Традиционный словесный фольклор и масс-медиа: тенденции взаимодействия в современном медиапространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Зенин, Сергей Николаевич

  • Зенин, Сергей Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 177
Зенин, Сергей Николаевич. Традиционный словесный фольклор и масс-медиа: тенденции взаимодействия в современном медиапространстве: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2009. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Зенин, Сергей Николаевич

Введение.

Глава 1. Традиционный словесный фольклор в историко-культурной рефлексии.

1.1. Культурно-историческая эволюция словесного фольклора: от традиционной к массовой культуре.

1.2. Философско-культурологические принципы жанровой классификации словесного фольклора в контексте современной культуры.

Глава 2. Словесный фольклор как системообразующая доминанта современного медиапространства.

2.1. Парадигмы масс-медиа: к проблеме диалога медиа и словесного фольклора.

2.2. Нравственно-ценностный потенциал словесного фольклора как содержательный феномен современной медиакультуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционный словесный фольклор и масс-медиа: тенденции взаимодействия в современном медиапространстве»

Актуальность исследования. В ситуации затяжного духовно-нравственного кризиса, в условиях преодоления множественных социально-культурных проблем особую значимость в гармонизации жизни государства, общества и человека приобретают ценности народной художественной культуры, ядром которой оказывается традиционный словесный фольклор. Вбиравший в себя на протяжении многих веков мировоззренческие установки онтологического, антропологического, национально-исторического и личностного характера, он и сегодня выступает в роли «звена», обеспечивающего связь с исторической памятью, фактора сохранения национально-культурной идентичности, в качестве вербальной «матрицы» космоса, государства и человека. Уникальный код, бытующий и в прошлом, и в настоящем, словесный фольклор передает в процессе непосредственной коммуникации от лица к лицу, от поколения к поколению нормы, ценности, смыслы, символы (т.е. представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия об отношениях человека с некими высшими и низшими силами, представления об идеалах мудрости, силы, героизма, красоты, добра и зла, о формах поведения и устроения жизни, о служении людям, Отечеству).

Будучи включенным в непрерывный процесс развития культуры в целом, словесный фольклор функционирует как её часть, в первую очередь, благодаря собственной вербальной природе, выражению культурного и социального самосознания; что актуализирует его востребованность в современном медиапространстве. ' В связи с этим представляется целесообразным на философско-культурологическом уровне. выявить возможные. тенденции взаимодействия устного народного творчества (в частности, словесного фольклорного репертуара) и современного медиапространства, тем более что исследования подобного рода и направленности не производились.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование феномена словесного фольклора имеет давнюю традицию, доказательства чего — трактаты зарубежных философов и педагогов, среди которых Аристотель, Сенека, К. Гельвеций, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, И.Г. Гербарт и др., философские труды отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, C.JI. Франка. Свидетельством вневременного влияния фольклора на мировоззрение носителя устного народного творчества выступают литературно-художественные произведения, в частности, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, J1.H. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина и др., в которых используются если не сами произведения, то архетипы, возникают аллюзии - намеки на образцы словесного фольклора.

Психолого-педагогический потенциал словесного фольклора отмечен в работах психологов и педагогов JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д1Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др.

К проблеме нравственного воспитания посредством устного народного творчества обращались и отечественные ученые — философы, психологи, • педагоги: Г.Н. Волков, И.А. Каиров, В.П. Каширин, И.К. Кузьмичев, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Л.И. Рувинский, Р.А. Сахипова, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Е.В. Тонков, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др.

Рассмотрению информационно-познавательного, воспитательного потенциала словесного фольклора как системы, в частности - аспектам духовно-нравственного воспитания посредством его жанров — посвящены работы культурологов (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Д.С. Лихачев), фольклористов (О.И. Алексеева, Т.И. Бакланова, В.В. Головин, М.С. Жиров, А.С. Каргин, В.П. Кичигин, Ю.Г. Круглов, М.А. Кулабухова, М.А. Некрасова, В.Я. Пропп), педагогов-теоретиков и практиков (Т.И. Бакланова, Л.А. Безбородова, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, О.Я. Жирова, В.П. Каширин, B.C. Кукушин, А.Ф. Некрылова, М.Ю. Новицкая; Л.А. Рапацкая, i

В.А. Сластенин, Т.Я. Шпикалова и др.). В настоящий момент ракурс исследования смещается в сторону выявления взаимосвязи устного народного творчества и различных сфер жизнедеятельности человека, в частности, словесного фольклора и медиакультуры.

Несмотря на относительную «молодость» медиа (медиакультура, медиа-масс), по сравнению с традиционным словесным фольклором, исследованием специфики медиакультуры на протяжении многих лет занимались представители философии, культурологии, семиотики, языкознания, психологии (А. Арнольдов, М. Бахтин, В. Библер, JI. Выготский, И. Ильин, Ю. Лотман, В. Михалкович, Ю. Тынянов, А. Якимович, М. Ямпольский и др.).

Объектом пристального внимания в научной среде становятся статус и функции, структура медиа в современном обществе.

Глобальная медиасреда, включающая многочисленные средства передачи информации, породившая различные социальные проблемы, связанные с влиянием на человечество медиапродукта, стала предметом изучения таких исследователей, как Д. Белл, П. Бергер, М. Кастельс, -Т. Лукман, Н. Луман, М. Маклюэн, Д. Рошкофф, Э. Тоффлер, Р. Харис, а также отечественных ученых (Н.Б. Кириллова, А.Г. Киселев, И.С. Мелюхин и др.). О социальных последствиях увеличения объемов информации, грозящих возникновением опасных медиавирусов, искажающих восприятие реальности, размышляет Д. Рошкофф. На позитивных аспектах развития информационной среды сосредотачивает свое внимание М. Кастельс.

Связь развития средств массовой коммуникации со спецификой культуры и социальных отношений в обществе постмодерна отражена в исследованиях А. Бандуры, 3. Баумана, Л. Берковица, Р. Берона, Ж. Бодрийяра, Дж. Ваттимо, Э.Гидденса, Г. Дебора, Л. Зыбайлова, Р. Либерта, У. Ричарда, Л. Хьюсмана, Е. Шапинской и др.

Исследованию особенностей масс-медиа в контексте символического и мифологического производства в рамках парадигмы социосемиологии посвящены работы Р. Барта, а также отечественных исследователей, разрабатывающих семиосоциопсихологический подход к исследованию средств массовой коммуникации (Т.З. Адамьянц, Т.М. Дридзе и др.).

Среди наиболее востребованных исследований средств массовой коммуникации и их взаимосвязи с характером общества, в котором они развиваются, являются работы канадского социолога и культуролога М. Маюпоэна.

Исследованием специфики медиакультуры и ее воздействия на социум в XX в. активно занимались такие зарубежные исследователи, как Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Д. Рашкофф, Д. Соссюр, Э. Тоффлер и др., отечественные исследователи: В. Баскаков, Е. Вейцман, Б.С. Ерасов, А. Еремеев, М. Каган, А. Кармин, Г. Капралов, Е. Карцева, JI. Коган, А. Кукаркин, К. Разлогов, Р. Соболев, Ю. Фохта-Бабушкин, С. Фрейлих, Н. Хренов и др.

В последнее десятилетие в условиях постсоветской демократической России появилось немало интересных работ (А. Андреева, О. Астафьевой, Е. Баразговой, А. Грабельникова, Е. Дьяковой, М. Жабского, JI. Закса, Я. Засурского, С. Кара-Мурзы, Н. Кирилловой, М. Ковалевой, А. Коро-ченского, С. Кропотова, Б. Лозовского, Г. Мельника, А. Мухина, А. Пана-рина, С. Пензина, Н. Петровой, Г. Поличко, Г. Почепцова, К. Разлогова, В. Савчука, Д. Стровского, А. Федорова, А. Шарикова и др.), в которых исследуются механизмы взаимоотношения медиа и традиционной культуры, влияние медиакультуры на личность и общество.

Обобщённый комплекс теоретических работ в различных областях гуманитарного знания свидетельствует в пользу того, что проблема интеграции традиционных и высокотехнологичных видов коммуникации практически не исследована в философско-культурологическом, историческом, социально-культурном ракурсах, что и предопределило наше обращение к аксиологической составляющей словесного фольклора, анализ его архетипических основ в действующих моделях массовой коммуникации.

Объект исследования - традиционный словесный фольклор в контексте современной массовой культуры.

Предмет исследования — тенденции взаимодействия традиционного словесного фольклора и масс-медиа.

Цель исследования — философско-культурологическая экспликация тенденций взаимодействия словесного фольклора и современных масс-медиа.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предлагается решить следующие задачи:

- охарактеризовать культурно-историческую эволюцию традиционного словесного фольклора;

- выявить смысло-содержательные основы традиционного словесного фольклора в контексте обнаружения философско-культурологических принципов и актуализации его жанровой природы;

- раскрыть парадигмы масс-медиа и выявить основные направления диалога словесного фольклора и медиа;

- выявить нравственно-ценностный потенциал словесного фольклора как содержательного феномена современной медиакультуры.

Теоретико-методологические основы исследования. Специфика исследуемых феноменов и предмета исследования обусловили необходимость использования комплекса методов и подходов. Важнейшими стали методы интерпретации и философско-культурологического моделирования, позволившие представить словесный фольклор как уникальную синкретичную многожанровую систему, отразившую различные мировоззренческие установки и историко-культурные реалии.

Историко-культурный метод способствовал раскрытию культурно-исторической эволюции словесного фольклора в аспекте выявления его усложняющейся архитектоники.

Философско-культурологические принципы жанровой классификации словесного фольклора в контексте современной культуры актуализированы в рамках использования диалектического метода, основанного на рассмотрении взаимосвязи артефакта («внешнего материального произведения» (М.М.Бахтин) и эстетического объекта.

Сравнительно-сопоставительный метод послужил основой для выявления тенденций взаимодействия традиционного словесного фольклора и современных масс-медиа.

Семиотический подход обеспечил актуализацию нравственно-ценностного потенциала словесного фольклора как знакового по своей природе, содержательного феномена современной медиакультуры.

Функциональный подход способствует перемещению из области содержания словесного фольклора в область условий его функционирования.

Применение философско-культурологического подхода способствовало апробации теории архетипов в пределах традиционного словесного фольклора русского народа и в контексте сохранения и трансляции ценностного «ядра» национальной и общечеловеческой культуры в современном медиапространстве.

Научная новизна исследования состоит в обосновании философско-культурологической экспликации тенденций взаимодействия словесного фольклора и современных масс-медиа. В соответствии с этим получены следующие результаты:

- охарактеризованы закономерности эволюции традиционного словесного фольклора как полифункциональной социальной полистадиальной художественной системы, архитектоника которой обусловлена историко-культурными факторами; выявлены смысло-содержательные основы традиционного словесного фольклора в контексте обнаружения философско-культурологических принципов и актуализации его жанровой природы, обеспечивающие словесному фольклору вневременную востребованность ввиду его способности представлять вселенские, национально-государственные и собственно индивидуальные (человеческие) начала;

- раскрыты парадигмы масс-медиа как восприемника словесного фольклора, ориентированного на социальную модернизацию и духовное развитие личности в глобализирующемся мире; обоснованы предпосылки взаимодействия словесного фольклора и масс-медиа;

- выявлен нравственно-ценностный потенциал словесного фольклора как содержательного феномена современной массовой культуры (в частности, масс-медиа), способствующего утверждению философско-культурологических основ функционирования человека в природной и социокультурной среде (установки нравственности, морали, права, гармоничных взаимоотношений личности и общества).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Традиционный словесный фольклор представляет собой: а) уникальную синкретичную, полифункциональную систему, отразившую различные мировоззренческие установки и историко-культурные реалии; б) динамично развивающееся социальное явление, внутри которого происходит постоянное расслоение, осуществляется процесс зарождения-отмирания форм, жанров, течений, особенно наглядно проявившийся в позднетрадиционный период развития фольклора (в частности, во второй половине XX в.). Усложнение архитектоники фольклора постепенно осуществляется за счет развития творчества мелких социальных групп; в) полистадиальную систему, развитие которой обусловлено расширением (обновлением) жанрового поля, в чьих пределах появление каждой формы предопределено историческими, социально-культурными процессами.

2. Смысло-содержательные аспекты традиционного словесного фольклора, представляющие бытие в трех контекстах: бытие человечества (вселенские основы бытия), бытие народа и государства (коллективно-государственные основания, взаимоотношения личности и общества, личности и государства), бытие человека (индивидуальные начала (субъективная экзистенция), взаимоотношения человека с человеком, семьей, малой социальной группой), — обусловливают вневременную востребованность словесного фольклора как многожанровой обновляющейся художественной системы.

Семиотический универсализм словесного фольклора, политема-тичность его жанров обусловлены обширным комплексом философско-культурологических принципов, доминантными среди которых являются принцип универсальности, принцип изустности, принцип массовости, принцип анонимности, принцип формульности, принцип вариативности и импровизационности, принцип доступности и всеобщности, принцип вневременности, принцип устойчивости, принцип традиционности, принцип интерактивности и пр.

3. Диалог словесного фольклора и масс-медиа предопределен рядом критериев, ставших парадигмальными условиями осуществления коммуникации:

- способ выражения информации (слово);

- ведущие типологические черты (массовость, анонимность, коллективность, традиционность, вариативность, импровизационность);

- особенности коммуникативного процесса (сообщение - коммуникация - интерпретация);

- основа знаковой системы (язык);

- характер коммуникаций (вербальный);

- функции (информационно-познавательная, коммуникативно-регулятивная, культурообразующая (трансляционная), нормативная (идеологическая), релаксационная (развлекательная), креативная, интеграционная, посредническая (управленческая);

- системные принципы (целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды).

4. Словесный фольклор в условиях массовой культуры транслирует базовые философско-культурологические ценности (Мир, Дом, Семья, Человек), воплощенные во множестве архетипических образов и выступающие в качестве смысло-содержательных доминант современного медиапространства, в частности, масс-медиа (телевидение, радио, печатные средства, Интернет, сеть, реклама, кино, видео, фото, анимация и пр.).

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования дают возможность использования его материалов по следующим направлениям: в научно-теоретических исканиях, посвященных процессам освоения традиционного словесного фольклора как феноменального явления народной культуры и современного медиапространства; в исследовании конкретных проявлений использования ценностного потенциала устного народного творчества в смысловом поле современных масс-медиа; в процессе преподавания дисциплин этнокультурной, этнохудожественной направленности, а также при разработке учебных пособий, программ, тематических планов и спецкурсов по проблемам словесной культуры и медиа.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, Всероссийских, межрегиональных, региональных, межвузовских и вузовских научных конференциях, среди которых: «Славянский мир и православие глазами молодых» (Белгород, БелГУ, 2002), «Молодежь в культуре и культура молодежи» (Белгород, БелГИК, 2004), «Язык, фольклор, культура: Проблемы взаимодействия» (Белгород, БелГУ, 2005), «Православие и духовный мир молодежи» (Белгород, БелГУ, 2007), «Народная художественная культура и XXI век: от возрождения к развитию» (Белгород, БГИКИ, 2007), «Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы» (Белгород, БелГУ, 2007), «Музыкальный фольклор Белгородчины - детям» (Белгород, БГИКИ, 2007), «Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи» (Орел, ОГИИК, 2008), «Народное певческое искусство: опыт, проблемы, перспективы (в рамках II ежегодных региональных научно-творческих «Маничкиных чтений»)» (Белгород, БГИКИ, 2008), «Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания» (Орел, ОГИИК, 2009), «Патриотические аксиологемы русской культуры и XXI век» (Белгород, БГИКИ, 2009), «Традищйна культура в умовах глобатзаци: родинна субкультура i обрядовють» (Харюв, ХОЦНТ, 2009).

Основные аспекты исследования отражены в 18 публикациях автора (в том числе и в изданиях ВАК).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Зенин, Сергей Николаевич

Заключение

На основе осуществленного нами анализа констатируем, что словесный фольклор, традиционный, в частности, является синкретичной, полифункциональной системой, отразившей различные мировоззренческие установки и историко-культурные реалии, что обусловливает его историческую актуальность и философскую вневременность, особенно очевидные в условиях нивелирования ценностной парадигмы.

Внутри словесного фольклора как развивающегося социального мегаявления происходит постоянное расслоение, осуществляется процесс зарождения-отмирания форм, жанров, течений, особенно наглядно проявившийся в позднетрадиционный период развития фольклора (в частности, во второй половине XX в.); причем усложнение архитектоники фольклора постепенно происходит за счет развития творчества мелких социальных групп (формирующихся в современном российском обществе (предпринимателей, бизнесменов, нового типа служащих и интеллигенции и т.п.). Развитие устного народного творчества как полистадиальной системы обусловлено расширением (обновлением) жанрового поля, в чьих пределах появление каждой формы предопределено историческими, социально-культурными, коммуникативными процессами.

Каждый фольклорный жанр как тип образно-поэтической структуры, мотивированный определенным временем и конкретными жизненными обстоятельствами, способен приобретать вневременные черты и свойства, создавая, иллюзию внеисторичности, предполагая специфический ракурс изображения действительности, равно как и средства воплощения замысла, собственно формальные характеристики.

Благодаря полифункциональности, разноаспектности освоения бытия человека, государства и мира в тех или иных жанрах словесный фольклор постепенно эволюционирует, из утилитарно-магического превращаясь в художественный фольклор, природа форм которого мотивирована не столько первоначальной синкретичностью, сколько полифункциональностью и разноракурсностью освоения бытия человека и мира в слове.

Отмечая распространенность большинства фольклорных жанров у многих народов, объясняем это не только историко-генетическими причинами и непрекращающимися процессами историко-культурного взаимодействия народов («диалог культур» по М. Бахтину), но смысло-содержательной востребованностью форм, представляющих бытие в трех контекстах:

- бытие человечества (что оказывается возможным благодаря изображению онтологических и антропологических (вечных) универсалий (свет и тьма, земля и небо, жизнь и смерть, любовь и ненависть и т.д.); вселенские основы бытия (предстают в таких жанрах словесного фольклора, как пословицы и поговорки, трудовые песни, легенды, предания, духовные стихи);

- бытие народа и государства (во всей совокупности многоаспектных национальных культурно-исторических явлений: особенности веры, менталитета, бытовой уклад, обычаи, обряды, праздники, фольклор в целом и словесный в частности); коллективно-государственные основания (взаимоотношения личности и общества, личности и государства) (находят отражение, в частности, в таких жанрах устного народного творчества, как былина, историческая песня, предание, сказка о животных, народная драма);

- бытие человека (как история его частной жизни, отражение антиномичных черт его характера, собственно личностных моментов (имя, любовь, зрелость, старость); индивидуальные начала (взаимоотношения человека с человеком, семьей, другими социальными группами) (наиболее всесторонне представлены, на наш взгляд, в таких разномасштабных жанрах, как заговоры, загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, волшебные сказки, баллады, лирические внеобрядовые песни, семейно-бытовые обрядовые песни, частушки).

Семиотический универсализм традиционного словесного фольклора, политематичность его жанров обусловлены обширным комплексом философско-культурологических принципов, доминантными среди которых являются:

- принцип универсальности, состоящий в универсализме содержания форм словесного фольклора, отражающих различные мировоззренческие установки, традиционные для его носителей: от объяснения явлений природы до трактовки социальных процессов в малом и большом кругах человеческого бытия;

- принцип изустности, проявляющийся в самом способе создания, распространения и бытования того или иного жанра, произведения;

- принцип массовости, отражающий всеобщность в процессе создания, распространения и бытования как форм, так и отдельных их образцов (так, в разработке, становлении, развитии и функционировании того или иного сюжета, образа и т.п. явления словесного фольклора принимает участие масса, народ;

- принцип анонимности, заключающийся в безвестности имен многочисленных создателей произведений словесного фольклора в каждую их эпох его развития;

- принцип формульности, проявившийся в использовании тех или иных формул запечатления события, лица и пр. в тех или иных жанрах словесного фольклора;

- принцип вариативности и импровизационности, состоящий в наличии - в силу всеобщности творчества — многих вариаций и импровизаций на ту или иную тему, связанных с реализацией той или иной сюжетной схемы и т.п.;

- принцип доступности и всеобщности, заключающийся в понятности и доступности восприятия смысло-содержательных основ словесного текста как образца устного народного творчества максимально широкому кругу рецепторов, владеющих языком, на котором этот текст создан и бытует; принцип вневременности, проявляющийся в сущностной востребованности жанра (отдельного фольклорного произведения) в ту или иную эпоху;

- принцип устойчивости, обусловленный процессами сохранения мировоззренческих установок народа благодаря тем или иным архетипам и формам словесного фольклора, транслируемым из периода в период; принцип традиционности, проявляющийся в стереотипном изображении образов, мотивов, развитии сюжетов в тех или иных формах словесного фольклора; принцип интерактивности, способствующий моментальному реагированию словесного фольклора на стремительные изменения частной и общественной жизни.

Представляя традиционный словесный фольклор как уникальный многожанровый пласт народной культуры, способный стать основой «смыслового поля» современной медиакультуры, обнаруживаем следующие его типические особенности и характеристики:

• словесный фольклор - хранитель традиций, исторической и народной памяти, преумножающий многовековой духовно-нравственный и эстетический опыт;

• словесный фольклор - связующее звено между поколениями в процессе производства, хранения, распространения и потребления духовных и материальных ценностей;

• словесный фольклор - одна из интегрирующих сил, способная дать ответы на животрепещущие вопросы, обеспечить общественную стабильность и согласие, добрососедские отношения между различными народами;

• словесный фольклор определяет социальные нормы поведения человека в семье и обществе, моделирует взаимоотношения поколений, способствует формированию ценностей и идеалов личности;

• словесный фольклор во все времена являлся эволюционирующим социальным организмом, функционирующим по своим законам и регулирующим многие сферы жизнедеятельности человека, общества и государства.

Диалог словесного фольклора и масс-медиа предопределен рядом критериев, ставших парадигмальными условиями осуществления коммуникации: способ выражения информации (слово); ведущие типологические черты (массовость, анонимность, коллективность, традиционность, вариативность, импровизационность); особенности коммуникативного процесса (сообщение — коммуникация - интерпретация); основа знаковой системы (язык); характер коммуникаций (вербальный); функции (информационно-познавательная, коммуникативно-регулятивная, культурообразующая (трансляционная), нормативная (идеологическая), релаксационная (развлекательная), креативная, интеграционная, посредническая (управленческая);

- системные принципы (целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды).

Выступая источником познания бытия человека, народа, этноса на протяжении всей истории их существования, словесный фольклор - по-прежнему является не столько системой отражения действительности, сколько системой воздействия на действительность, в частности, в рамках моделирования медиапространства и совершенствования масс-медиа.

Обращению к духовному опыту традиционного словесного фольклора; его сиюминутному узнаванию в масс-медиа как компонентах масскультуры способствуют основные ценности, предстающие благодаря архетипическим образам как когнитивным структурам, в которых в краткой форме зафиксирован родовой опыт.

Обобщив возможные механизмы актуализации архетипов как «трансляторов» норм и ценностей, нравственных идеалов, жизненных принципов и убеждений народа, его традиций, выработанных в процессе многовековой жизнедеятельности социальной (этнической) общности, посредством устного народного творчества, считаем продуктивным их использование в современных масс-медиа, в массовой культуре; в частности, региональный опыт масс-медиа обеспечивает положительную динамику процесса сохранения и развития словесного фольклора как одной из смысло-содержательных единиц возвращения человека в космос народной культуры, гармоничного миропорядка, как фактора духовно-нравственного и социально-культурного преображения России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зенин, Сергей Николаевич, 2009 год

1. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка / В.В. Абраменкова. — М.: Алгоритм, 2008. 195 с.

2. Адорно, Т.В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. М., 2001. - 352 с.

3. Азбелев, С. Н. Историзм былин и специфика фольклора / С.Н. Азбелев. -Л.: Наука, 1982.-С . 194.

4. Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л., 1980. С. 191.

5. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. — М.: Политиздат, 1957. 265 с.

6. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: учеб. / В.П. Аникин. -М.: Высш. шк., 2001. 726 с.

7. Аникин, В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В.П. Аникин. 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 432 с.

8. Антонова, Е.Л. Народная художественная культура: Историко-теоретический аспект. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Е.Л. Антонова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — 256 с.

9. Аристотель и античная литература / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1978.-230 с.

10. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеч. ценностей, 1993. - 349 с.

11. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

12. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Сост. Л. Ш. Рожанский. М., 1988. - С. 37-38.

13. Афанасьев, А. Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подг. текста Ю.М. Медведева. Вступ. ст. и общ. ред. Б.П. Кирдан. М.: Современник, 1982. -464 с.

14. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. / А.Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1994. - Репринт, изд. 1865-1869., Т. 2. - 574 с.

15. Базен, А. Что такое кино? Сборник статей пер. с франц. / Сост. Н.М. Фарфель. -М.: Искусство, 1972. 383 с.

16. Базен, А. Эволюция киноязыка / Пер. с франц. Н.М. Фарфель // Вопросы кинодраматургии. — Вып. 5. М., 1965. - С. 311-325.

17. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре / А.К. Байбурин. -СПб.: Наука, 1993. С. 29.

18. Бакланова, Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве / Т.И. Бакланова // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. 1998. - № 3. -С. 95-112.

19. Балашов, Д. М. Русская народная баллада // Народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д. М. Балашова; общ. ред. А. М. Астаховой. -М.; Л., 1963.-С. 24.

20. Барт, Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры / сост., пер. с франц., вступ.ст. Зенкина С.Н. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. -512 с.

21. Барт, Р. Мифологии / пер. с франц.; вступ. ст., комм. Зенкина С.Н. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 235 с.

22. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. — 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.-543 с.

23. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

24. Бахтина, В. А. Русская сказка о животных и аллегория / В. А. Бахтина // Современные проблемы фольклора. — Вологда, 1971. — С. 48-55.

25. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 390 с.

26. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 330342.

27. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество; Пер. с англ. B.JI. Иноземцева / Д. Белл. М.: Академия, 2004. - 958 с.

28. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995.-323 с.

29. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности. Избр. труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. -М.: Флинта, 1999. 312 с.

30. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н.А. Бердяев // Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. -М., 1997. 541 с. - С. 221-532.

31. Бережнова, Л. И. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Б. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Издательский центр Академия, 2007. — 240 с.

32. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1991. -412 с.

33. Бовкунова, Ю.В. Культурно-историческая специфика фольклорного текста: дисс. канд. филос. наук: 24.00.01 / Ю.В. Бовкунова. Белгород., 2006.-131 с.

34. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна; Перевод с франц. А. Дугина. Минск, 1996. - С. 45-57.

35. Бодрийяр, Ж. Система вещей: пер. с фр. А. Дугина / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 2001.-221 с.

36. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. -М.: Правда, 1962. С. 30-49, 297-366, 432-449.

37. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Бореев, А. В. Коваленко. М.: Наука, 1986. - 328 с.

38. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю.Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.

39. Владимирская, А. Нестандартный учебник по рекламе. Рекламные игры для взрослых / А. Владимирская, П. Владимирский. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 320 с.

40. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Волков. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

41. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Современный гуманитарный институт, 2001. - 511 с.

42. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. Спб., Наука, 1999.-Т. 2.-602 с.

43. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации / Л.Ю. Гермогенова. М., 1994. - 156 с.

44. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. -М.: Советская Россия, 1990. 432 с.

45. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI-XIX вв. / Сост., вступит, ст., примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М., 1991. -С. 66-68.

46. Горький, A.M. О литературе. Литературно-критические статьи / A.M. Горький. М.: Гослитиздат, 1953. - 234 с.

47. Горький, М. Собр. соч.: В 30 т. / Под ред: А Ефимова. М.: Правда, 1953.-Т. 23.-С. 173.

48. Грушко, Е.А. Энциклопедия русских преданий / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 672 с.

49. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 2004. - 298 с.

50. Гуревич, П.С. Философия культуры: Пос. для студ. гуманит. вузов / П.С. Гуревич. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 228 с.

51. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Репринт, воспроизведение изд. 1903-1909 гг. / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. -М., 1994.-Т. 1.-С. 1724.

52. Данем, Б. Человек против мифов: Перевод с англ. Н. Кротовской, В. Бибихина и А.Соболева / Б. Данем. М.: Знание, 1961. - 653 с.

53. Дебор, Г. Общество спектакля: пер. с фр. Офертаса С., Якубович М.; под ред. Скуратова Б. / Г. Дебор. М.: Логос, 2000. - 184 с.

54. Делёз, Ж. Кино: Перевод с франц. Цимошка Д.А. / Ж. Делёз. М., 1975. - 195 с.

55. Делёз, Ж. Логика смысла: Перевод с франц. Фуко М. / Ж. Делёз. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.

56. Дьяконов, И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И.М. Дьяконов. -М., 1990.-С. 37.

57. Егоров, В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы / В.К. Егоров. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 656 с.

58. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000.-591 с.

59. Жижек, С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек // Искусство кино. 1998. - № 1. - С. 125.

60. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. Белгород, 2000. — 265 с.

61. Жиров, М.С. Народная художественная культура как основа формирования нравственных ценностей детей и молодежи / М.С.Жиров // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций

62. Материалы региональной научно-практической конференции. -Белгород, 2001. С. 36-42.

63. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие / М.С. Жиров. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 312 с.

64. Жиров, М.С. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины: Учеб. пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирорва. Белгород: БелГИК, 2002.-164 с.

65. Жирова, О.Я. Традиции празднично-обрядовой культуры Земли Белгородской / О.Я. Жирова. Белгород: БелГИК, 2004. - 140 с.

66. Жирмунский, В. М. Народный героический эпос / В.М. Жирмунский. -М.-Л., 1962.- 259 с.

67. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Н. Садовников / Вступ. ст., ред. и примеч. В. П. Аникина. -М.: Политиздат, 1959. 389 с.

68. Запесоцкий, А.С. Образование и средства массовой информации как факторы социализации современной молодежи / А.С. Запесоцкий. -СПб., 2008.-325 с.

69. Зуева, Т.В. Русский фольклор. 2-е изд. / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 400 с.

70. Ильин, И.А. Духовный смысл сказки / И.А. Ильин // Студенческий меридиан. М., 1989. - № 2. - С 5-27.

71. Ильин, И.А. О России / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т., Т. 6. М., 1996. -С. 17.

72. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Путь к очевидности. -М., 1993.-С. 199-241.

73. Имшинецкая, И. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. М.: РИП-холдинг, 2004. - 174 с.

74. Истомин, И. Трудовые припевки плотогонов / И. Истомин. М., 1979. — С. 11.

75. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: Наука, 1996. -352 с.

76. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.

77. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

78. Каргин, А. С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении / А.С. Каргин // Живая старина. — 1995. № 2. - С. 15.

79. Каргин, А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие / А.С. Каргин. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. 288 с.

80. Кармин, А.С. Психология рекламы / А.С. Кармин. М.: ДНК, 2004. — 512 с.

81. Карпухин, И.Е. Русское устное народное творчество: учебно-метод. пособие. М.: Высш. шк., 2005. - 280 с.

82. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998.-779 с.

83. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе; пер. с англ. / М. Кастельс. Екатеринбург, 2004. - 328 с.

84. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУВШЭ, 2000. - 608 с.

85. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.

86. Кичигин, В.П. Народная культура юга России: Белгородская область: Опыт систематизации этнофольклорного материала / В.П.Кичигин. — Белгород, 2000.-410 с.

87. Кнабе, Г.С. Повесть Тургенева «Вешние воды»: Проблема границ текста / Г.С. Кнабе. М., 1998. - С. 225.

88. Ковриженко, М.К. Креатив в рекламе / М.К. Ковриженко. СПб.: Питер, 2004.-235 с.

89. Колесов, В. В. Мир человека в слове Древней Руси / В.В. Колесов. JL: Изд-во ЛГУ, 1986. - 312 с.

90. Колыбельные кота Мурлыки: Сборник лучших колыбельных песен для детей 2-7 лет / Авт.-сост. В.Т. Гридина. Худож. Е.И. Альбрехт. М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006. - 129 с.

91. Кондрашов, В.А. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорунина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. Изд. 2-е - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.

92. Коробицын, В.И. Социологические исследования ТВ и рекламы / В.И. Коробицын, Е.Н. Юдина. М.: Рип-холдинг, 2006. - 200 с.

93. Костиков, Г. К. Ролан Барт семиолог, литературовед / Г. К. Костиков / Ролан Барт. Избранные работы. - М.: Прогресс, 1989. - С. 38.

94. Костюхин, Е.А. Лекции по русскому фольклору / Е.А. Костюхин. М., 2004.-336 с.

95. Кравцов, Н.И. Русское народное творчество: Учебник / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. -М.: Высшая школа, 1977. 375 с.

96. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. — 5-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2003. - 496 с.

97. Краткий словарь по философии / Под ред. А.И. Беляева. М.: Политиздат, 1985.-327 с.

98. Криничная, Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. -М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. 1008 с.

99. Криничная, Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантика образов: В 3 т. / Н.А. Криничная. М.: Наука; СПб.: Изд-во «Фурма», 2001. — 658 с.

100. ЮО.Кристева, Ю. Разрушение поэтики. Избранные труды / Под ред. Косикова Г.К. М., 2004. - 656 с.

101. Кулабухова, М.А. Древнеславянская мифология: Учебное пособие / М.А. Кулабухова. Белгород: БелГИК, 2002. - 168 с.

102. Курьер ЮНЕСКО. 1985. - С. 27.

103. Лаврентьева, Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.В. Смирнов. СПб., 2004. - 446 с.

104. Леви-Брюль, Л. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. - 340 с.

105. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М., 1999. -235 с.

106. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.

107. Лихачев, Д. С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Logos», 2007. - 256 с.

108. Лихачев, Д. С. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. СПб., 2001. - 212 с.

109. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. М., 1976. - 245 с.

110. Ш.Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

111. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. СПб.: Наука, 1994.-С. 8.

112. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб.: Наука, 1998. - 176 с.

113. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. Таллин: Издательство «Ээсти Раамат», 1973. — 235 с.

114. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Беседы об искусстве. СПб., 1998. — 195 с.

115. Луначарский, А.В. Собр. соч.: В 8 т. / сост. В.Б. Землянский. М., 1964. -Т. 4.-С. 36-37.

116. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и мира образов / М.М. Маковский. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. 416 с.

117. Максимов, П. Горские сказки / П. Максимов. М., 1957. - С. 4-27.

118. Маклюэн, М. Понимание медиа / М. Маклюэн. М.-Жуковский: Канон-Пресс-Ц, 2003. - С. 56-57.

119. Малиновский, Б. Магия, наука и религия; Пер. с англ. / Б. Малиновский -М.: «Рефл-бук», 1998.-304 с.

120. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / под ред. А.В. Костиной. Изд. 3-е, стереотип. - М.: КОМКНИГА УРСС, 2006.-375 с.

121. Массовая культура: уч. пособ. / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. • Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФВА-М, 2004. - 304 с.

122. Межериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Межериков. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 475 с.

123. Межуев, В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации / В.М. Межуев // Политик. № 3. - 2000. - С. 103-115.

124. Метелинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Бессознательное. Сборник статей / Под ред. Ю. Макогоненко. Новочеркасск, 1994. - С. 32-39.

125. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. -М.: Наука, 1986. 320 с.

126. Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мелетинский. -М.: Наука, 1958. 215 с.

127. Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1990. - 279 с.

128. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.- 406 с.

129. Миллер, В.Ф. Народный эпос и история / В.Ф. Миллер / Сост., вступ., ст., коммент. С.Н. Азбелева. М.: Высш. шк., 2005. - 391 с.

130. Миненко, Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVII -первой половины XIX в.) / Н.А. Миненко. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1979.-350 с.

131. Митрофанова, В. В. Русские народные загадки / В.В. Митрофанова. Л., 1978.-С. 84.

132. Мэтис, М. Накорми Зверя по имени Медиа: Простые рецепторы для грандиозного паблисити / М. Мэтис. Пер. с англ. Е. Трусовой -М:.ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 320 с.

133. Народная культура в современных условиях. М., 2000. - 219 с.

134. Народная песня: Проблемы изучения. Л., 1983. - С. 86.

135. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах: Т. 1. / Изд. подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. М., 1984. - 485 с.

136. Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко. — М.: Питер, 2005.-288 с.

137. Нестеренко, А.В. Моделирование содержания этнокультурного компонента образования на основе ценностей отечественной культуры / А.В. Нестеренко // Этнокультурное (национальное) образование в

138. Москве. Выпуск 9. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержание образования в Москве // Отв. ред. Курнешова J1.E. — М.: Центр «Школьная книга», 2002. 112 с.

139. Никандров, Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. М., 2000. — 265 с.

140. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. - 2001. - 1280 с.

141. Панкеев, И.А. Книга русского фольклора: от устного слова до издания / И.А. Панкеев / Монография. М.: Фонд «Инфосфера», 2005. - 436 с.

142. Панкеев, И.А. От устного слова к мультимедиа / Панкеев И.А. / Монография. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. 155 с.

143. Панкеев, И.А. От устного слова к мультимедиа / Панкеев И.А. / Монография. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: МГУП, 2008. - 216 с.

144. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.

145. Перевозчикова, Л.С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества: автореф. дис. доктора филос. наук: 09.00.13 / Перевозчикова Л.С. Тула, 2009. - 42 с.

146. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков / В.Я. Петрухин. М., 1995. - С. 170.

147. Пирс, Ч. С. Логические основания теории знаков / Пер. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, послесл. Сухачева В. Ю. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 352 с.

148. Повесть временных лет / Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. М.; Л., 1950.-С. 41.

149. Померанцева, Э. В. Русская устная проза / Э.В. Померанцева. М.: Просвещение, 1985. - 346 с.

150. Пондопуло, Г. К. Кино и фотография в системе современной художественной культуры / Г.К. Пондопуло. М.: ГОСКИНО СССР. 1979.-91с.

151. Пондопуло, Г. К. О взаимодействии художественных, научных и технических моментов в фото-, кино- и телевизионном творчестве / Г. К. Пондопуло // Философско-эстетические проблемы киноискусства. — М., 1983.-С. 95-99.

152. Потебня, А. А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. М.: Лабиринт-К, 2007. - 480 с.

153. Прокофьев, Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма / Ф.И. Прокофьев. Киев, 1978. - С. 54.

154. Пропп, В.Я. Жанровый состав русского фольклора / В.Я. Пропп // Хрестоматия по истории русской фольклористики. М.: Просвещение, 1998.-388 с.

155. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. Л.: Наука, 1986.-515 с.

156. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2001. - 511 с.

157. Пропп, В. Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. Л., 1984. - 515 с.

158. Пропп, В. Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2006. - 620 с.

159. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1986.-С. 95.

160. Пропп, В. Я. Фольклор. Литература. История / Сост., науч. ред., комм., библиограф, указатель В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. - 464 с.

161. Причитания / Вступ. ст. и примеч. К.В. Чистова; Подготовка текста Б.Е. Чистовой и К.В. Чистова, изд. 3-е. Л.: Наука, 1976. - 352 с.

162. Путилов, Б.Н. Героический эпос и действительность / Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1988.-362 с.

163. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н. Путилов. Л.: Институт востоковедения, 1979. - 129 с.

164. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. СПб.: Искусство, 2003. - 457 с.

165. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. / Под общ. ред. В.А. Борисовой.-М.; Л., 1959.-Т. 10.-С. 112-154.

166. Разлогов, К.Э. Не только кино / К.Э. Разлогов; ред.-сост. Т.С. Стяжкина. М.: Совпадение, 2009. - 285 с.

167. Разлогов, К.Э. Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред.' К.Э. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 480 с.

168. Разумова, И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История / И.А. Разумова. М.: Индрик, 2001. - 376 с.

169. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура: сб. / В.В. Розанов; сост. и вступ. ст. А.Н. Николюкина. — М.: Республика, 1992. 397 с.

170. Розанов, В.В. Сочинения / В.В. Розанов; сост. А.Л. Налепина, Т.В. Померанская. -М.: Сов. Россия, 1990. 592 с.

171. Розанов, В.В. Цель человеческой жизни / В.В. Розанов // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 592 с.

172. Русские исторические песни. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. В. И. Игнатов. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

173. Русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Сост., послеслов. и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина. М.: Худ. лит., 1987. -368 с.

174. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. СПб., 1994. - 459 с.

175. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. — Изд. 2-е. М.: Худ. лит., 1978. - 425 с.

176. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н. И. Кравцова. — М.: Худ. лит., 1971.-375 с.

177. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие / Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю, Круглов, Т. В. Смирнова; Под. ред. Ю.Г. Круглова. М.: Высш. шк., 2003. - 710 с.

178. Русский фольклор. Хрестоматия исследований / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998. - 216 с.

179. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-С. 774.

180. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Худ. лит., 1981.-726 с.

181. Савчук, В. Конверсия искусства / В. Савчук. СПб.: Петрополис, 2001. -288 с.

182. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. М.: Высш. шк., 2005. - 310 с.

183. Синявский, А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры / А.Д. Синявский. М.: Аграф, 2001. - 464 с.

184. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / Л.В. Скворцов. М.: Логос, 2001. - 288 с.

185. Собкин, B.C. Насилие и эротика на российском телеэкране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций / B.C. Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева // Образование и информационная культура: социологические аспекты. -М.: Флинта, 2000. С. 56-63.

186. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. Изд. 4-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. -1600 с.

187. Соловьев, B.C. Оправдание добра / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. -М., 1990.-Т 1.-694 с.

188. Социальная философия. Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. -М.: Высш. шк., 2003. 1248 с.

189. Спутник исследователя по педагогике / Авторы-составители A.M. Баскаков, Ю.Г.Соколова; Под общей ред. A.M. Баскакова. Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2008. - 600 с.

190. Стеблин-Каменский, М.И. Миф / М.И. Стеблин-Каменский. JL: Наука, 1976.-245 с.

191. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. / Ю.С. Степанов. М.: Академический проект, 2004. - 992 с.

192. Сулягин, Ю.А. Реклама / Ю.А. Сулягин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.-383 с.

193. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

194. Терещенко, А.В. Быт русского народа: в 7-ми чч. / А.В. Терещенко. М.: Русская книга, 1999. - Ч. 3. - 178 с.

195. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. М.: Терра-Книжный клуб, 2003.-148 с.

196. Трубецкой, Е.Н. Иное царство и его искатели в русской сказке / Е.Н. Трубецкой // Избранные сочинения. Ростов н/Дону, 1998. - 592 с.

197. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М.: Наука, 1983. - С. 141.

198. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. - 1072 с.

199. Хайзенга, Йохан. Homo Ludens. Человек играющий / Статьи по истории культуры / ред., сост., вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича М.: Прогресс-Традиция , 1997. - 416 с.

200. Ходит сон у окон. Белгород: Белгородский государственный центр народного творчества, 1999. — 215 с.

201. Хоружая, С. В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора философ, наук / 24.00.01 / С. В. Хоружая. Ростов-на-Дону. - 2008. - 25 с.

202. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 1232 с.

203. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. / Под ред. Ю.С. Рябцева М.: Владос, 1998. - 560 с.

204. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К.В. Чистов. Л.: Наука, 1986. - 237 с.

205. Чистов, К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. / К.В. Чистов. М., 1967. - 558 с.

206. Шамшин, Л. Б. Аудиовизуальная культура / Л.Б. Шамшин // Культурология. XX век. Энциклопедия. Том I. — СПб: Университетская книга, 1998.-649 с.

207. Шевченко, Н.И. Возрождение духовностью: монография / Н. И. Шевченко. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. - 328 с.

208. Шлыкова, О.В. Культура мультимедиа: Учеб. пособие для студентов / О.В. Шлыкова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 416 с.

209. Шлыкова, О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: Монография / О.В. Шлыкова. М.: МГУКИ, 2003. - 251 с.

210. Щербаков, Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под ред. Г.В. Драча. М.: Логос, 2001. - 144 с.

211. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклор: Учеб. пособ. для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч., Ч. 1.: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В.М. Щуров. М.: Музыка, 2007.-400 с.

212. Эйзенштейн, С. М. Собрание сочинений в 6 т. / С. М. Эйзенштейн. М.: Худ. лит., 1956. - Т. 5. - С. 236-241.

213. Элиаде, М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. М.: Инвест-ППП, 1995.-225 с.

214. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие / А.В. Юдин. М.: Высшая школа. 2007. - 415 с.

215. Юдин, Ю. И. Русская народная бытовая сказка / Ю.И. Юдин. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - С. 184.

216. Юдина, Е.Н. Динамика телевизионного поля (в контексте российской социокультурной трансформации). Монография / Е.Н. Юдина. М.: Прометей, 2007. -208 с.

217. Юдина, Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. Монография / Е.Н. Юдина. М.: Прометей, 2005. - 160 с.

218. Юдина, Е.Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения): автореф. дис. доктора социол. наук: 22.00.04 / Юдина Е.Н. М., 2008. - 45 с.

219. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Renessanse, 1991. - 299 с.

220. Юнг, К. Г. Психология бессознательного: Серия Классики зарубежной психологии / К. Г. Юнг. М.: ACT, 1998.- 400 с.

221. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг // Университетская книга. С-П.: «Ювента», 1995.-232 с.

222. McLuhan, М. Culture is Our Busines / M. McLuhan. N.Y.; Toronto, 1970.

223. McLuhan, M. Counterblast / M. McLuhan. L., 1970.

224. McLuhan, M. The Mechanical Bride / M. McLuhan // Folklore of Industrial Man. L., 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.