Формирование духовной культуры личности в русской национальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Паукова, Лидия Николаевна

  • Паукова, Лидия Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 137
Паукова, Лидия Николаевна. Формирование духовной культуры личности в русской национальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Паукова, Лидия Николаевна

В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Введение. 3-

Глава 1. Духовная культура личности как предмет психолого-педагогического исследования. 14

1.1. Русская национальная школа: понятие, характеристика, арсенал воспитания духовной культуры школьника.14

1.2. Потребность личности в повышении уровня духовной Ж культуры и возможности русской национальной школы в ее реализации.26

1.3. Оптимизация процесса воспитания духовной культуры личности в русской национальной школе.39

Выводы по первой главе.52

Глава 2. Пути совершенствования педагогической деятельности русской национальной школы по воспитанию духовной культуры школьника. .53

2.1. Программы диагностики духовной культуры учащихся русской национальной школы.53

2.2. Психолого-педагогические условия эффективности воспитания духовной культуры школьника в русской национальной школе. .74

2.3. Совершенствование управления процессом воспитания духовной культуры школьников в русской национальной школе.92

Выводы по второй главе. 108

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовной культуры личности в русской национальной школе»

Сложные задачи совершенствования демократического общества, глубокие инновации по всему полю социально-экономической и духовно-нравственной жизни, динамизм и масштабы преобразований, отражающих все стороны этих процессов, определяются потенциалом человеческого фактора, инициативностью, творчеством и активностью людей, всей системой воспитания и образования.

Демократическая ситуация привела к осознанию по-новому оценить значение духовной и национальной культуры и общества, и каждой личности, саморегуляции^ г всех сторон их жизнедеятельности через воспитание духовности ,любви к отечеству, патриотизма, гражданственности уважения к национальным традициям, культуре, национальной преемственности.

Современное состояние духовной культуры требует научно-обоснованного руководства воспитанием, ясного осознания его целей, средств, форм и методов. Воспитание духовной культуры личности является первостепенным и должно обрести черты научно управляемого процесса.

Одним из средств и одновременно условием развития социальной активности и творческого отношения к процессу формирования духовной и национальной культуры личности являются новые модели образования и воспитания, оптимизирующие этот процесс. Такой моделью выступает, в частности, новый тип школы -русская национальная школа, ее широкие и до конца не используемые психолого-педагогические возможности. Идея создания региональной системы русских национальных школ вызвана рядом обстоятельств. На современном этапе в обществе нарастает кризис национального самосознания, в том числе - кризис самосознания народа русского. Это вызвано потерей социального идеала и разрушением основ национально-культурной консолидации.

Длительный путь отступления от демократических начал, пройденный советской школой, как и другими социальными институтами воспитания, привел к усилению бюрократизации воспитательного процесса, формализму в работе с подростками, лишению их условий для подлинно творческой самодеятельности, инициативности и самореализации. Это явилось одной из причин снижения авторитета школьных учреждений , престижа среднего образования и распространения в обществе и особенно в подростково-молодежной среде «двойной морали», нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию, дегуманизации поведения, обеднения эмоционального мира, что привело к ориентации учащихся на атрибуты массовой культуры за счет заметного снижения подлинно культурных , духовных и подлинно национальных ценностей.

Внутренний кризис культуры усугубляется внешними обстоятельствами: мощной экспансией ценностей западной культуры, выступающих в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции; с утратой духовного идеала и ликвидацией интегрирующих общество ценностей формируется комплекс «национальной неполноценности», чувство потерянности и бездомности. Именно эти обстоятельства побудили Министерство образования в 1993 году заключить контракт с ЮНЕСКО по программе «Развитие национальной школы». Проект утвержден на XXVII Генеральной конференции ЮНЕСКО. Диссертация выполнена в рамках этого проекта. Проблема заключается и в том, что в педагогической теории и практике не получили еще четкой разработки показатели и критерии диагностики и" духовной культуры подростков, характеризующие единство сознания и поведения, психолого-педагогические условия формирования у них нравственного и национального самосознания. Как и во всем процессе воспитания, имеют место противоречия, связанные с формальной постановкой воспитательных задач и необоснованным планированием воспитательной работы в школе, увлечение духовным просвещением в ущерб формированию опыта высоконравственного поведения личности. Нравственное (а шире - духовное ) просвещение нередко отделено от реальной жизни, не ориентировано на развитие национального самосознания в его единстве с поведением. Эффективность духовного воспитания нередко оценивается по числу проведенных мероприятий, а не по результатам работы школы, класса.

Система духовного воспитания в нашей стране опирается в основном на вербальные методы воздействия и практически ограничена только детским возрастом (и то не в полном объеме и эпизодически); эта система исчерпала свои конструктивные возможности и требует кардинального совершенствования. Жизнь диктует необходимость в полной мере осуществить задачи духовного воспитания, подъема и укрепления национального самосознания , гуманистических отношений в обществе, то, что всегда характеризовало и отличало русский народ; реализовать принципы формирования духовно-нравственных отношений молодых людей к действительности, культуре гуманных взаимоотношений между людьми, обоснованные в творческом наследии великих российских педагогов Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинского и др., которые изложили основы теории и практики духовно-нравственного, духовно-эстетического развития личности.

Таким образом, перестройка общественной жизни, повлекшая за собой нравственный кризис, духовную пустоту, агрессивность, конфликтность, ^у особенно в подростково-молодежной среде, актуализировала проблемы духовного и национального воспитания, предопределила необходимость перейти к осуществлению духовного всеобуча.

В последние годы в теории и практике педагогики и психологии имели место некоторые попытки разработать систему включения образовательных учреждений в единый процесс нравственно-эстетического воспитания молодежи. Однако, эти попытки не увенчались успехом из-за того, что все сводилось в основном к констатации отдельных фактов и фиксировании общетеоретических положений. В исследованиях 60-90-х годов получены достаточно ограниченные выводы о конкретных знаниях, умениях и навыках нравственной деятельности, духовной культуры, национального самосознания и т.п., которые можно сформировать средствами учебно-образовательного учреждения. Исследования, посвященные научному анализу проблемы формирования духовной культуры личности школьника, ее духовных качеств в школьном коллективе проводились достаточно редко.

Проблема формирования духовной культуры, русского национального сознания и русской национальной школы периодически выступала предметом теоретических исследований на различных этапах развития философской, психологической, педагогической мысли. Советские и российские философы и этики С.Ф.Анисимов, Р.Г.Алресян, Н.А.Бердяев, В.И.Бакштановский, В.Е.Вейдле, Л.Б.Волченко, А.А.Гусейнов, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, А.С.Лаптенок, В.М.Межуев, Ф.А.Степун, Ю.В.Согомонов, А.И.Титаренко, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, Е.М.Фрадлина и др., социологи и культурологи В.С.Библер, С.Н.Иконникова, М.Г.Иовчук, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, П.А.Сорокин, Э.В.Соколов и др. разрабатывали проблемы нравственного воспитания, нравственной культуры, культуры взаимоотношений, национального самосознания и т.п.

Активно исследовалась и исследуется проблема нравственного развития личности в инновационных школах зарубежными учеными-этиками, социологами, педагогами и психологами (Е.Анчел, С.Ангелов, В.Вичев, Дж.Локк, М.Монтессори, В.Момов, И.Оелькерс, И.Попелова, И.Г.Пестолоцци, Г.Рерс, Ж.-Ж.Руссо, Э.Фромм, М.Фритцханд, А.Флитнер, В.Флитнер, В.Шайбе и др.).

Формирование национального сознания и духовной культуры анализируется и в трудах исследователей, занимающихся национальным образованием. Вопросы духовности и нравственности постоянно являются предметом обсуждения в русле тематики развития национальных школ. В последние годы они особенно часто отражаются в периодической печати (Р.Б.Вендровская, Г.В.Велищук, А.Я.Данилюк, В.И.Косик, Н.Н. Костанян, Л.Н. Мукаева, М.М.Поташник, Х.Сукунов и др.)

Как показывает анализ советской, российской и зарубежной научной литературы, приоритет в разработке проблемы нравственного и духовного развития личности принадлежит педагогической науке, где эта проблема с конца 60х и в течение 70х годов активно начала исследоваться в рамках возрастной педагогики (Л.И.Божович, Г.Е.Залесский, А.В.Зосимовский, А.Г.Ковалев, Т.Е.Конникова Л.И.Рувинский, В.А.Сухомлинский и др.). С середины 70х г. активизировалось исследование проблемы нравственного развития личности в рамках социальной педагогики (Ю.П.Азаров, Л.М.Архангельский,В.И.Бакштановский, Г.Е.Глезерман, И.М. Гончаров, Б.Т. Лихачев, Э.И.Моносзон, А.В.Мудрик, Н.В.Рыбакова, М.М.Соколов, А.К.Уледов, А.Г.Харчев и др.).В педагогических и психологических исследованиях выявлены механизмы целеполагания, принятия и исполнения решений, что свидетельствует о более глубоком раскрытии основ процесса нравственного воспитания личности, регуляции и саморегуляции ее поведения.

Несмотря на многоплановость исследований, проведенных по данной проблеме, решение ее не может быть признано окончательным и полным. Анализ литературы показал, что в педагогической теории и практике понятия «нравственное» и «духовное» развитие не всегда дифференцируются. Не получили еще четкой разработки критерии диагностики духовной культуры школьников, характеризующие единство сознания и поведения, не определены психолого-педагогические условия формирования у учащихся национального и нравственного самосознания.

В настоящее время отсутствует единый концептуальный подход к определению сущности понятия русская национальная школа, к пониманию того, как и какими средствами можно и нужно развивать национальное самосознание и духовную культуру школьников и каковы те психолого-педагогические условия, которые оптимизируют учебно-воспитательный процесс в русскрй национальной школе.

Вместе с тем уместно назвать целый ряд факторов, мешающих эффективности формирования потребности в повышении уровйя духовной культуры: различия в установках подростков, неодинаковая степень готовности к совместной творческой деятельности в этой области совершенствования, различия в возрасте, неразвитость коммуникативного потенциала отдельных учеников, неспособность найти правильный выход в различных ситуациях общения, неумение моделировать эти ситуации, иногда низкая в целом нравственная культура личности и др.

По-нашему мнению, данная проблема есть и пограничная, и несомненно, самостоятельная область исследования. Духовная культура; по мнению диссертанта j есть отражение культуры общества; она - качественный показатель уровня его развития, аккумуляция содержания гуманистических взаимоотношений людей, совершающаяся посредством человеческой деятельности и межличностного общения. Духовная культура является интегральным показателем меры воплощения в жизнь общества гуманизма, как его основной, перспективной социально-нравственной ценности, а также воплощения гуманности, взаимопомощи, чуткости, доброты, культурности, справедливости, интеллигентности и др. как его аналогов в межличностных отношениях людей. Духовная культура содержит те духовные, нравственные > и национальные ценности, которые непосредственно выражают ценность самого человека. В обществе существующее ценностное понимание человека отражает определенный уровень духовной культуры его членов. Иными словами, духовная культура - это действенная, «практически-деятельная» духовность человека.

Но духовная культура личности не сводится тем не менее лишь к сумме сведений о принципе гуманизма, вообще основных принципах общечеловеческой морали. Тот или иной принцип превращается в элемент личностного мировоззрения в том случае, если он формирует программы деятельности и проявляется в индивидуальном духовно-нравственном поведении. Духовные мировоззренческие убеждения кристаллизируются прежде всего в духовных качествах личности. Последние же оказывают решающее воздействие на духовно-психологический климат в коллективе и существенно определяют его педагогическую и творческую эффективность.

Определяя пути и средства повышения и совершенствования воспитательной, творческой, образовательной подготовки учащихся, формирования у них активной жизненной позиции, гуманности, демократичности, компетентности, культурности, способности идти на риск, инициативности и других, следует особое внимание уделить методам работы, прямо обращенным к личности и ориентированным на нее.

Таким образом, духовная культура личности представляет собой трансформированную форму духовной культуры общества, конкретной социальной среды, в которой формируется личность. Она обеспечивает реализацию общественных и личных интересов, превращение их в конкретную духовную потребность, в норму духовного поведения и общения личности.

Непосредственной социальной средой воспитания духовной культуры личности, ее духовных и национальных качеств является коллектив школы, классный коллектив. Если опираться на известное положение марксизма о том, что личность реализует свою сущность в коллективе и, следовательно, только «в условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее» (12, с. 75), то именно исследование коллективных форм деятельности дает возможность вскрыть наиболее существенные механизмы активности личности в приобретении навыков духовной культуры. Именно посредством коллектива личность входит в контакт с более широкими социальными общностями, но этот контакт обусловлен определенными процессами, происходящими в коллективе. В классном (школьном) коллективе, как и в любом другом коллективе, существует своя специфическая система отношений, ценностей, норм, стили и эталоны поведения и общения, проявляющиеся, в частности, в свободной добровольной, но необходимой, бескорыстной предметно-практической деятельности (учебной, игровой, досуговой и др.) по внутреннему побуждению , содержанием которой является самореализация и творчество, а результатом - саморазвитие личности, развитие ее духовной культуры и национального самосознания, а также активное преобразование объективной действительности.

Учебная деятельность в школе творчески стимулирует групповое и межличностное взаимодействие, которое обогащает жизненный опыт ребенка, формирует у него навыки партнерства, способствует освоению новых моделей поведения и социальных ролей.

Образу жизни подрастающего поколения свойственны динамизм, проявляющийся в быстрой смене вкусов, интересов, установок, ценностей, стремление к самостоятельности и независимости, которые сочетаются с подверженностью групповому влиянию и зависимостью от мнения сверстников.

Создавая условия для воспитания духовной культуры личности, ее позитивных качеств, школьным педагогам важно помнить, что за бурными, порой поверхностными их проявлениями скрывается глубокий социальный подтекст. Умение понять его - большое искусство. А понять необходимо, ибо только в этом случае воспитатель сможет добиться того, чтобы духовные отношения в классе, школе стали для его субъектов духовно ценными и социально значимыми.

Необходимость исследования духовной культуры личности объясняется еще и тем, что эта проблема в настоящее время приобретает достаточную остроту. Многочисленные трактовки и подходы к определению понятия, широкий размах исследований проблем нравственного воспитания, условий и механизма девиантного (отклоняющегося) поведения в подростково-молодежной среде и т.п. свидетельствуют о многогранности и сложности проблемы духовной культуры личности, но и о недостаточной самой теории. В свою очередь, отсутствие фундаментальных концептуальных схем в значительной степени осложняют и практическое изучение состояния, динамики, а также форм и методов формирования, регулирования и управления процессом воспитания духовной культуры личности подростка. Наличие педагогической теории духовной культуры личности во многом облегчило бы дальнейшую работу в данном направлении.

Методологический подход к определению понятия, сущности и роли духовной культуры личности ребенка как социально-педагогического феномена предполагает изучение ее с позиций различных областей наук. Данная проблема вызывает интерес у специалистов прежде всего в области философии, социологии, этики, психологии, культурологии. Однако, эта проблема вызывает интерес и у педагогов, поскольку духовное развитие личности во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность ребенка в процессе своего развития, социализации. Ясно, что школьный коллектив становится могучим средством формирования личности в широком смысле) только тогда, когда он характеризуется высокой духовной культурой, высоким духовным потенциалом.

На сегодняшний день скопилось достаточное количество публикаций по проблемам нравственного воспитания, нравственной культуры, культуры общения, поведения и сознания, духовности и т.п., проведено много научно-практических конференций, семинаров, школ и т.д., где рассматриваются различные аспекты и стороны феномена нравственной культуры, показывается его значение для теории нравственного воспитания, формирования активной нравственной позиции, обобщается практический материал нравов, обычаев, традиций в решении задач демократического преобразования, выделяются методологические принципы анализа нравственной культуры общества и личности.

Естественно, что эти издания и конференции не претендуют на исчерпывающую полноту освещения сложной проблематики нравственной, духовной культуры личности. Ряд развиваемых в них теоретических положений и выводов представляются нам спорными. В некоторых работах (28; 92 и др.) не всегда соблюдается четкость и последовательность методологии исследований, всеобщий анализ подменяется трактовкой традиционных проблем морали, культуры и личности. Иногда предмет анализа преподносится в описательном плане. Отсюда некоторый круг теоретических проблем остается недостаточно освещенным во многих аспектах, как в философском, так и прикладном этическом и педагогическом. К ним следует отнести дальнейшее развитие понятийного аппарата, раскрытие подходов к исследованию феномена духовной культуры, раскрытие социальной и экономической детерминации, роли и значении духовного воспитания, духовной культуры личности в современных условиях. Нуждаются в специальном исследовании вопросы диагностики и прогнозирования, научного педагогического руководства процессом формирования и развития духовной и национальной культуры общества, социальных групп, личности, а также практическое применение этого в формировании нового типа личности, используя средства новых типов школ, в частности русской национальной школы.

Следовательно, несомненная актуальность и малоразработанность в этической, педагогической и психологической литературе феномена духовной и национальной культуры личности подростка, необходимость анализа данной проблемы в современных условиях развития духовной культуры общества - все эти обстоятельства стимулировали научный интерес диссертанта и обусловили выбор темы диссертации.

Целью настоящего исследования является выявление и теоретическое обоснование и экспериментальное определение психолого-педагогических условий формирования духовной культуры личности в русской национальной школе.

Объект исследования - духовная культура личности учащихся. Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования духовной культуры личности школьника в русской национальной школе.

Проблема исследования : зависимость формирования духовной культуры от содержания обучения и методов организации учебно-воспитательной работы в русской национальной школе.

На основании анализа исследуемой проблемы выдвинуты следующие гипотезы исследования^

1 .Формирование духовной культуры зависит от создания психолого-педагогических условий, определяющих отношение школьника к обществу, труду, творчеству, людям и самому себе; уровень сознания, способность регулировать и саморегулировать деятельность и поведение; возможность интенсивного развития личности на основе единства воспитания и самовоспитания. Это является достаточным критерием результативности процесса воспитания духовной культуры.

2. Системно-ценностный подход обеспечивает эффективное воспитание духовной культуры личности учащегося русской национальной школы если: а) достигнута согласованность оценки духовной культуры личности в системе «ученик - учитель»; б) психолого-педагогическая диагностика реализует взаимосвязь прогнозирования и планирования, проектирования и организации воспитывающей и развивающей деятельности, контроль и анализ текущих и отсроченных результатов воспитания,

3. Оптимизация процесса духовного развития личности предполагает создание условий, способствующих восстановлению целостности и органичности (аутентичности) русской национальной культуры, образующих ценностно-ориентационный «образ» культуры - ее национально-духовную ментальность.

Проблема и гипотезы определили следующие задачи исследования:

- исследовать феномен «русская национальная школа», определить специфику, направления и задачи ее функционирования;

- рассмотреть потребность личности в развитии духовной культуры и определить направления ее формирования в русской национальной школе;

- разработать методику психолого-педагогической диагностики исходного и актуального уровня духовной культуры личности школьника; определить психолого-педагогические условия, оптимизирующие воспитательный процесс в русской национальной школе и управляющие им.

Методологической и теоретической основой научного исследования проблемы послужили положения о сущности морали и личности, развиваемые в философских, этических, психолого-педагогических трудах, принципы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, изложенные в трудах выдающихся педагогов П.П.Блонского, П.Ф.Каптерева, Я.А.Коменского, К.Д.Упшнского, П.Ф.Лесгафта, А.С.Макаренко, Н.И.Пирогова, В.С.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого и др, данные ценностно-деятельностной концепции о наличии тесной связи процесса становления мировоззрения личности (свойственного ему мировоззренческого способа ориентировки) с одной стороны и особенностями развития самосознания с другой (Г.Е.Залесский), культурологический подход.

Методы исследования. Автором использовался комплекс психолого-педагогических методов и методик, адекватных предмету, целям и задачам исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ), эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта в учебно-образовательных учреждениях); экспериментальные (опытно-экспериментальная работа). Комплекс частных методов применялся для изучения оценочной деятельности педагогов в процессе духовного воспитания учащихся (метод наблюдения, беседа, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, метод рейтинга и др.) Исследовательская методика выполняла не только диагностическую, но и формирующую и развивающую функции.

Сочетание различных методов исследования позволило дополнять, контролировать, корректировать данные, полученные в процессе использования каждого отдельного метода. Разнообразные методы в своем единстве и во взаимосвязи позволили получить достаточное количество достоверных фактов, обеспечить их объективную оценку.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1.Внесены дополнения уточняющего характера в понятие «русская' национальная школа» и дана ему характеристика как учреждению, основой которого является культура (а не этнос), ориентированному на духовную и национальную социализацию личности и имеющему эффективные методы достижения высокого уровня духовной культуры.

2.Теоретически обоснован и методически обеспечен системно-ценностный подход к совершенствованию процесса формирования духовной культуры личности на базе русской национальной школы как условие осознанного, целенаправленного воспитания и самовоспитания, условие оценки и самооценки, регуляции и саморегуляции деятельности и поведения.

3.Разработана оригинальная методика диагностики духовной культуры школьника, позволяющая выделить ее уровни (высокий, средний, низкий) и включающая в себя необходимый минимум личностных нравственных качеств, отражающих отношение школьника к обществу, труду, творчеству, к людям и самому себе (социальная активность, долг и ответственность, дисциплинированность, бережливость; простота и скромность, самокритичность, требовательность, инициативность; коллективизм, доброта и отзывчивость, честность, культурность; компетентность, способность идти на риск, милосердие, национальное самосознание).

4.Научно обоснованы методы психолого-педагогического воздействия на личность школьника с целью повышения уровня его духовной культуры (метод школьного практикума, психолого-педагогического тренинга, этико-национального просвещения, личного примера учителя, игрового ■ моделирования и др.). Практическая значимость исследования. Сформулированные в диссертации положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике учебно-воспитательного процесса российских школ актуальной проблемы - повышение уровня духовной культуры и национального самосознания молодых людей.

В соответствии с предложенным подходом разработаны программы изучения духовной культуры личности и методические рекомендации по ее формированию. Они позволяют проводить психолого-педагогическую оценку и самооценку духовной культуры школьников, определять уровень их национального самосознания; оценивать самоконтроль деятельности и поведения, а также определять эффективность процесса воспитания и реализовывать индивидуализацию и дифференциацию процесса духовной социализации в русской национальной школе.

Разработана «Карта педагогического опыта», которая позволила обобщить игровой развивающий материал, некоторые из игр внедрить в практику по формированию духовной культуры и национального самосознания личности школьника, позволила сконцентрировать многие методики* в которых заключен духовно-ценностный потенциал.

Методические рекомендации, направленные на повышение эффективности педагогического процесса в русской национальной школе, могут быть использованы в практике руководства и управления духовным и национальным развитием в различных школах РФ. Материалы и выводы диссертации уже нашли применение в учебном процессе Московского Института психологии и педагогики в курсах «Введение в специальность», «Психология», «Педагогика». Материалы диссертации включены в ежегодный отчет совместной программы Министерства общего и профессионального образования и ЮНЕСКО.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивалась четкостью методологического подхода, опирающегося на учение о сущности духовной культуры, использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью эмпирических данных, длительностью опытно-экспериментальной работы (блет), подтвердившей объективность и достоверность основных положений диссертации.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальной русской национальной школы N10 и традиционных школ N4 и N6 г. Нижневартовска. В исследовании приняло участие 1156 учащихся-подростков и 186 учителей. Работа проводилась в 1993-1998гг.

Исследование включало три этапа. На первом этапе (1993-1994 г.г.) была подготовлена база исследования: изучена научная и методическая литература по проблеме, практический опыт духовно-нравственного и национального воспитания школьников, их социальная активность, нравственные качества, национальные предпочтения учащихся. Второй этап (1994-1995 г.г.) -поисковый эксперимент. Он был посвящен разработке критериев диагностических программ изучения духовной культуры школьников, апробации их с целью определения надежности и доступности для практического использования, систематизации и анализу результатов исследования. Третий этап (1995-1998г.г.) - формирующий эксперимент: конструирование, совершенствование и анализ результативности процесса формирования духовной культуры личности в русской национальной школе на основе системно-ценностного подхода. В результате третьего этапа нашли подтверждение выдвинутые гипотезы, апробирована диагностическая программа изучения духовной культуры личности школьника, сформулированы выводы и даны практические рекомендации. На защиту выносятся:

1.Положение о русской национальной школе как факторе духовной и национальной социализации личности школьника;

2. Психолого-педагогические условия совершенствования процесса формирования духовной культуры личности в русской национальной школе: а) диагностическая программа изучения уровней духовной культуры современных школьников как основа. отбора содержания и организации процесса формирования этой культуры в русской национальной школе; б) система специально разработанных методов и методик формирования духовной культуры в процессе обучения учащихся в) содержание и формы самообразования учителей по формированию духовной культуры личности.

Апробация работы^ Основные положения диссертации были изложены на методологических семинарах Института психологии и педагогики (1995,1996,1997гг), на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1997г), на совещаниях, семинарах и Коллегии Нижневартовского Комитета образования(1993, 1994, 1995, 1996, 1997гг.), на конференциях рабочих групп ЮНЕСКО (Казань, 1996г, Москва, 1997г), на кафедре повышения квалификации

Нижневартовского педагогического института (1997г).Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 131 источник, из них 4 на иностранном языке и приложений. Изложение материала иллюстрировано 8 таблицами, 1 графиком.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Паукова, Лидия Николаевна

Выводы по второй главе

Задача теории и практики совершенствования процесса воспитания состоит в том, чтобы обеспечить формирование структуры духовной культуры, характеризующую личность современного школьника, его качеств.

С позиций методологии системно-диагностического подхода духовные качества возможно рассматривать как компоненты целостности, а их совокупность как интегративное системное свойство личности культурность, которая характеризуется высоким уровнем духовного сознания, отношений и поведения.

Констатируя некоторые возрастные различия и одновременно фиксируя отсутствие четких возрастных тенденций в уровнях сформированности духовных качеств школьников, мы делаем вывод о том, что4 процесс их ^ воспитания определяется не только возрастными и индивидуальными особенностями, но и состоянием учебно-творческой и воспитательной работы в школе.

Регулируемое извне и самостоятельное соблюдение учениками в деятельности, общении и поведении гуманных норм и принципов не только раскрывает, но и характеризует движение к высокому уровню развития духовных качеств. ИнтернализаЦия целей социально-ценной деятельности и норм гуманного поведения учениками осуществляется в процессе установления связи, на основе самооценки и взаимооценки личных качеств, между представлениями о духовных нормах и идеалах, целями самовоспитания и возможностями самостоятельно «усовершенствовать» себя и своих товарищей в активной предметной ценностно-ориентированной деятельности.

Оптимальная мера соотношения самостоятельности и инициативности, регуляции и саморегуляции деятельности и поведения - основной признак и показатель духовной культуры школьника. Такое соотношение характеризуется соответствием саморегуляции уровню культуры каждого ученика, перспективным целям воспитания, возрастным возможностям, интересам коллектива и личности члена школьного коллектива.

Диагностика раскрывает систему признаков и критериев, на основе которых осуществляется распознавание уровней духовной культуры личности ученика и состояния процесса воспитания, тем самым обеспечивает определение оптимального соотношения педагогического руководства и саморегуляции.

Совершенствование изучаемого процесса в РНШ связано с взаимодействием основных субъектов воспитания: ученика, педагога, актива класса, самого коллектива (класса). Оптимальная мера соотношения регуляции и саморегуляции в ходе такого взаимодействия выступает критерием эффективности процесса воспитания, поскольку создает возможность интенсивного развития ученика на основе единства воспитания и самовоспитания, регуляции и саморегуляции.

Взаимодействие учителя, учеников и школьного коллектива на всех этапах процесса от принятия единых целей для анализа получаемого результата должны интенсифицировать процесс и повышать его эффективность.

Аналитико-диагностическая деятельность педагога призвана обеспечить в соответствии с целью духовного воспитания и закономерностями формирования качеств личности интегративную функцию управления взаимодействием субъектов и объектов воспитания с учетом уровней их развития и функционирования, условий жизнедеятельности, связей и отношений между ними.

Совершенствование и повышение эффективности процесса воспитания духовной культуры, качеств личности ученика следует рассматривать в связи с управлением, процедурой, направленной на гуманизацию и гуманитаризацию этого процесса.

Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через инновационный процесс, который предполагает переход школы в ее новое качественное состояние. Чтобы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому познать. Последнее предполагает изучение его структурных элементов.

Аналогом такой школы в нашем исследовании является русская национальная школа, которую отличает высокий уровень гуманитарности образования (обращенность к сознания ученика, знание о нем). Концепция РНШ связана с единством мировоззренческих, личностных, прикладных (коммуникативных, игровых, художественных) аспектов целеполагания. Формирующийся комплекс ведущих знаний и умений личности учащегося нацелен на ее самоидентификацию на основе анализа своих возможностей по отношению к своим потребностям, творчеству, труду, другим людям и самому себе.

Русская национальная школа призвана учить детей взаимопониманию, развивать ценностно-ориентационные способности ученика, самоорганизацию его внутренней жизни и внешнего поведения. Все это в комплексе ориентирует школьников . на повышение уровня своей духовности, культурности, интеллигентности, гуманности, альтруизма и т.п., т.е. дает возможность ученику стать духовно богатым, духовно социализироваться.

Самопознание, самооценка и самоанализ своих способностей и возможности «творить себя» важны потому, что они есть основа духовного самоопределения личности, и РНШ выступает здесь социальным и психолого-педагогическим гарантом этого сложного процесса.

Стратегия воспитания духовной культуры ученика в рамках РНШ - это воспитание ученика как субъекта собственной деятельности, способного к активному свободному выбору, несущего ответственность за свой выбор, совершаемый в пользу гуманистических ценностей, и обладающего чувством авторства по отношению к собственной жизнедеятельности, а также тех людей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Основными ценностями гуманистического, личностно-ориентированного воспитания, таким образом, выступает культура как среда духовной социализации личности, творчество как способ развития человека в культуре.

Процесс воспитания духовной культуры личности ученика предполагает использование средств культуросообразного предметного обучения в соответствии с замыслом и педагогической технологией функционирования Русской национальной школы. Немаловажную роль в этом процессе играют технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения, используются методики развивающего, опережающего и коррекционного обучения и воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование, доказало обоснованность постановки и разработки в теории и практике педагогики проблемы воспитания духовной культуры в русской национальной школе как социальном институте развивающего обучения; проблемы совершенствования процесса воспитания духоЁной культуры и качеств личности ученика на основе системно-ценностного подхода.

Воспитательный процесс, реально основанный на единстве диагностирования, воспитания, корректировки, прогнозирования, проектирования,- моделирования и реализации системы воспитательной деятельности школьного педагога и самого ученика обеспечивает эффективное формирование и развитие социально ценных качеств личности ученика и его поведение.

Основным системообразующим фактором процесса воспитания и корректировки выступает психолого-педагогическая аналитическая деятельность педагога в школьном коллективе. Аналитико-диагностическая деятельность этого процесса реализует интегративную функцию управления взаимодействием субъектов и объектов воспитания и корректировки с учетом уровней их функционирования и условий жизнедеятельности, отношений

Ill между ними.

Управление процессом формирования духовных качеств предполагает систему и логику действия педагога и всех субъектов процесса духовного воспитания личности. Система и логика управления процессом (анализирование состояния - диагностирование - прогнозирование -целеполагание - планирование - программирование - решение - контроль и коррекция - результат - выступают в однократном педагогическом действии и в системе действий при выборе методов и форм, реализующих циклы и этапы духовной социализации детей в РНШ.

Система и логика управления реализуются с учетом уровня развития личностных и социальных новообразований, характеризующих духовные качества учеников РНШ.

В многоуровневом и многоцикличном процессе воспитания и корректировки на разных его этапах изменяются характер и соотношение непосредственного педагогического руководства, внешней регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации деятельности и поведения учеников РНШ.

Знание объективных закономерностей процесса духовного развития и видение его состояния, уровней развития качеств личности и ее поведения позволяют определить оптимальное соотношение внешней регуляции и саморегуляции. Обеспечение оптимального соотношения предполагает: регулирование учителем деятельности и поведения ученика в «зоне» ближайшего социального окружения, саморегулирование в «зоне» реального уровня; учет и влияние интересов социальной среды - класса и личности.

Оптимальное соотношение регуляции и саморегуляции - анализа и самоанализа, коррекции и самокоррекции, воспитания и самовоспитания -способствует интенсификации целостного развития личности за счет наиболее полной реализации единства процессов социализации и личностно-ориентированного обучения.

В соответствии с поставленными задачами в диссертации изложены следующие результаты исследования:

1. На. основе анализа литературы и практики определена сущность деятельности РНШ, которая заключается в создании психолого-педагогических условий для удовлетворения потребностей подростка в самовыражении и национальном самоутверждении, в представлении дополнительных возможностей для проявления подростка как в качестве субъекта деятельности и управления, так и в качестве объекта воспитания, отношения к второму строятся на основе максимального учета его индивидуальности.

2. В качестве объекта психолого-педагогического воздействия рассматривается не просто личность подростка, но отношения его к природе, труду, обществу, другим людям и самому себе. Обозначенные аспекты отношений подростка доступны для непосредственной характеристики его в процессе руководства процессом формировния духовной культуры.

3. Теоретически и экспериментально обосновывается положение о том, что формированию духовной и национальной культуры должна подвергаться не только внешняя, предметная активность подростка, но и его внутренняя, духовная, идеальная (познавательная, ценностно-ориентационная) деятельность, которая также выступает одновременно в качестве средства воспитания и самореализации личности.

4. Отношения подростка рассматриваются в диссертации в 3-х значениях: а) как возможность самореализации личности; б) как объект психолого-педагогического воздействия (средство воспитания личности); в) как критерий эффективности психолого-педагогического процесса по формированию духовной культуры личности подростка. Содержание отношений подростка к природе, труду, обществу, другим людям и самому себе и своей деятельности, соответствующее гуманистическим идеалам воспитания, явялется идеальной моделью, обращение к которой позволит педагогу установить соответствие полученных результатов поставленным целям воспитания, конкретизировать задачи и определить сферы /ZS деятельности, в которых требуется усиление его педагогической работы. Теоретическое изучение проблемы и психолого-педагогический эксперимент подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1 .Русская национальная школа является специфическим учреждением, ориентированным на духовную и национальную социализацию личности, способствующим усвоению, закреплению и трансляции опыта национального самосознания, поведения и национальной культуры. Ее концепция связана с единством мировоззренческих, личностных и прикладных аспектов целеполагания. Основой такой школы является не этнос, а культура.

2.Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры личности в РНШ является: своевременная диагностика уровней ее развития; применение системы методов и методик, адекватных задачам РНШ; модернизация учебных программ и содержания воспитательной работы; изменение содержания и форм работы учителей через повышение их квалификации и самообразование по проблемам формирования духовной культуры учащихся.

3.Потребность в развитии духовной культуры и уровень ее развития у учащихся тесно связаны с уровнем развития школьного коллектива.

4.Воспитание духовной культуры личности учащихся РНШ обеспечивается системно-ценностным: подходом при условии планирования и организации воспитательной деятельности на основе данных психолого-педагогической диагностики.

5.Для оптимизации процесса духовного развития личности необходимо создание условий, способствующих восстановлению целостности русской национальной культуры в школе путем внедрения методов формирования национального сознания в целостный учебно-воспитательный процесс.

6.Результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что наиболее благоприятная в педагогическом смысле ситуация в РНШ складывается в том случае, если ее деятельность синтезирует в себе все аспекты: познавательный, художественный, ценностно-ориентационный, личностно-ориентированный и общение.

7.Проявление коллектива школы (класса) в качестве субъекта духовного и национального воспитания, управления этим процессом с наибольшей полнотой и эффективностью осуществляется в процессе игры и групповых дискуссий. В отличие от других форм работы, активность участников во время игры и дискуссий направлена прежде всего на личность, его ценности и идеалы, на утверждение личности во взаимодействии с микросоциумом, группой значимых других.

8.Продуктивными для повышения уровня духовной культуры учащихся явились методы школьного практикума, психолого-педагогического тренинга, игрового моделирования, этико-национального просвещения.

Данная диссертация не претендует на исчерпывающую полноту характеристики исследуемой проблемы формирования духовной культуры школьников, многоаспектность которой открывает перспективы дальнейшей работы по ее изучению. Одним из направлений будущей работы является выявление специфических психолого-этических особенностей формирования духовной культуры учащихся разных возрастных групп; проведенное нами исследование, ставит задачу и открывает перспективу разработки проблемы подготовки и переподготовки педагогов к осуществлению ими духовной социализации личности учащегося в условиях школы нового типа.

На основе разработанного подхода представляется возможным и нужным осуществить дальнейшее мониторинговое исследование совершенствования целостного процесса социализации и развивающего обучения учеников с целью оптимизации эффективности этого процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Паукова, Лидия Николаевна, 1998 год

1. Абульхонова-Славская К А. Личностный аспект проблемы общения / Проблемы общения в психологии.М.,1981. 2Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности.М.,1980.

2. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии. 1985.№3.

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.М.Д984.

4. Андреева Г.М. Социальная психология.М.,1997.

5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. Психол.тр. В 2-х т. М.,1980.

6. Анисимов С.Ф. Мораль и поведением., 1985.

7. Апресян Р.Г.Постижение добра.М.,1986.

8. Арсеньев А.С.,Библер B.C.,Кедров Б.М. Анализ развивающегося поведения.М, 1967. ^^^ j

9. Ю.Бакштановский В.И.Моральный выборличности: альтернативы и решения.М.,1983. r^l.

10. П.Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения.М., 1970

11. Бачинин В.А. Нравственная культура и личность.М., 1979.

12. Богданова О.С.,Черенкова С.В .Нравственное воспитание старшеклассников.М.,1988. ' ч—^

13. Бердяев НА. Самопознание.Л.,1991.

14. Бердяев Н.А. Судьба России.М., 1990.

15. Блюмкин В.А .Моральные качества личности : Автореф. Дисс. . д.филос.н.Курск,1978.

16. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи.М.,1984.

17. БородайЮ.М. Воображение и теория познания. М.,1966.

18. Бодалев А.А. Личность и общение.М, 1983.

19. Бодалев А.А.Психология о человеке.И.,1988.

20. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания (методологический аспект).Каунас, 1984.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.М.,1991.

22. Вичев В. Нравственная культура личности руководителя: Пер. с болг. М.,1988.

23. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. ТекстыМ., 1982.С. 161 -165.25 .Выготский Л.С.Психология искусствам., 1987.

24. Галин А. Личность и творчество: Психологические этюды .Новосибирск, 1989.

25. Герцен А.И. Собр.соч.в 30-ти т.Т.2.

26. Грошевекий В.А. Процесс воспитания и структура нравственной культуры личнбсти.М., 1983.

27. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности : Пер. с англ. и фр. /Составители Л.И.Василенко и В.Е.Ермолаева.М., 1990.

28. Гончаров И. Духовное сердце грядущей России Н Народное образование. №4.1994.31 .Гусейнов А.А.Золотое правило нравственности.М. ,1988.

29. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.М.,1982.

30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучениям., 1986.

31. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте /Вопросы психологии. 1992.№3-4.

32. Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности //Филос. Науки. 1983.№2.

33. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследованиям. ,1984.

34. Дубко Е.Л.,Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье.М.,1989.

35. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы.СПб,1996.

36. Ильенков Э.В. Философия и культура.М., 1991.

37. Кант И,.Соч.: В 6-ти т.М.,1966 Т.4(2).

38. Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) //Вопросы философии. 1985 .№9.

39. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.М.,1974.

40. Каган М.С. Мир общения.М., 1987.

41. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитанием.,1988.

42. Коллектив как фактор нравственного воспитаниям,,1987.

43. КонИ.С. Открытие «Я».М., 1978.53.Кон И.С. ДружбаМ., 1980.

44. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.М., 1984.

45. КорчакЯ.Правила жизни./Шедагогическое насление.М.,1990.

46. Коменский Я. А.Великая дидактика.//Педагогическое наследием., 1989.

47. Клейберг Ю.А., Шухман Л.П. Игра и воспитание духовной культуры детей и подростков .Кемерово,1992.

48. Клейберг Ю.А. Молодежь и досуг: сущность, проблемы, основныетенденции.Бишкек, 1993.

49. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- 2-е изд., доп.М.,1997.

50. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.М.,1985.

51. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.Киев,1982.

52. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности.М.,1981. 63 .Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы.М.,1990.

53. Леонтьев А.Н. Избр. Психол. тр.? В 2-х т. М.,1983.

54. Лесгафт П.Ф.Семейное воспитание ребенка и его значение.М.,1991.

55. Лосский Н.О.Условия абсолютного добра.М., 1991.

56. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность.Л.,1985.

57. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.М.,1989.

58. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии .М., 1984.

59. Локк Дж.Мысли о воспитании.//Педагогическое наследие.М.,1989.

60. ЛэндретГ.Л.Игровая терапия: искусство отНошений.М.,1994.

61. Макаренко А.С. Книга для родителей.Свердловск,1950. '73.Макаренко А.С. Соч.: В 7-ми т. Т.5.М.Д951.74 .Методология педагогических исследований /Под ред А.И.Пискунова,Г.В.Воробьева.М., 1980.

62. Моральные ориентации молодежи.М., 1985. J

63. Монтессори-материал: школа для малышей.М., 1992.

64. Милюков П.Н. Очерки по истории русскойкультуры.СПб.1907.

65. Минкина Н.А.Воспитание ответственностью.М.,1990.

66. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников.М., 1981.

67. Мораль как духовно-практическое отношение.Л.,1986.

68. MomobВ. Человек, мораль, воспитание.М., 1975.

69. Мораль : сознание и поведение.М.,1986.

70. З.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.М., 1988.

71. Нравственная жизнь человека.Искания. Позиции. Поступки. М., 1982. 85.0бщение и- оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека.М.,1987.

72. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования: Автореф. Дисс. д.психол.н. Л.,1983.

73. Паукова Л.Н. Образование и мы: Информационный бюллетень Управления образованием ^Нижневартовска Нижневартовск, 1997, №2.

74. Паукова Л.Н. Культивирование индивидуально-личностного начала образовательной деятельности многопрофильной и гуманитарной школы. //Проблемы педагогической инноватики: Тезисы докладов научно-практической конференции.-Тобольск, 1998.

75. Паукова Л.Н. Сотворит ли человека современная школа // Местное время.1998.

76. Паукова JI.H. Актуальные вопросы перестройки содержания образования в школе наших дней./Юбразование и воспитание молодежи: проблемы, поиск эффективных решений сборник материалов конференции, Нижневартовск 1998.

77. Паукова JI.H. Рисуем ромашку и не только // Народное образование, 1998,N3.

78. Паукова JI.H. Тенденция развития образовательной системы города в области народного образования // Начальная школа, 1998, №2.

79. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М.,1982.

80. Плеханов Г.В. Избр. Филос. Произв.: В 5-ти т. М.Д956.Т.1.

81. Педагогика школы /Под ред. Г.И,Щукиной.М.,1977.

82. Песталоцци И.Г.Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи.//Педагогическое наследием. ,1989.

83. Поташник М.М.Инновационные школы России: становление и развитие.М., 1996.

84. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.М., 1981.

85. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании./Шедагогическое наследство.М., 1989.

86. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы.Л.Д988.

87. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983.

88. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке.М.Д 978.

89. Ю.Сухомлинский В.А. Рождение человека.М. ,1979. 111 .Скворцов Л.В. Культура самосознаниям., 1989. 112.Толстой Л.Н.Собр.соч. в 22-х т.М.Д 983.113 .Тойнби А. Постижение истории.М.,1992.

90. Узнадзе Д.Н. Психологические исследованиям.,1977.

91. Устиненко В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека //Пути и средства эстетического воспитаниям., 1989.1. б.Упшнский К.Д. Избр. Пед. Соч. 1988.Т.1.

92. Целикова О.Н. Нравственная целостность личности.М.,1983. И8.Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.Тбилиси,1984.

93. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности.М.,1 981.

94. Фромм Э. Душа человека.М., 1992.

95. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.,1992.

96. Харчев А.Г. Социология воспитания.М.,1990. 123 .Шиллер Г. Манипуляторы сознанием.М.Д980.

97. Шимановский Д.С. Самосознание и структура нравственной деятельности личности //Вопр.филос. 1984.№3. 125.Эльконин Д.Б. Психология игры.М.,1978.

98. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методололгические проблемы социальной психологии.М.Д975.

99. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделировния к ироектированию.М. ,1997.

100. Huizinga I. Homo Ludens. Yom Ursprung der Kultur im Spiel. Hamburg,1960.129.«Point» //Kultur und Freizeit.l985-/7/

101. Kulturelle Errungerschaften sozialistischen Lander //Dietz Yerlag. ВД981.

102. Христова Станка. Идеологически процесс и нравственни убеждения //Идеологически процесс и нравственого развитие на личността. София, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.