Философский дискурс: Методология анализа и проблемы социальной обусловленности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Зимин, Роман Валерьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат философских наук Зимин, Роман Валерьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ДИСКУРСА.
§ 1. Дискурс: критика и генеалогия
§ 2. Дискурс: анализ высказывания
ГЛАВА И. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ГРЕЦИИ
И КИТАЯ
§ 1. Анализ высказывания: «Забота о себе».
§ 2. Анализ высказывания: «У син».
ГЛАВА III. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СРЕДЫ ФИЛОСОФСКОГО
ДИСКУРСА В ГРЕЦИИ И КИТАЕ.
§ 1. Философский дискурс и политико-юридические сферы.
§ 2. Институциональные среды: духовные упражнения и телесные практики.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Дискурс М. Фуко как методология анализа современных социальных институтов и процессов2006 год, кандидат философских наук Кириллов, Павел Евгеньевич
Социальная гетерология: Методология и теория исследования1999 год, доктор философских наук Керимов, Тапдыг Хафизович
Эволюция социально-философских концепций М. Фуко и К. Касториадиса2009 год, кандидат философских наук Гашков, Сергей Александрович
Философия как "большая политика": Античная педагогика и идея единой Европы в творчестве Ф. Ницше2001 год, кандидат философских наук Каплун, Виктор Львович
Неоконфуцианский философский дискурс XI-XII вв.2007 год, кандидат философских наук Рысаков, Алексей Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский дискурс: Методология анализа и проблемы социальной обусловленности»
Социально-историческая практика человечества вступает сегодня в качественно новый этап. В структуре социального бытия с возрастающей определенностью актуализируются гетерогенные аспекты, каждое измерение которых обнаруживает имманентную логику собственного развития; Предельное усложнение социокультурного поля современности приводит к учащающимся конфликтам, вызываемых динамикой* глобализации неустранимой множественности культур.
Россия переживает это время с особенной остротой: Стремление включиться в постсовременный мир приходит в противоречие с отсутствием стабильных социокультурных форм. Если в экономических, юридических и политических нормах она функционирует как некое символическое целое, то в повседневных взаимодействиях внутри перечисленных сфер российская действительность подчиняется совсем другим типам рациональности, которое ввиду их «непрозрачности» нельзя; ни • отменить, ни * разрушить. В этой; ситуации перед философией встает животрепещущая; проблема соответствия концептуального и методологического аппарата характеру и динамике современной жизни. Отношения между философией и реальностью становятся все более частными и фрагментарными. Возможно, сегодня наступает время новых ответов на знакомые вопросы: Что такое общество? Что такое знание? Что такое человек? И, наконец, что такое философия; сегодня? Каковы ее возможности и перспективы? Не изменилась ли ее прагматика? В какой степени социальная практика определяет теорию (и наоборот)?
Мы не претендуем ответить на эти вопросы. Нашей целью является внести посильный вклад в работу по преобразованию традиционного взгляда,, в соответствии с которым знание и субъект мыслятся как тотальность, история -как провиденциально-эсхатологическое истолкование социального развития, а человек - как мера и предел того, на что способно сущее как таковое.
В нижеследующей работе мы предпринимаем анализ оснований, внутри (или посредством) которых сформировалась философия древней Греции: и традиционного Китая: Наша рабочая гипотеза заключается в том, что содержание и типы функционирования философского знания как на Западе, так и на Востоке находятся в гораздо более сложных отношениях с социальной реальностью, чем было принято считать. Греция и Китай выбраны нами ради «чистоты эксперимента», как отправные точки формирования двух различных традиций мысли. Возможно, отвечая на вопрос о социальных основаниях, конститутивных для философии прошлого, мы лучше-поймем, что представляет собой философия сегодня.
Степень разработанности проблемы. Среди авторов; внесших значительный вклад в структурно-семиотические исследования дискурса, следует назвать Д. Остена, Дж. Серля, Д. Греймас, Ж. Куте, Т. Ван Дейка, Н. Хомского. В работах Ю. Хабермаса проблема дискурса тематизируется в рамках теории коммуникативной компетенции; традиционный семантический и синтаксический анализ дополняется прагматическим аспектом. Теория дискурса М. Фуко открыла абсолютно новую исследовательскую перспективу. Возможность исследовать речевые высказывания; путем прояснения конститутивных для них социальных норм и правил позволила рассматривать дискурс как объект социального познания. Среди работ М. Фуко, посвященных анализу дискурса, следует выделить особо «Археологию знания». Вопреки традиционному мнению, сам М: Фуко не считал эту книгу методологической!; однако именно в ней разработано принципиальное для дискурсивного анализа понятие «высказывания». Адаптируя • методологию анализа дискурса к нашейi проблематике, мы имели в виду весь корпус работ французского философа, однако наибольшую ценность для нас, помимо > упомянутой" «Археологии знания», имели труды > «Что такое автор» и «Порядок дискурса». При анализе понятия «высказывание» мы опирались на книгу Ж. Делеза «Фуко» (в особенности на первый ее раздел «От архива - к диаграмме»).
Используемый; в содержательной» части исследования историко-философский материал, составивший основу для анализа практик, оформивших: «тело» философских традиций Греции и Китая, имеет длительную традицию своего изучения, как в России, так и за рубежом. Литература, посвященная античной философии; огромна. В' настоящей работе мы опирались на ставшими классическими труды; отечественных историков< философии. Т.И; Ойзермана, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанского,. С.Я. Лурье, C.G. Аверинцева, А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.Hi Чанышева, А.С. Богомолова, а также на относительно современные работы В.В; Бибихина; А.В. Лебедева, А.А. Столярова; A.G. Степанова, В.П. Горан, М.К. Мамардашвили, Э.В. Фролова. Однако при всем богатстве содержания и блеске историко-философских реконструкций, в работах упомянутых авторов i анализ социальных оснований; сделавших возможными античную философию, либо отсутствует, как не входящий < в задачи исследования, либо редуцируется до жесткого соответствия «базис-надстройка». Исключением являются статьи: А.В: Ахутина «Эпический исход» и «Открытие сознания», посвященные сложным взаимоотношениям греческого мифа, эпоса, театра и философии; вошедшие в его книгу «Тяжба; о бытии»?. Что касается зарубежных авторов, то в процессе подготовки исследования использовались фрагменты работ Г. Франкфорта, Т. Франкфорта, К. Ясперса, Дж. Уилсона, Т. Якобсона, Б; Рассела, Ж! Делеза, посвященные анализу предпосылок и причин появления феномена философии; Однако наибольшую роль в,этом смысле сыграли^ работы Б. Кассен и П. Адо, о которых следует сказать особенно. В • книге Б. Кассен; «Эффект софистики»3 содержится исчерпывающий анализ этапов интеллектуального движения? софистов; выполненный как с применением традиционных историко-философских приемов, так и с учетом перспектив, открываемых новейшими течениями современной философии. Барбара Кассен прослеживает специфические эффекты софистики, нашедшие отражение как в древнегреческой физике и онтологии, так и политике и искусстве. Книга П. Адо, крупнейшего знатока античной культуры, дает ответ на старый вопрос «Что такое античная: философия?»4. Согласно Адо, философия: в античности была неотделима от философского «образа жизни», поэтому, говоря5 об античной философии, следует настаивать на приоритете «практического разума над теоретическим». Особенное внимание в книге уделено методам преподавания в древних школах и практикуемых там «духовным упражнениям».
Что же касается философии древнего Китая, то прежде всего следует отметить имена отечественных синологов, труды которых послужили материалом для написания данной работы. Так,, работы А.И. Кобзева способствовали уяснению специфики китайского философского мышления; а также статуса нумерологии, выполнявшей методологическую роль в философствовании традиционного Китая. Статьи В.М. Крюкова и А.С. Мартынова прояснили древнекитайские представления о природе власти и социальности. Работы Л.С. Васильева и Е.И. Кычанова помогли осознать конститутивный для. древнекитайского мышления характер правил «ли», а также их влияние на оформление политико-правовой сферы. Труды В.В. Малявина прояснили как феномен идеологического синкретизма, так и проблему органичного сосуществования конфуцианства, даосизма и чань-буддизма. Особого упоминания заслуживает монография Н.В: Абаева, «Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае»5. В работе освещены культурно-психологические технологии древних философских школ традиционного Китая; при этом1 особенно ценным для^ нашего исследования явился сравнительный анализ чаньских, даосских и конфуцианских традиций; В' небольшой, но многоплановой и по сей день актуальной работе выдающегося филолога и философа B.C. Семенцова6 сделана попытка выявить механизм трансляции традиционной культуры, взглянув на нее
4 Адо П. Что такое античная философия? M.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.
5 Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в традиционном Китае. 2-е издание, переработанное и дополненное. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.
6 Семенцов B.C. Проблема трансляции, традиционной культуры на примере судьбы Бхагаватгиты / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. M.: Наука, 1988. С. 5-32. изнутри». В объемной монографии Т.П. Григорьевой «Дао и логос (встреча культур)»7 ставиться проблема соотношения культур как единства в многообразии, освещаются те стороны мировоззрения древних китайцев и древних, греков, которые повлияли на разные пути познания, обусловили своеобразие культурных парадигм греко-христианского и буддийского мира;, рассматриваются причины не всегда совпадающего отношения к таким кардинальным понятиям, как хаос и гармония; слово и молчание, к символике квадрата - круга, огня -воды. Особое место отводится этическому аспекту истории, «вечным вопросам» о добре и зле;, о смысле жизни и назначении человека. Автор подводит к мысли о взаимодополняемости культур Востока;и Запада и закономерности их встречи в XX в.
Переходя к трудам. зарубежных исследователей, следует сказать о двух книгах современного французского философа, специалиста по китайской философии Ф. Жюльена «Трактат об эффективности» и «В обход или напрямик? Стратегии смысла в Китае и Греции». В первой работе автор сопоставляет европейскую и китайскую концепции эффективности. Созидательная деятельность Запада противопоставляется деятельности преобразующей, западное «убеждение» противопоставляется китайскому «манипулированию». Во второй книге автор предпринимает попытку открыть. новый взгляд на стратегии смысла в Китае и в Греции. Китайская традиция демонстрируется автором на богатейшем материале традиционного китайского искусства: литературе, живописи, поэзии. Отдельная глава посвящена стратегии конфуцианского диалога: Китай изучается - автором «напрямую», Греция — косвенным путем. Путешествие^ в край «утонченности смысла» оборачивается приглашением вернуться к нашей собственной мысли. И, наконец, скажем еще о двух источниках, работа с которыми имела для нашего исследования решающее значение. Во-первых, это работы А.Е. Лукьянова «Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ
8 9 цзин», «Лунь Юй») и «Истоки Дао (древнекитайский миф)» , где автором вводится понятие структурно-функционального архетипа «Дао», которое скрывается в китайской традиции под именем у сип. У син в нашем исследовании получает статус «высказывания» и анализ философского дискурса Китай отталкивается именно от него. Что же касается «высказывания», характеризующего философию Древней Греции, то мы обнаруживаем его в работе М; Фуко «Герменевтика субъекта. Курс-лекций в Коллеж де Франс, 1982»10. С точки зрения, французского философа именно концепция «заботы о себе» в пику требованию «познать самого себя» позволит ответить на вопрос, которым задается Фуко: В каких символах мысли объединились в западной; античности субъект и исти-на?11
Анализ имеющейся литературы по теме показывает, что проблемы < изучения множественных социальных практик, оказавшихся конститутивными для типов рациональности Греции? и Китая не являлись предметом специального исследования ни в России, ни за рубежом.
Объектом: исследования: выступают философские дискурсы Греции и Китая, понимаемые как открытая? подвижная совокупность социальных практик, производящих, нормирующих, дублирующих и воспроизводящих типы мышления.
Предмет исследования - социально-обусловленный? способ организации дискурса, позволяющий исследовать его не с логической; или лингвистической; но с социальной точки зрения.
Состояние изученности проблемы, ее научная значимость и актуальность обусловили основную цель диссертации - определить основные'.методологи-•
9 Лукьянов А.Е. Истоки Дао: древнекитайский миф // Тематическая антология восточной философии. Вып. 1. М., 1992.
10 Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки / Социо-Логос: Пер. с англ., нем., франц./ Составитель, общ. редактор и предисловие B.B. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. С. 284-314.
1 Необходимо отметить, что Фуко принадлежит еще одна работа, завершающая трехтомную «Историю сексуальности», которая, собственно, и носит название «Забота о себе». Данное сочинение представляет собой описание эволюции сексуальной морали и модификации разнообразных практик, с помощью которых индивидуум конституирует себя как такового, рассматривая сочинения греческих и римских авторов первых веков нашей эры. Указанный труд представляет собой генеалогию субъекта, в то время как нас больше интересует генеалогия древнегреческой философии. ческие процедуры анализа дискурса и продемонстрировать характер его социальной обусловленности.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные понятия анализа дискурса и определить, главные методологические процедуры;
- продемонстрировать характер зависимости содержания знания, и его способа функционирования от социальных практик;
- конкретизировать природу социальной обусловленности философского дискурса Греции и Китая;
- установить пределы взаимовлияния дискурса и связанных с ним социальных практик.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическая традиция, нашедшая применение в данном исследовании и в наиболее систематизированном последовательном виде воплощенная: в трудах М; Фуко, берет свое начало от тех работ Ф. Ницше, которые посвящены критике истории. Именно у Ницше М. Фуко, в противовес классическому определению истории, заимствовал идею генеалогии; которая была положена в основу разработанного им анализа дискурса, в фундамент которого легли две неотделимые друг от друга в реальной исследовательской практике операции: критика и генеалогия. Метод, применяемый нами для анализа греческой и китайской философии, получил название дискурсивно-генеалогического. По мере уточнения методологии, а затем и в ходе; самого исследования автор столкнулся с проблемой квалификации дискурса как множества особого типа и характером отношений между элементами, которые его составляют. Эта проблема была решена посредством использования гетерологического метода, содержание которого представлено в работе Т.Х. Керимова «Социальная гетерология».
Критика «автономности» и «самотождественности» западной философской традиции заимствована из работ Э. Левинаса. Проблематизация краеугольного камня западной онтологии - идеи бытия как присутствия принадлежит работам «позднего» М. Хайдеггера и Ж. Деррида. Альтернативное категории бытия понятие различия нашло свою проработку в трудах Ж. Делеза. Генеалогический анализ греческой философии основывался на упомянутых «Герменевтике субъекта» М: Фуко и «Что такое античная философия?» П. Адо, а также классической работе В. Иегера «Пайдейя: воспитание античного грека». Генеалогия китайской философии осуществлена на основании древнекитайских классических текстов Конфуция, JIao-Цзы, Чжуан Цзы, а также базировалась на работах отечественных и зарубежных востоковедов.
Научная новизна диссертации- определяется тем; что в ней впервые проводится дискурсивный анализ китайской и греческой философии с четким различением критического и генеалогического векторов исследования. Работа является первым опытом реконструкции множественных социальных детерминант, повлиявших на становление типов мышления Востока и Запада.
1. Определен тип связи между множественными элементами, образующими дискурс.
2. Исследована организация философских дискурсов Грециии Китая, определены социально обусловленные правила их образования, процедуры контроля, дискурсивные объекты и репрессированные содержания.
3. Эксплицированы институциональные среды; философских дискурсов Греции и Китая, продемонстрирована их имманентность специфике и природе философского знания в обеих традициях.
4. Уточнен характер отношений между философией и социальной реальностью (и, шире, теорией) показано изоморфное сходство между типом философского знания; и соответствующих ему социальных- практик: (юридических, политических, телесных).
Большинство проблем, исследуемых диссертантом, находятся в контексте современного обновления социальной философии. Содержание и выводы диссертации способствуют более глубокому пониманию сложной ткани социальной реальности. Практическая значимость, диссертации заключается в возможности использования ее материалов при чтении курсов «Философия»,
Культурология», а также при разработке спецкурсов по социальной философии.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на следующих конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы деятельности правоохранительных органов и государственной противопожарной службы». Иркутск: ВСИ МВД России, 2001; Седьмая межвузовская научно-методическая конференция «Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел». Иркутск: ВСИ МВД России, 2002; Восьмая межвузовская научно-методическая конференция «Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел». Иркутск: ВСИ МВД России, 2003; Межрегиональный философский семинар «Постнеклассическая наука как учение о человеке». Улан-Удэ: Институт устойчивого развития, 2002; Девятая Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития. Иркутск: ВСИ МВД России, 2004.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Генеалогия воспитания: Философско-антропологический анализ2004 год, доктор философских наук Ломако, Ольга Михайловна
Социокультурная специфика политического дискурса современной КНР2008 год, кандидат философских наук Переверзев, Егор Викторович
Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования)1990 год, доктор философских наук Рудой, Валерий Исаевич
Генеалогия субъекта в формациях власти и знания: Ф. Ницше и М. Фуко2003 год, кандидат философских наук Выжлецов, Павел Геннадиевич
Семантика и прагматика возможных миров в контексте философского дискурса прагматизма: опыт лингвистического исследования2008 год, кандидат филологических наук Козлова, Александра Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Зимин, Роман Валерьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дискурсивно-генеалогический анализ философии * Греции и Китая - позволяет сделать следующие выводы о природе их конститутивных элементов:
1. Содержание и способ функционирования философского знания обнаруживает прямую зависимость от характера множественных социальных практик, субстанционализирующих «тело» философского дискурса. Речь идет не просто о приоритете «практического разума» над теоретическим, а о власти сложной, открытой, самоорганизующейся ситуации социальной среды, в которой философский дискурс порождается, воспроизводится, развивается и используется.
2. Отношения между элементами дискурса есть гетерологические «отношения без отношений»: любой элемент, составляющий дискурс, уже вписан в открытый порядок его совместности. Связь между элементами дискурса осуществляется в форме несвязности; нет отношений (со)подчиненности, есть, скорее, их взаимное «сочинение». Именно ситуация события дискурса гарантирует связность элементов, обособляющихся в своей совместности. Элементы дискурса, будучи в постоянном смещении, не «есть», они всякий раз даны в безличном модусе события: Не логический или хронологический порядок составляющих дискурса, а перманентный их дрейф — гетерологический, генеалогический, несамотождественный.
3. Множественные институциональные среды философского дискурса и его содержание не находятся ни в отношениях пераллелизма,,ни детерминизма. Это отношения предела, или границы. Отношение философской традиции и ее подвижных институциональных сред подчиняется особой; логике, логике границы, или совместности. Философия не конституирует институциональные среды; институциональные среды не детерминируют философского знания. Ни то, ни другое, но всегда «между»: философское знание не существует в некой идеальной изоляции, оно не располагается полностью ни в области «внутреннего», ни в сфере чисто внешнего. Оно существует на границе с социальным, которая является их общим пределом. Философия, из перспективы своего производства и функционирования, видится как активная разновидность «социальной-материи». Она: появляется в динамическом? пространстве институциональных сред,, как социально-обусловленных составляющих дискурса. Нет смысла устанавливать оппозиции, господства-подчинения; между философией и социальностью; напротив, следует мыслить то по-граничное пространство дискурса, которое заранее представлено и философским и социальным одновременно.
4. Представление о философском дискурсе как открытом; сложном образовании позволяет пересмотреть традиционное соотношение между теорией? и практикой; Классический1 взгляд тематизировал практику либо как применение теории; то есть ее следствие, либо как нечто; провоцирующее теорию к появлению; с целью последующего»«применениямна практике». Так или иначе, связь теории- и практики виделась как тотализация того или иного рода. Однако коль скоро дискурс гетерогенен,. то работа по производству знаниям (не обязательно философского) с необходимостью > расценивается как множественная, трансгрессивная! по отношению к целостности субъекта; и отнюдь не замыкающаяся профессиональными; ил и институциональными рамками. Производить знание -значит преобразовывать дискурс, действуя разом на все гетерогенное множество составляющих его элементов. Трансформация социально-философского дискурса, таким образом; есть сразу и теория г ш практика, активное производство социальной реальности.
5. Мышление философского дискурса как; события: лишает: социальную философию надисторической, «сверхчеловеческой», метатеоретической позиции. Философская деятельность содержит в себе неустранимые социальные импликации; конститутивные для< ее существования. В- каждом философском акте, в каждом философском понятии кроется» социальное основание; Однако* социальное не носит онтологически-опережающего характера. Нет социального, которое бы уже не было философским. Нет философского, которое не могло бы быть квалифицированно как политическое. Социальное'и/ил и политическое не внешнее по отношению к философскому. Социальное, политическое, философское: неустойчивая взаимопринадлежность, включенность каждого из софское: неустойчивая взаимопринадлежность, включенность каждого из них в учреждение или обоснование другого (других). Сам философский дискурс есть такое «внешнее», в событие которого всегда уже вписаны и философия, и социальность. Обвальное ускорение исторического времени заставляет социальную философию проститься с парадигмой «отражения» социальной реальности в пользу ее «созидания».
Для философии в очередной раз наступает пора возвращения «к самим вещам»: ее категории и познавательные модели должны органично включаться в процесс развития общества и человека, однако это произойдет лишь при условии, что социальность перестает мыслиться абстрактно, а философия останется верна своей динамической сути.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зимин, Роман Валерьевич, 2004 год
1. Ad Marginem'93. ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М.: Ad Marginem, 1994. - 422 с.
2. Абаев Н.В. Психофизические упражнения у-шу. Улан-удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989. - 160 с.
3. Абаев Н.В! Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в традиционном Китае. 2-е издание, переработанное и дополненное. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. — 272 с.
4. Абаев Н.В., Горбунов Н.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. Новосибирск: Наука: сиб. отд., 1992. - 168 с.
5. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) 7 Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 13-76.
6. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. С. 37-39.
7. Автономова Н. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» / Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994. С. 7-37.
8. Адо П. Что такое античная философия?7 Перевод с франц. В.П. Гандома-ка. М.: Изд-во гуманитарной литературы,Л999. - 318 с.
9. Азаренко С.А. Генеалогия / Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998.- 1064 с. С. 186-188.
10. Азаренко С.А. Топология культурного воспроизводства. Екатеринбург: Изд-во уральского ун-та, 2000. - 222 с.
11. П.Антология даосской философии / Составители Малявин В.В., Виноград-ский Б.В. М.: Клышников, Комаров и К0, 1994. - 448 с.
12. Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1981. - 614 с.13:Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1983. - 830 с.
13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318 с.
14. Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. -320 с.
15. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1969. - 246 с.
16. П.Ахутин Л. Тяжба о бытии. М.: Русское философское общество, 1996. -304 с.
17. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Изд. группа Прогресс, 1993. — 416 с.
18. Биджиев С.В. Карате-до Сётокан. СПб.,1994. - 560 с.
19. Богомолов А.С. Античная философия. — М.: Изд-во московского ун-та, 1985. -367 с.
20. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. — М.: Наука, 1983. — 286 с.
21. Борхес Х.Л. Пьер Менар, автор Дон Кихота // Борхес Х.Л. Соч в 3-х тт. Т.1.-М:, 1994.-559 с.
22. Васильев. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи»7 Этика и ритуал в традиционном Китае. М.': Главное редакция восточной литературы издательства «Наука», 1998. С. 173-201.
23. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория самоорганизации). Серия: Мир культуры, истории-и философии. СПб.: Лань, 1999. - 480 с.
24. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988: -291 с.
25. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Университетская книга, 2000. 319 с.
26. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (о производстве субъективности) / Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры.
27. Кн. 1. Разум. Духовность. Традиции. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. - С. 152-160.
28. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. — СПб.: Наука, 1993. 349 с.
29. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука Логики. М., 1974. Т.1.-452 с.
30. Горан В.Г. Древнегреческая мифологема судьбы. — Новосибирск: Наука, 1990. -332 с.
31. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.
32. Гуссерль Э Картезианские размышления. — СПб.: Наука; Ювента, 1998. -315 с.
33. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.
34. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -357 с.
35. Дао-дэ-цзин / Дао: гармония мира. М;: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000. - 864 с. С. 9-37.
36. Делез Ж. Логика смысла. М.: Наука, 1995.-298 с.
37. Делез Ж. Ницше. СПб.: Аксиома, 2001.- 182 с.
38. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
39. Делез Ж. Фуко. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. -172 с.
40. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 1998. -286 с.
41. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
42. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad mardginem, 2000. - 511 с.
43. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. - 319 с.
44. Деррида Ж. Позиции. Киев: Детская литература, 1996. - 192 с.
45. Долин А.А., Попов F.B. Кэмпо — традиция воинских искусств. М.: Наука, глав. ред. восточной литературы, 1992. - 429 с.
46. Долин А.А., Попов Г.В. Традиции у-шу.- М.: Прометей, 1989. — 144 с.
47. Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик? Стратегии смысла в Китае и Греции. — М.: Московский философский фонд, 2001. 359 с.
48. Зотов А.Ф. М. Фуко и его «онтология дискурса» / Современная западная философия. -М^: Высшая школа, 2001. С. 639-674.53 .Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: Т. 1. Пер. с нем. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. Mi, 2001. - 593 с.
49. Карапетьянц А.А. «Ба гуа» как классическая схема / XIII конференция «Общество и государство в Китае» Часть 1.- М., 1982: С. 174-179.
50. Карапетьянц А.А. «Чунь цю» и древнекитайский «историографический» ритуал / Этика и ритуал в традиционном Китае. — Mi, 1988. С. 85-154.
51. Карапетьянц А.А. Древнекитайская системология и математика. / XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Часть 1. М:, 1981.-С. 195-201.
52. Карапетьянц А.А. К проблеме структуры «И-цзина». XIV научная конференция «Общество и государство в Китае». Часть 1. М:, 1983. - С. 7580.
53. Кассен Б. Эффект софистики. М.-СПб.: Московский философский фонд, Университетская книга, культурная инициатива, 2000; - 238 с.
54. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 215 с.
55. Керимов Т.Х. Дискурс / Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАН-ПРИНТ, 1998: - 1064 е.- С. 249-251.
56. Керимов Т.Х. Проблемы толерантности и социальная Гетерология / Толерантность и полисубъектная социальность. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. С. 19-27.
57. Керимов Т.Х. Событие истины / Социемы. Екатеринбург: Изд-во уральского ун-та, 2002. № 8. - С. 29-41.65:Керимов Т.Х. Социальная гетерология. — Екатеринбург: Урал наука, 1999. 169 с.
58. Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. - 312 с.
59. Кессиди Ф.Х., Кондзелка В.В. Гераклит и Древний Восток / Философские науки, 1981. № 5. С. 94-100.
60. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. -М.: Наука, 1991. 88 с.^
61. Конрад Н.И. О встрече с Тахакаси Теммин в 1927 г. народы Африки и Азии. 1972. № 2. - С. 141-159.
62. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1998. - 958 с.
63. Куманецкий К. История и культура Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.-351 с.
64. Кычанов. Ли и право / Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1988. С. 299 -308.
65. Лаку-Лабарт Ф. Поэтика и политика / Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 7-42.
66. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб: Университетская книга, 2000. - 415 с.
67. Лецзы / Мудрецы Китая. Ян Чжу, Ленцзы, Чжуан цзы / Перевод с китайского. СПб.: Петербург - XXI век, совместно с TOG Лань, 1994. - С. 5122.
68. Лобок A.M. Антропология, мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. - 688 с.
69. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Искусство, 1957. - 620 с.
70. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. М.: Искусство, 1974. - 600 с.
71. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. Mi: Высшая школа, 1963. - 583 с.
72. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.
73. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М.: Детская литература, 1977. - 224 с.
74. Луньюй. Изречения / Конфуций. Уроки мудрости: сочинения. — М.: Эко-мо-пресс, Харьков: Фолио, 1998. С. 17-129.
75. Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизма / Логос. Ленинградские чтения, по философии культуры. Разум. Духовность. Традиции.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. С. 51-59.
76. Малявин В1С. В поисках: традиции / Восток-Запад. Исследования; Переводы. Публикации. М.: Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1988. С. 33-36.88:Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415 с.
77. Мамрдашвили М.К. Лекции по античной философии. Mi: АГРАФ, 1977. -311 с.
78. Марк Аврелий. Размышления. СПб.: Наука, 1993. - 246 с.
79. Г.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения. Т.З. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1995. 630 с.
80. Мартынов А.С. Государственное и этическое в. императорском: Китае / Этика и ритуал в традиционном Китае. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства Нука, 1988. — С.,274-299.
81. Мастер Чой. Хапкидо: практическое руководство/ Пер. с англ. Е. Гупало.- М;: ФАИР-Пресс, 2001. 157 с.94;Мерло-Понти М. В защиту философии / Пер с франц., примеч.и-послесл. И.С. Вдовиной — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996. -248 с.
82. Микешина Л.А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
83. Михайлова Э., Чанышев А.Н. Ионийсская философия. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1966. — 184 с.
84. Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. Учебное пособие для вузов. — М.: Наука, 1994. — 415 с.
85. Нанси Ж.-Л. О событии / Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. - С. 91-102.
86. Нанси Ж.-Л: Сегодня / Ad Marginem'93. Ежегодник лаборатории постмодернистских исследований Института философии Российской Академии наук. М.: Ad Marginem, 1994. С. 148-164.
87. Нахов И.М. Киническая литература. Mi: Наука, 1981. - 303 с.
88. Ницше Ф. Соч. в 2-хтт. Т.1.- М.: Мысль, 1990. 831 с.
89. Основы онтологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — 278 с.
90. Платон. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1990. - 862 с.
91. Платон. Соч. в 4-хтг. Т.2. М.: Мысль, 1993. - 528 с.
92. Платон. Соч. в 4-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1994. - 656 с:
93. Платон. Соч. в 4-х тт. Т.З. Часть 2. М.: Мысль, 1972. - 678 с.
94. Плотин. Эннеады. Киев: УЦИММ-Пресс, ИСА, 1995. - 391 с. Ю9.Подорога В. К вопросу о мерцании мира (интервью) / Логос, 1993. № 4.-С. 139-149.
95. Подорога В;А. К философии архива. Заметки / Индекс. Досье на цензуру № 14, 2001.С. 252-266.
96. Подорога В.А. Человек без кожи / Ad marginum. Ежегодник 93. — М.: Ad marginum, 1994.- С. 71-115
97. Подорога. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.
98. Политика и поэтика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Российской Академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1999. - 350 с.
99. Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — 509 с.
100. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - 463 с.
101. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. — М.: Наука, 1972. -320 с.
102. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. — М:: Наука, 1979.-485 с.
103. И8.Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-246 с.
104. Семенцов B.C. Проблема трансляции, традиционной культуры на примере судьбы Бхагаватгиты / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.-С. 5-32.
105. Сенека Луций Аней. Нравственные письма к Лицилию / Если хочешь быть свободным. М.: Политиздат, 1992. - С. 7-112.
106. Сирин B.C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике Древнего Китая. Дальный Восток. — М., 1961.
107. Сирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М:, 1976. — 236 с.
108. Сирин B.C. Системно-структурный подход к древнекитайским памятникам. Народы Азии и Африки, 1969. №-4. - С-24-36.
109. Смит Д.Е. Социологическая теория: методы патриархатного письма / Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. — СПб.: Дмитрий Була-нин, 2000. С. 29-64.
110. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.
111. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. — СПб.: РХГИ, 2001.-299 с.
112. Социо-Логос постмодернизма. S/A'97. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии. СПб!: Алетейя, 1996. - 236 с.
113. Социо-Логос: Социология. Метафизика. Антропология: Пер. с англ., нем., франц./ Сост., общ. ред. и предисловие В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. Вып.1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
114. Степанова А.С. Философия древней стой. СПб. : Алетейя, 1995. - 272 с.130: Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.: АО КАМИТРУП, 1995. - 448 с.
115. Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультуорные аспекты) / Отв. редактор Сайко Э.В. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. -288 с.
116. Сыма Цянь. Старинный род Конфуция / Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 921 -949.
117. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983.-383 с.
118. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди и его школа и учение. Главная редакция.восточной литературы.издательства Наука, 1985. — 245 с.
119. Толерантность и полисубъектная социальность / Материалы конференции, Екатеринбург, 18-19 апреля 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 212 с.
120. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. — 253 с.
121. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокос-могоний до возникновения атомистики: — М.: Наука, 1989. 576 с.
122. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии; М:: Наука, 1984. - 236 с.139i Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. -Л:: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981. 160 с.
123. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр./ Общ. ред. Бр. Левченко. Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.
124. Фуко М; Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц: М.: Касталь, 1996. - 448 с.
125. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекции в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки / Социо-Логос: Пер; с англ;, нем., франц./ Составление, общ. ред. и предисл. В1В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М:: Прогресс, 1991. -С. 284-314.
126. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С.Ч. Офертаса под общ. ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова М:: Праксис, 2002. — 384 с.
127. Фуко М; История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. - 575 е.145: Фуко М. Надзирать- и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.-479 с.
128. Фуко М; Ницше, генеалогия, история / Философия эпохи постмодернизма. — Минск, 1996. 415 с.„
129. Фуко М. Порядок дискурса. Воля к истине: по ту сторону знания; власти и сексуальности. Работы разных лет. -М.: Касталь, 1996. С. 47-97.148: Фуко М: Рождение клиники.- М.: Смысл, 1997. 309 с.149:Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994. - 383 е.
130. Фуко М. Что такое автор? / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистеризм, Касталь, 1996.- С.7-46.
131. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. - 452 с.
132. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-445 с.
133. Хайдеггер М. Положение об основании. — СПб.: Алетейя. 290 с.
134. Хайдеггер М; Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.
135. Хейзинга И. Homo Ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. - 460 с.
136. Хофмайстер X. Что значит мыслить философски — Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Лань, 2000. — 512 с.
137. Хрестоматия феменистских текстов. Переводы. — СПб.: Дмитрий Була-тин, 2000. 304 с.
138. Чанышев А.Н. Аристотель. М.: Мысль, 1987. - 220 с.
139. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М;: Высшая школа, 1981. 374 с.
140. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. — М.: Из-во Московского унта, 1970.-240 с.
141. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1994.-343 с.
142. Чжуанцзы / Мудрецы Китая. Ян чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., Петербург- XXI век. ТОО Лань. 1994. - С. 123-365.
143. Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963. - 223 с.
144. Шицзин. Книга песен и гимнов / Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 129-428.
145. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга-Перемен» / Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 429-920.
146. Эйзенштейн С.М. Чет-Нечет. Раздвоение Единого / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. -М.: Наука, 1988. С. 234-278.
147. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Издательство политической литературы, 1978.-358 с.
148. Эпикур. Письмо к Геродоту / Тит Лукреций Кар. О природе вещей. -М.: Художественная литература, 1983. С. 292-305.
149. Эпштейн М. Философия возможного. — СПб.: Алетейя, 2001. 334 с.
150. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. М.: Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1988. - 331 с.
151. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991.-527 с.
152. Granet М. La репсе. Chinoise. P.: Esprit, 1934. - 320 р.
153. Keightley D.N. The Religious Commitment: Shang theology and genesis of Cheinese Political culture. History of religions. Chicago. 1969-1970.vol. 9. n 2-3.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.