Философский анализ рефлексии в социальных процессах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Болдырева, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат философских наук Болдырева, Ирина Николаевна
Содержание Введение
Стр.
3
Глава 1. Анализ феномена рефлексии
1.1. Философско-методологические основы изучения рефлексии
1.2. Вариативность категории рефлексия и современные ее интерпретации
1.3. Современные типы и формы рефлексии
1.4. Научные подходы к определению рефлексии
1.5. Специфика и основные особенности философской и социальной рефлексии
Глава 2. Специфика и сущность социальной рефлексии
2.1. Особенности методологических оснований рефлексирования социальных процессов
2.2. Реформаторская деятельность как особый вид рефлексии
2.3. Рефлексия как механизм социализации субъекта
2.4. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности
Заключение
Библиография
127
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-эпистемологический контекст факторов рефлексии современного общества2010 год, кандидат философских наук Пономарева, Наталья Дмитриевна
Понимание в структуре гуманитарного знания2004 год, кандидат философских наук Кислицына, Тамара Георгиевна
Модельно-резонансный подход как основа философской рефлексии1999 год, кандидат философских наук Дрюк, Маргарита Анатольевна
Ценность как предмет философского познания2009 год, доктор философских наук Вильданов, Ханиф Салимович
Познание в процессе обучения2007 год, кандидат философских наук Борщева, Светлана Олеговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ рефлексии в социальных процессах»
Введение
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования социальной рефлексии обусловлена масштабностью социальных и политических проблем современной цивилизации, которые могут быть решены, в том числе, и с помощью социально-гуманитарных и рефлексивных технологий. Рост востребованности рефлексивной тематики вызван стихийными процессами включения в жизнь человечества продуктов информационных технологий. Вторая причина связана с превышением критического порога использования ресурсов природы, тесно вплетенных в социальную и экзистенциальную практику общества. Велика роль социальной рефлексии, её понятийного аппарата в организации рефлексивно-активных сред и моделирования социальных процессов, а также в изучении динамики социальных систем.
Для современного общества существует необходимость перехода на новый уровень цивилизационного развития, что определяется потребностью в формировании инновационного поля деятельности социума, его культуры, опирающейся на идеалы гуманизма. Эта необходимость определяется в значительной степени и тем, что само социально-философское знание, в существенной степени, развивается как знание, обусловленное социокультурным контекстом, где проблематизации подвергаются те феномены и явления, осмысление которых может благоприятствовать решению значительного числа актуальных проблем современного развития.
Социальные, политические, экологические, экономические, энергетические и прочие проблемы современного общества требуют безотлагательной модернизации социальных структур и процессов. Если традиционному обществу была свойственна установка на этические, эстетические или религиозные ценности, то в современном информационном обществе проявляется тенденция к возрастанию роли рефлексивных процессов. В современном обществе происходит интеграция позитивных
черт традиции и современности, без учета ценностей сохранения биосферной жизни и человека, что также порождает проблемы, и требует дальнейшего рефлексирования.
Социальная рефлексия является когнитивным основанием адекватного изучения данных проблем и создает возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она также имеет практическую значимость, так как осуществляется во взаимодействии между социальными группами и субъектами и реализуется в системе общественных отношений, тем самым, позволяя регулировать социальные процессы. Социальная рефлексия способна не только описывать процесс массовой, направляемой реконструкции содержания социальных процессов, но и моделировать и реформировать социально-значимые результаты данной реконструкции.
Актуальность исследования особенностей социальной рефлексии как познания уникального социального организма в его динамике, объясняется необходимостью создания общенаучной методологической базы, которая объединит частно-научные и философские представления о проблеме и возможностях её изучения. Особую потребность для современной науки представляют собой проблемы изучения вопросов самосознания, понимания рефлексии как элемента социальной системы, представляющего значительную ценность для решения социальных проблем с помощью понятийного аппарата рефлексивных процессов.
Результат рефлексии - это концептуальное проявление социальной теории, которая объясняет сущность, процессы развития, движущие силы социальных процессов, а также поставляет идеи модернизации социума на основе потребностей социальных групп, воплощающиеся затем в социальных реформах.
В настоящее время рефлексия имеет приоритетное значение для междисциплинарных исследований. Изучению рефлексии посвящают свое пристальное внимание специалисты самых различных областей знания. Поскольку всевозможные аспекты исследования проблемы рефлексии
находят свое место в философии, можно сказать, что феномен рефлексии лежит в основе научно-исследовательского процесса и является специфической особенностью логико-теоретического, т.е. философского понимания действительности. В диссертации анализируется та многоаспектность категории рефлексия, которая связана с широким её употреблением во многих отраслях знаний.
А именно - распространенное употребление понятия рефлексии во всевозможных сферах гуманитарных разработок, от философии до социального моделирования; применение на практике различных социогуманитарных методик. Отсюда вытекает необходимость междисциплинарного изучения рефлексии на базе общенаучного методологического основания, что позволяет анализировать философское социо-гуманитарное и частно-научное понимание категории рефлексии. Необходимо формирование более строгих правил употребления категории рефлексия разными научными дисциплинами, а также потребность исследования вопросов интеллектуальной свободы социальных индивидов, которая стоит сегодня перед европейской цивилизацией и российским социумом в частности.
Актуальность темы работы предопределила её цель, задачи и методологическую основу.
Степень разработанности темы
Вопросы социальной рефлексии впервые поднимались уже Платоном и Аристотелем в их трудах и продолжают подвергаться исследованию до настоящего времени. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли такие классики мировой философии как: А.Аврелий, Ф.Аквинский, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц, И.Кант, И.Шеллинг, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Поппер.
Социальная рефлексия как составная часть социо-гуманитарного знания отличается от любых других видов составляющих его элементов тем, что подчеркивает обращенность философии к общественному субъекту. В конце
XIX начале XX века проблемы рефлексии становятся особо актуальными. Это нашло подтверждение в трудах О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, М.Вебера, Ч.Хортона Кули, Дж.Г.Мида, Ф.Знанецкого, П.Сорокина, О.Тоффлера, Т.Лукмана, П.Бергера, П.Бурдьё, Э.Гидденса.
В методологическом аспекте рефлексия начинает интенсивно разрабатываться с начала 60-х годов XX века В.А.Штоффом, Б.М.Кедровым, В.А.Лекторским, Л.А.Микешиной, И.Б.Михайловым, В.С.Швыревым, П.В.Копниным, Э.В.Ильенковым, Л.К.Науменко, С.Л.Рубинштейном и др.
В работах В.А.Лефевра, сформулировавшего основы прикладных исследований рефлексии, большая часть разработок посвящена формализованной модели рефлексивных структур, анализирующих, в том числе, конкретные субъекты со своими «субъектными мирами» в рамках социума.
В конце 80-х годов XX века Г.П.Щедровицкий разработал нормативно-деятельностный и системно-структурный подход к пониманию рефлексии. Он трактовал рефлексию как «смену позиций» и создал первую абстрактную модель рефлексии в целом, что позволило разработать тренинго-игровые технологии, которые развивали способность личности к самоорганизации, самопроектированию на основе социального взаимодействия и корпоративного творчества.
В.И.Молчанов, В.В.Калиниченко, В.П.Зинченко разрабатывают конститутивные характеристики рефлексии.
A.Подорога, М.К.Рыклин, С.Б.Долгопольский, В.Е.Лепский исследуют рефлексию с позиции «непрезентативных оснований».
B.А.Бажанов, В.Н.Борисов, М.А.Розов и др. также исследуют проблему рефлексии в рамках современной эпистемологии.
Обзор литературы, посвященной рефлексии как предмету философского анализа, подтвердил существующее разнообразие мнений и взглядов на понятие рефлексии, ее роль в познании и исследовательской деятельности, а также в социальных процессах. Вместе с тем становится очевидным, что в современных философских источниках нет целостного исследования
основных философских концепций рефлексии, нет однозначного понимания её генезиса и специфики, а также недостаточно исследована её роль в социальных процессах. Не в полной мере исследована роль рефлексии, не только как принципа, но и как условия философского мышления. Рассмотрение проблемы влияния рефлексии на социальные процессы общества нуждается в дальнейшем более глубоком изучении.
Объектом диссертационного исследования является рефлексия в социальных процессах.
Предметом диссертационного исследования является философский анализ рефлексии в динамике социальных процессов.
Целью диссертационного исследования является философское исследование роли рефлексии в динамично изменяющемся социуме, её способности создавать предпосылки для социальных трансформаций.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
- исследовать основные философские концепции рефлексии;
- осуществить анализ социальной рефлексии и современных ее интерпретаций;
- определить специфику философской и социальной рефлексий;
- исходя из философского анализа рефлексии в социальных процессах, рассмотреть различные типологии рефлексии;
- изучить влияние рефлексии на социальные процессы;
Методологическая база исследования определена спецификой
поставленных задач. В процессе выполнения работы были учтены современные методологические подходы к гуманитарному исследованию. В диссертации использованы общенаучные методы исследования социальных процессов: метод концептуального анализа, метод структурного анализа, систематизации, и некоторые другие в применении к анализу функций и роли социальной рефлексии в генезисе и функционировании общества.
Методологической основой для исследования послужили работы В.А.Лефевра и В.Е.Лепского, также были использованы идеи классиков
мировой философии и работы отечественных и зарубежных философов: И.Канта, Г.В.Гегеля, К.Маркса, В.А.Штоффа, В. А. Лекторского, Л.А.Микешиной, М.К.Мамардашвили и др.
Работа опирается на проблемный принцип, предполагающий полидис-циплинарность и междисциплинарность, и основывается на понимании того, что философия выступает в качестве теоретической базы консолидации знания и функционирует в качестве интегративного основания для частных наук. Такой подход обусловлен стремлением исследовать социальную рефлексию в аспекте отражения совокупности социокультурных доминант развития в социально-философском знании.
Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что на основе анализа философских и других научно-теоретических источников исследована роль рефлексии в социальных процессах, ее типы, специфика и значение в изучении динамики социума.
Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем:
- исследованы основные философские концепции рефлексии, проанализирована специфика понимания данной категории, особенности ее развития и роль в социогуманитарном знании, уточнена и дополнена типология рефлексии;
- выявлены особенности социальной рефлексии как способа познания уникального социального организма в его динамике, заключающиеся в возможности регулировать социальные процессы и взаимодействия социальных групп и субъектов, реализуемые в системе общественных отношений;
- исследовано преобразование социальных интересов путем обобщения результатов социальной рефлексии как условия социализации субъекта;
- определена специфика философской и социальной рефлексии как средства осуществления культурного синтеза, теоретического прогноза и проектирования, которые лежат в основе реконструкции социальных процессов;
- проанализированы методологические основания социальной рефлексии, результаты которой создают условия для социальных трансформаций;
- показано, что рефлексия выступает как условие формирования инновационных сетевых структур, таких, как «сети интересного», виртуальные сети и другие, являясь креативным потенциалом общества, они позволяют осуществлять эффективные социальные преобразования.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Эффективным методологическим полем для изучения социальной рефлексии является междисциплинарный анализ модернизирующегося социума, в котором меняются смыслы конструирования новых социальных взаимодействий.
2. Когнитивной базой реформаторской деятельности является социальная рефлексия, как особый вид рефлексии, адекватно отражающая природу социальных трансформаций, которые реализуются в эффективных управленческих проектах.
3. Результат рефлексии — есть концептуальное воплощение социальной теории, которая призвана объяснять сущность, процессы развития, движущие силы социальных процессов, а также поставлять идеи для модернизации общества на основе потребностей социальных групп, сложившихся в социальных противоречиях, отражающиеся и реализующиеся в доминирующих реформаторских проектах.
4. Философский анализ роли рефлексии в социальных процессах обнаруживает конструктивный потенциал рефлексии в процессе социализации и экзистенциальной практики социума. Современное общество это высокоорганизованная социальная структура, в которой налажена сложная система связей, включающая в себя поступающую рефлексивную информацию. Ценностная рефлексия этих процессов включает в себя оценочный спектр, задействованный в рефлексивной деятельности
индивидов и их групп, которая существенно ускоряет качественную трансформацию общества.
5. В современном обществе социальная рефлексия представляет собой один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особую когнитивно-нравственную деятельность, заключающуюся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни.
6. Креативность сети «интересного» созвучна принципу виртуальных сетей, которые придают миру новые координаты измерения, порождают размывание ценностных границ в рефлексивной деятельности социума и, как следствие, провоцируют возникновение новых исследовательских парадигм социального пространства.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в следующем:
- полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов для дальнейшего теоретического анализа категория рефлексия, а также при подготовке спецкурсов по проблемам теории познания, философии, социальной философии и методологии науки для студентов, магистрантов и аспирантов;
- намечены новые перспективные направления исследования в осмыслении феномена рефлексии в междисциплинарном аспекте;
- основные положения диссертации могут быть использованы в преподавании курсов философии, психологии, социологии, политологии;
- результаты исследования могут послужить основой, «ступенью» в изучении вопросов, связанных с актуальными социальными проблемами, возникающими в настоящее время в российском обществе, а также предоставить базу для принятии решений на государственном уровне.
Апробация работы и внедрение результатов исследования Основные положения и выводы диссертационного исследования получили свое освещение в научных публикациях, в том числе в статьях,
опубликованных в журналах, рецензируемых ВАК РФ: «Роль рефлексии как механизма, преобразующего социальные процессы», «Специфика рефлексии в социо-гуманитарном познании» и «Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности»; в виде докладов они были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе на III Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-экономические проблемы современного мира: наука и практика» (2-3 декабря, 2010 год, НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга» г. Москва); «Экономика России в условиях мирового кризиса» ( 23-24 апреля, 2009 год, НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга» г. Москва).
Концепция диссертации неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры философии факультета социологии, экономики и права ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», а также на межкафедральных научно-методологических семинарах и совещаниях, в процессе проведения учебных занятий по философии со студентами, магистрантами и аспирантами.
Структура работы определена тематикой, замыслом и логикой исследования. Диссертация включает введение, две главы, девять параграфов, заключение и библиографический список.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Гносеологические проблемы исследования ценности человека2001 год, кандидат философских наук Вильданов, Ханиф Салимович
Соотношение методологических и аксиологических детерминаций исторического познания: философский анализ2004 год, доктор философских наук Лосева, Ольга Анатольевна
Рефлексия как принцип философского мышления2006 год, кандидат философских наук Калашникова, Нина Александровна
Понятие трансцендентальной рефлексии в философии И. Канта и его применение к анализу гносеологических концепций Вл. С. Соловьёва и А.А. Богданова2011 год, кандидат философских наук Балановский, Валентин Валентинович
Ценностно-смысловые основания научного познания2009 год, доктор философских наук Яковлев, Виталий Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Болдырева, Ирина Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее диссертационное исследование, позволяет сделать некоторые выводы.
Современное понимание рефлексии многоаспектно и различные концепции, изучающие её сущность и особенности, лишь дополняют друг друга и углубляют её понимание. На постнеклассическом этапе развития философского знания рефлексия становится фундаментальным понятием, определяющим специфику современного философского знания. Историческое изменение предмета философского знания приводило к развитию самой рефлексии и возрастанию её значимости для статуса философии.
Социальная рефлексия - это способ «понимания себя через другого». Социальной рефлексией можно называть рефлексию в социальных «коммуникациях и совместной деятельности». Рефлексия любого социального процесса, любого элемента социальной системы должна осуществляться как рефлексия уникального отдельного социального организма в его динамике.
Социальная рефлексия является когнитивным основанием адекватного изучения данных проблем и создает возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она также имеет практическую значимость, так как осуществляется во взаимодействии между социальными группами и субъектами и реализуется в системе общественных отношений, тем самым, позволяя регулировать социальные процессы. Социальная рефлексия необходима не только для описания процесса массовой, направляемой реконструкции содержания социальных процессов, но и для моделирования и реформирования социально-значимых результатов данной реконструкции.
Результат рефлексии - есть концептуальное воплощение социальной теории, которая призвана объяснять сущность, процессы развития, движущие силы социальных процессов, а также поставлять идеи для модернизации общества на основе потребностей социальных групп, сложившихся в социальных противоречиях, отражающиеся и реализующиеся в доминирующих реформаторских проектах.
Взаимопроникновение и тесная связь философской и социальной рефлексий очевидны. Под философской рефлексией обычно понимают «мышление о мышлении», т.е. мысль, направленную на саму себя. Философская рефлексия - это специфическое понимание мира через его теоретическое познание, когда познанные закономерности дифрагируют сквозь механизм интересов человека, а ценностно-эмоциональная картина мира рационально осмысливается. Это рефлексирование над лимитными основаниями существования во всех его ипостасях, включая размышления над предельными основаниями жизни человека и ее смысла. Философская рефлексия над наукой предполагает исследование предпосылок, пределов, законов осуществления научного познания, теоретическую легитимацию его методологии, а также обобщение накопленного научного опыта, осуществляемое на экспериментальном уровне научной деятельности.
Поскольку философское обоснование оперирует с максимально широкими понятиями, отражающими восприятие субъектом действительности, оно дает возможность логически завершить цепочку обоснований. Философское мировоззрение, таким образом, служит «предельным основанием знания». Обоснованность знания только тогда полноценна, когда оно не только опирается на понятия, более или менее конформно отражающие объективную реальность, но и на саму эту реальность. Основанием знания служит не содержание мышления самого по себе и отдельно от него взятое бытие, а нераздельное тождество бытия и мышления.
На различных уровнях рефлексии знание организуется и упорядочивается таким образом, чтобы выявить его генетические механизмы, показать скрытые предпосылки, которые лежат в основе действия этих механизмов и, кроме того, позволяют оценить положение данного фрагмента информации в целостной системе научной деятельности, возможности его роста и взаимосвязь с различными составляющими элементами социокультурной реальности.
Структура философской рефлексии отражает глубину познавательного процесса и самого знания, так как она интерпретирует не только объективную и социальную реальность, но и сами эпистемологические уровни, то есть «знание о знании».
Философская рефлексия позволяет осуществить синтез совокупного общекультурного человеческого опыта, создать целостную картину мира, осмыслить место человека в нем, смысла его бытия, что, в сущности, и является целью философской рефлексии. Свою основную задачу философия определяет в способствовании переосмыслению существующих результатов и смыслов познавательной деятельности, в формировании теоретического самосознания человечества, указывающего цели и ценности, она также позволяет сформулировать цели бытия и создать мощные ценностные регулятивы человеческой жизни.
Философская рефлексия позволяет подняться над существующими представлениями о мире и человеке, расширить глубины и горизонты имеющегося знания, обнаружить новые направления исследования окружающие реальности и человеческого космоса.
Философская рефлексия позволяет осуществить основную цель философии: открыть смыслы бытия - прошлого в настоящем, настоящего в будущем.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Болдырева, Ирина Николаевна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Автономова Н.С. Рефлексия в науке и философии // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983. С. 19-25.
2. Антипов Г.А. Философская рефлексия и природа идеального // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, Сибир. отд-ие, 1987. С. 20-26.
3. Антипов Г.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, Сибир. отд-ие, 1987. С. 176-196.
4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1993. 608 с.
6. Афанасьев М.Н. От нетерпения к терпимости: Революционный авторитаризм в России // Рабочий класс и современный Мир. 1990. № 4. С.144-152.
7. Апель К.-О. Бамбергские лекции // Философия без границ: сб. ст.: в 2 ч. М.: Издатель Воробьев A.B., 2001. Ч. 1. 148 с.
8. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2002. 344 с.
9. Аристотель. Метафизика. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1975. Т. 1.550 с.
10. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян/пер., примеч. и послесл. С.И. Радцига. 3-е изд., испр. М.: Флинта: МСПИ, 2007. 233 с.
П.Бажанов В.А. Метатеоретические исследования и рефлексивность научного знания //Вопросы философии. М.: Наука, 1985. № 3. С. 123-125.
12. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. К.: Казанского унта, 1991. 181 с.
13. Бажанов В.А. Рефлексия и современное науковедение // Рефлексивные процессы и управление. М.: Когито - Центр, 2002. Т. 2. № 2. С. 73-89.
14. Баранов Г.В. Научный метод как форма рефлексии в науке // Проблемы рефлексии в научном познании: Межвузовский сб. Куйбышев: КГУ, 1983. С. 113-118.
15. Баткин J1.M. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности / Монография, история средних веков. М.: Наука, 1989. ISBN: 5-02-008988-5. 272 с.
16. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. № 5. С. 91-98.
17. Бергер. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности:, трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр: Медиум, 1995. 323 с.
18. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука. 1998. 577 с.
19. Богомолов A.C. Античная философия. М.: МГУ, 1985. 368 с.
20. Борисов В.Н. Типы рефлексии в научном познании // Методологические проблемы науки Новосибирск: НГУ, 1976. Вып. 4. С. 3845.
21. Бутлеров A.M. Сочинения в трех томах. 1958. 429 с.
22. Бурдьё П. Опыт рефлексивной социологии / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. Москва: Книжный дом Университет, 2002. Ч. 2. 424 с.
23. Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. В 2-х т. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
24. Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические. Сочинения в двух томах М.: Мысль, 1977. Т. 2. 575 с.
25. Васильев В.П. Социальные проблемы современного этапа реформ: социологический анализ // Социологические Исследования (Социс). М.: Наука, 1997. №3. С. 18-20.
26. Вересов H.H. Опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии. М.: Наука, №12. 2000. С. 74-87.
27. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 268 с.
28. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
29. Воропаев Ю.Ф. Образ рациональности в философии Декарта // Вестник Санкт-Петерб. Ун-та. Сер. 6. Вып. 4 (№ 27). СПб.: Санкт-Петерб. Ун-та, 1996. С. 30-38.
30. Войцеховский С.Н. Орловская И.С. Социология и психология управления // Социальное моделирование и программирование. М.: Петрополис, 2008. 144 с.
31. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. Работы разных лет: в двух томах. М.: Мысль, 1973. 630 с.
32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.: Наука, 1994. 350 с.
33. Гидденс Э. Сознание. Я и социальное взаимодействие // Философия и общество. М.: Учитель, № 2. 2001. С. 35-59.
34. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005. 193 с.
35. Гриффит Б.Ч., Миллер А.Дж. Сети неформальной коммуникации среди продуктивных ученых // Коммуникация в современной науке. М.: Прогресс, 1976. С. 155-182.
36. Грицкевич Т.И. Толерантность и проблема неопределенности в реформировании современной России // Вестник КузГТУ, 2005. №5 (50) - С. 114-121.
37. Грицкевич Т.И. Революция или реформа: проблема выбора средств разрешения социальных конфликтов //Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы международной конференции. Кемерово, 27-28 мая 2004. В 2-х ч. 4.1. - С. 66-70.
38. Грицкевич Т.И. К вопросу о постановке проблемы реформаторства в социальной философии //Новые идеи в философии./Философия в современной России: сб. науч. трудов: В 2-х т. Перм. ун-т., 2004. - Вып. 13. -Т.2.-С. 144-153.
39. Грицкевич Т.И. Социальное творчество реформатора: доминанты, определяющие созидательность деятельности // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2005. Кн. 4. - С. 93-116.
40. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, Т. 1. 1999. 336 с.
41. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2006. 315 с.
42. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 358 с.
43. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: в двух томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.
44. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке. Балашиха: Де-По, 2011.232 с.
45. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В трех томах. Социальные институты и процессы. М.: Мысль, 2000. Т. 3. 532 с.
46. Джемс У. Введение в философию. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. 316 с.
47. Диканова М.Ю. Саморефлексия и ее роль в процессе познания // Философия и будущее цивилизации.: Тез. докл. IV Росс, философ, конг. в пяти томах. М.: Современные тетради, 2005. Т. 1. С. 79.
48. Дилигенский Г. Реформы и общественная психология // Власть. М.: Коммерсант, 1998. № 5. С.8-16.
49. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. 368 с.
50. Ерохин В.Г. Категориальные матрицы культуры // Человек в мире культуры: рефлексия и саморефлексия.: материалы Междунар. философ.-культурол. симпозиума. Рязань: Пресса, 2004. Ч. 1. С. 75-79.
51. Ерошенко Т.И. Трансформация методологических стратегий социального познания и практика социального творчества. Ростов-на-Дону: РГСУ, 2012. 104 с.
52. Звездкина Э.Ф. Теория философии // Филол. общество Слово. М.: Эксмо, 2004. 448 с.
53. Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. К.: Краснояр. унта, 1986.196 с.
54. Золотухина-Аболина Е.В. Понятие философской рефлексии // Философские науки, 1979. № 6. С. 59-67.
55. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 С. 464.
56. Ильясов И.И. Рефлексия как условие формирования научно нормированных способов познавательной деятельности // Мысли о мыслях. В двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: Эко, 1995. С. 184-192.
57. Изотов. М.З. Значение философии в формировании человеческого капитала // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры. Минск : Право и экономика, 2011. С. 51. 602 с. ISBN 978-985-552007-9.
58. Каганов B.JI. Рефлексивная модель философского знания и культура (методологический подход) // Философия и ее место в культуре. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 173-182.
59. Каган М.С Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
60. Ким O.JI. О важности изучения социокультурного контекста политического лидерства // Вестн. МГУ. Сер.7. Философия. М.: МГУ. 1998. №1. С. 104-106.
61. Кант И. Собрание сочинений. В восьми томах. / Под общ. ред. A.B. Гулыги. Юбилейное изд. 1794 - 1994. Т. 3. Критика чистого разума Т. 5. Критика способности суждения. М.: ЧОРО. 1994. (5) 414 е., (3) 742 с.
62. Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. М.: Наука, 1998. № 7. с. 14-22.
63. Карпеев Л.М. Практическая рефлексия после морали и после общества: социальное и моральное нормирование в оптике классической и
постнеклассической рациональности. С.: Самарская гуманитарная академия, 2007.211 с.
64. Карпович В.Н. Рефлексивные процессы и определение сущности человека // Проблемы логической организации рефлексивных процессов.: Тез. докл. науч. - практ. конф. Новосибирск: НГУ, 1986. С. 210-211.
65. Карпович В.Н. Рефлексия как предпосылка целостности общества // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: НГУ, 1989. С. 102-109.
66. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: КомКнига, 2006. 294 с.
67. Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. М.: Либроком. 2012. 316 с.
68. Ковалев С.Н. О природе философской рефлексии // Альманах Гуманитарные исследования. Вып. 2. Уссурийск: УГПИ, 1998. 370 с.
69. Кожуев A.B. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования //Педагогика. М.: Прогресс, 2002. № 1. С. 19-22.
70. Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. В четырех томах. М.: Мысль, 1979. Т. 3. С. 584-586.
71.Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. 568 с.
72. Кузнецов В.Ю. Онтология времени и порядки рефлексии // Философия и будущее цивилизации.: Тез. докл. IV Росс, философ, конгр. в пяти томах. Т.1. М.: Современные тетради, 2005. С. 30-31.
73. Кузнецова М.И. Искусство интерпретации рефлексии в историко-научном анализе // Проблемы логической организации рефлексивных процессов.: Тез. докл. науч. - метод, конф. Новосибирск: НГУ, 1986. С. 9899.
74. Кузьмин A.A. Критика рефлексивного разума. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. 185 с.
75. Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2001. 300 с.
76. Кули Чарлз Хортон. Социологическая теория и социальное исследование. 1930.
77. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск: Препринт, 1989. 63 с.
78. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем // Мысли о мыслях в двух томах. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: Эко, 1995. Т. 1. С. 112-124.
79. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический Проек,. 2008. 475 с.
80. Лепский В.Е. Стратегические рефлексивные игры как социогуманитарные технологии российского развития // Рефлексивные процессы и управление. М.: Когито - Центр, 2011. №1-2. Том 11. С. 5.
81. Лепский В.Е. Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию // Рефлексивные процессы и управление. М.: Когито - Центр, 2011. № 1 -2. Том 11. С. 240.
82. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития / Ин-т философии РАН. М.: Когито - Центр, 2010. С. 255.
83. Лепский В.Е. Проблема субъекта (междисциплинарный анализ). История и философия науки: приложение к журналу Философские науки. / Академия гуманитарных исследований. Ин-т философии РАН. М.: Гуманитарий, 2009. С. 345.
84. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированный подход к нновационному развитию. М.: Когито-Центр, 2009. 207 с.
85. Лепский В.Е. Онтологии субъектно-ориентированной парадигмы управления и развития // Рефлексивные процессы и управление. М.: Когито-Центр, 2007. С. 59-61, 104 с.
86. Лепский В.Е. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России // Материалы Круглого стола. Институт психологии РАН, 2001. № 1.(С.6) С. 32-33.
87. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1983. Т. 1-2. 686 с.
88. Лекторский В.А. Диалектика рефлективного и нерефлективного в познании // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983.С. 5-7.
89. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал. УРСС, 2001. 255 с.
90. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 357 с.
91. Лекторский В.А., Швырев В. С. Методологический анализ науки (типы и уровни) // Философия, методология, наука. М.: Наука, 1972. С. 7-44.
92. Лекторский В.А. Эпистемология: перспективы развития / Ин-т философии РАН. М.: Канон+, 2012. 535 с.
93. Лекторский В.А. Философия, познание, культура / Ин-т философии РАН. М.: Канон+, 2012. 345 с.
94. Лекторский В.А. Эпистемология и исследование когнитивных процессов // Эпистемология вчера и сегодня. М.: ИФ РАН, 2010. С. 3-30.
95. Лекторский В.А. Познание, понимание, конструирование / Ин-т философии РАН. М.: ИФ РАН, 2008. 167 с.
96. Лекторский В.А. Идеал, утопия и критическая рефлексия / Ин-т философии РАН. М.: РОССПЭН, 1996. 302 с.
97. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
98. Лефевр В.А. Алгебра совести. М.: Когито - Центр, 2003. 426 с.
99. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито - Центр, 2003. 496 с.
100. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии М.: Наука, 1990. №7. С. 25-31.
101.Лефевр В.А. Теоремы о социальной свободе // Рефлексивные процессы и управление. М.: Когито - Центр, 2011. №1-2. Том 11. С. 58.
102. Лефевр В.А. Лекции по теории рефлексивных игр // Рефлексивные процессы и управление. М.: Когито - Центр, 2009. 217 с.
103. Локк Дж. Сочинения. В трех томах / М.: Мысль, 1985. Т. 1. 622 с.
104. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Харьков. М.: Фолио. ACT, 2000. 846 с.
105. Лузгин В.В. Социальная философия в системе рефлексивно-критического знания. Казань: Казан, ун-та, 2004. 127 с.
106. Любашевский Ю.Я. Электоральная рефлексия // Рефлексивные процессы и управление. М.: Рус. шк. PRM, 2003. 35 с.
107. Магомедов Н.Г. Критическая рефлексия в социальном познании. Махачкала: Деловой мир, 2007. 222 с.
108. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.416 с.
109. Мамардашвили М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Языки русской культуры, 1997. 224 с.
110. Мамардашвили М.К. Необходимость себя // Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. 295 с.
111. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Наука, 1993. С.16. 352с.
112. Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Тайдекс Ко, 2004. 303 с.
113. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики: (Вильнюсские лекции по социальной философии). М.: Прогресс-Традиция: Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. 317 с.
114. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. СПб.: Азбука, 2011. 282 с.
115. Мансуров В.А. Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе. М.: Институт социологии РАН, 2007. 290 с.
116. Мансуров В.А., Шматко H.A. Проблемы методологической рефлексии социологии.: Тез. докл. Всесоюз. социол. чтен. Методологические проблемы развития социологических исследований. М.: Ин-т социологии, 1989 .С. 71.
117. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Университет: Наука, 1985. 244 с.
118. Марача В.Г. Условия возможности и пределы рефлексивного управления применительно к общественным изменениям // Рефлексивное управление.: Тез. докл. междунар. симпоз. Москва. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 34-37.
119. Марков Б.В. Бытие и язык // Вестник Санкт-Петерб. Ун-та. Серия 6. Философия, политология. СПб.: Санкт-Петерб. Ун-т, 1992. №2. С. 25-29.
120. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // И другие ранние философские работы. Серия. Философские технологии. М.: Академический проект, 2010. 639 с.
121. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избранные работы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. 216 с.
122. Мартыненко В.В. Социальная эпистемология и политика / Российская акад. Наук. Ин-т социально-политических исслед. М.: Академия, 2008. 272 с.
123. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Р. н/д.: Рост, гос. ун-т, 1998. 178 с.
124. Медведев В.И. Язык как орудие самопознания // Проблемы логической организации рефлексивных процессов.: Тез. докл. науч. - метод, конф. Новосибирск: НГУ, 1986 С. 30-31.
125. Микешина JI.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
126. Микешина JI.A. Диалог когнитивных практик: Из истории эпистемологии. Серия: Humanitas. М.: РОССПЭН, 2010. 439 с.
127. Микешина JI.A. Эпистемология ценностей. М.: РОССПЭН, 2007. 439 с.
128. Микешина JI.A. Философия науки: Методология и история конкретных наук. М.: Канон +, 2007. 640 с.
129. Микешина JI.A. Философия науки: 2-ое издание-М.: Издательский дом Международного университета, 2006.С. 223-225.
130. Мириманова М.С. Информационно-когнитивные процессы. М.: Прометей, 1989. С. 80.
131. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. // Философские науки. М.: Наука, 1990. № 6. С. 8-26.
132. Михалев Г.С. Проектная рефлексия в формировании организационных структур корпоративных образований / Федеральное агентство по образованию. Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск: СГАУ, 2007. 198 с.
133. Митюшин A.A. Рефлексия // М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 579580.
134. Мид Джордж Герберт. Символический интеракционизм и теория социализации. 1892.
135. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Сер.: Теория и история социологии. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социальной психологии. М.: РАН. ИНИОН, 2009. 290 с.
136. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высш. Шк, 1998. 143 с.
137. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. М.: Наука, 2000. № 4. С. 138-157.
138. Насонова Л. И., Кузьмин А. А., Лазебный Л. И. Рефлексия и рациональность в социальном познании // Рос. Филос. о-во. М.: Знак, 1998. 218 с.
139. Насиров М.Н. Парадигмы социального познания: методологический подход / Научное издание. Краснодар: ХОРС, 2010. 278 с.
140. Нещадин А. Социальная реформа: возможности и пределы // Власть. 1997. № 10. С. 47-52.
141. Никольский С.А. Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: материалы 4-й Всерос. конф. Москва Белгород. 2009 г. / Российская акад. наук, Ин-т философии, Белгородский гос. ун-т, Белгородский ун-т потребительской кооп. М.: ИФРАН, 2010. 244 с.
142. Никитин Е.П. Объяснение философское и объяснение научное // Философия, методология, наука. М.: Наука, 1972 С. 129-157.
143. Новая философская энциклопедия в четырех томах. / Институт философии РАН. М.: Мысль, 2001.
144. Овчинников К.А. Социальная философия в системе рефлексивно-критического знания: автореф. дис. канд. философ, наук. Пермь, 2002. 24 с.
145. Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Мысли о мыслях в двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: журн. Эко, 1995. С. 39-46.
146. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: в четырех томах. М.: Мысль, 2001. С. 445-450.
147. Ополев В.Т. Специфика языка методологической рефлексии // Мысли о мыслях в двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество.
Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: журн. Эко, 1995. С. 147-167.
148. Парамонов Д.О. Работы по философии: Рефлексия. Генезис понятия в контексте европейской и индийской философских традиций. М.: Ключ С. 2012. 136 с.
149. Петров Ю.В. Антропологический образ философии Томск: Науч.-техн. Лит., 1997. 448 с.
150. Платон. Сочинения: в трех томах. М.: Мысль, 1972. 623 с.
151.Подоль Р.Я. Человек и мир в зеркале философской рефлексии: материалы Междунар. филос.-культурол. Симпоз. Рязань: Пресса, 2004 . С. 88-93.
152. Подорога В. А. Философия М. Хайдеггера. М.: Логос, 1991. № 2. С. 41-56.
153. Поппер К. Какой мне видится философия. Путь в философию. Антология. М.: ПЕР СЭ., СПб.: Университетская книга, 2001. С. 123 - 137.
154. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы: М.: Прогресс, 1983. 606 с.
155. Попов C.B., Щедровицкий Г.П. Рефлексия и проблематизация в контексте развития мыследеятельности // Проблемы логической организации рефлексивных процессов.: Тез. докл. науч. - метод, конф. 1986. Новосибирск: НГУ, 1986. С. 69-70.
156. Пятигорский А. Мышление и наблюдение: Четыре лекции по обсервац. философии. Рига.: Liepnieks & Ritups, 2002. 172 с.
157. Рефлексивность социальных процессов и адекватность научных методов: пятые сократ. Чтения, сб. докл. / Под ред. В. А. Шупера. М.: Эслан: ООО Связь-Принт, 2004. 163 с.
158. Розов М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем // Мысли о мыслях в двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. 4.1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: журн. Эко, 1995. С. 91-102.
159. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Мысли о мыслях в двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: журн. Эко. 1995. С. 4754.
160. Рорти Р.Философия и зеркало природы. Н.: Новосиб. ун-т., 1997. 186 с.
161. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Академия наук СССР, 1957. С. 109-111.
162. Рубинштейн С. JI. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. С.146-158.
163. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. М — СПб.: Питер, 2003. 512 с.
164. Рыбакова Т.Т. Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста. Хабаровск: Дальневосточный гос.гуманитарный ун-т., 2006. 97 с.
165. Рыклин М.К. Деконструкция и деструкция: Беседы с философами М.: Логос, 2002. 270 с.
166. Санников Д.В. Проблема философской рефлексии в начале III тысячелетия // Гуманит. исслед. Астрахань, 2003. № 5. С. 57-64.
167. Савченко A.B. Рефлексивные основания механизма принятия решения // Менеджмент сегодня. М.:. Издательский дом Гребенникова, 2009.
168. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 319-345.
169. Семенов И.Н., Новикова Е.Р. Рефлексия: философские и психологические аспекты изучения // Мысли о мыслях в двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: журн. Эко, 1995. С. 14-38.
170. Семенов И.Н. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании: Межвузовский сб. Куйбышев: КГУ, 1983. С. 76-82.
171. Семенов И.Н., Степанов Ю.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Институт психологии РАН, 1983. С. 154-182.
172. Семенов И.Н. От гуманитарной рефлексологии к технологической рефлексике: типология рефлексии и структура рефлексивности в организации творчества // Рефлексивные процессы в творчестве. Новосибирск: журн. Эко, 1990. С. 98.
173. Сергеев К.В. Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм // Политические исследования. М.: Полис, 2002. № 5. С. 180-185.
174. Сергеев В.М., Сергеев К.В. Механизмы эволюции политической структуры общества: социальные иерархии и социальные сети // Политические исследования. М.: Полис, 2003. № 3. С. 6-13.
175. Сергеев К.В. Периферийное знание в дискурсе креативности: социальные сети интересного // Политические исследования. М.: Полис, 2003. № 1.С. 50-62.
176. Смолян Г.Л. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России: Материалы Круглого стола // Рефлексивные процессы и управление. М: Институт психологии РАН, 2001. С. 16-17.
177. Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии , 1947. С. 342-344.
178. Сорокин A.A. Философия - это форма самополагания человека в мире // Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. С. 175-180.
179. Спенсер. Г. Социологическая статика. 1950. Принципы социологии 1896.
180. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
181. Спиноза Б. Избранные произведения / Серия Выдающиеся мыслители. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 608 с.
182. Степин B.C. Философия как рефлексия над основаниями культуры. Субъект, познание, деятельность. М.: Канон, 2002. С. 139-158.
183. Степин B.C. Теоретическое знание М.: Прогресс-1 Традиция, 2000. 744 с.
184. Степин B.C. О прогностической природе философского знания: Вопросы философии. М.: Наука, № 4. 1986. С. 39-53.
185. Степин B.C. Философия как рефлексия над основаниями культуры Субъект, познание, деятельность. М.: Канон, 2002. С. 139-158.
186. Степин B.C. Научное познание в социальном контексте: избранные труды / Белорусский гос. ун-т. Ин-т философии РАН Минск.: БГУ, 2012. 415 с.
187. Суворов О В. Разум и феномен «Я» // Вопросы философии. М.: Наука, 2000. № 4. С. 130-137.
188. Сфера деятельности. Методологическое мышление и рефлексия / Пископпель А. А.[и др.] М.: Наследие ММК, 2012. 336 с.
189. Сытых О. J1. Человек: философская рефлексия.: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. Барнаул, 2006. 245 с.
190. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 198.
191. Тузова Т.М. Специфика философской рефлексии. / Ин-т философии Нац. АН Беларусии. Минск: Право и экономика, 2001. 262 с.
192. Тульвисте П. Знания о мышлении и механизмы рефлексии. Мысли о мыслях в двух томах. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 1. Теоретические проблемы рефлексии. Новосибирск: журн. Эко, 1995. С. 5566.
193. Тюгашев Е.А. Феномен философии: рефлексия дискурса. Новосибирск.: Сибирское Научное издательство, 2008. 414 с.
194. Тюрин М.С. Рефлексия как форма сознания и коммуникации Проблемы логической организации рефлексивных процессов.: Тез. докл. науч. - метод, конф. Новосибирск: НГУ, 1986. С. 59-60.
195. Усов В.Н. Рефлексивное управление: философско-методологический аспект. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. 218 с.
196. Усов В.Н. Философия рефлексивного управления. Екатеринбург: Урал, ун-т, 2008. 281 с.
197. Федотова В.Г. Модернизация «другой Европы». М.: ИФ РАН, 1998. 255 с.
198. Федотова В.Г. Философия - средство связи индивидуального и всеобщего // Философское сознание: драматизм обновления М.: Политиздат, 1991. С. 170- 172.
199. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова H.H. Глобальный капитализм: Три великие трансформации // Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества. М.: Культурная революция, 2008. 607 с.
200. Федотова В.Г. Социологи о российской модернизации // Полис, 2011. №5. С. 179-185.
201. Федотова В.Г. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. М.: ИФ РАН, 2003.182 с.
202. Фейербах. К критике философии Гегеля. Сочинения (в двух томах). / Ин-т философии. М.: Наука, 1995. Т. 1. 502 с.
203. Философия в современном мире. Философия и наука: Критические очерки буржуазной философии / JI.H. Митрохин, Э.Г. Юдин [и др.] М.: Наука, 1972. 432 с.
204. Философы и философия: Жизнь. Судьба. Учение / Б. А. Тормасов [и др.] // Анатомия мудрости / Б. А. Тормасов. М.: Остожье, 1998. 542 с.
205. Филонов П.Н. Декларация Мирового Расцвета. — Жизнь искусства. №20.
206. Фихте И.Г. Сочинения: В двух томах. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. 687 е., Т. 2. 798 с.
207. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
208. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб: Университетская книга, 1997. 576 с.
209. Фуко М. Интеллектуалы и власть / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. 384 с.
210. Фуко М. Надзирать и наказывать (Рождение тюрьмы). М.: AD MARGINEM, 1999. 480 с.
211. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
212. Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Путь в философию. Антология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 145-159.
213. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне М.: Весь мир. 2003. 416 с.
214. Хачатрян A.A. Философия как стремление к мудрости в зеркале философской рефлексии / М-во науки и образования Российской Федерации, Волгоградский гос. ун-т, Каф. теоретической философии. Волгоград: ВолГУ, 2006.216 с.
215. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии. М.: Наука, 1993. №7. С. 165-171.
216. Шелер М. Избранные произведения: М.: Гнозис, 1994. 490 с.
217. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 2. СПб.: Наука, 2000. 480 с.
218. Швырев B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии. М.: Наука, 1985. № 6. С. 45-56.
219. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 301 с.
220. Штофф В.А. О статусе общественных понятий // Общественное понятие и материалистическая диалектика. Проблемы диалектики. Вып. 11. М.: Наука, 1982. С. 22-29.
221. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. 271 с.
222. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: ШПК., 1997. 641 с.
223. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление. Фрагмент статьи «Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности» (1975г.), 2001. Т. 1. № 1. С. 47-54.
224. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. Оригинал. М.: Наследие ММК, 2005. 798 с.
225. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. Кн. II: Понимание и мышление. Смысл и содержание. 7 лекций 1972 г. М.: Вост. лит., 2006. 353 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.