Эволюция политологической концепции А.С. Панарина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Восканян, Лусинэ Тирайровна

  • Восканян, Лусинэ Тирайровна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 143
Восканян, Лусинэ Тирайровна. Эволюция политологической концепции А.С. Панарина: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2013. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Восканян, Лусинэ Тирайровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Политологическая концепция Панарина A.C.: концептуализация, систематизация, эвристическая ценность

1.1. Концептуальный анализ творчества Панарина А.С

1.2. Анализ политологической публицистики Панарина А.С

1.3. Гуманистический потенциал политологической концепции Панарина А.С

Глава 2. Синтетическая методология политологической концепции Панарина А.С

2.1.Концептуальный синтез политологии Панарина А.С

2.2.Методология политологического анализа Панарина А.С

2.3.Концепция глобального политического прогнозирования

Панарина А.С

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция политологической концепции А.С. Панарина»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования может быть раскрыта с трех концептуальных точек зрения. Во-первых, анализ деятельности и творчества крупных ученых сам по себе обладает эвристической ценностью и дает приращение научного знания, благодаря систематизации идей, прояснению понятий и отчетливому презентации концепции ученого.

Во-вторых, подобное исследование обладает и социальной значимостью, так как при анализе идей крупного философа, которым несомненно был Панарин A.C. (1940-2003)., с необходимостью проявляются алгоритмы предложенных им решений тех проблем, которые в настоящий период стоят перед обществом. Тем более, последний тезис имеет отношение к ученым-политологам. Сам Панарин считал, что «ни одна сфера не может сравниться с политикой по охвату, глубине и силе своего воздействия на человеческое существование»1.

В-третьих, глубокий анализ творчества отечественного ученого имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, конструирует и возрождает традиционные для российской науки нормы преемственности знания, что в современной России становится крайне необходимым по причине утраты традиций передачи знаний в 90-е годы. Таким образом, анализ эволюции политологической концепции Панарина A.C. фактически оказывается комплексным исследованием, имеющим научную, социальную и гуманистическую направленности.

На протяжении всей жизни Панарин A.C. философски исследовал и пытался выявить закономерности протекания социально-политических процессов в России и за рубежом. Сегодня для России, как никогда, важен анализ тех идей, которые были зафиксированы в статьях, выступлениях и монографиях А.С.Панарина. Это объясняется теми проблемами, которые решал Панарин A.C. на страницах своих монографий, статей, учебников.

Основной социально-политической проблемой, которая прослеживается через всю его творческую жизнь, является проблема пути России.Эта проблема сегодня актуальна как никогда, так как каждый момент в современном однополярном мире Россия вынуждена выбирать пути развития. И основная дилемма, стоящая перед Правительством это дилемма выбора между традицией и новацией, консерватизмом и либерализмом, открытостью государства или умеренной закрытостью перед силами глобализации. Решения или алгоритмы рассуждения всех перечисленных проблем мы можем найти на страницах трудов Панарина A.C.

С того времени как не стало Александра Сергеевича Панарина, прошло уже 10 лет. Но, несмотря на этот короткий период в масштабах жизни целого общества, можно с уверенностью утверждать, что сегодня уже возникли все предпосылки для концептуализации его фундаментальных и прикладных исследований. Динамичное глобальное общество ежедневно преподносит миру факты, которые могут стать предметом проверки прогностической силы политологической концепции Панарина A.C.

Ещё одной причиной необходимости анализа политологической парадигмы Панарина A.C. является современный процесс перехода российского общества от индустриального к постиндустриальному. Панарин пишет, что чем меньше вероятности, что грядущее общество будет простым экстенсивным развитием сложившихся тенденций индустриальной эпохи (а причины этого кроются в колоссальной экологической нагрузке на природу со стороны индустриального общества), тем меньше шансов уповать на спонтанную логику технико-экономических процессов, на либеральные ожидания свертывания политики как смелого исторического творчества1.

Панарин Александр Сергеевич являлся одним из тех российских интеллектуалов, которые совместили в своем творчестве философское,

политическое, экономическое знание, и выразили свое интегральное знание в гуманистическом взгляде на социально-политическую действительность.

Актуальность и необходимость диссертационной работы обусловлена ещё и тем, что идеи и концепции ученых масштаба Панарина A.C. невозможно воспринять и использовать без их глубокой и всесторонней систематизации. Несмотря на то, что Панарин A.C. сам стремился к четкости и систематичности своих идей, многие его мысли проясняются в многочисленных статьях, протоколах научных конференций и круглых столов, в беседах.

Панарин A.C. как ученый оставил множество статей, 18 монографий, учебники. Он публиковался часто, и в своих статьях затрагивал различные проблемы социально-политического бытия. Часто темы его работ не перекликались, поэтому, чтобы осознать степень важности его творчества для научного сообщества и для политической сферы бытия, как особого типа реальности, нам необходимо систематизировать и концептуализировать творчество Панарина A.C. Для того, чтобы понять реальные социально-политические процессы, происходящие в России, необходимо представить идеи Панарина A.C. в форме целостной концепции. Иначе, по прочтении произведений Панарина A.C. у исследователей могут возникнуть разночтения, которые в свою очередь, будут способствовать неверному пониманию смысла его отдельных идей. Сам Панарин A.C. считает, что «самое главное и трудное - эксплицировать интуицию на языке понятий, раскрыть механизмы, посредством которых психология преобразуется в социальную онтологию и праксеологию, в стратегическую игру поколений со своим веком»1.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение творчества Панарина A.C. ещё не приобрело того масштаба, которого оно заслуживает по своей значимости для развития России. Наше исследование является

одним из первых диссертационных исследований, направленных непосредственно на восстановление эволюции социально-политических взглядов Панарина A.C. и на систематизацию его концепции. Тем не менее, концепция Панарина A.C. его монографии и статьи часто упоминаются в библиографических списках диссертаций.

Одним из самых важных результатов изучения творчества Панарина A.C. является создание своей научной школы, которая работает в рамках ежегодных всероссийских научных конференций - «Панаринских чтений». Традиция «Панаринских чтений» была задана по инициативе Государственной академии славянской культуры, при участии и поддержке Паломнического Центра Московского Патриархата, Императорского Православного Палестинского Общества и философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основным принципом докладов на Панаринских чтениях является стремление к созидательной критике текущего состояния российского общества и его государственности, что коррелирует с произведениями самого Панарина A.C.

I Панаринские чтения состоялись 27 мая 2004 года в Государственном историческом музее в Москве. Тема первых Панаринских чтений -«Культурное наследие как основа национальной идентичности». Основные проблемы чтений - культурная идентичность российской молодежи, проблемы образования и традиций. Все темы докладов, так или иначе, перекликались с многообразным творчеством А.С.Панарина.

II Панаринские чтения прошли 27 мая 2005 года в конференц-зале Московского фонда «Русское зарубежье». Они были посвящены теме -«Образование в России: Образ России». Внимание II Панаринских чтений было сконцентрировано на проблемах гармонизация светских и духовных составляющих образования и воспитания; на соединении западной парадигмы профессионализма и российской парадигмы гражданской ответственности в образовании.

III Панаринские чтения прошли 17-18 июня 2005 г. в Крыму, и IV Панаринские чтения - 25 декабря 2006 г. прошли в Паломническом центре Московского Патриархата. Они были посвящены теме «Культура наследования: природа дарения в глобализирующемся мире»1. Тематика дискуссий III и IV конференций - Феномен дарения и наследование культуры, дарение и подвиг служения на социальной ниве, духовный опыт России и судьбы творческой интеллигенции, интеллектуальная рента и собственники таланта в условиях глобализации, политические традиции и глобальное прогнозирование. Доклады выступавших также были посвящены теоретическому осмыслению Панариным A.C. конфликта между либеральным требованием создания рыночного (менового) общества и традиционного русского феномена дара.

V Панаринские чтения прошли 26 декабря 2007 г. по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Паломническом центре Московского Патриархата. Тема V Панаринских чтений - «Духовная и политическая власть». Панарин не раз говорил об особой миссии духовной власти, не связанной привычными для светской власти «социальными заказами» и обязательствами. Его концепции духовной, православной власти и были посвящены V чтения.

VI Панаринские чтения прошли в Москве 26 декабря 2008 года в Паломническом центре. Чтения также были посвящены важным проблемным направлением философского наследия A.C. Панарина: «Цивилизации и цивилизаторы: прошлое, настоящее, будущее». Участниками чтений были проанализированы вопросы конфессиональной и цивилизационной идентичности, природы прозелитизма; цивилизаторства или варварства; цивилизационного процесса и этнокультурного многообразия;

цивилизаторской миссии Запада в историческом контексте и цивилизационного выбора России. Одним из центральных вопросов чтений стал вопрос о столкновении цивилизации и геополитическом прогнозировании, в решении которого Панарин A.C. резко расходился со своим западным оппонентом С.Хантингтоном.

VII Панаринские чтения «Россия и Русский мир: социальные перспективы в условиях модернизации» прошли 24 декабря 2009 г. Темы докладов данных чтений также являлись логическим продолжением тех вопросов, которые решал Панарин A.C. Основными проблемами дискуссий были проблема модернизации России, альтернативы социально-экономического развития, православие как возможная перспектива и путь к национальному единству России, проблемы геополитического планирования.

VIII Панаринские чтения прошли «Политические идеи A.C. Панарина в контексте современного мирового развития».прошли 24 декабря 2010 г года и были посвящены 70-летию со дня рождения русского философа и политолога.

IX Панаринские чтения прошли в декабре 2011 году на базе Государственной академии славянской культуры и были посвящены гуманистическим основам его творчества.

X Юбилейные Панаринские чтения «Миссия России в современном мире» прошли 26 декабря 2012 года. На них обсуждались проблемы выбора вектора дальнейшего политического и экономического развития российского государства.

Из перечисленных тем «Панаринских чтений» становится понятен масштаб философа Панарина Александра Сергеевича и обширность его наследия. Несмотря на широту проводимых всероссийских конференций, и достаточное количество участников, которые не бегло знакомились с трудами Панарина A.C., необходимо отметить тех, кто специально изучал отдельные труды Панарина, так как специальные научные критические

исследования его трудов и идей, служили источниковой базой настоящей диссертации.

Специальным исследованием творчества Панарина A.C. занималась Зарубина H.H., статьи которой посвящены воспоминаниям о жизни и творчестве Александра Сергеевича Панарина1. В своих работах Зарубина раскрывает проблему синтеза западничества Панарина на первом этапе его творчества и почвенничества на последнем этапе, разделив его творческую жизнь на два равных отрезка, длиною в 20 лет каждый. Наиболее продуктивным этапом творчества Панарина A.C., Зарубина считает последний почвеннический этап.

В.Непомнящий, рассуждая о книге Панарина A.C. «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке»2 назвал её явлением русской культуры, значимым событием в осмыслении социально-политических событий в России. Он считает, что Панарин в своем позднем творчестве предлагает человечеству новый тип человека, который должен неизбежно появиться на фоне постмодернистского нигилизма, отрицания реальности и торжества виртуальности.

Савельев А., в свою очередь, анализируя одну из последних книг А.Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке» выделяет такие актуальные темы творчества Панарина A.C., как тема социального символизма, теории государства, критического отношения к неолиберализму3.

Елена Жосул в своей статье4, посвященной творчеству Панарина A.C., считает, что Панарин уже самим масштабом своей фигуры, авторитетом ученого-политолога способствовал пониманию своих концепций.

1 См. Зарубина Н. Служение философа: Памяти Александра Сергеевича Панарина / Н. Зарубина. - //Журнал «Москва». - 2004. - N9. - С. 197-199.; См. Зарубина Н. А. С. Панарин: гражданская идентификация /

Н. Зарубина // Наш современник. - 2004. - N 9. - С. 244-247.

2 Непомнящий, В. "Реванш истории" как явление русской культуры / В. Непомнящий // Наш современник. -2004. - N 9. - С. 247-250.

J Савельев А. Стратегическая политология Александра Панарина. Размышления над книгой А.С.Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке // http://www.fllgrad.ru/texts/panarin/panarin50.htm

4 Жосул Е. С эллинами был как эллин... // «Домовый храм Татьяны Мученицы» М.:, 2004 // http://www.st-tatiana.ru/text/32650.html

Анализируя его книгу «Искушение глобализмом»1 Жосул считает, что интересами Панарина была критика одномерности современного мира по американской модели, конструктивный анализ ценностной девальвации современного российского общества и, оригинальный для светского ученого подход к нахождению путей выхода из кризиса - обращение к Православной Истине.

Поляков В. в своей статье о Панарине A.C., открывая I Панаринские чтения, говорил о том, что Панарин черпал вдохновение в Великой Русской Традиции, основанием которой всегда была умственная дерзость. «Стержнем этой традиции он считал «своеобразный фундаментализм -требование единства истины, добра и красоты». Поляков отмечает особо стремление Панарина к возрождению государственности и указывает причины ослабления российского государства - крупный капитал российских нуворишей. Панарин, пишет Поляков, надеялся в будущем на появление мощной контрэлиты, которая создаст новую гуманитарную православную парадигму.

Рогозянский А. в своей статье указал на глубокий анализ структуры личности современного россиянина в трудах «нового пассионария» Панарина A.C.. Указана причина идеологической охваченности сознания личности в современных социально-политических условиях, заключающаяся в принципиальной внушаемости постсоветского сознания. Рогозянский отметил также «пограничную позицию» Панарина между двумя социально-политическими крайностями - принципов коммунистического режима, состоящих в обобществлении средств производства и веры в свободный рынок и конкуренцию, как магического средства, которое внезапно поможет выйти из экономического отставания России от Запада.

1 Панарин А. С. Искушение глобализмом. - М.:, Эксмо-Пресс, 2002.-416 с.

2 Поляков В. Литературная газета., 2004 г. выпуск №22. // http://www.lgz.ru/archives/html_arch/ lg222004/Polosy/art2_ 1 .htm

3 Рогозянский А. «Пассионарии новой волны. Тема преодоления кризиса личности в философском наследии Александра Панарина // Русская линия. 26.04.2005 // http://rusk.ru/st.php?idar=103190

Пеунова M. считает, что практически все идеи А.С.Панарина сводятся к заимствованиям идей интеллектуалов Французской народной партии, в частности, её лидера Алена де Бенуа , Гийома Фая (Guillaume Faye), и других ФНП интеллектуалов1 . Кроме того, в своем анализе Пеунова М. настаивает на ультранационалистических толкованиях творчества А.С.Панарина и механистическом переносе идей ФНП на культурную и политическую почву Российской Федерации. Мнение Пеуновой М. вносит в диссертационное исследование момент конфликта интерпретаций политологической концепции Панарина A.C..

Западными исследователями проводился анализ творчества Панарина A.C. практически исключительно с точки зрения понимания его концепции как ультранационалистической. Представители западных исследователей -Марлен Ларуэль2, В.А.Бажанов3, С. Пурсианинен4. Основные усилия их исследований направлены на поиски концептов и инвариантов политологической концепции Панарина A.C., угрожающих либеральной идеологии.

Несмотря на то, что исследования творчества Панарина также как и его собственные идеи разбросаны по отдельным статьям, можно свести их к одному смыслу - наследие Панарина обладает прогностическим потенциалом и уже для осмысления этого потенциала необходимо изучать его творческое наследие.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования диссертационной работы является творчество отечественного философа и политолога Александра Сергеевича Панарина. Объект исследования

1 Пеунова Марина. Восточная инкарнация европейских «новых правых»: Александр Панарин и неоевразийский дискурс в современной России // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. С. 159-174.

2 Laruelle, M. La Quête d'une identité impériale: Le néo-Eurasisme dans la Russie contemporaine. Paris: Petra, 2007; Ларуэль, М.Александр Панарин и «цивилизационный» национализм в России // Русский национализм: идеология и настроение / Ред. Александр Верховский. М.: Центр «Сова», 2006.

3 Bazhanov, V. A Note on Panarin's Revansh istorii // Europe-Asia Studies. 1999. Vol. 51. № 4. P. 705-708.

4 Pursiainen, C. Eurasianism and Neo-Eurasianism: The Past, Present, and Postmodernity of a Russian Integration Ideology. Helsinki: Finnish Institute of International Affairs, 1998.

логически и тематически разделен на две части - советский период и российский период творчества Панарина A.C. Предметом исследования является эволюция политологической концепции Панарина A.C. от западнических либеральных мировоззренческих представлений о пути цивилизации до почвеннической православной концепции пути России.

Гипотеза исследования. Политологическая концепция Панарина A.C. обладает неизменным гуманистическим ядром, понятийно развиваемым автором в разные периоды истории России - советского и постсоветского.

Политологическая концепция Панарина A.C. обладает эвристическим и прогностическим потенциалом, благодаря своему недогматическому характеру, способному по-новому переопределить смыслы и назначение государства. Функцией политологической концепции Панарина A.C. является её стремление к сохранению культурной цельности государства, базирующейся на традиционных ценностях и архетипах нации.

В процессе исследования гипотеза уточняется и корректируется.

Цель исследования состоит в систематизации политологической концепции Панарина A.C., в выявлении инвариантов концепции и их ясном и отчетливом описании и объяснении.

Задачи исследования.

1.Провести концептуальный анализ творчества Панарина A.C. Охарактеризовать советский и постсоветский этапы его творчества. Раскрыть основные теоретико-методологические источники политологической концепции Панарина A.C.

2.Систематизировать основные моменты политологической концепции Панарина A.C. Выявить инварианты политологической концепции Панарина A.C.

3.Раскрыть эвристическую ценность политологической концепции Панарина A.C., рассматривая её как структурно-семантическую модель социокультурного бытия. Проанализировать методологию политологической

концепции Панарина A.C. с точки зрения применимости оригинальной методологии Панарина A.C. на реальные социокультурные и политические процессы.

4.Выявить прогностический потенциал политологической концепции Панарина A.C. Показать возможные сценарии будущего, сделанные на основе политологической концепции Панарина A.C. на позднем этапе его творчества.

5.Раскрыть основные критикуемые Панариным A.C. недостатки современного этапа развития России. Систематизировать и оценить предлагаемые им варианты выхода из сложившегося социокультурного кризиса в России.

6.Доказать гуманистический инвариант политологической концепции Панарина A.C. основанный на православной традиции России.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Первичным методом нахождения инвариантов политологической концепции Панарина A.C. является эвристический метод, базирующийся на допущении об адекватности структурно-семантической модели Панарина A.C. социокультурной реальности. Использование указанного метода опирается на текстологический метод формирования системы понятий. При этом в начале исследования используется феноменологический метод описания понятий и контекста их использования.

В свою очередь, система понятий основана на их типизации по структурным и функциональным признакам. Тем самым достигается понятийная ясность исследования, являющаяся необходимым условием для решения запланированных задач.

Дальнейшее исследование подчиняется трем теоретическим общенаучным принципам: принципу приращения знания, принципу понятийной однозначности и принципу соответствия системы доказательств формально-логическим правилам построения умозаключений. Метод от

абстрактного к конкретному использовался также в роли дополнительного общенаучного принципа.

В работе применяются частнонаучные методы гуманитарных наук. Структурно-функциональный метод применялся в процессе восстановления целостной политологической концепции Панарина A.C. При этом, наряду со структурно-функциональным методом, используется герменевтический метод, в котором большое значение было придано его определению как метода толкования текстов, через которые сознание фиксирует реальность. Поскольку социокультурная и политическая реальность наблюдается через призму ценностей и интересов, постольку и герменевтический метод является методом оценки текста через его способность к адекватному моделированию и поиску ценностей и интересов социокультурного бытия.

Экзистенциальный метод применяется в случае необходимости оценки отношения Панарина A.C. к происходящим социокультурным и социополитическим событиям. При этом целью применения экзистенциального метода является выяснение эмоционального отношения автора к конкретным событиям. Применение экзистенциального метода обусловлено необходимость восстановления контекста конкретных понятий в концепции Панарина A.C. с помощью конкретной эмоциональной оценки событий: негативной, нейтральной или позитивной. Правомочность применения экзистенциального метода объясняется отрицанием Панариным A.C. позитивистских и детерминистских методов при анализе политических и социокультурных фактов, а также ярко выраженной и неоднократно подчеркиваемой им на страницах своих трудов гуманистической направленностью своей политологической концепции.

Традиционным для анализа эволюции взглядов философа может представляться метод последовательного изучения его работ, расположенных в хронологическом порядке. Данный метод действительно поможет вникнуть

в суть изменений взглядов философа. Применяться указанный метод будет на первом этапе работы, в качестве подготовительного.

Безусловно, необходимо представлять себе хронологическую эволюцию концепции Панарина. Но продуктивнее будет прояснение способа реакции Панарина A.C. на социальные события в мире, так как его концепция формировалась не как исключительно чистая политологическая теория. Каждая статья, каждая глава в его монографиях, так или иначе, является реакцией на современные ему социальные события. Поэтому, нельзя изучать эволюцию политической концепции A.C. Панарина в отрыве от его непосредственных наблюдений и его реакции на них.

Конечно же, невозможно изучение великого мыслителя без знания его жизненного пути. Академик В.И. Вернадский в своё время отмечал, что «только часть науки, часто чуждая другим проявлениям духовной жизни человечества, - масса её научных фактов и правильно, логично выраженных научных эмпирических обобщений являются бесспорными, и для всех людей и для всех их представлений логически обязательными и не опровержимыми. Наука же в целом, по его мнению, такой обязательности не имеет. «Таким образом, наука не является логической конструкцией, аппаратом поиска истины». Поэтому «познавать логикой науки истину невозможно, её можно познавать только жизнью». 'Для гуманистически настроенного мыслителя, как ни для кого другого, реальность и мысли настолько совпадают в понятиях, что сама жизнь, даже обыденная, превращается в реальность мысли. Поэтому использование биографического подхода к изучению феномена Панарина подразумевает под собой изучение источников его статей и монографий и их тщательный анализ.

В целом охваченный весь комплекс методов будет корректироваться благодаря использованию в тексте оригинальных методов самого Панарина

A.C. Это придаст тексту исследования большую глубину, динамичность и ясность.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Впервые проведен концептуальный анализ творчества отечественного философа и политолога Панарина A.C. Отдельно проанализированы советский и постсоветский этапы его творчества.

2. Систематизирована политологическая концепция Панарина A.C. , выявленные основные инварианты политологической концепции Панарина A.C.

3. Доказана эвристическая ценность политологической концепции Панарина A.C.. Вскрыта оригинальная методология политологических исследований Панарина A.C.. Показана применимость методологии политологических исследований Панарина A.C. к исследованию реальных политических и социокультурных процессов.

4. Выявлен прогностический потенциал политологической концепции Панарина A.C.

5. Систематизированы основные предлагаемые Панариным A.C. пути выхода России из политического кризиса.

6. Раскрыта гуманистическая направленность политологической концепции Панарина A.C. как инвариант его творчества. Обоснована правомерность опоры политологической концепции Панарина A.C. на православную традицию.

Прикладная значимость диссертационного исследования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки учебных программ для магистров в высших учебных заведениях по дисциплинам: «Политология», «Социология», «Межкультурные коммуникации». Положения диссертации имеют прогностический потенциал, и могут быть использованы при политическом консультировании политических партий или политических деятелей.

Средства массовой информации могут использовать выводы и положения диссертации для подтверждения неблагоприятных прогнозов.

В работе проведена работа по выявлению оригинальной методики Панарина A.C. Использование «чистых» методов исследования может быть реализовано при создании новых политологических концепций, исследовании нелинейных процессов политической реальности.

В целом материалы диссертации носят рекомендательный характер для политиков, служат источниковой базой для политологов и социологов, могут использоваться в качестве методического пособия при составлении социологических форм опроса населения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Разделять творчество Панарина A.C. на два этапа можно лишь условно, в его методологическом плане. Деление творчества Панарина на советский и постсоветский этапы обусловлено политическими причинами и убеждениями самого Панарина, что подтверждает самостоятельность и обдуманность целостной политологической позиции Панарина A.C. Условно первый этап творчества можно назвать этапом накопления теоретического и практического материала, второй этап творчества Панарина является этапом создания собственной политологической концепции. Таким образом, концепция Панарина A.C. является целостным неделимым самостоятельным продуктом творческой переработки политологических и философских теорий и непосредственного наблюдения трансформации политической системы России.

2. Условно-методическое разделение работ Панарина A.C. позволяет выделить в его политологической концепции четыре условных периода творчества. 1. Советский период - период накопления теоретических знаний и закономерностей политических процессов и осмысления происходящих в реальности социокультурных процессов. 2. Ранний постсоветский - период критики либерализма, начало формирования собственной политологической

концепции, строящейся на нравственных и прагматических основаниях. 3. Прогностический период - критика глобализации, верификация собственной политологической концепции. 4. Конструктивный период - период формирования конструктивных предложений по выбору России собственного пути развития, основанного на нереализованных потенциях Православия и гуманизме.

3. Показаны основные методологические инструменты исследования политической реальности Панариным A.C. Среди них особое значение для адекватного отражения современности и прогноза будущего имеют метод опоры при прогнозировании на мифы как дополнение теории символической коммуникации, использование методов гуманитарных наук, (психоанализ, герменевтика, виртуалистика), методы глобального политического прогнозирования и методы моделирования сценариев будущего. Использование наработок в методологии политического анализа Панарина A.C. обладает всем необходимым, чтобы войти в инструментарий политологии, социологии, социальной философии, прикладного моделирования социальных и политических процессов.

4. Выявлены основные инварианты политологической концепции Панарина A.C.. К ним относятся такие концепты, как «критика» либерализма в его реколонизаторской сущности», «стремление к воссозданию третьего пути России - православной цивилизации», «необходимость укрепления государственности в России», «призыв к нравственному самосовершенствованию и отвержению гедонистического типа неолиберализма». Показано, что основным лейтмотивом творчества Панарина A.C. была критика современного либерализма и оценка его реколонизаторского потенциала по отношению к культурам, чуждых ему по ценностным основаниям. Основная конструктивная составляющая критики Панариным либерализма состоит в сохранении гуманистических ценностей человечества.

5. Продемонстрирована гуманистическая направленность политологической концепции Панарина A.C., состоящая в конструктивной критике либерализма и требовании полицентричного мира. В гуманистической направленности творчества Панарина особую роль играет его попытки глобального прогнозирования будущего и стремления предотвратить геополитическую катастрофу, возникающую из-за стремления США к сохранению однополярного мира.

6. Доказано, что политологическую концепцию Панарина A.C. нельзя считать националистически ориентированной. Его труды в целом направлены на защиту коллективных духовных ценностей, на возрождение Православия и реализацию его потенций, непосредственное воплощение которых в практику было остановлено идеологией марксизма в 1917 г. и идеологией либерализма 1991 г.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференциях, были опубликованы в статьях и тезисах научных докладов, в том числе в журналах из списка ВАК при Минобрнауки РФ. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики ЮРИФ РАНХиГС.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключение. Список литературы включает 234 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Восканян, Лусинэ Тирайровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования проведен концептуальный анализ творчества Панарина A.C. Охарактеризован советский и постсоветский этапы его творчества. Показана условность деления творчества Панарина A.C. на два периода. Раскрыты основные теоретико-методологические источники политологической концепции Панарина A.C., заключающиеся во влиянии французского неоконсерватизма и православной традиции России.

Выявлены и систематизированы основные инварианты политологической концепции Панарина A.C. К ним относятся такие концепты, как «критика» либерализма в его реколонизаторской сущности», «стремление к воссозданию третьего пути России - православной цивилизации», «необходимость укрепления государственности в России», «призыв к нравственному самосовершенствованию и отвержению гедонистического типа неолиберализма». Показано, что основным лейтмотивом творчества Панарина A.C. была критика современного либерализма и оценка его реколонизаторского потенциала по отношению к культурам, чуждых ему по ценностным основаниям. Основная конструктивная составляющая критики Панариным либерализма состоит в сохранении гуманистических ценностей человечества.

Раскрыта эвристическая ценность политологической концепции Панарина A.C., состоящая в её высоком прогностическом потенциале. Проанализирована методология политологической концепции Панарина A.C. с точки зрения её применимости на реальные социокультурные и политические процессы.

Выявлен и проанализирован прогностический потенциал политологической концепции Панарина A.C. Показаны возможные сценарии будущего, сделанные на основе политологической концепции Панарина A.C. на позднем этапе его творчества. Показано, что наращивание гедонистической культуры, культуры модерна, воплощенного в идеологии либерализма создает на Западе нестабильное общество, неспособное к адекватно оценке своего собственного настоящего и угнетает культурную способность народа к ясному видению будущего через разрушение идентичности.

Раскрыты основные, критикуемые Панариным A.C., недостатки современного этапа развития России, состоящие в неверной социально-философской и политологической оценке агрессивного неолиберализма. Систематизированы и оценены предлагаемые Панариным варианты выхода из сложившегося социокультурного кризиса в России.

Показана гуманистическая направленность политологической концепции Панарина A.C. основанная на православной традиции России. Тем самым опровергнут тезис об ультранационалистическом характере политологической концепции Панарина A.C. Отмечена цикличность политики как специфической сферы социальных отношений.

Выявлен дисгармоничный характер современного варианта глобализма связанный с тем, что он вместо увеличения количества действительных и ответственных стран-участников глобальных процессов, на деле расширил зону реализации интересов стран Запада, породив тем самым глокализационные тенденции отторжения глобализации со стороны стран третьего мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Восканян, Лусинэ Тирайровна, 2013 год

Библиографический список

111. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.

112. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 1, М., 1997.

113. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1994.

114. Афанасьев Ю., Давыдов А., Пилипенко А. Вперед нельзя назад! //Новая газета. - 2009. № 115. - С.9. - 16 окт.

115. Ахматова A.A. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина // Ахматова A.A. Сочинения: в 2 т. М., 1987. Т. 2.

116. Барабанов Е. В. Новая политическая теология И. Б. Меца и Ю. Мельтманна. - "Вопросы философии", 1990, № 9, стр. 78.

117. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994.

N4.

118. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.- С.21-42.

119. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельника; Общая редакция и послесл. А.Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-304 с.

120. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Thesis. 1994. №5,- С. 161-168.

121. Беккер Г. Теория распределения времени // Вехи экономической мысли. Том 3. Под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб: Экономическая школа. 2000. См. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS, 1994, вып. 6.

122. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955.

123. Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. - 383 с.

124. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). Пер. Уральской О.Ю. - М.: Междунар. отношения, 1998.

125. Биллингтон Дж. Лики России. М., 2001.

126. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: «Рудомино», 2001.-218 с.

127. Бородкин Ф.М. Социальный конфликт сквозь культуру // Мир России. - 1999. № 1. - С.21-58.

128. Бубер М. Проблема человека / Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит С.В.Лёзова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

129. Бубнова О.Ю. Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе: социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2005. - 183 с.

130. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

131. Бурцев С.А. Трансформация систем ценностей в переходном обществе: Дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2008. - 174 с.

132. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. Чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации- М.: Аст, 2003. - 444 с.

133. Васильева И.А. Внутригрупповая конформность: личностные и ситуационные факторы: Дис. ... канд. псих.наук. Санкт-Петербург, 2005. -152 с.

134. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова, Предисл. П. П. Гайденко.-М.:Прогресс, 1990. - с.273-307 - 808 с.

135. Вернадсткий B.I. Вибраш пращ. - К.: Наукова думка, 2005. - С.131

136. Вилдавски А., Дейк К. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // Thesis. - 1994. № 5. - С. 268-276.

137. Вильданов И.В, Социальный кризис: изучение, проблемы и решения // Вестник Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2006. №2. - С.310-314.

138. Виноградова H.JT. Социальное пространство как пространство взаимодействия субъектов / Известия ВолгГТУ. - 2005. № 6. - С.7-9.

139. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Наука, 1998.

140. Гайдабрус Н.В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Дис. ... канд. филос. наук. Пенза, 2005. - 148 с.

141. Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. -252 с.

142. Гидденс Э. Последствия модернити / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. с.101-123, 640 с.

143. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. с. 107134

144. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Сочинения в 2 т. Т.2 / Сост., ред., авт. Примеч. В.В.Соколов.-М.: Мысль, 1991.-731 с.

145. Горшков M.K. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества. // Социологические исследования. -2009. № 3. - С. 26-32.

146. Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. -СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003 - С. 531.

147. Гурко Е. - Деррида Ж. Деконструкция: текст и интерпретация. Минск, 2001.

148. Гэлбрейт Д.К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. - с.223-245. - 640 с.

149. Данилевский Н. 2003. Россия и Европа, Классика геополитики XIX столетия. М.: ACT; СПб.:Тегга fantastica.

150. Делягин М.Г. Ценностный кризис: почему формальная демократия не работает. // Политические исследования. - 2007. №1. - С.109-123.

151. Дмитриев A.B. Социальный конфликт. Общее и особенное. - М.: Гардарики, 2002. - 524 с.

152. «Духовная и социальная природа дарения: прошлое и современность» // Сборник материалов научной конференции «IV Панаринские чтения: культура наследования: природа дарения в глобализирующемся мире», М.: 2007 г.

153.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: Пер. с фр. с сокр. / Под ред. В. А . Базарова.- М.: Мысль, 1994. - 399 с.

154. Жосул Е. С эллинами был как эллин... // «Домовый храм Татьяны Мученицы» М.: , 2004 // http://www.st-tatiana.ru/text/32650.html

155. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М., 1976.

156. Зарубина Н. Служение философа: Памяти Александра Сергеевича Панарина / Н. Зарубина. - //Журнал «Москва». - 2004. - N9. - С. 197-199. ;

157. Зарубина H. А. С. Панарин: гражданская идентификация / Н. Зарубина // Наш современник. - 2004. - N 9. - С. 244-247.

158. Зарубина, Н. Служение философа: Памяти Александра Сергеевича Панарина / Н. Зарубина. - // Москва. - 2004. - N9. - С. 197-199.

159. Зверева Г.И. Цивилизационная специфика России: дискурсный анализ новой «историософии» // Общественные науки и современность, 2003, №4. С. 107

160. Золотухина-Аболина Е.В., Золотухин В.Е. Власть и ценности: куда идет Россия? / Свободная мысль. - 2009. №7. - С. 181-196.

161. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

162. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2009. - 864 с

163. Карташев А. В. Церковь. История. Россия. М.: Пробел. 1996.

164. Кассирер Э. Философия просвещения. - М.: РОССПЭН, 2004. - 400 с.

165. Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб.. В 3-х т. Т.1.

166. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. / Под ред. О. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.

167. Кокшенева К.А. Как измерить себя человеку? (О некоторых результатах «дружбы» Православия и литературы) // http://www.portal-slovo.ru/philology/37270.php?sphrase_id=l 8781.

168. Кола Д. Политическая социология. - М.: Издательство «Весь мир», «ИНФРА-М», 2001. - 406 с.

169. Комариное М. 2001. Попутный ветер будет завтра. Графики Кондратьева: ретроспектива и прогноз. М.

170. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 352 с.

171. Кулябцева В.Н. Политические ценности и их трансформация в условиях современной России: Дис. ... канд. полит, наук. Ставрополь, 2004.150 с.

172. Липовой С.П. Философская рационализация оснований европейской культуры / Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). - Ростов н/Д: Изд-во Рост, уни-та, 2002. - С. 46-66 - 304 с.

173. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991,

174. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.-525 с.

175. Лотман Ю.М. Избр. статьи в трех томах. Таллинн, 1992. Т. 1.

176. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. М., 1994.

177. Любимов А. Гений русского консерватизма // Литературная газета, 2006. №5 I.e. 1

178. Макси К. Упущенные возможности Гитлера. М: ACT; СПб. Terra fantastica.npnnmHH И. Стенгерс. Я. Порядок из хаоса. М., 1986.

179. Манхейм К. Идеология и утопия // К.Манхейм . Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994.

180. Маринычев Д.А. Нормативные ценности в современном обществе и их социальная трансформация: Дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2009.- 182 с.

181. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: «REFL-book», 1994. - 368 с.

182. Медведев Д.А. Россия, вперед! // http://kremlin.ru/news/5413, 10 сентября 2009 года, 12:00

183.Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. - 1992. №3. - С. 91-96.

184. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. // Социологические исследования. - 1992. №2. - С.118-124

185.Мидоуз Д., Мидоуз Д., Рандерс Й. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л.Иноземцева. - М.: Academia, 1999. -С.572-596. - 640 с.

186. Мильдон В.И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику) // Вопросы философии. - 2008. № 6. - С. 43-55.

187. Найт Ф.Х. Понятия риска и неопределенности // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1994. № 5. - С. 12-28.

188. Непомнящий, В. "Реванш истории" как явление русской культуры / В. Непомнящий // Наш современник. - 2004. - N 9. - С. 247-250.

189. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г.М.Фриндлера; Сост. В.Е.Багно. - М.: Искусство, 1991. - с.309-350. - 588 с.

190. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 272 с

191. Пастухов В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве // Общественные науки и современность. -2006. №2. - С. 5-28.

192. Переслегин С. 1998. Геополитическое положение Европы// «Звезда». № 12.

193. Пеунова М. Восточная инкарнация европейских «новых правых»: Александр Панарин и неоевразийский дискурс в современной России // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. С. 159-174.

194. Поляков В. Литературная газета., 2004 г. выпуск №22. // http://www.lgz.ru/archives/html_arch/ lg222004/Polosy/art2_l .htm

195. Попов Э.А. А.С.Панарин и проблемы геополитики на юге России // Философская инноватика и современная геополитика: Сборник научных трудов. - Ростов - н/Д.: Изд. СКАГС, 2010. - 381 с. - С. 64-72.

196. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10.02.2007г. Мюнхен. http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/10/1737_type63374type63376type63377 type63381type82634_l 18097.shtml

197. Пушкин A.C. Александр Радищев // Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: в Ют. 4-е изд. Л, 1978. Т. VII. С. 245.

198. Рогозянский А. «Пассионарии новой волны. Тема преодоления кризиса личности в философском наследии Александра Панарина // Русская линия. 26.04.2005 // http://rusk.ru/st.php?idar= 103190

199. Рогозянский А. Пассионарии новой волны. Тема преодоления кизиса личности в философском наследии Александра Панарина. // Русская линия, 26.04.2005 // http://rusk.ru/st.php?idar= 103190

200. Савельев А. Стратегическая политология Александра Панарина Размышления над книгой A.C. Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке».

201. Савельев А. Стратегическая политология Александра Панарина. Размышления над книгой А.С.Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке // http://www.filgrad.ru/texts/panarin/panarin50.htm

202. Савельев А. Стратегическая политология Александра Панарина. Размышления над книгой А.С.Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке // http://www.filgrad.ru/texts/panarin/panarin50.htm

203. Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.

204. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С.410.

205. Сорокин П. Война и милитаризация общества / Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. - С.356-367.- 560 с.

206. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. - с.372-401. - 640 с.

207. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991

208. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.: ACT: ACT Москва, 2009. - 669 с.

209. Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. - С.465-492. - 640 с.

210. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: 2004. - 400 с.

211. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. 1992

212. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. Ред. П.С.Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 256 с.

213. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ. Ред. и поел. В.И.Добреньков. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

214. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: Издательство ACT., 2004. - 588 с.

215. Хайдеггер М. Время и бытия. М.: 1993. С.399.

216. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT; СПб.: Terra fantastica., 2003.

217. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.

218. Цыганков А.П. Александр Панарин как зеркало российской революции // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2006. № 1. С.' 120-149.

219. Черный Ю. Современный гуманизм. Аналитический разбор // Российское гуманистическое общество. Центр исследования свободомыслия и гуманизма. Фонд «Человечность». // http ://hum. offlink.ru/knowledge/cherniy/sovrgum/ sovrgum 1 /

220. Шабров О.Ф. Доклад. Перспективы мирового либерализма // Русский интеллектуальный клуб: Стенограммы заседаний и другие материалы. Кн.5 / Под науч. ред. И.М.Ильинского. - М.: Социум, 2007. - С.96.

221. Шабров О.Ф. Эффективность политического управления (системно-кибернетический подход). Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора политических наук. - М., 1998. - С.29.

222. Шевченко A.M. Ресоциализация в России (Социокультурные модели). Монография. Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2003. - 223 с.

223. Шлезингер Артур (младший). Циклы американской истории. М., 1992.

224. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. - М.: ЦСП, 2006. - 664 с.

225. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. / Авт. вступит, статьи А.П. Дубнов, авт. комм. Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. -Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

226. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Политические исследования. - 2001. № 2. - С. 3-12.

227. Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Полис.- 2001. №1- С.6-17.

228. Alain de Benoist. Europe, Tiers - Monde, meme combat.

229. Bazhanov, V. A Note on Panarin's Revansh istorii // Europe-Asia Studies. 1999. Vol. 51. № 4. P. 705-708.

230. De Benoist, A. Europe, Tiers Monde, même combat. Paris: Éditions Robert Laffont, 1986. C. 17.

231. Lamelle, M. La Quête d'une identité impériale: Le néo-Eurasisme dans la Russie contemporaine. Paris: Petra, 2007; Ларуэль, М.Александр Панарин и «цивилизационный» национализм в России // Русский национализм: идеология и настроение / Ред. Александр Верховский. М.: Центр «Сова», 2006.

232. Pursiainen, С. Eurasianism and Neo-Eurasianism: The Past, Present, and Postmodernity of a Russian Integration Ideology. Helsinki: Finnish Institute of International Affairs, 1998.

233. Taguieff, P.-A. Origines et métamorphoses de la nouvelle droite // Vingtième Siècle. 1993. Vol. 40. Oct-Dec. P. 17.

234. Warren Allen Smith Who's Who in Hell: A Handbook and International Directory for Humanists, Freethinkers, Naturalists, Rationalists and Non-Theists / Complied by Warren Allen Smith. - New York, Barricade Books, 2000. -P.542

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.