Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Омарова, Зарифа Султанмурадовна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Омарова, Зарифа Султанмурадовна
Введение.
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования.
Глава 2. Проблема типизации и систематизации жанров дагестанского фольклора в контексте исторической и социально-этнографической действительности.
2.1. Эпическая поэзия.
2.2. Лирическая поэзия.
2.3. Прозаические жанры.
2.4. Фольклорный процесс в Дагестане как накопление эстетического и духовного опыта народа.
2.5. Эволюция фольклорных жанров как следствие преемственности и трансформации мифологического сознания народа.
Глава 3. Дагестанское устно-поэтическое творчество в контексте историко-фольклорного процесса.
3.1. Историко-культурная реконструкция по фольклорным источникам древнейших мифологических и ритуальных пластов духовности.
3.2. Историко-культурная реконструкция по фольклорным источникам духовного мира средневековья.
3.3. Историко-культурная реконструкция духовного потенциала предвозрождения в стадиально-развитых фольклорных жанрах.
3.4. Дагестанская модель фольклорно-литературного процесса.
3.5. Мифологизм как фундаментальное свойство художественного метода фольклора и литературы.
Глава 4. Дагестанская цивилизация в свете культурно-исторических реконструкций.
4.1. Исторический и геополитический контекст.
4.2. Эволюция цивилизаций на стыке Европы и Азии в конце старой и начале новой эры.
4.3. Дагестан в полюсе Евразийской этносферы.
4.4. Духовный опыт исторического прошлого дагестанских народов в свете теории этногенеза.
4.5. Эволюция «суперэтнической» дагестанской цивилизации.
4.6. Евразийский диалог культур.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Дастаны и ашугская поэзия дагестанских азербайджанцев2000 год, кандидат филологических наук Хурдамиева, Самиля Халидовна
Дагестанский фольклор в иноэтническом восприятии: Историко-функциональные аспекты в русской художественной, публицистической и научной литературе XIX века2002 год, кандидат филологических наук Хидирова, Эльмира Сиражудиновна
Традиционный песенный фольклор народов Дагестана в самодеятельном художественном творчестве2002 год, кандидат филологических наук Мугадова, Мариян Велихановна
Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века2010 год, доктор филологических наук Джамбекова, Тамара Белаловна
Пути развития кумыкской духовной литературы: XVII - нач. XX в.2012 год, доктор филологических наук Акамов, Абусупьян Татарханович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации»
Актуальность темы исследования. Глобализация культурной сферы вызывает отторжение этого явления,„прежде всего у малочисленных народов, что побуждает их к поиску национальной идеи. Возникает новый интерес к фольклористике как к способу самоидентификации в культурно-историческом аспекте. Характерная- для процесса глобализации функциональная стагнация традиционного пласта культуры острее ощущается и" эмоциональнее осознаетсяг в тех регионах, где «первичные», фольклорные компоненты все еще составляют «живую старину», основу быта и духовной жизни народов. В-этой связи, интерес* общественного сознания к историко-фольклорным истокам, художественным* и литературным традициям1, можно понимать как реакцию этничности на модернизацию и унификацию этнокультур, как> механизм компенсации- утрачиваемого этнокультурного своеобразия, как способ этнокультурной самоидентификации. Указанная^ проблема стоит особенно остро для Дагестана.
Стремление некоторых авторов отнести его народы к младописьменным, не имеющим собственной древней истории и т.д., т.е. по сути дела своего рода мифы, возникшие в литературоведении в качестве тенденциозных номинизированных концепций, с успехом, были, развеяны академиком Г.Г.Гамзатовым в целом ряде монографических работ. Наше исследование, выполненное под его руководством, также посвящено некоторым аспектам своего рода «культурной реабилитации» этносферы Дагестана в качестве «суперэтнической» цивилизационной общности.
Дагестанская фольклористика, этнография, литературоведение, искусствознание и др. ныне достигли достаточно высокого уровня, что позволяет системно осмыслить стадиальную эволюцию дагестанского искусства в контексте историко-культурного процесса. Не претендуя на исчерпывающее решение этой сложной научной проблемы, мы в, данной работе стремимся осветить ее фольклорно-литературный аспект как наиболее актуальный на нынешний день.
Актуальность эта возрастает и в связи с тем, что Дагестан, располагаясь как бы на стыке Востока и Запада, Юга и Севера, дает благодатный материал для исследования евразийского диалога культур.
Объект исследования - фольклорно-этнографический и литературный материал Дагестана в их системной взаимосвязи, начиная с древнейших времен.
Предмет исследования - историко-фольклорный и литературный процесс как системное отражение эволюции «суперэтнической» дагестанской цивилизации в контексте евразийского диалога культур.
Цели и задачи исследования. Настоящее исследование имеет целью реконструкцию этнокультурной истории Дагестана на основе фольклорно-этнографического и литературоведческого анализа путем обоснования закономерностей культурно-исторического процесса. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- произвести реконструкцию древнего фольклорного пласта Дагестана в качестве собственной, а не отраженной архаики;
- обосновать наличие в дагестанском фольклоре культурного пласта, соответствующего понятию «предвозрождение»;
- выявить специфику фольклорно-литературного процесса в Дагестане;
- проследить эволюцию «суперэтнической» дагестанской цивилизации в фокусе евразийской этносферы.
Научная новизна исследования. Актуальность, уровень разработанности темы определяют и степень новизны защищаемых положений. Хотя в дагестанской филологии проделана значительная работа в научном освещении фольклорных жанров народов Дагестана, в осмыслении их эволюции, этнического и межэтнического в них и т.д., обобщенное системное их исследование в контексте культурологии и этносферы оставляло желать лучшего.
Дагестанские этносы, несмотря на военно-политическое давление извне, сохранили самобытность «суперэтнической» дагестанской цивилизации в целом: не утратили древний пласт ритуально-мифологического и героико-эпического прошлого, прошли через феодальную раздробленность средневековья и смогли возродить древнюю культуру, войдя в Новое время полноправным субъектом цивилизованного мира. С позиции теории этногенеза дагестанские этносы образуют «суперэтническую» единицу с хорошо выраженными цивилизационными отличиями. Все это мы попытались комплексно отразить и обосновать в данной диссертации.
Методологические основы' исследования. Опираясь на достигнутые успехи дагестанской фольклористики в области жанровой- типизации и систематизации фольклорных памятников, авторг использовал методологию историко-фольклорного комплексного системного анализа для реконструкции ранних стадий историко-фольклорного процесса в его дописьменной фазе, а в дальнейшем - на различных стадиях развития литературы. На этой базе был произведен историко-культурный анализ материала в соответствии с методологией периодизации эволюции евразийской цивилизации: древность, средние века, предвозрождение, Возрождение, Новое время. Цивилизационный анализ этносферы Дагестана произведен в соответствии с методологией теории этногенеза.
Основными методами анализа фольклорно-литературного материала являются также историко-сравнительный, историко-генетический и типологический методы.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды крупных отечественных и зарубежных ученых А.Н. Веселовского, Н.И. Конрада, М.М. Бахтина, В.М.Жирмунского, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, Г.Г. Гамзатова, В.М. Гацака, Е.М. Мелетинского, У.Б. Далгат и др. Большую помощь в научном осмыслении конкретного дагестанского фольклора и литературы оказали нам работы Ф.О. Абакаровой, А.-К.Ю.Абдуллатипова, A.M. Аджиева, Ф.А. Алиевой, З.Н. Акавова, А.А. Ахлакова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, A.M. Ганиевой,
М.М. Курбанова, А.Ф: Назаревича, С.М>. Хайбуллаева; М.Р. Халидовой, Х.М. Халилова, И.А. Халипаевой, Ч.С. Юсуповой и др.
Теоретическая значимость работы. Региональное, системно-комплексное и историко-эволюционное исследование дагестанского фольклорного и литературного наследия представляет собой-важную научную проблему, положения которой^ могут быть использованы при- разработке не только вопросов фольклора и литературы народов1 Дагестана, но и при создании общего культурологического исследования Дагестана: Представляется особенно значимым и то, что выводы и положения данной диссертации в, генетическом и контактном плане в значительной мере могут быть приложимы и ко многим другим регионам Кавказа, Поволжья, а в типологическом отношении - и шире. Данная проблема ныне приобрела особую значимость в связи с возрастанием интереса к евразийскому диалогу культур.
Практическая значимость исследования. Геополитическое положение «суперэтнической» дагестанской цивилизации в новейшее время позволяет ей значительно расширить свое культурное влияние путем реализации общенациональной идеи: синтез достижений евразийской культурной общности через активную культурную политику на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней Азии и в республиках Поволжья.
Властности, это относится к современному литературному процессу в Евразийской этносфере. Очевидно, что нынешний возросший фольклоризм литературы должен выйти из «робкого подполья» («скрытый фольклоризм»). Только с широкой опорой на фольклор современная литература приобретет ярко выраженную национальную самобытность, благодаря которой она займет собственную нишу в мировом литературном процессе, о чем, в частности, думается, свидетельствует и данное исследование.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебников, спецкурсов, лекций по фольклористике, литературоведению, культурологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Глобализация культуры вызывает у малых народов стремление самоутвердиться на основе национальной идеи - для Дагестана это «суперэтническое»1 цивилизационное единство, что объясняет новый интерес к фольклору, в частности, с позиций его историко-фольклорного анализа.
- Неразвитость или подавленность древнего мифологического пласта, основанного на языческих культах, в целом не имели отрицательного влияния на историко-литературный процесс, поскольку эти явления были скомпенсированы прогрессивным влиянием монотеистических религий, которые играли роль катализатора и модулятора фольклорного и литературного процесса.
- Развитость и богатство рукописных традиций способствовали профессиональному развитию национальных литератур, т.е. стартовые условия литературного процесса в Дагестане были опережающими, по сравнению с некоторыми регионами России. Так, стадиально-развитые жанры фольклора оказали решающее влияние на авторскую литературу в качестве промежуточных форм литературного творчества с готовыми нормами литературной речи и развитой эстетикой.
- Литературный процесс в Дагестане на протяжении длительного времени отвечал модели «слоеного пирога», когда имело место сквозное одновременное развитие разных литературных направлений и методов, что свидетельствует об интенсивном историко-культурном процессе.
Находясь в культурном полюсе евразийских цивилизаций, дагестанский суперэтнос, несмотря на мощное культурное давление извне, отстоял свою самобытность и самодостаточность в качестве разновидности
1 Термин «суперэтнический» используется не в буквальном значении, а для обозначения дагестанской межэтнической общности, т.е. в качестве синонима дагестанского сообщества народов, дагестанской цивилизации. кавказской цивилизации.
Апробация работы. Работа обсуждена и одобрена в отделе фольклора и на ученом совете Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Основные ее положения и выводы изложены в тезисах докладов на двух международных конференциях и в статьях.
Структура и объем исследования определены целью, задачами и материалом диссертации. Оно состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Религиозно-философская мысль в истории культуры народов Дагестана2002 год, доктор философских наук Абиева, Эльмира Гаджибалаевна
Фольклористическая концепция Проспера Мериме в контексте диалога культур2013 год, кандидат филологических наук Хаджиева, Лейла Лечевна
Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур: А. А. Бестужев-Марлинский и дагестанские фольклорно-литературные традиции2003 год, кандидат филологических наук Ильясов, Хизри Ильясович
Роль фольклорных традиций в формировании художественно-стилевых особенностей лезгинской прозы второй половины XX в.2013 год, кандидат филологических наук Джавадова, Людмила Джавадмирзоевна
Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и этническая специфика2005 год, доктор филологических наук Халилов, Халил Махмудович
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Омарова, Зарифа Султанмурадовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя в прошлом устно-поэтическому творчеству различных народов уделялось значительное внимание, интерес к нему особенно возрос в последнее время, причем это наблюдается и со стороны широких народных масс, и ученых-специалистов (фольклористов, литературоведов, этнографов, культурологов и др.)- Более того, интерес к своим историко-культурным истокам возрос и у многочисленных, и у малочисленных народов. Однако в век глобализации всего и вся, когда появилась реальная угроза ассимиляции, прежде всего малочисленных народов, их культур, поглощения или нивелировки их традиций, отмеченный выше интерес - это вопрос сохранения себя как этноса со своей культурой, языком, обычаями и т.д.
Народы Дагестана относятся к малочисленным, их, пожалуй, особенно ярко выраженный интерес к своему прошлому, очевидно, обсуловлен и отмеченным нами выше, и, конечно же, высокими идейно-художественными достоинствами фольклора Дагестана.
Надо отметить, что дагестанские фольклористы, этнографы, литературоведы и др. проделали большую работу по научному осмыслению* проблем дагестанской фольклористики, что и явилось основной научно-теоретической базой нашей диссертации.
Однако устно-поэтическое творчество народов Дагестана очень многообразно в этноязыковом отношении, в течение многих столетий развивалось преемственно, обладает несомненными идейно-художественными достоинствами, не потерявшими своей значимости и в наше время и явившимися во многом важной' основой современного дагестанского искусства. Все отмеченное выше делает дагестанский фольклор по сути неисчерпаемым для научных разысканий и осмыслений.
Взятый нами аспект его изучения — системный анализ эволюции жанров дагестанского фольклора на фоне и в контексте региональных и общетеоретических процессов. Для достижения поставленной цели мы вначале определили научно-теоретические предпосылки исследования (гл. I), далее в широком историко-этнографическом и- этнокультурном контексте подвергли анализу особенности типизации жанров (гл. II), их эволюции (гл. III), а также дагестанскую цивилизацию в свете культурно-исторических реконструкций.
В' центре нашего внимания' находятся также процессы становления авторского творчества, которые носят и типологический, и своеобразный характер.
Истоки и традиции многонационального культурного наследия во многом складывались в русле устного народного творчества. В условиях Дагестана, где литературная система относительно молодая, историко-культурный процесс в многовековом разрезе наилучшим образом можно проследить на материале устного народного творчества1. Точно так же фольклорно-литературный процесс здесь можно исследовать в. отрепарированном виде благодаря ограниченному пространству и-малочисленности популяций коренных народностей. В монографических работах академика Г.Г. Гамзатова эта проблема, исследуется в идейном и эстетическом плане, где преемственность фольклора и литературы прослеживается по некоторым принципиальным признакам:
- историческая причастность к судьбам народа;
- совпадение жанровых и стилистических потоков;
- совпадение совокупности изобразительных средств.
Более того, фольклорно-литературный процесс в Дагестане имеет ряд специфических особенностей. Подобно фольклору, литературные произведения у истоков литературного процесса озвучивались самими авторами в устной форме, выступления сказителей уподоблялись «вечерам поэзии» или «концертному исполнению», где живое слово котировалось очень высоко. Другая форма «тиражирования» авторских произведений распространение их в рукописях - так называемое рукописное наследие. Как следствие этой ситуации возникала необходимость функционирования языков межнационального общениям . Непременным условием такого; общения являлась, общепринятая письменность, роль которой на первых порах играла адаптированная арабская письменность - «аджам».
В пограничной фольклорно-литературной сфере оказались многочисленные произведения; ■ авторство которых забылось или было? спорным, а основной способ бытования? находился в рамках устной традиции. Этот; феномен; наилучшим* способом; раскрывает механизм, фольклорно-литературного взаимодействия; Другая пограничная^ область функционирования устного народного: творчества находится на* стыке языческой мифологии и: фольклора. Исторически эта граница: уходит в глубокую древность, которая применительно; к Дагестану, некоторыми исследователями ставится под, сомнение; между тем, даже в более позднем фольклоре здесь прослеживаются реликты;, мифологического сознания. Древний пласт фольклора был частично разрушен; однако накопил прочные художественные традиции, поэтому с появлением монотеистических религиозных представлений, которые стремились стереть, его из народного сознания; он противостоял им; в идейной борьбе, поскольку монотеизм в народном сознании связан со средневековой^ ограниченностью и: даже клерикальной; реакционностью.
Таким образом, фольклорная живая струя; преодолев: средневековую схоластику, мощным; потоком вывела народное сознание на уровень гуманистического мировоззрения (предвозрождение), подготовив культурную возрожденческую революцию Нового времени. Эти процессы в Дагестане развивались вопреки, феодальной и хозяйственной отсталости, , очевидно, что культурные: процессы здесь опережали политические, социальные и экономические, поэтому роль культурного наследия в Дагестане особенно велика, оно определяет уровень духовности общества, его общенациональную идею в качестве двигателя прогресса.
Носителями прогресса на всех этапах истории Дагестана выступали малочисленные прослойки ученых: в начале богословы, шейхи, «святые», ясновидящие», затем, «книжная» просветительская^ интеллигенция; а затем, европейско-образованные представители интеллектуального труда. Критика феодальных отношений не дошла, однако, до идей буржуазной демократии. Политические идеалы горцев не выходили за пределы джамаатского самоуправления, иначе говоря, народовластия в чистом виде по типу греческих полисов. Для горского самосознания авторитарные режимы совершенно неприемлемы, О чем свидетельствует практика народно-освободительных движений в Дагестане. Однако исторический и политический контекст длительное время препятствовали волеизъявлению горских народов. Только в новейшее время национальная идея горцев приблизилась к реальному осуществлению.
Глобализация культуры вызывает у малых народов стремление самоутвердиться на основе национальной идеи - для Дагестана это «суперэтническое» цивилизационное единство, что объясняет новый интерес к фольклору, в частности, с позиций его историко-фолыслорного анализа.
Неразвитость или «подавленность» древнего мифологического пласта, основанного на языческих культах, в целом не имела отрицательного влияния на историко-фольклорный процесс, поскольку эти явления были скомпенсированы прогрессивным влиянием монотеистических религий, которые играли роль катализатора и модулятора фольклорного процесса.
Развитость и богатство рукописных традиций способствовали профессиональному развитию национальных литератур, т.е. стартовые условия литературного процесса в Дагестане были опережающими, по сравнению с некоторыми регионами России. Так, стадиально-развитые жанры фольклора оказали решающее влияние на авторскую литературу в качестве промежуточных форм литературного творчества с готовыми нормами литературной речи и развитой эстетикой.
Литературный процесс в Дагестане на протяжении длительного времени отвечал модели «слоеного пирога», когда имело место сквозное одновременное развитие разных литературных направлений и методов, что свидетельствует об интенсивном историко-культурном процессе.
Находясь в культурном полюсе евразийских цивилизаций, дагестанская «суперэтническая» общность, несмотря на мощное культурное давление извне, отстояла свою самобытность и самодостаточность в качестве разновидности кавказской цивилизации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Омарова, Зарифа Султанмурадовна, 2009 год
1. Абакарова Ф.З. Дагестанская детская игровая поэзия // Жанры фольклора народов Дагестана. С. 82-105.
2. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999.
3. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана. Махачкала, 1963.
4. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX века. Махачкала, 1981.5: Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). 4.1. Махачкала, 1995.
5. Абдурахманов A.M. Современный устный сатирический рассказ // Современный фольклор народов Дагестана. Махачкала, 1983.
6. Абдурахманов A.M. Сказка о животных и< фольклорная басня: типологическая общность и жанровая специфика // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987.
7. Абдурахманов A.M. Тотемистические воззрения в обрядах и преданиях о животных // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1989.
8. Абуков К И. На посту. Махачкала, 1978.
9. Абуков К.И. У костра, зажженного М.Горьким. Махачкала, 1972.
10. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала,1971.
11. Аджиев A.M. Дальние дороги песни. Махачкала, 1977.
12. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. Махачкала, 1983.
13. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала,2005.
14. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания // Проблемы фольклора. М., 1975.
15. Айзенштейн Н.А. Просветительство в литературах Востока. М.:1. Наука, 1973.
16. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1995.
17. Акбиев С.Х. Подвижники духа. Махачкала, 2000.
18. Алборов Б.А. Лакский песенный фольклор. Изв. СОНИИ, Орджоникидзе, 1960. Т. 22. Вып. 2.
19. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988.
20. Алиева Ф.А. Дагестанская народная сказка: о сюжетике бытовых сказов. Махачкала, 1983.
21. Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 2008.
22. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1926.
23. Алкадари Г.Э. Джераб аль-Мамун (в переводе Саидова М.С.). Темир-Хан-Шура, 1912.
24. Аникин В.П. Коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.;Л, 1960. Т. V.
25. Аникин В.П. Теория фольклора: курс лекций. М., 2004.
26. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л.,1966.
27. Антология дагестанской поэзии: В 4 т. Махачкала, 1980-1983.
28. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.
29. Ахлаков А.А. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала,1968.
30. Ахлаков А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М., 1981.
31. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.
32. Ахмедов С.Х. История лакской литературы. 4.1. Махачкала, 2002.
33. Ахмедов С.Х. Социально нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала, 1990.
34. Ахмедов С.Х. Эпическая поэзия. Парту Патима. Махачкала,2003.
35. Батырова У.А. Кумыкская социально-историческая проза в свете реалистических традиций русской литературы: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1984.
36. Бахтина В.А. Эстетические функции сказочной фантастики. Саратов, 1972,
37. Булатова А.Г. Лакцы. Махачкала, 1971.
38. Булатова А.Г. Праздники; летнего календарного цикла у даргинцев (XIX нач. XX в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987.
39. Булатова А.Г. Свадьба лакцев в XIX XX вв. Махачкала, 1968.
40. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала,2000.
41. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала, 1979.
42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1970.
43. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986.
44. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древних времен до конца XV в. Раздел II. Махачкала, 1996.
45. Гаджиева 5.3. Аварская элегическая лирика. Махачкала. Ч. 1 — 1977; Ч. 2- 1999.
46. Гаджиева С.Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX начале XX в. Т.6. Махачкала, 1959.
47. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: Наука, 1961.
48. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев: XIX -нач. XX в. М., 1979.
49. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.
50. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьскогопериода. Типология и своеобразие художественного опыта. Mi: Наука, 1982.
51. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1982.
52. Гамзатов Р.Г. Песни гор. Письмена. Патимат. М., 1983.
53. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1986.
54. Гамзатов Г.Г. К вопросу о мифологии в эпосе народов Дагестана. Проблема общего и особенного // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.
55. Гамзатов ГГ. Писатель и устно-поэтическая традиция (проблемы и суждения) // Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991.
56. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996.
57. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения. Махачкала,2000.
58. Ганиева A.M. В поисках легендарного героя. Махачкала, 1986.
59. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала,1976.
60. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки и загадки. Махачкала, 1971.
61. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.
62. Гачев Т. Национальные образы мира. М., 1988.
63. Гашаров Г.Г Лезгинская ашугская поэзия и литература. Махачкала, 1975.
64. Героические песни и баллады аварцев / Сост., пер. с авар, яз., коммент., автор предисл. А.А. Ахлаков. Махачкала, 1971. 2003.
65. Героические песни и баллады аварцев: Тексты, переводы, комментарии / Сост. А.А. Ахлаков. Махачкала, 2003.
66. Гумилев JI.H. Биосфера Земли. М., 1965.
67. Гумилев JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
68. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала, 1964.
69. Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века. Махачкала, 2003.
70. Дагестанская народная лирика: М., 1957.
71. Дагестанская народная проза: Сборник статей. Махачкала, 1982.
72. Дагестанские лирики. Л., 1961.
73. Дагестанские народные сказки / Сост. Н. Капиева. Махачкала, 1954.
74. Дагестанские народные сказки. М., 1957.
75. Дагестанские сказки для взрослых / Сост., автор, предисл. и примеч. Г.Г. Гамзатов. Берлин, 1983. (На нем. яз.)
76. Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором: Сб. статей. Махачкала, 1985.
77. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: ИВ Л,1962.
78. Далгат У.Б. К вопросу о нартском эпосе у народов Дагестана // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957.
79. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.,1981.
80. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. Махачкала, 1962.
81. Даргинские сказки. М., 1963.
82. Дибиров М. Сильные и стойкие. Махачкала, 1973.
83. Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1987.
84. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала,1979.
85. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала,1979.
86. ЖирковЛ.И. Старая и новая аварская песня. Махачкала, 1927.
87. Жирков Л.И. Язык аула' Кубачи // Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока. М., 1930.
88. Жирмунский В. М. К вопросу о международных сказочных сюжетах: Историко-филологические исследования: Сб. статей к 75-летию акад. Н.И. Конрада. М.", 1967.
89. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока. М., 2004.91'. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа: Сб. статей. Махачкала, 1982.
90. Исрапилов М.И. От Кегера до Стоунхенджа. Махачкала, 1993.
91. История Дагестана: В 4 томах. М., 1967-1969.
92. История дагестанской' советской литературы: В 2 томах. Махачкала, 1967.
93. История народов Северного Кавказа, (конец XIII 1917 г.). М.,1988.
94. История народов Северного Кавказа" с древнейших времен до конца XVIII в:М., 1988.
95. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967.
96. Кадимое Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001.
97. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. Махачкала,1994.
98. Казиева A.M. Запад и Восток как концепты культурного синтеза // Вестник ДНЦ РАН. 2002. № 3.
99. Капиева Н. Горская свирель. Махачкала, 1969.
100. Конрад Н. Запад и Восток. М., 1972.
101. Корзун Б.Н. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966.
102. Котович В.М. Древнейшие писаницы горного Дагестана. М., 1976.
103. Крачковский И.Ю. Арабистика на Северном Кавказе. Избрание сочинений. Т. 6. Махачкала, 1960.106: Куделин А.Б. Средневековая'арабская*поэтика. М!: Наука, 1983.
104. Курбанов М.М. Душа и память народа. Махачкала, 1996.
105. Курбанов М.М. Поэтическое наследие дореволюционного' Табасарана. Махачкала, 1986.
106. Лакские эпические песни. Махачкала, 1969.
107. Легенды говорят: Песни и сказания народов Дагестана. М., 1959.
108. Липец Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984.
109. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1967. ИЗ. Магомедов P.M. Исторические этюды. Махачкала, 1971.
110. Магомедов P.M. Легендььи факты. Махачкала, 1963.
111. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала, 1983.
112. Магомедов P.M. История Дагестана: с древнейших времен до конца XIX в. Махачкала, 1968.
113. Магомедова P.M. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала,1971.
114. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997.
115. Мелетинский Е. М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. Л.,1970.
116. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
117. Мелетинский Е.М. Поэтика мира. М., 2006. 408 с.
118. Мифология древнего мира. М., 1977.
119. Мифология народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1984.
120. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Махачкала, 1962.
121. Назаревич А.Ф. Героический эпос горцев и его влияние на дальнейшее развитие литературы народов Дагестана. Махачкала, 1948.
122. Назаревич А.Ф. Отобранное по крупицам: Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала, 1958.
123. Огнев В. У карты поэзии. М.: Худож. лит., 1968. ,
124. Орлов А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (конец VII в.). М., 1902.
125. Орлов А.С. О некоторых особенностях стиля великорусской исторической беллетристики XVI XVII вв. // ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн.4. С.344-379.
126. Песни безымянных певцов. Махачкала, 1960.
127. Песни народов Дагестана / Вступ. статья, сост. и примеч. Н.В. Капиевой. JL: Сов. писатель, 1970.
128. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.
129. Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1984.
130. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
131. Потебня А.А. Из лекции по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1884.
132. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 2003.- 374 с.
133. Поэзия народов Дагестана. Антология: В 2 т. М., 1960.
134. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала,1981.
135. Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1990.
136. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1988.
137. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. JL: Изд-во МГУ, 1946.
138. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е. изд. М., 1969.
139. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и историческая действительность. Всесоюзная научн. конф. 12-14 октября 1976 г.: Тезисы докладов. Махачкала, 1976.
140. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М., 1976.
141. Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XVIII в. М.; Л., 1960.
142. Путилов 2>.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора: Монография. Л., 1976.
143. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. Издательство «Азбука», 2001.
144. Развитие феодальных отношений в Дагестане: Сб. статей. Махачкала, 1980.
145. Робинсон А.Н. Выступление по докладу В.М. Жирмунского «Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса» // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.: Наука, 1960. Т. 5.
146. Розенталъ Ф. Торжество знания. М.: Наука, 1978.
147. Савушкина Н.И. Изображение внутреннего мира человека в русской социально-бытовой сказке // Фольклор как искусство слова. Вып. 2. М., 1969.
148. Саидов М.С. Дагестанская литература XVIII-XIX веков на арабском языке. М., 1960.
149. Семейно-обрядовая поэзия народов Дагестана и Северного Кавказа: Сб. статей. Махачкала, 1985.
150. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. статей. Махачкала, 1985.
151. Семейный быт народов Дагестана в XIX XX вв.: Сб. статей. Махачкала, 1980.
152. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачкала, 2000.
153. Сказки народов Дагестана. М., 1965.
154. Словинская Н. Сказки народов Дагестана. // Сов. Дагестан. 1967.
155. Современные культурно-бытовые процессы- в Дагестане: Сб. статей. Махачкала, 1984.
156. Современный фольклор народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1983.
157. Современный фольклор народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1983.
158. Созонович И.П. Русские варианты сказки о женихе-мертвеце // Русский филологический вестник, 1890.
159. Стеблш-Каменский М.И. Миф. JI., 1976.
160. Султанов К.К. Достоинство слова. Махачкала, 1976.
161. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит, лит., 1939.
162. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1963.
163. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука,1991.
164. Тураев С.В. Спорные вопросы литературы. Просвещения. М.: Наука, 1970.
165. Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1.
166. Фольклор и историческая этнография. М., 1983.
167. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1986.
168. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973.
169. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала, 1998.
170. Хайбуллаев С.М. Поэтика аварской народной лирики. Махачкала,1967.
171. Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. Махачкала, 1974.
172. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992.
173. Халидова М.Р. Притчи // Традиционный фольклор народов1. Дагестана. М., 1991.
174. Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала,2004.
175. ХалиловХ.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959.
176. Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: Взаимосвязи, типология и этническая специфика. Махачкала, 2004.
177. Халилов ХМ. Песенные жанры народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979.
178. Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала,2004.
179. Халипаева И. А. Мифологическая проза кумыков: исследования и тексты. Махачкала, 1991'.
180. Художественная культура Дагестана XIX века: Сб. статей. Махачкала, 1989.
181. Художественная культура средневекового Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1987.
182. Цадаса Гамзат. Избранное: Поэзия, драматургия, проза. Махачкала, 1947.
183. Чаршов М. Лакская поэзия. // Изв. общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926, № 2.
184. Черчиев A.M. Мотив превращения в камень в дагестанской волшебной сказке и его ритуально-мифологическая семантика // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987.
185. Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895-1970). М.: Наука, 1975.
186. Чурсин Г.Ф. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана. Тифлис, 1927.
187. Шидриф Б.Я. Образная система арабской классической литературы. М.: Наука 1974.
188. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековье Дагестана (VII-XV века). Махачкала, 1969.
189. Шульгин С.Н. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // СМОМПК. Тифлис, 1903. Вып. 32.
190. Юдин Ю. И. Роль и место мифологических представлений в русских бытовых сказках о хозяине и работнике // Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978.
191. Юсупов X. Обрядовая поэзия даргинцев: Дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2006.
192. Юсупов X., Муталимов М. Харбукцы: история и культура. Махачкала, 1997.
193. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. Махачкала, 2000.
194. Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. Махачкала, 1997.
195. Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. Махачкала,1986.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.