Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Симоненко, Юлия Игоревна

  • Симоненко, Юлия Игоревна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Курск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 194
Симоненко, Юлия Игоревна. Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Курск. 2006. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Симоненко, Юлия Игоревна

Введение

Глава 1. Фольклорная традиция: аспекты изучения

1.1 Фольклорная традиция и методики ф ее анализа.

1.2 Предпосылки обращения К.Д. Воробьева к фольклору.

Глава 2. Функционирование фольклорной традиции в прозе К.Д. Воробьева

2.1 Образное взаимодействие.

2.2 Мотивное взаимодействие.

2.3 Жанровое взаимодействие.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева»

В современной науке одним из наиболее актуальных направлений является исследование национальной самобытности русской культуры. Литературоведение рассматривает данную проблему в нескольких аспектах, в частности в контексте изучения вопроса о взаимодействии литературы и фольклора. «Обе эти близкие друг другу области словесно-поэтического искусства всегда находились в тесной творческой взаимосвязи на протяжении веков и развивались в общем русле единой славянской (русской, украинской, белорусской) национальной культуры» [160; 5].

Вопрос о функционировании фольклорных традиций - это существенная часть проблемы взаимоотношений литературы с устным народным творчеством. С ним связаны различные области изучения: исторического, теоретического, методологического характера. Несмотря на обилие научного материала, к вопросу о функционировании фольклорной традиции в литературе не ослабевает ни интерес, ни внимание исследователей.

В конце XX века заметно расширились границы изучаемого нами вопроса. Неоспоримым доказательством этого является большое количество исследовательских работ, посвященных данной проблеме, как обобщающего (О.Ю. Трыкова «Отечественная проза последней трети XX века: жанровое взаимодействие с фольклором», 1991; JI.H. Скаковская «Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века», 2004 и пр.), так и частного характера (И.А. Митрофанова «Мифо-фольклорная и древнерусская традиция в повестях В.Г. Распутина», 1991; В.А. Михнюкевич «Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского», 1995; Н.Н. Иванов «Древне-славянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А.Н. Толстого, М. Пришвина», 2000; и др.). Современные литературоведы, пытаясь разработать новые положения о сущности и месте фольклорной традиции, отмечают недостаточное количество локальных исследований, необходимых для развития теоретической базы.

Анализ творчества курского писателя К.Д. Воробьева в аспекте фольклорной традиции является частным исследованием в рамках заданной теоретической проблемы.

Глубокое изучение творческого наследия К.Д. Воробьева началось только с конца 80-х годов XX в. Но внимание ученых было обращено прежде всего на его «военные» произведения (И.В. Соколова «Творчество К.Д. Воробьева (Эволюция. Проблематика. Герой)», 1988; М.В. Кульгавчук «Проза К. Воробьева и В. Семина в контексте литературного процесса: (к проблеме авторской позиции)», 1990; Н.Н. Золототрубова «Нравственные аспекты войны и мира в прозе К.Д. Воробьева», 1995). И лишь в диссертационном исследовании Н.Н. Золототрубовой в контексте исследования аспекта «мира» рассматриваются темы, имеющие фольклорную природу, например образ дома, героя-хозяина и т.д. Между тем, вопрос о взаимодействии творчества К.Д. Воробьева с фольклором не разрабатывал ни один исследователь. Этой открытостью вопроса, его неизученностью, но несомненной важностью и объясняется наш исследовательский интерес к нему.

Актуальность исследования, его современность определена задачами современной филологической науки. Изучение творчества писателя в аспекте фольклорной традиции, являясь локальным исследованием, способствует разработке теории литературно-фольклориых связей.

Рассматривая творческую деятельность писателя во взаимосвязях с фольклором, мы предприняли попытку выявить историко-культурные истоки творчества в контексте взаимодействия с национальной культурой.

Предметом данной работы являются фольклорная традиция в творчестве К.Д. Воробьева и ее роль в художественном мире писателя.

Учитывая внутреннюю взаимосвязь между «традицией» и «фольклором», под «фольклорной традицией» мы будем понимать такое взаимодействие устного народного творчества с произведениями литературы, которое проявляет себя на уровнях образов, мотивов, жанров.

Объектом исследования является проза писателя 1943-1975 годов, в которые были созданы наиболее значимые произведения К.Д. Воробьева, испытывающие влияние фольклора.

Материалом исследования послужили произведения писателя: повести «Это мы, Господи!.» (1943), «Сказание о моем ровеснике» (1960), «Крик» (1961), «Убиты под Москвой» (1963), «Друг мой Момич» (1965), «Почем в Ракитном радости» (1964), «Вот пришел великан» (1971), «.И всему роду твоему» (1975), рассказы «Дорога в отчий дом» (1948), «Гуси-лебеди» (1952), «Подснежник» (1952), «Ничей сын» (1953), «Ермак» (1955), «Волчьи зубы» (1957), «Два Гордея» (1967), дневниковые записи, эпистолярная проза.

Научная новизна работы заключается в том, что проза К.Д. Воробьева впервые подвергается всестороннему анализу с точки зрения фольклорных истоков творчества писателя, а также предпринимается попытка систематизации элементов художественного мира, имеющих фольклорную природу. Конкретные новые результаты исследования сформулированы в положениях, выносимых на защиту, и в заключении.

В соответствии с избранным предметом работы формулируется и цель диссертационного исследования - определить и проанализировать связи между художественной прозой К.Д. Воробьева и фольклором, регламентируемые традицией, на различных уровнях: в образной системе произведений, мотивной системе, в сюжетно-композициониом построении.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) проанализировать существующие методики, помогающие выявить функционирование фольклорной традиции в литературе. Систематизировать в рамках истории литературоведения специфику проблемы взаимодействия фольклора и литературы и осмыслить понятие «фольклорной традиции» в применении к нашему объекту исследования.

2) выявить предпосылки обращения писателя к фольклору и подчеркнуть значение для его творческого становления широкой сферы народных поверий, примет, закрепленных в вариативных фольклорных текстах.

3) установить круг фольклорных мотивов, символов, сюжетов, которые проявляют себя в произведениях К.Д. Воробьева (например, образ богатыря, сказочные мотивы, песенные структуры и др.) и в конечном счете влияют на жанровую природу его произведений.

4) выявить и раскрыть национальные истоки прозы К.Д. Воробьева, предложить новую интерпретацию важнейших для писателя тем (войны, деревни, детства), подчеркнуть важность фольклорного начала для художественного целого.

В качестве метода исследования использовался комплексный подход, сочетающий в себе историко-культурный, сравнительно-типологический и источниковедческий анализ литературного творчества.

Теорпко-методологической основой настоящего исследования являются:

1. Труды М.М. Бахтина, А.И. Белецкого, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, посвященные основным вопросам анализа текста.

2. Труды крупнейших отечественных литературоведов и фольклористов XIX-XX вв.: М.К. Азадовского, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, П.С. Выходцева, Л.И. Емельянова, Д.Н. Медриша, Е.М. Меле-тинского, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, Б.Н.Путилова, Ю.И. Юдина и др.

3. Работы, посвященные творчеству К.Д. Воробьева (И. Дедков, Е. Джичоева, В. Енишерлов, И. Золотусский, В. Камянов, Л. Лавлинский, Ю. Томашевский и др.).

4. Исследования культурологического характера, связанные с заданной темой (Г.Д. Гачев, Д.К. Зеленин, И.О. Лосский, А.В. Ополовников, Б.А. Рыбаков и др.).

Данная работа прошла апробацию на конференциях различного уровня: в 2003 году на Всероссийской научной конференции «Юдинские чтения

2003. Миф - фольклор - литература» в г. Курске, на Международная конференция «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура» в Белгороде; в 2004 году на IX Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» в Москве, на литературных чтениях, посвященных 85-летию со дня рождения писателя К.Д. Воробьева, в Курске, на Международной научной конференции «Фетовские чтения» в Курске; в 2005 году на Международной научной конференции «Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения» в Москве, на Международной научной конференции «IX Царскосельские чтения» в Санкт-Петербурге. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры литературы Курского государственного университета.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Симоненко, Юлия Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен, в соответствии с заданной темой, вопрос о функционировании фольклорной традиции, который тесно связан с проблемой взаимодействия двух метасистем - фольклора и литературы. Рассмотрев два самостоятельных понятия - фольклор и традиция, - мы увидели, что они внутренне связаны между собой единым семантическим полем (память), на основе которого и рождается органичное представление о «фольклорной традиции».

Поскольку в литературоведении не существует закрепленного общепринятого определения фольклорной традиции, мы вывели таковое и использовали его в рамках нашего диссертационного исследования

Рассмотрев некоторые существующие методологические концепции (Д.Н. Медриша, Ю.И. Юдина, О.Ю. Трыковой), мы определили методологию исследования. Представленная методология состоит из важных системообразующих элементов, сложившихся в четыре основных типа взаимодействия: на уровне образов, мотивов, структур и языка.

Итак, принимая во внимание выделенные в методологии уровни взаимодействия, под «фольклорной традицией» мы понимаем устные народные традиции, прослеживающиеся в образах, мотивах, структурах в творческом наследии К.Д. Воробьева.

Подчеркнем, что наше исследование носит практический характер, так что значительной частью его является изучение фольклорных традиций в творчестве К.Д. Воробьева.

Выявление возможных предпосылок обращения писателя к фольклору, систематизация и обработка практического материала, его последующая классификация и анализ - определили ход научной работы.

Анализ биографии К.Д. Воробьева, воспоминаний о его жизни позволил нам назвать две значительные причины, повлиявшие на взаимодействие его творчества с народно-поэтическим:

1. Деревенское детство; 2. Разлука с родиной.

Происхождение, воспитание, уклад крестьянской жизни, восприимчивость детской души к окружающему миру явились теми источниками, благодаря которым сознание К.Д. Воробьева стало частью народного. Именно благотворная сила памяти и привитые деревенским укладом жизни понятия являются основой для создания истинно народных образов и характеров. Жизнь вдали от малой родины,, невозможность возвращения в страну активизировали в душе писателя любовь и внимание к детству, которое прошло в родной деревне. В произведениях, объединенных деревенской тематикой, писатель погружается в прошлое, напоминая себе и открывая читателю неповторимость мироустройства под названием «крестьянская жизнь».

Итак, выбранная методология исследования, раскрытие причин, которые позволили определить степень отношений писательского сознания с народно-поэтическим творчеством, предоставили исследователю широкие возможности для анализа образов, мотивов, структур, которые обнаруживаются в произведениях К.Д. Воробьева. Фольклорная традиция проявляет себя на всех перечисленных уровнях, и на каждом из них мы выявили закономерности и специфику ее функционирования.

Благодаря проведенному анализу образного взаимодействия, мы можем сделать выводы о том, что образы главных героев деревенской прозы К.Д. Воробьева, Момича (повесть «Друг мой Момич»), Матвея Егоровича («Сказание о моем ровеснике»), героев рассказов «Ермак», «Подснежник» близки к образам могучих богатырей. Основными чертами главных героев, равно как и богатырей, являются физическая и духовная мощь, связь с землею, преданность отечеству, трудолюбие, способность к подвигам, любовь и великодушие.

Комплекс личностных богатырских черт, о которых говорили И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин: вольность, самоотверженность, безудержность стремлений, склонность к насмешке и доброта, в полной мере присущи герою рассказа «Подснежник» К.Д. Воробьева Андрею Потаповичу Мичуде.

Образ Момича («Друг мой Момич») мы соотносим с образом фольклорного богатыря-хлебопашца Микулой Селяниновичем. В повести К.Д. Воробьева «Друг мой Момич», как и в народной былине о Микуле, поэтизируется крестьянский труд, чувствуется авторское уважение и любовь к работе пахаря. В описаниях Момича присутствует прием гиперболизации, сознательного преувеличения, целью которого является подчеркивание значимости героя, его бытия. В повести «Друг мой Момич» присутствует характеристика героя через его коня, свойственная былинному эпосу.

Характерная для былины общая поэтизация бытовой реальности проявляет себя в произведениях К.Д. Воробьева. Герои деревенского цикла (Момич из повести «Друг мой Момич», Матвей Егорович из повести «Сказание о моем ровеснике») подобны фольклорному герою-исполину, в котором предметно-вещественный мир составляет одно, неотделимое от него целое. Личности человека, его внешности, внутреннему миру соответствует в повестях писателя изображение его жилища.

Поступки героев из произведений К.Д. Воробьева мы можем назвать деяниями, определяющими их богатырскую натуру. Например, настоящие богатыри всегда помогали сиротам, несчастным и обездоленным. Дед Матвей («Сказание о моем ровеснике»), несмотря на своей преклонный возраст, защищает сироту от жестокого мира, воспитывает в ребенке лучшие чувства-любовь и преданность к своей малой родине, доброту и понимание, жизненную мудрость. Главный герой повести «Друг мой Момич», Момич, обладая незаурядным умом, сочетающимся в герое со стремлением к правде, удивительным радушием и сознанием своего действительного превосходства над окружающими, как герой былинного эпоса, один противостоит несправедливой власти.

Образ Момича («Друг мой Момич») соединяет в своей основе черты древние, исконно русские, поскольку неразрывно связан с прошлым. Согласно авторской концепции, уничтожение традиционного крестьянского уклада жизни, установление новой власти привело к истреблению таких героев-исполинов, каким для К.Д. Воробьева явился Мотякин.

В ходе исследования было установлено, что основными чертами главных героев Момича (повесть «Друг мой Момич»), Матвея Егоровича («Сказание о моем ровеснике»), героев рассказов «Ермак», «Подснежник», позволяющими нам соотносить их с образом богатыря, являются физическая и духовная мощь, связь с землею, преданность отечеству, трудолюбие, способность к подвигам, любовь и великодушие.

Был выявлен ряд образов, связанных с фигурой главного героя-богатыря, в частности, образ пчелы. Анализ народных представлений о пчеле и пчеловодстве как сакральной деятельности помогает глубже раскрыть характер Момича («повесть «Друг мой Момич»). Сопоставление образа пчелы с образом героя позволяет углубить представление о таких его чертах, как трудолюбие, доброта, созидание.

Благодаря анализу мы установили, что сцена уничтожения пчел во время раскулачивания весьма символична. Согласно народным представлениям убийство пчел - это преступление, которое сопоставимо с разрушение светлого мира. Предполагаем, что разгром ульев, которое совершается в момент раскулачивания Мотякина, - является символом глобального разрушения старого мира, которое происходило в 30-е годы XX века.

К.Д. Воробьев с образом птицы жаворонок связывает мотив прихода весны, характерный для народных примет, веснянок. Образы таких птиц, как жаворонок («Дорога в отчий дом»), курица («Друг мой Момич»), близки к народной символике и развивают в произведениях писателя мотив тоски по дому.

Анализ уровня, которому соответствует мотивное взаимодействие, показал, что мотив смерти в повестях и рассказах писателя реализует себя через традиционный для фольклора образ-символ темной птицы. Исследователь выявил определенную закономерность: обычно за повествованием о прилете птицы (черной, ночной, хищной) следует известие о смерти героя.

Исследование показало, что в произведениях писателя, равно как и в народном творчестве, образ птицы ворона является черным, зловещим, хищным и кровожадным, его карканье символизирует приход беды, смерти.

В повести К.Д. Воробьева «Сказание о моем ровеснике» нашла отражение народнопоэтическая символика смерти, связанная с образом-символом хищной птицы коршуном.

Мотив смерти, связанный с образом-символом ночной птицы сыча, реализуется через народную примету, согласно которой прилет ночной птицы к дому предвещает беду его хозяину. Описанный мотив реализует себя в повести «Сказание о моем ровеснике», «Вот пришел великан», рассказе «Ничей сын».

Анализ следующих факторов: истории создания повести «Друг мой Момич», исторического фона описанных событий, национальной психологии- позволил нам выявить присутствие в произведении утопического мотива

Мы установили, что представление героев К.Д. Воробьева о доме-мечте, или коммуне, земном рае для бедняков, мы соотносим с утопическими народными легендами о «далеких землях» (согласно классификации К.В. Чистова). К.Д. Воробьев в повести «Друг мой Момич» соединяет утопический и антиутопический мотивы, добиваясь трагичности звучания эпизода.

Мотивный анализ показал, что мотивы запрета, поиска, встречи, дороги, составляющие художественную основу волшебной сказки, являются органической частью сюжета рассказа «Гуси-лебеди».

Опираясь на анализ эмпирического материала, мы выявили несколько структур, функционирующих в произведениях К.Д. Воробьева и имеющих фольклорную основу: жанр плача, былички, песни, частушки.

В целом проведенный анализ структурного заимствования показал, что жанр плача, реализующий себя в творчестве К.Д. Воробьева, тесно связан с переживаниями, страданиями, носящими личностный характер, что позволило писателю добиваться искренних, эмоционально окрашенных интонаций в произведениях.

Исследователь установил, что жанр плача является структурообразующим в первой повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!.». В произведении выявлена и проанализирована разнообразная палитра плачей: стон - плач, плач-проклятие, плач по материнской любви, плач-слава, женский плач по мужчине, сыну, плач природы, плач по судьбе. В целом повесть «Это мы, Господи!.» мотивом оплакивания близка по звучанию древнерусским летописям, поскольку плен издревле считался не меньшим испытанием, нежели сражение на поле брани.

В повести «Почем в Ракитном радости» проявляет себя материнский плач-причет по своему сыну, обрекшему себя детским проступком на несчастную взрослую судьбу.

В военных повестях К.Д. Воробьева «Крик» и «Убиты под Москвой» преобладают трагические интонации, которые приближают их по звучанию к жанру плача. Траурная, мрачная символика в повести «Убиты под Москвой» усиливает трагичное звучание повести.

Исследование показало, что структура плача в рассказе «Гуси-лебеди» включает в себя стихотворное заклинание любви. Присловье о великане в повести К.Д. Воробьева «Вот пришел великан» - это история героя о самом себе, скупая, сдержанная, но напряженная и граничащая с криком, как плач.

Мы установили, что жанры песни и частушки проявляют себя посредством прямого цитирования в художественном тексте.

В повестях К.Д. Воробьева с разнообразием и полнотой представлен жанр песни, использование которой помогает писателю углубить и более полно раскрыть общее содержание произведений и понять художественные образы.

Фольклорный текст песни о «Деревце самородинке.», представленный в повести К.Д. Воробьева, реализует реалистически сферу чувств, переживаний героев. В песне слова дополняются комментарием к ее исполнению, контекстуальным настроением.

В текстах К.Д. Воробьева встречаются шуточные песни. Каламбур в песне, которую сочиняет на собственный лад Ястребов («Сказание о моем ровеснике»), является насмешкой над теми непонятными для него событиями, которые происходят в родной Шелковке (приезд продотряда, приказ сдавать хлеб, лошадей).

В повести «Друг мой Момич» мы встречаем частушечный поединок-импровизацию, представляющий собой шуточный диалог.

Частушка «Эх, яблочко!.» («Сказание о моем ровеснике») в художественном тексте является не просто фольклорным текстом, который исполняет матрос для младшего Ястребова. При помощи этого фольклорного жанра писатель вводит и характеристику времени.

В произведении К.Д. Воробьева «И всему роду твоему.» мы выявляем в одном из эпизодов структурные элементы жанра устной прозы былички. Схема сюжета о появлении домового, как в народных быличках, так и в повести К.Д. Воробьева, одна: домовой подает знак, который является пророчеством беды или счастья. В образе домового Зеленые Уши К.Д. Воробьев сохраняет чисто народные представления. В повести «И всему роду твоему.» автором переработан мотив ухода домового, т.е. уход домового рассматривается не как приход бед и несчастий в семью, согласно народной традиции, а как приход настоящего хозяина (отчима) и наступление этапа взросления.

Обратим внимание на то, что в контексте нашего исследования мы не собирались рассматривать уровень взаимодействия, предполагающий анализ использованных писателем тропов, художественных приемов и средств, имеющих фольклорное происхождение. Но уровневый анализ образов, мотивов, жанров показывает, что все его составляющие функционируют в единой системе, поэтому неотделимы друг от друга. Таким образом, последний уровень присутствует в каждом из трех, изученных нами. Например, рассматривая образ Момича, испытывающий явное фольклорное влияние, мы говорим и о приеме гиперболизации, связанном с поэтикой былин.

Заметим, что деление эмпирического материала, согласно предложенной методологии, весьма условно. Анализируя мотивы, мы базируемся на анализе образов, а, изучая проявление той или иной жанровой структуры в творчестве писателя, мы учитываем как анализ образов, так и мотивов. Очень часто одно и то же произведение (например, повести «Друг мой Момич», «Сказание о моем ровеснике» и др.) анализируется нами на различных уровнях. Таким образом, многие сделанные нами выводы созвучны между собою и углубляются от параграфа к параграфу.

Тем не менее, сам факт повторения выводов является положительной тенденцией, поскольку говорит о продуктивности и верности представленного анализа.

Проведенное исследование доказало, что литературное творчество К.Д. Воробьева органично связано с фольклорной традицией. Связь эта проявляется не только в ярко выраженном следовании фольклорным образам, мотивам, структурам, но и в том, что творчество писателя отражает глубинные процессы, связанные с народной культурой и своеобразным национальным сознанием, самобытно формировавшемся в социокультурном процессе в течение многих столетий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Симоненко, Юлия Игоревна, 2006 год

1. Абелюк Е. Правда о К. Воробьеве // Литература. 2005. - № 9. - 115 мая.-С. 59-61.

2. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М. - Л.: изд-во «Худ. лит.», 1960. - 546 с.

3. Азбелев С.Н. К определению понятия «фольклор» // Русская литература. 1974. - № 3. - С. 94 - 114.

4. Айтматов Ч. Предисловие к роману «И дольше века длится день» // Новый мир. 1980. - № 11. - С. 4.

5. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. Пос. для учителя. М.: Просвещение, 1964. - 191 с.

6. Аникин В.П. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» -М.: Худ. лит, 1973.- 104 с.

7. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 331 с.

8. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Изд-во «Высш. школа», 1987. -285 с.

9. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. -Л.: Просвещение, 1983. -413 с.

10. Ю.Астафьев В.П. Зрячий посох: Книга прозы. М.: Современник, 1988. -590 с.

11. П.Астафьев В.П. И все цветы живые // Всему свой час. М.: Молодая гвардия, 1985. - С. 189 - 206.

12. Астафьев В.П. Я люблю его книги: творческая биография Константина Воробьева // Смена. 1984. - № 9. - С. 8 - 11.

13. З.Астафьев В.П. Яростно и ярко о книге К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой». // Посох памяти. М.: Современник, 1980. - С. 254 - 257.

14. М.Астахова A.M. Исследования советского времени о роли фольклора в русской литературе // Вопросы советской литературы. Т. 4. Фольклор в русской советской литературе. М. - Л.: АН СССР, 1956. - С. 288 -333.

15. Ачкасова Г.Л. Причастный к юным судьбам: Рассказы К.Д. Воробьева// Литература в школе. 1995. - № 3. - С. 68 - 72.

16. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю.М. Медведева, вступит, статья Б.Н. Кирдана. М.: Современник, 1982.-464 с.

17. Базанов В.Г. О социально-эстетической природе причитаний // Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., Изд-во «Наука», 1988. - 310 с.

18. Балтрунис А. Дорога в отчий дом о творчестве К. Воробьева. Сборник «Дорога в отчий дом». // Молодая гвардия. -1981.-1 января. С. 3.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: художественная литература, 1975. - 504 с.

20. Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе // Вопросы литературы. 1972. -№6.-С. 55-85.

21. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964.-478 с.

22. Белов И.В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1989. -420 с.

23. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. -М.: Индрик, 1999.-320 с.

24. Бель Г. Способность скорбеть // Новое время. 1988. - № 24. - С. 36 -40.

25. Болдырев Ю. Распалась связь времен // Детская литература. 1992. -№ 5-6. - С. 3 - 9.

26. Бондарев Ю.В. Талантливый писатель // Бондарев Ю.В. Человек несет в себе мир. -М.: Молодая гвардия, 1980. С. 179-181.

27. Бондаренко В. Стержневая словесность // Наш современник. 1989. -№ 12.-С. 165-179.

28. Василевский Н. Разорение // Новый мир. 1989. - № 3. - С. 245 - 249.

29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989. -406 с.

30. Викторов А.Ш. История русской культуры. Курс лекций для студентов Вузов. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» - Издательство «Гном-Пресс», 1997. - 132 с.

31. Владимерцев В.П. Народные плачи в творчестве Достоевского Ф.М. // Русская литература. 1987. -№ 3. - С. 179 - 190.

32. Власова З.И. О приемах и композиции в частушке // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 5. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1960. -471 с.

33. Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб: Азбука, 200. - 672 с.

34. Волкова Е.В. Трагическая вина // Вопросы философии. 2001. - № 11. -С. 29-39.

35. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 448 с.

36. Вопросы советской литературы. Фольклор в русской советской литературе. Т. 4. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956 г. - 424 с.

37. Воронова О.Е. Система фольклорных традиций в художественной прозе С.А. Есенина // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. М.: МГПИ, 1987. - С. 132 - 150.

38. Воробьев К.Д. «Заметы сердца»: Из архива писателя. М.: Современник, 1989.-236 с.

39. Воробьева В.В. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне.» (воспоминания) // Литература в школе. 1995. - № 2. - С. 8-11.

40. Воробьева В.В. Искренний голос человека: К.Воробьев: краткая летопись судьбы // Славянский дом (Толока). 1999. - № 27. - С. 44 - 48.

41. Воробьева В.В. Неистовая раскаленность слова: воспоминания // Русская речь. 1987. - № 6. - С. 33 - 38.

42. Воробьева В.В. «Книги мужа до конца не прочитаны». В 1999 К. Воробьеву исполнилось бы 80 лет // Молодая гвардия. 1998. - 29 января. -С. 15.

43. Воробьева В.В. Писатель и его повесть «Убиты под Москвой» // Уроки литературы в старших классах. М., 1998. - С. 176 - 185.

44. Воронин С.А. Время итогов: Рассказы, очерки, статьи. Л.: Лениздат, 1987.-448 с.

45. Выходцев П.С. На стыке двух художественных культур (проблема фольклора в литературе) // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Вып. XIX. Л.: Наука, ИРЛ (Пушкинский дом). - 1979. - С. 3 -30.

46. Выходцев П.С. Народно-поэтические традиции в творчестве С. Есенина // Русская литература. 1961. - № 3. - С. 123 - 143.

47. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора // Русская литература. 1977. - № 2. - С. 3 - 21.

48. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. МЛ.: Академия наук СССР, ИРЛ (пушкинский дом), 1963. - 548 с .

49. Выходцев П.С. Труд нравственность - искусство (о книге В. Белова «Лад») // Русская литература. - 1982. - № 1. - С. 32 - 47.

50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.

51. Гельбак П. Он любил эту землю (воспоминания литовского писателя о К.Д. Воробьеве) Медвенка. - 1984.

52. Гончаров Б.П. Фольклор в творчестве писателей // Литература в школе.- 1995.-№3,-С. 48-51.

53. Горький М. О литературе. М.: Гослитиздат, 1961. - 611 с.

54. Горелов А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм» литературы // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Вып. XIX. Л.: Наука, ИРЛ (Пушкинский дом). - 1979. - С. 31 -48.

55. Горяинова М. Это мы, Господи!.: отрывок из рецензии на книгу К.Д. Воробьева// Класс. 1998. - № 2 (февраль). - С. 9.

56. Грачева И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза» // Литература в школе. № 8. - 2003. - С. 17-20.

57. Гришаев В.В. Сельскохозяйственные коммуны Советской России 1917- 1929. -М.: Мысль, 1976. 188 с.

58. Грякалова Н.Ю. Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература. 1982. - № 1. - С. 47 - 64.

59. Гура А.В. Пчела как богородица в народной традиции славян // Живая старина.-2001 -№ 1.-С. 16-19.

60. Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры// Искусство в системе культуры / Отв. Ред. М.С. Каган. Л.: Наука. 1987. - С. 36 - 41.

61. Гусев Л.Ю. Птицы русского фольклора. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1996. - 111 с.

62. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 364 с.

63. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981.-303 с.

64. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСМО-Пресс, изд-во ННН, 2000.-616 с.

65. Дардыкина Н. «Признание после смерти», Беседа с дочерью писателя // Московский комсомолец. 2001. - 24 апреля. - С. 4.

66. Дедков И.А. «.До конца дней своих». Проза К. Воробьева // Наш современник. 1977. -№ 6. - С. 167- 184.

67. Дедков И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-х/80-х. М.: Сов. писатель, 1986. - 392 с.

68. Дедков И. Обновленное зрение: Сб. ст. М.: Искусство, 1988. - 315 с.

69. Дедков И. Отвергнутая «ничья» (Константин Воробьев) // Дедков И. Возвращение к себе: Лит.критич. статьи. Из опыта сов. прозы 60-70-х г.: герои, конфликты, нравственные искания. М., 1978. - С. 157 - 183.

70. Дементьев В. «Это мы, Господи!» Лирические заметки о творчестве К.Д. Воробьева // Москва. 1987. - № 5. - С. 188- 194.

71. Джичоева Е.Г. Возвращение в отчий дом // Подъем. 1984. - № 2. - С. 132- 138.

72. Джичоева Е.Г. «.Что в мире вечно»: о литературном мастерстве (писателя К.Д. Воробьева) // Дон. 1978. - № 3. с. 166 - 174.

73. Джичоева Е.Г. Из книги жизни // Литературное обозрение. 1987. - № 5.-С. 50-53.

74. Джичоева Е.Г. Тридцать лет после войны осенью. (К.Д. Воробьев) // Джичоева Е.Г. Притяжение: Сб. лит-крит. работ. Воронеж, 1987. - С. 90-119.

75. Дементьев В. Это мы, господи!. Лирические заметки о творчестве Воробьева//Москва. 1987. -№ 5. - С. 188 - 194.

76. Добин Е Национальное начало в искусстве и поэзии Александра Прокофьева // Звезда. 1961. - № 9. - С. 185 - 194.

77. Дюжев Ю.И. Новизна традиции. М.: Современник, 1985. - 288 с.

78. Евглевский Е.М. Мотив памяти в военной прозе К. Воробьева // «Курские тетради». Тетрадь первая. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1997.-С. 64-69.

79. Емельянов Л.И. Изучение отношений литературы к фольклору // Вопросы методологии литературоведения. М.-Л.: Наука, 1966. - С. 256 -283.

80. Емельянов Л.И. Литературоведение и фольклористика // Взаимодействие наук при изучении литературы. Л.: Наука, 1981. - С. 102 - 129.

81. Емельянов Л.И. О природе фольклоризма современной литературы // Русская литература. 1961. - № 3. - С. 109- 122.

82. Енишерлов В. Времен прослеживая связь. М.: Современник, 1985. -С. 243 - 249.

83. Енишерлов Д. Мужественные книги (О творчестве писателя К.Д. Воробьева) // Огонек. 1977. - № 21. - С. 25.

84. Еремина В.И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений) // Миф. Фольклор. Литература. Сб. статей. -Л.: Наука, 1978.-С. 3-15.

85. Еремина В.И. Ритуал и фольклор / Отв. Ред. Горелов. Л.: Наука, 1991. -206 с.

86. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы: Учеб. Пособие. -2-е изд., доп. М.: Высш. школа, 1988. - 655 с.

87. Ерофеева Е., Тюльпинов Н. Бесстрашие правды // Звезда. 1977. - № 2. -С. 214-215.

88. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1977.-408 с.

89. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы // Фольклор. Поэтика и традиция /сборник статей/. М.: Наука, 1981, с. 8 - 20.

90. Журавлев С.И. Выстраданное слово (о военной прозе К. Воробьева) // Литературная учеба. 1984. -№ 4. - С. 151 - 161.

91. Журавлев С.И. Книги, вместившие судьбу // Вступит, стаья к книге К.Д. Воробьев Повести: избранное. М.: Сов. Россия, 1985. - С. 3 - 20.92.3аварзин Г. Познать Россию // Труд. 2005. - 15 июня. - С. 6.

92. Залыгин С. Литературные заботы. М.: Современник, 1972. - 302 с.

93. Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре, 1901 -1913. М.: Индрик, 1994. 400 с.

94. Зимин В.Я. Детство и природа в творчестве К.Д. Воробьева // Писатель и творчество: современное прочтение: сб. аспирантских статей. -Курск, 2000.-С. 79-95.

95. Золотусский И.П. Там, на войне // Литература в школе. 1995. -№2.-С. 2-8.

96. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для вузов. -М.: Флинта; Наука, 1998. 400 с.

97. Иванова Т. Он сдал экзамен на бессмертие // Молодая гвардия. -1999.-30 сентября.-С. 8.

98. Иванов В.В., Топоров В.Т. Славянские моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965. - 246 с.

99. Иванченко Н.И. Невероятная явь войны// Литература в школе. -1995.-№3.-С. 72-75.

100. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

101. История русской советской литературы / Под ред. И.С. Выходце-ва, 2-е изд. М.: Высш. школа, 1974. - 736 с.

102. Камянов В. Преодоление: о повести Воробьева «Это мы, господи!» // Новый мир. 1987. - № 5. - С. 253 - 258.

103. Капустин М.П. Конец утопии?: Прошлое и будущее социализма. М.: Новости, 1990. - 592 с.

104. Кардин В. По существу ли эти споры. М.: Современник, 1989. -461 е.

105. Карсалова Е.В. Русский дом: жизнь и судьба сквозь годы испытаний (И.С. Шмелев «Лето Господне», М.А. Булгаков «Белая гвардия», А. Абрамов «Дом», В.Г. Распутин «Изба») // Литература в школе. -2004.-№9.-С. 32-40.

106. Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д. Воробьева и Е.И. Носова. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 128 с.

107. Кедровский А.Е. Русская литература XX века: 1917 1930 годы: Учебное пособие. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - 348 с.

108. Киреева А. «Великан» в нарядной курточке // Литературное обозрение. 1973. -№ 1.-С. 62-64.

109. Киреев А. Надеяться и верить // Лит. Россия. 1976. - № 3. - С. 9.

110. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М.: Наука, 1977.-335 с.

111. Климов В. Детство есть судьба // Детская литература. - 1992. -№5-6.-С. 9-16.

112. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. -М.: Современник, 1991. 526 с.

113. Колесников В.В. Слово живет в нас // Литература в школе. -1995.- № 4. С. 87-91.

114. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 360 с.

115. Кондратьев В. Кругами ада // Литературная газета. 1986. - 10 декабря. - С. 4.

116. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 284 с.

117. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.: Экономика, 1993. 399 с.

118. Костржевская Н. У кого поселяются аисты. // Урал. 1965. - № З.-С. 150- 154.

119. Кошечкин С.П. Вступительная статья к альбому «Легла дорога в Константиново» -М.: Изд-во «Московский рабочий», 1985. С. 10-40.

120. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. Учебное пособие для студентов филологич. специальностей ун-та. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.-263 с.

121. Криничная Н.А. Дом: его облик и душа: к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном изобразительном искусстве. Петрозаводск: Карельский научный центр, РАН, 1992. - 29 с.

122. Кузин Н. Зарницы памяти // Российские вести. 1994. - 29 октября.-С. 3.

123. Кузин Н. Воюющая проза // Молодой коммунист. 1985. - № 5. -С. 100- 103.

124. Кузин Н. В мире самого трудного. М.: Современник, 1985. -319 с.

125. Кузин Н. Мужество таланта (о творчестве К. Воробьева) // Литература в школе. 1984. - № 5. - С. 2 - 9.

126. Кузнецова О. Друг мой, Момич! (О творческой судьбе писателя К.Д. Воробьева) // В мире книг. 1988. - № 4. - С. 10-12.

127. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (1941 -1945). Горький, 1962. - 455 с.

128. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Научный редактор: д.ф.н., проф. Г.В. Драч. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-576 с.

129. Культурология: Учебное пособие / Под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. М.: Высш. шк., 2003. - 303 с.

130. Кукушкина Е.Ю., С.Е. Никитина Жанровые «портреты» фольклорного дома // Живая старина. 2000. - № 2. - С. 5.

131. Лавлинский Л.И. Биография подвига: о военной прозе К. Воробьева // Новый мир. 1980. - № 3. - С. 261 - 267.

132. Лавлинский Л.И. Мета времени, мета вечности. М.: Худож. лит., 1986.-269 с.

133. Лазутин С.Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1960. - 261 с.

134. Лакшин В.Я. Открытая дверь: Воспоминания и портреты. М.: Моск. Рабочий, 1989. - 448 с.

135. Ланщиков А.П. Возраст судьбы. М.: Современник, 1985. - 365 с.

136. Ларин Б.А. «Чайка» Чехова (стилистический этюд) // Исследование по эстетике слова и стилистике художественной литературы. М., 1964.-С. 11-24.

137. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

138. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

139. Максимова Е. Символика «Дома» «Антидома»// Аврора. 1994. - № 9 - 10. - С. 70-76.

140. Малкин Л. Все мы войной пуганные // Литературная Россия. -2000. - 3 марта. - С. 4.

141. Малкин Л. Ничего, кроме правды // Курская правда. 23 сентября.-1987.-С. 3.

142. Маразов А. Мифологема пчелы в античном мире // Живая старина. 2001.-№ 1.-С. 20-21.

143. Мацявичюс Ю. В памяти и сердце // Пяргале. 1975. - № 4. - С. 156- 158.

144. Мельгунов Б.В. Некрасов и крестьянская утопия // Русская литература. 1980. -№ 1.-С. 73 -89.

145. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

146. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1994. - 136 с.

147. Медриш Д.Н. Литературная и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов: Изд-во СГУ, 1980. - 296 с.

148. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1994. - 416 с.

149. Михайлов О. В час мужества // Наш современник. 1969. - № 4. -С. 106-114.

150. Морозов А. О, русская земля. Литературно-экологические очерки // Природа и литература. М.: Знание, 1979. - С. 7 - 65.

151. Некрылова А. Народная демонология в литературе // Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб: Азбука, 2000. -С. 609-672.

152. Нива Ж. Возвращение в Европу: Статьи о русской литературе/ пер. с фр. Е.Э Ляминой. М.: Высшая школа, 1999. - 304 с.

153. Никонова Т. Прощания. Размышления над страницами «деревенской» прозы. Статьи. Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1990. -143 с.

154. Носов Е. Он любил эту землю // Лит. Россия. 1978. - 16 июня (№ 24). - С. 7.

155. Новикова A.M., Е.А. Александрова Фольклор и литература. Семинарий. -М.: Просвещение, 1978 144 с.

156. Ополовников А.В. Русь деревянная образы русского деревянного зодчества. -М.: Изд-во «Детская литература», 1970. - 200 с.

157. Осовецкий И.А. О языке русского традиционного фольклора // Вопросы языкознания. 1975. - № 5. - С. 66 - 77.

158. Панков А. «Все видеть»: уроки одной писательской судьбы // Дон. 1989. №7.-С. 162-168.

159. Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова. М.: Худ. лит., 1980. - 160

160. Пахомов Ю. Выстоять! // Знамя. кн. 5. - 1988. - С. 216 - 217.

161. Петелин В. Сила обнаженного слова. О книге К.Д. Воробьева «Друг мой. Момич» // Литературная Россия. 1988. - 2 декабря (№ 48). -С. 8-9.

162. Петракова И.В. Связующая нить памяти // Нева. 1986. - № 10. -С. 145- 146.

163. Петракова И.В. Военная проза К.Д. Воробьева // Совесткая литература: традиции и новаторство. Л., 1986. - Вып. 3 - С. 53 - 66.

164. Плоткин Б. Уроки мастерства (О К.Д. Воробьеве) // Молодая гвардия. 1977. - 24 сентября.

165. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975.- 183 с.

166. Поэзия крестьянских праздников. Л.: Сов. писатель, 1970.

167. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946.-364 с.

168. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. -М.: Наука, 1976.-325 с.

169. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора//Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975.-С. 12-21.

170. Путилов Б.Н. О некоторых проблемах фольклоризма советской литературы // Вопросы советской литературы. Т. 4. Фольклор в русской советской литературе. М. - Л.: АН СССР, 1956. - С. 5 - 32.

171. Рогощенков И.К. Без праздника и хлеб горек. В кн.: Критика и время. - Л.: Лениздат, 1984, С. 214 - 223.

172. Русская народно-бытовая лирика. Причитания Севера в записях В.Г. Базанова и А.П. Разумовой. М. - Л., 1962.

173. Русское народное поэтическое творчество/ Под ред. A.M. Новиковой, А.В, Кокорева. -М.: Высшая школа, 1969. 520 с.

174. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782 с.

175. Сальников П. «.Страдая за людей» (о повести К.Д. Воробьева «Сказание о моем ровеснике»)// Славянский дом (Толока). 1999. - № 27 (сент.).-С. 42-43.

176. Севрук В. Суровая правда войны // Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Мысль, 1966. - С. 254 - 299.

177. Селье Г. Стресс без дистресса/ Пер. с англ. М.: Пресс, 1982. -124 с.

178. Семенова М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия. - СПб: Азбука, 1998.-560 с.

179. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 560 с.

180. Серебряков Г. «Счастье в соучастье!» // Наш современник. -1977.-№6.-С. 185- 188.

181. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов. -М.: Учпедиздат, 1959. 128 с.

182. Синельников М. X. А надо бы всерьез . // Литература и жизнь. -1962. 11 ноября (№134). - С. 4.

183. Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. русская культура и словесность. Кн. 1: Учебно-методологическое, литературоведческое и культурологическое пособие. С-Пб.: Изд-во «Сайма», 1993. - 370 с.

184. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы /Сост., вступит, ст., подготовка др.р. текста и коммент. В.И. Стеллецкого. -М.: Сов. Россия, 1981.-288 с.

185. Смирнов В. Слово о гордом и трудном человеке: о К. Воробьеве . // Воробьев К. Заметы сердца (Из архива писателя). М.: Современник, 1989.-С. 3-22.

186. Смирнова Л.А. Постижение духовной природы человека. В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев // Литература в школе. 1995. - № 4. - С. 35 -43.

187. Солодкин Я. Великий сын России: О К.Д. Воробьеве. // Славянский дом (Толока). 1999. - № 27. - С. 43.

188. Станюта А. Пространство проклятого квадрата: о творчестве Воробьева // Дружба народов. 1990. - № 9. - С. 206 - 211.

189. Старшинов Н. К. Воробьев рыбак // Старшинов Н. Что было, то было. На литературной сцене и за кулисами: веселые и грустные истории о гениях, мастерах и окололитературных людях. - М.: Звонница -МГ, 1998.-С. 104- 107.

190. Твардовский А.Т. О литературе. М.: Современник, 1973. - 448 с.

191. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.-416 с.

192. Томашевский Ю.В. Право на возвращение: Из наблюдений над жизнью лирического героя Константина Воробьева // Томашевский Ю.В. Встречи: Литературно-критические сюжеты. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1975. - С. 87 -117.

193. Томашевский Ю.В. Лейтенант "41 года // Литература. 1994. - т. 3.-С.4-5.

194. Томашевский Ю.В. Неоконченная повесть. // Лит. газета. -1976. 21 апреля (№ 16). - С. 4.

195. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического. М.: Прогресс. Культура, 1995. - 624 с.

196. Туранина Н.А., И.А. Шевченко Образ русского дома в фольклоре // Юдинские чтения 2002: Слово и образ. - Курск: Изд-во КГПИ, 2002.-С. 3-6.

197. Тюрин Ю. Они выстояли. // Лит. Россия. 1984. - 30 марта (№ 14).-С. 20.

198. Федякин С. «Нельзя об этом не писать!.» К 75-летию со дня рождения Константина Воробьева. // Литературная газета 28 сентября. - 1994.-С. 4.

199. Федорова Т.В. Тема дома в литературе XX века // Русская словесность. 2003. - № б. - С. 32 - 34.

200. Филиппов Ю.Л. Очарование жизнью: художественный мир Е.И. Носова. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - 126 с.

201. Фольклор: Поэтика и традиция. Сборник АН СССР, ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1982. - 344 с.

202. Фридман Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1971. - 282 с.

203. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос: Учебное пособие. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. - 94 с.

204. Хомякова В. Писатель, воин, гражданин // Молодая гвардия. -1994.-24 сентября.-С. 2.

205. Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании // Живая старина. 2000. - № 2. - С. 2 - 5.

206. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон.» К. Воробьев у истоков войны народной // Литература в школе. 1998. - № 4. - С. 62 - 76.

207. Чалмаев В.А. Сквозь огонь скорбей. «Негромкий эпос Е.Носова// Литература в школе. 1995. -№3.-С. 35-41.

208. Чеботаев М. Страдая за людей: Штрихи к портрету писателя К.Д. Воробьева // Сибирские огни. 1991. - № 7. - С. 280 - 297.

209. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII -XIX века. М.: Наука, 1967. - 341 с.

210. Чистов К.В. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984. - С. 5 - 24.

211. Шаргунов С. Это он, Господи! К. Воробьев: повести настоящего человека. // Независимая газета (Приложение). 2005. - № 42. - 3 марта.-С. 1.

212. Шаулич Н. Причитания в лирической и эпической традиции славянских народов. В кн.: 4 Международный съезд славянистов. Славянская филология. Сб. ст. III. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 316 -333.

213. Шевченко М. Цена верности правде //Литературная Россия. -1998.- 1 мая.-С. 6.

214. Шехирев М. К.Д. Воробьев (сов. писатель) // Гордость земли Курской. Курск, 1992. - С. 34-37.

215. Шкляровский И. Читаю «Слово о полку Игореве»: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1991. 79 с.

216. Штокман И. Сказание о ровеснике: К.Д. Воробьев судьба человеческая, судьба народная // Московская правда. - 1998. - 14 апреля. -С. 5.

217. Штокман И. Сказание о ровеснике: герои и проза Константина Воробьева//Литва литературная. 1979. -№4. - С. 135 - 146.

218. Юдин Ю.И. Традиции народной культуры в современной литературе. Курск: изд-во КГПУ, 1990. - 27 с.

219. Юрьева Л. Живая душа // Нева 1962. - № 2. - С. 194 - 195.

220. Эльяшевич А. Задолго до Победы // Звезда. 1987. - № 9. - С. 195-205.1. Текстовые источники:

221. Бабель И.Э. Конармия. Рассказы, дневники, публицистика. М.: Правда, 1990.-447 с.

222. Былины / Сост., вступит, ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1988. - 576 с.

223. Воробьев К.Д. Это мы, Господи!. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993. - С. 201 - 291.

224. Воробьев К.Д. Сказание о моем ровеснике. Собр. соч. В 3 т. Т. 1 -М.: Современник, 1993. С. 10 - 95.

225. Воробьев К.Д. Крик. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993.-С. 95-147.

226. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993. - С. 147 - 201.

227. Воробьев К.Д. Друг мой Момич. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1993. - С. 291 - 413.

228. Воробьев К.Д. Почем в Ракитном радости. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. -М.: Современник, 1993. С. 413 - 478.

229. Воробьев К.Д. Вот пришел великан. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993. - С. 35 - 223.

230. Воробьев К.Д. «. И всему роду твоему». Собр. соч. В 3 т. Т. 2. -М.: Современник, 1993. С. 223 - 338.

231. Воробьев К.Д. Дорога в отчий дом. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993. - С. 338 - 354.

232. Воробьев К.Д. Два Гордея. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993.-С. 419-434.

233. Воробьев К.Д. Гуси-лебеди. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 33-51.

234. Воробьев К.Д. Подснежник. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 51-65.

235. Воробьев К.Д. Ничей сын. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 6-20.

236. Воробьев К.Д. Ермак. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 102-123.

237. Воробьев К.Д. Волчьи зубы. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 156- 162.

238. Воробьев К.Д. Трое в челне. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 195-200.

239. Воробьев К.Д. Дневники. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993.-С. 434-441.

240. Воробьев К.Д. Записные книжки. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993. - С. 441 - 468.

241. Воробьев К.Д. Письма. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М.: Современник, 1993.-С. 441 -468.

242. Воробьев К.Д. Письма. Собр. соч. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993.-С. 259-362.

243. Воробьев К.Д., Носов Е.И. Фанфары и колокола, повести и рассказы о войне к 55-летию Курской битвы. Курск: ТОО «Крона», 1998. - 700 с.

244. Воробьева В.В. Розовый конь: Воспоминания о писателе К.Д. Воробьеве // Воробьев К.Д. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. М.: Современник, 1993. - С. 362 - 494.

245. Горький М. Собрание соч. в 30 т. Т. 24. М., 1949. - 576 с.

246. Есенин С. Собрание соч. в 6-ти т., Т.5. Проза. М.: Худ. лит, 1979. - 398 с. («Ключи Марии» - 167 - 191).

247. Гура А.В. Символика животных в славянской традиции. Докт. Дис.-М., 1987.

248. Исторические песни XVII в. M.-JI.: Наука, 1966. - 384 с.

249. Исторические песни XVIII в. JI.: Наука, 1971. - 355 с.

250. Исторические песни XIX в. JI.: Наука, 1973. - 283 с.

251. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах/ подготовка текста и примечаний В.Я. Проппа. М.: Худ. лит., 1957.

252. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998. - 480 с.

253. Трыкова 0.10. Отечественная проза последней трети XX века: жанровое взаимодействие с фольклором. Докт. Дис М., 1999, 331 с.

254. Частушки /Составитель JI.A. Астафьева. М.: Современник, 1987.-494 с.

255. Лексикографические источники:

256. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 575 с.

257. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 592 с.

258. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во ACT», 1989.

259. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. -М.: «Советская энциклопедия», 1987. -752 с.

260. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интервак», 2003. - 1600 стлб.

261. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

262. Словарь литературоведческих терминов/ Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. М.: Просвещение, 1974. - С. 355.

263. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 2 / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. -СПб.: Тера-Азбука, 1996.

264. Энциклопедия литературных героев: русский фольклор и древнерусская литература. М.: Олимп, ООО «Фирма», издательство ACT», 1998.-544 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.