стремлений и потребностей в обществах XX в.//Науч. докл. высш. шк. Философские науки. — М.: Наука, 1969, № 1. — С. 73- 83.
199. Щербакова, А. И. /А.И.Щербакова К проблеме нормы-ценности в музыкально-педагогическом образовании./Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвузовский сборник научных трудов.
200. B.З. — Саранск, Мор.ГПИ им. М.Е.Евсевьева, 2000. — С.29-36.
201. Юдин, А. /А.Юдин Точка зрения "ценности" Генриха Риккерта.//Г. Риккерт. Философия жизни. — Киев: Ника-центр, Вист1. C, 1998. —С. 5-11.
202. Юнг, К.-Г. /К.-Г.Юнг Психология и поэтическое творчество.//Самоосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. — С. 103-118.
203. Этап исследования Количество участников Уровни сформированное™ исполнительской компетентности ВВ В С Н
204. Констатирующий 1-й конт. срез 8 100% 2 4 2 25% 50% 25%
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.