Феномены власти и воли в обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Самойлов Игорь Дмитриевич

  • Самойлов Игорь Дмитриевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 202
Самойлов Игорь Дмитриевич. Феномены власти и воли в обществе: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». 2016. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Самойлов Игорь Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНЫ ВЛАСТИ И ВОЛИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1.1. Концептуализация феномена власти в истории мировой философской мысли

1.2. Основные теоретические подходы к пониманию феномена воли

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОЛИ В ОБЩЕСТВЕ

2.1. Онтологические начала и гносеологические аспекты индивидуальной

и коллективной воли

2.2. Генезис социальной воли в историческом процессе

ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЛАСТНО-ВОЛЕВЫХ

ОТНОШЕНИЙ

3.1. Феномен власти: утверждение через волю

3.2. Сочетание феноменов власти и воли в различных типах общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномены власти и воли в обществе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования и постановка проблемы.

Философское осмысление воздействия власти на большинство сфер общественной жизни имеет большое значение для развития социально-гуманитарной мысли. Становится ясно, что власть включает в себя более обширные категории социальных явлений, чем считалось ранее. Феномен власти охватывает практически всю сферу социальных отношений и, в значительной степени, обуславливает внутреннюю сущность самого человека. Проявления данного феномена в социальной реальности многогранны и имеют широкий диапазон задействованных в них субъектов. Во властных отношениях принимают участие в той или иной форме практически все члены общества. Власть оказывается масштабным общественным феноменом, влияющим на судьбу каждого человека. Таким образом, номинальная власть в обществе оказывается лишь внешней оболочкой более сложного в своей сущности явления.

Новые подходы к феномену власти вызывают потребность в создании актуальной теоретической модели властных отношений. Можно заметить, что многие попытки теоретического осмысления отношений власти связаны с понятием воли. Ряд определений власти оперируют этим термином в том или ином смысле. Однако необходимой философской разработки в современных исследованиях понятие «воли» пока не получило, а само это явление было вытеснено в область психологии, утратив, таким образом, значительную часть своего онтологического содержания.

На протяжении последнего столетия наблюдается определенное игнорирование как понятия воли, так и представления о свободе воли в области философского, научного и властно-политического дискурсов. По-видимому, одним из следствий «забвения» свободы воли в жизни общества оказывается возникновение «человека массы». Такой индивид не способен к

самостоятельному проявлению волевых интенций и поэтому вынужден подчиняться как государству, так и другим властным структурам, определяющим его потребности извне. Возникновение тоталитарных обществ XX века во многом есть результат подобной подчиненности масс центральной власти и ее властной воле.

Еще одним следствием такого положения дел является существование общества потребления, в котором мировосприятие отдельных индивидов оказывается сформированным сложными многоаспектными феноменами, наподобие феномена гламура. Данные явления, по сути, превращают индивидов в безвольных потребителей, предпочтения которых направляются заинтересованными структурами власти в нужном направлении.

Отсюда становится ясно, что аспектом практической актуальности исследования проблемы воли может являться попытка философской «реабилитации» данного феномена как онтологически свободного начала, свойственного социальному бытию человека. Важной оказывается проблема баланса индивидуальных воль властвующих и подчиняющихся. Также открывается возможность выявления надындивидуальных уровней воли, объединяющих и направляющих устремления множества людей.

Тема настоящей диссертации рассматривается в рамках социальной философии, поскольку объектом исследования являются отношения социальных субъектов и объектов. В работе анализируются социально-философские аспекты свободы воли индивида, затрагивается проблема философского изучения социальных потребностей действующего субъекта. Кроме того, осмысляется эволюция общества, производится социально -философский анализ становления различных форм общества, выявляется ряд сознательных и бессознательных детерминант деятельности людей, через понятие «воли» рассматривается проблема определения цели их социальных устремлений.

Автор исходит из того, что невозможно существование общества и его эволюции без возникновения и взаимодействия между собой феноменов власти и воли. Отношения между ними существенно влияют на траекторию развития общества. Представляется, что социально-философское исследование власти может базироваться на разработанной концепции властно-волевых отношений, позволяющей объяснить сущность властных отношений через понимание воли как одного из основных явлений социальной действительности. Таким образом, теоретическая актуальность исследования заключается в осмыслении структуры властных отношений в обществе с использованием концепции властно-волевых отношений, раскрывающей сущностные основания феноменов власти и воли.

Степень разработанности проблемы. Понятие воли как первоосновы бытия возникает в рамках иррациональной философии А. Шопенгауэра. Будучи осмысленным в трудах Ф. Ницше, данное представление расширяется на сферу власти таким образом, что воля оказывается «волей к власти». В дальнейшем фундаментальные основы представлений о воле и ее отношение к феномену власти, по ряду причин, не получили должной философской разработки.

Воля и ее отношение к власти в отечественной философской мысли рассматривается преимущественно в рамках психологических теорий. Воля и волеизъявление в контексте проблем государственной власти и права исследовались на стыке философии и психологии В.А. Ойгензихтом и Д.А. Керимовым. Проблемы социальной воли являлись одними из центральных в трудах Ю.Ю. Вейнгольда, вопросы социальной ответственности и личностной воли изучались А.Ф. Плахотным, волевые аспекты в отношениях масс и личности в истории затрагивались Г.Е. Глезерманом и А.Г. Спиркиным. При этом осмысление воли велось в рамках материалистической традиции, что обуславливало известную ограниченность философской трактовки данного понятия. В более современных отечественных философских исследованиях власти понятие воли в его субъективно-психологическом смысле затрагивали

Г.Г. Дилигенский, А.С. Панарин, Г.Л. Тульчинский и другие. Подобное рассмотрение также не позволяет философски осмыслить волю как проявление бытия, сводя ее лишь к аспектам человеческой личности.

В перечисленных работах воля не считается явлением, обособленным от сознания. Следовательно, изучение комплекса отношений воли и власти, опирающегося на данное понимание воли, оказывается ограниченным в онтологическом смысле. Это объясняется тем, что философски не осмысляются более глубокие уровни бытия, которые могут существовать вне сферы сознательной человеческой деятельности.

В современных исследованиях, рассматривающих проблемы власти, представление о воле как особой философской категории, обладающей собственным онтологическим статусом, встречается достаточно редко. Определенный интерес в данном аспекте понимания феномена воли представляют социально-философские труды А.В. Водолагина, разработавшего теоретические основания воли как структуры человеческого бытия, имеющей бессознательный характер. Исследователем понимание воли сводится к жизненной практике индивида, при этом рассматриваемая им политическая воля оказывается субъективно-идеальной формой организации социального бытия. Это в какой-то мере приближает данную концепцию к психологическому подходу в осмыслении воли.

К крупному социально-философскому исследованию проблемы воли и власти, в котором феномен воли понимается в онтологическом смысле, можно отнести работы О.А. Крыжановской. В них рассматриваются проблемы индивидуальной, социальной и политической воли, анализируются основные субъекты политической воли, в том числе нации, государства, политические лидеры и элиты. Однако глубокой онтологической разработки представлений о воле, применительно к феноменам власти вообще и властным отношениям в частности, не производится.

Настоящая диссертация в своей основе опирается на ряд классических философских теорий. Разработка концепции властно--волевых отношений потребовала обращения к дуалистическому бытию миров идеального и материального, впервые сформулированному в трудах Платона. Это дало возможность показать онтологический статус воли как своеобразного «посредника» между данными мирами. Большое значение для исследования имеет философская концепция Г.В.Ф. Гегеля. Представление об эволюции Абсолютного Духа как самоосознающего «Я», действующего в пространстве идеального мира, выявило онтологический аспект объективации воли по отношению к материальному миру. Положения философии иррациональной воли А. Шопенгауэра оказались востребованы при рассмотрении воли как одного из базовых явлений бытия, что позволило представить волю как феномен, свойственный жизни, то есть как «волю-к-жизни». Социальный аспект разработанной концепции воли был инспирирован философией Ф. Ницше, согласно которой воля есть «воля-к-власти», что, следовательно, позволяет говорить не просто о властных, а о властно-волевых отношениях.

Теоретическая необходимость показать механизмы и источники властно-волевых отношений вызвала обращение к представлениям М. Хайдеггера. Это позволило определить волю в рамках онтологической категории заботы, проявляемой властителем в отношении подвластных. Анализ возникающих при этом властно-волевых взаимодействий включил в себя ряд аспектов концепции власти М. Вебера, таких как теория легитимации и легитимности, а также реляционное понимание власти.

В работе нашли отражение политологические теории власти Р. Даля, С. Льюкса, П. Блау и других теоретиков, которые позволили выделить властно-волевые особенности применения санкций при осуществлении власти, понимаемой как господство. В ходе исследования широко использовалась теория власти М. Фуко, давшая возможность перехода от диффузного характера властных отношений в обществе к представлению о множественных

властно-волевых отношениях, которые определяют социальную реальность и концептуализируются в понимании власти как влияния.

Практические аспекты диссертации, обуславливающие применимость разработанной концепции к современному обществу, задействуют разработки Х. Арендт и Т. Парсонса (власть как общественно значимый ресурс), Э. Тоффлера (информационное общество), Ж. Бодрийяра (концепция общества потребления), Э. Фромма (анализ тоталитарного общества). Кроме того, в исследовании оказались востребованы представления Аристотеля (диалектика формы и содержания), Н.А. Бердяева (творческая объективация личности), И.А. Ильина (представление о волевых основаниях власти), В. С. Барулина (отношение индивидуального и социального бытия) и других философов и мыслителей.

Анализ степени разработанности проблемы взаимодействия феноменов власти и воли показывает, что в истории философской мысли данная проблема недостаточно исследована в концептуальном плане. Отсюда возникает необходимость теоретического осмысления этого вопроса в рамках концепции, объединяющей властные отношения и волю.

Объект исследования - источники и механизмы формирования социальных отношений.

Предмет исследования - взаимодействие феноменов власти и воли в обществе.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - разработать концепцию властно-волевых отношений в обществе.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: 1) проанализировать основные теоретические подходы к пониманию феноменов власти и воли в обществе; 2) раскрыть онтологические основания и гносеологические аспекты воли, показать механизм ее социальной реализации; 3) дать обоснование возникновению феномена социальной воли и выделить ее основные уровни; 4) представить взаимодействие власти и воли в обществе как

основу любой формы социальной организации; 5) показать особенности реализации властно-волевых отношений в рамках социальной эволюции; 6) выявить основные формы властно-волевых отношений в различных типах общественного устройства.

Методологическая и теоретическая база исследования. В работе используются отдельные положения диалектического метода Г.В.Ф. Гегеля при выявлении онтологических оснований воли. Феноменологический метод применяется для определения воли в качестве интенции самоосознающего субъекта.

На протяжении диссертационной работы находят отражение некоторые теоретические и методологические установки философии экзистенциализма. К ним относится, например, исследовательский акцент на проблеме экзистенциального одиночества как одной из центральных категорий индивидуального бытия (М. Хайдеггер). В работе использован ряд теоретических и методологических установок философии постмодернизма: многовариантность процессов развития общества (В.И. Корниенко), отрицание прогрессивного характера индивидуальной и социальной эволюции, понимание государственной власти как неизбежно тоталитарной (А. Глюксман), анализ современного общества как глобального общества потребления (Ж. Бодрийяр).

Научная новизна исследования.

1. Выявлены онтологические начала индивидуальной и коллективной воли. Установлено, что воля выступает онтологическим основанием взаимодействия властвующего субъекта и подвластного объекта. Это позволило определить власть как направленное воздействие индивидуального или коллективного субъекта воли по отношению к другим носителям воли, как властно-волевые отношения. Предложена интерпретация властно-волевых отношений в социуме как действий, направленных на изменение воли индивидов и социальных групп властителем или правящей группой в соответствии с их волей.

2. Показано, что реализация воли властителя в социуме характеризуется как процесс объективации его волевых устремлений. В рамках данного процесса субъективная воля властителя преобразуется в изменения объективной реальности. Важным условием такой объективации воли оказывается наличие мышления, с помощью которого происходит моделирование будущего состояния подвластного объекта после воздействия воли.

3. Определены онтологические аспекты социальной воли, понимаемой в качестве воли всего общества и не сводимой при этом к простой сумме воль отдельных индивидов. Основной онтологической функцией социальной воли является поддержание жизнеспособности общества, она необходима для разрешения основных проблем, стоящих перед обществом. Дано представление о наделении индивидуальной воли властителя силой социальной воли, что придает ей статус властной воли и приводит к возникновению властно-волевых отношений.

4. Рассмотрен процесс эволюции социальной воли, участвующей в формировании таких объединений, как род, нация, государство и цивилизация. Выявлены соответствующие уровни социальной воли. Показаны особенности реализации властно-волевых отношений на этих уровнях.

5. Исследованы основные способы волевой реализации власти в обществе, которая может опираться как на различные формы принуждения, так и на свободное волеизъявление индивидов. Выделен ряд особенностей властно-волевой организации человеческого общества в зависимости от господствующей в нем формы реализации властной воли: физической, экономической или информационной.

6. Выявлено существование властно-волевого феномена как особой структуры реализации социальной воли. С позиции властно-волевых отношений осмыслена структура социальных взаимодействий в современном обществе массового потребления. Также исследованы отношения власти и воли

в условиях тоталитаризма, как формы общества, для которой характерна наибольшая степень подавления индивидуальной воли властью.

Положения, выносимые на защиту.

1. Сущность воли заключена в наличии интенции, направленной на преобразование действительности. Воля эволюционировала от «воли-к-жизни» к «воле-к-власти». Воля-к-жизни есть интенция, обуславливающая имманентную потребность сохранения существования живого организма. Воля-к-власти обеспечивает коллективное сохранение существования множества организмов. Властные отношения по сути являются властно-волевыми отношениями, что объясняется существованием принципиально свободных волевых устремлений у каждого индивида. При осуществлении власти субъективная воля властителя определенным способом воздействует на воли других индивидов, модифицируя их собственные волевые устремления в направлении, определяемом субъективным «Я» властителя. Тем самым индивидуальная воля властителя реализуется внутри социального объекта, что понимается как процесс объективации властной воли. Во властном отношении разрешается противоречие между волей, понимаемой как свобода, и волей, понимаемой как забота. Возникает необходимость ограничить принципиальную свободу воли властвующих и подвластных в интересах сохранения существования всего множества индивидов.

2. Социальные объединения различных уровней общности могут быть представлены как результат существования векторов коллективной воли, которые позволяют множеству индивидов действовать как единый субъект воли. Социальная воля есть волевая интенция социума как единого субъекта воли, которая обеспечивает сохранение существования общества. Выделяется ряд уровней социальной воли, являющихся результатом эволюции общества, к которым относится воля рода, воля нации, воля государства и воля цивилизации. Данные уровни социальной воли обеспечивают коллективное сохранение существования соответствующих обществ, причем на каждом из

этих уровней наблюдаются различные конфигурации властно-волевой организации общества. В условиях родового общества властно-волевые отношения концентрируются вокруг традиции, внутри национального общества - вокруг фигуры лидера нации, для государства характерно существование властно-волевых отношений преимущественно в рамках правовой системы, воля цивилизации существует внутри цивилизационной культурной оболочки.

3. Реализация отношений власти, понимаемой как господство, есть принудительное изменение направленности воли подвластного под воздействием воли властвующего, подкрепленной возможностью применения санкций определенного вида. Реализация отношений власти, понимаемой как влияние, есть изменение направленности воли подвластного под воздействием воли властвующего с использованием любых других способов социального взаимодействия индивидов. В разные исторические периоды эти формы реализации властных отношений существуют одновременно и дополняют друг друга. При этом феномены власти, понимаемой как господство, и власти, понимаемой как влияние, могут быть обобщены как результат взаимодействия множества векторов волевых устремлений, присутствующих на всех уровнях социальной организации. Данные взаимодействия формируют властно-волевой феномен как особую структуру реализации социальной воли.

4. В обществе существует несколько основных способов принудительной реализации властной воли. К ним относится физическое принуждение, основанное на непосредственном воздействии на тела индивидов, и экономическое принуждение, которое опирается на ограничение доступа к объектам потребностей индивидов. Соответствующие властно-волевые отношения опираются на угрозу или реальное применение санкции, представляющей собой негативные или позитивные для индивида последствия невыполнения или выполнения воли властителя. Информационное влияние основывается на неявном воздействии на сознание индивидов, осуществляемое в форме управления и манипуляции информационными потоками внутри

общества. Можно констатировать, что современное общество эволюционирует от форм физического и экономического принуждения со стороны власти к преимущественно информационным способам влияния при реализации властной воли.

5. Современное общество массового потребления основывается преимущественно на экономическом способе принуждения при объективации властной воли, то есть властные отношения осуществляются прежде всего с помощью экономических санкций. Одновременно воля властвующей элиты, направленная на собственное обогащение, эксплицируется в массовое сознание посредством многоаспектных феноменов, наподобие гламура, включающих информационные составляющие.

6. Наибольшая степень изменения индивидуальной воли под воздействием воли власти наблюдается в условиях тоталитаризма. Тоталитарное общество характеризуется тем, что волевые устремления индивида посредством физического, экономического и информационного воздействия видоизменяются в интересах властной элиты. В условиях тоталитаризма воля власти практически подменяет собой социальную волю. Индивидуальная свобода воли подавляется до такой степени, что это приводит к появлению человека, не способного к сопротивлению власти. При этом тоталитаризм оказывается временным явлением, поскольку существенным образом противодействует свободной реализации воли индивидов.

Теоретическая значимость работы. В ходе диссертационного исследования разработана перспективная концепция, которая может быть положена в основу целого ряда направлений дальнейших философских изысканий. Выводы, полученные в ходе работы, позволяют по-новому осмыслить соотношение феноменов власти и воли, определить их роль в жизни общества. Предложенные теоретические модели могут быть востребованы при анализе конфигурации властно-волевых отношений в обществе как в историческом плане, так и для прогнозирования их дальнейшего развития.

Полученные результаты могут найти применение в социальной философии, философской онтологии, философской антропологии, а также в социологии, политологии, истории, социальной психологии и других науках.

Практическая значимость работы. Концепция властно-волевых отношений может рассматриваться в качестве фундамента для практического анализа взаимодействия различных социальных групп и общностей в истории человечества. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки учебных программ и в процессе чтения образовательных курсов дисциплин «философия», «социальная философия», «философская антропология», «социальная антропология» и так далее. Ряд практических выводов работы может применяться для повышения эффективности деятельности государственных и общественных институтов.

Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования изложены в 11 публикациях автора, в том числе в 4 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, определенных перечнем ВАК. Материалы диссертационного исследования послужили основой для докладов на международных и всероссийских конференциях: XII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010, 5 июня), Всероссийской научной конференции «Философские проблемы общества, науки и техники» (Самара, 2012, 8-9 июня), VI Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 2012, 27-30 июня), V Международной научной конференции «Современное общество и социальное развитие: проблемы и перспективы» (Москва, 2014, 30 сентября); положения и результаты исследования внедрены в научную и проектную деятельность Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института (г. Москва).

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа, общим объемом 202 страницы, состоит из введения, трех глав, заключения и

библиографического списка, включающего 125 названий, в том числе 23 иностранных источника.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНЫ ВЛАСТИ И ВОЛИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Первая глава посвящена анализу существующих научных и философских представлений о происхождении власти и воли. Рассмотрение власти в настоящем исследовании начинается с изучения теоретических представлений о данном явлении, осмысленных с позиции его социально-философского понимания.

В начале данной главы будет рассмотрена проблема власти в истории философской мысли, а затем исследованы основные теоретико-методологические подходы к феномену воли.

1.1. Концептуализация феномена власти в истории мировой философской мысли

Понятие «власть» в философском осмыслении может быть рассмотрено как в самом широком смысле, если под ним подразумевается онтологически независимое явление, охватывающее все бытие, так и в качестве именно социального феномена. «Власть» может пониматься как нечто, принадлежащее всему обществу, либо как то, что внутри самого общества декларируется обозначением «власть». Властью можно называть как господство, доминирование, так и влияние, определенную степень воздействия.

В данном исследовании под «властью» понимается социальный феномен, обладающий специфическими свойствами. Особенностью данного феномена является его надличностный и неявный характер; он принадлежит всему социуму, а не отдельным группам. Подобное понимание феномена власти находится в русле современных представлений, актуализирующих

имплицитные формы власти. Топика исследований эксплицитной власти во многом исчерпала себя, поскольку уже была детально разработана в рамках как философских, так и научных - политологических, социологических, психологических направлений. Неявные же формы власти, по всей видимости, в значительной степени обуславливают и выраженные ее формы. Другими словами, «реальная» эксплицитная власть есть своего рода следствие более общего феномена власти. Указанное понимание власти будет подробно рассмотрено и снабжено доказательной базой на протяжении настоящего раздела диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Самойлов Игорь Дмитриевич, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин, А. О граде Божием [Текст] / А. Августин. - М. : Харвест, 2000. - 1296 с.

2. Августин, А. О свободе воли [Текст] / А. Августин // Антология средневековой мысли. - В 2 т. - СПб. : РХГИ, 2001. - Т.1 - С. 19-112.

3. Аквинский, Ф. Сумма теологии [Текст] / Ф. Аквинский.- М. : Издатель Савин С. А., 2006. - Т.1. - Ч.1. - 874 с.

4. Альбин. Учебник платоновской философии [Текст] / Альбин // Платон. Диалоги. - М. : Мысль, 1986. - 607 с.

5. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма [Текст] / Х. Арендт. - М. : ЦентрКом, 1996. - 672 с.

6. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель // Аристотель. Сочинения : в 4 т. - М. : Мысль, 1983. - Т. 4 - 830 с.

7. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М. : Прогресс, 1994. - 616 с.

8. Барулин, В. С. Социально-философская антропология : Общ. начала социал.-филос. Антропологии [Текст]. - М. : Онега, 1994. - 252 с.

9. Бергсон, А. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т / А. Бергсон. - М. : Московский клуб, 1992.

10. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики [Текст] / Н.А. Бердяев // Бердяев, Н. А. Сборник научных трудов 1937-1948. - Книговек, 2013. - 656 с.

11. Бодрийяр, Ж. Забыть Фуко [Текст] / Ж. Бодрийяр. - СПб. : Владимир Даль, 2000. - 96 с.

12. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М. : Культурная революция, 2006. - 269 с.

13. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты [Текст] / Боэций / Памятники философской мысли. - М. : Наука. 1996. - 355 с.

14. Бурдье, П. Социология социального пространства [Текст] / П. Бурдье. -СПб. : Алетейя, 2005. - 288 с.

15. Бурлацкий, Ф. М. Ленин, государство, политика [Текст] / Ф.М. Бурлацкий. - М. : Политиздат, 1970. - 392 с.

16. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Бэлл. - М. : Academia, 2004. - 788 с.

17. Вебер, М. Хозяйство и общество [Текст] / М. Вебер. - М. : Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. - 267 с.

18. Вернадский, В. И. Автотрофность человечества [Текст] / В.И. Вернадский // Русский космизм: Антология философской мысли. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

19. Водолагин, А. В. Философия воли [Текст] / А.В. Водолагин. - М. : Держава XXI век, 2005. - 255 с.

20. Водолагин, А. В. Онтология политической воли [Текст] : автореф. дис. ... д. филос. наук : 09.00.11 / Водолагин Александр Валерьевич. - М., 1992. - 45 с.

21. Водолагин А.В. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии [Текст] / А.В. Водолагин. - СПб. : Нестор-История, 2012. - 288 с.

22. Вятр, Е. Социология политических отношений [Текст] / Е. Вятр. - М. : Прогресс, 1979. - С. 159.

23. Гегель, Г. В. Ф. Философия права [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

24. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики [Текст] : в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1971. - Т. 2. - 244 с.

25. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет [Текст] : в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1971. - Т. 2. - 630 с.

26. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1977. - 471 с.

27. Глюксман, А. Достоевский на Манхэттене [Текст] / А. Глюксман. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 224 с.

28. Глюксман, А. Философия ненависти [Текст] / А. Глюксман. - М. : АСТ, 2006. - 288 с.

29. Гоббс, Т. Левиафан [Текст] / Т. Гоббс // Избр. произв. : в 2 т. - М. : Мысль, 1991. - Т. 1. - 478 с.

30. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] / Э. Гуссерль. - СПб. : Владимир Даль, 2004. - 398 с.

31. Декарт, Р. Первоначала философии. 1644 [Текст] / Р. Декарт // Декарт, Р. Соч. : в 2 т. - М. : Мысль, 1989. - Т.1. - 654 с.

32. Дидье, Э. Мишель Фуко [Текст] / Э. Дидье. - М. : Молодая гвардия, 2008.

- 376 с.

33. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. - М. : Мысль, 1986. - 576 с.

34. Золина, М. Б. Философия власти И.А. Ильина [Текст] / М.Б. Золина // Социально-политический журнал. - 1996. - №3. - С. 169-179.

35. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009.

- 368 с.

36. Ильин, И. А. О сущности правосознания [Текст] / И.А. Ильин. - М. : Рарогъ, 1993. - 235 с.

37. Ильин И. А. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. / И.А. Ильин. - М. : Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. - 496 с.

38. Кампанелла, Т. Город Солнца [Текст] / Т. Кампанелла // Утопический роман ХУ-ХУ11 веков. - М. : Художественная литература, 1971. - 513 с.

39. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И. Кант // Кант, И. Собр. соч. : в 8 т. - М. : Чоро, 1994. - Т. 1. - 544 с.

40. Кант, И. Метафизика нравов [Текст] / И. Кант // Соч. в 6 т. - М. : Мысль, 1965. - Т. 4. - Ч. 2 - 478 с.

41. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И. Кант // Собр. соч. : в 8 т. - М. : Чоро, 1994. - Т. 1. - 544 с.

42. Корниенко, В. И. Многовариантность исторического процесса и выбор пути социального развития [Текст] : монография / В.И. Корниенко. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. - 136 с.

43. Крыжановская, О. А. Политическая воля: Социально-философский анализ [Текст] : автореф. дис. ... д. филос. наук: 09.00.11 / Крыжановская Ольга Александровна. - Ростов-на-Дону, 1997. - 52 с.

44. Крыжановская, О. А. Свобода, воля, власть (философские проблемы социальной и политической воли) [Текст] : монография / О.А. Крыжановская. -Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 1996. - 166 с.

45. Ледяев, В. Г. Власть: Концептуальный анализ [Текст] / В.Г. Ледяев. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2000. - 384 с.

46. Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени [Текст] / М.Ю. Лермонтов // Соч. : в 2 т. - М. : Правда, 1990. - Т. 2. - 704 с.

47. Локк, Д. Эмпиризм: Опыт о человеческом разумении [Текст] / Д. Локк // Локк, Д. Соч. : в 3 т. - М. : Мысль, 1988. - Т. 1. - 621 с.

48. Макиавелли, Н. Государь [Текст] / Н. Макиавелли. - М. : АСТ, 2006. -176 с.

49. Маркес, Г. Г. Полковнику никто не пишет [Текст] / Г.Г. Маркес - М. : АСТ, 2014. - 96 с.

50. Маркс, К., Энгельс, Ф. Полное собрание сочинений [Текст] : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955-1981.

51. Миллер, Д., Галантер, Ю., Прибрам, К. Планы и структуры поведения [Текст] / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. - М., 1965. - С. 8.

52. Михайловский, Н. К. Герои и толпа: Борьба за индивидуальность [Текст] / Н.К. Михайловский // Избранные труды по социологии : в 2 т. - СПб. : Алетейя, 1998. - Т. 2. - 361 с.

53. Монтескье, Ш. Л. Избранные произведения [Текст] / Ш.Л. Монтескье. -М. : Гослитиздат, 1955. - 800 с.

54. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей [Текст] / Ф. Ницше. - М. : Культурная революция, 2005. - 880 с.

55. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 12. Черновики и наброски 1885-1887 [Текст] / Ф. Ницше. - М. : Культурная революция, 2005. -560 с.

56. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше. - М. : АСТ, 2008. - 314 с.

57. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. А.А. Грицанов. - Минск : Современный литератор, 2007. - 816 с.

58. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. - 269 с.

59. Парсонс, Т. О понятии «политическая власть» [Текст] / Т. Парсонс // Политология : хрестоматия. - М. : Гардарики, 2000. - 843 с.

60. Паскаль, Б. Мысли [Текст] / Б. Паскаль. - М. : АСТ, 2011. - 236 с.

61. Плеханов, В. Г. К вопросу о роли личности в истории [Текст] / В.Г. Плеханов. Избранные философские произведения : в 5 т. - М., 1956. - Т. 2. -823 с.

62. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история [Текст] / Б.Ф. Поршнев. - М. : Наука, 1979. - 232 с.

63. Пригожин, И. Р., Николис, Г. Познание сложного [Текст] / И.Р. Пригожин, Г. Николис. - М. : Едиториал УРС, 2003. - 344 с.

64. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. -Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2001. - 992 с.

65. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. [Текст] / Ж.-Ж. Руссо. - М. : КАНОН-Пресс, 1998. - 416 с.

66. Самойлов И.Д. Аспекты принуждения в рамках механизма реализации социальной воли [Текст] / И.Д. Самойлов // Вестник Челябинского государственного университета : Серия «Философия. Социология.

Культурология». - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2015. - Вып. 38. - №26 (381). - С. 29-34.

67. Самойлов, И. Д. Власть как ключевое понятие социума [Текст] / И.Д. Самойлов // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2010. - Вып. 12. - С. 69-71.

68. Самойлов, И. Д. Гносеологические основания теории общественных отношений и понятийный аппарат феномена воли на современном этапе развития философской мысли [Текст] / И.Д. Самойлов // Творчество. Культура. Наука: Материалы Всероссийской научной конференции «Философские проблемы общества науки и техники». - Самара : Изд-во Самарского государственного технического университета, 2012. - Вып. 4. -С. 86-91.

69. Самойлов, И. Д. Понимание феномена власти в современных секционных концепциях [Текст] / И.Д. Самойлов // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - Вып. 13. - С. 49-51.

70. Самойлов, И. Д. Совершенствование личности и общества в рамках феномена тоталитарной власти [Текст] / И.Д. Самойлов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Культурология». - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2012. - Вып. 28. - № 35 (289). - С. 35-39.

71. Самойлов, И. Д. Современное состояние неолиберального общества [Текст] / И.Д. Самойлов // Система ценностей современного общества: Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - С. 265-268.

72. Самойлов, И. Д. Феномен воли в контексте социально-философской проблематики власти [Текст] / И.Д. Самойлов // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». - Красноярск : Научно-инновационный центр, 2013. - № 1.1 (37). - С. 11-24.

73. Самойлов, И. Д. Феноменология воли в обществе потребления [Текст] / И.Д. Самойлов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - М. : Международный исследовательский институт, 2014. -№ 9. - Т. 1. - С. 25-27.

74. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр. - М. : Республика, 2000. - 639 с.

75. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М. : Политиздат, 1990. - С. 319-344.

76. Скот, И. Д. Избранное [Текст] / И.Д. Скот. - М. : Изд-во Францисканцев, 2001. - 583 с.

77. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. - М. : Эксмо, 2007. - 960 с.

78. Соловьев, В. С. Кризис западной философии (против позитивистов) [Текст] / В. С. Соловьев // Соловьев, В.С. Соч. : в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т. 1. - 892 с.

79. Спиноза, Б. Этика [Текст] / Б. Спиноза // Спиноза, Б. Соч. : в 2 т.- СПб. : Наука, 1999. - Т. 1. - 489 с.

80. Спиркин, А. Г. Философия [Текст] / А.Г. Спиркин. - М. : Гардарики, 2004. - 736 с.

81. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века [Текст] / Э. Тоффлер. - М. : АСТ, 2002. - 670 с.

82. Узнадзе, Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации [Текст] / Д.Н. Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб. : Питер, 2000. - 480 с.

83. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / М. Фасмер. - М. : Прогресс, 1986. - Т. 1. - 576 с.

84. Фихте, И. Г. Сочинения [Текст] : в 2 т. / И.Г. Фихте. - СПб. : Мифрил, 1993. - Т. 1. - 687 с.

85. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2009. - 288 с.

86. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь [Текст] / Д.Д. Фрэзер. - М. : Изд-во полит. лит., 1983. - 703 с.

87. Фуко, M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / М. Фуко. -M. : Ad Marginem, 1999. - 480 с.

88. Фуко, М. Воля К Истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности [Текст] / М. Фуко // Фуко, М. Работы разных лет. - М. : Касталь, 1996. - 448 с.

89. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху [Текст] / М. Фуко. -СПб. : Университетская книга, 1997. - 575 с.

90. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. - Харьков : Фолио, 2003. - 503 с.

91. Харрис, С. Свобода воли, которой не существует [Текст] / С. Харрис. - М. : Альпина Паблишер, 2015. - 110 с.

92. Хемингуэй, Э. Прощай оружие [Текст] / Э. Хемингуэй // Хемингуэй, Э. Собр. соч. : в 2 т. - М. : Художественная литература, 1968. - Т. 2. - 671 с.

93. Хемингуэй, Э. Старик и море [Текст] / Э. Хемингуэй // Хемингуэй, Э. Старик и море. Зеленые холмы Африки. - М. : АСТ, 2014. - 384 с.

94. Хмель, И. А., Метлицкая А. З. Quorum Sensing Регуляция экспрессии генов - перспективная мишень для создания лекарств против патогенности бактерий [Текст] / И.А. Хмель, А.З. Метлицкая // Молекулярная биология. - М. : МАИК Наука, 2006. - Т. 40. - № 2. - С. 195-210.

95. Цицерон, М. Т. Диалоги: О государстве; О законах. [Текст] / М.Т. Цицерон. - М. : Ладомир, 1994. - 224 с.

96. Шопенгауэр, А. Избранные произведения [Текст] / А. Шопенгауэр. - М. : Просвещение, 1993. - 479 с.

97. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление [Текст] / А. Шопенгауэр. -М. : Наука, 1993. - Т. 1. - 672 с.

98. Шопенгауэр, А. О четверояком корне закона достаточного основания [Текст] / А. Шопенгауэр. - М. : Наука, 1993. - Т. 1. - 672 с.

99. Шопенгауэр, А. Собр. соч. : в 6 т. [Текст] / А. Шопенгауэр.- М. : Республика, 2001. - Т. 2 - 560 с.

100. Экхарт, М. Проповеди. [Текст] / М. Экхарт // Антология средневековой мысли. - В 2 т. - СПб. : РХГИ, 2001. - Т. 2 - 322 с.

101. Ясперс, К. Общая психопатология [Текст] / К. Ясперс. - М. : Практика, 1997. - 1053 с.

102. Arendt, H. Communicative Power [Text] / H. Arendt // Power. - Oxford, UK : Basil Blackwell, 1986. - P. 59-74.

103. Bachrach, P., Baratz, M. S. Power and Its Two Faces Revisited: A Reply to Geoffrey Debnam [Text] / P. Bachrach, M.S. Baratz // Powеr: Critical Concepts. -London : Routledge, 1994. - P. 196-203.

104. Bachrach, P., Baratz M. S. Power and Poverty: Theory and Practice [Text] / P. Bachrach, M.S. Baratz. - N. Y. : Oxford University Press, 1970. - 220 p.

105. Barry, B. Power: an Economic Analysis [Text] / B. Barry // Power and Political Theory: Some European Perspectives. - London : Wiley, 1976. - P. 67- 101.

106. Blau, P. M. Differentiation of Power [Text] / P.M. Blau // Political Power: A Reader in Theory and Research. - N. Y. : The Free Press, 1969. - P. 293-208.

107. Carneiro, R. L. The Chiefdom: Precursor of the State [Text] / R.L. Carneiro // The Transition to Statehood in the New World. - Cambridge, 1981. - P. 37-79.

108. Dahl, R. Power [Text] / R. Dahl // International Encyclopedia of the Social Sciences. - N. Y. : The Free Press, 1968.

109. Dahl, R. Power as the Control of Behaviour [Text] / R. Dahl // Power. -Oxford : Blackwell, 1986. - P. 37-58.

110. Dahl, R. The Concept of Power [Text] / R. Dahl // Political Power. A Reader in Theory and Research. - N. Y. : The Free Press, 1969. - P. 79-93.

111. Dahl, R. Modern Political Analysis [Text] / R. Dahl. - Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall, 1991.

112. Foucault, M. Power, truth and strategy [Text] / M. Foucault. - Sydney : Feral Publications, 1979. - 184 p.

113. Friedrich, C., Brzezinski, Z. Totalitarian Dictatorship and Autocracy [Text] / C. Friedrich, Z. Brzezinski. - Cambridge, MA : Harvard University Press, 1965.

114. Gundle, S. Glamour. A history [Text] / S. Gundle. - Oxford University Press, 2008. - 485 p.

115. Harsanyi, J. C. Measurement of Social power, Opportunity Costs, and the Theory of Two-Person Bargaining Games [Text] / J.C. Harsanyi // Political Power: A Reader in Theory and Research. - N. Y. : The Free Press, 1969. - P. 227-238.

116. Levin, K. A dynamic theory of personality [Text] / K. Levin. - N. Y., 1935. -465 p.

117. Linz, J. Totalitarian and Authoritarian regimes [Text] / J. Linz. - Boulder, CO : Lynne Rienner Publishers, 2000. - 345 p.

118. Lukes, S. Power: A Radical View [Text] / S. Lukes. - London: Macmillan, 1974.

119. Man, P. D. Genesis and Genealogy [Text] / P.D. Man / Allegories of Reading. - New Haven: Yale University Press, 1979.

120. Porat, M., Rubin, M. The Information Economy: Development and Measurement [Text] / M. Porat, M. Rubin. - Wash., 1978. - 130 p.

121. Russell, B. The Analysis of Matter [Text] / B. Russell. - The Bertrand Russell Peace Foundation Ltd, 2007. - 408 p.

122. Totalitarianism. Proceedings of a Conference Held at the American Academy of Arts and Sciences. March 1953. - Cambridge, MA : Mass, 1954. - 386 p.

123. Warner, D. An ethic of responsibility in international relations [Text] / D. Warner. - Boulder, CO : Lynne Rienner Publishers, 1991. - 153 p.

124. Weber, M. Basic Concepts in Sociology [Text] / M. Weber. - N. Y. : The Citadel Press, 1962. - 120 p.

125. Weber, M. Power, Domination, and Legitimacy [Text] / M. Weber // Power in Modern Societies. - Boulder, San Francisco, Oxford : Westview Press, 1993. - P. 37-47.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.