Формирование экологического сознания в условиях современного социоприродного развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Рафикова, Нурия Хадиевна

  • Рафикова, Нурия Хадиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 141
Рафикова, Нурия Хадиевна. Формирование экологического сознания в условиях современного социоприродного развития: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2010. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рафикова, Нурия Хадиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

§ 1. Исторические и социокультурные предпосылки формирования экологического сознания.J

§ 2. Сущность и проявления экологического сознания.

ГЛАВА И. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

§ 1. Экологическое сознание и экологическая деятельность.

§ 2. Принципы формирования экологического сознания: воспитание - просвещение - образование.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование экологического сознания в условиях современного социоприродного развития»

Актуальность темы диссертационного исследования.

Сегодня, вероятно, нет другой научной и злободневной практической проблемы, которая бы обсуждалась людьми самых разных политических, идеологических, научных ориентаций и простыми обывателями более интенсивно и заинтересованно, чем проблема взаимодействия общества с природой. Подобная ситуация обусловлена не только научно констатируемой опасностью реальной угрозы глобальной планетарной экологической катастрофы, но и эмпирически ощущаемым каждым человеком ухудшением экологической ситуации в местах его непосредственного проживания.

При анализе накопленной социально-экологической информации перед человеком возникает вопрос о том, почему приоритеты развития общества при любом социальном строе и уровне интеллектуального развития остаются «антиприродными»? Независимо от идеологии, господствующей в различных частях общества, одинаково губительными для природы оказываются любые действия по ее преобразованию, основанные на неограниченных человеческих возможностях, предполагающих насильственное безответственное вмешательство человека в природные процессы. Номинально овладев огромным потенциалом знаний о природе, законах ее развития, на практике человек оказывается не в состоянии обезопасить природу от последствий применения результатов этих знаний.

Проблема нравственности отношений с природой возникла только у человека. Причем безнравственность поведения человека стала проявляться все более очевидно по мере того, как повышался уровень его энерговооруженности и технической оснащенности, что давало ему возможность расширять масштабы своего влияния на природу.

Экологический след человечества, отражающий антропогенное давление на живые ресурсы Земли, в настоящее время превышает способность планеты к восстановлению примерно на 30% Это воздействие

1 www.rian.ru - 2008. продолжает увеличиваться, приводя к разрушению экосистемы, а также накоплению отходов и загрязняющих веществ в воздухе, воде и на суше.

Мы должны четко осознать, что вплотную приблизились к критической точке, за которой человечество ожидает глобальная экологическая катастрофа.

Ее проявления уже наблюдаются в изменении климата, росте числа наводнений, землетрясений и цунами, ухудшении состояния здоровья населения всей планеты. По данным ООН, природные катастрофы сегодня происходят в четыре раза чаще, чем тридцать лет назад, а экономический ущерб от их разрушений вырос семикратно. Природа открыто предупреждает нас о недопустимости варварского отношения к ней1.

Одной из основных задач человечества в XXI веке является переориентация сил на восстановление и защиту природы. Такой подход к осознанию и решению глобальных экологических проблем станет, по нашему мнению, фундаментом восстановления равновесия системы «природа-общество».

Для решения экологических проблем на современном этапе развития общества требуется формирование нового мировосприятия, мировоззрения миллиардов людей, их глубоко продуманного отношения к коренным вопросам человеческой жизни, что позволит переориентировать общественное сознание на новую систему ценностей, где стержнем его будет являться экологическое сознание. Разумеется, характер решения этих проблем во многом зависит от общественного строя, от того, какие цели он ставит перед собой и насколько сознательно выбирает средства для их достижения.

Проблема формирования экологического сознания все больше обсуждается в научных кругах, входит в различные сферы и уровни общественного сознания. Интерес к этой тематике прослеживается в том,

1 Миронов С. Энергетика и экологическая безопасность среды обитания в условиях глобального кризиса // Российская газета. - 2009. - 15 мая. - С.2. что в связи с экологической ситуацией необходимо изменить и все виды деятельности для предотвращения экологической катастрофы. Но, несмотря на предпринятую обществом попытку рефлексии своей антиприродной деятельности мировоззрение человека все еще деформировано, поведение в природе - экодевиантно, человек не готов к активной природосообразной деятельности.

В связи с этим, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью глубокого и всестороннего анализа имеющихся знаний по проблеме формирования экологического сознания в условиях современного социоприродного развития на основе современных исследований. Считаем, что для полного исследования экологического сознания необходимо провести социально-философский анализ проблемы формирования экологического сознания, что является насущной потребностью современного этапа взаимоотношений человека и природы. Теоретическое исследование даст возможность создать целостную концепцию экологического сознания, выявив его сущность, функции и роль в освоении окружающего мира.

В отечественной научной литературе имеет место недостаточная изученность проблем становления и развития экологического сознания в условиях современного социоприродного развития, хотя в последнее десятилетие философия экологического сознания стала обретать статус особого исследовательского направления. Настоящее исследование призвано восполнить этот пробел, определив принципы формирования экологического сознания на уровне общества и на уровне личности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ и осмысление различных аспектов взаимоотношений человека и природы, отражение их в сознании людей имеют давнюю традицию в истории философской мысли. Одна из первых проблем, представленная в социально-философской литературе — это осмысление взаимоотношений общества и природы и отражение их в сознании людей. Некоторые аспекты вышеназванной проблемы исследовались в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Канта, Г.Гегеля и других философов1.

Существенный вклад в развитие наших представлений о взаимодействии общества и природы внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Концепция единства человека и природы К. Маркса учитывает и воздействие человека на природу и воздействие природы на человека. Единство по К.Марксу понимается не как одностороннее давление или какое-либо, статичное идеальное состояние, а как двусторонний процесс взаимовлияния2.

Широкий спектр проблем исследования экологического сознания представлена в русской философии. В частности, идеи всеединства и взаимосвязи общества и природы представлены в философии русского о космизма (B.C. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский ). Проблема бережного отношения к природе рассматривалась в работах П.А. Кропоткина, JI.H. Толстого, П.А. Флоренского. Проявление регулятивного характера экологического знания по отношению к антропогенной деятельности получает обоснование в работах основателей теории ноосферы В.И. Вернадского, Э. JTepya, П. Тейяр де Шардена и их современных последователей4. Вопросы взаимоотношения общества с природной средой находят свое отражение в русской религиозной философии. Центральной идеей философии Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.В.Флоренского стало представление о том, что человек — составная часть природы и их необходимо рассматривать в единстве.5

1 См.: Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления. — М., 1962. — С.62; О достоинстве и приумножения наук//Соч. в 2-х т. — М.: Мысль, 1971. Т.1. - С.191-197; Декарт Р. Начала философии // Соч. в 2-х т. - М.: Наука, 1989. - Т.1. — С.390-394; Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. - 528 е.; Гегель Г. Философия религии: в 2 т. Т.1.-М.: Мысль, 1977.-471 с. ~ См.: Маркс К. Избранные сочинения. Т.З. / Маркс К., Энгельс Ф. - М.: Политическая литература, 1987.- 656 с.

3 См.: Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / B.C. Соловьев. - М., 1991.-701 е.; Умов Н.А. Автоматизм и сознательная деятельность // Соч. Т.З. 691 с.

4 См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.-586 е.; Вернадский В.И. Биосфера. - М.: Мысль, 1967. - 364 с. и др.

5 См.: Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990.-540 е.; Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. с.426; Флоренский П.А. Оправдание космоса. - М., 1994.- 416 с.

Обоснование необходимости формирования экологического сознания как одной из важных форм общественного сознания изучалось в современной научно-исследовательской литературе. Наибольший интерес для нашей работы представляют труды В.В. Вальковской, Э.В. Гирусова, В.Г. Горшкова, В.И. Данилова-Данильяна, М.С. Когана, К.С. Лосева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула, В. Хесле, О.Н. Яницкого и других авторов1. В работах названных авторов представлен широкий круг проблем исследования социально-экологических аспектов бытия в структуре общественного сознания.

В современных исследованиях активно разрабатываются гносеологический, аксиологический и практический аспекты экологического сознания. В содержании гносеологического аспекта экологического сознания выделяются следующие черты: эмпирические знания о природе, понимание органической связи человека, общества с природой, осознание закономерностей взаимодействия общества и природы (И.Д. Зверев, Т.И. Суравегина, В.Г. Платонов и др.2); представления человека о себе самом как об одной из взаимодействующих сторон в отношениях с природой, осознание своего места в мире (А.А. Алдашева, В.И. Медведев, Ю.Г. Марков, Н.Н. Моисеев и др.3).

Аксиологический компонент включает ценности, мотивы, установки в отношении к природе, традиции той или иной культуры, имеющие важное

1 См.: Вальковская В.В. Ценность природы // Философия и общество. - 1998. - №6;

Вальковская В.В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации (научная монография). - Хабаровск: ДВГУПС, 2000. - 137 е.; Гирусов Э.В. Система «общество - природа». Проблемы социальной экологии. - М.: Изд-во МРУ, 1976. - 162 е.; Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.; Хесле В. Философия и экология; - М.: Наука, 1993. 205 с. " См.: Платонов . Г.В., Тяптиргянов М.М. Эколого-гуманистические регулятивы сохранения биотического разнообразия //Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. № 5. 2003. с. 22-35.; Суравегина И.Т. Экологии — учить // Экология и жизнь. 2004. № 4. с. 32-34.; Зверев И.Д. Экогласность и образование // Сов. педагогика. 1991. -№1. - с.9-12.

3 См.: Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - 2-е изд., доп.- М.: Логос, 2001. — 384 е.; Марков Ю.Г. Социальная экология. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986.- 543 с. экологическое значение (Д.Ж. Валеев, У.С. Вильданов, Ю.А. Калиев, 3.Я. Рахматуллина, Ф.С. Файзуллин и др.1), экологический гуманизм (А.А. Горелов, А. Швейцер и др."); понимание ценности жизни и потребность ее сохранения, признание необходимости отказа от доминирования человека над природой (С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин, К.С. Лосев, В.Г. Горшков и др."). Содержание перечисленных выше компонентов экологического сознания определяет характер практической деятельности человека в отношениях с окружающим миром. Эволюция роли и места проблемы сознания в исследованиях человека и общества представлены в исследованиях П.С. Гуревича, А.А. Гостева, И. Пригожина, Л.Я. Полянова, И. Стенгерс'. Можно выделить блок источников, где феномен экологического сознания, на основании идей А.А. Горелова, С.Д. Дерябо, Г.В. Платонова, В.А. Ясвина и др.5, определяется как совокупность представлений о системе отношений человека с природной средой, о возможностях и последствиях изменения этих отношений для природы, человека и общества, распространение существующих концепций, имеющих социальную природу, на явления и объекты природной среды и на их взаимные связи с человеком.

Инвайронментальный подход очерчивает поле философского исследования сущности экологического сознания рамками экологической деятельности человека по отношению к природе. Идеи единства, взаимосвязи

1 См.: Валеев Д.Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» //Фольклор народов РСФСР. - Вып. 2.- Уфа, 1975. - 182 е.; Калиев Ю.А. Мифологическое сознание: феноменология традиционного мировоззрения. - Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. ун-та, 2003; Рахматуллина З.Н. Менталитет башкир: сущность, характеристики.- Уфа, 2007. - 122 е.; Ф.С. Файзуллин, У.С. Вильданов, Х.С. Вильданов. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентации. — М.: Наука, 2008. - 296 с.

2 См.: Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973.- 342 е.; Горелов А.А. Экология.

- М.: Центр, 1996. - 361 с. и др.

3 См.: Дерябо С.Д. Экологическое сознание // Гуманитарный экологический журнал. 2004.Т.6. Вып. 2. с. 1-9.; Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.

- Ростов н/Д, 1996. с. 6. См.: Князева Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. При гожи ным // Вопросы философии. 1992. №12. с.3-20.

5 См.: Горелов А.А. Экология. - М.: Центр, 1996. - 361 е.; Платонов Г.В. Нужен ли международный кодекс экологической этики? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1991. №3. с. 54-58.; Дерябо С.Д. Экологическое сознание // Гуманитарный экологический журнал. 2004.Т.6. Вып. 2. с. 1-9. человека и природы получили свое развитие в американском учении инвайронментализма (Р. Паелке1).

Проблемы экологического образования разработаны в работах А.Н. Захлебного, С.Д. Дерябо, Е.Н. Дзятковской и других". Этими и другими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. В работах Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, А. Н. Захлебного, В.А. Кутырева и других исследователей проанализированы формы и методы экологического сознания3.

У истоков синергетической парадигмы, открывшей новую стадию в развитии науки, стояли Г. Хакен, И. Пригожин4. Особое место в развитии синергетической методологии занимают труды Б.С. Галимова, К.Х. Делокарова, С.П. Курдюмова, Е.П. Князевой, Г.И. Рузавина5.

Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Разработкой проблем связи экологии и духовного становления личности занимаются Д.М. Азаматов, Б.Г. Акчурин, О.А. Беленкова, O.K. Валитов, А.А. Вальков, Ю.А. Калиев, А.Ф. Кудряшев, Б.М. Миркин, З.Д. Мурзагалин, С.М. Поздяева, И.Ф. Фролова, B.C. Хазиев.6.

1 См.: Paelke R.C. Environmentalist!! and the future of progressive politica. - New Haven; L.; Gale Univ. press, 1989.-VIIi. P. 325.; Капто A.C. Инвайроментальная этика // Поиск.-2003.-№5. См.: Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Анализ проектов, направленных на реализацию стратегии образования для устойчивого развития в системе общего образования в РФ // Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: сб. матер. Всероссийской конф. М., 2007. с.51-54.; Дерябо С.Д. Экологическое сознание // Гуманитарный экологический журнал. 2004.Т.6. Вып. 2. с. 1-9.

3 См.: Добрецова Н.В. Ключевые проблемы социального партнерства в образовании для устойчивого развития и варианты их решения// Экологическое образование. - 2008. - № 4.; Кутьтрев В.А. Экологический кризис: постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. № 11.С.26-31.

4 См.: Князева Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12. с.3-20.

5 См.: Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. №4. с.138-143.; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981.234 с.

6 См.: Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общеегвенно-политической и философской мысли Башкирии. Пермь, 1976. 98 е.; Валитов О. К. Взаимоуважение цивилизаций - залог мирного развития // Ватандаш. 2009. № 3. С. 3-13. Хазиев B.C. Роса истины. Уфа, 1998.88 с.

Можно заметить, что большой объем литературы по проблемам экологического сознания подтверждает актуальность данной темы исследования на современном этапе развития науки. Однако, несмотря на многочисленные публикации по данной проблеме, существует ряд пробелов в изучении формирования экологического сознания, который составил проблемное поле настоящего исследования и отразился в его задачах.

Объектом диссертационного исследования является экологическое сознание, отражающее общие законы взаимодействия общества и природы.

Предметом исследования выступают особенности формирования экологического сознания в' современном духовно-практическом освоении природы.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является социально-философский анализ экологического сознания, определение его основных проблем и перспектив развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- проанализировать исторические и социокультурные предпосылки формирования экологического сознания в восточной, западной и русской философской традиции, а также особенности формирования экологического сознания древних башкир; \

- исследовать сущность и проявления экологического сознания; выявить формы и функции экологического сознания;

- выделить типы экологической деятельности; обосновать трехкомпонентную систему формирования экологического сознания: экологическое воспитание - экологическое просвещение — экологическое образование.

Методологическая и теоретическая база исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования выступают социокультурный, деятельностный, аксиологический и системный подходы. Системный подход позволяет обосновать трехкомпонентную систему формирования экологического сознания. В процессе исследования автор опирался также на философские принципы историзма, диалектики и комплексного подхода к анализу взаимоотношений между человеком и окружающей средой, обществом и природой.

Теоретической основой для выявления ценностных ориентиров экологического сознания выступает коэволюционная парадигма познания и деятельности (Р.С. Карпинская, В.А. Кутырев).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- доказано, что экологическое сознание обуславливает ценностные ориентиры современного общества в духовно-практическом освоении природы, направленные на преодоление экологического кризиса;

- определены функции (мировоззренческо-воспитательная, ценностная, практическая), которые дополняют друг друга и сводятся к реализации одной задачи - построению экологического общества;

- выявлены формы экологического сознания (эстетическая, утилитарная, рационально-логическая, религиозно-мистическая);

- обоснована трехкомпонентная система формирования экологического сознания: экологическое воспитание - экологическое просвещение -экологическое образование;

- доказано, что эффективность экологизации образования напрямую зависит от ценностных доминант общества, основанных на принципах экоцентризма.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки концепции экологического сознания, а также в теории становления экологической культуры общества. Положения диссертации найдут применение в педагогической практике для преподавания учебных курсов по социальной философии, культурологии, социальной экологии, аксиологии.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования диссертации нашли отражение в 15 публикациях; обсуждались на научно-практических конференциях «Неделя науки» в 2003-2008 гт. в Сибайском институте Башкирского государственного университета. Основные идеи диссертации и ее концептуальный замысел изложены на страницах научных журналов «Вестник Поморского университета» (2007 г., г. Архангельск), «Вестник Поморского университета» (2008 г., г. Архангельск), «Уральский научный вестник» (2008 г., Казахстан, г. Уральск), философского альманаха «Современность: мир мнений» (2008 г., Казахстан, г. Алма-Аты), «Проблемы региональной экологии» (2008 г., г. Москва).

Диссертация обсуждена на кафедре философии Сибайского института Башкирского государственного университета (май 2008 г.) и на кафедре онтологии и теории познания факультета философии и социологии Башкирского государственного университета (апрель 2009 г.) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 249 наименований. Общий объем диссертации - 141 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Рафикова, Нурия Хадиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ экологического сознания, его культурно-исторического контекста и современного состояния позволяет сделать следующие выводы:

1. Характеристика отношений природы и человека всегда являлись неотъемлемой чертой многих мировоззренческих систем. Традиционно она выражалась в противопоставлении человека, общества природному окружению, среде, космосу. Экологическое сознание было неотъемлемым атрибутом сознания на всех этапах развития человечества. Оно изменялось вместе с развитием общества и отражало изменения природы и климата, связанные как с геологической историей, так и с антропогенным воздействием. Компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории человечества, но менялась их значимость и соотношение.

Решение методологических проблем исследования экологического сознания, на наш взгляд, предполагает, что оно: а) не существует само по себе, вне человеческого сознания; б) существует объективно, но имеет субъективную форму выражения; в) исторически обусловлено.

2. Экологическое сознание диалектично по своей сути. Оно допускает различные определения, отражающие единство и борьбу противоположностей, каждое из которых в какой-то момент времени является истинным. Различные понятия, относящиеся к экологическому сознанию, всегда отражают законы и правила самосознания.

3. Экологическое сознание отличается чрезвычайным богатством форм своего существования и функционирования. Именно этим объясняется, почему при выявлении его структуры возникает необходимость его многократного расчленения с использованием самых различных оснований деления. Важно отметить, что, несмотря на разные цели, данные функции можно свести к реализации одной задачи — построению экологического общества, в связи с чем они только дополняют друг друга и полностью зависят друг от друга. Экологическое сознание, как следует заметить, «пронизывает» все сферы общественного сознания. Как многоаспектное образование самореализации человека, экологическое сознание проявляется в природно-социальном мире и представляет собой универсальный духовный организм.

4. Формированию данной проблемы способствовала богатейшая история взаимоотношений человека с природой, основанием которых служили положения философских школ, течений и направлений, господствовавших в тот или иной исторический период. Характеристика отношений природы и человека всегда являлись неотъемлемой чертой многих мировоззренческих систем. Традиционно она выражалась в противопоставлении человека, общества природному окружению, среде, космосу. Проследив динамику предпосылок формирования экологического сознания, мы приходим к выводу, что отношение человека к природе было детерминировано разнообразными проявлениями сознания, за исключением экологического. Одна из причин нынешнего экологического кризиса заключается в стремлении человека к власти над природой. Человек разрушает мир идеально в процессе познания, а затем материально в процессе преобразования. Стремление к власти над природой ведет к экологическому кризису именно потому, что природа есть порождающее человека начало и ее разрушение подрывает основу существования общества.

5. Экологическое сознание непосредственным образом связано с экологической деятельностью. Категория «деятельность» является связующей между «жизненным пространством человека» и «экологическим сознанием», так как только посредством ее могут реализовываться какие-либо отношения между человеком и природой. Реализация экологического сознания имеет ценность только в процессе человеческой деятельности по отношению к природе.

6. Экологическую деятельность условно можно разделить на два вида: практическую и духовную. Для отличия духовной экологической деятельности от практической следует отталкиваться от определения инвайронмента, под которым подразумевается и конкретная географическая ландшафтная среда, и ноосфера - сфера человеческой мысли. Духовная экологическая деятельность имеет дело с обыденным сознанием с целью его экологизации, а в практической уже экологизированное сознание имеет дело с жизненным пространством человека с целью его очищения и улучшения.

7. Духовная экологическая деятельность выявляет личностный аспект экологического сознания и является более важной, чем практическая. Эта важность обусловлена тем, что без осознания субъектом необходимости эстетического отношения к инвайронменту, без проникновения этическими экологическими установками, невозможна чистая экологическая деятельность (ни духовная, ни практическая).

8. Экологическое образование составляет часть единой системы «экологическое воспитание - экологическое просвещение — экологическое образование». Все ее части тесно связаны, являя собой основу формирования у населения экологического мировоззрения, базирующегося на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человека на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Воспитание экологического сознания является сложным многогранным процессом. Очень важным является открытость сознания для воспитания, его готовность принять предлагаемые положения. Судьба народа во многом определяется содержанием экологического сознания, его сложностью и активностью. Экологическое сознание как бы формирует свой мир, достраивая его своей логикой, своим смысловым устремлением.

9. Становление природно-социальной общности в форме гармонии или коэволюционного развития природы и общества и развитие личности как социоприродной целостности - два скоррелированных процесса., Чем больше усилий общества будет направлено на формирование целостной духовно-нравственной личности, тем более осознанными, эффективными и целенаправленными станут усилия людей по формированию экологической культуры, гармоничного единства природы и общества, его устойчивого развития.

В настоящее время во всем мире экологические проблемы и предлагаемые пути их решения являются неотъемлемой частью государственной и межгосударственной политики, поскольку, с одной стороны, от решения этих проблем зависят экономика страны и жизненный уровень его граждан, а с другой — глобальность изменений антропогенного происхождения создает угрозу человечеству вне его национальных и государственных границ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рафикова, Нурия Хадиевна, 2010 год

1. Абрамян, Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным / Э.А. Абрамян // Экология и жизнь. 1998. - № 3 (7). - С. 16-18.

2. Авдонин, А.Н. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности / А.Н. Авдонин, Р.Б. Камаев, Д.С. Рыжевская // Социологические исследования. 1997. - № 8. - С. 88-92.

3. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии / Д.М. Азаматов. Пермь, 1976. - 98 с.

4. Алексеев, В.П. Природа и общество: этапы взаимодействия / В.П. Алексеев // Экология и жизнь. 2002. - № 2. - С. 4-8.

5. Алексеев, В.П. Об исторической урбоэкологии / В.П. Алексеев // Очерки экологии человека. М. : Изд-во МНЭПУ, 1998. - 191 с.

6. Алексеев, С.М. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы / С.М. Алексеев, И.А. Сосунова, Д.А. Борискин. М. : НИА -Природа, 2002.

7. Андреев, Ю.А. Человек, природа, общество в современной прозе / Ю.А. Андреев. JI. : Знание, 1981. - 136 с.

8. Андреев, Л.И. Интеграционная система непрерывного экологического образования: концепция технологии обучения / Л.И. Андреев // Вестник Самарского технического университета. 1995. - № 3. - С. 50-56.

9. Атангулов, У.Ш. Башкирский героический эпос — памятник духовной культуры народа : учеб. пособие / У.Ш. Атангулов. Сибай, 2001. - 123 с.

10. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. : Прогресс, 1990. - С. 203-257.

11. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими дошкольниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. 1993. - № 9. - С. 16-20.

12. Байков, Э. Новый диалог с миром / Э. Байков // Ватандаш. 2009. - № 4. - С. 127-132.

13. Балин, В.Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы саморегуляции личности.http://www.reslima.nov. m/texts/balinstructindsoznan. htm.

14. Баранова, JI.B. Детерминация и перспективы преодоления экологического кризиса : автореф. дисс. канд. философ, наук / Л.В. Баранова. Ставрополь, 1997.

15. Барков, А. Экология и этические традиции / А. Барков // Природа. 1994.-№ 12. - С. 18-19.

16. Барлыбаев, Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого и устойчивого развития / А. Барлыбаев. М.: Изд. Гос. Думы, 2003. — 336 с.

17. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М. : Худ. литература, 1986. - 541 с.

18. Белик, А.А.Теология экологии и экология религии / А.А. Белик // Вестник МГУ. 1990. - № 2. - С. 36-37.

19. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. М., 1990. - 540 с.

20. Биджиева, Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в. условиях развитого социализма/Р.У. Бирджиева. М.,1981. - 169 с.

21. Бирюкова, Н.А. Проблемы формирования экологического сознания / Н.А. Бирюкова // Педагогика. 2004. - № 10. - С. 35-42.

22. Борейко, В. Одна наука или экономика не в силах защитить природу / О. Борейко // Зеленый мир. 2004. - № 13-14. - С. 4-5.

23. Бэкон, Ф. Новая Атлантида. Собрание соч. в 2 т. Т.2. / Ф. Бэкон. М. : Мысль, 1997.-521 с.

24. Вайцзеккер, Э. Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная. Новый доклад Римскому клубу / Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс. М. : Академия, 2000. - С. 12.

25. Валеев, И. Мустай Карим: воин, поэт, гражданин. М. : Герои Отечества, 2004. - 584 с.

26. Валеев, И. Педагогика Мустая Карима / И. Валеев. Уфа : Китап, 2003. -224 с.

27. Валеев, Д.Ж. Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» / Д.Ж. Валеев // Фольклор народов РСФСР. — Уфа, 1974. — Вып.1. 92 с.

28. Валеев, Д.Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» / Д.Ж. Валеев //Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1975.-Вып. 2.-182 с.

29. Валитов, О. Взаимоуважение цивилизаций — залог мирного развития / О. Валитов // Ватандаш. 2009. - № 3. - С. 3-13.

30. Валиуллина З.Р. Эстетика : учеб. пособие / З.Р. Валиуллина, З.Я. Рахматуллина, А.Я. Фаткуллина. Уфа : РИЦ БашГУ, 2008. - 234 с.

31. Валлерстайн, И. Экология и издержки производства при капитализме / И. Валлерстайн // Экология и жизнь. 2005. - № 3. — С. 17-20.

32. Вальковская, В.В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации : научная монография / В.В. Вальковская. — Хабаровск : ДВГУПС, 2000. 137 с. :

33. Василенко, Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму / Л.И. Василенко // Вопросы философии. 1995. - №3. - С. 3742.

34. Вильданов, У.С. Смысл жизни человека: ценности и смысложизненные ориентации / У.С. Вильданов, Х.С. Вильданов, Г.Б. Вильданова, Г.А. Хасанов.- Уфа, 2007. 204 с.

35. Вильданов, Х.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / Х.С. Вильданов, Ф.С. Файзуллин. Уфа : Изд-е БашГУ, 2002. -178 с.

36. Волков, Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России) / Ю.Г. Волков. М., 2001.- 168 с.

37. Вернадский, В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. М. : Мысль, 1967. - 364 с.

38. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. -М., 1991.-272 с.

39. Гаврюшин, Н.К. Христианство и экология / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1995. - №3. - С.53-59.

40. Гайденко, П.П. Бытие и разум / П.П. Гайдеико // Вопросы философии. -1997. -№ 7.- С.114-136.

41. Галеева, А. М. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы / A.M. Галеева, М.П. Курок. М. : Наука, 2001. - 128 с.

42. Галимов, Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы / Б.С. Галимов. Саратов, 1981. — 234 с.

43. Галлямов, А. Решаем экологическую и социальную проблемы / А. Галлямов // Табигат. 2004. - № 5. - С. 18-20.

44. Гегель Г. Философия религии : в 2 т. Т.1. / Г.Гегель. М. : Мысль, 1977. -471 с.

45. Гиренок, Ф.И. Экология как косноязычие культуры // Вестник МГУ, сер. № 7, философия. 1995. - №2. - С.44-51.

46. Гиренок, Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. / Ф.И. Гиренок. М. : Наука, 1987. - 182 с.

47. Гирусов, Э.В. Система «общество природа». Проблемы социальной экологии / Э.В. Гирусов. -М. : Изд-во МГУ, 1976. - 162 с.

48. Глазачев, С.Н. Социально-экологическая компетентность как элемент базовой концепции человека / С.Н. Глазачев // Соц.-гум. знания. 2007. - № 3. - С.92-102.

49. Глазачев, С. Экология и культура мира приоритет безопасной планеты / С. Глазачев // Зеленый мир. - 2003. - № 9-10.

50. Гольбах, П.-А. Система природы / П.-А. Гольбах // Избранные произведения. Т. 1. М., 1963. - 563 с.

51. Горелов, А.А. Экология / А.А. Горелов. М. : Центр, 1996. - 361 с.

52. Гордин, И.В. Игнорирование экологического кризиса / И.В. Гордин // Зеленый мир. 2008. - № 17-18. - С. 1-4.

53. Горшков В.Г. В повестке дня стратегия выживания человечества / В.Г. Горшков, К.С. Лосев, A.M. Макарьева // Вестник РАН. 2006. - № 6.

54. Грибанова, Е.С. Информационно-педагогический потенциал природной среды в формировании экологического сознания личности : автореф. дисс. канд. пед. наук / Е.С. Грибанова. Вологда : ВГПУ, 2006. - 22 с.

55. Григорьева, Л.И. Обучение экологии — это требование времени / Л.И Григорьева // Наука и образование. 1996. - №4. - С. 19-20.

56. Грушин, Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин. М. : Знание, 1987. - 367 с.

57. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / J1.H. Гумилев. — JL : ЛГУ, 1990.-523 с.

58. Данилов-Данильян, В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? / В.И. Данилов-Данильян. М. : Мир, 1998. - 18 с.

59. Данилов-Данильян, В.И. Окружающая среда между прошлым и будущем. Мир и Россия: опыт эколого-экономического анализа / В.И. Данилов-Данильян. -М. : Мир, 1994. -265 с.

60. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. М. : Прогресс - Традиция, 2000. - 416 с.

61. Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С. Демиденко. М., 2003. - 246 с.

62. Декарт, Р. Сочинения в 2 т. Т.1. / Декарт Р. М. : Мысль, 1989. - 654 с.

63. Декарт Р. Рассуждение о методе, дабы хорошо направлять свой разум и отыскивать научные истины: с подробным изложением учений Декарта о мире и человеке / Декарт Р., пер. и пояснения Н.А. Любимова. СПб. : тип. B.C. Балашева, 1885. - 434 с.

64. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо. — Ростов н/Д, 1996. 476 с.

65. Дерябо, С.Д. Экологическое сознание / С.Д. Дерябо // Гуманитарный экологический журнал. 2004. - Т.6. Вып. 2. - С.1-9.

66. Добрецова, Н.В. Ключевые проблемы социального партнерства в образовании для устойчивого развития и варианты их решения / Н.В. Добрецова // Экологическое образование. 2008. - № 4. - С.13-21.

67. Докторов, Б.З. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения / Б.З. Докторов // Социологические исследования. -1992. -№ 12.-С.51-58.

68. Достоевский, Ф.М. Поли. собр. соч. Т.23. / Ф.М. Достоевский. М., 1981. -422 с.

69. Дуглас, У. Трехсотлетняя война: хроника экологического бедствия : пер. с англ. / У. Дуглас. М. : Прогресс, 1975. - 239 с.

70. Ермаков, Д.С. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников / Д.С. Ермаков, Ю.П. Петров // Социологические исследования. 2004. - № 9. - С.64-67.

71. Залыгин, С. «Экологический консерватизм»: шанс для выживания / С. Залыгин // Новый мир. 1994. - №11. - С. 106-111.

72. Залыгин, С. Экология и культура / С. Залыгин // Новый мир. 1992. - № 9143 с.

73. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования / А.Н. Захлебный. М., 1991. - 184 с.

74. Зверев, И.Д. Экогласность и образование / И.Д. Зверев // Сов. педагогика. -1991. №1. - С.9-12.

75. Зотов, В.Д. Глобальная экологическая политика — категорический императив XXI века / В.Д. Зотов // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 6.-115 с.

76. Инеда, К. Экологическая проблематика в контексте буддизма / К. Инеда // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. - С. 289307.

77. Казарян, В.П. У истоков экологического мышления в России / В.П. Казарян // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1998. - № 1. - С. 77-89.

78. Казначеев, В.П. Космогония планеты и программа «Гея» / В.П. Казначеев. -Новосибирск, 1997. 123 с.

79. Казначеев, В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере/ В.П. Казначеев. Новосибирск : Наука, 1989. - 269 с.

80. Калиев, Ю.А. Мифологическое сознание: феноменология традиционного мировоззрения / Ю.А. Калиев. — Йошкар-Ола : Изд-во Марийск. ун-та, 2003.

81. Калиев, Ю.А. Этнокультурный статус мифологического сознания / Ю.А. Калиев. Уфа : РИО БашГУ, 2004.

82. Калиев, Ю.А. Основной социологический закон / Ю.А. Калиев. Уфа : РИЦ БашГУ, 2009.

83. Калликотт, Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики / Б. Калликотт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 308-327.

84. Кант, И. Сочинения в 6 т. Т.5. / И. Кант. М. : Мысль, 1966. - 685 с.

85. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант. СПб., 1995. — 528 с.

86. Карим, М. Сочинения в 5 т. Т.2. / М. Карим. Уфа : Китап, 1996. - 536 с.

87. Касимов, Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н.С. Касимов // Экология и жизнь. 2006.- № 9. - С. 30-34.

88. Кашапов, Р.Ш. Экологические проблемы Башкортостана. Их возникновение, развитие и обострение / Р.Ш. Кашапов. Уфа, 1996. - 123 с.

89. Киреев, А .Я. Я не Нострадамус, но. Портрет XXI века / А.Я. Киреев. М., 2000. - 158 с.

90. Кириллов, Н. Курс на экологическое обновление / Н. Кириллов // Табигат. 2004.-№ 10.-С. 12-16.

91. Клюев, Н.Н. Порочный круг. Экологические последствия экономического роста / Н.Н. Клюев // Экология и жизнь. 2004. - № 1. - С. 19-23.

92. Клюев, Н.Н. Россия: Экологический «портрет» на глобальном фоне / Н.Н. Клюев // Экология и жизнь. 2002. - № 6. - С. 16-19.

93. Князева, Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе / Е.Н. Князева // Вопросы философии. 1998. - №4. - С. 138-143.

94. Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е.Н. Князева // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С.3-20.

95. Ковалевский, М.М. Социология. В 2 т. / М.М. Ковалевский. СПб., 1910.364 с.

96. Ковалевский, М.М. Теория заимствования Гарда / М.М. Ковалевский. М., 1903.-224 с.

97. Когай, Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 5.- 112 с.

98. Когай, В.А. Ценностные регулятивы экологического сознания : автореф. дисс. на соиск уч. степ. д. филос. н. / Е.А. Когай. М., 2000. - 38 с.

99. Кондратьев, К.Я. Глобальные изменения на рубеже тысячелетий / К.Я. Кондратьев // Экология жизнь. 2002. - № 1. - С. 30-38.

100. Кондратьев, К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии/ К.Я. Кондратьев. М., 1990.- 454 с.

101. Коптюг, В.А. Задачи социально-гуманитарных наук в разработке моделей будущего развития страны / В.А. Коптюг. Новосибирск, 1994. - 243 с.

102. Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание / А.Н. Кочергин. -Новосибирск : Наука, 1987. 218 с.

103. Кошелева, В. Экология и нравственность / В. Кошелева // Общественные науки и современность. -1993. №1. - С.153-162.

104. Краснов, Е.В. Социальная экология: от науки к реальности / Е.В. Краснов, В.В. Кривошеев // Социологические исследования. 2006. - № 7. - С. 93-96. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-07/krasnovkrivosheev.pdf

105. Кропоткин, П.А. Этика / П.А. Кропоткин. М., 1991. - 493 с.

106. Кузеев, Р.Г. Этнос и культура в долинах Агидели / Р.Г. Кузеев // Живая память. Уфа, 1999. - С. 136-144.

107. Кузьмина, А.А. Экологическое действие как форма риск-рефлексии / А.А. Кузьмина // Социологические исследования. 1999. - № 6. - С.60-66.

108. Кулик, А.В. Экология это понятно, но что такое жизнь? / А.В. Кулик // Экология и жизнь. - 2000. - № 4. - С. 11-14.

109. Кульбицкая, JI.E. Философские аспекты формирования экологического сознания : автореферат дисс. канд. филос. наук / Л.Е. Кульбицкая. Минск, 1991.-23 с.

110. Кунакбаева, С. Цель экологического образования неконфликтное сосуществование с природной средой / С. Кунакбаева // Табигат. - 2004. - № 4.-С. 22-23.

111. Кутырев, В.А. Экологический кризис: постмодернизм и культура / В.А. Кутырев // Вопросы философии. 1996. - № 11.- С.26-31.

112. Ламарк, Ж. Б. Избранные произведения / Ж.Б. Ламарк. М., 1959. - 686 с.

113. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 608 с.

114. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Поли. собр. соч. Т. 18.-525 с.

115. Леопольд, О. Календарь песчаного графства / О. Леопольд. М., 1983. - 216 с.

116. Лихачев, Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика. 1993. - № 3. С. 19-23.

117. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф, Лосев.-М., 1969.-715 с.

118. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. М., 1978.- 613 с.

119. Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке / К.С. Лосев. М.: Космосинформ, 400 с.

120. Лукьянов, А.В. Философия. Предвидение. Духовность / А.В. Лукьянов. -М., 1993.

121. Мазур, И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. М. : Горизонт, 2001. с.

122. Мамедов, Н.М. Экология / Н.М. Мамедов, И.Т Суравегина. М. : Школа-Пресс, 1996.-440 с.

123. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния / Т. Мальтус. СПб., 1868. - 367 с.

124. Мамин-Сибиряк, Д. В худых душах / Д. Мамин-Сибиряк // Башкирия в русской литературе. Т.2. Уфа,1988. — С. 190-191.

125. Марков, Ю.Г. Социальная экология / Ю.Г. Марков. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1986.- 543 с.

126. Маркс, К. Избранные сочинения. Т.З. / Маркс К., Энгельс Ф. М. : Политическая литература, 1987. - 656 с.

127. Массовая коммуникация и охрана окружающей среды / под ред. М. Лауристин, Б.М. Фирсова. Таллинн : Ээсти раамат, 1987.- 296 с.

128. Медведев, В.И. Экологическое сознание / В.И. Медведев, А.А. Алдашева. -2-е изд., доп.- М. : Логос, 2001. 384 с.

129. Мильдон, В.И. Природа и культура: (опыт философии безнадежности) / В.И. Мильдон // Вопросы философии. 1996. - № 12. - С.62-74.

130. Миркин, Б.М. Беседы об устойчивости экосистем / Б.М. Миркин // Экология и жизнь. 2005. - № 1. - С. 37-42.

131. Миркин, Б.М. Экология Башкортостана / Б.М. Миркин. 2-е изд. - Уфа : АДИ-Пресс, 2005. - 200 с.

132. Мозговая, А.В. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления / А.В. Мозговая // Социологические исследования. 1999. - №8. - С.104-110.

133. Моисеев, Н.Н. Быть или не быть. человечеству? / Н.Н. Моисеев. М., 1999. - С. 57-58.

134. Моисеев, Н.Н. Компьютеризация, ее социальные последствия / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1987. - № 9. - С.103-112.

135. Моисеев, Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1999. - № 4. - С.3-11.

136. Моисеев, Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации / Н.Н. Моисеев // Социально-политический журнал. 1993. - №9/10. - С. 92-100.

137. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1995. - № 1. - С. 3-31.

138. Моисеев, Н.Н. Рациональное общество и экология / Н.Н. Моисеев // Социально-политический журнал. 1993. - №3. - С. 110-116.

139. Моисеев, Н.Н. С мыслями о будущем России / Н.Н. Моисеев. М., 1997.

140. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1995. № 1. - С. 3-31.

141. Моисеев, Н.Н. Универсальный эволюционизм и самоорганизация / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. 2003. - № 2. — С. 4-6.

142. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. М. : Молодая гвардия, 1990.-512 с.

143. Моисеев, Н.Н. Экологический фон современной политики / Н.Н. Моисеев // Общественные науки и современность. 1993. - №4. - С. 135-145.

144. Мукатанов, А.Х. Почвенно-экологическое районирование Республики Башкортостан / А.Х. Мукатанов. Уфа, 1994. - 33 с.

145. Мурзагалин З.Д. Проблемы формирования и функционирования экологического сознания: социально-философский анализ: Дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2000.

146. Навроцкий, Б.А.Человек, город, экология / Навроцкий Б.А., Полянинов Л.Я. Волгоград, 1996. - 112 с.

147. Наше общее будущее. Доклад МКОСР. М.: Прогресс, 1989.

148. Нейс, А. Экология, сообщество и стиль жизни / А. Нейс // Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии. М., 1997. - 294 с.

149. Николаев, М. Природа человеку, человек - природе / М. Николаев // Наш современник. - 1995. - № 6.- 174 с.

150. Никанорова, Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: Философско-социологический аспект проблемы : автореф. дисс. докт. филос. наук / Е.В. Никанорова. М., 1994.- 38 с.

151. Ницше, Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше. М. : Просвещение, 1993. 573 с.

152. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. — М. : Просвещение, 1991.-287 с.

153. Ноосфера: духовный мир человека. Л., 1989. - 240 с.

154. Ойзерман, Т.И. Научно-технический прогресс: возможности границы предвидения / Т.И. Ойзерман // Социологические исследования. 1999. - № 8. с. 8. http ://www.management. edu.ru/ socis/msg/243324.html

155. Панарин, А.С. О возможностях отечественной культуры / А.С. Панарин // Новый мир. 1996.-№ 9.-280 с.

156. Печчеи, А. Человеческие качества / Печчеи А. М., 1980. - 300 с.

157. Письмо Михайлова М.Л. к Н.В. Шелгунову от 25 февраля 1857 года из Уральска // Башкирия в русской литературе. Т.1. Уфа, 1989. - 290 с.

158. Платонов, Г.В. Нужен ли международный кодекс экологической этики? / Г.В. Платонов // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. -1991.-№3,-С. 54-58.

159. Платонов, Г.В., Тяптиргянов М.М. Эколого-гуманистические регулятивы сохранения биотического разнообразия / Г.В. Платонов, М.М. Тяптиргянов // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. № 5. - 2003. - С. 2235.

160. Померанц, Г. Витражей много, но свет — один. Духовные измерения экологического равновесия / Г. Померанц // Знание — сила. 1994. - № 3. -111с.

161. Попова, 3. Что такое экологическая ответственность / 3. Попова // Зеленый мир.-2010.-№ 3-4.-С.13.

162. Поттер, В.Р. Биоэтика мост в будущее / В.Р. Поттер, под ред. С.В. Вековшининой, В.Л. Кулиниченко - Киев : Вадим Карпенко, 2002. — 216 с.

163. Пуляев, В.Т. Экология человека путь к спасению жизни на Земле / Пуляев В.Т. // Социологические исследования. - 2001. - №1. - С. 23-29.

164. Рахматуллина, З.Н. Менталитет башкир: сущность, характеристики / З.Н. Рахматуллина. Уфа, 2007. - 122 с.

165. Рахматуллина, З.Я. Воспитательный потенциал экологического образования / З.Я. Рахматуллина // Табигат. 2006. - №1. - С. 14-17.

166. Реймерс, Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. М. : Россия молодая, 1994. - 453 с.

167. Ремизов, В.А. Духовность как культурная ценность личности / В.А. Ремизов // Философские науки. 1997. - № 2.- 267 с.

168. Ролстон, X. Существует ли экологическая этика? / X. Ролстон // Глобальные проблемы и экологические ценности. М., 1990. - С. 258-288.

169. Руденко, С.И. Башкиры : ист. этногр. очерки / С.И. Руденко. — Уфа : Китап, 2006. - 376 с.

170. Рыбаков, С.Г. Собрание сочинений. Т.З. / С.Г. Рыбаков. — М., 1956. 674 с.

171. Саган, К. Космос / К. Саган. М., 2000.- 120 с.

172. Самирханов, А. Решение экологических проблем — в партнерстве власти и общества / А. Самарханов // Табигат. 2004. - № 8. - С. 1-6.

173. Семлен, Ж. Выход из насилия / Ж. Смелей // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. - С.76-85.

174. Ситаров, В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров. М. : Академия, 2000. -280 с.

175. Соколов, Э.В. О некоторых элементах и структуре общественного сознания / Э.В. Соколов // Философские науки. 1967. - № 1. - С.44-49.

176. Соловьев, B.C. Сочинения в 2 т. Т.1. / Соловьев B.C. М. : Мысль, 1988. -832 с.

177. Соловьев, B.C. Философия искусства и литературная критика / Соловьев В.С.-М., 1991.-701 с.

178. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. / П.А. Сорокин. М., 1994. - 560 с.

179. Сочинения Козьмы Пруткова. М.,1981. - 304 с.

180. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. М., 1972.- 303 с.

181. Степин, B.C. Новые ориентиры цивилизации / B.C. Степин // Экология и жизнь. 2000. - № 4. - С. 4-7.

182. Сулейманова, Р.Н. Ахмед ибн-Фадлан о веровании башкир / Р.Н. Сулейманова // История края и судьбы людей. Уфа, 1994. - 248 с.

183. Сулейменов, О.О. Народная культура летопись мира / О.О. Сулейманов // Вопросы философии. - 1988. - № 8. - С. 88-109.

184. Суравегина, И.Т. Экологии учить / И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. 2004. - № 4. - С. 32-34.

185. Сухомлинова, В. Системы «общество» и «природа», разнообразие, устойчивость, развитие / В. Сухомлинова // Общественные науки и современность. 1994. - № 4. - С. 135-141.

186. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. М., 1971.- 336 с. ;

187. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. — М. : Наука, 1987.-586 с.

188. Теплов, Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / Д.Л. Теплов // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 46-49.

189. Тетиор, A.M. Множество этик окружающей среды / A.M. Тетиор. М., 2000. 63 с.

190. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. Т.23. / Толстой Л.Н. М., 1957. - 564 с.

191. Тонкоев, Е.В. Экология и нравственность / Е.В. Тонкоев // Научные ведомости. 1996. - № 3. - С.7-11.

192. Тощенко, Ж.Т. Социология: пути научной реформации / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. 1999. - № 7.- С. 13-20.

193. Торо, Г.Д. Уолден, или жизнь в лесу / Г.Д. Торо. М. : Наука, 1979.- 454 с.

194. Тоффлер, А. Третья волна : пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др. / А.Тоффлер. 795 с.

195. Уайт, JI. Исторические корни нашего экологического кризиса / J1. Уайт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. - С. 188202.

196. Умов, Н.А. Автоматизм и сознательная деятельность / Н.А. Умов // Сочинения. Т. 3. 691 с.

197. Умов, Н.А. Роль человека в познаваемом им мире / Н.А. Умов // Сочинения Т.3.-582 с.

198. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. — Уфа : Китап, 2005. 296 с.

199. Урсул, А.Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности / А.Д. Урсул // Безопасность Евразии. 2001. - № 4.- 214 с.

200. Урсул, А.Д. Неособирательство: путь в грядущее? / А.Д. Урсул // Химия и жизнь. 1989. -№ 11. - 192 с.

201. Урсул, А.Д. Образование для устойчивого развития / А.Д. Урсул // Введение в теорию устойчивого развития. М., 2002. - 236 с.

202. Урсул, А.Д. Учение о ноосфере и концепции устойчивого развития / А.Д. Урсул // Введение в теорию устойчивого развития. М., 2002. — 274 с.

203. Файзуллин, Ф.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций / Ф.С. Файзуллин, У.С. Вильданов, Х.С. Вильданов. М. : Наука, 2008.-296 с.

204. Файзуллин, Ф. Национальные ценности и ценностные ориентации современного поколения // Ватандаш. 2009. - № 4. - С. 3-10.

205. Файзуллин, Ф.С. Этническое сознание и самосознание / Ф.С. Файзуллин. -Уфа, 1998.-208 с.

206. Фаухутдинов, А. Год заботы о природе / А. Фаухутдинов // Табигат. 2005. -№ 1.-С. 2-8.

207. Фаухутдинов, А. Экономическое процветание невозможно без экологической безопасности / А. Фаухутдинов // Табигат. 2004. - № 9. - С. 11-13.

208. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. М. : Мысль, 1982. - 711 с.

209. Филонов, Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований / Г.Н. Филонов // Педагогика. 2000. - № 9,- 645 с.

210. Фихте, И.Г. Сочинения в 2 т. Т.1. / И.Г. Фихте. СПб., 1993. - 687 с.

211. Фихте, И.Г. Факты сознания / И.Г. Фихте. СПб. : Наука 2007. - 429 с.

212. Флоренский, П.А. Оправдание космоса / П.А. Флоренский. М., 1994. - 416 с.

213. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М. : Прогресс, 1990.448 с.

214. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М. : Прогресс, 1995. - 272 с.

215. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М. : Прогресс, 1997. - 416 с.

216. Хазиев, B.C. Роса истины / B.C. Хазиев. Уфа, 1998. - 88 с.

217. Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления. М., 1993.- 447 с.

218. Хесле, В. Философия и экология. М. : Наука, 1993. - 205 с.

219. Хефели, И.Ф. Культура и природа / И.Ф. Хефели // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. - С.116-120.

220. Хозин, Г.С. Морально-этические нормы в СССР, регулирующие воздействие на природную среду / Г.С. Хозин // Морально-этические нормы, война, окружающая среда. М. : Мир, 1989. - 467 с.

221. Швейцер, А. Благовение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения / А. Швейцер // Глобальные и общечеловеческие ценности. М. : Прогресс, 1990.- 300 с.

222. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс,1973. - 342 с.

223. Шишкина, Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры / Е.А. Шишкина // Социологические исследования. -2008. № 9. - С.79-84.

224. Шубенкова, Е.И. Этико-гуманистический контекст экологической проблемы / Е.И. Шубенкова // Философия и экологическая проблема. М., 1990.-С. 145-148.

225. Эмерсон, У.Э. Природа. Эстетика американского романтизма / У.Э. Эмерсон. М. : Искусство, 1977. - 397 с.

226. Энциклопедия. Т.19. Экология. М. : Аванта+, 2001. - 448 с.

227. Этика отношений с окружающей средой. Обзор. Специализированная информация по проблемам экологии. М., 1990. - 232 с.

228. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. — М., 2001.391 с.

229. Юнг, К.Г. Эпилог / К.Г. Юнг // Человек. 1995. - № 2. - 485 с.

230. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара : Самарский ун-т, 1995. - 288 с.

231. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. М., 2005.-321 с.

232. Яницкий, О.Н. Поток и «место» / О.Н. Яницкий // Неприкосновенный запас. 2006. - № 2. - 276 с. i

233. Яницкий, О.Н. Эволюция экологического движения в современной России / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. 1995.- № 8. - С. 15,-26.

234. Яницкий, О.Н. Экологическая перспектива города / О.Н. Яницкий. М. : Мысль, 1987. -280 с.

235. Яницкий, О.Н. Экологическая политика: роль движений и гражданских инициатив / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. 1994. - №10. -С. 10-20.

236. Яницкий, О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. 1999. - № 6. - С. 50-60.

237. Яницкий, О.Н. Энвайронментальная социология вчера и сегодня / О.Н. Яницкий // Общественные науки и современность. 1993. - № 2. — С. 76-91.

238. Яншин, A.J1. Уроки экологических просчетов / A.JI. Яншин. М. : Мысль, 1991.-430 с.

239. Bookchin М. Post Scarcity Anarchism. London: Wildwood House. 1971.

240. Earl D. McCoy and my method in ecology: Strategies for Conservation Problems. N.Y. : Cambridge, 1993. P. 149-197.

241. Earl D. McCoy Statistics, Cost and Rationality in Ecological Inference, Trends in Evolution and Ecology, VII, 3 March 1992) p.96-99.

242. Kozlovsky D.G. An Ecological and Evolutionary Ethics. Enslewood Cliffs. N.J. 1974. P.82-109.

243. Kristine Shrader-Frechette. Practical ecology and environmental ethics. The journal of philosophy. Volume XCII, №12, December 1995.

244. McKibben B. The end of Nature: 2-d ed. N.Y., 1999.

245. Naess Arne. The shallow and the deep, long-range ecology movement: A summary' Inquiry. 1973. P.95-100.

246. Paelke R.C. Environmentalism and the future of progressive politica.- New Haven; L.; Gale Univ. press, 1989.

247. Pepper D. Eco-socialism. From deep ecology to social justice. London, Rosefledge.1993.

248. Stapp W.M. The Concept of Environmental Education//The Journal of Environmental Education. 1969. № 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.