Феномен лада: Философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Миклина, Наталья Николаевна

  • Миклина, Наталья Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 180
Миклина, Наталья Николаевна. Феномен лада: Философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2000. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Миклина, Наталья Николаевна

Введение.

Глава I. Лад как категория смысла.

§ 1. Этические, эстетические и природные основания феномена лада.

§ 2. Понятие лада в музыкально-речевой концепции

Б.Яворского.

§ 3. Б.Асафьев об интонационной природе лада.

§ 4. Единство феноменологического и абстрактно -логического у родоначальников научной ладовой теории.

Примечания.

Глава II. Развитие понятия лада в современной философии культуры.

§ 1. Структурно - системный подход к раскрытию сущности понятия "лад".

§ 2. Эволюция теории функциональности.

§ 3. К вопросу о понятиях "ладовое чувство" и "ладовое мышление".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен лада: Философский анализ»

Актуальность темы исследования. Жизнь в глазах наших соотечественников к концу второго тысячелетия приобретает поистине трагический характер. Крушение прежних идеалов, мировоззрения, традиций, поляризация общества, где господствует разнузданность нравов и нивелирование чувства долга, откровенный прагматизм и техницизм, усугубляются культурными амбициями, взаимонепониманием, манипулированием общественным сознанием. Все это порождает страх и неуверенность в будущем, равнодушие и агрессию, рост самоубийств и смертоносные конфликты, ощущение неизбежности социальной, национальной, экологической, вселенской катастрофы.

Круг этих вопросов остро стоит сегодня перед представителями гуманитарных наук, но прежде всего, - философии культуры. С позиций "чистой" науки невозможно понять и объяснить феномен человека, его сознание, ценности, способы и результаты деятельности, ход человеческой истории. Современная философия, рефлексируя на трансцендентном в поисках объективных законов природы и человека, не удовлетворяется логикой рационального, а сознательно уходит в сферы интуитивного, сближаясь при этом с религией и искусством. Такой подход нередко становится методологическим и в отечественной культурфилософии. Этим во многом объясняется особый интерес к национально - этнической проблематике, к наследию русских философов, к осмыслению роли России в общемировом масштабе. Отсюда проистекает и признание равноправия культур, идея их диалога, полилога. Да и в самой философии на смену категори 4 ческому неприятию "чужих" концепций приходит стремление к нахождению точек соприкосновения, способов взаимосогласия. Недаром идея примирения в прогностических моделях мира встречается все же чаще, нежели идея гибели человечества.

Объединительная тенденция наблюдается и в методах исследования культуры, которая характеризуется с точки зрения нерасчле-ненного единства всех сторон человеческого сознания (мифологическая, символическая, языковая интерпретация культуры). Поэтому смысловая сторона культурных явлений зачастую отождествляется с формой "высказывания" (и не только вербальной), а структурный анализ приравнивается к смысловому. Но споры о первенстве содержательного или архитектонического методов не утихают, и философия призвана в новых условиях показать и обосновать сферы и границы применения этих методов при анализе различных культурных феноменов.

Для успешного решения этой и других задач философии культуры необходима выработка собственного категориального аппарата, использование таких универсальных, сущностных категорий, которые были бы приложимы к любой области культурной деятельности. Объединяя смысловое и конструктивное, всеобщее и единичное, духовное и материальное, абстрактное и конкретное, нравственное и эстетическое, рациональное и эмоциональное, такие понятия могли бы взаимодополнять различные взгляды на культуру, снимать напряженность в творческой деятельности, в отношении к жизни.

Известны успешные попытки привлечения в культурфилософию понятий из области искусства, поскольку в его основе заложен принцип интуитивно-трансцендентного восприятия мира, а логические, этические и эстетические начала объединены в идеальной фор

- 5 ме как единстве Тела, Души и Духа. Каждый человек находит в искусстве свою бесспорную и абсолютную истину, а бесконечное множество "абсолютных" человеческих истин и составляет объективную Истину человечества.

Одним из самых плодотворных направлений в привлечении художественных понятий в философию культуры может стать союз музыки ("души искусства" ), музыкознания и философии, который не зря считается одной из самых трудных и деликатных задач. Ведь музыка, как и миф, дает полную свободу "жизненным" нравственным идеям и ориентирам, выражая заложенный в ней смысл не просто непонятийным, но даже неизобразительным и ненаглядным способом, отчего нередко ставит в тупик при попытке символической и языковой ее расшифровки. Однако именно сложностью раскрытия тайн содержания искусство звука и должно привлекать культурфилософию. Понятие лада, чаще всего трактуемое музыкознанием как закон музыки, делающий звуковое явление музыкой, то есть осмысленным, культурным явлением, как нельзя более отвечает этому требованию.

Вокруг ладовой теории в музыкознании со времени ее возникновения не прекращались ожесточенные споры. В 60-70-е годы теория лада подошла к некоему предкризисному состоянию, а к 90-м годам ее затмили проблемы музыкального "языка", музыкальной формы, музыкального мышления. Все попытки определения лада как "конструктивно-логического универсума" музыки оказались не вполне убедительными. Можно ли с вершин философского знания не только осмыслить данное понятие, но примирить различные точки зрения на лад и дать толчок новым исканиям в определении его сущности? Или эти искания бессмысленны, и закона музыки, действующего во все времена и у всех народов, не существует? И может ли понятие

- 6 лада органично войти в философию культуры? Эти вопросы, на наш взгляд, актуальны и для музыкознания, и для философии культуры.

Степень разработанности проблемы. Ввиду того, что проблема философской интерпретации понятия лада никем не разрабатывалась (философско-эстетический уклон публицистических очерков В.Белова "Лад" не делает их сугубо философским или строго научным исследованием), а тема данной диссертации находится на стыке наук, потребовалось изучение литературы из разных областей знания, прямо или косвенно выходящей на проблемы лада.

Научная теория лада - достояние отечественной музыкально- теоретической мысли. Поэтому основополагающие научные сведения об объекте исследования были почерпнуты из трудов Б.Яворского, Б.Асафьева, Ю. Тюлина, Ю.Мазеля, Й.Способина, Ю.Холопова, С.Григорьева, Т.Бершадской, Б.Теплова, А.Островского, Е.Назай-кинского, В.Медушевского, А.Милки, Ю.Кона, В.Зака, Ю.Бычкова, Е.Давыдовой, Е.Александровой и других теоретиков музыки.

Смысловой, символический и языковый акцент в рассмотрении культурных феноменов привлек автора диссертации к сочинениям И.Канта, И.Гете, О.Шпенглера, В.Гумбольдта, Э.Кассирера, Ф.де Соссюра, Ш.Балли, Э.Сепира, Б.Уорфа, Ф.Шлейермахера, Э.Бенвенис-та, М.Хайдеггера, Б.Кроче, Н.Флоренского, А.Лосева, М.Бахтина.

Необходимая для решения проблемы лада постановка вопросов о соотношении природного и человеческого, абстрактного и конкретного, онтологического и гносеологического, феноменологического и аксиологического, индивидуального и всечеловеческого, преходящего и вечного потребовала анализа работ представителей рационалистического направления (Г.Гегель, К.Маркс, В.Дильтей, Г.Зим-мель, В.Виндельбанд, Э.Дюркгейм, А.Тойнби, П.Сорокин, й.хейзин га, С.Лангер, К.Леви-Стросс, Б.Малиновский, А.Кребер, Л.Уайт, К.Мангейм, Ж.Лакан, Р.Барт, И.Пригожин, Ю.Лотман, А.Гильденб-рандт); интуитивистов ( Ф.Шиллер, Ф.Шеллинг, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, З.Фрейд, А.Гартман, А.Бергсон, К.Юнг, К.Ясперс, Э.Фромм), а также тех, кто синтезирует рациональное и эмоциональное в русле феноменологии, герменевтики, постмодернизма и постструктурализма (Э.Гуссерль, В.Беньямин, Г.Зельдмайр, Г.Гадамер, В.-А.Адорно, Э.Левинас, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, Ю.Крис-тева). К позициям поборников бессознательного примыкают сторонники телеологического уклона - М.де Унамуно, М.Бубер, Ф.Эбнер, М.Элиаде, М.Шакка.

Чрезвычайно важными для выявления смысла русского понятия "лад" стали мировоззренческие позиции русских философов: С.Булгакова, В.Соловьева, А.Хомякова, И.Киреевского, Е.Трубецкого, Л.Шестова, Вяч.- Иванова, Н.Бердяева, Н.Лосского, И.Лапшина, Д.Мережковского, Г.Шпета, С.Франка, А.Золотарева, Л.Карсавина, И.Ильина, В.Эрна, Г.Федотова, Н.Арсеньева, Б.Вышеславцева, Л.Гумилева, Д.Лихачева. К их воззрениям близки "русские космисты" -В.Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский, Д.Андреев, Н.Рерих.

Затрагивая различные аспекты универсалий культуры, общих ее законов и закономерностей, уникальности ее феноменов, отдельные концептуальные положения вышеназванных авторов могут служить теоретико-методологической базой настоящего диссертационного исследования, что создает возможность дальнейшего развития теории лада распространения основных ее положений в различных областях гуманитарного знания.

Объект исследования; лад как принцип организации жизни человека и музыкальной "речи".

- 8

Предмет исследования: лад как смыслообразующий принцип в философии и теории культуры.

Цель исследования: комплексный философский анализ феномена лада в отечественном музыкознании и определение возможности его интерпретации в философии культуры.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих основных задач:

- выявить смысловые истоки феномена лада;

- проследить историю развития понятия лада в музыкознании и основные тенденции его эволюции;

- установить наиболее существенные противоречия ладовой теории;

- вскрыть и обосновать причины расхождений в трактовке феномена лада;

- определить особенности национальной специфики теории лада;

- представить гипотетическое философское определение лада как универсального закона музыки на данном историческом этапе развития музыкознания;

- наметить возможности использования обобщенно-философского определения лада в философии культуры.

Методологической и теоретической основой диссертации является единство классических и современных способов философского осмысления предмета исследования: диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному, и наоборот, а также системного, аналитического, синтетического, сравнительно-исторического, синергетического, критического.

Комплексный философский анализ феномена лада осуществлялся

- 9 автором в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, лингвистов, искусствоведов, психологов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- выявлены содержательные основы феномена лада в единстве архетипического и ноуменологического, мифологического и символического, этического и эстетического, научного и философского смыслов;

- проведен сравнительный анализ различных концепций в истории развития ладовой теории, определены основные тенденции ее развития;

- выделены главные противоречия в теории лада, установлены их причины и способы примирения спорящих сторон;

- раскрыта национальная специфика феномена лада и его "прочтения" в отечественном музыкознании и философии культуры;

- обоснованы методологические подходы к познанию феномена лада, определены области и границы применения различных способов его исследования;

- сформулирован "всеобщий принцип лада" на -современном этапе развития философии культуры и науки о музыке;

- намечены стратегические направления в использовании ладового принципа для решения куль турфилософских и общекультурных проблем.

С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Смысловые истоки понятия лада заложены как в естественной, окружающей человека, природной среде, так и в природе самого человека (телесной, душевной, духовной). В понятии лада отра

- 10 жены также способы целенаправленной творческой деятельности человека и ее результаты. Как символ "народного духа" в предметной форме слова "лад", понятие лада вбирает в себя ценности субъекта культуры, социально-исторические условия его жизни, мировоззренческие основания, а также "тайны трансцендентного", объединяя широчайший спектр значений. Одним из этих значений является понятие лада в отечественном музыкознании.

2. Анализ истории развития отечественной ладовой теории показал, что возрастание интереса исследователей к принципам ладо-образования (преимущественно в структурном аспекте) сопровождалось обострением теоретических разногласий в понимании сущности лада. Параллельно этому шли процессы объективации и интеграции, субъективации и дифференциации понятия лада. Процессы объективации и интеграции не противоречат иным процессам и своим синтезирующим принципом дают возможность решению общезначимых проблем, однако эти подходы не исчерпывают необходимого объема знаний о конкретном ладообразовании. Процессы субъективации и дифференциации чреваты односторонностью и субъективизмом, но вместе с тем способствуют полноте представлений о единичном ладе.

3. Суть противоречий в различных трактовках понятия лада сводится к следующим оппозициям: лад - это смысл или конструкция (структура или "система грамматик"); универсальный закон или конкретное явление; природное или человеческое; естественное или искусственное; абстрактное или конкретное; апперцепция или перцепция; система звуковысотных отношений по принципу тяготения или единство звукотяготений и фонизма; логический универсум музыки или "ладовое чувство"; феномен, требующий специальных музыкальных знаний и познающийся в результате нотно-текстового ана

- 11 лиза или же то, что познается любым человеком в результате звучания и восприятия музыки.

4. Синтезирующий способ осмысления объекта исследования сводит на нет все обозначенные в предыдущем тезисе оппозиции. В целом они носят мнимый характер, поскольку стремление узнать смысловую наполненность феномена лада не может противоречить поискам его материально-конструктивных основ. Структурный подход, при всей его значимости, показывает свою несостоятельность там, где не учитывается процессуальный характер лада, его субъективная и эмоциональная обусловленность, а также тогда, когда роль субъекта в ледообразовании предполагается, но игнорируется в определении сущности лада.

5. Явными эти противоречия становятся в случаях:

1) смешения структурного и содержательного подходов, когда, например, одни средства музыкального языка-речи объявляются содержательными, а другие - конструктивными; каждое из этих средств - факт и фактор как формы, так и содержания;

2) постановки в один ряд таких разнопорядковых явлений, как лад, тембр, звуковысотность и т.д.; лад, вбирая в себя все компоненты "живого" звучания, действует как главное, управляющее, а не рядоположенное или, тем более, управляемое;

3) непонимания иерархической сущности лада и смешения уровней абстрагирования от конкретного; сущность лада на разных уровнях абстракции может не совпадать, и тогда возникает опасность принятия единичного за особенное или общее, а общего - за всеобщее.

6. Стремясь к объективности, каждый исследователь субъективен в своей научной теории. Мировоззрение, во многом определяе

- 12 мое национальной принадлежностью, социально-историческими условиями жизни, знаниями и опытом, характером мыслительного склада и неким интуитивным credo ученого, лежит в основе его целепола-гания, которое и определяет "особенности пути" - научную методологию. Для дальнейшего развития теории лада необходим не только выход на "проясняющий" уровень философской методологии, но мирный "разговор" как важнейшее условие поисков объективной истины, в том числе, и в музыкознании.

7. Национальная специфика понятия лада, опирающаяся на "коллективное бессознательное", состоит в его одушевлении и одухотворении, наделении его высшими этическими и эстетическими смыслами, в понимании лада как процесса "сердечного делания", "душевного переживания в музыкально-звуковой сфере". Познаваемый в единстве процессов звуковыражения и звуковосприятия, лад - это нерасторжимость смысла и структурных норм мироустройства, где ведущими являются духовно-душевные, а не структурно-математические принципы, детерминированные коллективным, "соборным" сознанием народа и социально-историческими условиями народной жизни. Иерархичность понятия лада есть отражение иерархической сущности бытия, миропорядка с его пространственно- временными константами. Поэтому лад - это и закон, и явление во всей его уникальной конкретике, объединяющее в себе все качественные и количествен-нык показатели звукового материала, его восприятия и оценки и выходящее на мировоззренческий, идеологический уровень.

8. В смысловом отношении лад есть духовно-душевная организация энергии звуковых "тел" в пространстве и во времени, а в структурном - единство горизонтальных, вертикальных и глубинных параметров звукового материала; и в том, и в другом аспекте ор

- 13 ганизующим началом является принцип взаимотяготения, рассматриваемый сквозь призму устойчиво-неустойчивых отношений элементов музыки с их особыми тембро-фоническими характеристиками.

Лад в философском его осмыслении предстает в единстве "ладового чувства" и "ладового мышления" как иерархическое явление, рассматриваемое в теории музыки на разных уровнях абстрагирования от конкретного: лад в интонации, музыкальном произведении, жанре, стиле, музыкальном искусстве в целом. Рассмотрение лада на разных уровнях абстрагирования позволяет говорить о нем как о "заложенной в памяти" апперцепционной ("вневременной", статической, абстрактной) системе и как о системе перцепционной, познающейся в процессе творчества и восприятия ("временной, динамической, конкретной). Как система апперцепции, лад может быть верифицирован в виде схемы звукоряда или мелодико-ритмической модели.

На высшем уровне абстракции понятие лада совпадает с основным законом музыки, который на современном уровне философского и музыкально-теоретического знания может быть сформулирован как явление скоординированности структурно-смысловых элементов музыки по этизированно-эстетизированному принципу взаимотяготения ("принципу любви" как квинтэссенции добра, красоты и порядка), проявляющему себя в неустойчивом равновесии характерно-статических (звуковысотных, тембро-фонических, вертикально-глубинно-пространственных, сенсорных, эмоционально-симультанных) и процессуально-динамических (устойчиво-неустойчивых, темпо-ритмических, горизонтально-линейно-временных, вестибулярно-кинестетических, логически-конструктивных) особенностей звучания и восприятия, организованных субъектом музыкальной культуры по законам

- 14 природы и человека. Данное определение, не претендуя на абсолютную истинность, специфично и открыто для нового знания.

9. Всеобщий принцип лада по-разному преломляется в музыкальной культуре индивида, половой, возрастной, социальной, национальной, исторической общности людей. С точки зрения этого принципа можно успешнее решать проблемы лада "внутреннего" и "внешнего", "реального" и "идеального", "своего" и "чужого", их соотнесенности в конкретных явлениях музыкальной и общей культуры. Лад есть универсум культуры, посредством которого каждый человек, каждый субъект истории ищет "свой" лад не только "в", но и "с" природой, другим человеком, обществом, искусством, наукой, религией.

Научно-практическая значимость работы. Результаты данного диссертационного исследования предполагают новое, основанное на национальных традициях, философское обоснование феномена лада как универсального явления, благодаря которому возможно примирение различных взглядов на понятие лада в теории музыки. Будучи "незамкнутым", такое определение сущности лада может дать новый импульс как музыковедческим, так и культурфилософским исследованиям. Экстраполяция музыкально-философского понятия лада на общекультурные явления и процессы позволит увидеть новый ракурс в вопросах культурологии, искусствознания, религиоведения, этики, эстетики, истории, социологии, лингвистики, этнографии, национальной и государственной политики, экологии и даже экономики. Расширенное толкование феномена лада , благодаря будущим исследованиям, может оказать практическую помощь в решении проблем специального, и особенно, общего музыкального и культурфилософс-кого образования, а также в плане совершенствования и самосовер

- 15 шенствования человека и общества. ■

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях общим объмом 2,4 п.л. Отдельные результаты и выводы докладывались автором на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории в 1991 году, на научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете (1993-1999г.г.), на заседании методологического семинара по философии Ставропольского государственного технического университета в 1998 году, на заседании научно-методологического семинара кафедры культурологии СГУ в 1998 году, на Всероссийских конференциях по проблемам культурологии и культуры, проходивших в Ростове (1993г.) и Ставрополе (1996г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, и заключения. В завершении каждой главы помещены примечания, а в конце работы - библиография, включающая 290 наименований. Общий объем работы - 180 машинописных страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Миклина, Наталья Николаевна

- 140 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершение философского анализа феномена лада следует подчеркнуть, что лад как реальность, постигаемая в чувственном опыте, и как интенциональный акт сознания, есть вместе с тем и ноумен - умопостигаемое, раскрывающееся в понятии лада. Осмысление лада вбирает в себя и априорное знание, в своей основе имеющее коллективное бессознательное как мгновенно осуществляемое "чувство истины", "духовное откровение", что позволяет говорить о ладе как о культурном и этнокультурном архетипе. Сочетая в себе экзистенциальный, онтологический, гносеологический и аксиологический подходы, познание лада есть творческий акт трансцендентального субъекта, никогда не теряющего связи с природным началом, но формирующего себя и окружающую среду культурно.

Как единство архетипического, феноменологического и ноуме-нологического, лад трансперсонален, имеет универсальную природу и запечатлен в сложной системе символических форм. В качестве этнокультурного архетипа изначальным символом феномена лада в русском языке стало слово "лад", а в мифологии - языческие боги любви Ладо и Лада. Символы феномена лада в религии, искусстве, философии и науке соответствуют мифологическим и языковым, раскрывая себя не столько в "изображаемом", сколько в принципах веры, внутренней организации художественных форм и их воздействия на человека, познания сущности бытия и изучаемых явлений, в чем проявляется единство "символизирующего" (феномена лада) и "символизируемого" (его идеи, ноумена). Но если в мифе и религии между идеей и феноменом возникает и реальное, и смысловое тождество, то языковый, философский, научный и художественный сим

- 141 волы лада носят условный характер и сохраняют с самим феноменом только смысловые, но не субстанциональные, не "вещественные" связи.102 Поэтому ведущим в познании феномена лада должен быть смысловой, а не "знаковый", не "изобразительный" подход.

Поскольку "оберегаемая" в языке "истина бытия"103 выражала вначале не мысли и идеи, а чувства и аффекты104, то поиски этой истины правомерны прежде всего в эмоциональной сфере. В этимологии слова лад есть лишь одно слово, абсолютно соответствующее сфере чувств и аффектов, - "любовь". Так как языковая форма неотделима от трансцендентного (не отрицающего имманентное), Любовь как смысловой стержень феномена лада есть высшее этически-эстетическое единство, включающее в себя бесконечное множество содержательных констант, нашедших выражение в феноменах Добра, Красоты и Порядка. Антиномические компоненты лада (Зло, Уродство, Беспорядок), составляющие целокупность "разлада" и "ненависти", входят в него как подчиненные. Но если без любви лад превращается в "ад", то и без антиномических оппозиций лад и любовь теряют свой смысл. Поэтому понимание "мирового строя и лада"105 требует особого "гуманитарного" мышления, "верховные органы" которого - "сердце и совесть"106 и где познанию даже материального мира должна сопутствовать любовь107 как эпицентр мудрости, "сердцеведения"108. Тем более это относится к явлениям из области искусства, где любовь в качестве "явной истины" воплощается в феномене красоты как "истины осуществленной".109 Не отрицая разум, "эмоционально-сердечное" познание способно распутывать его противоречия и определять его границы110.

Выделяя три основных сферы в рациональном компоненте познания (диалектику как метод органической логики, анализ как метод

- 142 органической метафизики и синтез - метод органической этики111)., русская мысль менее всего доверяла анализу, предпочитая диалектику и отдавая синтезу "верховную" роль. Поэтому акцент в познании миропорядка делался на его смысловом всеединстве, пронизанном "живой космической энергией", идеями атомарности, биполяр-ности, слияния материального и идеального, природного и человеческого, физического и духовного, познающего и познаваемого. При этом "космическому чувству" предшествовала интуиция, и лишь затем следовала "диалектическая сноровка"112.

Мистическая интуиция" подсказывала, что и лад, и "мировой строй", и все "живые" и "неживые" объекты, равно как и познающее их мышление имеют иерархическую структуру, пронизанную энергией притяжения к единой "точке опоры". Элементы этих структур имеют "безусловные", неповторимые, "вечные и неуничтожимые" качества113 и обладают большой степенью свободы выбора, благодаря чему сами структуры являются подвижными, самосозидающимися, способными приспосабливаться к новым условиям в соответствии с "внутренней волей" и "внешней средой" (И.Пригожин и др.). Но в познании лада следует учитывать не только единичные свойства этих структур и их элементов, но и такие же характеристики объекта, находящегося с данным в отношениях связи, включая качества познающего субъекта. Субъективация феномена лада - необходимое условие познания смысла и структуры уникального ледообразования, способствующее определению как его собственных ладовых характеристик, так и его взаимоотношений по принципу тяготения с другими феноменами. Если же мы относим феномен лада к субъекту, то выходим на диалогические и полилогические отношения, коррелируемые всеобщим принципом Любви и Согласия, Свободы и Необходимости. И

- 143 здесь крайне важен учет мировоззренческих позиций, объясняющий, например, почему В.Соловьев, говоря о всеобщем тяготении как о "реально-идеальной целости", утверждал: "Мы должны любить все народности, как свою собственную".114

Таким образом, лад можно рассматривать и как особый вид энергии "тела" (или "тел"), распространяющейся в пространстве и во времени и направленной на их согласование и упорядочивание в "вертикальных", "горизонтальных" и "глубинных" параметрах. Характер и сила этой энергии зависят от качественных и количественных показателей как самих элеметов, так и образованных ими конструкций, зависящих от принципов образования структур более высокого порядка, благодаря чему к познанию лада как структуры более всего применим системно-функциональный метод.

В определении сущности культурного феномена русские философы часто подчеркивали важность его пространственно-временных координат, считая их трансцендентными критериями (П.Флоренский, Н.Лосский, Н.Бердяев, А.Лосев и др.), но структурно-системный и функциональный методы "отпугивали" их своим рационализмом, практицизмом, снятием всяческих "покровов". Поэтому в объяснении "мирового строя и лада" отечественная философия была направлена не на познание их "тайн" и, тем более - не на выведение "всеобщего закона", а на констатацию наличия "принципиально необъяснимого" и связанных с ним ощущений счастья и трагедии бытия. Однако вера в могущество человеческого разума, во многом обусловленная влиянием европейской ментальности и полувековым господством в России марксистской идеологии, объясняет и неугасающую веру в эвристичность системно-структурного и функционального подходов к феноменам культуры. Такой подход, при включении в него метафизи

- 144 ческих, диалектических и исторических оснований, а также субъективных и интуитивно-эмоциональных факторов, на наш взгляд, может быть эффективным и в настоящем, и в будущем. Это доказывает и проведенный в данном исследовании анализ развития представлений о ладе в отечественной теории музыки.

Обобщение различных музыковедческих трактовок феномена лада с позиций системного метода позволило выделить основные положения о сущности понятии лада, установить противоречия в ладовой теории, причины их возникновения и способы их снятия. Исторический подход дал возможность определить ведущие тенденции в развитии представлений о феномене лада в теории музыки 20 века:

1) обострение и попытки синтеза процессов объективации и субъективации ладовых закономерностей музыки на основе апперцепционной и перцепционной их трактовки и поисков их оснований в законах природы и человека;

2) поляризация и объединение процессов дифференциации и интеграции понятий из области ладовой теории;

3) отход от "тесного соседства" содержательных и "технических" интерпретаций лада к выявлению "законов" музыкальной структуры, игнорирующих содержание, затем - к выведению "законов" музыкальной логики, и наконец, - возрастание интереса к эмоционально-смысловой составляющей феномена лада.

Системно-философское видение проблемы лада подводит к определению достоинств и границ применяемых к нему методов познания, сущности феномена лада в единстве общего, особенного и единичного, позволяя в итоге все явления музыки относить к ладовым.

Так, дифференциация элементов ладовой системы уточняет их специфику, но не показывает уровень общего знания, отчего те или

- 145 иные музыкальные явления объявляются внеладовыми. Метод интеграции выходит на определение сущностного в феномене лада., но опасен потерей специфики в таком определении. Структурный подход, согласующийся с математическими методами и методами ЭВМ, более всего подходит к "абстрактно-объективному" и "текстовому" анализу лада, но не в состоянии определить конкретное многообразие его субъективно-индивидуальных проявлений. Феноменологический ("контекстуальный") анализ, направленный на выявление единично- неповторимого богатства становления лада как "живой звуковой энергии" в процессе творчества и восприятия, также не "дорастает" до общетеоретического уровня, замыкаясь в субъективном.

Исследованию ладовых закономерностей более всего отвечает системно-функциональный метод, но при условии "открытости" системы лада и включения в нее не просто "думающего", но прежде всего "чувствующего" субъекта. На первый взгляд, взаимопротиворечивыми представляются синергетика как метод, объясняющий феномены культуры с точки зрения "саморегулирующихся процессов", и теология, усматривающая в существующем проявление божественной воли. Но противоречия этих методов становятся кажущимися, как только мы определяем синергетический метод как "метод случайного", "метод непредсказуемости выбора", а теологический подход как метод "принципиальной непознаваемости". Присовокупив к этим методам герменевтику, а также исторический и этнокультурный анализ, можно, не выходя за рамки системного метода, синтезировать все вышеназванные подходы в определении лада как универсального закона музыки, соответствующего современному уровню музыкально- теоретического знания, ибо целостное представление о сущности любого культурного феномена может дать лишь единство многооб

- 146 разия авторских целеполаганий-и способов "пути", подчиненных мировоззренческим позициям.

В результате такого синтетического подхода феномен лада в музыкальном искусстве можно определить как явление скоординиро-ванности структурно-смысловых элементов музыки по этизирован-но-эстетизированному принципу всеобщего тяготения ("принципу любви"), проявляющему себя в неустойчивом равновесии характерно-статических (звуковысотных, тембро-фонических, вертикально-глубинно-пространственных, сенсорных, эмоционально-симультайных) и процессуально-динамических (устойчиво-неустойчивых, тем-по-ритмических, горизонтально-линейно-временных, вестибуляр-но-кинестетических, логически-конструктивных) особенностей звучания и восприятия, организованного субъектом музыкальной культуры по законам природы и человека. Будучи в художественной культуре феноменом эмоциональным по преимуществу, лад в музыке по сравнению со статическими видами искусства характеризуется перевесом процессуально-динамической "чаши весов". Но той или иной степенью "тяжести" каждой из выделенных составляющих отмечен любой лад в истории и "географии" музыкального искусства, как в структурном, так и в содержательном аспекте.

Абстрактность предложенной дефиниции не отвергает, а лишь подтверждает наличие Лада и ладов в природе, обществе, в культуре и искусстве. У каждого человека, у каждого сообщества людей есть свой "внутренний лад", который "ищет родное и близкое" в окружающем его мире, включая и музыкальное искусство. Но для нахождения способов соотнесения "внутреннего" и "внешнего" лада человеку всегда необходимы эмоциональные, умственные, волевые усилия. Благодаря отсутствию спокойствия чувств, ума и души че

- 147 ловек движется к спокойствию духа - самой надежной инстанции как точки опоры, постоянно находясь при этом в состоянии неустойчивого равновесия.

Разнообразие ладов в музыке показывает, что в каждом из них есть стремление (той или иной степени интенсивности) всех элементов целого к нахождению единственной опоры, имеющей к тому же оптимальную звуковую характерность. Но как только внимание концентрируется на тембро-фонической стороне элементов, сама конструкция становится все более аморфной, постепенно расшатываясь и теряя равновесие. Не потому ли устойчивые ледообразования симметричной структуры с жестким соблюдением принципа соподчинения элементов целого главному, наиболее устойчивому, с нераздражающей слух и эмоции звуковой окраской, являются эталоном ладовой организации, который на протяжении относительно устойчивого развития человеческой культуры представляет собой абсолютный идеал? Однако неизбежно настает период, когда "самосознание" и "самолюбование" переходит в стремление к "личной" свободе, к разочарованию тем качеством устойчивого равновесия, которое воплощено в традиционной симметричной конструкции. В результате происходит ломка старого, сопряженная с трудными поисками нового устойчивого состояния, новой устойчивой конструкции. Именно такой период развития лада переживает сегодня музыкальное искусство, отечественная музыкальная (и не только музыкальная) культура.

Аналогичные процессы происходят во "внутреннем" и "внешнем" ладе человека, соотнесенным с окружающим миром. В этом объективном и неуправляемом процессе есть, по-видимому, лишь одна опасность - остановка. Отсюда можно выделить и главный критерий отнесения явления к ладовому - способстувет ли оно не просто ду

- 148 шевному и духовному спокойствию человека, но прежде всего - его душевному и духовному росту, процессу совершенствования и самосовершенствования. Ведь если человек не стремится понять непонятное, "чужое", "далекое", то тем самым он закрывает себе путь к постижению истинного Лада в самом себе и окружающем его мире.

В кризисные, переломные моменты человеческой истории, когда жизнь человека, его культура и искусство круто поворачивают на новые, неизведанные пути, мы пытаемся осмыслить эти повороты. "Чтобы приспособиться к чрезмерно расширившимся горизонтам и линиям, - пишет П.Т.де Шарден, - наш рассудок должен отказаться от удобств привычной ограниченности. Он должен заново уравновесить все то, что мудро упорядочил в глубине своего маленького внутреннего мира. При выходе из темноты наступает ослепление. При внезапном выходе на вершину высокой башни - волнение, головокружение или дезориентация."115 Но трудностям в познании чего-либо, говорил Дж. Беркли, "мы всецело обязаны самим себе: мы сначала подняли облако пыли, а затем жалуемся на то, что оно мешает нам видеть."116 Похоже, остается лишь с разных сторон и всеми возможными способами рассматривать и осмысливать эту истину сквозь пелену давным-давно поднятого самим человеком и им же постоянно возбуждаемого густого "облака пыли". Но почему бы не предположить, что традиционно-национальная идея лада может указать один из "просветов" в этом "пыльном облаке"? Ведь если лад как феномен Любви есть "бесконечное", которое "не может быть постигнуто тем, что конечно"117, то и человеческая мысль, выраженная в совокупном множестве развивающихся научных и философских истин,- не менее бесконечна, чем познаваемая ею истина.

- 149

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Миклина, Наталья Николаевна, 2000 год

1.Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы.- М: Политиздат, 1985. - 263 с.

2. Агарков Г.Д. Некоторые проблемы и закономерности ладового мышления: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1980. - 23с.

3. Актуальные проблемы культуры XX века: Курс лекций для негуманитарных специальных вузов. М.: Знание, 1993. - 192 с.

4. Александрова Е.А. Факторы ладовой дифференциации в сложно-тональных структурах современной музыки С К проблеме теории лада ): Дис.канд. искусствоведения. Л., 1983.- 222 с.

5. Алексеев Э. 0 динамической природе лада. // Советская музыка. 1969. - N 11.- С.67-75.

6. Алексеев Э. 0 ладообразующей роли песенной формы. // Советская музыка. 1970.- N 8. - С.79-89.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.

8. Античная музыкальная эстетика /Вступ. очерк и собрание текстов проф. А.Ф.Лосева. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.

9. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. // Вопросы музыкального стиля. -Л., 1978.- С. 76-81.

10. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства: Эстетические идеи Франкфуртской школы от Беньямина до "новых левых". М.: Искусство, 1983. - 326 с.

11. Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5-ти Т. М.: Изд-во АН СССР, 1952-1957. - Т. 1. - М., 1952. - 397 с.- 158

12. Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5-ти Т. М.: Изд-во АН СССР, 1952-1957. - Т. 2. - М., 1954. - 384 с.

13. Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5-ти Т. М.: Изд-во АН СССР, 1952-1957. - Т. 5. - М., 1957. - 388 с.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JI. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1965. - 151 с.

15. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977. - 280 с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. -Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. 376 с.

17. Асафьев Б.В. 0 ближайших задачах социологии музыки // Мозер Г.И. Музыка средневекового города. Л., 1927. - С.3-27.

18. Асафьев Б.В. 0 музыке Чайковского. Избранное.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972. 376 с.

19. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1987. - 247 с.

20. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М.: Советский композитор, 1978.- 200 с.

21. Бакусев В. "Тайное знание": архетип и символ // Литературное обозрение. 1994. - N 3-4. - С. 14-19.

22. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. -383 с.

23. Баранова И.Н. Симметрия музыкальной структуры ( на материале современной музыки ): Дис. . канд. искусствоведения. / Ленинградская государственная консерватория им. Н.А.Римского- Корсакова. Л., 1985. - 166 с.

24. Барт Р. Мифологии /Пер с фр. С.Зенкина; Вступ. ст. и- 159 коммент. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.

25. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994. - 616 с.

26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

27. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. литература, 1986. - 541 с.

28. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев:"NEXN", 1994. -384 с.

29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г.Бочаров; Текст Г.С.Берштейн, Л.В.Дерюгина. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

30. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. Арх-ск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1985. - 302 с.

31. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 525 с.

32. Бергер H.A. Гармония как пространственная категория музыки: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. / Л., 1980. -22 с.

33. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, Куч-ково поле, 1998. - 384 с.

34. Бердяев H.A. 0 назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

35. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 1998. - 736 с.

36. Бердяев H.A. Философия свободного духа: Сборник. М.: Республика, 1994. - 479 с.- 160

37. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х Т. М.: Искусство, 1994. - Т.2. - 508 с.

38. Беркли Дж. Сочинения /Сост., общ. ред. и вступ. ст. И.С.Нарского. М.: Мысль, 1978. - 556 с.

39. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. -Л.: Музыка. Ле-нингр. отд-ние, 1985. 239 с.

40. Библер B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с.

41. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства. // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып.1. Л., 1962.- С. 52-124.

42. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2-х кн. М.: Экономика, 1989. - Кн.1. - 303 е., Кн.2. -350 с.

43. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 168с.

44. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV-XVII веков. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972 - 423 с.

45. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. Т.2. Избранные статьи. /Сост., подг. текста, вступ. ст. и прим. И.Б.Роднянской. М.: Наука, 1993. - 752 с.

46. Бунин Г.Г. Синергетика: порядок и хаос в обществе. -Махачкала, 1996. 62 с.

47. Буржуазная философская антропология XX века: Сб. ст. /Отв. ред. Б.Т.Григорьян. М.: Наука, 1986. - 296 с.

48. Бычков Ю.Н. О системном характере ладовой организации в- 161 музыке: Дис. . канд. искусствоведения. /ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1987. 300 с.

49. Бычков Ю. 0 диалектике становления и развертывания лада: Исследование /Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1997.- 218 с.

50. Варга Б. и др. Язык, музыка, математика / Пер. с венг. Ю.А.Данилова. М.: Мир, 1981. - 248 с.

51. Вартанян И.А. Звук слух - мозг. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. - 175 с.

52. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

53. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. -М.: Наука, 1991. 271 с.

54. Вернадский В.И. 0 науке. Т.1: Научное знание. Научное творчество. Научая мысль / Российская академия наук. Ин-т Истории Естествознания и Техники им. С.И.Вавилова. Дубна: Феникс,1997. 576 с.

55. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. М.: Юристъ, 1995. - 687 с.

56. Виндельбанд В. История философии. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. - 560 с.

57. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками /Российская академия естественных наук. М.: Канон-пресс, Кучково поле,1998. 494 с.

58. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. М.: Наука, 1977. - 312 с.

59. Войно-Ясенецкий В.Ф. Сердце как орган высшего познания:- 162

60. Глава из филос. тр. "Дух, душа, тело" //Человек. 1991. - N 6. - С.104-115.

61. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 238 с.

62. Волкова И.С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1986.- 182 с.

63. Волкова С.П. Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1990.- 23 с.

64. Вопросы методики воспитания слуха: Сб. ст. /Отв. ред. А.Л.Островский. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 196?. - 136 с.

65. Вопросы теории музыки. Вып. 3 /Ред.-сост. Т.Мюллер. -М.: Музыка, 1975. 335 с.

66. Воробьева И.Н. Особенности семантики музыкальной терминологии: Дис. . канд. филол. наук. М., 1986.- 243 с.

67. Воспитание музыкального слуха: Сб. ст. М.: Музыка, 1977. - 157 с.

68. Восприятие музыки: Сб. ст. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

69. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 572 с.

70. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

71. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

72. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.

73. Гарбузов Н. К вопросу об единичной и двойной системах Б.Яворского. // Музыкальное образование. 1930. N 1.- 163

74. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд. иностр. лит., 1958.692 с.

75. Гегель Г. Наука логики: В 3-х Т. М.: Мысль, 1970 -1972. - Т.1: Учение о бытии. - 1970. - 501 с.

76. Гегель Г. Наука логики: В 3-х Т. М.: Мысль, 1970 -1972. - Т.2: Учение о сущности. - 1971. - 248 с.

77. Гегель Г. Наука логики: В 3-х Т. М.: Мысль, 1970 -1972. - Т.З: Учение о понятии. - 1972. - 374 с.

78. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие.- М.: Музыка, 1978. 82 с.

79. Герцман Е. Античное музыкальное мышление: Исследование. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1986. - 223 с.

80. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988.- 256 с.

81. Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - 520 с.

82. Глебов И. 0 симфонизме. // 10 лет советской симфонической музыки. Л., 1927.

83. Глебов И. Процесс оформления звучащего вещества. // De Música. Спб., 1923.

84. Глебов Игорь. Симфонизм как проблема современного музыкознания. // Беккер П. Симфония от Бетховека до Малера. -Л., 1925.

85. Гошовский В.П. У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов. композитор, 1971. -304 с.

86. Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.: Музыка. 1981. - 478 с.- 164

87. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. .Т. I, ч.1. -М.; Л.: Музгиз, 1941. - 596.

88. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. - 256 с.

89. Гуляницкая Н.С. Гармония XX века: факты, проблемы, теория // Вопросы методологии теоретического музыкознания. Сб. тр., вып. 66. М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1983. - С.101-119.

90. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры: Пер. с нем. яз./ Сост., общ. ред. и вступ. статьи A.B.Гулыги, Г.В.Ра-мишвили. М.: Прогресс, 1985. - 451 с.

91. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО Аспект-пресс, 1994. - 314 с.

92. Гуссерль 3. Философия как строгая наука: Пер. с нем. яз. / Сост., подгот. текста и примеч. 0.А.Сердюкова. Новочеркасск. : Сагуна, 1994. - 357 с.

93. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. - 160 с.

94. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х Т. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1955.

95. Дальхауз К. Тональность структура или процесс? //Советская музыка. - 1989. - N 9. - С.124-128.

96. Дева Б.И. Индийская музыка. М.: Музыка, 1980.- 208 с.

97. Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. М.: Академия, 1995. — 297 с.

98. Добрякова A.B., Каганова З.В. Энергетический принцип в концепциях глобального эволюционизма // Вестник Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1990. - N 2. - С.3-14.

99. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат,- 165 1979. 272 с.

100. Дувирак Д.А. Тембро-динамические аспекты музыкального мышления: Автореф. дис. . канд. искусствоведенмия. Киев, 1887.- 24 с.

101. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания: Сборник /Отв. ред. и сост. И.Т.Касавин. М.: Политиздат, 1990. - 461 с.

102. Зак В. 0 мелодике массовой песни: (Опыт анализа) М.: Сов. композитор, 1979.- 357 с.

103. Зиммель Г. Избранное. Т.1: Философия культуры /Гл. ред. и сост. С.Я. Левит. М.: Юрист, 1996. - 871 с.

104. Зись А.Н. Некоторые методологические проблемы современного искусствознания. // Вопросы философии, -1982. N 5. С. 108-119.

105. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977.371.

106. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 439с.

107. Ильин И.А. 0 грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

108. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. - 255 с.- 166

109. Ильин М. Выбор России: миф, культура, судьба // Via Regia.- 1995.- N 1-2.- С. 17-24.

110. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. - 572 с.

111. Интонация и музыкальный образ. Сб. статей. / Под ред. Б.М.Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - 356 с.

112. Искусство в системе культуры: Сб. ст. Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1987.- 272 с.

113. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние. - 1972. - 440 с.

114. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: "ИТ", 1996. ~~ 33S с.

115. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 383 с.

116. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 414 с.

117. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура философия - искусство: (Диалог) - М.: Знание, 1988. - 63 с.

118. Кадцын Л.М. Возможности системного подхода в советской музыкальной науке: Дис. . канд. искусствоведения. / Свердловск, 1980. - 189 с.

119. Кант И. Критика чистого разума. М.: Литература, 1998. - 960 с.

120. Карпинская P.C. Мировоззрение в контексте научно-исследовательской деятельности // Вопросы философии. 1987. - N 7. - С.19-30.

121. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО "Алетейя",- 167 1994. 532 с.

122. Кассирер Э. Познание и действительность: понятие о субстанции и понятие о функции. Репринт, изд. - СПб.: Наука, 1996. - 454 с.

123. Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. М.: Музгиз, 1961. - 91 с.

124. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое ми-ровидение: диалог с И.Пригожиным //Вопросы философии. 1992. -N 12. - С.3-20.

125. Ковальзон М.Я., Эпштейн Р.И. 0 специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории // Филос. науки. 1988. - N 8. С.18-27.

126. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1982. -152 с.

127. Котляревский И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции: Дис. . докт. музыковедения. / Киев, 1983. - 319 с.

128. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 574 с.

129. Кулаковский Л. 0 теории ладового ритма и ее заданиях. // Музыкальное образование. 1930, N 1.

130. Кулапина О.й. Методологические вопросы теоретического музыкознания: Дис. . канд. филос. наук. Саратов, 1985. - 176 с.

131. Курс теории музыки / Общ. ред. А.Л.Островский.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1978. 652 с.

132. Курс теории музыки. / Т.С.Бершадская и др. Л.: Музы- 168 ка. Ленингр. отд-ние, 1984.- 152 с.

133. Леви В.А. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. 1966, N 8. - С.37-43.

134. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 536 с.

135. Лешкевич Т.Г. Размышления о порядке и хаосе. //Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. 1994. - N 1/2. -С.71-77.

136. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980. -582 с.

137. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. Рос. открытый ун-т, 1993. - 958 с.

138. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по музыкознанию. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

139. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

140. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831с.

141. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

142. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.- М.: Республика, 1995. 399 с.

143. Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. - 560 с.

144. Лотман Ю. 0 природе искусства //Учит. газ. 1992. -31 марта (Ы 12) - С.4.

145. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Ученые записки Тар-тусского ГУ. Вып. 463. - С.3-17.- 169

146. Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи. М.: Сов. композитор, 1971. - 540 с.

147. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. - 525 с.

148. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. - 352 с.

149. Мазель Л. 0 мелодии. М.: Музгиз, 1952.- 300 с.

150. Мазель Л.А. 0 природе и средствах музыки: Теорет. очерк. М.: Музыка, 1983. - 72 с.

151. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., Музыка, 1972. - 616 с.

152. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. - 328.

153. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства.- М.: Искусство, 1970. 239 с.

154. Маркс к., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. /Вступ. ст. М.Лифшица; Коммент. Г.Фридлендлера. М.: Искусство, 1983. Т.1. - 605 с.; - Т.2. - 701с.

155. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. - Т.З. -629 с.

156. Мартынов В.И. История богослужебного пения. Учебное пособие. М.: РИО ФА; Русские огни, 1994. - 239 с.

157. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Дис. . докт. музыковедения. М., 1981.- 380 с.

158. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

159. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в- 170 связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1971.- 24 с.

160. Мережковский Д.С. Больная Россия: Избранное. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 267 с.

161. Металлов В. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым по-певкам. М.: Синодальная тип., 1899 (на обл. 1900). - 92 с.

162. Методологические проблемы музыкознания: Сб. ст. М.: Музыка, 1987. - 229 с.

163. Механизмы интегративной деятельности мозга: Материалы симпозиума 1978 г. М.: Наука, 1981.- 328 с.

164. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Дис. . докт. музыковедения. Л., 1983.- 311 с.

165. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. /Сост. П.С.Гуревич, В.И.Столяров. М.: Политиздат, 1991. - 4.1. - 671 с., 4.2. - 623 с.

166. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981. - 262 с.

167. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: Ст. и фрагм. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1990.- 283 с.

168. Моль А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. - 557с.

169. Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969.- 229 с.

170. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. Истори-ко-теоретический очерк. М., 1985. 126 с.

171. Музыка и современность. Сб. ст. Вып.7. - М.: Музыка,- 171 1971. 319 с.

172. Музыкальная энциклопедия: В 6-ти Т. / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1973 - 1982.

173. Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. /Сост. Е.В.Назайкинский. Вып.2. - М.: Музыка, 1973. - 215 с.

174. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. / Сост. Л.И.Дыс. Киев: Муз. Украина, 1989.- 181 с.

175. Музыка народов Азии и Африки: Сб. ст. /Сост. и ред. В.С.Виноградова. М.: Сов. композитор, 1980. - 421 с.

176. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.- 254 с.

177. Назайкинский Е. Музыка звуковой мир. // Советская музыка. - 1986. N 11, 12.

178. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

179. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учебное пособие. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 280 с.

180. Огарков Г.Д. Некоторые проблемы и закономерности ладового мышления: Автор, дис. . канд. искусствоведения. Л., 1980. - 23 с.

181. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М.: Российская Академия Наук, Институт философии, 1995. - 317 с.

182. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. М.: Знание, 1984. - 64 с.

183. Орджоникидзе Г. Проблемы ценности в музыке. // Советская музыка. 1988. - N 4. - С.52-61.- 172

184. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность.- М.: Музыка, 1984.- 302 с.

185. Паисов Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов. композитор, 1977. -392 с.

186. Панин A.B. Диалектический материализм и постпозитивизм. М.: МГУ, 1981. - 238 с.

187. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1988. - 250 с.

188. Парамонов Б. Красота и мир // Звезда. 1996. - N 6. -С. 230-234.

189. Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций //Вопросы психологии. 1990. - N 3. - С.121-125.

190. Перцев A.B. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. - 193 с.

191. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. -328 с.

192. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. - 384 с.

193. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 109 с.

194. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси: Ист.- филос. очерк. М.: Знание, 1988. - 62 с.

195. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы.- М.: Прогресс, 1983. 438 с.

196. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диа- 173 лог "Человека с природой". М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

197. Проблемы лада. Сб. ст. / Сост. К. Южак. М.: Музыка, 1972.- 314 с.

198. Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. Вып. 1. - М.: Сов. композитор, 1972. - 395 с.

199. Проблемы человека в западной философии: Сборник переводов с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С.Гуревича; общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

200. Психология процессов художественного творчества. Сб. ст. / Отв. ред. Б.С.Мейлах, H.A.Хренов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.- 285 с.

201. Пустыльник И.Я. Принципы ладовой организации в современной музыке. Л.: Сов. композитор, 1979. - 180 с.

202. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

203. Рациональность иррационального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1991. - 242 с.

204. Римский-Корсаков H.A. Практический учебник гармонии. / Ред. М.О.Штейнберг. М.: Музгиз, 1952. - 172 с.

205. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. ст. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974.- 299 с.

206. Ройтерштейн М. В помощь ладовому анализу // Советская музыка. 1966. - N 8. - С. 43-46.

207. Романовская Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. М., 1994. - N 9. - С.23-36.

208. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964. - 168 с.

209. Русская идея. /Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин.- 174 - М.: Республика, 1992. 496 с.

210. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М.: Педагогика- пресс, 1993. - 365 с.

211. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 279 с.

212. Самохвалова В.И. Язык искусства. М.: Знание, 1982.64 с.

213. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. - 366 с.

214. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1994. - 654 с.

215. Системные исследования. М.: Наука, 1985. - 260 с.

216. Системный анализ. М.: Наука, 1978. - 272 с.

217. Скребков С.С. Интонация и лад. // Советская музыка. -1967. N 1. С.89-94.

218. Слинин Я.А. От Платона к Хайдеггеру: иррационализм против рационализма // Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания / Под ред. М. С.Кагана, Б.В.Маркова. Л., 1990. - С. 18-34.

219. Словарь русского языка С.И.Ожегова /Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский ЯЗЫК, 1987. - 796 с.

220. Современные вопросы музыкознания: Сб. ст. М.: Музыка, 1976. - 287 с.

221. Современный словарь иностранных слов. М.: Русск. яз., 1993. - 740 С.

222. Современный философский словарь / Под ред. д. ф. н., проф. В.Е.Кемерова Екатеринбург, 1996. - 608 с.- 175

223. Соловьев B.C. Исторические дела философии. // Вопросы философии. 1988.- N 8. - С. 118-125.

224. Соловьев B.C. Оправдание Добра . М.: Республика, 1996. - 478 с.

225. Соловьев B.C. Смысл любви / Сост. В.А.Романец. Киев: Лыбидь - АСКИ, 1991. - 64 с.

226. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из "Трех разговоров": Краткая повесть об Антихристе / Сост., вступ. ст., примеч. А.Б.Муратова. СПб.: Ху-дож. лит., 1999. - 528 с.

227. Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990. - 274 с.

228. Сорина Г.В., Меськов B.C. Логика в системе культуры //Вопр. философии. 1996. - N 2. - С.93-103.

229. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1999. -542 с.

230. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В Зт. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1980 - 1982.

231. Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969. - 243 с.

232. Структура и развитие науки. Boston studies in the philosophy of science: из Бостон, исслед. по философии науки. Сб. пер. М.: Прогресс, 1978. - 487 с.

233. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, й.хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. - 269 с.

234. Тарасов Г.С. 0 психологии музыки. //Вопросы психологии. 1994. - N 5. - С.95-99.- 176

235. Тарасов Л.М. Чудо в зеркале разума. Л.: Лениздат 1985. - 252 с.

236. Теоретические проблемы музыки XX в.: Сб. ст. Вып. 2 - М.: Музыка, 1978. - 200 с.

237. Тзн И.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1996. ■ 350 с.

238. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.- 336 с.

239. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х Т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985.- 329 с.

240. Толковый словарь русского языка: В 8 т. М.: Соцэк гиз, 1940. - 887 с.

241. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994 431 с.

242. Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии. М. Музыка, 1978.- 168 с.

243. Тюлин Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады. М. Музыка, 1971. - 109 с.

244. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. ■ Л., 1980.- 324 с.

245. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретичские основы гармонии. • М.: Музыка, 1965. 276 с.

246. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Наука, 1978. 260 с.

247. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965. 216 с.

248. Фарбштейн А. Музыка и эстетика: Филос. очерки о сов рем. дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: Музыка. Ле- 177 нингр. отд-ние, 1976. 208 с.

249. Фарман И. Познание и искусство //Не наукой единой. (о расширении предмета современной гносеологии). М. : Наука, 1989. - С.131-159.

250. Федорова Г.С. Ладовая система русской монодии. На материале нотолинейных певческих книг: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1968. - 22 с.

251. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.1-2. - СПб., 1992.

252. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии наука. -М.: Прогресс, 1986. 544 с.

253. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

254. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. - 576 с.

255. Философия и методология науки. 4.1.: Пособие. М.: ТОО "SvR - Аргус", 1999. - 200 с.

256. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.Т.1. М.: Правда, 1990. - 490 с.

257. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. - 110 с.

258. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / Отв. ред. И.И.Евлампиев. СПб.: Наука, 1996. - 656 с.

259. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. - 289 с.

260. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429- 178 с.

261. Фромм Э. Искусство любви. Минск: ГВОР, произв. центр '"Полифакт", 1991. - 77 с.

262. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 445 с.

263. Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии. // Музыка и современность. Вып. 4. - М.: Музыка, 1966. -С.216-329.

264. Холопов Ю.Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. - М.: Музыка, 1974. - С.229-277.

265. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. -М.: Музыка, 1967. 477 с.

266. Хрестоматия по истории философии. Русская философия. От Нестора до Лосева. В 3-х ч. Ч.З. /МПГУ. М.: Владос, 1997. -672 с.

267. Хрестоматия по философии: Учебное пособие М.: ТЕИС, 1996. - 416 с.

268. Христиансен Л. Ладовая интонадионность русской народной песни: Исследование. М.: Сов. композитор, 1976. - 390 с.

269. Цуккерман В., Кулаковский Л. Яворский теоретик. // Советская музыка. - 1957. N 12. - С.68-75.

270. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. - 559 с.

271. Шарден П.Т.де. Жизнь. Преджизнь. Мысль. Сверхжизнь. -М.: Мысль, 1987. 218 с.

272. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. СПб.: Алетейя, при участии фонда "Универс. кн.": Кренов, 1996. 495 с.- 179

273. Шервинский C.B. Ритм и смысл. М.: Изд-во'АН СССР, 1961. - 272 с.

274. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория: Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М. : Наука, 1973.- 255 с.

275. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. - 351 с.

276. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск.: Литература, 1998. - 1408 с.

277. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 143 с.

278. Эльконин Д.Г. Восприятие времени. М., 1962.- 280. Этическое и эстетическое. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.119 с.

279. Эрн В.Ф. Сочинения / Сост., подг. текста Н.В.Котреле-ва, Е.В.Антоновой; Вступ. ст. Ю.Шерер. М.: Правда, 1991. - 576 с.

280. Этингер М.А. Раннеклассическая гармония: Автореф. дис. . доктора музыковедения. М., 1981. - 41 с.

281. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М. : Наука, 1978. 118 с.

282. Юнг К. Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М. : REFL-book, К: ВАКЛЕР, 1998. - 302 с.

283. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. - 320 с.

284. Яворский Б.Л. Доклад на конференции по ладовому ритму 5\11 1930.- Гос. центр, музей им. Глинки.- Ф. 146.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.