Музыкальный аспект культовой практики ислама: на примере джума-намаза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Шаяхметова, Альфия Камельевна

  • Шаяхметова, Альфия Камельевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 198
Шаяхметова, Альфия Камельевна. Музыкальный аспект культовой практики ислама: на примере джума-намаза: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Красноярск. 2012. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шаяхметова, Альфия Камельевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СЛОВО В ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ

§ 1. Проблема интонирования Корана в мусульманских философско-

эстетических трактатах

§ 2. Стили интонирования Корана

§ 3. Интонирование Корана как музыковедческая проблема

§4. К вопросу о каноне в исламской традиции

Глава II. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ДЖУМА-НАМАЗА: ОПЫТ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

§ 1. Композиция джума-намаза

§ 2. Ладовая организация музыкального материала песнопений джума-намаза

2.1. Звукорядный аспект

2.2. Функциональный аспект

2.3. Принцип формульности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальный аспект культовой практики ислама: на примере джума-намаза»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Изучение музыки в контексте религиозных традиций является одним из весьма востребованных направлений в современном музыкознании. Однако разные традиции получают научное осмысление в той или иной мере. В частности, в отечественной музыкальной науке мусульманская традиция разработана в меньшей степени, нежели традиция христианская.

В известной мере это обусловлено догматическими особенностями ислама, отношение которого к музыке весьма противоречиво. С одной стороны, считается, что музыка оказывает пагубное влияние на души верующих и на духовное состояние мусульманского социума в целом. С другой стороны, во многих трактатах мусульманских мыслителей музыка ассоциируется с божественным началом. При этом речь идет, как правило, либо о музыке внекультовой (инструментальной, вокально-инструментальной), либо о музыке как о научно-теоретической системе.

В данной диссертации предпринята попытка системного изучения музыки в контексте исламского религиозно-художественного канона на материале основного мусульманского богослужения, а именно джума-намаза1. Это необходимо постольку, поскольку культовый пласт наряду с народнопесенным, образует основу основ любой национальной культуры. В данном случае речь идет о культуре мусульман России. Между тем, целый ряд вопросов, связанных с изучением культовой музыки в современной исламской культуре российского региона, еще далеки от разрешения.

Степень изученности

В отечественном музыковедении интерес к проблематике духовной культуры ислама резко оживляется в 80-е годы XX века и продолжает стремительно нарастать в начале XXI века, о чем говорит появление множества специальных исследований, объектом которых является собственно религиозный, культовый пласт музыки.

1 Джума-намаз (араб, салат аль-джума: соборная молитва) - пятничная послеполуденная соборная молитва мусульман).

В научной литературе, где речь идет о способах интонирования Корана - священной книги мусульман, доминируют два подхода к рассмотрению проблемы «музыка и ислам». С точки зрения сторонников ортодоксального ислама - Слово Корана может только произноситься, и ни о какой музыке речи быть не может (Ш.Р. Аляутдинов, Э.Р. Кулиев). С другой точки зрения (к ней склоняется немало ученых, например, З.А. Имамутдинова, Г.Р. Сайфуллина, А.Г. Софийская, В.Н. Юнусова и др.), текст Корана вокализируется, хотя сам способ вокализации весьма специфичен, даже в сравнении с аналогичными монодическими певческими традициями (в частности - с традицией христианской, где звучит именно мелодия, хотя наряду с ней имеют место и псалмодия, и напевное чтение).

Своеобразие музыкального интонирования коранических текстов обычно определяют такими понятиями, как «мелодекламация», «напевное чтение». Представляется, однако, что эти понятия не в полной мере отражают суть музыкального начала в религиозной практике ислама.

Кроме того, в музыковедческих исследованиях собственно музыкальный материал, как правило, представлен фрагментарно. При этом акцентируются некоторые отдельные аспекты - такие, например, как описание структуры богослужений и молитвенных вербальных текстов, преобладание речитативного интонирования, влияние таджвида2; особенности ансамблевого исполнения; жанровая специфика праздничных напевов в аспекте структуры поэтического текста и в аспекте зрения особенностей его интонационного воплощения (см. об этом: [148, с. 21]); культовая музыка в предельно широком контексте музыкально-культурной традиции ислама -MKT (термин В.Юнусовой). Под аббревиатурой MKT подразумевается, среди прочего, и интонирование Корана, характеризуемое определенным набором музыкальных элементов, и таджвид в его региональных разновидностях, и песенный фольклор [184]. Проблема интонирования

2 Таджвид - искусство чтения Корана. Выделяются три разновидности таджвида -медленная, умеренная, быстрая.

Корана рассматривается также как в глобальном, так и в региональном, этническом (Татарстан, Башкортостан) ее аспектах, однако преимущественно с эстетической точки зрения. В результате делается заключение о том, что «богатство возможностей, открываемых искусством интонирования (вне деления на светское и религиозное), позволило развиваться искусству речитации Корана ...; среди результатов такого развития - формирование различных (этнорегиональных и других) школ речитации» [141, с. 176]. Интонирование Корана рассматривается как материал для изучения песенного фольклора, в частности, речь идет о башкирской региональной школе коранического чтения. Такой подход подводит к заключению, что «стилистика народной музыки проникает в сферу коранического речитирования у рядовых верующих, не обучавшихся искусству таджвида» [72, с. 13].

Таким образом, можно утверждать, что музыкальный компонент в культовой традиции ортодоксального ислама уже стал предметом многих музыковедческих исследований. При этом, однако, заметны дефицит и фрагментарность нотированного музыкального материала. Между тем, очевидно, что без опоры на обширный музыкальный материал составить целостное научно обоснованное представление о специфике музыкального начала в исламском богослужении невозможно.

Постановка проблемы

В центре настоящего исследования находится сама «материя» музыкального компонента исламского богослужения, представленного тремя российскими региональными версиями. Только на основе ее детального анализа представляется возможным осмысление роли музыки в исламском богослужении, ее особенностей, обусловленных культовым ее предназначением.

В любой монотеистической религиозной традиции первостепенное место принадлежит Слову. Слову, особенно интонируемому (пропеваемому в храме) Слову, во многих богословских, философских исламских трактатах

посвящены целые разделы. Идея об исключительной значимости Слова пронизывает всю мусульманскую культуру. Этим объясняется необходимость предпринятой в данной диссертации систематизации различных взглядов на проблему «Слово и музыка» в Коране - взглядов, изложенных в целом ряде научных текстов арабского Средневековья. Предпочтение в диссертации отдается тем из них, которые еще не попали в поле зрения музыковедов.

Априори можно полагать, что значение музыкального начала, по сравнению с текстом словесным, второстепенно. Тем не менее, изучать то и другое по отдельности не имеет смысла, так как музыка в исламской богослужебной традиции (как и в любой другой религиозной традиции) неотделима от слова. Разумеется, это - слово арабского языка, на котором звучит основная часть богослужебных текстов (значительно меньшую часть составляют тексты на местных языках). Следовательно, изучение музыкального компонента в мусульманском богослужении предполагает фиксацию тех интонационных особенностей арабского языка, которые оказали наибольшее влияние на музыкальное интонирование богослужебных текстов3 и которыми как бы программируется интонационный строй песнопений.

Тем самым задается определенный ракурс изучения уникальных особенностей музыкального начала в мусульманском богослужении, обусловленных, с одной стороны, догматикой, этикой и эстетикой ислама, с учетом регионального варьирования некоего универсального архетипа, с другой стороны - музыкальностью арабского языка. Первое предполагает, в свою очередь, сравнительное изучение различных региональных версий богослужения одного и того же типа, сложившихся в религиозной практике

3 Следует сразу оговорить, что автор данной работы арабским языком владеет лишь в определенной мере и потому вынужден ссылаться на работы, где специально рассматриваются те фонетические особенности арабского языка, которые соприкасаются с музыкальным интонированием религиозных текстов. В нотациях, сделанных автором этой работы, дается подтекстовка на арабском языке в татарской транскрипции и русский подстрочный перевод.

мусульман России, а именно - казанской (она выступает в качестве образца-архетипа), московской и красноярской.

Таким образом, складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, признается как факт, что в мечети звучит музыка, а не чтение; с другой стороны, еще далеко не ясно, в чем состоит своеобразие этой музыки как компонента мусульманского ортодоксального ритуала. Если культовая музыка христианской традиции с этой точки зрения в основном изучена, то специфика музыки в исламском культе далеко еще не ясна. Исходя из этого, проблема данного исследования формулируется как проблема преодоления фрагментарности доказательной базы той концепции ритуальной музыки ислама, очертания которой уже проступают в специальных исследованиях последнего времени.

Предполагается, что к ее решению ведут два пути в их сочетании: первый путь - интратекстуальный: детальный анализ всего музыкального материала основного богослужения мусульман - джума-намаза; второй -контекстуальный: осмысление проанализированного материала в рамках художественно-религиозного канона этого богослужения, а также - в контексте своеобразия культуры мусульманского мира. Цель работы состоит в создании рабочей модели музыкального ряда канона, сложившегося в культовой практике мусульман России, на примере джума-намаза. Искомая модель выстраивается на основе комплекса религиозных, философско-эстетических, лингвистических, собственно музыкальных элементов канона, обусловивших интонационное своеобразие музыки в качестве неотъемлемой части основного храмового богослужения мусульман.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- аудиозапись и нотирование музыкального ряда джума-намаза4;

- соотнесение музыкального и словесного рядов с драматургией и

композицией богослужения;

4 В известных нам публикациях музыкальный материал представлен фрагментарно -несколькими йотированными сурами. Мы рассматриваем музыкальный материал джума-намаза в целом.

- сравнительный анализ музыкального материала трех региональных версий;

- выявление закономерностей организации музыкального материала пятничной службы в таких его основных аспектах, как: формообразующий (композиционный и процессуальный планы формообразования) (§ 1 главы II); ладозвукорядный (п.п. 2.1 и 2.2 § 2 главы И); интонационный (мелодико-формульный) (2.3 § 2 главы II);

- рассмотрение музыкального компонента в контексте богослужения как единого целого.

Объектом исследования является музыка как атрибут джума-намаза, предметом - музыкальный канон джума-намаза.

Материалом исследования выступают впервые котированные автором данной работы все песнопения (в полном их объеме) джума-намаза в нескольких региональных его версиях (казанская, красноярская, московская). Йотированы аудиозаписи, также осуществленные автором данного исследования в мечетях разных городов России.

В качестве образцовой на территории России рассматривается казанская версия: она была записана в главной для мусульман России мечети «Кул Шариф»5 города Казани6. Исследуются также две другие -

5 Кул Шариф - центр религиозного просвещения мусульман России. Легендарная мечеть, расположенная в западной части казанского Кремля. Во главе мечети стоял имам Кул Шариф (потомок Мухаммада). Данная мечеть была одной из самых почитаемых в ханской Казани. В день 2 октября 1552 года имам Кул Шариф был вместе со своим народом, героически защищал мечеть от нападения. Предания татарского народа окружили мечеть ореолом легендарной славы: рассказывали, что она поражала всех не только своим великолепным изяществом и красотой, но и размерами. В начале XXI века мечеть была восстановлена (1995 - 2003).

6 Казань, основанная в 1003 году, испокон веков считалась политическим, культурным и торговым центром татарского народа. Именно в Казани складываются основы религиозного сознания татарского народа. Ислам стал особой формой выживания культуры, а мечеть - важным институтом объединения татарского мира, так как мечеть есть одновременно государственная, этническая и религиозная община единоверцев. Принятие Ислама татарами булгарского ханства в 922 г. стало важной вехой в развитии культуры татарского народа. После взятия Казани в 1552 г. исламский стержень татарской истории и татарской культуры сохранился, прежде всего благодаря скрепляющей силе религии.

Казань как "главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу" (А.Герцен) играла в духовном развитии народов Волго-Камья и Востока России в целом роль форпоста европейского просвещения и очага древней восточной культуры одновременно. Казанский университет обрел роль уникального центра культурно-просветительской и общественно-политической жизни народов Востока России. Востоковеды

красноярская, записанная в соборной мечети Красноярска, и московская, зафиксированная в соборной мечети столицы России.

Исторически центром ислама в России является Казань. В Москве сравнительно недавно был создан Российский исламский университет (РИУ), который уже признан как одно из ведущих высших профессиональных исламских учебных заведений Российской Федерации7.

И в Казани, и в Москве (также и в Уфе) для проведения службы практикуется приглашение религиозных деятелей из Турции, Ирана, арабских стран. Это характеризует казанскую и московскую версии джума-намаза как соответствующие общепринятому в исламском мире канону.

Своеобразие красноярской версии, при соответствии ее тому же канону, определяется полиэтническим составом священнослужителей и прихожан (татары, арабы, узбеки, таджики). Немаловажно и то, что возобновление исламской богослужебной практики у мусульман Восточной Сибири (а именно Красноярского края) - процесс сравнительно непродолжительный, «молодой», причем ориентированный на традиции татар-мусульман и, прежде всего, на культовую практику Казани и/или Москвы. В этой связи вряд ли правомерно предполагать наличие значительного, ярко выраженного локального акцента в музыкальном материале богослужений, осуществляемых в мечетях Сибирских регионов и

Красноярска в частности. Мы отдали предпочтение материалу, записанному

£

в мечети Красноярска , потому, что богослужебная практика здесь началась

этого учреждения внесли большой вклад в изучение восточных областей России. Значительное внимание уделяется личностному фактору в истории востоковедения, позволяющему обратиться к ярким фи1урам А.Казем-Бека, И.Хальфина, О.Ковалевского, Ш.Марджани, Н.Катанова и других корифеев ориенталистики разных национальностей, составивших целую эпоху отечественной науки.

7 Университет был основан в 1998 году. Учредителями являются Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Совет муфтиев России и Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана. Задачей РИУ является подготовка специалистов в области исламских наук, высококвалифицированных мусульманских священнослужителей, обладающих в то же время высокой степенью общей образованности по светским дисциплинам.

8 В Красноярске первые поселения мусульман (разных национальностей, не только татар) появились в первой половине XIX века. На современном этапе в Красноярске создано единое духовное управление мусульман Красноярского края. Самой северной мечетью России является

сравнительно недавно9. Таким образом, красноярскую версию джума-намаза можно считать весьма «молодой». Тем более интересно сравнить ее с версиями «классическими», имеющими длительную историю.

За рамками диссертации остается материал, относящийся к богослужению в других странах мусульманского мира. В интернет-ресурсах представлены аудиозаписи вокализации как отдельных сур10, так и текста Корана11 в целом, а также отдельных разделов пятничной службы (варианты «Дуа», «Азан»), однако запись джума-намаза в целостном виде отсутствует.

Методология исследования, сочетающая типологический, системный, сравнительный, синхронический методы, опирается на научные традиции отечественного историко-теоретического музыкознания, востоковедения, исламоведения, богословия, культурологии.

Направленность диссертационного исследования определяется ключевым для него исходным положением, согласно которому музыка есть неотъемлемая часть как мусульманского богослужения, так и культуры мусульманского мира в целом. В исследовании религиозного искусства (шире - традиционной культуры в целом) особое методологическое значение априори приобретает понятие «канон». Последнее в данной работе трактуется в соответствии с концепциями А.Ф. Лосева [95, 96, 97], Ю.М. Лотмана [98, 99], П.А. Флоренского [159], В.В. Бычкова [28, 29], Ю.Н. Плахова [127]. Основные слагаемые музыкального канона мусульманского богослужения представлены как в теоретическом (см. главу I, § 4 «Понятие канона в исламской традиции»), так и в практическом (музыкально-аналитическом) (см. главу И) его аспектах.

Норильская мечеть. На территории нашего края действуют также мечети в Лесосибирске и в Назарово.

9 Первый камень красноярской соборной мечети был заложен в 1995 году. Ее открытие состоялось в 2000 году.

10 Сура — арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 — в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286.

11 www.umma.ru,www.musulmanin.com,www.audio.islamindex.ru и так далее.

При рассмотрении мусульманского культа в контексте эстетики ислама привлекаются работы религиозно-философской направленности. В частности, это трактаты Фараби [8, 9], Араби [52, 65, 146], Газали [6], Хайама [163], Кинди [68], Ибн-Сина [66, 88], где проблема звучащего сакрального слова предстает как философско-эстетическая проблема, причем акцентируется то особое значение, которое придается фактору слухового восприятия в арабской культуре (см. главу I, § 1 «Проблема интонирования Корана в мусульманских философско-эстетических трактатах»).

Анализируемый в диссертации музыкальный материал представляет собой собрание образцов монодического пения, базирующегося на модальной ладовой основе. Этим вызвана необходимость обращения к теории монодии и теории модальности в их взаимосвязи. Принадлежностью культового пения в мечети к музыкальной культуре Востока и, в частности, типологическим родством монодии вокальной, храмовой и монодии внехрамовой - инструментальной, вокальной, вокально-инструментальной -объясняется привлечение в данной диссертации работ по теории восточной монодии. Феномен восточной монодии трактуется в русле концепции С.П. Галицкой [43], где на первый план выдвигаются аспекты лада, ритма и формы.

В вопросах, связанных с общей теорией монодии, и, в частности, в вопросах анализа ладовых и композиционных закономерностей монодии, автор диссертации ориентируется на теоретические концепции Е.Э. Алексеева [4], Б.В. Асафьева [17], Т.С. Бершадской [21], JI.B. Бражник [24], Т.Ф. Владышевской [35], С.П. Галицкой [43], В.В. Задерацкого [61], Ю.Г. Кона [85], Е.В. Назайкинского [117, 118], М.Н. Нигмедзянова [122], В.В. Медушевского [107, 108, 109], O.A. Пашиной [119], Ю.Н. Холопова [161, 162].

Большое значение придается также исследованиям отечественных музыковедов-востоковедов, содержащим ценную информацию о культовой форме музыки в исламе. Это работы Т.М. Джани-Заде [51, 52, 53], И.Р. Еолян

[56], З.А. Имамутдиновой [69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76], Г.Р. Сайфуллиной [141, 142], А.Г. Софийской [147, 148], Г.Б. Шамилли [166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174], Н.Г. Шахназаровой [176], В.Н. Юнусовой [185, 186, 187], а также зарубежных ученых - К. Нельсон [195, 196], X. Тумы [153], X. Фармера [191, 192], J1. Фаруки [188, 189, 189]. Специфика интонирования религиозных текстов на основе правил таджвида характеризуется в данной работе с опорой на данные исследования JI. Фаруки, Г.Р. Сайфуллиной, А.Г. Софийской.

Актуальная для данной диссертации научная информация по проблематике макамного искусства в профессиональной традиционной музыке почерпнута из зарубежных исследований У.А. Гаджибекова [38], К. Нельсон [195, 196], 3. Идельсона [194], Х.Х. Тумы, Ф.Х. Аммара [13], а также из работ отечественных ученых - С.П. Галицкой, Т.М. Джани-Заде, Ф.М. Кароматова [84], A.A. Сайгуна [138] (об этом речь подробно идет в § 2 главы II).

Научные данные об интересующих нас лингвистических особенностях арабского текста Корана заимствованы из работ таких востоковедов-филологов, как И.Ю. Крачковский [89, 90], А.Г. Аганина [2], а также современного мусульманского богослова Ш.Р. Аляутдинова [10, 11].

Существенным для данной работы является подход к изучению форм интонирования Корана с точки зрения орфоэпии - подход, предложенный филологом Г.Р. Аганиной. Суть его заключается в том, что интонирование Корана определяется как «принцип, первоначально заложенный при ниспослании откровения» [2, с. 7].

Следует оговорить, что основные для данной работы идеи, тезисы, наблюдения, почерпнутые в различных научных источниках, обобщаются в отдельных разделах диссертации (§§3,4 главы I).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Во-первых, впервые в научный оборот вводятся котированные песнопения джума-намаза в полном их объеме.

Во-вторых, исследуемый музыкальный материал впервые становится объектом детального анализа. При этом особое значение придается сравнению нескольких региональных версий одного и того же богослужения.

В-третьих, музыкальный компонент рассматривается в многослойном -музыковедческом, религиоведческом, регионоведческом, философско-культурологическом - контексте.

В-четвертых, сформирована научно-теоретическая модель музыкального ряда джума-намаза, вобравшая в себя типичные, наиболее существенные признаки и свойства исследуемого музыкального материала. Эта модель, в свою очередь, соотнесена с каноном мусульманского богослужения. Попытка моделирования комплекса основных музыкально-выразительных средств, обусловленных строением и смыслом молитвенных текстов, входящих в джума-намаз, также предпринята впервые.

Практическая значимость

Результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по истории и теории музыкальной культуры средневекового Востока, культовой музыки современного мира.

Йотированный материал может служить как в качестве хрестоматии для специалистов, изучающих музыку мусульманского мира, так и в качестве пособия для верующих, знакомых с музыкальной грамотой, но не владеющих знанием арабского языка.

Результаты данной работы открывают перспективу дальнейшего изучения музыкального начала в джума-намазе на материале других российских региональных версий этого богослужения, а также - на материале версий, сложившихся в арабском и других регионах мусульманской религии.

Основные положения работы раскрыты в ряде публикаций, а также докладов, которые обсуждались на научно-практических конференциях различного ранга (их список прилагается к автореферату).

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и трех Приложений. В Приложении №1 помещены все котированные песнопения исследованного богослужения в трех региональных версиях; в Приложении № 2 - музыкально-демонстрационный материал, имеющий отношение к главе II; в приложении №3 содержится информация об истории арабского языка.

I глава - историко-теоретического содержания - состоит из четырех параграфов; вторая - аналитико-теоретическая - из трех параграфов.

В главе I - «Слово в исламской традиции» - представлены взгляды мыслителей арабского мира и современных музыковедов на музыку, слово и кораническое Слово. Ортодоксальная музыка ислама сугубо вокальна, ее интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, она предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. Поэтому в центре содержания § 1 «Проблема интонирования Корана в мусульманских философско-эстетических трактатах» - находится вопрос Слова. Здесь звучащее Слово представлено как феномен мусульманской культуры.

В центре § 2 - «Стили интонирования Корана» - история становления стилей чтения Корана, определивших традицию интонирования священных текстов в мусульманском мире, и сопоставление этих стилей.

В § 3 - «Интонирование Корана как музыковедческая проблема» -представлена картина взглядов на проблему интонирования Корана с научной точки зрения, прежде всего - с точки зрения этномузыкознания и востоковедения.

В § 4 - «К вопросу о каноне в исламской традиции» - обсуждается понятие канона в широком смысле - канон как особый тип целостной художественно-стилевой системы, и в узком смысле - как художественный метод со своим специфическим музыкально-ритуальным кодом.

В главе II - «Музыкальный текст джума-намаза: опыт теоретического осмысления» - содержится анализ музыкального материала, осуществляемого в нескольких направлениях. На основе анализа выводится ряд закономерностей его организации, указывающих на наличие сложной, тонко градуированной системы музыкального интонирования молитвенных текстов. Особое внимание уделяется исследованию механизма претворения в мелодике песнопений тех музыкальных потенций, которые заложены в словесном тексте мусульманского богослужения.

Строение данной главы продиктовано дедуктивной логикой анализа, ведущей от уровня музыкального целого к уровню элементарных звуковых структур.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шаяхметова, Альфия Камельевна, 2012 год

Литература

1. Авиценна. Книга знания: Избранные философские произведения. - М.: Восточная литература, 1999. -245 с.

2. Аганина Г.Р. Орфоэпия речитации Корана: автореф. дис. ... канд. филологических наук. - М., 2006. - 25 с.

3. Азаренко С.А. Ислам // Современный словарь. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск; 1998. - С. 367-368.

4. Алексеев Э.А. Якутские народные песни в свете теории мелодических ладов // Эл.ресурс: [http://eduard.alekseyev.org].

5. Алексеев Э.А. Нотная запись народной музыки: Теория и практика» -М.: Советский композитор, 1990. - 168 с.

6. Аль-Газали A.A. Эликсир счастья. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 326 с.

7. Альмеева Н. Татарский фольклор: традиционное интонирование на фоне смены музыкальных формаций // Harmony. Международный музыкальный культурологический журнал // Эл.ресурс: [http://harmony.musigi-dunya.az/RUS/].

8. Аль-Фараби. Историческо-философские трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1985.-624 с.

9. Аль-Фараби. Слово о классификации наук // Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1970. - С. 107-158.

10. Аляутдинов И. Таджвид. Правила чтения Корана. - СПб: Диля, 2008. -197 с.

11. Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству / Под ред. М. Заргишева. -М.: Фонд «Мир образования», 2005. - 298 с.

12. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль Средневековья (XIII- сер. XVI вв.). - Кн.1. - Казань: ИЯЛИ, 1993. -124с.; Кн.2. - Казань: ИЯЛИ, 1993. - 111 с.

13. Аммар Ф.Х. Ладовые принципы арабской народной музыки. - М.: Советский композитор, 1984. - 181 с.

14. Антология гуманной педагогики Руми. - М.: Амонашвили, 2000. - 221 с.

15. Арабская музыка // Музыкальный словарь Гроува. - М., 2001. - С. 47.

16. Арапов Д.Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи // Вопросы истории. - М., 2005. - №4. - С. 132-137.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. -376 с.

18. Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Коран и коранистика // История религии / под. ред. Яблокова И.Н. В 2т. - М., 2002. - Т. 2. - С. 520-530.

19. Багауддин М. Намаз: 2-е изд. - М.: Бадр, 1999. - 51 с.

20. Батунский М.А. Россия и Ислам. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - Т. 1.

- 193 с.

21. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. - СПб.: Композитор, 2003. - 268 с.

22. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. - М.: Музыка, 1970.-336 с.

23. Ближний и Средний Восток // Музыкальная эстетика стран Востока : [сб.] / под общ. ред., В.П. Шестакова. -М.: Музыка, 1967. - С. 245-332.

24. Брагинский В.И. Хамза Фансури. - М.: Восточная литература РАН, 1988.-343 с.

25. Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах на примере тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья.

- Казань: Казан, гос. консерватория, 2002. - 283 с.

26. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. - Л.: Музыка, 1984.

- 302 с.

27. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV-XVIII вв. / Институт истории искусств Министерства культуры СССР. - Л.: Музыка, 1972. - 197 с.

28. Бычков В.В. Эстетика. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 300 с.

29. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. -Т.2. Славянский мир. Русь. Россия. - М., СПб., Университетская книга, 1999.-527 с.

30. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М.: Искусство,

1987.-288 с.

31. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусской архитектуре. — М.,

1988.-364 с.

32. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Роль национального искусства в становлении общетатарского самосознания // Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика: Материалы Всероссийской научной конференции. Сб. ст. - Казань, 2003. - С. 136142.

33. Виноградов B.C. Классическая иранская музыка. - М.: Сов. композитор, 1982. - 183 с.

34. Виноградов B.C. Музыка Советского Востока от унисона к полифонии. Очерки. - М.: Сов. композитор, 1968. - 235 с.

35. Владышевская Т.Ф. Музыка в синтезе древнерусских искусств // Эл. ресурс: [http://www.portal-slovo.ru/art/36095.php].

36. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. - М.: Музыка, 1970. - 320 с.

37. Газиев И.М. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман. Автореф. дис. на соис. уч. ст. канд. искусствоведения. - Казань, 2009.

38. Гаджибеков У.А. Основы азербайджанской народной музыки. - Баку, 1945.-178 с.

39. Гайнутдин Р., Муртазин М. В молитве спасение. - М.: Умма, 2005. - 94 с.

40. Галицкая С.П. Еще раз о макамате как явлении мусульманской культуры // Сибирский музыкальный альманах. - Новосибирск, 2001. -С. 101-114.

41. Галицкая С.П. К вопросу о ладовой переменности // Теоретические проблемы узбекской музыки. - Ташкент, 1968. - С. 3-12.

42. Галицкая С.П. Принцип нижней тоники и его претворение в узбекской монодии // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Сб. ст. -М, 1972.

43. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. - Ташкент: Фан, 1981. -91 с.

44. Галицкая С.П. Современное макамоведение: проблемы, задачи, перспективы // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы музыкальной науки. Материалы Всероссийской науч. конференции. - Новосибирск, 2000.

45. Гарднер И.А. Богослужебное пение в русской православной церкви. Сущность, система и история. - Нью-Йорк, 1978. - Т. 1. - 568 с.

46. Герасимова-Персидская H.A. Монодия как символ сакрального // Музыкальная академия, 1999. - №4. - С. 158-161.

47. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории 600-1258 / пер. с англ. И.М. Дижура. Отв. ред., авт. предисл. и коммент В.В. Наумкин. М., 1988.-215 с.

48. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке. - М.: Музыка, 2009. - 256 с.

49. Джами А. Избранные произведения: в 4 т. - Душанбе: Ифрон, 1972. -Т. 1.-432 с.

50. Джами А. Трактат о музыке / Перевод с персидского А.Н.Болдырева. Редакция и комментарии В.М.Беляева. - Ташкент: Изд-во Уз ССР, 1960.-111 с.

51. Джани-Заде Т.М. Вербальное — невербальное в музыкальной культуре исламской цивилизации // Эл. ресурс: http://persia.ru/culture/music.

52. Джани-заде Т.М. Личность и канон в азербайджанских мугамах // Музыка народов Азии и Африки: сб.ст. М.: Сов. композитор, 1987. -Вып.5. - С.101-132.

53. Джани-Заде Т.М. Хал-макам как принцип искусства макамат // Суфизм в контексте мусульманской культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 319-338.

54. Джумаев А.Б. Ислам и музыка // Музыкальная академия. - 1992. - №3.

- С. 24-36.

55. Джумаев А.Б. Музыкально-эстетические взгляды Абу Аль Ибн-Араби // Музыка народов Азии и Африки. - М., 1984. - Вып. 4. - С. 161-179.

56. Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. - М.: Музыка, 1977. - 192 с.

57. Еолян И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока. - М.: Музыка, 1990.-240 с.

58. Дулат-Алеев В.Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. - Казань: Казанская государственная консерватория, 1999. - 244 с.

59. Ефимова И.В. Логос и мелос в знаменном роспеве. - Красноярск: Красноярск, гос. акад. музыки и театра, 2008. - 233 с.

60. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2007.-416 с.

61. Задерацкий В. Основные разновидности фактуры. Монодическая фактура // Музыкальная форма. Учебник для спец. фак. вузов. - М., 1995.-Вып. 1.-С. 184-187.

62. Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX-H.XXI вв. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2006. - 207 с.

63. Зелинский Р. О нотации народной музыки // Советская музыка, 1985. -№7. - С. 76-79.

64. Зулумханов Д.А. Уроки Священного Писания: теория абстрагирования.

- М.: АГРАФ, 2008. - 224 с.

65. Ибн-Араби. Геммы радости // Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. Пер. Смирнова A.B. - М., 1987. - С. 90-119.

66. Ибн-Сина. Избранные философские произведения произведения (Жизнеописание, Книга знания, Указания и наставления, Книга о душе) / Отв. ред. Асимов М.С. - М.: Наука, 1980.

67. Игнатенко A.A. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-мусульманских философов средневековья. - М.: Мысль, 1989.-255 с.

68. Кинди. Философские трактаты. Перевод А. В. Сагадеева / Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX— XIV вв. М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1961.-С. 41-132.

69. Имамутдинова, З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («Чтение» Корана, фольклор). - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. -212 с.

70. Имамутдинова З.А. Музыка и культовые формы ислама // Советская музыка. - 1991.-№11.-С. 37-41.

71. Имамутдинова З.А. Музыкальная риторика Корана // Эл. ресурс: [http ://www. islamrf.ru].

72. Имамутдинова З.А. О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2010. №1 (6). - С. 17-20.

73. Имамутдинова З.А. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1997. - 22 с.

74. Имамутдинова З.А. Реалии ислама в динамике развития башкирской музыки и в общем контексте национальной культуры // Ислам в Евразии. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 408-422.

75. Имамутдинова З.А. Традиция культового речитирования как доминанта музыкальной культуры мусульман // М.Е. Тараканов: человек и фоносфера. Boen. Статьи. Мат-лы конф.: «Фоносфера -человек - сообщество». - М., СПб., 2003. - С.228-242.

76. Имамутдинова З.А. Чтение Корана и проблемы артикулирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №35 (173), Филология. Искусствоведение. Вып. 37. - С. 173-181.

77. Иноземцев И.Л. Хушхал-хан Хаттак о мусульманской музыке // Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сб. ст. - М., 1989. - С. 302-319.

78. Ислам: энциклопедический словарь / Г. Милославский и др.; Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1991. - 311 с.

79. Исламоведение / Э.Р. Кулиев, М.Ф. Муртазин, P.M. Мухаметшин, Л.А. Харисова. - М.: Моск. исламский ун-т, 2008. - 416 с.

80. Исхаков С.М. Мухаммед-Гаяз Исхаки: из политического биографического писателя // Вопросы истории. - М., 2004. - № 8. - С. 3-18.

81. Исхаков С.М. Краткий очерк борьбы татар Идель-Урала за освобожение // Вопросы истории. - М., 2004. - № 8.

82. Исхаков С.М. Краткий очерк борьбы татар Идель-Урала за освобожение. // Вопросы истории. - М., 2004. - № 9. - С. 3-22.

83. Исхакова-Вамба P.A. Татарское народное музыкальное творчество: Традиционный фольклор. - М.: Сов. композитор, 1981. - 190 с.

84. Кароматов Ф.М., Эльснер Ю. Макам и маком // Музыка народов Азии и Африки. Вып. № 4. - М., 1984. - С. 88-136.

85. Кон Ю.Г. К вопросу о вариантности ладов // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. - С. 238-262.

86. Коран / Пер. и комментарий И.Ю. Крачковского. 2-е переизд. - М.: СП ИКПА, 1990.-416 с.

87. Климович Л.М. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1986. - 270 с.

88. Кныш А.Д. Учение Ибн-Сина в поздней мусульманской традиции // Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сб.ст. - М., 1989. - С. 820.

89. Крачковский И.Ю. Арабская средневековая художественная литература // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - Л., М., 1958. - Т. II.

90. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - Л., М., 1958. - Т. V.

91. Кулиев Э. Путь к Корану. - М.: Умма, 2006. - 288 с.

92. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма: Опыт критич. анализа. - Душанбе: АН ТаджССР, 1987. - 108 с.

93. Лесовиченко A.M. Европейские музыкально-культовые формы -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2004. - 140 с.

94. Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. История русского церковного пения // Православная энциклопедия / Русская Православная Церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 599-610.

95. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. - М.: Изд. Автора, 1927. - 264 с.

96. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. -С. 6-15.

97. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. -М., 1964. - Вып. 6.

98. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс \\ Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М.: Наука, 1973. - С. 16-22.

99. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс \\ Лотман Ю.М. Статьи по семиотеке культуры и искусства. - М., СПб, 2002.-С.314-321.

100. Мазель Л.А. О мелодии. - М.: Музгиз, 1952. - 300 с.

101. Маклыгин A.JI. Сонорика и кораническое пение // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). - М.: МГК, 2003. - 368 с.

102. Максуд Л. Ислам. - М.: Фаир-пресс, 1999. - 304 с.

103. Мамедова Л. Ислам и хоровое пение // Harmony. Международный музыкальный культурологический журнал. Выпуск №5 / 2006 // Эл.ресурс: [http://harmony.musigi-dunya.az/rus].

104. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси / В.И. Мартынов. - М.: Прогресс - Традиция, Русский путь, 2000. - 224 с.

105. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. Сб.ст. сост. И.М. Филынтинский. - М., 1978. - С. 46-60.

106. Массэ А. Ислам. - М.: Наука, 1982. - 192 с.

107. Медушевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки. Пособие для студентов педвузов //Эл.ресурс: [http://www.portal-slovo.ru].

108. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993.-265 с.

109. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

110. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М.: Наука, 1973. - 165 с.

111. Мечковская Н.Б. Язык и религия: уч. пос. для студ. гум. вузов. - М.: ФАИР, 1998.-352 с.

112. Мурад X. Путь к Корану. - М., 1997. - 121 с.

113. Муртазин М.Ф. Мусульманский календарь на 2005 год. - М., 2004. -241 с.

114. Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. - М.. 2002. - С. 25-46.

115. Мухаммад ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры. - Джидда, 1408 от Хиджры (1987). - 151 с.

116. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе: Дониш, 1990.

- 116с.

117. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982.-319 с.

118. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

119. Народное музыкальное творчество / под ред. O.A. Пашиной. - СПб: Композитор, 2005. - 548 с.

120. Народы степной Евразии в древности // История татар с древнейших времен в семи томах. - Казань: Рухият, 2002. - Т.1. - 552 с.

121. Наджметдин М. Книга Намаза. - Казань, 2005. - 30 с.

122. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. - М.: Сов. композитор, 1970.- 184 с.

123. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация, как основы русского православного церковного пения. - М.: Науч. кн., 1995. - 300 с.

124. Омар Хайям. Рубай: Пер. с перс.-тадж. / Вступ. ст. З.Н. Ворожейкиной и А.Ш. Шахвердова; Сост. и примеч. А.Ш. Шахвердова. — Л.: Сов. писатель, 1986. - 384 с.

125. Основы теоретического музыкознания / под ред. М.И. Ройтерштейна. -М.: Академия, 2003. - 271 с.

126. Пивоваров Д.В., Медведев A.B. История и философия религии. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 126 с.

127. Плахов Ю.Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии. - Ташкент: ФАН, 1988. - 160 с.

128. Пиотровский М.Б. Исторические предания Корана: слово и образ. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. - 160 с.

129. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве: Альбом. - СПб., 2001.

- 148 с.

130. Прозоров С.М. Ислам - идеологическая система. - М.: Вост. лит., 2004.-471 с.

131. Рафиков Р.Г. Сообщество этнических мусульман Приенисейского края (к. XIX - н. XXI вв.) // Люди и судьбы. XX век. - Красноярск: Кларетианум, 2003. - С. 108-115.

132. Рафиков Р.Г. Татары в России и Красноярском крае // Информационный бюллетень Совета мусульман. - Красноярск: Совет мусульман Красноярского края. 2003. - №2. - С. 54-69.

133. Резван Е.А. Коран и его толкования (тексты, переводы, комментарии) СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 203 с.

134. Резван Е.А. Коран и его мир. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.-608 с.

135. Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. - М.: Наука, 1965. - 192 с.

136. Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М.: Наука, 1983. - 125 с.

137. Сагадеев A.B. Эстетические взгляды народов средневековья. Народы мусульманского Востока // История эстетической мысли. В 6 т. - М.: Искусство, 1985. - Т. 2. - С. 91-128.

138. Сайгун А. Основные принципы выразительности в музыке среднего Востока // Музыка народов Азии и Африки. - М.: Сов. композитор, 1973.-В. 2.-С. 326-332.

139. Сайдашева З.Н. Песенная культура казанских татар (генезис и эволюция) // Проблемы европейской музыки устной традиции. - М.: Московская консерватория ООО «Биоинформсервис», 1999. - С. 102114.

140. Сайдашева З.Н. Татарская музыкальная этнография. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2007. - 224 с.

141. Сайфуллина Г.Р. Музыка священного Слова: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. - Казань: Изд-во Татполиграф, 1999. -232 с.

142. Сайфуллина Г.Р. Татарская музыка: Восток - Запад? // Музыкальная академия, 2000. - №2. - С. 38-43.

143. Сайфуллина Г.Р. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -Казань, Москва, 1997. - 24 с.

144. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Культ святых в сибирском исламе // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. -Омск: Омск, ун -т, 2005. - С. 85-100.

145. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Некоторые аспекты изучения народного ислама в Сибири в свете исторических и этнографических данных // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. - Омск: Омск, ун -т, 2004. - С. 96-122.

146. Смирнов A.B. Основания этики в философии Ибн Араби (вместо Введения) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М.: Восточная литература, 1998. - С. 296-319.

147. Софийская А.Г. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Казань, 2007. - 224 с.

148. Софийская А.Г. Музыкальные компоненты религиозных праздников татар-мусульман (Рамазан, Маулид, Курбан-Байрам). - Ежегодная открытая научно-практическая конференция студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Музыкальное искусство». Сб. ст. -Казань, 2004.-С. 19-21.

149. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. -192 с.

150. Томилов H.A. Поселения сибирских татар в трудах ученых и путешественников конца ХУ1-Х1Хвеков // Этнографо-археологические

комплексы. Проблемы культуры и социума. - Омск: Омский ун-т, 2004. -Т., 8.-С. 21-36.

151. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. - 384 с.

152. Туймова Г.Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: специальность 17.00.02 -М.: Гос. ин-т искусствознания, 2008. - 209 с.

153. Тума Х.Х. Введение в арабскую музыку // Музыка народов Азии и Африки. - М.: Сов. композитор, 1984. В. 4. - С. 284-302.

154. Тума X. Макам. Импровизационная форма // Музыка народов Азии и Африки. - М., Сов. композитор, 1980. - Вып. 3. - С. 415-421.

155. Услышь Флейтиста: Суфийская проза и поэзия. - М.: Когелет, 1999. -184 с.

156. Утегалиева С. Темброво-регистровая модель звука/тона и ее реализация в музыке тюркоязычных народов. - Музыкальная академия, 2009, выпуск 4. С. 161-165.

157. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. - М.: Наука, 1971. - 255 с.

158. Фирдоуси. Шах-Наме. - М.: Художественная литература, 1980. - 480 с.

159. Флоренский П. Иконостас // П. Флоренский. Имена. - Харьков: Фолио, 1998.-441 с.

160. Хадидов А.Б. Ислам и арабский язык (некоторые аспекты проблемы) // Ислам: религия, общество, государство. - М.: Наука, 1984. - С. 69-75.

161. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. - СПб., М., Краснодар: Лань, 2003.

162. Холопов Ю.Н., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. - М.: Композитор, 2006. - 632 с.

163. Хайям О. Рубайаты. Трактаты. - М.: Восточная литература, 2000. - 312 с.

164. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XVI-XVIII века. -М.: Ладомир, 1996. - 560 с.

165. Читтик У.К. В поисках скрытого смысла: Суфийский путь любви. Духовное учение Руми (пер. с англ. араб., сост., предисл. М. Степанянц). - М.: Ладомир, 1995. - 543 с.

166. Шамилли Г.Б. Истинное и ложное настоящее в «мифе об импровизации» (К проблеме понимания и интерпретации классической музыки ислама) // Искусство Востока. Миф - Восток - XX век: Сб. ст. СПб., 2006. - С. 301-328.

167. Шамилли Г.Б. К истории зарождения музыкальной культуры исламской цивилизации (610-661 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2009. - № 10 (148). - С. 178-183.

168. Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - М., 2009. - 24 с.

169. Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана или мусики-е дастгах в аспекте трансмиссии народной и устной профессиональной музыкальных традиций // Музыковедение, № 2, 2006. С. 24-30.

170. Шамилли Г.Б. Концепция музыкального искусства в «Назначениях мелодий» Абд аль-Кадира Мараги / Музыкальная академия, 2008. - В. 4.-С. 155-162.

171. Шамилли Г.Б. Модель творения как «ключ» к пониманию макамного искусства // Искусство Востока. Художественная форма и традиция. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - С. 68-96.

172. Шамилли Г.Б. Мусики как «слово» и «вещь» // Музыка и Время, №11, 2005. С. 9-16.

173. Шамилли Г.Б. Предисловие к публикации «Трактата о мусики» Мирза-бея // Искусство Востока. Художественная форма и традиция. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - С. 285-293.

174. Шамилли Г.Б. «Трактат в познание мусики» Анонима XVI века. Метафора «семи климатов» (К проблеме интерпретации средневековых персидских трактатов о музыке) // Старинная музыка, № 3 (41), 2008. -С. 22-27.

175. Шах И. Суфизм. - М.: Клышников, Комаров И Ко, 1994. - 448 с.

176. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. - М.: Сов. композитор, 1983. - 152 с.

177. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. - М.: Алетейа: Энигма, 2000.-414 с.

178. Шиндин Б.А., Ефимова И.Е. Демественный роспев. Монодия и многоголосие. - Новосибирск: Новосибирская консерватория, 1991. -255 с.

179. Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана. - М.: Наука, 1989. -248 с.

180. Шукуров Ш.М. Образ храма. Imago templi. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 496 с.

181. Шукуров Ш.М. «Шах-намэ» Фирдоуси, раняя иллюстрированная традиция. - М.: Наука, 1983. - 176 с.

182. Эрнст К. Суфизм. - М.: Фаир-Пресс, 2002. - 320 с.

183. Южак К.И. Лад: тип порядка, динамическая и эволюционная система // Традиции музыкальной науки. - Л.: Советский композитор, 1989. -С.45-70.

184. Юнусова В.Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья (к проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры // Этнос и культура. - М., 1996. №2. - С. 19-30.

185. Юнусова В.Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России /В.Н. Юнусова. М.: Изд-во «Хронограф»; ИНПО; ИБП, 1997.-152 с.

186. Юнусова В.Н. Музыка исламского мира: специфика художественной формы и социальные аспекты // Национально-культурное пространство и проблемы коммуникации. Материалы международной научно-практической конференции. 25-26 октября 2007. - С. 208-211.

187. Юшмаев Н.В. Грамматика литературного арабского языка. - М.: Юридический центр Пресс, 1999. - 159 с.

188. al-Faruqi L.L. The Qur'anic Arts of Islamic Civilazation. Afkar Inquiry. London, 1986, 3/7.Pp.40-44

189. al-Faruqi Lois Ibsen. The Cantillation of the Qur'an. -Asian Music, 1987, vol.19, №1.

190. al-Faruqi and L.L.Faruqi. The Cultural Atlas of Islam. Chapter 23. Handasah al Sawt or the Art of Sound. N.Y., 1986. Pp. 345.

191. Farmer H.G. A History of Arabic Music to the Thirteenth Century. L., 1929.

192. Farmer H.G. The Religious Music of Islam. - JRAS. 1952. Pp.60-65.

193. Nagel Т. Der Textbezüglichkeit entrinnen? Al-Gazälls Erneuerung der Lehre vom tauhld // Der Islam. Zeitschrift für Geschichte und Kultur des islamischen Orients. Volume 83 (2). de Gruyter- Jul 1, 2008. Pp. 417-451.

194. Idelson A.Z. Die Maqamen der arabischen Musik. "SIMGM, XV, Lpz., 191314. 63 pp.

195. Nelson K. The Art of Reciting the Qur'an. Austin, 1985. Pp. 199.

196. Nelson К. Reciter and Listener: Some Factors Shaping the Mujawwad Style of Qur'anic Reciting. In Ethnomusicology 26, 1, 1982, p. 41-47.

197. QURIA N the Cambridge companion to the Cambridge University Press. Edited by Jane Dämmen McAuliffe. - Cambridge, 2007. Pp. 332.

198. Powers C. Arabic Musical Scales: Basic Maqam Notation. - Colorado, 2005. 56 pp.

199. Rachel W. Geometrical Models for Modulation in Arabic Music Hall Saint Joseph's University // [file://localhost/C:/Users/user//maqam.pdf January 2, 2009.31 P.].

200. Touma H.H. Die Koranrezitation: eine Araber. - Baessler - Archiv, N.F. West Berlin, 1975.-Pp.87-120.

201. Shiloah A. Music in the World of Islam. 1995. -P.242.

202. Voices of Islam: Voices of art, beauty, and science. Vincent J. Cornell 2007. -P. 232.

203. http://www.quranreciters.c0m/wp/index.php/categ0ry/l/

204. http://umma.tatarlar.ru/

205. http://www.maqamworld.com

206. http://artofrecitation.blogspot.com/

207. http://muslimusbekistan.net/ru/islam/guran/article

208. http://www.e-riu.ru/

209. http ://quran.al-shia. com/ru/index.php

210. http ://zikr.mhost.ru/okorane.htm

211. http://www.idmedina.rU/books/history_culture/mavlid/l/music.htm

212. http://islamnuri.com

213. http://krugosvet.ru/articles

214. http://salaf-forum.ru

215. http://muslimusbekistan.net

216. http://www.musik-for.uni-oldenburg.de

217. http://al-echedi.ucoz.com/news/

218. http ://www.ingushetiyaru.org/islam

219. http://www.meshet.kz/ru/encicloped.php7term

220. http://ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Нотация джума-намаза в трех региональных версиях

Казанский джума-намаз

Ал - ла - ху Ак-бар! Ал - ла - ху Ак-бар! Ал - лах ве-лик! Ал - лах ве-лик!

Ал - ла - ху Ак-бар! Ал - ла - ху Ак-бар! Ал - лах ве-лик! Ал - лах. ве-лик!

Аш-ха-ду а-ля ил - ля - ха иль - я Аллах. Аш-ха-ду а-ля и - ля - ха ильля Ал - лах. Свидетель ству к>, что нет Бога, кро-ме Ал-ла-ха. Сви-д&-тельств\чо, что нет Бога, кроме Ал - ла-ха!

+ V V

Щ р р М Р Г Т'ТГТТг <Р"Г Г"»р

Аш-ха-ду ан-на Му-ха-мад - дин ра-су-мо ЛаХ. Хай - я аль са-лят! Хай - я аль са-лят! Сви-детельсвую что Мухаммед, мос-лашшк Бо-га. Спе-шите к молитве! Спе-шите к мсюитве!

Пр г *р Ч' -Р- ¿р ■1рлр_тр7' р р р *р

Хай - я аль фа - лях! Спе-шите к спасенью!

Хай - я аль фа - лях! Спе-шите к спасенью!

Ал-ла - ху Ак-бар! Ал- ла - ху Ак-бар! Ал-лах ве-лик! Ал-лах ве-лик!

Ля Нет

и - ля - ха иль Бо-га, кроме Ал

Ал-лах! ла - ха!

№2

Л "4

Ал - лах Ак-бар! Ал - ла - ху Ак-бар! Ал-ла - ху ак - бар! Ал-ла - ху ак-бар! Ал - лах ве-лик! Ал - лах ве-лик! Ал - лах ве - лик! Ал - лах ве-лик!

Р "Р Ш Р Г Р Р г 'Г р "Р Р Р г Р г Рг "р Ш

Аш-ха-ду а-ля и - ля-ха иль - ля ллах! Сви де тельству ю, что нет Бо-га, кроме Ал лаха!

Аш-ха-ду а-ля и-ля - ха иль - ля ллах! Сви де тель ству ю, чтонет Бо-га, кроме Аллаха!

РРррр ррГТР'Г Р"РР ГРР г г Р Р^

Аш-ха-ду ан-на Му-ха-хар ра-су-мол Лаах. Сви дегельстую,чтоМу ха мад пос лан ник Алла-ха.

Аш-ха-ду - ан-наМу - ха-ма-дар ра - сул Лаах. Сви детельствую,чтоМу хаммадпосланник Ал лаха.

Р' "р г «р «г иг Р'»р ,.

Хай - я аль Са - лят! Хай - я аль Са - лят! Спе шите к моли тве! Спе шите к моли тве!

Хай - я аль фа - лях! Хай - я аль фа лях! Спе шите к спасению! Спе шите к спасе нию!

^Г Р "г "г ^ "Г' р "Р "р Г^^рЕр^

Ал - ла - ху Ак - бар! Ал-ла - ху Ак-бар! Ал - лах ве - лик! Ал - лах ве-лик!

Ля и-ля ха иль Ал-лах! Нет Бо-га,кро-ме Ал - ла-ха!

Ал-лах Ак бар! Ал-лах Ак-бар! Аш ха ду а ля и ля ха ил ля ла ах.

р ^ р. р р Р-Р-Г р |(р=р

^г р г р

Ха~ йа са-лат! Ха-йа са—лат! Хайя аль фалях! Хайя аль фалях!

Код каматис саляту! Молитва начинается!

^р-р г г #р щ

Ла - и —ла— ха ил—ла- Л ах! Нет Бо га, кро ме Ал-лаха!

^ ,Ь J J

Код каматис саляту! Молитва начинается!

Ал-лах Ак - бар! Ал-лах ве - лик!

№4

Аль-хам-ду лил-ля-хи раб-биль а - ля - мин Рах~ма~ни ра-хим маа-ли—ки яу—мид — дин

Хвала Аллаху Господу миров Милостивому, Милосердному Владыке Судного Дня

-¿Я* * * ^ л

Йияка на-бу-ду ва-йия-ка — на-ста-гин, их-ди-на ссы-ра-таль мус-та-каим, Сььра—толь ля-зи на-ан

Тебе одному поклоняемся и просим тебя о помощи, веди нас праведным путем, путем кого ты облагодетельствовал

4 Г Р Г Р ^ -1'1 ^ ^^ ^ииОТгТТСг^

§|н-та а-ляй-хим, гай—ри^ маг-ду-би а-ляй~хим вал-яд-до - ол~~- лин!

не тех, на которых Ты разгневай на заблудших!

| р г р г р г > .и^^ъ^^

Валь аср ин — наль ин — сэ-нэ ля—фин хуср- ил- лял ~ ля - чий нэ—э — нэ—ну ва В знак времи люди несут убыток Кроме тех, которые уверовали

а — ми— лю ссали хаа~ти ва— та -ваа~сав -биль хак кы-ва-та ваа- сав бус-са-бр и совершали праведные деяния и к друг другу истину и заповедовать друг другу терпение

№6

Ь J ^ J И п J

Ал-лахАк - бар! Ал-лах Ак-бар! Ал-лах Ак-бар! Ал-лах ве - лик! Ал-лах ве-лик! Ал-лах ве-лик!

№7

Ал-лах Ак-бар! Ал-лах Ак-бар! Ал-лах ве-лик! Ал-лах ве-лик!

^ I АX ])> $ $ }^> > Д^> >

Аль—хам-ду ЛЪи-ля-хи раб-биль а - ля-ми рах-ма-ни ра - хим маа-ля-ки яу мад-дин Хвала Аллаху, Господу миров Милостивому Милосердному Владыке Судного дня

Ий-я-ка на-бу - ду - ва-ий - я-на нас - та - ган Их динасы ра-тфь мус - та-кым Тебе одному поклоняемся и тебя о помощи просим Веди нас путем праведным.

Сы—ра-тол-ля зи на ана^га а-ляй-хим, гай-риль маг-ду-би а - ляй-хим ва-ляд доо

путем кого ты облагодетельствовал, не тех, на которых Ты разгневан на заблудших

№8

лин!

J ^^ ^ 1 Ш J ^ р р ^ р- > J

Куль а- гу-зу-би-раб-би ннаас. Ма-ли-ки ннаас, и-ла - хи ннаас Мин шар-риль вас-ва силь хан-наас. Скажи: Прибегать к Господу миров, Царя людей, Бога людей

* -и ^ р ^

к "

ал-ла-зин йу-вас ва-су фин суд-ду - ри ннаас ми-наль джин на-та ван ннаасс.

№9

р

р

р

¥

Ал-лах Ак-бар! Аллах Акбар! Ал-лах Ак-бар! Ал-лах Ак-бар! Ал-лах Ак-бар!

Асаляму малейкум ва рахматуллах II

I и

5ЕЕ5

0-0

№12

аят "Аль-Куран" из суры №2 "Аль-Баккарра" - читается

№13

Ф-

штьт дг**^^Мьыи ип

п > П ^ % I 1Ш

З^'У У СГ-сГ *"

:х * * >< >с

.П.1 ,1

ш

~х хх

X X

X X

речь

1 пп

Красноярский джума-

намаз

Аль-Фатиха

^ V I

р р г р

А-зу би-ля - хи мин аш-ша - й - та-ни рад-жим. Бис-ми-ля - хи рах-ма-ни ра-хим! Я прибегаю к Аллаху и отворачиваюсь от проклятого Шайтана. Во имя Аллаха милостивого, милосердечного!

| л .Ь ^ .М > > > ¥ л $ Ь ]

Аль-хам-ду-ли-ля ра - би - ля- мин Рах-ма-ни ра-хим, Ма-ли-ки — у-мед дин!

Хвала Аллаху, Господу миров. Милостивому, милосердечному, Владыке Судного дня!

Ий-я-я а - бу-вай-йя-кя нас - та-гин! Их-ди-на ссы-ра та ль, мус-та-кым! Тебе мы поклоняемся и Тебя только о помощи просим! Веди нас праведным путем!

Сы-ра та лля зи на ан - ан-та а-лей хим, гей риль маг ду - би а-лей хим ва ля - даллин! Стезей тех, которых Ты облагодетельствовал, - не тех, на которых Ты разгневан, и - не заблудших! Аминь!

I строфа 1

Бис-ми-ля - хи рах-ма-ни ра-хим Ал - лах А-са мад! Во имя Аллаха милостивого, милосердного

3 ... __ у ,

9т 0 I. Р Ь|

Ал - лах А-са - мад! V,

А 3 Х0Р 4 у

ЭТГ Г ££Г ^ У^г РРJ Г ьр Г ЬР Г Ьр1

Ал-лах Ак-бар! Ал-лах Ак-бар! Аллах велик! Аллах велик!

Ь*

р*г г ^ ьг 'Лг'г У ^ г

Ля - и ' ля —' ха Нет божества, кроме Аллаха

Ал - лах Ак - бар! Ал - лах Ак - бар! 2 строфа

/Тч 1

рг 'г 'т '•р рУр р ^р ^ г ^ ^У р;о

V 3

Бис-ми-ля - хи рах-ма - ни ра-хим.

V

Ал-лах Са - мад!

РГУ'ГУПрг 'Г РТГ

Ал-лах Ак-бар! Ал-лах Ак-бар! Ля - и-ля

I Ьт гк;

ха Ал-лах Ак - бар!

3 строфа V 1

£

Бис - ми - ля - хи рах - ма - ни ра - хим

Л 2 1 Ь Ь к к ь, ь ь ь . _

» у Р-

Ал-лах Ак-бар!

Тг ЬР г 'г

Ал-лах Ак-бар! Ля - и ля - ха Ал-лах Ак-

р г ьр г т^ У1^

4 строфа V 1

Ь ^ —0—^

V 2

ррг р" рр

Бис-ми - ля - хи -рах-ма - ни ра - хим

5 строфа

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.