Формирование экологической культуры городского населения в современных условиях: Региональный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Быканова, Наталья Анатольевна

  • Быканова, Наталья Анатольевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2005, Курск
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 161
Быканова, Наталья Анатольевна. Формирование экологической культуры городского населения в современных условиях: Региональный аспект: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Курск. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Быканова, Наталья Анатольевна

ВведениеЗ

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования экологической кулыуры.

1.1 Сущность, функции ируктура экологической11 культуры.

1.2 Экологическоезнание как основание экологической культуры.

Глава 2. Формирование экологической культуры в современнойциокультурнойтуации.

2.1 Сояние экологичой культуры ввременных овиях

2.2 Экологическое поведение. Типы экологического поведения жителей города88 Курска.

2.3 Формирование экологической культуры как целенаправленный процесс.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование экологической культуры городского населения в современных условиях: Региональный аспект»

Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы определяется особой остротой взаимоотношений между человеком и природой, характерной для конца XX - начала XXI века, когда хозяйственно-преобразовательная деятельность человечества по масштабам и интенсивности сравнялась с природными геологическими процессами и фактически поставила земную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В последние десятилетия воздействие производственной, культурной, информационной, коммуникативной и других видов деятельности общества на природное окружение достигло планетарных масштабов. Углубляющееся разрушение планеты стало основой эволюции. Соответственным образом возросло и «сопротивление» природы, которое выражается в признаках экологического кризиса, угрозе истощения невозобновляемых природных ресурсов, демографической, энергетической и продовольственной проблемах. И если раньше «сопротивление» природы создавало лишь частные научно-технические или локальные географические кризисные и тупиковые ситуации, то теперь оно воздействует на жителей планеты в целом, заставляет вырабатывать долговременную стратегическую установку во взаимоотношениях человечества с природой, изыскивать наиболее рациональные пути и формы отношений с природой.

Общество не может осуществлять преобразовательную деятельность, не расширяя сферу взаимодействия с природой. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Представления о прогрессе большинства людей преимущественно опираются на данные экономических наук, а не на данные науки в целом. Спад производства, рост цен, безработица и другие типичные для крупных промышленных центров проблемы делают опасные для жизни человека последствия не столь заметными. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самоценности природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Угроза экологического апокалипсиса свидетельствует об исчерпаемости возможностей саморегуляции биосферы при условии возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Функцию регулятора должно теперь выполнять общество. Но с экологическим кризисом невозможно справиться с помощью одних лишь технико-экономических средств. Необходима коррекция изменения ориентаций развития человечества с целью сохранения в природе экологического равновесия. Решение экологической проблемы невозможно без ее теоретико-методологического обеспечения и развития экологической культуры населения1. Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное. Выход из экологически затруднительного положения , предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе. Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Таким образом, побудительным мотивом исследования сложных процессов развития экологической культуры общества являются интересы современного общества в разрешении экологической проблемы посредством формирования экологического сознания населения и, как следствие, проявления проэкологической деятельности людей.

Степень разработанности проблемы. Масштабность и острота экологических проблем обусловили возрастающий интерес к исследованию

1 Экологическая Доктрина Российской Федерации. -М., 2001. -С. 12. различных аспектов проблемы взаимоотношения общества и природы как отечественных, так и зарубежных авторов.

Особого внимания заслуживают работы Е. Гирусова, А. Горелова, JI. Губерского, М. Киселева, А. Лоя, Д. Мамедова, П. Олдака, А. Печчеи, М. Реймерса, Г. Риккерта, А. Урсула, В. Хесле и других, в которых анализируются философско-методологические основания экологической тематики.

Значительное влияние на выработку содержания и основных направлений формирования экологической культуры имели футурологические работы (И. Алексеенко, Р. Аллен, Е. Арабоглы, Д. Белл, JI. Браун, В. Лейбин, Д. Медоуз, Е. Пестель, А. Печчеи, А. Тоффлер, А. Урсул) и социоэкологические (Е. Гирусов, В. Комаров, А. Кочергин, М. Рейсмерс, Г. Ягодин).

Существенный вклад в этом плане вносят исследования таких явлений, как экологическое образование и воспитание (И. Зверев, Ю. Злобин, А Кочергин, М. Филипповский и другие). В. Гайденко в своих работах доказывает, что человек не способен произвольным образом менять свое отношение к природе. Автор устанавливает зависимость экологического поведения человека от выбранного им в результате образования и воспитания способа бытия в мире.

В трудах В. Вернадского, В. Казначеева, Н. Моисеева, А. Печчеи, Ф. Сен-Марка, П. Тейяра де Шардена, С. Шварца и других изложены научные концепции взаимоотношения общества и природы, природы и человека. В их работах решались принципиальные проблемы состояния биосферы и роли в ней антропогенного фактора, но такой вопрос, как соотношение экологического сознания и деятельности, специально не ставился, хотя еще В. Вернадский считал гармонизацию человеческих отношений необходимым условием нормального функционирования ноосферы.

В работах С. Артановского, Р. Баджиева, Э. Бербашина, Н. Васильева, А. Кочергина, Ю. Маркова данная проблема рассмотрена в категориальном поле социальной философии и социологии.

Современные исследователи В. Краснобородько, Е. Попов изучают составляющие экологической культуры. М. Нугаев, Р. Нугаев, И. Райманов особое значение в экологической культуре отводят экологическому сознанию, считая его ведущей детерминантой радикальных изменений современной экологической ситуации. О. Яницкий сосредоточил свое внимание на экологическом поведении личности и его зависимости от пола, возраста, образования, типа личности и ее ценностных установок.

Взаимоотношения природы и цивилизации исследуют Р. Баландин, J1. Бондарев, JT. Гумилев, А. Данилов. А. Горелов определяет методологические варианты разрешения проблемной ситуации развития экологической составляющей культуры. Проблема установления гармонии между природой и обществом разрабатывается в трудах А. Урсула, который пишет об «эконосферной революции», становлении экобезопасного общества в глобальном масштабе, об устойчивой экоцивилизации.

Более частные вопросы экологической культуры разрабатываются В. Глазычевым, JI. Коганом. Эти ученые изучают отношение горожан к проблемам окружающей среды, вопросы социальной регуляции экологического поведения горожан.

Проведенный в работе анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной экологической культуре, позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями в ее разработке сохраняется немало спорных и нерешенных вопросов. Так, в недостаточной мере исследовано место экологической культуры в духовной жизни общества, ее взаимодействие с другими формами культуры, недостаточно четко определены основные тенденции развития экологической культуры в современном обществе. Все это обусловливает необходимость дальнейшей разработки проблемы экологической культуры.

Представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе позволяет сформулировать основную проблему исследования. Она вытекает из следующих противоречий:

• между наличием обеспокоенности, повышенной тревожности мирового сообщества за экологическое состояние мира в целом, региона проживания в частности и реальным утилитарно-потребительским поведением человека;

• между большим объемом накопленных знаний в экологической области и недостатком четких концептуальных основ формирования адекватной экологической культуры населения.

В силу данных обстоятельств научная проблема исследования заключается в разработке научных оснований и путей разрешения этих противоречий. Острота этой проблемы и недостаточная ее изученность обусловливают выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.

Объектом исследования является экологическая культура как явление духовной жизни современного общества.

Предметом исследования является специфика формирования и функционирования экологической культуры в современной российской социокультурной среде.

Гипотеза исследования. Современных горожан отличает невысокий уровень экологической культуры, проявляющийся в утилитарно-потребительском экологическом сознании и поведении, что обусловливает необходимость целенаправленного формирования экологической культуры в процессе образования и воспитания россиян.

Цель диссертационной работы - выявление особенностей формирования экологической культуры в современных российских условиях.

Общей цели подчинены следующие задачи: уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте социологии культуры;

- определить место экологического сознания в системе экологической культуры;

- проанализировать состояние экологической культуры в современном российском обществе;

- выявить основные типы экологического поведения в современных условиях;

- показать роль экологического образования, экологического воспитания и практической экологической деятельности в формировании экологической культуры.

Научная новизна диссертационного исследования:

- уточнена сущность экологической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также кодов поведения и способов деятельности человека, направленных на обеспечение сохранения природной среды; обосновано понимание экологической культуры как органического компонента трансформации социокультурной реальности, обусловленной техногенными условиями современного общественного развития;

- на основе анализа эмпирических данных социологического исследования показано, что современное состояние экологической культуры горожан характеризуется преобладанием в ней утилитарно-потребительских элементов, что готовность населения к экологической деятельности на вербальном уровне значительно выше, чем частота аналогичных реальных действий и поступков.

- определены основные типы экологического поведения городского населения (идеальный проэкологический, неполный положительный, неполный отрицательный и антиэкологический), связанные с его возрастными, демографическими, профессиональными и ментальными установками, в основе которых лежит структурированная система ценностей.

Методологической основой исследования являются принципы материалистического понимания природы духовных образований, единства логического и исторического, системности, объективности в исследовании изучаемого явления. В диссертации использовались методы социально-философского анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и другие общенаучные методы, а также методы конкретных социологических исследований: анализ документов, анкетный опрос, корреляционный и факторный анализ первичных эмпирических данных, вторичный анализ результатов различных социологических исследований, опубликованных в научных монографиях и периодической печати.

Общетеоретическую основу диссертации составляют работы известных исследователей теории культуры, экологической культуры, экологического сознания (В. Вернадский, Д. Гвишиани, JI. Гумилев, Н. Моисеев и другие). При этом основным источником диссертации явилась современная философская, социологическая и культурологическая литература. Решению конкретных задач исследования способствовали философские идеи мыслителей прошлого и современности по проблемам природы, сущности и роли экологической культуры, материалы научных конференций, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в научных и общественно-политических журналах, средствах массовой информации.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, посвященного изучению особенностей формирования экологической культуры населения г. Курска. В исследовании, проведенном автором в 2003-2004 годах, приняли участие 500 человек. Кроме того, автором был проведен анализ работы средств массовой информации (периодические издания) по формированию экологического сознания городского населения в период 2003-2004 годов.

Кроме результатов, полученных в ходе исследования, автором использовались нормативно-правовые акты высших органов государственной власти РФ и других стран, в которых содержатся нормы, регулирующие взаимоотношения общества и природы, публикации о результатах массовых социологических опросов различных групп населения по отношению к экологическим проблемам и другие фактологические данные, содержащиеся в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати.

Практическая значимость результатов исследования заключается, прежде всего, в возможности использования выводов и предложений, сформулированных в диссертации, в качестве теоретических оснований для выработки и реализации государственной политики в сфере взаимодействия общества и природы. Основные положения диссертации могут быть учтены в процессе подготовки законодательных актов, определяющих характер такого взаимодействия. Ряд положений и выводов имеет значение для повышения эффективности функционирования систем изучения и выявления общественного мнения на различных уровнях формирования государственной политики в области формирования экологической культуры населения.

Отдельные положения работы могут быть использованы при чтении учебных курсов «Социология», «Философия», «Культурология».

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Социальная работа в XXI веке» (Курск, май 2003 г.), на Всероссийской научной конференции «Россия на рубеже веков: история и современность» (Курск, ноябрь 2004 г.), на заседании кафедры философии и социологии КурскГТУ, отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Быканова, Наталья Анатольевна

Заключение

Необходимость формирования экологической культуры связана с реакцией на глобальный экологический кризис. Продвигаясь по пути цивилизации, человек начал преобразовывать природу значительно раньше, чем пришел к выводу о необходимости ее сохранения. Негативные изменения в природной среде под влиянием производственно-преобразовательной деятельности существенно ускорились в последние десятилетия, поэтому ответ на них должен быть адекватным. Сохранение жизни на Земле зависит непосредственно от уровня и темпов формирования экологической культуры.

Экологическая культура общества является особым срезом, особым качеством общей культуры. Этот срез культуры характеризуется определенным уровнем отношений между обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения как материальных, так и духовных ценностей, степенью ответственности общества и человека за сохранение природных богатств и биосферы, определяет меру и способ включенности человека в деятельность по преобразованию природы.

Экологическая культура - это «совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также кодов поведения и способов деятельности, направленных на обеспечение сохранения природной среды». В этом смысле важной является идея JI.H. Гумилева о взаимоотношении этноса с природным ландшафтом, который, как считает JI.H. Гумилев, формирует поведение этноса. Сама человеческая история рассматривается в контексте природных, географических процессов, а сфера историко-географических закономерностей связывается с феноменом этноса [31 ;87].

Идея JI.H. Гумилева перекликается с положениями двух великих ученых современности: П.Тейяра де Шардена и В.И.Вернадского - «отцов» антропокосмизма, согласно которому на определенном этапе эволюции человек становится наиболее мощной движущей силой эволюции и несет ответственность за ее результаты. Коллективное сознание формирует духовную среду Земли (ее ноосферу) и определяет цели и пути эволюции (ортогенез). Отсюда, при анализе отношения человека к природе, приоритет должен отдаваться не вопросам влияния среды на человека, а вопросам ответственности человека перед самим собой как движущей силы, способной воздействовать на систему и структуру мироздания и на установившиеся отношения в природе Земли.

Сущность экологической культуры состоит в совмещении социального с природным, их единстве, в том, что она предполагает не только оптимальное отношение человека к природе, но и его отношение к самому себе как к части природы.

При различных подходах к структурированию экологической культуры в ее составе выделяются четыре наиболее значимых ее компонента: когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой, деятельный.

Функции экологической культуры уточняют ее сущность. В первую группу функций (раскрывает направленность экологического потенциала общества и личности) входят: познавательная (гносеологическая), мировоззренческая, нравственно-эстетическая, воспитательная человекотворческая) и информативная функции. Во вторую группу функций (связана с реализацией экологического потенциала) - преобразовательная, экономическая и коммуникативная функции.

Формирование экологической культуры не может происходить случайно, оно должно иметь целенаправленный характер и предполагает воспитание личности и общества в целом в духе экологических ценностей с тем, чтобы они реализовывались в их последующей позитивной деятельности по отношению к природе.

Решающее влияние на развитие индивидуальной экологической культуры оказывает формирование экологического сознания.

Под экологическим сознанием понимается совокупность взглядов, теорий, эмоций, деятельности, отражающая проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Экологическое сознание представлено в триедином процессе: «восприятие-понимание-действие», каждый элемент которого социально, политически и культурно опосредован.

Будучи отражением экологической ситуации, экоотношений, экологической деятельности, экологическое сознание, с одной стороны представляет собой состояние общественного сознания, а с другой - образует самостоятельную форму общественного сознания и оказывает обратное воздействие на породившие его явления. Как форма общественного сознания экосознание обладает следующими признаками: имеет свой предмет отражения, социальные функции, субъектов-носителей, собственные формы отражения, ценностную основу, обладает интенциональностью, непрерывностью, иерархичностью содержание, «бытийностью», «конститутивной» способностью.

Применение понятия «форма общественного сознания» позволяет выразить способ существования и организации общественного сознания, в то время как понятие «состояние общественного сознания» позволяет анализировать его проявление в конкретный период времени.

Среди основных сущностных свойств экологического сознания выделяют следующие: способность отражать способы взаимодействия общества и природы (предмет отражения - способы, формы, механизмы взаимоотношений общества и природной среды); выраженность в чувственных и рациональных образах (средство выражения - представления, знания, ценности и принципы); идеальность существования (выраженность в виде эмоций, настроений, чувств, понятий, идеалов, эталонов, принципов);

- общественно-исторический характер (продукт конкретной общественной среды, результат отражения природной среды большими группами людей);

- сложноструктурность (наличие множества компонентов, уровней, типов, функций);

- относительная самостоятельность существования (проявление как особой формы общественного сознания, обладающей своей внутренней логикой существования и развития);

- активность воздействия как на природную среду, так другие формы общественного сознания (возможность обратного влияния на процессы функционирования, развития природной среды, а также значительное воздействие на другие формы общественного сознания).

Экологическое сознание имеет большое значение в системе форм общественного сознания в той части, которая непосредственно связана с взаимодействием общества и природной среды его обитания. Экологическое сознание тесно связано с экономической, политической, правовой, этической, эстетической, религиозной и философской формами общественного сознания. Оно оказывает влияние на все другие формы сознания общества, ориентируя их на решение задач стабилизации и восстановления окружающей среды. Эта ориентация может выражаться или в определенных ограничениях деятельности человека по отношению к природе, или, наоборот, в побуждении к ее определенным видам. В этом смысле действительно можно говорить об экологизации всех форм общественного сознания. Это означает не замещение экологическим сознанием других форм общественного сознания, а их взаимосвязь и взаимообусловленность как компонентов целостной единой системы. Взаимодействие экологического сознания с другими формами общественного сознания обусловило появление новых: во-первых, социальных явлений (природоохранная экономика, экологическая политика), во-вторых, форм духа (экологическая философия, экологическое право, экологическая этика, экологическая эстетика).

Закономерностями развития экологического сознания является тенденция разрастания его субъективной базы, глобализация экологического сознания на современном этапе и изменение его ценностно-ориентационной направленности (экоцентрическая тенденция).

Экологическое сознание имеет качественные характеристики. Оно может быть, например развитым, отсталым, научным, ненаучным и так далее, при помощи специальных социологических исследований, на наш взгляд, вполне можно провести эмпирическую типологию экологического сознания. Вполне вероятно, что различные социальные группы являются носителями экологического сознания различной степени сформированности. В связи с этим мы рассмотрели вопрос о типах экологического сознания и из всех рассмотренных типологий как наиболее адекватную выбрали типологию, выделяющую следующие основные типы экологического сознания: развитое экологическое сознание, обеспокоенное рациональное пассивное, обеспокоенное нерациональное активное, обеспокоенное нерациональное пассивное, необеспокоенное рациональное активное, необеспокоенное рациональное пассивное, необеспокоенное нерациональное активное, антиэкологическое.

Особенно важно, на наш взгляд, обратить внимание на характер и состояние экологического сознания граждан сейчас, потому что именно оно определяет установки их экологической деятельности.

Проведенное нами социологическое исследование показало следующее:

- уровень экологической образованности курян в целом является низким, более высокий уровень отмечается лишь у небольшой категории граждан, в основном у лиц от 24 до 50 лет с высшим образованием, занятых в сфере образования, культуры и здравоохранения;

- полученные данные позволяют утверждать, что основными типами экологического сознания для курян (по типологии Л.Я. Полянинова) в настоящее время являются обеспокоенное нерациональное активное (39%) и обеспокоенное нерациональное пассивное сознание (50%); в целом для жителей г. Курска характерен невысокий уровень экологической сознательности;

- в разных формах экологической деятельности потенциально готовы участвовать все опрошенные, тем не менее исследование выявило предпочтение пассивных форм экологической деятельности над активными в общественном мнении курян. Этот вывод говорит о преобладании эмоционального компонента над деятельностным в экологической культуре курян. В этом результаты нашего исследования соотносятся с выводами социологов, проводивших в последнее пятнадцатилетие аналогичные исследования в других регионах России. Для курян так же, как и для россиян в целом, позиция наблюдателя предпочтительнее позиции активного участника экологической деятельности.

Таким образом, результаты проведенного нами социологического исследования свидетельствуют о недостаточной сформированности экологической культуры жителей г. Курска. Современное ее состояние не может оцениваться как удовлетворительное. Установлено, что ни возраст, ни социальное положение, ни профессия не являются яркими показателями экологической культуры курян, что соответствует данным других социологических исследований, проведенных в последние 15 лет в России. Наше исследование еще раз подтверждает, что проблема формирования экологической культуры горожан, то есть людей разных возрастов, разного пола, разных профессий, актуальна для Курского региона. По нашим данным, уровень экологической культуры во многом зависит от уровня образования человека, от уровня его общей культуры. Поэтому мы считаем, что проблема формирования экологической культуры решаема прежде всего в процессе образования.

Экологическое поведение - это сознательная, целевая деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления внешней среды, с которыми взаимодействует или планирует взаимодействовать человек.

Экологическое поведение определяется особенностями экологического сознания и связано с удовлетворением потребностей человека (как материальных, так и духовных). Наиболее непосредственная связь экологического сознания и экологического поведения выявляется в процессе формулировки цели экологического поведения. Можно выделить две принципиально различающиеся группы целей: созидательные (характерны для активного научно обоснованного экологического сознания) и разрушающие (характерны для эгоистически-хищнического экологического сознания). Можно сказать, что экологическое поведение - это такое поведение человека или группы людей, которое изменяет окружающую среду. Влияние на окружающую среду оказывает любая человеческая деятельность, и в этом смысле экологическое поведение отличается тем, что оно направлено на изменение среды и его результатом становится ее новое качественное состояние.

Для того чтобы различить положительные и отрицательные последствия отношения человека к природе, принято в первом случае говорить о проэкологическом, а во втором - об антиэкологическом поведении.

При формировании проэкологического поведения личности общество устанавливает нормы поведения, согласно которым человек должен сохранить гармонию в своих действиях. В данной работе мы рассмотрели роль социального воздействия на личность которое происходит на трех уровнях - цивилизационном (мировое сообщество), макросоциальном (страна, регион) и микросоциальном (социальная группа к которой человек принадлежит) и пришли к выводу, что создание возможностей для реализации индивидуального экологического поведения во многом зависит от политики государства.

Как показало наше исследование, основные типы экологического поведения курян - это идеальный проэкологический (8%), неполный положительный (39%), неполный отрицательный (50%) и антиэкологический (3%). Эти результаты убеждают в том, что проблема формирования экологической культуры в Курском регионе актуальна сегодня, так как наиболее распространенными типами экологического поведения городского населения являются типы, в которых преобладают негативные черты.

Проэкологическое поведение горожан - необходимое условие выживания общества в целом. А это значит, что данные нашего исследования пригодятся для сознательного формирования именно такого поведения.

Формирование экологической культуры - это целенаправленный процесс, имеющий комплексный характер. Этот сложный процесс, обеспечивается согласованным влиянием идеологии, политики, права, науки, образования. Это триединый процесс, объединяющий развитие и совершенствование экологического образования, экологического сознания и экологической деятельности человека и общества.

Целью экологического образования является формирование личности, обладающей современными экологическими знаниями, новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, что позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ею. Одной из целей экологического воспитания, должно быть развитие у человека способности и даже стремления к самоограничению. Основой экологического образования и воспитания должно стать глубокое осознание принципа материального единства мира, раскрывающего единство человека и природы как взаимосвязанных и взаимодействующих частей единого целого в условиях планеты Земля и за ее пределами.

Роль экологического образования в обществе заключается в социализации и инкультурации его членов, то есть в приобщении к экологической культуре. Оно должно обеспечивать передачу экологических знаний и экологического опыта, ценностных отношений, которые будут служить опорой новому поколению в его последующей природосберегающей социокультурной жизни.

Задачей экологического образования является формирование и развитие экологического сознания. Его формирование должно осуществляться целенаправленно, активно, организованно, так как, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение.

В системе экологического образования можно выделить три компонента:

- научный (составляет теоретическую основу в разработке взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения углубляющихся экологических противоречий);

- нормативный (система нравственных, правовых и эстетических принципов, а также норм и правил экологического характера, определяющих отношение общества и человека к окружающей среде);

- ценностный (идеалы, идеи и цели, представляющие природу как самоценность).

Экологическое образование тесно связано с экологической пропагандой. Широкая разъяснительная и воспитательная работа, осуществляемая средствами массовой информации, — закономерность и веление времени. Как показал наш анализ участия региональных средств массовой информации в процессе формирования экологической культуры курян, сегодня экологическая пропаганда не является приоритетным направлением их работы. Между тем мы считаем, что экологическая пропаганда в СМИ и социальной рекламе (наружной, газетной, радио-и телевизионной) должна занять определенное место в целенаправленном процессе формирования экологической культуры населения в регионе.

Формирование экологической культуры, на наш взгляд, предполагает не только экологическое образование населения, не только формирование его экологического сознания, но и, что особенно важно, создание условий для реализации существующей сегодня у населения готовности к экологической деятельности.

В придании целенаправленного характера процессу формирования экологической культуры недостаточно личной инициативы - в процессе формирования экологической культуры, безусловно, должно принимать участие государство, властные структуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Быканова, Наталья Анатольевна, 2005 год

1. Авдонин, А.Н. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности / А.Н. Авдонин, Р.Б. Камаев, Д.С. Рыжевская // Социс. -1997. -№8.-С. 88-91.

2. Алексеенко, В.А. Биосфера и жизнедеятельность / В.А. Алексеенко, Л.П. Алексеенко. -М.: Логос, 2002. 212 с.

3. Асафова, Е.В. Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении/ Е.В. Асафова Казань, КГУ, 2002 - 42с.

4. Арсеньев, В.Р. Звери = боги = люди / В.Р. Арсеньев. М., 1991.160 с.

5. Афиногенов, Д.В. Свобода, наука, природа: (Об истоках глобального экологического кризиса) / Д.В. Афиногенов // Общественные науки и современность. 2001. - №4. - С. 49-159.

6. Ахиезер, А.С. Экологическое движение, интеллигенция и общество /А.С. Ахиезер//Социс.- 1996. №12. - С.128-132.

7. Баландин, Р.К. Природа и цивилизация / Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев. М.,1988. - 391 с.

8. Бердяев, Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы / Н.А. Бердяев // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. - С. 179-184.

9. Болотова, А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России / А.А. Болотова // Общественные науки и современность. -2002.- №1. С. 80-89.

10. Билык, Я.М. К вопросу о стереотипах экологического сознания/ Я.М. Билык, A.M. Билык// Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф.-Курск, 1991-С. 69-71.

11. Будагов, Р.А. История слов в истории общества / Р.А. Будагов. М., 1971.-314с.

12. Будыко, М. И. Глобальная экология / И.М. Будыко.-М.,1977.- 252 с.

13. Бурлакова, Е.Б. Сверхмалые дозы большая загадка природы / Е.Б. Бурлакова // Экология и жизнь. - 2000. - № 2. - С. 27-38.

14. Буровский, A.M. Люди ли мы? (О соотношении «естественного» и искусственного» в современном человеке) / A.M. Буровский // Общественные науки и современность. 1996.- №4.- С. 122-131.

15. Бутенко, A.M. Менталитет россиян и евразийство / А.М.Бутенко, Ю.В. Колесниченко//Социс. 1996. -№ 5. - С.92-102.

16. В поисках равновесия: Экология в системе социальных и политических приоритетов. М.: Междунар. отношения, 1992. - 288 с.

17. Васильева, В.Н. Проблемы формирования экологического сознания/ В.Н. Васильева // Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф. — Курск, 1991.-С. 105.

18. Василенко, Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму / Л.И. Василенко // Вопросы философии. — 1995.-№3.-С. 37- 42.

19. Вебер, М. Избранные произведения / Макс Вебер- М. , 1990. —319 с.

20. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский.-М., 1991.-271 с.

21. Винер, Д.Р. Экологическая идеология без мифов / Д.Р. Винер // Вопросы философии. 1995. - №5. - С.82-97.

22. Гиляров, A.M. Кто же автор термина «экология» и когда возникла «экология человека»? / A.M. Гиляров // Вестник РАН. 1992. - №10. - С. 6470.

23. Гайденко, В.П. Природа в религиозном мировосприятии / В.П. Гайденко // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С.43-52.

24. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. Т.1 / Г. Гегель. М., 1974.-452 с.

25. Герасимчук, А.А. Проблема формирования социоэкологического сознания студенческой молодежи / А.А. Герасимчук, М.И. Гурны // Современная высш. школа . 1998. - №3. - С. 131-139.

26. Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок // Философия и жизнь. 1990. - № 2. - С. 76-89.

27. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры / Э.В. Гирусов // Экология, культура, образование. М., 1989. - С. 17 - 28.

28. Гирусов, Э.П. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии.-М., 1983.- С.105- 121.

29. Глазачев, С.Н. Сохраним и приумножим ценности экологической культуры мира / С.Н. Глазачев // Эпосинформ. 1998. - №6. - С. 11 - 39.

30. Горелов, А.А. Эволюция культуры и экологии / А.А. Горелов; ИНФАРН. М., 2002. - 238 с.

31. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / JI.H. Гумилев. -М.,1993. -503 с.

32. Гумилев, JI.H. Этносфера: История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. М.,1995. - 544 с.

33. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование: очерки / С.Н. Глазачев, Е.А. Когай.- М., 1999. 151 с.

34. Гуревич, П.С. О жизни и смерти: Жизнь земная и последующая / П.С. Гуревич. М., 1991.-415 с.

35. Гусев, Р.К. Экологическое право / Р.К. Гусев. М., 2001. - 208 с.

36. Данилов, А.Н. Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс / А.Н. Данилов // Социс. — 1998. № 9. -С.12-18.

37. Данилов-Данильян, В.И. К вопросу о коэволюции природы и общества / В.И. Данилов-Данильян // Экология и жизнь. 1998. — № 2. -С. 49-58.

38. Дэнлап, Р.Э. Здоровье планеты / Р.Э. Дэнлап, Д.Г. Гэллап, A.M. Гэллап //Социс. 1992. -№12. -С. 12 - 30.

39. Дерябо, Д.С. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии / Д.С. Дерябо, В.А. Левин // Психологический журнал. 1996. - №6. - С. 4-17.

40. Дерябо, С.Д. Психологическая траектория экологического кризиса: диалектика развития общественного экологического сознания: Электронный ресурс. /С. Д. Дерябо. Режим доступа: http://www.psychology-online.ru/mpei/others/sociogen.htm

41. Долженко, О.В. Очерки по философии образования / О.В. Долженко. М., 1995. - 184 с.

42. Драч, Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии / Г.В. Драч. Ростов н/Д.,1987. - 176 с.

43. Дридзе, Т. На пороге экоантропоцентрической социологии / Т. Дридзе // Общественные науки и современность. 1994. - № 4. - С.63-73.

44. Дридзе, Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению кризиса в социологии / Т.М. Дридзе // Социс. 2000. - №2. - С. 20-28.

45. Ерофеев, Б.Ф. Экологическое право России / Б.Ф. Ерофеев. М., 2001.-710 с.

46. Жадин, Е.А. Озоновые "дыры": новый взгляд / Е.А. Жадин // Экология и жизнь. 1999. - №4. - С. 44 - 56.47.3убаков, В. А. Место человека в направленной эволюции: выбор будущего / В.А. Зубаков // Экология и жизнь. 1998. -№ 3. - С. 67-78.

47. Иванова, В.В. К вопросу о функциях экологической культуры./ В.В. Иванова// Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф. Курск, 1991.- С.105.

48. Каган, М.С. Понятие «культура» в системе философских категорий / М.С. Каган // Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1979. - С.20-34.

49. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб, 1996. - 214с.

50. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 360 с.

51. Кант, И. Сочинения. Т.З / И. Кант. М., 1964.- 496 с.

52. Кармин, А.С. Основы культурологи: мифология культуры / А.С. Кармин. СПб., 1997. - 214 с.

53. Кобылянский, В. А. Экологическая культура и проблемы образования / В.А. Кобылянский // Экологическая культура современного общества: мат-лы междунар. симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. - С. 44-48.

54. Когай, Е.А. Очерки социальной экологии: человек и природа в социокультурном измерении / Е.А. Когай. Курск:Изд-во КГПУ, 1997. -122 с.

55. Когай, Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания . 2002. - №1. - С. 116-131.

56. Кокшаров, Н. Духовная культура и состояние природной среды / Н. Кокшаров // Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф. Курск, 1991.- С.25.

57. Коган, J1.H. Экологическая культура развитого социализма / JLH. Коган // Идейно-теоретические проблемы научно-технического прогресса: мат-лы всесоюз. науч. конф. (Свердловск, 19-21 июня 1978 г.). Свердловск, 1978.- Вып.2. - С. 106-111.

58. Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев. -Новосибирск: Наука, 1987. 167 с.

59. Кочергин, А.Н. Экология и техносфера / А.Н. Кочергин. М., 1995. - 199 с.

60. Крылов, О.В. Грозит ли нам «закат звезды»? / О.В. Крылов // Экология и жизнь. 1999. - №4. - С. 35-46.

61. Кряжимский, Ф.В. Человек в свете современных экологических проблем / Ф.В. Кряжимский, В.Н. Большаков, В.И. Крюкин // Экология. -2001.-№6.-С. 403-408.

62. Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин // Философия. 1988. - №8. - С.35-44.

63. Кузнецов, Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов / Г.А. Кузнецов. М., 1988. - 160 с.

64. Культура: теории и проблемы. М., 1994. - 213 с.

65. Культурология / под ред. Драча В.Е. Ростов н/Д, 1995. - 341 с.

66. Курдюмов, С.П. Самоорганизация сложных систем. /С.П. Курдюмов // Экология и жизнь. 2000. - № 5. - С. 49-61.

67. Куренков, Р.А. Феноменология в современном познавательном процессе / Р.А. Куренков. М., 1999. - 179 с.

68. Кусжанова, А.Ж. К теории образования: Философские и социологические проблемы / А.Ж. Кусжанова. Оренбург, 1993. - 131 с.

69. Кэмлбелл, Л. Использование опытных групп при проведении исследований в России / Л. Кэмлбелл. М.: ИДИ, 1995. - 264 с.

70. Лапицкий, В.В. Наука в системе культуры / В.В. Лапицкий. Псков, 1994.-149 с.

71. Ласло, Э. Жить при многообразии культур / Э. Ласло // Экология и жизнь. 1999. - №4. - С. 52-64.

72. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1994. - 608 с.

73. Лейбин, Б. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению / Б. Лейбин // Общественные науки и современность. 1992. - № 5. - С.163-168.

74. Лекторский, В.А. Идеалы и реальность гуманизма / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1994.-№6.- С.22-27.

75. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М., 1993.-959 с.

76. Мазур, И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. М.: Горизонт, 2001 - 318 с.

77. Макензи, Р.Д. Экологический подход к изучению человеческого сообщества / Р.Д. Макензи // Личность. Культура. Общество. 2001. - Вып. 4(10).-С. 128-143.

78. Маркарян, Э.С. Проблема целостной характеристики предмета истории культуры / Э.С. Маркарян//История СССР . 1989. -№6. -С.106-113.

79. Маркович, Д.Ж. Глобализация и экологическое образование / Д.Ж. Маркович // Социс. 2000 . - №1. - С. 63-75.

80. Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984. - 215 с.

81. Марфенин, Н.Н. Гуманизм и экология / Н.Н. Марфенин // Экология и жизнь. 2000. - №5. - С. 71-79.

82. Медведев, В.И. Экологическое сознание / В.И. Медведев М. Логос, 2001.-420 с.

83. Моисеев, Н.Н. Расставание с простотой / Н.Н. Мосисеев. — М.,1998. -473 с.

84. Моисеев, Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1998.- №2.-С. 23-34.

85. Моисеев, Н.Н. О мировоззрении и миропонимании / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1999. -№ 4.

86. Моисеев, Н.Н. Сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании обо всей системе «УЧИТЕЛЬ» / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. - 2000. -№ 3. - С. 21-30.

87. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1995.-№ 1.-С. 84-95.

88. Моисеев, Н.Н. Экология и ноосфера / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1999. - №3. 68-74.

89. Мочалов, А.А. Глобальное потепление и Арктика / А.А. Мочалов,

90. B.П. Пархоменко, A.M. Тарко // Экология и жизнь. 1999. - № 4. - С. 4-15.

91. Муравьев, В.Н. Всеобщая производительная математика / В.Н. Муравьев // Русский космизм: Антология философской мысли. — М., 1993.1. C. 219-230.

92. Никонорова, Е.В. Экология и культура / Е.В. Никонорова.-М., 1996.241 с.

93. Никонорова Е.В. О некоторых аспектах взаимосвязи экологии и гуманизма / Е.В. Никонорова // Человек. Природа. Современность: мат-лы науч. конф.- Курск, 1991- С. 85-87.

94. Новые ценностные ориентации: культурная и мультикультурная среда школ. М., 1996. - 188 с.

95. Нодь, И. Проблематика международных экологических конфликтов / Ирме Нодь, Д. Кофи Асанте-Дуа, В. Рыжов // Общество и экономика. —' 2001.-№1.-С. 168-177.

96. Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. М., 1987. - 611с.

97. Палинчак, Ф.Я. Экологические отношения, сознание, деятельность / Ф.Я. Палинчак, Г.В. Платонов //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия.- 1987.- №4-С.74-82.

98. Пантин, В.И. Второй социально-экологический кризис в России: причины и следствия / В.И. Пантин // Общественные науки и современность. -2001.- №2.-С. 115-123.

99. Пароджанов, В.Д. Экономика и экология: трудный путь к диалогу / В.Д. Параджанов // Общественные науки и современность .- 2001 . №3. -С. 162-167.

100. Пархоменко, В.П. Ядерная зима / В.П. Пархоменко, A.M. Тарко // Экология и жизнь. 2000. - №3. - С. 35-47.

101. Печчеи, А. Сто страниц будущего. Будущее в настоящем / А. Печчеи.-М., 1984.-318 с.

102. Полянинов, Л.Я. Проблема формирования экологического сознания и поведения в урбанизированной среде: автореф. дис. . канд.филос.наук / Л.Я. Полянинов; Волгоградская гос. архитектурно-строительная академия,— Волгоград, 1996. — 20 с.

103. Пополов, А.С. Солнечный транспорт / А.С. Пополов // Экология и жизнь. 2000.-№3.-С. 18-29.

104. Прадес, Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество / Х.А. Прадис // Социс. 2000. - №4. - С. 63-74.

105. Пригожий, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожий, И. Стенгерс // Экология и жизнь. 2000. - № 5. - С. 3847.

106. Пригожий, И. Природа, наука и новая рациональность / И. Пригожий // Философия и жизнь. 1991.- №7 - С.32-41.

107. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. -М., 1976 128 с.

108. Проблемы формирования экологической культуры // Экологическое образование. Перспективы и концепции инвайронментальной педагогики. Уфа, 1995. - 174 с.

109. Пуляев, В.Т.Экология человека — путь к спасению жизни на Земле/ В.Т. Пуляев //Социально-гуманитарные знания 2002 - №1- С.23-42.

110. Пыльнева, Т.Г. Природопользование / Т.Г. Пыльнева. М., 1997. -196 с.

111. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры: (Концепция исследования) / З.И.Равкин // Педагогика. 1995. -№ 6.- С.90-96.

112. Рахилин, В.К. Общество и живая природа: Краткий очерк истории взаимодействия / В.К. Рахилин. М., 1989. - 213 с.

113. Результаты переписи населения России в 2003 году: Электронный ресурс. Режим доступа:БеагсЬ.гашЬ1ег.ги/згс11?8Ьо11

114. Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология / Н.Ф. Реймерс. М., 1992. - 248 с.

115. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. М. 1990. - 318 с.

116. Резванова, Н.Е. Экологическая культура в контексте становления коэволюционной парадигмы: автореф. дис. . канд.филос.наук/ Н.Е. Резванова; РГУ. Ростов н/Д, 2003. - 26с.

117. Римский клуб. Декларация. Миссия. // Вопросы философии. — 1995.-№3.-С. 65-72.

118. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов // Сов. педагогика. 1990. - №6. - С. 29-42.

119. Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Т. Семенова. М., 1993 - 368 с.

120. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М., 1997.-824 с.

121. Рыбакова, М.В. Концептуальные подходы к экологическому образованию / М.В. Рыбаков // Социально-гуманитарные знания. -2003 . -№3. С.223-233.

122. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / сост. Р. Гальцева. М., 1991. - 366 с.

123. Самсонов, A.JI. Концепция эволюционизма и теория Большого взрыва / A.JI. Самсонова // Экология и жизнь. 2000 - № 1. - С. 54-68.

124. Самсонов, A.JI. О роли и месте экологии в обществе / А.Л. Самсонов // Экология и жизнь. 2000. - № 3. - С. 61-73.

125. Самсонов, А.Л. Разумность человечества старый добрый миф? / А.Л.Самсонов // Экология и жизнь. - 2000. - № 2. - С. 39-51.

126. Серебряный, Д.С. История мировой культуры: Наследие запада/Д.С. Серебряный. М., 1998. - 228 с.

127. Сойфер, В.Н. Международный проект «Геном человека» / В.Н. Сойфер // Экология и жизнь. 1999. - № 4. - С. 34-47.

128. Соловьёв, В. Идея сверхчеловека // Соч. В 2 т. Т. 2 / В. Соловьев. -М., 1988.-С. 264-292.

129. Социология / Ю.Г. Волков и др. . М., 2000.- 457 с.

130. Станек, О. Удовлетворенность местом жительства в малых поселениях: экологический фактор / О. Станек, П. Староста, В. Столбов // Социс.- 2001. —№7.-С. 97-105.

131. Степин, B.C. Новые ориентиры цивилизации / B.C. Степин // Экология и жизнь. 2000. - № 4. - С. 58-69.

132. Степин, B.C. Цивилизационный выбор и сценарии мирового развития / B.C. Степин // Экология и жизнь. 1998. - № 2. - С. 56-69.

133. Степин, B.C. Карл Маркс и тенденции современного цивилизованного развития / B.C. Степин// Карл Маркс и современная философия: сб. мат-лов науч. конф.( Москва, 23 апр. 1998г.).-М., 1999-С. 16-45.

134. Сухомлинова, В. Системы «общество» и «природа»: разнообразие, устойчивость, развитие / В. Сухомлинова // Общественные науки и современность. 1994. -№ 4. -С.135-140.

135. Тейлор, Э.Первобытная культура / Э. Тейлор. М., 1939. - 452 с.

136. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории / А.Дж. Тойнби. М., 1996. - 480 с.

137. Тоненкова, М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания / М.М. Тоненкова. // Социально-гуманитарные знания 2002. - №2. -С. 240-258.

138. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. М., 1998. - 416 с.

139. Трухин, В.И. Физика и экология /В.И. Трухин, К.В. Показеев, А.А. Трейдер // Экология и жизнь. 2000. - № 3. - С. 71-83.

140. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования / А.К. Уледов. -М., 1980.-212с.

141. Урсул, А. На пути к экобезопасному устойчивому развитию цивилизации / А. Урсул // Общественные науки и современность. 1994. -№4.-С. 127-134.

142. Урсул, А.Д. Государство и экология / А.Д. Урсул, В.А. Уледов. -М., 1996.-312 с.

143. Урсул, А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития / А.Д. Урсул //Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. - С. 39-44.

144. Урсул, А.Д. О понятии «экологическая деятельность» / А.Д. Урсул //Философские науки. 1986. -№1. - С.41-43.

145. Философские проблемы глобальной экологии. — М.: Наука, 1983. -362 с.

146. Философия: энциклопедический словарь/ под ред. А.А.Ивина-М.: ГАРДАРИКИ, 2004.-1072 с.

147. Хоружая, Т.А. Методы оценки экологической опасности / Т.А. Хоружая. М., 1998. - 224 с.

148. Чайковский, Ю.В. Ступени случайности и эволюции / Ю.В. Чайковский//Вопросы философии. 1996. - №9. - С.69-81.

149. Чаттержи, С. Индийская философия / С. Чаттержи, Д. Датта. -М., 1994.-416 с.

150. Чижевский, A.JI. Колыбель жизни и пульсы Вселенной / А.Л. Чижевский // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.-С. 317-327.

151. Шевалдина, Е.И. Социально-экологические факторы здоровья детей / Е.И. Шевалдина // Социс. 1997. - №8. - С. 92-96.

152. Экологический энциклопедический словарь. М., 1999. - 930 с.

153. Экологическое и земельное право / Сост. Б. Ерофеев. М., 2000. -958 с.

154. Экологическое образование и устойчивое развитие.-М.,1996.228с.

155. Энгельс, Ф. Джорджоу Уильяму Ламплу / Ф. Энгельс // Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд.- Т.39. - М., 1968.- С.56-58.

156. Юнг, К. Проблемы души нашего времени/К. Юнг.-М.,1994.336 с.

157. Яковец, Ю.В. Об устойчивом развитии и экологических циклах / Ю.В. Яковец // Экология и жизнь. 1999. - № 4. - С. 38-49.

158. Яницкий, О.Н. Экологическая социология / О.Н. Яницкий // Социс. 1997. - №2. - С. 122-131:

159. Яновский, Р.Г. Социальная экология как отрасль социологии / Р.Г. Яновский, Н.К. Шилин // Социс. 1997 . - №1. - С. 84-95.

160. Яншин, А.Д. Потепление климата и другие глобальные экологические проблемы на пороге XXI века / А.Д. Яншин // Экология и жизнь.-2001.-№ 1.-С. 61-73.

161. Яхиезер, А. С. Социокультурное прогнозирование России на макро- и микроуровнях / А.С. Яхиезер // Полис. -1994. №6. - С. 16-31.

162. Brundtland, G. Н. Opening address to the Seventh meeting of the World commition on environment and development / G. H. Brundtland // World Commition on Environment and Development. Highlights from the Public hearing. -M., 1986.

163. Poplasen, I. The Restoration of the State of Good in the World / I. Poplasen -Pittsburg, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.