Феномен "роман в письмах" в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Третьякова, Олеся Владимировна

  • Третьякова, Олеся Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 215
Третьякова, Олеся Владимировна. Феномен "роман в письмах" в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2012. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Третьякова, Олеся Владимировна

Содержание

Введение

Глава I. Западноевропейский эпистолярный роман и его восприятие на

русской почве

§ 1. Западноевропейский эпистолярный роман в свете жанрового

канона

§ 2. Рецепция западноевропейского эпистолярного романа в России

§ 3. Русский «роман в письмах»: от подражания к творческому

освоению

Глава II. Эпистолярная повесть: динамика жанра

§ 1. «Молчаливый собеседник» эпистолярных повестей 30-х годов

§ 2. От «отрывка из романа» к «роману в письмах» («Письма Энского к одному из своих приятелей в Петербурге» - «Искатель сильных ощущений» П.П. Каменского, «Письма совоспитанниц»

- «Институтка» С.А. Закревской)

Глава III. Эпистолярный роман 30-х годов: диалог с традицией

§ 1. «Последний Колонна» В.К. Кюхельбекера как романтический

роман в письмах

§ 2. «Поездка в Германию» Н.И. Греча: забытая страница русской

романистики

§ 3. «<Роман в письмах>» A.C. Пушкина: «новые узоры» «по старой канве»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен "роман в письмах" в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков»

Введение

Исторические судьбы литературных жанров неизменно привлекают внимание исследователей. Изучение особенностей восприятия и переосмысления той или иной жанровой традиции на конкретной национальной почве позволяет уточнить понимание как специфики данного жанра и его эволюции, так и литературного процесса в целом.

Наше исследование посвящено жанровой традиции романа в письмах, как она представлена в русской литературе. Общеизвестно, что у истоков данной жанровой традиции стоит западноевропейский эпистолярный роман XVIII века1. Стало быть, постижение жанровой сущности романа в письмах, его «русской» специфики невозможно без оглядки на западноевропейскую традицию жанра.

Роман в письмах, как один из самых продуктивных жанров западноевропейской литературы XVIII столетия, неоднократно становился предметом зарубежных исследований. Подвергались анализу отдельные образцы жанра (например, эпистолярные романы Ж.М. Риккобони, С. Ричардсона, Ш. Лакло и др.)2; романы в письмах рассматривались в культурологическом и тендерном аспектах3. Многие исследователи западноевропейского эпистолярного романа заняты изучением истории жанра, от самых его истоков, по-разному опреде-

1 См.: Сиповский, В.В. Очерки из истории русского романа: в 2 т. СПб., 1910. Т.1. Вып.2.; Урнов, Д.М. Эпистолярная литература // Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А.Суркова. М., 1968. Т.5. С. 918; Крупчатое, Л. Эпистолярная форма // Словарь литературоведческих терминов / сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М., 1974. С. 469; Вольперт, Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. Таллин, 1980; Соколянский, М. Г. Эпистолярный роман // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна, 1999. Вып. 2. С. 987-1012; Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр в русской литературе 2-ой половины XVIII -первой трети XIX вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов - на - Дону, 1999; Fraanje, М. The Epistolary Novel in Eighteenth Century Russia. Leiden, 2000; Муравьев, B.C. Эпистолярная литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001; Рогинская, О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: дис.... канд. филол. наук. М., 2002 и др.

2 См., например: Thelander, D.R. Laclos and the Epistolary Novel. Geneva, 1963; Königsberg, I.S. S. Richardson and the Dramatic Novel. Lexington, 1968; McKillop. Epistolary Technique in Richardson's Novels // Samuel Richardson: A Collection of Critical Essays / Ed. ву John J. Carrol. New York, 1969; Cook, E.H. The Letter and the Contact in Fanni Butlerd, Eighteenth Century Studies, 24. 1990. P. 21-41 и др.

3 См., например: Perry, R. Women, Letters and the Novel. New York, 1980; Striedter, A.K. Women Writers and the Epistolary Novel: Gender, Genre and Ideology in Eighteenth Century Fiction: Ph.D. Dissertation. University of California. San Diego, 1993.

ляемых1. По утверждению Ч.Е. Кани, например, роман в письмах возник в западноевропейской литературе задолго до С. Ричардсона, еще в начале XVI века, в творчестве испанских писателей. По мнению же Л. Версини, первые образцы эпистолярного романа были созданы в эпоху античности («Письма Хио-на из Гераклеи»).

Другие исследователи (Ж. Руссе, Ф. Джост, Дж. Альтман, Б. Дуйфхьюзен) изучают роман в письмах в теоретическом аспекте2. Так, Ж. Руссе в зависимости от характера переписки выделяет «монологический» роман (в нем фигура получателя корреспонденций уходит на задний план; письма единственного пишущего героя в такой разновидности эпистолярного романа тяготеют к дневнику) и роман «динамический», «симфонический», в котором происходит обмен корреспонденциями. Ф. Джост также различает две разновидности эпистолярного романа, но уже в зависимости от типа письма: «письмо-реплика» и «письмо-доверие». При использовании первого типа письма действие в романе развивается посредством корреспонденций: каждое из писем провоцирует ответное. При втором типе эпистолярного повествования, названного Ф. Джостом также «пассивным», все сосредоточено на описываемом событии, сам момент реакции адресата оказывается неважным.

Ж. Руссе в работе «Форма и содержание» сосредоточил внимание на особенностях художественного времени в эпистолярном романе: «Expression à la lere pers et au present. Dans le roman par lettres comme au théâtre les pers disent leur vie. Dans le roman écrit au présent pas de décalage entre le héros vivant son histoire et le même héros la racontant il réduit son lecteur à son ignorance réelle. La

1 Kany, Ch. E. The Beginings of the Epistolary Novel in Frans, Italy and Spain. Berkeley, 1937; Black, F.G. The Epistolary Novel in the Lathe XVIIIth Century. Eugene, Ore., 1940; Singer, G.F. The Epistolart Novel. Its Origin, Development, Decline and Residuary Influence. New York, 1963; Day, R.A. Told in Letters. Epistolary Fiction before Richardson. Ann Ardor, 1966; Blum, C. B. The Epistolary Novel of the Ancien Regime: Ph. D. Dissertation. Columbia University, 1966; Versini, L. Le Roman epistolaire. Paris, 1979; Ward, K. Dear Sir or Madam: The Epistolary Novel in Britian in the Nineteenth-Century: Ph. D. Dissertation. University of Wisconsin-Madison, 1989.

2 Rousset, J. Une forme littéraire: le roman par letters // Rousset J. Forme et Signification. Essaise sur les structures littéraires de Cornel a Claudel. Paris, 1962; Jost, F. Le Romen epistolaire et la technique narrative au XVIII siucle // Comparative Literautre Studies, 1966. P. 397-427; Altman, J.G. Epistolarity Approaches to a Form. Columbus, 1982; Duyjhuizen, B. Epistolary Narration of Transmission and Transpassion // Comparative Literature. - 1985. - V. 37. - № 1.

lettre moyen d'action: dans la lettre on s'explore mais pour autrui»1. Соотнося «реальное» и эпистолярное время, Ж. Руссе приходит к выводу, что они практически тождественны в эпистолярном романе: герой пишет по следам событий, его «реальная» жизнь как бы заменяется перепиской. А.Д. Маккиллоп, анализируя романы С. Ричардсона, уточняет: «The writing of the letters is only the bigining they are copied sent received shown about discussed answered even perhaps hidden intercepted stolen altered or forget. The relation of the earlier letters in an epistolary novel to the later may thus be quite different from the relation of the earlier chapters of a novel to the later»2. Следовательно, с точки зрения исследователя, о полном тождестве времени, в котором протекают описываемые в письмах события, говорить не приходится. С нашей точки зрения, более точно вопрос соотношения «реального» и эпистолярного времени решает Дж. Альтман. Согласно наблюдениям исследователя, одна и та же корреспонденция в художественном мире романа в письмах появляется трижды, будучи написанной, прочтенной и, нако-

о

нец, процитированной в ответном письме . Таким образом, «реальное» время и произошедшие в романе события отражаются, по-своему продолжаются в эпистолярном времени и пространстве.

В современной Британской энциклопедии, в статье, посвященной эпистолярному роману, характеризуется его субъектная организация: «А novel told through the medium of letters written by one or more of the characters. Originating with Samuel Richardson's Pamela; or, Virtue Rewarded (1740). The epistolary novel's reliance on subjective points of view makes it the forerunner of the modern psychological novel»; «The advantages of the novel in letter form are that it presents an intimate view of the character's thoughts and feelings without interference from

1 Rousset, J. Une forme litteraire: le roman par letters. P. 75. Здесь и далее при цитировании зарубежных работ, не переведенных на русский язык, дается наш перевод - O.T. (Герой пишет о том, что происходит с ним в настоящем. В эпистолярном романе речь героев уподобляется драматическим репликам. Люди говорят, как в жизни. В романе нет разрыва между жизнью героя рассказа и описанием этого. Переписка в романе создает эффект подлинности событий, о которых идет речь.)

2 McKillop, A.D. Epistolary Technique in Richardson's Novels. P. 139. (Написание письма - это только начало; письма копируют, посылают, получают, показывают третьим лицам; письмо может быть спрятано, перехвачено, украдено, изменено или подделано. Таким образом, в эпистолярном романе соотнесенность писем, написанных ранее с письмами, написанными позднее, отличается от предшествующих и последующих глав в традиционном романе.)

3 Altman, J.G. Epistolarity Approaches to a Form. P. 36.

the author and that it conveys the shape of events to come with dramatic immediacy»1. Отмеченная в Британской энциклопедии особенность субъектной организации, в соответствии с которой внутренний мир героев раскрывается в процессе переписки «непосредственно», «без вмешательства автора», позволяет рассматривать эпистолярный роман в качестве предшественника психологического романа, как он формируется в литературе XIX века. Наличие же нескольких «относительно самостоятельных точек зрения» на те или иные описываемые (в корреспонденциях) события есть проявление «установки на правдоподобие», которая выступает как одно из характеристических свойств эпистолярного романа.

Приведенные выше суждения дают основание полагать, что в зарубежном литературоведении эпистолярный роман осмысляется как самостоятельный жанр, представленный (в зависимости от характера переписки) двумя разновидностями (по степени активности / пассивности адресата), стоящий у истоков психологической прозы.

В жанровой структуре эпистолярного романа в качестве особо значимых зарубежными исследователями выделяются (если воспользоваться терминологией отечественного литературоведения) уровни субъектной и пространственно - временной организаций (при этом акцентируется важность именно временных координат, что обусловлено самим «сюжетом» переписки).

В русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков интересующая нас жанровая традиция представлена произведениями, которые принято называть «романами в письмах»: «Письма Эрнеста и Доравры» (1766) Ф.А. Эмина; «Роза» (1788) и «Игра судьбы» (1789) Н.Ф. Эмина; «Российский Вер-тер» (1792) М.В. Сушкова; «Всеволод и Велеслава» (1807) H.H. Муравьева; «Роман в семи письмах» (1823) A.A. Бестужева - Марлинского; «<Роман в

1 URL: http: // www.britannica.com./epistolary-novel. (Роман создан посредством писем, написанных одним или более героями. Традиция романа в письмах зародилась с «Памелы» Сэмюэля Ричардсона (1740). Отражение в эпистолярном романе относительно самостоятельных точек зрения делает его предшественником современного психологического романа; Преимущества романа в форме письма состоят в том, что в нем герои раскрывают свой субъективный мир, мысли и чувства без вмешательства автора и что события в нем переданы с драматической непосредственностью. Кроме того, представление событий с нескольких точек зрения - установка на правдоподобие.)

письмах>» (1829) A.C. Пушкина; «Поездка в Германию» (1831) Н.И. Греча; «Роман в двух письмах» (1832) О.М. Сомова; «Последний Колонна» (18321841) В.К. Кюхельбекера и другие.

В отечественном литературоведении к «романам в письмах» традиционно относят не только произведения, созданные в жанре эпистолярного романа, но и некоторые эпистолярные повести. Например, В.Н. Топоров, рассматривая «Эмилиевы письма», «Обитатель предместья» (1790), «Берновские письма» (1793) М.Н. Муравьева, определяет их следующим образом: «эпистолярная трилогия», «романы в письмах»1. В то же время другие исследователи, говоря об этих же произведениях, предпочитают использовать иные жанровые обозначения - «книги писем»2, «очерки»3. В исследованиях, посвященных эпистолярной прозе, обычны фразы - «так называемый роман в письмах»4, что свидетельствует о жанровой неопределенности произведений, о которых идет речь.

В литературоведении нет единодушного мнения по вопросу жанровой принадлежности многих произведений в форме писем, созданных как в конце XVIII века, так и в первой трети XIX столетия. Например, «Всеволода и Веле-славу» H.H. Муравьева H.H. Петрунина называет повестью5, а М. Фраанье, О.О. Рогинская и Н.В. Логунова причисляют к жанру эпистолярного романа6. Во фрагменте A.C. Пушкина, известном под редакторским названием «<Роман в письмах>», одни исследователи видят не осуществленный до конца замысел эпистолярного романа7; другие, например Н.В. Измайлов, трактуют жанровую природу фрагмента как «незавершенная повесть»8.

1 Топоров, В.Н. Из истории русской литературы: в 2 т. М., 2001. Т.2. Кн.1. С. 388.

2 Соколянский, М. Г. Эпистолярный роман. С. 987-1012.

3 Орлов, П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 187.

4 Так определяется, в частности, «<Роман в письмах>» А.С.Пушкина. См., напр.: Благой, Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967. С. 213; Лотман, Ю.М. A.C. Пушкин. Биография писателя. Л., 1983. С.157; Левкович, Я.Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина. Л., 1988. С. 308.

5 Петрунина, H.H. Проза Пушкина. Л., 1987. С. 67.

6 Fraanje, М. The Epistolary Novel in Eighteenth Century Russia. P. 107-120; Рогинская, О.О. Эпистолярный роман... С. 82-83; Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII - первой трети XIX вв. С. 18.

7 См., напр.: Томашевский, Б.В. Пушкин: работы разных лет. М., 1980. С. 210; Рогинская, О.О. Указ. соч. и др.

8 См.: Измайлов, Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1976. С. 210.

Анализируя многочисленные суждения и упоминания об эпистолярном романе в отечественных исследованиях, мы приходим к выводу, что в них, как правило, речь идет не об эпистолярном романе, как таковом, а об «эпистолярной прозе» вообще1, которая порой трактуется как некий самостоятельный жанр2. Или же под эпистолярным романом понимается определенный тип повествования. В одной из новых литературных энциклопедий, например, сказано: «... использование эпистолярной формы как способа повествования породило особую жанровую разновидность, иногда называемую эпистолярным романом... содержательной эпистолярной специфики она не имеету?. Роману в письмах в данном случае отказывается в статусе особого жанра или жанровой разновидности.

Такое неразличение жанров эпистолярной прозы, по-видимому, обусловлено самим литературным материалом. В отечественной традиции определение «роман в письмах» получали не только произведения, относящиеся к жанру романа («Письма Эрнеста и Доравры» Ф.А. Эмина, «<Роман в письмах>» A.C. Пушкина, «Поездка в Германию» Н.И. Греча и другие), но и сочинения иной жанровой природы. Чаще всего к числу таких художественных произведений относились повести, например: «Роман в семи письмах» A.A. Бестужева-Марлинского, «Роман в двух письмах» О.М. Сомова, «Письма совоспитанниц» С.А. Закревской (1837), «Письма Энского к одному из своих приятелей в Петербурге» (1838) П.П. Каменского, «Письма» (1838) неизвестного автора и др.

Так, со всей очевидностью возникает проблема отграничения романа в письмах от смежных с ним эпистолярных жанровых форм. А для этого сначала необходимо определить, что представляет собой роман в письмах как жанр.

В отечественном литературоведении жанровая сущность эпистолярного романа стала впервые предметом изучения лишь в 2002 году в кандидатской

1 См., напр.: Урнов, Д.М. Эпистолярная литература. С. 918; Крупчатое, Л. Эпистолярная форма. С. 469; Муравьев, B.C. Эпистолярная литература. С. 1234 и др.

2 См., напр.: Елистратова, А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм. М., 1973. С. 309-351.

3 Муравьев, B.C. Указ. соч. С. 1234.

диссертации О.О. Рогинской1. Рассмотрим предложенную ею теоретическую модель романа в письмах.

Следуя жанровой концепции Н.Д. Тамарченко, О.О. Рогинская указывает, что «своеобразие эпистолярного романа как типа художественного произведения складывается из своеобразия каждого из аспектов его художественного целого: тематической сферы произведения (типические свойства хронотопа и сюжета), его речевой структуры (место, роль и основные формы авторской речи и речи персонажей) и границы (в основном временной и смысловой) между миром героев и действительностью автора и читателя»2. Описание инвариантной структуры романа в письмах осуществляется исследовательницей путем анализа «функционирования письма как речевого жанра и переписки как полисубъектной диалогической структуры в составе романного целого» . Инвариантная структура эпистолярного романа представлена в исследовании О.О. Рогинской в виде трех основных «оппозиций».

- «Переписка / вставные жанры и обрамляющие структуры (аспект композиционно - речевого целого произведения)»: переписка в эпистолярном романе обрамляется словом издателя (предисловием / послесловием), становясь вставной конструкцией в истории публикации корреспонденций; в свою очередь, в письма героев могут быть включены иные жанры (новелла, рассказ, документ, дневник и другие), для которых сама переписка оказывается обрамляющей структурой.

- «Эпистолярный сюжет и сюжет реальной жизни героев (аспект внутреннего мира произведения)»: в художественном мире эпистолярного романа различим мир «реальной» жизни персонажей и тот субъективный мир, который воссоздается в их письмах. «Связь этих сюжетов... осуществляется через параллелизм и соперничество двух равноправных сюжетов. Такое же раздвоение

4

претерпевают пространственная и временная системы» .

1 Рогинская, О. О. Эпистолярный роман...

2 Там же. С. 33.

3 Там же. С. 62.

4 Там же. С. 55.

- «Вымышленное / подлинное (аспект художественного завершения)» 1 -«создание самим автором внутри эпистолярного романа эффекта подлинности, реальности, невымышленности переписки, составляющей его основу, либо -работа с минус - приемом - авторская игра с этой оппозицией и подчеркивание вымышленного, "фиктивного", ненастоящего ее характера» .

Наблюдения О.О. Рогинской над соотношением переписки и обрамляющих структур (слово издателя), переписки и вставных жанров, которые могут входить в корреспонденции, «реального» мира героев и субъективного мира, получающих свое воплощение в их письмах, над оппозицией подлинное / вымышленное представляются нам ценными. Мы будем учитывать эти наблюдения в ходе нашего исследования. Однако специфика жанровой природы эпистолярного романа - самостоятельного, по утверждению О.О. Рогинской, романного жанра, с нашей точки зрения, оказалась не до конца выявленной, поскольку выделенные автором диссертации «оппозиции», характеризующие инвариант жанра, все-таки не позволяют отграничить роман в письмах от других жанров эпистолярной прозы, прежде всего, от эпистолярной повести.

Исследователь стремится не столько развести эпистолярные жанры, сколько выявить их общие признаки. «Тиражирование мотивов и приемов, копирование канона, - отмечает О.О. Рогинская, - характеризует русские эпистолярные романы, повести, новеллы XVIII - XIX веков. В них реализуется традиционный любовный сюжет с ведущими мотивами любовного соблазнения, супружеской измены, борьбы долга и чувства героев, принадлежащих к разным социальным слоям. Этот корпус сюжетных мотивов, освоенный, в частности, эпистолярным романом, а также романом - дневником, романом-исповедью, затем продолжал реализовываться в жанре психологической светской повести, в которой преобладали разные виды повествования от первого лица (письмо, дневник)» . И эпистолярный роман, и эпистолярная повесть, по мнению исследователя, под-

1 Рогинская, О.О. Эпистолярный роман.... С. 63.

2 Там же. С. 37.

3 Там же. С. 83.

вержены общей тенденции: «В русских эпистолярных романах и повестях XIX века эпистолярная форма не влияет на сюжет произведения, выполняет посредническую функцию. Традиционные элементы сюжета не используются (ожидание письма, пропавшие письма). <...> Эпистолярный сюжет элиминируется... выполняет функцию дневника, исповеди» \

Проблема разграничения близких, но не тождественных эпистолярных жанров — романа и повести - не является актуальной и для других исследователей, которые в большей степени акцентируют внимание не на том, что их различает, а на том, что сближает. Так, М. Фраанье указывает, что «русским эпистолярным романам свойственно уменьшение объема текста, упрощение структуры конфликта, склонение к стереотипной конфигурации персонажей». Это, по мнению исследователя, свидетельствует о тяготении данной жанровой формы к повести. Т.Г. Черняева также, называя «элементы» внутренней структуры эпистолярной повести - «мотивировка публикаций, фигура мнимого издателя, фиксация жанровой формы (датировка записей, эпистолярный этикет)», - считает, что они (элементы) «сближают повесть в письмах с эпистолярным рома-

2

ном» .

В этой связи отметим диссертационное исследование Е.Ю. Шер, в котором ставится интересующий нас вопрос дифференциации эпистолярных романа и повести. Автор исследования справедливо полагает, что основным принципом разграничения должен служить тип образа мира, воссоздаваемый в том или ином произведении: «Главное, основополагающее отличие эпистолярной повести от романа в письмах заключается в специфике построения художественного мира произведения. Поскольку в центре повести находится всегда одна (как правило, частная) проблема, одна сюжетная (чаще всего - любовная) линия, одна история и, соответственно, малое количество персонажей - ее участников, то и образ мира в повести всегда емкий, более лаконичный, нежели в

1 Рогинская, О.О. Эпистолярный роман.... С. 84.

2 Черняева, Т.Г. Поэтика русской эпистолярной повести XIX века // Вопросы литературных жанров. Томск, 1987. С. 63.

романе, ограниченный, как правило, лишь рамками внутренней (в данном случае - частной) жизни героев, ведущих переписку. <...> Итак, в центре сюжета эпистолярной повести начала XIX века находится, как правило, частная проблема, личная судьба героя. Сама же форма письма используется чаще всего в дневниковой, исповедальной функции (фигура адресата в таком случае весьма формальна)»1. Е.Ю. Шер называет признаки, отличающие повесть как таковую от романа вообще. Вместе с тем указанные исследователем особенности повести в форме писем: «использование письма в дневниковой, исповедальной функции», «формальность адресата», - по нашему мнению, заслуживают большего внимания. Почему такой важный для переписки элемент, как фигура адресата, в повести оказывается «не рабочим»? Данный факт нуждается в объяснении.

В нашем исследовании мы опираемся на теорию жанра, разработанную H.JI. Лейдерманом2. Жанру, «функционально обеспечивающему формирование произведения как эстетически целого»3, свойственно определенное содержание, его аспекты (тематика, проблематика, эстетический пафос, масштаб охвата изображаемого мира) указывают на «ракурс человеческой жизни, в пределах которых жанр совершает свое "овладение" действительностью»4. Жанровое содержание воплощает жанровая форма, которую составляют «носители жанра» (субъектная, пространственно-временная организации, ассоциативный фон, интонационно-речевая организация). «... Каждый носитель жанра субординирован жанровой доминантой: своим жанровым содержанием и своей системой "способов подражания". Кроме того, носители жанра гибко координируют между собою, обусловливая, подкрепляя, восполняя друг друга»5.

Система носителей жанра одновременно выступает системой условностей,

Шер, Е.Ю. «Последний Колонна» В.К. Кюхельбекера: реализация замысла романа в письмах: дис. ... канд. фи-лол. наук. Екатеринбург, 2007. С. 38.

2 См.: Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. С. 18-27; он же. Теоретическая модель жанра // Zagadnienia Rodzajow Literackich. Lodz. - 1983. - Т. XXVI. -Z.2 (51). -S. 5-21; он же. Теория жанра. Исследования и разборы / Ин-т филол. исследований и образоват. стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. С. 17-143.

3 Лейдерман, Н.Л. Теория жанра. С. 42.

4 Там же. С. 111.

5 Там же. С. 137.

мотивирующих читательское восприятие, «жанровые мотивировки ориентируют читателя в восприятии произведения как целостного мирообраза»1.

Полагаем, что, опираясь на жанровую концепцию Н.Л. Лейдермана, продуктивность которой уже подтверждена многочисленными исследованиями, мы сможем выявить жанровую специфику как эпистолярного романа, так и эпистолярной повести, а, следовательно, увидим и различия между ними.

Актуальность темы исследования определяется недостаточной степенью изученности «романа в письмах» как феномена русской литературы, представленного двумя жанровыми разновидностями - эпистолярным романом и эпистолярной повестью, его роли в формировании психологизма русской прозы2.

В ходе нашего исследования будет проверятся рабочая гипотеза: заимствованная традиция европейского эпистолярного романа нашла особое выражение на русской почве. В европейской литературе роман в письмах - это эпистолярный (именно романный) жанр. В отечественной же словесности «роман в письмах» сформировался как специфический феномен, в состав которого входят разные по своей жанровой природе образования — эпистолярная повесть и эпистолярный роман.

Объектом исследования в работе является феномен «роман в письмах» в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков.

Предмет исследования - жанровая специфика данного феномена.

Цель нашей работы - установить, в чем состоит сущность феномена «роман в письмах» в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков, понять, какое значение он имеет в развитии русской психологической прозы.

Задачи исследования: • описать жанровый канон романа в письмах, как он сформировался в западноевропейской литературе XVIII столетия;

1 Лейдерман, Н.Л. Теория жанра. С. 138.

2 Здесь и далее принято написание: в кавычках - «роман в письмах», если имеется в виду исследуемый в диссертации феномен русской литературы; без кавычек, если речь идет о жанре эпистолярного романа.

• выяснить характер и степень усвоения русскими писателями жанровой эпистолярной традиции;

• «очертить» круг произведений русской литературы конца XVIII - первой трети XIX веков, имеющих отношение к феномену «роман в письмах»;

• проследить этапы эволюции феномена «роман в письмах» в отечественной словесности, выявив основные факторы, ее обусловившие;

• раскрыть специфику эпистолярных повести и романа как разных жанровых образований; на основе этого установить жанровую принадлежность анализируемых в диссертации произведений, относящихся к феномену «роман в письмах»;

• определить значение эпистолярных романа и повести в формировании психологизма русской литературы первой трети XIX столетия.

Материал исследования. В центре нашего внимания произведения отечественной словесности в жанрах эпистолярного романа и эпистолярной повести, созданные в конце XVIII - первой трети XIX веков: «Письма Эрнеста и Дорав-ры» (1766) Ф.А. Эмина; «Роза» (1788), «Игра судьбы» (1789) Н.Ф. Эмина; «Российский Вертер» (1792) М.В. Сушкова; «Всеволод и Велеслава» (1807) H.H. Муравьева, «Самоубийство» (1810) (автор неизвестен); «Евгения, или Письма к другу» (1818) И.В. Георгиевского; «Роман в семи письмах» (1823) A.A. Бесту-жева-Марлинского; «<Роман в письмах>» (1829) A.C. Пушкина; «Поездка в Германию» (1831) Н.И. Греча; «Роман в двух письмах» (1832) О.М. Сомова; «Последний Колонна» (1832-1841) В.К. Кюхельбекера; «Любовь поэта» (1835) A.B. Тимофеева; «Сильфида» (1836), «Княжна Зизи» (1838) В.Ф. Одоевского; «Письма совоспитанниц» (1837) и «Институтка» (1841) С.А. Закревской; «Письма Энского... » (1838) и «Искатель сильных ощущений» (1839) П.П. Каменского; «Письма» (1838) (автор неизвестен).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Третьякова, Олеся Владимировна, 2012 год

Научная литература

30. Абрамовских, Е. В. Рецепция незавершенной прозы А. С. Пушкина в русской литературе XIX века [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Абрамовских; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2000. - 285 с.

31. Базанов, В. Г. Поэты-декабристы [Текст] / В. Г. Базанов. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - 220 с.

32. Балакин, А. Ю., Гродецкая, А. Г. Примечания к тексту «Пепиньерка» // Гончаров, И. А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. - СПб. : Наука, 1997. Т. 1.-С. 811-820.

33. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике [Текст] / М. М. Бахтин // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М. : Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

34. Белинский, В. Г. «Искатель сильных ощущений» [Текст] / В.Г. Белинский // Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М. : Изд-во АН СССР, 1953. Т. 2. - С. 357-363.

35. Белинский, В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») [Текст] / В.Г. Белинский // Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 1. - С. 259-308.

36. Белинский, В.Г. Письма [Текст] / В.Г. Белинский // Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 11.-С. 436-438.

37. Белоусов, А. О. воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге [Текст] / А.О. Белоусов // История Петербурга. - 2003. - № 4 (14). - С. 48-52.

38. Белоусов, А. О. Институтки в русской литературе [Текст] / А.О. Белоусов // Тыняновский сб.: Четвертые Тыняновские чтения. - Рига, 1990. -С. 80.

39. Белунова, Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX - начала XX в.: (Жанр и текст писем) [Текст] / Н. И. Белунова. -СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2000. - 137 с.

40. Благой, Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826) [Текст] / Д. Д. Благой. - М. : Изд-во АН СССР, 1950. - 580 с.

41. Благой, Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830) [Текст] / Д. Д. Благой. - М. : Изд-во АН СССР, 1967. - 723 с.

42. Бочаров, С. Г. Поэтика Пушкина [Текст] / С. Г. Бочаров. - М. : Просвещение, 1974. - 207 с.

43. Бусоргина, Н.Ю. Эпистолярный текст как составляющая ритуального и этикетного дискурса (на материале английского языка) [Текст] / Н.Ю. Бусоргина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2006. -20 с.

44. Бройтман, С.И. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века. - Махачкала : Изд-во Дагестанск. гос. ун-та, 1983. - 322 с.

45. Вацуро, В. Лермонтов и Марлинский [Текст] / В. Вацуро // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. - М. : Наука, 1964.-С. 341-363.

46. Вацуро, В. Э. Пушкин и проблема бытописания в начале 1830-х гг. [Текст] / В. Э. Вацуро // Пушкин: Исследования и материалы. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1969. - Т. VI. - С. 150-190.

47. Вачева, А. Не судите обо мне как о других женщинах... Мемуары Екатерины II и "Письма мисс Фанни Батлер" г-жи Риккобони // Новое литературное обозрение. - 2006. - № 80 // URL: http: //magazines.russ.ru.

48. Венкстерн, Н. А. Жорж Санд [Текст] / H.A. Векстерн. - М.: Журнально-газетное объединение, 1933. - 135 с.

49. Виноградов, В.В. История слов [Текст] / В.В. Виноградов / Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Институт русского языка РАН / под ред. Н. Ю. Шведова. - М.: Толк, 1994,- С. 1100-1130.

50. Виноградов, В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование [Текст] / В.В. Виноградов. - М. : Изд-во АН СССР, 1963.-190 с.

51. Виноградова, Е.М. Закономерности и аномалии эпистолярного повествования в художественном произведении [Текст] / Е.М. Виноградова // Русский язык в школе. -1991. - № 6. - С. 53-58.

52. Винокур, Г.О. Пушкин - прозаик [Текст] / Г.О. Винокур // Винокур, Г.О. Культура языка. Очерк лингвистической технологии. - М. : Работник просвещения, 1925. - С. 179.

53. Виппер, Ю.Б. Два шедевра французской прозы XVIII в. [Текст] / Ю.Б. Виппер // Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М. : Худож. лит., 1990.-317 с.

54. Вольперт, Л. И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе (К проблеме русско-французский литературных связей конца XVIII - начала XIX вв.) [Текст] / Л. И. Вольперт. - Таллин: Ээсти раамат, 1980.-216 с.

55. Вольперт, Л. И. Пушкин и Шодерло де Лакло : На пути к «Роману в письмах» [Текст] / Л. И. Вольперт // Пушкинский сборник. - Псков, 1972.-С. 84-114.

56. Герцен, А.И. Воспоминания и записки / А.И. Герцен // Герцен, А.И. Собр. соч. : в 9 т. М.: Гослитиздат, 1956. Т. 5. - С. 35-95.

57. Гинзбург, JI. Я. О лирике [Текст] / JI. Я. Гинзбург. - JL: Сов. писатель, 1974.-407 с.

58. Гинзбург, JI. Я. О психологической прозе [Текст] / JI. Я. Гинзбург. - Л. : Сов. писатель, 1971. - 464 с.

59. Гиривенко, А.И. Из истории русского художественного перевода первой половины XIX века [Текст] / А.И. Гиривенко. - М. : Флинта, 2002. -С. 127-135.

60. Головина, В. Записки [Текст] / В. Головина. - СПб. : Типография A.C. Суворина, 1900.-210 с.

61. Гуковский, Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля [Текст] / Г. А. Гуковский. - М.: Гослитиздат, 1957. - 414 с.

62. Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века [Текст] / Г. А. Гуковский. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 453 с.

63. Довгая, Л. Пентакль поэтессы // URL: http://www.proza.ru.

64. Дмитриева, Е. Е. Эпистолярный жанр в творчестве А. С. Пушкина [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е. Е. Дмитриева ; Московск. ун-т. -М. : [б. и.], 1986.-218 с.

65. Егоров, В.Ф. Проза A.B. Дружинина [Текст] / В.Ф. Егоров // Дружинин, A.B. Повести. Дневник / под ред. В.Ф. Егорова. - М. : Наука, 1986. - С. 429-458.

66. Егоров, О.Г. Русский дневник XIX века. История и теория жанра [Текст] / О.Г. Егоров. - М.: Флинта, 2003. -280 с.

67. Елина, Е. Г. К теории эпистолярия [Текст] / Е. Г. Елина // Поэтика и стилистика / Саратовский ун-т. - Саратов, 1980. - С. 26-34.

68. Елина, Е. Г. Эпистолярные формы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина [Текст] / Е. Г. Елина. - Саратов : Саратовский ун-т, 1981.-91 с.

69. Ермакова, H.A. Прозаический перефраз «романа в стихах» («Роман в письмах» в контексте пушкинской прозы) [Текст] / H.A. Ермакова // Ars interpretanti. - Новосибирск, 1997. - С. 53-60.

70. Ермоленко, С. И. Лирика М. Ю. Лермонтова: жанровые процессы [Текст] / С. И. Ермоленко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во «АРГО», 1996. - 420 с.

71. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. -Л. : Наука, 1978.-424 с.

72. Жирмунский, В. Гете в русской литературе [Текст] / В. Жирмунский. -Л. : Гослитиздат, тип. им. Лоханкова, 1937. - 674 с.

73. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман [Текст] / Н.В. Забабурова. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов, ун-та, 1992. - 224 с.

74. Западов, А. В. Ив. Новиков, Комаров, Курганов [Текст] / A.B. Западов // История русской литературы: в 10 т. - М. ; Л. : АН СССР, 1947. Т. 4. -Ч. 2.-С. 302-310.

75. Западов, А. В. Эмин [Текст] / A.B. Западов // История русской литературы: в 10 т. - М.; Л.: АН СССР, 1947. Т. 4. - Ч. 2. - С. 264.

76. Иезуитова, Р. В. Литература второй половины 1820-x-l830-х годов и фольклор [Текст] / Р. В. Иезуитова // Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). - Л.: Наука, 1976. - С. 85-142.

77. Иезуитова, Р. В. Пути развития русской романтической повести [Текст] / Р. В. Иезуитова // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - С. 77-107.

78. Иезуитова, Р.В. Светская повесть [Текст] / Р.В. Иезуитова // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л. : Наука, 1973. -С. 169-199.

79. Измайлов, Н.В. Очерки творчества Пушкина [Текст] / Н.В. Измайлов. -Л. : Наука, 1976. - С. 210.

80. Измайлов, Н. В. Пушкин и В. Ф. Одоевский [Текст] / Н.В. Измайлов // Измайлов, Н. В. Очерки творчества Пушкина. - JI. : Наука, 1975. - 339 с.

81. История русского романа [Текст]: в 2 т. / гл. ред. А. С. Бушмин - М. ; JI. : Изд-во АН СССР, 1962.-Т. 1.-627 е.; Т. 2.-642 с.

82. Казина, А. Женская жизнь [Текст] / А. Казина // Отечественные записки. - 1877. -№ 3. - С. 187-189

83. Калашникова, O.JI. Русская повесть первой половины XVIII века и западноевропейская литературная традиция [Текст] / O.JI. Калашникова // Русский роман 1760-1770 гг. : Типология жанра. - Днепропетровск : Днепропетровск, гос. ун-т, 1991. - С. 59-64.

84. Канунова, Ф. 3. Из истории русской повести (Историко-литературное значение повестей Н. М. Карамзина) [Текст] / Ф. 3. Канунова. - Томск : Изд-во Томск, ун-та, 1967. - 188 с.

85. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника [Текст] / Н.М. Карамзин. - М.: Правда, 1988. - 540 с.

86. Киреев, Р. Реквием по жанру [Текст] / Р. Киреев // Литературная учеба. - 1985.-№6.-С. 156-161.

87. Коварский, Н. Ранний Марлинский [Текст] / Н. Коварский // Русская проза / Под ред. Б.М.Эйхенбаума, Ю.Н. Тынянова. - Л. : «Academia», 1926.-С. 115.

88. Кожинов, В. В. К проблеме литературных родов и жанров [Текст] / В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964. - С. 39-49.

89. Кожинов, В. В. Происхождение романа [Текст] / В. Кожинов. - М. : Сов. писатель, 1963. - 439 с.

90. Коровин, В. И. Фантастический мир русской романтической повести [Текст] / В.И. Коровин // Сильфида: Фантастические повести русских романтиков. -М.: Современник, 1988. - С. 11-42.

91. Корман, Б.О. Избранные труды. Методика вузовского преподавания литературы / ред.-сост. Е.А. Подшивалова, H.A. Ремизова, Д.И. Чераш-няя, В.И. Чулков. Ижевск : Изд-во «Удмурдский университет», 2009. -716 с.

92. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст] / Б.О. Корман. - Ижевск : Удмурдский гос. ун-т, 1978. - 89 с.

93. Костюкова, В.В. Восприятие романов Ричардсона в русской литературе XVIII - первой половины XIX вв. [Текст] / В.В. Костюкова : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2005. - 24 с.

94. Кочеткова, Н. Д. Середина 1780-х годов-1800: Сентиментализм [Текст] / Н.Д. Кочеткова // История русской переводной художественной литературы: в 3 т. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 1. - С. 258-262.

95. Крупчатов, JI. Эпистолярная форма [Текст] / Л. Крупчатов // Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М. : Просвещение, 1974. - С.469.

96. Купреянова, E.H. А.С.Пушкин [Текст] / E.H. Купреянова // История русской литературы: в 4 т. - Л. : Наука, 1981. Т. 2. - С. 290-292.

97. Лагарп, Ж.Ф. О Вертере [Текст] / Ж.Ф. Лагарп // Аглая. - 1808. - Ч. 3. -Кн. 2. - С. 12-14.

98. Лазарчук, P.M. Переписка Н.М. Карамзина с A.A. Петровым (к проблеме реконструкции «романа в письмах» [Текст] / P.M. Лазарчук // XVIII век. Сб. 20. - СПб., 1996. - С. 139.

99. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века [Текст] / О.Б. Лебедева - М.: Высш. шк; Изд. центр «Академия», 2000. - 383 с.

100. Левкович, Я.Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина [Текст] / Я.Л. Левкович. - Л. : Наука, 1988. - 327 с.

101. Лежнев, А.З. Проза Пушкина: опыт стилевого исследования [Текст] / А.З. Лежнев. - М. : Худож. лит., 1966. - 263 с.

102. Лейдерман, Н. Л. Жанровые идеи М.М. Бахтина // Zagadnienia Rodza-jow Literackich. - Т. 24 (XXIV). - Z. I (46). - Lodz, 1981. - S. 67-86.

205

103. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра [Текст] / Н. Л. Лейдерман. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.

104. Лейдерман, Н. Л. Теоретическая модель жанра [Текст] / Н. Л. Лейдерман // Zagadnienia Rodzajow Literackich. - Т. 26 (XXVI). - Z. I (46). -Lodz, 1983.-S. 5-21.

105. Лейдерман, H. Л. Стиль литературного произведения (Теория. Практикум) [Текст] : учеб. пособие для студ. ф-та русск. яз. и лит. / Н. Л. Лейдерман, О. А. Скрипова. - Екатеринбург : АМБ, 2004. - 184 с.

106. Лейдерман, Н. Л. Теория литературы (вводный курс) [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. фак. русс. яз. и лит. / Н. Л. Лейдерман, Н. В. Барковская. - Екатеринбург : АМБ, 2004. - 73 с.

107. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра: Научное издание [Текст] / Н.Л. Лейдерман / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург. 2010.-904 с.

108. Логунова, Н.В. Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII - первой трети XIX вв. [Текст] / Н.В. Логунова : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов - на - Дону, 1999. - 19 с.

109. Ложкова, Т.А. Система жанров в лирике декабристов [Текст] / Т.А. Ложкова: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 413 с.

110. Лосев, А.Ф. О понятии художественного канона [Текст] / А.Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. ст. - М.: Наука, 1973. - С. 6-16.

111. Лотман, Ю.М. Женское образование в XVIII - начале XIX века [Текст] / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб. : Искусство, 1994. - С. 100-119.

112. Лотман, Ю. М. Пути развития русской прозы 1800-1810-х гг. [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман, Ю. М. Карамзин: сотворение Карамзина: статьи и исследования, 1957-1990. Заметки и рецензии. - СПб. : Искусство, 1997.-С. 249-418.

113. Лотман, Ю. М. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий [Текст] / Ю. М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1983.-416 с.

114. Лотман, Ю. М. Руссо и русская культура XVIII века [Текст] / Ю. М. Лотман // Эпоха Просвещения. Из истории международных связей русской литературы. - Л.: Наука, 1967. - С. 276-281.

115. Лотман, Ю.М.. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки, 19601990. "Евгений Онегин" [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1999. - 702 с.

116. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре : быт и традиции рус. дворянства (XVIII-начало XIX века) [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 2008. - 414 с.

117. Маймин, Е.А. Философская романтическая проза В. Одоевского [Текст] / Е.А. Маймин // Маймин Е.И. О русском романтизме. - М. : Просвещение, 1975. - С. 208-215.

118. Макогоненко, Г. Русская проза в эпоху просвещения [Текст] / Г. Мако-гоненко // Русская проза XVIII века. - М. : Изд-во Московск. ун-та, 1971.-С. 5-38.

119. Манн, Ю.В. Русская философская эстетика [Текст] / Ю.В. Манн. - М. : МАПП, 1998.-382 с.

120. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986. - 318 с.

121. Мифологический словарь [Текст] / Под ред. Г.В. Щеглова. - М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006. - С. 288.

122. Михайлов, A.B. Роман и стиль [Текст] / A.B. Михайлов // Теория литературы: в 4 т. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3. - Роды и жанры. - С. 341384.

123. Мордовченко, Н. И. Журналистика начала XIX века [Текст] / Н.И. Мордовченко // История русской литературы: в 10 т. - М. ; Л., 1941. Т. 5.-Ч. 1.-С. 42-52.

124. Моруа, А. Жорж Санд [Текст] / А. Моруа. - М. : Молодая гвардия, 1968. - 527 с.

125. Муравьев, В. С. Эпистолярная литература [Текст] / В. С. Муравьев // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. : НПК : Интервал, 2001.-С. 1228-1236.

126. Назиров, Р. Г. Владимир Одоевский и Достоевский [Текст] / Р.Г. Нази-ров // Назиров, Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сб. ст. - Уфа : РИО БашГУ, 2005.-С. 37-41.

127. Нижникова, Л.В. Письмо как тип текста [Текст] / Л.В. Нижникова: ав-тореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Одесса, 1991. - 20 с.

128. Орлов, П.А. Русский сентиментализм [Текст] / П.А. Орлов. - М. : Изд-во Московск. ун-т, 1977. - 270 с.

129. Одоевский, В.Ф. Психологические заметки [Текст] / В.Ф. Одоевский // Одоевский, В.Ф. Русские ночи. - М.: Наука, 1975. - С. 154-206.

130. Паперно, И. Самоубийство как культурный институт [Текст] / И. Па-перно. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 162 с.

131. Павлович, С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов : Изд-во Саратовск. ун-та, 1974. - 216 с.

132. Петрунина, Н. Н. Орест Сомов и его проза [Текст] / Н. Н. Петрунина// Сомов О.М. Были и небылицы. - М.: Сов. Россия, 1984. - С. 3-20.

133. Петрунина, H.H. Проза второй половины 1820 - х - 1830 - х гг. [Текст] / H.H. Петрунина // История русской литературы: в 4 т. - Л. : Наука, 1981.-Т. 2.-С. 501-530.

134. Петрунина, Н. Н. Проза Пушкина (пути эволюции) [Текст] / Н. Н. Петрунина. - Л. : Наука, 1987. - 333 с.

135. Пигарев, К.В., Фридлендер, Г.М. Прозаический роман и повествовательная литература и фольклор. Комическая опера. Слезная драма [Текст] // История всемирной литературы: в 8 томах / АН СССР; Ин-т

мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наука, 1988. - Т. 5. - С. 375389.

136. Полевой, H.A. О романах Виктора Гюго и вообще о новых романах [Текст] / H.A. Полевой // Литературная критика. Статьи и рецензии. -Л., 1990. - С. 95-136.

137. Рак, В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII века [Текст] / В.Д. Рак. - СПб. : Академический проспект, 1998. - 335 с.

138. Реизов, Б. Жорж Санд [Текст] / Б. Реизов // Санд Ж. Собр. соч. : в 9 т. -Л. : Худож. лит., 1971. Т. 1. - С. 5-42.

139. Рейтблат, А.И. Читательская аудитория в России в пушкинскую эпоху [Текст] / А.И. Рейтблат // Университетский пушкинский сборник. - М., 1999.-С. 23-31.

140. Рейтблат, А.И. Русские писатели и III отделение (1826—1855) [Текст] / А.И. Рейблат // Новое литературное обозрение. - 1999. - №40. - С. 34.

141. Рогинская, О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / О. О. Рогинская; Московск. ун-т. - М. : [б. и.], 2002. - 240 с.

142. Розанов, Ив. Тимофеев А. В. [Текст] / И. Розанов // Литературная энциклопедия: в 11 т. - М. : Худож. лит., 1939. - Т. 11. - С. 265-266.

143. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаева [Текст]: в 4 т. - М. : Большая российская энциклопедия, 1992. Т. 2.-С. 77-78.

144. Рязанцева, О.Ю. Жанровая система романов С.Ричардсона [Текст] / О.Ю. Рязанова: автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1993. - 20 с.

145. Савкина, И. Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов XIX века) [Текст] / И. Савкина. - М., 1998. - 223 с.

146. Сакулин, П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский [Текст] / П.Н. Сакулин. - М. : М. и С. Сабашниковы, 1913. Т. 1. Ч. 2. -116 с.

147. Сапожникова, Н.В. Эпистолярный дискурс как социальный феномен: Россия: век XIX [Текст] / Н.В. Сапожникова. - Екатеринбург, 2003. -314 с.

148. Сахаров, В.И. О жизни и творениях В.Ф. Одоевского [Текст] // В.Ф. Одоевский. Повести. - М. : Правда, 1987. С. 3-30.

149. Сахаров, В.И. Форма времени // Русская романтическая повесть. [Текст] М. : Сов. Россия, 1980. С. 5-40.

150. Седова, Г.М. Повесть В.Ф. Одоевского «Княжна Зизи» и один из устойчивых мифов о семье Пушкина [Текст] / Г.М. Седова // Пушкин: Исследования и материалы. - СПб. : Наука, 2004. Т. 16. - С. 198-217.

151. Сидяков, JI.C. «Евгений Онегин» и незавершенная проза Пушкина 1828-1830-х гг. (Характеры и ситуации) [Текст] / JT.C. Сидяков // Проблемы пушкиноведения. - Л., 1975. - С. 28-39.

152. Сидяков, Л. С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века [Текст] / Л. С. Сидяков // Пушкин: Исследования и материалы. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. - Т. 3. - С. 193-217.

153. Сиповский, В. В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа) [Текст] / В. В. Сиповский. - СПб. : Тип. ИАН, 1909. - Т. 1. - Вып. 1, 2. - 98 с.

154. Соколянский, М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения [Текст] / М. Г. Соколянский. - Киев; Одесса: Вища школа, 1983. - 140 с.

155. Соколянский, М. Г. Эпистолярный роман [Текст] / М. Г. Соколянский // Литературоведческие термины: материалы к словарю. - Коломна, 1999. -Вып. 2.-С. 987-1012.

156. Степанюк, Е.И. Н.Ф. Эмин и русская «вертериана» [Текст] / Е.И. Сте-панюк // Проблемы изучения русской литературы XVIII в. : сб. научн. труд. - Л., 1978. Вып. 3. - С. 107-114.

157. Степанюк, Е.И. Проблема жанра и стиля в романах Н. Эмина «Роза» и «Игра судьбы» [Текст] / Е.И. Степанюк // Жанровое новаторство рус-

210

ской литературы конца XVIII - начала XIX вв. : сб. науч. раб. - Л., 1974. -С. 14-53.

158. Сурков, Е.А. Русская повесть первой трети XIX века [Текст] / Е.А. Сурков. - Кемерово : Кемеров. гос. ун-т., 1991. - 158 с.

159. Ташлыков, С.А. Эпистолярная новелла А.И.Куприна. - Иркутск, 2001 // URL: http://slovo.isu.ru/novella.htm. - С.З.

160. Теория литературы [Текст] / под ред. Н.Д. Тамарченко: в 2 т. - М. : Академия, 2004. Т.1. - 512 с.

161. Томашевский, Б.В. Пушкин: работы разных лет [Текст] / Б.В. Томашев-ский. - М. : Книга, 1990. - 470 с.

162. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект пресс, 1999. - 334 с.

163. Топоров, В.Н. Из истории русской литературы [Текст] / В.Н. Топоров: в 2 т. - М. : Языки русской культуры, 2001. - Т. 2. - Кн. 1. - 912 с.

164. Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст» русской литературы (Введение тему) [Текст] / В.Н. Топоров // Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. -М. : Прогресс. Культура, 1994. - С. 275-302.

165. Трескунов, М. Жорж Санд [Текст] / М. Трескунова: Критико - биографический очерк. - Л. : Худож. лит., 1976. - 246 с.

166. Троицкий, Ю.Л. Эпистолярный дискурс в России XIX в.: пощечины, розыгрыш, дуэль [Текст] / Ю.Л. Троицкий // Традиция и литературный процесс. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, Филиал Тео", 1999. - С. 460-464.

167. Турышева, О.Н. Книга - Чтение - Читатель как предмет литературы. -

Екатеринбург : Изд-во Уральск, ун-та, 2011. - 286 с.

168. Турьян, М. А. Из истории взаимоотношений Пушкина и В. Ф. Одоевского [Текст] / М.А. Турьян // Пушкин: Исследования и материалы. - Л. : Наука, 1983. - Т. 11. - С. 174-183.

169. Урнов, Д. М. Эпистолярная литература [Текст] / Д.М. Урнов // Краткая литературная энциклопедия / под ред. А. А. Суркова. - М. : Сов. энциклопедия, 1968. - Т. 5. - С. 918.

170. Феррацци, М. «Письма Эрнеста и Доравры» Ф. Эмина и «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Руссо: подражание или самостоятельное произведение? [Текст] / М. Феррацци // XVIII век. - СПб., 1999. - № 21. - С. 167172.

171. Фомичев, С.А. Проза Пушкина (начальный этап и перспективы эволюции) [Текст] / С.А. Фомичев // Временник пушкинской комиссии / АИ СССР ОЛЯ. Пушкинская комиссия. - Л., 1987. Вып. 21. - С.71.

172. Фраанье, М. Об одном французском источнике романа Ф.А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» [Текст] / М. Фраанье // XVIII век. - СПб., 1999.-№21.- С. 162-172.

173. Франц, С. О светских обществах и хорошем тоне [Текст] / С. Франц // Московский телеграф. - 1825. - № 2. - С. 109.

174. Хин, Е.В. В.Ф. Одоевский [Текст] / Е.В. Хин//Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. - М.: ГИХЛ, 1959. С. 3-38.

175. Чаадаев, П.Я. Философские письма, адресованные даме. Письмо первое [Текст] / П.Я. Чаадаев // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. (Мемуары современников) / под ред. И.А. Федосова. - М. : Изд-во Московск. ун-т, 1989. - С. 123.

176. Черняева, Т.Г. Поэтика русской повести XIX в. [Текст] / Т.Г. Черняева // Вопросы литературных жанров. - Томск, 1987. - С. 83-84.

177. Шер, Е.Ю. «Последний Колонна» В.К.Кюхельбекера: реализация замысла романа в письмах [Текст] / Е.Ю. Шер: дис. ... канд. филол. наук; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 205 с.

178. Шкловский, Б.В. Заметки о прозе Пушкина [Текст] / Б.В. Шкловский. -М. : Сов. писатель, 1937. - 144. с.

179. Шумкова, Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм [Текст] / Т.Л. Шумкова. - М. : Флинта; Наука, 2002. - 239 с.

180.

181.

182,

183,

184.

185.

186.

187

188

189

190

191

192

193

194

195

Эсалнек, А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения [Текст] / А. Я. Эсалнек. - М.: Московск. ун-т, 1985. - 183 с.

Литература на иностранном языке

Altmän J.G. Epistolarity Approaches to a Form. - Columbus, 1982. Black F.G. The Epistolary Novel in the Lathe 18th Century . - Evgene, 1940. Blum, С. B. The Epistolary Novel of the Ancien Regime: Ph. D. Dissertation. Columbia University, 1966.

Cook, E.H. The Letter and the Contact in Fanni Butlerd, Eighteenth Century Studies, 24. 1990.

Day, R.A. Told in Letters. Epistolary Fiction before Richardson. - Ann Ardor, 1966.

Duyfhuizen B. Epistolary Narration of Transmission Signification. Essaise sur les structures litteraires de Cornel a Claudel. - Paris, 1962. Jost F. Le Romen epistolaire et la technique narrative au XVIII siucle // Comparative Literautre Studies, 1966.

Kany, Ch. E. The Beginings of the Epistolary Novel in Frans, Italy and Spain. - Berkeley, 1937.

Königsberg, LS. S. Richardson and the Dramatic Novel. - Lexington, 1968. Le Furet. - 1830. - № 95. - 26 ноября. Le Furet. - 1830. - № 99. - 10 декабря.

McKillop. Epistolary Technique in Richardson's Novels // Samuel Richardson: A Collection of Critical Essays / Ed. ву John J. Carrol. - New York, 1969.

Perry, R. Women, Letters and the Novel. - New York, 1980.

Rousset J. Une forme litteraire: le ronan par letters // Rousset J. Forme et

and Transpassion // Comparative literature. - 1985. - V. 37. - № 1.

Singer, G.F. The Epistolary Novel. Its Origin, Development, Decline and

Residuary Influence. - New York, 1963.

196. Striedter, A.K. Women Writers and the Epistolary Novel: Gender, Genre and Ideology in Eighteenth Century Fiction: Ph.D. Dissertation: University of California. - San Diego, 1993.

197. Thelander, D.R. Laclos and the Epistolary Novel. - Geneva, 1963.

198. Yersini, L. Le Roman epistolaire. - Paris, 1979.

199. URL: http: // www.britannica.com./epistolary-novel

200. Ward, K. Dear Sir or Madam: The Epistolary Novel in Britian in the Nineteenth-Century: Ph. D. Dissertation. University of Wisconsin-Madison, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.