Феномен музыкального фольклора: философско-культурологические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Сараева, Любовь Павловна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сараева, Любовь Павловна
Введение
Глава 1. Музыкальный фольклор в контексте философско-культурологического знания
1.1. Теоретико-методологические основы исследования проблем 12 музыкального фольклора
1.2. Регулятивно-адаптивный аспект феномена музыкального 38 фольклора
1.3. Коммуникативные средства музыкального фольклора
Глава 2. Музыкальный фольклор в социокультурном пространстве региона
2.1. Музыкальный фольклор в структуре культурогенеза региона
2.2. «Время» в целостном познании сущности музыкального 108 фольклора
2.3. Семиотика музыкального фольклора
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Народное музыкальное творчество русской провинции2011 год, кандидат философских наук Селюкова, Татьяна Александровна
Русская народная песня как этнокультурный концепт2006 год, кандидат философских наук Алексеева, Ольга Ивановна
Феномен песенной культуры русского населения Среднего Зауралья2011 год, доктор культурологии Дёмина, Лилия Васильевна
Этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа2012 год, доктор культурологии Григорьев, Анатолий Федорович
Традиционный словесный фольклор и масс-медиа: тенденции взаимодействия в современном медиапространстве2009 год, кандидат философских наук Зенин, Сергей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен музыкального фольклора: философско-культурологические аспекты»
Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями общества в гуманизации осознания социокультурного пространства, что невозможно без формирования нового стиля мышления, миропонимания и собственно духовной деятельности. Этому способствует музыкальный фольклор, в сфере которого формировались представления человека о мире, окружающей действительности, система восприятия образов, язык, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и общественной жизни. Утрата смысловых форм и ценностных доминант традиционного музыкального фольклора влечёт за собой распад принятых в этнической традиции нравственных устоев и норм поведения, этнокультурных синхронных и диахронных связей, ослабление чувства национального достоинства, национального самосознания, культурной идентичности.
Данное обстоятельство актуализирует острую необходимость преодоления инерционности научных исследований в сфере духовной культуры, в том числе - музыкального фольклора, народного творчества, что побуждает изучать их не как свод застывших художественных форм народной музыки, а как антропологический, социальный, культурный феномен,' наделённый бесконечным креативным потенциалом. Это, несомненно, будет способствовать осознанию своих этнокультурных, ментальных основ, постижению волевых, нравственных, эстетических и интеллектуальных способностей человека в их гармонизации, познанию сущности Человека, объяснению диалектики отношений «человек - мир» сквозь призму реальных музыкальных систем. А потому целостное культурологическое исследование феномена музыкального фольклора возможно в междисциплинарном диалоге, с учетом его (музыкального фольклора) взаимодействия с наукой, религией и философией, в соотношении художественного и нехудожественного начал.
Степень научной разработанности данной проблемы предопределена тем, что сущностные основы, общие закономерности развития и функционирования культуры, неотъемлемой частью которой является музыкальный фольклор, нашли отражение в философских, естественнонаучных, культурологических, искусствоведческих работах: B.C. Библера, Р.И. Грубера, В.Е. Гусева, М.С. Кагана, A.C. Каргина, М.Н. Котовской, В.В. Медушевского, В.М. Межуева, И.П. Павлова, Ю.В. Рождественского, В.Н. Холоповой, H.A. Хренова.
Выявление взаимозависимости между артефактами музыкального фольклора, принадлежащими различным культурно-историческим эпохам, в процессе анализа исторического, этнографического материала потребовало формирования теоретической платформы диссертации посредством осмысления результатов исследований в области философской антропологии (работы А. Гелена, М. Шелера, С.Е. Гречишникова, Б.Т. Григорьяна, П.С. Гуревича и др.); культурной антропологии (Э. Тайлора, Дж. Фрезера); в области проблемы времени (А. Августина, М. Мерло-Понти, И. Ньютона, А. Эйнштейна, В.И. Вернадского, А.И. Толстопятенко и др.); проблем эстетики (Р. Ингардена, А. Шопенгауэра, В.В. Кандинского, А.Ф. Лосева и др.); в области музыкальной эстетики (Т.В. Чередниченко, В.П. Шестакова, Дж. Кейджа, М.А. Марутаева и др.); теории культуры (Э. Кассирера, В.И. Ленина, К. Маркса, Г. Рохейма, К. Юнга).
В рамках исследований теории культуры обращает на себя внимание осмысление процессов мифотворчества как способов освоения мира (А.Н. Веселовский, О.Ф. Миллер, И.П. Сахаров, И.М. Снегирёв); в символическом аспекте (Ю.М. Антонян, Ю.М.Лотман, Е.М. Мелетинский, М. Элиаде); в филолого-фольклорном аспекте (В.В. Иванов, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров); в аспекте космологического компонента, отражающего процесс формирования реальности через ощущения древнего человека (О. Ройтер, В.В. Дёмин, Д.В. Куталёв, М.Л. Серяков). На стыке дисциплин: этнографии, литературоведения, истории, - фольклор рассматривали А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, A.A. Потебня, Б.А. Рыбаков.
Познание культуры как феномена представлено у О. Конта, М. Вебера, В. Дильтея, Б.Малиновского, JL Уайта, О. Шпенглера. Выявление механизмов формирования, функционирования и трансляции культуры под воздействием биоритмов человека и алгоритмов природы, определение музыкальных метроритмов, связи музыкальных форм с процессами, происходящими в социуме, обнаружение тождественности музыкального мышления биомеханике человека, нашло отражение в ведической, античной философии (Пифагор, Протагор), работах К. Леви-Стросса, М. Хайдеггера, Б.В. Асафьева, И.И. Земцовского, Д.В. Кандыбы, К.В. Квитки, Д.В. Колесова, Е.А. Минаева, Ф.А. Рубцова, В.М. Щурова, З.В. Эвальд.
Семантический смысл музыкального фольклора представлен в работах Г. Гадамера, Э. Гуссерля и др. Относительность показа объективных и всеобщих оснований концептов «рациональность», «знание», «истина», «реальность», а также морально-нравственных категорий, ментальности в фольклоре освещается в трудах Л. Леви-Брюля, Л. Февра, X. Штейнталя, в работах E.H. Ищенко, В.П. Римского, Ю.С. Степанова, М.В. Черникова. Роль музыкального фольклора в аспекте функционирования социокультурного института обозначена в исследованиях В. Тернера, A.B. Бабаевой, В.О. Ключевского, В.М. Розина. Истоки структурного осмысления фольклорного наследия обнаруживаем у Фукидида, К.Д. Кавелина.
Проблемы национального своеобразия фольклора в синтезе исторического и культурологического подходов разрабатывались отечественными философами, религиозными мыслителями, историками и социологами: H.A. Бердяевым, Н.Я. Данилевским, И.А. Ильиным, И.В. Киреевским, А.Ф. Лосевым, В.В. Розановым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком, П.А. Сорокиным и др. Поиском черт национального своеобразия в фольклоре занимались «евразийцы»: Л.Н. Гумилёв, Н.С. Трубецкой. Осмысление процессов социокультурной динамики и преемственности в музыкальном фольклоре (в контексте данной работы) стало возможным благодаря «цивилизационной» концепции А. Тойнби, а также на основе разработок А.Я. Флиера и др. Отдельные аспекты анализа семантики музыкального фольклора присутствуют в работах В. Гошовского, Б.Б. Ефименковой, JI.B. Кулаковского, A.B. Рудневой, В.В. Цуккермана, В.М. Щурова. Особое место в изучении регионального музыкального фольклора занимают работы белгородских этнографов и фольклористов О.И. Алексеевой, М.С. Жирова, О.Я. Жировой, И.Н. Карачарова, В.А. Котели, И.И. Веретенникова и др., представляющие специфику народной художественной культуры края, в том числе - музыкального фольклора.
Нельзя не отметить, что в атмосфере интегративности культурологической науки профессиональная актуализация музыкального фольклора до сих пор осуществляется в рамках рассмотрения его как творческого процесса, благодаря чему востребованность нового методологического аппарата, способного обеспечить комплексный культурологический анализ фольклора, очевидна.
Таким образом, проблема исследования обоснована возросшим интересом к традиционным ценностям культуры, недостаточной изученностью и востребованностью гуманитарного, гуманистического потенциала музыкального фольклора, наделенного такими чертами, как универсальность, экстравагантность, экстраординарность, вероятность, уникальность.
Объектом исследования является музыкальный фольклор в своей креативной полифункциональности.
Предмет исследования - процесс формирования и бытования музыкального фольклора и ценностная трансляция его в современное социокультурное пространство.
Цель работы - философско-культурологическое осмысление феномена музыкального фольклора в контексте его генезиса, эволюции и форм бытования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью диссертационного исследования решались следующие задачи:
1) выявить теоретико-методологические основы исследования проблем музыкального фольклора в контексте его ретроспективного анализа;
2) раскрыть регулятивно-адаптивный аспект феномена музыкального фольклора как базиса общечеловеческих, этнических, национальных констант;
3) определить коммуникативные средства музыкального фольклора, обосновать механизмы его трансляции в современный социум;
4) охарактеризовать музыкальный фольклор в структуре культурогенеза региона, определив основные тенденции его развития;
5) выделить аспекты «времени», способствующие постижению «целостности» содержания музыкального фольклора, границ его реальности;
6) осуществить комплексный семиотический анализ музыкального фольклора.
Теоретико-методологической основой исследования стали технологии, позволившие обосновать концепцию понимания феномена музыкального фольклора в социокультурном контексте:
- системный подход, обусловивший представление музыкального фольклора как формы существования и движения реального мира в его упорядоченности;
- исторический метод, демонстрирующий человека в единстве его биологических, социальных и культурных параметров;
- функциональный метод, обнаруживший направленность гуманитарной энергии на познание, оценивание, преобразование объектов субъектами деятельности в процессе их взаимодействия;
- структурный метод, проявивший системные связи в пространственно-временном бытии музыкального фольклора;
- феноменологический подход, послуживший установлению линии демаркации реальных и потенциальных (креативных) возможностей музыкального фольклора в современном социокультурном пространстве.
Основа исследования характеризуется единством философско-культурологического подхода, системно-универсального, сравнительноисторического, структурно-функционального и эмпирического принципов, обусловленных принципом междисциплинарного синтеза.
Эмпирическую базу исследования составили полевые экспедиционные материалы автора, фонды фольклорного кабинета кафедры народного хора Белгородского государственного института культуры и искусств, фактологический материал учёных, этнографов и собирателей Белгородчины.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обобщены теоретико-методологические основы ретроспективного анализа феномена музыкального фольклора как социально-культурного феномена;
- вскрыто «изначальное» смысловое содержание музыкального фольклора в эволюции «пред.»» - «собственно.» - «пост.» и развитии форм человеческой деятельности, а также в аспекте его полифункциональности (регулятивно-адаптивные, общечеловеческие, этнические, национальные роли; коммуникативные и т.п.);
- осуществлен на основе аутентичных образцов музыкального фольклора его анализ в рамках культурогенеза региона и определены основные тенденции его сохранения, трансляции и развития;
- аргументирована вневременная значимость музыкального фольклора, обусловленная актуальностью его содержания;
- выявлена полисемантичность музыкального фольклора в контексте его антропологической и онтологической направленности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культурологическая методология позволяет сформировать ценностно-смысловой и социо-технологический взгляд на музыкальный фольклор. Являясь антропологическим и социальным, наделённым бесконечным креативным и инкультурационным потенциалом феноменом музыкальный фольклор постепенно освобождается от зависимости «внешних» факторов: экономических, политических, идеологических, социальных, что лишает его вторичности и придает особый социокультурный статус.
2. Музыкальный фольклор поступательно формирует социокультурное и символическое пространство, ценностные общечеловеческие, этнические, национальные константы благодаря уникальным регулятивно-адаптивным и коммуникативным факторам жизнеобеспечения гуманитарного фундамента.
3. Музыкальный фольклор, анализ которого в масштабе культурогенеза региона, особой региональной этносоциальной культурной системы, аккумулирует и воспроизводит социально-стереотипизированный комплекс его духовных ценностей, опыт народа, этапы его истории, что мотивирует цельный смысловой неповторимый этнокультурный «узор» сущности каждого из его образцов.
4. Вневременная актуальность музыкального фольклора обусловлена содержательным триединством его профанного, социокультурного и ментального модусов.
5. Музыкальный фольклор, сформировавшийся под влиянием принципа «позитивности знания», механизма «долговременности памяти», первоначально детерминированный совокупностью исторических, социально-бытовых, природных и культурных факторов, в итоге сконцентрировал в себе реальный онтологический, антропологический потенциал, проявившийся в полисемантичности.
Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется самим подходом к анализу проблемы, построенному на обобщении историко-философских, культурологических, этнографических, искусствоведческих материалов. В работе осуществлена попытка всестороннего рассмотрения феномена в контексте определения наиболее эффективного пути его реконструкции и трансляции в современный социум. Результаты и выводы исследования способствуют пониманию процессов саморегуляции и самовоспроизводства музыкального фольклора, выступающего органичной частью духовной жизни народа; это делает возможным использование данной работы в реализации практических культурно-образовательных, художественно-эстетических и воспитательных проектов и программ различного уровня.
Материалы работы нашли применение в содержании лекционных дисциплин «Русское народное музыкальное творчество», «Расшифровка записей народной музыки», «Областные певческие стили», в разработке курсов по выбору профессионального этнохудожественного образования особой модели «детский музыкально-эстетический центр - школа - колледж - вуз». Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания философии, культурологии, регионоведения, истории мировой и отечественной культуры, а также в дальнейшей научно-исследовательской работе автора.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе научно-исследовательской, учебной и научно-творческой деятельности автора в рамках лаборатории «Музыкальный фольклор Белгородчины» кафедры народного хора БГИКИ, преподавания специальных дисциплин («Расшифровка записей народной музыки», «Фольклорный ансамбль», «Фольклорно-этнографическая экспедиция»).
Основные положения исследования нашли отражение в выступлениях на научных конференциях различных уровней (гг. Курск, Белгород, 2000-2005 гг.). Результаты работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Народная культура российской провинции» (Курск, 2002); международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 2005), I, II, III Международных молодёжных Иоасафовских чтениях (Белгород, 2002-2005); межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях («Патриотизм как концепт формирования человека и мира»; «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005); Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006). Часть материалов исследования подготовлена в рамках внутривузовского гранта и
Инкультурационная динамика музыкального фольклора Белгородчины: философско-культурологический аспект» (2005).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 309 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Эстетическое воспитание студентов вуза средствами русского музыкального фольклора2013 год, кандидат педагогических наук Климов, Владимир Игоревич
Народная песенная культура семейских Восточного Забайкалья: Историко-культурологический аспект2003 год, кандидат культурологии Зенкова, Татьяна Михайловна
Музыкальный фольклор в контексте современной культуры Сибири2005 год, кандидат культурологии Егле, Людмила Юрьевна
Культурно-историческая специфика фольклорного текста2006 год, кандидат философских наук Бовкунова, Юлия Владимировна
Русская народная певческая культура: генезис и исторические трансформации2010 год, кандидат культурологии Самбур, Елена Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сараева, Любовь Павловна
Результаты исследования показали, что трактовка феномена «музыкальный фольклор» подвижна и основана не только на философско-культурологическом осмыслении, но и на концепциях музыкальной культуры, которые складывались в различные периоды её формирования. Кроме того, музыкальный фольклор - это элемент определённой музыкальной культуры. Он может выходить за пределы этой культуры под влиянием самых различных социокультурных процессов. Это объясняет такие качества музыкального фольклора как неоднородность, широта, всеохватность и др. Именно они служат связующим звеном между различными элементами музыкального фольклора и этапами его развития.
Несомненно, что исследовательское поле музыкального фольклора становится особо притягательным в синтезе фольклористических подходов с методологией смежных дисциплин. С этой точки зрения использование историко-семиотических методов в сочетании со структурно-фольклористическими позволяет рассматривать музыкальный фольклор как «окристаллизовавшиеся звуковые отложения». Отсюда фольклорные песни -«символы различных жизненных явлений и чувствований» и, вместе с тем, -факты человеческого сознания, воображения и чувства. Они обладают значением в единстве понимания фольклорного материала в многообразии знакового, смыслового и прагматического (актуализированного) уровней. В то же время, они могут рассматриваться как средства адаптирования человеческих коллективов к окружающей среде.
С этих позиций проблема феномена музыкального фольклора является перспективной и обладает значительным эвристическим потенциалом, так как его содержательное пространство изначально связано с процессами социализации. Человек включается в культуру общества с момента усвоения принятых ценностей и норм. Индивид получает некую «программу» жизнедеятельности, которая содержит в себе в концентрированной форме весь предыдущий исторический опыт, прорисовывающийся в его поведении. Этим обусловливаются механизмы этнической идентификации, что совпадает с мнением Гумилёва Л.Н., который определяющим динамическим признаком этноса выдвигает стереотипы поведения, обладающие способностью объединять разные планы реальности в едином целом на основе символического поведения. Символы (в понимании их как «стереотипизированные явления») кристаллизуются в рамках определённой культуры вокруг смысловых «стержней», предопределяемых социально-экономической практикой и живым психологическим содержанием, в «комплексности» представлений, имеющих выраженный архетипический характер.
Музыкальный фольклор отражает данные закономерности преломления действительности в манифестации «сверхфункции» -коммуникативности, обусловливающей тотальную мобильность всех его элементов. Социо-защитную (регуляти вно-адаптивную) в нём роль играют типологически заданные, «охранительные» пределы мобильности -традиции. При этом типология берётся весьма широко - от элементов мелодики до «кроссжанровых» в музыкально-этнографических комплексах. Все компоненты структуры музыкального фольклора: интонационные, вербальные, мимесисные - обладают информационностью, знаковостью. Общетеоретический круг проблем, с этим взаимосвязанный, способствует получению необходимой информации, что методологически осуществляется на основе сравнительных и сопоставительных операций образцов различной степени однородности: жанровой, региональной и т.п.
Исходя из этого, приоритетным в семантическом рассмотрении фольклорных текстов (в широком их понимании) становится анализ «исторической части души»: в эволюции от цельности смысловой системы доклассового общества, где константой выступало стадиальное по характеру отождествление космоса и общества, к дифференцированности мировоззрения на отдельные идеологии в современном мире. Целью интерпретации фольклорного текста при этом становится показ как общих истоков гуманитарного наследия, так и историко-стадиальных особенностей традиционной культуры: во-первых, «архаики в понимании первобытного слоя религий», то есть тех представлений, которые сформировались в период индоевропейской общности; во-вторых, древней славянской песенности - календарно-обрядовой, со временем трансформировавшейся в элементы праздника и сопровождающих его игр; в-третьих, «нового уровня исторического опыта русского народа» -Православия. Без него была бы другая культура, а, значит, и духовная судьба России. В понимании обусловленности процессов расщепления мифологического образа и его трансформации, в связи с возникновением и развитием исторического сознания, предстаёт соотнесённость образно-символической сферы с жанрами «фольклора по происхождению» или «фольклора по бытованию». В них эволюционный образно-тематический процесс отражает динамику обрядово-практической и поэтической функций в историко-стадиальных пластах песенности, в показе процесса превращения общечеловеческих ценностей в конкретные и узнаваемые в этнокультурном наследии.
В заключении следует сказать, что исследования подобного типа, способствуя активизации деятельности в сфере музыкального фольклора, дают возможность узнать о тех гуманитарно-гуманистических потенциях, которые необходимо максимально использовать для духовного и нравственного совершенствования, для того, чтобы узнать и признать широкие горизонты более глубинного и мудрого внутреннего «Я», чтобы интегрировать в свою жизнь могучие и богатейшие силы музыкального фольклора.
Заключение
Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что целостность российского культурологического пространства скрепляется не только политическими реформами и преобразованиями, но и органичным функционированием в нём изначальных, генетически ему присущих инкультурационных механизмов, взаимосвязанных с социальными фактами и явлениями. Они суть источники и детерминанты исторически развивающейся культуры, формирующие её ядро из общечеловеческих и этнических ценностей. Способы их воспроизводства и освоения носят исторически обусловленный рационально-деятельностный поведенческий характер и связаны с областью формирования смыслов. Структурируясь по функционально-генетическому принципу, они заложили те семиотические ресурсы, которые позволили человеку передавать знания через систему знаков: прогностических, прикладных искусств, управления, счисления, воспитания (обряды и игры), языка, знаков неприкладных искусств (музыка, танец, изобразительное искусство). Данная совокупность знаковых систем, сложившаяся в «первоначальном» обществе, отражает процесс его становления в обусловленности ими умственной, эмоциональной и нравственной жизни и, в то же время, привлекает предметный интерес к фольклору - «колыбели» социализации человека. Особо следует остановиться на функционировании до-письменных знаковых ансамблей -«совокупности знаков разных систем, действующих совместно», дополняющих друг друга. В этом отношении музыкальный фольклор, объясняющий отношение человека к миру, есть одновременно ансамбль знаковых систем.
Музыкальный фольклор являет собой культурологическую парадигму, в которой переплетаются общественное и индивидуальное, духовное и материальное, теоретическое и практическое. В то же время феномен музыкального фольклора предстаёт как явление глубинного пласта культурологического генезиса.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сараева, Любовь Павловна, 2006 год
1. Аверинцев, С.С. Морфология культуры Освальда Шпенглера/ С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. 1968. - № 1.
2. Агапкина, Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т.А. Агапкина. М., 2002. - 816 с.
3. Алексеев, Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика / Э.Е. Алексеев. 1-е изд. - М.: Сов. композитор, 1990. - 168 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2002. - 288 с. - (серия Мастера психологии).
5. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учебное пособие / В.П. Аникин. -М.: Высш. шк., 1987. 285 с.
6. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учебное пособие / В.П.Аникин. М.: Высш. шк., 2001. - 726 с.
7. Аникин, В.П. Теория фольклора. Курс лекций / В.П. Аникин. 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 432 с.
8. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.З. - М.: Мысль, 1971 (АН СССР. Ин-т философии. Философ, наследие). - 760 с. с илл.
9. Антонюк, В.Г. Феноменукраинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем / В.Г. Антонюк. Автореф. дисс. доктора культурологии. - М., 2000. - 39 с.
10. Антонян, Ю.М. Миф и вечность / Ю.М. Антонян. М.: Логос, 2001. -464 е.: ил.
11. И. Аркадьев, М.А. Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто / М.А. Аркадьев // Философско-литературный журнал «Логос». 1995. - № 6.
12. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2 / Ред., вступ. статья, с.3-18, и коммент. Е.М.Орловой. Изд.2-е. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1971. - 376 с.
13. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. - 216 с.
14. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
15. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и комментарии Ю.М.Медведева, вступ. ст. Б.П. Кирдана. М.: Современник, 1982. - 464 с.
16. Бакач, Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа / Н.Б. Бакач. Дисс. канд. философ, наук. -Волгоград, 1998.- 130 с.
17. Балакина, Т.И. История отечественной культуры / Т.И. Балакина. -4.1. -М.: Новая школа, 1994.-80 с.
18. Баландин, А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике / А.И. Баландин. М.: Наука, 1988. - 222 с.
19. Бахтин, М.М. Собрание сочинений / М.М. Бахтин. Т.5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. - 731 с.
20. Белик, A.A. Культурология. Антропологические теории культур / A.A. Белик. М.: Российский гос. гум. университет, 1998. - 238 с.
21. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX века).
22. Бердяев, H.A. Духи русской революции // Литературная учеба, 1990, №2.-192 с. — СЛ23.
23. Богатырёв, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. М.: Изд-во Искусство, 1971. - 544 с.
24. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 352 с.
25. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «НОРИНТ», 2001. - 1456 е.: ил.
26. Бранский В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. -Калининград, 1999. 704 с.
27. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1973.
28. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
29. Вернер, И. К происхождению и распространению антов и склавенов. -CA.-1972.-№4.
30. Веселовский, А.Н. Историческая поэтикам / А.Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
31. Виноградова, Л.Н. Фольклорный факт в этнографическом контексте / Л.Н. Виноградова // Фольклор: Песенное наследие. М.: Наука, 1991. -216с.
32. Власова, М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь/ М. Власова. СПб.: Азбука, 1998. - 672 с.
33. Волков, Ю.Г. Энциклопедический словарь / Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов. М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
34. Волкова, П.С. Эмотивность как средство интерпретации смысла художественного текста / П.С. Волкова. Дисс. канд. филол. наук. -Волгоград, 1997. 162 с.
35. Володина, К.В. Памятники культового искусства как духовная ценность секулярного общества (на примере русской православной иконы) / К.В. Володина. Дисс. канд. философ, наук. М., 1998. -158 с.
36. Восточные славяне. Антропология и этническая история. 2-е изд. -М.: Научный мир, 2002. 342 с.
37. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.
38. Вянок беларусюх народных песень / Зашс У.Рагов1ча. Мн.: Навука 1 тэхшка, 1988. - 432 е.: ш.
39. Гадамер, Г. Истина и метод / Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
40. Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. Изд. 2-ое, доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000.-352 с.
41. Гервер, Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия) / Л.Л. Гервер. М.: Индрик, 2001. - 248 с.
42. Гердер Й. Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. и прим. А. В. Михайлова. М.: «Наука», 1977. - 703 с.
43. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, ФЛИНТА, 1998. - 432 с.
44. Гилберт, Райл. Понятие сознания / Гилберт Райл. Перевод с англ. -М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.
45. Головина, Р.В. Антропонимы в русской народной лирической песне. / Р.В. Головина. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Орёл, 2001. -С. 17.
46. Гомоюнов, С.Г. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. -1994. № 2.
47. Гофман, А., Левкович, В. Обычай как форма социальной регуляции // Советская этнография. 1973. - №1.
48. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. М.: Рольф, 2001.-560 е.: илл.
49. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. М., 1990. - 395 с.
50. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. Л.: Наука, 1967. - 319 с.
51. Гусева, Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов / Н.Р. Гусева. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002. - 336 е.: илл.
52. Гуськов, Д.А. Дискурс анализ в социологии научного знания: история и перспективы / Д.А. Гуськов. Автореф. дис. канд. социолог, наук. - Харьков, 1993 (в пер. с укр.). - 165 с.
53. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. СПб.: Литера, 1996. - 477 с.
54. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-573 с.
55. Дёмин, В. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси / В. Демин. М.: Вече, 1997. - 560 с.
56. Добровольский, Б.М. Об эстетической оценке песен русских рабочих, как музыкально-поэтического комплекса / Устная поэзия рабочих России. М. - Л.: АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом, 1965.-90 с.
57. Домострой / Сост., вст. ст., пер. и коммент. В.В.Колесова; подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой; худож. А.Г. Тюрин. М.: Советский композитор, 1990. - 304 е.: ил.
58. Ерёменко, К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники / К.А. Еременко. Книга первая. М.: Советский композитор, 1991. -320 с.
59. Ерёменко, К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники / К.А. Еремина. Книга вторая. М.: Советский композитор, 1991. -281 с.
60. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор / В.И. Еремина. Д.: Наука, 1991. -207 с.
61. Ефименкова, Б.Б. Ритмика русских традиционных песен:
62. Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество» Б.Б. Ефименкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1993.- 154 с.
63. Жиленкова, И.И. Региональная топонимика (ойконимия Белгородской области): Учебное пособие по спец. курсу/ И.И. Жиленкова. Белгород: изд-во БелГУ, 2001. - 42 с.
64. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины. -Белгород, 2000. 265 с.
65. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие / М.С. Жиров. -Белгород: Изд-во БелГу, 2003. 312 с.
66. Жиров, М.С. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района: Учебно-методическое пособие. Белгород, 2001.- 154 c.-C.l 11.
67. Забылин, М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия / М. Забылин. М.: Русская книга, 1996. - 496 с.
68. Зарипов, Р.Я. Некоторые заметки об историческом самосознании // Философия. Общество. 2000.-№ 3.
69. Земцовский, И. Мелодика календарных песен / И. Земцовский. JL: Музыка, 1975.-222 с.
70. Земцовский, И. Народная музыка и современность / И. И. Земцовский // Современность и фольклор. Статьи и материалы. Сост. В. Е. Гусев, А. А. Горковенко. Отв. ред. В. Е. Гусев. Москва: «Музыка», 1977.-348 с.
71. Земцовский, И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистко-ленинской методологии / И. Земцовский // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1972. - 394 с.
72. Зинченко, В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие / Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. М.: Флинта: Наука, 2002. - 200 с.
73. Зотова, И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. -Белгород: Истоки, 2005. 95 с.
74. Зрелищно-игровые формы народной культуры: Сборник научных статей. Серия Фольклор и фольклористика. JL: Наука, 1990. - 218 с.
75. Зубарева, J1.A. История развития музыки: Учебное пособие для студентов педвузов РФ / J1.A. Зубарева. Второе издание. Белгород: Везелица, 2001.-278 с.
76. Иванов, А.Н. Фёдор Тиран в эпике казаков-некрасовцев / А.Н. Иванов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. тр. Вып. 4. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1994. - 196 с.
77. Игнатов, В.И. Русские исторические песни / В.И. Игнатов: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1970. - 256 с.
78. Ильин, И.А. О национальном воспитании // И.А. Ильин. Путь к очевидности.-М.: Республика, 1993.-430 с.
79. Ильяева, И.А. Синергия социального духа / Ильяева, И.А., Белозёрова И.А., Кожемякин Е.А., Шаповалова И.С. / Под общей редакцией доктора филос. наук, проф. Ильяевой И.А. Белгород, 2000.-144 с.
80. Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Перевод с польского
81. A.Ермилова и Б.Фёдорова. Редакция А.Я.Кушева. Предисл.
82. B.Разумного (с.5-20). М.: Изд. иностр.лит., 1962. - 572 с. с нот.илл.
83. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия / Гл. ред. Б.В.Иогансон. Т.4. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - 668 е.: илл.
84. Исторические песни / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелев. М.: Русская книга, 2001. - 528 е.: илл. - (Б-ка русского фольклора. - Т.7).
85. Исторические песни XIX века. Издание подготовили Л.В. Домановский; О.Б. Алексеева, Э.С. Литвин. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1973. - 283 с.
86. Исторические песни XVIII в. / Издание подготовили О.Б.Алексеева и Л.И.Емельянов. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1971. - 355 с.
87. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. М.: Логос, 2000. - 456 е.: ил.
88. История современной отечественной музыки: Учебное пособие. Вып.З / Ред.- сост.Е.Долинская. М.: Музыка, 2001. - 656 е., нот.
89. История философии: Учебник для вузов / В.Ильин. СПб.: Питер, 2003. - 732 е.: ил. - (Серия Учебник для вузов).
90. История философии: Энциклопедия: Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
91. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М.: 1974.
92. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи / М.С. Каган. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 384 с.
93. Каган, М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Части I, II, III. -JT.: «Искусство», Ленинградское отделение, 1972 г. 304 с.
94. Кандыба, Д.В. Тайны человеческой психики / Д.В. Кандыба. Т. 1. СПб.: Каро, Вита, 1996. - 206 с.
95. Карачаров, И.Н. Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псел (Белгородско-Курское пограничье) / И.Н. Карачаров, Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 2004. - 22 с.
96. Каргин, A.C. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств / A.C. Каргин. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
97. Каргин, A.C., Хренов, H.A. Фольклор и кризис общества / Каргин
98. A.C., Хренов H.A. М.: Государственный центр русского фольклора, 1993.-164 с.
99. Карнаухов, В.А. Мотивационно-смысловые образования в структуре направленности личности: Учебное пособие / Карнаухов В.А. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. 71 с.
100. Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке / Эрнст Кассирер. М.: Гардарика, 1998. - 784 с. (Лики культуры).
101. Киреевский, И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии / И.В. Киреевский // Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979.-439 с.
102. Кичигин, В.П. Народная культура Юга России: Белгородская область
103. B.П. Кичигин // Опыт систематизации этнофольклорного материала. Белгород, 2000. - 407 с.
104. Климова, С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры / С.М. Климова. СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.
105. Ключевский, В.О. Сочинения. В 9 т. Т.VI. Специальные курсы / Под ред. B.JI. Янина; Послесл. Р.А.Киреевой; Коммент составили В.Г. Зимина, Р.А.Киреева. - М.: Мысль, 1989. - 476 с.
106. Князев, E.H. Синергетический вызов культуре / E.H. Князев // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. -М.: Прогресс традиция, 2000. - 249 с.
107. Князева, E.H. Международный московский синергетический форум // Вопросы философии. -1996. -№ 11.
108. Когай, Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 5.
109. Колесников, A.A. Особенности переосмысления библейского архетипа Жертвы в романах Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Автореф. дисс. канд. филолог, наук.- Орёл, 2001.-24 с.
110. Колесникова, И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. -№3.
111. Колесницкая, И.М. О некоторых древнейших формах народных песен. (Песня в сказке и родственные ей песенные виды) // Русский фольклор. Из истории русской народной поэзии. Л.: Наука, 1971. -Т.12.-396 с.
112. Колесов, Д. В. Эволюция психологии и природа наркотизма / Д.В. Колесов. М.: Педагогика, 1991. - 311 с.
113. Колпакова, Н.П. Песни и люди. О русской песне / Н.П. Колпакова. -Л.: Наука, 1977.- 134 с.
114. Колпакова, Н.П. К вопросу о жанровом соотношении бытовых народных песен у восточных славян / Н.П. Колпакова // Русский фольклор. Народная поэзия славян. М. - Л.: Наука, 1963. - Т.8. -196 с.
115. Колпакова, Н.П. Лирика русской свадьбы / Н.П. Колпакова. Л.: Наука, 1973.-184 с.
116. Колпакова, Н.П. Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни / Н.П. Колпакова / Русский фольклор. Материалы и исследования. М.: Наука, 1960. - Т.5. - 382 с.
117. Колпакова, Н.П. Русская народная бытовая песня / Н.П. Колпакова. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 284 с.
118. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство ACT», 2003. - 512 с.
119. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 192 с.
120. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её / Н.И. Костомаров. В 4-х т. Т. 1 / Вступ. статья А.Ф.Смирнова; Составление, комментарии, указатель A.M. Кузнецова. - М.: Риполклассик, 2001. - 592 с.
121. Котельников, Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика / Г.А. Котельников. Белгород: БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2000. -162 с.
122. Котляр, Н. Древний Киев в новейших изысканиях / Н. Котляр, П. Толочко // Общественные науки. 1982. - № 2 (Академия наук СССР).
123. Котлярова, E.H. Относительные прилагательные русского языка в семантико-деривациональном аспектах: Монография / E.H. Котлярова, C.B. Крюкова, Г.М. Шипицына. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.-252 с.
124. Котовская, М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии / М.П. Котовская / Отв. ред. Е.П. Челышев. М.: «Наука», 1982. - 256.
125. Коул, М. Культура и мышление. Психологический очерк / М. Коул, С. Скрибнер. Пер. с англ. канд. психол. наук П.Тульвисте; Под. ред. и с предисл. д.чл. АПН СССР А.Р.Лурия. М.: Прогресс, 1977. - 261 с.
126. Кошарная, С.А. Миф и язык: опыт лингвокультурологической реконструкции мифологической картины мира / С.А. Кошарная. -Белгород: Издательство Белгородского университета, 2002. 288 с.
127. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка / И.В. Кошмина: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: История. Стиль. Жанры. - 224 е.: ноты.
128. Краткая философская энциклопедия: М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.
129. Кукушкин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин, Л.Д. Столяренко. Ростов/нДону: Феникс, 2000. - 448 с.
130. Кулабухова, М.А. Древнеславянская мифология: Учебное пособие / М.А. Кулабухова. Белгород, БелГИК, 2002. - 168 с.
131. Кулаковский, Л. Песня. Её язык, структура, судьбы (на материале русской и украинской народной, советской массовой песни) / Л. Кулаковский.-М.: Советский композитор, 1962.-341 с.
132. Культура: методология исследования, опыт и проблемы преподавания (научно-методический материал по философии, культурологи, истории). 4.IV. - Белгород, 1999. - 61 с.
133. Культура: методология исследования, опыт и проблемы преподавания // Научно-методический материал по философии, культурологи, истории. 4.VI. - Белгород, 2001. - 141 с.
134. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998. - 447 с.
135. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998.-447 с.
136. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / Н.Г.Багдасарьян, А.В.Литвинцева, И.Е.Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьяна. -5-е изд., испр. и доп. М.: Высш. школа, 2004. - 705 с.
137. Курганский, С.И. Ценностные основы современного культурного процесса / С.И. Курганский. Автореф. дисс. канд социол. наук. -Белгород, 1995. 46 с.
138. Куталев, Д. Астрология как историко-культурный феномен / Д. Куталев. Дисс. канд. философ, наук. Москва, 2001. - 145 с.
139. Лащенко, Н.Д. Философско-педагогические взгляды Е.И. Рерих: Монография / Н.Д. Лащенко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.-128 с.
140. Лебедев, С.Д. Мифотворчество как социокультурный фактор функционирования современного технического знания / С.Д. Лебедев. Дисс. канд. социол. наук. БГТАСМ, Белгород, 1996. -156 с.
141. Ленин, В.И. Философские тетради / Полное собрание сочинений. Т. 29. М.: Издательство Политической литературы, 1977. - 782 с.
142. Листопадов, A.M., Арефин, С.Я. Песни донских казаков, собранные в 1902-1903 гг. / A.M. Листопадов, С.Я. Арефьев. Вып. 1. Изд. Войска Донского. М., нотопеч. П. Юргенсона, 1911. - 152 с. с ил.; 1 л. карт.
143. Лихачёв, Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки / Д.С. Лихачев.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. 575 е.: ил. - (Наука. Мировоззрение. Жизнь).
144. Лосев, А. Музыка как предмет логики / А. Лосев. София: Иван Вазов, 1996.-266 с.
145. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители XX века).
146. Лотман, Ю.М. A.C. Пушкин / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1995.- 847 с.
147. Лотман, Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки / Ю.М. Лотман. М.: 1973. - 634 с.
148. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 2001.-848 с.
149. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 2000.- 704 с.
150. Лотман, Ю.М. Феномен культуры // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. Вып. X. Уч. зап. Тарт. ун-та, вып. 463 / Ю.М. Лотман. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1978. - 230 с.
151. Лукин, В.А.Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. вузов / В.А. Лукин. М.: Издательство Ось-89,1999. - 186 с.
152. Львов, H.A., Прач, И. Собрание народных русских песен с их голосами / H.A. Львов, И. Прач. М.: Музгиз, 1955. - 350 с.
153. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки методика анализа малых форм / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. М., 1967. - 702 с.
154. Максимов, C.B. Крылатые слова и выражения русского народа / C.B. Максимов. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 512 с.
155. Малые формы фольклора: Сборник статей памяти Г.Л. Пермякова. Сост. Т.Н. Свешникова. М.: Изд. Фирма Восточная литература РАН, 1995.- 384 с. (исследования по фольклору и мифологии Востока).
156. Марков, Б.В. Знаки бытия / Б.В. Марков. СПб.: Наука, 2001. - 567 с.
157. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 12. - М.: Гос. изд. полит, литературы, 1958. - 880 с.
158. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Изд. центр Академия, 2001. -208 с.
159. Материалы кафедры народного хора БелГИК.
160. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопросы философии. -1991. -№ 10.
161. Минаев, Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства / Е.А. Минаев. Автореф. дисс. докт. искусствоведения. М., 2000. - 51 с.
162. Миронов, Б.Н. Отношение к труду в дореволюционной России // Социологические исследования. 2001. - № 10.
163. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 672 с.
164. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский 4-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-736 с.
165. Мудрик, A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластёнина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
166. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т. 5. - М.: Сов. энцикл., 1981.- 1056 с.
167. Музыкальная энциклопедия. Т.2. - М.: Сов. энциклопедия, Сов. композитор, 1974. - 959 с.
168. Музыкальная эстетика Германии XIX века // Памятники муз.-эстет. мысли. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Музыка, 1981. - 414 с.
169. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991. 240 е., нот.
170. Н. Бердяев о русской философии / Сост., вступ. ст. и прим. Б.В.Емельянова, А.И.Новикова. 4.2. - Свердловск: изд-во Урал, унта, 1991.-240 с.
171. Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева СПб.: РХГИ, 1994. - 573 с.
172. Набоко, М.В. Былинная песня об Александре Македонском // Сохранение и возрождение традиций. Сб. науч. трудов. Вып.1. М.: Госуд. респ. центр рус. ф-ра, 1994. - 196 с.
173. Налепин, А. Иллюзия «жирного царства» // Литературная учеба, 1990, №2. -192 с. -С.96.
174. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ.; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. М.: Рос. ин-т культурологии , 2000. - 219 с.
175. Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Изд-во Шаповалова, 1996. - 192 с.
176. Народные песни сёл Купино и Большое Городище Шебекинского района Белгородской области. Белгород: «Везелица», 1995. - 132 с. -С.101.
177. Некрасов, С.И. Явления разума и духа: коэволюционный подход: Монография / С.И. Некрасов. Владимир: Издательский дом Круг, 2001.-300 с.
178. Некрасова, H.A. Феномен духовности: бытие и ценность: Монография / H.A. Некрасова. Белгород: изд-во БелГУ, 2003. - 232 с.
179. Немировский, А.И. Мифы и легенды Древнего Востока / А.И. Немировский. -М.: Просвещение, 1994. 368 с.
180. Никитина, Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.Д. Никитина. М.: Издательский центр Академия, 1999. - 272 с.
181. Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2001. - 1280 с.
182. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
183. Нойманн Эрих. Происхождение и развитие сознания / Пер. с англ. -М.: Рефлбук; К.: Ваклер, 1998. 464 с. (Серия Созвездия мудрости).
184. Обряды и обрядовый фольклор. Т.1. Серия Фольклорные сокровища московской земли. - М.: Наследие, 1997. - 432 с.
185. Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: Наука, 1994.-275 с.
186. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 7. Народы и культуры / Пер. с англ. - М.: Издательский Дом ИНФРА -М.: Издательство Весь Мир, 2000. - 416 с.
187. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
188. Осипова, О.С. Славянское языческое миропонимание (Филос. иссл.) / О.С. Осипова. М.: Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (Техн. ун-т), 2000. - 53 с.
189. От Рождества до Крещения. Зимние народные праздники Белгородской области // Экспедиционная тетрадь №5. Белгород, 1998.-45 С.-С.29.
190. От фольклора до джаза. Сборник научных статей / Редакторы-составители: И.М. Шабунова, Т.С.Рудиченко. Ростов н/Д: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, 2002. - 232 с.
191. Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. М.: OJIMA - ПРЕСС, 1999. - 544 с.
192. Пахомов, Е.И. Социокультурные основания и механизмы формирования современной правовой культуры / Е.И. Пахомов.-Дисс. канд. философ, наук. Белгород, 2001. - 149 с.
193. Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., статьи и коммент. Д.С.Лихачёва; под ред. В.П.Андриановой-Перетц; Рос. акад. наук. -2-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 1999. - 670 с. - (ЛП: Литературные памятники).
194. Попов, B.C. Русская народная песня в самодеятельном хоре. Методика, опыт / B.C. Попов. М.: Профиздат, 1977. - 214 с.
195. Попова, Т.В. Основы русской народной музыки / Т.В. Попова. М.: Музыка, 1977.-224 с.
196. Попова, T.B. Русское народное музыкальное творчество / Т.В. Попова. Вып.1. - М.: Госуд. муз. изд-во, 1962. - 300 с.
197. Потебня, A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня. М.: Лабиринт, 1999. -269 с.
198. Потебня, A.A. Собрание трудов. Символ и миф в народной культуре / A.A. Потебня. М.: Лабиринт, 2000. - 479 с.
199. Поэтика русских народных лирических песен. М.: Изд-во МГУ, 1974.- 167 с.
200. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.-431 с.
201. Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2002. - 432 с. (Библиотека Института славяновдения РАН).
202. Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сб. статей / Сост. A.C. Белоненко. Л.: Музыка, 1979. - 184 с.
203. Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. Вып.1. М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1972. 395 с.
204. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2001.- 192 с.
205. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора // Собрание трудов В.Я. Проппа / Сост., предисл. и коммент. А.Н. Мартыновой. М.: Лабиринт, 1998. -352 с.
206. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избр.статьи / В.Я. Пропп; (Сост., ред., предисл. и примеч. Б.Н.Путилова; АН СССР, Ин-т востоковедения). -М.: Наука, 1976. 325 е.: 1 л. портр. -(Исследования по фольклору и мифологии Востока).
207. Пропп, В.Я. Фольклор. Литература. История / В.Я. Пропп / Составление, научная редакция, комментарии, библиографический указатель В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. - 464 с. - (собрание трудов).
208. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Е.А. Кротков. М.: Центр, 2002. - 256 с.
209. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди / Б.Н. Путилов. СПб.: Азбука, 2000. - 368 с.
210. Пятигорский, A.M. Избранные труды / A.M. Пятигорский. М.: Школа Языки русской культуры, 1996. - 590 с.
211. Радугин, A.A. Социология: Курс лекций /A.A. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд., перераб. и дополн. М.: Центр, 2000. - 244 е.: ил.
212. Радугин, A.A. Философия: Курс лекций / A.A. Радугин. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 1999. - 272 с.
213. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт коллективного исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Уралтрейд, 2000. - 62 с.
214. Разин, Е.А. История военного искусства / Е.А. Разин. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны. - М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1955. - 528 с.
215. Разин, Е.А. История военного искусства / Е.А. Разин. Т.2. Военное искусство феодального периода войны. - М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Москва, 1957. - 627 с.
216. Рекомендации о сохранении фольклора // Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост. И.Д. Никулин М.: Логос, 1993.- 639 с.
217. Римский, В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий: Монография / В.П. Римский. -Белгород: Крестьянское дело, 2003. 184 с.
218. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение / Ю.В. Рождественский. М.: ЧеРо, 1996. - 288 с.
219. Рождественский, Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование / Ю.В. Рождественский. М.: Флинта: Наука, 2002. - 112 с.
220. Розин Вадим. Семиотические исследования / Вадим Розин. СПб.: Университетская книга, 2001. - 256 с.
221. Рубцов, Ф.А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: Опыт исследования / Ф.А. Рубцов. JL: Советский композитор, 1962. - 115 с.
222. Руднева, A.B. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора / A.B. Руднева. М.: Советский композитор, 1990. -224 с.
223. Русская мысль о музыкальном фольклоре (материалы и документы) / Вст. ст., сост. и коммент. П.А. Вульфиуса. М.: Музыка, 1979. - 161 с.
224. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия: Сборник / Сост, подгот. текста, предисл. к разделам и коммент. Ал. Горелова. Л.: Художественная литература, 1984.- 584 е.: илл.
225. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста К. Чистова и Б. Чистова; Вступ. ст., предисл. к разделам и коммент. К. Чистова. Л.: Художественная литература, 1984.- 528 е.: илл.
226. Рыбаков, Б.А. Язычество древнего славянства / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1994.-608 с.
227. Рытов, Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие / Д.А. Рытов. ВЛАДОС, 2001. - 384 е.: ил.: ноты.
228. Свято-Русские Веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А.И. Асова.- М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 576 с.
229. Семёнова, Мария. Быт и верования древних славян / М. Семёнова.-СПб.: Азбука, 2000.-500 с.
230. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -702 с.
231. Серяков, M.JI. Голубиная книга священное сказание русского народа / M.J1. Серяков. - М.: Алетейа, 2001. - 664 е.: ил. -(Славянские древности).
232. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис-Лак, 1995.-413 с.
233. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. -М.: Международные отношения, 2002. - 512 с.
234. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. -М.: Академия, 2002. 576 с.
235. Словарь символов. Надя Жюльен. Иллюстрированный справочник. -2-ое издание. Свердловск: Изд-во Урал П.Т.Д., 2000. - 498 с.
236. Снегирёв, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. Ч. 1. -М.: Сов. Россия, 1990. - 160 с.
237. Собрание народных песен П.В. Киреевского / Записи П.И. Якушкина. Т.2. - Л.: Изд-во Наука, Лен. отд., 1986. - 560 с.
238. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Т.1. - Л.: Изд. Наука, Ленин, отд., 1977. - 634 с.
239. Соколов, Ф. В.В. Андреев и его оркестр / Ф. Соколов. Л.: Госмузиздат, 1962 г. - 109 с.
240. Соколова, Т.С. Очерки по русской лингвофольклористике: Монография / Т.С. Соколова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 188 с.
241. Соловьев, Вл.С. Лекция. Исторические дела философии, произнесенная им в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988. - № 8.
242. Соломонова H.A. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX вв. (Этномузыкологические очерки) / H.A. Соломонова. Автореф. дисс. д-ра искусствоведения. М., 2000. - 24 с.
243. Сорокин, П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика / П.А. Сорокин. СПб.: Алетейя, 2000. - 315 с.
244. Сохор, А. Статьи о советской музыке / А. Сохор. Л.: Ленингр. отд.: Музыка, 1974.-216 с.
245. Ставрографический сборник. Книга I: Сб. статей. М.: Древлехранилище, 2001. - 382 е.: илл.
246. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2001. -990 с.
247. Стивен Прист. Теория сознания / Пер. с англ. Грязнова А.Ф. М.: Идея - Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 288 с.
248. Стрельцова, ЕЛО. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания / Е.Ю. Стрельцова. М.: МГУКИ, 2003. - 248 с.
249. Тайлор, Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор / Пер. с англ. Д.А. Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.
250. Тараканов, М.Е.: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи /М.Е. Тараканов: Материалы конференции «Фоносфера человек -сообщество». - М. - СПб.: Алетейя, 2003.- 300 с.
251. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978.- 279 с.
252. Токарев, С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX начала XX века. - М. - Л.: Изд-во Акад.наук СССР, 1957. - 164 с. - (Музей истории религии и атеизма).
253. Толстая, С.М. К проблеме комплексного изучения фольклора (Фольклор: Песенное наследие) / С.М. Толстая. М.: Лабиринт, 2002.- 198 с. -С.41 -65.
254. Топоров, В.Н. О древнеиндийской заговорной традиции / Малые формы фольклора / В.Н. Топоров: Сборник статей памяти Г.Л.
255. Пермякова / Сост. Т.Н. Свешникова. М.: Изд. Фирма «Восточная литература РАН, 1995. - 384 с.
256. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района: Учебно-методическое пособие.- Белгород, 2001. 154 с.
257. Традиционная культура Губкинского района // Экспедиционная тетрадь. Вып. 12. Белгород, 2001. - 43 с.:нот. - С.39-40
258. Традиционная культура Шебекинского района // Экспедиционная тетрадь. Вып. 14. Белгород, 2002. - 86 с. - С.52-54.
259. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер / Пер. с англ. С. Палька. М.: ФАИР-Пресс, 1999. - 448 с.
260. Трубецкой, Н.С. Об истинном и ложном национализме / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 1999. - 560 с.
261. Трубецкой, Н.С. Об истинном и ложном национализме / Н.С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. -М.: Наука, 1993. 367 с. - С.544.
262. Трубников, H.H. Проблема времени в свете философского мировоззрения / H.H. Трубников // Вопросы философии -1998. №2.
263. Уваров, A.C. Христианская символика. Символика древнехристианского периода A.C. Уваров. М.: Изд-во Православный свято-тихоновский Богословский институт, 2001. - 241 с.
264. Умберто, Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Умберто Эко. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 432 с.
265. Успенский, H.A. Образцы древнерусского певческого искусства. Музыкальный материал с историко-теоретическими коммент. и илл./ H.A. Успенский. Изд. 2-е, доп. - JL: Музыка, 1971. - 669 с.
266. Устно-поэтические легенды Белгородской области: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / Сост. В.П. Кичигин. -Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2000. -188 с.
267. Февр, J1. Бои за историю / J1. Февр. -М.: Наука, 1991. 630 с.
268. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2000. - 547 с.
269. Флиер, А.Я. Культурогенез в истории культуры / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. -1995. № 3. - С. 137-148.
270. Фольклор: Песенное наследие. М.: Наука, 1991. - 261 с.
271. Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор. - М.: Наследие, 1997. - 424 с.
272. Фольклорные традиции села Мощёное Яковлевского района. -Белгород, 1998. 88 с. - С.65-66.
273. Франк, C.J1. Реальность и человек / C.JI. Франк / Сост. А.А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997. - 448 с.
274. Фрезер, Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ / Дж. Фрезер. 2-е изд., испр. - М.: Политиздат, 1989, - 542 с.
275. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг / Подготовка текста и общая редакция Н.В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997.-445с.
276. Фролов, Н.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / Н.Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. - 549 с.
277. Хайдеггер, М. Разговор на просёлочной дороге / М. Хайдеггер: Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с. (Б-ка философа).
278. Харлап, М.Г. Ранние формы искусства / М.Г. Харлап. М.: Искусство, 1972. - 148 с.
279. Харлап, М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции / М.Г. Харлап. -М.: Музыка, 1986.- 102 с.
280. Холопова, В.Н. Мелодика: научно-методический очерк / В.Н. Холопова. М.: Музыка, 1984. - 88 е., нот. (Вопросы истории, теории, методики).
281. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Издательство Лань, 2000. - 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).
282. Холопова, В.Н. Музыкальный ритм: Очерк / В.Н. Холопова. М.: Музыка, 1980. - 71 е., нот., схем (Вопросы истории, теории и методики).
283. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. СПб.: Издательство Лань, 2002. - 368 е.: ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
284. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1997.-528 с.
285. Хрестоматия по истории философии (русская философия). В 3 ч. Ч. 3. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1997. - 672 с.
286. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т.Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. -М.: Политиздат, 1991. - 461 с.
287. Чередниченко, Т. Музыка в истории культуры: Курс лекций / Т. Чередниченко. Вып. 1. - М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. - 218 с.
288. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. - М.: Просвещение, 1971.-542 с.
289. Шатохин, И.Т. Введение в археологию Белгородского края / И.Т. Шатохин. Белгород, 2001. - 64 с.
290. Шинкарук, В. Природа и функция мировоззренческого сознания / Шинкарук В., Иванов В. // Общественные науки 1982. - № 2. (Академия наук СССР).
291. Шкуратов, В. Историческая психология / В. Шкуратов. М.: Смысл, 1997.-505 с.
292. Шпенглер, О. Закат Европы: (Перевод). Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. - 584 с.
293. Шпет, Г.Г. Психология социального бытия / Г.Г. Шпет / Под ред. Т.Д. Марцинковской; Вступ. ст. Т.Д.Марцинковской. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.- 492 с.
294. Щуров, В.М. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995. -360 с.-С.314.
295. Щуров, В.М. Белгородское Приосколье. Вып. 2. Песенный нотный сборник. Белгород, 2004. - 291 с. - С. 216-222.
296. Щуров, В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве / В.М. Щуров // Музыкальная фольклористика. М., 1986. - 134 с.
297. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 464 е., нот.
298. Элиаш, Н.М. Русские свадебные песни / Н.М. Элиаш. Орел: Орловский государственный педагогический институт, 1966. - 86 с.
299. Энциклопедия русских обычаев / Автор-сост. Юдина Н.А. М.: Вече, 2001.-512 с.
300. Эткинд, Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX вв. / Е.Г. Эткинд. -М.: Школа Языки русской культуры. 1999. - 448 с.
301. Этнология: Учебное пособие. М.: ЦИНО общества Знание России, 1997.- 142 с.
302. Юнг К.Г. и современный психоанализ. М.: Добросвет, 1997. -196 с.
303. Юнг, К. Избранное / Пер. с нем. Е.Б. Глушак, Г.А. Бутузов, М.А. Собуцкий, О.О. Чистяков; Отв. ред. C.JI. Удовик; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО Попурри, 1998. - 448 с.
304. Юнг, К.Г. Божественный ребёнок: Аналитическая психология и воспитание / К.Г. Юнг. М.: Олимп, ООО Издательство ACT-ЛТД, 1997.-400 с.
305. Яблоков, И.Н. Социология религии / И.Н. Яблоков. М.: Мысль, 1979.- 182 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.