Феномен ритуала в жизни общества: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лисина, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 133
Оглавление диссертации кандидат философских наук Лисина, Елена Александровна
Введение
1. Ритуал как социальный феномен
1.1 Многообразие подходов к определению понятия «ритуал».
В осприятие ритуала.
1.2 Архетипическое и символическое в ритуале.
Две важнейшие социальные функции ритуала.
Выводы
2. Роль ритуала в исследовании и преобразовании социума
2.1 Методологическая роль ритуала в исследовании социальной жизни
2.2 Ритуал как «социальная драма» и пути разрешения конфликтов 94 Выводы 109 Заключение 110 Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Ритуал - генезис социального бытия и формирование субъективности2002 год, доктор философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич
Ритуал: генезис социального бытия и формирование субъективности2002 год, доктор философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич
Трансформации ритуала в культурно-эволюционном процессе: Философско-культурологический анализ2005 год, кандидат философских наук Яговдик, Елена Вячеславовна
Паломничество как ритуал: сущность и культурно-исторические типы2007 год, кандидат культурологии Калужникова, Екатерина Аркадьевна
Проблема интерпретации ритуала в структурализме, постструктурализме и философии повседневного языка2011 год, кандидат философских наук Кириленко, Юлия Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен ритуала в жизни общества: социально-философский анализ»
Актуальность темы диссертационного исследования
Роль ритуала в жизни общества, его коммуникативно-игровая природа и символичность, которые затрагивают глубины человеческого «Я» как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, - тема, не теряющая актуальности, несмотря на исследование ее различных аспектов; тема настолько многообразная, что всякий раз обращается к исследователю новыми сторонами.
Зачастую представителю современного десакрализованного общества представляется, что ритуал есть своего рода заученная механическая последовательность формул — движений, жестов, слов, интонаций; а употребление ритуалов жестко детерминировано обстановкой, будь то праздник в языческом обществе древности или храм какой-то из современных религий.
Анализ ритуала с позиций социальной философии акцентирует внимание на внешне совсем не очевидных значениях ритуала, более глубоких, чем просто поведенческие акты, пусть даже и имеющие какой-то скрытый смысл, символику, светскую или религиозную подоплеку. На самом деле ритуал несет в себе гораздо более серьезный смысл. И понимание его истинных свойств и возможностей особенно необходимо сейчас, когда в человеческом обществе на мировом уровне, наряду с высоким информационно-технологическим развитием, необыкновенно обострились военно-политические, национальные, этические и религиозные проблемы.
В русле многочисленных научных исследований, посвященных частным аспектам темы ритуала с точки зрения различных наук и научных дисциплин, своевременным и уместным представляется создание обобщенной теории ритуала как важнейшей части общественной жизни, что, в свою очередь, подразумевает иерархическое описание его основных социальных функций, форм и смыслов.
В предложенном направлении тема ритуала в его социальной роли и онтологическом статусе исследована еще не была ни в рамках какой-то отдельной гуманитарной науки, ни в междисциплинарном аспекте. Подобный подход на стыке дисциплин предлагается в данном исследовании: при опоре на проблематику и методологию социальной философии мы пользовались также методами и подходами культурологии и философии культуры.
Несмотря на обилие и дескриптивных, и в различной степени аналитических конструкций, выстроенных вокруг фактов и частных моментов ритуальных теорий, на данный момент не существует сколько-нибудь выверенного терминологического аппарата, посвященного теме и различным аспектам ритуала, а также классификациям ритуальных форм поведения.
Исследователи в отдельных главах монографий и диссертационных работ, как правило, рассматривают произвольные значения (качества, характеристики, функции) и присваивают их ритуалу зачастую произвольно. Отчасти подобные недочеты свойственны кандидатским диссертациям «Культ в структуре человеческого существования» Андрея Положенцева1 и «Ритуал в контексте мифа: теоретический аспект» Романа Некрашевича", которые, впрочем, в других отношениях являются работами вполне глубокими и интересными.
Состояние научной разработанности проблемы
В европейской науке изучение и ритуала как вида обрядности, религиозной или гражданской, и роли ритуала в обществе, а также общества по отношению к ритуалу восходит ко второй половине девятнадцатого века. Одними из первых попыток рефлексии над ритуалом в философском (в т. ч. в социально-философском) дискурсе являются труды М. Мюллера, де Губернатиса, А. Куна, В. Маннхардта, Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебни («мифологическая» школа). Разработка темы представлена также уже ставшими классикой исследованиями Э. Тейлора, Дж. Фрэзера и 3. Фрейда; Э. Лэнга (английская ан
1 Положенцев, А. М. Культ в структуре человеческого существования: дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 11 / А. М. Положенцев. - СПб, 2004. - 186 с.
2 Некрашевич, Р. И. Ритуал в контексте мифа: теоретический аспект: Дис. . канд. культурологических наук: 24. 00. 01 / Р. И. Некрашевич. - Кострома, 2003. - 146 с. тропологическая школа; генетический подход); Э. Дюркгейма, М. Mocea, JI. Леви-Брюля, А. ван Геннепа (французская социологическая школа); Б. Малиновского; А. Р. Радклифф-Брауна, Э. Эванс-Причарда, В. Тэрнера (функциональный подход); М. Элиаде; Дж. Кэмпбелла (религиоведческий подход).
Нельзя обойти вниманием и представителей других научных направлений и дисциплин, писавших о ритуале и его месте в обществе: американская антропология: JT. Г. Морган, О. Мейсон, Ф. Боас, П. Ра-дин, Э. Сепир, М. Мид, Р. Бенедикт и др.; лингвистика, языкознание и философия языка: Э. Бенвенист; Ж. Дюме-зиль; Ф. Соссюр, Дж. Остин и др.; немецкая практическая этнография: К. Т. Пройс, JL Фробениус, Ф. Гребнер, Б. Анкерман, В. Шмидт; структурализм: В. Я. Пропп, К. Леви-Стросс, Р. О. Якобсон, Ю. М. Лотман; постструктурализм: Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ц. Тодоров, П. Бурдьё; У. Эко и др.
Ритуал и его функции, кроме того, интерпретировались в рамках различных психологических и психотерапевтических течений: в психоанализе: Г. Бейтсон; Дж. Миллер, Э. Нойман; 3. Фрейд, К. - Г. Юнг, Э. Фромм; А. Адлер и др.; в рамках обоснования философской и методологической базы арттера-пии, учениях об инсталляциях и перформансах: Л. Бажанова, Е. Бобринская, Т. Бутрова, 3. Воинова, А. Копытин, а также другие отечественные и многие зарубежные авторы.
Также исследуемый феномен рассматривался следующими научными дисциплинами и направлениями российской и советской научно-исследовательской традиции: литературоведение и искусствоведение (О. М. Фрейденберг, Е. С. Кот-ляр, Е. Н. Новик, Н. Р. Лидова; А. М. Дубянский; М. И. Никитина; Ю. М. Лот-ман; И. А. Чудинова; В. С. Семенцов); религиоведение и богословие (Д. М. Угринович; В. Н. Топоров; С. А. Токарев; А. Шмеман и др.); история и социальная философия (В. В. Емельянов; У. Монтер; П. Г. Назаров; В. В. Глебкин; В. М. Крюков и др.).
В контексте этнографии и фольклора ритуал рассматривался такими отечественными авторами, как Е. М. Мелетинский, И. М. Дьяконов, С. В. Берез-ницкий, В. А. Бажанова, Е. И. Романова, В. А. Семенов, А. М. Сагалаев, Г. А. Ткаченко; Вл. Кабо, Е. В. Ревуненкова; А. К. Байбурин; В. Я. Пропп; С. А. Токарев и др.
Новейшие научные изыскания и теоретические конструкции в русле темы о ритуале и обществе представлены в ряде статей, монографий и диссертаций современных исследователей: Л. Н. Аветисовой; О. П. Быковой; Н. Ю. Воевод-кина; А. Н. Дупенко; Л. Е. Заболоцкой; Е. В. Ивановой; М. Д. Каракетова; М. В. Катковой; И. Б. Кейдун; Д. Е. Куликова; В. Р. Легойды; М. Н. Любавина; А. Н. Майковой; Т. Э. Мариносяна; В. В. Мароши; Е. Б. Морозовой; Р. И. Некраше-вича; В. Н. Нечипуренко; А. А. Пелипенко; А. М. Положенцева; Е. Н. Романовой; В. М. Строчак; Н. С. Толстогузовой; В. П. Уланова; Н. Р. Уразаевой; Ю. Л. Фиденко; А. М. Фирсовой; Л. С. Чернова; А. А. Шиверских; В. Д. Шинкаренко; Е. В. Яговдик и др.
Как уже отмечалось, для большинства анализируемых разработок характерны как исследование локальной темы, так и получение локальных же,. прикладных результатов. Также в литературе по ритуалам, особенно в источниках - этнографических описаниях - преобладает описательный (дескриптивный) подход.
Из всего рассмотренного массива литературы примерами в достаточной мере комплексного подхода к ритуалу и социальной роли являются только следующие работы: монография «Ритуал (опыт социально-философского анализа)»3 и докторская диссертация «Ритуал — генезис социального бытия и формирование объективности» В. Нечипуренко4, а также кандидатская диссертация «Трансформации ритуала в культурно-эволюционном процессе: Философско-культурологический анализ» Е. Яговдик5.
В центре нашего исследования лежит проблема роли и многообразных функций ритуала в обществе. Под «обществом» в нашей работе понимается «понятие, фиксирующее предмет социальной философии. базисная категориальная структура. выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов.»6; данное определение принято нами в силу его универсальности.
Объектом исследования является ритуал как бытийный феномен в жизни общества.
Предметом исследования является место и роль ритуала в формировании этических и моральных норм общественных отношений.
Цель работы — исследовать характер взаимодействия ритуала и общества, продуцирующего новые смыслы и символы, через анализ человеческих представлений, выраженных в фольклоре, научной и художественной литературе, современном виртуальном дискурсе.
Исходя из поставленных объекта, предмета и цели исследования, потребовалось решить следующие исследовательские задачи'. рассмотреть ритуал как феномен с позиций социальной философии, о
Нечипуренко, В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа) / В. Н. Нечипуренко. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2002. - 279 с.
4 Нечипуренко, В. Н. Ритуал - генезис социального бытия и формирование объективности: Дис. . д-ра филос. наук: 09. 00. 11/ В. Н. Нечипуренко. - Ростов-на-Дону, 2002. — 329 с.
5 Яговдик, Е. В. Трансформации ритуала в культурно-эволюционном процессе: Философ-ско-культурологический анализ: Дис. .канд. филос. н.: 09. 00. 13 / Е. В. Яговдик. - Белгород, 2003.- 134 с.
6 Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М. [и др.]: ACT [и др.], 2001. - С. 726 определяя его соотношения с такими категориями, как «обряд», «норма», «инструкция», «предписание», «правило», «стереотип», «система» или «структура»; выявить специфические сущностные черты, позволяющие строить обобщенную модель восприятия ритуала членами человеческого общества; обозначить универсальную, или архетипическую, основу ритуала и ритуальности, создающую возможности его взаимодействия с обществом; описать характерологическую и ролевую ее составляющие; проанализировать, методологическую и практическую социальную значимость ритуала, способного создавать ценностные ориентиры; оценить перспективы благотворного воздействия ритуала в социальной жизни.
В ходе исследования были получены определенные результаты, содержащие элементы научной новизны: осуществлен социально-философский анализ сущности ритуала с выделением сравнительных характеристик ритуала и некоторых других социальных понятий («обряд», «норма», «мораль», «правило», «предписание», «инструкция»); предложена обобщенная модель восприятия ритуала, суть которой состоит в том, что выделены два перцептивных вектора восприятия, определяемые отношением к ритуалу - субъективным (как «участника») или объективным (как «наблюдателя» — носителя другой культуры или другого образа мысли, а также с позиций нарочитой «научной объективности»); для первого ритуал есть возвращение в исходное архетипическое состояние, способ социальной и индивидуальной гармонизации, для второго - набор «схем», «форм», бессмысленных действий, внешняя и бессодержательная структура; охарактеризована универсальная основа ритуала, создающая возможность его социального функционирования; охарактеризованы и проиллюстрированы на примере сравнительных культурологических данных такие ее характеристики, как «символичность-онтологичностьуниверсальность» и «роли-архетипы»;
- предложено уточненное определение ритуала; обоснованы методологическая и практическая значимость феномена, в т. ч. относительно социальной жизни, что подтверждается сравнительно-сопоставительной характеристикой исторического и культурологического материала; представлено авторское видение некоторых принципов использования ритуала в жизни современного общества с целью достижения в ней положительных изменений и поддержания устойчивой их динамики.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя труды философов, культурологов, психологов, этнографов, социологов, касающиеся смежных тем. В диссертационном исследовании активно использованы не только классические работы, но также научные выводы и результаты, обнародованные в новейших монографиях и диссертациях.
В качестве методологического основания работы использовался метод структурно-функционального анализа. Мы руководствовались методологически также концепциями В. Тэрнера, трактующими процесс прохождения ритуала/ритуального действа, смысл ритуальных символов и «социальные драмы», а также изысканиями А. К. Байбурина и В. Н. Нечипуренко.
Универсальная ролевая основа равноценности общества и ритуала рассматривалась нами с точки зрения сущностных черт и категорий «архетипа», базисного понятия психоанализа К. — Г. Юнга, а также некоторых идей С. Ю. Доманского, Пола Ребилло.
Исследование методологической и практической значимости ритуала проводилось с учетом принципов сравнительно-исторического, сравнительно-типологического и структурно-типологического анализа.
В качестве вспомогательных, вторичных по отношению к описанным выше методологическим установкам использовались отдельные принципы феноменологии и экзистенциализма, а также теории информационного общества. В диссертационном исследовании не были обойдены и подходы к ритуалу как в рамках древнейших (китайская, индийская) цивилизаций, так и в сферах современной западной цивилизации, где специфика сосуществования общества и ритуала — в насыщенности социума разнообразными средствами новейших массовых (мобильных) коммуникаций и сформированности антропо - и технологической внешней среды обитания.
Эмпирический материал в диссертационной работе представлен и структурирован, в основном, в виде корреляционных схем, в целях более наглядного и структурированного сравнения, сопоставления, типологизации данных и, как следствие, обогащения дальнейших научно-исследовательских выводов.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Выявленные аспекты феномена ритуала позволяют использовать материал для дальнейшего исследования темы в рамках различных дисциплин, для чтения общих и специальных курсов по социальной философии, культурологии, философии культуры, религиоведению. Также полученный материал может быть использован практикующими психологами для разработки программ духовного и социального (само-) развития, а также для их теоретического обоснования и коррекции.
Предложенное исследование может стать основой для дальнейшей разработки вопросов, связанных с особенностями взаимодействия ритуала и современного социума, и шире - при формулировке ключевых положений единой теории ритуала.
Апробация работы — промежуточные результаты исследования и основные положения диссертации были изложены в докладах на заседаниях кафедры философской антропологии ОГУ, на Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное многообразие народов России как фактор стабильности в обществе» (ноябрь 2004); в двух работах, депонированных в ИНИОН РАН (29. 12. 2005 и 6. 06. 2006), в докладе, на заседании Философского общества ОГУ (28. 02. 2006). Тема и содержание диссертации полностью отражены в 6 работах, из них в журналах по списку ВАК- 1.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 133 страницах, список литературы содержит 264 наименования, из них 16 источников — на иностранных языках, список просмотренных авторефератов и диссертаций включает 40 наименований авторефератов и диссертаций по смежным дисциплинам и темам.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Культ в структуре человеческого существования: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Положенцев, Андрей Михайлович
Ритуал в современной культуре2006 год, кандидат философских наук Быкадоров, Александр Иванович
Ритуал и инновация в процессе социального воспроизводства2007 год, кандидат философских наук Лебедев, Дмитрий Валерьевич
Ритуал в контексте мифа: теоретический аспект2003 год, кандидат культурологии Некрашевич, Роман Игоревич
Формирование знаково-смысловой структуры социокультурного пространства: социологические аспекты происхождения игры, ритуала, магии, мифа и сказки2006 год, доктор социологических наук Шинкаренко, Виктор Дмитриевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лисина, Елена Александровна
ВЫВОДЫ
Ритуал как бытийный феномен и понятие социальной жизни обладает рядом характеристик, позволяющих ему быть носителем уникальных свойств, функций и качеств. Это следующие характеристики: символичность — онтоло-гичность - универсальность, т. е. непременность символов — семантических и смысловых единиц в качестве обязательной составной части характера ритуальности; многомерность ритуала, его «иррефлексивный» характер; метафизические и экзистенциальные корни; функциональность ритуала, методологическая интерпретация ролей и значения которого базируется на понимании архе-типического как всеобщего.
Теснейшая взаимосвязь ритуала и социальной жизни дает возможность экстраполировать свойства, функции, отдельные звенья ритуального процесса на космологические, биологические и социальные системы.
Таким образом, все изменения, привносимые в общество, изначально формируются в ритуале. Этот процесс происходит постоянно и может позиционироваться как результат взаимодействия общества и ритуала; различные его аспекты отражаются в тех или иных видах жизнедеятельности общества: духовных, житейских, научных, а также других индивидуальных и социальных практиках.
110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы были получены определенные результаты, на основании которых сформулированы следующие выводы.
Ритуал как глобальный способ трансформации обладает уникальной социальной функциональностью. «Ритуал» — явление, несущее символическую нагрузку, обладающее метафизическими и экзистенциальными корнями, а также универсальными функциями.
Универсальные функции ритуала, позволяющие ему действовать в обществе, в частности, в контексте ряда социальных и духовных практик, следуют из архетипического как всеобщего и различения архетипических свойств ритуала.
Одна из универсальных социальных ролей ритуала - снятие или облегчение стрессовых состояний, на уровне как отдельного индивида, так и целого общества. Другая роль заключается в том, что ритуал представляет собой общую схему изменения и позволяет реализовать любые социальные и личностные трансформации без какого-либо нарушения функционирования общества.
Соприкосновение с ритуалом в качестве социальной практики, в его коммуникативном, игровом, религиозном, и др. аспектах, многообразно, может происходить по тем или иным вариантам и схемам.
Однако вычлененные в процессе исследования категории ритуала и его разновидности в зависимости от сферы применения позволили нам вплотную приблизиться к созданию обобщенной модели восприятия ритуала.
Соответственно данной модели восприятия ритуала нами, в качестве рабочих, определены и сформированы две классификации разновидностей самого ритуала:
1. по степени абстрагирования'. соотношение «высокое»/ «отвлеченное» - «низкое»/ «бытовое»;
2. по способу и степени закрепления:
- (1) «жестко зафиксированный» ритуал (устной традицией, письменным источником, индивидуальным сознанием, и т. д.); (2) «спонтанный», творимый здесь-и-сейчас, творимый без алгоритма рационального.
Суть нашей модели восприятия ритуала заключается в том, выделены два перцептивных вектора восприятия, определяемые отношением к ритуалу — субъективным (как «участника») или объективным (как «наблюдателя» — носителя другой культуры или другого образа мысли, а также с позиций нарочитой «научной объективности»); для первого ритуал есть возвращение в исходное архетипическое состояние, способ социальной и индивидуальной гармонизации, для второго - набор «схем», «форм», бессмысленных действий, внешняя и бессодержательная структура. «Человек эмоциональный», участник «видит» ритуал, прежде всего, в его метафизическом, экзистенциальном аспектах; для «наблюдателя» стороннего те же самые практики, в тех же самых формах, будут представляться «ритуалом обыденным».
Итак, при определении универсальной социальной функциональности, при исследовании конкретных примеров ритуал оказывается не только питательной средой для формирования новых этических и моральных норм, предписаний и правил, но и определенной структурой, или сферой, где формируются конструкты, которые, проецируясь на социальную жизнедеятельность, становятся источником позитивных и негативных ее изменений.
Методологическая и практическая значимость ритуала во всей полноте раскрывается через описание ритуала /ритуальной деятельности по отношению к обществу как преодоления «социальной драмы». В диссертационной работе рассмотрены принципы и механизмы действия ритуала в социуме: от жестко ритуализированных обществ (Древний Китай) до современных ритуалов, в том числе сознательно применяемых в психотерапии и реализуемых в литературном творчестве.
Ритуал был определен как матричная плоскость, проецирующая социальные и экзистенциальные составляющие на сакральные и профанные пространства, тем или иным образом коррелирующие с физической реальностью и являющиеся адекватными тем или иным сферам человеческой жизнедеятельности.
Сущность «социальной драмы» в том, что она отражает, как и каким образом, в процессе взаимодействия и совместного функционирования ритуала и общества, происходят формирование совершенно «новых» или преобразование, переосмысление «старых» характеристик, свойств, ценностей.
Факторы и объекты, выступающие катализаторами по отношению к действию универсальных ролей ритуала в его функционировании в обществе, могут принадлежать и к материальной, и к духовной культуре, где объекты материальной культуры — культовые сооружения, особые интерьеры, использование виртуальных возможностей, и др.; объекты духовной - как светские, так и религиозные церемонии, музыкальные и литературные произведения, психологические практики.
При этом общество, используя ритуал как своего рода идеальную реализацию разнообразных сюжетных схем, обретает путем стремительной революции или более медленной эволюции совершенно новые или переосмысленные старые реалии: политические, социальные и религиозные институты или целые структуры; системы ценностей; и т. д.
К таким выводам можно прийти, изучая ритуал не просто в структурно-функциональном и экзистенциальном аспектах, но и непосредственно в контексте самой жизнедеятельности, неразрывно с изучением такого благодатного объекта для гуманитарных, и не только гуманитарных, наук, как «общество». Подобные научные разработки и направления представляются нам особенно перспективными применительно к современному состоянию проблемы исследования ритуала и его значений для социальной и духовной жизни, т. к. уже их результаты смогут являться составляющими единой теории ритуала, или хотя бы приближением на пути к формулировке ее основных положений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лисина, Елена Александровна, 2008 год
1. Абрамян, Э. Г. Культурология и проблемы выживания / Э. Г. Абрамян // Философские науки. 2000. - №4. - С. 53-57.
2. Аверинцев, С. С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии/ С. С. Аверинцев // Вопросы литературы. — 1970. №3. — С. 121-142.
3. Аветисова, JL Н. Речевой ритуал в народной книге о Тиле Уленшпигеле: 1515 г.: автореферат дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / JI. Н. Аветисова. СПб., 2002.-21 с.
4. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского унта, 2003. - 398 с.
5. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, Семантика-С, 2002. - 224 с. - t
6. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Под ред. В. Н. Топорова. М.: Наука, 1988. - 329 с.
7. Архетипические образы в мировой культуре.: Тез. докл. Всерос. конф. / Под ред. Г. В. Вилинбахова, А. В. Камчатова. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998. - 106 с.
8. Архетипические структуры художественного сознания.: Тез. докл. Всерос. конф. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. — 145 с.
9. Асприн, Р. Послесловие. Мир воров / Р. Асприн // Антология фэнтези: «Мир воров»; «Истории таверны «Распутный единорог», «Тени Санктуария». — Режим доступа: http://lib. align, ru.
10. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. /А. Н. Афанасьев. Т. 1. - М.: Индрик, 1994. - 800 с. - (Поэтические воззрения славян на природу В 3 т.) - Выходные данные оригинала: М.: Изд. К. Солдатенкова.
11. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. /А. Н. Афанасьев. Т. 2. - М.: Индрик, 1994. - 784 с. - (Поэтические воззрения славян на природу В 3 т.) - Выходные данные оригинала: М.: Изд. К. Солдатенкова.
12. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. /А. Н. Афанасьев. Т. 3. - М.: Индрик, 1994. — 840 с. — (Поэтические воззрения славян на природу В 3 т.) - Выходные данные оригинала: М.: Изд. К. Солдатенкова.
13. Ахмедов, Т. И. Практическая психотерапия: Внушение, гипноз, медитация. / Т. И. Ахмедов. М.: ООО Издательство ACT; Харьков: Торсинг, 2003. — 447 с.
14. Бажанова, В. А. Свадебный этикет в прошлом и настоящем / В. А. Бажано-ва. — Казань: Казанский государственный технический университет, 1999. 67 с.
15. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин. СПб.: Наука, 1993.-237 с.
16. Байбурин А.К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. М.: Восточная литература РАН, 1994.-С. 35-48.
17. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1989.-616 с.
18. Бахтин, М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. М.: Изд-во ос. от- -крытого ун-та, 1995. - 140 с.
19. Беккер-Глош, В. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера / В. Беккер-Глош, Э. Бюлов // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. № 1. - 1999. - С. 42-58.
20. Березницкий, С. В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона / С. В. Березницкий. Владивосток: Дальнаука, 2003. - 482 с.
21. Бернштам, Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян / Т. А. Бернштам. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. — 394 с.
22. Бинсвангер, J1. Феноменология и психопатология / JI. Бинсвангер // Логос, 1992.-№3.-С. 125-135.
23. Бинсвангер, Л. История болезни Лолы Фосс / Л. Бинсвангер // Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире. М.: КСП+; СПб.: Ювента (при участии психологического центра Ленато, СПб), 1999. - С. 230-293.
24. Бинсвангер, JI. Экстравагантность (Verstiegenheit) / Л. Бинсвангер // Бин-свангер, Л. Бытие-в-мире. М., КСП+; СПб., Ювента (при участии психологического центра Ленато, СПб), 1999. - С. 293-299.
25. Блюменкранц, М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности) / М. Блюменкранц // Вопросы философии. 2003. - №2. - С. 67 - 90.
26. Богатырев, П. Г. Традиция и импровизация в народном творчестве / П. Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. — 542 с.
27. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1983. -412 с.
28. Будза, А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника / А. Будза. Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. — 317 с.
29. Быкова, О. П. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы: Дис. .канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / О. П. Быкова. Спб., 2001. - 378 с.
30. Вера и ритуал: Материалы VIII С. Петербургских религиоведческих чтений, дек. 2001 / Науч. ред. и сост. Черняк И. X. - СПб.: Акционер и К, 2001. - 138 с.
31. Веселовский, А. Н. Избранное: историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: РОССПЭН, 1989. - 685 с.
32. Викка: мистерии Темной Луны. — Режим доступа: http: // hatkahome. narod. ru /ritual /wikka. html.
33. Воеводкин, H. Ю. Имя собственное в политических ритуальных актах социально-институциональной коммуникации: На материале политического рекламного дискурса: Дис. .канд. фил. н.: 10. 02. 19. / Н. Ю. Воеводкин. Тверь, 1999.-165 с.
34. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Гри-цанов. -М. и др.: ACT [и др.], 2001. 1312 с.
35. Выготский, JI. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / JL С. Выготский, А. Р. Лурия. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
36. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704 с.
37. Гантт, Л. Арт-терапевтические исследования / Л. Гантт // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 1998. - № 3. - Т. 2. - С. 24-36.
38. Геннеп, А. ван. Обряды перехода / А. ван Геннеп. — М.: Восточная литература, 1999.-198 с.
39. Герман, М. Магия Брассри, или «chez-soi» / M. Герман // Нева. — 2004. — №11.-С. 99-112.
40. Глебкин, В. В. Ритуал в современной культуре / В. В. Глебкин. М.: Янус, 1998.- 167 с.
41. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. М.: Русслит, 1994. - С. 164-188.
42. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. М.: Наука, 1987. - 224с.
43. Гречко, П. К. Концептуальные модели истории. — М.: Логос, 1995. — 144 с.
44. Гроф, К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / К. Гроф, С. Гроф. -М.: ACT, 2003. 377 с.
45. Гуин, У. Ле. Всегда возвращаясь домой / У. Ле Гуин. Режим доступа: http://www. bestlibrary. ru.
46. Гуревич,' А. Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984.-350 с.
47. Гурин, П. С. Маргинальная антропология / П. С. Гурин. Режим доступа: http://www. philosophy, kiev. ua / library / mise / marginli.
48. Гусев, С. С. Типы фундаментальной метафоры и общественное познание / С. С. Гусев // Методология общественного познания. — Л.: Издательство ЛГУ, 1979.-С. 139-145.
49. Гусев, С. С. Наука и метафора / С. С. Гусев. — Л.: Издательство ЛГУ, 1984. 152 с.
50. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии / Э. Гуссерль. — М.: Лабиринт, 1994.-110 с.
51. Деррида, Ж. Эссе об имени / Ж. Деррида. СПб.: Алетейя, 2000. — 192 с.
52. Джохари, X. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации / X. Джохари. Киев: София, 1999. - 264 с.
53. Доманский, Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте: Пособие по спецкурсу / Ю. В. Доманский. Тверь: Твер. госуниверситет, 2001. — 94 с.
54. Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М.: Издательство Ипполитова, 2003. — 255 с.
55. Дрогалина, Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного / Ж. А. Дрогалина. М.: Мир идей: АО АКРОН, 1995. - 431 с.
56. Дубянский, А. М. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики / А. М. Дубянский. М.: Наука, 1989. - 234 с.
57. Дун, Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая: Дис. .канд. культурологич. н.: 24. 00. 01 / Моли Дун. М., 2002. - 140 с.
58. Дупенко, А. Н. Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре: Дис. .канд. пед. Н.: 13. 00. 05 / А. Н. Дупенко. М., 1999. - 160 с.
59. Дьяконов, И! М. Архаические мифы Востока и Запада. Исследования по фольклору и мифологии Востока / И. М. Дьяконов. М.: Восточная литература, 1990.-247 с.
60. Дэвис, Дж. Ритуалы инициации и обновления в природных условиях / Дж. Дэвис // Иностранная психология. 1994. - Т. 2. - №1-3 - С. 73-77.
61. Дюби, Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М.: Языки русской культуры, 2000. — 312 с.
62. Дюмезиль, Ж. Верховные боги индоевропейцев / Ж. Дюмезиль. — М.: Наука, 1986.-234 с.
63. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюрк-гейм. М.: Канон, 1995.-352 с.
64. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм // Социология религии: классические подходы (Хрестоматия). М., ИНИОН, 1994. - 272 с.
65. Евзлин, М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. М.: Радикс, 1993. — 337 с.
66. Емельянов, В. В. Ритуал в Древней Месопотамии / В.В. Емельянов. СПб.: Петербургское востоковедение; Азбука-классика, 2003. - 320 с.
67. Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / Отв. ред. JI. И. Акимова. М.: Языки русской культуры, 2000. - 534 с.
68. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 396 с.
69. Заболоцкая, JI. Е. Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры: Опыт историко-театроведческого исследования: Дис. . канд. искусствоведения: 17. 00. 09 / JI. Е. Заболоцкая. — Улан-Удэ, 2005.- 157 с.
70. Захарьин, Б. А. О ритуальных основаниях классической индийской лингвистической традиции / Б.А. Захарьин // Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. М.: МГУ, 2001 . - N 4. - С. 89-98.
71. Злобин, Н. С. Культурные смыслы науки/ Н. С. Злобин. М.: Российский институт культурологии, 1997. - 288 с.
72. Иванов, В. В. Проблемы этносемиотики / В.В. Иванов // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. JL: Наука, 1989. - С. 38-62.
73. Иванов, В. В. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.В. Иванов, В. Н.Топоров. -М.: Наука, 1974. 343 с.
74. Иванова, Е. В. Мифологический архетип диалектического мышления в свете антитезы добра и зла: Дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 01 / Е. В. Иванова. — Екатеринбург, 1995. — 130 с.
75. Историко-этнографические исследования по фольклору. — М., Восточная литература РАН, 1994. 276 с.
76. Кабо, В. Происхождение религии: история проблемы / В. Кабо. Режим доступа: http: // aboriginals, narod. ru.
77. Калшед, Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа / Д. Калшед. -М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2001. 365 с.
78. Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник / Ф. С.Капица. М.: Наука, 2001. - 396 с.
79. Каракетов, М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заго-ворно-заклинательном ритуале карачаевцев и балкарцев: Дис. . д-ра ист. н.: 07. 00. 07 / М. Д. Каракетов. М., 2000. - 264 с.
80. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Культурология XX века: антология. М.: Юрист, 1995. - 703 с.
81. Каткова, М. В. Искусство действия: Перформанс художественное явление второй половины XX века: Автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17. 00. 04 / М. В. Каткова. - М., 2000. - 27 с.
82. Квадратура смысла. М.: Прогресс, 1999. - 412 с.
83. Кейдун, И. Б. Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» и китайский ритуал конца XVII начала XX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук: 07. 00. 03 / И.Б. Кейдун. - СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2003. - 24 с.
84. Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрамы / Д. Киппер. М.: ТОО Независимая фирма КЛАСС, 1993.-221 с.
85. Классическое конфуцианство: В 2 т. — Т. 1. Конфуций Лунь Юй / Пер., ст., коммент. А. С. Мартынова. СПб.: Нева; М.: Олма-пресс, 2000. - 381 с.
86. Классическое конфуцианство: В 2 т. — Т. 2. Мэнь-Цзы. Сюнь-Цзы / Пер., ст., коммент. И. Зограф. СПб.: Нева; М.: Олма-пресс, 2000. - 205 с.
87. Копытин, А. Использование представлений драматерапевтического подхода и современных паратеатральных форм в арт-терапевтическом процессе / А. Копытин // Арт-терапия в эпоху постмодерна. СПб.: Речь, Семантика-С, 2002. — С. 105- 162.
88. Костяев, А. И. Ритуал-тело-культура / А. И. Костяев. — М.: МГУКИ, 2004 (Ротапринт МГУКИ). 126 с.
89. Котляр, Е. С. Миф и сказка Африки / Е. С. Котляр. М.: Наука, 1975. — 244с.
90. Котляр, Е. С. Эпос народов Африки южнее Сахары / Е. С. Котляр. М.: Восточная литература, 1985. - 288 с.
91. Критика теории «социального действия» Т. Парсонса. — М.: ИНИОН, 1982.
92. Крюков, В. М. Символика коммуникации в архаическом ритуале и ее переосмысление в философских традициях Древнего Китая / В.М. Крюков // Восемнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 1987. Ч. 1.-С. 16-24.
93. Крюков, В. М. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу / В.М. Крюков. М.: Памятники исторической мысли, 2000.-463 с.
94. Куликов, Д. Е. Культы и ритуалы в Древнем Китае иньского периода: ок. 1200-1045 г. г. до н. э.: Дис. . канд. ист. н.: 07. 00. 03 / Д. Е. Куликов. -М., 2003.- 150 с.
95. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. — М. Киев: РЕФЛ-бук: ACT, 1997.-378 с.
96. Лаврова, О. В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации. Введение в философскую психологию / О.В. Лаврова. — СПб.: ДНК, 2001.- 424 с.
97. Лапина, 3. Г. Ритуал как способ организации жизни в традиционной китайской культуре / 3. Г. Лапина // Вестник Московского университета. Сер. Востоковедение. М., МГУ, 1991. - № 13. - С. 4-16.
98. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
99. Леви, Э. Учение и ритуал / Э.Леви. М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 702 с.
100. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика пресс, 1994. - 608 с.
101. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. Перевод, вступительная статья и примечания А. Островского. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, Республика, 1999. 392 с.
102. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Эксмо-пресс, 2001. — 512 с.
103. Легойда, В. Р. Символы и ритуалы в политических процессах в США: традиции и современность: Феномен «гражданской религии»: Дис. канд. политол. н.: 23. 00. 02 / В. Р. Легойда. М., 2000. - 242 с.
104. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено/Г. Лейтц. -М.: Универс, 1994.-351 с.
105. Лернер, С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лернер. М.: Республика, 2000. — 286 с.
106. Лидова, Н. Р. Драма и ритуал в Древней Индии / Н. Р. Лидова. М.: Восточная литература, 1992. - 147 с.
107. Лич, Э. Р. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов: к использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Р. Лич. — М.: Восточная литература, 2001. — 141 с.
108. Ломанов, А. В. Истоки и горизонты китайской духовной традиции / А. В. Ломанов // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. М., 1989. -N 4. - С. 91-93 // Рец. на кн.: Этика и ритуал в традиционном Китае. - М.: Наука, 1988.-321 с.
109. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. М.: Издат. группа Прогресс, 1994. -272 с.
110. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Типография Иванова, 1930.
111. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. С. 315.
112. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М.: Искусство, 1970.-384 с.
113. Лотте, Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения заимствованных терминов и терминоэлементов/ Д.С. Лотте. — М.: Наука, 1982. 149 с.
114. Лысенко, О. В. К проблеме полифункциональности ритуального символа (на примере белорусских «писанок») / О.В. Лысенко // Религиоведческие исследования в музеях: сб: научных трудов ГМЭ. — Л.: Наука, 1990. С. 17-23.
115. Львова, Э. С. Обряды жизненного цикла вчера и сегодня. Культура народов Африки вчера и сегодня. Взаимодействие культур и тенденции развития/ Э.С. Львова. М., Логос, 1996. - 235 с.
116. Лэнг, Р. Д. Расколотое «Я». Антипсихиатрия / Р.Д. Лэнг. М.: Академия, 1995.-212 с.
117. Любавин, М. Н. Архетипическая матрица русской культуры:. Автореф. дис. . канд. культурологических наук: 24. 00. 01 / М.Н. Любавин. — Н. Новгород, 2002.
118. Майкова, А. Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов К. Юнга: Дис. канд. филол. наук 10. 01. 08 / А.Н. Майкова. М., 2000. -168 с.
119. Малиновский, Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. М.: Рефл-бук, 1998.-288 с.
120. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. М.: О.Г.И., 1999.-205 с.
121. Малые народы Южной Азии. М.: Наука, 1978. - 242 с.
122. Малые народы Индонезии, Малайзии и Филиппин. М.: Наука, 1982. -256 с.
123. Малые народы Индокитая. М.: Наука, 1983. - 184 с.
124. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; ACT, 2001. - 632 с.
125. Мамардашвили, М. Психологическая топология пути / М. Мамардашвили. -М.: Аграф, 1997.-357 с.
126. Мариносян, Т. Э. Архетип как понятие философской антропологии: Авто-реф. дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 13 /Мариносян, Т. Э.-М., 1998.— 27 с.
127. Мариносян, Т. Э. Архетип как понятие философской антропологии: Дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 13 / Мариносян, Т. Э. -М., 1998. 112 с.
128. Марков, В. А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) / В.А. Марков // Тыняновский сборник: Четвертые тыняновские чтения. -Рига: Зинатне, 1990.-С. 133-134.
129. Мароши, В. В. Архетип Арахны: мифологема и проблемы текстообразова-ния: Дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 08 / В.В. Мароши. Новосибирск, 1995. -206 с.
130. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. -479 с.
131. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу.-Под общ. ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. - 387 с.
132. Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.
133. Мелетинский, Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. Исследования по теории и истории эпоса / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1968. - 365 с.
134. Мелетинский, Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1983. - 304 с.
135. Мелетинский, Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопросы философии. №10. - 1991.-С. 41-52.
136. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа/ Е.М. Мелетинский. М.: Восточная литература РАН, Языки русской культуры, 1995. - 408 с.
137. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М.: Искусство, 1992. -63 с.
138. Мертон, Р. Избранные статьи / Р. Мертон. М., Прогресс, 1989. - 155 с.
139. Мид, M. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. М.: Наука, 1988.-429 с.
140. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
141. Монич, Ю. В. Амбивалентные функции ритуала в эволюции языковых систем / Ю.В. Монич // Вопросы языкознания. М., 2000. - № 6. — С. 69-97.
142. Монтер, У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего и нового времени /У. Монтер. — М.: Искусство, 2003. 283 с.
143. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации / Дж. Морено. — М.: Изд. иностранной литературы, 1958. 289 с.
144. Морозова, Е. Психодрама: история, теория, современные практические приложения. Дипломная работа / Е.Морозова. — МПГУ им. Ленина, 1995.
145. Морозова, Е. Б. Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка: Дис .канд. иск-я: 17. 00. 01 / Е. Б. Морозова. -М., 2004. 183 с.
146. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / M. Мосс. М.: Восточная литература, 1996. - 359 с.
147. Мосс, М. Социальные функции священного / М. Мосс. — СПб.: Евразия, 2000. 444 с.
148. Назаров, П. Г. Империя Артаксерксов. Синдх-артха и китайский ритуал «Ли» против эллинского Аретэ (632-355 г. г. до н. э.) / П. Г. Назаров. Челябинск: ЮУрГУ, 1998.-91 с.
149. Найманн, Э. Искусство и время / Э. Найманн // Психоанализ и искусство. -М.: Рефл-бук; Ваклер, 1994.-302 с.
150. Невярович, В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия / В. Невяро-вич. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 123 с.
151. Неклюдов, С. Ю. Героический эпос монгольских народов: устная и литературная традиции / С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, 1984. - 309 с.
152. Некрашевич, Р. И. Ритуал в контексте мифа: теоретический аспект: Дис. . канд. культурологических наук: 24. 00. 01 / Р. И. Некрашевич. — Кострома, 2003. -146 с.
153. Нечипуренко, В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа) / В. Н. Нечипуренко. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 279 с.
154. Нечипуренко, В. Н. Ритуал — генезис социального бытия и формирование объективности: Дис. . д-ра филос. наук: 09. 00. 11 / В. Н. Нечипуренко. Ростов-на-Дону, 2002. - 329 с.
155. Никитина, М. И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом / М. И. Никитина. М.: Наука, 1982. - 327 с.
156. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / A.A. Осипова. -М.: Сфера, 2001. 512 с.
157. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. — М.: Акад. Проект, 2000. 879 с.
158. Пелипенко, А. А. Архетип и симметрия в изображениях картинного типа. Дис. . канд. искусствоведения: 17. 00. 04 / А. А. Пелипенко. — М., 1996 — 288 с.
159. Перлз, Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Перлз. — М.: Смысл, 2000. — 358 с.
160. Пермяков, Г. J1. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише) / Г. Л. Пермяков. М.: Наука, 1970. - 292 с.
161. Платов, А. Трикстер, или Обратная сторона монеты / А. Платов // Мифы и магия индоевропейцев. М.: Менеджер, 1997. — 215 с.
162. Положенцев, А. М. Культ в структуре человеческого существования: дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 11 / А. М. Положенцев. Санкт-Петербург, 2004. -186 с.
163. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. - 444 с.
164. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999. - 286 с.
165. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — М.: Сов. Россия, 1986. 160 с.
166. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1999. 752 с.
167. Радклифф-Браун, А. Р. Метод в социальной антропологии / А. Р. Радк-лифф-Браун. М.: Канон-Пресс, 2001. — 414 с.
168. Радхакришнан, С. Индийская философия / С. Радхакришнан. М.: Восточная литература, 1994. — 618 с.
169. Ранк, О. Миф о рождении героя / О. Ранк. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1997.,-288 с.
170. Ребилло, П. Путешествие героя: Ритуализация мистерии / П. Ребилло // Гроф К., Гроф С. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. М.: ACT, 2003. - С. 326 - 346.
171. Ритуальное пространство культуры.: Тез. докл. Всерос. конф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001.-451 с.
172. Романова, Е. Н. Мифология и ритуал в якутской традиции: Дис. . д-ра ист. н.: 07. 00. 07 / Е. Н. Романова. М., 1999. - 388 с.
173. Ромек, В. Тренинг наслаждения / В. Ромек, Е. Ромек. СПб.: Речь, 2003. -160 с. - (Психологический тренинг).
174. Сагалаев, А. М. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / А. М. Сагалаев. Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1990.-208 с.
175. Самуэлс, Э. Юнг и постъюнгинианцы. Курс юнгинианского психоанализа/ Э. Самуэлс. М: ЧеРо, 1997. - 416 с.
176. Самыгин, С. И. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В. И. Нечипуренко, И. Н. Полонская. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -672 с.
177. Санжиев, Б. Н. Ритуально-этическая сущность китайских канонических текстов / Б. Н. Санжиев // Вопросы истории, экономики, языкознания и литературы. М., РАН, Институт востоковедения, 2001. - С. 108-115.
178. Сарингулян, К. С. Очерк семиотической характеристики ритуала / К. С. Сарингулян // Семиотика и проблемы коммуникации. — Ереван, 1981. — С. 64-76.
179. Сахаров, П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах / П. Д. Сахаров. М.: Наука, 1991. - 135 с.
180. Семенов, В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ. Учебное пособие по спецкурсу / В. А. Семенов. Сыктывкар: СГУ, 1991, 1992.-79 с.
181. Семенцов, В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы: Ритуал. Символизм / В. С. Семенцов. -М.: Наука, 1981. 181 с.
182. Семенцов, В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике / В. С. Семенцов. М.: Наука, 1985. - 236 с.
183. Симаков, Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии (Ритуальные и практические аспекты) / Г.Н. Симаков. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. -312 с.
184. Синто и японская культура // Труды VIII Международного симпозиума Международного научного общества синто «Синто и японская культура». — М.: МАКС ПРЕСС, 2003. 244 с.
185. Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст, ритуал: Сб. ст. . Рос. АН, Ин-т славяноведения и балканистики; [отв. ред. Н. И. Толстой] М.: Наука, 1994. - 267 с.
186. Соссюр, Ф. Заметки по общей лингвистике / Ф. Соссюр. М.: Прогресс, 2000.-275 с.
187. Строчак, В. М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения: Ав-тореф. дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 06 / В. М. Строчак. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Фед. - М., 1997. - 22 с.
188. Строчак, В. М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения: Дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 06 / В. М. Строчак. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Фед. - 146 с.
189. Тейлор, Э. Б. Первобытная культура / Э.Б. Тейлор. М.: Политиздат, 1989.- 572 с.
190. Телегин, С. М. Философия мифа: Введение в метод мифореставрации / С. М. Телегин. -М.: Община, 1994. 141 с.
191. Типология основных элементов традиционной культуры. М.: Прогресс, 1984.-260 с.
192. Ткаченко, Г. А. Космос, музыка, ритуал/ Г. А. Ткаченко. — М.: Наука, 1990.- 269 с.
193. Токарев, С. А. Народные обычаи календарного цикла в странах зарубежной Европы (опыт структурно-исторического анализа) / С. А. Токарев// Советская этнография. 1973. - №6. - С. 15-29.
194. Толстогузова, Н. С. Социокультурное значение ритуально-обрядовой деятельности: На примере ритуально-обрядовых практик народов Поволжья: Дис. канд. культурологич. наук: 24. 00. 01 / Н. С. Толстогузова. М., 2003. — 246 с.
195. Топоров, В. Н. О ритуале. Введение в проблематику / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988.-С. 7-61.
196. Транс как форма ритуальной агрессии. — Режим доступа: http: // www. kungfu. ru.
197. Тэрнер, В. Символ и Ритуал / В. Тэрнер. М.: Наука, 1983. - 277 с.
198. Уланов, В. П. Этнонациональные идеологии Северного Кавказа: архетип и социальная сущность: Автореф. дис. .канд. социол. наук: 09. 00. 11 / В. П. Уланов. Ростов-на-Дону, 1999. - 22 с.
199. Уоллис, Бадж Е. А. Путешествие души в царстве мертвых. Египетская книга мертвых / Е. А. Уоллис Бадж. М.: Золотой Век, 1995. - 435 с.
200. Уотс, А. Миф и ритуал в христианстве / А. Уотс. — М.; Киев: София, 2003 (СПБ.: Акад. тип. Наука РАН) 238 с.
201. Уразаева, Н. Р. Структурно-семантическая характеристика немецкоязычного молитвенного текста: Дис. . канд. филол. наук: 10. 02. 04 / Н. Р. Уразаева. -М., 2003.-217 с.
202. Уразаева, Н. Р. Структурно-семантическая характеристика немецкоязычного молитвенного текста: Автореф. . канд. филол. наук: 10. 02. 04 / Н. Р. Уразаева.-М., 2003.-24 с.
203. Успенский, П. Д. Новая модель Вселенной / П. Д. Успенский. СПб.: Издательство Чернышева, 1993. — 132 с.
204. Уэббер, Р. Поклонение прежде и теперь: Библейские, исторические и практические вопросы / Р. Уэббер. СПб.: Вера и Святость: Христианское общество «Библия для всех», 2003. - 271 с. с
205. Фиденко, Ю. Л. Музыкально католическая практика католических приходов Сибири и Дальнего Востока в контексте реформ Второго Ватиканского Собора: Дис. .канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Ю. Л. Фиденко.' - Новосибирск, 2005.-237 с.
206. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М., 2000. 576 с.
207. Фирсова, А. М. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мир традиции: Дис. .канд. филос. н.: 24. 00. 01 / А. М. Фирсова. Н. Новгород, 2005.-200 с.
208. Фон Дюркхайм, К. О двойственном происхождении человека / К. фон Дюркхайм. СПб.: Импакс, 1992. - 152 с.
209. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Вопросы и ответы / М.-Л. фон Франц. СПб.: Б.С.К., 1998. - 489 с.
210. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 380 с.
211. Фрейд, 3. Психология Я и защитные механизмы / 3. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
212. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / Подгот. изд. М. Г. Ярошевско-го / 3. Фрейд. М.: Наука, 1991. - 456 с.
213. Фрейденберг, О. М. Миф и театр: Лекции по курсу «теория драмы» для студентов театр, вузов / О. М. Фрейденберг. -М.: ГИТИС, 1988. 131 с.
214. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. -М.: Аспект Пресс, 1998. 798 с.
215. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. — Минск: Попурри, 2000. — 672 с.
216. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Политиздат, 1986. - 703 с.
217. Фрэзер, Дж. Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Фрэзер. М., Политиздат, 1990.-542 с.
218. Хейзинга, Й. HOMO LUDENS (Человек играющий) / Й. Хейзинга. М.: Яуза, 2001.-398 с.
219. Хендерсен, Дж. Древние мифы и современный человек / Дж. Хендерсен // Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. - 343 с.
220. Хендерсен, Дж. Психологический анализ культурных установок / Дж. Хендерсен. — М: Добросвет, 1997. 219 с.
221. Хиллман, Дж. Исцеляющий вымысел / Дж. Хиллман. СПб.: Б.С.К., 1997 -181 с.
222. Холмс, П. Внутренний мир снаружи = The inner world outside: Теория объектных отношений и психодрама / П. Холмс. Пер. с англ. Р. Р. Муртазина; под ред. И. М. Кадырова. М.: Класс, 1999. - 282 с.
223. Хук, С. Г. Мифология Ближнего Востока / С. Г. Хук. М.: Наука, 1991. -183 с.
224. Чернов, Л. С. Парадокс ритуального созерцания времени: Между наглядностью и априоризмом: Дис. . канд. филос. н.: 09. 00. 13 /Л. С. Чернов. Екатеринбург, 2000. - 147 с.
225. Чжан, Чжень-цзы. Практика Дзен / Чжень-цзы Чжан. — Красноярск: Белый Остров, 1993.
226. Чудинова, И. А. Пение, звоны, ритуал. Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга / И. А. Чудинова. СПб.: Ut, 1994. - 208 с.
227. Шиверских, А. А. Психологические особенности проявления ритуала и ритуального поведения в политической сфере: Дис. . канд. психол. наук: 19. 00. 12 / А. А. Шиверских. М., 1995. - 326 с.
228. Шинкаренко, В. Д. Ритуалы и мифы как социокультурные механизмы функционирования знания, характеризующие определенные типы культуры: дис. канд. социол. наук: 22. 00. 06 / В. Д. Шинкаренко. М., 1998. - 153 с.
229. Шинкаренко, В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия / В. Д. Шинкаренко. М.: УРССС; ООО ЛЕНАНД, 2005. - 231 с.
230. Шмеман, А. Литургия и жизнь: христианское образование через литургический опыт / А. Шмеман. М.: Паломникъ, 2003. - 158 с.
231. Шри Ауробиндо. Йога и ее цели / Шри Ауробиндо. Л.: Савитри, 1991. -94 с.
232. Эберхард, В. Китайские праздники / В. Эберхард. М.: Наука, 1977. - 128с.
233. Эванс-Причард, Э. История антропологической мысли/ Э. Эванс-Причард — М.: Восточная литература, 2003. 358 с.
234. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: МГУ, 1994. - 143 с.
235. Юнг, К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991.-498 с.
236. Юнг, К.-Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.-Г. Юнг. — Киев: София, 1994.-501 с.
237. Юнг, К.-Г. Душа и Миф. Шесть архетипов / К.-Г. Юнг. Киев: София, 1996.-457 с.
238. Юнг, К.-Г. Человек и его символы/ К.-Г. Юнг, М. Л. Франц, Дж. Л. Хен-дерсен, И. Якоби, А. Яффе. М.: Олма-пресс, 1997. - 393 с.
239. Юсуфи, Г. Памирская свадьба: ритуал и музыка / Г. Юсуфи. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. 42 с.
240. Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. — 329 с.
241. Яговдик, Е. В. Трансформации ритуала в культурно-эволюционном процессе: Философско-культурологический анализ: Дис. .канд. филос. н.: 09. 00. 13 / Е. В. Яговдик. Белгород, 2003. - 134 с.
242. Ямаева, Е. Е. Духовная культура алтайцев: Эпос, миф, ритуал: Дис. .д-ра ист. наук: 07. 00. 07 / Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск, 2002. - 263 с.
243. Яффе, А. Символизм в изобразительном искусстве / А. Яффе // Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. - 454 с.
244. Bella, R. The Origin and Development of Religion / R. Bella // Reader in Comparative Religion / Ed. By Lessa W. A., Vogt E. Z. N. Y.: Harper and Row, Publishers, 1972.-656 p.
245. Firth, R. Problem and Assumption in Antropological Study of Religion / R. Firth // Journal of the Royal Antropological Institute. L.: Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, Blackwell, 1959. - vol. 89 (2). - P. 129-148.
246. Geertz, C. Religion as a cultural system / C. Geertz // Anthropological Approaches to the Study of Religion. ASA Monographs, 3. L.: Tavistock Publishers, 1966.-P. 1-46.
247. Goldberg, R. Performance Art: from futurism to the present / R. Goldberg. L.: Thames and Hudson, 1998. - 234 p.
248. Malville, G. M. Sun worship in contemporary India / G. M. Malville // Man in India. Ranchi: Man in Indian Office, 1985. - vol. 65. - № 3. - P. 225-230, 369, 391.
249. Nonter, W. Ritual, myth and magic in early modern Europe / W.Nonter. -Brighton: Hervester press, 1983. VIII. - 184 p.
250. Rappaport, Roy A. Ritual and religion in the making of humanity / A. Rappaport Roy. Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. - XXIII. - 535 p. (Cambridge studies in social and cultural anropology 110).
251. Roheim, G. Australian Totemism / G. Roheim. — L.: Allen and Unwin, 1925. — 488 p.
252. Rosel, J. Landed endowments and sacred food: The economic of an Indian tam-ple / J. Rosel // Areh. europ. de sociologic. Paris, 1983.
253. Saliba, J. A. «Homo Religiosus» in Mircea Eliade: An Anthropological Evaluation / J. A. Saliba. Leiden: Brill, 1976. - 210 p.
254. Sangol, B.-P. Considerations sur quelques croyances traditionnelles relatives e la Survie / B.-P. Sangol, O. E. Omvem // Anthropos. Freiburg, 1985. - Bd. 8, № 4/6. -P. 535-543.
255. Saraswati, B. Ritual language: a transanthropological perspective/ B. Saraswa-ti. Varanasi: NK Bose Memorial Foundation, 1982. - 391 p.
256. Schojdt, J. P. Initiation and classification rituals / J. P. Schojdt // Temenos. — Helsinki: Kalevala Society, 1986. vol. 22. - P. 93-108.
257. Shorter, A. Symbolism, Ritual and History: an Examination of the world of Vector Turner / A. Shorter // The Historical Study of African Religion / Ed. by T. O. Ranger and I. N. Kimambo. L.: Heinemann, 1974. - P. 139-149.
258. Smith, W. R. Lectures on the Religion of the Semites / W. R. Smith. L.: A. and C. Black, 1989.-300 p.
259. Staal, F. The meaninglessness of ritual / F. Staal // Numen. Leiden: Brill, 1979.-vol. 31.-№ l.-P. 11-23.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.