Формирование дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Васильева, Алена Юрьевна

  • Васильева, Алена Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Курган
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 200
Васильева, Алена Юрьевна. Формирование дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Курган. 2012. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Алена Юрьевна

Введение.

Глава 1. Проблема формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования в теории и практике образования.

1.1. Теоретическое обоснование проблемы формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования.

1.2. Модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования.

1.3. Педагогические условия реализации модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования.

2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы.

2.2. Методика реализации модели и педагогических условий формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования»

Социальные и экономические изменения в российском обществе и системе образования требуют новых подходов в подготовке конкурентоспособных специалистов, творчески мыслящих, быстро и эффективно решающих стоящие перед ними задачи. Данное требование в полной мере относится к профессиональной подготовке специалистов в области дизайн-образования, поскольку динамизм современных общественных преобразований позволяет констатировать проникновение дизайна во все сферы человеческой деятельности и материально-пространственного окружения людей.

В условиях ускоряющегося социального и экономического развития общества специалисты должны иметь качественную подготовку, чтобы гибко реагировать на современные процессы обучения и творчески подходить к решению профессиональных задач. Необходимость решения проблемы качественной подготовки специалистов подчеркивается в нормативных документах: законе РФ «Об образовании», Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года». В Федеральном проекте «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики на период до 2020 года» отмечается, что перед системой профессионального образования поставлена задача формирования специалиста, будущего педагога, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Это дает основание для совершенствования процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) к осуществлению профессиональной деятельности, его адаптации к быстро изменяющимся условиям.

В ходе подготовки особую значимость приобретает практический аспект, в основе которого лежит формирование дизайнерских умений. Но дизайнерские умения невозможно сформировать без изучения комплекса профессиональных дисциплин, в которых рассматривается категория художественной деятельности - композиционное формообразование. С его помощью формируются дизайнерские умения у будущего педагога профессионального обучения. Кроме того, композиционное формообразование способствует развитию творческого мировоззрения, пространственного мышления, овладению художественными методами изображения и композиционным мастерством, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса - необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности педагога.

В настоящее время проблема формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в университете значительно актуализируется. В связи с этим решение данной проблемы является не только требованием времени, но и поиском такой формы организации обучения, которая приведет к повышению качества подготовки выпускников высшей профессиональной школы, их социальной зрелости и профессиональной компетентности.

На современном этапе развития образования эффективная система подготовки будущего педагога профессионального обучения (дизайн) рассматривается Э.М. Андросовой, Т.А. Еременко, С.М. Кожуховской, Ю.В. Назаровым, A.B. Тимарцевым, Е.В. Ткаченко и др.

Вопросам вузовской профессионально-педагогической подготовки будущего педагога посвящены фундаментальные труды Е.А. Гнатышиной, П.Ф. Кубрушко, B.C. Леднева, Г.М. Романцева, Е.Ф. Ткаченко, В.А. Федорова, Г.М. Федосимова и др. Исследования психологии личности и психологии профессионального образования освещены в работах Э.Ф. Зеера, С.Д. Смирнова, В.Д. Шадрикова, Д.И. Фельдштейна и др. Определенный вклад в теоретическое обоснование различных аспектов формирования профессиональнохудожественных, конструкторских, проектных умений внесли такие исследователи, как Ю.Ю. Артемьева, И.В. Винокур, А.П. Гавриленко, С.А. Гаврицков, Н.Д. Калина, А.Г. Куликов и др.

Полученные результаты исследований ученых, а также анализ практики отечественного высшего образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблемам подготовки будущих педагогов профессионального обучения. В педагогике высшей школы накоплен достаточный опыт по развитию практических умений у будущих педагогов. Однако мы вынуждены констатировать, что исследований, которые бы рассматривали аспект формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения в учебной деятельности, не проводилось. В частности, не определены понятия, не выявлены критерии и уровни формирования, отсутствует научно обоснованная структурно-функциональная модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

Недостаточная теоретическая разработанность рассматриваемой проблемы предопределяет научно-теоретический уровень актуальности названной проблемы.

Основными причинами этого являются:

- отсутствие в существующих исследованиях общепризнанного понимания сущности и содержания дизайнерских умений, которые требуют специально организованных мероприятий по их формированию;

- недостаточная разработанность теоретических основ процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования, отражающих его сущность, структуру и возможности совершенствования;

- преобладание традиционного подхода к процессу формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения и формализация преподавания дизайнерских дисциплин;

- недостаточное учебно-методическое обеспечение, позволяющее формировать дизайнерские умения у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования в условиях современного образования в вузах.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется на социально-педагогическом уровне — возрастанием современных требований к уровню способностей и готовности выпускников университета к профессиональной деятельности с использованием дизайнерских умений; на теоретико-методологическом уровне - потребностью разработки теоретической стратегии и модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования; на методико-технологическом уровне — необходимостью совершенствования методического и технологического аппарата и реализации педагогических условий формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

На основе анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречия между потребностью общества в подготовке педагогов профессионального обучения (дизайн), обладающих высоким уровнем дизайнерских умений, и недостаточной теоретико-методологической и методико-технологической разработанностью способов их формирования, адаптированных к эффективному использованию в условиях динамично развивающегося образовательного процесса вуза. Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования и педагогические условия ее эффективной реализации.

Объект исследования - профессионально-педагогическая подготовка студентов университета.

Предмет исследования - процесс формирования дизайнерских умений будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) средствами композиционного формообразования.

Гипотеза исследования - процесс формирования дизайнерских умений будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования будет осуществляться более эффективно, если: во-первых, он будет осуществляться в соответствии с моделью формирования дизайнерских умений, которая:

- разработана на основе системного, деятельностного и культурологического подходов;

- включает структурные (целевой, содержательно-организационный и контрольно-оценочный) и функциональные (целеполагающий, мотивирующий, прогностический, гностический, организационный, диагностический, корректирующий, рефлексивный) компоненты;

- характеризуется открытостью, целостностью, многоаспектностью, иерархичностью;

- реализуется с учетом ряда принципов (гуманистической направленности, интегрированное™, этапности, прогностичности, технологичности и профессиональной направленности содержания образования); во-вторых, будут выявлены и апробированы педагогические условия реализации разработанной модели:

- формирование положительной мотивации будущих педагогов профессионального обучения к дизайнерской деятельности;

- организация дизайнерской развивающей среды, направленной на развитие творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения с использованием художественных материалов, разнообразных по свойствам и технологиям;

- комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием ставились следующие задачи:

1) проанализировать современное состояние проблемы формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения в теории и практике образования;

2) дать авторскую трактовку понятия «дизайнерские умения»;

3) на основе системного, деятельностного и культурологического подходов разработать и внедрить модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования;

4) выявить и экспериментально проверить педагогические условия реализации разработанной модели;

5) составить научно-методические рекомендации по формированию дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили системный (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и др.); деятельностный (Л.П. Буева, М.В. Демин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский, B.C. Швырев, Э.Г. Юдин и др.) и культурологический (B.C. Библер, К.Ю. Богачев, Г.И. Гайсина, М.С. Каган, И.Б. Крылова, Ф.И. Собянин и др.) подходы; основы педагогического моделирования (К.Б. Батроев, Б.А. Глинский, Л.М. Фридман, В.А. Штофф, Н.О. Яковлева и др.); теории творчества личности, творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Э.В. Ильенков, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Б.М. Неменский, Н.М. Яковлева и др.); труды по проблемам и методологии дизайна (О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, Дж.К. Джонс, С.М. Кожуховская, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Ф. Сидоренко, Е.В.Ткаченко и др.); педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, Д. Гласс, В.И. Загвязинский, Д. Стэнли, Е.В. Яковлев и др.).

Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы: анализ нормативных документов об образовании применялся для обоснования актуальности проблемы и определения правовых возможностей ее решения; теоретико-методологический анализ позволил сформулировать положения исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы; моделирование использовалось для построения модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования и выявления педагогических условий ее реализации.

Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта и массовой практики профессиональной подготовки педагогических кадров; констатирующий этап по определению исходного уровня дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения; формирующий этап по практической реализации модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения и педагогических условий ее реализации; наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, метод экспертных оценок, квалиметрические методы оценки формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения; статистические методы обработки данных и графические изображения результатов.

База проведения исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» в три этапа с 2006 года. В исследовании приняли участие 195 студентов и 15 преподавателей.

На первом этапе (2006-2007 гг.) изучалась философская, культурологическая, психолого-педагогическая литература и нормативные документы по вопросам профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, образовательные программы, диссертационные исследования по обозначенной проблеме. На основе анализа существующих концепций и теорий были сформулированы исходные позиции исследования. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях высшего профессионального образования.

На втором этапе (2007-2011 гг.) создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы: обосновывался выбор методологических подходов, формулировались их ключевые позиции, определялись особенности и принципы осуществления изучаемого процесса. Была разработана модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования и обоснованы педагогические условия ее эффективного функционирования. Экспериментальная работа на данном этапе включала в себя апробацию, корректировку созданной модели и педагогических условий, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов, оценку итогов эксперимента.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) осуществлялась систематизация, обобщение и презентация полученных в ходе диссертационного исследования данных, уточнение теоретических выводов и практических рекомендаций, внедрение результатов исследования в практику работы университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дизайнерские умения - это совокупность художественных, конструкторских и проектных действий, определяющих способность студентов создавать объекты в соответствии с законами красоты и функциональности в единстве их утилитарного и художественного решения на основе ранее полученных теоретических знаний и приемов выполнения проектов.

2. Сочетание системного, деятельностного и культурологического подходов обеспечивает комплексность изучения проблемы формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования и достижение цели исследования.

3. Формирование дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования успешно осуществляется в рамках структурно-функциональной модели, которая включает структурные (целевой, содержательно-организационный и контрольно-оценочный) и функциональные (целеполагающий, мотивирующий, прогностический, гностический, организационный, диагностический, корректирующий, рефлексивный) компоненты; характеризуется системностью, открытостью, целостностью, многоаспектностью, иерархичностью; реализуется с учетом ряда принципов (гуманистической направленности, интегрированности, этапности, прогностичности, технологичности и профессиональной направленности содержания образования).

4. Педагогическими условиями реализации разработанной модели являются: формирование положительной мотивации будущих педагогов профессионального обучения к дизайнерской деятельности; организация дизайнерской развивающей среды, направленной на развитие творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения с использованием художественных материалов, разнообразных по свойствам и технологиям; комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

Защищаемые положения определяют научную новизну, теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определена теоретико-методологическая стратегия формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения - системный, деятельностный и культурологический подходы, сочетание которых обеспечивает: корректность постановки проблемы исследования; возможность создания теоретического и практического аппарата ее решения; достижение необходимого уровня сформированности дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

2. Разработана структурно-функциональная модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования, которая включает: структурные (целевой, содержательно-организационный, контрольно-оценочный) и функциональные (целеполагающий, мотивирующий, прогностический, гностический, организационный, диагностический, корректирующий, рефлексивный) компоненты; характеризуется системностью, открытостью, целостностью, многоаспектностью, иерархичностью и реализуется с учетом ряда принципов (гуманистической направленности, интегрированности, этапности, прогно-стичности, технологичности и профессиональной направленности содержания образования).

3. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации разработанной модели: формирование положительной мотивации будущих педагогов профессионального обучения к дизайнерской деятельности; организация дизайнерской развивающей среды, направленной на развитие творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения с использованием художественных материалов разнообразных по свойствам и технологиям; комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) дана авторская трактовка понятия «дизайнерские умения» в профессиональной системе высшего образования;

2) уточнена совокупность дизайнерских умений будущих педагогов профессионального обучения и определено их содержательное наполнение;

3) осуществлена комплексная взаимодополняющая разработка системного, деятельностного и культурологического подходов к изучению проблемы исследования и построению модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования;

4) расширены научно-теоретические представления о формировании дизайнерских умений за счет определения роли и места данного процесса в профессиональной подготовке студентов, выявления его особенностей, содержания, структуры и характеристики результата.

Практическая значимость исследования определяется:

1) внедрением в образовательный процесс университета модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования;

2) реализацией поэтапной программы формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения;

3) подготовкой учебно-методического обеспечения формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования;

4) выявлением совокупности показателей, критериев и уровней сформированное™ дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения;

5) подготовкой учебного пособия, которое используется в процессе обучения студентов Курганского государственного университета, Шадринского государственного педагогического института, на курсах повышения квалификации учителей и педагогов в Курганском институте развития образования и социальных технологий.

Обоснованность и достоверность исследования определяется опорой на современные научные достижения в области педагогики и психологии; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования; выбором и реализацией системного, деятельностного и культурологического подходов к построению модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования; воспроизводимостью результатов исследования, их систематической проверкой, качественным и количественным анализом на различных этапах работы; подтверждением гипотезы результатами эксперимента и обработкой полученных данных методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством:

- публикации результатов исследования;

- участия в международных научно-практических конференциях «Художественное проектирование в дизайн-образовании» (Шадринск, 2009), «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов» (Курган, 2011); во Всероссийских научно-практических конференциях «Современные тенденции развития художественного образования» (Шадринск, 2006), «Инновационные процессы в педагогической системе подготовки дизайнеров» (Шадринск, 2007), «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2009), «Теоретические и прикладные проблемы психологи» (Ставрополь, 2009); в межвузовской научно-практической конференции «Строгановские чтения» (Москва, 2009); в областных педагогических чтениях в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области;

- выступлений на научно-методических семинарах и мастер-классах по проблемам формирования дизайнерских умений специалистов в процессе профессиональной подготовки, проведенных в Центре повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Курганского государственного университета и института развития образования и социальных технологий;

- педагогической деятельности в качестве преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна педагогического факультета Курганского государственного университета;

- выступлений на заседаниях кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна КГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений. Материал изложен на 171 странице, содержит 18 таблиц, 18 рисунков. Библиография включает 245 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Васильева, Алена Юрьевна

Выводы по второй главе

1. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию дизайнерских умений, разработки учебно-методического обеспечения, включающего учебное и методическое пособия, каталог студенческих творческих работ, мультимедийные презентации, направленные на взаимодействие преподавателя и студента.

2. Формирующий этап эксперимента по оценке эффективности разработанной модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения на фоне педагогических условий носил естественный характер, так как протекал в образовательном процессе ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет». В нем было задействовано 4 группы студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)», имеющих примерно одинаковый уровень сформированности дизайнерских умений по данным констатирующего этапа: одна контрольная (КГ) и три экспериментальные (ЭГЬ ЭГ2, ЭГ3). В ходе формирующего этапа эксперимента в КГ реализовалась модель без выявленных педагогических условий; в ЭГ| - модель с учетом первого педагогического условия; в ЭГ2 - модель с учетом первого и второго педагогических условий; в ЭГз - модель и все три разработанные педагогические условия. Всего на данном этапе эксперимента было задействовано 104 человека.

3. Экспериментальные данные позволили выявить положительную тенденцию в формировании дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения с использованием разработанной модели и педагогических условий ее реализации. Так, число студентов, имеющих низкий уровень дизайнерских умений, сократилось в КГ на 20,0%; в ЭГ1 - на 23,1%; в ЭГ2 - на 25,0%; в ЭГ3 - на 40,0%. Количество студентов, обладающих средним уровнем сформированности исследуемого качества сократилось в ЭГ2 -на 3,6%), в ЭГ3 - на 12,0%; в КГ оно повысилось на 4,0%, в ЭГ| - на 3,8% (в связи с переходом большинства студентов на высокий уровень). При этом произошло существенное увеличение числа студентов с высоким уровнем дизайнерских умений, особенно в экспериментальной группе ЭГ3 (на 52,0%), где помимо модели учитывались все условия. В КГ высокий уровень повысился на 16,0%; в ЭГ] - на 19,2%; в ЭГ2 - на 28,6%). Изменения, произошедшие в КГ менее существенны, что подтверждает необходимость внедрения построенной модели на фоне педагогических условий ее реализации. Таким образом, основой для определения эффективности построенной нами модели и достаточности выделенных педагогических условий является переход участников эксперимента на более высокий уровень сформированности дизайнерских умений.

4. В процессе эксперимента апробированы педагогические условия эффективного внедрения модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования: формирование положительной мотивации будущих педагогов профессионального обучения к дизайнерской деятельности; организация дизайнерской развивающей среды, направленной на развитие творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения с использованием художественных материалов разнообразных по свойствам и технологиям; комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения. Данные условия являются необходимыми и достаточными, так как без них система не может работать в полной мере.

5. В заключение эксперимента объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования на основе психолого-педагогического анализа установлено, что проблема формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения в процессе высшего профессионального образования является одной из актуальных в теории и практике педагогики и в то же время недостаточно разработанной. Ее разрешение осуществлено в направлении разработки, обоснования, апробации модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования, а также выявлении педагогических условий ее эффективной реализации.

В первой главе диссертационного исследования определены основополагающие понятия исследования; выявлены структура и содержание дизайнерских умений; рассмотрены проблемы формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения; разработана и теоретически обоснована модель дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования, определены педагогические условия ее реализации.

Основу построения терминологического поля исследования составил анализ ключевых теоретических понятий: «умения», «дизайн», «художественные умения», «конструкторские умения», «проектные умения». Дана авторская трактовка понятия «дизайнерские умения».

Исследование показало, что формирование дизайнерских умений будущих педагогов профессионального обучения требует систематических целенаправленных действий, в связи с чем была разработана структурно-функциональная модель, обеспечивающая повышение уровня рассматриваемого качества. Данная модель:

- опирается на системный, деятельностный и культурологический подходы;

- характеризуется открытостью (отражает наличие связей модели с внешней средой, которые способствуют определению ее содержания и основных направлений развития), целостностью (означает возможность получения запланированного результата при полной реализации всей структуры модели), многоаспектностью (характеризуется учетом всех факторов, влияющих на результат модели) и иерархичностью (заключается в наличии соподчиненных уровней структуры);

- включает целевой, содержательно-организационный и контрольно-оценочный компоненты;

- реализуется с учетом следующих принципов: гуманистической направленности, интегрированности, этапности, прогностичности, технологичности и профессиональной направленности содержания образования;

- предусматривает сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательного процесса.

Эффективность реализации модели достигается специально созданными педагогическими условиями, которые являются необходимыми (без которых система не может работать в полной мере) и достаточными (которых достаточно для нормальной работы системы):

1) формирование положительной мотивации будущих педагогов профессионального обучения к дизайнерской деятельности;

2) организация дизайнерской развивающей среды, включающей творческую деятельность будущих педагогов профессионального обучения с использованием художественных материалов, разнообразных по свойствам и технологиям;

3) комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

Во второй главе диссертационного исследования представлены результаты экспериментальной работы по формированию дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения с использованием специально разработанной модели и педагогическими условиями ее реализации.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования определяется необходимостью повышения эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях обучения в начальных профессиональных учреждениях; высокими требованиями к качеству профессиональной подготовки студентов, обусловленной возрастанием требований социального заказа; потребностью разработки теоретической стратегии и модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования в процессе их профессиональной подготовки в университете; важностью определения технологического аппарата и условий формирования дизайнерских умений, адаптированных к современной системе профессиональной подготовки в высшей школе.

2. Дизайнерские умения - это совокупность художественных, конструкторских и проектных действий, определяющих способность студентов создавать объекты в соответствии с законами красоты и функциональности в единстве их утилитарного и художественного решения на основе ранее полученных теоретических знаний и приемов выполнения проектов.

3. Структурно-функциональная модель формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования, разработанная на основе системного, дея-тельностного и культурологического подходов, включает целевой, содержательно-организационный, контрольно-оценочный компоненты; характеризуется целенаправленным процессом разрешения изучаемой проблемы.

4. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия функционирования модели формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования: формирование положительной мотивации будущих педагогов профессионального обучения к дизайнерской деятельности; организация дизайнерской развивающей среды, включающая творческую деятельность будущих педагогов профессионального обучения с использованием художественных материалов, разнообразных по свойствам и технологиям; комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения.

5. Разработанная система показателей с выбранными критериями позволила нам качественно и количественно охарактеризовать те изменения, которые происходили в процессе формирования дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования, и определить основные уровни дизайнерских умений: творческий, репродуктивно-творческий и репродуктивный.

Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов для образовательного процесса в высшей школе. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование может осуществляться по следующим направлениям: обеспечение преемственности между школой и вузом по вопросам формирования дизайнерских умений в процессе творческой деятельности; актуализация педагогических приемов интерактивного развития дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения (дизайн); формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дизайна в процессе подготовки в вузе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Алена Юрьевна, 2012 год

1. Абоимова, И.С. Дидактические условия формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе: дис. . канд. пед. наук / И.С. Абоимова; Место защиты: Волжский гос. инж,-пед. ун-т.. - Нижний Новгород, 2010. - 161 с.

2. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность / А.Н. Аверьянов.-М.: Мысль, 1976.- 188 с.

3. Адоняев, Д.Ю. Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования: дис. . канд. пед. наук / Д.Ю. Адоняев; Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2010. - 167с.

4. Ажгихин, С.Г. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров / С.Г. Ажгихин // Искусство и образование. 2008. - № 3(53). - С.68 - 72.

5. Азбука промышленного дизайна. Формообразование в художественном конструировании. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gstl. ru/formoobrazovanie-v-xudozhestvennom-konstruirovanii

6. Азизян, И. и др. Теория композиции как поэтика архитектуры / И. Азизян, И.А. Добрицына, Г.С. Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -568 с.

7. Алексеев, П.В., Панин, A.B. Философия: учебник / П.В. Алексеев, A.B. Панин. М.: Проспект, 1998. - 563 с.

8. Алисиевич, Е.П. Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования / Е.П. Алисиевич // Молодой ученый. 2009. - №4. - С. 220 - 223.

9. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. -608 с.

10. Андреев, Г.И. и др. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности:учебное пособие / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.

11. Андреева, Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие // Образование и саморазвитие. 2008. -№4. -С. 10-11.

12. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

13. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Капгора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

14. Арефьева, О.В. Профессиональная подготовка студентов- дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: автореф. дис. . канд. пед. наук / О.В. Арефьева; Место защиты: Магнит, гос. ун-т. Магнитогорск, 2007.-25 с.

15. Арзуманян, С.С. Эстетическая организация предметной среды / отв. ред. Н.З. Чавчавадзе. Ереван: АН АрмССР, 1988. - 118 с.

16. Артемьева, Ю.Ю. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна: дис. . канд. пед. наук / Ю.Ю. Артемьева; Место защиты: Волжский гос. инж.-пед. ун-т. Нижний Новгород, 2008. - 203с.

17. Аствацатуров, Г.О. Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat no=l 3748&tmpl=com

18. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. -368 с.

19. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 299 с.

20. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

21. Байтимерова, J1.C., Формирование креативных умений старшеклассника в образовательном процессе: дис. . канд. пед. наук / J1.C. Байтимерова; Место защиты: Оренбургский гос. пед. ун-т. Оренбург, 2008. - 177с.

22. Балдина, О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. / О.Д. Балдина. М.: Изд-во Астрель, 2002. - 256 с.

23. Барташевич, A.A. Основы художественного конструирования: учебник для студентов высш. техн. учеб.заведений / A.A. Барташевич. М.: Высшая школа, 1984. - 224 с.

24. Батроев, К.Б. Аналогии и модели в познании / К. Б. Батроев. Новосибирск: Наука, 1981. - 319 с.

25. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное обучение», 1999. - 210 с.

26. Беликов, В.А. Профессиональное образование. Методология деятельности: монография / В.А. Беликов. М.: ВЛАДОС, 2009. - 334 с.

27. Белова, И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Л. Белова; Место защиты: Казанский гос. ун-т культуры и искусства. Нижний Новгород, 2007. - 21 с.

28. Бельчиков, Я.М., Бирштейн, М.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. Рига: Авотс, 1989. - 304 с.

29. Беляева, А.П. Развитие системы профессионального образования / А.П. Беляева // Педагогика, 2001. № 8. - С.З - 8.

30. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) / В.П.Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. - 304 с.

31. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

32. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1991. -412 с.

33. Библер, B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975.-399 с.

34. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.

35. Богачев, К.Ю. Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике: дис. . канд. пед. наук / К.Ю. Богачев; Место защиты: Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-н/Д, 2006. - 214 с.

36. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-320 с.

37. Божко, Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования / Ю.Г. Божко. Киев: Высшая школа, 1991. -245 с.

38. Бойко, Е.И. Еще раз об умениях и навыках / Е.И. Бойко // Вопросы психологии. 1955. -№ 3. - С. 14 - 19.

39. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: ACT Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.

40. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000. - 1535 с.

41. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.1. - 863 с.

42. Бордовская, Н.В., Реан, A.A. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. Спб.: Питер, 2000. - 304 с.

43. Бордовская, Н.В. Системная методология современных педагогических иследований / Н.В. Бордовска // Педагогика. 2005. - №5. - С. 21 - 29.

44. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.

45. Булавин, О.И. Формирование художественно-педагогических умений у студентов в процессе пленэрной практики в педагогическом вузе: дис. . канд. пед. наук / О.И. Булавин; Место защиты: Курский гос. пед. ун-т. -Курск, 2002.- 183 с.

46. Бытачевская, Т. Н. Эволюция стилистических особенностей формообразования в дизайне / Т.Н. Бытачевская // Вестник СевКавГТУ. 2006. -№ 1.-С. 5- 11.

47. Васильева, А.Ю. Средства гармонизации композиции: учебное пособие для студ. спец.-ти «Профессиональное обучение (дизайн)» / А.Ю. Васильева. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 201 1. - 58 с.

48. Васильева, А.Ю., Ремизова, О.В. Использование графических средств в создании зрительного образа плоскостной композиции: методическое пособие / А.Ю. Васильева, О.В. Ремизова. Курган: Изд-во Курганского ИПКиПРО, 2008. - 24 с.

49. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / A.C. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. A.C. Роботовой. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.-208 с.

50. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1991. - 204 с.

51. Виноградская, М.Ю. Формирование умений педагогического проектирования в образовательном процессе у будущих специалистов профессионального обучения: дис. канд. пед. наук / М.Ю. Виноградская. Калуга, 2003.- 173 с.

52. Винокур, И.В. Искусство книги в структуре курса композиции в художественном училище: дис. . канд. пед. наук / И.В. Винокур; Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им.А.И. Герцена. СПб., 2004 - 244 с.

53. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие / В.И. Во-лынкин. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 283с.

54. Воронов, Н.В. Дизайн. Русская версия / Н.В. Воронов. Тюмень: Институт дизайна, 2004. - 207 с.

55. Гавриленко, А.П. Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки: дис. . канд. пед. наук / А.П. Гавриленко; Место защиты: Курский гос. ун-т. -Курск, 2006.-257 с.

56. Гаврицков, С.А. Формирование проектных умений будущих учителей технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования: дис. . канд. пед. наук / С.А. Гаврицков; Место защиты: Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2003. - 201 с.

57. Гаджимагомедова, З.А. Формирование проектных умений будущего учителя: На примере специальности «Технология и предпринимательство»: дис. . канд. пед. наук / З.А. Гаджимагомедова. Махачкала, 2005. - 185 с.

58. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. . д-ра пед. наук / Г.И. Гайсина; Место защиты: Башкирский гос. пед. ун-т. Москва, 2002. - 366 с.

59. Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: монография / Е.О. Галицких. Спб.: Изд-во РГПУ, 2001. - 264 с.

60. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии / П.Я. Гальперин. М.: Педагогика, 1966. - 277 с.

61. Генисаретский, О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: автореф. дис. . д-ра искусствоведения / О.И. Генисаретский; Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 1990. - 36 с.

62. Герасименко, И .Я. Проблемы технологического обеспечения художественно-конструкторского формообразования / И.Я, Герасименко // Техническая эстетика. 1982. - № 3. - С. 4 - 12.

63. Глазычев, B.JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. М.: Искусство, 1970. - 191 с.

64. Гликман, И.З. Управление самостоятельной работой студентов / И.З. Гликман. М.: Логос, 2002. - 24 с.

65. Глинский, Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. - 248 с.

66. Гнатышина, Е.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: дис. . д-ра пед. наук / Е.А. Гнатышина; Место защиты: Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск, 2008.-480 с.

67. Гомоюнов, К.К. Теория и практика высшего профессионального образования / К.К. Гомоюнов, В.Н. Козлов, В.И. Никифоров, А.И.Сурыгин. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2008. 140 с.

68. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1973.-124 с.

69. Гончарова, H.A. Значимость создания благоприятной среды в формировании творческой активности будущих учителей / H.A. Гончарова // Менеджмент в образовании. 2005. - №1. - С. 20 - 24.

70. Готтинг, В.В. Формирование информационно-технологической компетентности педагога профессионального обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук / В.В. Готтинг. Караганды, 2008. - 27 с.

71. Грашин, A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: учебное пособие / A.A. Грашин. М.: Архитектура -С, 2004.-232 с.

72. Григорьев, А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: дис. . канд. пед. наук / А.Д. Григорьев; Место защиты: Магнит, гос. ун-т. Магнитогорск, 2007.-213 с.

73. Грожан, Д.В. Справочник начинающего дизайнера / Д.В.Грожан. -изд. 3-е. Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 318с.

74. Давыдкина, В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства: дис. . канд. пед. наук / В.В. Давыдкина; Место защиты: Ин-т худ. обр.. Москва, 2004. - 154 с.

75. Демин, М.В. Природа деятельности: монография / М.В. Демин. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 168 с.

76. Джонс, Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектирования и анализа: пер. с англ. / Дж. К. Джонс. -М.: Мир, 1976.-374 с.

77. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 324 с.

78. Дизайн: Иллюстративный словарь-справочник / Под ред. Г.Б. Ми-нервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

79. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Я. Дитрих / пер. с пол. JI.B. Левицкого, Ю.А. Иванова; Под ред. В.М. Бродян-ского. -М.: Мир, 1981.-456 с.

80. Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования / С.А. Днепров, В.М. Кадневский. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 191с.

81. Довгялло, А.М. Математические модели в исследовании программного обучения // Организация учебно-воспитательного процесса. Программированное обучение. Вып. 2. Новосибирск, 1968. - С. 27 - 28.

82. Епищева, О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. . д-ра пед. наук / О.Б. Епищева; Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 1999.-460 с.

83. Еременко, Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дизайна средствами самостоятельной работы; автореф.дис. . канд. пед. наук / Т.А. Еременко; Место защиты: Челябинский гос. пед ун-т. Челябинск, 2008. - 22 с.

84. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. М.: Изд-во Москов. психолого-социального института: Флинта, 2002. - 336 с.

85. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.

86. Есипов, Б.П. Основы дидактики / Б.П. Есипов. М.: Просвещение, 1967.-234с.

87. Есполова, А.Е. Особенности подготовки педагогов профессионального обучения в системе непрерывного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Е. Есполова; Место защиты: Казах, нац. пед. ун-т им. Абая. -Алматы, 2007. 27 с.

88. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

89. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М.: ИН-ФРАМ, 2001.-52 с.

90. Зеер, Э.Ф. Мониторинг профессионального развития личности: теоретический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Образование и наука. -2002.-№ 5 (17).-С. 127- 140.

91. Иконников, А.И. Системный подход в теории и практике обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов: Монография / А.И. Иконников. Хабаровск: ХГПУ, 1998. - 160 с.

92. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы / Сост. О.Н. Черненко. Волгоград: Учитель, 2007 - 135 с.

93. Иттен, И. Искусство формы / Пер. с немецкого и предисловие J1. Монаховой / И. Иттен. М.: Изд-во Д. Аронов, 2006. - 136 с.

94. Каган, М.С. Философия культуры: монография / М.С. Каган. СПб.: Питер, 1996.-235 с.

95. Казаринов, A.C. Методы и модели экспериментальной педагогики / A.C. Казаринов. Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т, 1997. - 108 с.

96. Калмыкова, Н.В., Максимова, И.А. Макетирование в учебном проектировании: учебное пособие для вузов / Н.В. Калмыкова, И.А.Максимова. -М.: Политиздат, 2003. 96 с.

97. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Магистр, 1999. - 200 с.

98. Кантор, K.M. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955 1985). История и теория / K.M.Кантор. -М.: АНИР, 1996.-288 с.

99. Каримова, И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: дис. . канд. пед. наук / И.С. Каримова; Место защиты: Хабаров, гос. пед. ун-т. Хабаровск, 2005. - 267 с.

100. Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе: дис. . канд. пед. наук / О.В. Каукина; Место защиты: Магнит, гос. ун-т. Магнитогорск, 2010,- 158 с.

101. Кисельгоф, С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С.И. Кисельгоф. -JL: Изд-во Лениград. ун-та, 1973. 152 с.

102. Климов, Е. А. Основы психологии: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 462 с.

103. Ковешникова, E.H. Теория и методика художественного профессионального образования: дис. . д-ра пед. наук / E.H. Ковешникова; Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2000. - 388 с.

104. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кождаспиров. -М.: Академия, 2001. 176 с.

105. Кокорина, Ю.Г. Композиция, организованная по смыслу и ритму / Ю.Г. Кокорина // Искусство и образование. 2008. - № 6(56). - С. 37 - 42.

106. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. Спб.: КАРО, 2005. - 368 с.

107. Коллаж. Создание коллажей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tigelclub.ru

108. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне / Отв. ред. С.О. Хан-Магомедов. М.: Труды ВНИИТЭ. Вып. 313, 1982.- 100 с.

109. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. - № 4. - С. 254 - 269.

110. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 2013 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://elementy.ru/Library9/r440r.htm - дата 07.04.2008 г.

111. Корнилова, T.B. Введение в психологический эксперимент / Т.В. Корнилова. М.: МГУ, 1997. - 254 с.

112. Коротина, Н.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: дис. . канд. пед. наук / Н.В. Коротина; Место защиты: Моек пед. гос. ун-т. Москва, 2005. - 171 с.

113. Коршунова, Н.Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике / Н.Л. Коршунова // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. - С. 6-12.

114. Кошенов, К.С. Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. . канд. пед. наук / К.С. Кошенов Место защиты: Казах, нац. пед. ун-т им. Абая. Алматы, 2007. - 135 с.

115. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. Самара, 1994. - 165 с.

116. Кракиновская, В.Д. Объемно-пространственная композиция. Вводный курс основ художественного конструирования. Упражнения: учебное пособие / В.Д. Кракиновская. -М.: Изд-во МВХПУ, 1997. 45 с.

117. Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-н/Д.: «ФЕНИКС», 1998.-512 с.

118. Крылова, И.Б. Культурология образования / И.Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

119. Кубрушко, П.Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук / П.Ф. Кубрушко Место защиты: Моск. гос. агроинж. ун-т. М., 2002. - 37 с.

120. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина.-Л.: ЛГУ, 1961.-98 с.

121. Кузнецов, И.Н. Настольная книга практикующего педагога / И.Н. Кузнецов. М.: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008. - 544 с.

122. Куликов, А.Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования: дис. .канд. пед. наук / А.Г. Куликов; Место защиты: Магнит, гос. ун-т. Магнитогорск, 2000. - 141 с.

123. Кулюткин, Ю.Н., Сухоюская, Г.С. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухоюская. JL: Изд-во ЛГУ, 1972. - 117 с.

124. Кучмар, А. Основы архитектурного формообразования / А. Куч-мар. М.: Стройиздат, 1984. - 224 с.

125. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбел. СПб.: Соц.-психол. центр. 1996. -392 с.

126. Лагунова, М.В. Бригадная форма взаимодействия как условие творческого саморазвития студентов / М.В. Лагунова, М.Н. Рыскулова // Высшее образование сегодня: Реформы. Нововведения. Опыт. М., 2010. -№2. - С. 83 - 86

127. Лебедева, И.П. Математическое моделирование в педагогических исследованиях: монография / И.П. Лебедева: Акад. акмеол. наук, Пермский гос. ун-т. Спб.: Пермь, 2003. - 123 с.

128. Леднев, B.C. Содержание образования / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.

129. Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2001. - №2. - С.56 - 65.

130. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

131. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Логвиненко. М.: ВЛАДОС, 2004. - 144 с.

132. Лола, Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Г.Н. Лола. М.: Изд-во Московского университета, 1998. - 264 с.

133. Львов, Л.В. Повышение эффективности системы подготовки педагогов профессионального обучения: монография / Л.В. Львов. Челябинск: ЧГАА, 2009.- 151 с.

134. Львова, И.А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.А. Львова; Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. Калуга, 2010.-20 с.

135. Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

136. Маркова, С.М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах: Учебное пособие / С.М. Маркова. Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. - 154 с.

137. Мартынов, Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: учебное пособие / Ф.Т. Мартынов. Екатеринбург: Уральский архитектурно-художественный институт, 1992. - 107 с.

138. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. 2000. - №4. - С.38 - 43.

139. Медведев, В. Ю. Сущность дизайна: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / А.М. Медведев. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.

140. Мизинцев, В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике (материалы лекции) / В.П. Мизинцев. М.: Знание, 1977. - 51 с.

141. Минервин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования / Г.Б. Минервин. М.: Архитектура - С, 2004. - 96 с.

142. Мистратова, Л.А. Формирование профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики: дис. канд. пед. наук / Л.А. Мистратова; Место защиты: Калин, гос. ун-т. Калининград, 2003. - 154 с.

143. Михайлов, С.М. История дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С.М. Михайлов. М.: Союз Дизайнеров России, 2000. - 260 с.

144. Московская школа дизайна: Методические материалы МВХПУ. -М.: Труды ВНИИТЭ, 1991.- 180 с.

145. Набиев, Р.И. Формирование дизайнерских умений и навыков учителя в организации предметно-пространственной среды школьных кабинетов: дис. . канд. пед. наук / Р.И. Набиев; Место защиты: Башкир, гос. пед. ин-т. Уфа: БашГПИ, 2004. - 200 с.

146. Назаров, O.JI. Рефлексивное управление профессионально-педагогическим образовательным учреждением: монография / O.J1. Назаров, А .Я. Найн, В.И. Кондрух. Челябинск: Урал ГАФК, 2006. - 368 с.

147. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000): Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности / Ю.В. Назаров. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. - 416 с.

148. Найн, А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А .Я. Найн. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. - 144 с.

149. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://detsad-s.ucoz.ru/publ/pedagogicheskajamasterskaja/nacionalnajadoktrinaobrazovanija vr о s s ij s koj fe de r ac i ido2 025go da/3 -1 0 -15

150. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко. -М.: Мол. Гвардия, 1994. -315 с.

151. Нинокошева, Н.Г. Комплекс проектов как средство формирования проектировочных умений у будущих учителей: дис. .канд. пед. наук / Н.Г. Нинокошева; Место защиты: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006.-174 с.

152. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. М.: МЗ-ПРЕСС, 2004. - 67 с.

153. Новый краткий словарь иностранных слов / Отв. ред. Н.М. Семенова. М.: Рус. яз. - Медиа, 2005. - 795 с.

154. Нормативный правовой акт. Материал из Ви кипедии. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.wikipedia.org

155. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. -368 с.

156. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57.000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1985. - 797 с.

157. Орлов, В.И. Знания, умения и навыки учащихся / В.И. Орлов // Педагогика. 1997. - №2. - С. 33 - 39.

158. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учебное пособие / А.П. Панфилова. СПб.: Знание, 2005. - 317 с.

159. Панченко, В.М. Теория систем. Методологические основы / В.М. Панченко. М.: МИРЭА, 1999. - 96 с.

160. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.

161. Педагогический словарь: В 2 тт. / Гл. ред. И.А. Каиров. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. - Т. 1. - 774 с.

162. Пищев, С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп: дис. .канд. пед. наук / С.Г. Пищев; Место защиты: Бийский гос. пед. ин-т. Бийск, 2000. - 186 с.

163. Платонов, К.К. О знаниях, навыках, умениях / К.К. Платонов // Сов. Педагогика. 1963. - № 11. - С. 98.

164. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

165. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.

166. Попков, В.А., Коржуев, A.B. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования / В.А. Попков, A.B. Коржуев. М.: Академический Проект, 2004. - 432 с.

167. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред.

168. B.М. Полевой Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. М.: Совет, энцик., 1986. - Т. 1. - 476 с.

169. Проектирование в графическом дизайне: учебник для вузов /

170. C.А. Васин, А.Ю. Талащюк, Ю.В. Назаров, JI.A. Морозова, В.В. Сумароков; Под ред. С.А. Васина. М.: Машиностроение-1, 2006. - 320 с.

171. Розенсон, H.A. Основы теории дизайна: учебник для вузов / H.A. Розенсон. СПб.: Питер, 2006. - 219 с.

172. Розин, В.М. Психология: наука и практика: учебное пособие для вузов / В.М. Розин. М.: РГГУ Омега, 2005. - 544 с.

173. Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего образования / Г.М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. -333 с.

174. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. институтов. 3-е изд., доп. и перераб. / H.H. Ростовцев. - М.: АГАР, 1998. -256 с.

175. Рубинштейн, C.J1. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. Спб.: Питер, 2003. - 508 с.

176. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций) / В.Ф.Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-ПРЕСС, 2003.-252 с.

177. Рындак, В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В.Г. Рындак. Оренбург: ОГАУ, 2001.- 108 с.

178. Сагатовский, В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода / Деятельность: теории, методология, проблемы / В.Н. Сагатовский. -М.: Политиздат, 1990. 366 с.

179. Садовский, В.Н. Общая теория систем как метатеория / В.Н. Садовский. М.: Наука, 1971. - 30 с.

180. Самара, Т. Структура дизайна. Стильное руководство / Т. Самара. М.: РИП-холдинг, 2008. - 272 с.

181. Сапрыкина, H.A. Основы динамического формообразования в архитектуре / H.A. Сапрыкина. М.: Архитектура-С, 2005. - 312 с.

182. Серебренникова, Т.А. Принципы формообразования в архитектуре в эпоху информационного взрыва / Т.А. Серебренникова // Архитектон. -2010.-№30.-С. 31 -36.

183. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

184. Сибирская, М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии: учебное пособие / М.П. Сибирская. СПб.: КАРО, 2000. - 127 с.

185. Сидоренко, В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина / В.Ф. Сидоренко // Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Дизайн в общеобразовательной школе. 1994. - С. 9 - 14.

186. Симоненко, В.Д. Обучение учащихся V-XI классов проектной деятельности: монография / В.Д. Симоненко. -М.: Вентана Граф, 2005. 212 с.

187. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1982. - 224 с.

188. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 576 с.

189. Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система / В.А. Сластенин. -М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. С. 195-219.

190. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

191. Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1980.-624 с.

192. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. М.: Педагогическое сообщество России, 2000. - 416 с.

193. Собянин, Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: дис. . д-ра пед. наук / Ф.И. Собянин; Место защиты: Санкт-Петер. гос. акад. физич. культ, им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2001. - 297 с.

194. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2005. 528 с.

195. Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента: дис. . канд. пед. наук / Л.Е. Солянкина; Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 1999. - 217 с.

196. Спирин, Л.Ф. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста: учебное пособие по спец. курсу / Л.Ф. Спирин, В.В. Сохранов, А.Ф. Ушанов, H.A. Лупанова. -Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1999. 75 с.

197. Стародуб, К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К.И. Стародуб, H.A. Евдокимова. Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 190 с.

198. Степанова, Т.М. Структура и содержание подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна: / автореф. дис. . канд. пед. наук Т.М. Степанова; Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.-25 с.

199. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.А. Стефановская. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

200. Сухарев, А.И. Формирование композиционно-пространственного восприятия студентов на занятиях по рисунку: дис. . канд. пед. наук / А.И. Сухарев; Место защиты: Омск. гос. пед ун-т. Омск, 1999. - 187 с.

201. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. 3-е изд. стереотип / Н.Ф. Талызина. -М.: Академия, 1999. - 288 с.

202. Терешкова, JI.A. Интегративный подход к формированию дизайнерских компетенций у будущих учителей технологии: автореф. дис. . канд. пед. наук / JI.A. Терешкова; Место защиты: Армавир, гос. пед ун-т. Армавир, 2006. - 22 с.

203. Ткаченко, Е.В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития / Е.В. Ткаченко, А.Т. Глазунов. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. - 253 с.

204. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. М.: Академия профессионального образования, 2006. - 45 с.

205. Трубников, H.H. О категориях "цель", "средство", "результат" / H.H. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. - 147 с.

206. Тюрин, П.Т. Введение в психологию дизайнерского творчества / П.Т. Тюрин. Рига: Балтийский Русский институт, 2001. - 176 с.

207. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 116 с.

208. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд., уточненное и доп. / В.Б. Устин. - М.: Астрель, 2007. -239 с.

209. Устин, В.Б. Художественное проектирование интерьеров: учебник / В.Б. Устин. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 288 с.

210. Фалько, В.П. Рейтинговая технология в системе менеджмента качества подготовки педагогов дизайнеров / В.П. Фалько, A.B. Степанов // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2008. - №5 (53). - С. 98 - 107.

211. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 330 с.

212. Федосимов, Г.М. Развитие высшего педагогического образования в среднем городе / Г.М. Федосимов, В.А. Ермоленко. М.: НИИ истории и истории педагогики РАО, 2007. - 160 с.

213. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.

214. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

215. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. - 160 с.

216. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. М.: Знание, 1984. - 80 с.

217. Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л.М. Фридман. М.: Институт практич. психологии, 1997.-287 с.

218. Хан-Магомедов, С.О. ВХУТЕМАС: в 2 кн. Кн. 1 / С.О. Хан-Магомедов. М.: Ладья, 2000. - 488 с.

219. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхуазен. М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 392 с.

220. Хридина, H.H. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой / H.H. Хридина. Екатеринбург: Урал, изд-во, 2003. - 381 с.

221. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учебник для вузов /

222. A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

223. Черепанов, B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.

224. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев. Минск: Харвест, 1999. - 312 с.

225. Шаметов, Н.Р. Формирование компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе непрерывного образования «колледж-вуз»: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.Р. Шаметов. Астана, 2006. - 28 с.

226. Швырев, B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / B.C. Швырев // Вопросы философии.-2001,-№2.-С. 107-115.

227. Шимко, В.Т. Основы дизайна и передовое проектирование /

228. B.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2005. - 327 с.

229. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979.-303 с.

230. Штейнберг, В.Э. Инструментальная дидактика и дизайн-образование / В.Э. Штейнберг // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. Екатеринбург: УРО РАО, 2005. - С. 234 - 250.

231. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. Л.: Наука, 1986.-301 с.

232. Шубенков, М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М.В. Шубенков. М.: Архитектура-С, 2006. - 320 с.

233. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-l-0-841

234. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. М.: УРСС, 1997. - 444 с.

235. Яковлев, Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография / Е.В. Яковлев. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. - 136с.

236. Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. М.: BJ1A-ДОС, 2006. - 239 с.

237. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. . д-ра пед. наук / Н.М. Яковлева; Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1992. -403 с.

238. Archer, L.B. A View of the Nature of Design Research. Design: Science-Method, Westbury House, Guildford, 1981. P. 30 - 47.

239. Barron, F., Harrinqton, D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P. 439 - 476.

240. Hill, P.H. The science of engineering design. Tufts University HOLT, R1NEHART and WINSTON, Inc. New York, 1970. - P. 263.

241. Knoll, Michael. The Project Method: Its Vocational Education Origin and International Development. // Journal of Industrial Teacher Education 34, 1997. -P. 59-80.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.