Эволюция творческого метода В.Н. Горяева в контексте развития советской графики середины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Рыжкина Елизавета Николаевна

  • Рыжкина Елизавета Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 303
Рыжкина Елизавета Николаевна. Эволюция творческого метода В.Н. Горяева в контексте развития советской графики середины XX века: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова». 2024. 303 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рыжкина Елизавета Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Начало творческого пути В.Н.Горяева и художественная жизнь Москвы 19201940-х годов

1.1. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН как школа формирования советской сатирической культуры, ее жанров и видов (роль института в творческой личности художника)

1.2. Проекты В.Н.Горяева в области агитационно-массового искусства середины 1930-х годов

1.3. Творчество В. Н. Горяева в периодической печати и журнальной иллюстрации 1930-1940-х годов

Глава 2. Художественные особенности творчества В.Н. Горяева в системе агитационной и сатирической графики Великой Отечественной войны (1941-1945-х годов) и послевоенного периода

2.1. «Окна ТАСС» — наследие и развитие агитационного искусства

2.2. Политическая сатира в периодических изданиях (на примере журналов «Фронтовой юмор» и «Крокодил»). Жанровое своеобразие станковой графики В. Н. Горяева периода Великой Отечественной войны

2.3. Развитие художественных приемов сатирической и репортажной графики послевоенного периода

Глава 3. Эволюция авторского стиля В. Н. Горяева в художественной иллюстрации. От жанрового рисунка к философии образа (1945-1982-х годов)

3.1. Изобразительные приемы в детской и подростковой литературе

3.2. Графическая трилогия «Гоголь — Достоевский — Пушкин». Адаптация авторских приемов сатиры к иллюстрированию классической литературы

Заключение. Вывод

БИБЛИОГРАФИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция творческого метода В.Н. Горяева в контексте развития советской графики середины XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Советская графика начиная с первых постреволюционных лет и до конца ХХ века переживает расцвет жанра. Это время отмечено большой, серьезной работой над теоретическими положениями, подкрепленными художественными новаторскими поисками. Это можно отметить и в станковой графике, и в искусстве оформления книги, и особенно в периодической сатирической печати. Сложный исторический контекст времени сформировал условия для роста и развития художников-карикатуристов. Время становления молодого Советского государства, героическая борьба Великой Отечественной войны, период холодной войны требовали от художников агитационного искусства, журнальной публицистики. Напряжение и важность социального накала, условия постоянной угрозы со стороны капиталистических стран обусловили моральный долг перед родиной, заставив художников сатиры и журнальной карикатуры рассматривать эту работу как настоящее искусство, часть большого жанра, наполнив его особенным смыслом, целями и содержанием.

В первой половине ХХ века в редакции крупнейшего советского сатирического журнала «Крокодил» формируется уникальный коллектив, состоявший из талантливейших художников своего времени: И. Малютина, М. Черемных, Д. Моора, Н. Радакова, Б. Ефимова, Л. Бродаты, Ю. Ганфа, Н. Абрамского, Кукрыниксов, Л. Сойфертиса, Б. Пророкова. В этой золотой когорте карикатуристов почетное место занимает Виталий Николаевич Горяев. Начав работу в журнале в 1936 году, он достаточно быстро включился в работу и к началу войны, в 1941 году становится постоянным художником «Крокодила». Практически в каждом выпуске публикуются работы В. Горяева, благодаря работе на передовой его листы обладают особенной реалистической достоверностью, цельностью и содержательностью. В послевоенные годы Виталий Горяев много работал над темами международной политики, его работы были известны далеко за пределами СССР. В. Горяева приглашали на международные выставки и слеты карикатуристов, так, в 1948 году он летит в Индианаполис (США), за период 1950-1960-х годов художник посетил Италию, Францию, Болгарию, Цейлон, на туристическом лайнере совершил путешествие по Средиземному морю. Ему удалось познакомиться с известнейшими художниками своего времени П. Пикассо, Р. Кентом, карикатуристом Дж. Доу, увидеть шедевры мирового искусства в крупнейших европейских музеях.

Сатира — это актуальное и злободневное медиа, средство формирования общественного мнения и метод воспитания общества, триада взаимосвязанных функций. Каждая эпоха со своими нравственными и социально-политическими устоями и взглядами накладывает на эту триаду свои эстетические и моральные ценности. Карикатура всегда обладает несколькими

информационными слоями: первоочередным становится событие (документальный факт), далее следует художественный образ (трансформация события художественными средствами) и замыкает эту триаду нравственный (агитационный, политический, социальный) посыл, то есть взывание к разуму, обращение к обществу. И именно в контексте определенной эпохи (а в рамках данного диссертационного исследования будут рассмотрены три эпохи — постреволюционные годы, время Великой Отечественной войны и оттепель, а также последовавшие за ней несколько десятилетий) эти слои, а также их взаимосвязь оказываются интересны для детального изучения.

Сатира, сатирический рисунок, доведенный до уровня высокого искусства, — это очень сложный и многослойный объект исследования. С одной стороны, к нему предъявляются требования плакатного жанра — знаковость, узнаваемость, быстрота считывания сюжета, композиции, задумки художника, часто облаченной в метафорическую форму, с другой стороны, общехудожественные графические задачи — композиция листа, пропорции, художественная выразительность, работа с линией и тоном. Но ни одно ни второе не гарантирует итоговый успех художника, так как внутри работы есть скрытое зерно, особенная черта — чувство юмора. Этот критерий, «смешно» и «не смешно», находится в поле непредсказуемых, личностных качеств художника сатиры. У художника сатиры чувство юмора идет как часть профессиональных требований. И только за ним следуют художественные навыки. Художников-карикатуристов, как жемчужины, выискивали и культивировали внутри редакции крупнейшего советского сатирического журнала «Крокодил». Привлекли молодежь, обучая и воспитывая ее в котле общей редакционной работы: на летучках, «темных совещаниях», возглавляемых мастерами, прошедшими огненные годы революции и Гражданской войны, создавшими «большое искусство» агитационного плаката 1920-х годов и журнальной публицистики и сатирической карикатуры большевистской прессы и молодого Советского государства, такими как Д. Моор, Л. Бродаты, Б. Ефимов, первый художник «Окон РОСТА» М. Черемных. Благодаря их усилиям редакция «Крокодила» стала не только центром и оплотом карикатуры и сатиры, но и школой графического профессионального мастерства для целой плеяды талантливых молодых художников, среди которых одним из самых успешных стал В. Н. Горяев.

Карикатура, особенно журнальная, — это мгновенный, быстрый отклик на событие. Не зря Владимир Маяковский в свое время дал следующую характеристику «Окнам РОСТА»: «Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат» [1]. У карикатуры (как и у листовки, плаката) есть определенный уровень сиюминутности, требующий быстрого реагирования, подразумевающий, что у художника существует определенный багаж ситуаций, образов, героев, социальных и психологических масок, которые он может использовать при необходимости. Такая подготовка требовала постоянного, ежедневного, крайне внимательного и вдумчивого рисования с натуры. В отличие от станковой графики задача художника-журналиста —

мгновенно сконцентрировать внимание зрителя, отсюда требования к четкости линии, ясности композиции, определенности формы.

Особенностью советской сатиры было то, что помимо обличительной функции — изображения отрицательных персонажей, негативных героев, борьбы с социальными и политическими врагами у художника периодической печати была сформирована задача создать образ как положительного персонажа, так и отрицательного. Придумать набор знаковых черт, по которым можно было бы разгадать намерения героя, определить его роль в конкретной сцене, и вследствие этого определить отношение к изображенному событию. Изобразить реальные житейские сценки и сюжеты, позволяя читателю включиться в этот сюжетный диалог. Воспитательная функция рисунков периодической печати особенно четко читается в детской печати и в детской иллюстрации, художник прописывает роли через внешние черты героев и графику изображения меняет под эту задачу.

Блестящий рисовальщик, Виталий Горяев среди коллег был признанным мастером быстрого рисунка. Долгие годы художник работал над оттачиванием мастерства одной лаконичной линией создать максимально выразительный образ, использовать все возможности материала в той мере, в которой требуют сюжет и ситуация. Даже придумывая название для документального фильма о своем творчестве, В. Н. Горяев назвал его «Линия жизни», подчеркнув значение линии в своем творчестве.

В. Н. Горяев много работал в разных техниках и постоянно экспериментировал с различными графическими материалами. Освоив еще в юности основы полиграфии — цинкографию, офорт, наборную печать, — В. Горяев серьезно работает с линогравюрой, акварелью, темперой. Однако надо заметить, что технические возможности он исследует только для того, чтобы определить границы допустимого и поисков новых, интересных графических возможностей линии, пятна, прощупывая неожиданное, максимально современное звучание рисунка.

Методом поиска меры гротеска и обобщения, основанным на обостренном чувстве характера, поиске и передаче тончайших психологических и эмоциональных черт персонажа, следует В. Горяев в работе над книжной иллюстрацией. Используя опыт и наработки сатирической журнальной иллюстрации, в том числе использование приемов гротеска и метафоры для определения положительных и отрицательных персонажей, художник делает рисунки к произведениям детской и подростковой литературы — к книгам М. Твена, А. Л. Барто, роману «Три толстяка» Ю. К. Олеши. Основанные на его жизненных впечатлениях, воспоминаниях, образах, они максимально точно попали в настроение и атмосферу литературного произведения.

За долгую и успешную творческую жизнь Виталий Горяев создал тысячи графических листов, живописных произведений, напечатано более 100 книг с его иллюстрациями. Работы В. Н. Горяева представлены более чем в 120 российских и зарубежных музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее. Его графика стала откровением для современников и открыла новые пути развития советской иллюстрации второй половины ХХ века. Творчество Виталия Горяева было высоко оценено современниками и государством. В 1966 году он получил звание заслуженного художника РСФСР, в 1967 году — Государственную премию СССР (за иллюстрации к «Петербургским повестям» Достоевского), в 1976 году В. Н. Горяев становится народным художником РСФСР, и в 1981 году он удостаивается звания народного художника СССР. Среди международных наград особенно ценными стали диплом 1-й степени всероссийского конкурса «Лучшие книги» 1962 и 1965 годов, диплом 2-й степени Международной выставки книг в Братиславе в 1967 году и золотая медаль Международной выставки книжного искусства в Лейпциге в 1975 году за серию иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского «Идиот». В память о знаменитом земляке в 1985 году в Кургане, одна из улиц города переименована в честь В.Н.Горяева. А в 2010 году к 100-летнему юбилею открыта памятная мемориальная доска в Москве по адресу Ул.Беговая,7/9.

Помимо творческого изобразительного наследия до нас дошли дневники, записные книжки и воспоминания мастера, представляющие не только историческую ценность, как живой дневник эпохи, — также В. Н. Горяевым сформулированы определения ключевых основ формирования профессионального сатирического искусства, принципов иллюстрирования произведений, изложены рассуждения об особенности и специфике печатной графики, представляющие большую методологическую ценность для художников-графиков.

В. Н. Горяев пользовался большим авторитетом среди коллег. Его эрудиция, художественный кругозор, умение видеть и работать в тенденциях времени высоко ценились и в советских художественных объединениях. К его мнению прислушивались молодые художники, голос которых только начинал звучать в советском искусстве 1950-1960-х годов. Так, В. Н. Горяев, являясь членом правления МОСХ России, был участником выставочной комиссии знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. На выставкоме он поддержал молодежь, и благодаря его протекции на экспозицию были утверждены работы художников-авангардистов студии «Новая реальность». Последствия этого события отразились не только на судьбе художников, чьи работы раскритиковал Никита Хрущев, — очень жестко были наказаны те, кто курировал выставку, подобное неформатное искусство. Так, по воспоминаниям семьи художника, В. Н. Горяева не лишили званий и должностей только потому, что, собственно, его личных работ на выставке не было. В этот период (начало 1960 года) Виталий Николаевич работал в сатирической прессе, в редакции журналов «Крокодил» и «Юность», а раздел сатиры

на выставке представлен не был. Коллеги по цеху, например Кукрыниксы, выставляли живопись или станковую графику. Однако его покарали тем, что приостановили доступ к возможности получить заказ на иллюстрации к книгам, кроме того, были разорваны уже подписанные им договоры с издательствами. Надо отметить, что сложная ситуация не заставила Горяева изменить себе, своему мнению и отношению к искусству. Разлом между старшим поколением «академиков» и все набиравшей силы плеядой авангардных молодых художников разделил творческий мир. Виталий Горяев встал на сторону молодежи своим мнением и своим искусством, о чем говорят прежде всего его живописные работы периода оттепели. Этот конфликт сам собой разрешился после смерти Н. С. Хрущева, и уже в 1962 году Виталий Николаевич получает диплом всесоюзного конкурса «Лучшие книги» за иллюстрации к Марку Твену, а в 1965 году издаются «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, принесшие Горяеву славу и Государственную премию СССР. Молодые художники приняли В. Н. Горяева, и, хотя Виталий Николаевич никогда официально не преподавал, многие считали его своим учителем, прислушивались к его профессиональному мнению, приходили в гости, чтобы показать свои работы. Мастерская в Доме художников на Беговой, 7 (сейчас — некоммерческий фонд «Музей художника В. Н. Горяева), стала центром дискуссий и серьезных бесед о философии и форме искусства. В автобиографической книге «Черное и белое» В. Горяеву И. П. Обросов посвятил целую главу с многозначительным названием «Что веровал, то и творил», где Игорь Павлович, будучи уже народным художником, всемирно известным живописцем, подводя некоторые итоги своего творческого пути, говорит: «Так случилось, что многие из моего поколения лишились своих кровных отцов в годы сталинщины, в годы войны. И хотя нравственные идеалы наших расстрелянных и погибших родителей были для нас бессмертны, мы нуждались в идеалах и духовных отцах... Молодежь стремилась к поиску нравственных опор, личности с духовной и творческой честностью. Для меня и моих друзей таким духовным отцом стал художник Виталий Николаевич Горяев» [2].

Авангардизм шестидесятых был близок и понятен В. Н. Горяеву, так как составлял во многом основу его творческого характера. Во-первых, В. Горяев учился во ВХУТЕИНе и его собственный художественный язык формировался внутри авангардных течений этого вуза. Конструктивизм, абстракционизм — это была та школа, которую художник прошел еще в 1930-е годы. Во-вторых, несмотря на изобразительную, рисовальную натурность иллюстраций В. Н. Горяева 1950-1960-х годов, следует помнить, что прежде всего он был художником-сатириком и десятки лет его графический язык формировался в поле гротескного изображения, карикатурных принципов и основ стилизации. То, что было недопустимо в живописи и станковой графике, в силу специфических требований и задач использовалось повсеместно в сатире и карикатуре. В-третьих, нужно учесть особенности характера Виталия Николаевича. Многие из

близко знавших его, в том числе жена Таисия Борисовна Лобач-Жученко, говорили о категоричности его суждений и непреклонности мнения. И. П. Обросов пишет: «Все его рассуждения, философско-нравственные рассуждения, обращали нас к истинному пониманию значения творчества. Его позиция всегда была позицией творца-художника, и эти свойства вызывали раздражение у партийной плутократии» [2].

В. Н. Горяев был частью рабочей группы журнала «Юность», куда был приглашен в 1955 году главным редактором — писателем Валентином Катаевым. Художник оставался членом редколлегии до конца своей жизни в 1982 году. Журнал «Юность» 1950-1960-х годов был не просто передовым литературно-художественным и общественно-политическим журналом молодежи — он был стартапом для новых имен в литературе. «Юность», не придерживающаяся принципов социалистического реализма, господствовавшего в других изданиях, постоянно подвергалась официальной критике, и редколлегии приходилось отстаивать свое мнение и право на свободу выражения в искусстве. «Он был верен себе и верен нам. Хотя я знаю, как ему было трудно...» [2]. К этому периоду относятся самые значительные теоретические рассуждения В. Н. Горяева, базирующиеся на собственном художественном опыте и анализе современного искусства. В контексте данного исследования решается задача соединения последовательности художественного творческого выражения автора и его теоретических рассуждений. Открыты ранее не опубликованные записи художника, о важности которых мы можем говорить на основании оценки самих художников: «В среде художников Виталий Николаевич был авторитет. Не дутый, временный, сиюминутный, а настоящий, творческий... в среде художников ценили порядочность и честность в творчестве, исповедовать только себя, во что веруешь, то и творишь». Художник Илларион Голицын отмечал: «Он, как никто другой из его поколения, хочет знать, кто идет за ним, чем они, эти художники, дышат, как смотрят, что у них на душе. И это ему далеко не безразлично» [2].

Художественный метод Виталия Горяева, глубина и острота его творческого и философского поиска в графике позволяют и в свете сегодняшнего дня оценивать его работы как жизненно точные, актуальные и графически современные сегодняшнему времени.

Глава 1. Начало творческого пути В.Н.Горяева и художественная жизнь Москвы 19201940-х годов

Виталий Николаевич Горяев родился 14 апреля 1910 года в Кургане в семье служащего банка. Согласно автобиографии «в связи с переменой работы отца в 1920 году переехал с семьей в город Читу, где отец продолжал службу по той же специальности — бухгалтером». По воспоминаниям художника, «в школе начал рисовать карикатуры». «Возможно, натолкнули на это журналы «Прожектор» и «Смехач», которые по вечерам он внимательно и долго рассматривал». [3] В юношеские годы Виталий Горяев занимался живописью под руководством Ильи Павловича Сверкунова 1 , преподававшего природоведение и рисование в Читинском коммерческом училище и организовавшего первую в Чите детскую художественную студию, ставшую творческим очагом для города. Совместная работа на пленэре, постижение основ рисунка были основой обучения. Студию в разное время посещали такие художники, как И. Т. Блохин, Н. С. Завьялов, А. М. Федотов. И. П. Сверкунов не был профессиональным художником, но в период учебы в Лесном институте в Санкт-Петербурге занимался в школе Общества поощрения художеств и «находился под влиянием мастеров Союза русских художников, особенно Жуковского и Виноградова, писал быстрые и довольно свежие этюды»

[3].

В 1927 году в возрасте 17 лет Виталий Горяев начинает трудиться в газете «Забайкальский рабочий» в Чите. Молодой художник не только выполнял рисунки, но и самостоятельно гравировал клише для своих работ и рисунков других художников, так как в типографии отсутствовала цинкография. Работы этого периода до нас не дошли, однако В. А. Костин со слов самого В. Н. Горяева упоминает, что «в первых опытах он пытался подражать лаконичному стилю лебедевских рисунков»2 [3]. В этих еще не вполне самостоятельных работах важен анализ тематической, композиционной и технической сторон полиграфического процесса. Помимо этого, Виталий Горяев писал небольшие статьи для издания, мечтал стать поэтом, его работы были опубликованы в прессе, и, несмотря на юный возраст, он даже стал членом Читинской ассоциации пролетарских писателей. Также В. Горяев выступал на сцене самодеятельного театра, подрабатывал в оперетте и в цирке, где одновременно рисовал плакаты и декорации к представлениям.

Газета «Забайкальский рабочий», сотрудником которой являлся Виталий Николаевич, была одним из самых крупных изданий региона, органом Читинского РСДРП с декабря 1905

1 Сверкунов Илья Павлович (1894-1938) художник-педагог. Инициатор организации профессионального Союза художников Читы. Живописные работы И. П. Сверкунова представлены в коллекции Забайкальского краевого художественного музея.

2 Речь идет об иллюстрациях В. Лебедева к «Цирку» С.Маршака.

года, основателями ее и основными авторами первых выпусков были В. К. Курнатовский, И. В. Бабушкин — ближайшие соратники В. И. Ленина. Газета «Забайкальский рабочий» признавалась «старейшей революционной газетой, родившейся в огне боев первой русской революции».

Виталий Горяев в течение нескольких лет работает под руководством главного редактора газеты Исаака Дольникова 3 — опытного большевика, писателя, журналиста. Помимо «Забайкальского рабочего» И. Дольников был редактором газеты «Боец и пахарь», журнала «Забайкальская деревня». Будучи близким другом детства писателя А. А. Фадеева, Дольников стал одним из прообразов героев ранних рассказов писателя. Это было время коммунистов-идеалистов, для которых понятия «коммуна» и «коммунизм» — это не модный тренд, а образ жизни. Искренняя вера в идеальный новый мир, в глобальное переустройство для всеобщего счастья и блага оправдывала отчаянную и бескорыстную борьбу. Часть этого бессребреничества, идеализма, любовь к работе и непринятие лености и бездеятельности они передали своим младшим соратникам, таким как 17-летний Виталий Горяев.

В 1929 году В. Н. Горяев командирован издательством газеты «Забайкальский рабочий» в Москву для продолжения обучения. История поступления его на курс обучения во ВХУТЕМАС имеет несколько мифологическую основу, художественно опоэтизированную. Но доподлинно известно, что В. Н. Горяев был направлен редакцией на обучение и непосредственно в редакцию газеты «Правда», так как помимо художественных работ одаренный даром к искусству слова молодой Виталий Николаевич писал статьи и заметки в газету. Со слов самого художника его дочь Л. В. Горяева рассказывает в интервью: «Маяковский приметил его на лестнице, не знающего, куда идти и куда обращаться, спросил, чем может помочь. Узнав, что молодой человек приехал из Читы для поступления в московский вуз, предложил посмотреть тексты Горяева. Статьи Маяковского не заинтересовали, но он отметил рисунки и иллюстрации к ним, порекомендовав обязательно попробовать поступать во ВХУТЕМАС. Однако В. Н. Горяев приехал слишком поздно и набор в вуз уже был закрыт, поэтому потребовалось личное ходатайство Маяковского, чтобы получить место в институте»4. Дружеские отношения с великим поэтом продолжались и далее, художник вспоминал, что В. В. Маяковский дал ему шутливое прозвище Синий Мальчик за цвет костюма «с молниями и множеством карманов», моду на такую одежду ввел во ВХУТЕМАСе Александр Родченко, сконструировавший модель эргономичной производственной спецодежды. Виталия Горяева пригласил В. В. Маяковский для работы над отчетной юбилейной выставкой «20 лет работы Маяковского», проходившей с декабря 1929 по март 1930 года.

3 Дольников Исаак Ильич (1902-1941), журналист, поэт-прозаик.

4 Документальный фильм «Спираль жизни. Виталий Горяев», режиссер Л.Азаматова

Личность Владимира Маяковского для студентов ВХУТЕМАСА была легендарной, Кукрыниксы в своих воспоминаниях говорят о том, что они, студенты, «были армией Маяковского» [4]: посещали все его выступления, поддерживали в словесных баталиях, декламировали наизусть его стихи и преклонялись перед ним. Поэтому, когда возникла потребность «делать» юбилейную выставку как творческий отчет о работе мастера, как подведение итогов двух напряженных десятилетий работы, Маяковский обратился к своим безусловно преданным друзьям. Надо отметить, что ближайшие соратники и друзья, в том числе соратники по РЕФу, не поддержали и фактически осмеяли идею этой выставки. «Комиссия по выставке не собралась ни разу, и выставка, которую В. мечтал организовать блестяще (вот как это надо делать), получилась интересной только благодаря материалу» [5] сообщает Л. Ю. Брик. «Весь январь 1930 года Маяковский провел в подготовке своей отчетной выставки, оформляя ее совместно с художником Горяевым и с помощью случайных энтузиастов». [6] Экспозиция, посвященная художественной и литературной деятельности, заставила поэта пересмотреть результаты своего творчества, поднять разрозненные архивы. Для нее удалось найти множество считавшихся утраченными работ. Поэт перечитывает и переосмысляет свои тексты, готовя их к «всесоюзному смотру» [6], как он называл выставку. Подведение определенных итогов работы не только для себя, но и для всей группы МАФа, ЛЕФа, РЕФа отразилось в дневниках поэта — в размышлениях о судьбе искусства, об изменении цели и места поэта в жизни общества. Сложная политическая ситуация, нападки ближайших соратников и в итоге тяжелейшая размолвка с ними осложняли работу над грандиозным проектом.

Для Виталия Горяева этот проект был невероятной удачей, возможностью вблизи и даже изнутри посмотреть всю работу мастера, поработать под его руководством. На экспозиции «Газетных стендов» предполагалось показать географию охвата печатными изданиями творчества Владимира Владимировича, там экспонировались все газеты и журналы, в которых печатался Маяковский, по одному экземпляру от каждого. Поэт отбирал работы, объяснял, какие, по его мнению, более важные, почему и как их нужно выставлять на стенде, чтобы акцентировать на них внимание зрителя, какое решение он считает наиболее удачным. Эта была внутренняя кухня сатирического и агитационного искусства, с ее набросками, зарисовками, фотокопиями «Окон РОСТА», карикатурами и шаржами. Ценностью этой работы для Виталия Горяева помимо художественно-зрительского восприятия, доступного рядовому посетителю выставки, стал опыт взаимоотношений художника с работой, метод построения творческого процесса, принцип подхода к концепции творчества, хорошая «яростность» отношения к делу. Помимо этого были доступны для ознакомления книги, альманахи, макеты театральных постановок и брошюры, листовки, прокламации — все то, что стало определяющим и главным для молодого Маяковского, что составило основу жизненной и эстетической ценностной установки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рыжкина Елизавета Николаевна, 2024 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Маяковский В.В. Только не воспоминания. // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького - М.: Худож. лит., 1955-1961. Т. 12 Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 - 1930). - 1959. - с. 149-158.

2. Обросов И. П. Черное и белое. Избранное / И.П. Обросов. М., ГЕОТЭК, 2008.

3. Костин В. И. Виталий Николаевич Горяев. М., Советский художник, 1961.

4. Кукрыниксы. Втроем. М., Советский художник, 1975.

5. Катанян В. Современницы о Маяковском - М.: Дружба народов, Брик Лиля: из воспоминаний, глава IV, 1993

6. Коваленко С. 20 лет работы Маяковского. Публикации, воспоминания, сочинения. // Вопросы литературы, 1963, № 4.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. 2-е изд.-М.: Искусство, 1986.

8. Эфрос А.М. Статья «Куприянов и его дневники» // Мастера разных эпох. Избранные историко-художественные и критические статьи. М., 1979.

9. Чегодаев А.Д. Книжная и станковая графика за 15 лет, Изогиз, М., 1933.

10. Кауфман Р.С. Д. Моор. М., Изогиз, 1937.

11. Никифоров Б.М. А. Дейнека. Л.: Изогиз, 1937.

12. Лазарев М. Александр Дейнека: художник во времени. // Третьяковская галерея. № 1. 2011 (30). Рубрика «Точка зрения».

13. Костин В. И. ОСТ (общество станковистов). Л., 1976.

14. Бондарева А. Школы Ашбе и Холлоши // Юный художник. 1988, № 10.

15. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. Предисловие А. В. Васнецова. — М.: Изд-во МПИ, 1991.

16. Каталог выставки работ. Персональная выставка В. Горяев / А. Варнавицкая, М., МОССХ, 1939.

17. Сысоев, В.П. Александр Дейнека: монография. В 2 т. Т. 1-2. М.: Изобразительное искусство, 1989.

18. Иоффе М. Десять очерков о художниках-сатириках. М., Советский художник, 1971.

19. Елькович Б. Карикатура советских сатирических журналов на современном этапе ее развития. Автореферат. М., 1979.

20. Пистунова А. Единосущная троица. М., Советская Россия, 1978, с. 22.

21. Маяковский В.В. Революционный плакат // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 12 т. - М.: Гос. изд-во «Худож. лит.», 1939-1949. Т. 12. Я сам; Стихи; Статьи / Ред. А. Колоскова. - 1949. - с. 82-84.

22. Толстой В.П. Искусство плакатных форм. Советская Россия. 1918-1932 // Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда и агитпараходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932: 2-х т. / под ред. В.П. Толстого; авт.-сост.: И.М. Бибикова, Н.И. Бабурина, Н.И. Левченко. - М.: ИД «Искусство», 2002.

23. Лисицкий Л.М. Типографские знаки, 1925 // Summa culturologiae. Энциклопедия, т. 1. М. — СПб, Центр гуманитарных инициатив, 2017.

24. Диссертация Ермоленко Е.В. «Агитационно-пропагандистская работа РКП(б) в условиях Гражданской войны: 1917-1920».

25. А.И. Герцен Собрание сочинений: в 30 т. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1954 г.

26. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т.; Ин-т мировой лит. им. М. Горького Российской акад. наук. - М.: Русское слово, 1996.

27. Луначарский А.В. Собрание сочинений: в 8 т. - М.: Акад. наук ССР, Ин-т мировой лит. им. М. Горького, Том 3, (статья «Будем смеяться»), 1963-1967

28. Ильф. И., Петров Е. 12 стульев. М., Изд-во Альпина. Серия «Главные книги русской литературы», 2023.

29. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) учебное пособие / И. В. Кузнецов. — 4-е, изд. — Москва : ФЛИНТА, 2012. — 640 с., глава 3.

30. Осмоловский Ю. Кукрыниксы, Изобразительное искусство, 1976

31. Моор Д.С. Московские мастера сатиры // Искусство, № 2, М.—Л., 1938, с. 28.

32. Чегодаев А. Д. Каталог выставки произведений художников А. Д. Гончарова, В. Н. Горяева, К. Г. Дорохова, С. А. Заславского, С. Д. Лебедевой, И. Л. Слонима. М., Московский Союз советских художников, 1956.

33. Абрамский , И. П. Смех сильных. О художниках журнала "Крокодил" - М. : Искусство, 1977.

34. Суздалев П. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., Советский художник, 1965.

35. Соколова Н. Кукрыниксы. Издание Академии художеств СССР, М., 1962.

36. Диссертация Смирнова Ю. С. Сатирическая журнальная иллюстрация в контексте графического искусства и издательских проектов конца XIX — начала XX века (на примере журнала Simplicissimus), с. 229.

37. Иогансон Б. За мастерство в живописи. Сборник статей и докладов, М.: 1952.

38. А.Н. Толстой «Военная публицистика». - М.: Военное издательство, 1984.

39. Масленников В.А. Окна ТАСС. 1941-1945 / Виктор Алексеевич Масленников. - Москва : Контакт-Культура, 2007.

40. Колисниченко Д. В. Плакаты «Окон» ТАСС как художественный символ памяти Великой Отечественной войны, 2020.

41. Бахтияров Р. А. Плакаты «Окна ТАСС» в художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Истоки и особенности образного решения. СПб, 2018.

42. Сталин И.В. Сочинения. - Т. 15. - М.: Издательство "Писатель", 1997.

43. Соколова Н. Кукрыниксы. Издание Академии художеств СССР, М., 1962.

44. Храпченко М. Художники в дни войны // «Известия» № 76 от 1 апреля 1942.

45. Сидоров А.А. Советское искусство. Графика. // Большая советская энциклопедия: в 31 т. / М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 13.

46. Пропуск в рай: сверхоружие последней мировой / Авторы-составители: Лев Белоусов, Александр Ватлин. М., 2007.

47. Елькович Л. Я. Советская карикатура во время Великой Отечественной войны. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ленинградский гос.ун-т., Л. 1948. с. 291.

48. Франсуа Рене де Шатобриан Mémoires d'outre-tombe par Chateaubriand, Volume 4, Dufour, Mulat et Boulanger, 1860, с. 237.

49. Кормилицына Е. Г. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

50. На очередной пресс-конференции иностранных корреспондентов // Газета «Правда» № 213 (8621) от 3 августа 1941.

51. Моор Д. С. «Я — большевик!» М., «Советский художник», 1967.

52. Абрамский И. П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». М., «Искусство», 1977.

53. Радлов Н.Э. Избранные статьи // М.Л. Иоффе - М.: Советский художник, 1964.

54. Маяковская Л. О Владимире Маяковском. Воспоминания сестры. М., Детская литература, 1968.

55. Лебедев-Кумач В. Бронированный громила // Газета «Правда» № 213 (8621) от 3 августа 1941.

56. Ефимов Б. Школьникам о карикатуре и карикатуристах. М., Просвещение, 1976, с. 131.

57. Елькович Л.Я. Карикатура советских сатирических журналов на современном этапе ее развития (с начала 1960-х годов). Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Казань, 1979, с. 382.

58. Сталин И.В.. О Великой Отечественной войне Советского Союза. - Пенза : издание газеты "Сталинское знамя", 1942.

59. Иоффе М. Л. Дмитрий Стахиевич Моор, 1883-1946 / Искусство - М.: 1948.

60. Ефимов Б., Фрадкин В. ХХ век в карикатурах. М., АСТ, 2019.

61. Память народа : Подлинные документы о Второй Мировой войне / Участники войны / Горяев Виталий Николаевич (род. 1910) // проект Департамента Министерства обороны РФ. - май 2015. - М., © 2015-2023. - URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person (дата обращения : 17.06.2022).

62. Смольников И. Мастерская солнца. Рассказы о художниках. Л., Детская литература, Ленинградское отд., 1990.

63. История русского искусства. - М.: Изд. Академии наук СССР, в 11 т., доп. Т. 13

64. Дьяконов В. Монументальный подход к карикатуре, графика и живопись Виталия Горяева в ЦДХ. // Коммерсант Daily. 2012, 27 января, № 1.

65. Луковцева Т. А. Оттепель // Большая российская энциклопедия в 35 т., гл. ред. Ю. С. Осипов / Океанариум — Оясио. — М. :, 2014. — т. 24, с. 691.

66. Флорковская А. К. Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м. К 60-летию выставки «30 лет МОСХ» в московском «Манеже» // Коллект. монография по мат-лам научной конференции. 2-3 июня 2022 г. РАХ, Москва / Науч. рук. Д. О. Швидковский, науч. ред. Е. О. Романова. М., Российская академия художеств, 2023.

67. Герчук Ю. Коммуникация по поводу свободы. Авангардные тенденции искусства «оттепели» // Вопросы искусствознания. 1993, № 4.

68. Курляндцева А. С. Художественные связи США и СССР в 1950-1970-е годы: художники, политики, выставки. Диссертация НИУ ВШЭ. М., 2021.

69. Горяев В. Н., Семенов И. М. «Американцы у себя дома». Каталог выставки рисунков и акварелей, выполненных во время поездки в США в мае — июне 1958 года. М., 1959.

70. Шукаев Е. Карикатуры. Издание «Крокодила», / вступ. статья И. Абрамский. М., 1965.

71. Чегодаева М. А. Искусство, которое было. Пути русской книжной графики. 1936-1980. М., Галарт, 2014.

72. Никифоров Б. Иллюстраторы детской книги // Искусство. 1949, № 2.

73. Каменский А. В поисках нового // Творчество, 1957, № 5, с. 10.

74. Горяев , В. Н. Графические серии. Пушкин, Гоголь, Достоевский / вступ. статья В. Воронов : Альбом / В. Н. Горяев . - М. : Сов. художник, 1979.

75. Детская книга вчера и сегодня. По материалам зарубежной печати. / сост. Элла Ганкина. В серии «История книжного искусства». М., Книга, 1988.

76. Мяэотс О. Сказка о «трех поросятах»: эволюция сказочного сюжета в книжке-картинке ХХ века. // Электронная научная библиотека / ООО Научная электронная библиотека. - М., © 20002023. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46430138 (дата обращения : 21.10.2022).

77. Мяэотс О. Что такое книжка-картинка? // Библиотека в школе. - 2008. - №23. - URL: https://lib.1sept.ru/view article.php?ID=200802313 (дата обращения: 10.01.2023).

78. Галанов Б. Платье для Алисы. Художник и писатель. Диалоги. М., Книга, 1990.

79. Конашевич В. М. О себе и своем деле. М., Детлит, 1968, с. 225.

80. Тырса Н. А. Заряд, которым стреляет ружье // «Художники детской книги о своем искусстве». М., «Книга», 1987.

81. Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики // Искусство, 1955.

82. Барто А. Л. Я с тобой. Детиздат ЦК ВЛКСМ, М. - 1938, с. 4.

83. Барто А. Л. Собрание сочинений: в 4 т.. — Отв. ред. Л. Левин, М.: Художественная литература, т.4, Драматургия. Публицистика, 1981—1984.

84. Барто А. Л. Петя рисует. М., Детгиз, 1951, с. 5.

85. Гончаров А., Соболев Ю. Книга — произведение искусства. К всесоюзному съезду художников // Советская культура, 29 сентября 1956.

86. Ляхов В. Иллюстрация, книга, литература // «Искусство книги. 1958-1969». М., 1962, вып. 3.

87. Горяев В. Летописец современности // Московский художник, 1957, № 1.

88. Митурич М. Записки художника. М., 2009, с. 26.

89. Н. В. Гоголь. Петербургские повести. М., Художественная литература, 1969, с. 47.

90. Герчук Ю. Тихая графика // Творчество, 1971, № 1, с. 15.

91. Прокофьев В. Н. Монументальное и станковое. К вопросу о содержательной основе понятия // Об истории и искусствознании: статьи разных лет. М., 1985.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

92. 50 лет советского искусства. Графика. 1917-1967 : Альбом. - М. : Сов. худ., 1966.

93. А.С. Пушкин в произведениях советских художников. - М. : Советский художник, 1988.

94. А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. В 2-х т. - М. : Книга, 1987.

95. Агитпартпоезда ВЦИК. Их история, аппарат, методы и формы работы / Сб. статей. под ред. В. Карпинского. М.: Гос. изд-во, 1920.

96. Азаматова Л. Тайна творчества - тайна свободы // Культура, 2010, № 43 от 18.11.

97. Акварели и рисунки. Государственный русский музей. - Л. - М. : Советский художник, 1964.

98. Александр Дейнека. Живопись. Графика. Скульптура. [Альбом] - М.: Государственная Третьяковская галерея, 2010.

99. Альбом советской карикатуры / Б. Антоновский, Ю. Ганф, А. Дейнека... [и др.] ; - М. : Акц. изд. о-во "Огонек", 1927.

100. Алфеевский В.С. По памяти и с натуры: М.: Книга, 1991.

101. Аникина Н. Акварели военных лет // Московский художник, 2010, № 7-8.

102. Аникина Н.И. Сергей и Виталий Горяевы в Абрамцево [Альбом] - М.: ИП Павлов, 2019.

103. Анисимов В. Агитплакаты в борьбе за хлеб и лес - Ирк., 1932.

104. Бедный Д.. То в лоб, то в нос ...: Сатиры, эпиграммы, фельетоны, шутки / Ил. Ю. Ганфа. - М. : Правда, 1950.

105. Безбожники: Листая страницы журналов "Безбожник", "Безбожник у станка", "Крокодил", "Капкан", "Безбожный крокодил", "Перецъ" и др. - М. : Советский художник, 1985.

106. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981

107. Бродаты Л. Г. Карикатуры и иллюстрации / Предисл. Т. Семеновой - М. : Правда, 1959.

108. Бродаты Л.Г. 1889-1954: каталог выставки / авт. вступ. ст. Б.Е. Ефимов - М. : Советский художник, 1956.

109. Бродаты, Л. Г. Карикатуры / Ред.-сост. В. Стацинский - М. : Крокодил: Правда, 1965.

110. Варшавский Л. Наша политическая карикатура - М.: Худ. Изд-во акц. о-во АХР, 1930.

111. Виннер A.B. Материалы и техника живописи советских мастеров. -М.: Советский художник, 1958.

112. Вирен В Н. Фронтовой юмор - М.: Воениздат МО СССР, 1970.

113. Враги и друзья в зеркале "Крокодила", 1922-1972 : Альбом. - М. : Правда, 1972.

114. Всеобщая история искусств : в 6 т. / Академия художеств СССР ; ред. Б. В. Веймарн. - М. : Искусство, 1961.

115. Вхутемас - 100. 1920-2020. // Архитектура и строительство России. АСР. - 2020 № 3 (235).

116. ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда, каталог выставки - М: Музей Москвы, 2020.

117. ВХУТЕМАС. ВХУТЕИН. 1918-1930 // Московское Высшее Художественно-Промышленное училище (б.Строгановское).: 1825-1965 / Под. ред. З.Н. Быкова. - М., 1965.

118. Выставки советского изобразительного искусства / справоч. В 5 т.: 1917-1958 гг. / сост. Азаркович В.Г., Бадин Р.Г., Бурдина В.И. [и др.] - М. : Советский художник, 1965-1981.

119. Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко. Советский политический плакат / под общ. ред. Ф. Калошина - М.: Искусство, Академия художеств СССР и др., 1962.

120. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги - М. : Сов. художник, 1963.

121. Ганф Ю. А. Альбом карикатур. - М. : Советский художник, 1972.

122. Ганф Ю. А. Карикатуры: Исторические изоочерки. Иронический репортаж. Бомбопоклонники : [Альбом] / - М. : Правда: ред. журн. "Крокодил", 1960.

123. Ганф Ю. А. Карикатуры: Первобытный человек. Средневековье. Бомбопоклонники : [Альбом] / - М. : Правда, 1959.

124. Геллхорн М. Лицо войны. Военная хроника 1936-1988 - М.: Individuum, 2023.

125. Голомшток И. Тоталитарное искусство - М.: Галарт, 1994.

126. Горяев В. Достоевский и его иллюстраторы // Журнал Советская культура, 1971, №135 от 13.11.1971.

127. Горяев В. Тонкий знаток души человеческой (ко 150-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского) // Книжное обозрение, 1971, №1 от 01.01.

128. Горяев В. Цейлон: колониализм уходит в прошлое / рис. и текст В. Горяева - М.: изд. «Советский художник», 1962.

129. Гофман Н. К истории первого агитпарохода ВЦИК «Красная Звезда»// Вопросы истории, 1948, №9

130. Дейнека A.A. Из моей рабочей практики. Жизнь, время, искусство. -М.: Юный художник, 1979.

131. Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие / сост. В.П. Сысоев Л.: Художник РСФСР, 1974 г.

132. Демосфенова Г. Советская графика 1917 - 1957. М., ИЗОГИЗ, 1957.

133. Дени В. Политические рисунки 1922 год / со статьей А.В. Луначарского - М.; Пг.: Гиз, 1923.

134. Дени В.Н.. Диктаторы Рура и Лозанны в карикатурах / Предисл. ген. секретаря Профинтерна

A. Лозовского. - М. : ЦК Союза горнорабочих и ЦК Союза железнодорожников, 1923.

135. Дени В.Н.. Мы, наши друзья и наши враги в рисунках Дени / С пред. А. В. Луначарского ; пер.

B. С. Животовой. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1930.

136. Дидро Д. Салоны / Сост., общ. ред. Л. Я. Рейнгардт; Примеч. Е. Ю. Сапрыкиной. - М. : Искусство, 1989.

137. Доценко З.В. Первый агитационно-инструкторский пароход ЦК РКП (б) и ВЦИК «Красная Звезда» (июнь-октябрь 1919 г). Дисс.канд. ист. наук. М., 1950.

138. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1987.

139. Дьяконов В. Монументальный подход к карикатуре графика и живопись Виталия Горяева в ЦДХ // Коммерсант Daily, 2012, №14 от 27.01.

140. Ефимов Б. Е. Политические карикатуры. 1924-1934 - М. : Сов. писатель, 1935.

141. Ефимов Б.Е. 40 лет. Записки художника-сатирика - М.: Советский художник, 1961.

142. Ефимов Б.Е. в «Известиях». Карикатуры за полвека - М.: Известия, 1969.

143. Ефимов Б.Е. Карикатуры : [Альбом] / предисл. Л.Д. Троцкого. - М. : Изв. ЦИК СССР и ВЦИК, 1924.

144. Ефимов Б.Е. Кукрыниксы / М. Л. Иоффе. - М. : Искусство, 1954.

145. Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры - М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.

146. Ефимов Б.Е. Работа, воспоминания, встречи - М. : Советский художник, 1963.

147. Ефимов Б.Е. Рассказы о художниках-сатириках - М. : Советский художник, 1963.

148. Ефимов Б.Е. Рассказы старого москвича - М.: Московский рабочий, 1981.

149. Ефимов Б.Е. Ровесник века. Воспоминания - М.: Советский художник, 1987.

150. Ефимов Б.Е. Сатира не без юмора: [Карикатуры с текстом]. - М. : Правда, 1960.

151. Ефимов Б.Е.. Гитлер и его свора: Карикатуры 1942-1943 : [Альбом] - М. ; Л. : Искусство, 1943.

152. Жердев Е.В. Образность народного искусства: метафора в фольклоре и дизайне. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 4/ 2014. - с. 167-181.

153. Жердев Е.В. Роль метафоры в этнокультурной идентификации // «Проектная культура и качество жизни» научное периодическое издание Международный политематический журнал. № 8. М., 2017. с.5-13.

154. Жердев Е.В. Семантика прямых и кривых линий в произведениях искусства и дизайна. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2/ 2017. М., с. 99-110.

155. Жердев Е.В. Семиотическое поле метафоры. Особенности взаимодействия композиции и метафорической образности в контексте синтактики, семантики и прагматики / В сб. методических материалов для студентов направления подготовки 072500 «Дизайн» / Ассоциации как инструмент активизации проектного поиска в дизайне. МГХПА им. С.Г. Строганова, М., 2016 г., с. 47-61

156. Жердев Е.В. Художественно-образная и проектная роль симулякра в искусстве и дизайне ХХ-ХХ1 веков. Вестник МГХПА. 1/ 2019. Часть 1. М., с. 23 - 38.

157. Живопись в Строгановке: Каталог выставки преподавателей живописи МГХПА им. С.Г. Строганова. - М. : [б. и.], 2013.

158. Журнал «Крокодил». Мне стукнуло сорок. - М. : Правда, 1962.

159. Земенков Б.С. Ударное искусство окон сатиры (РОСТА) - М.: Худ. Изд-во акц. о-во АХР 1930.

160. Иллюстрация: 16 выставка московских художников книги. Сборник. - М. : Сов. художник, 1988.

161. Ильф И. А. Загадочная натура / Ил. Л. Бродаты. - М. : Правда, 1948.

162. Иогансон Б.В. О живописи. М.: Искусство, 1960.

163. Иоффе М.Л. Николай Эрнестович Радлов./Творческий путь/ Н.Э.Радлов. Избранные статьи. М. Советский художник, 1963.

164. Каневский А. : [Альбом] / авт.-сост. В. А. Каневский; авт. вступ. ст. М. Л. Иоффе - М. : Советский художник, 1988.

165. Каталог выставки Л. В. Сойфертиса / Московский союз советских художников, вступ. статья: Н. Беляевский. - М. : [б. и.], 1941.

166. Кауфман Р. Кукрыниксы - М.; Л.: Искусство, 1937.

167. Козловский В.Д. ВХУТЕМАС как социокультурный феномен советской художественной культуры первой трети ХХ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014, №3 (59), с. 232-236.

168. Козловский В.Д. Историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСа и Баухауза: компаративный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015, №1 (63), с. 220-224.

169. Колесникова Л.Е. Окна ТАСС 1941/1945. Оружие Победы - М.: Изд. Тактика, 2005.

170. Колесниченко Д.В. Повседневная жизнь граждан СССР в годы Великой Отечественной войны в отражении плакатов «Окон» ТАСС // METHODI ET PRAXIS: историк и источник, 2022, №1.

171. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / в 6 т., Основы политико-просветительной работы. М.: Педагогика, 1959.

172. Кто они такие: капиталистический мир в 100 политических портретах / под. ред. Г. Кирдецова, худ. Д. Моор. - М. : Крестьянская газета, 1931.

173. Кузнецов Е.М. Политическая агитация: научные основы и практика - М.: Гос. изд-во 1974.

174. Кузнецов Э.Д. Художник и книга - Л. : Художник РСФСР, 1964.

175. Кукрыниксы в годы войны / вступ. статья О.Т. Ивановой - М.: Изобразительное искусство», 1985.

176. Кукрыниксы, Архангельский А. Почти портреты - М.: изд-во «Федерация», 1932.

177. Кукрыниксы. Выставка политической сатиры. - М. : Изобраз. искусство, 1972.

178. Кукрыниксы. Дружеские шаржи : [Со стихотвор. текстом] / М. : Правда, 1947 (тип. им. Сталина).

179. Кукрыниксы: "Окна ТАСС". Плакат. Политическая сатира : [Комплект открыток] / Авт.-сост. Г. Трунова. - Москва : Изобразительное искусство, 1985. - 24 откр. в обл.; 14,8 х 10,9 см.

180. Лаврентьев А.В. Учителя и ученики. Материалы международной научной конференции к 190-летию МГХПА им. С.Г. Строганова: монография / М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016.

181. Лаврентьев А.Н. Александр Родченко. М.: Фонд «Русский авангард», 2007.

182. Лаврентьев А.Н., Лаврентьева Е.А. Художники-изобретатели Родченко и Степанова, М.: Арт-Волхонка, 2014.

183. Ленинградские «Окна ТАСС», 1941-1945. Из собрания Отдела эстампов Российской национальной библиотеки : иллюстрированный каталог / РНБ ; редкол.: В. Р. Фирсов, Е. В. Бархатова, А. В. Ярцева, Н. И. Рудакова, авт. вступ. ст. и биогр. материалов: И. В. Селиванова, сост. кат. плакатов: М. Ю. Мельникова, О. В. Новикова, А. Ф. Эсоно — СПб.: РНБ, 2015.

184. Лидин К. Эмоциональное содержание пропагандистских плакатов второй мировой войны. Опыт компаративного анализа // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2019.

185. Литовченко Е. Война Виталия Горяева // Культура, 2012, №18 от 25.05.

186. Ляхов В.Н. Оформление советской книги : Суперобложка. Переплет. Обложка. Форзац - М. : Книга, 1966.

187. Майстровская М. Т. ВХУТЕМАС (1920-2020 гг.) - к 100-летию проектной школы российского дизайна // Мебельный мир. - 2021. №1, 2.

188. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. Начало ХХ1 века. - М.: Прогресс-Традиция, 2022.

189. Мастера советской карикатуры в гостях у «Крокодила». - М.: Сов. художник, 1982.

190. Материал - технология - форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве / Материалы международной научной конференции «Строгановские чтения 2018»; ост. Лаврентьев А.Н., Ганцева Н.Н., Сазиков А.В.; вступ. статья Курасов С.В., Лаврентьев А.Н. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2018.

191. Морозов А.С. Советский политический плакат. Агит-окна. Окна ТАСС. 1941-1945: библиограф. указ. - М. : Контакт-культура, 2013.

192. Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра / Материалы международной научной конференции к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова. Опыт коллективного монографического исследования; сост. Лаврентьев А.Н., Ганцева Н.Н., Сазиков А.В.; вступ. статья Курасов С.В., Лаврентьев А.Н. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2018.

193. Нурок А.Ю. Советский плакат в борьбе за коммунизм - М.: Академия художеств СССР, 1962.

194. Обухов В.М. Леонид Сойфертис: Альбом. М., Советский художник, 1990.

195. Озерная, М. Г. Народный роман Я.К. Гриммельсгаузена "Симплициссимус": Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (644) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : [б. и.], 1969.

196. Окна ТАСС 1941-1945. - М. : Изобразит. искусство, 1970.

197. Оружием сатиры : альбом рисунков из журн. "Крокодил". В 4-х выпусках. - М. : Правда, 1967.

198. Павловский Б.В. Дооктябрьская «Правда» об изобразительном искусстве - Л.: Художник РСФСР, 1962.

199. Плагенборг Шт. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма - СПб., 2000.

200. Полонский В.П. Русский революционный плакат - М.: гос. изд-во, 1925.

201. Порто И.Б. Творчество Н.П. Крымова / кандидат. диссер. - М.: 1979.

202. Пророков Б.И. Оружием правды: Антиимпериалистическая графика Б.И.Пророкова/ арт.-сост. И.В.Кислякова.- М. Изобразит.иск-во, 1985.

203. Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре ХХ-ХХ1 веков / Материалы международная научная конференция 09-15.11.2020 - М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, РАХ, Московский политехнический университет, 2020.

204. Пространство ВХУТЕМАС: Наследие, традиции, иновации : Материалы Всерос. науч. конф., 17-19 ноября 2010 г. - М., 2010.

205. Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации / Материалы Всероссийской научной конференции, 17-19.11.2010 - М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010.

206. Пьянов А. Линия Горяева // Вечерняя Москва, 1995, №136 от 27.07.

207. Радакова А. Карикатуры - Л.: Книгоизд. «Благо», 1926.

208. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. Д.: Художник РСФСР, 1978.

209. Революция в искусстве и новации в художественном образовании / Материалы международной научной конференции; сост. Лаврентьев А.Н.; ред. Ганцева Н.Н. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017.

210. Рейн Т., Костин В. Художник, судьба и великий перелом - М.: издательство АиБ, 1998.

211. Селиванова И.В. Ленинградские "Окна ТАСС" в 1941 - 1945 гг. - СПб.: РАО "Институт Петербурга", 1994.

212. Советская графика. 1917-1957: Альбом. - М. : Изогиз, 1957.

213. Советское декоративное искусство : Агитационно-массовое искусство : Оформление празднеств : Материалы и документы, 1917-1932 : [Сб. в 2-х кн.] / авт.-сост.: И.М. Бибикова, Н.И. Левченко; ред.: В.П. Толстой. - М. : Искусство, 1984.

214. Советское изобразительное искусство: Живопись. Скульптура. Графика. - М. : Искусство, 1962.

215. Сойфертис Л.В. : Графика : Кат. выст. произведений / Сост. О. Т. Яблонская; Авт. статей В. М. Обухов, В. П. Некрасов. - М. : Советский художник, 1989.

216. Сойфертис Л.В. : каталог выставки / Союз художников СССР, Московское отд-ние Союза художников РСФСР ; авт. текста М. Иоффе. - М. : Советский художник, 1965.

217. Соколов-Скаля П.П. Годы и люди.М., Искусство, 1959.

218. Старчиков Б. : [Юмористический альбом] / авт. вступ. ст. Б.Е. Ефимов - М. : Советский художник, 1982.

219. Сыркина Ф.Я. Идейно-художественная роль советской сатирической графики - М.: Издательство «Искусство», 1964.

220. Тематический сборник ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда : Вестник МГХПУ 2010 № 3. - М. : МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2010.

221. Тульнев Д. Советский плакат времен Великой Отечественной войны в информационной борьбе против нацистских оккупантов, М.: 2015.

222. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге.- М: Долодая гвардия, 1966.

223. Флорковская А.К. К проблеме изучения неофициального искусства СССР 1950-1980-х гг - М.: 2014.

224. Флорковская А.К. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, художественные направления, стратегии / диссер., СПб, 2018.

225. Формальный метод: Антология русского модернизма. Том 1. Системы / под ред. С.А. Ушакина. - Ек. ; М. : Кабинетный ученый, 2016.

226. Формальный метод: Антология русского модернизма. Том 2. Материалы / под ред. С.А. Ушакина. - Ек. ; М. : Кабинетный ученый, 2016.

227. Формальный метод: Антология русского модернизма. Том 3. Технологии / под ред. С.А. Ушакина. - Ек. ; М. : Кабинетный ученый, 2016.

228. Фронтовой юмор - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, Библиотека красноармейца, 1942.

229. Фронтовой юмор: 12 карикатур в гравюре / худ. О. Верейский, Л. Бродаты, В. Милашевский, Н. Радлов и др.: Политическое управление Западного фронта, 1942.

230. Халаминский Ю. Моор - М., Советский художник, 1961.

231. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС, 1920-1930: Архитектура. Дерево. Металл. Керамика. Графика. Живопись. Скульптура. Текстиль. В 2-х кн. / Кн.1. - М. : Ладья, 1995-2000.

232. Художники «Мурзилки» 1924-2013. - М. : Тримаг, 2013.

233. Художники народов СССР : биобиблиографический словарь. Т.3. (Георгадзе-Елгин). - М. : Академический проект, 1976.

234. Чегодаев А.Д. русская графика 1941-1960. Рисунок. Эстамп.Книга. М., «Искусство», 1979.

235. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. М.: Советский художник, 1984.

236. Шмаринов Д.А. Годы жизни и работы/ Вступит. Статья А.Д.Чегодаева.- М.: Советский художник, 1989.

237. Энциклопедия русского авангарда. / в 3 т., сост. Ракитин В. И., Сарабьянов - А. Д., Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013-2014.

238. Hermann G. Die deutsche karikatur.Bielefeld und Leipzig,1901.

239. Hoffmeister A. Kreslir Adolf Hoffmeister - Praha, S.V.U.Manes-Melantrich,1948.

240. Fuka Vladimir. Das imaginare Portret - Praha: Artia, 1965.

241. Jahre Berliner Humor.Ein Querschnitt durch anderthalb Jahrhunderte.Zusammengestellt von P.Rosie und H.Ludwig. Berlin,Das new Berlin.

242. Piltz G. Dmitri Moor (Klassiker der Karikatur) - Berlin: Eulenspiegel Verlag, 1973.

243. Un Arma visual. Fotomontages sovieticos 1917-1953.- Tenerife.TEA,2008.

244. 100 Best Posters 1942. NY: outdoor advertising incorporated,1942.

245. Plakat polski. 1944-1953. Praga,s.a.

246. Radamacher Hellmut. Deutsche Plakatkunst und ihre Meister. Leipzig,Eg.1965

Министерство науки и высшего образования Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Российский государственный

художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова»

На правах рукописи

Рыжкина Елизавета Николаевна

Эволюция творческого метода В.Н. Горяева в контексте развития советской графики середины

ХХ века

Специальность 5.10.3 Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Том II

Научный руководитель:

Доктор искусствоведения, профессор Жердев Евгений Васильевич

Москва 2024

Список иллюстраций

Рисунок 1. Этюд «Двор на Бутырках»..............................................................................................................................5

Рисунок 2. Этюд «На Волге»..............................................................................................................................................5

Рисунок 3. Плакат «Комсомолец, обучайся военному делу, будь готов к защите СССР!»...................................6

Рисунок 4. Плакат «Комсомол — зоркий часовой социалистической собственности»......................................6

Рисунок 5. Иллюстрация рассказу Дорохова «Толькина рота»..................................................................................7

Рисунок 6. Шаржи на работников речного транспорта Голдобина, Степанова, диспетчера Степанова............7

Рисунок 7. Шарж «Строитель Мочагов, Качгустье»......................................................................................................8

Рисунок 8. Карикатура «Соня-ундервудная наседка»..................................................................................................8

Рисунок 9. Карикатура «Дружеский ш.»..........................................................................................................................9

Рисунок 10. Карикатура «Остался один ход, а выиграть качка не дает»...................................................................9

Рисунок 11. Карикатуры «Кто мчится, кто скачет на этом коне ...» и «Почти с натуры Иван Иванович

Тюрин».........................................................................................................................................................................10

Рисунок 12. Карикатуры «Удочки-усы» и «Семейная пара».....................................................................................10

Рисунок 13. Карикатура-автопортрет «Страшная сказка».........................................................................................11

Рисунок 14. Карикатура «Речные развлечения»..........................................................................................................12

Рисунок 15. Иллюстрация в. Горяева к рассказу Е. Кононенко «Квартира»...........................................................12

Рисунок 16. «Комсомол — шеф воздушного флота»..................................................................................................13

Рисунок 17. Иллюстрация к к рассказу Б. Либермана «Дела и дни фабзавучные»................................................13

Рисунок 18. Иллюстрации к стихам Е. Долматовского из Йошкар-Олы «Культпоход в МАО»..........................14

Рисунок 19. Иллюстрации в рубрике «Молодые художники на новостройках»...................................................14

Рисунок 20. Иллюстрация к поэтической заметке П. Железнова «Голубая лента».............................................14

Рисунок 21. Иллюстрации к рассказу О 'Генри «Бинкли и его школа политического журнализма».................15

Рисунок 22. Иллюстрации к рассказу О'Генри «Бинкли и его школа политического журнализма».................15

Рисунок 23. Иллюстрации к рассказу О 'Генри «Громила и Томми»........................................................................15

Рисунок 24. Иллюстрации к рассказу Жюля Ренара «Естественные истории».....................................................16

Рисунок 25. Иллюстрации к рассказу Николая Москвина «У берегов Ирландии»...............................................16

Рисунок 26. Иллюстрации к рассказу С. Писахова «Северный Мюнхаузен»........................................................16

Рисунок 27. Иллюстрации к рассказу Джесс Стюарт «Пальцы на ногах».............................................................17

Рисунок 28. Иллюстрации к «Случаю из департаментской практики» О'Генри и «Сложному делу» Б. Брехта

.......................................................................................................................................................................................17

Рисунок 29. Иллюстрации к рассказу «Семейный альбом» т. Булавина и рассказу Эжена Даби «Каникулы» 17

Рисунок 30. Иллюстрации к «Народного артиста» Н. Москвина и «За чаем» Чарльза Лумиса.........................18

Рисунок 31. Иллюстрации к очерку Ванды Василевской «Путешествие по Турье».............................................18

Рисунок 32. Иллюстрации к материалу П. Ордынского «Записки корреспондента»...........................................18

Рисунок 33. Серия рисунков к «Господам ташкентцам» и «Дневнику провинциала в Петербурге»................19

Рисунок 34. Серия рисунков к «Господам ташкентцам» и «Дневнику провинциала в Петербурге»................20

Рисунок 35. Карикатура «Новости науки»....................................................................................................................21

Рисунок 36. Карикатура «Кошмарное происшествие»...............................................................................................21

Рисунок 37. Карикатура «Неожиданный сюрприз».....................................................................................................22

Рисунок 38. Плакат «Окно ТАСС» № 15 «Крест на крест».........................................................................................22

Рисунок 39. Плакат Окно ТАСС № 306 «Вороны в павлиньих перьях»..................................................................23

Рисунок 40. Плакат Окно ТАСС № 405 «Расцвет» Петэна», 1942..............................................................................24

Рисунок 41. Плакат Окно ТАСС № 301 «Места, где он оставил след», 1942...........................................................25

Рисунок 42. Плакат Окно ТАСС № 306 «Кровь за кровь»...........................................................................................26

Рисунок 43. Плакат Окно ТАСС № 553 Спаси! 29 сентября 1942 г.............................................................................27

Рисунок 44. Окно ТАСС № 155 «Незавидные функции», 1941...................................................................................27

Рисунок 45. Плакат Окно ТАСС № 493 «Банкирские псы» и обложка журнала «Фронтовой юмор» № 11(15) . 28

Рисунок 46. Обложки журналов «Фронтовой юмор» № 2 (6) 1942, (23), 1943 г......................................................28

Рисунок 47. Страницы журнала «Фронтовой юмор» № 2 (23), 1942 г........................................................................29

Рисунок 48. обложка «Фронтового юмора» № 5 (9), 1942 г.........................................................................................29

Рисунок 49. Серия карикатур «Не герои нашего времени»........................................................................................30

Рисунок 50. Карикатура «Перед психической атакой»..............................................................................................31

Рисунок 51. Карикатура «Нежный муж»........................................................................................................................31

Рисунок 52. Рисунок «Что их ожидает?».......................................................................................................................32

Рисунок 53. Рисунок «Из области реального»..............................................................................................................32

Рисунок 54. Карикатура «В ставке Гитлера».................................................................................................................33

Рисунок 55. Карикатура «— За что арестовали этого человека? — За антиправительственную пропаганду.

Во время «добровольной» сдачи теплых вещей он тихо сказал: «Холодно!»...............................................33

Рисунок 56. Обложка «Фронтового юмора» № 12 (16), 1943 г....................................................................................34

Рисунок 57. Карикатура «Итальянская песня»............................................................................................................35

Рисунок 58. Карикатуры «Вилли Грубер».......................................................................................................................35

Рисунок 59. Обложка журнала «Крокодил» № 12, 1942 г. «Сверхранний сев»........................................................36

Рисунок 60. Карикатура «Весеннее»..............................................................................................................................36

Рисунок 61. Рисунок «Письмо»......................................................................................................................................37

Рисунок 62. Красноармейцы в бою.................................................................................................................................37

Рисунок 63. Рисунок На передовую...............................................................................................................................38

Рисунок 64. Карикатуры журнала «Крокодил», 1942 г................................................................................................38

Рисунок 65. Зарисовка с натуры «Общий язык» и «По воду»....................................................................................39

Рисунок 66. Зарисовка с натуры «Товарищ пришел из разведки» и «в госпитале»..............................................39

Рисунок 67. Обложка журнала «Крокодил» «На мирных рельсах», 1945 г..............................................................40

Рисунок 68. Рисунок «Деревня Попково, Смоленской области».............................................................................41

Рисунок 69. Серия литографий «По дорогам войны», 1946-50 гг...............................................................................41

Рисунок 70. Карикатура «Верная примета»...................................................................................................................42

Рисунок 71. Карикатура «На службе».............................................................................................................................43

Рисунок 72. Карикатура «На привязи»...........................................................................................................................43

Рисунок 73. Карикатура «Увивается за мной»............................................................................................................44

Рисунок 74. Обложка журнала «Крокодил» «Время, вперед!»...................................................................................44

Рисунок 75. Обложка журнала «Весна»........................................................................................................................45

Рисунок 76. Обложки журнала «Крокодил» 1950-х годов. Худ. В.Горяев................................................................46

Рисунок 77. Серия акварелей «Строители Каховки»..................................................................................................47

Рисунок 78. Серия рисунков «Американцы у себя дома», 1958 г..............................................................................49

Рисунок 79. «Фотокорреспонденты на гонках в Индианаполисе».........................................................................50

Рисунок 80. «Болельщики на гонках»............................................................................................................................51

Рисунок 81. «На бейсболе»...............................................................................................................................................52

Рисунок 82. «На бирже».....................................................................................................................................................52

Рисунок 83. Серия рисунков «Американцы у себя дома», 1958- 60 гг......................................................................53

Рисунок 84. Серия рисунков «Американцы у себя дома», 1958- 60 гг......................................................................54

Рисунок 85. Карикатура «в семье американского прокурора».................................................................................55

Рисунок 86. Карикатура «Черный ребенок и темные личности»...............................................................................55

Рисунок 87. Иллюстрации к роману Д. Стерлинг «Мэри Джейн», 1964 г.................................................................56

Рисунок 88. Обложка книги М. Ларни «4 позвонок», 1960 г.......................................................................................56

Рисунок 89. Иллюстрации к роману Б. Стрельникова «Как вы там в Америке?», 1965 г......................................56

Рисунок 90. Иллюстрации к роману У. Фолкнера «Свет в августе», 1974 г.............................................................57

Рисунок 91. Портрет Роберта Даулинга..........................................................................................................................57

Рисунок 92. Портрет Антона Рефрежье,.........................................................................................................................58

Рисунок 93. Портрет Рокуэлла Кента за работой. Серия «Наши современники»..................................................58

Рисунок 94. Рисунки из серии «Цейлон, Колониализм уходит в прошлое», 1962 г...............................................59

Рисунок 95. Рисунок «в школу ХХ век». Серия «Цейлон, Колониализм уходит в прошлое».............................60

Рисунок 96. Рисунки «Дождь» и «Под зонтом» . Серия «Цейлон, Колониализм уходит в прошлое»................60

Рисунок 97. «Молодой цейлонец с корзинкой»............................................................................................................61

Рисунок 98. «Бадулла»......................................................................................................................................................61

Рисунок 99. «Рыбаки»........................................................................................................................................................62

Рисунок 100. «Продавец лепешек».................................................................................................................................62

Рисунок 101. В.Горяев Автопортет.................................................................................................................................63

Рисунок 102. Иллюстрации к роману М. Твена «Приключения Тома Сойера»......................................................63

Рисунок 103. «Том и Бекки. Размолвка». Иллюстрации к роману М. Твена «Приключения Тома Сойера» .... 64

Рисунок 104. Иллюстрация к сборнику стихов В.Ибнер «Стихи. Избранное для детей», 1947 г.........................64

Рисунок 105. Иллюстрации к роману В.Катаева «Белеет парус одинокий», 1954 г..............................................65

Рисунок 106. Иллюстрации к роману М. Твена «Приключения Тома Сойера», 1948 г.........................................66

Рисунок 107. Иллюстрации к роману М. Твена «Приключения Тома Сойера», 1948 г.........................................67

Рисунок 108. «Том и Гек у бочки», иллюстрация к обложке романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»,

издательство «Детгиз», 1948 г................................................................................................................................68

Рисунок 109. Иллюстрации к роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»», 1960 г..............................68

Рисунок 110. Иллюстрации к роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»», 1960 г..............................69

Рисунок 111. Иллюстрации к роману-сказке Ю.Олеши «Три толстяка», 1956 г....................................................70

Рисунок 112. Обложка романа-сказки Ю.Олеши «Три толстяка», 1956 г...............................................................70

Рисунок 113. Иллюстрация «Восстание» к роману-сказке Ю.Олеши «Три толстяка».......................................71

Рисунок 114. Иллюстрация «Три толстяка» и обложка книги, 1969 г......................................................................72

Рисунок 115. Иллюстрация «Восстание» к роману-сказке Ю.Олеши «Три толстяка».......................................72

Рисунок 116. Иллюстрации «Канатоходец Тибул».......................................................................................................73

Рисунок 117. Иллюстрации «Суок» к роману-сказке Ю.Олеши «Три толстяка», 1969-76 г................................73

Рисунок 118. Иллюстрации к сборнику стихов «Сверчок» А.Барто, 1940 г.............................................................74

Рисунок 119. Обложки к сборнику стихов «Качели» А.Барто, 1946 г.......................................................................74

Рисунок 120. Иллюстрации к сборнику стихов «Качели» А.Барто, 1946 г...............................................................75

Рисунок 121. Иллюстрация «Дедушкин зонтик», сборник стихов «Качели» А.Барто, 1946 г..............................76

Рисунок 122. Иллюстрации «Петя рисует» А.Барто, 1951 г........................................................................................76

Рисунок 123. Иллюстрации «Петя рисует» А.Барто, 1951 г........................................................................................77

Рисунок 124. Иллюстрация «Людей тут нет! Тут нарисован Трумэн»....................................................................77

Рисунок 125. Иллюстрации к сборнику стихов «Про слезы и дела» А.Барто, 1957 г.............................................78

Рисунок 126. Иллюстрации «Черный новичок» А.Барто, 1964 г................................................................................79

Рисунок 127. Обложка сборника стизов А.Барто «Настенька», 1967 г....................................................................80

Рисунок 128. Иллюстрации «Подростки, подростки. ..» А.Барто, 1980 г.................................................................80

Рисунок 129. Иллюстрации «Подростки, подростки.» А.Барто, 1980 г.................................................................81

Рисунок 130. Рисунок к обложке Н.В.Гоголя «Петербуржские повести»................................................................82

Рисунок 131. Первоначальные эскизы иллюстраций к «Петербуржским повестям» Н.В.Гоголя.......................82

Рисунок 132. Иллюстрации к повести «Невский проспект», Н.В.Гоголь «Петербуржские повести», 1967 г. .. 83

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.