Философско-антропологические аспекты межсубъектной коммуникации в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Деклерк, Ирина Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат философских наук Деклерк, Ирина Вячеславовна
Введение
Глава 1. Межсубъектная коммуникация в контексте философского дискурса
1.1. Понятие межсубъектной коммуникации и её генезис
1.2. Межсубъектная коммуникация как проблема философской антропологии
Глава 2. Постсовременность: межсубъектная коммуникаций в контексте повседневности и аутентичности
2.1. «Повседневность» и экзистенциальная проблема общения
2.2. Жизненные миры как отражение структуры коммуникации
2.3. Аутентичное бытие как преодоление повседневности 125 Заключение 143 Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Динамика личных миров в пространстве повседневности2004 год, кандидат философских наук Балалаева, Наталия Константиновна
Философско-антропологический анализ общения2004 год, кандидат философских наук Малахова, Ольга Николаевна
Повседневность в социально-философском контексте: теоретико-методологический анализ2011 год, доктор философских наук Полякова, Ирина Павловна
Повседневность и язык: Культурологические основания и эмпирические реалии2003 год, доктор философских наук Новикова, Надежда Львовна
Повседневность как элемент социальной реальности2006 год, кандидат философских наук Семенов, Николай Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические аспекты межсубъектной коммуникации в современном обществе»
Актуальность темы исследования. Логика развития информационного общества предъявляет особые требования к взаимодействию людей, живущих в нем. Такое общество «безумного ускорения» (Э. Тоффлер) становится обществом «тотальной коммуникации» (Н. Луман). В сложных разноуровневых обществах колоссальные количества информации должны еще стремительнее перетекать от одной системы к другой, образуя единое целое. Неготовность большинства человечества ответить на вызовы ускорения и суперкоммуникации уже сейчас стала причиной «шока будущего».
Взрывное усложнение социальной системы в результате информационной революции конца XX в. привело к становлению «сетевого общества», в котором линейные причинно-следственные связи заменены сетевыми нелинейными связями, предполагающими различную глубину коммуникаций и создание новых искусственных коммуникативных языков. Возникновение массмедиа породило феномен массовой коммуникации, в котором произошло функциональное изменение в системе коммуникации: с одной стороны, сообщающий как бы говорит «в пустоту», не ощущая своей актуальной аудитории, с другой стороны, его власть над принимающим становится тотальной — последний не может ответить, у него остается только одна возможность - выйти из коммуникации. Возникающий в такой системе «коммуникативный тоталитаризм» (Н. Луман) становится самым важным механизмом передачи информации в обществе, но при этом коммуникация меняется по сути - она перестает быть средством общения.
Понятие коммуникации оказалось очень привлекательным для наук об обществе, поскольку предлагало путь осмысления структуры и динамики общества через информационный обмен по каналам коммуникаций, которые составляют сетевую структуру. После теории производительных сил К. Маркса коммуникативные теории общества — это следующая попытка создания объективированной и универсальной картины общества. Социальные теории коммуникации используют одно из ее свойств как преобладающее и на основе этого доминирования строят объективированную, часто многоуровневую картину общественной структуры - от статических структур и простых динамических систем до психологических систем и систем социальной организации.
Стремление к объективизации процесса коммуникации в этих теориях приводит к отказу от ее содержания. Преодоление безликости коммуникации возможно в сфере философской антропологии, которая «высвечивает» ее структуру как бы изнутри, с позиции субъекта, и она предстает как форма взаимодействия, вбирающая в себя все виды межчеловеческого общения -социального, индивидуально-личностного и экзистенциального. С такой позиции коммуникация выражает меру соучастия субъекта в бытии и поэтому становится межсубъектной коммуникацией. Возникающий в ней диалог можно распространить не только на субъект-субъектные отношения, но также на системы «человек - природа», «человек - общество», «человек -культура». Такое понимание феномена межсубъектной коммуникации вовлекает в поле философской рефлексии новые аспекты общения такие, как «диалогическая жизнь», «диалог культур», «межсубъектный диалог», «диалог с природой».
В обществе тотальной коммуникации существует огромная несбалансированность количества и качества информации, избыточности взаимодействий и недостатка общения. Одной из форм духовного сопротивления тотальности современной коммуникативной системы является обращение к подлинному межсубъектному диалогу, который позволяет «повернуть» человека к его трансцендентальной и аутентичной праоснове, к Со-Бытию как новому пониманию повседневного мира и возможности его трансформации. Межсубъектная коммуникация, осуществляемая в контексте «Я - Ты» общения, возможна и необходима в современном социуме. Именно она может послужить источником смены парадигмы общения, поэтому ее потенциал не может не быть включен в сферу дискурса философской антропологии. Исходя из вышеизложенного, теоретическая и практическая значимость и актуальность темы исследования не подлежит сомнению.
Степень разработанности проблемы. Интерес к проблеме общения наблюдается с начала зарождения собственно философской мысли. Осмысление логико-гносеологических, методологических и онтологических аспектов человеческого общения занимает видное место в трудах древнегреческих философов. Уже с тех пор данная проблема прочно входит в круг основных проблем философии, причем в немалой степени благодаря импульсам, получаемым от религиозной мысли. В христианской теологии эта проблема впервые поднимается до учения о любви к Богу как личности. Многие современные философские концепции коммуникации, так или иначе, основываются именно на идеях, выдвинутых в свое время в патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий и др.). Позже, в схоластике, проблема общения, понятая как диалог между человеком и Богом, становится одной из стержневых.
Из числа философских классиков XVIII - XIX вв., специально разрабатывавших проблему общения, можно назвать имена Ф. Шлейермахера, И.Г. Фихте, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, B.C. Соловьева, В. Дильтея. В XX в. значительный вклад в разработку философско-антропологических аспектов данной проблемы внесли М. Бубер, Л. Бибе, JI. Бинсвангер, О.Ф. Больнов, В. Гумбольт, Э. Кассирер, X. Плеснер, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Шафф, М. Шелер, К. Ясперс. Среди русских философов и богословов, ставивших проблему межчеловеческого общения, можно отметить М.М. Бахтина, С.Н. Булгакова, С.А. Франка, П.А. Флоренского, Г. Г. Шпета, а из числа современных российских авторов — B.C. Библера, И.А. Бирич, A.C. Колюжного, М.С. Кагана, А.Г. Климова,
H.B. Кокшарова, E.B. Мошняги, A.B. Назарчука, А.П. Огурцова, Т.Н. Сильченкова, В.А. Титова, JI.A. Ситниченко. Ф.И. Шаркова.
Подхваченное социальными науками понятие коммуникации, пришедшее из теории систем и кибернетики в середине XX в., привело к созданию различных моделей общества - «идеального неограниченного коммуникативного сообщества» К.О. Апеля, коммуникативного действия Ю. Хабермаса, общества как замкнутой на себя системы коммуникаций Н. Лумана, общества сетевой коммуникации М. Кастельса и др. Суть коммуникации определяется по-разному: как информационный обмен между социумом и человеком (А.Д. Урсул); как связь через информационные потоки (М.С. Каган); как способ жизнедеятельности, облегчающий взаимное приспособление (Т. Шибутани); как характерный информационный и интеллектуальный обмен (А. Б. Зверинцев, А. П. Панфилова); как система передачи социального опыта и система самоидентификации человека и общества (И.М. Быховская, В.А. Луков, А.П. Садохин, А.Я. Флиер), как феноменологический обмен между индивидуальными ценностями (A.B. Костина). Для формирования концепции коммуникации в данном исследовании наибольшее значение имели феноменологические аспекты коммуникации, рассмотренные Э. Гуссерлем и А. Шюцем, а таюке концепция Н. Лумана о коммуникации как бинарном самонастраивающемся автопойетическом процессе.
Содержательные аспекты коммуникации представлены в понятиях «коммуникации как расширения чувственной сферы» М. Маклгоэна, «коммуникации действия» X. Арендт, Ю. Хабермаса, «интерпретирующей коммуникации» Э. Лич, «коммуникации понимания» Д. Девидсона, Р. Рорти, Р. Брендана, Г. Эванса, С.Б. Крымского. Основы понимания коммуникации как диалога заложены работами М. Бубера, Э. Гуссерля, А. Щюца.
В данной работе рассматриваются два основных подхода к интерпретации межсубъектной коммуникации: натуралистический и трансценденталистский, в движении от первых ко вторым осмысление коммуникации постепенно переходит из поля социально-философского в поле философско-антропологического дискурса. Суть натуралистического подхода в работах Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля, X. Арендт, А. Шюца, Х.-Г. Гадамера, Г. Шпета и др. заключается в осознании роли и места межсубъектного коммуникативного фактора в социальной жизни человека, а таюке характера его связи с различными социальными феноменами. Суть трансценденталистского подхода в работах М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, X. Плеснера, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, C.JT. Франка и ряд других философов заключается в осознании места и роли феноменов «понимание», «вживание», «диалог» в процессе межсубъектного коммуникативного взаимодействия.
Коммуникативное взаимодействие осуществляется в определенной среде, которую автор, опираясь на концепции Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Щюца, понимает как повседневный мир, как естественное и самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Рассматриваются таюке современные интерпретации повседневности в работах российских философов И.Т. Касавина, Г.С. Кнабе, Т.Б. Моисеевой, Н.В. Шихардина, С.П. Щавелева и др.
Коммуникация как основное проявление бытия человека вписывается в его жизненный мир, понимаемый в хайдеггеровском смысле. Для построения собственной типологии жизненного мира в работе используются понятия жизненных миров российских философов Ф.Е. Василюка, Н.И. Козлова, Д.А. Леонтьева. Современная эпоха впервые предлагает человечеству возможность опыта глобальной цивилизации, не только объединяющей экономическую, политическую и социальную сферы, но, по мнению В. Бека, сталкивающей жизненные миры, вскрывая внутренние мировоззренческие противоречия. Информационная глобализация ведет также к виртуализации коммуникации и «новой антропологии» (Д. Иванов, В Штепа).
Бинарный диапазон коммуникации обосновывается в работах Н. Лумана, Э. Фромма, Т.А. Гореловой. Верхний уровень межсубъектной коммуникации составляет феномен любви, осмысление которого можно найти как у древних философов, начиная с Платона, так и в христианстве, понимающем ее как устремление к Богу как Личности. Западная философия Нового времени «вернула любовь на землю», ограничив ее человеческим измерением. XX век привнес в понятие любви привкус индивидуализма, интерпретируя ее как познание своего «Я» через Другого (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), как средство избежать одиночество (К. Лыоис), как фактор преобразования личности (Э. Фромм, X. Ортега-и-Гассет, Р. Штейнер). Представители русской философской мысли конца XIX - XX вв в лице B.C. Соловьева, П.А. Флоренского. H.A. Бердяева, П.Д. Юркевича, В. И. Иванова, С.Л. Франка, В.В. Розанова возвратили любви ее божественный статус, признав ее высшим моральным принципом, способным изменить бытие человека. Глубинные аспекты любви является предметом и современной российской философии в работах В.В. Афанасьева, A.A. Горелова, Т.А. Гореловой, А.Э. Воскобойникова, A.A. Ивина, Д.А. Леонтьева, Ю.Б. Рюрикова, В.П. Шестакова и др.
Существующие работы, по мнению автора, недостаточно внимания обращают на вопросы постижения и переориентации жизненных установок и ценностей, вытекающих из внутренних потребностей человека в ситуации повседневности постмодерна. Не существует также ясного понимания значения межсубъектной коммуникации в реализации внутреннего человеческого потенциала в повседневном мире.
Исходя из актуальности исследовательской проблемы и ее недостаточной разработанности в философско-антропологическом аспекте, определена тема диссертации.
Объект исследования — межсубъектная коммуникация.
Предмет исследования - структура и динамика межсубъектной коммуникации в современную эпоху под углом зрения философской антропологии.
Цель исследования - выявить и сформулировать проблему межсубъектной коммуникации как проблему философской антропологии и наметить пути её разрешения в современной повседневности, исходя из потребностей человека и его жизненного мира.
Сформулированная цель требует решения следующих исследовательских задач:
- проанализировать понятие «межсубъектная коммуникация» и показать её место в поле философской антропологии, а также ее отличия от других форм коммуникации;
- выявить связь между человеческими потребностями и формами межсубъектной коммуникации, провести их типологизацию;
- сформулировать философско-антропологические аспекты проблемы общения и наметить пути её разрешения через осмысление «пространства» аутентичного и неаутентичного бытия в условиях повседневности;
- рассмотреть жизненные (повседневные) миры человека в контексте единой системы коммуникативного взаимообмена;
- проследить влияние виртуальности на межсубъектную коммуникацию;
- охарактеризовать уровни коммуникации на основе ее бинарного кода;
- выявить диалектику прогрессивного развития межсубъектной коммуникации.
Основная гипотеза исследования: межсубъектная коммуникация является важнейшим проявлением не только социальной, но и экзистенциальной природы человека, так как она устанавливает его отношения с миром, Другим (и обществом) и со сферой Духа, Логоса. Автор исходит из того, что межсубъектная коммуникация является базисной единицей структуры общества и поэтому содержание коммуникации откладывает отпечаток не только на общественную жизнь, но на всю структуру человеческого бытия. Духовная эволюция человека и его межсубъектной коммуникации, в частности, должна удовлетворять общественную потребность в коренном изменении его мировоззрения. Противоречивость современной эпохи заключается в том, что, с одной стороны, ее информационно-технический потенциал способствует расширению коммуникативного поля, а, с другой, напротив, подавляет подлинное глубинное общение. Поэтому человек как личность и активный субъект стоит перед дилеммой выбора - поверхностная коммуникация или глубинный диалог с Другим.
Научная новизна исследования:
1. Определено место межсубъектной коммуникации как предмета философской антропологии и дано ее определение, акцентированы ее отличия от других форм коммуникации.
2. Дана трактовка связи между человеческими потребностями и формами межсубъектной коммуникации, предложена соответствующая типология коммуникаций.
3 Выявлены базовые границы, маркирующие проблему общения с позиции натуралистических и трансценденталистских концепций философской антропологии.
4. Предложена классификация жизненных (повседневных) миров человека в контексте единой системы коммуникативного взаимообмена.
5. Обосновано негативное влияние виртуальной формы взаимодействия на межсубъектную коммуникацию.
6. Разработана классификация видов коммуникации в зависимости от бинарного диапазона взаимодействия на каждом ее уровне.
7. На основе диалектического метода разработана схема прогрессивного развития межсубъектной коммуникации.
Основные положения, выносимые на защиту:
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Сравнительный анализ проблемы общения в философских воззрениях Н.А. Бердяева и К. Ясперса2007 год, кандидат философских наук Солдатова, Ольга Николаевна
Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека: философско-антропологический анализ2008 год, кандидат философских наук Мойсеева, Татьяна Борисовна
Повседневность: методология исследования, современная социальная реальность и практика (социально-философский анализ)2001 год, доктор философских наук Савченко, Людмила Алексеевна
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Невербальный язык привычного поведения как объект философско-культурологического осмысления2012 год, кандидат наук Кречетова, Ольга Викторовна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Деклерк, Ирина Вячеславовна
Заключение
С конца XX века понятие «коммуникация» стало базовым для описания различных аспектов жизни современного общества.
В разных интерпретациях оно входит в концепции - идеального неограниченного коммуникативного сообщества (К.О. Апель), коммуникативного действия (Ю. Хабермас), общества как замкнутой на себя системы коммуникаций (Н. Луман) и некоторые другие. Нами рассматривается гипотеза о том, что особое не только социальное, но антропологическое звучание имеет межсубъектная коммуникация. Ее статус как элементарной единицы структуры общества, порождающей смыслы, требует разработки ее структуры и функциональной среды не только в социологическом ракурсе, но и с позиции философской антропологии. Особенностями межсубъектной коммуникации в поле философской антропологии становятся обоюдная активность коммутаторов, диалогичность и разноуровневость общения.
Экзистенциальное противоречие в структуре человеческой индивидуальности в настоящее время проявляется, на наш взгляд, как столкновение внешней (телесной) индивидуальности, явившей себя в как Человек Потребляющий, с внутренней (духовной) индивидуальностью, Человеком Духовным.
Поскольку социальные взаимодействия самым тесным образом связаны с человеческими потребностями, в основу структуры межсубъектной коммуникации положена «шкала» потребностей А. Маслоу. Соответственно структуре потребностей можно выделить шесть уровней межсубъектной коммуникации - примитивный, традиционно-ориентированный, общественный, прогрессивно-синтезирующий, духовный и духовно-преобразующий. Экзистенциально коммуникативные процессы зависят от потребностей и уровня развития личности, что проявляется в коммуникации.
Динамика коммуникации в философских системах трансценденталистов указывает, что жизненный мир Гуссерля - это аутентичный Dasein Хайдеггера, (в нашей терминологии это мир внутренней духовной индивидуальности), а повседневность Хайдеггера - это неаутетничный мир Гуссерля (в нашей трактовке - мир внешней телесной индивидуальности). Иными словами, бытие в большей степени раскрывается в соответствии с внутренней ориентацией личности, а не с внешними «объективными» возможностями реализации.
Тесная связь коммуникации с жизненными мирами повседневности отражается в их шестиуровневой структуре: мир физических потребностей, мир присутствия, мир социальных потребностей, мир достижений, мир духовных ценностей, мир духовной трансформации. Появившаяся в конце XX в. виртуальная постмодернистская повседневность как принципиально иной тип неаутентичного бытия порождает новую виртуальную коммуникацию, под влияние которой подпадает структура межсубъектной коммуникации, приобретая компонент неистинности и символичности аутентичного общения.
Признание любви (Агапе) как высшей трансцендентальной коммуникации и акцентирование общения на согласии признается нами императивом времени. Общение, межсубъектный диалог, согласие и любовь - вечные ценности. Универсальность ставит их над обществом, временем, толпой и делает недоступными для манипуляций. Подлинная межсубъектная коммуникация помогает преодолеть и внутриличностные проблемы, связанные с расщепленностью человеческой индивидуальности на внешнюю (материальную), особо заявившую о себе в наше время как Человек Потребляющий, и внутреннюю (духовную), присутствие которой в современном человеке как Человека Духовного утверждает эволюционные возможности его духа. Межсубъектная коммуникация на данном этапе развития общества является коммуникацией, ведущей человека к эволюции внутренней и общественной, к поиску альтернативных путей достижения подлинного аутентичного бытия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Деклерк, Ирина Вячеславовна, 2013 год
1. Абушенко В. Л. Личность// Новейший философский словарь. - Мн.: В.М. Скакун, 1999.-896с.
2. Альберони Ф. Дружба и любовь. М.: Прогресс, 1991. - 320с.
3. Барулин B.C. Социальная философия.-М.: Фаир Пресс, 2000. - 560с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1978. -446с.
5. Безант А. Древняя мудрость. СПб.: Вестник Теософии , 1913. - 239с.
6. Белик A.A. Детство // Социокультурная антропология: история, теория, методология:/Под ред. Ю.М. Резника. М.: Академический проект, 2012. -С.899
7. Бердяев Н. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. - 336с.
8. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607с.
9. Библер B.C. К философской логике парадокса // Вопросы философии. -1988. -№1. С.28-42
10. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Политиздат, 1990. - 413с.
11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 272с.
12. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи помстмодерна./ Сб. переводов и рефератов. Минск: ООО «Красико-принт», 1996.-453с.
13. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2012. - 430с.
14. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. -СПб.: Лань, 1999.-224с.
15. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. -М: Ника-Центр, 1989. 960с.
16. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности //Вопросы философии. -1989.- № 12.-С.94
17. Василиев К.Любовь. М.: Прогресс, 1982.-214с.
18. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.-808с.
19. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс, 1989.-567с.
20. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Наука, 1958. -133с.
21. Власова А.Е. Человек и Интернет: к постановке проблемы// Четвёртая международная конференция «Человек в современных философских концепциях». (28-31 мая 2007г.) Волгоград, 2007. - С.407
22. Вознесенский A.A. Аксиома самоиска.-М.: Россия, 1990. 561с.
23. Волков A.B. Понятие жизненный мир в феноменологической традиции: А. Щюц // Путь в науку. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Смоленск, 2006. - С. 124
24. Воскобойников А.Э. Всеединство как форма высшегосовершенства. Соловьевские исследования//периодический научный сборник. М. -2001. -№1. - С. 36
25. Воскобойников А.Э., Рашидова Т.Р. Понятие «одиночество» сквозь призму философских категорий // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. -С. 201-206.
26. Вригт Г.-Х. фон. Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986.-600с.
27. Габитова Р. М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Политиздат, 1972.-222с.
28. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 704с.
29. Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса// Человек и его бытие как проблема современной науки. — М.: Прогресс, 1978.- 190с.
30. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М.: Мысль, 1977.-471с.
31. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
32. Горелов A.A. Глобальный кризис и развитие духовности // Философия и культура. 2010. - № 1. - С.28-31
33. Горелов A.A. Социология. М.: Эксмо, 2006. - 496с.
34. Горелов A.A., Горелова Т.А. Этика. -М.: Флинта, 2007. 416с.
35. Григорьева Т.П. Дао путь к человеку // Человек. -2003. - № 6. - С. 32.
36. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -468с.
37. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-397с.
38. Гуревич П.С. Новая технократическая волна на западе. М.: Прогресс, 1986.-330с.
39. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проспект, 2010.-229с.
40. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический проспект, 2004. - 486с.
41. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399с.
42. Девяткин C.B. Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Аслан, 1996. - С. 1665.
43. Декарт Р. Соч.: В 2т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. - 654с.
44. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. М.: Академический проспект, 2010. — 389с.
45. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. М.: Академический проспект, 2011. - 500с.
46. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Академический проспект, 1990. — 367с.
47. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2004. - 431с.
48. Каган М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319с.
49. Калюжный A.C. Психология личности военнослужащего. Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 38с.
50. Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4. Ч. 1.-М.: Мысль, 1965.-478с.
51. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.-М.: Эксмо, 2001. 832с.
52. Карсавин Л.П. Noctes Petropolitanae // Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994.-532с.
53. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон, 2004. - 432с.
54. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной философии. — М.: Инион, 1988. -236с.
55. Климов А.Г. Коммуникация межкультурная // Социокультурная антропология: история, теория, методология /Под ред. Ю.М. Резника. М.: Академический проект, 2012. - 1000с.
56. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391с.
57. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.
58. Корниш Э. Кибербудущее// Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. -М.: Эксмо, 2003. С .191-208.
59. Корсунцев И.Г. Прикладная философия. М.: Российское филос. общество, 2000. - 356с.
60. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: КомКнига, 2006. - 352с.
61. Крымский С. Б. Философско-гносеологический анализ специфики понимания//Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1982. - С.24-43.
62. Кузнецов В. Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Московский университет, 1969.-270с.
63. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб.: Феникс, 1894. - 416с.
64. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - 624с.
65. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М.: Политиздат, 1990. 246с.
66. Леонтьев Д.А. К типологии жизненных миров // 2 Всероссийская научно-практическая конференция. М.: Смысл, 2004. - С. 114-116.
67. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. - 160с.
68. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. М.: Восточная литература, 2001. - 142с.
69. Локк Д. Соч.: В 3 т. Т.1. М.: Мысль, 1985. - 622с.
70. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 656с.
71. Лосев А.Ф. Эрос у Платона //Вопросы философии. 1988. № 12. -С.120-139.
72. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. - 256с.
73. Луман Н. Общество общества. Кн. 2. М.: Логос, 2011. - 232с.
74. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-пресс, 2007. - 464с.
75. Маклюэн М. Информационное общество. СПб., М.: КДУ, 2004. - 278с.
76. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -368с.
77. Маслоу А., Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. - 478с.
78. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 254с.
79. Миндель Н. Философия Хабада. Вильнюс: Кегос, 1990. - 185с.
80. Мотрошилова Н.В. «Идеи 1» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: «Феноменология - Герменевтика», 2003. - 720с.
81. Мошняга Е.В. Межкультурная коммуникация: теоретический анализ / Е.В. Мошняга // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. № 2 (34). С. 56-65
82. Мошняга Е.В. Философско-этические аспекты межкультурной коммуникации / Е.В. Мошняга // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 208-212
83. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. М. -1982. - С.35-38
84. Назарчук А.В. Теория коммуникаций в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320с.
85. Налимов В. В. Спонтанность сознания.-М.: Прометей, 1989. 287с.
86. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., т. 1. М.: Мысль, 1990. - 829с.
87. Ньюсом Д., Терк Дж., Крукеберг Д. Все о РЯ: Теория и практика паблик рилейшнз. М.: «Имидж-контакт», 2001. - 628с.
88. Огурцов А.П. Исторические типы дискуссий и становление классической науки // Роль дискуссий в развитии естествознания. М. -1986. -С.75
89. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588с.
90. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. - 496с.
91. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 256с.
92. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию //Проблема человека в западной философии. М. - 1988. -С.130
93. Попов Е.И. Амбивалентность индивида в эпоху глобализации// 4-я межд. Конф. «Человек в современных философских концепциях».-Волгоград, 2007.-С.510
94. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979. — 235с.
95. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. М. - 1995. - № 5. - С. 102
96. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности. М.: Институт человека РАН, 2002. - 259с.
97. Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 334с.
98. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. -Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1987. 199с.
99. Ситниченко Л. А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии. Киев: Наукова думка, 1990. - 112с.
100. Современная западная философия: Словарь. М.: Тон - Остожье, 1998. - 544с.
101. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - 764с.
102. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т.2. -М.: Мысль, 1988. 822с.
103. Соловьев В. Собр. соч. Т. IX (дополнительный). СПб.: Общественная польза, 1907.-340с.
104. Спенсер Г. Сочинения. Основания психологии. Ч. 12345. СПб.: Изд-во товарищества И.Д. Сытина, 1897. - 376с.
105. Сэв JI. Основные понятия. Акты, способности. Проблема потребностей. // Психология личности. М. -1982. - С.43- 44
106. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1965. - 270с.
107. Тейяр де Шарден П. Феномен христианства //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. - 1990. - С. 105
108. Титов В.А., Лавриненко В.Н. О действенных механизмах межкультурной коммуникации//Философия и культура. 2012. №3. - С. 4753
109. Титов В.А. Механизмы межкультурной коммуникации в контексте культурно-философской антропологии.// Знание. Понимание. Умение. 2012. -№1. -С.158-164
110. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2004. - 557с.
111. Тэрнер В. Символ и ритуал. -М.: Наука Год, 1963.- 277с.
112. Фейербах Л. О спиритуализме // Избранные философские произведения. Т.1. Политиздат, 1955.- 570с.
113. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1.- М.: Верный, 1906.- 712с.
114. Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т.1. М.: Путь, 1916. - 687с.
115. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012.-365с.
116. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т 1(1). М.: Путь, 1990.-496с.
117. Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 490с.
118. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368с.
119. Франкл В. Основные понятия логотерапии. Психотерапия и религия. -СПб.: Речь, 2000.-256с.
120. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430с.
121. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT, 1990. - 352с.
122. Фромм Э. Искусство любить. М.: ACT, 1990. - 448с.
123. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. -415с.
124. Хайдеггер М. Вопрос о технике. Поворот. // В сб. Новая технократическая волна на западе. М. - 1986. - С.55-89
125. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.: И-т АН СССР, 1988. - С.72-75
126. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.-200с.
127. Хайдеггер М. Время и бытие.-М.: Республика, 1993.- 447с.
128. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. - 464с.
129. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Наука, 2010. - 466с.
130. Шафф А. Введение в семантику. М.: Знак, 1963. - 376с.
131. Шелер М. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии. М. - 1988. - № 7. - С.60
132. Шихардин Н.В. Концепция повседневности в неомарксизме А. Лефевра// Вестник ВолГУ, 2008. №1(7). - С. 18
133. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т.2. М.: Искусство, 1983.-448с.
134. Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 608с.
135. Шпет Г. Г. История как предмет логики // Историко философский ежегодник - 88. - М.: Наука, 1988. - С. 299
136. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова. М.: ГАХН, 1927. - 219с.
137. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности //Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 128с.
138. Штейнер Р. Порог духовного мира. М.: Кокон, 1917. - 62с.
139. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 1056с.
140. Юм Д. Соч.: В 2 т. Т.1. -М.: Мысль, 1966. 743с.
141. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии.- 1988.- № 1.-С. 141
142. Юркевич Д. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. -420с.
143. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1994. -527с.
144. Apel К.-О. Understanding and Explanation: A Transcendental-Pragmatic perspective. London, 1984.
145. Apel K.-O. Transformation der Philosophie. Bd. 1, 2. Frankfurt am Main, 1973.
146. Arendt H. The life of the mind. vol. Two. Willing. New-York, 1978.
147. Arendt H. The Recovery of the Public Word. New-York, 1919.
148. Arendt H. The Human Condition. Chicago, 1958.
149. Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Sign.-Cambr.:1996.
150. Baudrillard. J. Simulacres et simulation, Galilée, 1981.
151. Baudrillard J. The ecstasy of communication. 1987. P. 133.
152. Beck U. Der kosmopolitishe Blick oder: Krieg ist Frieden.- Frankfürt am Main: Suhrkamp, 2004.
153. Jay M. Marxism and Totality. USA. California, 1984.
154. Lowry, R. (1973 b). A. H. Maslow: An intellectual portrait. Monterey, CA: Brooks/Cole. Maslow in: Lowry, 1973.
155. Maslow, A. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: VanNostrand. 1968.
156. Tetzeli R. Surviving information overload// Fortune magazine. 1994.
157. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie. Bonn, 1923.
158. Schutz A. The Phenomenology of the Social World. USA, Northwestern University Press. 1967.
159. Аверин В.А. Психология личности. Электронный ресурс. URL: http://www.psyarticles.ru/viewpost.php?id=380 (дата обращения 16. 01.2013).
160. Асмолов А.Г. Эссе. Электронный ресурс. URL: http://www.seasonpoetry.ru/esse. (дата обращения 03.08.2012).
161. Афанасьева В. Любовь как феномен. Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/2009/12/23/1162 (дата обращения 13.11.2012).
162. Бирич И.А. Панченко О.Г. Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философского образования. Электронный ресурс. URL: http:// www.lmgpu.ru/download.php?id=8906 (дата обращения 01.05.2013).
163. Бирич И.А. Человек многомерное существо. Феномен триединства. Электронный ресурс. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/20Ю/9/Birich/ (дата обращения 01.05.2013).
164. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Электронный ресурс. М. 2000. -URL: http://www. philosophy.ru/library/baud/zlo.html (дата обращения 05.11.2012).
165. Бодрийяр Ж. Символичный обмен и смерть. Электронный ресурс. М. -2000. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-symv-obmen-i-smert.htm (дата обращения 07.11.2012).
166. Быховская И.М., Флиер А.Я. Культурология 20 век. Электронный ресурс. Энциклопедия Т.2// Социокультурная коммуникация. URL: http://yanko.lib.ru/books/encycl/cultXX alll&2volumes.htm#BM90020 (дата обращения 07.07.2012).
167. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций// Журнал практической психологии и психоанализа. Электронный ресурс. URL:http://gendocs.ru/v20742/?cc=l&page=20#498553 (дата обращения 25.09.2010).
168. Введение в курс философии (Под ред. акад. Ф.С. Файзуллина) 17.2. Личность в различных типах общества. Электронный ресурс. URL: http://yourlib.net/content/view/2070/36/ (дата обращения 28.07.2012).
169. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Электронный ресурс. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/gorfunkel/gorfunkell.htm (дата обращения 21.04.2010).
170. Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике/ Пер. А. Л. Никифорова. Электронный ресурс. URL: http://philosophy.ru/libraiy/davidson/meta.html (дата обращения 08.03.2013).
171. Емелин В.А. Телевидение: стили и образ постмодерна. Электронный ресурс. URL: http://emeline.narod.ru/tv.htm (дата обращения 03.10. 2008).
172. Ермаков В. Блеск и нищета постмодерна. Электронный ресурс. URL: http://www.oryol.ru/material.php?id=7431 (дата обращения 10.11.2012).
173. Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла// Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Электронный ресурс. -2002. №1. - URL: http://existancepsychology.narod.ru/ex23.htm^aTa обращения 03.06.2012).
174. Иванов Д. Виртуализация общества. Электронный ресурс. URL: http://c-portal.ru/books/read/103/0 (дата обращения 23.12. 2007).
175. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Электронный ресурс. URL: http://www.gumer/info/bibliotekBuks/Sociolog/ (дата обращения 23.12. 2007).
176. Козлов Н.И. Философские сказки или Весёлая книга о свободе и нравственности. Электронный ресурс. URL: http://lib.rus.ec/b/103677/read (дата обращения 25. 09.2010).
177. Кокшаров Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур. Электронный ресурс. URL: http://credonew.ru/content/view/352/55/ (дата обращения 06.06.2012).
178. Конец постмодернизма. Электронный ресурс. URL: http://www.pravda-tv.ru/2011/03/09/6110 (дата обращения 10.11.2012).
179. Конецкая В. Социология коммуникации. Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/koneck/04.php (дата обращения0605.2012).
180. Костина A.B. Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур //Знание, понимание, умение. Электронный ресурс. 2011. -№6. URL: http: //www. zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/kostina national-and-cultural-identitty/ (дата обращения 26.01.2013).
181. Культура 20 века. Культура и искусство. Электронный ресурс. URL: http://www.kazedu.kz/referat/162630 (дата обращения 14.11. 2012).
182. Культурология 20 в. Энциклопедия. в 2-х Т. Электронный ресурс. URL: http://yanko.lib.ru/books/encycl/cultXXall 1&2 volumes.htm (дата обращения 02.03.2008).
183. Лелеко В.Д. пространство повседневности. Электронный ресурс. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-18634.html?page=8(дата обращения1601.2013).
184. Лосев А. История эстетических учений параграф 10. Электронный ресурс. URL: http:// www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/ Los/ IstEst /16. php (дата обращения 28.07.2012).
185. Луков В.А. Социальный контроль масс. Электронный ресурс. URL: http://www.modemlib.ru/books/valeriyandreevichlukov/socialniykontrolmass /read2/ (дата обращения 10.01.2013).
186. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. Электронный ресурс. СПб. 1997. -URL:http://anthropology .ru/ru/texts/markov/fantriv3 .html (дата обращения 11.11.2012).
187. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности. Электронный ресурс. URL: http://lib.rus.ec/b/362517/read#tl (дата обращения 18.01.2013).
188. Мурылев В.А. Электронный ресурс. URL: http://www.analiculturolog.ru/component/k2/item/620essencecommunications.htl (дата обращения 06.05.2012).
189. Новейший философский словарь. Электронный ресурс. URL: http://4itaem.com/book/noveyshiyfilosofskiyslovar-3621 (дата обращения 11.11.2012).
190. Психологический словарь. Электронный ресурс. URL: http://sychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=327 (дата обращения 28.07.2012).
191. Радионова С.А.Новейший философский словарь. Электронный ресурс. Мн. 2003. - С. 191. - URL: http://bookz.ru/authors/gricanov-aa/gricanov03/page-5-gricanov03.html (дата обращения 15.11.2012).
192. Рябова М.Ю. Игровой модус коммуникации и креативность //3-й Российский культурологический конгресс. 2010. Электронный ресурс. URL: http://culturalnet.ru/main/congress/610 (дата обращения 25.01.2013).
193. Сильченкова Т.Н.Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Электронный ресурс. URL: http://www.silchenkova.ru/sootnbasovponat/index.html (дата обращения0505.2012).
194. Слободчиков В.И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека. Электронный ресурс. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38074.php. (дата обращения 03.08.2012).
195. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви// Социологические исследования. Электронный ресурс. 1991. №8. -URL:http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/l 8814740.html (дата обращения 16.11.2012).
196. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. Из чего состоит наш мир. Электронный ресурс. URL: http://shambala.kiev.ua/index.php/yoga/453--q-q-(дата обращения 14.11.2012).
197. Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные или различные// Новая постиндустриальная волна на Западе. Электронный ресурс. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/pagel465.html (дата обращения 23.02.2008).
198. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры/. Рецензия на монографию Багдасарьян Н.Г. Электронный ресурс. URL: http://www.cr-journal/ru/rus/journals/164.html&j id=T2 (дата обращения2501.2013).
199. Фромм Э. Иметь или быть. Ч. 2. Гл. 6. 3. Электронный ресурс. URL: http://www.libelli.ru/works/tohave/263.htm (дата обращения 03.06.2012).
200. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма/ пер. В.И. Иванова. Электронный ресурс. URL: http://uchebnikiree.com/page/sotciolog/ist/ist-5~idz-ax253—nf-11 .html (дата обращения 07.08.2012).
201. Чаплак Я.В., Резник В.Д. О технологиях психологического воздействия исоциально-информационномпространстве//Современные научные исследования и инновации. Электронный ресурс. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16429 (дата обращения 10.10.2007).
202. Чирва Д.В. Пересечение вербального и визуального в семейной коммуникации. МГУ: научные исследование. Электронный ресурс. URL: http://msu-research.ru/index.php/filosophy/219-socfil/3408-semeinkomrnunication (дата обращения 11.07.2012).
203. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. С.24. Электронный ресурс. URL: http://www.iub.at.ua (дата обращения 05.03.2013).
204. Штепа В. Антропология сетевой эпохи //Модели человека в современной философии и психологии. Новосибирск, 2005. Электронный ресурс. URL: http://kitezh.onego.ru/netantrop.html (дата обращения 23.12.2007).
205. Щюц А. Структура повседневного мышления //Социологические исследования. Электронный ресурс. 1988. -№2. URL: http://www.countries.ru/library/texts/shutz.rn (дата обращения 11.10.2011).
206. Young К. What is Internet addiction? Электронный ресурс. URL: http://netaddiction.com/whatis.htm.
207. Электронный ресурс. URL: http://www.medichelp.ru/posts/view/8430 (дата обращения 01.08.2012).
208. Электронный ресурс. URL: http://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/91 gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti-a-maslou.html (дата обращения 05.09.2012).
209. Электронный ресурс. URL: http://mirslovarei.com/contentsoc/bazisnye-chelovecheskiepotrebnostil2279.html (дата обращения 10.05.2012).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.