Этнонационализм как угроза политической стабильности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Коровай, Елена Альбертовна
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат политических наук Коровай, Елена Альбертовна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения этнонационализма и этнических конфликтов
1.1 Этнонационализм: понятие, сущность, основные теории
1.2 Влияние этнонационализма на развитие этнополитического конфликта
1.3 Понятие политической стабильности в России
Глава 2 Политические последствия этнонациональных конфликтов с точки зрения политической стабильности
2.1 Этнонационализм и этнические конфликты в период распада СССР
2.2 Воздействие этнополитических конфликтов на политическую стабильность в современной России
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Этнонационализм в системе политических процессов трансформирующихся обществ2004 год, кандидат политических наук Лебедев, Сергей Геннадьевич
Этнонационализм как политический фактор международных отношений в постсоветский период2001 год, кандидат политических наук Иманова, Салтанат Султановна
Этнополитические процессы российского общества в контексте глобализации2009 год, кандидат политических наук Инал-Ипа, Наала Адгуровна
Этносоциетальная трансформация и проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе2005 год, доктор социологических наук Епифанцев, Сергей Николаевич
Этнополитические процессы в Центральноазиатском регионе в условиях нового миропорядка2007 год, кандидат политических наук Лыскова, Людмила Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнонационализм как угроза политической стабильности»
Вторая половина XX в ознаменовалась серьезными политическими потрясениями и изменениями, причем уже было очевидно, что возникшие в последние десятилетия этнополитические тенденции человечество захватит с собой в XXI век. Одна из них - небывалый всплеск национализма, особенно в его этническом варианте. Представления о механизмах взаимодействия этничности и политики являются весьма вариативными. В качестве главной «связки» в этом плане выступает понятия национализма и этнонационализма. Формирование этих понятий складывалось под влиянием конкурирующих трактовок природы национального единства и процессов межэтнического взаимодействия, а также различных методологических подходов и исследовательских парадигм.
Для современного общества национальные вопросы являются одними из наиболее острых. В 90-е годы национализм стал фактором формирования широкого спектра политических процессов в самых различных регионах мира. Авторы по-разному оценивают перспективы цивилизации. Так, М.В.Сандрачук резюмирует: «Ненавязчивый точечный массаж. с помощью информационных потоков деструктивного содержания, осуществляемый суперэтносами, будет вызывать разрушение слабых этносов»1.
Несмотря на явные тенденции интернационализации и глобализации в жизни мирового сообщества, именно этнические и национальные конфликты и противостояния выходят сегодня на первый план в разных странах, независимо от уровня их экономического развития. Не является исключением и Россия.
Распад крупнейшего многонационального государства - СССР, сочетающего в своем образовании национально-государственные и Сандрачук М.В. XXI век: «сила» государственности в «слабости» собственности / М.В. Сандрачук. -Томск: Спектр, 2000.-26 С. территориально-административные элементы, не мог не привести к всплеску политических проблем и обострению этнического самосознания населяющих его народов, изменениям в характере этнонациональной идентификации титульной нации, динамике ксенофобии, потенциалу агрессивного, ущемленного национализма, росту изоляционизма и т. п.
Одним из наиболее очевидных ответов на сложившуюся ситуацию переходного общества является идентификация себя с определенной этнической группой. Особенности социокультурной ситуации в России на рубеже XX и XXI вв. и, прежде всего, девальвация официальной государственной идеологии, привела к ситуации «вакуума» в массовом сознании, который все более явно заполняется различными версиями идеологий, содержащих этнонационалистические компоненты.
Актуальность диссертационной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- современное общество является свидетелем и участником с появления на политической карте мира новых государств, возникновение которых является результатом развития национальных движений;
- быстро возрастает экономическая и политическая роль стран с «переходной» экономикой, усиливается борьба народов за свои гражданские права и активнее становятся выступления этнических меньшинств. В то же время некоторые доминировавшие прежде этнические группы теряют прежний привилегированный статус и превращаются в этнические меньшинства со всеми вытекающими из этого последствиями.
При этнической мозаичности большинства новых независимых стран бывшего социалистического лагеря, глубоких социокультурных и исторических различиях между населяющими их народами, консервация авторитаризма, культ нетерпимости, пренебрежительное отношение к правам личности и интересам меньшинств создали питательную почву для подспудного роста этнонационализма и, как следствие этого, возникновения межэтнических конфликтов.
Степень научной разработанности проблемы. Существующие научные работы по проблематике диссертационного исследования можно разделить на две части: отечественную литературу и зарубежную. Такое деление применительно к исследованиям этнонациональных проблем является оправданным. Дело в том, что отечественные исследования, долгое время базировавшиеся исключительно на догматической интерпретации марксистской методологии, пока не могут концептуально соперничать с западными подходами к проблемам национализма, этнонационализма, национальных отношений и т.п. Современные публикации российских авторов по этим вопросам либо развивают - сознательно или «нечаянно» -примордиалистский и этноцентристский подходы Ю.В. Бромлея, редуцируя национальное к этническому (и таких публикаций — большинство)1, либо адаптируют труды западных исследователей к российской ситуации и истории. Исследования таких западных специалистов как Э. Геллнер, Б. Андерсон, М. Хрох, Э.Д. Смит, Э. Хобсбаум, К. Вердери, Дж. Брейли, К. Хюбнер и других чрезвычайно интересны и ценны. Именно эти разработки определяют современный уровень теоретического решения этнонациональных проблем. Так, Дж. Брейли рассматривает национализм исключительно как особую форму политики. И сам этот термин употребляет для обозначения политических движений, стремящихся к государственной власти. С точки зрения задач исследования, наиболее значимыми представляются концепции Э. Смита и Э. Геллнера, получившие на Западе большое влияние и широкое распространение. Они рассматривают национализм как выражение новых форм социальной организации, основанных
1 Бромлей, Ю.В. Этнос и география. - М.,1972
2 Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. - М., 1991; Хюбнер, К. Нация. От забвения к возрождению / К.Хюбнер. - М., 2001; Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. -London, 1983; Smith A.D. Nation and Nationalism in a Global Era. — Cambridge, 1995 на стремлении народов к высокоразвитой культуре, поставленной под защиту и контроль государства. Стремление защитить эту культуру и сложившееся на ее основе духовное единство с помощью государства и других социальных институтов и организаций и составляет основную питательную почву и мотивационную основу современного национализма.
В настоящее время постсоветская наука во многом находится на стадии ознакомления с мировой литературой и применением ее выводов к конкретным локальным ситуациям. Сейчас теоретики пытаются подойти к изучению национализма с новых позиций. Неоценимое значение имеют современные исследования, опирающиеся на новые методологические принципы и имеющие в своей основе обширные эмпирические исследования феномена национализма в его этническом варианте. Это, прежде всего, работы Л. Дробижевой, Ю. Арутюняна, В. Тишкова, М. Иордана, А. Здравомыслова, В. Коротеевой, С. Нарочнинской, В. Шнирельмана1 и др. Отдельные этнополитические аспекты национализма и этноконфликтов освещались учеными из Центральной Азии в исследованиях А. Элебаевой, Н. Масанова, Б. Аягана, Р. Масова, Н. Омуралиева, л
Ф. Толипова, С. Олимовой, М. Карыбаевой и др.
Именно эти разработки и определяют современный уровень теоретического решения этнонациональных проблем.
Как известно, в советской науке национализм трактовался как враждебная пролетарскому интернационализму буржуазная идеология, в основе которой пребывает идея национального превосходства и национальной
Дробижева, Л.М. Возможности либерального этнонационализма. Реальность этнических мифов / - М.: 2000 - С. 77-95.; Тишков, В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. - 1998. - №5 - С. 3 - 26.; Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса / А.Г. Здравомыслов. - М.:1995.-315 е.; Коротеева, В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В.Коротеева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 140 е.; Шнирельман, В. Второе пришествие арийского мифа (идеология расизма и антисемитизма в современной России) / В. Шнирельман // Восток. - 1998. - № 6 - С. 31 - 40.; Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева. - М.: Наука, 1999.
2Элебаева, А.Б. Межэтнические отношения в Кыргызстане: динамика и тенденции развития / А.Б. Элебаева, Н. Омуралиев // Центральная Азия (независимый общественно-политический журнал) - 1998. - №3 - С.60-75.; Масов, Р. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане / Р. Масов. - Душанбе: Дониш, 1988.-316 е.; Олимова, С. Политический ислам и конфликт в Таджикистане / С.Олимова//Центральная Азия и Кавказ.- 1999. -№4-С. 133-141. исключительности, а нация трактуется как высшая внеисторическая и надклассовая форма общности. Тем самым советская трактовка национализма низводила данный феномен до уровня политического и идеологического клейма и не делала его предметом серьезного научного анализа. С другой стороны, отмежевавшись от национализма в политическом смысле, академическая теория национального вопроса основывалась на единственном варианте, который был заложен еще И.В.Сталиным, т.е варианте культурной, а не политической нации. Согласно этой теории, нация определяется как высшая форма этнической общности, а национальная государственность мыслится только как этнонациональная государственность. Однако за этим внешним фасадом национализма на практике присутствовало господство этнонационализма как в науке, так и в политике. Долгое господство в науке одной парадигмы - классово-детерминистской, в которой сочетались элементы экономического подхода К.Маркса и Ф.Энгельса и идеалистическо-психологической концепции О.Бауэра нанесло большой ущерб, как теории, так и практике.
Советскому обществознанию было характерно выделение этнического фактора в сущности современных наций. Только работы этнографов, в частности концепции Ю.В.Бромлея о нации как этносоциальном организме и информационная теория этноса Н.И.Чебоксарова и С.А.Арутюнова нач. 50-х гг. заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности, основные положения которых сводились к следующим положениям:
- население мира состоит из сформировавшихся в период этногенеза объективно существующих базовых социальных группировок в форме этнических общностей, высшим типом которых являются нации;
- нации обладают набором обязательных характеристик, среди которых собственная территория, общность экономических связей, единый язык и отличительный социально-психологический менталитет национальный характер);
- условием существования и развития наций является собственная государственность, на территории которой члены данной группы объявляются представителями «коренной нации», а остальные граждане - «некоренным населением».
Проблема национализма занимает видное место в работах многих исследователей. Однако анализ литературы показывает, что во взглядах на проблематику национализма имеются принципиальные расхождения между зарубежными и отечественными исследователями. Бесспорно, в постсоветской и западной политической мысли сложилось неодинаковое понимание и использование ряда важных категорий, в том числе и в области национального вопроса. Нет сомнения в том, что современным исследователям необходимо отойти от ряда устаревших идеологических догм и учитывать богатый зарубежный научный опыт в этой области. Однако, с другой стороны, не следует целиком игнорировать те достижения исследовательской мысли, которые были присущи советской науке. Так, идеи, развиваемые советской школой этнографов, заслуженно считаются одним из трех ведущих направлений в мировой науке наряду с Манчестерской школой и концепцией Ф. Барта и его последователей. Но, к сожалению, многие работы советских этнографов просто не переведены и не известны западной науке. Явно недооцененными остались содержащиеся в них идеи о многоуровневости этнических общностей или типах этнонациональных процессов.
Под влиянием национальных движений на постсоветском пространстве, которые способствовали падению тоталитарного режима, у зарубежных и отечественных ученых и политиков вырос интерес к мировому опыту оценки этнического национализма.
В этом вопросе есть основания для оптимизма: за последние годы в России состоялся целый ряд научных конференций, результаты которых можно рассматривать не только как реальное продвижение вперед отечественной науки, но и как вклад в политологический уровень осмысления общетеоретических проблем нации, национализма, этнонационализма1. Пока это движение вперед еще не нашло своего выражения в монографических исследованиях, но появления таких публикаций можно ожидать в ближайшем будущем. Также информационным ресурсом стали работы российских авторов, посвященные отдельным аспектам формирования и функционирования национальных общностей -роли языка2, анализу этнической психологии и сознания3, конкретным национальным стереотипам4, социально-политическим проблемам этноса и нации5, политическим и национальным мифам6 вообще и русской идее, в п частности. Тем не менее, необходимо отметить, что проблемы этнонационализма, политические последствия этнонациональных конфликтов в связи с политической стабильностью не являлись предметом специального политологического анализа. Таким образом, анализ литературы показывает, что проблема этнонационализма в контексте политической стабильности требует нового, дополнительного исследования.
Объектом диссертационного исследования является этнона-ционализм как явление политической жизни России.
Проблема идентичности; человек и общество на пороге третьего тысячелетия.// Вестник иститута Кеннана в России - 2002. - Вып.2 - С. 11-22; Социальные науки, расистский дискурс и дискриминационные практики (материалы конференции). - СПб.,2001.
2Петренко, В.Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. - Смоленск, 1997; Уфимцева, Н.В. Этнокультурная специфика языкового сознания / Н.В. Уфимцева. - М, 2000.
3Бороноев, А.О. Россия и русские: Характер народа и судьба страны / А.О. Бороноев, П.И. Смирнов. -СПб.: 1992; Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. - М., 1996; Почебут, Л.Г. Психология социальных общностей. Толпа, социум, этнос / Л.Г. Почебут - СПб., 2002;
4Солдатова, Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Г.У. Солдатова. -М.,1988.
5 Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999; Тощенко, Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. - М., 1991 и др.
6 Гачев, Г.Д. Миф. Национальный. Индивидуальный / Г.Д. Гачев. - Сб. Миф в культуре: человек -нечеловек. - М., 2000.; Полосин, B.C. Миф. Религия. Государство / B.C. Полосин. - М., 1999.
7 Волкогонова, О.Д. Образ России в философии русского зарубежья / О.Д.Волкогонова. - М., 1989; Зимин, А.И. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации / А.И. Зимин, B.C. Зуйков, И.К. Мишарина. - M., 2001; Чубайс, И. От русской идеи к идее новой России. Как нам преодолеть идейный кризис / И.Чубайс. - М., 1996
Предметом диссертационного исследования является взаимосвязь этнонационализма и политической стабильности в современной России.
Цель исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в комплексном анализе этнического национализма, выявление причин его возникновения и развития, оценка влияния этнонационализма, на развитие этнополитического конфликта, определение возможности предупреждения и предотвращения его крайне радикальных форм, выявление особенностей воздействия этнополитического конфликта на политическую стабильность.
Раскрытие данной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, среди которых следует выделить:
- выявить особенности феномена этнонационализма в условиях крушения мировой системы социализма, роста этнического самосознания народов во всем мире и все возрастающего влияния транснациональных движений, организаций и институтов;
- раскрыть факторы трансформации этнического национализма в его крайне радикальную форму - этнонациональный конфликт;
- проанализировать причины возникновения и динамику развития этнических конфликтов на постсоветском пространстве; обосновать взаимосвязь этнополитического конфликта и политической стабильности.
Исследовательская гипотеза формируется следующим образом: этнонационализм, тяготея в сторону авторитарных режимов, обусловлен социально-экономическими, политико-правовыми, культурологическими факторами, приводит к этнополитическому конфликту и является угрозой политической стабильности.
Теоретико-методологическая база исследования связана с использованием системного подхода, позволившего представить этнонационализм в целостном и всестороннем виде и во взаимосвязи с различными факторами политического и социального процесса, форм его реализации на постсоветском пространстве.
Диссертантка опиралась на общие методы исследования (анализ, синтез, индукцию, дедукцию) и специальные научные методы исследования: системный, структурно-функциональный, диалектический, историко-логический, социологический, сравнительный, позволяющие раскрыть сущность современных этнополитических процессов и типов национализма в разных формах его проявления (идеологической, политической, экономической, этнокультурной и психологической), а также выявить основные механизмы его распространения и трансформации в ходе общественно-политического развития.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы исторических, справочно-информационных, периодических изданий, нормативно-правовых актов по концептуальным положениям и политической стабильности.
Научная новизна. В диссертационной работе на основе системного исследования получены следующие научно обоснованные положения, обладающие новизной:
- изучение феномена этнического национализма позволило выявить рост этнического самосознания реакцию со стороны культурных сообществ и меньшинств на политический тоталитаризм и воздействие глобальных интеграционных процессов;
- установлено, что тоталитарные режимы не могли решить этнические проблемы по причине полного разрушения гражданского общества и отсутствия экономического, политического и идеологического плюрализма;
- обоснованы закономерности и механизмы соотношения процессов демократизации и стремления народов к суверенной государственности.
Достоверность и правомерность полученных результатов подтверждена основных выводов диссертационного исследования теоретико-методологическими исследованиями по проблеме этнонационализма и политической стабильности. Имеющаяся мировая практика показывает, что от национализма не избавлены ни традиционные, ни модернизируемые, ни бывшие «социалистические», ни современные высокоразвитые демократические государства. Соответственно, межнациональное напряжение и конфликты на этой почве постоянно вспыхивают то в одном, то в другом регионе мира с самыми разными национальными традициями и уровнем цивилизованности (примерами тому являются страны Азии и Африки, Югославии и СНГ, Испания и Канада). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х гг. XX в. были этническими. Распад СССР и переход от тоталитаризма к демократии также сопровождались острой межнациональной напряженностью и конфликтами. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в виде феномена «этнического взрыва», который положил начало новому этапу развития целого ряда государств.
Научно-практическая значимость работы определяется оценкой реальных этнонациональных процессов.
Результаты диссертационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего исследования этнонационализма, этнополитических процессов. Диссертация представляет определенный научный интерес для изучения проблем, связанных с этнополитическими конфликтами. Осуществленный в работе анализ политической стабильности в России может быть востребован и для практической деятельности органов власти в целях выработки механизмов противодействия политическим конфликтам.
Научное решение проблем этнического национализма, приведенная в работе, позволит разработать практические механизмы урегулирования, управления, предупреждения и прогнозирования этнополитических конфликтов в многонациональных государствах в трансформационный период.
Также возможно использовать материал исследования государственными средствами массовой информации в целях популяризации научного знания в области этнополитических процессов, для достижения политической стабильности в современной России.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В современных условиях четкое определение феномена этнического национализма, являясь значительной теоретической проблемой, тесно смыкается с проблемой отношений между государством, гражданским обществом и этносом. Национализм, который в научной литературе получил название этнонационализма, в своих агрессивных проявлениях представляется очевидной угрозой, имеющий разнообразные виды и формы.
2. Рост конфликтогенного потенциала этнонационализма в переходный период российского общества обусловлен рядом объективных факторов, учет которых является необходимым условием взвешенной национальной политики. К их числу относятся: а) социально-экономические факторы:
- социально-экономическое неравенство между регионами;
- рост безработицы в регионах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами;
- повышенная горизонтальная мобильность населения, приток «экономических» этномигрантов в относительно благополучные в экономическом отношении моноэтнические регионы; б) политико-правовые факторы:
- наличие этнотерриториальных претензий в отдельных регионах, в особенности, если эти претензии используются в качестве инструмента государственной политики и пропаганды;
- нарушение прав человека и гражданина по национальному признаку или косвенным показателям принадлежности к национальным меньшинствам (знание государственного языка, срок проживания в регионе и т.д.);
- стремление национального меньшинства в случае его анклавного проживания к национально-государственному самоопределению;
- слабое законодательное регулирование межнациональных отношений; в) культурологические факторы:
- этнокультурные и конфессиональные различия соседствующих в том или ином регионе этнических общностей;
- рост самосознания этнических общностей, переоценка собственного исторического и культурного наследия, носящая, как правило, гипертрофированный характер.
3. Под политической стабильностью мы понимаем организованность, согласованность, устойчивость функционирования политических структур и отношений в пределах сложившейся и качественно определенной целостности. Она проявляется в постоянстве протекающих процессов, правил и процедур, привычности политического уклада жизни общества. Критерием внутриполитической стабильности является уровень согласованности интересов различных институтов и групп общества, государства и всех его граждан. Он характеризуется количественными и качественными параметрами и определяется составом и отклонением от пороговых значений основных индикаторов.
4. Одной из крайне радикальных форм проявления этнонационализма является этнический конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического противоборства, субъектами которого выступают этнические общности. Он протекает в форме общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны. Воздействие этнополитических конфликтов на политическую стабильность предполагает выявление их источников, так как в противном случае можно вести речь лишь о ликвидации последствий, а не устранении их причин.
Апробация результатов исследования. Основные идеи, теоретические положения и результаты исследования диссертации отражены в четырех опубликованных работах. Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры государственного муниципального управления и политологии ЧитГУ, где были отмечены актуальность исследования, его новизна и практическая значимость.
Структура диссертации обусловлена логикой достижения цели и решения поставленных исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, библиографического списка из 148 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Этнополитические процессы в системно-структурной трансформации российского общества2004 год, доктор социологических наук Ерохин, Алексей Михайлович
Этнизация политики в посткоммунистическом мире2005 год, кандидат политических наук Симонян, Лилианна Юрьевна
Сущность и природа этнополитического конфликта: источники противостояния и пути урегулирования2001 год, кандидат социологических наук Харлампьев, Марк Романович
Политико-идеологические факторы эволюции грузино-осетинского конфликта2004 год, кандидат политических наук Санакоев, Инал Борисович
Этносоциальные символы зарождения межэтнического конфликта2008 год, кандидат философских наук Шаповалова, Оксана Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Коровай, Елена Альбертовна
Заключение
Интерес к этнонационализму вызван в связи с тем, что события последних лет в посткоммунистических странах выявили достаточно общую тенденцию: многие общественно-политические процессы в условиях глубоких социальных преобразований и радикальных реформ обрели этническую окраску, а обсуждение причин и форм конфликтующей этничности стало одной из доминирующих тем для современных исследователей постсоветского пространства. Наиболее характерно для этих теоретиков, прежде всего то, что теперь они стараются отойти от прежних концепций и рассматривать национализм главным образом в соответствии с политическими и социально-экономическими теориями, присущими современной мировой науке.
Современный феномен этнонационализма представляет собой сложное и многогранное явление. В мировой практике этнонационализм понимается как определенный функциональный элемент противоречивого по своей природе исторического, процесса, который, с одной стороны, поощряет стремление людей сохранить свою национальную идентичность, язык и культуру и способствует политической мобилизации этноса. А с другой стороны -ориентация на сохранение культурной специфики этносов нередко перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах и вносит в межнациональные отношения элемент противостояния и конфронтации, порождающий этнические конфликты и создающий опасность острых национальных кризисов и катастроф.
В этой связи, очевидно, что для современной политологии этнонационализм представляет первостепенный интерес в качестве предмета анализа, концептуализации, прогнозирования и практического регулирования.
Этнический конфликт является крайне радикальной формой проявления этнонационализма. Причины его заключаются в глубоко переживаемой и отчетливо осознаваемой ущемленности своих национальных интересов, испытываемой той или иной этнической общностью и мобилизующей ее активные силы к устранению препятствий в политическом и социокультурном развитии.
Тоталитарная идеология с ее общей установкой на бесконфликтный «социалистический» общественный строй привела в конечном итоге к насаждению наднациональных форм и методов государственного, социально-экономического и культурного развития в республиках Советского Союза. Отечественная академическая традиция во многом способствовала огосударствлению и институционализации этничности, а также политической программатике этнонационализма. За внешне ругательно-осуждающей дефиницией национализма на самом деле присутствовал безоговорочно господствующий этнонационализм как в науке, так и в политике.
Несмотря на достижения и позитивные результаты советского государства собенно в области образования и культуры факторы целого ряда этнических конфликтов на рубеже 80-90 гг. XX в. были заложены еще во времена СССР. Как показала последующая историческая практика, национально-территориальный принцип государственного строительства и интеграционная национальная политика стали благодатной почвой для роста межэтнических противоречий, хотя дружба народов стала в стране реальностью, но тоталитарная политическая система со всеми ее дальнейшими антидемократическими элементами стимулировала развитие этнонационализма. Административное "одергивание" Центром проявлений национализма на местах, репрессии, насильственные депортации усугубляли положение, усиливали антирусские умонастроения. Разрастались элементы этнической исключительности, агрессии, эгоизма, иждивенчества. Эти националистические негативы иррационального этнического самосознания стали определять характер группового поведения в большинстве союзных республик.
Двойственная и противоречивая национальная политика предопределила «взлет» и «падение» СССР.
Кризисная ситуация, возникшая в результате распада СССР и разрыва социально-экономических связей, привела к уменьшению роли политических, идеологических и экономических регуляторов, интегрирующих национально-территориальные, профессиональные, культурно-религиозные и иные групповые образования внутри государства. Следствием этого явилось формирование, национальных движений за независимость и приобретение самостоятельной национальной государственности. Межэтническая напряженность и недовольства стремительно переросли в острые этнонациональные конфликты, дошедшие в ряде регионов до крайней степени остроты, враждебности и взаимонеприятия. Прежде всего, следует отметить, что этнонациональные конфликты стали неизбежным и неустранимым фактором, сопутствовавшим распаду СССР и становлению новых государств на его территории. Поэтому основное внимание необходимо акцентировать на поиске условий и оснований для распространения демократических установок и общечеловеческих ценностей как фундамента миротворческих усилий по преодолению конфронтации на национальной почве, так как возобновление таких конфронтации в перспективе может парализовать жизнедеятельность всех остальных частей и органов новых государств, возникших на постсоветском пространстве. Для стран с «переходной экономикой», возникновение напряженности и предкризисных явлений особенно характерно.
В этих условиях важно иметь набор технологий, позволяющих, адекватно и своевременно предпринимать действия по снижению риска или недопущению конфликтов. В мировой практике последнего десятилетия такой подход называют превентивным развитием. Важнейшим выводом исследования является понятие этнонационализа, выступающего в качестве главной «связки» в формировании представлений о механизмах взаимодействия этничности и политики. В современных исследованиях стал практически общепринятым подход, согласно которому выделяются два типа национализма: государственный национализм и этнический этнонационализм. Признается, что любой вид национализма в своих крайних формах играет отрицательную роль.
Но если государственный национализм создает хотя бы иллюзию державного строительства, дает ориентиры, хотя и ложные, но способные создать ощущение национального единства, то этнический национализм, отказывается от государственной идеи, загоняет ее в узкие этнические рамки, призывает к созданию государства, в котором этническая неоднородность игнорируется. За рамками такого государства неизбежно окажется огромное число людей, что неизбежно приведет к возникновению открытых гражданских конфликтов.
Выходя за рамки культурной деятельности и становясь политической программой, этнонационализм становится средством обеспечения доступа к власти и ресурсам, подавляет частные стратегии и интересы и порождает попытки реализовать принцип этнической государственности через узурпацию власти представителями одной группы, через подавление меньшинств или через сецессию и создание новой этнической государственности.
Особенно опасен этнонационализм доминирующих титульных наций, так как в своих крайних формах он доходит до дискриминации по отношению к другим национальностям. В любом случае этнонационализм, направленный на достижение преимуществ для одного этноса во власти, идеологии, культуре становится апологией этнической исключительности и уникальности, средством достижения отдельной группой контроля над властью и ресурсами и создания этнически гомогенных государств, чуждых демократическим принципам. Тем не менее, в целом, разделение национализма на гражданский и этнический зачастую носит достаточно условный характер, так как национализм весьма синтетичен и динамичен. Каждый из его видов неизбежно содержит элементы другого, степень выраженности которых во многом определяется конкретным историческим периодом.
Распространяющийся сегодня в России русский национализм, можно отнести к этнонационализму коллективистского, холистского типа. Холистский этнонационализм, в отличие от либерализма, имеет высокие шансы на популярность среди людей переходного общества: он представляется борьбой порядка против хаоса. Этот порядок осознанно вносится в жизнь людьми, объединенными надличной целью (возрождением русской нации, например). Такая надличная цель обеспечивает не только единение человека с другими людьми, но и придает смысл его индивидуальному существованию.
Большинство русских сегодня считает необходимым стремиться к созданию государства, в котором русские официально признаются главной нацией. За этим стоит не их желание обеспечить себе какие-то привилегии, которых никогда и не было, а психологическая реакция на кризис имперской самоидентификации и размывание образа «старшего брата», озабоченность резким ослаблением патерналистских функций государства и поиск новых оснований для их восстановления.
Объективной основой развития националистических настроений в России служит формирование русской национальной идентичности и становление национальной государственности. Вместе с тем подъему русского национализма способствовал ряд иных важных обстоятельств. К ним в первую очередь следует отнести недееспособность и неэффективность отечественного государства, что не могло не стимулировать государственнические настроения, составляющие одну из основ русского национализма. Росту русского национализма, безусловно, способствовали западная агрессия в Югославии, реанимировавшая оборонный синдром, и успешная военная кампания во второй чеченской войне. «Балканская война», которую русские неизбежно проецировали на российскую ситуацию, привела к заметному усилению антизападных настроений.
К числу факторов, влияющих на распространение русского национализма, относятся также тяжелое экономическое положение и катастрофическая демографическая ситуация в России. Вместе с тем, рост националистических настроений не следует рассматривать как угрозу российской многоэтничности, так как русские не воспринимают себя жертвами дискриминации со стороны той или иной этнической группы. «Имперский статус» русских, пусть и оказавшийся в прошлом, не позволяет им думать, что источником его бед и несчастий могут быть относительно немногочисленные народы.
В повседневной жизни люди, причисляющие себя к русским, в наименьшей степени рассчитывают на поддержку своей этнической группы, а значит, в наименьшей степени заинтересованы в поддержании группообразующих норм и ценностей. Они не представляют собой такого единого народа, каковым по своей повседневной функциональности являются, например, якуты или татары в современной России. Аморфное гражданское состояние русских способствовало их оттоку из бывших республик СССР, не к коллективной, этнической или политической, консолидации, не к изменению ситуации на местах, а к множеству частных, атомарно-индивидуальных решений отъезда из республик. Причиной подобных процессов явилось очевидное противоречие между национальной, этнической и социальной, политической идентификацией.
Хотя в целом влияние русского национализма на политику ограничено, и он не стал субъектом политического процесса, усиливающиеся в обществе националистические и государственнические настроения представляют собой важный фактор, который государство и политические силы не могут игнорировать. В настоящее время наибольшего успеха в мобилизации патриотического ресурса добился президент Владимир Путин. Однако для закрепления и развития достигнутого результата он должен продемонстрировать эффективность и целеустремленность новой власти, ее способность ответить на чаяния общества и его значительного национал-державнического сегмента. Нынешней властью продвигается концепция усиления роли государства, надэтнического патриотизма и формирования политической нации. Она приемлема для большинства общества как стратегическая цель, но лишь в том случае, если будет создано дееспособное государство, проводящее успешную стратегию модернизации.
Следующий вывод исследования касается влияния этнонационализма на развитие этнополитического конфликта и выделения трех уровней причин этноконфликтов: это макропричины, мезопричины, микропричины.
В целом, этническое противостояние носит перманентный характер и причины нисходящего характера так или иначе восходят к самой проблеме этнического многообразия, дифференциации, различения по принципу «свой» - «чужой». Вот почему проблема предотвращения этноконфликтов должна постоянно находиться в поле зрения государственной национальной политики, тем более в период социальных трансформаций, когда этническая идентичность выступает мощным катализатором политического действия.
Безусловно, ставка на этнонационализм в политике имеет серьезные ограничения. Хотя конкретная ситуация - электоральная поддержка, договоренности и стабильность в отношениях центра и периферии, консолидация против «врагов нации» - иногда делает необходимым обращение к этнической солидарности, а противников такой политики принуждают к сдержанности и даже к поощрению трудно приемлемого для них курса.
В целом, в политической риторике и в сиюминутной стратегии этнонационализм не всегда проявляет свою неприглядность и разрушительный потенциал. Он может выглядеть привлекательным и даже смыкаться с риторикой и ценностями, которые исповедуют приверженцы демократии, поборники прав человека, борцы против колониализма и противники дискриминации. Но при более внимательном взгляде и в более отдаленной перспективе этнонационализм бесплоден и даже опасен.
Роль этнонационализма как угроза политической стабильности особенно возрастает в трансформирующихся обществах. Процесс политизации этничности вызывает дезинтеграционные тенденции в обществе, острота которых во многом определяется ростом социально-экономических противоречий, усиливающих межэтническое противостояние, приводящих к эскалации политического этнонационализма.
Сдерживание его разрушительного потенциала является задачей государственного масштаба, которая может быть решена, в первую очередь, за счет сознательного отказа государства от проведения политики этнонационализма, сосредоточения государственных усилий на реализации нациестроительства на принципах согражданства.
Важной представляется роль государства и в процессе поиска компромиссов интересов между элитами этнических групп, создании общности культурно-ценностных установок среди основной массы населения, что, в целом, не может не способствовать снижению остроты данной проблемы в полиэтнических государствах.
По мнению дессертанта, выше изложенные актуальные этнополитические проблемы требуют дальнейшего глубокого исследования. Однако некоторые положения диссертации могут быть использованы для разработки концепции урегулирования этнополитических проблем и последствий, связанных с ними.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Коровай, Елена Альбертовна, 2007 год
1. Абазов Р. Многопартийность и исламские организации в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №5 - С. 146-153.
2. Абдулатипов Р. Природа и парадоксы национального «Я». -М. .-Мысль, 2001. 170 с.
3. Абдулатипов Р., Болтенкова Л., Яров Ю. Федерализм в истории России.- М.:Мысль,2003.-270с.
4. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. М.: Дружба народов, 2001. - 107 с.
5. Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // http://www.Ibe.ru/cgi-bin/hreForenburg.
6. Амелин В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии// http://www.Ibe.ru/orenburg.
7. Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов // ОНС: Общественные науки и современность. - 2006. - №6 - С.37-75.
8. Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана.- Б.: Изд-во «Шам», 1996.- 608 с.
9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999.-254с.
10. Ю.Бибикова О. Баткен: наступление мусульманского экстремизма //. Центральная Азия и Кавказ. 2004. - № 1. - С. 35-46.
11. Бибо И. Нищета духа малых восточноевропейских государств. Национальные отношения и этнические конфликты. М.: Наука, 2003. -120 с.
12. Боришполец К. Этничность и политика // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. - №4 - С. 3-21.
13. И.В.Боффа. От СССР к России. История неоконченного кризиса. М.: Международные отношения, 1996.- 320 с.
14. Н.Брилл, Олкотт М. Навстречу будущему: двенадцать мифов о
15. Центральной Азии // Казахстан и мировое сообщество. 1995. - №3. - С. 4462.
16. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров: Рекомендации для успешного проведения переговоров. М.: Наука, 1996.-112с.
17. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1993. - 412 с.
18. Брук С. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 2001.-880 с.
19. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. - 336 с.
20. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. №7. - С.34-49.
21. Геллнер Э. Национализм возвращается // Новая и новейшая история. -1989.-№5.-С. 15-27.
22. Говорит элита республик Российской Федерации: 110 интервью Леокадии Дробижевой. М.:Мысль, 2001. - 190 с.
23. Грозин Д. Кризис на четверых не делится // Деловые люди. 1999. -№89.- С. 11-13.
24. Грозин Д., Хлюпин В. Национальная безопасность Казахстана: проблемы и перспективы. Москва, 2004. - 119 с.
25. Громова О.Н Конфликтология. М.: ЭКМОС, 2001. - 320 с.
26. Губогло М.Н. Переломные годы. Мобилизованный лингвицизм. -Москва, 2003.-135 с.
27. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Высшая школа, 2002.-239 с.
28. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л.Дробижева, А.Аклаев, В.Коротеева, Г.Солдатова. М.:Мысль, 2000.-381 с.
29. Демоян Г. Карабахский конфликт и взаимоотношения тюркоязычных государств // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №4. - С. 196-204.
30. Джакупова Ч. Беженцы в Кыргызстане: 90-е годы XX века. -Бишкек. :Илим, 2000. 119 с.
31. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М.:Научная книга, 2000. - 306 с.
32. Джон Стюарт Милль. Утилитарианизм. О свободе.- Санкт-Петербург, 2002. 42 с.
33. Джунушалиев Д., Плоских В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ 2000. - №3. - С. 146-155.
34. Дробижева Л.Возможности либерального этнонационализма. Реальность этнических мифов. Москва, 2000. - С. 77-95.
35. Дробижева Л.Этнополитические конфликты. Причины и типология. -М., 1993.- 190 с.
36. Дунаев В. Конфликтующие структуры казахстанской модели межэтнической интеграции // Центральная Азия и Кавказ. 2004. - №5. -С.9-19.
37. Ертысбаев Е. «Евроазиатский коридор» и приоритеты Казахстана. Региональная безопасность и сотрудничество на Северо-Западе и Юге России. -М., 2002.
38. Жиромская В., Киселев И., Поляков Ю. Полвека под грифом «секретно». Всесоюзная перепись населения 1937 года. М: Наука, 1996. -327 с.
39. Жоробеков Ж. Этнодемографические процессы в Кыргызстане (вчера,сегодня, завтра). Бишкек, 1999. - 247 с.
40. Жукова М.Н, Коротков К.С. Тренинг-менеджер в системе корпоративного обучения: специалист, преподаватель или менеджер // Бизнес-образование.- 2005.-№1-С. 16-24.
41. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотту В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги, 2003.-290с.
42. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 -начало 1980-х гг.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 416.С.
43. Козлов В,И. Русский вопрос: история трагедии великого народа. -М.:Мысль,2005.-312с.
44. Конфликт- диалог -сотрудничество: Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе / Под ред. Звягельской И., Наумкина В. М., 1999.- 147 с.
45. Королева В.Энтони Смит: историческая генеалогия современных наций. Национализм и формирование наций. Теории модели - концепции /Под ред. А.Миллера - М., 1994. - С. 29-41.
46. Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 140 с.
47. Кузеев Р.Г. Национальные движения и федерализм в России // Советская этнография. 1993. - №6. - С. 14-23.
48. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 2005. -272 с.
49. Лебедева Н. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп. М.: Старый сад, 2005. - С. 271-289.
50. Лунеев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах //
51. Социологические исследования. 2005. - №4 - С. 103-119.
52. Лурье С.В. Историческая этнология М.: Аспект Пресс, 2002.-448 с.
53. Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. -М., 2005.315с.
54. Малащенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Моск. Центр Карнеги, 2001.- 180 с.
55. Малышева Д.Феномен сепаратизма на Кавказе и мировой опыт // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №3 - С. 29-44.
56. Масов Р. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1998.-316с.
57. Маслов В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Бишкек.: Илим2000.-196 с.
58. Мацнев. Д. Страны Центральной Азии и Кавказа в СНГ: экономический аспект //Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №1.- С. 55-68.
59. Международные отношения в Центральной Азии: история и современность. Бишкек, 2000.
60. Мельвиль А. Демократические транзиты. М.: Политиздат, 1999.147 с.
61. Мисюнас Р.Гаагепера Р. Прибалтийские республики: годы независимости 1940-1980 гг. // Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР / Под ред. Р. Мисюнас, Москва, 1991. - С.48-113.
62. Михайлов В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта//Социологические исследования. 1993. -№5 - С, 52-59,.
63. Миллер А. Национализм как фактор развития // ОНС Общественные науки и современность. 1992. - №1 - С. 124-132.
64. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальнаяпсихология и межнациональные конфликты. М.: Наука, 2004. - 227 с.
65. My комель В. Д. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия.- М.: Мысль, 1997.
66. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
67. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы: Документы и материалы. -М.: Наука, 1992. 268 с.
68. Национальные отношения. Словарь.- М.,1997.71 .Независимый Казахстан: декабрь 1986 года. Алма-ата, 1996.- 198 с.
69. Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника, 1978. - 160 с.
70. Паин Э. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию // Этнополис.-1995.- №2-С.36-51
71. Панарин С. Центральная Азия: этническая миграция и политические субъекты воздействия на миграционную ситуацию // Современныеэтнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии /Под ред. Г.Витковской. М., 2005. - С. 9-20.
72. Постников А.Н. Социально-философские проблемы национальной политики,- Улан-удэ,2003.-108с.
73. Политология. Словарь-справочник / Сост. Василик М.А., Вершинин М.С.,Козырев Л.Д.- М.: Гардарики, 2000. 327 с.
74. Постсоветский Кыргызстан глазами зарубежных политологов. -Бишкек, 1998.- 149с.
75. Празаускас А.А. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М.: Наука, 1991. - 276 с.
76. Празаускас А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Политические исследования. 1997. - №2 - С. 95105.
77. Празаускас А. Рецензия на книгу: Brubaker R. Nationalism Reframed // Этнографическое обозрение. 1998. - №6 - с. 7-34.
78. Празаускас А.А. Актуальные проблемы этнонационального развития стран Востока // Национальный вопрос в освободившихся странах Востока/ Под ред. А.Празаускаса. М., 1999. - 165 с.
79. Практикум по курсу политология / Под ред. М.А. Василика. М: Гардарики, 2006. - 383 с.
80. Пядухов Г. Системные преобразования в Киргизии отражение в сознании и поведении нетитульного населения // Современные этнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной
81. Азии /Под ред. Г.Витковской. М., 2004. - с. 153-173.
82. Разаков Т. Ошские события: на материалах КГБ. Бишкек.: Ренессанс, 1993. - 112 с.
83. Руткевич М.Н. Теория нации : философские вопросы // Вопросы философии. 1999.-№5.
84. Рудов Г. Россия и Кыргызстан: динамика и перспективымежгосударственных отношений // Центральная Азия и Кавказ. 2001. -№4. -С. 48-56.
85. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Политические исследования. 1999. - №4. - С. 141-147.
86. Сагадеев А. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национального -освободительного движения. М.:ИНИОН РАН, 1990. - 112с.
87. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Высшая школа, 2005.-304с.
88. Сингер Б.Д. Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии.- 1994. -№6.
89. Современная религиозная ситуация в республике Казахстан -Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М., 1995. - 190 с.
90. Степанов Е. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода. Массовое сознание и массовые действия. -М., 2004.
91. Степанов В.В. Очаги межэтнической напряженности: реальность и прогноз // Вестн. Рос. АН. 2004. - №4. - С. 296-305.
92. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - С. 242-250.
93. ЮГСтефаненкоТ.Г.Этнопсихология. М.: Академический проект, 2005.- 230с.
94. Ю2.Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов // Методы этнопсихологического исследования.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.- С. 3-27.
95. Стрелецкий В. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр
96. Карнеги, 2004. С. 225-249.
97. Суверенный Кыргызстан: проблемы традиций и социальной, целостности / Под ред. Д.Джунушалиева, В.Плоских. Бишкек.:Илим, 1999.-177 с.
98. Танунц С. А. Этносоциология: проблемы, перспективы преподавания // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социологияи политология. 2000. - №1. - С. 67-77.
99. Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. - 532 с.
100. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. - №5 - С. 3-26.
101. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. - №1. -С. 3-38.
102. Ю9.Трагедия в Ферганской долине // Новое время. 1999. - №25. 11 О.Ульянов Н.И Происхождения украинского сепаратизма.- М.: Феникс, 1996. -456с.
103. Указ Президента Кыргызской республики №127. Бишкек: Дом Правительства, 20 мая 2000.
104. Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике / Под ред. Цыганкова. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1999.-128с.
105. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1999. — 155с.
106. Пб.Хесли В. JI. Национализм и пути решения межэтнических конфликтов //Политические исследования. 1996. - № 6. - С. 44-52.
107. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. Спб., 1998.144 с.
108. П8.Ходнев А. Национальный вопрос в контексте мирового порядка: история и современное состояние // Исторические аспекты межнациональных отношений и мировой опыт / Под ред. А. Ходнева. -М., 2004. С.65-76.
109. Хоперская Л. Факторы противостояния и выбор стратегии стабильности на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. -№4.-С. 133-143.
110. Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992-.): его предыстория и факторы развития. Историко-социологический очерк. М.: Российская энциклопедия, 1998. - 200 с.
111. Цымбал С.М. Проблемы беженцев // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. М, 2004. -42с.
112. Чегенов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998.-399 с.
113. Черныш М. Национальная идентичность: особенности эволюции // Социологический журнал. 1995. - № 2. - С. 110-114.
114. Шефер Б., Шлезер Б. Социальная идентичность, групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. Т.1. 2003. - №1. - С. 74-83.
115. Шнирельман В. Второе пришествие арийского мифа (идеология расизма и антисемитизма в современной России) // Восток. 1998. - № 6. -С. 31-40.
116. Экономика стран Центральной Азии: трудности становления и перспективы развития: Междунар. научн. практ. конф. (4-5 окт. 1999) / Под ред. Джаманкулова Ж. Бишкек: Илим, 1999. — 215 с.
117. Развитие межэтнических отношений в новых независимых Государствах Центральной Азии.- Бишкек: Илим, 2000.-230 с.
118. Элебаева А.Б., Омуралиев Н. Межэтнические отношения в Кыргызстане: динамика и тенденции развития // Центральная Азия, 1998. -№3. С.60-75.
119. Элебаева А., Омуралиев Н. Баткенские события в Кыргызстане: хроника событий // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №1. - С. 24-35.
120. Элебаева А.Б. Межэтнические отношения в постсоветских государствах Центральной Азии: динамика развития. Бишкек.: Илим, 1996.-45 с.
121. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Международный опыт разрешения этнических конфликтов / Под ред. Б.Коппитерса, Э. Ремакля, А. Зверева. -М.: Весьмир, 1997.-304 с.
122. Этносоциология / Под ред. Арутюняна Ю.В., Дробижевой JI.M., Сусоколова А.А. М.: Аспект Пресс, 2005. - 271 с.
123. Юнусов А. Ахыскинские (месхетинские) турки: дважды депортированный народ // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №1. -С. 161-173.
124. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии. М.: Моск. Центр Карнеги, 2004. - С. 205-224.
125. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Политические исследования. 2000. - №1. - С. 114-123.
126. Breuilly J. Nationalism and the State. Manchester, 1982 (второе издание 2003).-230 p.
127. Ethnic relations in Eastern Europe. Edited by Margit Feischmidt //1.cal Government and public service reform initiative. Open Society Institute. -.Budapest, 2001.-255 p.
128. Fuller G. Central Asia and World In National Identity and Ethnicity in Russia and the New States of Eurasia. N.Y., L., 2004.
129. Qreenfeld L. Nationalism and democracy // Research on democracy and society. New York. 2002. Vol. 1- p. 327-351.
130. Gurr T.Ethnic Conflict in World Politics. Boulder, 2004. 98 p.
131. Horowitz D. Ethnic Groups in conflict. Berkeley, 2005. - 134 p.
132. Mann M. A political Theory of Nationalism and It's Excesses // Periwal S. (Ed.) Nations of Nationalism. Budapest, 1995. - p.3-41
133. Racism.in Central and Eastern Europe and Beyond: Origins, Responses, Strategies // Open Society Institute. Budapest, 2001. - 119 p.
134. Ryan St; Ethnic conflict and International Relations, Ulster, 1999. 1341. P
135. Smith A. The Ethnic Origins of Nations // Daedalus. 1999. Vol. 122,1999.-p. 127-142.
136. TambinfD. Beyond Gellner's Theory of Nationalism // Critical Review. Vol.10. 1996. -№2.-p. 14-53.
137. Welsh D. Domestic Politics and Ethnic Conflict // Ethnic Conflict and International Security /М. Brown (ed.) Princeton, 1993. p. 43-60.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.