Русская народная певческая культура: генезис и исторические трансформации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Самбур, Елена Викторовна

  • Самбур, Елена Викторовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 181
Самбур, Елена Викторовна. Русская народная певческая культура: генезис и исторические трансформации: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2010. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Самбур, Елена Викторовна

Введение.

Глава 1. Культурогенез русской народной певческой культуры от древности до XIX века

1.1. Понятие «Народная певческая культура».

1.2. Синкретизм древнерусской народной певческой культуры.

1.3.Основные тенденции развития народной певческой культуры в XVII-XVIII веках.

1.4. Характерные черты развития народной певческой культуры на рубеже ХГХ-ХХвеков.

1.5.Собиратели русского песенного фольклора.

Глава 2.Эволюция русской народной певческой культуры в XX веке

2.1.Организация хоров народного пения.

2.2 Становление и развитие исследований в области народной певческой культуры.

2.3.История профессиональных хоров народной песни в России.

2.4.Подготовка кадров для развития народной певческой культуры.

2.5. . Сохранение и развитие традиций народной певческой культуры

В современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская народная певческая культура: генезис и исторические трансформации»

Актуальность исследования темы обусловлена противоречиями между потребностями современного российского общества в сохранении и развитии традиционной народной культуры, в том числе - певческой, и проблемами, существующими в данной сфере. О возрастающей общественной потребности в сохранении и развитии традиций народной культуры свидетельствуют важные факторы, определяющие государственную политику в стране по развитию культуры, сохранению культурного наследия: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996г., Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Актуальность подтверждается решением Государственного совета Российской Федерации «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (от 26.12. 2006г,), других основополагающих документов, а также конвенций, деклараций, рекомендаций и проектов ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия и культурного многообразия народов мира, выявлению и хранению шедевров народного художественного творчества, развитию организационно-практической и педагогической деятельности в данной сфере.

Вместе с тем, решение выдвинутых в данных документах задач невозможно без учета решения ряда проблем современной сферы народной певческой культуры.

Во-первых, - это проблемы, связанные с процессами глобализации, которые, с одной стороны, способствуют интеграции стран и народов, их межкультурному диалогу, стабилизации экономической ситуации в мире, духовному обогащению человечества, а с другой стороны, - создают угрозу этнической культуре народов, особенно малочисленных, в плане их унификации и элиминации всего специфически национального. В противовес этой тенденции, как пишут философы и культурологи в своих исследованиях, происходит «пробуждение» этнического самосознания, устремленность ряда культур к осознанию своей идентичности, а значит, и свобода самовыражения, ибо этнос является коренным социальным носителем культуры. Поэтому обращение к фундаментальным этнокультурным ценностям, заложенным в фольклоре любого этноса, играет огромную роль в данном процессе.

Во- вторых, важно признать, что русская народная певческая культура является органической частью традиционной русской культуры, объективный социокультурный статус которой в современном российском обществе достаточно уязвим. Как известно, хранителем традиционной русской культуры испокон веков была деревня и, прежде всего, русская община. Следствием столыпинской аграрной реформы, коллективизации сталинского образа стало постепенное, все более интенсивное вымирание деревни и, соответственно, утрата ею в значительной степени своей эколого-культурной миссии. Таким образом, проблема сохранения русской народной певческой культуры значима и актуальна не только в научно-теоретическом контексте, это проблема социальной, государственной важности. Поддержка на государственном уровне деревни объективно важна не только для обеспечения социально-экономической безопасности государства, но и для сохранения самобытности отечественной культуры, корневой системой которой является именно традиционная русская культура.

Другой круг проблем, на наш взгляд, непосредственно связан с событиями последних десятилетий, происходящих в нашей стране. Среди них: распад СССР, утрата ценностных ориентиров, существующее напряжение в межнациональных отношениях, изменения в мировоззрении граждан России и т.п. Наличие этих явлений в жизни нашего общества вызывает необходимость пересмотра национальной и образовательной политики государства, создание новых направлений и концепций, направленных на сохранение и развитие традиционной культуры; возрождение духовных ценностей, заложенных в культуре каждого народа, и на этой основе формирование национального самосознания россиян.

Подчеркивая актуальность темы исследования, определим проблемы, требующие к себе самого пристального внимания:

- снижение интереса социума к исконным традициям русской народной певческой культуры;

- недооценка значимости этих традиций в духовно-нравственном воспитании современной России;

- недостаточное знание исконных традиций русской народной певческой культуры, подмена их псевдонародными явлениями (такими, как фольклорно-эстрадное);

- кадровое обеспечение коллективов народного песенного творчества.

В период с 2004-2008 г.г. количество участников самодеятельных народных хоров и фольклорных ансамблей сократилось в целом по России на 9%. Причем, в Центральном и Сибирском регионах этот процент значительно выше (9,1%, 0,6%).

Вместе с тем, мы считаем, что обращение к многовековому опыту становления и развития русской народной певческой культуры позволит более эффективно реализовать в современных условиях ее этнокультурный и духовно-нравственный потенциал.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Изучение песенного творчества имеет свою определенную историю. Песни издавна были объектом научного внимания философов, этнографов, историков, искусствоведов, фольклористов. Работы этих ученых являются значимой частью культурного наследия.

Фундаментальной основой осмысления этноса, народной песни, воплотившей русский национальный характер, ментальность народа, его мировоззренческие установки, формы бытия, стали философские исследования проблем духовной культуры К.С. и И.С. Аксаковых, М.М.

Бахтина, JI.H. Гумилева, А.Ф. Лосева, A.C. Хомякова и др.; мыслителей Древнего мира (Аристотель, Тит Лукреций Кар, Софокл, Цицерон); нового времени (Дж. Локк и др.); русских философов Серебряного века (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский);отечественных мыслителей XVIII - XX веков (В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, И. А. Ильин, Г.В. Плеханов, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский);западных философов (Г. Гегель, И. Гердер, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Ф. Ницше, Г. Спенсер, 3. Фрейд, Дж. Фрэзер, О. Шпенглер);

Принципиально важными для формирования целостной научной концепции явились труды историков и культурологов, внесших значительный вклад в разработку отечественных проблем специфики российской культуры - С.С.Аверинцева, А.А.Аронова, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, B.C. Выготского, Д.С.Лихачева, Т.Н.Суминовой, А.Я.Флиера.

Феноменологическим концепциям культурологии посвящены исследования К.Леви-Стросса, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа (принципиальные положении теории мифа); Ю.М.Лотмана, А.А.Потебни и Ф.Соссюра (структурно-типологическая семиотика); историческая этнология Л.Н.Гумилева, Д.Чижевского.

Культурно-антропологические положения общей профессиональной педагогики, психологии, разрабатывались в трудах П.П.Блонского, Я.А. Коменского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, К.Д.Ушинского.

Культурологические положения теоретико-музыковедческих исследований представлены в работах Э.Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, И.А.Котляревского, В.Г.Москаленко, Б.Л.Яворского.

Кроме того, большую роль для исследования сыграли труды в области народного творчества, народной художественной культуры, фольклора Т.И. Баклановой, П.Г. Богатырева, В.М. Василенко, В.Е. Гусева, К.С. Давлетова,

A.C. Каргина, K.B. Квитки, И.В. Мациевского, A.M. Мехнецова, М.А. Некрасовой, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Н.А.Хренова, К.В.Чистова.

Само народное творчество и его взаимодействие с профессиональным искусством изучали в первую очередь фольклористы - Э.Е. Алексеев, Б.В. Асафьев, А.Н. Веселовский, Н.М. Владыкина-Бачинская, Е.В. Гиппиус, В.И. Еремина, И.И. Земцовский, Н.П. Колпакова, Е.Э. Линева, J1.A. Мазель, Ю.Н. Мельгунов, Т.В. Попова, С.С. Скрипков, А.И. Соболевский, А.Н.Сохор, М.А.Стахович, В.М.Щуров. В исследованиях этих ученых народная песня предстает как составная часть многообразной национальной художественной культуры, развитие которой, с одной стороны, подчиняется общим законам эволюции искусства, а с другой — имеет свою специфику, обусловленную социокультурными и историческими условиями его бытования.

В исследовании автор опирается на работы таких этнографов и фольклористов второй половины XVIII-начала XIX вв., как: М.Д.Чулков (1734-1774), которым был издан сборник в четырех частях «Собрание разных песен» (из 700 опубликованных рукописей -300 являются подлинно народными); И.М. Снегирев (1793-1868) и И.П.Сахаров (1807-1863), начавших работу по собиранию фольклора еще в 20-е годы XIX века; П.В.Киреевский, богатейшее собрание обрядовых песен которого было опубликовано лишь в XX веке, после его смерти, и вошло в золотой фонд русской фольклористики; П.Н.Рыбников, четырехтомное собрание былин и исторических песен которого переиздавалось несколько раз; П.В.Шейн, среди многочисленных трудов которого сборник «Русские народные песни»(1870); А.А.Потебня «Малорусская народная песня по списку XVI века» (1877) и др.

Значительные достижения в области собирания и изучения народного музыкального творчества представлены в трудах А. Д. Кастальского «Особенности народно-русской музыкальной системы» (1923) , выдающегося фольклориста, собирателя и систематизатора казачьей народной песни А. М. Листопадова «Донская казачья песня» (1905),

Гиппиуса Е. В. «Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий»(1980).

Особое внимание хормейстеров обращается на роль и место народной певческой культуры. Так, А.И.Анисимов подчеркивает значение народной песни и певческих традиций прошлого как фундамента хоровой и всей музыкальной культуры, свидетельствует о возрастающей роли хорового искусства как важнейшей части духовной культуры человека и общества в целом.

Основные аспекты методики работы с народными хорами и практические вопросы подготовки руководителей самодеятельных и профессиональных народно-хоровых коллективов излагаются в работе Н.В.Калугиной «Методика работы с русским народным хором»(1977).

Жанровые особенности народного хорового пения (организационные основы народного хора, традиционное исполнение песен народным хором) освещаются в работе А.В.Рудневой «Русский народный хор и работа с ним»(1960). Кроме этого, автор раскрывает смысл слова «народное» в двух аспектах: как эстетическую категорию, определяющую значительность произведения, и как жанровую, не исключающую эстетическую категорию, но ограничивающую круг художественных произведений. Кроме того, ею подробно исследована южнорусская песенная традиция, выявлена структура, функции и типы многоголосия, ладовое строение песен 15 различных жанров.

Опираясь на ее выводы, В.М.Щуров (1975г.) рассматривает в своем исследовании исторические корни, традиции, послужившие возникновению музыкально-стилевых основ южнорусской народной певческой культуры. Также В.М.Щуров исследует песенные традиции сибиряков.

В теоретических трудах К.В. Квитки « Об историческом значении календарных песен» (1971-1975), сделан вывод о едином историческом корне славянских народов.

Большой вклад в систематизацию мелодики календарных песен сделал И.И.Земцовский. В своей работе «Мелодика календарных песен»(1975 г.) он выявил манеру исполнения, мелодику, типологию календарных песен и подчеркнул их сходство.

Художественная яркость русских народных песен и хорошая сохранность традиционной музыкальной культуры привлекли к ней внимание большой группы этномузыкологов. Результаты их деятельности нашли отражение в ряде публикаций. Среди них: песенные сборники, составленные A.B. Рудневой, В.М. Щуровым, Е.С.Кустовским, Г.Я.Сысоевой.

Проблема самобытности исследуется в диссертации Т.С.Рудиченко «Донская казачья песня в историческом развитии»(2004).

Теоретико-методическим основам обучения русскому народно-; певческому искусству посвящена диссертация Л.В.Шаминой (1996).

В работе В.А.Василенко, посвященной традициям народной песенной лирики в Сибири, рассматривается взаимосвязь традиций народного песенного творчества и хоровой самодеятельности.

Педагогические возможности музыкальных традиций, и в частности поморских, рассматриваются в исследовании Е.Г.Трудковой. В ее работе особое внимание обращается на песни свадебного обряда, характерные черты северорусских причитаний, их музыкальную стилистику. Особенно подчеркнуто педагогическое влияние песенного творчества на подрастающее поколение.

В последнее время появились диссертационные работы О.И.Алексеевой (2006), В.Г.Антонюк(2002), Д.И.Варламова(2009), М.А. Гориновой (2001), И.В. Ерещенко(2001), Ким Чжон Ки (2004), В.А. Котели (2005), О.В. Скобелевой (2003), H.A. Соломоновой(2000) и др., посвященные исследованию проблем традиционного русского музыкального искусства, его роли в современном социокультурном пространстве, а также традиционной музыкальной культуре других народов.

Состояние научной разработанности исследуемой проблемы свидетельствует о наличии достаточно разработанной теоретико-методологической базы осмысления феномена русской народной певческой культуры - в аспекте освоения и развития самобытных национально-культурных традиций, их трансляции в современный социум. Данное диссертационное исследование призвано обобщить опыт изучения становления и развития русской народной певческой культуры применительно к современному обществу и его отношению к исторической памяти, направленного на этнокультурный и духовно-нравственный потенциал.

По данному направлению нам не удалось обнаружить специального исследования, посвященного русской народной певческой культуре как социокультурному феномену.

Объект исследования - русская народная певческая культура.

Предмет исследования — генезис и исторические трансформации русской народной певческой культуры как социокультурного феномена.

Цель исследования - выявить культурно-исторические закономерности развития русской народной певческой культуры и определить ее социальный статус в современной России.

Реализации данной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

- раскрыть понятие «русская народная певческая культура»;

- проанализировать синкретизм русской народной певческой культуры в культурно-историческом развитии;

- охарактеризовать основные черты развития русской народной певческой культуры в ХУП-ХУШ веках;

- выявить характерные черты развития русской народной певческой культуры на рубеже Х1Х-ХХ веков и проанализировать достижения самодеятельных и профессиональных хоров народного пения в России;

- обобщить деятельность собирателей песенного фольклора;

- идентифицировать развитие хоров русского народного пения в период Х1Х-ХХ1 веков;

- проанализировать динамику профессиональных хоров русской народной песни;

- изучить современное состояние русской народной певческой культуры, выявить условия ее самосохранения и тенденции ее развития в современной России.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что русская народная певческая культура, являясь одним из основных факторов художественного развития личности, и особенно музыкального, объективно способствует сохранению, развитию народно-досуговых традиций, певческих, в том числе, что позволит более эффективно реализовать в современных условиях ее этнокультурный и духовно-нравственный. потенциал.

Теоретико-методологические основы исследования составляют: теория национальной художественной культуры; теоретические аспекты системного подхода к познанию культуротворческих профессионально-педагогических явлений, феноменологические аспекты теории творчества; эпистемология культуры; этнокультурология и этноискусствоведение как составные части культурологии; структурный типологизм, теория личности; теория миграции.

В качестве собственно культурологической методологии мы опирались на базовые положения структурализма и структурного функционализма.

В целях обеспечения достоверности диссертационного исследования, обладающего комплексным характером, был использован и ряд методов: диалектический, сравнительный, интерпретационные (структурный, генетический), сравнительно - исторический (кросс-культурный; компаративный); описательный, метод актуализации, исторический метод, предполагающий исследование возникновения, становления и развития народной певческой культуры в хронологической последовательности;

- анализ первоисточников: литературных и музыкальных текстов народных песен;

- наблюдение за исполнением народных песен в современных массовых мероприятиях, средствах массовой информации и в быту.

Выбор перечисленных методов исследования детерминируется объективной необходимость целостного подхода к рассмотрению русской народной певческой культуры как социокультурного феномена.

Научная новизна проведенного нами исследования заключается в следующем:

- раскрыто понятие «русская народная певческая культура», обозначающая всю совокупность образцов песенного фольклора какой-либо национальной, региональной или узколокальной культурной традиции;

- проанализирован синкретизм русской народной певческой культуры в культурно-историческом развитии и последовательно раскрыто ее жанровое своеобразие как феномена истории культуры;

-рассматривая историю Руси-России, констатируем, что народная певческая культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития;

-выявлены характерные черты развития русской народной певческой культуры, способствующие пропаганде и укреплению культурного наследия;

- обобщая деятельность собирателей песенного фольклора, мы констатируем, что этот процесс становится важным, необходимым условием и предпосылкой всего дальнейшего развития народной певческой культуры;

-идентифицировано развитие хоров народного пения в период Х1Х-ХХ1 в.в. и выявлены отличительные черты этого времени;

- на основе статистических данных проанализировано современное состояние русской народной певческой культуры, выявлены условия ее самосохранения и тенденции развития в современной России;

- русская народная певческая культура представлена как исторически изменчивое явление, которое постепенно, но неуклонно изменяется, развивается, усложняется вместе с динамикой общества, и это вселяет определенные надежды на ее сохранение в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления об исторически сложившейся совокупности признаков русской народной певческой культуры - традиционность, устность, коллективность, импровизационность, вариантность, анонимность - и оценить как важный фактор сохранения культурного наследия.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащийся в работе анализ современного состояния русской народной певческой культуры является значимым для определения некоторых направлений социокультурной политики в России и развития культуры в целом.

Фактический материал и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании работ по русской народной певческой культуре.

Материалы диссертации могут быть введены в основной курс истории русской народной певческой культуры, а также служить основой при разработке специальных курсов для будущих педагогов-музыкантов, искусствоведов, культурологов, историков, этнографов. Возможно использование данных материалов в просветительской работе.

Положения выносимые на защиту:

1. Русская народная певческая культура в настоящем исследовании выступает в качестве социокультурного феномена. Под народной певческой культурой понимается песенный фольклор, а также формы его бытования, сохранения и трансляции в этнокультурной среде. Русская народная певческая культура принадлежит к одной из основных областей культурного мира - духовной культуре, которая включает в себя сферу духовного производства и способствует созданию и распространению духовных ценностей, в совокупности образующих культурную сокровищницу человечества. Потребность в художественно-духовных ценностях исторически сформировалась как существенное свойство самой природы человека. Влияя на все стороны жизни человека, они определяют качество существования человека в обществе.

2. В русской народно-певческой культуре всегда сохранялись и передавались из поколения в поколение национальные традиции, находящие творческое осмысление в разнообразных хоровых жанрах. Понимаемые как культурное наследие, воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, они оказывают большое влияние на общественное развитие, воплощаясь в хоровых произведениях.

3. Культурологическое видение становления русской народно-певческой культуры в контексте исторического развития культуры России позволяет объяснить ее особенности, основанные на традициях, верованиях, мировосприятии, характеризующих отечественную историю.

4. Российская народная певческая культура, вобравшая в себя принципиальные особенности ментальности отечественной культуры, объективно выполняет педагогико-патриотическую миссию, способствуя формированию гражданина, патриота великой России.

5. Результатом рассмотрения культурологических аспектов русской народной певческой культуры, эволюционных процессов и исторически сложившейся практики преподавания, становится выявление концептуального подхода для педагогической деятельности в этой сфере: творческое переосмысление народных певческих традиций.

Это означает преемственность знаний о фольклоре, методов его исследования как области науки, народного стиля и художественного мастерства, где гармонично сочетаются аутентичные и современные элементы народного музыкального творчества.

6. Собственно педагогический подход диктует необходимость системного, качественного, разноуровневого, квалифицированного, креативного преподавания народно-песенного творчества в интеграции с другими дисциплинами для сохранения этнокультурных ценностей в современном многоконфессиональном и многоэтничном обществе. Умение свободно ориентироваться в предлагаемых жанрово-стилевых контекстах — фольклорный песенный материал, авторское творчество (равная степень приближения к исполнительским формам их адаптации) требует прочной фундаментальной базы теоретических знаний, культивируемых в новом «информационно-образовательном поле».

Апробация работы.

1. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей (в том числе 1-в журнале ВАК Минобрнауки РФ).

2. Различные аспекты диссертационного исследования изложены в виде докладов и выступлений на научных конференциях:

Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» (М.: МГУКИ, 2007); «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (М.: МГУКИ, 2008 г).

3. Материалы диссертации внедрены в учебный процесс факультета Народной художественной культуры и музейного дела МГУКИ, были использованы при разработке и чтении лекционных курсов по дисциплинам: «Фольклористика», «Русская традиционная художественная культура», «Культурное наследие народов России».

4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории культуры МГУКИ от 02 декабря 2009 г. (Протокол №6).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Самбур, Елена Викторовна

Выводы по II главе.

1. Развитие хорового искусства после 1917 г. - кардинально новый этап в истории русской культуры и хоровой музыки. Специфическим феноменом советского времени становится массовая песня.

2. Отличительной чертой этого времени стало культивирование преимущественно коллективных видов творчества. В репертуаре хоровых коллективов преобладала интонационная сфера революционной песни-марша, вылившаяся в 30-е годы в знаковый для советской культуры жанр массовой песни. На протяжении всей советской истории смотры становятся мощным рычагом управления, навязывания определенного репертуара, приведения живых культурных процессов «к общему знаменателю» господствующей идеологии.

3. Суммирование и объективный учет сильных сторон сложившихся музыкально-фольклористических научных направлений, несомненно, будет способствовать подъему и консолидации исследовательских усилий, формированию надежной и прочной методологической базы для изучения народной певческой культуры и ее дальнейшего развития.

4. Пропаганда народной певческой культуры, выраженная в общественно полезной концертной деятельности, способствует развитию творческой активности людей, способных и готовых отдавать свою любовь к музыке, вокально-хоровому творчеству на благо обществу. Хоровое пение, как один из коллективных видов музыкального восприятия и творчества, укрепляет социокультурные параметры формирующейся личности через опыт интонационно-образного взаимодействия. Активная деятельность постижению и воспроизведению народной певческой культуры приводит к качественно новым, социально значимым результатам, к саморазвитию и самореализации не только личности,индивида, но и целого поколения.

5. Обращение именно к локальным традициям народной певческой культуры является актуальным в связи с тем, что они способны оказать стимулирующее воздействие на процессы регенерации и обновления традиционной народно-певческой культуры. Проблема функционирования и адаптации народно-певческой культуры в условиях глобализации имеет особое значение для современной России при осуществлении поиска путей преодоления ее ценностной дезориентации.

Заключение

В контексте истории культуры народная певческая культура является уникальным культурно-историческим феноменом, отразившим социодинамику русской культуры и вместившим весь спектр философских, религиозных, эстетических, этических позиций, характеризующих мировоззрение русского народа в тот или иной исторический период.

Песенный фольклор выступал одним из основных связующих компонентов этноса и являлся важнейшим средством передачи и сохранения традиционной духовной культуры. Фольклор представляет собой глобальный пласт культуры, основанный на древнерусских синкретичных традициях художественного творчества, и продолжающий развиваться в современной социально-художественной практике преимущественно в виде неофольклора.

Анализ первоисточников фольклорных экспедиций позволил выявить: степень сохранности жанров бытовавших и бытующих в настоящее время.

Во всех календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах прослеживаются: социальная организация общества, религиозно-магические элементы (со временем перешедшие в разряд демонстративно-символических, развлекательно-игровых и эстетических).

Мы выявили, что народная певческая культура, как форма духовной культуры и специфический вид художественной деятельности человека, обладает большим социокультурным потенциалом, определяющим его значение в жизнедеятельности общества, влияя на все стороны сознания и деятельности человека, улучшая, совершенствуя и облагораживая его внутренний духовный мир.

К народным художественным традициям относятся социокультурные феномены сохранения и развития опыта человечества, в основе которого лежат процессы и результаты преемственности людей, опыта, отличающегося социальной значимостью, этносоциальным своеобразием и высокой художественностью, отвечающей потребностям данной общности.

Таким образом, народная певческая культура благодаря своим специфическим особенностям, социокультурной обусловленности и направленности на человека является универсальным средством, позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности через введение его в культуру для преодоления социокультурных проблем и противоречий современного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Самбур, Елена Викторовна, 2010 год

1. РО ИР ЛИ, p. V, кол. 4. Соб. А.Я.Козырева (около 150 текстов).

2. ФА ИР ЛИ, кол. 8. ФВ 680—694. Соб. В. Н. Всеволодский-Гернгросс.

3. Агафонов А.И. Становление и развитие исторического краеведения на Дону в XVIII начале XX в. // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 г. (Дикаревские чтения 6).- Краснодар, 2000.- С. 53—57.

4. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки Текст. / Теодор В. Адорно. М. СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 161.

5. Актуальные проблемы собирания и изучения русского фольклора: Тезисы докладов. Воронеж, 1991.

6. Актуальные задачи собирания и изучения фольклора южных областей России: Материалы II региональной научно-практической конференции. Воронеж, 1994.

7. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX первой половины XX века. - М., 1995. - 328 с. (Глава V) Анализ вокальных произведений / Отв. ред. О. Коловский. - Л., 1988.

8. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья.-М.: Музыка, 1991.

9. Аникин В.П. Русский фольклор.- М., 1987.

10. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое во-площение фольклора. М.,1979.

11. Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л, 1964, с 31.

12. Антонюк В.Г. Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем.- М.,2001.

13. Арнольдов А.И. Культура и современность.- М., 1973.

14. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.- М., 1992.

15. Аронов А. А» Выдающиеся пропагандисты отечественной культуры в России и за рубежом» (конец Х1Х-началоХХвеков) М.,1995.

16. Аронов A.A. Творчество как социокультурный феномен: Курс лекций /МГУКИ.М.,2004.

17. Асафьев Б. Крестьянское искусство Севера.- М.,1926.

18. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- JI.,1973.

19. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1 и 2.-М. Музыка, 1971.

20. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Сов. этнография. -1983.

21. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной образовательной системе // Культурология: новые подходы: Альманах — ежегодник. Вып. 1. - М., 1995.

22. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура» // Начальное образование в России: инновации и практика. -М., 1995.

23. Бакланова Т.И. Эксперимент на московских окраинах // Народное творчество. — 1997. №4.

24. Банин A.A. О собирании и изучении южнорусских (казачьих) былин и былинных песен: итоги и перспективы // Эпические традиции: Материалы и исследования. Русский фольклор. Вып. 28.- СПб., 1995.- С. 111-115.

25. Банин A.A. Трудовые артельные припевки и песни. М., 1971.

26. Барабаш Ю. О народности Текст. / Ю.В. Барабаш М.: Сов. писатель, 1970. - С. 6.

27. Баркова A.M. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора,- М., 1998.

28. Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. М.: Музгиз, 1962.

29. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

30. Берберов Р. Специфика структуры хорового произведения: Лекция по курсу анализа музыкальных произведений. М., 1981. (ГМПИ им. Гнесиных).

31. Бессмертный A.C. Омский русский народный хор.- Омск, 1954.

32. Бернштам Т.А., Лапин В.А. Виноградье песня и обряд // -Русский Север: проблемы этнографии и фольклора. - Л.: Наука, 1981.-С. 3110.

33. Бородина Е.М. Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири: Дис. . канд. культурологии: 24.00.01.-Кемерово,2004.

34. Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. Л.: Музгиз, 1961.

35. Блонский П.П.Избранные психологические произведения. М. .'Просвещение, 1964.

36. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- М.,1971.

37. Бромлей, Ю.В. Человечество это народы Текст. / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный - М.: Мысль, 1990.

38. Букатина Ю. Е. Русская былина в культурно-историческом контексте: проблемы интерпретации в XX веке: Дис. . канд. ист. наук: 24.00.01.-М., 2005.

39. Былины Севера. Т. 1: Мезень и Печора / Зап., вступ. ст., коммент. А. М. Астаховой.-М.; Л., 1938.

40. Бюхер К. Работа и ритм.- М., 1923.

41. Василенко В.А. Традиции русской народной песенной лирики в Сибири и современная хоровая самодеятельность.- Омск, 1955.

42. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1-3. М., 1972-1978.

43. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.,-1940.

44. Вестник Европы, 1872, май.

45. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия Западных и Восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.

46. Великорусские песни в народной гармонизации Записала и составила Е.Линева. Под ред. Ф.Е.Корша. Вып.1.- СПб., 1904.

47. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория Текст. / В .Б. Власова // Философские науки, 1980, № 4. С. 30.

48. Воронежские народные песни: Сб. фольклор, записей студентов под ред. доц. С.Г.Лазутина. Воронеж, 1962.- 152 с.

49. Воронежские народные песни в современной записи / Под ред. С.Г.Лазутина. Воронеж, 1978. - 88 с.

50. Воронежские народные песни в современной записи / Под ред. С.Г.Лазутина. Воронеж, 1991.

51. Воспоминания о В.Г.Захарове Сост. П.М.Казьмин и В.В.Хватов.- М.,1967.

52. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Крестьянский танец // Крестьянское искусство СССР.М.-Л.,1933.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.-.Искусство, 1991.

54. Гиппиус Е. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980.

55. А.Н.Глумов., H.A. Львов. М.: «Искусство», 1980.

56. Горева Л.В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной самодеятельности,- М., 2001.

57. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.

58. Гудошников Я.И. Язык и стиль песен Великой Отечественной войны. Воронеж, 1959. - 91 с.

59. Гудошников Я.И. Виды и типы переделок литературных песен в советском фольклоре: (К вопросу о специфике жанра) // Русский фольклор: Пробл. соврем, нар. творчества. -М.-Л., 1964. С. 115-121.

60. Гудошников Я.И. Очерки истории русской литературной песни XVIII -XIX вв. Воронеж, 1972. - 170 с.

61. Гудошников Я.И. Русский городской романс: Учебное пособие. -Тамбов, 1990.-90 с.

62. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.,1980.

63. Дигун Т.В. О многоголосном строении протяжных песен Северского Донца // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии): Сб. тр.- Вып. 60.- М., 1982.- С. 93107.

64. Дигун Т.В. О ритмическом и мелодическом строении донецких протяжных песен // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии). Сб. тр.- Вып. 91.- М., 1987,- С. 3-32.

65. Добровольский Б.М. Работа А. Листопадова над песенным фольклором донских казаков // Народная устная поэзия Дона.- Ростов-н/Д., 1963.- С. 230-248.

66. Дорохова Е.А. Масленичные песни в русской календарной традиции/Фольклорный текст: функция и структура: Сб. трудов.- Вып. 121 / РАМ им. Гнесиных. - M., 1992.-С. 5-31.

67. Евсеев C.B. Русская народная полифония: Учебное пособие. -М.: Музгиз, I960. 128 с.

68. Егоров А. Теория и практика работы с хором.- М.,-1987.

69. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. М.: РАМ им. Гнесиных, 1993.

70. Енговатова М.А. Звуковысотная организация закамских вешних хороводных песен (к вопросу о соотношении функции и структуры)/ Фольклорный текст: функция и структура: Сб. трудов.- Вып. 121 / РАМ им. Гнесиных. М., 1992. - С. 129-151.

71. Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований / Звуковысотное строение народных мелодий (принципы анализа). М., 1991. -С. 49-88.

72. Ефименкова Б.Б. Русские причитания стабильной структуры с цезурированными напевами / Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (вопросы типологии): Сб. тр.- Вып. 91 /ГМПИ им. Гнесиных.-М., 1987.-С. 88- 107.

73. Живов В. Беречь культуру народного пения // Советская музыка.-1966.-№5.

74. Жирнова Л. Северный русский народный хор.- М.,1975.

75. Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение // Фольклор и молодежь. Москва, 2000.- С. 3-29.

76. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992. - 616 с.

77. Земцовский И. Русская протяжная песня. Л., 1980.

78. Земцовский И. Фольклор и композитор. Л., 1978.

79. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен / Народная песня. Проблемы изучения.- Вып. 6 / Ред. В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, И.В. Мациевский. Л.:ЛГИТМиК, 1983.

80. Земцовский И.И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей.- Вып. 1. М., 1972. - С. 169 - 197;

81. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян/Фольклор и этнография: обряды и обрядовый фольклор. -Л., 1974.

82. Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.- М.:Тривола,1994.

83. Зязева Л.К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения: Дис. канд. культурологии : 24.00.01.- СПб., 2004.

84. Игры народов СССР: Сб. материалов / Сост. В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, В. С. Ковалевой и Е. И. Степановой.- М.; Л, 1933

85. Из ранних записей групповой причети на Русском Севере / Публ. Ю.И.Марченко // Из истории русской фольклористики.-Л., 1990.-Вып. 3.

86. Искусство Севера. Заонежье.- Л., 1927.

87. Истомин И. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни. М.: СК, 1985. - 183 с.

88. Кабанов A.C. Современные фольклорные коллективы в городе.- М., 1986.

89. Каган М.С. Морфология искусства. JI. ¡Искусство, 1972.

90. Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С.212-227.

91. Казьмин П. Страницы из жизни М.Пятницкого. М.,1961.

92. Казьмин П. С песней. (Страницы из дневника). М.,1970.

93. Калугин В. И. «Вкладчики» Петра Киреевского // Калугин В. И. Струны рокотаху. Очерки о русском фольклоре. М., 1989.

94. Калугина Н. Основы методики работы с русским народным хором.-М., 1969.

95. Канн-Новикова Е. Евгения Линева. М.: Музгиз, 1952.

96. Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М.: Музгиз, 1961.-91 с.

97. Климов А. Основы русского народного танца.-М.,1975.

98. Козьменко О.П.Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики: Дис. . д-ра культурологии : 24.00.01.- М., 2004.

99. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.- М. Л.,1962.

100. Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. О былинах и песнях Великой Руси. М., 1914.

101. Копосов А. Народным хорам жить! // Советская музыка.- 1968.-№ 4. С. 65 - 70.

102. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор.- М., 2000.

103. Круглов Ю.Г. Русский фольклор,- М., 2000.

104. Кулаковский Л. О русском народном многоголосии. М.: Музгиз, 1951. -ИЗ с.

105. Культурное возрождение. Проблемы изучения народного творчества и литературы: тезисы III региональной научно-практической конференции. Воронеж, 1995.

106. Ласунский О.Г. А.М.Путинцев историк литературы, фольклорист и этнограф. Краткий очерк деятельности и библиография трудов. — Воронеж, 1969.

107. Лазарев И.Л. Фольклорные ансамбли Воронежской области как хранители и пропагандисты лучших песенных традиций // Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1976.

108. Лазарев И.Л. Судьбы песен литературного происхождения в репертуаре жителей Воронежской области. Воронеж, 1973.

109. Лазарев И.Л. О соотношении текста и мелодии в песне // Вопросы теории и истории лирики. Воронеж, 1988.

110. Лазарев И. Л. Современная жизнь воронежских народных песен: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Воронеж, 1993.

111. Лазутин С.Г. История развития и общественное значение русской песни. Вступ. Статья / Русские песни. Воронеж, 1955 - С.3-55.

112. Лазутин С.Г. Очерки по истории русской народной песни: (Филол. исслед.) -Воронеж, 1964. 151 с.

113. Лазутин С.Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, I960 - 262с.

114. Ливанова Т. В. Г. Захаров.- М.,1954.

115. Ливанова Т. В. Русская музыкальная культура XVIII века. М., 1952, т. I, с. 340, 332.

116. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Предисловие к вып. 1.-М., 1904.

117. Линева Е. Э. Народная консерватория // Русские ведомости.-1905.-№259.

118. Лисицкий А. В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития общества: Дис. . канд. культурологи: 24.00.01.- М., 2004.

119. Листопадов A.M. Собирание народных песен на Дону и моя работа (Из наблюдений собирателя) // Листопадов A.M. Песни донских казаков. Т. 1, ч. 1.- М., 1949.- С. 9-29.

120. Литературный критик. 1936. №4- С. 202. Цит. по кн.: Фольклор Воронежского края. Библиографический указатель Сост. В.Павлова. - Воронеж, 1965.

121. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. - С.3-11.

122. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1967. - 372 с.

123. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. -М.,1963.

124. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб. Академический проект,2002.157 с.

125. Лобкова Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории // Фольклор и молодежь. М., 2000.-С. 87-97.

126. Любому дрова А.Ю. Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества.- М., 1999.

127. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : Дис. . докт. наук. М., 2005.

128. Манжора Б.Уральский народный хор.- Свердловск, 1958.

129. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ).- М: Мысль, 1983. 284 с.

130. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1978. - С.5-12.

131. Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // СЭ. 1981. — С 3-17.

132. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. Создание замысла сценической постановки: Методическое пособие. — М., 1983.

133. Маркарян Э.С. Узловые точки проблемы теории культурной традиции Текст. / Э.С. Маркарян // Советская этнография, 1981, № 2. — С. 87.

134. Мартынов И. Государственный русский народный хор им. Пятницкого.- М.,1950.

135. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - 329 с.

136. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. 199 с.

137. Межуев В.М. Философия культуры: эпоха классики. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. - 200 с.

138. Межуев В.М., Орлов В.Г. Социокультурные доминанты глобализации // Теория и практика культуры: Альманах. Вып 1. М.: Изд-во РАГС, 2004. С.53-72.

139. Мезенский песенный фольклор в ранних записях советского.времени: (По результатам экспедиции Государственногоинститута истории искусств 1927 г.) / Публ. Ю. И. Марченко // Из истории русской фольклористики.- СПб., 1998. -Вып. 4—5.

140. Мешко Н.К. Вокальная работа с народными певцами // Клубные вечера.- Вып. 11.- М., 1976.

141. Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. М.: НОУ "Луч", 1996. - 43 с.

142. Мешко Н.К. Программа по обучению сольному народному пению: Общие вопросы, методика. М., 1998.

143. Мешко Н. Система распеваний как основное звено профессиональной школы народного пения. Рукопись, РАМ, 1995 - 60 с.

144. Мешко Н.К. Репертуар народных хоров // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли / Ред.-сост. В.А. Лапин. -Л., 1989.-С. 39-46.

145. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002.

146. Молодежные частушки / Сост. С.Г.Лазутин. — Воронеж, 1959.-95 с.

147. Народная художественная культура: Учеб. / Под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. М.: МГУКИ, 2000.

148. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний, собранные Ф. Студитским. — СПб., 1841. — С. II, III, IV.

149. Народное творчество в дни Великой Отечественной войны / Сост. В.А.Тонков. Воронеж, 1945. -104 с.

150. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века Текст. / М.Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991.-С. 7.

151. Новикова A.A. Русское старообрядчество как культурный феномен: Дис. . канд. культурологии: 24.00.01.-М.,2002.

152. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

153. Отечественные записки. — 1841. — Т. XVI. — №5—6. — С.55.

154. Пасхалов В. М.Е.Пятницкий и история возникновения его хора // Советская музыка.-1944.

155. Пашина O.A. О влиянии этнографического контекста на жанровую атрибуцию жатвенных песен // Фольклорный текст: функция и структура: Сб. трудов Вып. 121 / РАМ им. Гнесиных. - М., 1992.-С. 58-72.

156. Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. -Т. 1, 2. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005.

157. Песенная поэзия русских земледельческих праздников. Поэзия крестьянских праздников. JL, 1970.- С. 5-50.

158. Песенный фольклор Мезени / Изд. подгот. Н. П. Колпакова, Б. М. Добровольский, В. В. Митрофанова, В. В. Коргузалов.- Л., 1967. С. 31. См. также: Колпакова Н. На Мезени 7/ Советская этнография. I960,- №2. С. 171—173.

159. Песни и сказки Воронежской области. / Сборник составили А.М.Новикова, И.А.Оссовецкий, А.В.Мухин, В.А.Тонков. Под ред. Ю.М.Соколова и С.И.Минц. Вступит, статья Н.П.Гринковой. -Воронеж, 1940.-244с.

160. Песни, собранные П.В.Кириевским. Новая серия, вып.1. 1911; вып.2, ч.1, 1918; вып.2, ч.2, 1929.

161. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки/ Ред.-сост. В.Н. Максимов. -М., 1980.- С.244-254.

162. Поликарпов Ф.И. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобного Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии/Памятная книжка Воронежской губ. На 1906 г. -Воронеж, 1906.- С.1-33.

163. Поляновский Г.Мариан Коваль.- М.: Музыка, 1968.

164. Поэзия декабристов. JL, 1950 (Б-ка поэта. Большая серия), с.518.

165. Программа для собирания народных песен и других музыкально-этнографических материалов // Этнографическое обозрение.-1901.- №4.

166. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.

167. Путилов Б.Н. Некоторые общие проблемы истории казачьего фольклора // Народная устная поэзия Дона. Ростов-н/Д., 1963.- С. 14-28.

168. Путин В.В. О государственной поддержке традиционной культуры в России. М.,2006.

169. Путинцев A.M. Талагайская свадьба. (Коротоякский уезд) / Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 г. Воронеж, 1913.-ОТД.111.-С. 94.

170. Путинцев A.M. О говоре в местности Хворостань Воронежской губернии./Живая старина,- 1906.- Вып. 1.- С.94-128.

171. Путинцев A.M. Пища и напитки в верховом цуканском селе / Народный побыт. Материалы и исследования по этнографии Воронежского края. Вып. 1.-Воронеж, 1927.

172. Путинцев A.M. А.В.Кольцов как собиратель русских народных пословиц/Труды Воронежского гос. ун-та.- 1926. Т.Ш.- С.75-94.

173. Пухова Т.Ф. Тематика и поэтика свадебных песен Верхнемамонского района // Свадебные песни Верхнемамонского райюна -Воронеж, 1999. С.32-48.

174. Пухова Т.Ф.К вопросу об указателе быличек и бывалыцин, записанных в. Воронежской области // Фольклор и литература: проблемы изучения.-М. 2001. С.12-19.

175. Рассохацкая О.В. Роль фольклора в становлении региональной культуры : Дис. . канд. культурологии : 24.00.01.- Нижневартовск, 2004.

176. Рождественская Г.Д. Русский народный хор.- М., 1965.

177. Российская Эрата, или Выбор наилучших новейших российских песен / Собрал и частью сочинил М. Попов. СПб., 1792.

178. Рудиченко Т.С. По следам экспедиций A.M. Листопадова // Культура Донского края: страницы истории: Сб. науч. тр.- Ростов-н/Д., 1993. С. 150-168: 5 с. нот. (прилож.).

179. Рудиченко Т.С. Певческая традиция донских казаков: к проблеме самобытности: Автореф. дис. . канд. искусствовед.- Ростов-н/Д., 1995.

180. Руднева А. Русский народный хор и работа с ним. М., 1960.

181. Руднева A.B. Русское народное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994. - 224 с.

182. Русская свадьба: В 2 т, / Под ред. A.C. Каргина. — М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 2000 2001. - Т.1. Русская свадьба/ сост. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. - М.: Гос. республ. центр рус. фольклора.

183. Русские народные песни: Пособие для вузов. — М., 1965. 291 с.

184. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды / Сост. В. Лапин. М.: Моск. гос. фолклор. центр «Русская песня»: Рос. ин-т истории и искусств, 1995. -200 с.

185. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950 начало 1990 годов - СПб., 1999.

186. Сказки и песни юга России. Сост. Акаткин В.М., Пухова Т. Ф., Будаков В. Воронеж, 2000.

187. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.-М., 1837-1839.-Вып. 1 -4.

188. Советская музыка. 1951.-№9.

189. Советская музыка. 1952,- №5.

190. Сохранение и развитие народно-певческих традиций: Сб. научных трудов. Вып.86 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986.196. Справочник ГИВЦ.-М.,2007.

191. Срезневский И.И. Труды П.И. Савваитова // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. — Т. X. — 1873. — С. XIV.

192. Сумароков А. П. Избранные произведения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая серия, 2-е изд.), с. 272.

193. Тихонравов Н. С., Миллер В. Ф. Русские былины старой записи.- М., 1894.- № 9 (С. 22—30), № 31 (С. 102—115), № 51 (С. 179—183), №68 (С. 255—261).

194. Тонков В.А. Из истории собирания и изучения воронежского фольклора/Фольклор Воронежской области. Воронеж, 1949.

195. Традиционный фольклор в современной художественной жизни: Сб. трудов ЛГИТМИК. Л, 1984.

196. Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (вопросы типологии). Сб. тр. Вып. 91 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. —С. 51 —75.

197. Федоров П. Религиозные обычаи, поверья, суеверия, жителей села Ендовище Землянского уезда и выделившихся из него приходов сел Латаного и Шумейки / Воронежская старина.- 1903. Вып. 2. - С.250-280.

198. Фибих Л.В. Развитие песенного народного творчества в Кузбассе. М., 1994.

199. Флиер А .Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: дис. . док. наук. М.,1995.

200. Флиер А.Я. Культурогенез. М.: Изд-во Российского института культурологи, 1995. - 127 с.

201. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России: Очерки. — М.: МГУКИ, 2000. — 162 с.

202. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2000. — 496 с.

203. Флиер А.Я. Массовая культура // Культурология. XX век. — СПб, 1997. —С. 265-268.

204. Флоренский П. Сочинения: в 4 т. Текст. Т. 1. / П. Флоренский.-М.: Мысль, 1994. С. 664.

205. Фольклор и молодежь.-М., 2000.

206. Фольклор и фольклоризм.-Л.,1984.

207. Фольклор Воронежского края: Библиографический указатель / Сост. В.А. Павлова. Воронеж, 1965.

208. Фольклор Воронежской области / Сост. В. А.Тонков. -Воронеж, 1949.-297с.

209. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.

210. Христиансен Л. Народные хоры и народное творчество // Советская музыка.- 1955.- №2.

211. Чтения в Обществе Истории и Древностей", 1868, книги I, И, IV, 1869, книги I, III, IV, 1870, книга I и отдельно, Москва, 1870.220.N

212. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М.: Музыка, 1981.

213. Шамина Л. В. Теоретико-методологические основы обучения русскому народному певческому искусству: Дис. . докт. пед. наук.-М.,1997.

214. Шамина Л. В. Об искусстве народного пения //Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли / Ред.-сост. В.А. Лапин. -Л., 1989.-С. 20-31.

215. Шуряк М.Г. Массовое музыкальное творчество в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны / Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.).- Новосибирск, 1984.

216. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном искусстве // Музыкальная фольклористика. М., 1986.

217. Этнографические материалы, собранные в Задонском уезде Воронежской губ. по поручению Академии наук/Сборник Отделения рус. яз. и словесности Акад. наук.- Т.95.- 1916.- С.125-158.

218. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания. Переписка. М.,1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.