Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Тихонов, Геннадий Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 359
Оглавление диссертации доктор философских наук Тихонов, Геннадий Михайлович
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению одиночества.
1.1. Одиночество как тензионное состояние.
1.2. Многообразие теоретических моделей.
1.3. Онтологический аспект.
1.4. Одиночество как экзистенциальный опыт человека.
Глава 2. Эмпирические подходы в исследовании одиночества.
2.1. Одномерные системы измерения.
2.2. Многомерные системы измерения.
2.3. Результаты эмпирических исследований одиночества.
2.4. Возрастные аспекты одиночества.
Глава 3. Преодоление одиночества.
3.1. Стратегии самостоятельной помощи одиноким людям.
3.2. Программы преодоления одиночества.
3.3. Профилактика одиночества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социологическое измерение одиночества2009 год, доктор социологических наук Пузанова, Жанна Васильевна
Социально-психологические особенности одиноких женщин2009 год, кандидат психологических наук Шитова, Нина Владимировна
Роль симпатии в преодолении подросткового одиночества2011 год, кандидат социологических наук Петрова, Александра Александровна
Одиночество человека: философско-антропологическое осмысление проблемы2012 год, кандидат философских наук Рашидова, Тамила Ризвановна
Проблема одиночества в социальной философии XX века2011 год, кандидат философских наук Музашвили, Диана Зурабовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты»
Актуальность темы исследования. Общность и одиночество являются без сомнения основными видами человеческого опыта. Общность, как атрибут человеческого бытия, в ходе развития западной культуры всегда находила живой отклик, а в общественных науках и общественном самосознании даже сделалась своеобразным фетишем.
Одиночество же понималось, в основном, как сугубо негативное явление и противопоставлялось общности. Хотя определенное положительное отношение к одиночеству не совсем чуждо западной культуре. Свидетельство этому можно найти в религиозных традициях многих конфессий. Одиночество здесь выступало как необходимое условие для индивидуального самоопределения, и одновременно предпосылкой для формирования социальных навыков.
Опыт жизни монахов, старцев, практиковавших «большое отшельничество», утверждал «позитивное одиночество», способствовавшее внутреннему совершенствованию человека. Считалось, что готовность жить с людьми, с «ближним», предполагает душевную и духовную установку, которую можно развить только, если позволить человеку быть одному. Противоположные полюса общности и одиночества, на самом деле, находятся в многоуровневом взаимодействии. Данная точка зрения исходит из такого понимания одиночества, которое было хорошо проработано в философской, теологической и социологической литературе и которое подчеркивает диалогический характер одиночества. Утверждается, что настоящая индивидуальность, как и общность возможны только через коммуникацию, диалог. Только конкретный индивид в своей последней ипостаси есть всегда единство и реальное место человеческого переживания, человеческого познания и человеческого сознания.
Общность, без сомнения, является необходимым условием индивидуального бытия, однако она никогда не может быть местом переживания, познания и сознания. Особенно это ярко прослеживается на примерах с приказной, предписывающей или как ее еще называют, идеологически апеллированной общностью. В таких структурах как партии, профсоюзы, различные клубы, предприятия и даже церкви надежда сделать человека счастливей, при помощи включенности его в общественную жизнь является тщетной. Это объясняется тем, что межчеловеческие связи через предписанную и организованную общность не усиливаются, а наоборот, ослабевают. Через момент же одиночества рождается личность, самосознание личности, в одиночестве переживается единственность и неповторимость человеческого «Я».
Одиночество и общность взаимно обуславливают друг друга, причем одиночество можно рассматривать как неустранимую форму индивидуального и тем самым социального бытия. Это противоречит обыденному пониманию одиночества, как сугубо негативному явлению, мешающему социальным контактам, и которое можно лечить и даже преодолевать. Такой односторонний взгляд на одиночество как патологическую форму бытия, как клиническую проблему и дефицит социальных связей ослабляет значимость этого феномена и как следствие, его недостаточную проработку. Отдаленность от других людей, уход в себя, самоизоляцию следует понимать не как состояние нехватки, дефицита общения, которое можно быстро излечить, но в большей мере, как экзистенциальную форму человеческого бытия. Кто не способен прийти к самому себе, тот не способен прийти к другим, так как понимание и принятие различных форм переживаний другого человека возможно только тогда, когда человек сам все это на себе испытал.
Одиночество, как сложное явление имеет многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость вытекает из самой сущности человеческого бытия. Человек, с одной стороны -рефлектирующий субъект, индивидуальная личность, испытывающая потребность в автономии и индивидуализации. С другой стороны, он - «гооп роГшкоп», существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми. В человеке, как существе социальном, исторически развивавшемся в больших группах, филогенетически закрепилась потребность к постоянному общению с себе подобными. Поэтому потеря контактов с людьми, одиночество, представляют для него серьезную проблему.
Однозначное понимание одиночества, как негативного или позитивного феномена выводится, как правило, из предпочтения той или иной модели. При предпочтении «аристотелевской» модели, одиночество понимается как негативный, девиантный феномен, как клиническая или социальная проблема. И наоборот, ориентация на модель «автономного субъекта» ведет к переоценке индивида как творца самого себя, его самодостаточности и независимости. Одиночество в этом случае понимается как необходимое условие личностного развития, как своеобразный катализатор человеческого духа. Тем самым человеческое бытие становится парадоксально определяемым бытием. Способность к одиночеству, к самодостаточности внутреннего бытия есть важное условие быть социально признанным, достичь социально значимых результатов. Но точно также важен опыт социальных связей, принадлежности к общности и социального признания, которые являются необходимым условием для образования способности быть одному, полагаться только на самого себя.
Рассматривая одиночество как конститутивный элемент социальной способности и социальной потребности человека, ни в коей мере не отрицается наличие негативных составляющих при переживании этого феномена. Более того, их учет является необходимым атрибутом научного исследования, что особенно ярко отразилось в эмпирическом подходе. Для научного исследования одиночества эмпирический подход имеет существенное значение, так как он создает возможность подтвердить или опровергнуть теоретические предположения. Однако в ходе работы стало ясно, что в эмпирических исследований имеются определенные пробелы, которые можно суммировать следующим образом:
1. Возрастающее количество эмпирических исследований по отдельным вопросам одиночества вызывает растущую раздробленность и запутанность данных, и в этом качестве мало способствуют освещению данного феномена. Встречающиеся противоречия по эмпирическим данным в отдельных исследованиях никак не анализируются и никак не поясняются.
2. Концентрация исследовательских усилий по данной проблематике хотя и корреспондирует с широко распространенной парадигмой традиционного эмпирического исследования, однако приводит к тому, что при работе над темой из внимания выпадает антропологическая и личностно значимая ценность феномена. Вследствие этого данная тематика становится интересной только узкому кругу профессионалов.
3. Подавляющее количество исследований использует методически и концептуально сокращенный вариант понимания этого феномена. Одиночество, как правило, сводится к опыту разрыва или потери социальных связей, а осуществляемая в этом направлении операционализация, еще больше сужает это понимание. Тем самым из поля зрения выпадает тот факт, что одиночество как антропологический модус и как экзистенциальный опыт каждого человека является более сложным конструктом. Таким образом, существенные моменты переживания одиночества оказываются выпущенными из исследовательского процесса.
4. Теоретическое обоснование многих эмпирических работ является явно недостаточным, также как и анализ использования эмпирических данных. Под последним понимаются не только повседневные или клинические выводы по поводу лечения одиночества, но и в первую очередь содействие в продвижении теоретических и концептуальных идей, а также освещение феноменологических и этиологических данных.
Итак, представляемую научную работу можно рассматривать, как попытку преодолеть названные недостатки и предложить новое направление для дальнейших теоретических и эмпирических исследований. Таков самый общий проблемный контекст представленной диссертационной работы.
Степень разработанности проблемы. Как отмечают многие исследователи, систематическую и полную информацию о причинах, признаках и последствиях одиночества получить трудно. Одиночество для большинства людей является источником стыда, неловкости, слабости, причиной «отвода глаз» и выражением социальной некомпетентности. Одиночество как бы окружено знаковой аурой, которая затрудняет его изучение. Вследствие этого об одиночестве говорят неохотно. На западе этот феномен получил название «turn away», т. е. отворачивания, ухода от проблемы. Это хорошо наблюдается на респондентах, которые в ответах на вопросы о своем одиночестве проявляют осторожность и медлительность. Еще одна трудность в подходе к исследованию одиночества заключается в том, что обыденное сознание считает одиночество однозначно негативным явлением, что тем самым также ограничивает возможности конструктивного подхода к его изучению.
Одиночество вследствие своего антропологического характера является одной из основных форм человеческого опыта. Поэтому неудивительно, что в различных научных дисциплинах были сделаны попытки концептуального определения одиночества. Самые простые из них ограничиваются лишь названием одиночества. Так различают одиночество героя, поселенца, монаха, поэта, мудреца, философа, покинутого влюбленного, одиночку мореплавателя и т. п. Эти попытки связывают различные формы одиночества с жизненными ситуациями. Они, как правило, имеют беллетрическую основу, довольно наглядно изображены, однако связи между причинами одиночества и его формами сильно распылены. К тому же типологические признаки берутся иногда произвольно и необоснованно, что приводит к их бесконечному перечислению (Ю. А. Алферов, А.Г.Амбрумова, Н.С.Аристова, Б. А. Бабаев, Г. Биллинг, А. Бомбар, Л. Берников, Н. Е. Вирта, Р. Гароди, Ю. Н. Давыдов, П.Маклин, Н.А.Морозов, В. В. Овчинников, Б. Д. Парыгин, С.М.Паркес, Ф. Риман, Д. Слокам, В. Хаулз).
Часто встречаются подходы, связанные с глубокой характеристикой основных признаков одиночества. Так, к примеру, даются различия между позитивным и негативным одиночеством (И.Б.Лотц), между внутренним и внешним (Г.Кольбель), первичным и вторичным (Х.Д.Витцлебен), социальным и эмоциональным (Р.Вейс), экзистенциальным и патологическим (Д.Гаев), метафизическим и психологическим (Б.Л.Миюскович). Примеры можно продолжить. Однако большая их часть носит чисто спекулятивный характер, и не имеет точного эмпирического подтверждения. Сюда относятся работы философской, социологической и теологической направленности (Н. А. Бердяев, М. Блох, М. Бубер, Д. Гаев, Э. Дюркгейм, X. Дрейтцель, А. Камю, Г.Маркузе, Р. Мертон, В. В. Розанов, Ж. П. Сартр, П. Тиллих, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Г. Topo, Г. Циммерман, J1. Шестов, А. Шюц, Р. Эмерсон, К. Ясперс, И. Ялом).
И, наконец, имеются работы, в которых подходы к одиночеству были разработаны на основе эмпирических данных. Это, в основном, работы выполненные в форме типологий одиночества (П. Баттен, Т. Бреннан, Р. Вейс, Ж. Гудчайлдс, Ф. Дерлега, Дж. Джонг-Гирвельд, У. Г. Джонс, К. Кутрона, X. Лопата, Э. Пепло, Д. Перлман, Д. Рассел, К. Роджерс, К. Рубинстейн, Р. Брэдли, М. Белыиер, С. Солано, Р. Пелутциан, Ф. Шейвер, Д. Берне, Дж. Янг, Л. Сроле, Д. Хокенбэри, Е. Эльбинг). Указанные работы показывают, что на основе эмпирических данных возможно выделение различных типов одиночества, а вследствие этого необходим многомерный конструкт одиночества.
Надо признать, что проблема одиночества активно разрабатывается на Западе - экзистенциализмом, неофрейдизмом, представителями психоаналитических теорий. Западное обществознание уже не менее столетия вплотную исследует феномен одиночества во всех его аспектах. Что касается исследования этого явления отечественными учеными, то, по мнению Н. Е. Покровского, русская философская традиция не дала теоретического синтеза в отношении одиночества. Речь идет именно о теоретическом синтезе, а не многочисленных фактах духовной изоляции и остракизма, которые имели место в истории России. Это объясняется превалированием в русской философской традиции иных ценностных ориентиров и системообразующих параметров. Однако постепенно ситуация меняется и проблема одиночества становится глубоко русской темой. Следует подчеркнуть возросший в последнее время интерес к проблеме одиночества и связанные с ним попытки философского осмысления этого феномена российскими учеными. В этой связи хотелось бы отметить работы Н. Е. Покровского, Н. В. Хамитова, Ю. М. Швалба, О. В. Данчевой, В. П. Ерофеева, В. В. Замайской, Ф. Г. Майленовой, И. А. Уледовой, Л. П. Гриммак, 3. В. Бражникова, А. И. Титаренко, Р. С. Яцемирской, И. Г. Беленькой, Т. В. Мишаткина. Теоретической базой также послужили исследования, проведенные многими учеными в пограничных с одиночеством областях (Д. В. Пивоваров, К. Н. Любутин, В. И. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Л. А. Китаев-Смык, И. С. Кон, О. Н. Кузнецов, Н. Д. Левитов, Т. А. Немчин, А. Г. Амбрумова, Н. Е. Харламенкова, И. В. Бабалова).
Теоретические и методологические основы диссертации. Важным инструментом в анализе данного феномена нами признается диалектика, показывающая тесную взаимосвязь и единство различных категорий. В качестве методологических оснований исследования феномена одиночества используется деятельностный подход, который позволяет объяснить проблему одиночества с учетом индивидуального и социального, а также учитываются принципы элементализма и целостности. Ввиду того, что феномен одиночества имеет сложное противоречивое, часто ускользающее от рационального анализа содержание, применяется герменевтический метод. Большое значение для нас также имеют данные эмпирических исследований и их вероятностных обобщений.
Объект исследования. В самом широком смысле объектом диссертационного исследования является анализ одиночества как социального феномена в его многообразных аспектах.
Предмет исследования. В качестве предметной области исследования выделяется анализ теоретических и эмпирических подходов к изучению этого явления, а также отражение одиночества в теориях, методиках обнаружения и программах коррекции. Теоретическим материалом для нас послужили описания одиночества в литературе, наблюдения из повседневной жизни и научные исследования по данной проблематике.
Гипотеза исследования. «Быть вместе с другими» как «быть отдельным от других» являются основными фактами человеческого бытия. Одиночество - это своеобразный контрапункт общности, необходимый для удовлетворительного человеческого существования. Конструктивное общение (совместное пребывание) предполагает индивидуальные способности уметь быть одному. Тем самым запрещается понимание одиночества как исключительно патологического явления. Преодолеть концепции «дефицита», где одиночество понимается, как результат дефицита социальных связей есть важное условие успешного изучения этого явления.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования явилось конструирование теоретической концепции одиночества, при помощи которой можно было бы уменьшить разрыв между эмпирическими исследованиями и теоретическими спекуляциями, а также определить ее совместимость с достигнутым уровнем исследования в современной философии и социологии.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
1 .Осуществить типологию методов трактовок одиночества.
2.Показать результаты эмпирических исследований этого феномена.
3.Проанализировать возрастные особенности одиночества.
4.Раскрыть специфику экзистенциального одиночества.
5.Исследовать программы преодоления и профилактики одиночества б.Рассмотреть лингвистические, психологические и онтологические аспекты одиночества.
Научная новизна работы. В качестве существенной проблемы отечественных исследований одиночества следует отметить преобладание работ общетеоретического характера и недостаток исследований прикладного содержания. Специфика подхода автора состоит в том, что впервые в отечественной философской, социологической и психологической литературе одиночество подвергается не только теоретическому, но и эмпирическому анализу. Результатом этих усилий становится обобщение, а точнее, сведение в одно целое ряда основных моделей одиночества, которые, как мы надеемся, могут послужить ключом к пониманию многих важных разрушающих личность явлений, связанных с одиночеством. Это понимание может стать источником корреционно-терапевтической помощи, а также идей для философско-социологического анализа современного общества и социального планирования. Идея перевода «одиночества» как негативного феномена в «уединенность» как позитивное условие саморазвития личности, составляет перспективную методологическую основу для дальнейшего развития исследования одиночества.
Положения, выносимые на защиту. На основе осуществленного исследования получены следующие выводы, которые выносятся на защиту:
1. Большинство теоретических рассуждений об одиночестве было связано с клинической практикой исследований. Представители психодинамической и феноменологической модели считают природу одиночества патологической. Данное утверждение оспаривают представители экзистенциональной модели, для которых одиночество - необходимый элемент экзистенции человека, способствующий его развитию. По их мнению, природа одиночества универсальная и скрыта в базовой структуре личности. Представители всех других моделей признают природу одиночества нормальной. При этом представители социологической модели делают акцент на ее нормативной природе, определяя одиночество как результат нормативного социального давления. Говоря о причинах, вызывающих одиночество, необходимо отметить, что основная масса специалистов считают, что они находятся в настоящем и коренятся либо в личности, либо в обществе, либо и в том и в другом. Только сторонники психодинамической модели подчеркивают результаты ранних детских явлений на развитие одиночества.
Для оценки теории можно использовать различные критерии. Важнейшими являются: завершенность теории, стимулирование дальнейших исследований, эмпирическое подтверждение и практическая значимость теории. Наиболее разработанными на наш взгляд являются психодинимическая теория, интеракционистская модель и когнитивный подход, которые стимулировали многочисленные исследования, имеют эмпирическое подтверждение и послужили основанием для целого ряда исследований программного характера.
2. Важность эмпирических исследований одиночества обусловлена тем, что на их базе можно не только описывать и объяснять характерные признаки феномена, но и проверять их теоретическую состоятельность. В связи с этим возникает вопрос об измерении одиночества. В известных нам системах измерения одиночества доминируют два подхода: одномерный и многомерный. Рассмотрев эти подходы можно утверждать, что многомерные шкалы измерения одиночества являются более адекватными по сравнению с глобальными или одномерными системами измерения. Многомерные шкалы располагают большими возможностями для идентификации самых разнообразных случаев одиночества, что может быть особенно полезным в деле помощи одиноким людям.
3. При эмпирическом подходе в изучении одиночества необходимо различать количественные и качественные признаки социальных контактов. Хотя полученные данные устойчивы, все-таки качественный аспект является наиболее важным. Это означает, что для понимания одиночества и разработки стратегии его преодоления, субъективная удовлетворенность своими отношениями, их качеством должны учитываться в наибольшей мере.
4. Рассматривая возрастной аспект одиночества, было установлено, что, вопреки распространенному мнению, сильнее всего одиночество испытывают молодые. С точки зрения психологии личности эти эмпирические данные во многом ожидаемы. Юность предполагает психические изменения, которые способствуют появлению одиночества. Во многом это определяется объективными условиями: уходом из родительского дома, прекращением старых отношений, вступлением в новые условия, стремлением к образованию новой собственной идентичности.
Что касается старости, то ей действительно часто сопутствует одинокий образ жизни, однако не в той мере, каким его видит обыденное сознание. Расхожий стереотип: «старый, значит одинокий», эмпирически никоим образом не обоснован. Более того, он ошибочен. Одинокая жизнь для большинства пожилых людей является символом их личной независимости.
5. Одиночество как социальный феномен имеет экзистенциальную основу. Оно вырастает из «антропологической дуги» (взаимодействия) социального и индивидуального. Поэтому его появление ожидаемо и выходит за рамки клинического феномена, связанного с девиантным поведением.
6. Одиночество является продуктом структуры «человек-мир», оно есть онтологическая двойственность человека взаимодействующего с этим миром. Такое толкование объясняет, как феномен одиночества связан с существованием человека. Тем самым одиночество понимается как неизменное, постоянное свойство человека. Принципиальным считается, что человек изначально одинок.
7. Говоря о ситуативном аспекте переживания одиночества, следует отметить, что одиночество можно рассмотреть как количественную и качественную характеристики человеческих контактов. Такое понимание объясняет, как переживание одиночества могут нарушать душевное равновесие. Принципиально это означает, что человек в отдельных ситуациях чувствует себя одиноко.
8. Одиночество есть результат психического процесса, который протекает на многих уровнях. Поэтому одиночество есть своеобразное переплетение психических процессов на когнитивном, эмоциональном и деятельном уровнях. Каждый из этих трех уровней обязательно присутствует в конкретном переживании одиночества. Тем самым одиночество является больше чем только специфическим чувством. Одиночество, как правило, осознается как ощущение изолированности, пустоты, потери, разрыва, тоски, горечи, отверженности и т. п. Все же эти эмоциональные процессы обязательно предваряются процессами когнитивного уровня, такими как восприятие, сравнение, предположение, интерпретация, определение причин. На этом основании можно предложить следующее определение одиночества: «Одиночество - это болезненное осознание внутренней отделенности от других людей и возникающая на этом основании тоска по человеческой связи и придающим жизни смысл отношениям».
9. Насколько многочисленны причины, вызывающие одиночество, настолько же разнообразны формы его преодоления, поэтому конкретные формы стратегии преодоления одиночества будут зависеть от многих факторов. Наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, главная цель которых - показать альтернативу собственным дисфункциональным мыслям и поведению и сделать возможным их изменение. Положительным моментом этих программ можно назвать формирование понимания того, что отношение к себе может быть таким же ценным, многосторонним и удовлетворительным, как и отношение к другим, и что возможность уединенной жизни дает шанс преодолеть стрессовую зависимость от других.
10. При профилактике одиночества не следует забывать, что одиночество в силу своей антропологической природы полностью устранить нельзя. Профилактическое воздействие, поэтому, может заключаться лишь в том, чтобы изменить вызывающие одиночество факторы и обучиться адекватным навыкам, которые дадут возможность удовлетворительного общения с ним. Профилактические меры могут быть направлены как на специфические, так и на общие признаки одиночества. Соответственно многофункциональной детерминации одиночества эти меры проводят на интерактивном, групповом и структурном уровнях.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные идеи, изложенного в диссертации подхода к анализу одиночества, могут содействовать привлечению общественного внимания к проблемам одиноких людей и благодаря этому - осознанию необходимости соответствующих организационных мер и научного поиска. Некоторые выводы могут иметь прикладное значение в рамках здравоохранения, социального обеспечения, благотворительной работы, а также в деле организации системы различных филантропических институтов. Поскольку проблема одиночества является пограничной, то некоторые положения могут оказаться полезными для психологов, социологов, социальных работников и психиатров. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки спецкурсов, а также в преподавании философии, социологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Работа изложена на 305 страницах. Список литературы включает 321 наименование.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни2006 год, кандидат философских наук Мазуренко, Елена Александровна
Одиночество как экзистенциально-социальный феномен2008 год, кандидат философских наук Денисова, Татьяна Юрьевна
Одиночество как проблема Европейской историко-педагогической мысли2004 год, кандидат педагогических наук Задорожная, Оксана Владимировна
Одиночество в условиях современного общества2012 год, доктор философских наук Рогова, Евгения Евгеньевна
Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью2005 год, кандидат психологических наук Рогова, Евгения Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Тихонов, Геннадий Михайлович
Данные выводы в основном доступны эмпирической проверке, хотя в основе теоретических идей Дерлеги и Маргулиса лежит когнитивная теория, а не клиническая практика. Одиночество рассматривается ими как нормальный опыт в условиях сплошной авторизации общества. Причины одиночества коренятся в настоящем.
Когнитивно-бихевиоралъная модель
Представитель этой модели Д.И. Янг основывает свои рассуждения на когнитивной терапии Бека, в пользу которой говорят клинические исследования, подтверждающие ее эффективность.1 Янг определяет одиночество как отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психологического расстройства. Если эти симптомы отсутствуют, то говорить об одиночестве не имеет смысла, даже если такой человек лишен общества других людей.
Янг в объяснении одиночества исходит из концепции несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов. И в этом случае он действует по аналогии с такими авторами, как Пепло, Перман, Шмидт и другие. Янг считает, что если человек проявляет некоторые симптомы психического расстройства, например, страх, тревогу, прием наркотиков и т.п., которые однозначно зависят от характера неудовлетворительных социальных контактов, то такого человека следует отнести к одиноким. Одинокими, по мнению Янга, являются люди, которые опечалены тем, что их отношения с другими людьми не соответствуют их ожиданиям.
Из этого определения можно вывести основные признаки одиночества. Одиночество связано со специфическим характером социальных отношений.
1 Beck, А.Т., Rush, A.J., Shaw, B.F., Emery, G. (1979). Cognitive therapy of depression.
67
Эти отношения можно понимать как особый класс подкреплений. Как и при других видах подкрепления, недостатки в области социальных отношений ведут к изменению поведения и эмоционального состояния людей. Поэтому при определенных условиях одиночество отчасти можно рассматривать как реакцию на отсутствие важных социальных подкреплений даже в том случае, если ничто не свидетельствует о существовании на когнитивном уровне разрыва между ожидаемым и достигнутым состоянием. Одиночество может возникать в результате того, что человек констатирует отсутствие социального подкрепления, хотя в действительности его нет.
Еще одним необходимым признаком одиночества является наличие симптомов психического расстройства в форме негативно окрашенного аффективного состояния. Внутренняя специфика этого аффекта у одиноких людей отчетливо варьируется. В то время как некоторые одинокие люди чувствуют себя депрессивно или печалятся, другие скорее испытывают страх, тревогу, гнев и горечь. Янг придерживается мнения, что не существует общего типичного переживания одиночества. Люди по-разному справляются с одиночеством, и это говорит о многообразии симптомов.
Аффективные различные состояния, которые связаны с одиночеством, по мнению Янга, зависят от того, как каждый человек интерпретирует свое одиночество. В этой связи, Янг использует теорию атрибуции.1 Специфический тип аффекта будет зависеть от способа объяснения причин одиночества. Если человек считает, что ему одному не справиться с одиночеством, то в его аффективном состоянии будет преобладать страх. Если люди винят в своем одиночестве других (внешняя атрибуция), то они будут испытывать чувства гнева и горечи. Если они уверены, что сами виноваты в отсутствии у них близких друзей (внутренняя атрибуция), если они не верят, что сами сумеют изменить свою личность (устойчивая атрибуция), то они будут испытывать чувство печали. Если люди, напротив,
1 Michel a, J., Peplau, L.A., Weeks, D.G. (1980). Perceived dimensions and consequences of attribution for loneliness; Peplau, L.A., Perlman, D. (1979). Blueprint for a social psychological theory of loneliness. верят, что они смогут устранить дефицит социальных связей и предпринимают для достижения этого определенные действия, то они могут не ощущать негативных чувств и поэтому их нельзя называть одинокими.
Янг также подчеркивает, что одиночество отчасти определяется через проявление какой-либо эмоции, имеющей негативную окраску, и что специфическая эмоция часто есть функция атрибуции, которую человек предпринимал, чтобы объяснить неудовлетворяющие его социальные отношения.
Наличие негативных аффектов является тем самым определяющей величиной одиночества. На основе этих концептуальных признаков Янг формирует гипотезу того, что изменение атрибуций может вести к изменению негативных состояний и преодолению одиночества.
В отличие от многих своих коллег, клиницистов, которые считают одиночество разновидностью депрессии, Янг придерживается мнения, что одиночество - самостоятельный феномен, имеющий клиническую сущность. На это указывает структурный анализ, подтверждающий, что одиночество и депрессия - разные явления, хотя и совпадающие друг с другом. Данное совпадение, по Янгу, можно объяснить при помощи теорий атрибуций и когнитивной теории.
В дальнейшем Янг проводит различие между преходящим одиночеством, ситуативным одиночеством и хроническим одиночеством. Это различие связано с продолжительностью времени, в течение которого человек остается одиноким. Хроническое одиночество испытывают люди, которые не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет подряд. Это одиночество связано с долговременным когнитивным и бихевиоральным дефицитом отношений. Ситуативное и преходящее одиночество характеризует людей, у которых были удовлетворяющие их отношения, пока они не столкнулись с критическими событиями в жизни, например смертью или разводом, а также долгим отъездом из дома. В результате этого перехода люди часто и надолго испытывают чувство одиночества. Преходящее одиночество включает краткие и случайные настроения одиночества. Важным моментом здесь является то, что ситуативное одиночество может переходить в хроническое.
Итак, Янг рассматривает одиночество на основе своего клинического опыта. Метатеорией его концепции являются когнитивные и бихевиоральные теории одиночества. Янг считает одиночество многоуровневым феноменом. Он выделяет уровень дефицита социальных связей, уровень негативных аффективных состояний, уровень когнитивной интерпретации аффектов, уровень реакции на отсутствие важных социальных подкреплений. Данная модель содержит ряд предложений для лечения одиноких клиентов.
Синтетическая модель
Синтетическая модель, разработанная немецким ученым Эльбингом, предлагает концептуальные рамки для оценки и классификации данных, а также направление для дальнейших теоретических и эмпирических исследований. Эта модель имеет принципиально большое значение в контексте нашего исследования, поэтому воспроизведем ее в наибольшей полноте. При помощи этой модели попытаемся ответить на некоторые принципиальные вопросы, попробуем показать возможные варианты концепта, а также упростить ориентацию в сложной структуре феномена.
Одиночество как социальный феномен имеет экзистенциальную основу. Оно вырастает из антропологической дуги (взаимодействия) социального и индивидуального. Поэтому его появление ожидаемо и выходит за рамки клинического феномена, связанного с девиантным поведением1.
Одиночество и уединение как результаты психического процесса протекают на многих уровнях. Поэтому одиночество можно определить как переплетение психических процессов на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях.
Каждый из этих трех уровней обязательно присутствует в конкретном переживании одиночества. Тем самым одиночество и уединение как
1 Elbing,E. (1991). Soziale Isolation und Einsamkeit.
70 психические феномены являются больше чем только специфическими чувствами. Одиночество, как правило, осознается как ощущение изолированности, пустоты, потери, разрыва, тоски, горечи, отверженности и т.п. Все же эти эмоциональные процессы обязательно предваряются процессами когнитивного уровня, такими как восприятие, сравнение, предположение, интерпретация, определение причин.
Общим признаком этих предшествующих когнитивных процессов является момент оценивающего отношения к событиям, лицам, ситуациям. Чтобы почувствовать себя одиноким, чтобы пережить боль изоляции или испытать свободу и комфорт принимаемого уединения, сначала нужно более или менее четко определить соответствующую ситуацию, с тем чтобы в соответствии с ней могли быть упорядочены негативные или позитивные ощущения.
Если мы рассмотрим одиночество как ощущение потери, разрыва или субъективно переживаемого несоответствия между ожидаемыми и фактическими социальными связями, то отсюда можно логически вывести, что эти ощущения как таковые могут восприниматься только субъективно, в противном случае эмоциям не на что было бы опираться. Таким образом, эти ощущение являются результатом субъективного определения ситуации, которые возникают из когнитивной переработки моментов физического и одновременно психического уровней бытия, на которые указывают эмоциональные и деятельностные корреляты.
Согласно этим положениям можно утверждать, что процессы оценки являются центральным, направляющим фактором когнитивной деятельности при переживании одиночества или уединения. Этот процесс оценки теоретически содержит два направления: позитивное и негативное, которые задаются в соответствии с актуальными модусами бытия. Объектом процесса оценки в этой модели являются модальности психического и физического уровней бытия. Оценка того или иного физического или психического положения бытия устанавливает психические феномены одиночества, уединения или общности.
Модель учитывает первоочередность когнитивных процессов в том отношении, что она через моменты оценки связывает физические и психические уровни бытия. Признаки физической размерности одиночества, определяемой через полюс «быть вместе» либо «быть одному», получают конкретное предметное выражение через когнитивную оценку на фоне психического уровня бытия, определяемого через полюс «быть связанным с другими» либо «быть предоставленным самому себе». Только тогда, когда человек замечает, что он один среди других, что он физически одинок, что он не имеет возможности изменить эту физическую ситуацию, он, оценивая данную ситуацию, начинает испытывать чувства изоляции, брошенности и незащи щен ности.
Это взаимодействие физических и психических уровней бытия понимается как психическая динамика, которая в модели способствует матричному расположению обоих этих уровней. Отсюда результируют восемь основных форм переживания общности или раздельности, которые сообразно оценки того или иного полюса обоих уровней бытия, описывают и объясняют феноменально различные модусы общности, уединения или одиночества. Более подробное описание этих модусов предлагает табл. 1
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Тихонов, Геннадий Михайлович, 2006 год
1. Баллы показали удовлетворительную консистенцию шкалы. Другие коэффициенты надежности авторами представлены не были. Данные по валидности также отсутствуют. Однако видимую валидность шкалы отрицать нельзя.
2. В общем, шкала является пригодной для выявления аффективных состояний одиночества. Насколько эта шкала может быть улучшена, покажут дальнейшие исследования и работа с ней.
3. Многомерная шкала Джонг-Гирвельд
4. Для проверки этой теоретической концепции была составлена анкета, состоящая из 38 пунктов, причем для каждого компонента были предусмотрены разные пункты. Факторный анализ ответов по этой шкале, полученных от
5. De Jong-Gierveld, J. (1978). The construct of loneliness components and measurement.
6. Типы социальной депривации.2. Эмоциональные корреляции.
7. Временная перспектива (компонент продолжительности и влияния одиночества).
8. После исключения фактора «механизмы приспособления и защиты», оставшиеся 34 пункта были упорядочены в три вышесказанных компонента.
9. В результате возникла структура, модель многоразмерной шкалы. Следующая таблица показывает отдельные пункты, включая их коэффициенты гомогенности по Левингеру (табл. 7).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.