Философия культуры русского зарубежья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Агапов, Алексей Анатольевич

  • Агапов, Алексей Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 195
Агапов, Алексей Анатольевич. Философия культуры русского зарубежья: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2006. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Агапов, Алексей Анатольевич

Введение.

Глава Т. Философия культуры русского зарубежья.

1.1. Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940 г.г.).

1.2. Концепции русской культуры: основные понятия.

1.3. Национальная идея как условие и смысл существования России.

1.4. Феномен русской души: проявления «вечно женственного» и «вечно мужественного» в русской культуре.

Глава 11. Нравственные координаты русской культуры: религиозные и этические проблемы.

2.1. Религиозный опыт человека и кризис культуры в России.

2.2. Проблема смысла жизни как религиозно-нравственная проблема.

2.3. Добро и зло: пути и условия нравственного выбора.

Глава III. Пути национального и государственного возрождения России: культурологический анализ.

3.1. Национальное самоопределение русского народа как социокультурная проблема.

3.2. Особенности и сущность правосознания: культурологический аспект.

3.3. Национальные традиции в системе образования и воспитания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия культуры русского зарубежья»

Актуальность темы исследования. Современный период характеризуется, с одной стороны, декларируемой государством экономической и политической стабильностью общества, с другой - рядом нерешенных проблем (масштабные конфликты на национальной почве, активные действия молодежных организаций профашистского толка и т.д.). Все перечисленные выше проблемы, на наш взгляд, не только находятся в плоскости культуры, но и могут быть решены на основе культурологического подхода, включающего принципы системности, инвариантности, взаимодополнения.

С учетом событий последнего времени, происходящих в российском обществе, особенно востребованы исследования творческого наследия русских мыслителей, вплотную занимавшихся проблемами культуры (Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Г.П.Федотов, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). Анализ их культурологических концепций во многом способствует раскрытию мировоззренческого духа, методологического потенциала русской философии XX века и позволяет по-новому осмыслить многие процессы современной социокультурной ситуации.

Для нас также представляются важными выводы о возможности нового подхода к рассмотрению основных проблем русской культуры, охватывающие основные ее направления (религиозное, литературное, философское, политическое, социальное). Содержащиеся в работах русских религиозных философов глубокие размышления о таких важных нравственных проблемах современного человека как проблема веры и формирования религиозного опыта, проблема выбора путей и средств в борьбе со злом, проблема национального самоопределения, проблема кризиса современной русской и европейской культуры XX века, а также поиски путей выхода из него, представляются весьма перспективными и в контексте современной социокультурной ситуации начала XXI века.

Степень научной разработанности проблемы. Концепции русской культуры, разработанные в период русской эмиграции первой волны, определяющие ее национальное и историческое своеобразие, нашли место среди многообразия теорий русской культуры. Вопрос о парадигме русской культуры является центральным в работах А.С.Хомякова, И.В.Киреевского. Н.Я.Данилевского, Н.И.Костомарова. Особенности христианской модели культуры рассматривались в трудах В.С.Соловьева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, Н.А.Бердяева. В изучении направлений русской культуры и различных этапов ее развития необходимо выделить работы И.В.Кондакова, В.К.Кантора, И.И.Евлампиева, А.М.Панченко,

A.В.Юдина, Д.К.Зеленина, Л.М.Гаврилиной.

В раскрытии основных направлений философии культуры русского зарубежья мы опирались на исследования отечественных и зарубежных мыслителей, рассматривавших проблемы культуры (Э.С.Маркарян, B.C. Библер, Н.А.Белик, М.С.Каган, Ю.В.Бромлей, А.Ф.Лосев, Т.Ф.Кузнецова, Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, П.С.Гуревич, Ю.М. Резник, А.А.Пелипенко, И.Г.Яковенко, Э.В.Соколов, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Также существенное влияние на разработку темы оказали работы культурологов Ростовской школы - Т.П.Матяш, Е.Е.Несмеянова, Г.В.Драча, Ю.А.Жданова,

B.Е.Давидовича, Е.Я.Режабека. В работах этих ученых прослеживается развитие не только общетеоретических, методологических проблем, но и вопросов, связанных с решением проблем естественнонаучной, философской, теологической антропологии, экзистенционального существования человека, его духовности.

Необходимо отметить, что непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют труды, в которых определяются содержание и отличительные особенности русской религиозной философии (Н.О.Лосский, В.В.Зенысовский, А.А.Ермичев, М.А.Маслин, И.И.Евлампиев, И.В.Кондаков,

А.А.Корольков, С.С.Хоружий, А.В.Гулыга, П.П.Гайденко, А.Ф.Замалеев, Т.П.Матяш, Л.И.Новикова, С.А.Нижников, В.Ш.Сабиров, И.Н.Сиземская и ДР-)

Особое значение для раскрытия проблемы имеют работы А.А.Королькова, В.И.Кураева, Ю.Линника, Б.Н.Любимова, И.Н.Смирнова, А.Г.Спиркина, О.С.Соиной, Ю.С.Сохрякова, Д.Б.Цыганкова, И.И.Евлампиева, М. А.Маслина, в которых системно раскрываются и анализируются различные направления философского наследия русской эмиграции, а также работы зарубежных философов (К.Шлегель, М.Тамке, Ф.Грир).

Из числа специальных работ, где исследовались особенности и специфика философии культуры русского зарубежья, можно назвать работы М.А.Маслина, Е.П.Челышева, Д.М.Шаховского, В.В.Костикова, А.Н.Гулыги, М.В.Назарова, Л.И.Бронской, В.С.Варшавского, Н.А.Зернова, Р.А.Гальцевой, С.А.Галковского, Д.А.Жукова. Из диссертационных исследований можно выделить работы А.Г.Лаврова, Ю.А.Закунова, А.Д.Сысуева, А.Ю.Ильина, Д.П.Ерисова, И.Б.Булгак, И.Н.Зернова, К.Р.Постникова, Д.И.Шаронова, М.Б.Золина.

Необходимо отметить особый интерес исследователей к проблемам государственности, политической и социальной философии представителей русской религиозной философии, но явно недостаточно работ, рассматривающих их взгляды на проблемы русской культуры. В этой связи считаем важным появление исследований, в которых предпринимаются попытки сопоставить взгляды представителей русской эмиграции по различным направлениям русской культуры (Ильин - Федотов - Бердяев -Франк - Карсавин и т.д.), но их также недостаточно (Л.Н.Кондратьева, Ю.А.Закунов).

В этой связи представляется актуальным рассмотрение на основе системного подхода концепций русской культуры, представленных в работах русских религиозных философов, находящихся в эмиграции первой волны.

Целыо научного исследования является анализ концепций русской культуры в трудах русских религиозных философов.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить основную проблематику философии культуры русского зарубежья;

- вычленить основные понятия концепции русской культуры в трудах русских религиозных философов;

- показать, какое значение имеет разработка русской идеи для современной России;

- проанализировать чередование периодов «вечно женственного» и «вечно мужественного» в культурологических концепциях русских религиозных философов;

- выявить основные противоречия положений теории сопротивления и непротивления злу;

- проанализировать особенности религиозного опыта человека в условиях кризиса культуры;

- выявить особенности и сущность правосознания в концепциях русской культуры;

Объектом исследования является философия культуры русского зарубежья.

Предметом исследования - концепции русской культуры русских религиозных философов.

Теоретические и методологические основы исследования

Методологическую основу работы составили культурологические, философские и исторические концепции русской культуры, через призму которых автор рассматривал теоретические положения концепции русской культуры как органической части духовной культуры России.

В основе исследования лежат основополагающие принципы познания и осмысления общественных явлений: системности, комплексности, единства исторического и логического. В работе использован сравнительный метод, а также системный анализ, методы аналогии, реконструирующие философские взгляды мыслителей на основе анализа их текстов, и другие. В работе реализуется междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение культуры как многомерного явления, позволяющего наиболее полно и всесторонне рассмотреть ее феномены (Л.П.Воронкова, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, Ю.М.Резник, А.А.Пилипенко, И.Г.Яковенко).

Методологической теоретической основой диссертационного исследования являются произведения русских философов Н.А.Бердяева,

B.В.Зеньковского, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Н.С.Трубецкого,

C.Л.Франка, Г.В.Флоровского, П.А.Флоренского. Эти работы, а также положения и выводы современных российских авторов: М.А.Маслина, В.И.Кураева, А.Ф.Замалеева, А.А.Ермичева, Г.Я.Тарле, Е.ПДелышева, Р.М.Шаховского - имели значение для формирования целостного подхода к феномену русского послеоктябрьского зарубежья и определения роли и места в нем русских религиозных философов.

Научная новизна исследования

1. Выявлена основная проблематика философии культуры русского зарубежья.

2. Определены основные понятия концепции русской культуры в трудах русских религиозных философов.

3. Установлено, что сформулированные русскими религиозными философами положения «русской идеи» могут выступить одним из вариантов общенациональной идеи для современной России.

4. Показано, что чередование периодов «вечно женственного» и «вечно мужественного» характерно для исторического формирования русской культуры.

5. Выявлены основные противоречия концепции сопротивления и непротивления злу силой и определены условия нравственного выбора человека в позиции «добро-зло».

6. Выявлены особенности религиозного опыта человека в условиях кризиса культуры.

7. Обосновано, что теоретические идеи философов русского зарубежья о государственном устройстве России и формировании правосознания, будучи прогностическими по сути, востребованы временем.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепции русской культуры, представленные в трудах русских религиозных философов, определяются понятиями, выступающими в роли констант «культура», «православие» и «духовность», являющихся устойчивыми и постоянными относительно других свойств и показателей культуры. Философская рефлексия культуры при данном подходе направлена на осознание культуры как некой целостности, в которой на первом месте стоит проблема сущности человека и смысла его бытия в мире. Концепция культуры строится на анализе модели религиозной культуры в ходе осмысления основных проблем: роли и предназначения человека в культуре, взаимодействия человека и Бога в культурно-историческом процессе, определения в русской культуре соотношения светского и секулярного, выявления причин кризиса современной культуры, цивилизационного и культурного развития России.

2. Представители русского зарубежья, рассматривая в неразрывном единстве и реальном взаимодействии материальные (территория, климат, земля) и духовные предпосылки (вера, русская душа, национальный характер), формулируют свой вариант русской идеи. Русская идея в их трактовке позволяет наиболее четко проследить связь между национальным особенным и всеобщим в жизни русского народа на фоне формирования традиций русской культуры, прежде всего ее нравственных, религиозных основ. Такой подход может стать одним из вариантов определения идейно-смысловой основы в процессе возрождения национального самосознания в России, т.к. смыслообразующим центром их философских построений являются идеи культуры.

3. В культурологических концепциях русских религиозных философов понятие «культура» носит религиозно-нравственный характер и отождествляется с православной христианской культурой, которая в сочетании с уникальным русским духовным опытом является основополагающей в истории российского общества. Особое место занимает проблема осознания культуры на основе чувственного, душевно-духовного осмысления мира. Установленные ими особенности русской культуры (русского православия, духовности, правосознания, а также национального характера) позволяют глубже раскрыть духовный потенциал России.

4. Предпринятый представителями русской эмиграции анализ нравственных проблем русской культуры и ее кризисных проявлений, сочетающий в себе детальное изучение основ духовного состояния человека, его субъективных переживаний, показывает, что обращение к духовности, придающей человеческой культуре высшую ценность, служит непременным условием построения будущего России. Рассматривая духовность внутреннего мира и способы творческой самореализации личности, а также вечные основы духовного бытия, они доказывают их необходимость в реальной жизни. В их концепциях они конкретизируются в определенных формах духовной жизни.

5. В постановке проблемы природы государственного устройства и сущности правосознания русские религиозные философы обозначают в качестве основных условий гарантии личной свободы человека и его духовной автономии. В данной позиции государственная форма не является реализацией чисто юридической конструкции, она не учреждается всеобщим сознательно-волевым решением, а вырастает в конкретном единстве «этноса и ландшафта» с иррационально-исторически становящимся правосознанием нации. Поэтому очертания государственной формы в текстах русских философов весьма конкретно привязаны к «земле и крови», а правосознание рассматривается на уровне предпочтений, связанных с национальным темпераментом и наследственно-историческим созерцанием идей власти, справедливости.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержащийся в диссертации анализ концепции русской культуры, представленной и в работах русских религиозных философов первой волны эмиграции, позволяет целостно охарактеризовать проблемы современной культуры России, включая направленность и особенности духовного кризиса.

Результаты диссертационного исследования могут служить основой для создания курсов культурологи и философии, эстетики, спецкурсов в вузах и других учебных заведениях, поскольку анализ культурологических концепций представителей русского зарубежья в общем смысловом и ценностном поле русской религиозной философии делает возможным формирование междисциплинарных программ.

Апробация результатов исследования. Различные его аспекты нашли отражение в статьях, а также выступлениях на теоретических и научно-практических конференциях различного уровня. Результаты исследования использовались в преподавании учебных курсов, прочитанных студентам Ростовского государственного педагогического университета (2005-2006). Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного научного учреждения «СевероКавказский научный центр высшей школы» и кафедры философии, культурологии и теологии Ростовского государственного педагогического университета.

Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 244 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Агапов, Алексей Анатольевич

Заключение

Анализ творческого наследия представителей русской философской мысли, живших и творивших в эмиграции в начале XX века (Н.Н.Алексеев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, Н.С.Трубецкой, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский и др.) показал, что в их трудах содержится развернутое, ориентированное на целостное культурно-историческое и нравственно-религиозное осмысление уникального феномена русской культуры.

Концепция русской культуры русских религиозных философов представляет собой системное изложение основных направлений и составляющих русской культуры и, во многом, определяется их воззрениями на основополагающие философские проблемы и выражает собственный духовный опыт осмыслений индивидуального и национального бытия, менталитета, религии и культуры.

Из всего обширного комплекса проблем, рассматриваемых в их философских и публицистических работах, проблемы национальной идеи, укрепления государства и формирования правосознания; формирования нравственных качеств человека, способного самостоятельно принимать решения относительного собственного пребывания в этом мире и нести ответственность перед историей за деятельность своего государства, а таже проблема возвращения национальных традиций в систему образования и воспитания представляются весьма актуальными, прежде всего своей сопряженностью с нынешним состоянием культурологических, социальных, экономических, государственно-правовых и национальных вопросов России. Эти вопросы не нашли своего решения на большом постсоветском пространстве и груз нерешенных духовных, религиозных, социальных проблем, на наш взгляд, до сих пор находится в культурологической плоскости.

Сравнительно недавно национальная проблема рассматривалась довольно упрощенно, преобладала идея активного сближения всех наций на основе этнических процессов объединительного характера - последствия этого подхода нам сейчас известны. Национальный вопрос всегда будет сохранять свою актуальность и современная история подтверждает это утверждение. В современной России все чаще возникают конфликты, в основе которых лежат нерешенные своевременно проблемы того или иного народа, этнической группы. В этой связи глубокая разработка проблемы национального самоопределения, национальной идентичности в работах русских религиозных философов начала XX в. несомненно, способствует решению многих методологических, мировоззренческих, нравственных задач современной России.

Рассматривая в неразрывном единстве и в реальном взаимодействии материальные (территория, климат, земля) и духовные предпосылки (вера, национальный характер), русские религиозные философы формулируют свое понимание «русской идеи», позволяющее увидеть связь между национальным особенным и всеобщим в жизни русского народа на фоне развития русской культуры, прежде всего, ее нравственных, религиозных и моральных основ. Анализ дискуссионных направлений «русской идеи»: самобытности, предопределения особого исторического пути, «несхожести» России и Запада, развития национального самосознания, позволяет выделить оригинальные оценки и определения, содержащиеся в их работах.

Изучение и анализ трудов представителей русской философской мысли позволяет четко и рельефно очертить многочисленный спектр проблем, связанный с понятием «культура» как явления духовно-нравственного происхождения, включающего обязательное рассмотрение темы «русской идеи» как идеи религиозной по истоку и национальной по смыслу, выявления сущности философии права в тесной связи с правовой и духовной культурой народа. Термин «культура» рассматривается ими параллельно с духовностью внутреннего мира личности и способов ее творческой самореализации, а также с вечными основами духовного бытия, которые должны быть постигнуты людьми и осуществимы в реальной жизни. Особое место отводится анализу источников формирования духовности, на основе которых постигаются и осмысливаются нравственные ценности культуры: вера, любовь, свобода, совесть, родина, нация.

Основываясь на уникальности и своеобразии русского духовного опыта, культурологические концепции русских философов не только актуализируют хронологию русской истории в контексте духовной культуры, но и акцентируют внимание на таких основополагающих концептах, как «вера», «верование», «религиозный опыт», «вечно женственное» и «вечно мужественное» в русской душе. В этой связи в процессе анализа основных свойств русской культуры, философы, опираясь на духовные традиции православия, размышляют о душе человека и всего народа, соединяя общечеловеческие идеалы и особый национальный уклад (веру, характер, идеалы). Поэтому духовность в их работах выступает как проявление русской культуры, ценности которой представлены анализом субъективной стороны человека (субъективности человеческих состояний) и объективной стороны - религии.

Необходимо отметить, что во взглядах русских философов на православное мировоззрение доминирует постоянная обращенность к феноменологии внутренней жизни человека. В связи с этим в анализе понятия «религиозный опыт» рассматриваются такие термины как: «религиозная духовность», «духовная автономность», «субъективность религиозных переживаний». Анализируя историю религиозной культуры, им удалось представить сокровенный процесс духовного переживания и постижения человеком высшей сути,

На такой основе И.А.Ильин подходит к рассмотрению проблемы сопротивления злу силою, трактуемой им с православных традиций, в которых не разделяются нравственность, религия и христианское учение. Обоснование методов борьбы со злом в контексте полемики с Л.Н.Толстым, позволило И.А.Ильину изменить некоторые уже устоявшиеся положения нравственной философии, а полемическое содержание работы «О сопротивлении злу силою» еще раз свидетельствует о том, что в XXI в. проблема пресечения зла силой не снимается, что применению принципов мирного существования и ненасильственного решения конфликтов положен определенный этический предел.

Педагогические идеи русских религиозных философов, сформулированные на основе принципов нравственной педагогики, предполагают возрождение национальных традиций в системе воспитания и образования. Разделяя воспитание и образование, которое само по себе, вооружая техническими умениями, знаниями, способно превратить ребенка в бездуховного, бесхарактерного человека, они видели главную цель в открытии нового способа жизни, придавая особое значение в этом процессе семье, а только потом государству. Таким образом, представляя в своих работах образование как своеобразное просветление человека культурой, русские философы внесли значительный вклад в современные теории воспитания.

Несмотря на имеющие место спорные моменты, содержащиеся в концепциях русских религиозных философов, находящихся в эмиграции в начале XX века, основные культурологические идеи, представленные в их трудах не только не утратили своей актуальности в наши дни, но и приобретают особую востребованость, так как решаемые ими проблемы человеческого бытия на фоне глобальных проблем государства, нации, представляют интерес и являются значимыми для человека XXI в. Многие мысли русских философов стали пророческими, т.к. раньше других они смогли почувствовать глубинные тенденции, определяющие дальнейшее развитие европейской цивилизации, кризиса культуры, утрату ценного и духовного в жизни людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Агапов, Алексей Анатольевич, 2006 год

1. Антонов М.Ф. Глобализация и русская культура // Отечество. - 2002. №10 - С.8-4

2. Апресян Р.Г. Заповедь любви. // Человек, 1994. №2. С. 5-12

3. Арсеньев Н.С. О смысле культуры // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып. 1. / Сост.: А.Л.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. М.: Изд-во «Книжная палата», 1993. - С.41-47

4. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. // Из глубины. Сборник статей о русской революции. / Вст. ст. Н.Н.Полторацкого. Нью-Йорк.: Телекс, 1991.-330 с.

5. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологи середины XIX начала XX века). М.: ОГИ, 2000. 344 с.

6. Байденко В.И. Концепции воспитания в российской образовательной системе (изложение авторского подхода). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1997. - 24 с.

7. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. // Вопросы философии. 1991. №8. С. 102-116

8. Баранов П.П. Развитие философии права в России: традиции и современные проблемы. //Философия права. 2000. №1. С. 7-14

9. Бекетова Н.В. Проблема личного духа как проблема национальной школы. //Материалы Южно-Российской научно-практической конференции «Культура истинная духовная ценность. - Ростов н/Д., 1999. - С.40-49

10. Беленчук Л.Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX-XX вв. // Педагогика. 1999. №5. С.89-93

11. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

12. Бердяев H.A. Русская идея //О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990. С.43-271

13. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. -М., 1997. С.214

14. Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. Ростов. 1997. 544 с.

15. Библер B.C. XX век и диалогический смысл культуры //Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. -М., 1988.-С. 131-158

16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991.-413 с.

17. Блинников JI.B. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М: Изд-ая корпорация «Логос», 1998. - 432 с.

18. Болотков В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века/ М.: Гелиос АРВ, 2002.-480 с.

19. Бондаревская Е.В. Образование и культура. //Материалы ЮжноРоссийской научно-практической конференции «Культура мощный фактор развития». - Ростов н/Д, 1997. - С. 62-68

20. Бромлей Ю.В. К вопросу взаимодействия городской (общемировой) культуры и культурных традиций народов мира. //Мировая культура: Традиции и современность. / Сост. Т.Б. Князевская. М.: Наука, 1991. -С.15-21

21. Бронская Л.И. Русская идея в автобиографической прозе русского зарубежья: И.С.Шмелев, Б.К.Зайцев, М.А.Осоргин. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 100 с.

22. Брюханова О.В. Женственность и проблема самоопределения нации. Автореф. на соиск. учен.ст. док-pa философских наук. М. 1999. 21 с.

23. Булгак И.Б. Социальная философия И.А.Ильина: Дис. . канд. филос. наук. М., 1995.- 145 с.

24. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.-521 с.

25. Булгаков С.Н. Моя Родина // Русская идея. М., 1992. С.364

26. Булгаков С.Н. Россия, эмиграция, православие //Русская философия. Антология. Вып. 1. М., 1993. С. 110-119

27. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М: Республика, 1994.-415 с.

28. Варшавский B.C. Незамеченное поколение: О русской эмиграции. М.: Изд. фирма «Информ - Эксперсс». Ассоциация «Русская энциклопедия», 1992.-387 с.

29. Верещагин В.Ю. Савинов А.Н. К вопросу о самобытности русской философии прав /Русская философия права: Основные проблемы и традиции. Сборник материалов всероссийской конференции. 18-19 мая 2000. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000. - С. 8-13

30. Волкогонова О.Д. Есть ли будущее у русской идеи? // Мир России. 2002. №2. С.28-51

31. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского зарубежья. -М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. 325 с.

32. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в сущности человека// Русская религиозная антропология. В 2-х т. -М., 1997, Т.2. С.З80-394

33. Вышеславцев Б.П. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 1. / Сост.: А.Л.Доброхотов, С.Б.Неволии, Л.Г.Филонова. -М.: Изд-во «Книжная палата», 1993. - 368 с.

34. Гаврилина Л.М. Русская культура. Проблемы, феномены. Историческая типология. Калининград, 1999. - 108 с.

35. Гавриш Г.Б. Иван Ильин и евразийство. // Русская философия права: основные проблемы и традиции. Сборник материалов всероссийской конференции. 18-19 мая 2000 года Ростов-на- Дону: РЮИ МВД России. -С. 142-145

36. Гаврюшин Н.К. Антитезисы «православного меча» // Вопросы философии. 1992, №4. С.79-83

37. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония // Смысл жизни: Антология. М.: «Прогресс-культура», 1994. - С.7-18

38. Галковский С.А. Бесконечный тупик // Новый мир, 1992, №4. -С.114

39. Гальцева P.A. О миссии и месте русской философии //Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940. В двух книгах. Книга первая. /Под общей ред. Акад. Е.П.Челышева и проф. Д.М.Шаховского. М.: Наследие, 1994. С.243-247

40. Гачев Г.Д. Ментальность или национальный космопсихологос. /Российская ментальность (материалы «круглого стола»). //Вопросы философии. №1. 1994. С.26-27

41. Гулыга А. Русский религиозный ренессанс. // Наш современник. 1990, №7.-С. 185-187

42. Гулыга A.B. «Русская идея и ее творцы». М.: Изд-во Эксмо, 2003. -448 с.

43. Гуль Р.Б. Я унес Россию. ТЛИ Новый журнал (Нью-Йорк). 1978. № 131

44. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с.

45. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 1979.-264 с.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1988. -573 с.

47. Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга И.А.Ильина «О сопротивлении злу силой»): Автореф. дисс. .канд. филос. наук. -М., 1996.- 18 с.

48. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.

49. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина,-СПб., 1998.-480 с.

50. Ерисов Д.П. Религиозная философия Ивана Александровича Ильина: Дис. кад. филос. наук. -М., 1997. 178 с.

51. Ермичев A.A. Русская философия как целое: Опыт историко-систематического анализа построения: Дис. . д-ра филос. наук в форме науч. докл.: СПб, 1998.-47 с.

52. Жданов Ю.А., Несмеянов Е.Е., Седлецкнй В.И., Высшая школа и становление единого социокультурного пространства на юге России. -Ростов н/Д: СКИАПП, 2002 С.5-12

53. Жуков Д.А. Таинственные встречи. М.: Патриот, 1992. - 301 с.

54. Зайцев Б.К. Спокойствие. // Зайцев Б.К. Тихие зори. М., 1999. С. 119

55. Закунов Ю.А. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г.П.Федотова и И.А.Ильина: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Н.Новгород, 1999,- 16 с.

56. Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности / Смыл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века. СПб. 1995. С.5-16

57. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: Фенкис, 1999. Т.1. 544 с.

58. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. 412 с.

59. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга-1995.-208 с.

60. Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А.Ильина: автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1998,- 18 с.

61. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. Гл.4. С.329

62. Золина М.Б. Философия власти И.А.Ильина //Социально-политический журнал. 1996. №3. С. 169-179

63. Золотарев Р. Из политической мысли XX века. //Новое время. 1995. №10. С.43

64. Иванов В.И. О русской идее. // Русская идея. М., 1992. С.238

65. Иванов В.И. Родное и вселенское. //О русской идее. М.1994. С.360-363

66. Иванова И.И. О православном характере русской религиозной философии // Вестник Московского университета. Философия. №1, 2003. С.44-54

67. Из глубины. Сборник статей о русской революции. Нью-Йорк.: Телекс, 1991.-312с.

68. Илларион. Слово о Законе и Благодати //Красноречие древней Руси. (XI-XII вв.). М., 1987. С.50

69. Ильин А.Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А.Ильина: Дис. . канд. филос. наук. СПб. -243 с.

70. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. М.: ТОО «РАРОГЪ», 1993. -448 с.

71. Ильин И.А. Кошмар Бердяева // Н.А.Бердяев: pro et contra: Антология: В 2 т. СПб: Изд-во Рус. христ. гуман. ин-та, 1994. - 456 с.

72. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. статьи /Под ред. Н.Н.Полторацкого. М.: Св. Троицкий монастырь, 1991. - 367 с.

73. Ильин И.А. Россия есть живой организм. О русской идее //Русская идея. М.: Республика, 1992. С.429-443

74. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. /Сост., вступ. Ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1993

75. Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. (19031938). М,1999. 608 с.

76. Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. 576 с.

77. Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. М.: Русская книга, 2001. 528 с.

78. Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М.: Русская книга, 2001. 560 с.

79. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А.Маслин и др. М.: Республика, 2001. - 639 с.

80. История философии: Запад Россия - Восток. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн.З. - М., 1999. С.250-253

81. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Изд-во «Лань». 1998. С. 10

82. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.-704 с.

83. Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии. 2003. №7. С.4 21

84. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея //Русская идея. М., 1992. С.320-321

85. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. - 351 с.

86. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России // Вопросы философии. №6, 2000. С.87-91

87. Киреевский И.В. В ответ А.С.Хомякову //Русская идея. М. 1992. С.68

88. Киреевский И.В. Избр. статьи. М., 1984. С. 226-227

89. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - 246 с.

90. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. 2000. №6. С. 18 -31

91. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. 4.1 /Под ред. В.Л.Янина; Предисл и коммент. Составили В.А.Александров, В.Г.Зимина. М.: Мысль, 1987.-430 с.

92. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1992. -109 с.

93. Кожинов В.В. Победы и беды России: русская культура как порождение истории. Серия: История России. Современный взгляд М.: Алгоритм. 2000. - 445 с.

94. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. - 486 с.

95. Кондаков И.В. Культура России. 4.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории. М. 2000. - 356 с.

96. Кондратьева Л.Н. Культура России в концепциях Н.А.Бердяева и И.А.Ильина: опыт сравнительного анализа: Автореф. дис. . канд. культурол. наук. 24.00.01. Краснодар, 2002. 16 с.

97. Контарев A.A. Идея российской государственности. Монография. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000. 264 с.

98. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.- 575 с.

99. Корольков A.A. Философия права как компонент русской культуры //Философия права. №1, 2000. С.56-60

100. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М, 1990. С. 189

101. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XIII столетиях. М.: Республика. 1992. - 303 с.

102. Культура: теории и проблемы. (Т.Ф.Кузнецова, В.М. Межуев, И.О.Шайтанов). М.: Наука. 1995. - 279 с.

103. Лапин Н.И. Проблема социокультуной трансформации //Вопросы философии. 2000, №6. С.3-17

104. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 487 с.

105. Леонтьев К.Н. Храм и Церковь. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -636 с.

106. Линник Ю. Иван Александрович Ильин. //О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И.А.Ильина. Указ.собр.соч. Т.5. С.536

107. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин как правовед и государствовед. //Вопросы философии. №5. 1991. С.148-154

108. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-библиографический очерк. Т.1. с.5-36

109. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. №4. 1990. С.З

110. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. К.: «Kollegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. - 288 с.

111. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М: Политиздат, 1991. -525 с.

112. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

113. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. / Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, А.А.Яковлев. М.: Республика, 1994. - 432 с.

114. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

115. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). 2-е изд., доп. - СПб: Искусство -СПб», 1999.-415 с.

116. Лотман Ю.М. О динамике культуры //Труды по знаковым системам. Тарту, 1992. С.5-22

117. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв; Внутримыслящих миров; Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992). СПб.: Искусство, 2000. - 703 с. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 147

118. Львов Д.С. Образ новой России истоки формирования. // Вопросы философии. №4, 1998. С.3-18

119. Любимов Б.Н. О сопротивлении злу. //Новый мир. № 10, 1991. С.198-200

120. М.Ганди. Сатьяграха // Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. С. 167-174

121. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983

122. Маслин М.А. «Велико незнанье России.» //Русская идея. М.,1992. С.17

123. Маслин М.А. И.А. Ильин: философия духовного опыта // История русской философии. М, 2001. С. 497 508

124. Материалы «круглого стола»: Евразийская концепция современного российского государства // Философия права. 2000. №2. С.8

125. Межуев В.М. Культура как проблема философии //Культура, человек и картина мира. М., 1987. С.330

126. Межуев В.М. О национальной идее //Вопросы философии. 1997. №12. - С.3-14

127. Мелешко Е.Д. Толстовские земледельческие коммуны //Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-политические очерки / Под ред. Р.Г.Апресяна. М., 1996. - С. 157

128. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: систематическое учение и духовный опыт: Автореф. док. философ, наук. -М., 1999.-40 с.

129. Мельникова Е.В. Дуалистический антропологизм: эволюция понимания мужского и женского начал в истории европейской философии: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Екатеринбург. 1999. - 22 с.

130. Меняйло Л.Н. Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: концептуальная модель И.А. Ильина: Автореф. дис. . канд. политич. наук. Ростов на - Дону, 2002

131. Мережковский Д. Больная Россия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 272 с.

132. Мигунов А.Н. Феномен русского просвещения. Ежемесячная газета Смольненского университета от 1 августа 1999.

133. Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий. СПб, 1999. С.91. С.38

134. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник (Аграшенков A.B., Блинов Н.М., Бутырская И.Г. и др.). Росс, тамож. акад. М.: Вече, 2000. -623 с.

135. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб: Изд-во Царское Дело. 1995. С.336-340

136. Митрохин Л.М. Религия и культура (философские очерки). М.: Ин-т философии РАН, 2000 318 с.

137. Михайлов O.FI. О литературе русского зарубежья. //Проблемы изучения истории российского зарубежья. Сб.ст. М.: РАН. Институт российской истории. 1993. С.98-101

138. Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А.Аванесова, В.Г.Бабков, Э.В.Быкова и др. Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1994. -415 с.

139. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции, М., 1994. С.З

140. Некрасова E.H. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века.: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.03. М., 1998.-263 с.

141. Ненасилие: философия, этика, политика. /Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993.- 186 с.

142. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии: Монография. М: Изд-во РУДН, 2001. - 355 с.

143. Никандров Н.Д. Воспитание и религия // Советская педагогика. 1991. №12. - С.51

144. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания / Сочинения. М., 1995. С.44

145. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд.В.М.Скакун, 1999.-896 с.

146. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 328 с.

147. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. / Сост. М.А.Маслин. М.: Наука, 1990. 528 с.

148. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и русской философской культуре. ПО России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.-С.5^2

149. Образ России: Русская культура в мировом контексте. / Э.А. Баграмов, Ю.С.Борисов, А.Х.Вафо и др.; Под общ ред. академика Е.П.Челышева. М.: Азбуковница, 1998. - 416 с.

150. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А.Ильина // Государство и право. 1999. №6. С.84-93

151. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-политические очерки / Под ред. Р.Г.Апресяна. М.: Аслан, 1996. 287 с.

152. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. -464 с.

153. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? //Вопросы философии, 2002, №4. С.51

154. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? ( О чем думается после прочтения книги Ив. Ильина «О монархии и республике») // Вопросы философии. №6, 1996. С.76-84

155. Пилипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. 376 с.

156. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 г.г. Документы и материалы: / Сост. С.В.Константинов, под ред. А.Ф.Киселева. М.: Владос, 1999.-775 с.

157. Половинкина JI.M. О духовном своеобразии русского народа в религиозной философии И.А.Ильина // Православие и культура. -Н.Новгород, 2002. С. 190-192

158. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. №2. С.56-78

159. Поляков Ю.А. Русское зарубежье: проблемы истории. //Проблемы изучения истории российского зарубежья: Сб.ст. РАН, Институт российской истории, ассоциация «Родина» /Ред. Ю.А.Поляков, Г.Я.Тарле. М.: ИРИ, 1993. С.4-11

160. Постников K.P. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А.Ильина: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996. 16 с.

161. Прот. Д.Константинов. //Культурное наследие русской эмиграции: 1917-1940. В 2 кн. / Под общ. ред Е.П.Челышева, Д.М.Шаховского. М.: Наследие, 1994. С.222-228

162. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. 295 с.

163. Разин A.B. Русская идея и современная Россия: кризис и перспективы развития //Философские науки. 2001. №4. С.49-59

164. Режабек Е.Я. Кризис образования как катализатор кризиса культуры // Исторические основания взаимодействия культур / Отв. Ред. Е.Я. Режабек. -Ростов н/Д, 1999. Вып. 3: Проблемы противостояния культуры общественным деформациям. - С.20-47

165. Резник М.Ю. Культура как предмет изучения. //Личность. Культура. Общество. 2001. Т. III. Вып. 7. С. 176-195; Т. III. Вып. 2(8). С. 198-217

166. Ремизов A.M. Повести и рассказы. М., 1986. С.271

167. Реньш М.А. Идея государственности в социальной философии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. Хабаровский пед. ун-т. 1997

168. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика 1992. -399 с.

169. Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. М., 1994. 541 с.

170. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. С.222

171. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М.: Наука, 1991.- 192 с.

172. Российская политическая энциклопедия. М., 1998. С.210-217.

173. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. Кн. 1:. / Гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.-1023 с.

174. Руденко М.Ю. Философия пола. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001. - 128 с.

175. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х томах. Т.1. М.: Искусство, 1994. 539 с.

176. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; Предисловие A.B. Гулыги. М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с.

177. Русская интеллигенция: История и судьба: Сб. ст. Рос. акад. наук, научный совет по истории мировой культуры; / Сост. Т.Б. Князевская. М.: Наука, 1999.-423 с.

178. Русская философия права: философия веры и нравственности / А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников, А.И. Числов, C.B. Филиппова. СПб., 1997.-398 с.

179. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С.214-218;

180. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. /Сост. Солнцев Н.В. М., 2001. С.256

181. Русская философия: Словарь / Под общ. Ред. М.Маслина. M.: ТЕРРА-книжный клуб; Республика, 1999. - 656 с.

182. Русская цивилизация и соборность. / Вст ст. Е.С.Троицкий. M., L994. -250 с.

183. Русская эмиграция до 1917 года лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб.: Европейский Дом. 1997. - 247 с.

184. Русские. М.: Наука, 1999. - 828 с.

185. Русский народ: Терминология, исследования, анализ / Сост. Андреева А.Р., Кривошеев В.Д., Круговых И.Э.М.: Кучково поле, 2001. 384 с.

186. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. / Отв. Ред. Н.И.Канищева. -М.: РОССПЭН, 1997.-748 с.

187. Русское зарубежье. JT. : Лениздат, 1991. 43 8 с.

188. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI- X века). Иваново: «Юнона», 1999.-357 с.

189. Сабиров В.Ш. «Русская идея спасения». М., 1998.-415 с.

190. Сабиров В.Ш. Два лика зла (Размышления русских мыслителей о добре и зле). М.: Знание, 1992. 64 с.

191. Сагатовский В.Н. «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?». СПб, 1994

192. Саломони А. Эмигранты толстовцы между христианством и анархизмом. /Русская эмиграция до 1917 года - лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб.: Европейский Дом. 1997. С.112

193. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. - 608 с.

194. Серебрянников В.В. Войны России. М.: Научный мир, 1998. С.337

195. Синелина Ю.Ю. О характере секуляризации в России // Вопросы философии. 2002. №12. С.220 227

196. Сковорода Г.С. Сочинения. / Пер. с укр. А.Н.Гордиенко. Мн.: Современный литератор, 1999. 704 с.

197. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992.-351 с.

198. Слово Святейшего патриарха Алексия по случаю его избрания академиком в Российскую академию образования. //Педагогики. 1993, №3. С.21

199. Современная Русская идея и Государство. М.: Информационно-издательское агентство «Обозреватель». М., 1995. - 181 с.

200. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-До ну, Феникс, 1997. С. 191

201. Солженицын А.И. Образованщина. /Публицистика: В 3 т. Т.1.: Статьи и речи.-Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во. 1995. С.87-133

202. Соловьев B.C. Задачи христианского государства. /Л.А.Коган. О черновых записях- размышлениях В.С.Соловьева. //Вопросы философии. №10. 2000.-С.112-127

203. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Соч.: В 2 т. T.l М.: Мысль, 1988,- 892 с.

204. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. // Соловьев B.C. Литературная критика / Сост. и комм. Н.И. Цимбаева. М.: Современник, 1990.-421 с.

205. Соловьев B.C. Оправдание добра. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988, Т.2. -824 с.

206. Соловьев B.C. Речь на университетском обеде 8 февраля 1890 г. //Л.А.Коган. О черновых записях-размышлениях В.С.Соловьева. / Вопросы философии. №10, 2000. С. 123

207. Старые церкви, новые верующие. Под ред. К.Каариайнера, Д.Е. Фурмана СПб., М., 2000. 248 с.

208. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. - 990 с.

209. Степин B.C. Универсалии культуры и типы цивилизационного строительства. Гуманитарный ежегодник. 1 / Отв. Ред. Ю.Г.Волков. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. С.213-220

210. Степун Ф.А. Мысли о России //Современные записки. Париж, 1923. 317. Цит по: Новый мир, 1991, № 6, С.208.

211. Стернин Г.Ю. Взгляд русской эмиграции (первой волны) на культурную традицию России как опыт самопознания. //Культурное наследие русской эмиграции: 1917-1940. В 2 кн. Кн.1. М., 1994. С.278-287

212. Тарле Г.Я. История российского зарубежья: термины, принципы периодизации. // Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940. В двух книгах. Книга первая. / Под общ. Ред. Акад. Е.П.Челышева и проф. Д.М.Шаховского. -М.,-Наследие, 1994. С. 16-24

213. Толстой Л.Н. Мохандосу Ганди. Сентября 7. //Собр.соч.: В 22-х т., М.: Худож. лит. 1984. Т. 19-20. Письма. 1882-1919. С.732

214. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. в 90-т. М.: Терра. Т.46. С.268

215. Трубецкой E.H. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 512 с.

216. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм. //Русская идея. М., 1992. С.242

217. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. 383 с.

218. Тульчинский Г.Л. Проблема либерализма и эффективная «социальная технология» //Вопросы философии. №7. 2002. С. 17-25

219. Ф.Степун О будущем возрождении России //Степун Ф. Чаемая Россия. -М., 1999.-С.419

220. Федотов Г.П. Национальное и вселенское //О России и русской зарубежной культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. -М., 1990. -С.460-461

221. Федотов Г.П. Письма о русской культуре. // Русская идея. М., 1992. С.392

222. Федотов Г.П. Полное собрание статей: В 4 т. Т.1. Судьба и грехи России. Париж: «YMCA-PRESS», 1991. С. 173-184

223. Федотов Г.П. Русские философы. Антология. СПб., 1996Федотов Г.П. Указ. собр. - Париж: «YMCA-PRESS», 1982. Т.4. С.48

224. Федотов Г.П. Эсхатология и культура. // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 3. - М., 1995. С. 151

225. Философия культуры. Становление и развитие. СПб, 1998. - 448 с.

226. Философия образования и традиции русской школы. СПб: Изд-во христианского гуманит. ин-та, 1995. - 218 с.

227. Финько М.В. Культурологическая концепция И.А. Ильина в контексте духовного кризиса XX в. Ростов-на-Дону, 2002. - 246 с.

228. Флоренский П.А. Поли. Собр. соч. Т.1. М., 1990 368 с.

229. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: «Фолио», 2001. - 672 с.

230. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991

231. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

232. Ходасевич В. Колеблемый треножник. М., 1991. 527 с.

233. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. / Вступ. ст. и коммент. Б.Ф.Егорова. М.: Современник, 1988. - 462 с.

234. Хоружий С.С. О Старом и новом. СПб.: Алетея, 2000. - 476 с.

235. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии, 1999, №9. С. 139-147

236. Хренов H.A. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал. ЦРСС, 2002.-448 с.

237. Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. М., 1995.- 159 с.

238. Цивилизация. Культура. Личность. / Гаман-Голутвииа О.В., Злобин Н.С., Кантор В.К., Келе В.Ж., Российская академия наук, Ин-т человека: Отв. Ред. В.Ж. Келле. М.: Эдитореал УРСС, 1999. - 222 с.

239. Челышев Е.П. Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940. В двух книгах. Книга первая. / Под общ. Ред. Акад. Е.П.Челышева и проф. Д.М.Шаховского. М., - Наследие, 1994. С.5-14

240. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина. Автореф. канд. филос. наук. М., 1994. 18 с.

241. Шулепова Э.А. Культурное наследие русской эмиграции: 1917-1940. В 2 кн. Кн. 1. М.: Наследие, 1994. - С. 172-189

242. Этика ненасилия. М.: Философское общество СССР, 1991. 256 с.

243. Янин И.Т. Оправдание культуры или искусство жить в России. М.: РАУ-Университет, 1997. - 159 с.

244. Янов А.Н. Русская идея и 2000-й год. М., 1999. - 318 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.