Философско-антропологический дискурс А. Кожева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Жиленков Иван Александрович

  • Жиленков Иван Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Жиленков Иван Александрович. Философско-антропологический дискурс А. Кожева: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2016. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Жиленков Иван Александрович

Введение

Глава 1. Культурно-экзистенциальный контекст и специфика философии А. Кожева

1.1. Интеллектуальная биография А. Кожева: дискурс и контекст

1.2. Дискурсно-стилевая стратегия в философских практиках А. Кожева

Глава 2. «Смерть человека» и «конец истории» в философской антропологии А. Кожева

2.1. Философско-антропологические идеи А. Кожева и Ф. Ницше: общее и особенное

2.2. Негативная антропология А. Кожева

2.3. Политическое измерение антропологического дискурса А. Кожева

Заключение

Библиографический список

149

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологический дискурс А. Кожева»

Введение

Актуальность темы исследования. Современное состояние культуры можно охарактеризовать как переходное: от исчерпывающей свой продуктивный потенциал парадигмы постмодерна к качественно новому состоянию, в настоящий момент только формирующемуся. В данном контексте особое значение имеет осмысление проблемы человека, корректность которого невозможна без учёта сложившихся в 20 веке подходов, адекватных современной антропологической реальности.

Во второй половине 20 века значительное влияние, как на философию в целом, так и на антропологическую мысль в частности, оказала философская концепция Александра Кожева, французского философа русского происхождения. Развивая марксистско-экзистенциалистскую версию французского неогегельянства, Кожев в своих работах сформулировал ряд положений, предвосхитивших некоторые ключевые для современной социокультурной, антропологической и глобально-политической ситуации аспекты.

В своей философско-антропологической концепции Кожев отразил кризисное состояние классического новоевропейского гуманизма, предложив в качестве преодоления традиционного для европейской культуры представления о человеке идею «смерти, или конца человека». Эта идея связана также с разрабатывавшейся Кожевом (в рамках его интерпретации философии Гегеля) темой «конца истории», подразумевающей, прежде всего, завершение историко-политического процесса, связанного с утверждением в европейском политическом сознании эгалитаристских идеалов.

Кроме того, в послевоенное время занимая пост чиновника в Министерстве внешней торговли Франции, Кожев участвовал в процессах европейской экономической интеграции и являлся одним из организаторов ряда так называемых Европейских сообществ, в том числе ЕЭС (прообраза нынешнего Европейского Союза).

В целом, основываясь как на своих теоретических разработках, так и используя собственный опыт дипломатической деятельности, Кожев в своей концепции поставил проблему самоидентичности и самопонимания (или, по-гегелевски, «самосознания») современного человека в условиях культурной, политической и экономической глобализации. Помимо этого, введённый Кожевом концепт «пост-человека» может быть соотнесён с тем образом человека, на формирование которого в настоящее время оказывают влияние современные технологии.

Наконец, философско-антропологические взгляды Кожева являются частью антропологического дискурса, развивавшегося в концепциях, главным образом, европейских мыслителей 19-20 вв., среди которых необходимо назвать Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж. Батая, М. Фуко. Значение этих философов в указанной линии дискурса связано, прежде всего, с переосмыслением природы человеческого бытия в целом, как и его отдельных фундаментальных характеристик, производящимся в контексте процесса секуляризации европейского философского мышления.

Этими обстоятельствами определяется наш философско-теоретический интерес к критическому и объективному изучению философско-антропологического дискурса А. Кожева, которое предполагает не только выявление специфики философских практик и стратегий мышления Кожева, но и рассмотрение культурного и биографического контекстов его философии.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие той линии антропологического дискурса 19-20 веков, в контексте которой нами рассматривается философско-антропологическая концепция Кожева, связано с такими знаковыми для истории западной философии работами, как: «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля; «Сущность христианства» Л. Фейербаха; «Единственный и его собственность» М. Штирнера; «Тезисы о Фейербахе», «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и «Немецкая

идеология» К. Маркса; «К генеалогии морали», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин» Ф. Ницше; «Бытие и время» и «Письмо о гуманизме» М. Хайдеггера; «Рабочий: господство и гештальт» Э. Юнгера; «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартра; «Бунтующий человек» А. Камю; «Сумма атеологии» Ж. Батая; «Структурная антропология» К. Леви-Строса; «Одномерный человек» Г. Маркузе; «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» М. Фуко. В нашей работе мы также обращаемся к некоторым из указанных произведений.

Антропологический аспект философских концепций Гегеля, Ницше и Хайдеггера (рассматриваемых нами в качестве основных теоретических источников философии Кожева) анализируется в работах и публикациях Ж. Валя, Ж. Ипполита, К. Лёвита, Ф.Г. Юнгера, А.А. Александрова, Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, И.И. Евлампиева, Б.В. Маркова, Н.В. Мотрошиловой, М.Ф. Овсянникова, В.А. Подороги, С.С. Хоружего, К.В. Чепурина, И. Чубарова.

Историко-биографический контекст, формировавший взгляды близких Кожеву консервативных политических мыслителей Л. Штрауса и К. Шмитта рассмотрен в исследованиях Р. Хоуза, А.М. Руткевича, Г. Тиханова, А.Ф. Филиппова.

Проблема дискурса как особенно значимого для гуманитарной культуры второй половины 20 века понятия и как соответствующей этому понятию методологии разработана в трудах Э. Бенвениста, М. Фуко, Р. Барта, Т.А. Ван Дейка, И.Т. Касавина, Е.А. Кроткова, Е.А. Кожемякина, М.Л. Макарова, публикациях О.Г. Ревзиной, В.И. Карасика.

Специфика некоторых аспектов антропологического дискурса рассматривается в публикациях И.Я. Брачули, Л.С. Ивановой, А.Я. Кожурина, А.Ю. Микитинец, С.С. Хоружего.

Философское наследие самого А. Кожева в последние годы достаточно активно изучается отечественными исследователями. Следует выделить несколько направлений, в рамках которых анализируются отдельные аспекты философской концепции Кожева.

Первая группа публикаций посвящена историко-философской проблематике в творчестве Кожева. Сюда относится монография В.Н. Кузнецова «Французское неогегельянство» (1982), в которой даётся критика философии Кожева как антропологическо-атеистической версии неогегельянства, ведущаяся с диалектико-материалистических позиций. Кроме того, анализу соотношения философии Гегеля и её интерпретации у Кожева посвящены публикации С.Д. Вяккеревой («Гегель в комментарии А. Кожева»), И.С. Куриловича («Гегелевское бытие к смерти у Александра Кожева»), А.А. Юрганова («Экзистенциальный» и «антропологический» проекты интерпретации «Феноменологии духа» Гегеля в концепции А. Кожева»). Специфика историко-философской методологии Кожева рассматривается в статье В.П. Визгина «Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева)». Анализ содержательной составляющей историко-философской концепции Кожева даётся в статье А.М. Руткевича «История античной философии А. Кожева («Историческое введение в Систему Знания»)».

Второе направление в исследовании философского наследия Кожева связано с разработкой его философско-исторической концепции и интерпретациями ключевой для Кожева темы «конца истории». Здесь следует назвать публикации Б.Е. Гройса («Философ после конца истории»), А.Ю. Дудчик («Интерпретация гегелевской идеи "конца истории" в философии XX века (на примере анализа работ А. Кожева и Ф. Фукуямы)»), А. Жубара («Идея конца истории: Вл. Соловьев и А. Кожев»), В.И. Россмана («После философии: Кожев, «конец истории» и русская мысль»), А.А. Юрганова (диссертация «Концепция истории А. Кожева», 2013).

В публикациях следующей группы рассматриваются философско-политические и политико-правовые аспекты концепции Кожева. В эту группу входят статьи А.Ю. Дудчик («Политическое прочтение гегелевской «Феноменологии духа» в работах А. Кожева»), Р.И. Зекрист («Концепция власти А. Кожева»), А.В. Трухан («Концепция метафизики власти А.

Кожева»), а также диссертации И.А. Наскиной («Политико-философские идеи А. Кожева», 2013) и А.Н. Целикова («Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева», 2007). Следует отметить, что в указанных публикациях даётся, по большей части, общий обзор философско-политической концепции Кожева, в том виде, как она была изложена им в работе «Понятие власти». Что же касается философско-антропологических оснований указанной концепции, то они данными исследователями не рассматриваются. То же относится и к подробностям политико-административной деятельности Кожева, фактически неисследованным в нашей стране.

Также необходимо назвать публикации В.И. Россмана («Александр Кожевников: Между евразийством, Латинской империей и "концом истории"») и Г. Тиханова («Современный строй на заре глобализации: Карл Шмитт и Александр Кожев»), в которых философско-политические взгляды Кожева рассматриваются в контексте его политической биографии и, в частности, интеллектуальных и личных отношений с немецким юристом и политическим мыслителем Карлом Шмиттом.

Отдельно стоит выделить работы А.М. Руткевича, в настоящий момент являющегося наиболее крупным отечественным специалистом по философии Кожева. А.М. Руткевичу принадлежит ряд статей обзорного характера, в которых излагаются как биографические моменты, так и ключевые положения концепции Кожева («Введение в чтение А. Кожева», «Левое» гегельянство А. Кожева», «Формирование философии Александра Кожева»). Во многом благодаря этим статьям философия Кожева была введена в современный российский философский контекст. Кроме того, в нескольких публикациях А.М. Руткевич обращается к анализу философско-правовых и политических взглядов Кожева, а также его интеллектуального диалога с американским консервативным мыслителем немецкого происхождения Лео Штраусом («Философия права А. Кожева», «Кожев и Л. Штраус: спор о тирании»). Наконец, А.М. Руткевич является переводчиком некоторых работ

Кожева на русский язык (в том числе «Понятия власти»), а также расшифровщиком нескольких его рукописей («Атеизм», фрагменты текста 1940 г.) и автором комментариев к ним.

Среди других переводчиков работ Кожева стоит назвать А.Г. Погоняйло («Введение в чтение Гегеля»), И. Фомина («Идея смерти в философии Гегеля»), Е. Г. Соколова («Введение в Систему Знания. Понятие и время»). Их переводы также снабжены научным комментарием, раскрывающим не только философскую, но и стилистическую специфику текстов Кожева.

Наименее разработанным аспектом теоретического наследия Кожева является его отношение к проблеме дискурса как речи в целом и философского дискурса в частности. Пожалуй, единственной на данный момент работой, посвящённой этой теме, является статья А.В. Корчинского «Александр Кожев: очерк диалектической поэтики философского нарратива (на материале раннего трактата «Атеизм»)». Также данная проблема затрагивается в уже указанной статье В.П. Визгина.

Что касается исследований биографии Кожева, то имеющихся по этому вопросу русскоязычных источников очень мало. Научной достоверностью обладают биографические сведения, приводимые А.М. Руткевичем в его Предисловии к сборнику работ Кожева «Атеизм». Существует также несколько мемуарных источников ненаучного характера. Среди них воспоминания фотографа Е. Рейса, близко знавшего Кожева в течение многих лет («Кожевников, кто Вы?»), а также воспоминания о Кожеве британского философа И. Берлина, опубликованные в книге А. Наймана «Сэр». Некоторые сведения биографического характера содержатся в заметке А.М. Пятигорского «К портрету Кожева».

В западной литературе изложению, разработке и интерпретации философии Кожева посвящено большое количество публикаций. Отметим только некоторые из них.

Из переведённых на русский язык работ следует указать книгу В. Декомба «Современная французская философия», в которой философская концепция Кожева рассматривается в её отношении к европейскому идейному и историческому контексту 1930-х годов. Характеристика отношения Кожева к феноменологии и немецкому экзистенциализму, а также некоторые биографические сведения о нём приводятся в работе Р. Сафрански «Хайдеггер: германский мастер и его время». В книге Р. Арона «Мемуары: 50 лет размышлений о политике» содержатся его воспоминания о личности Кожева и его окружении (философы А. Койре и Э. Вейль, экономист Р. Маржолен).

Также стоит отметить статью С. Геруланоса «Александр Кожев: происхождение «антигуманизма», или «конец истории», имеющую непосредственную значимость для рассматриваемой нами проблемы. В статье характеризуется значение философской концепции Кожева для послевоенного антропологического дискурса, определяющееся его вкладом в развитие теоретического антигуманизма.

Наконец, публикация М. Эспань «Проездом через Германию: интеллектуальная эволюция Койре, Кожева, Гурвича» посвящена проблеме культурной идентичности интеллектуалов-эмигрантов. Автор статьи предлагает, в частности, рассматривать Кожева как французского мыслителя, поскольку его философское становление проходило уже после эмиграции.

Среди непереведённых на русский язык работ о Кожеве важное значение имеет его единственная биография, написанная Д. Оффре (Auffret D. Alexandre Kojeve: La philosophie, Tetat, la fin de l 'histoire). Помимо прочего, в ней приводятся малоизвестные сведения о работе Кожева в Министерстве внешней торговли Франции.

В биографическом плане значимыми являются также статьи, опубликованные в сборнике Hommage à Alexandre Kojève, изданном Национальной библиотекой Франции в рамках памятного мероприятия «Journée A. Kojève» (28 января 2003 года). Публикация французского

политического деятеля Р. Барра (Barre R. Le conseiller du prince) содержит его оценку политико-дипломатической деятельности ^жева. Статья американского философа С. Розена («Rosen S. Kojève's Paris: A Memoir») посвящена личности ^жева и его отношениям с коллегами-философами.

Англоязычными исследователями философского наследия ^жева разрабатывается в основном философско-политическая проблематика. В опубликованных по этой теме работах (Drury S. Alexandre Kojeve: Roots of Postmodern Politics; Howse R. Kojeve's Latin Empire; Nichols J. Alexandre Kojève: wisdom at the end of history) устанавливается отношение философско-политической концепции ^жева, и в частности его проекта «Латинской империи», к современной социально-политической ситуации, отмеченной процессами глобализации и интеграции. В свою очередь, европейские исследователи в большей степени акцентируют внимание на антропологической составляющей концепции ^жева (например, Pirotte D. Alexandre Kojève: Un système anthropologique).

Стоит отметить, что несмотря на имеющееся количество, в первую очередь, отечественных публикаций, в которых анализируются те или иные аспекты философского наследия А. ^жева, определённые его стороны, важные как для понимания самой концепции ^жева, так и для установления её значения в идейно-теоретическом и историко-политическом контексте второй половины 20 века, остаются фактически непроработанными. Так, практически не освещено отношение ^жева к проблеме дискурса, являющейся важной для современного гуманитарного знания. ^оме того, отечественными исследователями почти не учитывается особое значение философско-антропологической проблематики в отношении социально-политических идей ^жева. Наконец, представляется необходимым произвести критическое исследование концепции ^жева, вскрывающее её внешнюю спекулятивно-диалектическую форму и выявляющее скрытые за ней методологические ходы (соотносимые с лингвистически-ориентированными философскими концепциями 20 века).

Объект диссертационного исследования - философский дискурс А. Кожева.

Предмет исследования - философско-антропологическая концепция А. Кожева.

Цель диссертационной работы - выявить философско-антропологические стратегии понимания А. Кожевом человека в контексте европейской истории.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

- выявить связь между философией А. Кожева и историко-биографическим контекстом его творчества;

- раскрыть специфику дискурсивной стратегии А. Кожева и его понимания феномена дискурса;

- произвести сопоставление ключевых для философии Кожева концептов с философско-антропологическими идеями Ф. Ницше, как одного из идейных предшественников А. Кожева;

- рассмотреть содержательную сторону философско-антропологической концепции А. Кожева;

- исследовать взаимосвязь антропологической и политической проблематики в философии А. Кожева.

Теоретико-методологические основы диссертационной работы обусловлены спецификой объекта и предмета исследования, требующих использования соответствующих методов и подходов, позволяющих реализовать поставленные цель и задачи.

На основе метода исторического анализа, позволяющего рассмотреть личность, деятельность и философию А. Кожева в контексте современных ему идейных и политических течений, в диссертации выполнена реконструкция биографии рассматриваемого мыслителя.

Дескриптивно-аналитический метод применён для описания и анализа философско-антропологической концепции А. Кожева. Использование

герменевтического метода обусловлено анализом понятийного аппарата Кожева.

С помощью метода сравнительного анализа проведено сопоставление философско-антропологических положений философии А. Кожева с концепциями других мыслителей, развивавших антропологический дискурс неклассической философии 19-20 веков.

Применение системного подхода позволяет рассмотреть взаимосвязь дискурсов философии, антропологии и политики конкретного исторического периода.

Основными источниками данного исследования являются работы А. Кожева, и прежде всего те их них, в которых он либо разрабатывал философско-антропологическую проблематику, либо так или иначе к ней обращался. К ним относятся: «Введение в чтение Гегеля» (1947), «София, фило-софия, феноменология» (1940), «Понятие власти» (1942), «Тирания и мудрость» (1954), «Систематический очерк истории языческой философии» (1956), статья «Гегель, Маркс и христианство» (1946).

Научная новизна диссертационной работы представлена в следующих результатах:

- выявлена связь между философскими идеями А. Кожева и его биографией, как мыслителя и государственного деятеля Новейшего времени;

- раскрыта специфика авторской стратегии Кожева, заключающаяся, во-первых, в спекулятивном характере использования им диалектического метода и, во-вторых, в неакадемической направленности его философских практик;

- проведено сопоставление базовых положений философии Кожева с философско-антропологическими идеями Ф. Ницше, выявлено общее и особенное в их теоретических позициях;

- рассмотрена содержательная сторона философско-антропологической концепции А. Кожева, установлены философско-онтологические основания этой концепции, а также дана критика её основных положений;

- исследована взаимосвязь антропологической и политической проблематики в философии А. Кожева, а также показано, каким образом эта взаимообусловленность отражается в ключевых положениях концепции Кожева.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выполненная в работе реконструкция идейно-биографического контекста философии А. Кожева позволяет выявить связь между его философскими идеями и биографией Кожева. В формировании указанного контекста определяющее значение имели некоторые мыслители, с которыми Кожев поддерживал интеллектуальные и личные отношения. Среди них: А. Койре, Ж. Батай, Л. Штраус, К. Шмитт. Обращение к этим фигурам позволяет прояснить разрабатывавшееся Кожевом представление о человеке, для понимания которого необходимо учитывать ряд философских, антропологических и политических концепций его современников.

2. Под авторской (или дискурсной) стратегией А. Кожева мы понимаем совокупность стилистических особенностей и методологических подходов, свойственных его концепции. Несмотря на то, что философская концепция Кожева формально обозначается в литературе как (нео)гегельянская, применение им диалектического метода носит спекулятивный характер, так как диалектика является для него в большей мере способом изложения материала, чем методом исследования. Применяемый им подход имеет игровой характер философской импровизации, в то время как философское мышление Кожева направлено преимущественно на выявление речевых структур философского дискурса. Проводимое Кожевом в его философских практиках выделение понятийных бинарных оппозиций может быть соотнесено со структуралистским подходом к изучению человека и культуры.

3. В ходе сопоставления философско-антропологических концепций А. Кожева и Ф. Ницше выявлены общие и особенные моменты занимаемых ими позиций. И Кожев, и Ницше развивают схожий подход к пониманию

диалектики исторического развития человека, выделяя ряд сменяющих друг друга антропологических фигур. Однако в случае Ницше речь идёт о диалектике определённых типов морали, соответствующих той или иной антропологической фигуре (господину или рабу), в то время как Кожев имеет в виду диалектику самих этих антропологических типов. Помимо этого, в своём понимании человека Ницше исходит из натуралистских предпосылок, в отличие от Кожева, радикально противопоставляющего мир природы и человеческое бытие. С другой стороны, очевидна преемственность концепта пост-человека Кожева по отношению к образу «последнего человека» Ницше.

4. В содержательном аспекте философско-антропологическая концепция А. Кожева представляет собой схему исторической диалектики гегелевских фигур раба и господина, дополненную Кожевом темой постисторического существования человека. Указанная схема также имеет спекулятивный характер, поскольку главным для Кожева оказывается её соответствие априорно заданной идее негативности. Негативность понимается Кожевом как отрицающе-преобразующая (или деятельная) сущность человека, своим онтологическим основанием имеющая категорию небытия (или ничто). Тем не менее, разрабатывавшиеся Кожевом темы «конца истории» и «смерти человека» в ряде моментов могут быть соотнесены с современной антропологической ситуацией.

5. Развиваемая А. Кожевом в ряде работ философско-политическая проблематика в своих ключевых пунктах пересекается с его антропологической концепцией. Тем самым, рассматриваемая Кожевом через призму исторической диалектики человека, политическая история наделяется антропологическими смыслами. Тематизированный Кожевом «конец истории», понимаемый как завершение процесса политико-идеологической эволюции, находит своё отражение в событии «смерти человека», в свою очередь отсылающего к определённым социально-политическим реалиям.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные результаты диссертационной работы представляют интерес для дальнейших исследований антропологического дискурса неклассической философии 19-20 веков. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют сформировать критическое и объективное отношение к философии А. Кожева, а также выявить её подлинную значимость для анализа современной социокультурной ситуации.

Результаты проведённого исследования могут быть использованы при создании учебных курсов по истории философии, философской антропологии, культурологии.

Личный вклад автора состоит в том, что автором работы самостоятельно установлено значение идейно-биографического контекста в формировании философской концепции А. Кожева, выявлена дискурсно-стилевая стратегия Кожева, а также раскрыта специфика применения диалектики в его философских практиках, рассмотрена философско-антропологическая концепция А. Кожева в ее отношении к идеям Ф. Ницше, дана критическая оценка указанной концепции, выделено политическое измерение в философско-антропологическом дискурсе А. Кожева.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Предмет исследования, его методология и основные теоретические результаты соответствуют п. 2.9. «Понятие человека в различных философских системах» и п. 2.13. «Философия человека в новое и новейшее время» паспорта специальности 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры.

Апробация работы. Основные положения диссертации сообщались на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Философия и наука поверх барьеров: нации и этнокультурная идентичность в современном мире: Всероссийская научная конференция молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов» (Белгород, 2011 г.), Международная научная конференция «Дни науки философского факультета» (Киев, 2013 г.), «Наука

и образование в современном обществе: вектор развития: Международная научно-практическая конференция» (Москва, 2014 г.).

По теме диссертации сделано 9 публикаций (в том числе 4 статьи в журналах из списка ВАК).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Культурно-экзистенциальный контекст и специфика

философии А. Кожева

Философско-антропологический дискурс А. Кожева рассматривается нами в контексте современной мыслителю эпохи, что позволяет выявить значимые для нашего исследования идейные течения и экзистенциальные аспекты, оказавшие влияние на формирование философии Кожева (также являющиеся частью указанного дискурса). Данному вопросу посвящён первый параграф настоящей главы.

Непосредственно сам антропологический дискурс Кожева анализируется нами в двух аспектах: во-первых, с точки зрения его формы, и, во-вторых, в плане содержания. Что касается формы дискурса, то под ней мы понимаем совокупность риторических и стилистических приёмов, образующих ту или иную дискурсную стратегию. Анализ этой стратегии, предполагающий элементы филологической критики (но несводимый к ней), представлен во втором параграфе данной главы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жиленков Иван Александрович, 2016 год

Библиографический список

1. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Философия и общество. - 2005. - №1. - С. 144-155.

2. Арон Р. Мемуары: 50 лет размышлений о политике. - М.: Ладомир, 2002. - 880 с.

3. Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

4. Бланшо М. Смерть последнего писателя // Locus Solus: Антология литературного авангарда XX века. - СПб.: Амфора, 2006. - С. 116-122.

5. Бланшо М. Отсутствие книги // Locus Solus: Антология литературного авангарда XX века. - СПб.: Амфора, 2006. - С. 129-146.

6. Брачули И.Я. Антропологический дискурс и постсоветское пространство // Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - С. 128-131.

7. Буржуазная философская антропология ХХ века. - М.: Наука, 1986. -296 с.

8. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 332 с.

9. Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева) // Вопросы философии. - 1989. - № 12. - С. 130139.

10. Вяккерева С.Д. Гегель в комментарии А. Кожева // Диалог в философии: Традиции и современность. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. - С. 85-94.

11. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

12. Геруланос С. Александр Кожев: происхождение «антигуманизма», или «конец истории» // Новое литературное обозрение. - 2012. - №116. - С. 76-90.

13. Гиренок Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 17. - М.: Путь, 2001. - 82 с.

14. Гройс Б. Философ после конца истории / Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях. - М.: Лё Мш^теш, 2002. - С. 147-160.

15. Гулыга А.В. Гегель. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 263 с.

16. Гулыга А.В. Шеллинг. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 317 с.

17. Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. - Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.

18. Декомб В. Современная французская философия. - М.: Издательство «Весь Мир», 2000. - 344 с.

19. Дудчик А. Ю. Интерпретация гегелевской идеи "конца истории" в философии XX века (на примере анализа работ А. Кожева и Ф. Фукуямы) // Человек. Культура. Общество: тез. докл. III науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 17 мая 2006 г. - Мн.: БГУ, 2007. - С. 24-26.

20. Дудчик А.Ю. Политическое прочтение гегелевской «Феноменологии духа» в работах А. Кожева // Философия и социальные науки. - 2007. -№ 4. - С. 33-37.

21. Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия. -2000. - Вып. 3.

22. Евлампиев И.И. Иван Ильин и Александр Кожев: русская версия европейского неогегельянства // Соловьевские исследования. - 2013. -Вып. 2 (38). - С. 106-120.

23. Жубара А. Идея конца истории: Вл. Соловьев и А. Кожев / Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева. - М.: Наука, 2005. - С. 397-401.

24. Зекрист Р.И. Концепция власти А. Кожева // Филология и культура. -2012. - № 2(28). - С. 253-258.

25. Иванова Л.С. О структуре дискурса философской антропологии // Вестник СевДТУ. Вып. 86: Философия. - 2008. - С. 90-93.

26. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб.: Наука, 1994. - 544 с.

27. Ипполит Ж. Логика и существование. - СПб.: Владимир Даль, 2006. -322 с.

28. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга третья: Философия Х1Х-ХХ в.). - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1999. - 448 с.

29. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга четвёртая. Философия XX в.). - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 448 с.

30. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

31. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.

32. Карсавин Л.П. Философия и В.К.П. По поводу статьи А. В. Кожевникова // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 75-77.

33. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. - М.: Канон+, 2008. - 437 с.

34. Кожев А. Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - 512 с.

35. Кожев А. Атеизм (1931) / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 50-174.

36. Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и время // Метафизические исследования. - СПб., 1998. - Вып. 6: Сознание. - С. 277-296.

37. Кожев А. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе /

Подборка и публ. Р. Кено; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2003. - 792 с.

38. Кожев А. Гегель, Маркс и христианство // Вопросы философии. -2010. - № 10. - С. 128-144.

39. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / Пер. с фр. и послесл. И. Фомина. - М.: Логос; Прогресс-Традиция, 1998. - 208 с.

40. Кожев А. Император Юлиан и его искусство письма // Искусство письма. - М.: Логос, 2012. - С. 21-42.

41. Кожев А. Колониализм с европейской точки зрения (1957) / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 387-402.

42. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 258-294.

43. Кожев А. Москва, август 1957 / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 403-415.

44. Кожев А. Набросок доктрины французской политики (27 августа 1945 г.) // Прогнозис. - 2005. - №1. - С. 12-54.

45. Кожев А. Очерк феноменологии права: глава I (1943) / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 295-323.

46. Кожев А. Понятие власти / Пер. с фр. А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2006. - 192 с.

47. Кожев А. Предисловие к сочинениям Жоржа Батая // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. - СПб.: Мифрил, 1994. - С. 315.

48. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьёва (1934-1935) / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 175-257.

49. Кожев А. София - философия и феноменология: Введение (составл. А.М. Руткевича) / Историко-философский ежегодник-2007. - М., 2008. - С. 276-324.

50. Кожев А. София, фило-софия и феноменология: § 3. Философия как стремление к завершенной сознательности // Вопросы философии. -2014. - №12. - С. 78-91.

51. Кожев А. Тирания и мудрость / О тирании. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 221-274.

52. Кожев А. Христианское происхождение науки / Атеизм и другие работы. - М.: Праксис, 2006. - С. 416-428.

53. Кожевников А.В. Философия и В.К.П. // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 72-74.

54. Кожемякин Е.А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 244 с.

55. Кожурин А.Я. Формирование дискурсов о человеке в европейской философии XIX века // Философский век. Альманах. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19-21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург. Часть 2. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. - С. 33-40.

56. Коллеж социологии 1937-1939 / Сост. Д. Олье. - СПб.: Наука, 2004. -588 с.

57. Корчинский А.В. Александр Кожев: очерк диалектической поэтики философского нарратива (на материале раннего трактата «Атеизм») // Narratorium. - 2011. - № 1-2. Режим доступа: http: //narratorium.rggu.ru/article. html?id=2027591

58. Кротков Е.А. Диагностическое познание: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 152 с.

59. Кротков Е.А. Дискурсная модель научной рациональности: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и соискателей. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 164 с.

60. Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. - М., 1982. - 200 с.

61. Курилович И. С. Гегелевское бытие к смерти у Александра Кожева // Отечественная мысль XX века в контексте мировой философии.

Москва, 11-12 декабря 2013 г.: Материалы межвузовской конференции. / Отв. ред. А. И. Алёшин. - М.: РГГУ, 2013. - С.72-90.

62. Лапицкий В. После-словия. - СПб.: Амфора, 2007. - 375 с.

63. Лапицкий В. Последний писатель [Морис Бланшо] // После-словия. -СПб.: Амфора, 2006. - С. 37-49.

64. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. - СПб: Владимир Даль, 2002. - 672 с.

65. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис , 2003. - 280 с.

66. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб.: Владимир Даль, 2005. - 788 с.

67. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. - М.: Академический Проект, 2010. - 775 с.

68. Микитинец А.Ю. К вопросу типологии антропологических дискурсов европейской философии // Культура народов Причерноморья. - 2008. -№ 134. - С. 50-51.

69. Микитинец А.Ю. О методологическом значении метаантропологии в современном философском дискурсе // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Серия «Философия. Социология». Том 22 (61). - 2009. - № 1. - С. 76-81.

70. Микитинец А.Ю. Постчеловек как концепт современной философии // Культура народов Причерноморья. - 2007. - №106. - С. 75-77.

71. Найман А. Сэр. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 320 с.

72. Наскина И.А. Тирания и мудрость - взаимовыгодный союз или вечная борьба? Проект А. Кожева // Пространство и время. - 2013. - №3(13). -С. 50-53.

73. Наскина И.А. Политико-философские идеи А. Кожева: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (23.00.01). - Москва, 2013. - 27 с.

74. Ницше Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - 831 с.

75. Ницше Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1996. - 830 с.

76. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2010.

77. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. -Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

78. Овсянников М.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1971. - 223 с.

79. Олье Д. Гегельянские концепции. Александр Кожев / Коллеж социологии. - СПб.: Наука, 2004. - С. 49-57.

80. Подорога В.А. «Фундаментальная антропология» М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология ХХ века. - М.: Наука, 1986. -С. 34-49.

81. Проблема человека в западной философии: Переводы. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

82. Пятигорский А.М. К портрету Кожева / Непрекращаемый разговор. -СПб., 2004. - С. 424-427.

83. Рейс Е. Кожевников, кто Вы? - М.: Русский путь, 2000. - 108 с.

84. Ревзина О.Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. - 2005. - Вып. 8. - С. 66-78.

85. Россман В.И. Александр Кожевников: Между евразийством, Латинской империей и "концом истории" // Актуальные проблемы духовности. - 2002. - №4. - С. 92-104.

86. Россман В.И. После философии: Кожев, «конец истории» и русская мысль // Неприкосновенный запас. - 1999. - № 5. - С. 21-26.

87. Руткевич А.М. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. -1997. - № 5. - С. 90-92.

88. Руткевич А.М. А. Кожев и Л. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. - 1998. - № 6. - С. 79-92.

89. Руткевич А.М. Философия права А. Кожева // Вопросы философии. -2002. - № 12. - С. 141-153.

90. Руткевич А.М. Pax europeana (К столетию со дня рождения Александра Кожева) // Вестник Европы. - 2002. - № 5.

91. Руткевич А.М. Рукопись А. Кожева 1940-1941 гг. / Историко-философский ежегодник-2007. - М., 2008. - С. 271-276.

92. Руткевич А.М. Койре о Гегеле / Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н.В. Мотрошиловой. - М., 2009. - С. 457475.

93. Руткевич А.М. «Левое» гегельянство А. Кожева // Вопросы философии. - 2010. - № 10. - С. 122-127.

94. Руткевич А.М. Введение в чтение А. Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М., 2010. - С. 476487.

95. Руткевич А.М. История античной философии А. Кожева («Историческое введение в Систему Знания») // История философии. -2012. - №17. - С. 25-44.

96. Руткевич А.М. Рукопись А. Кожева «София, фило-софия, феноменология» // Вопросы философии. - 2014. - №12. - С. 69-77.

97. Руткевич А.М. Формирование философии Александра Кожева. - М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2015. - 40 с.

98. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 614 с.

99. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова. Ин-т философии. - М., 2009. - 392 с.

100. Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века: Сб. статей. - СПб.: Мифрил, 1994. - 346 с.

101. Тешке Б. Решения и нерешительность. Политические и интеллектуальные прочтения Карла Шмитта // Логос. - 2012. - №5(89). - С. 3-43.

102. Тиханов Г. Современный строй на заре глобализации: Карл Шмитт и Александр Кожев / Европа: Журнал Польского Института Международных Дел. - 2002. - № 3 (4). - Том 2. - С. 94-116.

103. Трухан А.В. Концепция метафизики власти А. Кожева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2010. - №3.

104. Философы Франции: словарь / под общ. ред. И.И. Блауберг. - М.: Гардарики, 2008. - 320 с.

105. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: Л-еаё, 1994. - 406 с.

106. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: АСТ, 2004. - 588 с.

107. Хайдеггер М. Бытие и время. - СПб.: Наука, 2006. - 452 с.

108. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 314-356.

109. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека // Вопросы философии. - 2002. - №2.

110. Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.03). - Нижний Новгород, 2007. - 23 с.

111. Чепурин К.В. Место антропологии в системе философии духа Г.В.Ф. Гегеля: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.03). - Москва, 2011. - 32 с.

112. Чубаров И. Операция признания в биографии (опыт биографического анализа отрывка «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля о «господстве и рабстве») // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии №1. - М.: Логос, 2001. - С. 387-412.

113. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. -1992. - № 1. - С. 37-67.

114. Штраус Л. Еще раз о «Гиероне» Ксенофонта / О тирании. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 275-327.

115. Штраус Л. О тирании. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -328 с.

116. Эспань М. Проездом через Германию: интеллектуальная эволюция Койре, Кожева, Гурвича // Пинакотека. - 2001. - № 13-14. -С. 790-821.

117. Юнгер Ф. Ницше. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.

118. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. - СПб.: Наука, 2000. -539 с.

119. Юрганов А.А. «Экзистенциальный» и «антропологический» проекты интерпретации «Феноменологии духа» Гегеля в концепции А. Кожева // Научная мысль Кавказа. - 2009. - №4 (60). - С. 39-41.

120. Юрганов А.А. Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.03). - Ростов-на-Дону, 2013. - 22 с.

121. Auffret D. Alexandre Kojeve: La philosophie, Tetat, la fin de l 'histoire. - Paris: Bernard Grasset, 1990. - 455 p.

122. Barre R. Le conseiller du prince // Hommage à Alexandre Kojève. Actes de la «Journée A. Kojève» du 28 janvier 2003. - Bibliothèque nationale de France, 2007. - Pp. 56-67.

123. Drury S. Alexandre Kojeve: Roots of Postmodern Politics. - St. Martin's Press, New York, 1994. - 274 p.

124. Filoni M. La bibliothèque philosophique d'Alexandre Kojève // Hommage à Alexandre Kojève. Actes de la «Journée A. Kojève» du 28 janvier 2003. - Bibliothèque nationale de France, 2007. - Pp. 105-132.

125. Kojève А. Introduction to the Reading of Hegel: Lectures on the Phenomenology of Spirit. - Ithaca: Cornell University Press, 1980. - 287 р.

126. Kojève А. Outline of a Doctrine of French Policy // Policy Review. -2004. - № 126.

127. Kojève A. Esquisse d'une doctrine de la politique française // Hommage à Alexandre Kojève. Actes de la «Journée A. Kojève» du 28 janvier 2003. - Bibliothèque nationale de France, 2007. - Pp. 87-98.

128. Kojève A. Interpretation of the General Introduction to Chapter VII [the Religion Chapter of Hegel's Phenomenology of Spirit] / translated by I. A. Moore. - Parrhesia: A Journal of Critical Philosophy. - 2014. - №20. -Pp. 15-39.

129. Howse R. Europe and the New World Order: Lessons from Alexandre Kojeve's Engagement with Schmitt's 'Nomos der Erde' // Leiden Journal of International Law. - 2006. - № 19. - Pp. 1-11.

130. Howse R. Kojeve's Latin Empire // Policy Review. - 2004. - № 126.

131. Nichols J. Alexandre Kojeve: wisdom at the end of history. - Lanham, Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2007. - 147 p.

132. Pirotte D. Alexandre Kojève: Un système anthropologique. - Paris: Presses Universitaires de France, 2005. - 236 p.

133. Rosen S. Kojève's Paris: A Memoir / Hommage à Alexandre Kojève. Actes de la «Journée A. Kojève» du 28 janvier 2003. - Bibliothèque nationale de France, 2007. - Pp. 68-85.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.