Философско-культурологические образы человека и парадигмы образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бухтина, Татьяна Петровна

  • Бухтина, Татьяна Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 165
Бухтина, Татьяна Петровна. Философско-культурологические образы человека и парадигмы образования: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2005. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бухтина, Татьяна Петровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ ОБРАЗЫ ПЕРВАЯ ЧЕЛОВЕКА И ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

§1. Культурно-антропологические образы человека и парадигма классической античной Пайдейи.

§2. Христианская антропология и византийская

Пайдейя.

§3. Проблема человека и рационализация образования в западноевропейском христианстве.

ГЛАВА КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТАМОР-ВТОРАЯ ФОЗЫ МОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ . 8?

§1. Гуманизм Возрождения и Просвещения: у истоков рационально-индустриальных версий образования.

§2. Виртуализация европейского гуманизма и по, стиндустриальный кризис образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологические образы человека и парадигмы образования»

Актуальность темы исследования. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриальной цивилизации де-гуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем мире человек, провозглашенный как Еысшая цель и просветителями, и либералами, и марксистами, на деле был превращен или в «трудовой ресурс» и материал исторических экспериментов, или в объект приложения социальных манипуляций, средство повышения эффективности производства. Самоценность человеческой личности как неповторимой индивидуальности и цели культурной эволюции, когда-то утвержденная Кантом на основе античных и христианских образов человека, сейчас просто забыта.

Если гуманизм в его классическом (новоевропейском) антропоцентри-стском понимании в современных условиях стал явно ограничен и недостаточен, а постмодернистская дегуманизация ведет нас в экзистенциальный тупик, то что же движет людьми в их нравственном, духовном, культурном развитии? Как познать механизмы и смыслы нравственного совершенствования? Лежат ли они в самой природе человека? Или они заложены многозначно понимаемым Богом? Можно ли их стимулировать и мотивировать извне -скажем, в сфере образования? Как соотносится оно с предшествующими фи-лософско-культурологическими образами человека и формами традиционного образования, в том числе и с опытом образования религиозного?

Все это вопросы для обстоятельного философского исследования, опирающегося на тысячелетний опыт воспитания и образования человека.

Степень разработанности проблемы. Проблема нашего исследования глубоко укоренена в самой действительности, связанной с практикой воспитания и образования человека. Поиски и споры, ведущиеся в современной философии образовании, определяются, в конечном счете, дилеммой рационализма-эмпиризма классической новоевропейской философии.

Эта традиция «нового времени» дала миру и классическую «просветительскую» педагогику (Я. Коменский, Песталоцци, Фребель, Дистервег и др.), и гуманитарную версию образования (Дж. Дьюи, Т. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), и неклассическую «философию образования» (И. Шефлер, К. Маклеллан, Э. Макмиллан, P.C. Питере, Д. Солтис, X. Херст и др.). «Классическое» новоевропейское образование человека окончательно сложилось во второй половине XIX - начале XX столетия на основе новоевропейской философской антропологии и породило целую плеяду ученых, способствовало научно-техническому прогрессу, демократизации общественной и повседневной жизни человека в мире модерна, в индустриальной цивилизации. Но оно было связано и с переходом от классического философского рационализма и эмпиризма к неклассическому критицизму и постмодернистскому релятивизму.

Можно отметить, что советская философско-культурологическая, антропологическая традиция почти всегда шла в русле тех или иных парадигм в формировании образов человека и моделей образования, часто только прикрываясь идеологическими формулами марксизма. Здесь следует обратиться к переосмыслению философско-антропологический идей и философско-образовательных проектов П.П. Блонского, JI.C. Выготского и его школы, C.JI. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, М.К. Ма-мардашвили, Г.П. Щедровицкого, теории диалога культур B.C. Библера (выраставшей из развития культурологии М.М. Бахтина), философской антропологии И.Т. Фролова и многих других отечественных философов и ученых, в том числе и ныне здравствующих. В этом ряду стоят и новейшие разработки уже «новороссийской» философской антропологии и философии образования (А.П. Валицкая, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, В.М. Розин, П.Г. Щед-ровицкий и др.).

Важно подчеркнуть и тот факт, что часто в этих «хрестоматийных», диатрибических течениях теряется (или ей придают статус «необязательности» и «экзотичности») религиозно-философская парадигма культуры, человека и образования. Она коренится не только в философских системах античности (Сократ, Платон, Аристотель) и христианской теологии (Климент Александрийский, Ориген, Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Пьер Абеляр и др.), но и в философии образования Монтеня и Коменского, Ж.-Ж. Руссо и JL Н. Толстого, А. Швейцера и М. Бубера. В эту парадигму почти полностью вписывается вся значимая русская философско-культурологическая, философско-антропологичес-кая и философско-образовательная традиция: М.М. Сперанский, С.П. Шевы-рев, В.Ф. Одоевский, A.C. Хомяков, Д.П. Юткевич, J1.H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Несмелов, В.В. Розанов, Н.А Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и другие.

Интерес мирового философского сообщества к проблемам религиозной антропологии, синтезу религиозного и светского образования подтверждает и философско-просветительский проект «Пайдейя», который возник в рамках XX Всемирного философского конгресса (Бостон, США, август 1998 г.). Развитие проекта нашло воплощение в идеях нескольких международных философских конференций. В январе 2002 г. в Вене состоялась конференция «Пайдейя для XXI века?», которая поставила два фундаментальных вопроса «Учить для чего?» и «Образовывать и воспитывать - зачем?». И если участники этого форума обсуждали различные социокультурные и экзистенциальные параметры кризиса в современном образовании, то следующая конференция «Пайдейя и религия: Образование во имя демократии?» (Бостон, США, март 2003 г.) попыталась наметить ориентиры выхода из образовательного кризиса, в том числе и на путях гармонизации светского и религиозного образования и воспитания. Неслучайно, что сама этимология слов «пайдейя» и «культура» совпадает и включает в себя смыслы воспитания, образования человека и религиозного почитания.

Именно возврат к принципам христианской антропологии, ценностям и парадигмам религиозного воспитания и образования человека, сопряженным с современным научно-техническим процессом, позволит нам вернуть культуре и образованию их укорененность в онтологической целостности человека как образа и подобия Бога. В рамках религиозной философско-культурологической традиции предлагается человека рассматривать как открытую систему с позиции ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции, возвращающей нас к образам антично-христианского мира. Человек - не самовольный субъект в дурной бесконечности космоса (модерни-сткий вариант), не коммуникативный симулякр (постмодернистский проект), но микрокосм - синергийный центр соработничества социума, природы и Бога.

Таким образом, напрашивается вывод, что в антропологическом поле философии рубежа ХХ-ХХ1 веков сопряжены рационально-гносеологические и эмпирические, социологические и биологические, культурологические и теологические, тоталитарные и нонконформистские образы человека, которые так или иначе увязаны с философско-образовательными проектами и практическими технологиями формирования человека в трансформирующемся мире модерна.

Учет всех парадигм, на наш взгляд, необходим при модернизации отечественного образовании. Все это позволит нам, не отказываясь ни от научно-европейских, ни от религиозных традиций, ни от национальных, идти вперед.

Основная проблема предпринимаемого исследования и состоит в том, чтобы дать теоретический синтез антропологических образов, воплощенных в различных вариантах исторической Пайдейи, с философемами и практиками современного образования. По крайней мере, до последнего времени мы не наблюдали осознанного стремления со стороны философов и гуманитариев произвести подобный синтез на междисциплинарном уровне.

Соответственно, целью нашей диссертационной работы являются фи-лософско-теоретическая реконструкция культурных моделей и философских образов человека и их сопряжение с парадигмами образовательных систем. Поставленная цель определила и основные задачи диссертации: - рассмотреть антропологические основания античной Пайдейи;

- произвести реконструкцию образов человека в православной антропологии и их проявлений в византийском варианте Пайдейи;

- исследовать религиозные и богословско-философские предпосылки формирования католической системы образования;

- показать связь гуманизма Возрождения, Реформации и Просвещения с парадигмами классического модернистского образования;

- исследовать неклассические модели человека и кризис современного образования в условиях постиндустриальной культуры.

Теоретико-методологические основы исследования. В диссертации использовались принципы, методы и подходы, позволяющие сопрягать фи-лософско-антропологическую проблематику с исследованием философско-культурологических парадигм образования в достаточно большом культурно-историческом пространстве и времени.

Диссертант опирался на а) общефилософский подход, определивший методологию междисциплинарного исследования объекта и предмета познания; б) философско-культурологическую и философско-антропологическую методологию, способствовавшие осмыслению конкретно-исторических образов человека, форм и содержания моделей образовательных систем; в) культурно-антропологические и культурно-семиотические методы, обусловившие возможность реконструкции и интерпретации знаково-символической природы культурных образов человека и парадигм образования.

В работе использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции, системного и структурно-функционального анализа, сравнительно-исторический метод, принцип исторического и логического, методы историко-педагогического исследования. Диссертация выполнена с учетом основных направлений в мировой и отечественной философской антропологии, философии культуры и философии образования, социологии, педагогики и психологии, заложивших фундамент междисциплинарного исследования человека.

Научная новизна диссертационного исследования:

- рассмотрены антропологические основания античной Пайдейи в качестве универсальной парадигмы последующих систем образования;

- произведена культурно-антропологическая реконструкция образов человека в православной антропологии и определены духовно-нравственные основы человеческого бытия в византийском проекте Пайдейи;

- показаны культурно-исторические к религиозно-антропологические основания формирования рациональной системы образования в католическом средневековье;

- дан анализ связи возрожденческого и просветительского гуманизма с модернистскими версиями человека и рационально-индустриальными проектами современной системы образования;

- исследованы экзистенциальные основания бытия в постиндустриальном мире и постмодернистский проект виртуализации образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Идеал калокагатии был той культурно-антропологической моделью, которая задавала человеческую соразмерность системе античного образования. Система Пайдейи, которую предложил Платон на основе принципа философской калокагатии (примата гармоничной души над телом), представляла собой одновременно и «консервативный» институт трансляции традиции, духовно-нравственного воспитания, и инновационный институт производства и систематизации знания.

2. Византийская цивилизация стала прямой, органичной наследницей живого культурного наследия античности. Христианство произвело своеобразный семиотический переворот в античной Пайдейе, перекодировало все религиозные смыслы бытия человека, изменило образ жизни и мышления, формы его культурной деятельности. Перекодировке и новому семиотическому синтезу была подвергнута и античная, и восточная (в том числе и библейская) антропология и системы образования. Христианство создало принципиально иную систему образования и воспитания человека.

3. Теоретические и духовно-практические образы человека, сформировавшиеся в лоне западного христианства, предполагали внимание к эмпирическому индивиду, психологизм и формально-логический дискурс, свободу воли в вопросах добра и зла и определили воспитательно-образовательные парадигмы не только «католической пайдейи», но и всей западной гуманистической педагогики.

4. Гуманизм эпохи Возрождения и Просвещения выдвинул институт образования на первое место в ряду социокультурных механизмов с целью производства инноваций и современной науки как формы теоретического знания, ориентированного на внедрение в процесс производства. Именно в XVIII веке сформировались основные философско-антропологические и культурно-социологические предпосылки обособления феномена образования человека как особого инструментально-технологического вида деятельности, что далее получило свое развитие в оформлении рационально-индустриальной версии и человека и образования.

5. Философская антропология XX столетия создала столь плюралистичный спектр метафор и понятий («человек играющий», «человек символический» и т.п.), что постепенно сам человек все более превращается в виртуальный симулякр информационно-медийной культуры. Новая информационная культура, с одной стороны, демократизирует образование, но с другой стороны, оно его дегуманизирует. Начинают продаваться своеобразные «образовательные брэнды», выполняющие по отношению к человеку такую же манипулятивную роль, как и другие продукты массовой медийной культуры. В системе дистанционного обучения фактически исчезает классическое ди-атрибическое субъект-субъектное отношение «учитель-ученик», а его место занимает информационный текст и тест - медийный симулякр действительного образования и воспитания.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления о содержании, организационных формах и социокультурных основаниях образовательных парадигм, их особенностях и противоречиях. Аналитический и системный подход к исследованию дает возможность совершенствовать процесс развития современных образовательных технологий, осознать суть кризиса современной образовательной системы и необходимость проведения ее реформы.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в методологическом и инструментальном ключе для развития и углубления научных работ по изучаемой проблематике, а также эффективно применены в современном учебном процессе в вузах при чтении курсов философской антропологии и религиоведения, философии образования и культурологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены, одобрены и рекомендованы к защите на заседаниях и учебно-методических семинарах кафедры социально-гуманитарных дисциплин МОУ «Волжский институт экономики и менеджмента - Высшая школа коммерции», а также сообщались в 2003/2004 гг. на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава МОУ «ВИЭиМ -ВШК», на Всероссийской научно-практической конференции «Роль вузов в формировании единой информационно - образовательной среды России» (Санкт - Петербург, 13-17 октября 2003г.); на региональной научно-практической конференции «Опыт духовного просвещения в современной системе образования» (Белгород, 17 апреля 2003 г.); на Всероссийской научной конференции «Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России» (Белгород, 6-7 октября 2004 г.).

По теме диссертации опубликовано 9 научных работ (общий объем составляет 5,95 п.л.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии и теологии Белгородского государственного университета и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бухтина, Татьяна Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что можно предложить в связи со всем сказанным в качестве обобщенных выводов? Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО, в своей работе «Новая страница», размышляя о «новой странице» в образовании, настаивает на преодолении такого «обезличенного» подхода. В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать, что, на наш взгляд, в определенной мере и отражает наличие многообразия таких культурно-антропологических образов человека и соответствующих им философско-культурологических и культурно-исторических парадигм образования. И именно «образование в самом широком смысле можно назвать средством, позволяющим каждому .обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества, искателем правды и выразителем этой правды, способным, пусть даже неосознанно, помочь каждой общине, каждому сообществу сделать шаг к лучшей жизни».126 Такой подход к образованию - это не только дань времени, но и более глубокое определение его сущности, не сводимой только к технологии передачи и усвоения знания, но включающей целостное преобразование человека, его, по известному выражению И. Гердера, «возрастание к гуманности».

Обычно эту функцию отдают самостоятельному процессу - воспитанию, оставляя образованию передачу накопленного предшествующими поколениями знания и профессионализацию. Определенные воспитательные эффекты и процессы социализации рассматриваются при этом как «побочный продукт». В действительности же то, что в образовании считается лишь сопутствующими моментами - вхождение в культуру, социализация и гуманизация, - является для общества не менее значимым, чем собственно овладение общим и специализированным знанием. Последнее предстает не только в своей прямой просветительной функции, но и как наиболее эффективный способ гуманизации и внедрения эталонов социальной деятельности человека и общества, именно поэтому, прежде всего нуждающегося в массовом образовании.

В настоящее время мы не имеем дела с единой педагогической практикой, напротив, формируются разные, существенно различающиеся виды педагогических практик (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное образование, религиозное, эзотерическое и др.). Естественно, что в этих практиках образование понимается по-разному. Следовательно, по-разному можно человека образовывать и разные цели в образовании преследовать. Тем самым философия становится разновидностью философии практики, а ее основное содержание - самосознанием всей образовательной деятельности, включая институциональную. Этим самосознанием должны быть охвачены и ситуация в мире, и место человека в нем. Сама логика развития философского знания предполагает личную вовлеченность, включенность человека. В этом плане стоит говорить об истоках образовательной активности в идее создания нового образа человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования. Содержания и цели педагогической деятельности состоят в том, чтобы ввести молодого человека в жизнь, вооружив его всеми необходимыми знаниями, навыками, способностями.

Современная жизнь требует, во-первых, глубоких профессиональных навыков и, в этом смысле, предполагает обученность конкретным видам знания и конкретным деятельностям, а, во-вторых, готовность к неоднократной смене своей деятельности (в профессиональных или непрофессиональных рамках), переходу от деятельности уже освоенной к более сложной (или отличной) в кратчайший срок и с минимальной затратой усилий. Подобное требование предполагает способность человека к активной выработке новых видов деятельности и связанной с этим способности к самообучению и непрерывному учению - к учению как процессу, который постоянно сопутствует процессу труда. С этой точки зрения цель обучения и образования формирование творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность своего труда. Сегодня этот тезис переосмыслен как требование не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, самому мышлению. Необходимо коренным образом менять сам способ построения учебных предметов, чтобы их освоение было одновременно и формированием способностей к подлинному мышлению. Только при такой структуре учебного процесса индивид в отведенный ему для обучения период сможет подключиться к современной культуре.

При этом под приобщением к культуре нужно понимать не просто воспитанность человека как конечный результат, но, прежде всего, освоение накопленных человечеством традиций, нравственных ценностей и норм. Культура - это совокупность существующих материальных и духовных условий жизни людей, сложившихся способов их деятельности, обычаев, социальных институтов (включая и саму систему образования) и т.д., совокупность, образующая своего рода живой организм, равновесную и одновременно динамичную систему. Наконец, культура - это также и сознательная, целеустремленная, творческая активность индивидов и сообществ, стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.п.

Новая идея образования должна исходить не только из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для учащегося новые миры (начиная от мира геометрии и арифметики, кончая миром нравственного действия, добра и зла), помогать ему войти в них, делиться собственным опытом погружения в эти миры и их освоения. Не столько преподавать, сколько заряжать интересом, увлекать, помогать, делиться опытом. В свою очередь, учащийся, открывая для себя новые миры, входя в них, осваивая их, должен рассматривать образование как процесс принципиально двусторонний: не только направленный в мир, вовне, но и обращенный на самого учащегося. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытие себя, «выслушивание» своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Необходимым требованием современного образования является и этическая (духовная) ориентация развития человека. Образованный человек -это человек культуры, человек воспитанный, имеющий такое мироощущение, что его жизнедеятельность способствует сохранению культуры, укрепляет ее. Обратим внимание еще на один момент. Образованный человек - это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов мы или наши дети избегут изменений, проблем. Подобно тому, как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения. В частности, поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования - к обучению знаниям и пассивному усвоению их.

Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е. должны обеспечивать свободу выбора, индивидуальность образовательного пути для личности. Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование Я-концепции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, программы жизненного пути), определенной работы над собой, в результате чего возникает в человеке разум (так, сказать, «человек в человеке»). С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к образованию собственное отношение. Более того, он может начать образовывать сам себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием (не является ли достижение этой стадии - идеалом образования?). Необходимо отметить, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического (телесного, духовного, родового) изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.

Как уже говорилось, образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это и определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

А пока необходимо отметить следующее.

Говоря о проблеме гуманизации образования необходимо отметить, что образование можно считать направленным на интересы развития личности, если через него удается решить следующие задачи:

- гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;

- стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления через освоение современных методов научного познания;

- добиться успешной социализации человека через его погружение в существующую культурную, в том числе техногенную и компьютеризованную, среду;

- научить человека жить в условиях насыщенной и активной информационной среды, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;

- реализовать потребности на новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники, науки и религии, науки и культуры, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

- конечной целью образования в современном мире является становление целостной Личности. Сегодня в образовании происходит поиск путей перехода к новой образовательной парадигме. Речь идет о достижении принципиально новых целей образования, состоящих в достижении нового уровня образованности отдельной личности и общества в целом. Необходимым шагом для этого является гуманизация образования.

148

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бухтина, Татьяна Петровна, 2005 год

1. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности/ С.С. Аверинцев // Новый мир. - 1988. - № 7. - С. 210-220.

2. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности/ С.С. Аверинцев // Новый мир. 1988. - №9. - С.227-239.

3. Аверинцев, С.С. Новый Завет / С.С. Аверинцев // Философская энциклопедия. Т.4. М.: Сов. энциклопедия, 1967. - С. 88-89.

4. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1977. - 320 с.

5. Азаркин, Н.М. Политико-правовое учение Монтескье: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / Н.М. Азаркин. М., 1981. - 135с.

6. Александрова, Р.И. Философия образования Российского зарубежья: духовно-нравственные искания / Р.И. Александрова, А.И. Белкин // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20-50-е годы XX века. -Саранск, 1998. С.42-51.

7. Алексеев, Н. Философия образования / Н.Алексеев, И. Семенов, В. Швы-рев // Высшее образование в России. 1997. - N 3. - С.88-94.

8. Антология мировой философии. В 4-х т.: Т. 1. 4.1-2: Философия древности и средневековья / Редкол.: В.В. Соколов, В.Ф. Асмус, В.В. Богатов и др.;АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1969. - 936 с.

9. Антология мировой философии. В 4-х т.: Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / Редкол.: В.В. Соколов, В.Ф. Асмус, В.В. Богатов и др.;АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1970.-776с.

10. Антология мировой философии. В 4-х т.: Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. первых двух третей XIX в / Редкол.: В.В. Соколов, В.Ф. Асмус, В.В. Богатов и др.;АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1971. - 760с.

11. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т.

12. T.I: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья / Сост., вступит, ст. и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 400 с.

13. Антология средневековой мысли: (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1. / Под ред. С.С. Неретиной. СПб.: РХГИ, 2001.-539 с.

14. Антология средневековой мысли: (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 2. / Под ред. С.С. Неретиной. СПб.: РХГИ, 2001.-635 с.

15. Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: Материалы межвуз. науч. конф., 28 мая 1998 г. / Оренбург, обл. ин-т усовершенствования учителей. Оренбург, 1998. - 91 с.

16. Барт, К. Очерк догматики / К. Барт. СПб.: Алетейя, 2000. - 272 с.

17. Баткин, JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности /Л.М. Баткин. М.: Наука, 1989. - 272с.

18. Бауман, 3. Индивидуализированное общество: Пер. с англ. / 3. Бауман. -М.: Логос, 2002.-281с.

19. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. Лит., 1990. - 543с.

20. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Д. Белл. М.: Academia, 1999. - С. 288.

21. Бердяев, H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1991. - 220 с.

22. Бердяев, H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев М.: Мысль, 1990.- 176 с.

23. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-С.445

24. Библер, B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 31-42.

25. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

26. Бирюкова, P.M. Социально-философские проблемы образования: Авто-реф. канд. филос. наук / P.M. Бирюкова. М., 1990. - 22 с.

27. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. М.: Наука, 1986.-256 с.

28. Бобров, В.В. Инновации в технологии высшего образования: Социал.-филос. аспект: Автореф. канд. филос. наук /В.В. Бобров. Новосибирск, 1995. - 24 с.

29. Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона / А. Боннар. М., Искусство, 1992. - T.I.- 269 с.

30. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVHI вв. Т. 2: Игры обмена / Ф. Бродель; Пер. с фр. Л.Е.Куббеля, Вступит. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1988.-632с.

31. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3: Время мира / Ф. Бродель; Пер. с фр. Л.Е.Куббеля; Вступит, ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1992. - 679с.

32. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель; Пер. с фр. Л.Е.Куббеля; Вступит, ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. -М.: Прогресс, 1986. 622 с.

33. Бухтина, Т.П. Античная Пайдея и религиозное образование / Т.П. Бухти-на, В.П. Римский // Опыт духовного просвещения в современной системе образования. Белгород: БелГУ, 2004. - С.34-41.

34. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. -704с.

35. Велькер, М. Христианство и плюрализм / М. Велькер. М.: Республика, 2001.-207с.

36. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вернан. -М.: Прогресс, 1988. 224 с.

37. Византия между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики: Сб. / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. СПб.: Алетейя, 1999. - 544с.

38. Виллер, Э.А. Учение о едином в античности и средневековье / Э.А.Виллер. СПб.: Алетейя, 2002. - 668 с.

39. Войтова, С.А. Социальная культура и роль образования в ее формировании: Автореф. дис.д-ра филос. наук/С.А. Войтова.- СПб., 1997.-37 с.

40. Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. A.A. Грицанова. М.: ACT; Минск: Харвест, 2001. - 1312 с.

41. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996.-414 с.

42. Высшее образование в России: Очерк истории / Под ред. В.Г. Кинелева. -М.: НИИВШ, 1995. - С. 247-248.

43. Галушкина, М. Прописные истины / М. Галушкина // Эксперт. 2004. -№41.-С. 120-124.

44. Галушкина, М. Концентрация на детстве / М. Галушкина // Эксперт. -2004.-№32.-С. 15-21.

45. Галушкина, М. Сорок недель у станка знания / М. Галушкина, Д. Денисова // Эксперт. 2004. - №34. - С. 86-90.

46. Гальцева, P.A. Западноевропейская культурфилософия между мифом и игрой / Р.А.Гальцева // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США.-М., СПб.: Университетская книга, 2000 С.9-24.

47. Гарнцев, М.А. Византийская философия / М.А. Гарнцев // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир эпоха Просвещения.- М.: Политиздат, 1991. - С.138-141.

48. Гарнцев, М.А. Западноевропейская философия / М.А. Гарнцев // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - С.155-158.

49. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения. T.IV: Система наук. 4.1: Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель; Пер. Г.Шепта; АН СССР; Ин-т философии. М.: Изд-во социально-эконом. лит., 1959. - XLVIII, 440с.

50. Гегель, Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель // Сочинения. Т. 8.

51. M.-Д.: Госсоцэкономиз, 1935. 470 с.

52. Гессен, С.И. Избранные сочинения: (Из истории отеч. филос. мысли) / С.И. Гессен. М.: РОССПЭН. - 1999. - 815 с.

53. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс. - 1995.- 447 с.

54. Гештор, А. Средневековый университет: управление и ресурсы / А. Геш-тор // Aima mater. 1996. - №5. - С. 23-28.

55. Григорьева, И.А. Философские аспекты образования. Существуют ли они? // Magister = Магистр. М., 1998. - N 6. - С.62-70.

56. Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период / Л.Н. Гумилев. -Л.: Наука, 1990. 279 с.

57. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

58. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я Гуревич. М.: Искусство, 1989. - 368 с.

59. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1981. - 359с.

60. Дамаскин Иоанн, преп. Точное изложение Православной веры / Иоанн преп. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. - 382 с.

61. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Дионисий Ареопагит- СПб.: Алетейя: Издательство Олега Абыш-ко,2002.- 854 с.

62. Добротолюбие / Сост. и предисл. Л.С. Кукушкина. М.: ООО «ACT»; Харьков: Фолио, 2001. - 528 с.

63. Долженко, О.В. Очерки по философии образования / О.В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с.

64. Домострой: Сб. / Сост. В. Колесов. М.: Худ. лит., 1991. - 319 с.

65. Драч, Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики /Г.В. Драч. М.: Гардарика, 2003. - 318с.

66. Дюби, Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. Смоленск: Полиграмма,1994.-320 с.

67. Дюмон, J1. Эссе об индивидуализме: Пер. с фр. / JI. Дюмон. Дубна: Из-дат. центр «Феникс», 1997. - 180с.

68. Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М.: ИНТОР, 1996.-80 с.

69. Егоршева, О.И. Мифология модерна в индустриальной цивилизации. Учебное пособие по спецкурсу / О.И. Егоршева. Волгоград: ВолГУ, 2002. - 50 с.

70. Егоршева, О.И., Культурно-исторические смыслы «современности», или Когда начинается «Новое время»? / О.И. Егоршева, В.П. Римский // Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей. -Белгород: Крестьянское дело, 2003. С. 111-120.

71. Журавский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Журав-ский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 510 с.

72. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. -200 с.

73. Зеньковский, В.В., Прот. Принципы православной антропологии / Протоиерей Зеньковский В.В. // Русская религиозная антропология. Т.2: Антология. М.: Московский философ, фонд, Моск. дух. акад., 1997. -С.431-466.

74. Зеньковский, В.В. Прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Протоиерей Зеньковский В.В. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 272 с.

75. Златоуст Иоанн, свят. Избранные поучения. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002. - 589 с.

76. Ильенков, Э.В. Философия и культура/ Э.В.Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.

77. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин // Одинокий художник. М.: Искусство, 1992. - С. 292-337.

78. Иноземцев, В.Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции /

79. B.Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999. - 674с.

80. Иоасафовские чтения: Материалы I международной научно-практической конференции. Белгород: Администрация Белгородской области, 2004. -340 с.

81. История педагогики. 4.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 1997. - 192 с.

82. Иегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т.1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996. - 356с.

83. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитаотелей и воспитательных систем). Т.2./ В. Иегер. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. - 335 с.

84. Каждан, А.П. Византийская культура (X-XII вв.) / А.П. Каждан. СПб.: Алетейя, 1997. - 280 с.

85. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - С.78-278.

86. Карлов, Н.В. Преобразование образования / Н.В. Карлов // Вопр. философии. 1998.-N И. - С.3-19.

87. Карсавин, Л.П. Путь православия / Л.П. Карсавин. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 557 с.

88. Карье, Г. Культурные модели университета / Г. Карье // Aima mater. -1996. №3. - С.28-32.

89. Кашкаров, А. Придется платить / А. Кашкаров // Эксперт. 2003. - №48.1. C.76-79.

90. Кессиди, Ф. X. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. М.: Мысль, 1972. -312 с.

91. Климова, С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры / С.М. Климова. СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.

92. Ковальчук, О.В. Цивилизационные модели диалога светской и религиозной культуры: Дис. канд. филос. наук / О.В. Ковальчук. Белгород: Бел-ГУ, 2004. - 155 с.

93. Козлова, H.H. Антропология социальная (Культурная) / H.H. Козлова // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2000. - С. 132-134.

94. Колотвин, A.B. Философия диалога и ее роль в современных концепциях образования: Автореф. дис. канд. филос. наук / A.B. Колотвин. М.: РАН. Ин-т философии, 1998. - 22 с.

95. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XYII XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов. -М.: Гос. юриздат, 1957. - С. 251.

96. Костюкова, Т.А. Философские основания религиозного воспитания / Т.А. Костюкова // Образование в Сибири. 1996. - N 1. - С.26-34.

97. Кузнецова, Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования: Автореф. дис. д-ра филос. наук / Т.Ф. Кузнецова. М., 1990. - 33 с.

98. Культура Византии: XIII первая половина XIV в. / Под ред. Г.Г. Литав-рина. - M.: Наука, 1991. - 640 с.

99. Культура Византии: Вторая половина VII-XII в. / Под ред. Г.Г. Литаврина. -М.: Наука, 1989.-680 с.

100. Культурология, XX век: Антология / Гл. ред. С .Я. Левит. М.: Юрист, 1995. - 703 с.

101. Кураев, А., диакон. Школьное богословие / А. Кураев. М.: Фонд «Благовест», 1999. - 368 с.

102. Кутырев, В.А. Апология человеческого: (предпосылки и контуры консервативного философствования) / В.А. Кутырев // Вопросы философии. -2003.-№1.-С. 63-79.

103. ЮО.Легофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Легофф. М.: Из-дат. гр. «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

104. Лежников, В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: Филос.аспект: Автореф. дис . д-ра филос. наук / В.П. Лежников. М., 1996. -40 с.

105. Лекторский, В.А. Пайдейя и вопрошание в обучении / В.А.Лекторский // Вестник Российского философского общества. 2002. - №2 (22). - С. 1820.

106. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: (ранняя классика) / А.Ф. Лосев. -М.: Высш. школа, 1963. 583 с.

107. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика / А.Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1974. 600 с.

108. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1969. - 715 с.

109. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. -623с.

110. Лосский, В.О. Боговидение / В.О. Лосский. М.: ООО «Изд-во ACT»,2003.-759с.

111. Лосский, И.О. Бог и мировое зло / И.О. Лосский. М.: ТЕРРА - Книжный клуб: Республика, 1999. - 432 с.

112. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Гнозис; Изд. группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

113. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллин: Александра, 1992. - 480с.

114. Любченко, B.C. Диалектика взаимосвязи форм знания и форм практической деятельности: (К проблеме генезиса естественнонаучного знания): Автореф. дис . канд. филос. наук / B.C. Любченко. Ростов н/Д: Изд - во Ростов, ун-т, 1982. - 18 с.

115. Лютер, М. Время молчания прошло: Избр. Произведения, 1520-1526гг. / М. Лютер. Харьков: Око, 1994. - 352 с.

116. З.Магомедов, Б.М. Философский анализ развития образования: Автореф. дис . д-ра филос. наук / Б.М. Магомедов. М., 1999. - 51 с.

117. Майор, Ф. Новая страница /Ф. Майор. М., 1994. - 235с.

118. Майоров, М.М. Формирование средневековой философии: (латинская патристика) / М.М. Майоров. М.: Мысль, 1979. - 431 с.

119. Макарий, архим. Поведение древних христиан в отношении к язычникам или примеры благочестия среди соблазнов / Архимандрита Макарий. -М.: Благовест, 1996. 148 с.

120. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. / М.К. Мамардашвили.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.

121. Мамардашвили, М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили, Э.Ю.Соловьев, B.C. Швы-рев // Философия в современном мире: Философия и наука. М.: Наука, 1972. - С. 28-95.

122. Маркс, К. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Пер. с нем.- 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 2. - С. 138.

123. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества / Г.Маркузе. М.: «REFL - book», 1994. -368 с.

124. Марру, А.-И. История воспитания в античности (Греция) / А.-И. Марру. -М., 1998. 162с.

125. Матяш, Т.П. Исихастский проект Возрождения // Христианство и культура: Научно-богословский сборник Белгород, 2002. - С. 158-162.

126. Махаров, Е.М. Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Махаров. М.: Знание, 1986. - 64 с.

127. Мегатренды мирового развития /Под редакцией М.Ильина, В. Иноземцева. М.: Экономика, 2001. - 130с.

128. Мейендорф, И., прот. Православие в современном мире / И. Мейендорф. -Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. 320 с.

129. Мистическое богословие Восточной Церкви / Сост. и предисл. JI.C. Ку-кушкина.-М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.-592 с.

130. Монтескье, Ш. Персидские письма: Пер. с фр. / Ш. Монтескье. М.: Гос1. Политиздат, 1956. 360с.

131. Назарчук, A.B. Этика глобализирующегося общества / A.B. Назарчук. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. 234с.

132. Неретина, С.С. Возможности понимания / С.С. Неретина // Антология средневековой мысли: (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т.1. СПб.: РХГИ, 2001. - С.5-18.

133. Николаева, О. Православие и свобода / О. Николаева. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 398 с.

134. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. / Э. Ноэль-Нойман. М.: Прогресс-Академия, 1996. - 310с.1320 человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

135. Огурцов, А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика / А.П. Огурцов // Человек. 2001. - №3-4. - С.6-12.

136. Олсон, А. Международная конференция «Пайдейя для 21-го века? / А. Ол-сон, И. Тууль // Вестник Российского философского общества. 2002. -№1 (21).-С. 60-64.

137. Олсон, А. Образование во имя демократии / А.Олсон, И. Тууль, Д. Стай-нер // Вестник Российского философского общества. 2003. - №1(25). -С.50-60.

138. Ориген. О началах / Ориген. СПБ.: Амфора, 2000. - 382 с.

139. Отцы, матери, дети: Православное образование и современный мир. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 460 с.

140. Панарин, A.C. Православная цивилизация в современном мире / A.C. Па-нарин. М.: Эксмо, 2003. - 544 с.

141. Панарин, A.C. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / A.C. Панарин // Вопросы философии 2003. - № 6. - С. 23-36.

142. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1997. - 270с.

143. Перевозчикова, Л.С. Гуманизм как ценностное основание современноговысшего образования: Автореф. дис . канд. филос. наук / JI.C. Перевоз-чикова Воронеж, 1999. - 23 с.

144. Петров, М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря / М.К. Петров. -М.: РОССПЭН, 1995. 140 с.

145. Петров, М.К. Историко-философские исследования / М.К. Петров. М.: РОССПЭН, 1996.-512 с.

146. Петров, М.К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1992. - 272 с.

147. Пинский, A.A. Пайдейя: (Работы 1986-96 гг.) / A.A. Пинский. М.: Част, шк., 1997. - 363 с.

148. Платон. Государство // Сочинения: В 3 т. Т. 3, ч I. / Платон; Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль,1971.-С. 89-454.

149. Платон. Законы // Сочинения: В 3 т. Т. 3, ч 2. / Платон; Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1972. - С. 83-478.

150. Платон. Политик // Сочинения: В 3 т. Т. 3, ч 3. / Платон; Под общ. ред.

151. A.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль,1972. С. 10-82.

152. Поршнев, Б.Ф. Мелье (1664 1729) / Б.Ф. Поршнев. - М.: Мол. гвардия, 1964.- 158с.

153. Православие и духовное возрождение России. Екатеринбург: Издательский дом «ПироговЪ», 2003. - 416 с.

154. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1983.- 552с.

155. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. Белгород: БелГУ, 1997. - 199 с.

156. Римский, В.П. Культура и тоталитаризм: Учеб. пособие по спецкурсу /

157. B.П. Римский. Белгород: БелГУ, 1999. - 92 с.

158. Римский, В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. Белгород: Крестьянскоедело, 2003. 184 с.

159. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.

160. Розин В.М. Предмет и статус философии образования / В.М. Розин // Философия образования. М., 1996. - С.7-21.

161. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В.М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1996.-С.7-21.

162. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию / В.М. Розин. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003. - 304с.

163. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1997. -384 с

164. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты: Пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. - С. 170.

165. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании: Пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Изд-во А. Энгельгардта, 1911. - С. 265, 269.

166. Савицкий, И. Философия образования для XXI века: кризис образования -необходимость принципиально новых воззрений / И.Савицкий // Соврем, высш. шк. 1990. - N 1. - С.183-198.

167. Святоотеческая хрестоматия. М.: Круг чтения, 2001. - 753с.

168. Семенов, И.Н. Развитие отечественной философии образования (послевоенный период) // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. М., 1997. - N4. -С.218-228.

169. Сирин Ефрем, преп. Избранное / Преп. Ефрем Сирин. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002. - 525 с.

170. Сирин Исаак, преп. О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты / Преп. Сирин Исаак. 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 2003. -256 с.

171. Смирнова, Н.В. Встреча миров Аристотеля и Платона, или Трансформации и парадоксы современного образования / Н.В. Смирнова // Credo.1998. N 4. - С.18-37.

172. Соколов, B.B. Средневековая философия / В.В. Соколов. М.: Высш. школа, 1979. - 448 с.

173. Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры) / Э.Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

174. Солопова, М. А. Пайдейя / М.А. Солопова, Ю.А. Шичалин // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.З. / М., 2001. - С. 189.

175. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. СПб.: Алетейя, 2000. - 1056 с.

176. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 543с.

177. Сорокина, Г.Г. Ценности и идеалы Российского губернского образования: Автореф. дис. канд. филос. наук / Г.Г. Сорокина. Пенза, 1998. - 18 с.

178. Тацит. Диалог // Сурова JI.B. Древнехристианские школы и их значение для развития современной православной педагогики. Электронные данные. - Режим доступа: antropology.ru.

179. Тиллих, П. Систематическое богословие: Пер. с англ. / П. Тиллих. СПб.: Алетейя, 1998.-494с.

180. Тойнби, А. Постижение истории: Сб.: пер. с англ. / А. Тойнби. М.: Наука, 1991.-354с.

181. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ / Э. Тоффлер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. - 669 с.

182. Трусов, H.A. Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования: (Гносеол. аспект) / H.A. Трусов // Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999. - 28 с.

183. Тхагапсоев, Х.Г. Проективно-эстетическая парадигма образования: региональный подход: Автореф. дис. д-ра филос. наук / Х.Г. Тхагапсоев. -СПб, 1997.-23 с.

184. Успенский, Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б.А. Успенский // Избранные труды. Т.1. М.: Гнозис, 1994. - 432 с.

185. Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. - 349 с.

186. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: (Материалы заочного "круглого стола") // Вопр. философии. 1995. -N11.- С.3-34.

187. Философия, культура и образование: (Материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1999. - N 3. - С.3-54.

188. Философско-психологические проблемы развития образования / A.C. Ар-сеньев, Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдов, Р.Р.Кондратов. М.: ИНТОР, 1994. - 128 с.

189. Флоровский, Г., прот. Восточные отцы Церкви / Г. Флоровский. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 633 с.

190. Флоровский, Г., прот. Путь русского богословия / Г. Флоровский. 3-е изд. - Париж: УМСА - PRESS, 1983. - 600 с.

191. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э.Фромм. М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

192. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб.: A-cad, 1994. 406 с.

193. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект / Ю.Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 40-52.

194. Хазова, J1.B. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: Автореф. дис. д-ра филос. наук / Л.В. Хазова. Томск, 1998. - 44 с.

195. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 603 с.

196. Хоружий, С.С. Антропология христианская / С.С. Хоружий // Новая философская энциклопедия. Т.1. М., 2000. -С. 134-135.

197. Хоружий, С.С. О старом и новом / С.С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000. -477 с.

198. Хоружий, С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. Электрон. Данные. - Режим доступа: http: //www.pravoslavie.ru/ sobytia/chelovekkonf/horuzhy.htm.

199. Хоружий, С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта / С.С. Хоружий // Вопросы философии.- 2003. №1. - С. 38-62.

200. Христианство и культура: Научно-богословский сборник / Под ред. Римского В.П. Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 206 с.

201. Человек античности: идеалы и реальность. М.: Просвещение, 1992. -384 с.

202. Швырев, B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» / B.C. Швырев // Вопросы философии. 2001. - №2. - С. 109.

203. Шевелева, С.С. Философско-методологические основы современной системы образования: (Постнекласс. подход): Автореф. дис . канд. филос. наук / С.С. Шевелева. М., 1996. - 23 с.

204. Шманова, М.В. Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования: Автореф. дис . канд. филос. наук / М.В. Шманова. Саранск, 1999. - 18 с.

205. Шмеман, А, протопресвитер. Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию / А. Шмеман. Клин: Фонд «Христианская жизнь». - 1998. - 63 с.

206. Шпренгер, Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. СПб.: Амфора, 2001.-525с.

207. Шушарин, Д.В. Две Реформации: Очерки по истории Германии и России /Д.В. Шушарин.-М.: Дом интеллект, книги, 2000.-С.179.

208. Экономцев, И.Н. Православие: Византия, Россия / И.Н. Экономцев. М.: Христ. лит., 1992. - 233с.

209. Ярхо, В.Н. Была ли у древних греков совесть?: (К изображению человека в античной трагедии) / В.Н. Ярхо // Античность и современность. М.: Наука, 1972.-С.251-263.

210. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1994.-486 с.

211. Ястребицкая, Л.Я. Западная Европа XI-XIII веков / Л.Я. Ястребицкая.

212. M.: Искусство, 1978. 176 с.

213. Durkgeim, Е. Montesquieu and Rousseau forerunners of sociology / E. Durk-geim. - Ann Arbor: Univ. of Michigan press, 1960. - P. 1, 17.

214. Egea-Kuehne, D. Philosophie de l'éducation dans le monde anglophone / D. Egea-Kuehne // Rev. fr. de pedagogie. P., 1997. - N 121. - P.141-155.

215. Langenberg, D.N. Information technology and the university: Integration strategies for the 21st century / D.N. Langenberg // J. Amer. Soc. Inform. Science. Washington, 1994. - V.45, N 5. - P.323-325.

216. Lash, S. Critiques of Information / S. Lash. London; Thousand Oaks (Ca.): Sage Publications, 2002. - P. 15.

217. Lash, S. Critiques of Information / S. Lash. London; Thousand Oaks (Ca.): Sage Publications, 2002. - P. 135.

218. Montesquieu. Oeuvres completes / Montesquieu. Paris: Nagel, 1950 - 1955. -Vol. II. - P. 168 - 169.

219. Przylebski, A. Polsko-niemiecko-francuskie spotkanie filozofow w Bonn / A. Przylebski, // Edukacja filoz. W-wa, 1998. - N 26. - S.347-349.

220. Richer, M.The political theory of Montesquieu / M.Richer. Cambridge: Cambridge univ. press, 1979. - P. 17.

221. Scurati, C. Profili nell'educazione: Ideali e modelli pedagogici nel pensiero contemporáneo / Scurati, C. // collab. di caimi L. et al. Milano: Vita e pensiero, 1996. - 393 p.

222. Shacleton, R. Montesquieu. A critical biography / R. Shacleton. London: Oxford univ. press, 1961. - P. 349 - 355.

223. Soros, G. Open Society Reforming Global Capitalism. / G. Soros.-London: Little, Brown & Co. New York: Public Affairs, 2000.-P. 171, 172, 173.

224. Throw, L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy / L. Throw. New York: Harper Collin, 1999;-P. XV.

225. Thurow, L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy / L. Thurow. New York: Harper1. Collin, 1999.-P. XV.

226. Thurow, L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy / L. Thurow. New York: Harper Collin, 1999. - P. 23.

227. Voltaire. Oeuvres completes de Voltaire / Voltaire. Paris: Gamier, 1877 -1882. - Vol. 22. - P. 194 - 195.

228. Martin, W.C. The Role of the Intellectual in Revolutionary Institutions / W.C. Martin, in: The Mythmakers: Intellektuals and the Intelligentsia in Perspective / Ed. by R. P. Mohan. New York: Westport, Connecticut; London: Greenwood Press, 1987.-P. 73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.