Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Мамытов, Булатбай Мамытович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мамытов, Булатбай Мамытович
Введение.
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ.
§ 1. Истоки формирования протолиберального сознания.
§ 2. Интерпретация классической доктрины либерализма как мировоззренческой основы современного западноевропейского сознания.
§ 3. Трансформация либерального сознания в современной социокультурной ситуации.
ГЛАВА II. ЛИБЕРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА.
§ 1. Роли либеральной системы ценностей в процессе культурно-мировоззренческой глобализации.
§ 2.Мировоззрение Евразии: между Востоком и Западом.
§ 3. Религиозно-мировоззренческие основы формирования либеральной системы ценностей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения2002 год, доктор философских наук Толстая, Наталья Евгеньевна
Либеральная идеология в России: проблемы становления и эволюции2001 год, кандидат политических наук Сурков, Георгий Сергеевич
Гражданское общество в России: параметры адекватной модели2004 год, доктор политических наук Федотов, Александр Сергеевич
Идеология либерализма как фактор трансформации Российской государственности: теория и практика2012 год, доктор философских наук Золотарев, Сергей Петрович
Проблема правового идеала в русском либерализме2002 год, доктор политических наук Глушкова, Светлана Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей»
Актуальность темы исследования
Современная российская наука, конструируя наиболее оптимальную модель реформирования общественно-политической системы, широко использует достижения мировой общественной мысли, в первую очередь, западноевропейской, за которой стоят многовековые демократические традиции. В этой связи, естественно, внимание ученых приковывает феномен либерализма, ставший для множества стран Западной Европы и США основой не только экономического и общественно-политического благополучия, но своеобразной системой ценностей, стержнем особого мировосприятия, а зачастую, - синонимом демократии.
Тем не менее, либеральные принципы не являются единственной основой, на которых исторически формировались демократические режимы. Да и сам либерализм, в процессе своей эволюции, «адаптации» к различным национальным традициям, принимал многообразные, часто противоречивые формы. Будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко не всегда плодотворно функционировал в рамках иных культурных традиций. И общественно-политическая ситуация в постсоветской России еще раз подтверждает тот факт, что зарубежный опыт, пусть даже зарекомендовавший себя с самой положительной стороны, не может быть просто механически заимствован.
Во второй половине XX века интерес к теории либерализма необыкновенно возрос. Причем, это продиктовано не только увлечением спекулятивными изысканиями в области социально-политической теории, но и насущной необходимостью идентифицировать те практические принципы, по которым развиваются многие державы, традиционно причисляющие себя к «либеральному» лагерю. В этой связи необычайно актуальным, на наш взгляд, становится анализ эволюции и трансформации либеральной теории. В связи с этим, встает вопрос о взаимодействии основных либеральных принципов с национальными традициями, культурой, мировоззрением стран различных регионов земного шара (прежде всего, западноевропейского, восточно-азиатского и евразийского). Такой анализ, по нашему убеждению, возможно осуществить, рассматривая либерализм в качестве определенной системы ценностей, функционирующей в межкультурном и межцивилизационном измерениях.
Несмотря на очевидные достижения либеральной доктрины в международной общественной практике, многие вопросы остаются открытыми и особенно актуальными для современной российской социокультурной и политической ситуации. Насколько эта система универсальна? Имеет ли либерализм жесткую «привязку» к национальной культуре, национальным традициям, к менталитету нации и каковы здесь детерминационные акценты? Возможна ли альтернативная концепция, обеспечивающая демократические свободы граждан? Каковы, наконец, издержки либеральной политики и либеральной идеологии? Каково их влияние на иные сферы человеческого бытия, находящиеся за пределами хозяйственно-экон^шпгснюйз^анню^торобл^мвовой деятельности?
Изучение идей либерализма в отечественном обществознании занимает значительное место, хотя сами исследования в этой области были начаты в России сравнительно недавно. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в «советский» период развития нашего Отечества, общественная наука была поставлена в жесткие рамки единой концепции исторического материализма. Западная мысль признавалась «враждебной», «загнивающей»; зарубежные исследования на русский язык не переводились, и даже литература на иностранных языках, в данной области, не была доступной.
Но и в первые годы постсоветского периода серьезных исследований по проблеме либерализма практически не велось. Это объясняется тем, что, первоначально, либерализм был воспринят политической властью и значительной частью общественности в качестве готовой «панацеи» от всех социально-политических бед. И лишь в последние годы, на фоне социально-политических и экономических кризисов, на фоне «пробуксовки» реформ, роста недовольства населения ходом модернизационных процессов, произошло осознание всей сложности и противоречивости как феномена либерализма, так и гуманизма, что, в свою очередь, начало стимулировать исследовательскую деятельность в данном направлении.
Среди множества работ поверхностного характера, посвященных либеральной системе ценностей, не выходящих за рамки политической публицистики и беллетристики, отметим серьёзные наработки, связанные с именами А.С. Панарина, М.М. Ковалевского, Б.В. Михайлова, К.С. Гад-жиева, О.Ю. Малиновой и др.
Весьма полезными для нас оказались материалы, которые, хотя и впрямую не касаются заявленной нами темы, но, тем не менее, внесли существенный вклад в концептуальное оформление данного диссертационного исследования. Речь идет о развитии теории политических режимов в трудах Ф.М. Бурлацкого, А.И. Денисова, Е.Н. Кузнецовой, B.C. Петрова, J1.M. Энтина, Е.Н. Шакотько, В.М. Якушина. Весьма интересен анализ политических режимов различных регионов земного шара, данный С.Н. Лебедевым, А.Г. Орловым, Г.Н. Мирским, В.А. Царегородовце-вым. Также небезынтересными оказались исследования, посвященные анализу феномена тоталитаризма (М.Н. Афанасьев, К.С. Гаджиев, С.А. Григорян, Ю.Н. Давыдов, А.А. Кара-Мурза, И.А. Исаев и др.).
Мимо нашего внимания не прошли и изыскания современных западных ученых, работающих в области обоснования и модернизации либеральных идей - Макса Вебера, Жозефа Шумпетера, Гоутамо Моска, Эмиля Шартье, Луи Бодена, Шарля Риста, Рене Куртена, Даниэля Билля и др.
При этом, можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют работы, в которых бы исследовался феномен либерализма не только в качестве общественно-политической системы, но и в качестве системы г^енностей, непосредственно связанной с определенным типом мировоззрения. Малоисследованными в отечественной философии оказались проблемы, связанные с мировоззренческими основами либерализма, а также с его концептуальной адаптацией в процессе функционирования в различных культурных и цивилизационных традициях.
Научная новизна.
В данном исследовании впервые в научной литературе предпринимается попытка общефилософского анализа феномена либерализма, а также его представления в качестве проблемы общественного сознания. В результате выявляется место и роль либеральной системы ценностей в европейской ментальности.
1. В диссертационном исследовании на основе анализа исторических форм политического сознания и современных достижений политической и исторической науки осуществлена интерпретация либерализма не только в качестве концепции, регулирующей социально-политические, экономические и правовые отношения, но и в качестве системы ценностей, определяющей идеологию, аксиологические приоритеты, нравственные позиции и мировоззренческие ориентиры общества.
2. Как представляется диссертанту, а настоящей работе впервые в должном объеме произведен анализ сильных и слабых сторон либерализма и западноевропейского гуманизма с целью определения конструктивных границ его применения в современной российской социокультурной и политической ситуации;
3. В диссертации, на основе использования многочисленных историко-культурных источников, осуществлена попытка осмысления мировоззренческих (философских, религиозных, культурных) основ либеральной системы ценностей, и, в соответствии с этим, определение теоретической возможности границ ее распространения в странах неевропейской культурной ориентации. Методология исследования.
В работе применяется принцип единства исторического и логического в подходе к феномену либеральной системы ценностей, а также используются идеи системно-аналитического моделирования и диалектический принцип всеобщей связи.
Цели и задачи исследования.
Целью работы является изучение места либеральных ценностей в структуре европейской ментальности, а также изучение взаимовлияний между феноменом либерализма и идеалом рациональности, между феноменом гуманизма и системой либеральных ценностей. В диссертации показаны метаморфозы либерализма в постмодернистской стратегии развития культуры.
Цель диссертации определяет и частные конкретные задачи, среди которых особо отметим:
- исследование либерализма не только в качестве концепции, регулирующей социально-политические, экономические и правовые отношения, но и в качестве системы ценностей, определяющей идеологию, аксиологические приоритеты, нравственные позиции и мировоззренческие ориентиры общества;
- анализ сильных и слабых сторон либерализма и западноевропейского гуманизма с целью определения конструктивных границ его применения в современной российской социокультурной и политической ситуации;
- осмысление мировоззренческих (философских, религиозных, культурных) основ либеральной системы ценностей, и, в соответствии с этим, определение теоретической возможности границ ее распространения в странах неевропейской культурной ориентации.
Научно-практическая значимость работы.
Материалы и выводы исследования дают представление о феномене либерализма, его истоках и перспективах существования в поле европейской культуры. Результаты исследования могут быть использованы в научно-практической работе и практике преподавания философии и культурологии.
В прикладном отношении, материалы диссертации могут оказаться полезными в деле реформирования общества на границах постсоветского пространства, а также в выработке концепции национальной безопасности.
Апробация работы.
Основные положения и выводы данной работы изложены в выступлениях на методологических семинарах кафедры философии Московского государственного университета сервиса, а также докладывались на научных симпозиумах и конференциях, раскрываются в ряде опубликованных и подготовленных к публикации работ.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Личность и государство в русской социально-философской и политической мысли: XIX - начало XX века2006 год, доктор философских наук Голиков, Альберт Константинович
Либеральная общественно-политическая мысль конца XIX - начала ХХ вв. о проблеме российской идентичности2001 год, кандидат исторических наук Коновалов, Андрей Анатольевич
Либерализм и реформаторство в России: Взаимодействие парадигмы и практики1999 год, кандидат политических наук Никотин, Алексей Дмитриевич
Доктрина западноевропейского классического либерализма: История формирования и развития. Проблемно-политологический анализ2001 год, доктор политических наук Дергунова, Нина Владимировна
Либеральное понимание общественного идеала в русской философии2003 год, кандидат философских наук Баркова, Ирина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Мамытов, Булатбай Мамытович
Итак. Мы провели исследование, в р результате которого можно сделать ряд выводов касательно роли и места либерализма в современном мире и его дальнейшего существования как важнейшей доминанты поли тической культуры, и прежде всего в связи с Евразией, которая активно окунулась в процессы либерализации. Гуманистические идеи мы однаж ды уже попытались воплотить; что в результате этого получилось, нико му объяснять не надо; это опыт, который был проведён по всем законам научной методологии, а потому обладает признаками всеобш:ности, уни версальности и объективности, как всякое действительно научное знание.Теперь страны постсоветского пространства захотели свернуть и пойти в обратном направлении, благо много сердобольных советчиков. В свете такой перспективы и посмотрим на либерализм.Постоянным лейтмотивом всего нами вышесказанного было то, что либеральная система самым тесным образом связана с протестантской ментальностью, то есть особым типом культурного сознания, сформиро вавшегося в специфических исторических условиях. Страной победив шей либеральной демократии являются США, которые изначально фор мировались как протестантская страна. И в этом смысле невозможно полное перенесение либеральной модели в иные культурно цивилизационные системы, тем более столь отличные по своим архети пам, как, скажем, Россия и Казахстан. Даже европейский Запад не при нимает абсолютно либерализм, постоянно вычленяя и отсекая то, что не соответствует выработанным веками местным стандартам. Даже Герма ния, являюгцаяся колыбелью Реформации, не может себе позволить пол 138 ное принятие либеральных стандартов. Да и не хотят европейские страны их принимать в полном объёме, нет в том нужды, так как существуют собственные проверенные модели, конечно, коррелирующие с либера лизмом, но учитывающие национальную специфику.Тем более становится понятной, почему наиболее развитые страны Азии с опаской смотрят на либеральную демократию, и лишь влияние экономических факторов заставляет их идти на определённые уступки данной модели социальных, политических, экономических, да и культур ных отношений.Экспансия либерализма представляется сегодня серьёзной угрозой культурному суверенитету различных регионов земного шара, потому что, проникая на волне политических, социальных и экономических из менений, которым подверглись многие страны в последнее десятилетие, он воздействует на глубинные основания культурного сознания и заме щает, вытесняет прежние архетипы. Возникает некое подобие раковой опухоли: с одной стороны, это вроде бы клетки самого организма, а с другой, они действуют против него, разрушая защитные механизмы. Как явление духовной культуры, либерализм может органично существовать лишь там, где для него имеются собственно духовные основания, как это видно на примере протестантизма и Америки, а отчасти и Западной Ев ропы, где эта традиция выкристаллизовывалась. В регионах же, которые не имеют подобных традиций, либерализм, замещая, как мы сказали, центральные архетипы существования культуры региона, приводит к обездуховлению, полной духовной деградации, потому что оказывается внешним, наносным, не укоренённым в привычках, традициях, обычаях народа. Это мы и наблюдаем сейчас в странах Евразии.Уже Ф.М. Достоевский точно подчеркнул эту особенность либера лизма. В романе «Идиот» один из героев, которого, кстати, поддержал князь Мышкин (а говорит и о согласии с этими мыслями самого автора), рассуждает о русских либералах. Приведём ряд весьма показательных цитат.«...русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский ли берал [курсив автора].»'^^ «Не национальное; хоть и по-русски, но не национальное; и либе 124 ралы у нас не русские, и консерваторы не русские...» .«...русский либерализм не есть нападение на существующие поряд ки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию.»'^^ Таким образом, либерализм опасен не сам по себе. Мы не будем спорить, плох ли он или хорош внутри себя. Идея в ином. Опасно его не ограниченное заимствование, когда либерализм априорно становится аб солютной ценностью. А такой подход превалирует в работах большинст ва прозападно настроенных социологов, политологов, социальных пси хологов и других. И в их работах невозможно найти никаких объяснений того, почему Россия или Казахстан должны обустроиться на основаниях либеральной демократии. Должны и всё! - ведь с их точки зрения, либе ральная демократия есть абсолютное добро, а потому - истина в первой инстанции, не требующая объяснений. Конечно, ценности, которые ста вит во главу угла либеральная модель, сыграли свою важную роль в раз витии цивилизации. Но достаточно даже невооружённым глазом посмот реть на мировую историю, и мы увидим огромное количество идей, кото 12^ Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 15-ти тт. - Т. 6. - Л. 1989.-С. 334.'^ '* Там же.'^ ^ Там же, с. 336.рые когда-то считались незыблемыми, а теперь они призраками гуляют по страницам учебников.И в этой связи возникает ещё одна проблема, которой мы хотели бы завершить данный параграф. Транслируясь на многие регионы земли и подкрепляя своё движение политическими, финансовыми, а порой и военными основаниями, либерализм уменьшает, а то и совсем уничтожа ет право на существование иных точек зрения, иных социально политических и экономических систем. И тем самым резко сужает гори зонты развития для всего человечества, которое и так уже начинает зады хаться от отсутствия перспективных целей дальнейшего существования.И в заключении, на основе вышесказанного, еще раз подчеркнем: либерализация и демократизация общества - не синонимы. Не случайно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем очередном послании народу, подчеркивая принципиальный курс правительства страны на расширение демократических процессов, отметил: «Экспорт либерализма в конце двадцатого века, также как экспорт революции в первой полови не этого богатого политикой столетия, контрпродуктивен» .Н. Назарбаев. К свободному, эффективному и безопасному об ществу. Послание Президента страны к народу Казахстана // Казахстан ская правда. 25 октября 2000 года.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мамытов, Булатбай Мамытович, 2003 год
1. Агафонов В. Рокитянский В. Россия в поисках будущего. М., 1993.
2. Акопян К. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) Человек 1995, 6 и 1996, 1.
3. Аксючиц В. Идеократия в России. М., 1995.
4. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) Полис. 1995. №3
5. Антология мировой политической мысли в пяти томах. М., 1997. Т.
6. Зарубежная политическая мысль. XX в.
7. Аргингазин А.А. Пять лет с дипкорпусом Вестник Министерства Иностранных Дел Республики Казахстан, 1, 1998
8. Архангельский А. «Гей, славяне!» Черты исторического самосознания на сломе эпох. Новый мир. 1995, 7.
9. Ахиезер А.С. Оппозиция типов сознания и феномен двоевластия Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
10. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. Вопросы философии, 1990, 6. Ю.Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Вопросы философии, 1969, 9.
11. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
12. Бесс Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения. Вопросы философии, 1972, 4.
13. Богатуров А.Д. Модели поведения на фоне реформ Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
14. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
15. Борисов С Б Феномен интеллигента в контексте русской культуры Философские науки. 1991. №3
16. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986-1992. П.Булгаков Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-филисофские параллели) Булгаков Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. Т.2.
17. Булгаков Н. Основные проблемы теории прогресса Булгаков Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. Т.2.
18. Булгаков Н. Философия хозяйства Булгаков Н. Сочинения в двух томах.-М., 1993. Т. 1. 142
19. Василенко И.А. Политическое время на рубеже культур Вопросы философии. 1997. 9.
20. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
21. Вебер Макс. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994.
22. Вейдле В.В. Россия и Запад. Вопросы философии, 1992, 1.
23. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.
24. Виноградов А.В. Инверсия развития и общественное сознание: от Петра I до Ленина Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
25. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века. М., 1977.
26. Гаджиев И.С. О природе конфликтов и войн в современном мире Вопросы философии, 1997, 6.
27. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. Вопросы философии, 1992, 2 ЗО.Гальцева Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции Новый мир. 1992, №7.
28. Гарин И.И. Лютер. Харьков, 1994.
29. Гвардини Р. Конец Нового времени. Вопросы философии, 1990, 4. ЗЗ.Гватари Ф., Делез Ж. Капитализм и шизофрения. М., 1991.
30. Гельвановский М., Крюкова А. Рынок: формула счастья или трудный путь к согласию. Общественные науки и современность, 1992, 2. ЗЗ.Глинчикова А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? Вопросы философии, 1997, 3. Зб.Гребнев Л.С. Философия экономики: (Старые истины и новое мышление). М., 1991.
31. Григорьян Б.Г. Философская антропология. М., 1982. 3В.Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций рационального выбора: почему так мало удалось узнать? Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
32. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. Вопросы философии, 1992, 1.
33. Гудков Д. Общество, культура, человек Свободная мысль. 1991, №17.
34. Гулыга А. Стать зеркалом души народа. Вопросы философии, 1988, №9. 143
35. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
36. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1987.
37. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
38. Гуревич А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. М., 1990.
39. Гуревич П.С. Наука и человек в позитивизме. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
40. Гурьева Д., Бондаренко Д., Полиновский К вопросу об экономических представлениях россиян: (По результатам эмпирического исследования) Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. №7.
41. Гусаков М. Три «Д»: демография, демократия и демагогия Открытая политика. 1996. №3
42. Давыдов Ю.Н. Гомоэкономикус. //Диалог, 1990, 14.
43. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры. М., 1980.
44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
45. Девятова С В Современное христианство и наука. М., 1994.
46. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
47. Деловая культура российского общества. Общественные науки и современность, 1993, 3, 4.
48. Дроздова Н.П., Протанская Е.С. Экономика и мораль: к переоценке стереотипов Экономические отношения в социально-культурной сфере. Спб., 1992.
49. Думский либерализм Открытая политика. 1995. №2
50. Дьюи Дж. Возрождающийся либерализм Полис. 1994. №3
51. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») Вопросы философии. 1995. 6.
52. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола). Вопросы философии, 1995, 6.
53. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.
54. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977. бЗ.Зак Д.М. История изучения советской культуры. М., 1981.
55. Запад и Восток: традиции и современность. М., "Знание", 1993.
56. Зарубина П.Н. Социокультурные основы хозяйственной деятельности. Социологические исследования, 1994, 8, 9.
57. Зиновьев А. Гомо советикус. М., 1991.
58. Ибрагимов Г.Э. Теоретические предпосылки к исследованию эмпирических проявлений феноменов конформизма и нонкомформизма в
59. Иванов Вяч. Воскрешаемая культура. Иного не дано. М., 1988.
60. Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности Вопросы философии. 1995. 6.
61. Ильин М.В., Цимбурский В,Л. Открытое общество: от метафоры до ее рационализации. М., 1997
62. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. В 3-х тт. М., 1995.
63. Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
64. Ишмухамедов А. К формированию государственной национальной идеи в Казахстане Саясат. Алматы, 2001, 7-8
65. Кадыржанов Р.К. Восприятие демократии населением современного Казахстана Саясат. Алматы, 2001, 7-8
66. Калмыков В.Н. Что мы есть и куда движемся? Социальнополитический журнал. 1993. №3
67. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? Кант И. Сочинения. Т.6. М, 1966.
68. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1964-1966.
69. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути». Вопросы философии, 1993, 4.
70. Капелюшников Р. Российский либерализм: быть или не быть? Либерализм в России. М., 1993.
71. Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии Полис. 1994. №5
72. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян Полис. 1994. №1
73. Капустин М. Конец утопии? М., 1990.
74. Кара-Мурза Трагические ошибки честных демократов, или Почему обречена либеральная реформа в России Alma mater. Вестник высшей школы. М., 1992, 7-9.
75. Кара-Мурза Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М., 1993.
76. Кара-Мурза Г. Наука о кризисе цивилизации Вопросы философии. -М., 1990, №9.
77. Козловский П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юнгера Вопросы философии. 1997. №12
78. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. 14S
79. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
80. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей Полис. 1994. №3
81. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 1998
82. Кортунов В.В. Восприятие либеральных ценностей в России ЗападРоссия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
83. Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2001.
84. Кортунов С В Судьба русского коммунизма. М., 1998
85. Краус В. На пороге нового тысячелетия. Вопросы философии, 1997, №5.
86. Кривушин Л.Т. Проблема государства и общества в демократической мысли. Л., 1978.
87. Кривцун О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса. //Человек, 1995, 1,3.
88. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». М., 1987.
89. Кризис цивилизации: выбор пути. М., 1992.
90. Ксарджян Этика бизнеса. М., 1992.
91. Куртц П. Гуманизм в исторической перспективе. Вестник МГУ. Серия «Философия». 1992, №2.
92. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России Социс. 1994. №5 103. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада (Пер. с фр.). М., 1992.
93. Леви-Стросс. К. Структурная антропология. М., 1980.
94. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982.
95. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий Современная сравнительная политология (Хрестоматия), М., 1997
96. Лилли Люди, машины, история. М., 1970.
97. Лобковиц Н. Христианство и культура. Вопросы философии, 1993, N3.
98. Локк Дж. Сочинения. М., 1988.
99. Лосский Н.О. Характер русского народа. Посад, 1957.
100. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
101. Люкс Л. Евразийство Вопросы философии. 1993. №6. И З Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1994. 1ЛЛ
102. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
103. Малинова О.Ю. Современные либеральные политические программы Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
104. Мандел Э. Власть и деньги. М., 1992.
105. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976
106. Маркс К. К еврейскому вопросу Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе.-М., 1978.-Т.1.
107. Маркс К. К критике политической экономии Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. Т.13.
108. Маркс К. Капитал Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978.-ТТ.23,24,25,26.
109. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. Т.42.
110. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
111. Медушевский А.Н. Об особенностях либерализма в России и странах Восточной Европы Вести. Моск. Ун-та, Сер. 12, «Социальнополитические исследования». 1993. №5
112. Международные договоры Республики Казахстан по оказанию правовой помощи (сборник документов), сост. Р.П. Акпарова. Алматы, 2000
113. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, в сфере обеспечения прав, основных свобод человека, охраны труда, миграционной политики в 2-х тт. Алматы, 2000
114. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.
115. Муссолини Б. Доктрина фащизма Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т. 2. 129. Н. Назарбаев. К свободному, эффективному и безопасному обществу. Послание Президента страны к народу Казахстана Казахстанская правда. 25 октября 2000 года. 130. Н. Назарбаев. О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год (ежегодное послание Президента республики народу Казахстана) Казахстанская правда, Аламаты, 2001, 2 0 7
116. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Алматы, 1997
117. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. М., 1983. 147
118. Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого. Вопросы философии. 1992, №11.
119. Онуфриенко Г. На перепутье: развитие культуры и механизмы власти Мысль. 1994. №15
120. Панарин А.С. Российская политическая культура на пороге XXI века Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998.
121. Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем Американская социологическая модель. М., 1994.
122. Патрушев А.И. Макс Вебер: дух и этос капитализма Философские науки.- 1990. №6
123. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975.
124. Покровская М.В. Формирование экономического сознания: поиск факторов Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992.
125. Полевой В.М. Искусство XX века. М., 1991.
126. Политическая культура: теории и национальные модели. М., 1994.
127. Попов А. Диалог: церковь и мир. М., 1993.
128. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1982.
129. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок Вопросы философии. 1992. №1
130. Римский клуб. Декларация. Миссия. Вопросы философии, 1995, №3.
131. Рыскалиев Т.Х. Духовные компоненты утверждения независимости Саясат. Алматы, 2001, 7-8
132. Рэгин Ч. Особенности компаративистики Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
133. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
134. Сарсембаев М.А. Дипломатическое и консульское право. Алматы, 2000
135. Сарсембаев М.А. Международно-правовые отношения государств Центральной Азии. Алматы, 1996
136. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980.
137. Сенин А.С. 1917 год: к вопросу о кризисе либерализма в России Вести. Моск. Ун-та. Сер. 12, «Социально-политические исследования» 1993. -№5
138. Сенин А.С. Либералы у власти. История повторяется? Кентавр. 1993.-№2 Ы8
139. Социально-политические теории современной буржуазной идеологии. М., 1981.
140. Старовойтов В.В. Генезис понятий демократии и личности (на материале древнегреческой истории). Дис. канд. филос. наук. М., 1988.
141. Степанова В.Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания Психол. журнал. М., 1993. Т. 14, 1.
142. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания на пути к типологизации. М., 1992.
143. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, 2997
144. Тоталитаризм и культура Вопросы литературы. 1992, Вып. 1.
145. Тощенко Ж.Т., Бойков В.Э., Иванов В.Н., Кудрина Т.А. Экономическое сознание: ориентиры и предубеждения. Социологические исследования. 1988. №3.
146. Туманов С В Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986.
147. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. 165. У танков В. А. Экономический образ мышления и его национальные особенности в России Вести. -Петерб. ун-та. Сер.5, Экономика. Спб., 1993.-Вьш.2.
148. Федотов Г.Г. Судьба и грехи России. Спб., 1992.
149. Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995.
150. Фромм Э. Здоровое общество Психоанализ и культура. М., 1995.
151. Фурман Д. Наш путь к нормальной культуре. Иного не дано. М., 1988.
152. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира Вопросы философии. 1988. №6
153. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
154. Хантингтон Столкновение цивилизаций? Политические исследования. 1994, .№1.
155. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? Вопросы философии. 1992. №2
156. Цебелис Дж. В защиту теории рационального выбора Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
157. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! (к пониманию истории России) Вопросы философии, 1997, 1.
158. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
159. Через тернии. М., 1990. 140
160. Чичерин Б. Различные виды либерализма Общественные науки и современность. 1993. №3
161. Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество Полис. 1997. №5-6
162. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988
163. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры Благоговение перед жизнью. М 1992
164. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. Вопросы философии. 1992, №6.
165. Шейнис В. У нас никогда не будет полного единства Открытая политика. 1996. №7-8
166. Шейнис В.Л. Пройден ли исторический рубеж? Полис. 1997. №1
167. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
168. Шубарт В. Европа и душа Востока «АУМ». Журнал эзотерического общества ИМА-пресс. СПб., 1990.
169. Щукин В.Г. Культурный мир русского западника Вопросы философии. 1993. №5. 189. ХЦукин Г. Христианский Восток и топика русской культуры. Вопросы философии, 1995, 4.
170. Югай Г. А. Толерантность разума Вестник Академии.
171. Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур Социологические исследования. 1994, №3.
172. Яновец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии, 1997, 1.
173. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
174. Acculturation, an Exploratory Formulation. The Social Science Research Council Summer Seminar on Acculturation American Anthropology, 1954, vol.4.
175. Adelung J.Chr. Versuclt einer Geschichte der Kultur des mensclrlichen Geschlechts. —Leipzig, 1782.
176. Agger B. Cultural Studies as Critical Theory. L., 1992.
177. Agrawal D. P. The Copper Bronze Age in India. New Delhi, 1971
179. Approaches to social theory. N.Y., 1986.
180. Archer M. S. Culture and Agency. Cambridge, 1988. 150
181. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilisations. Berkeley and Los Angeles, 1963.
182. Basham A. L. Aspects of Ancient Indian Culture. Bombey, 1966
183. Bauwan Z. Culture and Praxis. L., 1973.
184. Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1934.
185. Boas F. J. Race, language and Culture. N.-Y., 1960.
186. Boudin L. Le probleme des (lites. Paris, 1943.
187. Cassirer E. An Essay on Man. New Heaven. 1944.
188. Charbonneau B, Le Paradoxe de la Culture. P., 1965.
189. Dahrendorf K. The Modern Social Conflict. New York, Wiedenfeld Nicolson, 1988. 211. Den P. J. The right to welfare and the virtue of charity Social philosophy a policy. Oxford, 1993.
190. Doelling J. Individuum und Kultur: Ein Beilrag zur Diskussion. В., 1986.
191. Eliot T. S. Notes towards the definition of Culture. L, 1948.
192. Elkana Y.A programmatic attempt atan anthropology of knowledge Sciences and cultures. Science of Sociology. 1981. Vol.5.
193. Epstein K. Let There be Sculpture. 1942
194. Eugene Herrigel. Zen in the Art of Archery. London, 1953
195. Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalrer. Hamburg, 1964.
196. Giddens A. The consequences of Modernity. Stanford, 1990.
197. Gilinskiy Ya. Deviant Behaviour as a Reflection of Contested Boundaries and Shilling Solidarities Sociological Abstracts Xlll-th World Congress of Sociology. San Diego, 1994.
198. Habermos J. Theorie des kommunikativen Handels. Bd. 1,2. Fr.-amMain, 1986.
199. Hacker P. Zur Entwicklung der Avataralchre «Wiener Zeitschrift fur die Kunde Slid- und Ostasiens». 1960, N 4
200. Hall B.T. The silent language. N.-Y., 1970.
201. Hammond P. B. Introduction to Cultural and Social Anthropology. N. -Y., 1971.
203. Harris M. Culture, Man and Nature. An Introduction to General Anthropology. N.-Y., 1971.
204. Havell E. B. The Ideals of Indian Art. 1920
205. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1931
206. Herskovils M. Cultural Anthropology. N.-Y., 1955.
207. Jenks Chr. Culture. L and N.-Y., 1993.
208. Jouvenel B. De la suuverainit(. Paris, 1955. 1 SI
209. Kane P. V. History of Dharmashastra, vols. I-V. Poona, 1930-1962
210. Kaplan D., Manners R. A. Culture Theory. N.-Y.. 1972.
211. Keesing R.M., Keesing F.M. New Perspectives in Cultural Anthropology. New York, Wintson, 1971.
212. Klemm G. Allgemeine Kulturwissenschaft. Bd. I
214. Kreatur Mensch. Modeme Wissenschaft auf der Suche nach dem Humanum. Hrsg. von G. Altner. Munchen, 1973.
215. Kroeber A, L., The Nature of Culture. Chicago, 1 952. 238. bCroeber A. L., Configuration of Culture Growth. Berkeley Los Angeles, 1944.
216. Laube dun neuveau liberalisme. Paris, 1953.
217. Lankavatara Sutra. Transl. By D. T. Suzuki, London, George Routledge and Sons, 1932
218. Lippmann W. La cit( libere. Paris, 1939.
219. Luhmann N. Sessile System. Grundriss eider allgemeinen Theory. Fr. -am-Main, 1984.
220. Malinowski B. A., Scientific Theory of Culture. North Carolina, 1944.
221. Morris С W. Signs, Language and Behaviour. N.-Y., 1946.
222. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. N; Y., 1965.
223. Parsons T. The Social System. L., 1951.
224. Philosophy and Culture: Studies from Hungary. Published on the Occasion of the 17-th World Congress of Philosophy. Budapest, 1983.
225. Postmodernism. A Resder. Ed. and intro. by Th. Docherly. N. -Y., 1993.
226. Prince M. Self-concept, money beliefs and values J. of econ. psychology Amsterdam, 1993. Vol. 14, N 1.
227. Problemes de la culture et des valeures culturelles dans le monde contemporain. P., UNESCO. 1983.
228. Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. L, 1958.
229. Reble A. Schlelermochers KuItuфhilosophie. Erfut, 1935.
230. Robinson J.M. The Later Haidegger and Theology. N.J., 1963
231. Rueff J. Pourguoi malgr( tout je reste liberal. Paris, 1934.
232. Social Problems around the Baltic Sea. Helsinki: NAD publ, N 21, 1992.
233. Social Problems in Newspapers: Studies around the Baltic Sea.
234. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol. I 4; N.-Y., 1937 1941. IS2
235. Tachumi R. Theoris de la culture. P., 1975.
236. Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Munchen, 1963
237. Welsch W. (Herausg.) Wege aus der Moderne. Schltlsseltexte der Postmoderne Diskussion. 2 Auft. В., 1994.
238. Wheeler R. E. M. The Indus Civilization. Cambridge, 1968
239. White L. The Evolution of Culture. N.-Y., 1959
240. White L. The Science of Culture. N.-Y., 1949.
241. White Leslie A. The Concept of Cultural Systems. New York, 1975.
243. Wilson G., Wilson M. The Analysis of Social Change. Cambridge, 1944.
244. Znamecki F. Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbane -Illinois, 1952.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.