Феномен визионерства: культурно-исторические основания и модификации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сухов, Антон Андреевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат культурологии Сухов, Антон Андреевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Концепции визионерства. Теоретическая модель 13 визионерства.
§ 1. Феномен визионерства в философских эссе Олдоса Хаксли. *
§2. Визионерство как предмет естественных наук.
§3. Теоретическая модель визионерства.
ГЛАВА 2. Визионерство в контексте религиозно-мифологических 33 систем.
§ 1. Визионерство в первобытной культуре.
§2. Визионерство в античной культуре.
§3. Визионерство в культурах ареала распространения мировых религий
3.1. Визионерство в буддийской культуре.
3.2. Визионерство в иудейской культуре. 70 3.3 Визионерство в запад)ю-христианской культуре.
3.4. Визионерство в восточно-христианской культуре.
3.5. Визионерство в исламской культуре.
ГЛАВА 3. Визионерство в культуре Возрождения и Нового Времени.
§ 1. Визионерство в культуре Возрождения. 10°
§2. Визионерство в искусстве Нового Времени (XVII - XVIII вв.) И
§3. Визионерство в романтизме.
ГЛАВА 4. Визионерство в модернизме и современной культуре. I
§1. Визионерство в культуре модернизма.
§2. Визионерство в современной культуре.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Визуальность в поэтике Н.В. Гоголя: повествовательный аспект2013 год, кандидат филологических наук Кауфман, Светлана Николаевна
Система кодов искусства в поэзии Даниила Андреева2011 год, кандидат филологических наук Мельникова, Татьяна Валериевна
Религиозный смысл творчества в истории художественной культуры России: проблема преемственности творческого опыта2007 год, доктор философских наук Жукова, Ольга Анатольевна
Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма2002 год, доктор филологических наук Корнилова, Елена Николаевна
Нарративные стратегии малых пророческих поэм Уильяма Блейка: проблемы типологии и своеобразия в историко-культурном контексте2006 год, кандидат филологических наук Сердечная, Вера Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен визионерства: культурно-исторические основания и модификации»
Актуальность темы исследования.
В художественной практике многих деятелей искусства, в различных работах, посвященных анализу их творчества, в свидетельствах религиозных деятелей, в культурологических исследованиях можно встретить указание на т. н.
I I визионерство», но, как правило, без какого-либо ясного теоретического объяснения этого явления. Историки культуры постоянно сталкиваются с эмпирическими описаниями, в которых рассказывается о видениях, и о людях, обладающих сверхнормальной способностью восприятия некой сверхчувственной реальности. Однако, в силу такой «эзотерической» специфики визионерства, в его описаниях всегда оставалось много туманного, не проясненного в рациональных понятиях.
Необходимо отметить сложность работы с этим феноменом: не существует ни систематизированного набора источников, ни теоретических концепций визионерства. Эта ситуация связана с тем, что визионерство рассматривалось как: 1) патологическое психофизическое состояние, связанное с определенными девиациями (Ф. Александер); 2) специфический религиозный и художественный феномен, и здесь он растворялся либо в мистике (М. Новоселов), либо в способности фантазировать (X. Блум, М. Григорова). Таким образом, в культурном сознании и научном дискурсе сложилось представление, что визионерство либо не является сколько-нибудь достоверным артефактом культуры, достойным специального анализа, либо явление настолько редкое и уклоняющееся от нормы, что его изучение мало что прибавляет к пониманию культурных процессов. Практически визионерству было отказано в статусе особого, имеющего собственную природу и функции в культуре, явления. Тем не менее, невозможно игнорировать тот факт, что рассказы о видениях, многочисленные описания визионерского опыта, а также их активное обсуждение в обыденном и специализированном сознании, постоянно присутствуют в истории культуры, на протяжении всего времени ее существования - от архаики до наших дней. Возобладавшая в Новое время тенденция недоверия к разного рода видениям, наделение их ярлыком «суеверий», вытеснение мистики на периферию рационально ориентированного культурного сознания,.с одной стороны, а также доминирование представлений об? условности всех проявлений человеческой жизни, их субъективно-творческом генезисе, с другой стороны, не могут заслонить, то обстоятельство, что в Первобытности, Античности и Средневековье видения '■) > I ^ составляли важнейшую часть картины мира. Регулярное использование таких словосочетаний как «визионерская способность», «художник-визионер» и в последующие эпохи, актуализация интереса к этому явлению в барокко, романтизме, символизме также требуют интерпретации.
В истории и теории культуры, недостаточно изучена природа культурной обусловленности человеческих способностей. История способностей, с одной стороны, восходит к психофизической природе человека и являет определенную устойчивость, с другой — обнаруживает зависимость от типа культуры, что делает ее исторически изменчивой. Вероятно, в силу такого двойственного характера человеческих способностей, теория и история культуры, как правило, не занимаются« этим феноменом, так как непонятно,- кто должен изучать его: психологи, физиологи,, искусствоведы, культурологи. Как и всякий культурный опыт, визионерство подвергалось процедурам трансляции, обучения. Таким образом, визионерство должно быть проанализировано как культурная способность, имеющая свою историческую специфику.
Теоретический интерес* к визионерству связан с необходимостью прояснения проблемы коммуникации с трансцендентным. Дело в том, что философия традиционно ставит проблему познания трансцендентного, анализа его данности человеку, в крайне абстрактном виде. Как правило, речь идет о «человеке вообще», то есть об абстрактной природе человека. Но каждая^ культура формирует собственное представление о сверхчувственной реальности, переживаемой как мир неких абсолютных отношений и смыслов. Формы контакта с этой реальностью, способы ее явленности для человека исторически изменчивы и обусловлены фундаментальными характеристиками различных типов культуры. Соотношение созерцательного и практического, наглядного и умозрительного, чувственного и абстрактного менялось от одной эпохи к другой. Анализ визионерства как 4 культурного явления, синтезирующего чувственное и сверхчувственное, воображаемое и реальное, действие и созерцание, несомненно, позволит расширить и углубить наши представления не только о различных феноменах культуры, но и природе человека.
Степень разработанности проблемы.
Сложность работы с феноменом визионерства обусловлена его парадоксальностью: с одной стороны, визионерство существует в виде культурных практик, которые имеют дело с непосредственным переживанием сверхчувственной реальности, с другой - в современных культурологических науках с понятием «визионерство» часто связывают художественную деятельность и артефакты вторичного характера, в которых изначальные визионерские переживания опосредуются и репрезентируются в виде текстов и произведений искусства. О. Хаксли называет визионерство непосредственным переживанием трансцендентного на уровне «чувственной имманентности»; М. Григорова связывает его с понятием «романтической фантазии». Если в средневековье визионерство понимается как способность мистиков «увидеть во плоти библейские образы» (М. Новоселов), то, начиная с эпохи Ренессанса, оно трактуется как способность художника «видеть образы, предстающие перед внутренним взором воображения» (М. Ямпольский) и воплощать их в произведениях искусства. Парадоксальность природы визионерства порождает как множество интерпретаций, так и различные модификации, формы, его социокультурного существования.
Поэтому отбор источников, которые ставят проблему визионерства в центр своего внимания, осуществлен с учетом его сложной культурно-онтологической и исторической природы. В первую очередь, следует обратить внимание на те концепции, которые, теоретически объясняя феномен визионерства, пытаются отграничить его от других схожих феноменов, выявляют его источник в культуре и человеческой психике, описывают феноменологию (предметность) визионерского опыта. Первое подробное феноменологическое описание визионерства в форме начальной философской рефлексии встречается у английского писателя Олдоса
Леонарда Хаксли (1894 - 1963) в его эссе «Двери восприятия» (1954) и «Рай и ад»
1956), которые, в отличие от большинства его художественных произведений, еще 5 не были предметом серьезного анализа в отечественных гуманитарных науках. Следует отметить значительную сложность систематизации взглядов Хаксли на визионерство ввиду того, что в, обоих эссе теоретическая рефлексия-неотделима от художественного начала. Поскольку визионерство обладает всеми признаками пограничного явления, к нему проявляли интерес не только представители гуманитарного знания, но и ученые-естествоиспытатели, а также специалисты, занимающиеся практикой; работы: с различными измененными состояниями' сознания: . Наиболее интересные результаты - исследований визионерства представлены в многочисленных работах основателя трансперсональной психологии чешско-американского исследователя; С. Грофа, а также современных западных исследователей (Дж. Д. Л ыоис-Уильямс, Т. Доусои, Р. К. Си гель, М. Е. Джарвик, Д. Дронфилд и др.), работающих в русле неопозитивистской, парадигмы. Феномен визионерства они обосновывают через особенности человеческой физиологии и нервной системы. Основной недостаток этих концепций ? — совершенно недостаточное внимание к опыту культуры, к, тому, что визионерство неразрывно; связано с развитием духовной культуры, человечества; которая задает визионерству определенные культурно-исторические смыслы; неспособность объяснить типологические особенности визионерства;
Для того чтобы избежать' случайностей и односторонних трактовок в интерпретации визионерства, для достижения целостности и системности в его исследовании, необходимо было провести работу с обширньш количеством источников по всем историческим типам культуры. К первой группе источников относятся« письменные тексты, фиксирующие само визионерское переживание.
Такие; тексты, были обнаружены практически во всех исследуемых типах культуры.
Это свидетельства о визионерском опыте Будды, зафиксированные в «Повести о прошлых рождениях» («Джатаки»); канонические тексты Ветхого Завета (книги
Даниила, Иезекииля и Исайи) и апокрифические «Книга Еноха» и «Книга Хехалот»; западная средневековая визионерская литература («Диалоги Григория Великого»,
Видение императора Карла III», «Видение Веттина»); письменные свидетельства мистиков (Я. Беме, св. Тереза, Авильская, Маргарита Мария Алакоквийская,
Духовные упражнения» И. Лойолы). Детальные описания православного 6 визионерства содержатся в творениях и житиях прп. Антония Великого, св. Афанасия Александрийского, прп. Василия Нового, св. Ефрема Сирина, и др. Опыт визионерства в исламской культуре письменно зафиксирован в Коране, хадисе о ми'радже, сочинениях суфиев.
Другой группой источников являются так называемые «вторичные» тексты, в которых опыт визионеров стал объектом литературного, философского, биографического или иного другого интереса. Например, литературные описания визионерства содержатся в «Одиссее» Гомера, сочинениях Платона, Вергилия, Плутарха. Очень важны,в этом отношении тексты, свидетельствующие об интересе современников той или иной эпохи к визионерскому опыту, актуализации в культурном сознании мифа о визионере, например, о художнике-визионере в романтизме, регулярность и частота использования тем и сюжетов видений, а также приемов по целенаправленному созданию визионерского эффекта.
Третья группа источников — эмпирические и теоретические работы, связанные с изучением визионерства. Большая часть из них носит описательный характер. Материал о видениях приводится- в связи с исследованием других-культурных феноменов, например, ритуальных практик или художественного процесса, то есть носит вспомогательный характер. В то же время, авторы, которые непосредственно обращаются к визионерству как феномену культуры, как правило, ограничиваются рамками одной культурно-исторической модификации визионерства и не рассматривают феномен визионерства в его целостности. Среди наиболее фундаментальных исследований шаманского визионерства в первобытной культуре нужно назвать работы М. Элиаде и Т. Маккены, М. Кнолла. По античному визионерству наибольший интерес представляют работы Д. Лауэнштайна, Ф. Ницше, В. Отто, Б. Рассела, А. Шапошниковой, М. Ямпольского. Существует большое количество работ, посвященных описанию визионерства в мировых религиях, что связано с тем, что опыт визионерства, реализующий непосредственное общение человека с Богом, был особенно востребован в религиозных культурах. Среди теоретических исследований буддийского визионерства — работы Э. Вандерхилла; иудейского - Г. Шолема, А. В. Смирнова; католического - А. Я. Гуревича, Ж. Ле Гоффа, В. Джемса, П. Л. Задворного, А. 7
Пономарева, П. Сабатье; православного - В. В. Бычкова, В. В. Лепахина, М. Новоселова, Серафима Роуза; исламского — Абдуль Кадыр Иса, А. Д. Кныша, А. де • Куатье, М. А. Можейко, Сейид Хосейн Насра, Р. Г. Тагирова, И. М. Фильштинского. Единственная монография, в которой было собрано и прокомментировано максимальное количество первичных источников-свидетельств визионерства - книга П. Берсенева и А. Галата «Книга загробных видений».
В эпоху Возрождения появляется новая культурно-историческая модификация визионерства, связанная с его пребыванием в форме искусства. При обосновании этой модификации визионерства мы опирались, прежде всего, на работы М. Ямпольского, а также В. Вольфа, С. Гринблата, М. Фичино, Ф. Цуккаро. С точки зрения этих авторов визионерский характер обнаруживает искусство Босха, Джотто, Рафаэля, Д. Алигъери. В культуре Нового времени визионерство актуализируется в искусстве барокко — теоретически эту проблематику исследуют М. Ямпольский, О. Хаксли. Романтическое визионерство теоретически осмысляют Ж. Батай, В. Г. Вакенродер, Новалис, Л. Уланд, К. Г. Юнг, М. Ямпольский. Исследуя модернистское визионерство, мы опирались на работы Т.-Адорно, А. Белого, Н. Бердяева, А. Бретона, Н. Брюнель, В. Бычкова, С. Дали, В. В. Иванова, В. В. Кандинского, К. Косенковой, X. Ортеги-и-Гассета, В. Руднева, Ю. Хабермаса, О. Хаксли, П. Шеербарта и др. Теоретически опыт визионерства в современной культуре осмысляют С. Гроф, А. Г. Данилин, М. Е. Джарвик, Ф. Джексон, Т. Доусон, Д. Дронфилд, М. Колин, Д. Льюис-Уильямс, В. В. Майков, В. Руднев, Р. К. Сигель, Д. Стивене, А. Хофманн, Д. Хэлифакс и др. Однако, в целом, можно зафиксировать острый недостаток философских и культурологических работ, учитывающих историческую эволюцию визионерства и посвященных системному анализу визионерства как феномена культуры.
В итоге, представляется актуальным разобраться в противоречивых трактовках визионерства, определить их культурные истоки, «демистифицировать» этот феномен, объяснить визионерство как психофизическую и культурную способность, выявить культурно-исторические основания и модификации визионерства.
Объект исследования — феномен визионерства в истории культуры.
Предмет исследования - типологические особенности, модификации и закономерности культурно-исторической эволюции визионерства.
Цель работы - определение специфики и места визионерства в истории мировой культуры.
Задачи исследования:
- Проанализировать концепции визионерства, относящиеся к естественным и гуманитарным наукам, и на их основе составить феноменологическое описание визионерства, выявив набор его характерных признаков, который можно будет использовать для идентификации и анализа визионерства в истории культуры:
- Обнаружить и описать средства вызова визионерского переживания и практики обучения визионерству в истории культуры;
- Построить рабочую теоретическую модель визионерства как особой психофизической способности человека и, в то же время, обосновать" недостаточность «психофизического» его объяснения, необходимость культурологического подхода;
- Разработать основные параметры культурологического анализа исторических типов визионерства, что включает в себя: источники и характер образной предметности; функции; способы вызова, трансляции и обучения визионерским практикам; формы существования визионерства в культуре;
- Исследовать визионерство в контексте религиозно-мифологических систем: в первобытной культуре, античной культуре, в культурах ареала распространения мировых религий (буддийской, иудейской, христианской, исламской);
- Исследовать визионерство в культуре Возрождения и Нового Времени;
- Исследовать визионерство в модернизме и современной культуре;
- На основе сопоставления особенностей визионерства в различных культурных эпохах определить основные культурно-исторические модификации визионерства;
- Выявить культурно-историческую динамику визионерства на фоне общих закономерностей развития культуры;
Теоретические и методологические основания исследования.
Во-первых, использован междисциплинарный подход: для анализа феномена визионерства применялись положения, разработанные как в естественных, так и в гуманитарных науках.
Во-вторых, для выявления визионерской предметности применен феноменологический подход;
В-третьих, для установления детерминационных связей между визионерством и типом культуры используется структурно-функциональный подход;
В-четвертых, в основу анализа визионерства как феномена культуры положен культурно-типологический подход и принцип историзма, позволяющие точно определить модификации, типологические особенности визионерства в историческом типе культуры;
В-пятых, применяется как синхронический подход (использование универсальной модели для идентификации визионерства в историческом типе культуры), так и диахронический, учитывающий культурно-историческую динамику визионерства;
В-шестых, при выявлении закономерностей исторической эволюции визионерства использован компаративистский метод;
В-седьмых, системный подход к визионерству дает возможность максимально объективного взгляда на его природу, позволяет выявить основные культурно-исторические модификации визионерства и, тем самым, избежать односторонней трактовки визионерства как психофизического явления, либо его простого сведения к специфическим религиозным или художественным феноменам;
Содержательно логика и структура диссертационной работы строится следующим образом: на основе анализа концепций визионерства и его феноменологических описаний осуществляется построение рабочей теоретической модели визионерства (как психофизической способности) для идентификации визионерства в истории культуры. Назначение модели — отграничить визионерство от других феноменов культуры. На основе привлечения обширной источниковедческой базы модель ориентируется в сторону поиска связей между визионерством и историческим типом культуры, в результате определяются
10 типологические особенности визионерства. Обнаруженные типологические особенности позволяют выявить основные модификации визионерства в их исторической динамике, а также определить тенденции их изменения от архаики до современности.
Принципы структуры исторической части работы и классификации культурно-исторических модификаций визионерства: 1) по историческим эпохам - от первобытной эпохи до Новейшего времени; хронологический принцип для нас важен, так как позволяет проследить развитие визионерства в контексте истории мировой культуры, но не является единственным и не всегда применяется нами строго, т. к. на Западе и Востоке многие процессы развивались параллельно; 2) культурно-типологический принцип, в основе которого лежит представление о разнообразии культур, и вытекающем из этого обстоятельства разнообразии визионерских практик и репрезентаций; при этом мы не претендуем на охват всех существующих в истории видов визионерства; 3) третий принцип связан с различением сфер культуры: первая историческая часть посвящена анализу специфики визионерства в мифо-религиозных (от мифологии к мировым религиям) системах, а вторая - в художественных системах. Научная новизна работы.
- Новой является, прежде всего, сама тема диссертационного исследования. Феномен визионерства впервые стал предметом культурно-исторического и системного анализа;
- Подробно проанализирована мало исследованная область творчества О. Хаксли -его философские эссе; систематизированы и интерпретированы его взгляды на визионерство; уточнен перевод основных терминов;
- Систематизированы письменные источники и артефакты, свидетельствующие о визионерском опыте в истории мировой культуры;
- Построена теоретическая (феноменологическая) модель визионерства, которая может быть применена для идентификации и анализа визионерства любых культурных спецификаций;
- Описаны основные культурно-исторические модификации визионерства (медиумическая, художественная);
- Определены особенности, специфическая предметность, источники и функции визионерства в исторических типах культуры;
- Визионерство определено в качестве культурной способности синестетического восприятия сверхчувственной предметности;
- Выявлены закономерности и тенденции культурно-исторической эволюции визионерства;
- Новым является анализ искусства с точки зрения обнаружения в нем визионерского эффекта и интерпретация под этим углом зрения художественных артефактов;
Апробация работы.
Основные результаты и положения работы прошли апробацию на научно-практической конференции «Наука об искусстве: XXI век» (Екатеринбург, 2004), на восьмом конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений (Екатеринбург, 2004), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 2004), на четвертом Российском философском конгрессе (Москва, 2005), 9-й ежегодной научног практической конференции Гуманитарного университета «Власть и властные отношения в современном мире» (Екатеринбург, 2006). На философском факультете Уральского Государственного университета несколько лет читался авторский спецкурс «Визионерство как феномен культуры» для студентов очного и заочного отделения.
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсах «Теория и история культуры», «Религиоведение», «Искусствоведение», а также составить основу специализированного курса, посвященного визионерству. Данная работа может представлять интерес для исследований культурологов, философов, религиоведов, искусствоведов, а также для преподавателей вузов, студентов, учителей гуманитарных гимназий, работников культурной сферы.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка (260 источников). Общий объем работы - 185 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Современное искусство как культурно-антропологический феномен2012 год, доктор философских наук Чистякова, Марина Георгиевна
Миф в художественной системе У. Блейка2005 год, доктор филологических наук Токарева, Галина Альбертовна
Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль2005 год, доктор философских наук Круглова, Татьяна Анатольевна
Археология визуальности на материале русской живописи XIX - начала XX веков2008 год, доктор философских наук Курбановский, Алексей Алексеевич
Воображение как эстетическая способность2003 год, кандидат философских наук Басова, Алла Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сухов, Антон Андреевич
Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну и выносимые на защиту:
1. Выявлена парадоксальная природа визионерства и разработаны критерии идентификации этого феномена в истории культуры. Осуществлен поиск, отбор и интерпретация источников, которые ставят проблему визионерства в центр своего внимания в форме религиозной, эстетической, философской и научной рефлексии. Проведен поиск и анализ таких явлений культуры, которые в каждом историческом типе квалифицируются как визионерские, либо близкие к нему, либо имитирующие его.
2. Подробно проанализирована мало исследованная область творчества О. Хаксли (философские эссе). Впервые в отечественной культурологии систематизированы его взгляды на визионерство, доказана их модернистская ориентированность. Осуществлен адекватный перевод ключевых определений и терминов в эссе Хаксли. Выявлено, что работы Хаксли впервые открывают универсальное понимание феномена визионерства, в котором оно предстает в виде обнаруживаемой в природе человеческого сознания и шире — психофизической организации — способности органов чувств осуществлять выход в трансцендентное.
3. На основе анализа философских идей О. Хаксли и естественнонаучных концепций (трансперсональная психология С. Грофа, современные неопозитивистские исследования), разработано подробное феноменологическое описание визионерства, систематизирован набор признаков. На этой основе создана теоретическая модель, (с помощью которой визионерство было отграничено от различных патологических состояний, эстетической иллюзии и художественного воображения): а) тотальность: отсутствие дистанции между визионером и созерцаемым объектом; б) целостность (холотропность) визионерской реальности, обеспеченная чувственной синестезией; в) парадоксальность сочетания постижимости и таинственности, знакомого и абсолютно нового; г) повышенная достоверность визионерских образов по контрасту с повседневным восприятием; д) сверхзначимость, притягательность, властность визионерской реальности.
4. Определены особенности существования визионерства в качестве психической способности: повышенный режим работы всех органов чувств, проявляющийся в синестезии; расширение границ восприятия. Исходя из анализа современных исследований нервной системы человека и исторического материала, доказано, что визионерская способность приобретается в результате целенаправленных действий, поддается процедурам обучения и закрепления в культурных практиках. В результате делается вывод о культурной природе визионерства и необходимости его интерпретации в качестве культурной способности.
5. Разработана структура историко-культурологического анализа, включающая следующие параметры: 1) отношение к визионерству, место в историческом типе культуры, актуализация интереса к нему в духовном и практическом планах, степень культурной рефлексии по поводу него; 2) источники визионерской образности, определяющие его предметно-смысловое содержание (мифология, религия, искусство; устные предания, письменные тексты, визуальные образы); 3) функции визионерства в историческом типе культуры; 4) формы существования в культуре (ритуал, художественный процесс, психологические практики, произведения искусства). Разработаны принципы структуры классификации визионерства: хронологический (от первобытности до современности) и историко-типологический принцип (архаический, античный, буддийский, иудейский, западно-христианский, восточно-христианский, исламский); Определены типологические особенности визионерства, соответствующие каждому историческому типу культуры.
6. Выявлена особенности и объяснена культурная обусловленность первой исторической модификация визионерства — медиумической, характерной для религиозно-мифологических систем. В этой модификации визионерство предстает культурной практикой ритуального типа, отвечающей за непосредственную связь мира живых и загробного мира, человека и божественного мира,. В религиозно-мифологических системах трансцендентное обладает онтологическим статусом, контакт с ним обеспечивается такой
166 важнейшей характеристикой визионерства как тотальность. Визионер становится медиумом, посредником, между мирами.
7. Выявлены особенности и объяснена культурная обусловленность второй культурно-историческая модификации визионерства - художественной, возникающей в эпоху Ренессанса и просуществовавшей до конца Нового времени. Происходит смещение акцента с чистой умозрительности на чувственное созерцание идеи. Искусство становится ведущим способом репрезентации сакрально-трансцендентных смыслов. Художник становится визионером, а визионер — художником, гениальность художника начинает уподобляться пророческому дару иметь видения. Визионер Ренессанса и Нового Времени - художник нового типа, ориентированный на мимесис «призраков» души, видений, образов воображения, которые возникают по логике самозарождения. Художественное визионерство субъективно, репрезентативно и основывается на эффекте эстетической иллюзии, который никогда не бывает тотальным. Предметность нового визионерства становится все более секуляризированной. Выявлены и систематизированы художественные приемы создания эстетической иллюзии визионерского видения. Дана характеристика основным историческим типам визионерства, развивавшимся в- рамках его художественной модификации в Новое время: барокко, романтизму.
8. Охарактеризованы трансформации визионерства в модернизме. В связи с кризисом художественной репрезентации в модернизме происходит возврат к традиции 1есЬпе и свойственной доренессансному визионерству психофизической стимуляции визионерства. Происходит активизиция, обновление и расширение практик медиумического типа, синтез художественной и религиозной модификаций визионерства. Многообразие форм визионерства нашло свое отображение в художественных течениях, реализующих модернистское устремление к моделированию реальности. Общей тенденцией модернистского визионерства является культ новой, незнакомой предметности первичных сущностей, акцентирование визуальной стороны визионерского переживания, телесных аспектов трансцендирования.
9. Доказана обусловленность современного состояния визионерства существованием видеосферы, средств массовой информации, влиянием технологий на все культурные процессы. Информация оперирует глобальным зрением визионера, упакованным в формы безличности, в которых исчезает сама фигура визионерствующего гения. Форма производства этих глобальных информационных фикций оказывается сугубо технологической. Технология играет принципиальную роль в превращении внутреннего видения в нейтральную и безличную видимость.
10. Определены тенденции исторической динамики визионерства в контексте основных закономерностей развития культуры. Смена медиумической модификации визионерства художественной соотносится с закономерным процессом вытеснения материальных, телесных, ремесленных аспектов культуры идеальностью образов. На место онтологической природы визионерства в религиозно-мифологических системах приходит субъективированный контакт с самозарождающимися образами. Важнейшей особенностью модернистского и современного визионерства становится переход ^ от созерцания к активному конструированию визионерского мира. Визионерство в форме компьютерной виртуальной реальности становится пределом своего развития, так как в этой форме происходит обесценивание всех его характеристик, имитация медиумической модификации, подмена видения видимостью.
В связи с тем, что тема визионерства совершенно недостаточно разработана в современной культурологии, работа над дальнейшим исследованием различных культурно-исторических модификаций визионерства может быть очень продуктивной. Среди перспектив работы — расширение сферы исследований визионерства в контексте религиозно-мифологических, художественных систем, дальнейшее подробное исследование визионерства в современной культуре, введение в отечественную культурологию новых текстов современных западных исследователей визионерства.
Заключение.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сухов, Антон Андреевич, 2008 год
1. Адам и Ева. Альманах тендерной истории №6 / под ред. Л. П. Репиной. М.: Изд-во РАН, 2003. - 242 с.
2. Адорно Т. Эстетическая теория —- М: Республика, 2001. 527 с.
3. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М.: Христианская Россия, 1994.-239 с.
4. Аникст А. Джон Мильтон Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.classic-book.ru/lib/sb/booky441.
5. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М.: «Искусство», 1994. 292 с.
6. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/04/l/afalantoniy.html.
7. Бардо Тхедол Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.tibet.rU/biblio/bardo/3.shtml.
8. Батай Ж. Теория литературы. Литература и зло. М.: Современный литератор, 2000. - 352 с.
9. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни стиль мышления. М.: «Наука», 1978. - 205 с.
10. Ю) Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.
11. П)БёмеЯ. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. — СПб.: Азбука, 2000. 412 с.
12. Береславский И. Пророчество. Визионерство. Медиумизм Электрон, ресурс. -Режим доступа: http://ioan.theosis.ru/filosophi.htm.
13. Бергсон А. Смех. М.: «Искусство», 1992. - 127 с.
14. Бергсон А. Творческая эволюция; материя и память. Пер. с фр. — Минск: Харвест, 1999.- 1407 с.
15. Бердяев Н. Кризис искусства. М.: Центр научно-инженерных проблем, 1990. -48 с.
16. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: ООО
17. Издательство ACT», 2007. 668 с. \1)Берснев П. В. Книга загробных видений: Антология / П. В Берснев, А. А. Галат.- СПб: Амфора, 2006. 334 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические: в 2 т. Л.: Изд-во Северо-Западной Библейской Комиссии, северо-Западного Агентства по Авторским Правам, Производственно-издательское объединение «Петергоф», 1990.
19. Блейк У. Бракосочетание Неба и Ада Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.blake.sacmm.ru/poemmarriage.htm.
20. Блейк У. Избранные стихи. Сборник. Сост. А. М. Зверев. На англ. и русск. яз.- М.: Прогресс. 1982. - 286 с.
21. Блейк У. Песни невинности и опыта. Спб.: Изд-во «Азбука», 2000. - 264 с. 1Т)БлумХ. Страх влияния. Карта перечитывания. Пер., сост., примеч., послесл. С. А.
22. Никитина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. - 352 с.
23. Браславский П. И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX начала XXI вв.: автореф. дис. канд. фс. наук / П. И Браславский; Урал. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.
24. Бретои А. Манифест сюрреализма Электрон, ресурс. Режим доступа: http://daliworld.narod.ru/text/breton.htm.
25. Брюнелъ Н. Ретроспектива Вийяра в Гран Пале Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.ambairance.ru/brunel.htm.
26. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.
27. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев: Издательство «Путь к истине», 1991. - 407 с.
28. Бычков В. В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. -1999.-№ 1.-С. 83- 104.
29. Бычков В. В. Эстетика / В. В. Бычков, О. В. Бычков // Новая Философская Энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2001. - С. 456 - 466.щВандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство ACT», 2001 - 576 с.
30. Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1994. 80 с.
31. Вакенродер. В. Г. Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Й. Берглингера. // Избранная проза немецких романтиков: в 2т. Т. 1. — М.: Художественная литература, 1979. С. 31- 49.
32. Вакенродер. В. Г. Несколько слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 115 - 120.
33. Вакенродер В. Г. О двух удивительных языках и их таинственной силе // Там же. С. 121 127.
34. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. (История эстетики в памятниках и документах) М.: Искусство, 1977. - 263 с.
35. Вакенродер. В. Г. Чудеса музыки // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.-С. 128- 139.
36. Ъ1)Ватват Р. Сады волшебства в тонкостях поэзии / пер., иссл., коммент. Чалисовой Н. Ю. М.: «Наука», 1985. - 324 с.
37. Вербер Б. Последний секрет. М.: ГЕЛЕОС: РИПОЛ классик, 2007. - 448 с.
38. Вербер Б. Танатонавты. — М.: ООО «Издательство ACT», 2006. — 507 с.
39. Вергилий. Энеида. М.: ООО «Издательство ACT», 2006. - 432 с.
40. Википедия. Свободная энциклопедия Электрон, ресурс. Режим доступа http://ru.wikipedia.org.
41. Всемирная история: в 24 т. Т. 9. / Начало Возрождения. Минск: Литература, 1996.-592 с.
42. Всеобщая история искусств: в 6 т. Т. 3 / Под общ. ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. М.: «Искусство», 1962. — 986 с.
43. Габитова P. M. Философия немецкого романтизма: (Фридрих Шлегель, Новалис). М.: Наука, 1978. - 288 с.
44. Гессе Г. Паломничество в страну востока: М: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 429 с.
45. Гомер. Одиссея. М.: Эксмо, 2006. - 894 с.
46. Гофман Э. Т. А. Золотой Горшок, и другие истории. Пер. с нем. М.: Дет. Лит, 1981.-366 с.
47. Гофман Э. Т. А. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1. — М.: Совет ветеранов книгоиздания: агентство «Роспечать», 1995. 397 с.
48. Гофман Э. Т. А. Инструментальная музыка Бетховена // Гофман Э. Т. А. Фантазии в манере Калло. — М.: Художественная литература, 1991. С. 450 -467.
49. Гофман Э. Т. А. Новеллы. М.: Искусство, 1983. - 157 с.
50. Готъе Т. Избранные произведения: в 2 т. М.: Художественная литература, 1972.
51. Григорий Синаит. О Прелести. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.ni-ka.com.ua/index/bezmolvie.htm.л
52. Гроф С. Космическая игра: исследование рубежей сознания. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1997. —256 с.
53. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1994. - 238 с.
54. Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Д. Хэлифакс Электрон, ресурс. — Режим доступа http://www.russianmystic.narod.ru/dead.htm.
55. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 191 с.
56. Гусева Т. М. Семантика образа в «Песнях неведения и познания» В. Блейка:автореф. дис. канд. филол. наук / Т. М. Гусева; МГУ. Москва, 1997. - 25 с. 61 )Дали С. Дневник одного гения. - М.: Эксмо, 2006. - 464 с.
57. Данилин А. Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М.: ЗАО Изд -во Центрполиграф, 2001. — 521 е.
58. Де Квинси Т. Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 224 с.
59. Джатака о царе Ними. Электрон'. ресурс. Режим доступа: http://www.dhamma.ru/canon/jataka/jataka541.htm.
60. Джексон Ф. Клубная культура. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 336 с.
61. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. —432 с.
62. Дискурсы эзотерики (философский'анализ) Отв. Ред. JI. В. Фесенковой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.
63. Дмитриев А. С. Романтическая эстетика A.B.Шлегеля. М.: «Искусство», 1974. — 298 с.i
64. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.rodon.org/art-071009201418.htm.
65. Задворный В. Л. Святой Франциск и история францисканского ордена. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/HC/34.html.
66. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. / под. ред. Н.П. Михальской. М.: Просвещение, 1997. - 448 с.
67. Иванов В. Заветы символизма Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://aptechka.agava.ru/statyi/teoriya/manifest/simvolism5.html.
68. Иеродиакон Евфимий (Моисеев). Святой Бонифаций апостол Германии.
69. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/030506020531.173
70. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.agape-biblia.org/prpakety/zlatoust/Matfsodr.htm.
71. Иллюстрированная история религии: в 2 т. Т. 1. / под ред. Ш. Соссей. М.: Издательство Спасо-Преображенского монастыря, 1992. - 930 с.
72. Искусство и история. Рим и Ватикан / гл. ред. Серена Де Леонардис. -Флоренция: Casa Editrice Bonechi, 2008. 192 с.
73. Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. — СПб.: Алетейя, 2000. 306 с.
74. Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: «Наука», 1991. 396 с.
75. История буддизма. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://vvww.pravidya.ru/istoriyabyddizma.html.
76. Итальянская новелла Возрождения / сост., вступит, ст. и примеч. Н. Томашевского. -М.: Художественная Литература, 1984. 270 с.
77. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
78. Кандинский В. В. О духовном в искусстве — М.: Объединение «МАШМИР», 1992.- 108 с.
79. Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
80. Кастанеда К. Сказки о силе. Второе кольцо силы. К.: «София» Ltd, 1992. - 608 с.
81. Кастанеда К. Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки. — М.: «Миф», 1991 156 с.
82. Кельтская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002. - 640 с.
83. Керн К. Золотой век святоотеческой письменности. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/history/04/kern/08.html.щКлековкин А. Мистерия XX века. Электрон, ресурс. — Режим доступа: www.day.kiev.ua/rssru.xml.
84. Книга Еноха. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/librmin/froml/0008.html.
85. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб.: Издательство «Диля», 2004. - 464 с.
86. Колин М. Годфри Д. Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры. — М.: Ультра. Культура, 2004. 360 с.
87. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. — М.: ООО «Издательство «Вече-2000», ООО «Издательство ACT», 2003. 512 с.
88. Косенкова К. Архитектурные утопии немецкого экспрессионизма. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.architektor.ru/ai/docview.html727.
89. Культурология. Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М.: Юрайт-Издат, 2005. - 566 с.
90. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.-416 с.
91. Кун Т. Структура научных революций. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -605 с.
92. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. М.: «Проспект», 1998.-400 с.
93. JIaeucc Э. Всеобщая история. СПб.: Дельта, М.: ООО «Издательство ACT», 1997.-432 с.
94. Лауэнштайн. Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996. — 366 с.
95. Jle Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 440 с.
96. Лепахин В. В. Икона и Святой Дух. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.portal-slovo.rU/ms/art/44/944/945/2154/$printtext/?part= 1.
97. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. — М.: «Алетейя», 1998. 159 с.
98. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 639 с.
99. Лодыженский М. В. Свет незримый. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.pravbeseda.org/library/nov01.htm.
100. Лойола И. Духовные упражнения. Духовный Дневник.- М.: Изд-во ИФТИ, 2006. 376 с.
101. Лосев А. Ф. Миф Число - Сущность / сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.
102. Майков В. В. Трансперсональная психология. Электрон, ресурс. Режимдоступа: http://www.psycho.all.ru/maikov.htm. ПО) Макаров И. А. Орфизм и греческое общество в VI IV вв. до н. э. // ВДИ. -1999. -№1 (228).-С. 8-19.
103. Маккена Т. Пища богов. Пища первоначального древа познания. Электрон, ресурс. — Режим доступа:http://www.behigh.org/behigh/site/content/library/spiritual/mckennafotg.
104. Максимов В. И. Введение в систему Арто. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://otsebyatina.fromru.com/arto/1
105. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ACT, 2003 .-331 с.
106. Mud М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.: Наука, 1998. 329 с.
107. Мильтон Д. Потерянный рай. М.: Эксмо, 2007. — 608 с.
108. Мир романтизма: сб. науч. тр.: к 45-летию научной деятельности профессора И. В. Карташовой. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. - 273 с.
109. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по . Рене Менуару). СПб.: Лениздат, 1993. - 384 с.
110. Можейко М. А. Мистика. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://ariom.ru/wiki/Mistika/print.htm.
111. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 2001. - 624 с.
112. Новалис. Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир, 2003. - 279 с.
113. Новалис. Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996. — 192 с.
114. Новоселов М. Мистика Церкви и мистика западных верований. М.: Братство св. Алексия, 1995.- 105 с.
115. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья: сборник. / сост. М. А. Маслин, авт. вступит, ст. А. Л. Андреев. М.: Наука; М.: Гилея, 1990. - 527 с.
116. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. -509 с.
117. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. — 468 с.
118. Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-432 с.
119. Памятники средневековой латинской литературы IV—IX вв. — М.: Наука, 1970. —444 с.
120. Пешкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 506 с.
121. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М.: Наука, 1979. - 272 с.
122. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. - 570 с.
123. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. - 687 с.
124. Платон. Федон. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2004. 154 с.
125. По Э. Собрание рассказов. М.: МШК МАДРП, 1992. - 384с.
126. Полное собрание песен Beatles: в 2 т. Т. 2. М: ТОО «Янус», 1996. - 288 с.
127. Поляков И. Учение о религии Шлейермахера. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.spbda.ni/reading/l 26.htm.
128. Пономарев А. Диалоги Григория Великого и легенды о загробной жизни в средние века. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.bible.com.Ua/lib/r/31/dialogi.htm.
129. Проблемы философии культуры. — Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2004. -23 с.138. .Православный календарь 2008. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6584.htm.
130. Пуришев Б. И. Зарубежная литература средних веков. Нем., исп., итал., англ., чеш., польск., серб., болг. литературы: учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. / сост. Б. И. Пуришев. М.: Просвещение, 1975. -399 с.
131. Рабинович В. С. Олдос Хаксли: Эволюция творчества. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2001. — 448 с.
132. Радугин А. А. Культурология. Учебное пособие. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/lectures-radugin/index.htm.
133. Ранк О. Травма рождения. М.: Аграф, 2004. - 400 с.
134. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб., М: Machina, 2004. - 128 с.
135. Рассел Б. История западной философии. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-992 с.
136. Рассел Д. Свеча видения. М.: Изд-во Духовной литературы, 2001. - 238 с.
137. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 880 с.
138. Ростовский Д. Житие преподобного Василия Нового. Электрон, ресурс. -Режим доступа: http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/3/26VasiliyNoviy.htm.
139. Ростовский Д. Житие преподобного отца нашего Макария Египетского. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/makariyegipetskiy.html.
140. Ростовский Д. Избранные жития святых. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/index.html.
141. Роут Б. Язык гипноза. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 320 с.
142. Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 384 с.
143. Сабатъе П. Жизнь Франциска Ассизского. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.pravbeseda.org/library/novO 1 .htm.
144. Сантини Л. Сиена. Сиена: Casa Editrice Perseus, 2008. - 128 с.
145. Самосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. — 273 с.
146. Сгорающие в любви: суфийское учение в комментариях издателя Анхеля де Куатье. М.: ЗАО «OJIMA Медиа Групп», 2007. - 256 с.
147. Сейид Хосейн Наср. Влияние суфизма на традиционную персидскую музыку. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.sufism.ru/music/read06.htm.
148. Серафим Роуз. Душа после смерти. М. : «Макао и Ко», 1991. - 248 с.
149. Серафим Роуз. Православие и религия будущего. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.frrb.org/rouzO 1 .htm.
150. Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 632 с.
151. Словарь Ушакова on-line. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.ushakov.academic.ru/misc/ushakov.nsf/listw.htm.
152. Смирнов А. В. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http ://www. svetogor.tomsk.ru/bib 1 о síVed.html.
153. Смирнов. И. П. Человек человеку философ. - СПб.: Алетейя, 1999. - 371 с.
154. Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней / вед. ред. Д. М. Володихин. М.: Аванта+, 2002. - 432 с.
155. Соловьев В. С. Духовные основы жизни. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http ://www.rodon. org/mkv/vsj iu.htm.
156. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988.-892 с.
157. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/63/index.html#toc.
158. Соломеина Л. А. К проблеме символа в творчестве А. Ф. Лосева. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://losevaf.narod.ru/solomeinaarticle.htm.
159. Спорышев В. Не всем известные имена. Олдос Хаксли. Электрон, ресурс. -Режим доступа: http : //www. s tudents .nino.ru/main/huxley. htm.
160. Средневековые видения. Видение Тнугдала. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.nspu.net/fileadmin/library/books/15/hrest0022.html.
161. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV-XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 501 с.
162. Степанян К. А. Символизм и реализм. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://lit. 1 September.ru/2004/29/2.htm.
163. Стивене Д. Штурмуя небеса: ЛСД и американская мечта. М.: Ультра.Культура, 2003. - 560 с.
164. Тагиров Р. Г. Анализ статьи каргалинского ишана Мухаммада Харраса Айдарова «Обращение к ишанам». Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.e-riu.ru/knldg/prepodpubl/?id=626.htm.
165. Тойнби А. Л. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
166. Толкиен Д. Р. Р. Полная история Средиземья. М.: Спб.: ООО «Издательство ACT», Terra Fantastica, 2002. - 1341 с.
167. Толкиен Д. Р. Р. Сильмариллион. Статьи и письма. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000.-359 с.
168. Угринович Д. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982. - 288с.
169. Уланд Л. О романтическом // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 639 с.
170. Федоров Ф. П. Эстетические взгляды Э. Т. А. Гофмана. Рига: Издательство «Звайгзне», 1972. 64 с.
171. Фейерабенд 77. Избранные труды по методологии пауки. М.: Прогресс, 1986.- 544с.
172. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.bogistina.info/bibl/starci.shtml.
173. Философия Фридриха Шлегеля. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.5-ka.ru/philos/shlegel.htm.
174. Фильштинский И. М. Представления о «потустороннем мире» в арабской мифологии и литературе // Восток-Запад. 1989. - Вып. 4. - с. 58-65.
175. Фома Кемпийский. О подражании Христу. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.onechurch.narod.iTi/txt/tomkemp.htm.
176. Форчун Д. Мистическая Кабала. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://fortune.hop.nj/txts/kabalahogl.htm.
177. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992.- №4. С. 46- 51.
178. Хаксли О. Вечная философия. М.: Киев: Рефлбук, Ваклер, 1997. - 336 с.
179. Хаксли О. Двери восприятия. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.lib.ru/philosophy/huxley/doors.htm.
180. Хаксли О. Желтый Кром. Шутовской хоровод. М.: ACT, 2006. - 443 с.
181. Хаксли О. Контрапункт: Роман; Новеллы. Л.: Лениздат, 1990. - 605 с.
182. Хаксли О. Остров. Врата восприятия. Небеса и ад. Киев: София, 1995. - 448 с.
183. Хаксли О. Рай и ад. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.high.ru/library/heavenandhell.htm.
184. Хаксли О. Серое Преосвященство: Этюд о религии и политике. М.: Моск. шк. полит, исслед. 2000. - 320 с.
185. Хофманн А. ЛСД — мой трудный ребенок. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.psycho.forbiddenweb.org/hofmann.htm.
186. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / сост. Н. И. Фокина. -М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2006. 544 с.
187. Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 576 с.
188. ХэлдонД. История византийских войн. М.: Вече, 2007. - 464 с.
189. Чавчанидзе Д. Романтический мир Э. Т. А. Гофмана // Гофман Э. Т. А. Золотой Горшок и другие истории-М.: Дет. Лит, 1981. С. 3 - 17.
190. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/ отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Республика, 1995. - 725 с.
191. Шеербарт П. Стеклянная архитектура. Программа и манифест. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.architektor.ru/ai/docview.html727.
192. Шекспир У. Трагедии. М.: Эксмо, 2003. 960 с.
193. Шелли 77. Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М.: Рипол Классик, 1998.- 800 с.
194. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/14o/osipov/veritas/21.htm.
195. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. — М.: Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2007. — 510 с.
196. Шульц Г. Новалис сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций). Челябинск: Урал LTD, 1998. -336 с.
197. Элиаде М. От Замолксиса до Чингиз-хана // Кодры. 1991. - №7. - С. 3 - 115.
198. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. М.: София, 2000. - 480 с.
199. Эллис (Кобылинский Н. Н.). Русские символисты. Томск: Водолей, 1998, -288 с.
200. Энциклопедия Кругосвет. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru.
201. Энциклопедия современной эзотерики. Электрон, ресурс. Режим доступа: http:// http://bool.ariom.ru.
202. Эстетика Ренессанса / сост. В. П. Шестаков: в 2 т. М.: Искусство, 1981.
203. Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.oculus.ru/stat.php?id=53.
204. Юнг К. Г. Психологические типы = Psychologische typen / под общ. ред. В. Зеленского. Спб.: Азбука, 2001. - 734 с.
205. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.texts.pp.ru/jung.htm.
206. Юнг К. Г. Нейманн Э. Избранные статьи. Психоанализ и искусство. М.: Киев: REFL-book, Ваклер, 1998 - 302 с.
207. Ямполъский М. Наблюдатель. Очерки истории видения.- М.: Ad marginem, 2000.-288 с.
208. Ямполъский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007.-616 с.
209. Alexander. F. Buddhist Training as Artificial Catatonia Electronic resource. -Mode of access: http://www. psycho.dtn.ru/lib/beyondthebrain.htm.
210. Aldous Leonard Huxley. Fusion Anomaly. Electronic resource. Mode of access: http://www.dromo.com/flisionanomaly/huxley.htm.
211. Arendt H. The Human Condition. Chicago: The University of Chicago Press, 1959.-333 p.
212. Bedford S. Aldous Huxley: a biography. N. Y.: Knopf: Happer & Row, 1974. 400 P
213. Blake W. Poetry and Prose. Edited by G. Keynes. London: Nonesuch Press, 1948. — 251p.
214. Blake W. The Marriage of Heaven and Hell. Electronic resource. Mode of access: http://anti-chimer.hutl .ru/blake.htm.
215. Coates P. Words after Speech. A Comparative Study of Romanticism and Symbolism. -N. Y.: St. Martin's Press, 1986. 373 p.
216. Collins P. D. War Of The Worldviews. Electronic resource. Mode of access: http://www.newswithviews.com/Collins/phillipl.htm.
217. Clark R. W. The Huxleys. London; Melbourn: Heineman, 1968. - 398 p.
218. Cytowic R. The Man Who Tasted Shapes. N.Y.: Abacus, 1994. - 160 p.
219. Dinan S. Post-Modern Monk and Modem Shaman: The Theories of Ken Wilber and Stan Grof. Electronic resource. Mode of access: http://www.lila.info/index/dinan.thm.
220. Doors of Perception and Heaven and Hell. Review. Electronic resource. Mode of access: http://www.bookdeeds.com/products/books/huxley.htm.
221. Dronfield. J. Subjective vision and the source of Irish megalithic art. Electronic resource., Mode of access: http://www.lila.info/trance.htm.
222. Dronfield J. Ways of seeing, ways of telling: Irish passage-tomb art, style and the universality of vision // Rock Art Studies: the Post-Stylistic Era. / ed. M. Lorblanchet, P. Bahn (Oxbow Monograph 35.). Oxford: Oxbow, 1994. 198 p. ,
223. Greenblatt S. Hamlet in Purgatory. Princeton: Princeton University Press, 2001. -334 p.
224. Henderson A. Aldous Huxley. N. Y.: Russel and Russel, 1964. - 258 p.
225. Hutchinson Encyclopedia. Oxford: Helicon Publishing Ltd, 1995. - 665 p.
226. Huxley A. After many a summer dies a swan. Boston: Ivan R. Dee Publisher, 1993.-360 p.
227. Huxley A. The Doors of Perception. Electronic resource. Mode of access: http://www.mescaline.com/huxley.htm.
228. Huxley A. Crome Yellow. M.: Raduga Publishers, 2001. - 304 p.
229. International Encyclopedia of Psychology. Vol. 1. London.: Fitzroy Dearborn Publishers. 1996, - 952 p.
230. Kerenyi C. Dionysos: Archetypal Image of Indestructible Life // Bollingen Series. Vol. LXV. Princeton: Princeton University Press, 1976. - P. 23-56.
231. Kluver H. The Mechanisms of Hallucinations. Electronic resource. — Mode of access: http://www.lila.info/trance.htm.
232. Le Goff J. The Birth of Purgatory. Chicago: The University of Chicago Press, 1984. -430 p.
233. Le Goff J. Time, Work & Culture in the Middle Ages. Chicago: University Press, 1980.-384 p.
234. Lewis-Williams J. D. Signs of All Times (fragments) / J. D. Lewis-Williams, T. A Dowson. Electronic resource. Mode of access: http://www.lila.info/trance.htm.
235. Mitchell P. William Blake: a radical visionary. Electronic resource. — Mode of access: http://www.wsws.org/section/categoryarts/exibits/blake.htm.
236. Otto W. F. Dionysus Myth and Cult. Bloomington: Indiana University Press, 1965.-265p.
237. Pearce J. True Myth. Catholic World Report (December 2001). Electronic resource. Mode of access: http://www.catholic.net/rcc/periodicals/igpress/2001-12/dossier.html.
238. PC GAMER. 2008. -№ 10 (73) - 128 p.
239. Romanticism: An Exaltation Of The Artist. Electronic resource. Mode of access: http://www.lila.info/romanticism.htm.
240. Saint Teresa of Avila. Collected Works. Vol. 1. Washington, D. C., 1976. - 517 p.
241. Seraphim (Rose). Orthodoxy and the Religion of the Future. Platina: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1996.-353 p.
242. Seraphim (Rose). The Soul after the death. Platina: St.Herman of Alaska Brotherhood, 1998.-250 p.
243. Siegel R. K. Intoxication. New York: E. P. Dutton, 1989. - 120 p.
244. Siegel R. K. Drug-induced hallucinations in animals and man / M. E. Jarvik, R. K. Siegel. New York: John Wiley & Sons, 1975. - 150 p.
245. Silverman D. Weaving Paintings: Religious and Social Origins of Vincent Van Gogh's Pictorial Labor // Rediscovering History / ed. by M. S. Roth. Stanford: Stanford University Press, 1994. P. 137- 168.
246. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. -N. Y.: Transaction Publishers, 1985. -720 p.
247. The Letters of Marsilio Ficino. London: Shepheard-Walwyn, 1975. 184 p.
248. Trance States and Metaphor Generation. Electronic resource. Mode of access: http://www.lila.info/trance.htm.
249. Transpersonal art. Electronic resource. Mode of access: http://www.transpersonalart.com/index.htm.
250. Webster's II. New Riverside Pocket Dictionary. Boston: Houghton Mifflin Company, 1978. - 266 p.
251. Wilson A. Aldous Huxley. Electronic resource. Mode of access: http://www.dromo.com/library/wilson/huxley.htm.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.