Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Морева, Ольга Леонидовна

  • Морева, Ольга Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Морева, Ольга Леонидовна. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Морева, Ольга Леонидовна

Введение. Общая характеристика исследования.

Глава I. Воспитательные возможности народной культуры.

1.1. Анализ исследований, рассматривающих народные традиции, их воспитательные возможности. Состояние исследуемой проблемы.

1.2. Воспитательные возможности народного искусства.

Глава II. Содержание этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков.

2.1. Психолого-педагогические особенности приобщения младших подростков к народной культуре.

2.2.Содержание полихудожественного воспитания и образования младших подростков на народных традициях.

Глава III. Экспериментальное исследование этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания.

3.1. Принципы построения экспериментальной программы интегративного типа по народному искусству.

3.2. Методика экспериментального исследования и анализ его результатов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков»

Актуальность исследования. Одной из главных задач образования и воспитания является обеспечение преемственности и развития культуры. Для этого необходимо воспитывать не созерцателя, а носителя культуры, который способен не только воспроизводить, но и преобразовывать, развивать, передавать культуру.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется духовным кризисом, падением нравственности, ростом преступности, межнациональной неприязнью, разрушением системы традиционных для России ценностей. Это связано с социальными и экономическими преобразованиями происходящими в стране. В период радикальных изменений в обществе всегда обостряются противоречия смены приоритетов прошлого, настоящего и будущего. Общество или быстро принимает инокультурные, зачастую чуждые, трансформированные, упрощенные ценности, или обращается к своим истокам, к ценностям традиционной культуры.

Кризисное состояние общества прежде всего отражается на детях, поскольку отсутствие жизненного опыта не позволяет им определиться в системе ценностей, отличить подлинные ценности от мнимых. Перед школой, как основным образовательно-воспитательным институтом общества, встает проблема выбора наиболее значимых ценностей, их адаптации к особенностям детского возраста и образовательно-воспитательного процесса. Это требует переоценки ценностей, изменения их иерархической системы и утверждения приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании.

Современное общество нуждается в творческом человеке, готовом на диалог в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Реализовать все эти условия возможно через приобщение школьников к традициям народной культуры. Они создают стабильную систему ценностей и дают основание для возникновения психологической устойчивости личности, формируют национальное самосознание и культуру школьников. Г.Н.Волков указывает: "Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими, несомненно, являются педагогические. Традиционная культура воспитания представляет собой основу, стержень, ядро всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие традиций воспитания, народной педагогики" (Волков Г.Н., 1998 (а). с.З).

Традиции мы понимаем как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила, навыки, художественные достижения прошлого. Различные традиции складываются во всех сферах человеческой жизнедеятельности, они бывают духовные, семейные, трудовые, традиции в игровой, в спортивной деятельности, в народном искусстве. Воспитательные возможности традиций народного искусства заключаются в том, что оно "отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя" (Российская педагогическая энциклопедия, с. 165). Использование в современном художественном воспитании традиций народного искусства и национальных обычаев духовно-нравственного, гуманистического, трудового характера позволяет формировать и развивать личность на основе общечеловеческих ценностей, раскрывая ее индивидуальные и творческие возможности.

Идея возрождения, сохранения народных традиции и включения их в образовательно-воспитательный процесс находит отражение в этнопедагогизации воспитания. Этнопедагогизацию воспитания мы понимаем как гармонизацию этнических и педагогических компонентов. Это предполагает использование лучших традиций народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки, созданием условий для творческого развития и самовыражения личности.

Теоретический поиск и реализация национально-региональных концепций образования сформировали социальный заказ на разработку научно-методических основ этнопедагогизации процесса воспитания. Школа находится в активном поиске концепций воспитания и образования, реализующих стоящие перед современной педагогической наукой цели сформировать поколение, сориентированное на ценности народной культуры, через приобщение к традициям народа и воспитание человека как представителя определенной культуры, как "гражданина мира". Школа и педагогическая наука расширяют свои социальную и культуросозидетельную функции, становясь своеобразным координирующим центром воспитательной деятельности семьи и общественности. Открываются специализированные школы, гимназии, лицеи, а также Центры народной культуры, народных художественных ремесел, где народное искусство отнесено к числу основных дисциплин. Обновляется и содержание образования. Этому обновлению во многом способствовал переход к вариативной образовательной системе, закрепленной Законом Российской Федерации "Об образовании" (Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ, 1998. с.74), предполагающей свободный выбор направлений, целей и задач конкретного учебного заведения, технологий воспитания и образования. В "Базисном учебном плане школы Российской Федерации" (1993г.) в качестве образовательной области обозначено "искусство", обеспечивающее формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, имея в виду индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. В образовательной области "искусство" представлены - изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и общекультурные традиции регионов.

Однако, при всем многообразии учебных программ, научных педагогических трудов, публикаций по вопросам использования в воспитании и обучении народного искусства, отсутствует специальное исследование, посвященное проблеме приобщения к культуре и искусству народа младших подростков на полихудожественной инте-гративной основе с учетом ценностей традиционной народной культуры и опорой на современные психолого-педагогические исследования. Тогда как именно у младших подростков начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Младший подросток способен осознать своеобразие родной культуры и при правильном педагогическом руководстве можно сформировать у него чувство гордости за прошлое и настоящее своего народа, ощущение общности. Сделать ребенка не просто созерцателем народной культуры, но и носителем ее, на наш взгляд, одна из главных задач приобщения к культуре и искусству народа, которая гарантирует сохранность, обогащение и передачу последующим поколениям накопленного социально-культурного наследия.

Социальный заказ на формирование грамотного человека, подлинного носителя своей национальной культуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами и неразработанность форм и методов художественного воспитания на традициях народного искусства придают нашему исследованию актуальность.

Вышеизложенные соображения обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: "Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков".

Цель исследования - выявить возможности приобщения младших подростков к народной культуре через этнопедагогизацию процесса полихудожественного воспитания.

Объект исследования - художественно-эстетическое воспитание, основанное на традициях народной культуры.

Предмет исследования - этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков.

Гипотеза исследования - этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания может стать средством приобщения младших подростков к традиционной культуре, способом социально-культурной адаптации, развития коммуникативных и творческих способностей, мышления, воображения при следующих условиях:

1) народные традиции станут органической частью учебно-воспитательного процесса;

2) будет сохранена целостность народной культуры при ее внедрении в учебно-воспитательный процесс;

3) изучение народного искусства младшими подростками будет осуществляться на полихудожественной основе с учетом интеграции и взаимодействия искусств;

4) народное искусство будет представлено в обучении как один из важнейших элементов системы исторически развивающегося знания о мире, в котором отражаются все сферы человеческой деятельности, все компоненты культуры;

5) будут созданы благоприятные условия для формирования и развития творческих способностей, воображения, самовыражения младших подростков средствами творческой деятельности на основе народной культуры;

6) в воспитании будет учитываться единство художественного восприятия, мышления и практической деятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности.

Задачи исследования.

1. Выделить воспитательные возможности народной культуры на основе анализа искусствоведческой, этнографической и педагогической литературы.

2. Проанализировать образовательно-воспитательные концепции, программы, существующие подходы к изучению культуры и искусства народа, представленные в педагогической и методической литературе.

3. Определить содержание и формы этнопедагогизации полихудожественного воспитания младших подростков.

4. Выявить психолого-педагогические особенности приобщения младших подростков к народной художественной культуре.

5. Разработать модель целостного приобщение к народной культуре, которая учитывает и сочетает природные, социальные, личностные, психологические факторы. Для этого проанализировать виды народного искусства и выделить компоненты этнической картины мира.

6. Выделить для изучения культуры удмуртов компоненты этнической (религиозно-мифологической) картины мира и видов народного искусства удмуртов.

7. Проверить эффективность этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков через экспериментальное обучение с учетом традиций народной культуры и искусства удмуртов в сочетании с мировой культурой и искусством других народов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические принципы и положения:

- о взаимосвязи природных, социальных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влиянии на духовно-нравственное воспитание человека (В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, В.П.Казначеев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Н.И.Озерова, Тейяр де Шарден);

- раскрывающие сущность и законы народного искусства в области художественной культуры и искусствоведения (Г.К.Вагнер, М.С.Каган, А.С.Канцедикас, М.А.Некрасова и др.); раскрывающие историю этнопедагогики, методологию, структуру, параметры, особенности традиционной культуры воспитания, современное функционирование науки (В.Ф.Афанасьев, Г.И.Батурина, А.Л.Бугаева, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков,

A.И.Гашимов, В.М.Григорьев, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, Ю.А.Рудь, Я.И.Ханбиков, Е.Л.Христова, З.Б.Цаллагова и др.);

- о роли ведущего типа деятельности и социальной ситуации развития в становлении личности ребенка, об особенностях подросткового возраста в области возрастной психологии (Л.С.Выготский,

B.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн и др.), а также о единстве мышления и личности -"субъектно-деятельностная" теория психического развития (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и др);

- раскрывающие принципы и особенности изучения искусства в области художественно-эстетического образования и воспитания (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.Б.Рылова, Т.Я.Шпикалова и др.) и своеобразие восприятия человеком искусства, возможности включения в художественно-творческую деятельность различных видов искусства одновременно (теория Б.П.Юсова "Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников").

Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:

1. Теоретические методы с целью построения модели учебно-воспитательного процесса на идеях народных традиций.

2. Эмпирические методы для выявления состояния исследуемой проблемы в практике воспитания, для диагностики уровня развития учащихся.

3. Опытно-экспериментальная работа для проверки и корректировки теоретической модели.

Этапы экспериментального исследования.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

- первый этап (1993-1994гг.) - изучение состояния проблемы в литературе и на практике;

- второй этап (1994-1996гг.) - опытно-экспериментальная работа с учащимися (младшие подростки) средней школы № 48 г.Ижевска, разработка и апробация программы интегративного типа "Изобразительное искусство и мировая художественная культура"; опытно-экспериментальная работа в летнем оздоровительном комплексе "Дзержинец" (г.Ижевск) на художественно-этнографических занятиях с учетом регионального компонента; и

- третий этап (1996-1999гг.) - анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, работа над текстом диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено понятие этнопедагогизации и разработана технология этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков, что предполагает использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки: полихудожественный, интегратив-ный подход к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков.

2. Предложен и разработан подход к изучению культуры конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами других народов, через "регионально-этнический" диалог (по горизонтали) и "историко-эволюционный" (по вертикали).

3. Предложен подход к изучению культуры, через интеграцию занятий по мировой художественной культуре и по изобразительному искусству, что предполагает полихудожественную творческую деятельность школьников в сочетании с формированием у них целостных исторических представлений о народной культуре и традициях.

4. Разработана модель приобщения к народной культуре на целостной основе, которая учитывает и сочетает природные, социальные, личностные, психологические факторы.

5. Составлены для изучения народной культуры инвариантные схемы: этнической картины мира, видов народного искусства и их варианты - схемы: этнической (религиозно-мифологической) картины мира и видов народного искусства удмуртов.

Практическая значимость исследования:

1. Предложена этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания, что позволяет разрабатывать методические рекомендации для учителей по приобщению детей к народной культуре.

2. Составлена программа интегративного типа "Изобразительное искусство и мировая художественная культура".

3. Разработана модель целостного приобщения к народной культуре, которая может служить основой для построения различных этнорегиональных программ по изучению культуры и искусства народа.

4. Материалы и выводы исследования могут быть использованы учителями в практической педагогической работе в школе, учреждениях дополнительного образования; при подготовке и повышении квалификации учителей изобразительного искусства, мировой художественной культуры, на занятиях по методике преподавания искусства при работе со студентами художественно-педагогических факультетов ВУЗов.

На защиту выносятся положения:

1. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания позволяет приобщать младших подростков к народной культуре на целостной интегративной основе, воспитывать ребенка не просто созерцателем народной культуры, но и носителем ее, способным развивать и воспроизводить культуру. Это гарантирует сохранность, обогащение и передачу последующим поколениям накопленного социально-культурного наследия.

2. Изучение народного искусства наиболее эффективно осуществлять в период младшего подросткового возраста, т.к. он является наиболее сензитивным для приобщения к народной культуре и в нем наиболее интенсивно происходит социализация и индивидуализация личности.

3. Приобщение младших подростков к народной культуре необходимо осуществлять с учетом психолого-педагогических особенностей данного возраста, созданием в учебном процессе условий для развития коммуникативных и творческих способностей, мышления и воображения.

4. Выявлено воспитательное значение народного искусства как части культуры, которое заключается в его целостности, природосо-образности, синкретичности, преемственности, коллективности, образности. Использование этих принципов в процессе обучения позволяет приобщать младших подростков к народной культуре адекватно ее традициям.

5. Разработанная модель целостного приобщения к народной культуре включает в себя:

- принципы построения программы интегративного типа: пространственно-временной диалог, целостность, открытость и художественно-педагогическая импровизация, модульное ограничение, индивидуализация и творческая самореализация, принцип новой среды;

- построение процесса обучения через отражение всей полноты традиций народной культуры, компонентов этнической картины мира и видов народного искусства;

- творческую деятельность в учебном процессе на основе осмысления и "проживания" различных культур.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты работы были доложены и обсуждены: на научно-методической конференции "Искусство и образование" (Москва, 1994г.); на научно-практической конференции "Средства искусства в образовании" (Ижевск, 1995г.); на выставке конференции "Искусство и образование" (Сыктывкар, 1996г.); на Международных научно-практических конференциях "Воспитание и развитие личности" (Москва, 1997г.) и "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения" (Москва, 1999г.); V и VII научно-практических конференциях молодых ученых "Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (Москва, 1997г., 1999г.).

Результаты исследования использовались при разработке обучающих программ для семинаров народных ремесел и художественного творчества (с.Дебессы, 1994г.), (с.Юкаменское, 1994г.); при подготовке и проведении семинара для педагогов Октябрьского района г.Ижевска, на тему "Возможности использования удмуртского искусства в учебно-воспитательном процессе школы" (1995г.); а также при разработке программы художественно-этнографических занятий с учетом регионального компонента, для образовательной смены в оздоровительном комплексе "Дзержинец" (1994г).

Апробация имела следующие формы: 1) экспериментальное обучение учащихся 5, 6 и 7 классов в 1994-1996гг; 2) использование методических материалов при проведении занятий по методике изобразительного искусства со студентами факультета искусств Удмуртского государственного университета.

Результаты апробации положительные.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит 177 страниц машинописного текста, 5 схем, 8 таблиц. Список литературы включает 248 наименований. Работа содержит 5 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Морева, Ольга Леонидовна

Заключение.

В исследовании была предпринята попытка этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков. Эта задача нам представляется важной для воспитания и образования, поскольку она способствует приобщению к народной культуре, позволяет воспитывать не просто созерцателя, но и носителя культуры, способного преобразовывать, обогащать, транслировать, передавать культуру. Нами выявлены эффективные условия приобщения младших подростков к народной культуре. Составлена полихудожественная программа интегративного типа по народному искусству с учетом целостного подхода к художественно-эстетическому воспитанию на народных традиций. Мы попытались отойти от традиционного - историографического изучения художественной культуры, не вполне отвечающего потребностям современного воспитания и образования. Мы не стремились дать учащимся как можно больше информации по народному искусству и научить их как можно большему количеству художественных приемов народного творчества, промыслам, традициям, обрядам и пр. знаниям в учебной деятельности. В соответствии с тенденциями гуманизации образования мы исходили из того, что гораздо важнее формировать у учащихся познавательный интерес, желание изучать культуру и искусство народа, развивать творческие способности учащихся, способствовать их самовыражению через творческую деятельность на основе народного искусства. Это объясняет механизм практической деятельности.

Таким образом, в экспериментальном обучении были предприняты попытки создания условий для творческого самовыражения младших подростков, развития воображения, словесно-логического, наглядно-образного мышления, коммуникативных и организаторских способностей, формирования восприимчивости и заинтересованного отношения к народной культуре. В разработанной нами программе учитываются психолого-педагогические возрастные и индивидуальные особенности младших подростков при организации процесса обучения. Для этого мы использовали коллективную работу в сочетании с индивидуальной, вносили творческие побудители, поощряли самостоятельность, импровизацию, любой творческий поиск, множество вопросов, учитывали интересы учащихся, подбирали учебный материал в соответствии с внутренними потребностями детей, их способностью к переработке.

Экспериментальное обучение подтвердило, что этнопедагоги-зация процесса полихудожественного воспитания позволяет формировать у младших подростков целостное понимание культуры. Народное искусство представлено в программе как система исторически развивающегося знания о мире, а произведения народного ис-кусства-как образы национальной культуры, эволюционирующей в системе. Мы попытались, согласно данного нами определения этно-педагогизации процесса воспитания, гармонизировать этнический и педагогический компоненты. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность этнопедагогизации полихудожественного воспитания младших подростков, предложенного в данной работе подхода приобщения к народной культуре и к изучению народного искусства.

Результаты проведенного исследования дают основания для следующих выводов:

1. Выдвинутая гипотеза получила подтверждение. Разработанная технология этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания позволяет приобщать младших подростков к традиционной культуре, воспитывать носителя культуры, способного развивать, передавать культуру и, в конечном итоге, приводит к сохранению народа, к пониманию и уважению учащимися мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

2. Изучение культуры конкретного народа необходимо осуществлять через сравнение в образовательно-воспитательном процессе частных традиций своего народа с общими традициями разных народов, через взаимодействие национальной культуры с общечеловеческими культурными ценностями, нахождение связей, отличий в различных культурах, через "регионально-этнический" диалог (по горизонтали) и "историко-эволюционный" (по вертикали).

3. Воспитательное значение народного искусства как части культуры заключается в его принципах, таких как целостность, коллективность, преемственность, природосообразность, образность, синкретичность. Использование этих принципов в процессе обучения позволяет приобщать к народной культуре адекватно ее традициям.—

4. Особенно важно осуществлять приобщение к народной культуре в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды. Таким периодом в развитии ребенка является младший подростковый возраст в связи с формированием в нем характера, стереотипов поведения и мышления, становлением человека как субъекта, интенсивным развитием процессов социализации и индивидуализации личности. Приобщение младших подростков к народной культуре способствует их социально-культурной самоидентификации и адаптации к условиям современной жизни народа через построение "картины" мира и способов ориентировки в ней.

5. Учет в процессе полихудожественного воспитания психолого-педагогических особенностей младших подростков позволяет развивать у них коммуникативные способности, мышление, воображение, способствует раскрытию творческого потенциала личности.

6. Предлагаемая программа изучения народного искусства выступает средством организации познавательной и творческой деятельности по приобщению к народной культуре. Программа формирует целостное видение народной культуры, развивает творческие и коммуникативные способности, способствует созданию художественных потребностей и вкуса учащихся через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства. Создается особая эстетическая среда, в которой происходит психологическое "погружение" в мир народного творчества. При этом различные виды народного искусства взаимодополняют друг друга и представляют мир искусства целостно, в соответствии с этнической картиной мира.

Мы понимаем, что данное исследование является этапом в исследовании педагогического потенциала народных традиций. Но результаты, основанные не просто на эмпирических находках, а полученные в следствие предварительного научно-теоретического исследования, свидетельствуют о перспективности разрабатываемого подхода.

Мы видим также, что дальнейшие исследования в области эт-нопедагогизации воспитания и образования требуют более глубокого изучения народных традиций, этнопедагогических принципов применительно к практической деятельности учителей, теоретического обобщения уже имеющихся наработок в области инновационных моделей обучения, выделения их особенностей и области применения. Это намечает новый подход к выработке моделей изучения народного искусства и приобщения к культуре по средствам этнопедагогиза-ции процесса воспитания.

139

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Морева, Ольга Леонидовна, 2000 год

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование". Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996,- 60 с.

2. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся IV VII классов средствами национального изобразительного искусства (На мат-ле общеобр. шк. Казахской ССР). Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- Алма-Ата, 1991.- 20 с.

3. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира,- М.: Политиздат,1980,- 255 с.

4. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988.508 с.

5. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск: Кн. изд-во, 1979,- 184 с.

6. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы: Временный гос. образовательный стандарт: общ. средн. образование,- М.: Мин. образов. РФ, Ин-т общеобр. шк. РАО, 1993,- 35 с.

7. Бакушинский A.B. Исследования и статьи,- М.: Сов. художник,1981,- 238 с.

8. Балькенов Ж, Традиции народного творчества в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1987,- 16 с.

9. Ю.Батурина Г.И. Методологические основы этнопедагогики // Этно-педагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения: Мат-лы Междунар. научно-практической конференции,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- С. 9-12.

10. П.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений,- М.: Изд-ий центр "Академия", 1998,- 176 с.

11. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. Пьесы. // Избранные произведения: В 3-х т.- М.: Современник, 1984,- Т.З.- 478 с.

12. Н.Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополни----тельного образования // Научные труды—Государственного—НИИсемьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.-Т.1.-С. 121-131.

13. Бердяев H.A. Философия неравенства,- М.: ИМА-пресс, 1990,- 285 с.

14. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век.- М.: Политиздат, 1991,- 412 с.

15. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения.-М.: Российский открытый ун-т, 1994,- 36 с.

16. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика, 1979. Т.1.- 304 с.

17. Божович Л.И. Этапы формирования личности в антогенезе. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост-ль Ю.И.Фролов.- М.: Российское пед. агентство, 1997,- С. 414-430.

18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса,- М.: Наука, 1983,- 412 с.

19. Брушлинский A.B. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности,- М.: Ин-т психологии РАН, 1995,- 167 с.

20. Брушлинский A.B. Программа курса лекций "Психология субъекта" для психологических факультетов,- М.: Институт психологии РАН, 1998,- 28 с.

21. Бугаева A.JL, Садовский H.A. Традиционная педагогика в современном образовании республики Коми,- Сыктывкар, 1994,- 168 с.

22. Будущему ученому: Документы и материалы в помощь докторантам, аспирантам, соискателям, стажерам,- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999,- 60 с.

23. Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусстве ои с овременн ая культур а. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции,- М, 1991,- С. 32-38.

24. Вагинова JI.C. Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами. Дисс. . канд. пед. наук.- М., 1993,- 118 с.

25. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: заметки журналиста,- М.: Педагогика, 1988,- 160 с.

26. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера,- М.: Наука, 1989,- 351 с.

27. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление,- М.: Наука, 1991,- 271 с.

28. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Отрывки и наброски,- Иркутск: Изд. Вост.-Сиб. отд. Русск. геогр. о-ва, 1926,- 30 с.

29. Виноградов С.Н. Программа курса изо с учетом этнорегионально-го компонента.- Ижевск: Удм. ИУУ, 1993,- 9 с.

30. Виноградов С.Н. Развитие традиционных изобразительных мотивов удмуртов // Вестник Удм. ун-та,- Ижевск, 1994,- № 5,- С. 3244.

31. Владыкин В.Е. Религиозные верования // Удмурты: историко-этнографические очерки.- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993,- 232-250 с.

32. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов,- Ижевск: Удмуртия, 1994,- 384 с.

33. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании,- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965,- 60 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа,- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1966,- 341 с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974,- 376 с. . — .

36. Волков Г.Н. Педагогика жизни,- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989 (а).- 334 с.

37. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры: (О нар. педагогике) // Сов. пед-ка, 1989 (б).-№7,- С. 98-103.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки // Сов. пед-ка, 1991,-№9,- С. 89-94.

39. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания: Лекции, прочитанные в Чувашском РИПКРНО весной 1993 года,-Чебоксары: РИПКРНО, 1993,- 88 с.

40. Волков Г.Н. Этническая педагогика: Программа спецкурса,- М.: Изд-во УРАО, 1998,- 24 с.

41. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ: // Домашнее воспитание, 1998,- №1С. 15-20.

42. Воронцов B.C. Определение своей этнической принадлежности подростками в национально смешанных семьях // Вестник удм-го ун-та,- Ижевск: УдГУ, 1997,- № 8,- С. 113-132.

43. Выготский JI.C. Психология искусства,- М.: Искусство, 1968.- 576 с.

44. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя,- М.: Просвещение, 1991,- 93 с.

45. Выготский Л.С. Педология подростка. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост-ль Фролов Ю.И.- М.: Российское пед. агентство, 1997,- С.232-285.

46. Гатауллина А.И., Никулина Е.А. Астрономические воззрения удмуртов: доп. матер, к шк. курсу "Атрономия",- Ижевск: Удм. ИУУ, 1993,- 42 с.

47. Гачев Г.Д. Жизнь художественного познания,- М.: Искусство, 1972,- 200 с.

48. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство.- М.: Дет.лит., 1980.143 с.

49. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо Психо - Логос.-М.: Издат. группа "Прогресс"- "Культура", 1995,- 480 с.

50. Гашимов А.Ш., Гашимов И.Б. Китаби-деде Коргуд памятник народной педагогики // Сов. пед-ка, 1989.-№7,- С. 123-126.

51. Герд К.П. Вотяк в своих песнях // Вотяки. Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков,- М.: Центр, изд-во народов СССР, 1926,- С. 17-40.

52. Герд К.П. Пословицы и поговорки вотяков // Вотяки. Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков,- М.: Центр, изд-во народов СССР, 1926,- С. 49-61.

53. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов,- М.: Институт практической психологии, 1996,- 144 с.

54. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства.-Киев: Выща школа, 1990,- 143 с.

55. Голан А. Миф и символ,- М.: Русслит, 1993,- 375 с.

56. Голосовкер Я.Э. Логика мифа,- М.: Гл. редакция восточной литры изд-ва "Наука", 1987,- 218 с.

57. Голубкова А.Н------Народная музыка // Удмурты: историко—этнографические очерки,- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993,- С. 276-284.

58. Гончаров И.Ф. Взаимодействие искусства и действительности в эстетическом воспитании учащихся в школе и библиотеке. Учебное пособие,- Д.: Детская книга, 1975,- 144 с.

59. Григорьев В.М. Народная педагогика игры / Вопросы методологии и теории,- М.: ОДИ-International, 1996,- 156 с.

60. Гулыга A.B. Искусство в век науки,- М.: Наука, 1978,- 184 с.

61. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период.- Лен.: Наука, 1990,- 278 с.

62. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии,- М.: Искусство, 1993,- 79 с.

63. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.- М.: Искусство, 1990,- 396 с.

64. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов гуманитарных ВУЗов,- М.: АО "Аспект Пресс", 1994,- 317 с.

65. Давыдов B.B. Теория развивающего обучения,- М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

66. Дайн Г.Н. Игрушечных дел мастера: Кн. для уч-ся,- М.: Просвещение, 1994,- 288 с.

67. Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся.- Рига: ЗВАЙГЗНЕ, 1978,- 152 с.71 .Джанзакова Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе. Дисс. . канд. пед. наук,-М., 1998,- 194 с.

68. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! Кн. для учителя,- М.: Просвещение, 1993,- 96 с.

69. Долганова J1.H. Игры-хороводы южных удмуртов // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья,- Ижевск: УрО АН ССР, 1989,- С. 120-127. - - ---------------------------------------

70. Долганова JI.H., Морозов И.А., Минасенко E.H. Игры и развлечения удмуртов: история и современность,- М.: Институт этнол. и антроп. РАН, 1995,- 312 с.

71. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования.-М.; Издат. группа "Прогресс", 1994,- 64 с.

72. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе.- Якутск, Екатеринбург: Акционер. компан. "Урал лес": ПКФ "Сунгирь", 1993,- 140 с.

73. Журавлева А.Н., Христолюбова JI.C. Программа изучения удмуртской культуры, привития национального самосознания в 1-11 классах общеобразовательной школы,- Ижевск: Удм. ИУУ, 1993,- 25 с.

74. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегративному курсу искусств (изо искусство, литература, музыка). Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1995,- 22 с.

75. Измайлова A.C. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций. Автореф. дисс. . докт. филолог, наук,-М., 1998.- 40 с.

76. Изобразительное искусство: Программа с методическими рекомендациями 1-7 классы, 8 класс (факультативный) / Под ред. Б.М.Йеменского.- М.: Просвещение, 1988,- 137 с.

77. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова,- М.: ТЦ "Сфера", 1997,- 304 с.

78. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры.-Самара, 1966,- 84 с.

79. Каган М.С. Морфология искусства,- J1.: Искусство, 1972,- 126 с.----

80. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад Восток" в культурологии: взаимодействие художественных культур,- М.: Наука. Изд. фирма "Восточная лит-ра", 1994,- 160 с.

81. Кадыров А.М. Развитие эстетического восприятия у учащихся I-VIII классов в художественных кружках. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1989,- 16 с.

82. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека.- Новосибирск: Наука, 1991.- 304 с.

83. Кандинский В.В. О духовном в искусстве,- М.: Архимед, 1992.110 с.

84. Кант И. О воспитании разума / Собрание сочинений В 3 т.- Калининград: Кн. изд-во, 1995,- Т.1.- 248 с.

85. Канцедикас A.C. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства.- М.: Изобр. иск-во, 1977,- 87 с.

86. Канцедикас A.C. Уроки народного искусства,- М.: Знание, 1986.48 с.

87. Капустин М.П. Воспитание и образование как усвоение молодежью социально-культурных ценностей // Искусство и эстетическое воспитание молодежи.- М.: Наука, 1981,- С. 166-184.

88. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Автореф. дисс. . докт. пед. наук,-Ростов-на-Дону, 1995,- 43 с.

89. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей.-Оренбург, 1996 190 с.

90. Климов K.M. Декоративно-прикладное искусство // Удмурты: ис-торико-этнографические очерки,- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993,- С. 284-295

91. Климов K.M. Традиционное декоративное искусство удмуртов.-Ижевск: Удмуртия, 1994,- 36 с.

92. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник.- М.: НИИ семьи, 1998,- 216 с.

93. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников: Проект / Авторы: Б.М.Неменский, А.А.Мелик-Пашаев, Е.К.Чухман и др.- М.: ВНИК "Школа", 1989,- 26 с.

94. ЮО.Копотев С.JI. Этнопедагогика сказки // Поэт, ученый, педагог: Статьи о Д.А.Яшине.- Ижевск: Удмуртия, 1993.- С. 184-196.101 .Коринфский A.A. Детские годы // Литературная учеба, 1993,- № .5-6.-С. 15-32.

95. Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности.- М.: Институт развития личности РАО, 1997,-№ 1.- С. 22-38.

96. ЮЗ.Коротов В.М. Концепция комплексного программирования целостного учебно-воспитательного процесса // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания.- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.- Т.1.- С. 17-23.

97. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2 изд.- Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998,- 512 с. ----- ------------------ ------------

98. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов,- М.: ИНТОР, 1995,- 48 с.

99. Юб.Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов,- М.: Институт практической психологии, 1996.- 344 с.

100. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды.- М.: Школа-Пресс, 1998,- 144 с.

101. Лабунская Г.В. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей / Известия АПН РСФСР.- М,- Л., 1947,- вып. 11,-С. 55-76.

102. Лаврентьева Е.Д., Разин A.A. Программа изучения основ духовности и верований удмуртов в Кузебаевской средней школе Ал-нашского района // Вестник удм-го ун-та,- Ижевск: УдГУ, 1997,- № 8,- С. 39-46.

103. ПО.Лёвшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981,- С. 33-49.

104. Ш.Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений,- М.: Прометей, 1995,- 282 с.

105. Лихачев Б.Т. Законы образования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- Т.1.- С. 3-16.

106. З.Лихачев Д.С. Экология культуры // Узорочье жизни,- М.: Мол. гвардия, 1989,- 317 с.

107. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф,- М.: Изд. МГУ, 1982,- 479 с.

108. Лукьяненко-С.А. Проблема формирования самосЬзнания личности в этнокультурной среде // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- Т.1.- С. 138-151.

109. Пб.Луппов П.Н. Народное образование среди вотяков со времен первых известий о них до 1840-х годов,- Вятка: Типография Маи-шеева, 1898,- 58 с.

110. Магомедов A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников. (На мат-ле Дагестанской АССР). Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- Казань, 1986,- 18 с.

111. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье,- М.: Педагогика, 1987,144 с.

112. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности,- М.: Просвещение, 1990,- 192 с.

113. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа / Литер, обработка Н.Кралиной,- Ижевск: Удмуртия, 1995,- 208 с.

114. Михеев И.С. Болезни и способы их лечения по верованиям и обычаям Казанских вотяков // Вотяки. Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков,- М.: Центр, изд-во народов СССР, 1926,- С. 41-48.

115. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие,- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999,- 232 с.

116. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас. руководителей." 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1981.176 с.

117. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов,- М.: Институт практической психологии, 1997,365 с.

118. Мухина B.C. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность // Развитие личности,- М.: Институт развития личности РАО, 1997.-№ 1,- С. 12-22.

119. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов,- М.: Издательский центр "Академия", 1998,- 456 с.

120. Мышкина В.Т. Развитие личности в деятельности, творчестве, искусстве // Применение концепции С.Л.Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии,- М.: Институт психологии АН СССР, 1989,- С.80-93.

121. Назарова С.И. Педагогическое руководство изо деятельностью школьников в условиях комплекса искусств. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1994.- 17 с.

122. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике,- Челябинск: Дом печати, 1996,- 142 с.

123. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С.Комаровой.- М.: Изд-во "Рос. пед. агентство", 1997,- 208 с.

124. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. ред. Т.С.Буторина,- Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1994,- 81с.

125. Национальные культуры и языки в школе // Педагогика.- М., 1992,- № 5/6.- С. 14-21.

126. Недошивин Г.А. О соотношении эстетического воспитания и эстетического образования молодежи // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981.- С. 50-56.

127. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика.- М : Изобразит, иск-во, 1983,- 343 с. -------------

128. Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции,- М., 1991,- С. 4-19.

129. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания,- М.: Просвещение, 1987,- 255 с.

130. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед.- М.: Центр ХКО, 1993,- 79 с.

131. Никитин В.М. Целостность педагогического процесса. Методическое пособие.- М.: Ассоциация "Народная педагогика", 1994,103 с.

132. Никитина Г.А. Нравственно-этическое воспитание детей в удмуртском обществе // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья,- Ижевск: УрО АН ССР, 1989,- С. 3-17.

133. Никитина Г.А. Возрастные циклы в народной педагогике удмуртов // Вестник удм. ун-та, 1992,- №6,- С. 39-47.

134. Никитина Г.А. Народная педагогика // Удмурты: историко-этнографические очерки,- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993.^264-269 с.

135. Никитина Г.А. Эстетическое воспитание детей в традиционном удмуртском обществе (XIX нач. XX в.) // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья,- Ижевск: Удм. ун-т, 1995.- С. 54-65.

136. Новицкая М.Ю. Детская школа народных искусств // Сохранение и возрождение фольклорных традиций,- М., 1990,- С. 155-176.

137. Нуйкин А.А. К вопросу о специфике искусства для детей // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981.-С. 258-288. ---------------------------------- ------ -------- ---------

138. Нуйкин А.А. Роль искусства в нравственном воспитании молодежи // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981,- С. 108-122.

139. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы вос-, питания // Сов. педагогика, 1989,- № 7.- С. 106-111.

140. Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагогики (20-30гг.) // Сов. педагогика, 1991,- № 7,- С. 88-91.

141. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1996.15 с.

142. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (I-IV классы).- М.: Просвещение, 1992.78 с.

143. Пазникова З.И. Использование народных традиций как средство развития творческой активности младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1992,- 16 с.

144. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого,- М.: Российское педагогическое агентство, 1995,- 638 с.

145. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.- сост. Б.М. Бим-Бад,- М.: Изд-во УРАО, 1998,- 576 с.

146. Перевозчикова Т.Г. Приметы и поверья удмуртов о погоде // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.-Ижевск: УрО АН ССР, 1989,- С. 44-84.

147. Перевозчикова Т.Г. Устно-поэтическое творчество // Удмурты: историко-этнографические очерки.- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993,- С. 270-276.

148. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т,-М.: Педагогика, 1981,- Т.1.- 336 с.

149. Петрова Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981,- С. 137-166.

150. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в пед. процессе.-М.: АПН СССР, 1991,- С. 6-19.

151. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя,- М.: Просвещение, 1982,- 191 с.

152. Пошатаева A.B. Литературы народов Севера: Истоки. Становление. Развитие.- М.: Наука, 1988,- 167 с.

153. Проника Е.Е. Культура моего народа.- М.: О-во "Знание" России, 1993,- 56 с.

154. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки,- С. Пб.: Университет, 1996.- 366 с.

155. Пукроков Ф.П. К вопросу о национальном характере удмуртов / Вестник удм. ун-та, 1992,- № 6. С.80-84.

156. Пушкин A.C. О народном воспитании // Литературная учеба, 1993,- № 5-6,- С. 10-14.

157. Пьер Тейяр Де Шарден. Феномен человека,- М.: Наука, 1987. -240 с.

158. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова, В.В.Рубцова.-Новосибирск: Психологический ин-т РАО, 1995,- 227 с.

159. Разумный В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. -М.: Прометей, 1991.- 166 с.

160. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы,- М.: Мысль, 1969,- 190 с.

161. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века,- М.: Просвещение, 1995,- 190 с.

162. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности,- М.: Мир, 1994,- 320 с.

163. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности / Институт развития личности РАО,-М., 1996,- 144 с.

164. Рогова P.M. Методология исследования проблем развития самосознания в структуре мировоззрения личности // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- Т.1.- С. 75-87.

165. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение,- М.: ЧеРо, 1996,- 288 с.

166. Романенко В.Т. О красоте природы // Эстетика и современность,- М.: Просвещение, 1965,- С. 215-243.

167. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Бол. Рос. энц., 1993,- Т.1.- 608 с.

168. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М.,1980,- 18 с.

169. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика,1981,- Т.1.- 656 с.

170. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян,- М.: Наука, 1981,- 607с.

171. Рылова JI.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1984,- 16 с.

172. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика,- Ижевск: Удм. ун-т., 1992,- 310 с.

173. Рылова Л.Б. Принципы построения инновационной модели художественно-педагогического образования интегративного типа (концепция, содержание, технология) // Вестник удм. ун-та, 1994.-№5,- С. 161-174.

174. Селиванов В.В. Соотношение мышления и личности в работах С.Л.Рубинштейна // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. Тезисы докладов к международной научно-практической конференции,- М.: Институт психологии РАН, 1999,-С. 140-142.

175. Семенов В.В. Воспитание гражданственности и способности осознанного выбора позиций // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- Т.1.- С. 96-104.

176. Семенова Л.И. Дети в современной удмуртской сельской семье // Современные этнические и культурно-бытовые процессы у народов Урало-Поволжья и Европейского Севера СССР (тезисы докладов и сообщений).- Устинов, 1985,- С. 154-157.

177. Суворова З.В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И.С.Михеева,- Ижевск: Удмуртия, 1990,- 92 с.

178. Суворова З.В. О некоторых проблемах этнопедагогического осмысления самобытной культуры удмуртского народа // Вестник удм. ун-та, 1992,- №6,- С. 32-37.

179. Суворова З.В. Мудрые заповеди народной педагогики,- Ижевск: Удм. ИУУ, 1993,- 34 с.

180. Суворова З.В. О развитии национальной школы и педагогической мысли в Удмуртии // Вестник удм-го ун-та,- Ижевск: УдГУ, 1997,- № 8,- С. 81-93

181. Сумерки богов / Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фром и др.- М.: Политиздат, 1990,- 396 с.

182. Суровцев Ю. К проблемам интернационализации в художественной культуре // Интернациональное и национальное в искусстве.-М.: Наука, 1974,- 276 с.

183. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М.: Полит.лит., 1992.-89 с.

184. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик,- М.: Политиздат, 1988,- 270 с.

185. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Известия АПН РСФСР,-М,-Л., 1947,-вып. 11,-С. 7-26.

186. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения,- М.: Учпедгиз, 1953,444 с.

187. Тюменцева З.И. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе (на материале Ханты-Мансийского автономного округа). Дисс. . канд. пед. наук,- М., 1993,- 171 с.

188. Удмурты: историко-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН; Научный ред. д-р ист. наук В.В.Пименов.- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993,- 392 с.

189. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений,- М.-Л., 1948,- Т.2,- С. 69-166.

190. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения,- М.: Просвещение, 1968,- 557 с.

191. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Межд. пед. академия, 1995,- 368 с.

192. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- Т.1.- С. 23-34.

193. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В.Константинова.- М.: Советская энциклопедия, 1989,- С. 7.

194. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях,- М.: Прогресс, 1993,324 с.

195. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях взаимодействия искусства на личность,- М.: Знание, 1982,- 112 с.

196. Фролова Г.Д. Просветители удмуртского народа: Очерки развития педагогической мысли,- Ижевск: Удмуртия, 1996,- 224 с.

197. Фуртаева Т.В. Теоретические предпосылки комплексного преподавания искусства в средней школе. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1996,- 23 с.

198. Харисова Л.А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры. Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- Казань, 1995,- 17 с.

199. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя,- М.: Просвещение, 1992,- 160 с.

200. Ходырева М.Г. Обрядовые напевы северных удмуртов (на примере Глазовского района) // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья,- Ижевск: УрО АН ССР, 1989,- С. 140-157.

201. Холодов Е.Г. Воспитание классикой // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981.- С. 288-297.

202. Христова Е.Л. Изучение народной педагогики межнаучная проблема // Новые исслед. в пед. науках: Сб. статей,- М.: АПН СССР, 1988 (а).- №2,- С. 16-19.

203. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук,- М., 1988 (б).- 20 с.

204. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагно-гики // Сов. пед-ка,- 1989.-№7,- С. 103-106.

205. Цаллагова З.Б. Воспитание гражданского сознания и национального самосознания учащихся в процессе изучения родной литературы в 9-11 классах,- Владикавказ: Ир, 1996,- 114 с.

206. Чернышев В.И. Русское народное воспитание // Живая старина.-1906,- №4,- Отдел 4,- С. 1.

207. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф. дисс. . докт. пед. наук,- Ростов-на-Дону, 1995,- 46 с.

208. Шабельников В.К. Перестройки в России. Психология субъект-ности // Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания,- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999,- Т.1.- С. 104-113.

209. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т,-М.:Педагогика, 1980,- Т.1.- 304 с.

210. Шкляев Г.К. Некоторые черты этнической психологии удмуртов // Удмурты: историко-этнографические очерки,- Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993,- С. 370-383.

211. Шкляев Г.К. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем

212. Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.-Ижевск: УрО АН ССР, 1989,- С. 28-43.

213. Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы / Сост. В.С.Библер,- Кемерово: Алеф, 1993,- 412 с.

214. Шпикалова Т.Я. Дети и народная художественная культура // Народное образование,- 1999,- № 5,- С. 43-44.

215. Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы / Под ред. Е.Г.Савченко, Ю.И.Рубиной,- М.: АПН РСФСР, 1963,- 328 с.

216. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона.- М.: Педагогика, 1981,- 272 с.

217. Юрина Г.В. Миф и создание художественно-эстетического пространства культуры // Искусство и образование: Тезисы докладов II Всероссийской выставки-конференции.- Ижевск: УдГУ, 1997,- С. 27-28.

218. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий,- Луганск, 1990,- 180 с.

219. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп.

220. Пособие для учителя. 4.1. Москва-Мурманск: ИЦ эстет, восп. РАО, 1995,- С. 7-49.

221. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе,- М.: Сентябрь, 1996,- 96 с.

222. Якобсон С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей,- М.: Педагогика, 1984,- 138 с.

223. Ястребова Н.А. Тип личности как актуальная проблема эстетического воспитания молодежи // Искусство и эстетическое воспитание молодежи,- М.: Наука, 1981,- С. 11-33.

224. Education. Council of Europe; Texts adopt, by the Parliamentary Assembly a. the Comm. of ministers of the Council of Europe. Strasbourg, 1996, III, 88 p.

225. Guiford J.P. The nature of Human intelligence.- New York: Mc Graw Hill, 1967, 538 p. ------- ~ - -----------

226. Guiford J.P. Creativity: Yesterday, to day, tomorrow / Joournal of Creative Behavior, 1967, P. 13-14.

227. Learning to be. The world of education today and tomorrow. Paris, London, 1972,313 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.