Философские проблемы толерантного сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Умарова, Зара Ясуевна

  • Умарова, Зара Ясуевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 162
Умарова, Зара Ясуевна. Философские проблемы толерантного сознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Махачкала. 2006. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Умарова, Зара Ясуевна

Введение

Глава!. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБЩЕГО, ОСОБЕННОГО И ЕДИНИЧНОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Общее, особенное и единичное в духовной культуре эпохи глобализации

1.2. Соотношения общечеловеческого и национального в духовности этноса как проблема толерантного сознания

Глава 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

2.1. Условия и предпосылки становления толерантного сознания в поликультурной среде

2.2. Критерии толерантности в различных сферах духовности

2.3.Толерантное сознание в диалоге цивилизаций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские проблемы толерантного сознания»

Актуальность темы исследования. Человеческий мир можно представить как противоборство интеграционных и дезинтеграционных процессов. С одной стороны, благодаря развитию и интенсификации самого широкого спектра социальных связей - хозяйственных, политических, культурных и т. д.- возникновению и актуализации новых видов деятельности и коммуникаций человеческий мир приобретает свойства целостности и единства. Все более возрастает роль универсальных человеческих потребностей, факторов обеспечения жизнедеятельности и безопасности народов, которые приобретают глобальный характер. С другой стороны, в результате, в первую очередь, роста национального и индивидуального самосознания происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление и разъединение субъектов общественной жизни. Эта тенденция проявляется в различных формах социальной напряженности и конфликтности.

Для России нет проблемы более актуальной, более болезненной, чем проблема противоречий в духовной жизни и формирования толерантного сознания. Многонациональная страна, в которой более 150 наций и народностей, не сможет жить и развиваться нормально, если невозможно достичь равноправия народов независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта, традиций и обычаев. Эти наши проблемы общи с задачами многих современных государств. Именно в этой связи толерантность, как феномен массового сознания обретает свое предметное содержание в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым, являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. В таком значении толерантность выступает и как культурная норма, и как моральная ценность.

Толерантность принадлежит к основным проблемам, без рассмотрения которых, в сущности, невозможно глубокое понимание человеческого бытия, в том числе его национального и конфессионального измерения. Задача формирования толерантности не может быть решена вне соответствующего видения национальной реальности и нравственно-религиозной ее оценки, так как в современном мире наметился рост фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток по использованию религиозных организаций для служения воинствующему национализму, шовинизму, политизации религиозной жизни. И в этих условиях очень сложно соблюсти баланс между принципами демократии, правами человека, свободы совести, с одной стороны, и сохранением национальной культуры, этнической и религиозной идентичности — с другой.

Актуальность исследования философских проблем толерантного сознания возрастает не только в связи с особенностями развития наций в конце XX в начале XXI века, в том числе, происшедшими в России и других странах СНГ изменениями, резким переходом из одного общественно-политического состояния в другое, осложнившимися межнациональными и межконфессиональными отношениями, переросшими в этноконфессиональ-ные конфликты, провоцирующие вооруженные столкновения на межнациональной почве. В условиях обострения политических и социальных противоречий в России национальное самосознание становится особенно действенным, а его диалектически противоречивые связи с бытием и другими формами общественного сознания запутанными и непредсказуемыми. В частности, в такой форме существования национального самосознания, как национально-государственная идеология концентрируются все пережитки этнического духа, религиозной специфики и культурно-исторических традиций. Характер философской проблемы обретает и тот факт, что развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество.

Степень разработанности проблемы. В социальных теориях и общественно-политической практике последних лет проблема формирования толерантности получила дальнейшее развитие. Хотя в науке ныне она находится в междисциплинарной сфере социальной философии, психологии, этнопсихологии, социологии, конфликтологии и педагогики, но вопросы толерантности поднимались еще у философов Нового времени - Дж. Локка, Вольтера, Спинозы и др. Воспитание людей в духе равного уважения ко всем народам находили отражение в трудах Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н. Лосского, А. Хомякова, И. Бердяева, А. Шестова и др.

Данная проблема находит отражение в работах современных философов, где толерантность рассматривается как общественное явление, принцип мышления и поведения (М.И. Билалов, Т.Г. Грушевицкая, E.H. Дворникова, В.А. Тишков и др.). В.А. Лекторский, М.И. Билалов, P.P. Валитова, Н.М. ЛебедеU ва, О. Хеффе, И. Иовель, И.В. Кеспофонтов, предлагают пути теоретического анализа толерантности.

А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др. связывают толерантность с принятием другого, с проявлением сочувствия и сострадания к другому человеку, с признанием ценности многообразия человеческой культуры. Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Н. Джуринским, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой и др. Вопросы формирования толерантности как научная проблема являются предметом исследования психологов (Н.В. Антонова, Г.У.Солдатова и др.).

Проблему формирования толерантной личности рассматривали с позиции интернационального воспитания Е.Б. Арефьева, K.M. Ханбабаев, И.И. Валеев, Г.Н. Волков, А.Э.Измайлов, З.Т.Гасанов, Н.Ф. Коптерова, З.Г. Нигматова, Г.В. Фурман, А.Г. Здравомыслов, Д.Ю. Бромлей, которые представляют этническую толерантность как настроенность человека на понимание и диалог с другими, как обеспечивающую мирные взаимоотношения этнических общностей. Подчеркивается также, что толерантность есть особая установка человека на изменение собственной позиции по отношению к другому. В современной школе педагогами-практиками используются работы по межнациональному (Б.С. Гершунский, В.П. Комаров, Г.Ф. Хасанова и др.), межличностному (Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Фидотов и др.), межязыковому (В.Ф.Габдулхаков, Ф.Ф.Харисов и др.), межрелигиозному (Г.Р.Балтанова, Л.И. Климович, Р.А.Набиев, Л.А.Харисова и др.) взаимодействию субъектов толерантного сознания, в которых они предстают как регулятор межличностной и межгрупповой коммуникации.

Нормативно-правовая база формирования толерантности заложена в ряде международных и российских документов.

Вместе с тем не выявлено место толерантного сознания в структуре общественного сознания, не показана роль в нем диалектически противоречивого соотношения общего, особенного и единичного, общечеловеческого и национального. Данная диссертация призвана восполнить также пробел в исследовании и выдвижении гипотетических рабочих понятий межкультурного и межэтнического толерантного сознания.

Объект исследования - природа и содержание толерантности в современной общественной жизни.

Предмет исследования - философский анализ толерантного сознания как социокультурного, диалектически меняющегося феномена в исторически преходящих и конкретных социальных системах, его социальные и индивидуально-личностные характеристики, возможности ее формирования и степень влияния на массовое сознание.

Цели и задачи исследования Основной целью данного исследования является философский анализ толерантного сознания для определения его сущности, предпосылок и условий возникновения, уточнения противоречивого функционирования как целостности общего, особенного и единичного на основе критического осмысления противоречий духовной жизни.

Потребность в исследовании данного круга проблем диссертационной работы в значительной степени диктуется остротой противоречий в духовной жизни, обнаруживающихся на этапе перехода от тоталитарной системы к новым формам демократической жизни. В связи с этим встает задача глубокого и всестороннего анализа социального содержания и причин возникновения новых противоречий. Важнейшей задачей, также вытекающей из поставленной цели, является рассмотрение толерантного сознания в теории и практике межнационального отношения. Таким образом, цель диссертационного исследования конкретизируется в следующих задачах:

•выделить и описать категории, способствующие адекватному выражению динамики толерантного сознания в современном общественном развитии;

•представить содержание толерантного сознания в аспекте социокультурной нормы и политической стратегии и сформулировать понятие толерантного сознания на основании исторически преходящих способов регуляции общественной и индивидуальной жизнедеятельности;

•определить социокультурное содержание толерантного сознания в исторически преходящих и конкретных социальных системах;

•методологически связать установку терпимости с социальной и индивидуальной мотивацией гражданского мира и согласия в Чеченской Республике;

•проанализировать и обобщить концептуальный опыт репрезентации толерантного сознания в условиях Чеченской Республики;

•выработать рекомендации по внедрению в массовое сознание позитивных установок толерантного сознания.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный анализ, предполагающий рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, состоящего из различных сфер и уровней. В качестве общеметодологического принципа настоящей работы можно так же определить вариантность, так как в процессе научного исследования осуществляется анализ, позволяющий произвести выбор.

Методологической ориентацией автора является социальная диалектика, как часть научно - теоретической диалектики в ее современном прочтении. В диссертации автор использует и классические принципы диалектики (диалектика единичного, особенного и общего, противоречивость развития и т.д.). Основой работы явились также общефилософские методы анализа, конкретизации и обобщения и традиционные способы диалектического размышления

Научная новизна исследования:

- осуществлена дальнейшая конкретизация влияния социально - экономических и идейно - политических противоречий на сущность толерантности как предпосылок ее становления в эпоху глобализации;

- выделен ценностный аспект толерантного сознания на примерах духовных противоречий современного российского общества;

-выявлена специфика процесса взаимопонимания и взаимопроникновения двух культур - западной и восточной, их взаимодействие в процессах духовной жизни и социальной мысли в Чечне на рубеже веков;

- установлены особенности толерантности и ее критерии в различных сферах духовности;

-в качестве рабочих гипотез предложены понятия этнического толерантного сознания и межэтнической толерантности, показано их соотношение как общее и особенное толерантного сознания;

-показана роль межэтнической толерантности в укреплении интернационального единства, в недопущении национализма, субъективных и искусственных межнациональных противоречий;

-сформулированы практические рекомендации для образовательных учреждений и средств массовой информации, могущие способствовать духовно-нравственному обновлению общества, удовлетворению всеобщих и предельно конкретных неотложных интересов, присущих человеку.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Современное духовное бытие личности обретает характер глобальной проблемы, в котором востребован высокий уровень толерантного сознания.

2. Философским содержанием толерантного сознания предстает способность человека целостно понимать и принимать многообразие связей мира, культур, идеологий и убеждений, являющихся в совокупности сознанием субъекта о познаваемом объекте.

3. Основными критериями формирования толерантного сознания являются осознание равноправия, взаимоуважения и доброжелательности людей в обществе на основе сохранения и развития культурной самобытности и традиций, свободы вероисповедания.

4. Важнейшим условием этнической толерантности является воспитание культуры общения между поколениями, российского патриотизма и гражданственности, дружбы народов и веротерпимости.

5. В эпоху глобализации толерантное сознание трансформируется из рядового элемента культуры как системы в ее ядро и социальный идеал.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация должна способствовать развитию теоретической и практической базы социальной философии, открывая новые перспективы исследования толерантного сознания в качестве одной из актуальных ее проблем.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских лекций и спецкурсов по социальной философии, этике, религиоведению, политологии, социологии и культурологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии Дагестанского государственного университета и получила положительную оценку.

Основные положения диссертационной работы апробированы также в различных вузовских, региональных и всесоюзных научно-теоретических конференциях. По теме диссертации опубликовано 10 статей, докладов и научных тезисов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Умарова, Зара Ясуевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление термина "толерантность" имеет глубокие социальные основания, отвечающие тем преобразованиям базисных смыслов универсалий г культуры, которые привели к соответствующим изменениям, трансформации не только образа человеческого мира, но и проецируемых им типов личности, их отношения к действительности, их ценностных ориентаций, возникновения нового типа мировоззрения, которое могло бы обеспечить трансляцию опыта и переход к новым формам социальной жизни. В целом, в значениях понятия толерантность выражено отношение к действиям, которые благоприятствуют разного рода человеческим контактам, помогают достичь опре-о деленных целей. Развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество.

Необходимо заметить, что конструирующая концепция в последнее время начинает поддерживаться и в нашей отечественной науке о духовной культуре. И это очень хороший признак, показывающий возможность глубинного выздоровления и ренессанса всей жизни в перспективе. Вместе с тем наше общество, в котором произошло принудительное упрощение культуры и человеческой личности, долгое время приучалось к тому, что мир устроен г просто, что всегда существует простой рецепт решения любой проблемы. Это привело к тому, что возникли сложные вопросы в межнациональных отношениях. В многонациональном государстве одна из главных задач "снять" существующие противоречия в духовной жизни общества, так как эти противоречия могут перерасти в межнациональные розни, межэтнические конфликты.

Национальное толерантное сознание - форма выражения соборной культуры субъекта, духовного самоопределения нации как над органической индивидуальностью. Оно, с нашей точки зрения, возникает и функционирует в качестве особого сверхэтического духовного формообразования, в котором обнаруживается социально-психологическая природа исторического процесса ("социальное сращение" индивидуальных душ, "дух народа", "национальный характер"), и представляет собой модификацию политической воли национальной элиты, мобилизирующей массы путем возобновления и модернизации духовной традиции, социально полезных иллюзий, систематизированных в рамках национально-государственной идеологии.

Российская духовная культура гармонически должна сочетать в себе общегосударственное, общенациональное содержание, пронизывающее все социальные подсистемы страны как стержень, как ядро, и многообразие региональных, этнических, местных вариантов ее содержания, т.е. необходимо достичь содержания общегосударственных, общенародных ценностных ори-ентаций с ценностными ориентациями, специфическими для отрасли, региона, предприятия и т.д. При этом новая общегосударственная система ценностей, т.е. миссия российского общества, его философия и идеология должна быть определяющей для всех субкультур России на основе толерантного сознания. Потребность в таком целевом стратегическом ориентире, который и выразил бы российскую "национальную" идею, очевидна, но пока все попытки осуществить его разработку не стали общезначимыми. Кроме того, в отличие от мононациональных культур Запада и Востока, российская культура должна быть интернациональной, так как в России живут около 150 национальностей. Нужно учитывать трезвый, непредвзятый анализ богатейшего и многозначного опыта интернационального воспитания прошлого и его результатов. При всем этом следует исходить из того, что уровень культуры межнационального общения в целом представляет собой единство общечеловеческого и национального, своеобразие которого проявляется в каждой нации. Задача формирования у молодежи толерантного сознания является одной из ключевых. Необходимо перейти к толерантному типу социальных отношений. Только толерантное сознание может сформировать новый взгляд на историю, культуру, г-религию, народные обычаи и традиции.

Современный человек, обладая по истине сверхчеловеческой силой, к сожалению, отнюдь не поднялся еще до уровня подлинно человеческого разума и нравственности. Его материальные потребности, его желания постоянно растут и в сущности постоянно удовлетворяются, а духовно он все еще, что называется, не "на высоте"; духовно он зачастую становится беднее, эгоистичнее, отчужденнее, т.е. "бесчеловечнее".

Целью современного человека, как справедливо отмечает Э. Фромм, является обладание. Человек убежден, что значит в обществе больше, если больше имеет. Поэтому он всех считает конкурентами, завидует тем, кто больше имеет, боится тех, кто имеет меньше.

Если человечество хочет выжить, оно должно думать о будущем, должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общецивилизационные, общечеловеческие ценности. Собственное счастье человек должен видеть не в том, чтобы обладать многим, а чтобы быть многим. Он должен стремиться не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними.

Если главной потребностью людей является мир и согласие, то именно толерантность становится их фактором. Применительно к современной ситуации человеческий мир можно представить как противоборство интеграционных и дезинтеграционных процессов. С одной стороны, благодаря развитию и интенсификации самого широкого спектра социальных связей - хозяйственных, политических, культурных и т. д.- возникновению и актуализация новых видов деятельности и коммуникаций человеческий мир приобретает свойства целостности и единства. Возрастает осознание универсальных человеческих потребностей и проблем обеспечения жизнедеятельности, общности исторических судеб и безопасности народов, в ходе, которого современный человеческий мир приобретает глобальный характер. С другой стороны, под воздействием роста национального и индивидуального самосознания и их освобождения происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление и разъединение субъектов общественной жизни. Эта тенденция проявляется в различных формах социальной напряженности и конфликтности.

Свое предметное выражение толерантность как феномен массового сознания обретает в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. Именно в таком значении толерантность выступает как культурная норма и моральная ценность. Укрепление духовной общности народов России приведет к осознанию необходимости целостности России.

Сегодня жизнь диктует российскому обществу найти связывающую нить между народами, населяющими Россию. Этой нитью является защита национальных интересов и ценностей, равноправие религий, межэтническая интеграция.

Сегодня духовная культура вайнахов переживает один из труднейших периодов своей истории. И в сложившихся условиях необходимо тесное единение всех здоровых сил общества. Чеченская нация уникальна, неповторима, как уникален, неповторим любой другой народ, и культура вайнахов уникальна, бесценна, самобытна так же, как культуры других народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Умарова, Зара Ясуевна, 2006 год

1. Абдуллатипов Р.Г. Сущность нации и этноса: ответ сторонникам безна-циональности. М., Славянский диалог, 1999.

2. Авшалумова Л.Х. Межконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений // Конф.: Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. -Махачкала-Пятигорск, 2000.

3. Авшалумова Л.Х. Религия и духовная культура. Махачкала, 2000.

4. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. М., 1996.

5. Айдаев Ю.А., Цураев Х.М. Чеченские народные пословицы. Грозный, 1976.

6. Акаев В.Х. Место суфизма в исламе // Изв. вузов Сев. Кавказа. Регион, общ. науки. 2000. - № 1.

7. Алексеев В.И. Воспоминание. В. кн.: Летописи. М.* Изд. Гос. музея 1948.

8. Алексеев Т.А. Капустин Б.Г. Пантин И.К. "Национальная идеология" Иллюзия или непонятная потребность? // Октябрь. 1997. - № 1.

9. Александров А.Д. Философия как осмысление совести. Размышление о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990.

10. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур. Тверь, 2002.

11. Александрова Л.И. Проблемы формирования самосознания: эволюцион-но-исторический аспект: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук.-Минск, 1986.

12. Алиев А.К. Роль народных традиций в формировании личности. Махачкала, 1969.14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.