Физико-химические параметры металлических материалов, используемых в дизайне предметов окружающей среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, доктор технических наук Соколова, Марина Леонидовна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации доктор технических наук Соколова, Марина Леонидовна
Глава 1. Основные металлические материалы, используемые в дизайне. История и современность.
1.1. Исторические аспекты получения и применения металлов.
1.2. Драгоценные металлы и их сплавы./
1.2.1. Золото.Ц
1.2.2. Серебро.&
1.2.3. Платина.^
1.3. Медь и ее сплавы.
1.3.1. Бронзы и латуни.
1.3.2. Мельхиоры и нейзильберы.^
1.3.2. Имитационные сплавы.^
1.4. Железо и его сплавы.^
Выводы по главе 1.
Глава 2. Дизайн и его восприятие человеком.^
2.1. Окружающая среда как сфера дизайна.
2.2. Дизайн, материал, технология.3£
2.2.1. Этапы развития художественного проектирования.
2.2.2. Компьютерное моделирование как один из методов современного художественного проектирования.
2.2.3. Требования, предъявляемые к материалам с позиций дизайна.
2.3. Особенности восприятия дизайна человеком. Выводы по главе 2. ^
Глава 3. Параметры металлических материалов, определяющие визуальное восприятие дизайна.
3.1.Общие сведения.f°
3.2. Цвет металлических материалов.v> Ч
3.2.1. Особенности видимого восприятия металлических материалов.^
3.2.2. Квантовые основы цвета металлических материалов.
3.2.3. Цветовая палитра металлических сплавов.
3.2.4. Разработка спектрограмм и определение цвета металлических материалов.
3.2.5. Использование спектрограмм в дизайне.
3.3. Основные характеристики цвета и способы их определения.f^
3.4. Яркость материалов. .Si
3.4.1. Яркость металлических материалов, используемых в дизайне.ДЗ
3.4.2. Анализ сочетаний металлических материалов и вставок в дизайне ювелирных изделий.
3.5. Технологические пути воздействия на отражающую способность металлических материалов.{.
Выводы по главе 3.
Глава 4. Основные характеристики и свойства металлических материалов, влияющие на тактильное и температурное восприятие дизайна.
4.1.Особенности осязательного восприятия человека.
4.2. Рельеф поверхности как фактор тактильного восприятия материалов.{/U
4.3. Температурное восприятие металлических материалов.
Выводы по главе 4./
Глава 5. Физические и металловедческие характеристики, влияющие на звуковое восприятие металлических материалов.
5.1. Звук как составляющая часть дизайна окружающей среды.
5.2. Особенности звукового восприятия металлических материалов человеком.$$
5.3. Поврежденность металла и классификация.
5.4. Поврежденность и звук.
5.5. Залечивание пор.
Выводы по главе 5.
Глава 6. Свойства металлических материалов, связанные с запахом и вкусом в дизайне изделий.
6.1. Анализ запаха металлических материалов.Ъ'
6.2. Вкусовое восприятие металлических материалов.
6.2.1. Вкусовое восприятие металлов и их токсичность.
6.2.2. Вкусовое восприятие сплавов
6.2.3. Металлические покрытия.
Выводы по главе 6.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Цветовой дизайн металлических художественных изделий2005 год, кандидат технических наук Петров, Антон Алексеевич
Материаловедческие и технологические основы дизайна художественных и технических изделий2005 год, доктор технических наук Пирайнен, Виктор Юрьевич
Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды2000 год, кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович
Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект2009 год, доктор искусствоведения Яцюк, Ольга Григорьевна
Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа2006 год, кандидат искусствоведения Демидова, Мальвина Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Физико-химические параметры металлических материалов, используемых в дизайне предметов окружающей среды»
Дизайн как процесс художественного проектирования обеспечивает создание комфортной среды существования человека. Именно в этом состоит гуманизм дизайна, его взаимосвязь с человеком и его востребованность.
В настоящее время человечеством накоплен колоссальный опыт формирования комфортной среды обитания. Этот опыт позволяет провести обобщения в области создания рукотворных объектов материального мира, что является основой теории художественного проектирования, разработки и изготовления технических и художественных изделий.
Теория не должна подменять творческий поиск дизайнера -проектанта, а должна оснастить его в начале пути необходимыми знаниями зависимостей и закономерностей, которые лежат в основе созидания любого окружающего нас объекта. Профессиональный дизайнер должен творить и проходить свой путь не вслепую, а обладая знанием комплекса необходимых закономерностей.
Дизайн, являясь созидательной формой творческой деятельности человека, определяется уровнем развития материального мира и в первую очередь существующими материалами и технологиями их получения и обработки. Разработка широкой палитры материалов, высоких технологий обеспечивает качественно новый уровень дизайна окружающей среды в современном мире.
Так как металлические материалы уже много эпох составляют базу развития человеческой цивилизации и лежат в основе большинства предметов окружающей среды, возникает необходимость проведения физико-химического анализа этих материалов в интервале их восприятия человеческими органами чувств. Это должно стать существенной опорой при творческом созидании в любой области дизайна.
Вся деятельность дизайнера направлена на создание полезных и эстетичных объектов материальной среды, в которой было бы удобно и комфортно существовать человеку. Таким образом, конечной целью дизайнера является не вещь, а сам человек.
Человек воспринимает (ощущает и познает) окружающую среду с помощью своих органов чувств: глаз, кожи, ушей, носа, рта. Используя эти органы, человек получает информацию о свойствах окружающей среды или ее отдельных объектов. С помощью глаз человек судит о цвете, его чистоте, насыщенности, яркости, о блеске. С помощью глаз люди обмениваются визуальной информацией, читают газеты, смотрят телевидение. Кожей человек ощущает шероховатость поверхности, отдельные неровности, может оценить и температуру поверхности. Уши служат человеку для получения звуковой информации и являются одним из важнейших органов чувств. Человек воспринимает широкую гамму звуковых модуляций, что позволяет ему не только слышать громкие и тихие, мелодичные и резкие звуки, а также их комбинации, что обеспечивает одну из важнейших функций социальной среды - человеческое общение. С помощью такого совершенного органа как человеческий рот, мы можем судить об особенностях вкуса дегустируемого объекта (крепкий или слабый напиток, сладкий, соленый, острый вкус и т.д.), о температуре этого объекта. Нос как орган обоняния позволяет воспринимать и оценивать широкий диапазон естественных и искусственных (ароматизаторы) запахов окружающего мира. Органы чувств часто позволяют судить не только о природе объекта, но и о технологии его обработки.
Комфортность окружающего нас мира заключается в гармонии его восприятия с помощью всего комплекса органов чувств. Диссонанс одной-двух характеристик из этой палитры нарушает гармоничность и комфортность окружающего нас мира. Поэтому в дизайне необходимо учитывать особенности восприятия материалов, из которых изготовлено изделие, всеми органами чувств человека.
Создание комфортной среды существования человека является непреходящей задачей всех времен. Уже несколько тысячелетий, по мере развития материального мира - материалов и технологий эта задача трансформируется, но не теряет своей глобальной актуальности. Вышеизложенным и определяется актуальность данной работы.
Цель работы: Разработка системы физико-химических параметров металлических материалов, используемых в дизайне предметов окружающей среды, способствующих ее оптимизации.
Задачи:
1. Исторический анализ развития металлических материалов и технологий, используемых в дизайне, и требования, предъявляемые к ним.
2. Анализ физико-химических и материаловедческих факторов, определяющих возможности использования металлических материалов в дизайне.
3. Разработка системы физико-химических свойств и параметров металлических материалов, влияющих на органолептические характеристики дизайна: цвет, звук, и т.д.
4. Систематизация металлических материалов, используемых в дизайне, в условиях их дифференциального восприятия человеком.
5. Разработка и оптимизация технологических процессов, позволяющих управлять свойствами и параметрами металлических материалов для дизайна предметов окружающей среды.
6. На основе разработанной системы физико-химических свойств и параметров металлических материалов создание концепции дизайна с позиции восприятия человеком предметов окружающей среды.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Дизайн производственных помещений ремонтно-механического цеха2009 год, кандидат технических наук Николаев, Алексей Анатольевич
Оптимизирующие факторы алгоритма поиска дизайнерского решения2001 год, кандидат искусствоведения Елинер, Илья Григорьевич
Преемственная безбарьерная подготовка дизайнера в условиях региональной культуры: на примере г. Сочи2012 год, кандидат искусствоведения Кириенко, Ирина Петровна
Цвет в системе художественных средств современного телевидения2006 год, кандидат искусствоведения Шумилова, Светлана Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Соколова, Марина Леонидовна
Общие выводы по работе:
1. Предложена концепция дизайна, учитывающая восприятие окружающего мира всем комплексом органов чувств человека. Комфортность обеспечивается лишь в том случае, если удается достигнуть оптимизации по каждому из способов восприятия.
2. Разработана система свойств и параметров металлических материалов, использование которой облегчает творческую работу дизайнера.
3. Определены количественные параметры цвета, звука, осязания, обоняния и вкуса, способствующие оптимизации дизайна предметов окружающей среды.
4. Предложена система температурных, ионно-плазменных обработок, позволяющих оказывать положительное влияние на основные свойства и параметры металлических материалов, используемых в дизайне.
5. Проведена систематизация металлических материалов, используемых в дизайне, в условиях их дифференциального восприятия человеком.
Надеюсь, что работа по физико-химическим аспектам дизайна изделий из металлических материалов дает необходимый фундамент, опору для творческих дизайнерских идей и облегчает воплощение их в материал.
Заключение.
В работе на основе физико-химических свойств, воспринимаемых человеком, сформулированы особенности использования металлических материалов в дизайне для создания комфортной среды обитания человека. В качестве критериев оптимизации выбора металлических материалов дизайнером предложены свойства и параметры зрительного, звукового, осязательного и других видов человеческого восприятия.
Основными результатами, достигнутыми в работе автор считает следующее:
- настоящая работа нацелена на повышение комфортности среды существования человека, что определяет ее гуманизм и актуальность;
- мир, в котором существует человек, неделим и представляет собой единое целое, которое воспринимается всеми органами чувств человека. Именно эта концепция заложена в работе;
- мир сегодняшний и мир завтрашний создается дизайнерами, конструкторами, художниками, композиторами и др. В настоящей работе предпринята попытка обеспечить их техническим инструментом, который бы облегчил бы творческий поиск;
- в качестве такого инструмента автор предложил систему разработанных им или уже известных физико-химических параметров и свойств металлических материалов, знание которых необходимо современному дизайнеру;
- в работе автор установил взаимосвязь (на уровне зависимостей или тенденций) между физико-химическими параметрами (или свойствами) металлических материалов и характеристиками цветового, звукового, осязательного и др. видов дизайна;
- в работе автор попытался показать неразрывную связь между дизайном окружающей среды, материалом, из которого она построена и технологиями получения и обработки этого материала.
- в работе автор предложил ряд новых технологий, основанных на облучении, термическом воздействии, ионном напылении, позволивших обеспечить новое качество используемых в дизайне материалов.
Вместе с тем, автор отдает себе отчет в том, что за пределами данной работы по совершенствованию окружающей среды осталось значительно больше проблем, чем удалось решить в диссертации. Автор отдает себе отчет и в том, что процесс совершенствования окружающей среды непрерывен, поэтому следует рассматривать данную работу как один из шагов в этом направлении.
Человек индивидуален. Поэтому нет «усредненной оптимальной окружающей среды» и это необходимо учитывать в процессе дизайна.
Список литературы диссертационного исследования доктор технических наук Соколова, Марина Леонидовна, 2003 год
1. Алмазы. Ювелирные камни. Жемчуг. М.: ВИНИТИ.,1993, 48 с.
2. Аствацатурян М. Чернее черного. // Поиск, 2003, №6, с. 15.
3. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.: Энергоиздат, 1985, 96 с.
4. Антикайн П.А. Накопление и залечивание поврежденности перлитных сталей в ходе эксплуатации. // Теплоэнергетика, 1962, №11, с. 59-62.
5. Беккер М. Мир металла. М.: 1980, 150 с.
6. Белов А.А., Гвоздев Е.М. История дизайна. СПб.:, 1993, 46 с.
7. Белов В.К. Параметры шероховатости поверхностей и их контроль. Магнитогорск: МГМИ, 1990, 54 с.
8. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1979, т.11, 544 с.
9. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1982, т. 18, 528 с.
10. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1978, т. 8, 512 с.
11. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1981, т.17, 512 с.
12. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1984, т.22, 544 с.
13. Большая медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. М.: Советская энциклопедия, 1985, т.26, 560 с.
14. Боравский В.А. Полезные страницы мастеру, радиолюбителю, ювелиру, металлообработчику. М.: СОЛОН -Р, 2001, 207 с.
15. Борисенко В.А., Краиценко В.П., Ламашевская А.Н. и др. Зависимость прочности, твердости и пластичности сплавов золота от температуры. // В сб. трудов ВНИПКИювелирпром, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №13, с.23-28.
16. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, 1982, 382 с.
17. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике, М.Наука, 1986, 544 с.
18. Булгакова М.А. Русские литые кресты и иконы (вопросы стилистики и технологии). Дисс. М.: МВХУ им. Строганова,1998, 156 с.
19. Вайгер М. Звук. // Аргументы и факты, 2003, №8, с 24.
20. Васильев В.Ю., Сами И.Д., Баянкин В.Я, Соколова М.Л. и др. О кристаллизации аморфных сплавов в процессе коррозии // Депонировано в справочно-информационном фонде НИИТЭХИМ, М.: 1991, №319-хп91, 54 с.
21. Васильев В.Ю. Шульгин М.А. Соколова М.Л. и др. О переходе в процессе коррозии сплава Fe-Cr-H-C. // Поверхность и новые материалы. Информационные материалы АН СССР УО ФТИ, Ижевск, 1990, с.71-77.
22. Венецкий С.И. Загадки и тайны мира металлов. М.: МИСИС,1999, 376 с.
23. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1970, 287 с.
24. Виноградова И.П. Основы дизайна. Карачаевск: КЧГПУ, 1999, 93 с.
25. Виртх О.Е. Стеризуемая тара из фольги. М.: ЦНИИТЭИЛегпищемаш, 1978, 16 с.
26. Воронов Н.В. Российский дизайн. М.: Союз дизайнеров России, т. 1, 420 с.
27. Воронов Н.В. Российский дизайн. М.: Союз дизайнеров России, т.2, 383 с.
28. Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М.: Дизайн, 2002, 24 с.
29. Воропаева Е.Т. Мессбауэровские исследования магнитооптических тонких аморфных пленок Tb-Fe. Автореферат. М.: РАН ИЭПХФ, 1996, 22 с.
30. Вредные вещества в промышленности. Неорганические и элементорганические соединения. Под ред. Лазарева Н.В. Л.: Химия, 1977, т.Ill, 608 с.
31. Вредные химические вещества. Справочник. Неорганические соединения элементов V-VIII групп (1-IV групп). Под ред. Филова В.А. Л.: Химия, 1988-89, т. 1,2, 592 е., 512 с.
32. Гнедич П.П. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002, 844 с.
33. Галдин Н.М. Отливки в точном машиностроении. М.: Машиностроение, 1983,215 с.
34. Гарбер М.И. Декоративное шлифование и полирование. М.: Машиностроение, 1964, 192 с.
35. Гарбер М.И. Прогрессивные методы подготовки поверхности. М.: Машиностроение, 1990, 60 с.
36. Головин В.А., Ульянова Э.Х. Свойства благородных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1964,188 с.9V
37. Горелик C.C., Дашевский М.Л. Материаловедение полупроводников и диэлектриков. М.: Металлургия, 1988, 576 с.
38. Горелик С.С., Скаков Ю.А., Расторгуев Л.Н. Рентгенографический и элекгронооптический анализ. М.: МИСиС, 1994, 328 с.
39. Гранадчикова Б.Г., Солодова Ю.П. К вопросу о диагностике и оценке ювелирных камней. // В сб. Проблемы технологии производства и повышения качества ювелирных изделий, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1978, № 17, с.82-88.
40. Грушко Я.М. Справочник. Вредные неорганические соединения в промышленных выбросах в атмосферу. Л.: Химия, 1987, 192 с.
41. Гутов Л.А., Никитин М.К. Справочник по художественной обработке металлов. СПб.: Политехника, 1995, 436 с.
42. Далгатов И.Д. Взаимосвязи выразительности и технологии в народном искусстве (На материалах ювелирного искусства Дагестана). Диссертация на соискание степени к. и. н. М.: МВХУ им. Строганова, 1991, 123 с. (с приложениями ч.1,2)
43. Дембич А.А. Михайлов С.М. Композиционное моделирование. Казань: КИСИ, 1993, 50 с.
44. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование (современные методы проектного анализа), М.: Мир, 1976, 374 с.
45. Диаграммы состояния сплавов двойных и тройных систем. Бошин С.Н., Белихов А.Б., Белкин П.Н. и др. Кострома: КГТУ, 1998, 32 с.
46. Диаграммы состояния тройных металлических систем. Справочник. 1910-1969. М.: Наука, 1972, 190 с.
47. Дронова Н.Д. Методика оценки ювелирных изделий. М.: Международная академия информации, 1995, 28 с.
48. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия. М.: Ювелир, 1996, 352 с.
49. Дукмасова B.C., Хмарова J1.И., Жуйкова Т.П. и др. Шероховатость поверхностей. Челябинск, 1993, 29 с.
50. Дюдя Р., Рэйл Л. Мир драгоценных камней. М.: Мир камня, 1998, 192 с.
51. Edneral N.V., Lisovskii J.A., Sokolova M.L. and so. Thin film structures for magneto-optical information. // Physics state soled, 1990, v.120, p. 457-465.
52. Еднерал H.B., Соколова М.Л. Структура напыленных, аморфных пленок сплавов на основе Ni или Fe. // В сб. Управление процессами структурообразования металлических сплавов в жидком и твердом состоянии, М.: МГАПИ, 1995, с. 110-117.
53. Еднерал Н.В., Скаков Ю.А., Соколова М.Л. и др. Влияние условий напыления на микроструктуру пленок Fe-Tb./ Известия высших учебных заведений. Черная металлургия, 1992, №11, с.38-41;
54. Ермоленко Ю.И. Можаев В.М. Епифанов В.И. Влияние термической обработки на некоторые физико-механические свойства корунда. // В сб. Новые сплавы золота и вспомогательные материалы для ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1980, в. 21, с.57-75
55. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика. Автореферат. М.: ВНИИТЭ, 2002, 57 с.
56. Задулаев А.Ш. Анодное растворение сплавов золота с серебром и медью в хлористых растворах. Автореферат. Екатеринбург: ИГД СО РАН, 1992, 17с.
57. Зайцев В.Н., Засухина Л.З., Заштовт В.Н. Подготовка поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 под эмаль. // В сб. Вопросы декоративной обработки драгоценных металлов и сплавов при производстве ювелирных изделий, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1976, №11, с. 103-105.
58. Захаров А.М. Диаграммы состояния двойных и тройных систем. М.: Металлургия, 1990, 240 с.
59. Заштовт В.Н., Засухина Л.З., Никитина И.В. Особенности подготовки сплавов золота под эмаль. // В сб. Новые декоративные покрытия, материалы и технологии ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №15, с.111-117.
60. Заштовт В.Н., Орлова Л.Н., Зайцев В.Н. и др. Определение цвета эмалевых покрытий на сплаве марки ЗлСрМ 583-80. // В сб. Проблемы технологии производства и повышения качества ювелирных изделий, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1978, № 17, с.47-51.
61. Зимин Ю.А. Краткая история кузнечного дела в России. // Кузнечно-штамповочное производство, 1997, №4, с. 34-37.
62. Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. М.: Металлургия, 1994, 479 с.
63. Иванова Л.А., Прокопович И.В. Отделка художественных отливок. // Литейное производство, 1996, №7, с. 14-15.
64. Исторический лексикон XIV-XVI веков. М.: Знание, 2001, кн.1, с.799.
65. Кайзер Е. (Kaiser Е.) Запах и его измерение. // Пер. ГПНТБ 84/23094, в кн. «Загрязнения воздуха», Нью-Йорк-Лондон, 1962, с.509-527.
66. Карпенко В.М., Иванов В.Н. Художественное литье. Минск: Вышэйшая школа, 1999, 206 с.
67. Кизель В.А. Отражения света. М.: Наука, 1973, 351 с.
68. Ковалева Л.А., Крайнов С.Н., Куманин В.И. Материалы ювелирной техники. М.: МГАПИ, 200,128 с.
69. Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. Новочеркасск: НГТУ, 1998,178 с.
70. Кондрашов А. Справочник необходимых знаний. М.: Рипол классик, 2000, 768 с.
71. Константинов М.М., Стефанович В.В., Зеленое В.И. Минеральное сырье. Серебро. Справочник. М.: ЗАО Геоинформмарк, 1998, 54 с.
72. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике. М.: Наука, 1982, 208 с.
73. Красильников В.А. Звуковые и ультразвуковые волны в воздухе, воде и твердых телах. М.: Госиздфизматлит, 1960, 560 с.
74. Крашенинников А.И. Дизайн и проблемы металловедения. // В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в.З, с.16-18.
75. Кристаллография, рентгенография и электронная микроскопия. М.: Металлургия, 1982, 632 с.
76. Криштал М.А., Головин С.А. Внутреннее трение и структура металлов. М.: Металлургия, 1976 , 375 с.
77. Кужель Л.М. Адсорбционные и каталитические свойства Ni-Ag и Со-Ag систем. Автореферат. М.: РУДН, 1992, 16 с.
78. Куманин В.И., Соколова М.Л., Пантцек X. Физические основы устранения поврежденности и повышения служебных свойств металлических изделий. // В сб. Тезисы докладов второго собрания металловедов России, Пенза, 1994, с.З.
79. Куманин В.И. Влияние дизайна структуры на эстетические и функциональные свойства материалов. // В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в.З, с.9-10.
80. Куманин В.И. Природа долговечности теплоустойчивых сталей в условиях ползучести. Автореферат. М.: ЦНИИТМаш, 1982, 46 с.
81. Куманин В.И., Ковалева Л.А., Алексеев С.В. Долговечность металла в условиях ползучести. М.: Металлургия,1988, 223 с.
82. Куманин В.И., Ковалева Л.А., Соколова М.Л., Лунева С.В. Развитие и устранение поврежденности в металлических материалах. // В сб. Управление процессами структурообразования металлических сплавов в жидком и твердом состоянии, М.: МГАПИ, 1995, с.82-90.
83. Куманин В.И., Ковалева Л.А., Соколова М.Л., Устранение поврежденности металлических материалов. // Металловедение и термическая обработка, 1995, №4, с. 1215.
84. Куманин В.И., Соколова М.Л., Пантцек X. Научная концепция регенерации эксплуатационных свойств // Автоматизация и современные технологии, 1994, №9, с. 18-23.
85. Куманин В.И., Попова Е.Н., Соколова М.Л. Новое направление обучения // Высшее образование в России, 1998, №11, с. 115116.
86. Куманин В.И., Попова Е.Н., Соколова М.Л. Специальность «Технология художественной обработки материалов» // В сб. Технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 1998, в.1, с.8-11.
87. Куманин В.И., Соколова М.Л. Развитие направления «Технология изготовления ювелирных изделий» на кафедре «Материаловедение». // В сб. Технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в.4, с.38-39.
88. Куманин В.И., Соколова М.Л., Лунева С.В. Восстановление металлических материалов с повышенным объемом микронесплошностей путем электронно-лучевой обработки. // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия, 1997, №1, с.49-50.
89. Куманин В.И., Лунева С.В., Соколова М.Л. Развитие поврежденности в металлических материалах // Металловедение и термическая обработка, 1995, №4, с.7-8.
90. Куманин В.И., Соколова М.Л., Покровская Н.Н. Восстановление сталей с повышенным свободным объемом путем ионно-плазменной обработки. // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия, 2000, №1, с.42-43.
91. Куманин В.И., Соколова М.Л., Тундыбаева Э.К. Повышение служебных свойств поврежденной стали 12X1МФ с помощью химико-термической обработки из азатосодержащих паст // Металловедение и термическая обработка, 1995, №4, с. 8-9.
92. Куманин В.И., Соколова М.Л., Фадеева С.В. Влияние электронно-лучевой обработки на фазовый состав, плотность и другие свойства деформированной аустенитной стали. II Тезисы докладов 3 Международной конференции
93. Прикладная рентгенография металлов», М.: МИСиС, 1994, с. 12.
94. Куманин В.И., Соколова М.Л. Литье художественных изделий малых форм переменного сечения./ Технология металлов, 2002, №9, с. 10-11;
95. Курасов С.В. Отечественный транспортный дизайн 20-30 годов. (Социокультурные и художественнообразные особенности формообразования). Дисс. М.: МВХУ им. Строганова, 2001, 196 с.
96. Курокава Хиротакэ. Художественное литье. // Kinzoku=Metals and technol., 1996, -66, №5, p. 31-450.
97. Leamy H. J., Dirks A.G. Microstructure and magnetism in amorphous thin film. / Journal of applied physics, 1978, v. 49, №6, p. 3430-3438.
98. Лапшин A.B. Опыт бронзового литья в русских традициях, Рыбинск: Рыбинский дом печати, 2001, 79 с.
99. Ледзинский B.C., Теличко А.А., Мир художественного металла Москвы XVII -XX веков, М.: Жираф, 2001, 279 с.
100. Лившиц Б.Г., Крапошин B.C., Линецкий Я.Л. Физические свойства металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1980, 320 с.
101. Лившиц В.Б., Куманин В.И., Технологические проблемы изготовления художественных изделий из литых медныхсплавов. // Технология художественной обработки материалов, 2001, №1, 60-65 с.
102. Лившиц В.Б., Соколова МЛ, Савченко Е.Г., Горельцев А.А. Взаимосвязь внутренней структуры отливки с внешним дизайном./ В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, Ижевск: ИжГТУ, в.7, с. 44-49.
103. Лившиц В.Б., Савченко Е.Г., Изготовление отливок из цветных сплавов в нестандартных лабораториях для художественного литья. // В сб. Техническая эстетика, дизайн и технология художественной обработки материалов, Ижевск, ИжГТУ, 2000, в.2,ч.1, с.23-25.
104. Лифшиц В.А., Старченко И.П., Влияние освещенности на цвет ювелирных изделий. // В сб. Новые сплавы золота и вспомогательные материалы для ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1980, в. 21, с.14-19.
105. Луизов А.В. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983, 140 с.
106. Луизов А.В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989, 256 с.
107. Лунева С.В. Разработка комплексной технологии снижения поврежденности конструкционных сталей путем пластической деформации и термической обработки. Автореферат М.: МГАПИ, 1995, 16 с.
108. Лунева С.В., Соколова М.Л., Акивис Н.В. Причины деформационного дефекта плотности латуни Л62. // Тезисы докладов 3 международной конференции «Прикладная рентгенография металлов», М.: МИСиС, 1994, 31 с.
109. Mazumder J. A crystal boll view of direct-metal deposition. // JOM, 2000, №11, p.28-29.
110. Магницкий O.H., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. СПб.: Политехника, 1996, 323 с.
111. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю., Колбасников Н.Г. Художественная деформация металла. СПб.: СПбГТУ, 2000, 256 с.
112. Материаловедение. Под ред. Арзамасова Б.Н. М.: Машиностроение, 1986, 383 с.
113. Малышев В.М., Румянцев Д.В. Серебро. М.: Металлургия, 1987, 320 с.
114. Марченков В.И. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992, 256 с.
115. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 2000, т. 11-1, 780 с.
116. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 1999, т.1-2, 600 с.
117. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 2001, т.И-2, 880 с.
118. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 1995, t.IV-1, 864 с.
119. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 1996, t.III-2, 734 с.
120. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 2000, т. I-3, 656 с.
121. Медведев Ю.Ю. Принципы и критерии эстетической оценки изделий произведений дизайна. СПб.: СПГУТД, 52 с.
122. Металловедение и термическая обработка. Справочник. М.: Металлургиздат, 1961, т.1, 747 с.
123. Микаелян А.С. Кристаллизация аморфных сплавов Fe-Cr-P-C в процессе коррозии и анодного растворения в растворах HCI. Автореферат. М.: МИСиС, 1991, 25 с.
124. Михайлов Б.М. Применение компьютерной графики при создании художественных изделий. // В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2000, в. 3, с. 4-8.
125. Михайлов Б.М. Становление специальности будущего. // В сб. Техническая эстетика, дизайн и технология художественно обработки материалов, Ижевск: ИжГТУ, 2000, в. 2, с. 1-6.
126. Михайлов С.М. История дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2000, 264 с.
127. Моринова Л.В. Расчет оптических характеристик двойных и тройных неупорядочных сплавов золота. Автореферат, Екатеринбург: УГГУ-УПИ, 1998, 21 с.
128. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей., 1963, 1192 с.
129. Навроцкий А.Г. Художественная ковка. М.: Высшая школа, 1995, 376 с.
130. Назаров Ю.В. Пластический язык и тектонические особенности. Автореферат. М.: ВНИИТЭ, 1997, 23 с.
131. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994, 334 с.
132. Николаевский В.В. Аромотерапия. М.: Медицина, 2000, 331 с.
133. Новак Дж. (Novak G.) Основные обозначения запахов. Пер. ГПНТБ 81/41098, 1980.
134. Новиков В.П. Изготовление ювелирных изделий СПб.: Континент, 1993, 197 с.
135. Новиков В.П. Книга начинающего ювелира. СПб., Политехника, 2001, 415 с.
136. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. Л.: Политехника, 1991, 205 с.ой
137. Новиков И. И. Теория термической обработки металлов. М.: Металлургия, 1986, 480 с.
138. Палатник Л.С. Черемской П.П., Фукс М.Л. Поры в пленках. М.: Энергоиздат, 1982, 215 с.
139. Пекли Ф.Ф. Ароматология. М.: Медицина, 2001, 283 с.
140. Петриченко A.M. Книга о литье. Киев: Техыка, 1972, 282 с.
141. Пищевая химия. Нечаев А.П., Трауберг С.Е. Кочеткова А.А. и др. М.: МГУПП, 1998, 155 с.
142. Платина. // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2002, №2 (98).
143. Поленов Ю.А., Огородников В.Н. Художественная обработка камнесамоцветного сырья. Часть II. Требования промышленности к камнесамоцветному сырью. Екатеринбург: УГГГА, 1996, 154 с.
144. Поленов Ю.А., Огородников В.Н. Художественная обработка камнесамоцветного сырья. Часть III. Технология огранки ювелирно-поделочного сырья. Екатеринбург: УГГГА, 1997, 112 с.ао/
145. Поленов Ю.А., Огородников В.Н. Художественная обработка камнесамоцветного сырья. Часть IV. Технология изготовления камнерезных изделий. Екатеринбург: УГГГА, 1998, 87 с.
146. Поленов Ю.А., Огородников В.Н. Художественная обработка камнесамоцветного сырья. Часть I. Камнесамоцветное сырье для изготовления художественных изделий. Екатеринбург: УГГГА, 1996, 59 с.
147. Рыбакова Л.М., Ермольчик С.З. Развитие пористости в меди при циклической термообработке. // ФиХОМ, 1960, т. IX, в.5, с. 733-741.
148. Постникова Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Я. Золотое и серебряное дело XV-XX века. М.: Издательство ТРИО, 1995, 374 с.
149. Практические методы в электронной микроскопии. Под ред. Глоэра О.М. Л.: Машиностроение, 1980, 376 с.
150. Простаков С.В. Ювелирное дело. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999,350 с.
151. Процессы производства и свойства благородных металлов, алмазов и изделий из них. // В сб. Главалмаззолото. М.: Главалмаззолото СССР, 1990, 228 с.
152. Разуваева Б.Д., Горелик М.Б., Попова Л.К. и др. Цветные сплавы палладия в ювелирном производстве. // В сб. Новые сплавы золота и вспомогательные материалы для ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1980, в. 21, с.5-13.
153. Разуваева Б.Д., Сюткина В.И. Шашков О.Д. и др. Упорядочение в золотых сплавах 750 пробы. // В сб. ВНИПКИювелирпром, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №13, с. 15-22.20 2.
154. Руар П. Исследование шероховатости.// Thin solid film, 1983, v. 100, №4, p. 354-369.
155. Chiglione D, Duchateau D. Influence de la matiere et du tratement sur le dessin des pieces. //Traitement thermique, 1990, №242, p. 63-68.
156. Савелова B.K., Быков A.A. Биметаллы и перспективы применения их в машиностроении для пищевой промышленности. М.: ЦНИИИТЭИЛП, 1972, 35 с.
157. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности. Омск: ИПКОМИЧ, 1995, 480 с.
158. Секерина Н.В. Основы геммологии. Иркутск, ИГТУ, 2000, 78 с.
159. Сидоренко В.Ф., Грашин А.А. Основы дизайна. М. ООО Полиграфика, 1999, 95 с.
160. Смит Г. Драгоценные камни. М.: ACT Астрель, 2002, 512 с.
161. Сникенкес Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней, М.: Мир, 1998, 424 с.
162. Соколов А.В. Оптические свойства металлов. М.: 1961, 464 с.
163. Соколова М.Л. Изменение свободного объема и его распределения в пленках и облученных массивных образцах./ В сб. 1 International Symposium Beam Technologies, Dubna, February 28-Marth 4 1995, c.52.
164. Соколова М.Л. Технологическое воздействие на акустические характеристики металлов./ В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2003, вып.8, с. 12-14.
165. Соколова М.Л. Дизайн как информационная система современных технологий. / Технология металлов, 2003, №6, с. 43-45.
166. Соколова М.Л. Металлы в дизайне. М.: МИСИС, 2003,167 с.
167. Соколова M.J1. От специальности к направлению. // Технология художественной обработки материалов, 2000, №1, с. 11-15.
168. Соколова М.Л., Трефилова Н.В. Особенности эстетического восприятия материалов./ В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2002, в. 6, с. 32-34.
169. Сокровища алмазного фонда СССР М.: Изобразительное искусство, 1975, 55 с.
170. Солнцев Ю.П. Пряхин Е.И. Войткун Ф. Материаловедение. М.: МИСИС, 1999, 600 с.
171. Сорокин И.П., Фоменко Т.Г. Истираемость и измельчаемость золота и его сплавов. // В сб. ВНИИ золота и редких металлов, Магадан.: ВНИИ золота и редких металлов 1959, 19-23 с.
172. Спок Б. Разговор с матерью. М.: Издательство политической литературы, 1990, 590 с.
173. Стандартизация цвета за рубежом. М.: ВНИИТЭ, 1976, т.1, 150 с.
174. Старченко И.П., Андрюшенко И.А., Гутов Л.А. и др. Новые ювелирные сплавы золота 750 пробы. // В сб. ВНИПКИювелирпром, Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №13, с. 5-14.
175. ВНИПКИювелирпром, 1984, с.3-20.
176. Стикс В., Ваегеншторфер У. В царстве запахов. М.: Навеус, 2002, 145 с.
177. Стоянова Л.А., Лукьян Т.В., Юревич Е.Ф. и др. Производство пищевых продуктов в алюминиевых тубах. Кишинев: МолдНИИНТИ, 1981, 12 с.
178. Стрижко Л.С. Металлургия золота и серебра М.: МИСиС, 2001, 333 с.
179. Сузуки К, Фудзимор X, Хасимото К. Аморфные металлы, М.: Металлургия, 1987, 328 с.
180. Супрунчук В.К., Островский Э.В. Конструкционные материалы и покрытия в продовольственном машиностроении. Справочник. М.: Машиностроение, 1984, 328 с.
181. Сучков Д.И. Медь и ее сплавы. М.: Металлургия, 1967, 215 с.
182. Тайц A.M., Тайц А.А. Самоучитель Corel Drow 9. СПб.:2000, 475 с.
183. Тауезо К. Измерения характеристик веществ с запахом (яп.), Пер. ГПНТБ 87/23871, 1985.
184. Тетради Европейских тенденций развития дизайна золотых украшений в 1990-1991 годах. Иллюстрированный обзор. Всемирный совет по золоту. Л.: ВНИИЮвелирПром, 1990, 48 с.
185. Токарев В.И. Технология обеззараживания питьевой воды препаратами из серебра. Автореферат. Новочеркасск: НГМА, 1997, 27 с.1. Л.OiT
186. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. М.: Машиностроение, 1984, 192 с.
187. Урвачев В.П., Кочетков В.В.,Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. Челябинск: Металлургия, 1991, 166 с.
188. Ухин С.В. Ремонт и изготовление ювелирных украшений. М.: ООО Издательство ACT, 2002, 94 с.
189. Фактор Э.А., Цейтлин Я.Е. Перспективные методы выращивания итрий-алюминиевого граната для ювелирной промышленности. // В сб. Проблемы технологии производства и повышения качества ювелирных изделий, П.: ВНИПКИювелирпром, 1978, № 17, с.67-74.
190. Федоров Г.Я. Металл. М.: Эксмо-пресс, 2002, 172 с.
191. Физическая химия. Под ред. Краснова К.С. М.: Высшая школа, 1982, 688 с.
192. Физические величины. Справочник. М.: Энергоиздат, 1991, 1232 с.
193. Физическое металловедение. Под ред. Кана Р. М.: Мир, 1967, т. 1, 334 с.
194. Фионова Л.К., Еднерал Н.В., Кутилин В.Г., Лисовский Ю.А., Соколова М.Л., Умпелев A.M., Титов А.О. Thin film structures for magneto-optical information recording. // Physical Status Soled, 1990, №120, (A), p. 457-465.
195. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. М.: Издательство В.Шевчук, 2001, 288 с.
196. Харпер P. (Harper R.) Глосарий обонятельных раздражителей и их свойства. // Парфюмерия и масла (Perfumery and essential oil), пер. ГПНТБ 76/73301, 1968, v. 59, №1, p. 22-37.
197. Хейнц M. (Heinz М.) Проблема оценки качества душистых и вкусовых веществ. // Пер. ГПНТБ 82/21644, 1982.
198. Хилле Е. (Hille. Е.) Существует ли связь между пороговыми величинами запахов и пределом вредного влияния проникновения химических веществ. // Пер. ГПНТБ 80/44651, 1977.
199. Хлавицка С. (Hlaviczka S.) Индекс запаха как мера насыщенности окружающей среды неприятным запахом. // Пер. ГПНТБ 86/33708, 1987.
200. Церетели З.К. Этот день победы. М.: Галарт, 1996.
201. Цвет. Материалы. Дизайн. Материалы конференций, совещаний. М.: ВНИИтехэст, 1989, 98 с.
202. Черемской П.Г., Слезов В.В., Бетехтин В.И. Поры в твердом теле. М.: Энергоатомиздат, М.: 1990,456 с.
203. Черных М.М. Проблемы дизайн-образования студентов специальности технология художественной обработки материалов. // В сб. Техническая эстетика, дизайн и технология художественной обработки материалов, Ижевск: ИжГТУ, 2000, в. 2, с.7-13.
204. Чурсин В.М. Эволюция художественного литья бронзовых монументов. //Литейное производство, 1996, №1, с. 29-34.
205. Шифман X. Ощущение и восприятие. М.: Питер, 2003, 925 с.
206. Щепотьев Ю.М. Минеральное сырье. Золото. М.: ЗАО Геоинформмарк, 1998, 56 с.
207. Электороосажденние высоколегированных золото-медных сплавов. // В сб. Новые декоративные покрытия, материалы и технологии ювелирного производства. Л.: ВНИПКИювелирпром, 1977, №15, с. 5-8.
208. Эмсли Дж. Элементы. М.:Мир, 1993, 256 с.
209. Ювелирные изделия в Эрмитаже. Л.: Аврора, 1972,96 с.
210. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике. М.: Наука, 1979, 512 с.
211. Яковлев M.I. Геометрические принципы художественного формообразования. Диссертация на соискание степени д. т. н., КиТв, 257 с.
212. Yenkins В.A. A half century of computers. // The structural engineer, 2003, v.81, № 4F, p. 28-33.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.