Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей: В условиях полиэтнической среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шовгенова, Людмила Мурадиновна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шовгенова, Людмила Мурадиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Теоретические основы экологического воспитания школьников в условиях модернизации образования
1.2. Экологический потенциал этнокультурных ценностей.
1.3. Психолого-педагогические условия использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
2.1. Программное и прикладное обеспечение содержания экологического воспитания в учебном процессе - одна из основ экологического воспитания.
2.2. Обогащение содержания внеучебной работы в контексте этнокультурных ценностей и экологического воспитания школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование экологической культуры сельских школьников: На материале КЧР2005 год, кандидат педагогических наук Чомаева, Зухра Магометовна
Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде2008 год, кандидат педагогических наук Ахмедова, Айшат Магомедовна
Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся: На материале школ Республики Башкортостан2004 год, кандидат педагогических наук Гилемшин, Ирик Маликович
Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект2006 год, доктор педагогических наук Хусаинов, Заудет Абдуллович
Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе1998 год, кандидат педагогических наук Джанзакова, Шолпан Исагалиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей: В условиях полиэтнической среды»
Актуальность исследования. Биосфера, как и её отдельные экосистемы, способна переносить значительные антропогенные нагрузки благодаря возможности саморегуляции, самоочищения и самовосстановления. Однако эти свойства имеют естественные пределы.
Человек не может жить вне природы, он всегда пользовался её ресурсами. Но возникновение и развитие цивилизации, особенно научно технический прогресс, способствовали усилению экспансии человечества в биосфере, которая ярко проявляется в регионах с развитыми государствами. Продолжающийся рост давления на природу, нарушающий её естественные возможности, негативно сказывается на условиях жизни не только сегодняшних жителей, но может сделать невозможной жизнь последующих поколений.
Серьёзность и сложность современного общественного развития определяется не только ухудшением состояния природы, экономики, других сфер жизни общества, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, поведением (А.Яшин). В связи с этим возникает необходимость воспитания новой личности, ориентированной на разумное взаимодействие с природой.
Осознание этих глобальных проблем мировым сообществом детерминировало необходимость создания на уровне ООН глобальной сети экологического образования и воспитания всех слоёв населения. В связи с этим должно стать обязательным специальное экологическое образование и воспитание населения, особенно подрастающего поколения [55, 56,57], [49, 50, 51, 52], [165, 168], [103, 101, 105].
Экологизация процесса обучения и воспитания подрастающего поколения стала одним из направлений и государственной политики в области образования. Так, согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования. К числу его составляющих относится экологическое воспитание школьников, направленное, во-первых, *ча адекватное осознание себя как биологический вид, живущий в биосфере наряду с другими формами жизни, не менее значимыми, чем человек, того, что всё живое имеет право на благоприятную среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов. Во-вторых, понимание того, что человек, хотя и обладает культурным наследием, не является доминантой биосферы, а оно накладывает ответственность за сохранность всех форм жизни и всей её закономерной целостности (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин).
Таким образом формируется экологическое мировоззрение, основой которого является зоологическая культура, адекватный уровень сформированности которой призван обеспечивать устойчивое развитие социума.
Корни экологических мыслей уходят в глубокую древность. В историческом культурном наследии разных этносов содержится немало возможностей, актуальных и полезных сведений, фактов, возрождение которых может активизировать и развивать процесс экологического воспитания школьников на более эффективном уровне. Сущность его заключается в формировании ответственно-позитивного, нравственно-эстетического отношения школьников к природе как социальной и личностной ценности. Сегодня эта идея настолько обоснованна, что в педагогической науке приоритетное направление приобретает вопрос о разработке технологий его построения по формированию и развитию экологической воспитанности, которая должна стать составной частью как личностной, так и общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе ценностный исторический, философский, нравственный, эстетический опыт этносов.
Следовательно, становление будущего гражданина не может быть успешно осуществлено без учёта его экологической роли в изменении естественной среды, в связи с чем в современной педагогической деятельности экологическое воспитание справедливо рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе.
Ещё античные мыслители (Аристотель, Демокрит, Платон,), затем классики мировой и отечественной педагогики (А. Дистервег, А.Я. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский К.Д.Ушинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребёнка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Отсюда - необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которое находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.
В связи с обострением экологической кризисной ситуации со второй половины двадцатого века начинается интенсивное исследование проблем экологического образования и воспитания.
В рамках социально-философского направления анализируются сущность экологической культуры, её структура, место в системе общечеловеческой культуры, прослеживаются основные пути её развития (Э.В.Гирусов, Д.С.Лихачев, А.Н.Моисееь, К.П.Шилин).
Общие подходы, отражающие принципы и задачи экологического образования и воспитания школьников, основные средства его реализации определяют ведущие российские учёные (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, Л.П.Пчелко, И.Т.Суравегина и др.). Исследователи справедливо считают, что экологическая культура является важным критерием оценки всесторонней развитости личности, выражением её ответственного отношения к социоприродной среде.
В современных исследованиях (А.М.Галеева, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев, А.А.Плешаков, Н.Ф.Реймгрс, В.А.Сластенин, И.В.Цветкова и др.) особое внимание обращается на то, что развитие экологической культуры идёт от эмпирических знаний и примитивных локальных форм природопользования к глубоким экологическим знаниям и целесообразной преобразующей деятельности человека в глобальном масштабе.
Процесс формирования экологической культуры может осуществляться через развитие соответствующего сознания. Механизмы развития сознания личности и экологического сознания находим в научных трудах учёных (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, С.Д.Дерябо, Л.С.Рубинштейн, В.А.Ясвин и др.).
За последнее время в нашем обществе наблюдается рост этнического самосознания. С принятием Закона РФ «Об образовании» активизировались научные исследования проблем этнокультурного наследия. Приобщение к этнокультурным ценностям подрастающего поколения, на наш взгляд, способствует формированию у них того миропредставления, которое сконцентрировано в специфическом отношении человека данной культуры к миру природы. И отношение выступает доминантой любой традиционной этнокультуры и этнопедагогики.
Различным аспектам этнокультурных ценностей посвящены научные исследования учёных (А.М.Вавилов, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Ме-жуев, И.А.Шоров и др.).
Одной из ключевых идей адыгской традиционной культуры является идея изначальной «кровной родственности» человека с природой, от которой он не отделяет себя, в которой он находит силы для физического развития и духовного роста. Об этом свидетельствуют пословицы: «Кто выращивает лес, тот не уничтожает его» («Мэзыр зыгъэк1ырэм мэзыр зэрипхъожьырэп»). Жъоным дэмышъхьахырэр фыгум щыкЬрэп - Кто не запаздывает с пахотой, тот вдоволь имеет пшено Г24, 55].
В научных трудах учёных (Т.Д.Алибердов, П.У.Аутлев, Б.Х.Бгажноков,
A.Х.Зафесов, Х.М.Казанов, М.В.Кантария, Э.Л.Коджесау, С.Х.Мафедзев,
B.М.Межуев и др.) раскрывается содержание этнокультурных ценностей адыгов, отражающее их этноэкологический компонент.
Конструирование и реализация национально-регионального компонента государственного стандарта образования - требование сегодняшнего дня при построении содержания и технологий экологического образования и воспитания с опорой на этнокультурные ценности. Решению аспектов этой проблемы посвящены научные исследования А.А.Афашаговой, М.С.Багова, Н.Ш.Блягоз, которые представляют научно-практический интерес для нашего исследования.
Анализ научной, научно-методической литературы показывает, что в перечисленных исследованиях не затрагиваются вопросы экологического воспитания сельских старших школьников в процессе их обучения естественно-биологическим наукам в контексте народной педагогики и этноэкологической культуры.
Следует обратиться также к практике экологического воспитания школьников. Как показывают наши многолетние наблюдения и личный опыт, в настоящее время прослеживаются противоречия:
- между объективно растущими требованиями к личности в контексте отношений в системе «природа — человек - социум» и уровнем экологической грамотности и сформированности экологической культуры;
- между растущим уровнем экологических знаний учащихся и возможностью их применения в практической деятельности школьников по охране и восстановлению природных ценностей, т.е. знания не «работают».
Отсюда возникает педагогическая проблема «снятия» этих противоречий. С учетом актуальности и современных требований к экологическому воспитанию школьников, недостаточной разработанности теории и практики экологического воспитания сельских старших школьников с опорой на этнокультурные ценности, слабой ориентации учебных программ на практическую экологическую деятельность обучаемых, а также обозначенной в нашем исследовании проблемы мы определяем тему диссертационного исследования: Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей (в условиях полиэтнической среды).
Объект исследования - процесс экологического воспитания учащихся в средней общеобразовательной сельской школе в условиях полиэтнической среды.
Предмет исследования - педагогические условия экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей в условиях полиэтнической среды.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить педагогические условия экологического воспитания учащихся в контексте этнокультурных ценностей и экспериментально апробировать их эффективность в условиях сельской полиэтнической среды.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность ключевых понятий исследования: «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура», «этнокультурные ценности», «полиэтническая среда» и определить теоретические основания процесса экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей в условиях полиэтнической среды.
2. Собрать, проанализировать и систематизировать этнокультурные ценности адыгского и русского народов, провести их классификацию в целях отбора материала, имеющего отношение к проблеме экологии и экологического воспитания школьников.
3. Теоретически обосновать модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды и проверить ее результативность в опытно-экспериментальной работе.
4. Определить педагогические условия процесса экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей.
5. Модернизировать содержание экологического воспитания школьников на основе этнокультурных ценностей адыгского и русского народов, разработать обогащенную программу «Биология с основами этноэкологии», обосновать ее эффективность.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что процесс экологического воспитания сельских школьников можно организовать на высоком уровне эффективности, если:
- учебно-воспитательный процесс модернизирован и активизирован в контексте творческого освоения этнокультурных ценностей народов в условиях многоаспектных взаимодействий в системе «природа - человек - социум»;
- определены в комплексе условия, содержание и технология экологического воспитания сельских школьников в учебное и во внеучебное время, учитывающих в педагогической деятельности потенциал этнокультурных ценностей. школьники включаются как субъект в такую созидательно-практическую деятельность, при которой позитивное нравственно-эстетическое взаимодействие с природой приобретает смыслообразующий характер;
- образовательное учреждение выступает как единая открытая экосистема, где интегрируются воспитательные возможности педагогов, школьников, родителей и региональных социальных институтов.
Методологические основы исследования - мы основывались на положениях философской и педагогической антропологии о деятельностной и творческой природе человека, об интегральной сущности личности, о том, что человек как целостное образование не воспитывается по частям, а синтетически (A.C. Макаренко) под воздействием комплекса факторов, - как социальных, так и природных, как общих, так и регионально- и национально - специфических, о единстве мира, взаимосвязи и взаимообусловленности его компонентов. а
Теоретическими предпосылками нашего исследования явились: учение об универсальной природе человека как воплощении единства биологической природы и социальной сущности (В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилёв, Н.Ф.Реймерс, П.Тейяр де Шарден, Р.Штейнер, A.B. Яблоков); идея о единстве природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский); осуществление экологического подхода в педагогике и психологии (Д.Ж.Гибсон, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверев, А.И.Кочетов, Н.М. Мамедов, Э.И. Моносзон, С.JT.Соловейчик, В.Е. Соколов, И.Т. Суравегина, В.А.Ясвин); этнопедагогизация и этноэкологизация г воспитательной среды, получившие отражение в трудах ученых-педагогов, методистов, этнографов (A.A. Афашагова, К.И.Бузаров, Н.Ш. Блягоз, М.С.
Багов, Г.Н.Волков, В.А.Данилов, М.Р. Кудаев, З.К. Меретукова, И.А. Щоров).
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов.
Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, естественно-научной литературы в аспекте избранной темы, анализ учебных программ, теоретическое моделирование, концептуальная разработка проблемы.
Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опрос информаторов, опытная работа, педагогический эксперимент.
Математические методы обработки результатов исследования.
Цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая основа определили логику нашей работы, которая осуществлялась в три этапа.
Этапы исследования:
1. 1995-1998г.г. - изучение и анализ состояния разработанности проблемы, формулирование ее теоретических основ, разработка научно-исследовательского аппарата и методики экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
2. 1999-2002г.г. - сбор фактического материала, содержащего этноэкологический потенциал, разработка и проведение формирующего эксперимента, поиск эффективных направлений педагогической деятельности, проверка гипотезы исследования, проведение контрольного этапа эксперимента.
3. 2003-2004 г.г. - анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление диссертационной работы и автореферата диссертации.
Научная новизна исследования:
Обоснован экологический потенциал и значимость этнокультурных ценностей в процессе экологического воспитания школьников; уточнена сущность базовых ключевых понятий исследования: «этнокультурная традиция», «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «этноэкология», «этнокультурные ценности», полиэтническая среда»; выявлены система научных взглядов на проблему взаимодействия природы и социума, состояние разработанности темы исследования.
Определены педагогические и технологические параметры, обеспечивающие успешность экологического воспитания школьников в условиях сельской поли?тнической среды, выявлены критерии и уровни их нравственно-экологической воспитанности.
Обогащено содержание экологического образования школьников на основе этнокультурных ценностей, разработаны и апробированы авторская модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды и программа «Биология с основами этноэкологии».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены теоретические основания и проведена систематизация существующих подходог к проблеме экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды; оно вносит значительный вклад в теорию экологического образования и воспитания сельских школьников. Предложенные педагогические условия экологического воспитания сельских школьников с использованием этнокультурных ценностей, теоретико-методологическое их обоснование и методическое обеспечение обогащают педагогический инструментарий, теоретическую и концептуальную базу экологического образования и воспитания.
В работе поставлены и решены задачи, направленные на разработку важных сторон проблеиы использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании сельских школьников, не нашедших еще полного освещения в педагогической теории и литературе.
Практическая значимость исследования состоит в определении содержания, критериев и уровня экологической воспитанности школьников в условиях сельской полиэтнической среды. В работе обозначены возможности использования общепедагогических и этнокультурных ценностей в целях разработки методики экологического воспитания школьников. Обогащенная и апробированная авторские модель и программа «Биология с основами этноэкологии» и результаты исследования могут быть использованы в практике экологического воспитания сельских школьников.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
- обоснованностью и чёткостью теоретико-методологических положений исследования;
- применением комплекса исследовательских методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования;
- экспериментальной проверкой основных положений диссертации, подтверждённых методами математической статистики, количеством школьников, принимавших участие в эксперименте (180 человек в экспериментальных классах и 170 человек в контрольных классах).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эффективность экологического воспитания школьников предполагает систему педагогических условий, составляющими которых являются: психолого-педагогический компонент (система целостного педагогического процесса, направленная на формирование и развитие экологически культурной личности); технологический компонент (обеспечивает организацию и реализацию педагогического процесса, эффективное функционирование инструментария педагогической деятельности); нравственно-эстетический компонент (обеспечивает усвоение знаний через мотивацию их жизненной необходимости, способствует воспитанию отношения школьника к природным объектам, опосредованное его отношением к другим людям и самому себе как к субъектам единой экосистемы).
2. Этнокультурные ценности адыгского и русского народов содержат значительный познавательно-воспитательный потенциал, педагогическая актуализация которого обеспечивает эффективную и развивающую направленность экологического воспитания сельских школьников в условиях модернизации образования.
3. Модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды.
4. Авторская обогащенная программа «Биология с основами этноэкологии» в контексте этнокультурных ценностей.
5. Этнопедагогические особенности актуализации экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась, прежде всего, в ходе организации и проведения педагогического эксперимента в Еленовской средней школе №15 и в Хатукайской средней школе №2 Красногвардейского района Республики Адыгея.
Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на семинарах, «круглых столах», ежегодных педагогических чтениях для работников системы образования и родителей района и республики, на республиканской конференции по охране природы «Экология и мы» (Майкоп, 1995), на научно-практических конференциях (Майкоп, 1996, 1997, 2004).
Результаты исследования изложены автором в публикациях:
1. Шовгенова Л.М. Экологическое образование и воспитание сельских школьников в процессе изучения естественных наук.
2. Шовгенова Л.М. Проблемы экологии и воспитания экологической культуры у учащихся национальной школы.
3. Шовгенова Л.М. Воспитывающая роль обычаев, традиций и наблюдений за природой в изучении биологии в школе.
4. Шовгенова Л.М. Народные обычаи и традиции в воспитании экологической культуры у учащихся средней школы.
5. Шовгенова Л.М. Адыгские обычаи - наследие отцов - в нашей жизни.
6. Шовгенова Л.М. Теоретическое осмысление роли этнопедагогики в экологическом воспитании школьников.
7. Шовгенова Л.М. Формирование экологического сознания через народные традиции.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Узденова, Зарема Кемаловна
Формирование экологического сознания сельских школьников2000 год, кандидат педагогических наук Григорьева, Любовь Ивановна
Экологическое воспитание старшеклассников средствами народной педагогики2005 год, кандидат педагогических наук Лайпанов, Рустам Анзорович
Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин2011 год, кандидат педагогических наук Набиуллин, Дамир Хатыпович
Преемственность в экологическом образовании старших дошкольников и младших школьников: На материале Карачаево-Черкесской республики2005 год, кандидат педагогических наук Джамбаева, Людмила Рамазановна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шовгенова, Людмила Мурадиновна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ходе исследования, позволили нам сформулировать теоретический вывод о необходимости сбора, изучения, осмысления, систематизации и использования этнокультурных ценностей в практике экологического воспитания и образования школьников сельской общеобразовательной школы.
В главе раскрыты возможности использования этнокультурных ценностей на уроках биологии и во внеурочное время. Логика исследования приводит к выводам о том, что применение «Модели структуры экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды» на основе курса «Биология с основами этноэкологии» - эффективно активизирует процесс воспитания экологически культурной личности в сельской школе.
В процессе обучения и воспитания сельских школьников все формы и методы педагогического взаимодействия должны быть направлены на активизацию деятельности подростка формирующих экологическое сознание и воспитание экологической культуры. Активно использовать возможности сельской местности, учитывать потребность детей в общении с природой. Создавать проблемные ситуации, используя пословицы, поговорки, легенды и т.д., изучая явления природы.
Анализ исходных данных показывает, что использование этноэкологических знаний на уроках и во внеурочное время способствует более глубокому усвоению биоэкологических знаний, формированию экологически культурной личности.
Психологический аспект формирования высоконравственной, волевой личности с высоким уровнем мотивацьи, использованный нами, позволил повысить эффективность формирования экологического сознания.
Анализ результатов, полученных по анкетам, тестам, контрольным, самостоятельным, практическим работам в контрольных и экспериментальных классах свидетельствует о том, что средний уровень знаний в экспериментальных классах выше. Наблюдается положительная динамика процесса обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ естественнонаучной, психолого-педагогической литературы, школьных учебников биологии, географии, экологии показали, что проблема экологического воспитания через формирование экологического сознания актуальна и ее решение возможно через обогащение базовых знаний этнорегиональными и этноэкологическими знаниями.
Формирование экологического сознания, нравственности, совершенствование ценностных ориентаций молодежи требует хорошо продуманной, тщательно отработанной методики ведения учебно-воспитательного процесса, в котором должно иметь место возрождение народных традиций, содержащих национально-региональный компонент экологических знаний.
Нынешнее поколение должно познавать мудрость своих предков, понимать связь между жизнью и развитием природной среды. Использование в практике воспитания и обучения этнорегиональных знаний, способствует накоплению знаний и опь!га общения с природой, приучает поступать туманно по отношению к природе и друг к другу.
Использование знаний народной педагогики возможно в тесной связи с содержанием учебного материала, что существенно обогащает содержание учебного предмета.
Проверка эффективности использования в учебно-воспитательном процессе единых естественнонаучных и этнорегиональных биоэкологических знаний показала необходимость:
1. Проведения опытно-экспериментальных исследований по изучению на родных традиций, примет.
2. Проведения фенологических наблюдений за растениями и животными, осуществляя личностный подход к учащимся.
3. Акцентирования внимания учащихся на этноэкологические знания, направленные на сохранение гармонии в звене «человек-природа».
В ходе проведения эксперимента были использованы различные методы исследования уровня сформированности экологических знаний, экологической нравственности (опрос, тестирование, беседа, экспертная оценка учителей) в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах проводились лекционно-семинарские занятия, экскурсии, практические и лабораторные работы по разработанной нами модели. Проводились беседы с учителями и родителями учащихся.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила обобщить выводы и привести наиболее существенные результаты, полученные в исследовании:
- научно обоснованна возможность использования в педагогическом контексте понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологические традиции», «экологическая культура», «этноэкология» в интегральной взаимосвязи с понятиями «этнокультурные ценности», «полиэтническая среда», «обогащенная программа», модернизировано содержание экологического воспитания школьников с учетом этих понятий и обоснованы основные критерии определения нравственно-экологической воспитанности сельских школьников;
- результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам сформулировать вывод о необходимости сбора, изучения, осмысления, систематизации, классификации и использования этнокультурных ценностей в практике экологического воспитания и образования школьников сельской общеобразовательной школы;
- обоснованы и экспериментально проверены модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды и обогащенная авторская программа курса «Биология с основами этноэкологии», доказана их эффективность в процессе экологического воспитания сельских школьников.
- использование этноэкологических знаний и этнокультурных ценностей на уроках и во внеурочное время способствует более глубокому усвоению основ биоэкологических знаний, формированию экологически воспитанной личности;
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса экологического госпитания учащихся сельских школ:
1. Экологическое воспитание подростков должно осуществляться с участием всего педагогического коллектива, каждый из учителей общеобразовательных предметов которого, должен обладать компетентностью в области экологии и экологического воспитания.
2. Создание на уроках доброжелательной обстановки, способствующей развитию самостоятельности и творчеству школьников.
3. Экологическое воспитание учащихся осуществлять интегрально, совмещая теорию с практикой экологического воспитания сельских школьников.
4. Успешное решение проблемы экологического воспитания и формирования экологического сознания у учащихся сельской школы может быть обеспечено органичным сочетанием установок народной педагогики, современной педагогической теории и практики, направленных на формирование высоконравственной экологической личности.
5. Целенаправленное формирование экологических знаний, умений и навыков сельских школьников, используя природу как источник «наглядных образов».
6. Использование эгноэкологических и этнографических материалов в учебно-воспитательном процессе с учетом возрастных особенностей и полиэтнической среды учащихся сельских школ.
7.Повышение познавательного интереса учащихся, используя этнокультурные ценности, что способствует усвоению знаний, выработке умений и навыков по охране природы.
8. Активное использование народных традиций и этнографических материалов в учебно-воспитательном процессе.
9. Усиление краеведческой работы в условиях сельской школы и полиэтнической среды учащихся.
10. Подготовленность учителей, их компетентность в области комплексного преподавания естественнонаучных и этнорегиональных аспектов экологических знаний.
11. При проведении экспериментально-исследовательских работ с учащимися 7-9 классов целенаправленно создавать ситуации, активизирующие мыслительную деятельность подростков. Ставить учащихся в ситуации, способствующие формированию воли, повышающей уровень мотивации в использовании экологических знаний.
12. При проведении учебных экспериментальных занятий, опытов развивать у школьников умения объяснять свои действия с точки зрения правильности их выполнения с учетом естественнонаучных и этноэкологических аспектов, а также особенностей работы в условиях сельской местности и полиэтнической среды.
Полученные в ходе исследования теоретические и практические результаты позволили утверждать, что в нем достигнута поставленная цель, решены задачи, а гипотеза и положения, выносимые на защиту, получили подтверждение. Проведенное исследование не является исчерпывающим. Постановка и предпринятая попытка решить намеченный круг проблем создают условия для дальнейшего поиска путей совершенствования экологического воспитания сельских школьников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шовгенова, Людмила Мурадиновна, 2004 год
1. Адыги, балкарцы и кабардинцы в известиях европейских авторов X1.I - XIX вв. Сост., ред. В. К. Гарданова. Нальчик. «Эльбрус», 1974. - 635 с.
2. Адыгэ гущыЬжъхэр. Мыекъуапэ, 1957.
3. Адыгэ гущыЬжъхэр. Мыекъуапэ, 1978.4. Адыгэ псалъэжъхэр. Кн. 1.
4. Адыгэ псалъэжъхэр. Кн. 2. 190 с.
5. Айбазова М. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа / М. Ю. Айбазова; Моск. гос. обл. ун-т. М., 2003. - 271 с.
6. Азаматова М. К. 3. Этнографические этюды / М. - К. 3. Азаматова. -Майкоп, 1997.- 138 с.
7. Аксенова М. М. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах / М. М. Аксенова, Г. А. Ремезов, А. Т. Романова. М.: Агропромиздат, 1985.-95 с.
8. Александрова Р.И. Экология и мораль / Р.И.Александрова, А.В.Смолянов. М.: Знание, 1984. - 64 с.
9. Алякринский Б. С. Беседы о самовоспитании / Б. С. Алякринский. Изд. 2-е, перераб. и допол. М.: Знание, 1977. - 176 с.
10. Алибердов Т. Д. Из истории земледелия у адыгов в XIX веке / Т. Д. Алибердов. Майкоп, 1968. - т. 8.
11. Алиев А. К. Народные праздники, обычаи, их роль в формировании нового человека / А. К. Алиев. Махачкала. - 1968.
12. Алтухов М. Д. Охрана растительного мира на Северо-Западном Кавказе / М. Д. Алтухов, С. А. Литвинская. Краснодар: Кн. изд-во, 1989. -189 е.: ил. - (Природа и мы).
13. Аутлев П. У. Новые материалы по религии Адыгов (История и этнография) / П. У. Аутлев. Краснодарское книжное издательство, 1965. т. IV.
14. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русскогогосударства XIV XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - 363 е., ил.
15. Анциферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии (Методологические и теоретические проблемы психологии) / Л. И. Анциферова. М., 1969.
16. Астапенко П. Д. Вопросы о погоде / П. Д. Астапенко. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Гидрометеоиз^ат, 1986. - 392 е., ил.
17. Афашагова А. А. Экологические идеи адыгейского эпоса «Нартхэр» и возможности его использования в современном педагогическом процессе. Учебное пособие / А.А.Афашагова. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2004. - 80с.
18. Багов Н. Н. «Поле добра». Стихотворения и поэмы (Пер. с адыг.) / Н. Н. Багов. М.: Современник, 1982.
19. Багов М.С. Этно-региональный компонент экологического образования учащейся молодежи Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии / М.С. Багов. Нальчик, 1999. - 132 с.
20. Багов М.С. Концепции естествознания и основы экологии / М.С. Багов. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 288 с.
21. Бгажноков Б. X. Адыгейская этика / Б. X. Бгажноков. Нальчик: Эль-Фа, 1999.-96 с.
22. Блягоз 3. У. Жемчужина народной мудрости (Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках). Художник А. Г. Хабаху / З.У.Блягоз. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992.
23. Блягоз Н. Ш. Один вариант реализации принципов экологического образования и воспитания младшеклассников / Н. Ш. Блягоз // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Выпуск 2. - Майкоп. - 1997.1. С. 34-38.
24. Болбас В. С. О понятиях и терминах этнопедагогики / В .С. Болбас // Педагогика. 2001. - № 1. - С. 41 - 45.
25. Бузаров К. И. Этнопедагогическая культура в структуре поликультурной образовательной модели / К. И. Бузаров // Образование города на пути к XXI веку. Гос. ун-т. Майкоп. - 2000. - С. 49-58.
26. Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев (XVII -XVIII вв.) / Т. С. Буторина // Сов. Педагогика. 1989. - № 7. - С. 113 - 115.
27. Вавилов А. М. Экологические последствия гонки вооружений / А. М. Вавилов. 2-е изд. - М.: Международные отношения, 1988.
28. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. Под ред. И. Т. Огород-никова. Чебоксары: Чувашское кн. изд., 1974.
29. Васильева 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики (Заметки журналиста) / 3. П. Васильева. 2-е изд., доп. - М: Педагогика, 1988.
30. Вивчарь Г. М. Адыги и казаки 1792 2000 гг. На основе мемуаров моих дедов и прадедов (Книга издается на двух языках) / Г. М. Вивчарь. — Майкоп, 2000.-310 с.
31. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997. - № 6.
32. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Биология в школе.
33. Войнич А. Одна ласточка весны не делает. Пер. с венгер. / А. Вой-нич, Э. Херцег. - М.: Мир, 1985. - 236 с.
34. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект — пособие для студентов-педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России 1999.- 192 с.
35. Галеева А. М. Партийная учеба и экологическое воспитание / А. М. Галеева, М. Л. Курок. М.: Московский рабочий, 1985 - 189 с.
36. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии / Д. Гилязов // Воспитание школьников. — 200. № 6. - С. 8 — 10.
37. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений / Б. Н. Головкин. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Колос, 1992. - 190 с.
38. Гумилев JI. Н. Этносфера: история людей и история природы / JI. Н. Гумилев. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
39. Трешневиков А. Зеленая республика экология. / А. Трешневиков // Восп. школьников. 1998. - № 5. - С. 43 - 48.
40. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
41. Дзыбова Т. Я. Феномен «Адыгагъэ» как нравственный аспект / Т. Я. Дзыбова // Национальные традиции народов Адыгеи (Материалы первой республиканской научно-практической конференции). Майкоп, 1994.
42. Домострой (Сост., вступ., ст. пер. и коммент. В. В. Колесова; подгот. текстов В. В. Рождественский, В. В. Колесова, М. В. Пименовой, худож. А.Г.Тюрин). М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.
43. Ермолов А. С. Народное погодоведение / А. С. Ермолов. М.: Русская книга, 1995. - 432 с.
44. Загазежев М. Г. Очерки по адыгейской народной педагогике / М. Г. Загазежев. Нальчик: Эльбрус. - 1996.
45. Зафесов А. X. Из истории коневодства у адыгов / А. X. Зефесов // Ученые записки (этнография), т. VIII. Майкоп, 1968.
46. Захлебный А. Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания) / А. Н. Захлебный. М.: Знание, 1986. - 80 с.
47. Захлебный А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А. Н. Захлебный // Сов. педагогика. 1984. -№9.-С. 16-21.
48. Захлебный А. Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников / А. Н. Захлебный // Биология в шк. 1987. - № 3. -С. 67 - 89.
49. Захлебный А. Н. Охрана природы в школьном курсе биологии /
50. A. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
51. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина.- М.: Просвещения, 1984. 160 с.
52. Заянчиковский И. Ф. И. Ф. Живые барометры / И. Ф. Заянчиковский.- 2-е изд., доп. М.: Лесн. пром-сть, 1987.
53. Зверев И. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: пособие для учителя / И. Д. Зверев. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
54. Зверев И. Д. Охрана природы и образование: Проблемы охраны природы сегодня / И. Д. Зверев // Под. ред. М. И. Кондакова // Образование в современном мире: состояние и тенденция развития. М., 1986. - С. 228 - 244.
55. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. М.: Знание, 1980.
56. Зверев И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев // Сов. Педагогика. 1983. - № 12. - С. 12 - 19.
57. Зверев И. Д. .Что такое экологическая культура школьника? / И. Д. Зверев // Семья и школа. 1979. - № 10. - С. 16 - 19.
58. Зверев И. Д. Отношение школьников к природе / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. -М. : Педагогика, 1988. 127 с.
59. Злотников В. Г. Природа как эстетическая ценность / В. Г. Злотников // Философия и экологические проблемы. М., 1990. — С. 181 - 185.
60. Иванов В. Г. Конфликты ценностей и решение проблем экологии /
61. B. Г. Иванов М.: Знание, 1991. - 64 с.
62. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические мировоззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. М.:1. Педагогика, 1991. 256 с.
63. История сельского хозяйства и крестьянства Адыгеи (1870-1993 гг.) / Адыг. респ. ин-т гуманит. Майкоп: Меоты, 1994. - 342 с.
64. Исторические сведения о Кабардинском народе / Отв. Р. К. Сабан-чиева, А. С. Шумахова. -.Нальчик: Полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 1990.-283 с.
65. Кантария М. В. Экологические аспекты традиционной хозяйственной деятельности народов Сев. Кавказа / М. В. Кантария. Тбилиси, 1989.
66. Казанов X. М. О содержании и смысле национальных культур / X. М. Казанов // Национальные традиции народов Адыгеи (Материалы первой республиканской научно-практической конференции). Майкоп. - 1994.
67. Кабоян Н. В. Формирование и развитие экологических понятий при изучении раздела «Растения» / Н. В. Кабоян. Майкоп.: Изд-во АГУ. - 1993. -64 с.
68. Калачев П. И. Природа Адыгеи / П. И. Калачев. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2001. - 140 с.
69. Калинина Г. С. Экологическое воспитание школьников при изучении разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» в VI классе / Г. С. Калинина, Л. М. Аверина// Биология в школе. 1987. - № 3. - С. 32 - 36.
70. Керашев Т. М. Одинокий всадник. Роман / Т. М. Керашев. Майкоп, Отд. книжн. изд-во. 1977. - 296 с.
71. Коджесау Э. Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа / Э. Л. Коджесау // Учен. зап. Адыгейского НИИ. Этнография. Майкоп. 1966. -С. 288.
72. Колчанов В. А. Изучение региональных экологических проблем в курсе «География России» / В. А. Колчанов, А. Г. Шурыгина // География в школе. 1977. - № 3. - С. 62 - 64.
73. Поменский Я. А., Локк Д., Ж. Ж. Руссо, Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Пларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.
74. Кирилова 3. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / 3. П. Кирилова // Нач. шк. 1989. - № 5.
75. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники, ролевые игры: кн. для учителя / С. В. Ковалев. М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
76. Коробейникова JI. А. Практическая экология для школьников: Сб. практ. дел и экологических игр / J1. А. Коробейникова. Иваново, 1995. - 55 с.
77. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием / А. И. Кочетов. 3-е изд. доп. и пераб. -Мн.: Высш. шк., 1991. - 287 с.
78. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ /
79. B. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1980. 352 с.
80. Криворучко В. А. Зов Азова / В. А. Криворучко // География в школе. 1998. -№3.- С. 60-62.
81. Красная книга Республики Адыгея: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира. 1-е изд. / М-во охраны и природ, ресурсов РА. - Майкоп, 2000. - 418 с.
82. Красная книга Краснодарского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Краснодар: Кн. изд-во,1994.-285 с.
83. Криксунов Е. А. Экология: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 9 кл. / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. М.: Дрофа,1995.-240 с.
84. Криксунов Е. А. Экология: 9 класс: Тематическое планирование. Пособие для учителя / Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 1995. - 80 с.
85. Кудаев М. Р. Методология и методика педагогических исследований: Учеб. пособие / М. Р. Кудаев. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - ч. 1. - 168 с.
86. Князева М. Л. Ключ к самосознанию / М. Л. Князева. Худож.
87. C. Астраханцев. М.: «Мол. Гвардия». 1990. 255(1) с.
88. Кучер Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии / Т. В. Кучер. М.: Просвещение, 1990. - 127 с.
89. Кузнецова Jl. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. Книга для учителя / Л. В. Кузнецова. М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
90. Кузнецов С. М. Легенды о целебных растениях / С. М. Кузнецов. -Краснодар, кн. изд-во, 1971.
91. Кирпинская Р. С. Биология и мировоззрение / Р. С. Кирпинская. М.: Мысль, 1980.-207 с.
92. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /
93. Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
94. Лавриненко В. Формирование экологической культуры / В. Лаври-ненко // Boen. шк. № 3. - С. 43 - 46.
95. Лавров Л. И. Этнография Кавказа: По полевым материалам 1924 -1978гг. / Л. И. Лавров. Л.: Наука, 1982. - 224 с.
96. Лавров Л. И. Развитие земледелия на Северо-Западном Кавказе / Л. И. Лавров.-М., 1952.-216 с.
97. Левитман М. X. Экология предмет: интересно или нет? / М. X. Левитман. - СПб.: Лениздат; изд-во «Союз», 2001. - 78 е., ил. - (Серия «Азбука развлечений»). ,
98. Литинецкий И. Б. Изобретатель природа (О некоторых аспектах бионики) / И. Б. Литинецкий. - Изд-во 2-е перераб. и доп. - М.: Знание, 1986. — 208 с. (Нар. ун-т. Естественно-научный фак.).
99. Лихачев Д. С. Я вспоминаю / Д. С. Лихачев. М.: Прогресс, 1991.256 с.
100. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: специальный курс / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
101. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПС / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. 528 с.
102. Лопатников Д. Л. Участие географической науки в решении экологической проблемы в России / Д. Л. Лопатников // География в школе -2004. -№ 1.-С. 13-16.
103. Львова В. Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / В. Ю. Львова. Чебоксары, 1998. - 306 с. -Библиограф: С. 215 - 239.
104. Лызь Н. А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01) /Н. А. Лызь. Таганрог, 1998. -20 с.
105. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Холемендап. М.: Политиздат, 1998. - 256с.
106. Макаров Е. Д. Педагогические основы формирования экологической культуры учащихся Якутской школы: Дис. канд. пед. наук (13.00.01) / Е. Д. Макаров. Якутск, 1994. - 135 с.
107. Мамедов H. М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина // Биология в шк. 1993. - № 1. -С. 20-21.
108. Мамедов Н.М. Глобализация и альтернатива будущего / H. М. Мамедов // Биология в шк. 2003. - № 7. - Экология. - С. 2 - 6.
109. Мамедов H. М. Культура устойчивого развития / H. М. Мамедов // Биология в шк. 2004. - M 1. - С. 2 - 6.
110. Мамирова H. Н. Национальные традиции и обычаи в эколого-географическом образовании / H. Н. Мамирова // География в школе. 1993. -№6.-С. 57-58.
111. Мансуров Р. М. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования: Дис. канд. пед. наук (13.00.01) / Р. М. Мансуров. Казань, 1998. - 288 с. -Библиограф.: С. 170- 183.
112. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. -96 с.
113. Мафедзев С. Х/Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX и начале XX века / С. X. Мафедзев. Нальчик. Кн. изд. «Эльбрус».
114. Мафедзев С. X. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX начале XX века / С. X. Мафедзев. - Нальчик. Кн. изд. «Эльбрус», 1984. - 172 с.
115. Махмутов М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
116. Машбаш И. Стихотворения и поэмы / И. Машбаш. М.: Современник, 1988.
117. Мельчаков Л. Ф. Возможности воспитывающего и развивающегообучения природоведению / Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей. Л. Ф. Мельчаков. -М.: Просвещение, 1981. 158 с.
118. Менешев Д. Г. Изобразительное искусство в эколого-эстетическом образовании / Д. Г. Менешев // География в школе. 1993. - № 5. - С. 63 - 67.
119. Меретукова 3. К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие для студентов, занимающихся НИР, и аспирантов / 3. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 268 с.
120. Миркин Б. М. Экологическое развитие в экосистеме / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова // Биология в школе. 1998. - № 3. - С. 13 - 19.
121. Моисеев Н. Н. Время определить национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-256 с.
122. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование (Теория и практика): Дис. доктора пед. наук.:(13.00.02) / Л. В. Моисеева. Екатеринбург, 1997.-376 с.
123. Моносзон Э. И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника / Э. И. Моносзон. М.: Знание, 1986. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №7).
124. Муздыбашев К. Психология ответственности / К. Муздыбашев. Подред. В. Е. Семенова. Л.: Наука. Ленинград, отд-ние., 1984. - 240 с.
125. Мурзаев Э. М. Народ издавна заботился о сохранении природы / Э. М. Мурзаев // География. 1997. - № 5. - С. 24 - 26.
126. Мусукаев А. И. Народные приметы кабардинцев и балкарцев / А. И. Мусукаев // Живая старина. 1991. - № 1. - С. 69 - 76.
127. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. Вводных текстов Г. Д. Рыженков, вступ. ст. и словарь А. Н. Розова, оформ. Т. М. Чирковой. М.: Современник, 1991.-95 с.
128. Новиков Ю. В. Природа и человек / Ю. В. Новиков. М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
129. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации: Проект // Зеленый мир. 2000. -№11-12. - С. 8-13.
130. Общая психология. Учебник студентов пед. ин-тов / Под ред.
131. A. В. Петровского. Изд-е 2-е перераб. -М.: Просвещение, 1977.
132. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /
133. B. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и допол. М.: Просвещение, 1981. -383 е., ил. старшеклассниками.
134. Ожегов Ю. П. Экологический пульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи / Ю. П. Ожегов, Е. В. Никанорова. Автор вступительного слова Н. П. Дубинин. -М.: Молодая гвардия, 1990. 271 с.
135. Организация экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь: Б. И., 19900. - 148 с.
136. Орлов Ю. М. Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
137. Орлова А. П. Национальной школе опыт народной педагогики (20-е - 30-е годы) / А. П. Орлова // Сов. педагогика. 1991. - № 7. - С. 8 - 91.
138. Отношение школьников к природе: (педагогическая наука реформешколы). Под ред. И. Д. Зверева, И. Т, Суравегиной; Научно-исслед. ин-т. содержания и методов обучения. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988.
139. Отчет о деятельности Федерального экологического фонда РФ в 1999 году // Зеленый мир, 2000. - № 11 - 12. - С. 18 - 26.
140. Панеш Б. Наш святой долг / Б. Панеш // Согласие. 1993. 27.03. -С. 2. (Тахтамукайский район)
141. Пантявин А. А. Лягушка как объект изучения / А. А. Пантявин // Биология в школе. 2000. - № 6. - С. 60 - 63.
142. Понамарева О. Н. История развития экологических связей человечества. Современность. Квартира как экосистема / О. Н. Понамарева // Биология в школе. 2003. - № 1. - Экология. - С. 5 - 8.
143. Песталоцци И. Г. Метод. Понятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода / И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо (Педагогическое наследие). Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. - С. 326.
144. Плешаков А. А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения / А. А. Плешаков // Нач. шк. 1988. - № 9 - С. 21 - 22.
145. Покровский М. В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половине XIX века: социально-экономические очерки / М. В. Покровский. -Краснодар: Кн. изд. 1989. - 319 с.
146. Программно-методические материалы. Экология. 5-11 кл. / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: Дрофа. - 1998. - 160 с.
147. Прутченков А. С. Десять занятий по экологии / А. С. Прутченков, В. А. Самкова // Биология в школе. 1995. - № 5. - С. 60 - 63.
148. Радугин А. А. Философия / А. А. Радугин. М.: Центр, 1996. - 334 с.
149. Резникова В. 3. Формирование экологических знаний в разделе «Животные» / В. 3. Резникова // Биология в школе. 1987. - № 3. - С. 36 - 37.
150. Реймерс Н. Ф. предпосылки и пути формирования экологической культуры / Н. Ф. Реймерс // Экологическое образование и воспитание в СССР. -М., 1987.-С. 5-7.
151. Реймерс Н. Ф. Наступило время Всемирной академии экологии /
152. Н. Ф. Реймерс // Биология в шк. 1989. - № 3. - С. 10 - 11.
153. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии в 2 т / С. J1. Рубинштейн. М., 1989. - 740 с.
154. Русские народные пословицы и поговорки / Сост. А. И. Жигулев. -М.: Московский рабочий, 1965.
155. Савв P. X. Мудрость адыгейского этикета (Учебное пособие для учащихся и учителей адыгейского этикета) / P. X. Савв. Майкоп, 1995.
156. Сазонова Е. Р. Воспитание человека, разумно строящего свои отношения с природой эколог, воспит. / Е. В. Сазонова // Нач. школа. — 2004. -№3. С. 44-48.
157. Сафин В. Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности / В. Ф. Сафин // Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сб. научн. тр.: / Башк. гос. пед. ин-т. Уфа, 1985.
158. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа -Тифлис, 1904.-Вып. 34.
159. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание детей / И. Ф. Свад-ковский. М.: Педагогика. 1977. - 144 с.
160. Свиридонов Г. М. Здоровья кладезь природа / Г. М. Свиридонов. Худож. Г. Бойко, И. Шалито. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 271 с.
161. Современное естествознание: энциклопедия: В 10 т. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - т. 2. - Общая психология. - 344 с.
162. Соколов В. Е. Биосфера и человек / В. Е. Соколов, К. Д. Зыков // Биология в школе. 1987. - № 4.
163. Соловейчик С. JI. Педагогика для всех / С. JI. Соловейчик. М.: Детская литература, 1987. - 536 с.
164. Сивоглазов В. И. Экология России. Книга для учителя (Методический комментарий) / В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. -Изд. 2-е - М.: АО «МДС», 2001. - 140 с.
165. Симаков Ю. Г. Живые приборы / Ю. Г. Симаков. М.: Знание, 1986. - 176 с.
166. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси / Н. П. Степанов. M.: Российский Раритет. 1991. - 80 с.
167. Старинные русские пословицы и поговорки / Сост., предисл. и примеч. В. П. Аникина, рис. Л. Ивановой. М.: Дет. литература, 1993. - 32 с.
168. Соколов В. Е. Экологическому образованию — глубокую научную основу / В. Е. Соколов, H. М. Чернова // Биология в школе. 1991. - № 3. -С. 24-28.
169. Суравегина И. Т. Человек и природа на уроках биологии: Пособие для самостоятельной работы учащихся / И. Т. Суравегина. М.: Педагогика, 1979.-560 с.
170. Суравегина И. Т. Как учить экологии: Кн. для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
171. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский. Сост. О. О. Богданова, В. В. Смоль. М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
172. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. Пер. с укр. Н. Д. Дангуловой. 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.
173. Сухомлинский В. А. кола и природа / В. А. Сухомлинский // Советская педагогика. 1970. - № 5. - С. 36 - 39.
174. Сухомлинский "В. А. Народный учитель / В. А. Сухомлинский // Коммунист. 1966.
175. Тарасова Т. И. учим охранять природу / Т. И. Тарасова // Начальная школа. 1989. - № 5. С. 18 - 20.
176. Текеева А. Р. Экологическое образование и воспитание старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01) / А. Р. Текеева. -Карачаевск. 2004. - 23 с.
177. Тихонова А. Е. Диалектические и методические основы экологического образования и воспитания школьников (учебное пособие к спецкурсу. Под общ. ред. А. Н. ЗахлебногО). Хабаровск. 1984. С. 26.
178. Тхагапсова Г. Г. Народная медицина адыгов (историко-этногра-фический аспект) / Г. Г. Тхагапсова. Майкоп, 1996. - 147 с.
179. Тхагушев Н. А. Адыгейские сады / Н. А. Тхагушев. Майкоп, 1956.177 с.
180. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Уши-нский.-М., 1954.-т. 1.
181. Угринович Д. М. Обряды. За и против / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1975. - 70 с.
182. Ускова С. А. Система экологического воспитания и образования младших школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского: Дис. канд. пед. наук (13.00.01) / С. А. Ускова. Майкоп, 1995.
183. Филатов А. Н. О новых и старых обрядах / А. Н. Филатов. М.: Политиздат, 1967. - 65с.
184. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Калугина. М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
185. Фридман Л. М. Психологическая наука учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. - М.: Просвещение, 1985. - 224с., ил. - (П-ка учителю по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
186. Фрэзэр Д. Магия и религия / Д. Фрэзэр. М., 1928. - 146 с.
187. Федорова С. Н. Этнокультурные традиции воспитания современной марийской системы образования: Дис. канд. пед. наук (13.00.01) / С. Н. Федорова.-М., 1998.-158 с.
188. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание младших школьников / Л. М. Хафизова // Нач. школа. 1989. - № 3. - С. 33 -35.
189. Хусаинов X. А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Дис. канд. пед. Наук / 3. А. Хусаинов. Казань, 1997. - 215 с.
190. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры для младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.-76 с.
191. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / И.В .Цветкова. Художники Г.В.Соколов, В. Н. В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.
192. Пример экспериментального урока
193. Тема урока. Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты.
194. Оборудование: влажный препарат «Развитие лягушки», таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», книги (учебники, дополнительная литература)
195. Биология: Животные: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений / Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова. М.: Просвещение, 1997. - 256 с.
196. Симаков Ю.Г. Живые приборы. М.: Знание, 1986. - 176 с.
197. Литинецкий И.Б. Изобретатель природа. - М.: Знание, 1986.208с.
198. Шебзухова Э.А. Животный мир Адыгеи. Майкоп: Изд. «Адыгея», 1992.-147 с.
199. Рыков H.A. Зоология с основами экологии животных: Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения». -М.: Просвещение, 1981. -254 с.1. Ход занятия1. Организационный момент.1.. Изучение новой темы.
200. Земноводные немногочисленная группа наиболее примитивных наземных позвоночных. Объединяют их в три отряда: Безногие (Apoda), Бесхвостые (Anura), Хвостатые (Caudata).
201. Обитают почти на всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера, Сибири и высокогорных районов.
202. Для ознакомления с образом жизни и способностью тонко чувствовать изменения в окружающей среде изучим особенности внешнего вида и образа жизни лягушки озерной. Для этого обратимся к этнокультурным ценностям, содержащим биоэкологическме знания.
203. Найдите в учебнике, § 48, характеристику представителей отряда Бесхвостые земноводные; в книге «Животный мир Адыгеи» характеристику внешнего вида и образа жизни лягушки озерной, прочитайте и дайте ответы на вопросы:
204. Какие особенности внешнего строения земноводных легли в основу образа жизни лягушки?
205. Какое строение кожи земноводных позволяет им изменить окраску и предсказывать изменения погодных условий?
206. I. Самостоятельная работа.1. Инструктивная карточка
207. Цель: выяснить, какая будет погода в ближайшие дни, используя особенности озерной лягушки чутко реагировать на изменения температуры в окружающей природной среде, воспользовавшись «народным» барометром, который делали далекие предки на Руси.1. Задание
208. Маленькую деревянную лесенку опустить в стеклянную банку с водой. Затем посадить туда озерную остромордую лягушку. Когда животное привыкнет можно начинать наблюдение» (Данное устройство готовится заранее)
209. Если лягушка поднимается по лесенке, ждите плохой погоды, спускается погода будет переменная; барахтается на поверхности воды -тепло, солнечно, сухо».
210. Определите, наблюдая за лягушкой, какая погода ожидает нас в ближайшие 2-3 дня. Почему вы так думаете?
211. Как строение кожи лягушки регулирует ее поведение?
212. В конце работы сделать обобщение о том, что в основу народных знаний легли особенности внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности лягушки, выработавшиеся в процессе эволюции.
213. Задание на дом: изучить § 48, на основании статьи учебника и рекомендованной литературы заполнить таблицу «Значение земноводных в природе и жизни человека».
214. Значение земноводных в природе и жизни человека
215. Название земноводных Значение земноводных
216. В природе В жизни человека Этноэкологическое значение
217. Как вы понимаете, что такое охрана природы, бережное отношение к природе, экология?
218. Как вы думаете, экологическая ответственность и бережное отношение к природе способствуют формированию экологического чувствования природы?
219. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным и растениям, если да, то какую?
220. Какие дела по охране природы можно было бы организовать в твоем селе, районе?
221. Какие правила поведения необходимо соблюдать, посещая лес, родник, горы и т.д.?
222. Какие примеры экологических проблем вашего села вы отнесли бы к решаемым силами школьников?
223. Как вы думаете, животные оказывают на природу воздействия, приводящие к неблагоприятным изменениям? Если да, приведите примеры.
224. Как вы думаете, учащиеся 7-9 классов могут проявлять экологическую волю? В чем это выражается?
225. Приведите примеры заботливого отношения к природе, проявляемые жителями вашего села, замеченные вами.
226. Фенологические наблюдения за природой могут ли научить человека целесообразному поведению в природе? Приведите примеры.1. Вопросы для учителя
227. В чем заключается взаимосвязь человека и природы, общества и природы?2. Что такое экология?
228. Как вы понимаете экологическое воспитание?
229. Как вы воспитываете у учащихся экологическую культуру?1. Вопросы для родителей
230. Задумываетесь ли вы над тем, как ведут себя дети в природе (на реке, в лесу, в городском парке)?
231. Как часто вы вместе с детьми проводите время в природе?
232. Как вы знакомите детей с природой?
233. Какова ваша личная роль в деле охраны природы?
234. Какие правила поведения в природе вам известны?
235. Тест для выявления уровня сформированности естественнонаучных основ биоэкологических знаний7 класс
236. К факторам неживой природы относятся:а) лист, свет, воздух, крахмал;б) свет, вода, температура;в) микроорганизмы, тепло, углекислый газ.
237. Жизнь цветкового растения зависит:а) периодичности биологических явлений в соответствии с сезонным ритмом;б) факторов неживой природы;в) факторов живой и неживой природы.
238. Искусственное сообщество это:а) лес; в) парк; д) сад.б) болото; г) луг;
239. Комплексный организм, представляющий собой синтез гриба и одноклеточных водорослей это:а) мох; в) лишайник;б) паразитическое простейшее; г) кишечнополостное.
240. Ярусное расположение организмов в природном сообществе — это приспособление к:та) сезонным явлениям;б) совместному обитанию, к использованию света;в) использованию тепла;г) защите от неблагоприятных условий.
241. Почему при озеленении сел и городов необходимо создавать многоярусные насаждения?
242. Составьте план-схему насаждений парка, который можно было бызаложить в селе?
243. Нарисуйте схему, отражающую влияние растений на окружающую среду.
244. Составьте правила взаимодействия с природой в период цветения первоцветов, направленные на сохранение видового состава, в которых нет запретов (не рви, не топчи и т.д.).
245. Опишите морфологические особенности растений, находящихся под охраной, произрастающих на территории села по плану: название вида, адрес, определите возраст, размеры: диаметр окружности ствола, высота (примерная), ширина кроны, ее форма.
246. Подумайте, как может повлиять шум на распустившиеся цветы? Ответ обоснуйте.
247. Перечислите виды растений, занесенных в Красную Книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность, произрастающие в Краснодарском края, Республике Адыгея.
248. Приведите примеры растений индикаторов, используемых для оценки состояния и степени загрязнения воздуха, почвы, воды.1. Ответы:1.г;2.6; 3 в;4.6; 5 в;7 в, д;8.в;9.6.6 а, б;
249. Анкета по выявлению уровня этнокультурных знаний
250. Как вы понимает^ термин этноэкология?
251. Какое значение имеет знание народных примет для человека?
252. Какие обряды с использованием святых деревьев проводят русские и адыги весной?
253. Какие деревья получили статус «святые» у русского и адыгского народов?
254. Почему создавались правила поведения человека в святых рощах адыгами и русскими?
255. Какова специфика традиций, обычаев, обрядов природоохранной деятельности русского и адыгского народов?
256. Какие породы деревьев используются в строительстве дома? Какие технологии использовали русские и адыги при заготовке древесины?
257. Почему народные целители передают свои знания только членам своей семьи, рода?
258. Как народные приметы используются при определении изменений климата?
259. Как паук определяет, какой будет погода?
260. Рыба днем выскакивает и над водой ловит мошек к дождю или ненастью? Объясните, с чем это связано?
261. Какие приметы, связанные с образом жизни земноводных, использует человек в повседневной жизни?
262. Какие примеры обрядов, используемые в агроэкологической деятельности адыгов и русских вам известны?
263. Эксп. класс Контр, класс Эксп. класс Контр, класс Эксп. класс Контр, класс
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.