Философия истинности героизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Лукьянова, Рушания Абдурахмановна

  • Лукьянова, Рушания Абдурахмановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 167
Лукьянова, Рушания Абдурахмановна. Философия истинности героизма: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Уфа. 2012. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лукьянова, Рушания Абдурахмановна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Познание и обоснование истины

1.1 .Методология познания и исследования истины

1.2. Критерии истинности

1.3.Истина в соотношении к истинности

Глава 2. Гносеологическая и онтологическая истинность героизма

2.1 .Гносеологические и онтологические аспекты в

исследовании истинности героизма

2.2.Эволюция взглядов на проблему истинного героизма

Глава 3. Герой и его истина

3.1. Истинный герой - духовная составляющая общества

3.2. Истина героя: долг и честь

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истинности героизма»

Введение

Взгляды на проблему истинности героизма непрерывно меняются. Мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является ли наше знание об окружающем нас мире, о человеке, природе, космосе, героизме истинными? Этими вопросами задавалось не одно поколение мудрецов. Поппер пишет «Всякое знание является человеческим знанием; что оно смешано с нашими ошибками, предубеждениями, мечтами и надеждами, что единственное, что мы можем делать - это искать истину, даже если она недостижима»1. И это не случайно, ибо именно истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека.

Актуальность исследования истинности героизма, отражает проблему духовности, поскольку герой имеет непосредственное отношение к познанию истины, выражая единство мужества и жертвенности, любви и сострадания, дерзости и смелости, воплощение идеи и идеального в жизни. Актуальность философского осмысления проблемы героизма как источника познания истинности заключается в том, что без экзистенциального переживания героя, нельзя выстроить ценностную систему взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру.

Актуальность исследования истинности героизма продиктована сложившейся в обществе атмосферы духовного кризиса, заложником которого стал современный человек. Общество исключает героизм из повседневной жизни людей, поскольку в нем господствует дух практического расчета и обывательского благоразумия. Выход из сложившейся ситуации видится в развитии отдельной личности, для которой героизм составляет одно из фундаментальных свойств человеческого бытия, важнейшей составляющей

1 Поппер K.P. Предположения и опровержения: рост научного знания: Пер. с англ. / K.P. Поппер. - М.: ООО «Издательство ACT» : ЗАО НГШ «Ермак», 2004. С.57.

человеческого духа, позволяющей проявить свою сущность, адекватную онтологической истинности Универсума.

Актуальность исследования истинного знания о героизме, вопрос о способах обоснования его достоверности и значимости в жизни человека -актуальная философская проблема, поскольку касается оснований человеческой нравственности и культуры. Истинное знание - есть величайшее благо, призванное помочь человеку в окружающем его мире. Оно необходимо для понимания самой сути героизма, предоставляя возможность обществу развиваться, гармонизировать окружающую его действительность, сохранять идеалы чести и достоинства личности. Актуальность знания истинной природы вещей в форме истинных знаний необходимо для человека, чтобы развить чувство прекрасного, идеального, героического; наполнить жизнь любовью и светом. Истинность человека, его деятельности во многом зависит от истинности его знаний. Без истинного знания невозможен прогресс общества.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на актуальность и важность проблемы истинности героизма, она редко выступает объектом специального научного и философского анализа. Публикации, в которых проблема истинности героизма все-таки исследуется, дают основание для утверждения, что философия истинного героизма как многогранного явления всегда созвучно эпохе, выдвигающей своих героев. «Поскольку героизм означает повышенное осознание личностью своего призвания - не щадя сил, вплоть до самопожертвования участвовать в осуществлении общего дела, - то его можно назвать позицией, которая придётся кстати в любую эпоху» .

Наиболее полное отражение данной проблемы содержится в трудах Д. Бруно, Дж. Вико, А. Рено, Г.В.Ф. Гегеля. Мыслитель и герой эпохи Возрождения Джордано Бруно проникся идеями безграничной любви к Истине. Пытаясь познать природу героического, Бруно исследует героические порывы (энтузиазм) собственной души, противопоставляя свои убеждения и знания

2 Хейзинга Й. «В тени завтрашнего дня». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heizin/index.php 09.12.2011.

средневековой ограниченности. Вопрос об истинной природе героизма прозвучал в работе итальянского философа Джамбаттиста Вико. «Героизм теперь по самой природе гражданственности невозможен... Поэтому нужно прийти к тому заключению, что героя в нашем смысле слова угнетенные народы жаждут, философы изучают, поэты воображают, но гражданская природа... не знает такого рода благодеяний»3. Книга Армана Рено «Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов» -своеобразная краткая историческая антология героических деяний, ставшая предметом исследования не для одного поколения ученых. Новый философский взгляд на историю героизма изложен Ф. Гегелем в работе «История философии», где совпадение индивидуальной самостоятельности личного дела и его всеобщего значения Гегель считает отличительным признаком «героического века», относя «героический век» к периоду становления государства и государственности.

Социально-психологические аспекты личности (героя) широко представлены в теории об архетипах у Карла Юнга. Согласно ей индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами, образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Идеи о природе и роли героического в общественной жизни высказывали М. Шелер, Н.Г. Чернышевский.

Осмыслению героизма применительно к жизни православного российского интеллигента посвящена работа русского философа С.Н. Булгакова «Героизм и подвижничество». Проблему личности и героизма с точки зрения православия затрагивают в своих работах H.A. Бердяев, А.И. Ильин, П.А. Флоренский, J1. Карсавин, Л.И. Шестов, В. Соловьев и другие религиозные философы.

В конце XIX - начале XX века тема героя и героизма берется на вооружение российскими марксистами, которые пересматривают историю

3 Вико Дж. Основания новой науки,-Л., 1940. С.295.

позиции классовой борьбы, героическими в ней признаются те образцы, которые отвечают идее революционного преобразования мира. Здесь привлекает внимание работа Г.В. Плеханова «К вопросу о роли личности в истории»; пропитанная идеалами революции работа Ж.П. Лафарга «Образование героического идеала»; лекция общественного деятеля советского периода A.B. Луначарского «Героизм и индивидуализм». Не меньший интерес вызывают работы В.В. Воровского, в которых автор подробно рассматривал историческую разницу в понимании героизма, связанную с разночинским и пролетарским этапами освободительного движения в России, где личное самопожертвование героев играло преобладающую роль, против насилия и гнета.

Отдельный интерес представляют собой работы отечественных исследователей героического эпоса, передающих любопытный материал для философских исследований. К ним относят работы А.Ф. Лосева, A.A. Тахо-Годи, Д.С. Лихачёва.

Проблема мифического героя и антигероя отражена в трудах философов башкирской школы: А.Х. Давлеткулова, С.А. Мухамедьянова, У.С. Вильданова, М. Бурангулова, З.Я. Рахматуллиной, Ф.М. Каримова, З.Н. Хабибуллиной, А.И. Киньябузовой, Е.В. Хазиевой, У. Атангулова, Е.С. Ефимовой. Идеи героизма и патриотизма содержат работы М.Х. Янборисова, Ш.Н. Зайнетдинова, М.М. Садриева, В.В. Гонеевой, М.А. Бикмеева, К.Ш. Ахиярова, К.А. Якупова.

О героизме и героях в несколько ином направлении размышляет представитель русской дореволюционной социологической школы Н.К. Михайловский в трудах «Герой и толпа», «Снова о герое», где героем выступает критическая личность, умеющая подчинить толпу своей воле. Тему героя и толпы затрагивают и зарубежные социологи Г. Тард, Г. Лебон. Среди социологических исследований представляет особый интерес работа П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», опубликованная в 1913 году, в которой автор вскрывает механизм воздействия социума на личность

при помощи кар и наград вырабатывающего желательное («услужливое») и подавляющее нежелательное (преступное) поведение.

Фундаментальная концепция Н.К. Рерих и Е. И. Рерих дает возможность понять роль героизма в эволюции человечества как органической части единой системы мироздания. Философия космической реальности раскрывает место героизма в структуре одухотворенного Космоса. Академик JI.B. Шапошникова рассматривает героизм как метаисторическую реальность, которая связывает земные исторические процессы с космической эволюцией.

Исходя из того, что феномен героизма можно рассматривать как целостную многокомпонентную систему, его исследование является многогранным процессом осмысления в различных аспектах: философском, историческом, культурологическом, этическом, эстетическом,

психологическом, социологическом и других.

Нравственно-эстетический подход в изучении героизма исследуется в трудах: Ю.Б. Борева, А.Я. Еремеева, О.Г. Дробницкого, А.Н. Илиади, М.С. Кагана, J1.H. Столовича, С.Х. Раппопорта, Н.И Киященко, Г.И. Кучеренко, Н.С. Лавринюк, B.C. Мовчан, И.С. Пономаревой и др. Аспекты героического раскрывает в своей работе «Рай обреченный» С.Л. Слободнюк. Вот что он пишет: «И радостно примет своих героев дивный новый мир. И навстречу отважным безумцам, сверкая многоцветьем невиданных красок, распахнет свои объятия рай обретенный! Рай обреченный...»4.

По-новому позволяют осмыслить истоки формирования героических образов антропологические и этнографические исследования К. Леви-Строса, Д.Фрезера, Э. Кассирера, С. Лангера, Д. Кэмпбелла, М. Элиаде, М. Мосса.

Идеалистический и религиозный аспекты рыцарства как модификации героизма раскрывают работы зарубежных историков исследователей Ж.Ж. Руа, Ф. Кардини, Ж. Флори, этический аспект - работа польской писательницы М. Оссовской «Рыцарь и буржуа».

4 Слободнюк С.Л.Рай обреченный: Утопическая архетипика в правовых исканиях русской мысли: монография.-СПб.: Наука, 2010. С.218.

Педагогический и гуманистический подход в освещении темы героизма раскрывается в работах: P.M. Асадуллина, А.К. Быкова, З.Т. Гасанова, В.И. Лутовинова, И.И. Валеева, Э.Ф. Виртяковой, Б.З. Вульфова, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Вырщикова, A.C. Гаязова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, A.C. Запесоцкого, Д.С. Лихачева, A.B. Мудрика.

Немало работ, пропагандирующих героизм, появилось в рамках марксистко-ленинской этики. Среди них труды: Д.А. Волкогонова, Ф.А. Селиванова, В.П. Шестакова, И.М. Сушкова, А.Я. Осадчего, А. Борщаговского, И.В. Мостовой, В.И. Карасик, О.Г. Прохвачевой, Э.В. Грабаровой.

У представителей соционики - одного из современных направлений социологической школы, вскрываются механизмы установления личностных отношений (героя; лидера) в различных сферах общественной жизни (В.Н. Антошкин, А. В. Аушра, В.В. Гуленко, П.Д. Павленок и др.)

Познание героического раскрывается при исследовании психологии личности у Ф. Брентано, У. Джеймса, Я.Л. Морено - основателя психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, Р. Дебре - основателя медиологии, медиократии (власти медиума, посредника, «посредственности»).

Общетеоретическое значение имеют воспоминания советских полководцев среди которых: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров, А.И. Антонов, С.К.Тимошенко, К.И. Мерецков.

Звучание и познание героизма менялось, сохраняя истину и тот образ, который представлял ценность для людей вне зависимости от их принадлежности к разным временным и культурно-историческим традициям. Исследователи Ю. Китаяма и А. Морис подчеркивают моральную исключительность героя, относя главный критерий героизма к жертвенности, к готовности умереть, придавая тем самым героизму печать трагической обреченности и демонстрируя величие духа героя.

Известна и знаменитая работа Т. Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» как образец восхищенного преклонения перед

историческими героями, исследующая истину появления героев в истории, их влияние на прогресс всего человечества.

Глубоки по своему содержанию работы философа X. Ортега-и-Гассета. Внутренняя сила, которая присутствует у его героя, вытесняет инстинкт самосохранения и следом за ним исчезает страх смерти.

Интересные аспекты героизма рассмотрели следующие авторы: К. Гамсун, Г. Д'Аннунцио, Р. Киплинг, Ф. Ницше, И Хейзинга, П. Рикер, К. Ясперс, Я. Дюркгейм, А. Тойнби, М. Вебер, К. Маркс, Ф.Энгельс, Э. Дженкинс, Я. Буркхардт, Х.Р. Олкер, В.Дж. Ленерт, Б. Бетельгейм.

Среди современных исследований героизма выделяются работы Ю. Мисимы «Голоса духов героев», Ю. Китаямы «Героический этос», Б. Казенса «Портреты героев», Н. Коупленда «Психология солдат», С. Кука «Героизм в истории», Д. Арну «Семь столпов героизма». Привлекательны работы зарубежных авторов М. Shermer, А. Schuller, M.W. Jason, и др.

Осмысление проблемы истинности героизма невозможно без изучения работ Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Конфуция, Фомы Аквинского, Н. Кузанского, Д. Бруно, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ф. Бэкона, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Гуссерля, А. Тарского, Р. Карнапа Э. К. Попера и др. Значительный вклад в формирование концепции онтологической истинности, позволившей исследовать внутренние источники героизма, внесли современные российские философы: П.Л. Кулиш, М.А. Лифшиц, A.M. Коршунов и др. Проблема «истина» привлекала внимание современных философов среди которых: Ф.И. Хасхачих, П.В. Копнин, И.С. Нарский, И.В. Ильенков, Г.В. Лобастов, В.Ф. Асмус, В.В. Мантатов, И.Т. Касавин, B.C. Хазиев, А.Я. Канапацкий, А.Ф. Кудряшов, В.Н. Финогентов Б.С. Галимов, И.Т.Фролов, Э.М. Чудинов. Поиску истины через правовой нигилизм посвящена работа П.А. Горохова «Правовой нигилизм: опыт философского анализа». Идеи свободы, духовной индивидуальности, основы российской ментальности, ценностное бытие человека и их роль в познании истины изучены A.M. Максимовым, Ю.Д. Коробковым, А.Б. Невелевым, A.B.

Лукьяновым. Вопросы истины в рамках культурологического исследования затрагиваются в работах В.Л. Бенина. Интересные исследования проблем истины у представителей уфимской философской школы: Ю.А. Абдрашитова,

A.Р. Ахметова, Д.И. Бахтизиной, А.Р. Гареева, A.M. Рудакова, Е.В.Хазиевой, Н.В. Хазиевой, Р.Х. Лукмановой и др. Ценные положения для осмысления теоретических аспектов заданной темы содержатся в трудах A.A. Баталова,

B.Н. Бондаренко, Е.В. Дегтярева, В.Ф. Романова.

Анализ исследования истинности героизма позволяет выделить те его аспекты и стороны, которые остались вне рамок анализа и не получили достаточной разработки. К ним можно отнести: 1) установление структурных связей понятий «истинный героизм» и «ложный»; 2) выделение истинного героизма в качестве самостоятельного объекта исследования; 3) выявление отношения истинного героя к общепризнанным культурным ценностям.

Целью исследования является философский анализ, раскрытие содержания и определение истинности героизма в его онтологическом аспекте.

Цель определила задачи:

1. Рассмотреть вопросы методологии познания и исследования истинности.

2. Исследовать проблему истинности героизма в истории философской мысли, интерпретируя героизм в широком контексте мифологических, этических и социально-политических факторов, одновременно выявляя его инвариантность в ключевых проявлениях.

3. Аргументировать вывод о том, что главным основанием истинности героизма является - истинный герой, составляющий духовную основу общества.

Объектом исследования выступает истинность героизма.

Предметом исследования являются онтологические и гносеологические аспекты истинности героизма.

Методологическая база исследования. В качестве методологической основы выступает парадигма, в соответствии с которой героизм не реализуется

до конца, а вечно осваивается. Методологией исследования истинности героизма является исторический, диалектический и онтологический подходы с использованием методов системного, структурно-функционального, морфологического анализа, принципов единства исторического и логического, а также восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическую основу исследования составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально-философские проблемы онтологии истинности героизма.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении оригинального философского анализа онтологических и гносеологических аспектов истинности героизма.

На защиту выносятся следующие положения, содержащие научную новизну:

- раскрыта вероятностная природа истинности, состоящая в недостаточно определенной и учитываемой ограниченной области ее функционирования, в неполноте, неточности (приблизительности) ее содержания и специфичности ее человеческих сознательных форм;

обосновано, что истинность героизма порождается своими онтологическими основаниями, посредством которых героизм воплощается в содержании социокультурного поля;

- доказано, что истинность героизма определяется соотношением двух измерений: внутреннего - личностного богатства бытия человека в масштабах абсолюта, и внешнего - конкретно-исторических условий, где личностные качества человека служат прогрессу;

- выявлено, что онтологическая истинность героизма проявляется в том, что истинный героизм есть бытие, опосредованное нравственным духом всего социума, а не только отдельного сословия, касты или иной группы;

- создана классификация подходов, раскрывающая природу истинного героизма: истинность героизма может быть интеллектуальной,

провиденциальной (Д. Бруно, Т. Карлейль); заложена в биологическом инстинкте человека (X. Ортега, М. Лившиц); сокрыта в харизме героя (М. Вебер, С. Морено); коэволюционной т.е. сокрыта в его единении с Космосом (Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Л. Шапашникова); раскрывается в подвижнической деятельности героя (H.A. Бердяев, И. Ильин); заложена в энтузиазме героя (Д. Волкогонов, Д. Мовчан и др.); сокрыта в служении герою, а не герой служит для общества (Ю. Китаяма, А. Морис); истинность героизма в человеческой гордости и самоуважении, в сильной воле героя (Д. Юм, Ф. Ницше); раскрывается в массовости (В. Плеханов, В. Ленин и др.); заложена в принадлежности к тому или иному архетипу (К. Юнг, Р. Дебре).

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии истинной природы героизма; выявлении его онтологических оснований, определяющих героизм как реальность онтологического плана; в осуществлении синтетического подхода к исследованию проблемы познания истины, позволяющего исследовать основание истинности героизма. Положения и выводы исследования могут служить основой новой концепции онтологической истинности героизма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы могут быть использованы для разработки курсов лекций по дисциплине «Онтология и теория познания», «Социальная философия», а также в процессе подготовки спецкурсов, в практике патриотического и нравственного воспитания.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на различного рода конференциях (международных, всероссийских, республиканских и т.п.). Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии, социологии, политологии БГПУ им. М. Акмуллы и рекомендована к публичной защите. По теме диссертации опубликовано 17 работ, в том числе 3 из них входят в перечень ВАК.

Структура диссертации состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 297 наименований. Общий объем диссертации - 167 страниц

Глава 1. Познание и обоснование истины

В данной главе рассмотрено содержание и структура истинности знаний и вещей (гегит); выявлены логико-методологические основания исследования, такие как: последовательное включение проблемы истины в общий контекст гносеологической проблематики, открывающие возможности рационального познания истины в рамках современной онтологии.

1.1. Методология познания и исследование истины

Проблема познания связана с поиском истины. Представляет ли она собой саму действительность или отражение ее в чувствах или мыслях людей? Одна ли она для всех людей или у каждого должна быть своя индивидуальная истина? Возможно ли ее познание? Это лишь немногое, что предстоит выяснить в связи с поисками ответа на главный «пилатовский» вопрос: что есть истина?

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы нам необходимо определиться с теми трактовками истины и истинности, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем нашем исследовании.

Мы сознательно выбираем позицию признания категории «истина» как общефилософской, т.е. применения ее как в онтологии; так и в гносеологии.

Способно ли мышление проникнуть в истинную сущность вещей? Чем истинная сущность отличается от ложной? Именно это мы и попытаемся выяснить.

Можно считать, что Гераклиту принадлежит философское представление о разумной основе всего истинного. По его мнению, все человеческие законы определяются единым, божественным - Логосом и общим мышлением. Все желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее. Позже эту мысль развил Сократ - философ, чье имя часто отождествляют с самим духом философии. Сократ, не написавший ни строчки сочинений (ибо считал, что

14

письменное слово является мертвым и отчужденным, а истина хоть и едина для всех, но каждому открывается по-своему, неповторимо), оставил после себя колоссальное духовное наследие: пример своей жизни, свой метод и своих учеников, которые продолжили его дело - в поиске истины и блага. Сократ пользовался методом майевтики («повивального искусства») - приведения людей к истине, поскольку он был убежден, что истину нельзя внушить человеку из вне. «Сократ действительно явился тем мыслителем, который в хаотической путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты»5. О себе философ говорил, что никогда никого ничему не учил, и не препятствовал другим задавать ему вопросы. По Сократу, оказывая помощь в рождении истины, участие философа не решающее, так как она все же должна рождаться сама в душе и разуме человека. И если кто-то не замечает объективной истины, то это вовсе не означает, что ее нет. Она едина для всех, общеобязательна и объективна, то есть существует вне нас и независимо от наших желаний, но в то же время она бездонна и многогранна, кроме того, она познается и каждому открывается по-особому. Истина есть и она одна, но она бесконечна, и каждый видит лишь ее фрагмент, частицу, сторону. Невозможно говорить, что она есть нечто уже определенное, совсем известное, раз навсегда найденное и установленное. Даже наоборот, единственное, о чем можно точно знать - это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо постичь. Сократ осознал «свободу истины» без ее принуждения. «Сократ...осмелился поставить истину выше Афин, разум -выше узкой национальности; он относительно Афин стал так, как Петр I относительно Руси» - писал А.И. Герцен. Маркс назвал жизнь Сократа «олицетворением философии», которая имеет для нас современное звучание как ярчайший пример нерасторжимости Слова и Дела, бескорыстного служения Истине и Добру.

Ученик Сократа, Платон, рассматривая категорию истины, пришел к выводу о том, что она имеет независимый от мнения людей характер. Поиску

5 Фомичев H.A. Во имя Истины и Добродетели: Сократ. Повесть-легенда.- М.: Мол. Гвардия, 1984. С.189.

15

высших истин он посвятил свою жизнь, используя учение об общечеловеческой истине в решении проблем бытия. Истина Платона -высшее благо для философа. «Платон уверен, что цель его усилий достижима, что «идеи» блага, истины красоты - истинно сущие реальности»6.

Наиболее совершенным и завершенным теоретическим выражением эллинского осмысления истины, как чего-то изначального, благого, прекрасного и бытийного, явились размышления Платона об «эйдосах». По Платону эйдосы - это истинное бытие, то, что позволяет миру быть и делает вещи тем, что они есть, а человеку дает возможность что-то знать о вещи. Эйдосы выступают одновременно и прообразами (по-гречески: «парадигмами») чувственно воспринимаемых вещей, предшествующими им, и их целями, поскольку всякая несовершенная вещь стремится полностью воплотиться, сбыться, достичь цельности. Учение Платона о мире вещей воспринимаемых посредством чувств, ни есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного, совершенного и истинного. Благодаря эйдосам мы через единое постигаем многое, через вечное постигаем временное, через неподвижное - становящееся, а через действительное и (идеальное) - случайное и несовершенное. И все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то образом они «причастны» ему. А именно: всем, что в них есть истинного сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам. Эти причины - формы вещей, которые постигаются только умом. Платон называет их «видами» и «идеями». «Местопребывания «идей» занимает область «бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души -разуму»7. Каждому классу предметов чувственного мира соответствует в бестелесном мире некоторый «вид», или «идея» - «вид» коня, «идея» коня. Эта «идея» - то, что всякого чувственного воспринимаемого коня делает конем, и

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лукьянова, Рушания Абдурахмановна, 2012 год

Библиография

1. Ажажа В. Г. Контуры философской парадигмы / В. Г. Ажажа // Филос. науки. - 2001. - № 3. - С. 87-104.

2. Айер А. Д. Язык, истина и логика: перевод статьи 1946г./ А. Д. Айер // Логос. - М., 2006. - № 1. - С. 61-72.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

4. Анисимов А. М. Проблема реальности в семантической теории истины / А. М. Анисимов // Труды научно-исследовательского семинара Логического Центра Института философии РАН. - М., 2004. - Вып. 17.

5. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 253 с.

6. Антология мировой философии: В 4-х т. М.: Мысль, 1969-1972.

7. Антошкин В. Н. Коммуникативная деятельность в социальной работе: монография / В. Н. Антошкин; Башк. гос. ун-т. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. -224 с.

8. Аристотель. Метафизика / Аристотель / Соч.: В 4-х т. - М.: Мысль, 1976. -Т. 1.-С. 63-367.

9. Арсланов В. Г. «...Гибель правды есть ее победа» (философия и этика Г.Лукача и Мих.Лифшица в свете их переписки). Вопросы философии №1, 2011г. С.116-121.

10. Арутюнова Н. Д. Истина. Добро. Красота: взаимодействие концептов / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. - М., 2004. - С. 5-29.

11. Базулева Т. Л. Истина красоты и красота истины: (вариации на тему философско-эстетических рассуждений Аристотеля и Шеллинга) / Т. Л. Базулева // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения.- СПб., 2002. -Вып.1. - С. 39-56.

12. Башкирский народный эпос. Урал-Батыр. - Уфа: 1986. - 160 с.

13. Бездухов В. П. Истина и ценность в педагогической науке / В. П. Без духов // Известия Рос. акад. образования. - 2006. - № 1. - С. 3-13.

14. Бенин В. Л., Хазиев В. С. Истина и культура философского мышления: монография. - Уфа: Вагант, 2-е изд., 2008.- 352 с.

15. Бердяев Н. А. Истина Православия / Н. А. Бердяев // Человек. - 2003. - № 4. -С. 128-135.

16. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 1993.

17. Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда. М., "Вехи" (Сборник статей о русской интеллигенции, 1909. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.ruslib.org/books/avtor_neizvesten/vehi_sbornik_statey_o_russkoy_i ntelligencii_1909-read.html 12.10.10.

18. Бердяев И. А. Философии я свободного духа. М., 1994.

19. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - 1989.

20. Бикмеев М. А. Башкортостан в годы второй мировой войны 1939 - 1945. Уфа: 2000. - 352 с.

21. Билалов М. И. Истина. Знание. Убеждение: монография / М. И. Билалов. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990. - 172 с.

22. Бондаренко В. Н. О новой метафизике / В. Н. Бондаренко // Бытие человека: сб. статей / под ред. проф. В. С. Хазиева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. - С. 38-48.

23. Бондаренко В. Н. Социальная диалектика как диалектический антропологизм / В. Н. Бондаренко // Истины человеческого бытия: сб. статей / научный ред. проф. В. С. Хазиев. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - С. 151-157.

24. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. - Волгоград: ВолгГАСА, 1999. - 120 с.

25. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953.- 211 с.

26. Бруно Дж. Философские диалоги. М.: Алетейа: Новый Акрополь, 2000. -317 с.

27. Брутян Г. А. К вопросу о соотношении логической и гносеологической истины / Г. А. Брутян // Вопр. философии. - 1986. - № 3. - С. 17-26.

28. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/vehi/bulgakov.html 25.11.10.

29. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории Текст. М.: РОС- СГТЭН, 2004. - 560 с.

30. Бэкон Ф. Новый Органон / Фрэнсис Бэкон // Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - С. 5-214.

31. Валитов О. К., Умеркаев Ф.Г., Шишова Г.Ф. Отстоим Победу - отстоим Россию: Учебное пособие. - Уфв: РИЦ БашГУ, 2010. - 234 с.

32. Вахитов Ф. Н., Камалова Н.И. Слава башкирских конников,- Уфа: 2007.276 с.

33. Вейнгартнер П. Фундаментальные проблемы теорий истины / Пауль Вейнгартнер; пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2005. - 346 с.

34. Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. №» 2010 г. Янборисов М.Х. Жизнь опаленная войной ( К 85 летию со дня рождения З.В.Каримова) стр. 26-32.

35. Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 237 с.

36. Визгин В. П. Проблемы истины в историко-научных исследованиях / В. П. Визгин // Вопросы истории естествознания и техники. - М., 2007. - №1. - С. 3-20.

37. Вико Джамбаттиста Основания новой науки об общей природе наций, «REFL-book» - «НСА» Москва-Киев, 1994.- 656 с.

38. Вильданов У. С. Человек в трансцедентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ / У. С. Вильданов. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 2006.-418 с.

39. Вильданова Г. Б. Гносеологический анализ мудрости и истины / Г. Б. Вильданова; Башк. гос. ун-т.- Уфа: Изд-во БГУ, 2001. - 158 с.

40. Витгенштейн JI. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 436 с.

41. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале Текст. М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2003. — 312 с.

42. Волков В. Н. Истина как проблема / В. Н. Волков // Истина и пути ее постижения. - Иваново, 2006. - С. 4-34.

43. Волкогонов Д. А. Феномен героизма: (О героях и героическом). - М.; Политиздат, 1985. - 263 с.

44. Волошин В. В. «Герой и подвижник» (Антропология революции С.Н. Булгакова) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iai.donetsk.Ua/_u/iai/dtp/CONF/l 2/articles/sec4/s4a3 .html. -19.02.10.

45. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

46. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997.- 494 с.

47. Галимов Б. С. Сущность принципов научного познания // Диалектика как методология научного познания. Уфа: Изд-во БашГУ, 1976. С. 40-56.

48. Гареев А. Р. Структурные компоненты моделирования и его истинности / А. Р. Гареев; науч. ред. В. С. Хазиев. - Уфа: БашГПУ, 2001. - 37с.

49. Гачев Г. Д. Слово и смысл. Слово и истина. / Г. Д. Гачев // Философия хозяйства. - 2005. - № 3. - С. 139-149.

50. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Т.1: Наука логики / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: Мысль, 1975. - 452 с.

51. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 2000.- 477 с.

52. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Т. 3: Философия духа / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.

53. «Говорят погибшие герои». Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков. (1941-1945 гг.) 4-е, испр. И доп. Изд. М., Политиздат, 1973. - 495 с.

54. Голбан Н. В. Проблема истины и проблема значения в учении Сократа / Н. В. Голбан // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. - Тамбов, 2007. - Вып. 2. - С. 24-33.

55. Гесиод. Полное собрание текстов Текст. / вступ. ст. В. Н. Ярко ; ком-мент. О. П. Цыбенко В. Н. Ярко. М.: Лабиринт, 2001. — 254 с.

56. Гомер. Илиада Текст.: поэма / пер. с древнегреч. Н. Гнедича ; авт. пре-дисл. А. Нейхардт. М.: Лабиринт, 2001. — 254 с.

57. Гомер. Одиссея Текст. / пер. с древнегреч. В. А. Жуковского ; рис. А. Г. Трагоут, В. Г. Трагоут ; ред. Н. Т. Фефелова. СПб.: Светлячок, 2001. - 509 с.

58. Горбатов В. В. Три аспекта истины в концепции Г. Фреге / В. В. Горбатов // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. -СПб., 2004. - С. 242-244.

59. Горохов П. А. Правовой нигилизм: опыт философского анализа / П. А. Горохов. - Оренбург, 2000. - 182 с.

60. Горфункель А. X. Джордано Бруно. Изд. «Мысль», М., 1965.- 207 с.

61. Государственный архив РБ. Фонд 122, опись 28, дело 16.

62. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество / Б. С. Грязнов. - М.: Наука, 1982.-256 с.

63. Гудинг Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: учеб. пособие / Д. Гудинг, Дж. Леннокс; пер. с англ. - Ярославль: Норд, 2004. -Т.2, кн. 1. -374 с.

64. Гусев Д. А. Великие философы. - М.: ACT : Транзиткнига, 2005 - 462 с.

65. Гутнер Г. Б. Истина и воображение / Г. Б. Гутнер // Истина и благо: универсальное и сингулярное. - М., 2002. - С. 38-65.

66. Давлеткулов А. X. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса: опыт социально-философского анализа: монография / А. X. Давлеткулов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 1998. - 213 с.

67. Данилов В. Н. Аналитический дефляционизм как стратегия элиминации понятия истины / В. Н. Данилов // MONSTERA. - М, 2003. - Вып.З. - С. 211-224.

68. Данилевский Н. Я. Россия и Европа Текст. / сост. послесл., коммент. С. А. Вайгачеа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

69. Дегтярёв Е. В. Объект технического знания как предмет философского анализа / Е. В. Дегтярёв // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: в 2-х т. - Магнитогорск, 2006. - Т. 1. -С. 195-199.

70. Декарт Р. Избранные произведения / Рене Декарт; пер. с франц. и латин. -М.: Госполитиздат, 1950. - 710 с.

71. Делез Ж. Логика смысла. М.; Екатеринбург: Раритет: Деловая кн., 1998. -472 с.

72. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: Бе. Фонд Сороса: «Армита - Маркетинг, Менеджмент», 1997. - 192 с.

73. Деннет Д. Постмодернизм и истина / Д. Деннет // Вопр.философии: -2001.-№8.-С. 93-100.

74. Джагарова Г. М. Работа П. А. Флоренского «Священное переименование»: начало поиска истины имени / Г. М. Джагарова // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 2. - С. 256-259.

75. Доброхотов А. Л. Оправдание истины как философский замысел Вл. Соловьева / А. Л. Доброхотов // Владимир Соловьев и культура Серебряного века. - М., 2005. - С. 60-67.

76. Докучаев И. И. Проблема истины и бытия в трансцедентальной философии / И. И. Докучаев // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - С. 53-62.

77. Дорохова O.A. Героический этос в истории морали Текст. : дис. . канд. филос. наук : 09.00.05. М., 2005. - 150 с.

78. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М.-Л.:, 1996. - 328 с.

79. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М.: Праксис, 2003. 448 с.

80. Дюркгейм Э. Самоубийство Текст.: социологический этюд : пер. с фр. — СПб.: Союз, 1998.- 192 с.

81. Ерахтин А. В. Проблема истины в философии постсоветской России / А.В. Ерахтин // Истина и пути ее постижения. - Иваново, 2006. - С. 24-32

82. Ерошин А., Сайтов С. Славные сыны Башкирии. - Уфа: 1966. - 479 с.

83. Ефименко М. Н. Проблемы истины в социально-гуманитарном познании / М. Н. Ефименко // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. - Оренбург, 2006. -С. 29-36.

84. Железнов Ю. Д. Представления об Истине, Добре и Красоте как основа взаимопонимания конфессий / Ю. Д. Железнов // Филос. науки. - 2003. -№ 9. - С. 93-99.

85. Жуари Ж.-П. Истина и заблуждения [Текст] / Жан-Пьер Жуари; пер. с франц. //Вопр. философии. - 1987. - №4. - С. 127-129.

86. Заблуждение / Э. Ильенков, Й. Элез, Н. Мотрошилова, П. Гайденко // Философская энциклопедия: в 5-ти т. / гл. ред. Ф. В. Константинов. - М.: Сов. энциклопедия, 1962. - Т. 2. - С. 144-147.

87. Захаров А.И. Гордость и слава 16-й кавдивизии..- Уфа: 1990. - 120 с.

88. Захаров В.Д. Истина в науках о природе / В.Д. Захаров // Вестн. Рос. ун-та Дружбы народов.Философия. - М., 2002. - № 3.

89. Зедльмайр X. Искусство и истина. [Текст]: о теории и методе истории искусства / Ханс Зедльмайр; пер.с нем. - М.: Искусствознание, 1999. -367 с.

90. Зоткина О. Я. «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского: автор и герой / О. Я. Зоткина // Контекст: Лит.-теорет. исслед. - М., 2003. -С. 122-135.

91. Ибн Рутттд. Опровержение опровержения (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М.: Наука, 1961.

92. Иващук О. Ф. Пространство-время у Канта и трудности конституирования единства «я» как условия возможности истины / О. Ф. Иващук // Человек. Наука. Цивилизация. - Ростов н/Д, 2005. - Вып.2. - С. 35-45.

93. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1974. - 271 с.

94. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

95. Ильина Т. А. О концепции очевидности истины / Т. А. Ильина // Философия. Наука. Культура. - М., 2003. - Вып. 2.

96. Иоанн Дуне Скот. Об истине в вещах и истине в разуме [Текст] / Иоанн Дуне Скот; пер. с латин. Д. В. Смирнова // Человек. - 2009. - № 5. - С. 9799.

97. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. -№ 9.

98. Казютинский В. В. Истина и ценность в научном познании / В. В. Казютинский // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. -СПб., 1999.-С. 87-104.

99. Камнева JI. С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / JI. С. Камнева // Филос. науки. - 2007. - №3. - С. 37-46.

100. Канапацкий А. Я. Теоретические аспекты исследования феномена человеческой духовности: монография / А. Я. Канапацкий, Н. А. Канапацкий. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 112 с.

101. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. О. Лосского. - СПб.: Изд-во «ТАЙМ-АУТ», 1993. - 477 с.

102. Карасик В. И. Этноспецифические концепты Текст. // Иная ментальность / В. И. Карасик О. Г. Прохвачева, Я. В. Зубкова, Э. В. Грабарова. М.: Гнозис, 2005.-С. 8-101.

103. Карлейль Т. «Герои, почитание героев и героическое в истории» - М.: Эксмо. 2008 - 864 с. - (антология мысли).

104. Карлейль Т. Теперь и прежде Текст. М.: Республика, 1994. — 415 с.

105. Карсавин JI. П. «Философия истории». - М: ACT: ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 510 с.

106. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе / Эрнст Кассирер // Кассирер, Э. Избранное: Индивид и космос. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 391-413.

107. Касьянова К. О русском национальном характере Текст. / Ксения Касьянова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003,- 560 с.

108. Качанов Ю. Л. Истина и политический контекст в научных практиках социологов / Ю. Л. Качанов // Социол. исслед. - 2005. - № 9. - С. 14-22.

109. Кашин В. В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания / В. В. Кашин. - Уфа: Изд-во БГУ, 2000. - 184 с.

110. Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. Изд. «Мысль», М., 1980.- 197 с.

111. Комт-Спонвилль А. Ценность и истина / А. Комт-Спонвилль; пер. с фр. -Самара: Самарский ун-т, 2002. - 254 с.

112. Кондрашов В. А. Новейший философский словарь. / В.А.Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. - Изд. 3-е -Ростов н/Д.; Феникс, 2008. - 668 с.

ПЗ.Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки / П. В. Копнин. - М.: Мысль, 1994. - 568 с.

114. Корнев Г. П. Идеонормативная концепция истины / Г. П. Корнев // Мир человека. - Н.Новгород, 2003. - Вып.2 - С. 217-237.

115. Королева В. В. Истина есть антиномия и не может не быть таковой: (принцип антиномизма в философии П. А. Флоренского) / В. В. Королева // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования: история и современность. - Н. Новгород, 2004.

116. Косыхин В. Г. Терминология разрыва [Текст]: Хайдеггер и вопрос об историчности истины в метафизике / В. Г. Косыхин // Парадигма: очерки философии и теории культуры. - СПб., 2006. - Вып.З. - С. 25-32.

117. Красильников М. Г. Истина в науке и культуре / М. Г. Красильников; Барнаул, гос. пед. ун-т. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - 181с.

118. Кривощекова Г. А. «Герои и героизм в культурно-исторической бытии народов Европы и России: автореферат диссертации канд. филос. наук (24.00.01). Тюмень, 2003. - 17с.

119. Кротков Е. Эпистемологические образы научной истины / Е. Кротков // Обществ, науки и современность. - 1995. - №6. - С. 123-124.

120.Куайн У. ван Орман. Слово и объект [Текст]: пер. с англ. / Уиллард Ван Орман Куайн. - М.: Логос: Праксис, 2000. - 385 с.

121. Кузнецов Е. Д. Древо истины: историко-философское эссе / Е. Д. Кузнецов. - Тюмень: Истина, 2003. - 179 с.

122. Куртц П. Мужество стать. Добродетели гуманизм Текст. М.: Рос. Гуманистическое общество, 2000. -160 с.

123.Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лиц Текст. / пер. с англ. — Киев: София, 1997.-336 с.

124. Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности Текст. // Текст. Структура и семантика. -М., 2001. - С. 92-100.

125. Лазарев Ф. В. Проблема истины в социально-гуманитарных науках: интервальный подход / Ф. В. Лазарев, С. А. Лебедев // Вопр. философии. -2005.-№ 10.-С. 95-115.

126. Левин Г. Д. В споре рождается истина? / Г. Д. Левин // Вопр. философии. -2002. -№ 11.-С. 48-59.

127. Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике / Готфрид Вильгельм Лейбниц // Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1982. - Т. 1. - С. 125-163.

128. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч..- 5-е изд. - Т.18. - С. 7-384.

129. Лимонов И. Б. Проблема субъективности истины: автореф. дис. канд. филос. наук (09.00.01) / И. Б. Лимонов; Ивановский гос. ун-т. - Иваново, 2004. - 30с.

130. Липский Б. И. Практическая природа истины / Б. И. Липский. - Львов: Изд-во ЛГУ, 2008. - 150 с.

131. Лихачев Д. С. Заметки о русском Текст. // Новый мир. 1980. — № 3. — С. 10-38.

132. Лукманова Р. X. Проблема истины: гносеологический и экзистенциальный аспекты: монография / Р. X. Лукманова. - Уфа: Гилем, 2007. - 128с.

133. Лукманова Р. X. Истина как многомерная философская категория: монография / Р. X. Лукманова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 230 с.

134. Лукьянов А. В. Проблема духовного «Я» в философии И. Г. Фихте/ А. В. Лукьянов. - Уфа: РИО БашГУ, 1993. - 200 с.

135. Лукьянов А. В. Проблемадуховного «Я» в философии Фихте // «Уфа: БашГУ, 1993.-200 с.

136. Лукьянов А. В. Эклектическая философия Древней Греции и её эвристический смысл / А. В. Лукьянов // Ядкяр: Вестник АН РБ. Гуманит. науки. - Уфа, 2007. - № 4. - С. 13-19.

137. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования / С. Я. Лурье. - Л.: Наука, 1970. - 664 с.

138. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. -525 с.

139. Ляхтенмяки М. Истина и правда в философской концепции М.М. Бахтина / М. Ляхтенмяки // Бахтинский сборник. - М., 2004.- Вып.5.

140. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили; под ред. Ю. П. Сенокосова. - М.: Аграф, 1998. - 311 с.

141.Мамчур Е. А. Еще раз об истине // Эпистемология & философия науки. 2008, т. XVI. № 2.- С. 66-79.

142. Маслихин А. В. Истина в теории познания и жизни человека: монография / А. В. Маслихин, Д. В. Маслихин; Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2005.- 111 с.

143. Матфей (Сматкулов Г.А.) игумен. Логика есть один из законов познания истины / игумен Матфей (Г. А. Сматкулов) // Истина и пути ее постижения.

- Иваново, 2006. - С. 166-172.

144. Матерна П. «Истинность и формальная непротиворечивость эмпирической теории и понятие смысла» С. 147-156.; Философия в современном мире. -М.: «Наука», 1974. - 478 с.

145.Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса Текст. М.: Изд-во Восточной литературы, 1963. - 462 с.

146. Мигунов А. И. О коммуникативной природе истины / А. И. Мигунов // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. -СПб., 2004. - С. 180-182.

147. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.: Прогресс

- Традиция, 2002. - 624 с.

148. Мировоззренческие и педагогические идеалы и ценности исламского образования (сборник статей) - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2010.

- 140 с.

149. Михайловский Н. К. Герои и толпа. [Электронный ресурс], — Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/mihnkOO 1 .htm 25.10.10

150.Можейко М. А. Истина / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. A.A. Прицанов. - М.: Аст, 2001. - С. 442.

151. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001. -383 с.

152.Мухамедьянов С. А. Многоликий образ смерти: (различные подходы к осмыслению феномена смерти): монография / С. А. Мухамедьянов. - Уфа: Изд-во «Школа Гармонии», 1998. - 142 с.

153.Накорчевский А. А. Диалог буддиста и суфия о том, что есть Истина [Текст] / А. А. Накорчевский, А. В. Смирнов // Историко - философский ежегодник. - М.: Наука, 1994. - С. 182-199.

154. Насыров И. Р. «Достижение истинности» в гносеологии доктринального суфизма / И. Р. Насыров // Вопр. философии. - 2007. - № 10. - С. 138-150.

155.Невелев А. Б. Ценностное бытие человека / А. Б. Невелев, В. Н. Потехин, H. JI. Худякова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 135 с.

156. Никоненко С. В. Аналитика истины и интерпретации в неопрагматизме Д. Давидсона/ С. В. Никоненко // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер.6: Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. - 2004. - Вып. 5. - С. 78-88.

157. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Фридрих Ницше. - М.: ИЧП «Жанна», 1994. - 214 с.

158. Ницше Ф. О пафосе истины / Фридрих Ницше // Наука и искусство в пространстве культуры. - СПб.,2007. - Вып.1. - С. 326-332.

159. Ницше Ф. Об истине и лжи во внеморальном смысле// Философские науки. - 1997.-№ 1.-С. 52-63.

160.0 человеческом в человеке: (сборник) / под общ. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 382 с.

161. Ойзерман Т. И. Существуют ли абстрактные истины? / Т. И. Ойзерман // Вопр. философии. - 1999. - № 6. - С. 13-25.

162. Оропай Ф. Е. Конкретность истины как логическая проблема / Ф. Е. Оропай // Современная логика: проблемы, теории, истории и применения в науке. -СПб., 2004. - С. 97-100.

163. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / Хосе Ортега-и-Гассет. - М.: Наука, 1991.-403 с.

164. Ортега- и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». Электронный ресурс. Режим доступа: http://svr4it.niv.rn/svr-lit/ortega-i-gasset-don-kihot/tragikomediya.htm 29.10.11.

165. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. По истории морали: Пер. с польск. / Общ. ред. А. А. Гусейнова; Вступ. Ст. А. А. Гусейнова и К. А. Шварцман. - М.: Прогресс, 1987 - 528 с.

166. Павленко А. Н. Антропный космологический принцип и европейская рациональность // Вестник РГНФ. 1996. № 1.

167. Пап А. Семантика и необходимая истина [Текст]: исслед. оснований аналитической философии / Артур Пап; пер с англ. Е. Е. Ледникова. - М.: Идея-Пресс, 2002.-418 с.

168. Платон. Собрание сочинений Текст. В 4 т. Т.4. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев ; примес. А. А. Тахо-Го ди. М.: Мысль, 1994. - 830 с.

169. Платон. Апология Сократа/ Платон // Собр. соч.: в 4-х т. - М.: Мысль, 1990. -Т. 1. - С. 70-96.

170. Платон. Государство. Законы. Политик / Платон. - М.: Мысль, 1998. -798 с.

171. Платон. Избранные диалоги. - М., 1965. - 443 с.

172. Плотин. О благе или едином. // Логос. Философско- литературный журнал. -М., 1992. №3.

173. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост научного знания: Пер. с англ. / К.Р. Поппер. - М.: ООО «Издательство ACT» : ЗАО НГШ «Ермак», 2004. - 638 с.

174.Пролеев С. В. Онтологические основания человеческой духовности. -Киев, 1990.-314 с.

175. Пуанкаре А. О науке: (сборник) / Анри Пуанкаре; пер. с франц. - М.: Наука, 1983.-560 с.

176. Рассел Б. Исследование значения и истины. Пер. с англ. Ледникова Е.Е., Никифорова А. Л. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 400 с.

177. Рено А. Героизм: Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. Проявления подлинного героизма, от Древней Азии и Африки до XIX века. Издание В. И. Губинского, 1896. - 274 с.

178. Рерих Н. К. Душа народов. М.: МЦР, 1995. - 153с.

179. Рерих Н. К. Семь Великих Тайн Космоса: сочинения \ Николай Рерих. М.: 2011.-864 с.

180. Розанов В. В. Уединение. Соч. Т.2. - М: 1990. - 253 с.

Ш.Рорти Р. Прагматизм, Дэвидсон и истина / Ричард Рорти; пер. с англ. // Метафизические исследования. - СПб., 1999. - Вып. 11. Язык. - С. 260-287.

182. Рорти Р. Упадок искупительной истины и подъем литературной культуры / Ричард Рорти; пер. с англ. // Сравнительная философия: моральная философия в контексте многообразия культур. - М.: Вост. лит. РАН, 2004. - С. 33-50.

183.Рынковой И. В. Внерациональное познание Истины как объект философского анализа / И. В. Рынковой // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 2. - С. 275-288.

184. Сапронов П. А. Феномен героизма Текст. Изд. 2-е, исправ.и доп. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. — 512 с.

185. Сартр Ж. П. Сумерки Богов. М.: Политиздат, 1991. - С. 339.

186. Скворцов JI. В. Теория истины / Л. В. Скворцов // Культурология. - М., 2006. - № 3. - С. 190-204.

187. Скворцов JI. В. Радикальные теории истины: возможен ли путь гармонии и культуры? / Л. В. Скворцов // Человек: образ и современность (гуманит. аспекты): Ежегодник 2005. - М„ 2005. - С. 9-82.

188. Скворцов JI. В. Теория Истины: цивилизационный аспект / Л. В. Скворцов // Культурология. - М., 2005. - №2. - С. 177-214.

189. Слободнюк С. Л. Рай обреченный: Утопическая архетипика в правовых исканиях русской мысли: монография.- СПб.: Наука, 2010 - 228 с.

190. Смирнов Д. В. Понятие «очевидность» и «истина» в философии Иоанна Дунса Скота / Д. В. Смирнов // Человек. - 2009. - № 5. - С. 84-96.

191. Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М. Е. Соболева // Вопр. философии. - 2008. - № 2. - С. 117-124.

192. Соколов А. Н. Философские концепции истины / А. Н. Соколов // Философия и академическая наука: учеб.-метод, изд. для аспирантов и соискателей. - СПб., 2002. - Вып. 2.

193. Соловьев В. С. Форма разумности и разум истины / В. С. Соловьёв // Сочинения в 2-х т. -2-е изд. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - С. 814-831.

194. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. И предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. - М. Политиздат, 1992. - 543 с.

195. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т.: Т. 1. Основы философии Декарта. Трактат об усовершенствовании разума. Этика / Бенедикт Спиноза. - М.: Госполитиздат, 1957. - 631 с.

196. Спирин В. М. Абсолютная истина/ В. М. Спирин // Филос. исследования. -М., 2003. - № 1.-С. 197-198.

197. Спирина А. Г. Что есть истина / А. Г. Спирина // Социальная практика и ценности жизни. - Калуга, 2004.

198.Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.barnascha.narod.ru/books/tarski01.htm.

199.Троепольский А. Н. Логическая экспликация гносеологического принципа конкретности истины / А. Н. Троепольский // Современная логика: проблемы, теории, истории и применение в науке. - СПб., 2004. - С. 123126.

200. Тугендхат Э. Хайдеггеровская идея истины // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск, 2001. С. 135-145.

201. Уайтхед А. Н. Истина / Альфред Норт Уайтхед // Избранные работы по философии; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - С. 643-655.

202. Фальсификационизм К. Поппера. [ Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st098.shtml. 11.09.10.

203. Федотова В. Г. Истина и правда повседневности / В. Г. Федотова // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания / отв. ред. И. Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - С. 175-209.

204. Филатова Е. Г. Понимание истины в западной и восточной (буддийской) философии / Е. Г. Филатова // Буддийская культура и мировая цивилизация. - Элиста, 2003.

205. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

206. Финогентов В. Поиск истины, а не обладание истиной / В. Финогентов, М. Десяткина // Экономика и управление. - 2004. - № 4. - С. 51-57.

207. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи / Павел Флоренский. - М.: ACT, 2005. - 633 с.

208. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине / Фома Аквинский; перевод с латыни, комментарии и словарь К. В. Бандуровского // Знание и традиция в истории мировой философии: сб. статей. - М.: РОССПЭН, 2001.-С. 207-232.

209. Фомичев Н. А. «Во имя Истины и Добродетели» М.; 1984. - 191 с.

210. Франк С. J1. С нами Бог // Франк C.JI. Духовные основы общества. - М., 1992.

211. Фролова А. Ю. Лев Шестов и Тертуллиан об эволюции парадоксализма / А. Ю. Фролова // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 222229.

212.Хазиев В. С., Латипов А. Д. Онтологическая и гносеологическая истинность мира, человека и его души (экскурс по страницам истории философии). - Уфа: Баш ГПУ, 1999. - 32с.

213.Хазиев В. С. Абсолют и истина (veritatem facere - творить истину): монография / В. С. Хазиев, Е. В. Хазиева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. -283 с.

214. Хазиев В. С. Герменевтическая истина и язык философских текстов / В. С. Хазиев // Истины человеческого бытия: сб. статей / науч. ред. проф. В. С. Хазиев - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - С. 99-113.

215. Хазиев В. С. Истины бытия и познания: избранные сочинения / В. С. Хазиев. - Уфа: Китап, 2007. - 288 с.

216. Хазиев В. С. Роса истины: монография / В. С. Хазиев. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. - 88 с.

217. Хазиев В. С. Философские эссе. Уфа, 2003. 152 с.

218. Хазиев В. С. Философия и истина // Философские науки. 1999. № 2. С.67-68.

219. Хазиев В. С. Рассуждение о двух формах истины: синтез и резонанс / 3. А. Хазиев // Язык науки и язык религии. - Уфа, 2006- С. 166-173.

220.Хазиева Н. В. Истина: онтологическая и гносеологическая / И. В. Хазиева // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 9. - С. 342-347.

221. Хазиева И. В. Категории онтологической и гносеологической истинности политической власти. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. - 56.

222. Хайдеггер М. Бытие и время: статьи и выступления / Мартин Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. - 2-е изд., испр. - СПб.: Наука. Санкт-Петерб. изд. фирма, 2002. - 450 с.

223.Хайдеггер М. О сущности истины /Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 8-27.

224. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Мартин Хайдеггер. -СПб. : Высшая религиозная школа, 2001.

225. Хайдеггер М. Учение Платона об истине / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер.с нем. -М.:Республика,1993. -С. 345-360.

226.Хейзинга Й. «В тени завтрашнего дня». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heizin/index.php

227. Хинтинкка Я. Проблема истины в современной философии/ Я. Хинтинкка; пер. с англ. // Вопр. философии. - 1996.- №9.- С. 46-58.

228. Цвык И. В. Проблемы истины в русской духовно-академической философии XIX века / И. В. Цвык // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. -М., 2004. -№ 2.-С. 14-30.

229. Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000. -516 с.

230. Чернякова Н. С. Содержание и смысл категории «истина» / Н. С. Чернякова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. - 244с.

231. Чудинов Э. М. Природа научной истины/ Э. М. Чудинов. ~М.: Политиздат, 1977.-312 с.

232. Швырев В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. - М.: Политиздат, 1984. -232 с.

233. Шеллинг Ф. - Ф. - Й. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.

234. Шестов JI. Что такое истина? (Об этике и онтологии) / Лев Шестов // Соч.: в 2-х т. - М.: Наука, 1993. - Т. 2. - С. 365-402.

235. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: в 2-х т. Т. 1 / Артур Шопенгауэр; пер. с нем. - Минск: ООО «Попурри», 1993. - 683 с.

236. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Фридрих Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.-Т. 20.-С. 1-338.

237. Элиаде М. Аспекты мифа Текст. М.: Инвест-ППП, 1996. - 240 с.

238. Эмерсон Р. Эссе. Уолден, или жизнь в лесу Текст. / Р.Эмерсон, Г. Торо. М.: Художественная литература, 1986. — 640 с.

239.Юламанова Г. М. Философские аспекты специфики истины в научном и ненаучном познании: учебно-методич. пособие / Г. М. Юламанова; науч. ред. проф. В. С. Хазиев. - Уфа: БашГПУ, 2001. - 35с.

240. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.1 - 2. - М., 1965.

241. Яковлев А. И. Истина и реальность / А. И. Яковлев // Вест. Рос. филос. общества. - М., 2006. - №1. - С. 143-152.

242. Ajudukiewicz К. Problems and theories of philosophy / К. Ajudukiewicz. -Cambridge, 1973.

243.Banka J. S. Ontologiczna mozliwjsc prawdziwosci - adaequatio. Analiza filokryptologczna / J. S. Banka // Folia philosophica. - Katowice, 1999. - T.17. - S.53-66.

244. Beall J. A Neglected Deflationist Approach to the Liar / J. Beall // Analysis. -2001.-Vol. 61, №2

245. Bridgman P. W. The nature of physical theory / P. W. Bridgman. - Princeton, 1936.

246. Cosetty J. A. Tragedy und truth in Heidegger and Jaspers / A. Cosetty // Intern. Philos. quart. - Bronx (N.Y.), 2002. - Vol. 42, issue 3. - P.301-314.

247. Cozzo C. Epistememic truth and exluded muddle / C. Cozzo // Theory. - Lund; Copenhagen, 1998. - Vol. 64, pt. 2/3. - P. 243-282.

248. Czarnocka M. Jakratowac korespondencyine pojecie prawdy / M. Czarnocka // Wiedza a wartosci. - Warsawa, 2001. - S. 183-205.

249. Davidson D. Inquiries into Truth and Interpretation / D. Davidson. - Oxford, 1984.

250. Davidson D. The folly of trying to define truth/ D. Davidson // Dialogue d.universalism. - Warsaw, 1996. - Vol. 6, № 1/2. - P.39-53.

251. Deflationism and Paradoxes. (Ed. by Armour-Garb and J. Beall) (In publishing).

252. Dodd J. Negative truths and truthmaker principles / J. Dodd // Synthese. -Dordrecht, 2007. - Vol.156, №2. - P. 383-401.

253. Engel P. The false modesty of the identity theory of truth / P. Engel // Interm. j. of philos.studies. - Apingdon, 2001. - Vol. 9, №4. - P.441-458.

254. Field H. The Deflationary Conception of Truth / H. Field // Fact, Science and Morality. - Oxford, 1986].

255. Gerhardt V. Wahreit und Existenz / V. Gerhardt. - Merkur. - Stuttgart, 2006. -Jg. 60, H. 2. - S. 133-143.

256. Grzegorczuk A. Tarski's conception of truth and its application to natural language A. Grzegorczuk // Dialogue d.universalism. - Warsaw, 1996. - Vol 6, №1/2. - P.73-89.

257. Glanzberg M. A contextual-hierarchical approach to truth and the Liar paradox / M. Glanzberg // J. of philos logic. - Dordrecht etc., 2004. - Vol. 33, №1. - P. 2788.

258. Grover D. A. Prosentential Theory of Truth. Princeton / D. Grover. - N.-J., 1992.

259. Grover D. A Prosentential Theory of Truth / D. Grover, J. Camp, N. Belnap // Philosophical Studies. - 1975. - Vol. 27. - P. 73-125.

260. Halbach V. Semantics and Deflationism (In publishing).

261. Hamlijn D. W. The correspondence theory of truth / D. W. Hamlin // The philosophical quarterly. - 1962. - Vol. 12. - P. 193.

262. Hempolinski M. The fall of foundationalism and the concept of truth/ M. Hempolinski // Dialogue d.universalism. - Warsaw, 1996. - Vol. 6, №1/2. - P.25-38.

263. Hintikka J. Post-Tarskian Truth [Text] / J. Hinticca // Synthese. - 2001.- Vol. 126.-№1-2.

264. Horwich P. A defense of Minimalism / P. Horwich // Synthese. 2001. - Vol. 126, №1-2

265. Horwich P. Truth / P. Horwich // The Cambridge Dictionary of Philosophy. Second edition. - Cambridge, 1999.

266. Horwich P. Truth / P. Horwich. - Oxford, 1990.

267. Jackson F. Minimalism and Truth Aptness / F. Jackson, G. Oppy, M. Smith // Mind.-Vol. 103, No. 411.

268. Jacoby M.G. Kierkegaard on truth / M. G. Jacoby // Religions studies. -Cambridge etc, 2002. - Vol. 38, № 7. - P.27-44.

269. Jolley K. D. Made to measure [Text]: Socrates «exquisite argument» against Protagoras / K. D. Jolley // Hermathera. - Dublin, 2006. - № 180. - P.45-63.

270. Judycki S. O klasycznym pojeciu prawdy / S.Judycki // Roczniki filozofczne. -Lublin, 2001. - T.49, Z. 1. - S. 25-62.

271. Kogler H.-H. Beyond dogma and doxa [Text]: truth and dialogue in Rorty, Apel and Ratzinger / H.-H. Kogler // Dialogue a universalism. - Warsaw, 2005. -Vol.15, №3-4.-P. 161-167.

272. Kolakowski L. Karl Marx and the classical definition of truth /L. Kolakowski // Dialogue d.universalism. - Warsaw, 1996. - Vol 6, № 1/2. - P.5-24.

273.Kuliniak R. Das Problem Criterium Veritatis in der Philosophie von Johann Heinrich Lambert / R. Kuliniak // Aktualitat der Aufklarung.-Wroslaw, 2000. -S. 125-142.

274. Kunne W. Conceptions of truth / W. Kunne. - Oxford; N.Y.: Clarendon Press, 2003. - 493 p.

275. Misiuna K. Tarski's theory of truth and a programme for semantics / K. Misiuna // Dialogue d.universalism. - Warsaw, 1996. - Vol 6, № 1/2. -P.l 17-123.

276. O'Connor. The correspondence theory of truth Horwich P. Truth. Oxford, 1990.

277. Olsson E. J. What is the problem of coherence and truth? / E. J. Olsson // J. of philosophy. - N.Y., 2002. - Vol. 99, №5. - P. 246-275.

278. Pirce Ch. S. Essays in the Philosofy of Science / Ch. S. Pirce. - N. Y., 1957.

279. Pirce Ch. S. Essays in the Philosofy of Science. - N. Y., 1957.

280. Popper K. Conjectures and refutations: the Growth of Scientific Knowledge / Karl Popper. - L., 1963.

281. Popper K. Objective knowledge: an Evolutionary Approach / Karl Popper. -Oxford, 1972. - 380 p.

282. Priest G. Truth and contradiction / G. Priest // Philos. quart. - St. Andrews, 2000. - Vol. 50, № 200. - P. 305-319.

283. Raatikainen P. More an Putnam and Tarski / P. Raatikainen // Syntese. - 1973. -P. 135-143.

284. Rami A. Der Bergiff des Wahrheitsdeflationsmus. Ein Rettungsversuch / A. Rami // Allg. Zischr. fur Philosophie. - Stutgart, 2005. - Jg. 30, H. 2. - S. 193216.

285. Rattan G. S. The theory of truth in the theory of meaning / G. S. Rattan // Europ. J. of philosophy. - Danvers (Mass.), 2004. - Vol.12, №2. - P. 214-243.

286. Rischer N. The coherence Theory of Truth / N. Rischer. - Oxford: Oxford Uniwersity Press, 1973.

287. Satranski R. Wieviel Wahrheit braucht der Mensch? [Text]: Uber das Denkpare u. das Lebbare / R. Safranski. - München; Wien: Hanser, 1990. - 209 c.

288. Stoljar D. Deflationary Theory of Truth. URL: http:// plato. Stanford, edu/entries/truth-deflationary.

289. Tarski A. The concept of truth in formalized languages / F. Tarski // Logic, semantics and metamathematics. - Oxford, 1956

290. Tarski on truth: a centennial celebration. - Dordrecht, 2004. - 396 p

291. Ticciati S. The castration of signs: Conversing with Augustine on creation, language and truth / S. Ticcati // Mod. theology. - Oxford, 2007. - Vol. 23, №2. -P. 161-179.

292. Truth. URL: http // plato.stanford.edu/entries/truth-deflationary]

293. Truth from the perspective of comparative world philosophy// Social epistemology. - Philadelphia, L., 2001. - Vol.15, №4. - P. 263-410.

294. Wilson D. Truthfullness and relevance / D. Wilson, D. Sperber // Mind. -Oxford, 2002. - Vol. 111, № 443. - P. 583-632.

295. Wolenski J. Epistemología: T.3.: Prawda i realism / J. Wolenski. - Krakow: Aureus, 2003.-251 c.

296. Wright W. On the functionalization of pluralist abbroaches to truth/ W. Wright // Synthese. - Dordrecht, 2005. - Vol. 145, №1. - P. 1-28.

297. Wright P. Truth and Objectivity / P. Wright. - Cambridge, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.