Этологические аспекты проблемы антропогенеза: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Конова, Евгения Викторовна

  • Конова, Евгения Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Конова, Евгения Викторовна. Этологические аспекты проблемы антропогенеза: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Конова, Евгения Викторовна

Введение

Глава I

Предметная и методологическая ориентация этологии в контексте гуманитарного знания

1.1.Смысловые составляющие термина «этология».

1.2.Поведение животных как исходное понятие этологического мышления.

1.3.Институционализация базовой предметной характеристики этологии.

1.4. Дисциплинарные границы этологии как науки: на перекрестке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Глава II

Поведенческая антиномия агрессии и альтруизма у высших животных и приматов.

2.1. Понятие агрессивного поведения, формы его проявления и границы.

2.2. Стандарты группового поведения и социальной организации протогоминид и древнейших гоминид.

2.3.Характерные признаки агрессивного поведения приматов и протогоминид. Механизмы торможения и сдерживания агрессии.

2.4. Биогенетическая концепция феномена агрессивности.

2.5.Альтруистическое поведение как фактор приспособления и выживания.

Глава III

Этология в контексте современного гуманитарного знания.

3.1. Правомерность этологического подхода к решению проблемы происхождения человека.

3.2. Взаимодействие этологии, антропологии и этнологии в исследовании природы и эволюции человека

3.3. Этологическое учение в контексте психоаналитической теории человеческой агрессивности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этологические аспекты проблемы антропогенеза: социально-философский анализ»

Возникновение в XX в. этологии, изучающей биологические основы поведения животных, представляет собой большое научное событие, оказавшее сильное воздействие не только на биологию, но также на философию, психологию и другие гуманитарные отрасли знания. Чем больше человечество узнает о животных, тем больше у него причин для самосовершенствования и установления более гармоничных отношений социума и природы. Чем больше мы удаляемся от природы (с развитием цивилизации), тем более остро и болезненно мы переживаем этот разрыв.

Появление этологии стимулировало бурный и плодотворный рост исследований в области поведения животных, а использование этологических концепций для изучения поведения человека породило бурные дискуссии и привлекло внимание к этологии не только биологов и психологов, но и представителей самых разных гуманитарных дисциплин (антропологии, социологии, семантики, лингвистики, философии), а также деятелей в сфере политики, религии и искусства. Выдающееся значение этологии было официально признано в научном сообществе, когда в 1973 г. основателям этологии Конраду Лоренцу и Николасу Тинбергену была присуждена Нобелевская премия. Как писал Тинберген: «научное понимание нашего (агрессивного) поведения, ведущее к его контролю, возможно, самая актуальная задача, перед которой сегодня стоит человечество. Эти результаты поведения начинают угрожать самому выживанию нашего вида и, еще хуже, всей жизни на Земле» (Tinbergen, 1968, р. 1411).

Животные - первые учителя человечества. Известные на сегодняшний момент исследования тотемизма, а также других элементов архаических культур (мифов, ритуалов, символов, культов) свидетельствуют о самых тесных контактах, которые существовали у древних людей с животными. Как свидетельствует современная философская антропология, человек, по сравнению с животными, биологически несовершенное существо, плохо приспособленное к окружающей среде. Поэтому стремление древнего человека учиться у животных можно считать закономерным и естественным. Как показывает опыт, современный человек в условиях технической цивилизации испытывает потребность в более внимательном изучении поведения животных сообществ с целью их лучшего познания, а также с целью совершенствования собственного сообщества.

Актуальность этологических исследований связана не только с тем, что дисциплинарные границы этологии, её целевая ориентация и эпистемологическая специфика остаются по меньшей мере проблематичными, препятствуя тем самым её однозначной предметно-методологической идентификации (это обстоятельство объясняет повышенный интерес научной общественности к истории и теории этологии как науки). Самым важным является вопрос о сходстве в поведении животных и поведении людей, как автономных субъектов, обладающих индивидуальной психической мотивацией, а также как элементов толпы, или как носителей массовых инстинктов, коллективных устремлений и чувств.

В связи с постоянным расширением проблемного горизонта современных этологических исследований в детальном изучении и истолковании нуждается сама парадигма этологического мышления, понимаемая не только как выражение единства этологической теории, но и как совокупность взаимозависимых слагаемых, обладающих предметной и функциональной автономией. Проблематичным остается соотношение генезисного и структурного аспектов этологии как науки. Это соотношение зачастую интерпретируется в терминах зависимости новаторских концептуальных моделей от предшествующего опыта этологической мысли. Безусловно, в истории этологии зависимость теоретических конструкций от традиционных представлений невозможно отрицать, но было бы ошибочным сводить её развитие к этой зависимости. Научно-исторические наблюдения показывают, что любая наука (в том числе и этология) в своем становлении и развитии обязана своими достижениями не столько предшествующему опыту, сколько прогрессирующему опыту самополагания (рефлексии) теоретического мышления, независимого от традиции и в своих притязаниях встречного по отношению к ней. Именно этот феномен теоретического творчества определяет необходимость исследования социокультурных и мыслительных (научно-философских) истоков и предпосылок, продуцирующих и нормирующих этологическую мысль от её зарождения до современного статуса научной дисциплины. Именно поэтому гуманитарное прочтение этологии в контексте социально-философского мышления становится все более актуальным.

Степень разработанности темы. Этология как научная дисциплина сравнительно недавнего происхождения, хотя терминологически она восходит к античности. Первые признаки её институционализации иногда усматривают в натуралистических воззрениях европейского Просвещения XVIII века. Но, как правило, предысторическую фазу её развития специалисты-этологи локализуют в XIX в., связывая её зарождение с появлением исследования Ч. Дарвина о характере эмоций у животных и человека, или же возводя её генезисные истоки к научным достижениям зоологии и физиологии в области поведения животных (Ч. Уитмен, У. Крейг, О. Хайнрот). Классический период в развитии этологии датируется первой половиной XX в. и связывают его с творчеством К. Лоренца и Н. Тинбергена, сводивших этологию к стратегии «поведения животных». Во второй половине XX в. (как и в настоящее время) этология переживает постклассическую фазу своего развития, начавшуюся с критики теории Лоренца-Тинбергена со стороны этологов и сравнительных психологов (преимущественно американских), а также в связи с возникновением социобиологии, включившей в сферу своих исследовательских интересов этологический опыт изучения поведения животных. Притязания классической этологии на единую и завершенную в себе научную дисциплину оказались сомнительными и, по меньшей мере, преждевременными. Вместе с этим постклассическая этология, расширяя и преобразуя предметную сферу своих исследовательских интересов, логически предсказуемо столкнулась с проблемой собственных дисциплинарных границ, с необходимостью выявления и обоснования парадигмы этологического знания. Постклассическая этология пробует преодолеть эти трудности и до сих пор находится в поисках единой и непротиворечивой теории «поведения животных».

Поскольку внутренними средствами самой этологии эту проблему пока не удалось разрешить, автор диссертации пытается рассмотреть поведение животных в контексте поведения человека, то есть в качестве одной из сторон общего процесса жизнедеятельности биологических и социальных организмов на нашей планете. При этом автор согласен с Лоренцем, утверждавшим следующее: «Если мы находим у какого-либо вида животных какое-либо сходство с социальным поведением человека и эти сходные черты имеют значение для выживания животных, то они ценны и для человека. Иными словами, при всей значимости специфики поведения человека любое социальное явление может быть оправдано и названо ценным, если нечто подобное встречается в мире животных».

Тема исследования получила широкое освещение в зарубежной литературе. Этим объясняется широкое использование текстов на английском языке, а также имеющейся переведенной литературой.

Автор опирается на работы выдающихся представителей этологии (К.Лоренц, С. Морган, Н.Тинберген, Р.Бурхардт), а также на произведения философов, ставящих задачу гуманитарного осмысления данных этологической науки (3. Фрейд, Э. Фромм, В.Бунак, М.Бутовская, Д.Дьюсбери А.Зубов, М.Лобашев, Я.Рогинский, Л.Фирсов).

Большое значение для диссертанта имеют работы российских философов (Б. Маркова, Г. Осипова, Г. Кузнецова, В. Миронова, К. Момджян, В.Губина, П. Гречко, П. Гуревича, А. Ивина), которые помогли выработать методологию исследования.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации может быть обозначена как концептуальное рассмотрение предметно-методологической специфики этологии как научной дисциплины в контексте её становления и современного состояния, а также в перспективе её возможных парадигмальных преобразований и повышения её статуса в системе наук о человеке и обществе.

Целевая установка исследования предусматривает постановку и решение следующих задач:

- Идентификация этологии как системы научного знания в его основаниях, функциях и предметной ориентации; концептуальное расширение смыслового содержания термина «этология».

- Определение и системно-историческая характеристика исходного понятия этологического мышления («поведение животных»); квалификация содержательных границ этого понятия как условных и исторически изменчивых.

- Выявление стандартов поведения и механизмов мотивации и торможения агрессии приматов и протогоминид.

- Анализ биогенетического подхода к истолкованию антиномического соотношения агрессии и альтруизма в поведении человека как биосоциального существа.

- Обоснование правомерности и перспективности этологического подхода к решению проблемы антропогенеза в контексте междисциплинарной коммуникации.

- Обозначение роли и философских притязаний этологии в проекте построения универсальной модели сущностных оснований и целевого назначения человека.

- Выявление специфики феномена агрессии с точки зрения современной этологии в контексте социально-философских представлений об агрессивности человека в современном обществе.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования является процесс антропогенеза во всем многообразии его аспектов и граней. Предметом исследования - поведение приматов и гоминид и его сопоставление с поведением человека.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическое основание диссертационного исследования определяется поставленными диссертантом целями и задачами: автор пользуется методом логико-исторического подхода к раскрытию темы, отдавая себе отчёт в том, что применительно к этологии, как становящейся дисциплине, понятия исторического и логического (структурного) оказываются условными, относительными и в процессе развития этой науки претерпевают определенные изменения. В диссертации находит широкое применение методологический опыт сравнительного анализа разнородных и зачастую альтернативных мнений; применительно к определению и уточнению дисциплинарных границ этологии этот опыт во многом способствовал авторской ориентации при оправдании или критической оценке высказанных в науке суждений на этот счет.

Автором использовался системно-функциональный метод, позволяющий рассматривать поведение индивида (будь то гоминидная особь или человек) в контексте реально существующей системы связей и взаимодействий, в том числе имеющих коммуникативный характер.

Научная новизна исследования. Диссертация выполнена в жанре историко-научных изысканий, однако, историческая доминанта, будучи сквозной и преобладающей в работе, не сводится к изложению и упорядочиванию фактов и концептуальных вариантов этологической дисциплины. Научная значимость предлагаемого исследования определяется той ролью, какую, по убеждению автора, играет анализ современного состояния, статуса и перспектив этологии как развивающейся научной дисциплины для изучения поведения человека (причем не только древнего, доисторического, но и современного массового человека). Философский анализ проблематики поведения вообще и биологических основ поведения человека, в частности, позволяет достаточно глубоко раскрыть содержание предмета исследования и, в конечном счете, прояснить характерные черты этологического подхода как подхода междисциплинарного, комплексного. С этой точки зрения наиболее адекватным могло бы быть, по нашему мнению, определение этологии как дисциплины, которая исследует поведение живых организмов в контексте эволюции жизни на Земле. Поведение, как фактор эволюции, влияет на развитие вида, а вместе с его развитием, изменяются и механизмы поведения.

На становление этологии и формирование этологических принципов исследования существенное воздействие оказали разработки таких понятий как «инстинктивное поведение», «генетический фактор поведения» и др.

Предложенный в диссертации взгляд на историю этологических идей неразрывно связан с проблемой уточнения и квалификации места этологии в междисциплинарном пространстве родственных с ней и в то же время предметно отличных от неё научных дисциплин (сравнительная психология, поведенческая экология, социобиология, социология толпы).

Толпа как феномен массового общества в наиболее концентрированном виде содержит в себе животные страсти (страх, паника, борьба за выживание, агрессия по отношению к слабым).

Исследованные факты альтруистического поведения животных и протогоминид, свидетельствует о том, что позитивная потребность в коммуникации в стаде гоминид значительно превышает негативную потребность в агрессии.

Положения, выносимые на защиту:

- Определяющая опытно-эпистемологическая функция этологии как науки - сравнительное изучение поведения живых существ (включая человека) в их онтогенезе, эволюции и в их экологическом окружении.

- Предметно-методологическое и концептуальное ядро этологии формировалось и продолжает формироваться в результате коммуникативных взаимодействий естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

- Мотивы и типы поведения животных (как агрессивного, так и альтруистического) имеют существенные сходства с моделями человеческого поведения, о чем свидетельствуют наблюдения и выводы специальной отрасли этологического знания - когнитивной этологии.

- При постановке и разрешении проблемы антропогенеза неоспоримым достоинством этологического подхода является унифицированность методов описания и оценки поведения животных и приматов (включая человека), позволяющая адекватно квалифицировать узловые параметры поведенческого сходства и различия.

- Сравнительно-этологический анализ предпосылок антропогенеза является основополагающим и перспективным ориентиром в поисках единой теории происхождения и сущности человека.

- Анализ современной этологии позволил автору сделать вывод об отсутствии врожденной агрессивности у животных, а также о приоритете задач коммуникации в животной среде.

- Изучение высших приматов позволяет обоснованно критиковать выводы философской антропологии об изначальной гиперагрессивности и каннибализме среди протогоминид.

- Исследования динамики развития современной культуры свидетельствуют о том, что наличие тенденций агрессивности и альтруизма в современном обществе является производным от степени агрессивности самой социальной и культурной среды, а также от пропагандируемых в обществе форм культуры.

- Один из выводов автора заключается в оригинальном взгляде на природу социальности, которая у животных заключается в стремлении к коммуникации с целью сохранения порядка и гармонии, тогда как в социуме важными факторами локальной интеграции выступают отрицательные чувства: ненависть, гнев, агрессия (по отношению к «чужим» или «иным»).

Практическая значимость исследования заключается в осмыслении факта глубокой генетической и культурной связи человеческого общества и мира животных.

Философия этологии, по мнению автора диссертации, позволяет внести существенный вклад в решение целого ряда мировоззренчески-ценностных вопросов антропологии и этнологии, связанных с проблемами сходства и различия этносов и связанных с ними человеческих рас. Прежде всего заслуживает внимания вывод о функциональном значении агрессии в поведении протогоминид, а также в поведении человека. Этот вывод имеет важное практическое значение для более существенного влияния на так часто возникающую в современном обществе агрессию. Направляя ее вектор в нужную сторону, можно научиться продуктивно использовать агрессию в целях культурной коммуникации и интеграции.

Материалы исследования могут быть использованы для подготовки и чтения курсов по философским проблемам антропо- и социогенеза, этологии и антропологии, а также по вопросам взаимосвязи биологического и социально-гуманитарного знания.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в научных статьях и тезисах конференций. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН (9 ноября 2004 г.) и рекомендована к защите.

Структура исследования обусловлена логикой постановки и решением основных исследовательских задач. Работа состоит из 3 глав, введения и заключения, перечня использованной литературы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Конова Е.В. Значение современных этологических исследований поведения животных для раскрытия сущности поведения человека // Объединенный научный журнал. М.: Из-во «Тезарус», 2002. №12, с. 6-7.

2. Конова Е.В. Проблемы агрессии человеческой природы в психоаналитической концепции 3. Фрейда // Объединенный научный журнал. М.: Из-во «Тезарус», 2002. №24, с. 31-32.

3. Конова Е.В. «Биогенетическая» концепция агрессивности поведения животных как основа человеческой агрессивности // Диалог Цивилизаций: история, современность и перспективы. Материалы Четвертой межвузовской научной конференции молодых ученых. М.: Из-во РУДН, 2003, с. 50-53.

4. Конова Е.В. Взаимодействие этологии, антропологии и этнологии в социальном контексте исследования природы и эволюции человека // Диалог Цивилизаций: Восток - Запад. Проблема межкультурной коммуникации. Материалы Пятой межвузовской научной конференции молодых ученых. М.: Из-во РУДН, 2005, с. 112-114.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Конова, Евгения Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контексте целостного исследования отдельных сторон проблематики поведения отчетливо проступают интегративные тенденции формирования единой теории живого мира и создаются реальные предпосылки для возникновения и развития новых направлений исследования поведения человека. В качестве такого нового направления является изучение поведения человека. Если этология позволяет осуществить свежий взгляд на поведение человека, то философская антропология и социология помогают понять поведение животных. По мере формирования и развития этологии наметился определенный круг проблем, решение которых требует серьезного философского анализа. Своеобразие этологии как науки, специфические формы взаимодействия этологии с другими фундаментальными и прикладными научными направлениями, ее роль в решении конкретных практических задач превращают этологию в самостоятельный объект философско-методологического исследования.

Значение такого исследования заключается прежде всего в том, что всестороннее и обстоятельное изучение этологии и ее сущности, своеобразных черт формирования понятийного аппарата и методов этологичекого подхода к поведению живой системы способно оказывать существенное влияние на развитие наших представлений о поведении не только животных, но и людей, стимулировать процесс генерирования новых идей в сфере психологии и социальной философии.

Анализ проблем поведения свидетельствует о том, что механизмы поведения живых систем на протяжении всей истории научно-философской мысли привлекали пристальное внимание ученых. Важно отметить, что поведение как объект исследования освещалось с двух сторон: биологами с позиции эволюционных представлений, психологами с позиции бихевиоризма. Историко-философский анализ показывает, что проблема поведения как серьезная научная проблема решается одновременно в различных научных системах. Поведение животных детерминируется различными факторами, исследованием которых занимаются, соответственно, различные науки. Формирование этологии связано с развитием представлений о биологическом аспекте поведения. В рамках формирующейся науки получает свое дальнейшее развитие тезис о том, что поведение животного является одним из факторов эволюционного процесса. Биологический подход к поведению биосистем позволил лучше понять многие важные стороны механизма адаптации, естественного отбора, взаимоотношения организмов со средой. Биологическое исследование поведения благодаря работам В. А. Вагнера, К. Лоренца, А. Н. Промтова, К. Фриша, Н. Тинбергена и других трансформировалось в самостоятельное научное направление - в этологию. Становление этологии как науки - это сложный и противоречивый процесс развития биологического подхода к поведению животных.

Для удовлетворительного решения вопроса о предмете (сущности) и задачах этологии необходимо более детальное логико-методологическое рассмотрение проблематики «биологического аспекта поведения». Только философский анализ проблематики поведения вообще и биологических основ поведения, в частности, может позволить достаточно глубоко раскрыть содержание предмета исследования этологии и, в конечном счете, прояснить характерные черты этологического подхода к поведению. С этой точки зрения наиболее адекватным могло бы быть, по нашему мнению, определение этологии как биологической дисциплины, которая исследует поведение живых организмов в контексте выяснения роли поведенческого фактора в эволюции живого мира. Поведение, как фактор эволюции, влияет на эволюцию вида и вместе с его эволюцией изменяется и механизм поведения. На становление этологии и формирование этологичееких принципов исследования поведения существенное воздействие оказали и разработки проблем «инстинктивное поведение», «генетический фактор поведения» и др.

В результате проведенного исследования можно считать достигнутыми следующие задачи:

- Осуществлена идентификация этологии как системы научного знания в его основаниях, функциях и предметной ориентации; концептуальное расширение смыслового содержания термина «этология».

- Дано определение и системно-историческая характеристика исходного понятия этологического мышления («поведение животных»); квалификация содержательных границ этого понятия как условных и исторически изменчивых.

- Выявлены стандарты поведения и механизмов мотивации и торможения агрессии приматов и протогоминид.

- Осуществлен анализ биогенетического подхода к истолкованию антиномического соотношения агрессии и альтруизма в поведении человека как биосоциального существа.

- Актуализировано обоснование правомерности и перспективности этологического подхода к решению проблемы антропогенеза в междисциплинарной коммуникации этологии, антропологии и этнологии.

- Обозначены роль и притязания этологии в проекте построения универсальной модели сущностных оснований и целевого назначения человека.

- Показано важное значение, какое имеет рассмотрение интегративных процессов с «участием» этологии в решении философских проблем этологии. Поскольку с возникновением этологии произошло усиление интегративных процессов и качественное их преобразование, эти процессы могут привести в дальнейшем к появлению новых методологических ориентаций и исследовательских установок. В ходе дальнейшего всестороннего анализа особенностей взаимодействия этологии с другими науками (психологией, философией, зоологией, медицинскими дисциплинами и т.д.) еще более раскроется роль интегративного процесса в развитии и углублении наших представлений о живом мире, а также в формировании единой гуманистической теории поведения.

Новизна диссертационного исследования заключается в более глубоком использовании данных этологии как науки о поведении животных, прежде всего протогоминид, для рассмотрения скрытых, глубинных мотивов поведения человека.

Автор показывает, что доминирующей тенденцией в поведении животных выступает не агрессия, а миролюбие и даже альтруизм, что свидетельствует о том, что тенденции к позитивной коммуникации внутри вида преобладают над тенденциями к агрессии.

Анализ современной этологии позволил автору сделать вывод об отсутствии врожденной агрессивности у животных, а также о приоритете задач коммуникации в животной среде.

Изучение высших приматов позволяет автору подвергнуть критике выводы философской антропологии об изначальной гиперагрессивности и каннибализме среди протогоминид.

Исследованные факты альтруистического поведения животных и протогоминид, а также примеры продуктивной коммуникации в животных сообществах свидетельствуют о значительной тенденции каждой особи к возможным в рамках определенного вида формам коммуникативной деятельности. Важным выводом является следующий: позитивная потребность в коммуникации в стаде гоминид значительно превышает негативную потребность в агрессии.

Один из выводов автора заключается в оригинальном взгляде на природу социальности, которая у животных заключается в стремлении к коммуникации с целью сохранения порядка и гармонии, тогда как в социуме важными факторами локальной интеграции выступают отрицательные чувства: ненависть, гнев, агрессия (по отношению к «чужим» или «иным»).

Изучение имеющейся литературы по причинам человеческой агрессии и сравнение ее с агрессией протогоминид позволили автору сделать вывод о скрытых возможностях более продуктивного использования человеческой агрессии в социально значимых целях, ведь внутривидовая агрессия в стаде гоминид проявляется в случаях опасности разрушения целостности группы и ее структуры.

Многие проблемы остались за рамками осуществленного исследования. До конца не выяснена проблема специфических отличий человеческой агрессивности от агрессии у приматов и та роль, какую сыграл феномен агрессии в происхождении человека как вида. Самым главным из неясных вопросов является тот путь, который человечество должно пройти, чтобы избавиться от чрезмерной агрессии людей как представителей техногенной цивилизации.

Другой важнейшей проблемой современной этологии является поиск причин, по которым социальные системы животных и человека всегда структурированы, причем чаще всего по иерархическому принципу. Реальная роль концепции доминирования для понимания сути социальных связей в социуме постоянно дискутируется. Сети отношений между особями описываются у животных в понятиях родственных и сексуальных связей, систем доминирования, индивидуальной избирательности, у человека сети отношений существенно, принципиально более разнообразны. Этот вопрос требует дополнительных исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Конова, Евгения Викторовна, 2005 год

1. Вагнер В.А. Этюды по сравнительной психологии. Л.: Начатки знаний, 1924-1929.

2. Новиков Г.А. Логическая и историческая связь этологии с экологией //Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии / Под ред. К.Э.Фабри. М.: Изд-во МГУ, 1975. - С. 9-11.

3. Панов Е.Н. Этология ее истоки, становление и место в исследовании поведения. Сер. 3, Биология. - М.: Знание, 1975.

4. Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М.: Мир, 1970.

5. Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974.

6. Шеррингтон Ч.С. Интегративная деятельность нервной системы. Л.:1. Наука, 1969.

7. Barnett S.A. A study in behaviour. L.: Methuen, 1963.

8. Bateson P.P.G., Klopfer P.H., eds. Perspectives in ethology. Vol. 9. Human understanding and animal awareness. - N.Y.-L.: Plenum Press, 1991.

9. Beer C.G. Ethology zoologist's approach to behaviour //Tuatara. - 1963. -Vol.11.-P. 170-177; 1964.-Vol. 12.-P. 16-39.

10. Beer C.G. Darwin, instinct and ethology //Journal of the History of behavioral Sciences. 1983.-Vol. 19.-P. 68-80.

11. Burghardt G.M. Instinct and innate behavior: Toward an ethological psychology //The study of behavior / Ed. by J.A.Nevin. Clenview, 111. -Brington, Scott, Foresman, 1973.-P. 321-400.

12. Burghardt G.M. The ethological trip: Heresy to acceptance //Contemporary Psychology. 1980. - Vol. 25. - P. 22-23.

13. Burkhardt R.W. Development of an evolutionary ethology // Evolution from moleculs to men /Ed. by Bendall. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.-P. 429-444.

14. Burkhardt R.W. Darwin on animal behavior and evolution //The Darwinian heritage / Ed. by D. Kohn. Princeton: Princeton University Press, 1985. -P.435-481.

15. Heinroth К. Als die Ethologie begann // Heinroth O., Lorenz K. Wozu aber hat das Vien diesen Schnabel? Briefe aus der fruhen Verhaltensforschung, 19301940 /Hrsg. von O. Koenig. Munchen, Zurich: Piper, 1988. - S. 299-308.

16. Heinroth K., Burghardt G.M. History of ethology //Grzimek's encyclopedia of ethology / Ed. by K. Immelmann. N.Y.: Van Nostrand Reinold, 1977. - P. 122.

17. Heinroth O. Beitrage zur Biologie, namentlich Ethologie und Psychologie der Anatiden //Verhandlungen des V. Internationalen Ornithologischen Kongresses, Berlin, 1910. Berlin: Deutsche Ornithologische Gesellschaft, 1911. - S. 589702.

18. Hess E.H. Ethologie: An approach toward the complete analysis of behavior //New directions in psychology / Ed. by R. Brown, E. Galanter, E.H. Hess, G. Mandler. N.Y.: Holt, Rinehart, Winston, 1962. - P. 157-266.

19. Heymer A. Ethological dictionary. Berlin, Hamburg: Parey, 1977.

20. Hinde R.A. Animal behaviour: A synthesis of ethology and comparativepsychology. 1st. ed. -N.Y.: McGraw-Hill, 1966.

21. Hinde R.A. Ethology: Its nature and relation other sciences. Glasdow: Fortana, 1982.

22. Tinbergen N. Uber der Orientierung des Bienenwolfes (Philanthus triangulum Fabr.). II. Die Bienenjagd //Zeitschrift fur vergleichende Physiologie. 1935. -Bd. 21. - S. 699-716.

23. Tinbergen N. On the analysis of the social organization among vertebrates, with special reference to birds //American Midland Naturalist. 1939. - Vol. 21. - P. 210-234.

24. Tinbergen N. Die Ubersprungbewegung //Zeischrift fur Tierpsycholoqie. 1940. - Bd. 4. - S. 1-40.

25. Tinbergen N. The Hierarchical organization of nervous mechanisms instinctive behaviour //Symposia of the Society for Biology. Vol. 4. Animal behaviour / Ed. by J. F. Danielli, R. Brown. Cambridge: Cambridge University Press, 1950. -P. 305-312.

26. Tinbergen N. The study of instinct. Oxford: Oxford University Press, 1951. Tinbergen N. The Herring Gull's world. - L.: Collins, 1953.

27. Tiribergen N. Psychology and ethology as supplementary parts of a science ofbehavior //Transactions of the First Conference on Group Processes (1954) / Ed.by B.Schaffner. -N.Y.: Macy Foudation, 1955. P.75-167.

28. Tinbergen N. Curious naturalists. L.: Country Life, 1958.

29. Tinbergen N. On aims and methods of ethology //Zeitschrift fur Tierpsychologie.- 1963.-Bd. 20.-S. 410-433.

30. Tinbergen N. The work of the Animal behaviour Research Group in the Department of Zoology, University of Oxford // Animal behaviour. 1963. -Vol. 11.-P. 206-209.

31. Tinbergen N. Watching and wondering //Studying animal behavior: Autobiographies of the founders / Ed. by D. A. Dewsbury. Chicago, L.: University of Chicago Press, 1989. - P. 431-463.

32. Whitman C.O. Myths in animal psychology //Monist. 1899. - Vol. 6. - P. 524537.

33. Whitman C.O. The behavior of pigeons //Posthumous works of Charles Otis Whitman. Vol. 3. / Ed. by H. A. Carr. Washington: Carnegie Institution of Washington, 1919.

34. Алексеев В.П. Возникновение и эволюция гоминид //История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. -М.: Наука, 1983. С. 188-227.

35. Алексеева JI. В. Полицикличность размножения у приматов и антропогенез. М.: Наука, 1977.

36. Алексеева Л. В. Приматоведение и предистория человеческого общества //Вопросы антропологии. 1978. - Вып. 59. - С. 24-38. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. - 1981. - № 3. - С. 3-16.

37. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека. М., 1981.

38. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980.

39. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.:Мир, 1981. Зубов А.А. Общие предпосылки гоминизации //Вопросы антропологии. -1983.-Вып. 71.-С. 29-41.

40. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология ее сторонники и оппоненты //Философские науки. - 1982. - № 1.

41. КузнецовВ.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.Философия. Учебник. М., ИНФРА, 2005

42. Крушинский JI.B. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1977.

43. Крушинский JI.B. Роль элементарной рассудочной деятельности в эволюции групповых отношений животных //Вопросы философии. 1973. - № 11.

44. Марков Б. В. Философская антропология. СПб. 1998

45. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. — М.: Мир, 1982.

46. Причард Эванс история антропологической мысли.М., Воет лит. «Фирма»,2005.

47. Рогинский Я.Я. Основные антропологические вопросы в проблеме происхождения современного человека //Тр. Ин-та этнографии АН СССР. T.XVI.-M.-Л., 1951.-С. 123-205.

48. Рогинский Я.Я. Разнообразие характеров и прогресс //Природа. 1974. - № 2.

49. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.

50. Семенов Ю.И. Предпосылки становления человеческого общества

51. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемыантропосоциогенеза. М.: Наука, 1983. - С. 228-292.

52. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Ленигр. Ун-т, 1970.

53. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. — М.: Наука, 1980.

54. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

55. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975.

56. Fossey D. Development of the mountain gorilla. The first thirty-six monthe //The great apes. 1979.-P. 139-184.

57. Freeman D. Human aggression in antropological perspective //The natural history of aggression. -N.Y., 1964.-P. 109-119.

58. Garcia-Castelles, Solis S., Juares J., Guzman-Flores C. Role of female hormones in the social behaviour of the green monkey //VIII Congress of Primatology. -1980.-Vol. 3. № 2. - P. 200.

59. Goodall van Lawick J. Infant killing and cannibalism in freeling chimpanzees //Folis primatol. 1977. Vol. 28. - P. 259-282.

60. Goodall J., Bandora A., Bergmann E., Busse C., Matoma H., Mpongo E., Pierela Riss D. Inter-community interaction in the chimpanzee population of the Gombe National Park //The great apes. Menlo Hark, Calif.: Benjamin, 1979. - P. 1353.

61. Handy J. P. Relationship in six groups of rhesus monkeys. I. Networcs // Amer.

62. J. Phys. Anthropol. 1980. - Vol. 52. - № 4. - P. 549-564

63. Hall K., Vore I., de. Baboon social behaviour //Primate Behaviour. N.Y.-L.,1965.-P.53-111.

64. Hamilton M. E. Revising Evolutionary Narratives: a consideration of alternative assumption about sexual selection and competition for mates // Amer.Anthropologist. 1984. - V. 86. - N 3. - P. 651-662.

65. Hausfater G., Vagel C. Infanticide in langur monkeys (genus Presbytis): recent research and a review of hypitheses //VIII Congress Intern, of Primatology. -1982.-P. 160-176.

66. Hediger H. P.The evolution of territorial behaviour //Social life of early man. -N.Y., 1961.-P. 34-57.

67. Hugh G. A. The evolution of "agonistic buffering" in baboons and macaques //Amer. J. Phys. Anthropol. 1977. -V. 47. - N 1. -P. 133.

68. Hunt К. D., Vitzthum V.J. A dental metric assessment of the phylogenetic position of Australopithecus africanus // Amer. J. Phys. Anthropol. - 1984. - V. 63.-N2.-P. 172.

69. Kaplan J. R. Intergroup variation in the social behaviour of rhesus monkeys // -Amer. J. Phys. Anthropol. 1977. - V. 47. - N 1. - P.l41.

70. Kavanagh M. Variable territoriality among tantalus monkeys in Cameroon // Folia primatol. 1981. - V. 36. -N 1-2. - P. 76-98.

71. Kawanaka K. Infanticide and cannibalism in chimpanzees with special reference to the newly observed case in Mahale mountains //African Study Monographs. -1981.-V. l.-P. 69-99.

72. Kawanaka K. Further studies on predation by chimpanzees of the Mahalemountains //Primates. 1982. - V. 23. - N 3. - P. 364-384.

73. Kummer H. Social organization of hamadryas baboons. A field study

74. Bibliotheca Primatol. 1968. - N 6. - P. 1-189.1.renz K. On aggression. New York, 1966.1.renz K. What aggression is good for? //Animals. 1966. - V. 9. - N 7. - P. 403-407.

75. McGuire M. Т., Cole S.R., Crookshank C. Effects of social and spatial density changes in Cercopithecus aethiops subadults //Primates. 1978. - V. 19. - N 4. -P. 615-631.

76. McMillan C.A. Dominance, adult-subadult status and male mating success in rhesus macaques //Amer. J. Phys. Anthropol. 1982. - V. 57. - N 2. - P. 207-221.

77. Moyer К. E. Kinds of aggression and their physiological basis //Communications in behavioural biology. 1968. - V. 2. - P. 65-87.

78. Nagel U. A comparison of anubis baboons, hanadryas baboons and their hybrids at a species border in Ethiopia //Folia Primatol. 1973. - V. 19. - P. 104-165.

79. Parker C. Male transfer in olive baboons //Nature. 1975. - V. 255. - P. 219-220. Parker G. Reciprocal altruism in olive baboons // Readings of sociobiology. -San Francisco, 1978. - P. 227-232.

80. Paterson J. D. Ecologically differentiated patterns of aggressive and sexual behaviour in two troops of Ugandan Baboons Papio anubis //Amer. J. Phys. Antiiropol. 1973. - V. 38. - N 2. - P. 641-648.

81. Polis G. A. The evolution and dynamics of infra-specific predation //Am. Rev. Ecol. Syst. 1981. - V. 12. - P. 225-257.

82. Ransom Т., Ransom B. Adult male-infant relations among baboons (Papio anubis) //Folia Primatol. 1971. - V. 16. - P. 179-195.

83. Robinson J. T. Adaptive eradiation in the Australopithecines and the "origin of man" //African ecology and human evolution. N.Y., 1963. - P. 386-416.

84. Rowell T. Organization of caged groups of Cercopithecus monkeys //Anim. Behav. 1971. -V. 19. - P. 625-645.

85. Strum S.C. Use of females by male olive baboons (Papio anubis) // Amer. J. Primatol. 1983. - V. 5. - N 2. - P. 93-109.

86. Tinbergen N. On war and peace in animals and man //Science. -1968. V. 160. -N3835.-P. 1411-1418.

87. Vallois H.V. The evidence of skeletons //Social life of early man. N.Y., 1961. -P. 228, 231.

88. Vore I., de. Aggression, evolution and human survival //L.S.B. Leakey Pound News.-1981.-N20.-P. 1-14.

89. Washburn S. L., Hamburg D. A. Aggressive behaviour in old world monkeys and apes //Primates studies in adaptation and variability. N.Y., 1968. - P. 458-479.

90. Watanabe К. Alliance formation in a free ranging troop of Japanese macaques //Primates. 1980. - V. 20. - P. 459-474.

91. Wheatley B. P. Adult male replacement in Macaca fascicularis of East Kalimantan, Indonesia //Int. J. Primatol. 1982. - V. 3. - N 2. - P. 203-220.

92. Yaroch L. A., Vitzthum V. J. Was Australopithecus africanus ancestral to the genus Homo? //Amer. J. Phys. Anthropol. 1984. -V. 63, N 2. - P. 237.

93. Zindler R.E. A comparison of some social structures among Papio hamadryas and Homo sapiens. An abstract book //XIV Congress of Primatology. 1972. -Portland, Oregon, USA. - P. 85.

94. Zuckerman S. The Social life of monkeys and apes. N.Y., 1932.1. ГЛАВА III

95. Алексеев В.П. Становление человечества. M.: Наука, 1984.

96. Бунак В.В. Род, его возникновение и последующая эволюция М.: Наука,1980.

97. Бутовская M.JI. Инфантицид у приматов и человека и проблемы социального поведения гоминид //Биологические науки. 1990. - № 12. — С. 5-23.

98. Бутовская M.JI. Перспективы использования этологических материалов и методов в антропологии и этнографии //Сов. этнография. 1988. - № 5. - С. 26-37.

99. Бутовская M.JI. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования // Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы. М, 1999. - С. 12-71.

100. Бутовская М.Л., Ладыгина О.Н. Родственные и индивидуальные предпочтения в направленности дружелюбных контактов у бурых макак //Бюл. Моск. об-ва испыт. прир. Отд. биол. 1991. - Т. 96. - Вып. 3. - С. 1426.

101. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М.: Наука, 1993.

102. Губин В.Д. Философская антропология. Учебное пособие. М., 2000

103. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

104. Зубов А.А. Антропогенез как фаза эволюции животного мира //Биологические предпосылки гоминизации. — М., 1976. С. 7-20.

105. Зубов А.А. Общие предпосылки гоминизации //Вопросы антропологии. -1983.-Вып. 71.-С. 29-41.

106. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М.: Наука, 1977.

107. Лобашев М.И. Сигнальная наследственность //Исследования по генетике.-Л., 1961.-С. 3-11.

108. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) //Вопросы философии. 1992. -№3.

109. Лоренц К. Год серого гуся. М.: Мир, 1984. Лоренц К. Человек находит друга. - М., 1977.

110. Мантейфель Б.Н. Экологические и эволюционный аспекты поведения животных. М.: Мир, 1987.

111. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М.: Мир, 1982. Овсянников Н.Г., Бадридзе Я.К. Понятие психологического комфорта в интерпретации движущих сил поведения //Докл. АН СССР. - 1989. - Т. 306.-№4.-С. 1015-1018.

112. Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека: (Методы проксемических исследований). Препр. - Новосибирск, 1990. Промптов А.Н. Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц. - M.-JI., 1956.

113. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Высшая школа, 1972.

114. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций «человеческойагрессивности». Минск: Изд-во БГУ, 1982.

115. Тих Н.А. Предыстория общества. Д.: ЛГУ, 1970.

116. Тинберген Н. Люди, эти непознанные существа //Диалоги. М., 1979.

117. Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропосоциогенеза //Физиология поведения.

118. Нейробиологические закономерности. Л.: Наука, 1987.

119. Фирсов Л.А. И.П.Павлов и экспериментальная приматология. Л.: Наука, 1982.

120. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. М.: Наука, 1972.

121. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.: Наука,1987.

122. Фрейд 3. Инстинкты и их судьбы. М., 1926. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1915. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности. - М., 1905. Фрейд 3. Цивилизация и ее неудовольствия. - М., 1930.

123. Фрейд 3. «Я» и «Оно». M.-JI., 1923.

124. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.

125. Хайнд Р. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1975.

126. Asquith P.J. Anthropomorphism and Japanese traditions in primatology //Primate ontogeny, cognition and social behavior. 1986. - Vol. 3. - P. 61-71.

127. Altman I., Chemers M. Culture and environment. Cambridge: Mass, 1980. Bernstein I.S. Dominance: the baby and the Bathwater //Behav. Brain. Sci. -1981.-Vol. 4.-P. 419-457.

128. Bailey R. C., Aunger R. Significance of the social relationships of Efe Pygmy men in the Ituri Forest, Zaire //Amer. J. Phys. Antropol. 1989. Vol. 78. - № 4. -P. 495-507.

129. Clutton-Brock Т.Н. Primate social organization and ecology //Nature. 1974. -Vol. 250.-P. 539-542.

130. DeVour I. Primate behavior. New York, 1965

131. Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. N.Y., 1989.

132. Fossey D. Reproduction among free-living mountain gorillas // Amer. J. Primatol. 1982. - Vol. 1, suppl. - P. 97-104.

133. Freeman D. G. Human sociobiology: A holistic approach. N.Y., 1979. Freud S. Civilization and Its Discontrnts. - N.Y., 1966.

134. Freud S. Instincts and their Vicissitudes //Abctracts of the S.E. of S. Freud. -N.Y., 1970.

135. Freud S. Three Essays on the Theoty of Sexuality // Abctracts of the S.E. of S. Freud.-N.Y., 1970.

136. Hinde R.A. Can nonhuman primates help us understand human behaviour? //Primate Societies. Chicago, 1987. - 413-423.

137. Hinde R.A. Individuals, relationships and culture: (Links between ethology and the social science). Cambridge-N.Y., 1987.

138. McGrew W. C., Roger M. E. Chimpanzees, tools and termites: New record From Gabon // Amer. J. Primatol. 1983. - V. 5. - P. 171-174.

139. Medawar P. // Tinbergen N. The animal in its word. Vol. 1. Cambridge, Mass.: Hardvard University Press. - 1972.

140. Melotti U. Competition and cooperation in human evolution // Mankind Quart. -1985. V. 25. - № 4. - P. 323-352.

141. Morris D. J. Manwatching: A field quide to human behaviour. St. Albans:

142. Triad Panther Books, 1987.

143. Morris D. J. Animal days. L.: Cape, J. ,1979.

144. Thorpe W.H. Animal nature and human nature. L.: N.Y., 1974.

145. Tooby J., De Vore I. The reconstruction of hominid behavioral evolution through strategic modelling // The evolution of human behavior: Primate models/ Ed. KinzeyW. J.-N.Y., 1987.-P. 183-238.

146. Tinbergen N. The study of instinct. // Oxford: Oxford University Press, 1951. Tinbergen N. On aims and methods of ethology //Zeitschrift fur Tierpsychologie. -1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.