Эволюция взглядов Дж. Кришнамурти тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Шевченко, Анастасия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шевченко, Анастасия Сергеевна
Введение
Оглавление:
Глава I. Жизненный путь.
§ 1. Теософская юность Кришнамурти.
§ 2. Духовный опыт. «Процесс».
§ 3. Разрыв с теософами и разработка собственного философского учения.
§ 4. Активная духовная деятельность в разных странах мира.
Глава II. Основные положения философского учения Дж. Кришнамурти
§ 1. Проблемы авторитета и свободы в учении Кришнамурти.
§ 2. Исследование проблем ума, сознания и эго.
§ 3. Религиозная практика. Проблема жизни и смерти.
§4. Фрагментация. Психологическая трансформация природы человека.
Глава III. Развитие взглядов Дж. Кришнамурти.
§ 1. Наука и будущее человечества. Диалоги с Д. Бомом.
§ 2. Поэтический язык философских размышлений.
Апофатический метод исследования.
§ 3. Загадка Кришнамурти. Развитие и изменение учения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Метапсихологические теории в буддизме и психоанализе. Компаративное исследование2008 год, доктор философских наук Сидорова, Елена Геннадиевна
Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.)2009 год, доктор философских наук Пендюрина, Людмила Петровна
Сравнительный анализ историко-философских концепций С. Радхакришнана и С. Дасгупты2002 год, кандидат философских наук Бурмистров, Сергей Леонидович
Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша1999 год, кандидат философских наук Величенко, Александр Евгеньевич
Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша2000 год, кандидат философских наук Шустова, Алла Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция взглядов Дж. Кришнамурти»
Актуальность исследования.
Растущий интерес к индийской философской традиции показал необходимость детального изучения различных направлений модернизированного индуизма и определения их места в структуре общечеловеческой культуры. Описание западными учеными генезиса, структуры и особенностей философских воззрений индийских мыслителей находится на стадии становления. В данном аспекте актуальным представляется изучение философской концепции Дж. Кришнамурти (1896 - 1986).
Вокруг данной концепции ведется большое количество дискуссий, поскольку до сегодняшнего времени многие положения, сформулированные Кришнамурти, неоднозначно трактуются историками философии. Трудности обусловлены тем, что, во-первых, Кришнамурти не считал себе философом и создателем нового философского учения. Хотя, исследуя и описывая явления действительности, он в то же время высказывал оригинальные взгляды на важные философские проблемы. Во-вторых, источником учения индийского мыслителя можно считать только его личное восприятие реальности и испытанный им духовный опыт. Целостное понимание происходящего и интуитивное восприятие «того, что есть» позволяли Кришнамурти на протяжении более пятидесяти лет изучать разнообразные проявления жизни людей. На основании приобретенного опыта возникают основные положения его учения - необходимость самопознания, освобождение мышления от всевозможных условностей, свобода от авторитетов, интуитивное видение целостности жизни. Его осмысление реальности находило непосредственное отражение в том учении, которое он пытался донести до своих слушателей. В-третьих, учение Кришнамурти своеобразно, в силу того, что оно, по сути, не является ни восточным, ни западным. Поэтому перед исследователями возникает трудность в решении вопроса о принадлежности Кришнамурти к какой-либо философской школе. Сам мыслитель не только не причислял себя к представителям существующих направлений западной или восточной мысли, но и отрицал любую попытку сравнения или сопоставления своих философских идей с идеями любого другого философа.
В последние десятилетия в России ведется активная пропаганда учения Кришнамурти, сопровождаемая появлением многочисленных переводов его работ на русский язык. Однако в отечественной философской науке до сих пор не предпринималось адекватной попытки определения существенных черт собственно философского учения Кришнамурти. В настоящей работе мы в некоторой степени претендуем на восполнение этого пробела, исследуя взгляды мыслителя в их развитии.
Все перечисленные выше причины определяют собой научную важность и значимость избранной темы. При этом особенно актуальной эту тему делает ее слабая разработанность.
Степень разработанности темы.
Необходимость исследования философских концепции мыслителей современного Востока назрела давно. Современный индийский философ - фигура по своей сути несколько двойственная: с одной стороны, он наследует древнюю и богатейшую философскую традицию Индии, а с другой, он имеет возможность знакомиться с философскими достижениями западной цивилизации.
Философскую литературу, в которой изучается концепция Дж. Кришнамурти, можно (с известной долей условности) разделить на несколько групп:
1. Работы советских востоковедов.
В советской науке к изучению творческого наследия Кришнамурти впервые обратились в середине 70-х гг. XX века такие авторы как Н.П. Аникеев и Г. С. Померанц.
Они отнесли Кришнамурти к представителям одной из форм экзистенциализма1. Этот подход оказал большое влияние на последующее изучение концепции индийского мыслителя. Общей чертой исследований советских времен является анализ учения философа в контексте господствующей в те времена марксистской парадигмы историко-философского исследования. Несмотря на некоторую неадекватность советских исследователей, они ценны тем, что являются первыми попытками прикоснуться к философскому наследию Кришнамурти.
В конце 80-х гг. XX века вышли научные труды Е.В. Завадской и Е. П. Островской, где была предпринята попытка анализа учения Дж. Кришнамурти и определения его значения в ряду других мыслителей. Отметим, что в л диссертационном исследовании Е.П. Островской было осуществлено первое «объективное научно-критическое осмысление основных положений учения Кришнамурти с позиции марксистско-ленинской историко-философской методологии»3. Е.П. Островская стремилась опровергнуть сложившееся в советской литературе мнение о Кришнамурти как «представителя одной из форм экзистенциализма»4. Однако ряд авторов5 «справедливо отмечают нехарактерность экзистенциального мировоззрения для философской мысли Индии, особенно в период до второй мировой войны - этап активного фор
6 7 мирования Кришнамурти как мыслителя» . В работе Е.В. Завадской учение индийского мыслителя рассматривалось в сравнении с философией чань. Автор относит его учение к чань-буддийской традиции, и в то же время она помещает Кришнамурти в один ряд с такими мыслителями, как А. Швейцер и К. Юнг. На этом изучение философских взглядов Кришнамурти в отечественной науке на время прекратилось.
1 Аникеев Н.П. Кришнамурти // Философская энциклопедия. М., 1964. т. 3.
2 Островская Е.П. Критический анализ социально-философских воззрений Дж. Кришнамурти: дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1978.
3 Там же. С. 6.
4 Там же. С. 6.
5 Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М., 1967. Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985.
6 Островская Е.П. Критический анализ социально-философских воззрений Дж. Кришнамурти: дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1978. С. 7.
7 Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.
2. Англоязычные источники, среди которых можно особо выделить тексты, написанные последователями Кришнамурти с целью пропаганды и комментирования его учения, и теософские работы, оценивающие взаимоотношения мыслителя и Теософского Общества. Эти работы посвящены в основном ненаучной трактовке учения. Несмотря на то, что сам мыслитель неоднократно отрицал намерение создать вокруг себя культ святого, объективная логика событий, связанная с необходимостью систематизации учения, привела к появлению комментаторской и популяризаторской литературы.
Существуют достаточно глубоко проработанные биографии, которые не всегда позволяют с уверенностью говорить о причинах развития его филоо софских взглядов . Все биографии Кришнамурти написаны на основе биографии его близкого друга М. Латьенс и П. Джаякар, правда, во второй автор уделяет больше внимания индийскому периоду в жизни мыслителя.
Зарубежная литература, посвященная жизни и творчеству Кришнамурти, обширна.9. Однако для нашего исследования ее значение невелико: в ней не разработана научно-достоверная оценка его воззрений, научный анализа смешивается с попыткой поделиться собственно авторским восприятием учения мыслителя, эволюция взглядов Кришнамурти почти не прослеживается, хотя данный вопрос часто ставится. Редко отражаются или даются мельком элементы европейской и индийской традиции, нашедшие свое отражение в системе взглядов Кришнамурти.
3. Работы современных отечественных исследователей (компаративистика).
В настоящее время выходят работы, в которых в различной связи упоминается имя Кришнамурти. Ни одна из них не анализирует философское учение индийского мыслителя. В лучшем случае имя Кришнамурти упоминается в ряду других имен без какой-либо конкретизации специфики его фи
8 Jayakar P. Krishnamurti: a biography. San Francisco, 1986. Lutyens M. The Life and Death of Krishnamurti. Krishnamurti Foundation, 2003.
9 Weeraperuma S. A bibliography of the life and teaching of Jiddu Krishnamurti. Leiden, 1974. лософских воззрений. Серьезное исследование философского учения Криш-намурти можно найти лишь в статьях Губина В.Г., Фаликова Б.З10.
В 90-е годы XX в. и в начале XXI века стали появляться по изучению философских взглядов Кришнамурти работы, которые носят не научный, а скорее обзорный характер11. В них дается, главным образом, биография мыслителя, а вопрос об учении затрагивается лишь в общих чертах. Ни в одной из этих работ не рассматриваются взгляды Кришнамурти в их развитии. Возникновение новой волны интереса, по-видимому, связано с изменившейся атмосферой в мире, привлечением внимания к незаурядной личности мыслителя.
Таким образом, в работах отечественных и зарубежных исследователей учение Кришнамурти рассматривается либо тенденциозно, либо схематично12. Не проработан вопрос об эволюции философских взглядов, особенности мировоззрения и концепции индийского мыслителя. Слабая разработанность проблемы определила цель нашего исследования. Источником для исследования учения Кришнамурти в данном исследовании являются его публичные беседы и литературное наследие, а также воспоминания современников и написанные о нем биографии.
Цель и задачи.
Целью данного диссертационного исследования является выявление эволюции взглядов Дж. Кришнамурти. Для этого нами предпринята попытка реконструировать мировоззрение мыслителя в динамике развития.
10 Губин В.Г., Фаликов Б.З. Тема созерцания в буддизме и экзистенциализме (сопоставительно-критический анализ)//Из истории философии освободившихся стран: Сб. науч. трудов. М., 1983. Губин В. Г. Проблема «творческой личности» в восточной философской традиции «духовного наставничества» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сб. науч. трудов. М., 1986.
11 Духовные учителя человечества XIX - XX века. М., 1993. Салганик М. Дж. Кришнамурти: одинокий странник // Иностранная литература, № 9, 1993. С. 194-217. Соколов Н. Джидду Кришнамурти: свобода от оков прошлого // Вост. коллекция. - М., 2001. -N 2(5). - С. 123-128. Причастие или интеллект любви// Серия «Странники духа». СПб., 2004.
Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. М., 1996. Dhopeshwarkar A.D. Krishnamurti: and the texture of reality. Bombay, 1961. Martin R. Krishnamurti: Reflection on the Self. Chicago, 1997. Niel A. Krishnamurti: the man in revolt. Bombay, 1957.
Мировоззрение любого философа в течение его жизни претерпевает определенные изменения. Очень важно понимать многолетние основы внутренней жизни мыслителя. Кришнамурти не раз подчеркивал, что его взгляды производны от испытанного им духовного опыта. Следовательно, выяснив историю его развития и сверив ее с последовательным воплощением, можно проследить эволюцию взглядов Кришнамурти, что и является целью работы. Зависимость философии Кришнамурти от опыта как источника его творчества и языка как средства его выражения обуславливают ее эволюцию, поэтому ее статическое рассмотрение не представляется возможным.
Цель работы и специфика материала обусловили главные задачи нашего исследования:
- рассмотреть основные этапы биографии мыслителя и их взаимосвязь с развитием учения;
- дать систематический обзор ключевых философских проблем учения Кришнамурти;
- проанализировать терминологическое содержание основных философских понятий Кришнамурти;
- проследить зависимость философского учения от мистического опыта индийского философа;
- исследовать связь философской концепции мыслителя Кришнамурти с аналогичными концепциями западных мыслителей.
Методология исследования.
В качестве базовых методов мы использовали:
1) метод дескриптивного эксплицирования, предполагающий анализ базовых теоретических текстов Кришнамурти и выявление на этой почве фундаментальных для его воззрений теоретических понятий, касающихся основы его внутренней жизни;
2) исторический метод, базирующийся на принципе историзма и предполагающий рассмотрение любого явления (в том числе и деятельность
Кришнамурти) с учетом того исторического - социального, экономического, политического, идейного - контекста, в котором оно возникло и развивалось;
3) компаративный метод, состоящий в сравнении различных решений, предлагавшихся разными философами для одной и той же проблемы, и анализе причин таких различий;
4) системный метод, предполагающий изучение взглядов Кришнамурти как интегральной части его теоретического наследия.
Научная новизна результатов исследования:
- реконструирована система взглядов Дж. Кришнамурти в ее развитии
- дана интерпретация его философских воззрений
- проведена унификация понятий, используемых мыслителем в различные периоды деятельности
- в работе впервые использован ряд текстов, неизвестных в отечественной литературе
Научно-практическая значимость работы
Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию взглядов Дж. Кришнамурти. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по современной зарубежной философии, истории индийской философии, курсов по философии и истории религии. Диссертационное исследование содержит ряд обобщений, которые могут оказать помощь при составлении учебников, учебных пособий, словарей, справочников и подготовке лекционных курсов.
Апробация работы.
Результаты исследования были представлены в виде докладов на межвузовской конференции «Запад - Восток - Россия: философия в компаративистской перспективе» (2004 г., Санкт-Петербург), на Всероссийской конференции «Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии» (2005, Санкт-Петербург), на научной конференции «Торчинов-ские чтения» (2005, 2006, Санкт-Петербург), Четвертом Российском философском конгрессе (2005, Москва).
Некоторые положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях автора:
1. Дж. Кришнамурти и западная философия. // Дни Петербургской философии. Запад - Восток - Россия: философия в компаративистской перспективе (материалы межвузовской конференции, Санкт-Петербург, ноябрь 2004 г.). - Издательство СПбГУ, 2005. С. 85 - 90.
2. Своеобразие философского учения Дж. Кришнамурти. // Вторые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции, СПб., 17-19 февраля 2005 г. - СПБ., Изд-во СПбГУ, 2005. С. 319-324.
3. Категория времени в философском учении Дж. Кришнамурти. // Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.): в 5 т. - М.: Современные тетради, 2005. Т. 2. С. 179 -180.
4. II tempo nella concezione filosófica di Jiddu Krishnamurti // Rivista Italiana di Teosofía. Vicenza. Anno LXI N. 12, Dicembre 2005. P. 14 - 17.
5. Трактовка понятия «насилие» в философском учении Дж. Кришнамурти // Ценности интеллигибельного мира. Сб. статей Всероссийской научной конференции: в 2 т., Магнитогорск, 3-4 февраля 2006 г. - Магнитогорск: МГТУ, 2006. - Вып. 3. - Т. 2. С. 122 - 126.
6. Дж. Кришнамурти: восприятие на Западе и восприятие на Востоке // Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии (материалы Всероссийской конференции, Санкт-Петербург, 2005). -СПб, 2006. С. 178-183.
7. Духовный опыт как основа учения Дж. Кришнамурти // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции, СПб., 15-18 февраля 2006 г. - СПБ., Изд-во СПбГУ, 2006. С. 121 - 126.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры современной зарубежной философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 4 мая 2006 г. Структура диссертации.
Структура диссертационного исследования определена поставленными задачами и требованиями избранных методов. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, в котором излагаются основные выводы и перспективы дальнейшего исследования, библиографии и приложения. В Приложении дан авторский перевод диалога Дж. Кришнамурти с П. Джаякар «Раскрытие учения», посвященного рассмотрению эволюции взглядов мыслителя.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ)2008 год, доктор философских наук Самохина, Наталия Евгеньевна
Философская компаративистика: проблема концептуализации2005 год, доктор философских наук Алиева, Чолпон Эриковна
Религиозно-философские воззрения Мухаммада Икбала2005 год, доктор философских наук Зиёев, Идибек Гозиевич
Карл Густав Юнг и индийская философия сознания2004 год, кандидат философских наук Ефимова, Ирина Яковлевна
Бенгальское Возрождение: историко-философский анализ2008 год, доктор философских наук Скороходова, Татьяна Григорьевна
Заключение диссертации по теме «История философии», Шевченко, Анастасия Сергеевна
Заключение
Резюмируя все сказанное, отметим, что долгая жизнь Дж. Кришнамур-ти была полностью посвящена сообщению послания в написанных им книгах, интервью, дискуссиях, проводимых в группах, публичных беседах и конференциях. Его собственное постижение истины продолжалось много лет. Различные ее аспекты были даны несколько раз выдающимися условиями как обусловленные обстоятельства жизни - его собственной или жизнь мира в целом. Хотя способ выражения послания естественно менялся в течение нескольких периодов его жизни, но не было изменения в основном содержании, как он сам написал 1980 году, когда определил основные черты своего учения.
В центре концепции Кришнамурти находился интерес к человеку и его проблемам. Ключевое положение учения связано с тем, что он называл «интуитивным пониманием», означающим восприятие без какой-либо оценки. Главным предметом данного восприятия является отношение между «наблюдающим» и «наблюдаемым». Кришнамурти утверждал, что необходим такой способ видения и интуиция, которые постигают и воспринимают всю структуру сознания отдельного человека в любой конкретный момент с «первого взгляда». Большая часть учения мыслителя звучит как анализ или описание этой структуры, которая не может быть открыта интеллектуально или с помощью слов до тех пор, пока интеллект в действительности находится внутри нее. Его концепция, главным образом, является вежливым требованием наблюдать особым образом за содержанием своего сознания, без попыток выносить суждения о нем. Такой способ наблюдения делает возможным интуитивное восприятие, открывающее истину.
Существует два главных положения в основе учения Кришнамурти, выраженных очень просто в изречениях «Истина - это страна без дорог» и «Наблюдающий есть наблюдаемое». Психологическое разделение между «наблюдающим» и «наблюдаемым» является иллюзией, в которой заключена причина человеческих конфликтов. Данная иллюзия рассеивается способностью проникать в сущность, где истинно то, что «наблюдающий есть наблюдаемое». Такое понимание, если оно является подлинным, а не просто приверженностью устной формулировке, приносит изменение сознания. Среди описываемых мыслителем вещей было искажение психологической структуры, вызванное разделением между «наблюдающим» и «наблюдаемым» в сознании почти каждого человека. Это разделение, по его убеждению, - мощный источник конфликта, одновременно внутренний для индивида, и через него становящийся внешним для всего общества в целом. Кришнамурти также устанавливает путь избавления от этой опасной структуры - радикальную трансформацию человеческого сознания.
Центральным опытом для развития философии жизни Кришнамурти было то, как он по-разному относился к смерти «я»», исчезновению «я» или уничтожению индивидуальности, достигаемых через объединение с жизнью. В становлении учения Кришнамурти, чувства, равно как и мысли, рассматривались разрушительными для непосредственного восприятия «того, что есть», поскольку мысли и чувства, составляют эго, поддерживающее продолжение «я». Замедляя переживание настоящего, они усиливаются и ограничиваются опытом прошлого.
Один из моментов учения мыслителя заключается в том, что человеческий ум может стать полностью свободным от всей идеологической обусловленности и, следовательно, от прошлого, и способен действовать, не имея «центра», в настоящем. Человеческий ум, переступив пределы истории, функционирует без страха или жестокости в состоянии неразделенной целостности. В данном необусловленном состоянии он глубоко созвучен духовному началу, наполнен сочувствием и имеет также глубокое понимание смерти.
Кришнамурти говорил значительно больше, чем писал. Его беседы были не лекциями, но попытками вовлечь аудиторию в диалог, в котором он и они обращают внимание на одни и те же аспекты опыта и поведения. Беседы мыслителя по эффекту были управляемыми медитациями, требующими от людей оставить сложившиеся мнения и взглянуть на реальность свежим взглядом. Отказываясь обсуждать теории и книги, он призывал людей наблюдать за собой, особенно в их взаимоотношениях с другими людьми, вещами, идеями.
Запрет Кришнамурти на интерпретацию учения и предостережение от его толкования, возможно, подразумевает осуждение всего написанного об его концепции, и мы не хотели бы быть невнимательной к этому. Но нам кажется, Кришнамурти не имел в виду закрепления за учением библейской непогрешимости или отношения к нему как к священной формулировке открытой истины. Он побуждал: «Обсуждайте, критикуйте, исследуйте. Читайте книги Кришнамурти и интеллектуально разрывайте их на кусочки. Обсуждайте. Это не интерпретация»194.
Перед нами стояла труднейшая цель - рассмотреть эволюцию взглядов Кришнамурти. В результате исследования мы приходим к следующему выводу. Вероятно, начиная с 1929 года - времени разрыва с Теософским Обществом, центральные положения послания никогда не изменялись, не происходило резких поворотов в учении, радикальных отказов от одних тем и мгновенного перехода к другим, прежней осталась и цель его деятельность -освободить человека психологически. Вопросы, которые задавали ему люди, напротив, изменялись со временем. Однако его послание оставалось непротиворечивым. Иными словами, его учение было практически неизменным с самого начала и до конца.
С другой стороны, философская концепция индийского мыслителя естественно переживала трансформацию, что объясняется природой его послания, являвшегося результатом каждодневных описаний жизненного опыта. В течение многих лет он обращался к ранее не затрагивавшимся аспектам, требовавших создания нового языка. В некоторых случаях для выражения истины он «упорядочивал язык, уточнял термины». Отдельные темы возникали в свое время, с ними же приходил и язык передачи, слова и образы именно то, что изменялось на протяжении почти пятидесяти лет, в течение которых Кришнамурти ездил по миру и проводил беседы с представителями различных культур. Выражение пережитого опыта с помощью слов ментального языка стало практически невозможным, потребовалось создания нового языка. Поэтическая форма выражения была выбрана потому, что она допускает метафоричность и многозначность высказывания, что невозможно при использовании системы отточенной терминологии. Таким образом, достигается бесконечно большая свобода выражения. Текучесть и изменения во внешней жизни требовали определенной корректировки концепции, изменение в личности Кришнамурти также сказывались на развитии учения, ведь, как подчеркивалось выше, мыслитель представлял единое целое с тем посланием, которое он стремился донести до слушателя. Поскольку отдельные положения все же претерпевали изменения, то определенное развитие учения проследить представляется возможным.
Можно ли считать взгляды Кришнамурти именно философскими? В работе мы исходили из того, что Кришнамурти является мыслителем. К этому нас побуждали многочисленные книги и словарные статьи, описывающие его именно в этом качестве. Если мы принимаем подобное определение, все же следует уточнить, какова специфика философии Кришнамурти и в чем она в таком случае отличается от философии в общепринятом значении. Кришнамурти не видел большой пользы от академической философии. Иногда он относился к ней как к трате времени или хуже как к генератору теорий, становящихся препятствиями в индивидуальной попытке человека понять себя. Но каждый, кто знакомиться с его учением, понимает, что все, что говорил Кришнамурти глубоко связано с философией. Он высказывал важные и оригинальные взгляды на многие философские проблемы. К примеру, на процесс психологической идентификации - тема, которая исторически обсуждалась такими мыслителями, как Джон Локк, Дэвид Юм, Вильям Джеймс.
Можно ли назвать построения Кришнамурти собственно философскими? Если принять определение философии как теоретически сформулированного мировоззрения, то взгляды Кришнамурти именно философичны, ибо он формулирует свой взгляд на мир. Если оценивать философию Кришнамурти с точки зрения европейской традиции, то она недостаточно философична, поскольку при наличии системного мышления, она сама не является автономной, а основания, на которых разворачиваются ее построения и выводы, зачастую аксиоматичны и запредельны для мысли. Как философию в полном смысле слова систему взглядов Кришнамурти можно рассматривать в контексте восточной традиции, поскольку главную ее задачу он видит в передаче уже обретенного знания и изменения человеческой природы.
В результате проделанной работы удалось выявить и описать развитие взглядов индийского мыслителя по следующим направлениям: проблемы свободы и авторитета, религиозной жизни, сознания, ума, эго, фрагментации и психологической революции, изучались поэтический язык его философских размышлений и метод их исследования.
В заключении можно наметить дальнейшее направление изучения наследия Кришнамурти. Кроме исследования собственно проблем, связанных с более глубоким пониманием его философии, например, концепции «наблюдающего и наблюдаемого», весьма плодотворным направлением представляется работа в русле философской компаративистики. Возможно сопоставление его взглядов на проблемы, которые уже были выработаны западными и восточными философскими традициями.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шевченко, Анастасия Сергеевна, 2006 год
1. Аникеев Н.П. Кришнамурти // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3.
2. Безант А. Путь ученичества. М.: Алетейа, 1997.
3. Безант А. Теософия и загадки жизни. СПб.: Облик, 1994.
4. Бенджамин Г. Творческий сон. М.: Ассоциация духовного единения Золотой век, 1996.
5. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. М.: Терра, 2001.
6. Бонгард Левин Г.М. История Индии. М.: Мысль, 1979.
7. Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М.: Издание Московского Университета, 1967.
8. Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. М.: Миф, 1996.
9. Вашингтон П. Бабуин Мадам Блаватской: История мистиков, медиумов и шарлатанов, которые открыли спиритуализм Америке. М.: Издательский дом КРОН-пресс, 1998.
10. Губин В. Г. Проблема «творческой личности» в восточной философской традиции «духовного наставничества» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сб. науч. трудов. М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1986.
11. Губин В.Г., Фаликов Б.З. Тема созерцания в буддизме и экзистенциализме (сопоставительно-критический анализ) // Из истории философии освободившихся стран: Сб. науч. трудов. М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1983.
12. Гусева И. Р. Познакомимся с индуизмом. М.: Форум, 1999.
13. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950.
14. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
15. Джинараджадаса К. Во имя учителя. М.: Алетейа, 1997.
16. Духовные учителя человечества XIX XX века. М.: Б.и., 1993.
17. Индийская философия и мировая культура. М.: Б.и., 1983.
18. Индуизм: традиция и современность // Литман А.Д. Индуизм и современная индийская философия. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. С. 42-56
19. Из истории философии освободившихся стран. М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1993.
20. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977.
21. Капра Ф. Уроки мудрости: Разговоры с замечательными людьми. Киев: Airland, 1996.
22. Кисель М. А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX века. Л.: ЛГУ, 1970.
23. Ключников С.Ю. Современные духовные ученики и мировые религии. Как найти свой путь? // «Дельфис», Ежегодник, 2002.
24. Кришнамурти Дж. Беседы в Париже. М.: Разум, 1997.
25. Кришнамурти Дж. Вне насилия. М.: Разум, 1997.
26. Кришнамурти Дж. Восемь бесед в Бомбее в 1959 1960 гг. М.: Гиль-Эстель, 1992.
27. Кришнамурти Дж. Движение жизни. М.: Разум, 1999.
28. Кришнамурти Дж. Дневник Кришнамурти. М.: Разум, 1994.
29. Кришнамурти Дж. Единственная революция. М.: Разум, 1997.
30. Кришнамурти Дж. Записные книжки. М.: Разум, 1999.
31. Кришнамурти Дж. Начало Познания. М.: Разум, 1997.
32. Кришнамурти Дж. Немедленно измениться. М.: КМК, 1993.
33. Кришнамурти Дж. Образование и смысл жизни. Киев: София, 1995.
34. Кришнамурти Дж. О самом важном (беседы с Д. Бомом). М.: Либрис, 1996.
35. Кришнамурти Дж. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни. Харьков: Весть, 1994.
36. Кришнамурти Дж. Полет орла. М.: Разум, 1997.
37. Кришнамурти Дж. Подумайте об этом. М.: ТСОО КМК, 1993.
38. Кришнамурти Дж. Проблемы жизни: Кн. 1-2. М.: Разум, 1993.
39. Кришнамурти Дж. Проблемы жизни: Кн. 3. М.: Разум, 1995.
40. Кришнамурти Дж. Свобода от известного. Киев: София, 1991.
41. Кришнамурти Дж. Традиция и революция. СПб.: Издательство Чернышева, 1994.
42. Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. М.: КМК ltd., 1993.
43. Ледбитер Ч. Учителя и путь. М.: Гумус, 1997.
44. Линеен Р. Кришнамурти психолог новой эры // пер. с французского Ц. Животовской. Brugge, 1994.
45. Литман А.Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985.
46. Литман А.Д. Философия в независимой Индии: проблемы, противоречия, дискуссии. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988.
47. Литман А.Д. Философская мысль независимой Индии. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989.
48. Миллер Г. Книга моей жизни: Эссе. М.: Б.Г.С. ПРЕСС, 2001. Гл. 10. С.166 -180.
49. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: Университетская книга, 2001.
50. Неру Дж. Открытие Индии. В 2-х кн. М.: Политиздат, 1989.
51. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М.: ИПОЛ классик, 1997.
52. Общественная жизнь Индии: проблемы человека и общества: Сб. ст. М.: Наука, 1992.
53. Общественная жизнь Индии: прошлое и настоящее. М.: Наука, 1989.
54. Островская Е.П. Критический анализ социально-философских воззрений Дж. Кришнамурти: дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1978.
55. Открытие Индии: философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М.: Художественная литература, 1987.
56. Ошо Книга мудрости. Челябинск: ЧПО Книга, 1996.
57. Ошо Медитация искусство экстаза. М.: Издательство ЦЦК Единство, 1993.
58. Ошо Библия Раджниша. В 4-х кн. М.: Либрис, 1994.
59. Померанц Г.С. Выход из транса. М.: Юрист, 1995.
60. Померанц Г.С. Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические течения современной Индии. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965.
61. Померанц Г.С. // Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973. т.13, с.458.
62. Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М.: Наталис, 1998.
63. Причастие или интеллект любви // Серия «Странники духа». СПб.: Невский проспект, 2004.
64. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. М.: Миф, 1993.
65. Рационалистическая традиция и современность: Индия. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988.
66. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: Терра, 2000.
67. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981.
68. Салганик М. Дж. Кришнамурти: одинокий странник // Иностранная литература, № 9,1993. С. 194 217.
69. Соколов Н. Джидду Кришнамурти: свобода от оков прошлого // Вост. коллекция. М., 2001. N2 (5). С. 123-128
70. Тимофеевская Е. Книга стихов. М.: Сиринъ садхана, 2000.
71. Ткачева A.A. Индуистские мистические организации и диалог культур. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989.
72. Ткачева A.A. «Новые религии» Востока. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991.
73. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997.
74. Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
75. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994.
76. Фредерик Л. Индия мистическая и легендарная. Нижний Новгород: Деком, 2004.
77. Хаксли О. Остров. СПб.: Академический проект, 2000.
78. Хайдеггер М. Что такое философия? Владивосток: Издательство Дальневосточного Университета, 1992.
79. Чанышев А.Н. Философия Анри Бергсона. М., 1960.
80. Чаттерджи С., Дата Д. Введение в индийскую философию. М.: Селена, 1994.
81. Чаттопадхьяя Д.Г. История индийской философии. М.: Прогресс, 1966.
82. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 1998.
83. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей: мистика и этика. М.: Алетейа, 2000.
84. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: Литература, 1998.
85. Шюллер Г. Эзотерический взгляд на учение Кришнамурти. Киев: София, 1997.
86. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1996.
87. Якута Л.И. Лабиринты мирового движения // Науч. зап. НГАЭиУ. Новосибирск, 2003. Вып. 1. - С. 7 - 9.
88. A brief introduction to the work of Krishnamurti by professor David Bohm. Krishnamurti Foundation of America, 2000.
89. Blau E. Krishnamurti: 100 years. New York: Stewart, Tabori & Chang, 1995.
90. Bohm D. Wholeness and the implicate order. Routledge, London, 1980.
91. Butcher P. The phenomenological psychology of J. Krishnamurti // J. of transpersonal psychology. Palo Alto (Cal.), 1986. Vol. 18, N 1. P. 35-50
92. Dhopeshwarkar A.D. Krishnamurti: and the experience of the silent mind. Bombay: Chetana, 1956.
93. Dhopeshwarkar A.D. Krishnamurti: and the texture of reality. Bombay: Chetana, 1961.
94. Eliade, M. Autobiography: volume I: 1907-1937: Journey east, journey west. San Francisco: Harper & Row, Publihers, 1981.
95. Fitzgerald T. Krishnamurti and the myth of God incarnate // Asian philosophy. Abingdon, 1991. Vol. 1, N 2. P. 109-126
96. Heber L. Krishnamurti and the world crisis. A contribtion to the history of morden re-orientation. London, Allen and Unwin, 1935.
97. Holroyd S. Krishnamurti: the man, the mystery and the message. Rockport, Mass: Element, 1991.
98. J. Krishnamurti (1895-1986) special issue. // The Theosophist. Adyar: Theosophical Publishing House, May 1995. Vol. 116, No. 6.
99. Jayakar P. Krishnamurti: a biography. San Francisco: Harper & Row, 1986.
100. Jayakar P. Fire in the mind: dialogues with J. Krishnamurti. Penguin Books, India, 1995.
101. J. Krishnamurti At the feet of the Masters. Wheaton, 1974.
102. J. Krishnamurti Authentic report of 25 talks given by J. Krishnamurti in Latin America. Hollywood, 1936.
103. J. Krishnamurti Awakening of intelligence. San Francisco: HaperSan Francisco, 1987.
104. J. Krishnamurti Life Ahead. 1963
105. J. Krishnamurti Meditations. J. Krishnamurti Foundation India, 1980.
106. J. Krishnamurti On love and loneliness. HarperSanFrancisco, 1994.
107. J. Krishnamurti Revised report of 14 talks given by J. Krishnamurti. Ommen Camp, 1937-1938.
108. J. Krishnamurti The book of Life. J. Krishnamurti Foundation India, 1995.
109. J. Krishnamurti The Core of Krishnamurti's Teaching. Ojai CA: Krishnamurti Foundation of America, 1980.
110. J. Krishnamurti The ending of time: J. Krishnamurti and David Bohm. San Francisco: HaperSan Francisco, 1985.
111. J. Krishnamurti The first and last Freedom. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1975.
112. J. Krishnamurti The future of Humanity (with David Bohm). Mirananda, Wassenaar, 1986.
113. J. Krishnamurti The Impossible Question. New York: Haper & Row, 1972.
114. J. Krishnamurti The kingdom of happiness. London, 1928.
115. J. Krishnamurti The limits of thought: Discussions. New York: Routledge,1999.
116. J. Krishnamurti The wholeness of life. San Francisco: Haper & Row, 1979.
117. J. Krishnamurti Things of the mind: Dialogues with J. Krishnamurti. New York, 1985.
118. J. Krishnamurti This matter of culture. London. Gollancz, 1964.
119. J. Krishnamurti To Be Human. Boston. Krishnamurti Foundation Trust Ltd.,2000.
120. J. Krishnamurti You are the world. New York, Perennial Library Harper & Row, 1972.
121. J. Krishnamurti War abolished: One way to permanent peace. Sydney, Currawong, 1943.
122. J. Krishnamurti Who brings the truth? An address delivered at Eerde, the International Headquarters of the Order of the Star, August 2, 1927 Eerde, Ommen: The Star Publishing Trust, 1927.
123. Lutyens M. Krishnamurti: The years of awakening. L. etc.: Rider, 1984.
124. Lutyens M. Krishnamurti: The Years of fulfillment. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1983.
125. Lutyens M. Krishnamurti: The open door. L.: Murray, 1988.
126. Lutyens M. The Life and Death of Krishnamurti. Krishnamurti Foundation Trust Ltd, 2003.
127. Martin R. Krishnamurti: Reflection on the Self. Chicago and LaSalle, Illinois, Open Court, 1997.
128. Martin R. On Krishnamurti. Wadsworth, Thomson, 2003.
129. Mehta P.D. The nameless experience: a comprehensive discussion of J. Krishnamurti's approach to life. Bombay, Bharatiya Vidya Bhavan, 1973.
130. Mercier J.L. A key to Krishnamurti's thought // Intern, philos. quart. Bronx (N.Y.), 1988. Vol. 28, N2. P. 171-183
131. Moorty N. Fragmentation, meditation, and transformation: the teachings of J. Krishnamurti // J. of Ind. council of philos. research. New Delhi, 1988. Vol. 5, N 2. P. 133-145
132. Niel A. Krishnamurti: the man in revolt. Bombay: Chetana, 1957.
133. Nils G. Holm Encounter with India: studies in Neohinduism // Tore Ahlback The Theosophical Society, a new religious movement based on a conglomerate of tradition. ABO Akademi, ABO 1999. p. 49 59.
134. Philip H. Ashby Modern trends in Hinduism. New York and London, Columbia University press, 1974.
135. Ravindra R. Krishnamurti: Two birds on one tree. Wheaton (111.) etc.: Quest books, 1995.
136. Rodrigues H. H. Insight and religious mind: An analysis of Krishnamurti's thought. New York, etc.: Lang, 1990.
137. Sanat A. The inner life of Krishnamurti. Wheaton, Illinois, Quest Books, 1999.
138. Sen S.K. Knowledge as bondage: An unconventional approach // J. of Ind. council of philos. research. New Delhi, 1988. Vol. 6, N 1. P. 61-66
139. Suares C. Krishnamurti: and the unity of man. Bombay: Chetana, 1982.
140. The Penguin Krishnamurti Reader // edited by Mary Lutyens // Harmondsworth etc.: Penguin books, 1978. (this selection is made from "The first and the last freedom", "Life ahead", "This matter of culture")
141. The Second Penguin Krishnamurti Reader // edited by Mary Lutyens // Harmondsworth etc.: Penguin books, 1979 (this selection is made from "The only revolution", "The urgency of chance")
142. Weeraperuma S. A bibliography of the life and teaching of Jiddu Krishnamurti. Leiden, 1974.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.