Фигура императора в культуре Ранней Римской империи: сакрально-религиозный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Гуськов, Евгений Александрович

  • Гуськов, Евгений Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 197
Гуськов, Евгений Александрович. Фигура императора в культуре Ранней Римской империи: сакрально-религиозный аспект: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2013. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуськов, Евгений Александрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТА ПРАВИТЕЛЯ В РАННЕИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД

1.1. Становление принципата

1.2. Почитание Августа и начало императорского культа

1.3. От domus Augusta к domus divina: династическая политика раннего принципата и культ правящего дома

ГЛАВА II. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО КУЛЬТА

2.1. Посвящения императору и его семье

2.2

2.3. Императорский культ в армии

ГЛАВА III. SACRA И PROFANA В ИМПЕРАТОРСКОМ КУЛЬТЕ

3.1. Апофеоз и его сакральное значение

3.2. Утилитарный и теологический смысл императорского культа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение II

Приложение III

Приложение IV

Приложение V

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фигура императора в культуре Ранней Римской империи: сакрально-религиозный аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена и во всех обществах складывалось особое отношение к власти. У разных народов на том или ином историческом этапе оно проявляется со своей спецификой и неповторимыми чертами, но у них есть нечто общее: правитель, каким бы ни был его титул, всегда отделен от остальной массы. Его положение, а иногда и он сам, становится объектом поклонения, порой доходящего до религиозного почитания. Древние римляне, некогда не потерпевшие над собой власти царей, без сильных возражений стали почитать «сыновей» богов. Посвященные им храмы и алтари заполонили всю Римскую Империю, а обряды в их честь стали частью повседневной жизни многих подданных. Как и всякое многомерное явление, римский императорский культ всегда вызывал неоднозначное отношение: для самих римлян он сливался с традиционной религией, христиане так же рассматривали его в качестве одного из элементов язычества, при этом не отделяя императора от богов Олимпа, а XIX в., вдохновленный позитивизмом, увидел в культе только лишь причудливую разновидность политической игры. Постмодернистская парадигма еще больше расширила спектр подходов к явлению за счет изощренных интеллектуальных конструкций, благодаря чему сегодня мы имеем порой диаметрально противоположные теории о сакральной стороне римского императорского почитания.

Научная актуальность темы связана, во-первых, с необходимостью систематизации накопленных знаний об императорском культе как одном из важнейших элементов религиозной и политической жизни в античном Риме и решением целого ряда важных проблем. Несмотря на то, что объем фактического материала огромен, до сих пор мало что можно сказать о центральном мемплексе культа, позволявшем ему в совокупности с рядом политических факторов в течении трех столетий сохранять лидирующие позиции среди множества традиционных систем. Продолжавшаяся затем почти два века его агония прямо говорит о том, что он поддерживался не только политическими факторами, которых было недоста-

точно для активной поддержки культа населением Империи, поэтому исследование комплекса идей, составлявших его основу, еще требует пристального внимания ученых. Во-вторых, с культурологической точки зрения, эта тема представляет интерес в контексте проявления общих культурных явлений в конкретных социально-исторических условиях. Культурная специфика Рима оставила свой отпечаток на присущей большинству народов тенденции создавать религиозное (в некоторых случаях почти религиозное) отношение к власти; с учетом огромного влияния Рима на судьбу и культуру европейских государств изучение античного опыта приобретает особое значение.

В отечественной историографии проблематика императорского культа практически не разрабатывалась. Многие вопросы либо вовсе не рассматривались, либо им уделялось недостаточное внимание. Причиной этому, возможно, послужили неудобные ассоциации с советской действительностью. В зарубежной исторической науке ситуация обстоит намного лучше, но, несмотря на огромную проделанную работу, исследователи так и не пришли к общему выводу о том, что представлял из себя императорский культ в религиозной плоскости. В связи с этим данная проблема еще долгое время будет находиться если и не в центре, то уж точно не на периферии мирового антиковедения. Результаты этой работы могут дополнить наши представления о религиозном и теологическом значении культа императора, о его культурной роли в жизни Римского государства; кромё того, в данном исследовании пересмотрены некоторые частные вопросы, такие как список обожествленных персон, сакральность римских республиканских магистратов и членов жреческих коллегий и т.д.

Объект исследования - римский императорский культ, главным образом, в италийском варианте, существовавший в период Ранней империи.

Предметом исследования является сакральное и теологическое воздействие императорского культа на жителей Империи в указанный период: отношение подданных к императору, религиозные и нерелигиозные формы поклонения в раннеимператорском Риме, практика и теоретическая основа апофеоза.

Целью данной работы является выявление сакрально-религиозного аспекта культа императора в целом и отдельных его частей. Исходя из поставленной цели, задачи можно определить следующим образом:

1) определить условия возникновения культа правителя в период Поздней Республики и раннего принципата;

2) рассмотреть многообразные проявления императорского культа с точки зрения отраженного в них отношения к фигуре римского правителя и его семьи;

3) подробно изучить процедуру обожествления в контексте римских представлений о природе императора и его власти;

4) проанализировать имеющиеся данные о степени теологического влияния императорского культа на современников.

Источниковая база исследования. В данной работе используются источники различных видов: письменные (нарративные, эпиграфические, папирологи-ческие), изобразительные, нумизматические и археологические.

Нарративные источники. Ценнейшим источником по римской истории являются труды одного из выдающихся римских историков - Публия (возможно, Гая) Корнелия Тацита (ок. 55 - ок.120) -Annales (оригинальное название, очевидно, было [Annales] Ab excessu divi Augustí) и Historiae. Сохранившиеся части обоих сочинений охватывают правление Тиберия, вторую часть правления Клавдия I и большую часть правления Нерона, а также гражданскую войну 68-69 гг. и начало правления династии Флавиев. «Анналы» и «История» дают общую связную картину истории Римской империи I в. н.э.; в них содержится очень много ценных сведений и об императорском культе. Тацит подробно описывает похороны Августа, политическую обстановку, в которой проходила его консекрация. Последующим похоронным процессиям он уделяет намного меньшее внимание, однако скрупулезно воспроизводит последовательность мероприятий, сопровождавших апофеоз. Вкратце им освещены прижизненные формы почитания основателя Империи. Кроме того, в одном из его ранних сочинений — De vita Iulii Agricolae («О жизни Юлия Агриколы») - дается великолепное описание общей атмосферы в

Риме в правление Домициана I, характеризующейся усилением императорской власти и географическим расширением культа и его дальнейшей сакрализацией. В основе этой биографии лежат личные впечатления историка.

Труды Тацита принадлежат к лучшим образцам античной историографии, благодаря его художественному дарованию и критической обработке огромного фактического материала. Некоторые события ШБЮпае были написаны им, по-видимому, по собственным воспоминаниям, однако большей частью, в особенности в «Анналах», он пользовался недошедшими до нас трудами предшественников, таких как Ауфидий Басс, Клувий Руф, Плиний Старший, Фабий Рустик, Вип-стан Мессала и др., которые были современниками или в некоторых случаях участниками событий, а также официальными сенатскими постановлениями и протоколами заседаний, и, кроме того, императорскими рескриптами (или их копиями), ежедневной газетой и рассказами очевидцев1. Многообразию его источников не-4 мало поспособствовала его консульская должность (сентябрь-октябрь 97 г.), открывшая ему доступ к важным государственным документам.

Младшим современником Тацита был Гай Светоний Транквилл (ок. 70 — ок. 140). Один из его трудов - «Жизнь двенадцати цезарей» - относится к числу важнейших источников по римской истории I в. н.э., охватывая период от Цезаря до смерти Домициана I (86 г. до н.э.-96 г. н.э.). Сведения Светония о почитании императоров носят крайне отрывочный характер, но при этом они зачастую являются исключительными и неизвестны по другим источникам (отчасти из-за утраты соответствующих разделов у Тацита). Ценность многих сообщений Светония заключается в том, что он по долгу службы (был советником императора по переписке, аЪ ер18ШИв) имел доступ к государственному архиву Империи. Его сведения часто сводятся к каким-либо конкретным фактам, не привязанным к конкретным обстоятельствам, и потому далеко не всегда их можно точно датировать. Светоний дает одно из самых детализированных описаний похорон Цезаря и Ав-

1 Об источниках, использованных им, см. Syme R. Tacitus. Vol. I. Oxford, 1958. P. 176-202; Тройский И. M. Корнелий Тацит / Корнелий Тацит. История. М.-Харьков, 2001. С. 31-33.

густа, не обошел он вниманием и многие обстоятельства рождения культа Августа. Он опирался на многие источники, которыми до него пользовался Тацит.

Другим важнейшим источником является труд Кассия Диона Кокцеяна (ок. 160 - ок. 235) - «Римская история» в 80 книгах (на греческом языке), из которых наиболее полно сохранились книги XXXVI-LIX, описывающие период 68 г. до н.э.-46 г. н.э., т.е. они позволяют компенсировать утрату ряда фрагментов труда Тацита (в частности, о правлении Гая (Калигулы), о первых годах принципата Клавдия I). Источники Диона многочисленны: он пользовался мемуарами, хрониками, официальными документами; будучи сенатором и консулом, другом нескольких императоров, он не понаслышке был осведомлен даже о глухих дворцовых интригах. Претензии исследователей часто вызывают нередкие у него анахронизмы, однако эти ошибки, как правило, касаются историко-философских обобщений, в то время как фактическая сторона его «Истории» очень надежная.

Таким образом, к числу несомненных достоинств Кассия Диона можно отнести его знакомство с обширной литературой, а также его умение разобраться в противоречивых показаниях своих источников. Он был современником и в некоторых случаях даже свидетелем описанных в последних книгах его труда событий. Для времени династии Северов сведения Диона имеют чрезвычайную ценность. Рассчитывая на греческую аудиторию, он был вынужден раскрывать смысл некоторых римских обычаев, в том числе и похороны императоров и их последующее обожествление, тогда как латинские авторы многие детали опускали, считая их само собой разумеющимися.

Эпоха Коммода и Северов описана в сочинении Геродиана (ок. 170 — ок. 240) - «История от смерти божественного Марка» (THE МЕТА MAPKON BA2IAEIAS'HI2TOPIQN; в лат. переводе - Historiapost Marcum Aurelium). Этот труд охватывает период от смерти Марка Аврелия (180 г.) до гибели Максимина Фракийца (238 г.). В его основе лежат большей частью устные источники, полученные Геродианом от свидетелей или просто современников событий. Последние три книги в этом плане имеют наибольшее значение, поскольку опираются на собственные воспоминания автора. В отличие от своего

старшего современника Диона Кассия, он не занимал высоких постов (только малозначительные административные должности, возможно, в Сирии), а потому в отсутствие официальных источников он пользовался главным образом общеизвестной информацией. Геродиан сообщает ценные сведения о развитии императорского культа в конце II столетия. Важность его описаний состоит в том, что Геродиан, как и Дион, адресуя свое произведение грекоязычным читателям, разъяснял непонятные эллинам обряды, сопровождавшие похороны императоров (в первую очередь Пертинакса).

Основным нарративным источником для изучения римской истории II-III в. н.э. является сборник биографий римских императоров - «Авторы жизнеописаний Августов» {Scriptores Historiae Augustaé)2, составленный, возможно, при Диоклетиане и Константине I Великом (начало IV в.) и позже (конец IV в.?) перерабо-

о

танный . Содержание этих биографий часто изобилует второстепенными данными, но биографии императоров до Каракалла (211-217), вероятно, являющиеся переработкой несохранившегося до нас труда Мария Максима (Vitae Caesarum), автора рубежа II-III вв., чуть более информативны. Эпоха Антонинов, по-видимому,

Это условное название, придуманное в начале XVII в. И. де Казобоном. В действительности данный сборник, вероятнее всего, никогда не имел единого заголовка. Авторами этого сборника, как утверждается в нем самом, являются Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулка-ций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион и Флавий Вописк. Однако стилистический анализ склоняет к тому, что у сборника был один автор или, по крайней мере, один редактор (Marriot I. The Authorship of the Historia Augusta: Two Computer Studies I I The Journal of Roman Studies (далее - JRS). 1979. Vol. 69. P. 65-77; White P. The Authorship of the Historia Augusta // JRS. 1967. Vol. 51, № 1/2. P. 115-133). В нем охватываются биографии императоров от Адриана до Карина и Нумериана (117-285).

Кроме того, сильна позиция так же тех ученых, кто придерживается гипотезы об отсутствии поздней редактуры и изначальном написании этого труда в 330-390-е гг. Родоначальником этой линии был Г. Дессау {Momigliano A. An Unsolved Problem of Historical Forgery: The Scriptores Historiae Augustae // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1954. Vol. 17, № 1/2. P. 27 ff.), ее придерживался в том числе и Р. Сайм (Syme R. Historia Augusta Papers. Oxford, 1983).

была описана на основе труда Аврелия Виктора и Евтропия4. Более поздние секции, скорее всего, опирались на Геродиана и Дексиппа, историков конца II-III вв. В общей сложности в качестве источников в самом тексте SHA заявлены сочинения 35 авторов, однако в большинстве своем они неизвестны по другим античным источникам, и подлинность их по сей день вызывает серьезные сомнения. Сборник содержит много ошибочной или намеренно искаженной информации, что заставляет относиться к нему с крайней осторожностью. Практически все даты, встречающиеся в тексте, ложные, за исключением dies natales и «dies mortis» императоров династии Антонинов. Тем не менее он позволяет получить, по крайней мере, отрывочные сведения о военно-политической истории времени Антонинов и Северов и кризисного III века и уточнить условия существования культа в пред-христианский период.

Важным и содержательным источником являются «Сравнительные жизнеописания» (Bíoi Пар<Ш1Г|А,01) Плутарха из Херонеи (ок. 45 - ок. 125). В частности, в некоторых из них, например, в биографиях Ромула и Тита Фламинина, греческий автор приводит многочисленные свидетельства о почитании римских государственных деятелей в Элладе в эпоху Республики, а также собственные размышления биографа об устройстве мира и о природе деификации. Будучи представителем умеренной стоической философии и позднего платонизма, Плутарх отражал точку зрения образованной элиты на саму возможность обожествления человека5.

Помимо этого ряд многочисленных отрывочных сведений о культе императора рассеян по трудам Цицерона {De natura deorum), Гая Веллея Патеркула {Historia Romana), Плиния Старшего {Naturalis historia), Иосифа Флавия

4 Birley A. Dio Cassius and the Historia Augusta II A Companion to Marcus Aurelius. Ed. M. van Ackeren. Maiden-Oxford, 2012. P. 17. Возможно, здесь также был использован какой-то, ближе неизвестный, текст анналистического характера {Barnes Т. D. Hadrian and Lucius Verus // JRS. 1967. Vol. 57, № 1/2. P. 66).

5 Scott K. Plutarch and the Ruler Cult // Transactions of the American Philological Association (далее-ТАРА). 1929. Vol. 60. P. 127.

{Antiquitates Iudaicaé), Плиния Младшего (Epistulae, Panegyricus6), Аппиана Александрийского {Historia Romana), Секста Аврелия Виктора {Epitoma de Caesaribus) и т.д.

Исследование подобного рода невозможно представить без привлечения ценной информации, содержащейся в произведениях художественной литературы как республиканского, так и императорского времени. В первую очередь, следует назвать Плавта, Вергилия и Овидия. Греческие авторы, такие как Эсхил и Исо-крат, передают нам первые образцы поклонения человеку в форме божественных почестей.

Отдельную группу образуют сочинения христианских писателей преимущественно II-III столетий н.э. Эти авторы были непосредственно вовлечены в борьбу с почитанием императоров и представляют заинтересованную сторону. К самому явлению апологеты новозаветной религии подходили с чисто формальной точки зрения, не пытаясь вникнуть в его суть, поэтому для них культ представлялся заведомо религиозным и потому враждебным по отношению к утверждающемуся христианству. Среди них, в первую очередь, следует отметить De coronis («О венцах»), De idolatría («Об идолопоклонстве») и Ad Scapulam («К Скапуле») Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (ок. 160 — ок. 240), Historia Ecclesiastica («Церковная история») Евсевия Кесарийского (ок. 263 — ок. 340) и т.д. Большим достоинством этих сочинений является нередкое привлечение авторами многочисленных цитат из официальных документов.

Эпиграфические источники представляют собой аутентичные свидетельства своего времени, позволяя точнее датировать некоторые вехи культового почитания римских владык, эволюцию социативного терминологического набора (почти полностью проигнорированного нарративной традицией), реконструировать в общих чертах организацию коллегий, осуществлявших связанные с культом ритуалы (античные авторы уделяли этому мало внимания), существенно дополнить

6 Настоящим названием «Панегирика», по всей вероятности, было Gratiarum actio, как он называется в самом тексте (1.6; 90.3; Epist. 3.13.1). См. Radice В. Pliny and the "Panegyricus" // Greece «fe Rome Second Series. 1968. Vol. 15, № 2. P. 166.

наши представления о формах и методах его внедрения и распространения по всей Империи.

Первым по значимости среди них должен быть назван декрет Тиберия об учреждении культа numeri*а Августа в Forum Clodii в 18 г. н.э. (CIL.11.3303 = ILS. 154), подробно расписывающий порядок оказания почестей божественной сущности нового обитателя Олимпа. Дополнительные сведения можно почерпнуть из «Деяний божественного Августа» (Res gestae divi Augusti), своего рода автобиографии основателя Империи, написанной незадолго до кончины и затем дополненной его вольноотпущенником Юлием Маратом. Тенденциозность этого текста является в данном случае большим преимуществом, так как перед нами официальная интерпретация событий и процессов, сопровождавших рождение нового государственного устройства. О самом культе императора там нет ни слова, но без «Деяний» было бы трудно представить, на какой идеологический фундамент он опирался.

Отдельно стоит отметить памятники, оставленные преторианскими воинами. Непосредственная близость к персоне правителя не просто в свое время выделяла преторианцев в системе военной организации Империи, но и превращает их сегодня в ценных свидетелей сакрального влияния государственного культа. В отличие от большинства населения Римского государства, они воочию наблюдали императора изо дня в день и, опираясь на оставленные ими свидетельства, можно сделать некоторые выводы относительно непосредственного восприятия государей.

К важнейшим папирологическим документам относится частично сохранившийся календарь, обнаруженный при раскопках военного лагеря из Dura-Europos на границе с Парфией, сегодня по стратиграфическому методу и содержанию датируемый 220-ми гг. Этот папирус представляет собой описание распорядка праздников в XX cohors Palmyrenorum, причем его начало и конец утрачены. Несмотря на узко локальный характер списка, нет сомнений в общеимпер-

ском масштабе перечисленных там торжеств7. Дни рождения обожествленных государей (но не всех!) отмечены как праздники.

В отличие от всех предыдущих типов источников, нумизматические дают более отрывочную информацию, но в то же время они позволяют в ряде случаев точнее датировать императорские консекрации и уточнить список обожествленных правителей (особенно актуально для III-V вв.).

Таким образом, сохранившиеся античные свидетельства сводятся, как правило, только к частным фактам императорского почитания, не затрагивая напрямую его сакральную сторону.

Степень разработанности темы. Изучение истории и особенностей императорского культа, существовавшего в античном Риме, началось достаточно давно, и на сегодня историография этого вопроса насчитывает немалый список работ. Такому интересу исследователей, как думается, способствовало несколько причин. Во-первых, тесная связь культа с теми изменениями, которые произошли в период принципата Августа, и которые так разительно, на первый взгляд, отличают Империю от Республики. Его республиканские корни были малозаметны, а начиная с принципата Августа и Тиберия его следы вдруг становятся повсеместными. Это заставило рассматривать его не просто как одну из своеобразных и причудливых черт нового государственного устройства, но как одну из причин его мирного и относительно безболезненного утверждения. Во-вторых, на проблемах императорского почитания заставляет остановиться и история раннего христианства, прошедшего долгий путь от гонимой религиозной секты до господствующей религии Римского государства. Отличительной чертой христианства было идейное неприятие идолопоклонничества, чем фактически и был культ це-

7 О структуре и содержании календаря - см. Nock A. D. The Roman Army and the Roman Religious Year // The Harvard Theological Review (далее - HTR). 1952. Vol. 45, № 4. P. 187-252; о проблеме датировки см. Benario Н. W. The Date of the Feríale Duranum // Historia. 1962. HBd. 11. S. 192-196 (не ранее 223 г.); FishwickD. Dated Inscriptions and the «Feríale Duranum» // Syria. 1988. Т. 65, Fase. 3/4. P. 349 (225-227 гг.); Liebeschuetz J. H. W. G. Religion // Cambridge Ancient History (далее - САН). Vol. XI. Cambridge, 2008. P. 986 (около 225-227 гг.).

зарей. Это и явилось одной из главных причин напряженных отношений между верховной властью и христианами. Вполне естественно, что природа и формы этого идолопоклонства привлекли внимание историков раннего христианства. Только в последние полвека появилось около трех тысяч монографий и статей, напрямую задевающих различные аспекты культа, не говоря о тех работах, где исследуются косвенно связанные вопросы. В силу такого разнообразия остановимся только на самых важных работах, напрямую затрагивающих предмет данного исследования.

Культ римского правителя не остался без внимания во второй половине XIX столетия, благодаря активным археологическим раскопкам, проводившихся в различных областях бывшей Римской империи. Богатые находки в Египте, Малой Азии, Испании и т.д. позволили по-новому взглянуть на региональные особенности почитания владыки ойкумены и, как следствие, уточнить характер этого явления в целом. Если в общих чертах охарактеризовать взгляд исследователей позапрошлого столетия, то им императорский культ представлялся специфическим

«

следствием политической революции Августа, не более чем одним из средств, предпринятых «восстановителем Республики» для укрепления нового режима. Это политика, обрядившаяся в религиозные покровы. Политизация культа присутствует практически повсеместно в исторических трудах этого времени, что неудивительно в условиях десакрализации религии и низведения ее до роли обыч-

о

ного социального института с конкретным функциональным назначением . Нет острой необходимости подробно останавливаться на этих работах, поскольку

критические оценки данного времени большей частью пересмотрены и считаются

g

Ешевский С. Центр римского мира и его провинции (ч.2) // Вестник Европы. СПб., 1866. Т. IV. С. 94-151; Merriam А. С. The Caesareum and the Worship of Augustus at Alexandria // ТАРА. 1883. Vol. 14. P. 5-35; Fiske G. C. Notes on the Worship of the Roman Emperors in Spain // Harvard Studies in Classical Philology (далее - HSCPh). 1900. Vol. 11. P. 101-139; Kornemann E. Zur Geschichte der antiken Herrscherkulte // Klio. 1901. Bd. 1. S. 51-146; Burton H. F. The Worship of the Roman Emperors // The Biblical World. 1912. Vol. 40, № 2. P. 80-91; Sweet L. M. Roman Emperor Worship. Boston, 1919.

сегодня устаревшими. Отметим только, что одним из влиятельнейших представителей этого направления был Т. Моммзен, который рассматривал императорский культ как следствие общего религиозного упадка, начавшегося в Поздней Республике и проявлявшегося в формализации ритуала и веры9. Для немецкого историка он был всего лишь символом подданнической покорности новому режиму. Авторитет Моммзена во многом предопределил отношение большинства историков к этому явлению в следующие полвека.

Тем не менее в первой половине следующего столетия можно наблюдать некоторое расширение тематики; хотя генеральная линия историографии шла в русле идей маститого немецкого историка, нельзя не заметить появления ряда исследований, где акценты были смещены с исключительно политических функций поклонения императору также и на культурную сторону данного явления, что нашло выражение, в частности, в смене сопряженного контекста и, как следствие, в смягчении категоричных формулировок предшественников. Религиозная роль культа в таких исследованиях стала оцениваться менее однозначно.

Одной из самых интересных работ этого периода стала небольшая статья А.П. Болла о теологическом значении императорского культа10. Как и его предшественники, он отмечает, какую огромную роль в распространении императорского почитания сыграла военно-политическая машина Римского государства, подмявшего под себя множество провинций и требовавшего от них верности и лояльности, но в то же время он убедительно показал, что сам культ не был статичным явлением и что его религиозная составляющая в отдельные моменты могла быть существенной, как, например, при Антонинах, когда она достигает апогея11. После окончания «золотого века» культ неуклонно стремится к секуляриза-

9 Моммзен Т. Римская история // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ Momm/index.php.

10 Ball А. P. The Theological Utility of the Caesar Cult // The Classical Journal (далее - CJ). 1910. Vol. 5, №7. P. 304-309.

11 Ibid. P. 309.

ции, все более обретая политическую окраску, в результате чего его религиозное

влияние сошло на нет, и к рубежу III-IV вв. он вытесняется христианством.

Так же не склонна была полностью отрицать религиозное значение культа

правителя одна из крупнейших исследовательниц первой трети XX в. Лили Росс

Тейлор. Она показала, что вопреки устоявшемуся мнению о том, что Август стал

почитаться как божество только после смерти, основатель Империи имел много-

12

численные прижизненные формы культа не менее чем в 16 италийских городах . Идеи, высказанные в серии статей13, были развернуты в монографии, содержание которой напрямую касается данного исследования14. Основное внимание сосредоточено на начальном этапе культа. Опираясь на многочисленные источники, она доказала, что еще до начала поклонения Августу в столице Империи, на Востоке уже сложились устойчивые образцы почитания римских республиканских наместников, естественным образом перенесенные в новую политическую реальность15. Таким образом, источником развития культовых форм и идейный базис императорского почитания, по ее мнению, следует усматривать в эллинистической практике, однако у него также были и римские корни, наглядным примером которых служит Ромул, обожествленный задолго до начала усиленного греческого влияния. Цезарь, учреждая свой культ, в большей степени ориентировался на эллинистический образец (в конечном счете, на Александра Великого), нежели на древних римских царей16. Впрочем, политическая функция, по ее мнению, все же была превалирующей: культ императора был, скорее, политикой, чем религией17.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуськов, Евгений Александрович, 2013 год

Литература

29. Гуськов, Е. А. Авл Виргий Марс и проблема количества преторианских когорт в период принципата Августа / Е. А. Гуськов // Antiquitas iuventae. -Саратов, 2009. - Вып. 5. - С. 92-100.

30. Гуськов, Е. А. Императоры и преторианцы: отражение культа правителя в посвящениях римских воинов / Е. А. Гуськов // Вестник СГТУ. - 2012. -№2 (65). -Вып. 1.-С. 190-196.

31. Гуськов, Е. А. Sit divus, dum поп sit vivus: несостоявшееся обожествление Геты / Е. А. Гуськов // Клио. - 2012. - Вып. 5 (77) - С. 32-34.

32. Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь / И. X. Дворецкий. - М.: «Русский язык», 1976. - 1096 с.

33. Джармаи, О. А. Культ императора в Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху / О. А. Джарман // Христианское чтение. - 2012. - № 2. -С. 56-118.

34. Дмитренко, В. В. Властители Рима / В. В. Дмитренко. - М.: «Изд-во ACT»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2004. - 781 (3) с.

35. Докинз, Р. Бог как иллюзия / Р. Докинз. - М.: Изд-во «КоЛибри», 2008.-382 с.

36. Дрязгунов К. В. О некоторых аспектах посвящений римским богам [Электронный ресурс] / К. В. Дрязгунов. - Режим доступа: http://www.roman-glory.com/dryazgunov-posvyashheniya-bogam.

37. Егоров, А. Б. Вопрос о роли римского сената в политической системе принципата в историографии XIX-XX вв. / А. Б. Егоров // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э. Д. Фролова. - СПб., 2002. -С. 174-190.

38. Егоров, А. Б. Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э. / А. Б. Егоров // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под ред. проф. Э.Д. Фролова. - Вып. 3. - СПб., 2004. - С. 277-284.

39. Егоров, А. Б. Правление Веспасиана и Тита / А. Б. Егоров // Проблемы античной истории. Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения Э. Д. Фролова. - СПб., 2003. - С. 283-306.

40. Ешевский, С. Центр римского мира и его провинции (ч.2) / С. Ешев-ский // Вестник Европы. - СПб., 1866. - Т. IV. - С. 94-151.

41. Карасева, Т. А. Историческая фонетика латинского языка. Грамматический комментарий к латинским текстам VI-I вв. до н.э. / Т. А. Карасева. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. - 256 с.

42. Кленышева, Н. Д. Общественные стороны римского погребального обряда / Н. Д. Кленышева // Antiquitas iuventae. — Саратов, 2007. - Вып. 3. -С. 133-146.

43. Колобов, А. В. Геркулес и римская армия Ранней империи (на материале западной части Балкано-Дунайского региона) / А. В. Колобов // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2000. - № 9. - С. 40-46.

44. Колобов, А. В. Римская армия и христианство на востоке империи (II - начало IV в. н.э.) [Электронный ресурс] / А. В. Колобов. - Режим доступа: http://pax-barbarorum.ru/rome/kolobov_army.

45. Колосовская, Ю. К. Коллегии императорского культа в дунайских провинциях (по надписям Норика, Дакии и Паннонии) / Ю. К. Колосовская // Культура античного мира. - М., 1966. - С. 99-107.

46. Коптев, А. В. Princeps et dominus: к вопросу об эволюции принципата в начале позднеантичной эпохи / А. В. Коптев // Древнее право. - 1996. — № 1. — С. 182-191.

47. Махлаюк, А. В. Religio castrensis и воинский этос в армии императорского Рима / А. В. Махлаюк // Studia histórica. - Vol. III. - M., 2003. - С. 109-133.

48. Махлаюк, А. В. Армия Римской империи. Очерки традиций и мен-тальности / А. В. Махлаюк. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. - 232 с.

49. Махлаюк, А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность / А. В. Махлаюк. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ-Акра, 2006. - 440 с.

50. Махлаюк, А. В. Римские легионы в бою / А. В. Махлаюк, А. Е. Негин. - М.: «Яуза», «Эксмо», 2009. - 512 с.

51. Машкин, Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность / Н. А. Машкин. - М.-Л: Изд-во АН СССР, 1949. - 686 с.

52. Моммзен, Т. Римская история [Электронный ресурс] / Т. Моммзен. -Режим доступа: http://www.gu- mer.info/bibliotek_Buks/History/Momm/index.php.

53. Немировский, А. И. Надпись из Сатрика - опорный пункт раннерим-ской истории / А. И. Немировский // Вестник древней истории. - 1983. - № 1. -С. 40-51.

54. Неродо, Ж.-П. Август / Ж.-П. Неродо. - М.: Молодая гвардия, 2003. -

352 с.

55. Пантелеев, А. Д. Жертвы глобализма: эдикт Каракаллы и положение христиан в начале III века / А. Д. Пантелеев // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под ред. проф. Э.Д. Фролова. - Вып. 5. - СПб, 2006.-С. 95-110.

56. Парфенов, В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика / В. Н. Парфенов. - СПб.: Алетейя, 2001. - 278 с.

57. Парфенов, В. Н. К оценке военных реформ Августа / В. Н. Парфенов // Античный мир и археология. - Саратов, 1990. - Вып. 7. - С. 65-76.

58. Парфенов, В. Н. Сеян: взлет и падение / В. Н. Парфенов // Античный мир и археология. - 1999. - Вып. 10. - С. 63-88.

59. Романенко, Н. И. Corporis custodes при Нероне / Н. И. Романенко // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры ист. др. мира Истор. ф-та МГУ. -М., 1998.-Вып. 1, № 1.-С. 141-154.

60. Ростовцев, М. И. Общество и хозяйство в Римской империи: В 2 тт. / М. И. Ростовцев. - СПб: Наука, 2000-2001.

61. Рубцов, С. М. Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история рим-ско-дакийских войн (конец I - начало II века н.э.) / С. М. Рубцов. - СПБ.: Петербургское Востоковедение; М.: Филоматис, 2003. - 256 с.

62. Свенцицкая, И. С. Культ императора в Римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти [Электронный ресурс] / И. С. Свенцицкая. - Режим доступа: http://www.ecclesia.relig-museum.ru/ Researches/sept/svenz 2006.htm.

63. Свенцицкая, И. С. Особенности культа императора в Малоазийских провинциях в I в. н.э. [Электронный ресурс] / И. С. Свенцицкая. - Режим доступа: http://www.gumer.info /bibliotek_Buks/History/Article/_Sven_KultImp.php.

64. Свенцицкая, И. С. Полис и империя: эволюция императорского культа и роль «возрастных» союзов в городах малоазийских провинций I-II вв. / И. С. Свенцицкая // Вестник древней истории. - 1981. - № 4. - С. 33-51.

65. Сморчков, А. М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы / А. М. Сморчков. - М.: РГГУ, 2012. - 602 с.

66. Смышляев, А. Л. Септимий Север и principales / А. Л. Смышляев // Вестник МГУ. Серия историческая. - 1976. - № 6. - С. 80-91.

67. Соловьянов, Н. И. Культы преторианцев в Риме / Н. И. Соловьянов // Вестник ТГУ. - Томск, 2008. - № 317. - С. 116-118.

68. Соловьянов, Н. И. Сакральные представления воинов римской армии / Н. И. Соловьянов // Вестник ТГУ. - Томск, 2008. - № 317. - С. 95-99.

69. Суровенков, Д. И. Некоторые замечания относительно описаний триумфов в Scriptores Historiae Augustae / Д. И. Суровенков // Antiquitas iuventae. -Саратов, 2008. - Вып. 4. - С. 120-129.

70. Тарасова, Л. В. Императорский культ в правление династии Флавиев (69-96 гг.) [Электронный ресурс] / Л. В. Тарасова. - Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/imperatorskiy-kult-v-pravlenie-dinastii-flaviev-69-96-gg-

71. Токарев, А. Н. Становление официальной идеологии принципата Августа / А. Н. Токарев. - Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2011. - 268 с.

72. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. 622 с.

73. Тронский, И. М. Корнелий Тацит / Корнелий Тацит. История / И. М. Тронский. — М.: «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. - С. 3-46.

74. Утченко, С. Л. Юлий Цезарь / С. Л. Утченко. - М.: Изд-во «Мысль», 1976.-365 с.

75. Фрибус, Т. Ю. Юлии-Клавдии глазами римлян и варваров / Т. Ю. Фрибус // Античный мир и археология. - 2002. - Вып. 11. - С. 117-123.

76. Чемодурова, С. Н. Domus Augusta и Ливия Друзилла / С. Н. Чемодурова // Antiquitas iuventae. - Саратов, 2007. - Вып. 3. - С. 167-173.

77. Шайд, Дж. Религия римлян / Дж. Шайд. - М.: Новое издательство, 2006.-280 с.

78. Штаерман, Е. М. Социальные основы религии древнего Рима / Е. М. Штаерман. -М.: Наука, 1987. - 320 с.

79. Щеголев, А. В. Императорский культ и lex maiestatis (по Дигестам Юстиниана) / А. В. Щеголев // IVS ANTIQVVM. Древнее право. - 1997. - 1 (2). -С. 60-64.

80. Эк, В. Император как глава войска. Военные дипломы и императорское управление / В. Эк // Вестник древней истории. - 2004. - № 3. - С. 28-57.

81. Элиаде М. Миф о вечном возвращении [Электронный ресурс] / М. Элиаде. - Режим доступа: http://nz-biblio.narod.ru/html/eliadel/index.htm.

г

82. Этьен, Р. Цезарь / Р. Этьен. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 305 с.

83. Abaecherli, A. L. The Dating of the Lex Narbonensis / A. L. Abaecherli // Transactions of the American Philological Association. - 1932. - Vol. 63. - P. 256-268.

84. Adamantios, X. M. AESIKON EAAHNOAATINIKON / X. M. Adamantios. - AOfjvai: EK TON BI BAI EKAOTIKQN KATA2THMATQN ANASTASIOT А. ФЕЕН, 1908. -512 p.

85. Adler, E. Cassius Dio1 Livia and the Conspiracy of Cinna Magnus / E. Adler // Greek, Roman, and Byzantine Studies. - 2011. - Vol. 51. - P. 133-154.

86. Allen, K. The Fasti of Ovid and the Augustan Propaganda / K. Allen // The American Journal of Philology. - 1922. - Vol. 43, № 3. - P. 250-266.

87. Altman, M. Ruler Cult in Seneca / M. Altman // Classical Philology. -1938. - Vol. 33, № 2. - P. 198-204.

88. Ancient Religions / Ed. S. I. Johnston. - Cambridge (Mass.)-L.: The Belknap Press of the Harvard University Press, 2007. - 266 p.+XVIII.

89. Ando, C. A Religion For the Empire / C. Ando // Flavian Rome: Culture, Image, Text. - Ed. by A. J. Boyle, W. J. Dominic. - Leiden; Boston: Brill, 2003. P. 323344.

90. Ando, C. Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire / C. Ando. - Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 2000. - 495 p.

91. Arce, J. Funus imperatorum: Los funerales de los imperadores romanos / J. Arce. - Madrid: Alianza Editorial, 1988. - 200 p.

92. Arce, J. Imperial Funerals in the Later Roman Empire: Change and Continuity / J. Arce // Rituals and Power: From Late Antiquity to the Early Middle Age. Ed. by F. Theuws and J.L. Nelson. - Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000. - P. 115-130.

93. Ball, A. P. The Theological Utility of the Caesar Cult / A. P. Ball // The Classical Journal. - 1910. - Vol. 5, № 7. - P. 304-309.

94. Balsdon, J. P. V. D. The 'Divinity' of Alexander / J. P. V. D. Balsdon // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1950. - Bd. 1, H. 3. - S. 363-388.

95. Barnes, T. D. Hadrian and Lucius Verus / T. D. Barnes // The Journal of Roman Studies. - 1967. - Vol. 57, № 1/2. - P. 65-79.

96. Barnes, T. D. The Composition of Cassius Dio's "Roman History" / T. D. Barnes // Phoenix. - 1984. - Vol. 38, 3. - P. 240-255.

97. Barnes, T. D. The New Empire of Diocletian and Constantine / T. D. Barnes. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1982. - 305 p.+XIX.

98. Barrett, A. A. Livia: First Lady of Imperial Rome / A. A. Barrett. - New Haven-L.: Yale University Press, 2002. - 425 p.+XIX.

99. Benario, H. W. The Date of the Feriale Duranum / H. W. Benario // Historia. - 1962. - HBd. 11. - S. 192-196.

100. Benjamin, A. Arae Augusti / A. Benjamin, A. E. Raubitschek // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. - 1959. - Vol. 28, № 1. - P. 65-85.

101. Bennet, J. Trajan Optimus Princeps. A Life and Times / J. Bennet. - L.N.Y.: Routledge, 2005. - 312 p.

102. Bickerman, E. J. Die römische Kaiserapotheose / E. J. Bickerman // Archiv fur Religionswissenschaft. - 1929. - Bd. 27. - S. 1-31.

103. Bickerman, E. J. Diva Augusta Marciana / E. J. Bickerman // The American Journal of Philology. - 1974. - Vol. 95, № 4. - P. 362-376.

104. Bingham, S. J. The Praetorian Guard in the Political and Social Life of Julio-Claudian Rome: doct. diss. / S. J. Bingham. - Univ. of British Columbia, 1997. -283 p.

105. Birley, A. Dio Cassius and the Historia Augusta / A. Birley // A Companion to Marcus Aurelius. Ed. M. van Ackeren. - Maiden-Oxford : John Wiley & Sons, 2012.-P. 13-28.

106. Birley, A. R. Two Names in the Historia Augusta / A. R. Birley // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1966. - Bd. 15, H. 2. - S. 249-253.

107. Bowersock, G. W. The Imperial Cult: Perceptions and Persistence / G. W. Bowersock // Jewish and Christian Self-Definition. Ed. by B. F. Meyer, E. P. Sanders. -Philadelphia, 1983. - P. 145-220.

108. Bowersock, G.W. Augustus and the Greek World / G. W. Bowersock. -Oxford: At the Clarendon Press, 1965.

109. Bowie, E. L. The 'Temple of Hadrian' at Ephesus / E. L. Bowie // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. - 1971. - Bd. 8. - P. 137-141.

110. Brent, A. Ignatius of Antioch and the Imperial Cult / A. Brent // Vigiliae Christianae. - 1998. - Vol. 52, № 1. - P. 30-58.

111. Brunt, P. A. Lex de imperio Vespasiani / P. A. Brunt // The Journal of Roman Studies. - 1977. - Vol. 67. - P. 95-116.

112. Burkert, W. Ancient Mystery Cults / W. Burkert. - Boston: Harvard University Press, 1981. - 181 p.

113. Burton, H. F. The Worship of the Roman Emperors / H. F. Burton // The Biblical World. - 1912. - Vol. 40, № 2. - P. 80-91.

114. Cameron, A. The Funeral of Junius Bassus / A. Cameron // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. - 2002. - Bd. 139. - P. 292.

115. Charlesworth, M. P. "Deus Noster Caesar" / M. P. Charlesworth // The Classical Review. - 1925. - Vol. 39, № 5/6. - P. 113-115.

116. Charlesworth, M. P. The Refusal of Divine Honours: An Augustan Formula / M. P. Charlesworth // Papers of the British School at Rome. - 1939. - Vol. 15. -P. 1-10.

117. Clarke, G. W. The Date of the "Consecratio" of Vespasian / G. W. Clarke // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1966. - Bd. 15, H. 3. - S. 318-327.

118. Clauss, M. Kaiser und Gott: Herrscherkult im römischen Reich / M. Clauss. -München-Leipzig: K. G. Saur, 2001. - 597 s.

119. Cooley, A. Beyond Rome and Latium: Roman Religion in the Age of Augustus / A. Cooley // Religion in Republican Italy. Ed. by C. E. Schultz, P. B. Harvey. -Cambridge, 2006. - P. 228-252.

120. Culto imperial: politica y poder / Ed. T. Nogales, J. Gonzales. - Merida: Museo Nacional de Arte Romano 18-20 de mayo, 2006. - 581 p.

121. Cultural Identity in Roman Empire / Ed. By R. Laurence, J. Berry. - L.N.Y.: Taylor & Francis e-Library, 2003. - 218 p.

122. Darius, A. A. The Goddess Fortuna in Imperial Rome: Cult, Art, Text / A. A. Darius. - Doct. Diss. - The University of Texas at Austin, 2002. - 409 p.

123. Davies, J. Death, Burial, and Rebirth in the Religions of Antiquity / J. Davies. - L.; N.-Y.: Routledge, 1999. - 246 p. + XIV.

124. Davies, P. J. E. Death and the Emperor: Roman Imperial Funerary Monuments from Augustus to Marcus Aurelius / P. J. E. Davies. - Cambridge-N.Y.: Cambridge University Press, 2000. - 273 p.

125. Deutsch, M. E. Caesar's son and heir / M. E. Deutsch // University of California Publications in Classical Philology. - 1928. - Vol. 9, № 6. - P. 149-200.

126. Dmitriev, Sv. «Good Emperors» and Emperors of the Third Century / Sv. Dmitriev // Hermes. - 2004. - Jahrg. 132., H. 2. - S. 211-224.

127. Dobson, B. Praefectus Castrorum Aegupti - a Reconsideration / B. Dobson // Chronique dv Egypte. - 1982. - Vol. 58. - P. 322-337.

128. Durry, M. Les cohortes prétoriennes / M. Durry. - Paris: E. de Boccard, 1938.-454 p.

129. Durry, M. Praetoriae cohortes / M. Durry // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. - 1954. - Hbd. 44. - Sp. 1607-1634.

130. Edwards, R. Divus Augustus Pater: Tiberius and the Charisma of Augustus: Doct. Diss. / Rebecca Edwards. - Univ. of Indiana, 2003. - 404 p.

131. Ehrenberg, V. Imperium Maius in the Roman Republic / V. Ehrenberg // The American Journal of Philology. - 1953. - Vol. 74, № 2. - P. 113-136.

132. Favro, D. Death in Motion: Funeral Processions in the Roman Forum / D. Favro, C. Johanson // The Journal of the Society of Architectural Historians. - 2010. -Vol. 69,№ l.-P. 12-37.

133. Fink R. O. Feriale Duranum 1,1 and Mater Castrorum // The American Journal of Archeology. Vol. 48, № 1. P. 17-19.

134. Fink, R. O. Lucius Seius Caesar, Socer Augusti / R. O. Fink // The American Journal of Philology. - 1939. - Vol. 60, № 3. - P. 326-332.

135. Fishwick, D. Dated Inscriptions and the «Feriale Duranum» / D. Fishwick // Syria. - 1988. - T. 65, Fasc. 3/4. - P. 349-361.

136. Fishwick, D. Dio and Maecenas: The Emperor and the Ruler Cult / D. Fishwick // Phoenix. - 1990. - Vol. 44, № 3. - P. 267-275. ;

137. Fishwick, D. Flamen Augustorum / D. Fishwick // Harvard Studies in Classical Philology. - 1970. - Vol. 74. - P. 299-312.

138. Fishwick, D. Genius and Numen / D. Fishwick // The Harvard Theological Review. - 1969. - Vol. 62, № 3. - P. 356-367.

139. Fishwick, D. Imperial Cult in the Latin West. Studies in the Ruler Cult of the Western Provinces of the Roman Empire. In IV vols. / D. Fishwick. - LeidenBoston: Brill, 1987-2006.

140. Fishwick, D. Numen Augustum / D. Fishwick // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. - 2007. - Bd. 160. - S. 247-255.

141. Fishwick, D. Numina Augustorum / D. Fishwick // The Classical Quarterly. - 1970. - Vol. 20, № 1. - P. 191-197.

142. Fishwick, D. Numinibus Aug(ustorum) / D. Fishwick // Britannia. - 1994. -Vol. 25.-P. 127-141.

143. Fishwick, D. Numinibus domus divinae / D. Fishwick // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. - 2007. - Bd. 159. - S. 293-296.

144. Fishwick, D. Ovid and Divus Augustus / D. Fishwick // Classical Philology. - 1991.-Vol. 86,№ l.-P. 36-41.

145. Fishwick, D. Prudentius and the Cult of Divus Augustus / D. Fishwick // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1990. - Bd. 39, H. 4. - S. 475-486.

146. Fishwick, D. Templum Divo Claudio Constitutum / D. Fishwick // Britannia. - 1972.-Vol. 3.-P. 164-181.

147. Fishwick, D. The Deification of Claudius / D. Fishwick // The Classical Quarterly. New Series. - 2002. - Vol. 52, № 1. - P. 341-349.

148. Fishwick, D. The Imperial Cult in Roman Britain / D. Fishwick // Phoenix. -1961.-Vol. 15, № 3. - P. 159-173.

149. Fishwick, D. The Imperial Cult in Roman Britain (Continued) / D. Fishwick // Phoenix. - 1961. - Vol. 15, № 4. - P. 213-229.

150. Fishwick, D. The Imperial Numen in Roman Britain / D. Fishwick // The Journal of Roman Studies. - 1969. - Vol. 59, № 1/2. - P. 76-91.

151. Fishwick, D. The Institution of the Provincial Cult in Africa Proconsularis / D. Fishwick // Hermes. - 1964. -Bd. 92, H. 3. - S. 342-363.

152. Fishwick, D. The Institution of the Provincial Cult in Roman Mauretania / D. Fishwick // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1972. - Bd. 21, H. 4. -S. 698-711.

153. Fishwick D. The Provincial Priesthood of Titus Sennius Sollemnis // Historia: Zeitschrift ftir Alte Geschichte. 1976. Bd. 25, H. 1. S. 124-128.

154. Fishwick, D. The Severi and the Provincial Cult of the Three Gauls' / D. Fishwick // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1973. - Bd. 22, H. 4. -S. 627-649.

155. Fishwick, D. Votive Offerings to the Emperor? / D. Fishwick // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. - 1990. - Vol. 80. - P. 121-130.

156. Fiske, G. C. Notes on the Worship of the Roman Emperors in Spain / G. C. Fiske // Harvard Studies in Classical Philology. - 1900. - Vol. 11. - P. 101-139.

157. Flory, M. B. Dynastic Ideology, the Domus Augusta, and Imperial Women: A Lost Statuary Group in the Circus Flaminius / M. B. Flory // Transactions of the American Philological Association. - 1996. - Vol. 126. - P. 287-306.

158. Flory, M. B. The Integration of Women into the Roman Triumph / M. B. Flory // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1998. - Bd. 47, H. 4. - S. 489494.

159. Flower, H. I. A Tale of Two Monuments: Domitian, Trajan, and Some Praetorians at Puteoli (AE 1937, 137) / H. I. A. Flower // The American Journal of Archeology. -2001. -Vol. 105, № 4. - P. 625-648.

160. Frankfurter, D. Traditional Cult / D. Frankfurter // A Companion to Roman Empire. - Ed. by D. Potter. - Maiden; Oxford; Carlton: Blackwell Publishing Ltd., 2006.-P. 543-564.

161. Fraschetti, A. "Cognata numina": Culti délia citta e culti délia casa del principe in epoca augustea / A. Fraschetti // Studi Storici. - 1988. - Anno 29, № 4. -P. 941-965.

162. Fredricksmeyer, E. A. Divine Honors for Philip II / E. A. Fredricksmeyer // Transactions of the American Philological Association. - 1979. - Vol. 109. - P. 39-61.

163. Frere, S. S. Hyginus and the First Cohors / S. S. Frere // Britannia. - 1980. -Vol. 11.-P. 51-60.

164. Fullerton, M. D. The Domus Augusti in Imperial Iconography 13-12 B.C. / M. D. Fullerton // The American Journal of Archeology. - 1985. - Vol. 89, № 3. -P. 473-483.

165. Gage, J. Vespasien et la mémoire de Galba / J. Gage // Revue des Etudes anciennes. - 1952. - T. 54. - P. 290-315.

166. Goldsworthy, A. Caesar, Life of a Colossus / A. Goldsworthy. - New Heaven; L.: Yale University Press, 2006. - 583 p.

167. Gradel, I. Emperor Worship and Roman Religion / I. Gradel. - Oxford: Clarendon Press, 2002. - 417 p.

168. Grether, G. Livia and the Roman Imperial Cult / G. Grether // The American Journal of Philology. - 1946. - Vol. 67, № 3. - P. 222-252.

169. Griffiths, J. G. The Origins of Osiris and His Cult / J. G. Griffiths. - Leiden: Brill, 1980.-287 p.

170. Haight, E. H. Reconstruction in the Augustan Age / E. H. Haight // The Classical Journal. - 1922. - Vol. 17, № 7. - P. 355-376.

171. Harland, Ph. A. Honours and Worship: Emperors, Imperial Cults and Associations at Ephesus (first to third centuries C.E.) / Ph. A. Harland // Studies in Religion/Sciences religieuses. - 1996. - Vol. 25. - P. 319-334.

172. Harland, Ph. A. Imperial Cults within Local Cultural Life: Associations in Roman Asia / Ph. A. Harland // The Ancient History Bulletin. - 2003. - Vol. 17, № 1-2. -P. 85-107.

173. Hemelrijk, E. A. Local Empresses: Priestesses of the Imperial Cult in the Cities of the Latin West / E. A. Hemelrijk // Phoenix. - 2007. - Vol. 61, № 3/4. -P. 318-349.

174. Herz, P. Bibliographie zum römischen Kaiserkult (1955-1975) / P. Herz // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung // Hrsg. von H. Temporini, W. Haase. - Berlin-New York: Walter de Gruyter, 1978. - S. 833-910.

175. Hey ob, Sh. K. The Cult of Isis among Women in the Graeco-Roman World / Sh. K. Hey ob. - Leiden: Brill, 1975. - 143 p.+ XIX

176. Holland, L. A. Aeneas-Augustus of Prima Porta / L. A. Holland // Transactions of the American Philological Association. - 1947. - Vol. 78. - P. 276-284.

177. Honoré, T. Scriptor Historiae Augustae / T. Honoré // The Journal of Roman Studies. - 1987. - Vol. 77. - P. 156-176.

178. Janson, T. A Natural History of Latin / trans, into Eng. / T. A. Janson. -Oxford: Oxford University Press, 2004. - 305 p.

179. Jones, A. H. M. The Imperium of Augustus / A. H. M. Jones // The Journal of Roman Studies. -1951. -Vol. 41, p. 1-2.-P. 112-119.

180. Jones, D. L. Christianity and the Roman Imperial Cult / D. L. Jones // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung // Hrsg. von H. Temporini, W. Haase. - Berlin-New York: Walter de Gruyter, 1980. - S. 1023-1054.

181. Kemmers, F. Out of Shadow: Geta and Caracalla Reconsidered F. Kemmers / Repräsentationsformen in Severischer Zeit. Hrsg. S. Faust, F. Leitmeir. -Berlin: Verlag Antike, 2011. - 311 s.

182. Kennedy, D. L. Some Observations on the Praetorian Guard / D. L. Kennedy // Ancient Society. - 1978. - Vol. 9. - P. 275-301.

183. Keppie, L. The Praetorian Guard before Sejanus / L. Keppie // Athenaeum. -1996.-Vol. 84.-P. 101-124.

184. Kienast, D. Römische Kaisertabelle. Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie / D. Kienast. - Darmstadt: Wissenschafliche Budigesenschaft, 2004. -430 s.

185. King, Ch. The Organization of Roman Religious Beliefs / Ch. King // Classical Antiquity. - 2003. - Vol. 22, № 2. - P. 275-312.

186. Kitchen, K. A. Ramesses VII and Twentieth Dynasty / K. A. Kitchen // The Journal of Egyptian Archeology. - 1972. - Vol. 58. - P. 182-194.

187. Kornemann, E. Zur Geschichte der antiken Herrscherkulte / E. Kornemann //Klio.-1901.-Bd. l.-S. 51-146.

188. Kreitzer, L. Apotheosis of the Roman Emperor / L. Kreitzer // The Biblical Archeologist. - 1990. - Vol. 53, № 4. - P. 210-217.

189. Kulikowski, M. Late Roman Spain and Its Cities / M. Kulikowski. - Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2004. - 491 p.+XVIII.

190. Letta, C. Le imagines Caesarum di un praefectus castrorum Aegupti e 1' XI coorte pretoria / C. Letta // Athenaeum. - 1978. - Vol. 56. - P. 3-19.

191. Levick, B. Tiberius Politician / B. Levick. - L.; N.-Y.: Routledge, 1999. -287 p. +XIII.

192. Liebeschuetz, J. H. W. G. Religion / J. H. W. G. Liebeschuetz // Cambridge Ancient History. - Vol. XI. - Cambridge, 2008. - P. 984-1008.

193. Marriot, I. The Authorship of the Historia Augusta: Two Computer Studies /1. Marriot // The Journal of Roman Studies. - 1979. - Vol. 69. - P. 65-77.

194. Mattingly, H. The Consecration of Faustina the Elder and Her Daughter / H. Mattingly // The Harvard Theological Review. - 1948. - Vol. 41, № 2. -P. 147-151.

•s

195. McFayden, D. The Date of the Arch of Titus / D. McFayden // The Classical Journal.-1915.-Vol. 11, № 3.-P. 131-141.

196. McFayden, D. The Occasion of the Domitianic Persecution / D. McFayden // The American Journal of Theology. - 1920. - Vol. 24, № 1. - P. 46-66.

197. McFayden, D. The Princeps and the Senatorial Provinces / D. McFayden // The Classical Philology. - 1921. - Vol. 16, № 1. - p. 34-50

198. Meckler, M. The Beginning of the "Historia Augusta" / M. Meckler // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1996. - Bd. 45, H. 3. - S. 364-375.

199. Meckler, M. Two Papyri and Events in the Life of Caracalla / M. Meckler // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. - 1994. - Bd. 105. - S. 257-259.

200. Merriam, A. C. The Caesareum and the Worship of Augustus at Alexandria / A. C. Merriam // Transactions of the American Philological Association. - 1883. -Vol. 14.-P. 5-35.

201. Merrill, E. T. The Attitude of Ancient Rome toward Religion and Religious Cults / E. T. Merrill // The Classical Journal. - 1920. - Vol. 15, № 4. - P. 196-215.

202. Millar, F. Ovid and the Domus Augusta: Rome seen from Tomoi / F. Millar // The Journal of Roman Studies. - 1993. - Vol. 83. - P. 1-17.

203. Millar, F. The Date of the Constitutio Antoniniana / F. Millar // The Journal of Egyptian Archeology. - 1962. - Vol. 48. - P. 124-131.

204. Millar, F. The Imperial Cult: Perceptions and Persistence / F. Millar // Jew-

i

ish and Christian Self-Definition. - Ed. by B. F. Meyer, E. P. Sanders. - Philadelphia, 1983.-P. 171-220.

205. Millar, F. The Roman Republic and the Augustan Revolution / F. Millar // Rome, the Greek World, and the East. Vol. I. Ed. H. Cotton, G. Rogers. - Chapel Hill; L.: The University of North Carolina Press, 2002. - 383 p.+XXII.

206. Momigliano, A. An Unsolved Problem of Historical Forgery: The Scriptores Historiae Augustae / A. Momigliano // Journal of the Warburg and Courtauid Institutes. - 1954. - Vol. 17, № 1/2. - P. 22-46.

207. Mueller, H.-F. Roman Religion in Valerius Maximus / H.-F. Mueller. - L.; N.-Y.: Routledge, 2002. - 266 p.+XVI.

208. Nakamura, B. J. When did Diocletian die? New Evidence For an Old Problem / B. J. Nakamura // Classical Philology. - 2003. - Vol. 98, № 3. - P. 283-289.

209. Nilsson, M. P. Royal Mysteries in Egypt / M. P. Nilsson // The Harvard Theological Review. - 1957. - Vol. 60, № 1. - P. 65-66.

210. Nock, A. D. Deification and Julian: I / A. D. Nock // The Journal of Roman Studies. - 1957. - Vol. 47, № 1/2. - P. 115-123.

211. Nock, A. D. Notes on Ruler-Cult, I-IV / A. D. Nock // The Journal of Hellenic Studies. - 1928. - Vol. 48, p. 1. - P. 21-43.

212. Nock, A. D. The Roman Army and the Roman Religious Year / A. D. Nock // The Harvard Theological Review. - 1952. - Vol. 45, № 4. - P. 187-252.

213. Okon, D. Septimius Severus et senatores: Septimius Severus' Personal Policy Towards Senators in the Light of Prosopographic Research (193-211) / D. Okon. -Trans, from Pol. - Szczecin: Uniwersytet Szczencinski, 2012.-148 p.

214. Oliver, J. H. The Divi of the Hadrianic Period / J. H. Oliver // The Harvard Theological Review. - 1949. - Vol. 42, № 1. - P. 35-40.

215. Otto, W. Augustus Soter / W. Otto // Hermes. - 1910. - Bd. 45, H. 3. -S. 448-460.

216. Passerini, A. Le coorti pretorie / A. Passerini. - Roma: Centro editoriale internazionale, 1939. - 362 p.

217. Phang, S. E. Roman Military Service: Ideologies of Discipline in the Late Republic and Early Principate / S. E. Phang. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008.-336 p. + XV.

218. Plainer, S. B. A Topographical Dictionary of Ancient Rome / S. B. Plainer, Th. Ashby. -L.: Oxford University Press, 1929. - 608 p.

219. Pleket, H. W. An Aspect of the Emperor Cult: Imperial Mysteries / H. W. Pleket// The Harvard Theological Review. - 1965. - Vol. 58, № 4. - P. 331-347.

220. Polk, M. R. Circa deos ac religiones: Religion and the Roman Emperor from Augustus to Constantine / M. R. Polk. - Doct. Diss. Univ. of Harvard. - Harvard, 2008.-412 p.

221. Polo, F. P. Consules as curatores pacis deorum / F. P. Polo // Consuls and Res Publica: Holding High Office in the Roman Republic. - Ed. by H. Beck. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - P. 97-115.

222. Price, S. R. F. Between Man and God: Sacrifice of the Roman Imperial Cult / S. R. F. Price // The Journal of Roman Studies. - 1980. - Vol. 70. - P. 28-43.

223. Price, S. R. F. Gods and Emperors: The Greek Language of the Roman Imperial Cult / S. R. F. Price // The Journal of Hellenic Studies. - 1984. - Vol. 104. -P. 79-95.

224. Price, S. R. F. Rituals and Power: The Roman Imperial Cult in Asia Minor / S. R. F. Price. - Cambridge: Cambridge University Press, 1984. - 291 p.

225. Radice, B. Pliny and the "Panegyricus" / B. Radice // Greece & Rome Second Series. - 1968. - Vol. 15, № 2. - P. 166-172.

226. Ramage, E. S. Augustus' Treatment of Julius Caesar / E. S. Ramage // Historia: Zeitschrifi fur Alte Geschichte. - 1985. - Bd. 34, H. 2. - S. 223-245.

227. Rankov, B. The Praetorian Guard / B. Rankov. - L.: Osprey, 1994. - 67 p.

228. Recueil de diplômes militaires. - Pub. par M. Léon Renier. - P.: Imprimerie nationale, 1876. - 327 p.

229. Retief, F. P. Burial Customs and the Pollution of Death in Ancient Rome: Procedures and Paradoxes / F. P. Retief, L. Cilliers // Acta Theologica: Health and Healing, Disease and Death in the Graeco-Roman World. - Suppl. 7. - 2005. - P. 128146.

230. Richard, J.-C. Les aspects militaires des funéraills impériales / J.-C. Richard // Mélanges d'archéologie et d'histoire. - 1966. - T. 78. - P. 313-325.

231. Richmond, I. A. The Relation of the Praetorian Camp to Aurelian's Wall of Rome /1. A. Richmond // Papers of British School at Rome. 1927. - Vol. 10. - P. 12-22 + pi. VI-VIII.

232. Rives, J. B. Imperial Cult and Native Tradition in Roman North Africa / J. B. Rives // The Classical Journal. - 2001. - Vol. 96, № 4. - P. 425-436.

233. Rives, J. B. The Decree of Decius and the Religion of Empire / J. B. Rives // The Journal of Roman Studies. - 1999. - Vol. 89. - P. 135-154.

234. Rostovtzeff, M. L1 empereur Tibère et le culte impérial / M. Rostovtzeff // Revue Historique. - 1930. - T. 163, Fasc. 1. - P. 1-26.

235. Roth, J. The Size and Organization of the Imperial Legion / J. Roth // Historia: Zeitschrift flir Alte Geschichte. - 1994. - Bd. 43, H. 3. - S. 346-362.

236. Rowell, H. T. The Forum and Funeral "Imagines" of Augustus / H. T. Rowell // Memoirs of the American Academy in Rome. - 1940. - Vol. 17. - P. 131143.

237. Russell, B. Religious Faith/ B. Russell //http://www.skeptic.ca/Russell_ Religious_Faith.htm.

238. Sancery, J. Galba ou 1' armée face au pouvoir / J. Sanceiy. - P.: Les belles letters, 1983.- 192 p.

239. Sanders, L. J. Dionysius I of Syracuse and the Origins of the Ruler Cult in the Greek World / L. J. Sanders // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1991. -Bd. 40, H. 3. - S. 275-287.

V V

240. Sasel, J. Zur Rekrutierung der Prâtorianer / J. Sasel // Historia. - 1972. -Hbd. 21. - S. 474-480.

241. Scherrer, S. J. Sings and Wonders in the Imperial Cult: A New Look at a Roman Religious Institution in the Light of Rev. 13:13-15 / S. J. Scherrer // The Journal of Biblical Literature. - 1984. - Vol. 103, № 4. - P. 599-610.

242. Scott, K. Emperor Worship in Ovid / K. Scott // Transactions of the American Philological Association. - 1930. - Vol. 61. - P. 43-69.

243. Scott, K. Humor at the Expense of the Ruler Cult / K. Scott // Classical Philology. - 1932. - Vol. 27, № 4. - P. 317-328.

244. Scott, K. Plutarch and the Ruler Cult / K. Scott // Transactions of the American Philological Association. - 1929. - Vol. 60. - P. 117-135.

245. Scott, K. The Deification of Demetrius Poliorcetes: Part I / K. Scott // The American Journal of Philology. - 1928. - Vol. 49, № 2. - P. 137-166.

246. Scott, K. The Elder and Younger Pliny on Emperor Worship / K. Scott // Transactions of the American Philological Association. - 1932. - Vol. 63. - P. 156-165.

247. Scott, K. The Imperial Cult under the Flavians / K. Scott. - StuttgartBerlin: W. Kohlhammer, 1936. - 204 p.

248. Scott, K. The Significance of Statues in Precious Metals in Emperor Worship / K. Scott // Transactions of the American Philological Association. - 1931. -Vol. 62.-P. 101-123.

249. Severy, B. Family and State in the Early Imperial Monarchy: The Senatus Consultum de Pisone Patre, Tabula Siarensis, and Tabula Hebana / B. Severy // Classical Philology. - 2000. - Vol. 95, № 3. - P. 318-337.

250. Shochat, Y. The Change of the Roman Religion at the Time of the Emperor Trajan / Y. Shochat // Latomus. - 1985. - T. 44, Fasc. 2. - P. 317-336.

251. Simpson, C. J. Livia and the Constitution of the Aedes Concordiae. The Evidence of Ovid Fasti I. 637 ff. / C. J. Simpson // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1991. - Bd. 40, H. 4. - S. 449-455.

252. Smith, R. R. R. Simulacra Gentium: The Ethne from the Sebasteion at Aphrodisias / R. R. R. Smith // The Journal of Roman Studies. - 1978. - Vol. 78. -P. 50-77.

253. Smith, R. R. R. The Imperial Reliefs from the Sebasteion at Aphrodisias / R. R. R. Smith // The Journal of Roman Studies. - 1987. - Vol. 77. - P. 88-138.

254. Speidel, M. P. Commodus the God-Emperor and the Army / M. P. Speidel // The Journal of Roman Studies. - 1993. - Vol. 83. - P. 109-114.

255. Sumi, G. S. Spectacles and Sulla's Public Image / G. S. Sumi // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 2002. Bd. 51, H. 4. - S. 414-432.

256. Sweet, L. M. Roman Emperor Worship / L. M. Sweet. - Boston: The Gorham Press, 1919. - 168 p.

257. Syme, R. Livy and Augustus / R. Syme // Harvard Studies in Classical Philology. - 1959. - Vol. 64. - P. 27-87.

258. Syme, R. Historia Augusta Papers / R. Syme. - Oxford: Clarendon Press, 1983.-238 p.

259. Syme, R. Tacitus: In 2 vol. / R. Syme. - Oxford: Clarendon Press, 1958.

260. Syme, R. The Augustan Aristocracy / R. Syme. Oxford: Oxford University Press, 1989.-504 p.

261. Tarn, W. W. The Hellenistic Ruler-Cult and the Daemon / W. W. Tarn // The Journal of Hellenic Studies. - 1928. - Vol. 48, p. 2. - P. 206-219.

262. Taylor, J. E. Pontius Pilate and the Imperial Cult in Roman Judaea / J. E. Taylor // New Testament Studies. - 2006. - Vol. 52. - P. 552-582.

263. Taylor, L. R. Augustales, Seviri Augustales, and Seviri: A Chronological Study / L. R. Taylor // Transactions of the American Philological Association. - 1914. -Vol. 45.-P. 231-253.

264. Taylor, L. R. The Altar of Manlius in the Lateran / L. R. Taylor // The American Journal of Archeology. - 1921. - Vol. 25, № 4. - P. 387-395.

265. Taylor, L. R. The Divinity of the Roman Emperor / L. R. Taylor. - Mid-dletown: American Philological Association, 1931. - 296 p.

266. Taylor, L. R. The "Proskynesis" and the Hellenistic Ruler Cult / L. R. Taylor // The Journal of Hellenic Studies. - 1927. - Vol. 47, p. 1. - P. 53-62.

267. Taylor, L. R. The Worship of Augustus in Italy during His Lifetime / L. R. Taylor // Transactions of the American Philological Association. - 1920. -Vol. 51.-P. 116-133.

268. Taylor, L. R. Tiberius' Refusal of Divine Honors / L. R. Taylor // Transactions of the American Philological Association. - 1929. - Vol. 60. - P. 87-101.

269. Tierney, J. J. The "Senatus Consultum de Bacchanalibus" / J. J. Tierney // Proceedings of the Royal Irish Academy. Section C: Archaeology, Celtic Studies, History, Linguistics, Literature. - 1945-1948. - Vol. 51. - P. 89-117.

270. Trombley, F. R. The Imperial Cult in Late Roman Religion (ca. AD 244395): Observations on the Epigraphy / F. R. Trombley // Spätantiker Staat und religiöser Konflikt: Imperiale und lokale Verwaltung und die Gewalt gegen Heiligtümer. - Berlin; N.-Y.: Walter de Gruyter, 2011. -P. 19-54.

271. Urbano, E. R. Fortuna Avgusti: Ein neues epigraphisches Zeugnis aus His-pania Citerior / E. R. Urbano // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. - 1983. -Bd. 51.-S. 199-203.

272. Varhelyi, Z. The Religion of Senators in the Roman Empire / Z. Varhelyi. -N.-Y.: Cambridge University Press, 2010. - 267 p.+X.

273. Wallas-Hadrill, A. The Emperor and His Virtues / A. Wallas-Hadrill // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1981. - Bd. 30, H. 3. - S. 298-323.

274. Watson, A. Aurelian and the Third Century / A. Watson. - L.; N.Y.: Routledge, 2003.-303 p.

275. Weinstock, S. Divus Julius / S. Weinstock. - Oxford: Clarendon Press, 1971.-469 p.

276. Weinstock, S. Pax and the "Ara Pacis" / S. Weinstock // The Journal of Roman Studies. - 1960. - Vol. 50, p. 1/2. - P. 44-58.

277. Wells, C. M. Celibate Soldiers: Augustus and the Army / C. M. Wells // The American Journal of Ancient History. - 1998. - Vol. 14, № 2. - P. 180-190.

278. White, P. The Authorship of the Historia Augusta / P. White // The Journal of Roman Studies. - 1967. - Vol. 51, № 1/2. - P. 115-133.

279. Wilkinson, S. Caligula / S. Wilkinson. - L.; N.-Y.: Routledge, 2005. -

110 p.

280. Witt, R. E. Isis in the Ancient World / R. E. Witt. - Baltimore: John Hopkins University Press, 1997. - 336 p.

281. Yegul, F. K. A Study in Architectural Iconography: Kaisersaal and the Imperial Cult / F. K. Yegul // The Art Bulletin. - 1982. - Vol. 64, № 1. - P. 7-31.

282. York, J. M. The Image of Philipp the Arab / J. M. York // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1972. - Bd. 21, H. 2. - S. 320-332.

283. Zanker, P. The Power of Images in the Age of Augustus / P. Zanker. - Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1988. - 385 p.+VII.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

AE - L'Année Epigraphique. Paris.

AJA - The American Journal of Archeology.

AJAH - The American Journal of Ancient History.

AJP - The American Journal of Philology. Baltimore.

AJT - The American Journal of Theology.

AHB - The Ancient History Bulletin.

AHR - The American Historical Review.

ANRW - Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung / Hrsg. von H. Temporini, W. Haase. Berlin-New York: Walter de Gruyter. CA - Classical Antiquity. CAH - Cambridge Ancient History. CIL - Corpus inscriptionum latinarum: in 31 vol. Berolini. CJ - The Classical Journal. CP - The Classical Philology. CQ - The Classical Quarterly.

EJ - Documents illustrating the Reigns of Augustus and Tiberius. Ed. V. Ehrenberg and A. H. M. Jones. 2nd ed. Oxford: At the Clarendon Press, 1955. HSCPh - Harvard Studies in Classical Philology. ILS - Inscriptiones latinae selectae / Ed. H. Dessau. Berlin. Inscr. It. - Inscriptiones Italiae. Vol. 13, fasc. 1. / Ed. A. Degrassi. Roma, 1947. JBL - The Journal of Biblical Literature. JEA - The Journal of Egyptian Archeology. JHS - The Journal of Hellenic Studies. JRS - The Journal of Roman Studies. London. JSAH - The Journal of the Society of Architectural Historians. HTR - The Harvard Theological Review. MAAR - Memoirs of the American Academy in Rome.

RE - Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft.

__г

REA - Revue des Etudes anciennes. Bordeaux.

RIB - The Roman Inscriptions of Britain. Vol. I. Inscriptions on Stone. Oxford,

SEG - Supplementum Epigraphicum Graecum.

ТАРА - Transactions of the American Philological Association.

ZPE - Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik.

AMA - Античный мир и археология. Саратов.

ВДИ - Вестник древней истории. Москва.

ПИФК - Проблемы истории, филологии, культуры. М.-Магнитогорск.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.