Этнонационализм как политический фактор международных отношений в постсоветский период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Иманова, Салтанат Султановна
- Специальность ВАК РФ23.00.04
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат политических наук Иманова, Салтанат Султановна
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМА И ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
1.1 ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ,
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ.
1.2 ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ
КОНФЛИКТЫ.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЫ1ЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
2.1 ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВЕТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: СООТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО
ФАКТОРОВ.
2.2 ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕРИОД РАСПАДА СССР.
3. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 90-х ГОДОВ XX ВЕКА В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
3.1 ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ
НА РУБЕЖЕ 80-х - 90-х гг.
3.2 ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК
Этнонационализм как угроза политической стабильности2007 год, кандидат политических наук Коровай, Елена Альбертовна
Этнополитические процессы в Центральноазиатском регионе в условиях нового миропорядка2007 год, кандидат политических наук Лыскова, Людмила Николаевна
Этнонационализм в системе политических процессов трансформирующихся обществ2004 год, кандидат политических наук Лебедев, Сергей Геннадьевич
Этносоциетальная трансформация и проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе2005 год, доктор социологических наук Епифанцев, Сергей Николаевич
Этнополитические процессы российского общества в контексте глобализации2009 год, кандидат политических наук Инал-Ипа, Наала Адгуровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнонационализм как политический фактор международных отношений в постсоветский период»
Вторая половина XX века ознаменовалась серьезными политическими потрясениями и изменениями, причем уже было очевидно, что возникшие в последние десятилетия этнополитические тенденции человечество захватит с собой в XXI век. Одна из них - небывалый всплеск национализма, особенно в его этническом варианте. Актуальность настоящей научной работы обуславливается следующими обстоятельствами:
• современное общество является свидетелем и участником событий возникновения на политической карте мира новых государств, возникновение которых является результатом развития национальных движений;
• активизируется и быстро возрастает экономическая и политическая роль стран с «переходной» экономикой, усиливается борьба народов за свои гражданские права и активнее становятся выступления этнических меньшинств. В то же время некоторые доминировавшие прежде этнические группы' теряют прежний привилегированный статус и превращаются в этнические меньшинства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этнической мозаичности большинства новых независимых стран бывшего социалистического лагеря, глубоких социокультурных и исторических различиях между населяющими их народами, консервация авторитаризма, культ нетерпимости, пренебрежительное отношение к правам личности и интересам меньшинств создали питательную почву для подспудного роста этнонационализма и, как следствие этого возникновения межэтнических конфликтов.
Сразу следует отметить, что этнонационализм новый термин для постсоветской науки. Интерес к нему вызван в связи с ростом этнического самосознания и закономерной реакцией со стороны культурных сообществ и меньшинств- на политический тоталитаризм или воздействие глобальных 4 интеграционных процессов, с распространением массовой культуры и развитием национальных движений, в том числе и на постсоветском пространстве.
Имеющаяся мировая практика показывает, что от национализма не избавлены ни традиционные, ни модернизируемые, ни бывшие «социалистические», ни современные высокоразвитые демократические государства. Соответственно, межнациональное напряжение и конфликты на этой почве постоянно вспыхивают то в одном, то в другом регионе мира с самыми разными национальными традициями и уровнем цивилизованности (примерами тому являются - страны Азии и Африки, Югославии и СНГ, Испания и Канада). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х гг. были этническими. Распад СССР и переход от тоталитаризма к демократии также сопровождались острой межнациональной напряженностью и конфликтами. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в виде феномена «этнического взрыва», который положил начало новому этапу развития целого ряда государств. Тоталитарные режимы не могли решить этнические проблемы по причине полного разрушения гражданского общества из-за абсолютной нетерпимости социалистической системы к экономическому, политическому и идеологическому плюрализму.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость проанализировать, изучить и оценить сущность и значение этнонационализма, поскольку исторический опыт свидетельствует, что именно этнонационализм оказывается важнейшей опорой движения в сторону авторитарных режимов. Степень научной разработанности темы.
Как известно, в советской науке национализм трактовался как враждебная пролетарскому интернационализму буржуазная идеология, в основе которой 5 пребывает идея национального превосходства и национальной исключительности, а нация трактуется как высшая внеисторическая и надклассовая форма общности. Тем самым советская трактовка национализма низводила данный феномен до уровня политического и идеологического клейма и не делала его предметом серьезного научного анализа. С другой стороны, отмежевавшись от национализма в политическом смысле, академическая теория национального вопроса основывалась на единственном варианте, который был заложен еще И.В.Сталиным, т.е варианте культурной, а не политической нации. Согласно этой теории, нация определяется как высшая форма этнической общности, а национальная государственность мыслится только как этнонациональная государственность. Однако за этим внешним фасадом' национализма на практике присутствовало господство этнонационализма как в науке, так и в политике. Долгое господство в науке одной парадигмы - классово-детерминистской, в которой сочетались элементы экономического подхода К.Маркса и Ф.Энгельса и идеалистическо-психологической концепции О.Бауэра нанесло большой ущерб, как теории, так и практике. В кризисных ситуациях перестройки и постперестроечного периода наука, не допускавшая возможности противоречий в межнациональных отношениях при социализме, ее понятийно-категориальный аппарат и теоретические положения оказались неприменимыми.
Советскому обществознанию было характерно выделение этнического фактора в сущности современных наций. Только работы этнографов, в частности концепции Ю.В.Бромлея о нации как этносоциальном организме и информационная теория этноса Н.И.Чебоксарова и С.А.Арутюнова нач. 50-х гг. заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена, этничности, основные положения которых сводились к следующим положениям: 6
• население мира состоит из сформировавшихся в период этногенеза объективно существующих базовых социальных группировок в форме этнических общностей, высшим типом которых являются нации;
• нации обладают набором обязательных характеристик, среди которых собственная территория, общность экономических связей, единый язык и отличительный социально-психологический менталитет (национальный характер);
• условием существования и развития наций является собственная государственность, на территории которой члены данной группы объявляются представителями «коренной нации», а остальные граждане -«некоренным населением».
В постсоветский период проблема национализма занимает видное место в работах многих исследователей. Однако анализ источников и литературы показывает, что во взглядах на проблематику национализма имеются принципиальные расхождения между зарубежными и отечественными исследователями. Бесспорно, в постсоветской и западной политической мысли сложилось неодинаковое понимание и использование ряда важных категорий, в том числе- и в области национального вопроса. Нет сомнения в том, что современным исследователям необходимо отойти от ряда устаревших идеологических догм и учитывать богатый зарубежный научный опыт в этой области. Однако, с другой стороны не нужно целиком игнорировать те достижения исследовательской мысли, которые были присущи советской науке. Так, советская школа этнографов заслуженно считается одним из трех ведущих направлений в мировой науке - наряду с Манчестерской школой и концепцией Ф.Барта и его последователей. Но, к сожалению, многие работы советских этнографов просто не переведены и не известны западной науке. Явно недооцененными остались содержащиеся в них идеи о многоуровневое™ этнических общностей или типах этнонациональных процессов. 7
В советской науке занимавшейся сравнительными и теоретическими исследованиями наций и национальных процессов национализм не являлся предметом научного анализа.
Под влиянием национальных движений на постсоветском пространстве, которые способствовали падению тоталитарного режима у зарубежных и отечественных ученых и политиков вырос интерес к мировому опыту оценки этнического национализма.
Еще в период существования СССР, в 80-е-90-е годы горбачевской перестройки начали переводится на русский язык труды таких видных исследователей в этой области как работы Э. Геллнера, Б. Андерсена, Э. Кедури, Э. Смита, Э. Хобсбаума, Т. Нэирина, К. Хэйеса, Р. Брубейкера, Дж. Брейи, Т. Манна. Наиболее характерно для них, прежде всего то, что они рассматривают национализм вне привычных для нас социально-политических рамок. Так, Дж.Брейли рассматривает национализм исключительно как особую форму политики. И сам этот термин употребляет для обозначения политических движений, стремящихся к государственной власти. С точки зрения задач исследования, наиболее значимыми представляются концепции Э.Смита и Э.Геллнера, получившие на Западе большое влияние и широкое распространение. Они рассматривают национализм как выражение новых форм социальной организации, основанных на стремлении народов к высокоразвитой культуре,' поставленной под защиту и контроль государства. Стремление защитить эту культуру и сложившееся на ее основе духовное единство с помощью государства и других социальных институтов и организаций и составляет основную питательную почву и мотивационную основу современного национализма.
В настоящее время постсоветская наука во многом находится на стадии ознакомления с мировой литературой и применением ее выводов к конкретным локальным исследованиям. Сейчас теоретики этого пространства пытаются подойти к изучению национализма с новых позиций. Неоценимое значение 8 имеют современные исследования, опирающиеся на новые методологические принципы и имеющие в своей основе обширные эмпирические исследования феномена национализма в его этническом варианте. Это, прежде всего, работы Л.Дробижевой, Ю.Арутюняна, В.Тишкова, М.Иордана, А.Здравомыслова, В.Коротеевой, С.Нарочнинской, В.Шнирельмана и др.
Отдельные этнополитические аспекты национализма и этноконфликтов освещались учеными из Центральной Азии в исследованиях А.Элебаевой, Н.Масанова, Б.Аягана, Р.Масова, Н.Омуралиева, Ф.Толипова, С.Олимовой, М.Карыбаевой, и др.
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие'и сущность этнического национализма, причины его возникновения и развития--, показать соотношение процессов его проявления и реализации в государствах постсоветского пространства, а также определить возможности предупреждения и предотвращения его крайне радикальных форм.
Раскрытие данной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, среди которых следует выделить:
Осмысление феномена этнонационализма в условиях крушения мировой системы социализма, роста этнического самосознания народов во всем мире и все возрастающего влияния транснациональных движений, организаций и институтов.
Исследование сущности и роли этнонационализма в контексте современных западных теорий национализма.
Выявление объективных причин распространения этнонационализма в постсоветских государствах.
Раскрытие факторов трансформации этнического национализма в его крайне радикальную форму - этнонациональный конфликт.
Анализ причин возникновения и динамики развития этнических конфликтов на постсоветском пространстве. 9
Выявление политических, социально-экономических, исторических и социокультурных факторов в стремлении народов к самоопределению и независимости.
Определение способности государства и общества в формировании национальной идеологии и предупреждения этнического радикализма.
Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили новые дискуссионные методологические и теоретические подходы, распространенные в мировой научной литературе, прежде всего в западной, но пока еще не получившие широкого распространения в постсоветском обществоведении. Анализ основывается на историко-логическом и политологическом подходах к проблеме возникновения этнонационализма, в формировании его идеологии, форм его реализации на постсоветском пространстве.
Применение междисциплинарного подхода в изучении закономерностей развития современных этнополитических процессов и типов национализма в разных' формах его проявления (идеологических, политических, экономических, этнокультурных и психологических) позволили раскрыть сущность основных аспектов этого феномена, а также выявить основные механизмы его распространения и трансформации в ходе общественно-политического развития.
Научная новизна темы заключается в комплексном подходе к изучению феномена этнического национализма на основе анализа политологических, социологических, этнологических, психологических и других социальных исследований; поиск закономерностей и механизмов соотношения процессов демократизации и стремления народов к суверенной государственности.
Впервые в отечественном обществознании делается попытка систематизации, обобщения и анализа имеющихся информационных, публицистических и научных материалов западных, российских и отечественных исследователей в целях более полного выявления понятия,
10 содержания и направлений развития этнонационализма в постсоветских государствах.
Научно-практическая значимость. Долгие годы безальтернативного господства коммунистической идеологии привели с одной стороны, к изоляции советского обществоведения от наиболее распространенных в современном мире концепций этнического национализма, с другой стороны, анализ национальных процессов с позиций классово-марксистского подхода привел к отрыву теории от реальных этнополитических процессов.
Научное решение проблем этнического национализма позволит разработать практические механизмы урегулирования, управления, предупреждения и прогнозирования этнополитических конфликтов в многонациональных государствах в трансформационный период.
В современных условиях четкое определение феномена этнического национализма, являясь значительной теоретической проблемой, тесно смыкается' с. проблемой отношений между государством, гражданским обществом и этносом. Современная демократическая нация, будучи наиболее действейным инструментом стабилизации этнополитических конфликтов, способна справиться с этнонационализмом только при условии гармоничного развития этих трех составляющих.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов конфликтологии, политологии, этнологии, социологии. Результаты и научно-практические рекомендации исследования по урегулированию межэтнических отношений .могут найти широкое применение в деятельности структур государственной власти, неправительственных организаций и политических партий. •
Апробация диссертации. Материалы диссертации были апробированы при подготовке и изложении докладов, представленных на следующих международных научных конференциях и научно-практических семинарах: "Новые технологии в научных исследованиях и образовании"
МУК, март 1997), "Демократические процессы в Центральной Азии: опыт и перспективы" (2-4 дек. 1997, Бишкек), «Управление и аудит качества образования в современном университете»: Бишкек, 26-27 мая 1999 г., "Современность: философские и правовые проблемы"(Бишкек, HAH КР, Ин-т философии и права, 30 ноября 1999), "Гуманитарные проблемы современности" (Бишкек, HAH КР, Ин-т философии и права, май 2000 г.), в монографии «Этнонационализм: история и реальность» / Бишкек: Илим, 2001.
Основные положения диссертационной работы использованы при подготовке общеобразовательного курса "Политология" и спецкурса «Этнология» для студентов II курса Международного Университета Кыргызстана.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой достижения цели и решения поставленных исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, -трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы, изложенных на 175 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК
Этнополитические конфликты в закавказском регионе: истоки и развитие2007 год, кандидат политических наук Барбарян, Каджик Борисович
Политико-идеологические факторы эволюции грузино-осетинского конфликта2004 год, кандидат политических наук Санакоев, Инал Борисович
Бурятские этнокультурные процессы в условиях трансформации российского общества: 1990-е - 2000-е гг.2009 год, доктор исторических наук Амоголонова, Дарима Дашиевна
Этнополитические процессы в модернизирующейся России: Концепция нелинейного развития этнополитической интеграции2004 год, доктор политических наук Паин, Эмиль Абрамович
Этнополитические концепции этнонациональных общностей и индивидов: Теоретико-методологический анализ2004 год, доктор политических наук Фадеичева, Марианна Альфредовна
Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Иманова, Салтанат Султановна
Заключение
Этнонационализм - это новый термин в постсоветской науке, которым стали оперировать в последние десятилетия прошлого столетия. Интерес к нему вызван в связи с тем, что события последних лет в посткоммунистических странах выявили достаточно общую тенденцию: многие общественно-политические процессы в условиях глубоких социальных преобразований и радикальных реформ обрели этническую окраску, а обсуждение причин и форм конфликтующей этничности стало одной из доминирующих тем для современных исследователей постсоветского пространства. Наиболее характерно для этих теоретиков, прежде всего то, что теперь они стараются отойти от прежних концепций и рассматривать национализм главным образом в соответствии с политическими и социально-экономическими теориями, присущими современной мировой науке. . Современный феномен этнонационализма - представляет собой сложное и многогранное явление. В мировой практике этнонационализм понимается как определенный'.функциональный элемент противоречивого по своей природе исторического, процесса, который, с одной стороны, поощряет стремление людей сохранить свою национальную идентичность, язык и культуру и способствует политической мобилизации этноса. А с другой стороны, ориентация на- сохранение культурной специфики этносов нередко перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах и вносит в межнациональные отношения элемент противостояния и конфронтации, порождающий этнические конфликты и создающий опасность острых национальных кризисов и катастроф.
В этой связи, очевидно, что для современной политологии этнонационализм представляет первостепенный интерес в качестве предмета анализа, концептуализации, прогнозирования и практического регулирования. 162 ■'■ Этнический Конфликт является крайне радикальной формой проявления этнонационализма. Причины его заключаются в глубоко переживаемой и отчетливо осознаваемой ущемленности своих национальных интересов, испытываемой той или иной этнической общностью и мобилизующей ее активные силы к устранению препятствий в политическом и социокультурном развитии. .
Тоталитарная идеология с ее общей установкой на бесконфликтнный «социалистический» общественный строй привела в конечном итоге к насаждению наднациональных форм и методов государственного, социально-экономического и культурного развития в республиках Советского Союза. Отечественная академическая традиция во многом способствовала огосударствлению и институционализации этничности, а также политической программатике этнонационализма. За внешне ругательно-осуждающей дефиницией национализма на самом деле присутствовал безоговорочно господствующий этнонационализм как в науке, так и в политике.
Несмотря на достижения и позитивные результаты советского государства,, рсобенно в области образования и культуры факторы целого ряда этнических конфликтов на рубеже 80-х - 90-х гг. были заложены еще во времена СССР. Как показала последующая историческая практика, национально-территориальный принцип государственного строительства и интеграционная национальная политика стали благодатной почвой для роста межэтнических противоречий, хотя дружба народов стала в стране реальностью,'Но тоталитарная политическая система со всеми ее дальнейшими антидемократическими элементами стимулировала развитие этнонационализма. Административное "одергивание" Центром проявлений национализма:^ местах, репрессии, насильственные депортации усугубляли положение, усиливали антирусские умонастроения. Разрастались элементы этнической-- Исключительности, агрессии, эгоизма, иждивенчества. Эти националистические негативы иррационального этнического самосознания
163
• «v, • стал'и определять характер группового поведения в большинстве союзных республик.
Двойственная и противоречивая национальная политика предопределила «взлет» и «падение» СССР.
Кризисная ситуация, возникшая в результате распада СССР и разрыва социально-экономических связей, привела к уменьшению роли политических, идеологических и экономических регуляторов, интегрирующих национально-территориальные, профессиональные, культурно-религиозные и иные групповые образования внутри государства. Следствием этого явилось формирование - национальных движений за независимость и приобретение самостоятельной национальной государственности. Межэтническая напряженность недовольства стремительно переросли в острые этнонациональные. конфликты, дошедшие в ряде регионов до крайней степени острОты, враждебности и взаимонеприятия. Прежде всего, следует отметить, что этнонациональные конфликты стали неизбежным и неустранимым фактором; сопутствовавшим распаду СССР и становлению новых государств на его ^территории. Поэтому основное внимание необходимо акцентировать на поиске условий и оснований для распространения демократических установок и общечеловеческих ценностей как фундамента миротворческих усилий по преодолению конфронтаций на национальной почве, так как возобновление таких конфронтаций в перспективе может парализовать жизнедеятельность всех остальных частей и органов новых государств, возникших на постсоветском пространстве.
Процессы демократизации и суверенизации в Центральноазиатском регионе, также как и в других регионах бывшего СССР, происходили в национальной • форме. Данное обстоятельство было связано с тем, что суверенитет в. республиках воспринимался определенной частью коренного населения как.суверенитет титульной нации и создание приоритетов для нее во всех сферах жизнедеятельности. Такая тенденция в достижении суверенитета в
•. • '. 164 условиях многозначной полиэтничностн населения республик способствовала возникновению межэтнической напряженности и конфликтов. Опасность * * межэтнических конфликтов как таковых заключается в том, что в условиях низкой политической культуры противоборствующие стороны нередко прибегают к насильственным методам, что и произошло в ряде республик.
Внимание зарубежных и отечественных ученых к национальным проблемам в Центральной Азии, в частности к перспективам их политического развития связано с тем, что этот регион продолжает оставаться зоной конфликтности, потенциальной нестабильности и взрывоопасное™.
В силу своего геополитического и геостратегического расположения Цен.тральноазиатский регион является исключительно важным с точки зрения обеспечения межнациональной стабильности на всем евразийском пространстве. К настоящему времени на его территории сформировался ряд угроз региональной безопасности, уже ставших предметом серьезной озабоченности для влиятельных мировых держав и международных организаций. Опасность этнического фактора отягощена здесь тем, что госудасртва Центральноазиатского региона еще находятся на стадии формирования своего политического лица, а отсутствие гражданского общества и его'атрибутов могут создать предпосылки для возобновления межэтнических противоречий и напряженности.
Для стран с ((переходной экономикой», к которым относят и государства Центральной Азий, возникновение напряженности и предкризисных явлений особенно характерно. В этих условиях важно иметь набор технологий, позволяющих адекватно и своевременно предпринимать действия по снижению риска или недопущению конфликтов. В мировой практике последнего десятилетия.такой подход называют превентивным развитием.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Иманова, Салтанат Султановна, 2001 год
1. Е Абазов Р. Многопартийность и исламские организации в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №5(6) - с. 146-153.2.. Абдулатипов-Р. Природа и парадоксы национального «Я». М.:Мысль 1991. - 170 с.
2. Абдулатипов Р., Болтенкова Л., Яров Ю. Федерализм в истории России. -М.Мысль 1993.-270 с.
3. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. Минск: Политфакт; М.: Дружба народов, 1991. - 107 с.
4. Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления,региональные особенности // h 11 р: // w w w. i b i e. m / с ц ь b i n /Ъ r e i У о г с i ii к i г ц.
5. Амелин'В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии // // httpc/Avww.ible.i-u/orenbiir.u 74726.
6. Баранов'Е.Е. Цациопатия источник конфликтов // ОНС-Общественныенауки, и современность. 1996. - №6 - с. 67-75.
7. Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана / Сост., доп., коммент. и предисловие О.Караева. Б.: Изд-во «Шам», 1996. - 608 с.
8. Бжезйнский 3- Великая шахматная доска: Еосподство Америки и ее геостратегические императивы. Пер. с англ. О.Ю. Уральской. М.: Изд-во «Международные отношения», 1999. - 254 с.
9. Ю.Бибикова О. ^аткен: наступление мусульманского экстремизма//•. Центральная Азия и Кавказ. 2000. - № 1(7). - с. 35-46.
10. ГКБибо И. Нищета духа малых восточноевропейских государств.
11. Национальный отношения и этнические конфликты. М.: Наука 1993.• 120с; ■■•166
12. Боришполец К. Этничность и политика // Вестник Московского
13. Университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. - №4 - с. 3-21.1'З.Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 19641994: Пер с йт. Хаустовой Л.Я. М.: Междунар. отношения, 1996. - 320 с.
14. Ц.Брилл Олкотт М. Навстречу будущему: двенадцать мифов о Центральной Азии // Казахстан и мировое сообщество. 1995. - №3(4) - с. 44-62
15. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров: Рекомендации для успешного проведения переговоров. Пер. с нем. С.П.Казанцева. М.: . .ИНФРА-М, 1996.- 112 с.
16. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
17. Брук С. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1981,-880 е.:
18. Бурдье П. Ссщиология политики. Пер. с фр. / Сост. общ. ред. и предисл. . Н.А.Шматко.-М.: Socio-Logos, 1993.-336 с.
19. Гёллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. №7 - с. 3,4-49.',. •
20. Геллнер Э. Национализм возвращается // Новая и новейшая история. -1989. №5. -'15-27.
21. Говорит элита республик Российской Федерации: 1 10 интервью Леокадии '. Дробижевой. М.Мысль, 1996. - 190 с.
22. Грозин А. Кризис на четверых не делится // Деловые люди. 1999. - №89. -с. 11-23* %
23. Грозин А.-, Х'люпин В. Национальная безопасность Казахстана: проблемы и перспективы. Москва, 1999. - 119 с.и
24. Громова О.Ц. Конфликтология. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2001. - 320 с.
25. Губогло М.Н. Переломные годы. Мобилизованный лингвицизм.1. Москва, .1993; 135 с.167
26. Дегтярев А.А'.'Основы политической теории. М.: «Высшая школа», 1998.-239 е.
27. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х »годов / Л.Дробижева, А.Аклаев, В.Коротеева, Г.Солдатова. М.:Мысль 1996 -381 с. '
28. Демоян Г. Карабахский конфликт и взаимоотношения тюркоязычных государств // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №4( 10) - с. 196 204.
29. Джакупова Ч. Беженцы в Кыргызстане: 90-е годы XX века. -Бишкек.:Илим, 2000 1 19 с.
30. ЗО.Джекшеикул-ов А. Новые независимые государства Центральной Азии в •мировом сообществе. М.:Научная книга 2000 - 306 с.31 .Джон -Стюарт Милль. Утилитарианизм. О свободе. Пер. с английского А.Неведомского. Санкт-Петербург, 1992 - 42 с.
31. Джуну'Шалиев Д., Плоских В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ 2000. - №3(9) - с. 146-155.
32. Дробижева JI.:Возможности либерального этнонационализма // Реальность этнических мифов. Аналитическая серия / Под ред. М.Б.Олкот и А.Малашенко, Москва, 2000 - с. 77-95.
33. Др'обижева JI/Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы / Под ред. J1.M. Дробижевой.- Москва, 1993 -190 с.
34. Дунаев В.- Конфликтующие структуры казахстанской модели межэтнической интеграции // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №5(6)-с. 9-19. '
35. Ертысбаев Е. '«Евроазиатский коридор» и приоритеты Казахстана /7 Региональная-безопасность и сотрудничество на Северо-Западе и Юге России. Москва, 1999.
36. Жиромс'кая В., Киселев П., Поляков Ю. Полвека под грифом «секретно». Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука, 1996. - 327 с.168
37. Бизнес-образование.'- 1997. №1(2) - с. 16-24. 40.'Жусупов С., Жусупов Б., Еженов К. Динамика общественных процессов в
38. Олкотт- В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги, 1997. -•• 290 с. •46:Козлов В\А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе " . (1953 начало 1980-х гг.). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. -. - 416 с.
39. Козлов В .И. Русский вопрос: история трагедии великого народа. -"■ М.Мысль 1995. 312 с.
40. Конфликт диалог - сотрудничество: Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе / Под ред. Звягельской И. и Наумкина В, - Москва,-1999 147 с.'169
41. Коротёева В.-Энтони Смит: историческая генеалогия современных наций // Национализм и формирование наций. Теории модели - концепции / Под ред. А.Миллера - Москва, 1994. - с. 29-41.
42. Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. -. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 140 с.
43. Кузеев Р.Г. Национальные движения и федерализм в России // Советская этнография. 1993. - №6 - с. 14-23.
44. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997. -272 с.
45. Лебедева Н. Социально-психологические закономерности аккультурации • этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред.
46. Н.Лебедевой.-М.: Старый сад, 1997.-е. 271-289. 54'.Лунеев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах //
47. Социологические исследования. 1995. - №4 - с. 103-119. 55.Лурье С.В. Историческая этнология. - Мл Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
48. Малашенко А". Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центру
49. Карнеги! Гендальф, 2001. - 180 с.
50. Малышева Д.Феномен сепаратизма на Кавказе и мировой опыт // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №3(4) - с. 29-44.
51. Масов Р. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. Душанбе: Дониш,1988.-.316 с:
52. Масло.в В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Москва-Бишкек.: Илим2000. 196 4
53. Мацнев.Д. Страны Центральной Азии и Кавказа в СНГ: экономический аспект // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №1(7) - с. 55-68.
54. Международные отношения в Центральной Азии: история и современность. Бишкек, 2000.1 70
55. Мельвиль А. Демократические транзиты. М.Политиздат 1999. - 147 с.
56. Мисюнас P., Ifaarenepa Р. Прибалтийские республики: годынезависимости 1940-1980 гг. // Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР / Под ред. Р. Мисюнас, Москва, 1991. - с.48-113.
57. Михайлов В!А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта// Социологические исследования. 1993.1. Ч. •5 с, 52-59:.
58. Миллер А. Национализм как фактор развития бывших республик СССР. // ОНС Общественные науки и современность. 1992. - №1 - с. 124-132.
59. Мнацаканян М.О. Этносоциология: Нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.Наука 1998.- 227 с.
60. Му1Юмель В,И. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия.-М.: Мысль, 1997.
61. Нарочницска'я Е. Национализм: история и современность. -М.:Аспект ' Пресс 1997. 196 с.
62. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы: Документы и материалы. --М.: Наука, 1992. 268 с.
63. Национальны.й отчет по человеческому развитию. Кыргызстан. Бишкек. " "ПРООН // http://www.undp.kg.71 .Независимый Казахстан: декабрь 1986 года. Алма- ата, 1996. - 198 с.
64. Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника, 1978. - 160 с.
65. Паин Э. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию // Этнопол'йс, /1995. № 2 - с. 14-21.
66. Полйтология. Словарь-справочник / Сост. Василик М.А., Вершинин М.С., Козырев-Л.Д;- М.: «Гардарики», 2000. 327'с.
67. Постсоветский Кыргызстан глазами зарубежных политологов Пер. материалов зарубежной печати. / Акунов А., Киютин В., Прытков В., Токтомышев С. Бишкек, 1998. - 149 с.
68. Празауск.ас А-А. Межэтнические конфликты в странах зарубежного
69. Востока. MV;Наука, 1991. - 276 с. « .
70. Празаускас А.А. Актуальные проблемы эТнонационального развития стран Востока // Национальный вопрос в освободившихся странах Востока / Под ред. А.Празаускаса, Москва, 1989. - с. 43-65.
71. Практикум по курсу политология / Под ред. М.А. Василика. М.:t1. Гардарики»,' 1999, 383 с.
72. Пядухов Г. Системные преобразования в-Киргизиж отражение в сознании и поведении нетитульного населения // Современные• этнополйтичеСкие процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии/'Под ред. Г.Витковской, Москва, 1998.-е. 153-173.
73. Разаков Т. Ошские события: на материалах КГБ. Бишкек.: Ренессанс, 1993.- 112 с"
74. Распад и-рождение государств // Pro et contra/- 1999. №2 - с. 11-24.
75. Рудов Г. Россия и Кыргызстан: динамика и перспективымежгосударственных отношений // Центральная Азия и Кавказ. 2001. -№4(1-6)-с. 4.8-56.
76. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Политические исследования. 1999. - №4 - с. 141-147.
77. Сикевич 3.В.'Социология и психология национальных отношений: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 203 с.
78. Современная религиозная ситуация в республике Казахстан Казахстан реалии-и перспективы независимого развития. - М., 1995. - 190 с.1. V 173 ••
79. Степанов Е. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода / Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.
80. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. - №5 - с. 3-26.174
81. Тишкое В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. - №1/2 -с. 3-38.
82. Трагедия в Ферганской долине // Новое время. 1989. - №25.
83. УВКБ ООН в Кыргызстане. Бишкек, 1999. - 98 с.
84. Указ Президента Кыргызской республики № 127. Бишкек: Дом Правительства, 20 мая 2000.
85. Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике / Под ред.
86. Цыганкова. -.М.: Международный университет бизнеса и управления,1997. .128 с| i
87. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения •Пер. с англ. Н-А.Каменюка, М.: Наука, 1992. - 155 с.
88. Ходнев А. Национальный вопрос в контексте мирового порядка: история и современное состояние // Исторические аспекты межнациональных отношений и мировой опыт / Под ред. А. Ходнева. -•М. 2000. C.1S5-76.
89. М.: «Российская энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. 200 с.
90. Социологический журнал. 1995. - № 2 - с. 110-114.
91. Развитее межэтнических отношений в новых независимых государствах'Центральной Азии / Под ред. Элебаевой А.Б. Бишкек: Илим, 1995. -230 с. ■
92. Элебаева А.Б., Омуралиев Н. Межэтнические отношения в Кыргызстане: динамика и тенденции развития // Центральная Азия (независимый, общественно-политический журнал). : 1998. №3(15) - с. 60-75.
93. Элебаева А.Б., Омуралиев Н.А., Джусупбеков А.К. Ошский Межнациональный конфликт: социологический анализ. Бишкек.: Илим 1991,- 19 с. ' .
94. L Элебаева А., Омуралиев Н. Баткенские события в Кыргызстане: хроника событий // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №1(7) - с. 24-35
95. Ямсков-А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Йдентичность и конфликт в постсоветстких государствах /177
96. Под ред.'М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги, 199-7, - с. 205-224.
97. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Политические исследования. 2000. - №1 - с.114.123. '
98. Welsh D. Domestic Politics and Ethnic Conflict // Ethnic Conflict and International Security / M. Brown (ed.) Princeton, 1993. p. 43-60.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.