Политико-философские идеи А. Кожева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Наскина, Ирина Андреевна

  • Наскина, Ирина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 150
Наскина, Ирина Андреевна. Политико-философские идеи А. Кожева: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2013. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Наскина, Ирина Андреевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Эволюция теоретико-методологических установок политической философии А. Кожева

1.1. Предпосылки формирования политической философии мыслителя

1.2. Роль немецкой философии в становлении политико-философских идей А. Кожева

1.3. От «понятия власти» к идее Европейского Союза

Глава 2. Концепция «идеального государства» А. Кожева

2.1. Методологическая основа анализа феномена властных отношений в политике

2.2. Политико-философские основания концепции «универсального и гомогенного государства»

2.3. Влияние творчества А. Кожева на концепции власти в современной политической философии

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-философские идеи А. Кожева»

Введение

Актуальность диссертационного исследования определяется рядом факторов. Труды французского философа русского происхождения Александра Кожева, урождённого Александра Владимировича Кожевникова, представляют интерес в свете решения таких важных для современной политической философии и политической науки вопросов, как разработка научно-теоретических моделей, дающих характеристику основополагающим субъектам политики и отображающих сущность и отличительные свойства политики как самостоятельного общественного явления.

Значительный интерес для методологии политической науки представляет изучение опыта создания французским политическим философом понятийного аппарата, позволяющего на переломном историческом этапе развития общества выстраивать адекватные схемы политических отношений в государстве.

Данная тема также актуальна и тем, что обращается к находящейся в центре современных дискуссий проблеме кросскультурного взаимодействия, в которой отразилось влияние творчества А. Кожева на интеллектуальную элиту довоенной и послевоенной Франции. Принципиально важным является и осмысление значимых для политической мысли XX в. подходов к трактовке таких фундаментальных понятий, как «власть» и «государство» с позиций анализа создания мыслителем концепта «универсального и гомогенного государства» и разработки концепции четырёх чистых типов власти. Предложенные А. Кожевом подходы к рассмотрению всего многообразия политических феноменов оказались востребованными в современных политических теориях, и их изучение представляет собой актуальную и важную научную задачу.

Необходимо отметить, что данная тема актуальна и в более широком плане, поскольку теория А. Кожева (в частности, разработанная им модель Европейского союза), выступает одной из теоретических основ создания межгосударственных

союзов, являющихся неотъемлемой частью современного политического развития разных регионов планеты.

Степень научной разработанности проблемы

Как признают специалисты, в настоящее время исследование творческого наследия А. Кожева в отечественной политической науке не получило достаточного развития — так, ранее не предпринималось целостного метатеоретического исследования его политико-философского учения в контексте преемственности его взглядов как в европейской, так и в российской традиции. Вместе с тем, нельзя не отметить ряд авторитетных трудов, вносящих существенный вклад в разработку данной темы.

Являясь одним из наиболее известных интерпретаторов трудов Г.В.Ф. Гегеля, Кожев возродил интерес европейской общественности к вопросам, сформулированным немецким мыслителем. Отдельные аспекты трактовки философии истории и онтологии Гегеля Кожевниковым легли в основу многочисленных исследований. Изучению идейных источников и «неогегельянского» творчества мыслителя посвящены труды В.Н. Кузнецова и С.Д. Вяккеревой1. Исходя из интерпретации Кожевом «Феноменологии духа» Гегеля на основе философии М. Хайдеггера и Э. Гуссерля, В.Н. Кузнецов определяет базовые черты «неогегельянства» А. Кожева, к которым относит: «атеизацию», «экзистенциализацию» и «феноменологизацию». С.Д. Вяккерева рассматривает противоречия, которые имеются у мыслителя в его трактовке философии Гегеля, а именно: абсолютизацию понятий «свобода» и «воля к власти», упрощение ряда положений и терминов Гегеля, схематизацию реальной истории познания, «раздиалектизацию» гегелевского метода и отождествление его с феноменологическим подходом.

1 Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. М., 1982.; Вяккерева С.Д. Гегель в современной французской философии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Ленинград, 1990.

Интерпретации А. Кожевом концепции негативности Гегеля посвящен целый ряд статей: Е. Тесля «Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию»; А. Жубара «Идея конца истории: Вл. Соловьев и А. Кожев»; В.П. Визгина «Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева); A.M. Руткевича «А. Кожев и JI. Штраус: спор о тирании» и некоторых других исследователей, в которых, однако, учение негативности субъекта рассматривается односторонне, а значит не полно.

Историко-философская концепция мыслителя была проанализирована в статьях В.П. Визгина и Б.Г. Соколова2. Визгин, в частности, акцентирует внимание на дискурсивном характере движения философской мысли в концепции мыслителя.

В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наследию мыслителя в России. За последние годы значительно увеличилось количество переводов и изданий философских работ Кожева с их последующим анализом. Рассмотрению диссертации А. Кожева «Религиозная метафизика Влад. Соловьева» посвящена статья А.П. Козырева . Глубокое изучение курса лекций по философии религии Гегеля, составивших фундаментальную работу А. Кожева «Введение в чтение Гегеля», содержится в статьях А.Г. Погоняйло4. Особая роль в анализе биографических данных и эволюции философских концепций Кожева принадлежит его основному современному переводчику и интерпретатору работ A.M. Руткевичу5. Им был подготовлен к печати сборник «Атеизм и другие

2 Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция А. Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 130-139; Соколов Б.Г. Послесловие (Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и Время (пер. с франц. Б.Г. Соколова) // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб., 1998. С. 292-300.

3 Козырев А.П. Предисловие к публикации (Кожев А. Религиозная метафизика Влад. Соловьева) // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 101-104.

4 Погоняйло А.Г. В дополнение к переводу // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб., 2003. С. 760-731.

5 Руткевич A.M. А. Кожев и JI. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 79-92; Он же. Послесловие // Кожев А. Понятие власти / Пер. с фр. A.M. Руткевича. М., 2006. С.

работы», в котором собраны статьи А. Кожева на религиозные, метафизические, политические и искусствоведческие темы. Кроме того, благодаря его стараниям ведётся работа над расшифровкой рукописи А. Кожева 1940-1941 гг., характеризующей воззрения мыслителя в 30-е годы XX века «левогегельянского» и социалистического толка.

Исследователи также стремятся глубже понять оригинальный смысл идей Кожева через сравнение его философско-политических и социально-

С. п О

государственных взглядов с теориями К. Шмитта , И.А. Ильина , Вл. Соловьёва и даже Ф.М. Достоевского9. Г. Тиханов уделил внимание философскому творчеству французского мыслителя в контексте современных вопросов глобализации, а также попытался разобраться во взаимоотношениях, идейных и личных, Александра Кожевникова и Карла Шмитта. А.Н. Целиков в своей монографии сравнил предпосылки становления и развитие политических идеалов Кожева и Ильина. Жубара и Гройс обращаются к теме конца истории в

167-182.; Он же. Предисловие II Кожев А. Атеизм и другие работы / Пер. с фр. A.M. Руткевича и др. М., 2006. С. 7-44; Он же. Философия права А. Кожева// Вопросы философии. 2002. № 12. С. 141-153; Он же. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. 1997. № 5. С. 90-92; Он же. Введение в чтение А. Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М., 2010. С. 476—487; Он же. Время и человек: вклад русских эмигрантов в формирование французской философии середины XX в // Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: Опыт России и Польши. М., 2010. С. 216-235; Он же. «Левое» гегельянство А. Кожева//Вопросы философии. 2010. №10. С. 122—127; Он же. Pax europeana// Вестник Европы. 2002. №5; Он же. Рукопись А. Кожева 1940—1941 гг. // Историко-философский ежегодник'2007 / Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2008. С. 271-276.

6 Тиханов Г. Современный строй на заре глобализации. Карл Шмитт и Александр Кожев // Журнал Польского института международных дел «Европа», 2002, Т 2, № 3(4). С. 93-116.

7 Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева: Монография. Нижний Новгород, 2007. 194 с.

8 Жубара А. Идея конца истории: Вл. Соловьев и А.Кожев // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева. М., 2005. С. 397-401; Гройс Б. Три конца истории. Гегель, Соловьёв, Кожев // На рубеже двух столетий: Сб. в честь 60-летия А.В. Лаврова. М., 2009. С. 169-184.

9 Ромащенко А. Гегель - Достоевский - Кожев: Предметная идентичность и историческая дифференциация // Абсолютный Гегель: Теоретический альманах Res cogitans. М., 2006. С. 8095; Постникова Е.Г. Феноменология власти в творчестве Ф.М. Достоевского («Бесы») // Эпистемология & философия науки. Барнаул, 2012. №3. С. 19-32.

историософской концепции А.Кожева. Тщательное изучение творчества Вл.

Соловьёва в юности, на этапе подготовки своей диссертационной работы,

помогло сформировать у Кожевникова идеал Человекобожества, прямо

противоположный соловьевской системе ценностей, центральное место в которой

отведено Богочеловечеству.

Попытки осмысления места творческого наследия Александра Кожева в

истории философской мысли предпринимают как отечественные10, так и

зарубежные исследователи. Являясь частью французской культуры, мыслитель

оказал влияние на множество разнородных течений мировой мысли, что до сих

пор не получило исчерпывающей трактовки. Об отношении к марксизму, а также

влиянии философа на формирование неомарксистских идей пишет в своей

монографии Н.В. Шихардин11.

Среди зарубежных авторов следует особо выделить фундаментальный труд 12

Доминика Оффре . В его работе подробно рассматриваются биография философа, эволюция его философских взглядов, а также анализируется политическая деятельность в министерстве внешнеэкономических и внешнеполитических отношений Франции.

Философские воззрения мыслителя в контексте развития французской философии XX века подробно разобраны В. Декомбом13. Автор использует воспоминания современников философа и проводит параллели в концепции Кожевникова с ключевыми философскими направлениями XX века. В своём произведении «Тождественное и иное. Сорок пять лет из истории французской

10 Зайцева О. В. Александр Кожев и французская философия // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: Материалы Международной научной конференции. М., 2003. 4.2. С. 229232; Тесля Е.А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию. Режим доступа — http://www.hrono.ru/statii/2007/akojev.html.

11 Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме pro et contra: Монография. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. 118 с.

12 Auffret D. Alexandre Kojève. La philosophie l'Etat, la fin de l'Histoire. Paris, 1990. 445 p.

13 Декомб В. Современная французская философия: [Сборник]. / Пер. с франц. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. 344 с.

философии (1933-1978)»14 он делает акцент на значимости идей классической немецкой философии . для французских интеллектуалов XX века. Декомб предлагает рассматривать эволюцию современной французской философии как переход от гегельянской философии тождества и развития к философии различия и повторения.

Общепринятого мнения относительно места и роли Александра Кожева в ряду мировых мыслителей еще не сложилось. О фрагментарности научного исследования темы свидетельствует крайне малое количество диссертационных работ, посвящённых анализу политико-философского наследия Кожева. За последнее время вышло лишь несколько диссертационных исследований о роли исторического бытия в философской концепции А. Кожева и о значении его идей в истории социально-политической мысли15. Однако указанные работы исследуют лишь отдельные аспекты многогранного творчества философа и политического деятеля. А.Н. Целиков в своём диссертационном исследовании касается политической проблематики творчества мыслителя. Рассматривая ключевые особенности социально-политического идеала Кожевникова, он изучает возможность существования «универсального и гомогенного государства» мыслителя. Однако вне поля зрения исследователя остаётся система политико-философских идей, формирующая взаимосвязь форм отправления власти, идеала государственного устройства и образа эффективного правителя. Следует признать, что в обширном идейном наследии Кожева остается ряд тем, по-прежнему нуждающихся в научной разработке и упорядоченности: периодизация

14 Декомб В. Тождественное и иное. Сорок пять лет развития французской философии (19331978) // Современная французская философия. М., 2000. 344 с.

15 Юрганов A.A. Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции : дис ... канд. философ, наук: 09.00.03 / Юрганов Александр Александрович. Краснодар, 2013. -130 е.; Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Целиков Алексей Николаевич. Н. Новгород, 2007. 194 с.

творческого наследия мыслителя, соотношение концептуальных идей разных этапов научной деятельности, уточнение его взаимоотношений с рядом отечественных и зарубежных философов, преемственность и актуальность его идей в современном мире.

Цель и задачи исследования

Цель данного диссертационного исследования — выявить основные черты политико-философского подхода А. Кожева к трактовке понятия «власть» и концептуальные основы его теоретической модели политических отношений в современных обществах.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

• исследование историко-политического контекста создания ключевых трудов А. Кожева и идейных предпосылок его концепции;

• анализ наследия философа для выделения трудов, проблематика которых находится в предметном поле теории и философии политики, а также определение места и значения данной проблематики в творчестве мыслителя;

• комплексная реконструкция политико-философской концепции Кожева, структурирование ее теоретико-методологических оснований и их анализ;

• исследование содержания базовых понятий политической теории мыслителя, анализ его подхода к трактовке природы власти и государства, движущих сил политической истории, закономерностей, тенденций и смысла общественного развития;

• выявление специфики предложенных мыслителем теоретической модели и принципов общественного переустройства и его политического идеала;

• определение идейного потенциала, места и роли политико-философской концепции А. Кожева в отечественной и мировой политической мысли.

Теоретические и методологические основы исследования

Методологической основой исследования явились диалектический и сравнительно-исторический принципы, а также принципы целостности, системности и конкретности.

Кроме того, в основу настоящего исследования были также положены традиционные общенаучные методы (анализ и синтез), методы реконструкции политико-философского и историко-политического контекстов, а также элементы критического подхода.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- впервые в рамках диссертационного исследования выявлены, систематизированы и проанализированы политико-философские идеи А. Кожева в интеллектуальном контексте XX века, определены теоретический потенциал и место концепции мыслителя в российской и мировой политической мысли;

- на основе анализа основных работ мыслителя, переведённых на русский язык, а также источников на иностранных языках проведены: комплексная реконструкция и анализ политической концепции мыслителя, структурирование и содержательное раскрытие ее теоретико-методологических оснований;

- выявлены основные теоретико-методологические подходы, использованные А. Кожевом в ходе создания концепции политической власти, определены её теоретические основания, уточнена трактовка механизмов и условий функционирования власти в различных исторических условиях;

- обоснован вклад А. Кожева в разработку теоретической модели построения Европейского союза, принципов и путей его развития.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вклад А. Кожева в политическую науку заключается в разработке таких проблем, как: источники легитимности власти, сравнение моделей политической организации, механизмы эффективного политического управления, а также способы реализации свободы человека в политическом пространстве. Разработка данных проблем является квинтэссенцией творчества А. Кожева.

2. Центральное место в политической философии А. Кожева занимает работа «Понятие власти». В ней изложена стройная политико-философская концепция, обладающая методологическим аппаратом, позволяющим конструировать различные модели возможных властных отношений. Данная работа занимает особое место среди трудов современников (Б. Рассел, Б. де Жувенель, Дж. Сантаяна, X. Арендт) и более поздних авторов (М. Фуко). Политическая власть в концепции Кожева предстает как способ организации силы, с помощью которой субъекты политики стремятся утвердить себя в бытии.

3. Базовые понятия политико-философской концепции Кожева («онтологический дуализм», «желание желания», «свободная экзистенция» и др.) служат решению центральной задачи - обоснованию необходимости формирования и поддержания пространства человеческой свободы, универсального и гомогенного государства. Эта задача связывает воедино различные предметные области политической теории мыслителя и обусловливает содержание предлагаемой политической реальности.

4. Концептуальная схема многообразных вариантов политической власти, предложенная А. Кожевым, представляет инструмент критического познания политической реальности, способствующий преодолению устоявшихся теоретических догм (теория разделения властей). Эта схема позволяет осуществлять дальнейший поиск адекватных задачам времени новых политических форм властных отношений в государстве.

5. Мыслитель внёс значительный вклад в построение общеевропейской модели политического устройства в условиях политической и экономической интеграции. Во многом благодаря Кожеву осмысление интеграционных процессов в современной геополитической ситуации является неотъемлемым атрибутом политической науки. В настоящее время происходит обращение к проекту идеального государства А. Кожева при разработке принципов и путей развития Европейского союза. В целом концепция Кожева представляет собой гибкую теоретическую модель, объединяющую различные исследовательские парадигмы, что делает ее востребованной в предметном поле политической науки как в России, так и за рубежом.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в возможности применения материалов, обобщений и выводов, содержащихся в работе, для дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений политической науки. Результаты исследования могут способствовать более глубокому пониманию феномена власти, осмыслению значения политико-философской концепции А. Кожева и её роли в современной политической теории и практике. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке и преподавании курсов по теории политики, философии политики, истории политических учений.

Апробация работы

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Результаты исследования были опубликованы в научных

журналах16, выносились на обсуждение научного сообщества в ходе политологических и философских научных конференций, круглых столов и конгрессов регионального, всероссийского и международного уровней17.

Структура работы

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

16 Наскина И.А. Тирания и мудрость - взаимовыгодный союз или вечная борьба? Проект А. Кожева // Пространство и время. 2013. №3 (13); Наскина И.А. «Царство Мудреца»: социально-политический идеал А. Кожева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2013. №4.

17 Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2011» (Россия, г. Москва); Международная научная конференция «Дни науки философского факультета - 2011» (Украина, г. Киев); Международный молодежный научный форум «Ломоносов- 2012» (Россия, г. Москва): VI Российский философский конгресс (Россия, г. Нижний Новгород); Днепропетровская сессия II Всеукраинской научно-практической конференции с международным участием «Приднепровские социально-гуманитарные чтения» (Украина, г. Днепропетровск).

Глава 1. Эволюция теоретико-методологических установок политической философии А. Кожева

1.1. Предпосылки формирования политической философии мыслителя

Французские специалисты в области истории философии и политической мысли признают, что Александр Кожев и по сей день является самой значительной фигурой в области философской политической рефлексии во Франции. Современники и последователи высоко оценивали аналитический дар мыслителя: «Ему никогда не случалось сказать глупость, у меня редко возникало впечатление, что он что-то у меня узнал, хотя, в отличие от большинства интеллектуалов, Кожев всегда добросовестно признавал приоритет собеседника, если тот первым высказал мысль, с которой он согласился. Полагая, что он ассимилировал всё философское в историческое знание, которое охватывает Гегелева система, Кожев следил за идеями и событиями нашего времени с отрешённостью Мудреца, но и со вниманием крупного должностного лица. Когда разговор шёл о политике и экономике - главных темах наших бесед, - ему не

1 Я

было равных» . Эта оценка профессионального сообщества показывает роль, которую сыграл выходец из России в процессе становления современной политической философии в западной Европе XX века. Такое место А. Кожева во французской политической мысли является результатом влияния реальных обстоятельств, в которых Кожев формировался как философ и политический мыслитель, а также его личных качеств, явившихся результатом воспитания, образования и культурных традиций, усвоенных им как в период до эмиграции, так и в последующее время. В этом смысле нельзя недооценивать ни российский период его жизни, ни годы, проведенные им в Германии и во Франции. Феномен Кожева как политического философа можно понять только учитывая указанные

I К

Арон Р. Мемуары. 50 лет размышлений о политике / пер. Г. Абрамов, Л. Ларионова. М.: Ладомир, 2002. С. 112.

факторы становления его личности и формирования политико-философских интересов в совокупности.

Александр Владимирович Кожевников родился в мае 1902 года в интеллигентной московской купеческой семье. Его предки к концу 19-го века стали вполне европейски образованными промышленниками, и семья, соответственно, имела неплохой достаток. Отец Александра, призванный на войну как артиллерийский офицер, погиб под Мукденом в 1905 г. Мальчик вновь осиротел летом 1917 г., когда воспитывавший его отчим (сослуживец отца Лемкул) был убит бандитами, пытаясь отстоять с ружьем в руках свое имение. Тяжёлые утраты и сложные обстоятельства юности оказали влияние на формирование мировоззрения молодого человека, но не подчинили себе его жизненную позицию. Дядей Кожевникова был известный русский художник-абстракционист В.В. Кандинский, у мальчика образовались с ним доверительные отношения, которые удалось сохранить на всю жизнь. Их переписка является важным источником эстетических воззрений A.B. Кожевникова. Исследованию творчества живописца посвящено несколько статей зрелого мыслителя. В них он высоко оценивал талант своего ближайшего родственника, реализующего в своём творчестве новый формат искусства «... в и посредством цветного рисунка, рисованной живописи или живописи в собственном смысле слова живописного прекрасного, которое не было воплощено, не воплощено и не будет воплощено где-либо ещё, в каком-то реальном объекте, отличном от самой картин, то есть в каком-либо реальном не художественном объекте»19. Его восприятие современного искусства отражено в противопоставлении искусства традиционного, как субъективно отражающего позицию автора, а остальных делающих лишь зрителями, и конкретного абстрактного искусства,

19 Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Атеизм и другие работы. М.: Праксис, 2007. С.259.

охватывающего не только область репрезентируемых объектов, но и тотальность бытия в целом.

В судьбу Кожевникова, как и многих его современников, вмешалась революция. Несмотря на светлые надежды, которые он связывал с Октябрьской революцией и приходом к власти советского правительства, в 1918 г. у него возникают проблемы с ВЧК. Его несколько дней продержали в подвалах Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, и чуть не расстреляли за "спекуляцию". По воспоминаниям философа, именно в этих подвалах ему пришли в голову некоторые идеи, которые станут основополагающими для его будущей политико-философской концепции. В результате, в 1920 году, он вынужден был навсегда покинуть Россию, тайно перейдя польскую границу. В Польше его арестовали, как "большевистского шпиона", и Кожевников едва не умер в тюрьме от тифа. Освободившись, он перебрался в Германию, где продолжил своё образование. Ему удалось переправить из советской России семейные драгоценности, которые и составили его капитал, обеспечивая безбедное существование в первые годы эмиграции.

В анналы европейской и мировой философской мысли Александр Владимирович вошёл под именем Кожев, которое образовалось позже от сокращения фамилии на французский манер при получении французского гражданства (1937 г.), открывшего перед молодым мыслителем широкие возможности в области образовательной и профессиональной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Наскина, Ирина Андреевна, 2013 год

Библиография

1. Авилова M.А. Европейская интеграция: от истории к современности // Научные ведомости Белгородского гос. Ун-та. — Белгород, 2012. — №7, вып. 22. — С. 279-284.

2. Азарова Н.М. Два опыта: «Феноменология духа» Гегеля в русском переводе Г. Шпета и французском переводе А. Кожева // Густав Шпет и его философское наследие. - М., 2010. — С. 114-129.

3. Алейник P.M. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. — М.: ИФ РАН, 2006. — С. 199214.

4. Альтюссер JI. Человек, эта ночь // ХЖ. — 2010. — № 77-78. — Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/77-78/cette-nuit/.

5. Альтюссер JI Позиция Ленина по отношению к Гегелю. (Доклад, сделанный на Конгрессе по Гегелю в Париже, в апреле 1969 г.). — Режим доступа: http://scepsis.net/library/id 1930.html.

6. Арендт X. Скрытая традиция: Эссе. / пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, Н. Мовиной. — М.: Текст, 2008. — 221 с.

7. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова. — СПб.: Алетейя, 2000. — 437 с.

8. Арон Р. Мемуары. 50 лет размышлений о политике / пер. Г. Абрамов, Л. Ларионова. — М.: Ладомир, 2002. — 880 с.

9. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. — 1995. — №1. - С. 52-69.

10. Жувенель Б. де Власть: Естественная история ее возрастания / пер. с франц. В. П. Гайдамака и А. В. Матешук. — М.: ИРИСЭН, Мысль, 2011. — 546 с.

11. Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: АХЮМА/Мифрил, 1997. - 336 с.

12. Блинов E.H. От Кожева к Лакану через Шестова: московские лекции профессора Мигеля де Бестеги // Эпистемология & философия науки. — М., 2012.

— Т. XXXII, №2. — С. 230-233.

13. Бойцова О.Ю. Власть нормы и норма власти: О специфике нормативизма а западной политической науке XX века. - М.: Современные тетради, 2004. — 160 с.

14. Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева) // Вопросы философии. — 1989. — № 12. - С. 130-139.

15. Власть: очерки современной политической философии Запада / В.В. Мшвениерадзе, И.И. Кравченко, Е.В. Осипова и др. — М.: Наука, 1989. — 328 с.

16. Вяккерева С.Д. Гегель в комментарии А. Кожева // Диалог в философии: традиции и современность. — СПб., 1995. - С. 85-95.

17. Вяккерева С.Д. Гегель в современной французской философии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. — Ленинград, 1990. — 25 с.

18. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000. — 495 с.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - Соч.: В 14 т.; Т.7. - М. - Л.: Соцэкгиз,1934. — 364с.

20. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. — М.: Мысль, 1974.

— 424 с.

21.Геруланос С. Александр Кожев: происхождение «антигуманизма», или «конец истории» / пер. с франц. А. Зубова и Д. Горяниной // НЛО. — 2012. — №116. —С.76-90.

22. Гриффите Р.Т. Основания европейской интеграции. // Полис. — 2002. — №4. —С. 135-145.

23. Гройс Б. Три конца истории. Гегель, Соловьёв, Кожев // На рубеже двух столетий: Сб. в честь 60-летия A.B. Лаврова. - М., 2009. — С. 169-184.

24. Гройс Б. Философ после конца истории // Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях. Материалы конференции (Бремен, 25-27 июня 1998 г.). — Ad Marginem. 2002. — С. 147-160.

25. Декомб В. Современная французская философия: [Сборник]. / Пер. с франц. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 344 с.

26. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство блага, работа скорби и новый интернационал / пер. с франц. Б. Скуратова — М.: Logos-altera, 2006. — 256 с.

27. Деревянко К. Критики чистого разума, или Как не следует критиковать Гегеля (10 эпизодов) // Проблемы философии права. - Луганск, 2006. — С. 343360.

28. Дудчик А.Ю. «Политическое» прочтение гегелевской «Феноменологии духа» в работах А. Кожева // Философия и социальные науки. — 2007. — № 4. -С. 33-37.

29. Дьяков A.B. Бодрийяр и «французский Гегель» // Человек в третьем тысячелетии: Рабочие тетради гуманит. Семинара. - Курск, 2007. — Вып.1. — С. 6-10.

30. Европейская интеграция: проблемы теории и практики / И.В. Яковюк, М.Г. Окладная, Т.Н. Анакина, А.К. Сковиков и др. М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та, 2012. — 278 с.

31.Жубара А.Идея конца истории: Вл. Соловьев и А.Кожев // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В. Соловьёва и 110-летию А.Ф. лосева. - М., 2005. — С. 397-401.

32. Зайцева О.В. Александр Кожев и французская философия // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: Материалы Международной научной конференции. - М., 2003. — 4.2. — С. 229-232.

33. Зекрист Р.И. Концепция власти А. Кожева // Филология и культура. Philology and Culture. — 2012. — № 2(28) — С. 253-258.

34. Ипполит Ж. Логика и существование / Пер. с фр. В.Ю. Быстрова. — СПб.: «Владимир Даль», 2006. — 320 с.

35. Искусство письма / сост. не указан; пер. с англ. и нем. Б. Скуратова <под ред. В. Файбышенко и О. Никифорова>. - М.: Логос, 2012. - 80 с.

36. Кандинский В. - Кожев А.: Переписка 20-30-х годов // Человек. — 1997.

— №6. —С. 40-51.

37. Кант И. К вечному миру (1795) / Сочинения в шести томах. М., "Мысль" (Философ, наследие). — Т. 6. — 1966. — С.257- 310.

38. Карсавин Л.П. Философия и В. К. П. По поводу статьи А. В. Кожевнкова. Предисл. к публ. С.С. Хоружего // Вопросы философии. — 1992. —№2. —С. 75-77.

39. Кожев A.B. Атеизм и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — 512 с.

40. Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и время // Метафизические исследования. - СПб., 1998. — Вып. 6: Сознание. — С. 277-296.

41. Кожев A.B. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / Подборка и публ. Р. Кено; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2003. — 791 с.

42. Кожев А. Введение. София — философия и феноменология (составл. А.М.Руткевича) [Приложение] // Историко-философский ежегодник'2007 / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. — С. 276-324.

43. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / Пер. с фр. и послесл. И. Фомина. -М.: Логос; Прогресс-Традиция, 1998. —208 с.

44. Кожев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. — 2002. — № 12. — С. 154-166.

45. Кожев А. Гегель, Маркс и христианство // Вопросы философии. — 2010.

— № 10. —С. 128-144.

46. Кожевников А. К оценке современности // Евразия. — 1929. — №35.

47. Кожевников А. К типологии новой культуры // Евразия. — 1929. — №31,

48. Кожев А. Колониализм с европейской точки зрения // Вестник Европы. — 2002. — № 5. — Режим доступа: http://magazines.russ.rU/vestnik/2002/5/kolonial.html.

49. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Человек. — 1997. —№6. —С. 29-39.

50. Кожев А. Набросок доктрины французской политики (27 августа 1945 г.) // Прогнозис. — 2005. — № 1. — С. 12-54.

51. Кожев А. Понятие власти / Пер. с фр. А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2006. — 192 с.

52. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева: Предисл. к публ. Козырева // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 104-135.

53. Кожев А. Тирания и мудрость // Вопросы философии. — 1998. — № 6. — С. 92-119.

54. Кожевников A.B. Философия и В. К. П. // Вопросы философии. — 1992.

— № 2. — С. 72-74.

55. Козырев А.П. Предисловие к публикации (Кожев А. Религиозная метафизика Влад. Соловьева) // Вопросы философии. — 2000. — №3. — С. 101104.

56. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / Общ. ред. и предисл. А. П. Юшкевича.

— М.: Едиториал УРСС, 2004. — 272 с.

57. Костикова A.A. «Новая философия» во Франции: постмодернистская перспектива развития новейшей философии: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.— 96 с.

58. Кропотов С.Л. Дискурс о негативном Александра Кожева и проблема суверенности человека в тоталитарной культуре // Франция - Россия: Проблемы культурных диффузий. - Екатеринбург, 2007. — С. 43-49.

59. Кудишина A.A. «Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев». — М.: Академический проект, 2007. — 180 с.

60. Кузнецов В.Н. Александр Кожев: антропологическо-атеистическая версия неогегельянства/ Французское неогегельянство. — М., 1982. — С. 51-126.

61. Ленин В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн. собр. соч. Т. 26. М, 1967. —С. 351-355.

62. Меликов И.М. Единство и различие атеистического и религиозного толкования истории // Социальная политика и социология. — М., 2011. — №5. — С. 182-190.

63. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. — 2004. — № 11. (часть первая) — С. 3-18.

64. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. — 2004. — №12. (часть вторая) — С. 3-18

65. Наумова Е.И. Феноменологическая диалектика Гегеля-Кожева // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6: Философия, культурология, политология, право, международные отношения. — СПб, 2010. — Вып. 3. — С. 15-18.

66. Нечунаев В.В. Смысл негативности в онтологии Ницше, Кожева и Деррида в связи с апофатикой Экхарта // Философия: история и современность. 2002-2003. — Новосибирск, 2003. — С. 142-163.

67. Олье Д. Коллеж социологии. — СПб.: Наука, 2004. — 588 с.

68. Павлов A.B. Лео Штраус: искусство писать и искусство читать // Социологическое обозрение. — 2012. — №3. — Т.П. — С. 4-11.

69. Погоняйло А.Г. В дополнение к переводу // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. — СПб., 2003. — С. 760-731.

70. Постникова Е.Г. Феноменология власти в творчестве Ф.М. Достоевского («Бесы») // Эпистемология & философия науки. — Барнаул, 2012. — №3. — С. 19-32.

71. Потёмкина О.Г. Пространство свободы, безопасности и правосудия как политический проект Европейского союза // Европейский союз в XXI веке: время испытаний. — М., 2012. — С. 281-306.

72. Прайс М. Агент мирового духа, или Мог ли КГБ вскормить Постмодернизм? // Русский журнал. — 2001. — Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/west/20010402-koiev.html.

73. Пятигорский A.M. К портрету Кожева / Непрекращаемый разговор. — СПб., 2004. — С. 424-427.

74. Рапопорт Е.В. Проблема конца истории в свете гегелевской диалектики раба и господина // Вестник РГГУ. - М., 2011. — № 15. — С. 79-86.

75. Рейс Е. Г. Кожевников, кто Вы? / Русский путь. 2000. — 106 с.

76. Речь Уинстона Черчиля в Цюрихском университете // «Вестник Европы».

— 2009. — №26-27. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2009/26/rel0.html.

77. Ромащенко А. Гегель - Достоевский - Кожев: Предметная идентичность и историческая дифференциация // Абсолютный Гегель: Теоретический альманах Res cogitans. - М., 2006. — С. 80-95.

78. Россман В. После философии: Кожев, "конец истории" и русская мысль

— Неприкосновенный запас. — 1999. — № 5(7). — С. 21-26.

79. Руткевич A.M. Александр Кожев // В кн.: Философы двадцатого века . Кн. 3. М.: Искусство - XX век, 2009. — С. 83-108.

80. Руткевич A.M. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. — 1997. — №5. —С. 90-92.

81. Руткевич A.M. А. Кожев и JI. Штраус: спор о тирании //Вопросы философии. — 1998. — № 6. — С. 79-92.

82. Руткевич A.M. Введение в чтение А. Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. — М., 2010. — С. 476-487.

83. Руткевич A.M. Время и человек: вклад русских эмигрантов в формирование французской философии середины XX в // Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: Опыт России и Польши. - М., 2010. — С. 216-235.

84. Руткевич A.M. История античной философии А. Кожева («Историческое введение в Систему Знания») // История философии. — 2012. — № 17. — С. 2544.

85. Руткевич A.M. «Левое» гегельянство А. Кожева//Вопросы философии. — 2010. — № 10. — С. 122—127.

86. Руткевич A.M. Немецкая философии во Франции: Койре о Гегеле // История философии. Вып. 8. — М.: ИФ РАН, 2001. — С. 3-28.

87. Руткевич A.M. Pax europeana// Вестник Европы. — 2002. — № 5. — С. 100-115.

88. Руткевич A.M. Рукопись А. Кожева 1940—1941 гг. // Историко-философский ежегодник'2007 /Ин-т философии РАН.— М.: Наука, 2008. — С. 271-276.

89. Руткевич А. М. Философия права А. Кожева // Вопросы философии. — 2002. —№ 12. —С. 141-153.

90. Сапронов П.А. Концепция власти у Кожева. Критический анализ // Вестник русской христианской гуманитарной академии. - СПб. 2011. — Т. 12. -С. 285-292.

91. Севрюкова Е. Антропологический поворот гегелевской мысли в философии А. Кожева // Абсолютный Гегель: Теоретический альманах Res cogitans. - М., 2006. — С. 124-129.

92. Современная западная философия: Словарь Текст. / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П.—М.: Политиздат. 1991. — С. 160-161.

93. Соколов Б.Г. Послесловие (Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и Время (пер. с франц. Б.Г. Соколова) // Метафизические исследования. — СПб., 1998. — Вып. 6: Сознание. — С. 292-300.

94. Соколов В.В. Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. — М.: Мысль, 1973. — С. 225.

95. Соловьев Вл.С. Чтения о Богочеловечестве — М.: ООО «Издательство ACT», 2004.—251 с.

96. Тесля Е.А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию. — Режим доступа: http: // www. hrono. ru/stati i/2007/akoj e v. html.

97. Тимофеев, А. И. Что бы мог сказать Гегель о проблемах глобализации? // Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. — СПб. : СПб фил. общ-во, 2003. — С.86-90.

98. Тиханов Г. Современный строй на заре глобализации. Карл Шмитт и Александр Кожев — Журнал Польского института международных дел «Европа».

— 2002. — Т 2. — № 3(4). — С. 93-116.

99. Троицкий С.А. Смерть бога в философии Ф. Ницше. Социально-философский анализ // Vita Cogitans: Альманах молодых философов.— СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. — 2002. — Выпуск 1. — С. 162-174.

100. Трухан А.В. Концепция метафизики власти А. Кожева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.

— 2010. — №3. октябрь. — С. 17-22.

101. Философия власти / Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. / Под ред. В.В. Ильина. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993. — 271 с.

102. Франк C.JI. «Достоевский и кризис гуманизма (к 50-летию со дня смерти Достоевского)» // О Достоевском. — М., 1990. — С. 391-397.

103. Фрост Б.-П. Интеллектуальная биография Александра Кожева // Галерея Русских мыслителей. International Society for Philosophers. — 2007.

104. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.— М., Касталь, 1996.— 448 с.

105. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. Б.М. Скуратова под общей ред. В,П, Большакова. — М.: Праксис, 2006. — Ч. 3. — 320 с.

106. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. — М.: «Ad Marginem», 1999. — 480 с.

107. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: ACT, 2004. — 588 с.

108. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — №3. — С. 84-118.

109. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. — М.: Республика, 1999. —303 с.

110. Целиков А.Н. Проект атеистической реальности в философии А. Кожева // Будущее религии: из настоящего в грядущее. - Н. Новгород, 2008. — С. 217-276.

111. Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева: Монография. — Н. Новгород, 2007. — 194 с.

112. Целиков А.Н. Человек как свободный исторический индивид в феноменологической антропологии А. Кожева // Вестник Моск. Гор. Обл. ун-та. Серия «Философские науки». — М. Изд-во МГОУ. — 2006. — № 3 (35) — С 141147.

113. Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: полемика 1950 - 70-х годов: авт. дисс... д.ф.н. - Екатеринбург: Унт, 2009. — 34 с.

114. Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: pro et contra: Монография. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. - 118 с.

115. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. — 1992. — № 1. —С. 37-67.

116. Штраус JI. О тирании. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. — 328с.

117. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. —2001. —№47. —С. 7-41.

118. Юрганов A.A. Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции : дис ... канд. философ, наук: 09.00.03 / Юрганов Александр Александрович. - Краснодар, 2013. - 130 с.

119. Юрганов A.A. «Негативность» субъекта в «Феноменологии духа» Гегеля и «отрицательное ничто» А. Кожева // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. — №3 —С. 121-127.

120. Юрганов A.A., Воскресенская В.В. Понимание экзистенции у Кожева и Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность. - Краснодар, 2010. — С. 309-314.

121. Юрганов A.A., Воскресенская В.В. «Экзистенциальный» и «антропологический» проекты интерпретации «Феноменологии духа» Гегеля в концепции А. Кожева // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2009. №4. — С. 39-41.

122. Яковлев Д.А. Многообразие атеистического опыта // Исторические судьбы атеизма. - Магнитогорск, 2011. — С. 127-134.

123. Ямпольская A.B. Неогегельянский след в работах Левинаса // Вестник РГГУ.-Москва. —2011.—№ 15. —С. 227-238.

124. Auffret D. Alexandre Kojève. La philosophie l'Etat, la fin de l'Histoire. -Paris, 1990.— 445 p.

125. Devlin F. Roger Alexandre Kojeve and the Outcome of Modem Thought -Lanham: University Press of America, 2004. — 162 p.

126. Drury Shadia B. Alexandre Kojeve: The Roots of Postmodern Politics - New York: St. Martin's Press, 1994. — 276 p.

127. Filoni M. Le philosophe du dimanche. La vie et la pensée d'Alexandre Kojève, Gallimard, Paris 2010. — 304 p.

128. Glucksmann A. Les Maîtres-penseurs. P. : Grasset, 1977. — 321 p.

129. Goldford D.J. Kojeve's reading of Hegel // Intern. Philos.quart. - N.Y., 1982. -vol. 22. №4. —p. 275-293.

130. Howse R. Kojève's Latin Empire: From the 'End of History' to the 'Epoch of Empires'. - Pol'y Rev., 2004, № 126. - p. 41-48.

131. Kojève A. Diario del filosofo. Savigliano, Nino Aragno editore, 2013. — 146

P-

132. Kojève A. Hegel, Marx et le Christianisme // Critique, 1946, № 3-4. — p. 339-366.

133. Kojève A. Kant. - Paris, Galllimard, 1973. - 220 p. avec sch.

134. Kojève A. L'action politique des philosophes // Critique. 1950. №6. — P. 46-55, 138-155.

135. Kojève A. La notion de l'autorité / Ed. Et près. Par Terré F. - Paris, Galllimard, 2004. — 204, [2] p.

136. Lynch R.A. Mutual recognition and the dialectic of master and slave: Reading Hegel against Kojeve // Intern. Philos. Quart. - Bronx (N.Y.), 2001. - Vol. 41, № 1. — p. 33-48.

137. Outline of a Doctrine of French Policy by A. Kojeve (August 27, 1945). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marxists.org/reference/subj ect/philosophy/works/fr/koj eve2 .htm

138. Pippin R.B. Being, time and politics: The Strauss-Kojeve debate // History a. theory. - Middletown, 1993. - Vol. 32, № 2. - p. 138-161.

139. Pirotte D.Alexandre Kojève. Un système anthropologique. — Paris, PUF, 2005. —237 p.

140. Roman-Lagerspetz S. Striving for the Impossible: The Hegelian Background of Judith Butler. University of Helsinki, Department of Political Science, 2009. — 350 p.

141. Russell B. Power. A New Social Analysis. — London, Allen, 1975. — 206 p.

142. Riley P. Introdtion to the reading of Alexandre Kojeve // Polit. Theory. -Beverly Hills; London, 1981. - vol. 9, № 1. — p. 5-48.

143. Schroeder S. It's the end of the world as we know it (and I feel fine): 'The end of history', Marxist eschatology, and the 'new worldorder' // J. of social philosophy. -Villa-ova, 1992.-Vol. 23, № 2.—p. 127-141.

144. Strauss L. De la tyrannie. Correspondance avec Alexandre Kojeve, 19321965. — Paris, Gallimard, 1997. — 428 p.

145. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehenden Soziologie. Fünfte, revidierte Auflage, besorgt von J. Winckelmann. Studienausgabe. — Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1972. — 943 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.