Этнокультурное взаимодействие как фактор социального развития региона: на примере Ставропольского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Бобрышова, Лариса Федоровна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Бобрышова, Лариса Федоровна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этнокультурного взаимодействия в системе социального развития региона
1.1. Этнокультурное взаимодействие: интерпретация понятия
1.2. Социальное развитие региона как объект социологического анализа
Глава 2. Специфика современного этнокультурного взаимодействия в Ставропольском крае
2.1. Особенности современной этнодемографической ситуации в Ставропольском крае
2.2. Социальное измерение этнокультурных взаимодействий в Ставропольском крае
Глава 3. Совершенствование механизма этнокультурного взаимодействия в Ставропольском крае
3.1. Государственное регулирование этнокультурных взаимодействий в контексте социального развития региона
3.2. Влияние СМИ на характер этнокультурных взаимодействий в регионе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона)2003 год, доктор политических наук Аствацатурова, Майя Арташесовна
Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине XX века2004 год, кандидат исторических наук Алиева, Анжелла Валерьевна
Взаимодействие органов власти и управления с национально-культурными объединениями в реализации государственной национальной политики Российской Федерации: На примере субъектов ЮФО2006 год, кандидат политических наук Савельев, Владимир Юрьевич
Феномен национального самосознания: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Мельникова, Светлана Владимировна
Институционализация политико-административного управления этническими отношениями: на примере Ставропольского края2009 год, кандидат политических наук Бурцев, Юрий Дмитриевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное взаимодействие как фактор социального развития региона: на примере Ставропольского края»
Актуальность темы исследования. В период обострения социальноэкономической и политической ситуации как в целом в России, так и на
Северном Кавказе весьма распространенной стала практика интерпретации многообразия и различия культур в качестве источника реальных и потенциальных конфликтов и противоречий.
Сложная диалектика взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами, а также их роль в формировании конфликтных ситуаций в регионе необоснованно упрощается или чрезмерно политизируется.
Острота происходящих в последние 15 лет событий на Северном Кавказе, которые в части миграционных процессов особенно затронули Ставропольский край, привела к широкой научной дискуссии таких проблем, как межкультурная интеграция, повышение толерантности, адаптация вынужденных переселенцев, этнополитическая конфликтология. Это отражено в многочисленных научных форумах, проходивших в этот период. Неоднократно звучала мысль о необходимости «усилить внимание к теоретическим и методологическим поискам парадигмы изучения социокультурных процессов на Кавказе», что осознается учеными региона как одна из наиболее актуальных проблем.
Исследование факторов социально-экономического развития регионов подтверждает необходимость поиска многомерных подходов в этой деятельности, что в свою очередь стимулирует научный дискурс в направлении переосмысления сложившихся представлений о месте и роли этнокультурного взаимодействия в данном процессе.
Среди важных реалий современности, и не только российской, необходимо назвать возрастающую поликультурность общества, основу которой составляет, прежде всего, этнический фактор. На современном этапе развития этнополитической ситуации в России возрастает актуальность поиска позитивных регуляторов для сохранения стабильности социально-политической системы, механизмов и инструментов ее поступательного развития, отвечающих требованиям времени. Одним из таких инструментов является этнокультурный потенциал общества.
Актуализируется задача устранения негативных этноконтактных установок в процессе межнациональных взаимодействий, раскрытия потенциала полиэтнических сообществ в региональном развитии. Поиск центростремительных сил развития сложных в отношении взаимодействия этносов регионов определил постановку исследовательского вопроса: что представляет собой этнокультурное взаимодействие, его реальное содержание, его потенциал как фактора социального развития региона, инструменты и механизмы реализации.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ этнокультурного взаимодействия опирается на концептуальные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследованию проблем этноса, нации, национальности, социально-культурной динамики и развития социальных систем.
Культуру этносов, а также их взаимодействие нельзя рассматривать в отрыве от состояния и перспектив социального развития региона, частью которого они являются. Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов сложных социальных систем внесли представители классической социологии: К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Г. Тард, Г. Зиммель, М.М. Ковалевский, Ф. Теннис, JI. фон Визе, П. Сорокин, Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид.
Представители Чикагской социологической школы (У. Томас, Р. Парк, Э. Берджес), Гарвардской школы социологии (П. Сорокин, Т. Парсонс), фигурационной социологии Н. Элиаса существенно расширили концептуальные и методологические возможности в анализе различных аспектов социального и этнокультурного взаимодействия.
Традиции и стремление объяснить стабильность и поступательное социальное развитие общества через распространение общих ценностей существуют давно и достаточно подробно проанализированы. И О. Конт, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, и В. Парето указывали на Toj что «общества могут сохранить свою структуру и связность лишь при условии, если общая вера сможет объединить членов коллектива». Существует целый ряд приспособительных механизмов, с помощью которых поддерживается динамическое равновесие и стабильность в обществе. Одним из важных процессов, помимо интеграции, дифференциации, интернализации, институционализации, адаптации, социализации, является «социальный контроль». Именно он обеспечивает выполнение функции преодоления потери равновесия в результате неосуществления ролевых ожиданий, недостаточной интернализации ценностей, норм общества и т.д. По мнению Т. Парсонса, социальный контроль (действия власти, санкции институционального комплекса (официально признанных и утвержденных норм и ценностей)) мобилизуется против отклонений в системе и поддерживает общество в динамическом равновесии. Кроме системного подхода к исследованию этнокультурного взаимодействия сформировалась реляционная методология, которая ориентируется на модель поля. Субстантивистское понимание процессу ал ьности стало вытесняться ее структуралистскими трактовками. В рамках теоретической дилеммы исследовательское внимание стало переключаться с макроуровня социального анализа на его микроуровни, связанные с деятельной активностью субъектов (агентов, акторов). Современная концептуализация этнокультурных взаимодействий (символический интеракционизм, этнометодология, теории социального обмена) способствовала повышению внимания исследователей к субъективно-смысловой и динамической составляющим социального взаимодействия.
Деятельностно-активистский (деятельностно-структурный, деятельностно-конструктивистский) подход, получивший признание в современной отечественной науке как на общетеоретическом уровне, так и в рамках эмпирических исследований, разрабатывается в трудах Т.И. Заславской, В.А. Ядова, Ю.Л. Качанова, В.И. Ильина, М.А. Шабановой, Н.А. Шматко.
Отечественные исследования (В.А. Тишкова, Н.Г. Скворцова, А.Г. Здравомыслова, B.C. Малахова) в различной степени основываются на концептах и методологии конструктивизма в понимании и описании этничности и этнических процессов. В работах С.А. Арутюнова, М.Н. Росенко, М.Н. Руткевича, В.А. Авксентьева, А.И. Доронченкова, В.И. Козлова развивается понимание и обоснование этничности как объективной реальности в контексте социально-экономической детерминации общественных процессов, единства материальных и духовных факторов. Социальные, этнополитические и этнокультурные процессы на Северном Кавказе исследуются в трудах А.Г. Абдулатипова, А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, С.А. Арутюнова, Б.Х. Бгажнокова, В.В. Бочарова, В.О. Бобровникова, К.С. Гаджиева, Г.С. Денисовой, В.Д. Дзидзоева, Х.В. Дзуцева, JI.M. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, Ю.Ю. Карпова, Э.Ф. Кисриева, А.Ю. Коркмазова, X. Краг, А.А. Магомедова, В.П. Макаренко, А.В. Малашенко,
A.И. Мусукаева, Э.Х. Панеш, З.В. Сикевич, В.А. Тишкова, К.Х. Унежева, Р.А. Ханаху, Л.Ф. Хансен, JLJL Хоперской, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже, С.И. Эфендиева, Ф.С. Эфендиева и других.
Особенностям национальной политики Российского государства на Северном Кавказе посвящены исследования Р.Г. Абдулатипова, В.Ю. Зорина,
B.А. Тишкова, С.В. Прусакова и других.
В работах М.А. Аствацатуровой, М.Г. Арутюнова, Ю.И. Асеева, Н.С. Авдулова, О.А. Оберемко, М.М. Кириченко, З.А. Коркмазова, С.В. Рязанцева, Ю.Г. Ефимова, О.Н. Гонтаря, О.Б. Козлова, Т.Ф. Масловой, В.К. Шаповалова, В.Ю. Савельева дана характеристика миграционных процессов и их этнокультурной составляющей.
Для осмысления поставленной научной проблемы и поэтапного продвижения к её решению потребовался комплексный подход в диссертации, обращение к кругу авторов, исследующих роль социокультурных и этнополитических процессов в государственном строительстве на основе этнонациональной консолидации полиэтнического общества.
Анализ источников и литературы показывает, что проблемы этнокультурного взаимодействия, особенно в условиях, когда общество находится в трансформационном социально-политическом состоянии, требуют новых подходов к их осмыслению.
В качестве объекта исследования выступает этнокультурное взаимодействие как особый вид социального взаимодействия.
Предмет - специфика и особенности этнокультурного взаимодействия в условиях полиэтничного регионального сообщества.
Цель диссертационной работы - социологический анализ сущности этнокультурного взаимодействия и его роли в социальном развитии региона.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать структурную и факторную интерпретацию понятия «этнокультурное взаимодействие»; рассмотреть социальное развитие региона как объект социологического анализа; рассмотреть особенности современной этнодемографической ситуации в Ставропольском крае; провести социальное измерение этнокультурного взаимодействия в Ставропольском крае; определить направления совершенствования деятельности социально-политических институтов по формированию и позитивному влиянию потенциала этнокультурных взаимодействий на социальное развитие региона.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что при возрастающей степени полиэтничности регионального сообщества интенсивность этнокультурных взаимодействия возрастает и оказывает существенное влияние на социальное развитие региона, что необходимо учитывать в формировании региональной социальной политики. В свою очередь, содержание и направленность этнокультурного взаимодействия обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.
Методологическую базу исследования составляют социокультурный и структурный подходы, которые имеют ряд преимуществ, обуславливающих их применение для анализа поставленной проблемы.
Использование социокультурного подхода позволяет рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости социальное и этнокультурное развитие региона, расширить понимание социального развития региона, не сводя его только к развитию таких институтов как образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения.
В рамках структурного подхода осуществлена интерпретация понятия «этнокультурное взаимодействие», необходимая для теоретического и эмпирического исследования данного феномена.
Кроме того, в исследовании использована совокупность принципов научного познания, включающие в себя историзм, инвариантность, объективность, системность, междисциплинарность.
Источниковой базой исследования являются российские нормативно-правовые документы, концепция государственной национальной политики в Российской Федерации, федеральные и региональные законы, труды российских и зарубежных ученых, общественных и государственных деятелей. Важную роль в понимании уровня формирования этнополитической напряженности и содержания этнокультурных процессов в регионе сыграл проведенный контент-анализ краевой прессы, а также результаты исследования этнокультурных взаимодействий населения, которые осуществлялись в Ставропольском крае за последнее десятилетие.
Компьютерная обработка данных социологического исследования осуществлялась в программах SPSS 13.0 и Excel.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- этнокультурное взаимодействие рассмотрено как один из ведущих факторов социального развития региона;
- определены современные тенденции этнокультурного взаимодействия, характеризующие их зависимость от объективных и субъективных факторов) реализации социальными институтами государственной национальной политики непосредственно в региональном-сообществе;
- социокультурная динамика региона, рассмотренная в совокупности статистических,, социологических показателей, позволила выявить важные условия этнокультурного взаимодействия в регионе;
- обоснована позиция зависимости мобилизации этнополитического фактора, негативно влияющего на направленность этнокультурных взаимодействий, от уровня воздействия на формирование общественного мнения таких социальных институтов; как региональные СМИ, учреждения культурно-досугового типа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурное, взаимодействие определяется как особый вид социального взаимодействия. Он характеризуется участием в направленных друг на друга систематических действиях этнокультурного содержания, субъектов, различающихся по этнической принадлежности, с целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.
Этнокультурное взаимодействие, являясь частью социального взаимодействия* имеет объективную и субъективную стороны., Объективная; сторона этнокультурного взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. К ним относятся: общая социальноэкономическая и политическая ситуация в стране и регионе; степень напряженности межнациональных отношений; исторически сложившиеся социальные взаимодействия между этносами; государственная политика и нормативно-правовое регулирование этнокультурных взаимодействий; степень полиэтничности региона; развитие национально-культурных автономий (НКА) и степень включенности в деятельность НКА представителей этноса; миграционная нагрузка на регион; условия реализации культурно-досуговых потребностей; влияние СМИ на формирование межнациональных и этнокультурных отношений. К субъективным факторам, влияющим на содержание и направленность этнокультурного взаимодействия, относятся: ценностные ориентации носителей этнической культуры; проявление культурной толерантности и культурного релятивизма; наличие знаний о культуре местного сообщества.
2. Наметилась тенденция увеличения этнодемографических сегментов, этнокомпактных территорий и населенных пунктов с доминированием или преобладанием представителей нетитульных для края этнических групп. В отдельных сельских территориях Ставропольского края формируются предпосылки образования мононациональных поселений из представителей титульных этносов республик Северного Кавказа. Интенсивность изменения этнодемографической ситуации, являясь объективной реальностью, подтверждает необходимость повышения эффективности использования этнокультурного взаимодействия населения в определении и реализации социальной политики полиэтничного региона.
3. Главная особенность геополитического положения Ставропольского края - приграничное положение — определяет возможность возобновления стрессовой миграции и влияет на неустойчивость межнациональных и этнокультурных взаимодействий населения. В ходе притоков переселенческих групп нарушается прежняя этническая дистанция, формируется новая иерархия народов. Даже несмотря на то что большинство среди мигрантов составляют русские, представители других славянских этносов, необходимо учитывать, что они жили в культурных условиях других народов, впитали их этнокультуру, видоизменили свою ментальность.
4. Этнодемографическая ситуация, в основном обусловленная миграционной нагрузкой на Ставропольский край, и как следствие — увеличившаяся степень полиэтничности территориального сообщества, определили увеличение интенсивности этнокультурных взаимодействий населения в сфере материальной и духовной культуры. Полученные эмпирические данные показывают: этнокультурные взаимодействия носят плюралистический характер с выраженными как у титульного этноса, так и среди других национальностей признаками культурного релятивизма и толерантности; постепенная стабилизация социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе привела к выравниванию статусов местного населения и вынужденных переселенцев и стала фактором позитивного влияния на направленность этнокультурных взаимодействий в крае; декларированные цели и задачи НКА не всегда находят реализацию в их конкретной деятельности, и для повышения эффективности данного механизма государственного регулирования этнокультурных взаимодействий требуется более активное применение программно-целевых методов как на уровне РФ, так и на уровне региона; активную роль в организации этнокультурных взаимодействий играют учреждения культурно-досугового типа, являясь проводником государственной культурной политики на местах, что в свою очередь требует финансовой, организационно-методической поддержки со стороны региональной и муниципальной власти; содержание информационного потока региональных СМИ существенно влияет на уровень напряженности межнациональных отношений и возможности осуществления этнокультурных взаимодействий населения.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве информационно-аналитической базы прогнозирования этнокультурных взаимодействий в региональных сообществах. Диссертация представляет определенный научный интерес с точки зрения расширения представлений о роли и потенциальных возможностях этнокультурного взаимодействия в социальном развитии региона.
Осуществленный в работе анализ содержания этнокультурного взаимодействия в условиях полиэтничного регионального сообщества, усугубленного вынужденной миграцией и сложными социально-экономическими реалиями, может быть востребован для практической деятельности в целях:
- выработки механизмов противодействия, предупреждения конфликтов на этнической почве;
- определения стратегии политического действия;
- совершенствования законодательной базы в сфере национальной политики государства.
Результаты настоящего диссертационного исследования имеют также прикладное значение, они могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области социальной работы, социологии, политологии, государственного и муниципального управления, управления связями с общественностью.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Этнополитические конфликты на Юге России: возникновение и системообразующие механизмы разрешения2006 год, доктор политических наук Васильев, Юрий Владимирович
Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества2009 год, кандидат политических наук Папян, Валерий Юнисович
Особенности регулирования межэтнических отношений на Кавказских Минеральных Водах2009 год, кандидат политических наук Сергеев, Станислав Игоревич
Региональные факторы этнической адаптации2005 год, кандидат социологических наук Красюков, Андрей Валерьянович
Национальная политика Российской Федерации в период трансформации российской государственности2003 год, кандидат политических наук Михина, Елена Павловна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Бобрышова, Лариса Федоровна
Заключение
Проблема использования потенциала этнокультурного взаимодействия в системе социального развития региона, в рамках которой находится тема диссертационного исследования, тесно соприкасается с другими важными аспектами понимания динамики этнополитических процессов: этнополитические конфликты, где мобилизующим фактором является национальная принадлежность, возрастающая поликультурность сообщества, миграционные процессы, новая социальная дифференциация и выделение политических элит.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты показывают, что цель была достигнута через последовательное решение поставленных научно-исследовательских задач, а именно:
- структурная и факторная интерпретация понятия «этнокультурное взаимодействие»;
- рассмотрение социального развития региона как объекта социологического анализа;
- анализ современного содержания и направленности этнокультурного взаимодействия на примере Ставропольского края;
- определение направлений совершенствования деятельности социально-политических институтов по формированию и позитивному влиянию потенциала этнокультурных взаимодействий на социальное развитие региона.
Анализ типологии этнических и этнополитических конфликтов, проведенный в диссертационном исследовании (а также причины возникновения конфликтных ситуаций с участием этнической тематики), за редким исключением не имеет в качестве основания культуру этноса, что подтверждает логику рассуждения о возможности использования этнокультурного взаимодействия как фактора социального развития региона.
Актуальную потребность общества в стабилизации регионального развития может реализовать активизация этнокультурного фактора. Наибольшим положительным потенциалом стабилизации в полиэтнических системах как разновидности социальных систем обладает этнокультура, где актор может без внутреннего конфликта проявлять конформность по отношению к ожиданиям представителя (или группы представителей) другого этноса. Поэтому более широкие возможности в плане стабилизации политической ситуации в региональном сообществе нам представляются у этнокультурного подхода.
Социальные и культурные аспекты жизни значительно превалируют над этническими. Выдвижение последних в качестве доминант в рамках современного социального пространства России — плод деятельности интеллектуалов и политиков. В этом мы убеждаемся, сравнивая эмпирический материал исследования взаимодействия: межличностного, где минимальное количество примеров агрессивного настроения, основанного на этнической принадлежности личностей, вступающих во взаимодействие, и общественного, где таких примеров становится буквально на порядок больше. Различение как процесс инициируется на уровне определенных социальных групп, преследующих собственные интересы, никоим образом не относящиеся к сфере этнической культуры.
Этнокультурное взаимодействие определяется как особый вид социального взаимодействия. Он характеризуется участием в направленных друг на друга систематических действиях субъектов, различающихся по этнической принадлежности, с целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.
Этнокультурное взаимодействие, являясь частью социального взаимодействия, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона этнокультурного взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. К ним относятся: общая социальноэкономическая и политическая ситуация в стране и регионе; степень напряженности межнациональных отношений; исторически сложившиеся социальные взаимодействия между этносами; государственная политика и нормативно-правовое регулирование этнокультурных взаимодействий; степень полиэтничности региона; развитие НКА и степень включенности в деятельность НКА представителей этноса; миграционная нагрузка на регион; условия реализации культурно-досуговых потребностей; влияние СМИ на формирование межнациональных и этнокультурных отношений. К субъективным факторам, влияющим на содержание и направленность этнокультурного . взаимодействия, относятся: ценностные ориентации носителей этнической культуры; проявление культурной толерантности и культурного релятивизма; наличие знаний о культуре местного сообщества.
Наметилась тенденция увеличения этнодемографических сегментов, этнокомпактных территорий и населенных пунктов с доминированием или преобладанием представителей нетитульных для края этнических групп. В отдельных сельских территориях Ставропольского края формируются предпосылки образования мононациональных поселений из представителей титульных этносов республик Северного Кавказа. Интенсивность изменения этнодемографической ситуации, являясь объективной реальностью, подтверждает необходимость эффективного использования этнокультурного взаимодействия населения в определении и реализации социальной политики полиэтничного региона.
Главная особенность геополитического положения ■ Ставропольского края - приграничное положение - определяет возможность возобновления стрессовой миграции и влияет на неустойчивость межнациональных и этнокультурных взаимодействий населения. В ходе притоков переселенческих групп нарушается прежняя этническая дистанция, формируется новая иерархия народов. Даже несмотря на то что большинство среди мигрантов составляют русские, представители других славянских этносов, необходимо учитывать, что они жили в культурных условиях других народов, впитали их этнокультуру, видоизменили свою ментальность.
Этнодемографическая ситуация, в основном обусловленная миграционной нагрузкой на Ставропольский край, и как следствие -увеличившаяся степень полиэтничности территориального сообщества определили увеличение интенсивности этнокультурных взаимодействий населения в сфере материальной и духовной культуры. Полученные эмпирические данные показывают: этнокультурные взаимодействия носят плюралистический характер с выраженными как у титульного этноса, так и среди других национальностей признаками культурного релятивизма и толерантности; постепенная стабилизация социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе привела к выравниванию статусов местного населения и вынужденных переселенцев и стала фактором позитивного влияния на направленность этнокультурных взаимодействий в крае; декларированные цели и задачи НКА не всегда находят реализацию в их конкретной деятельности, и для повышения эффективности данного механизма государственного регулирования этнокультурных взаимодействий требуется более активное применение программно-целевых методов как на уровне РФ, так и на уровне региона; активную роль в организации этнокультурных взаимодействий играют учреждения культурно-досугового типа, являясь проводником государственной культурной политики на местах, что в свою очередь требует финансовой, организационно-методической поддержки со стороны региональной и муниципальной власти; содержание информационного потока региональных СМИ существенно влияет на уровень напряженности межнациональных отношений и возможности осуществления этнокультурных взаимодействий населения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Бобрышова, Лариса Федоровна, 2009 год
1. Федеральная миграционная программа России на 1998-2000 гг. // Российская газета. 1997. - 27 ноября.
2. Федеральный закон «О беженцах» от 11.06.1997 г. // Собрание законодательств РФ. 1997.
3. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 22.11.1995 г. // Собрание законодательств РФ. 1998.
4. Указ Президента РФ «Об утверждении концепции государственной национальной политики РФ // Российская газета. — 10.07.96.
5. Положение о Территориальном органе министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Ставропольском крае от 22 августа 2000 г. № 4.
6. Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 г. «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» // Миграция. 1997. - №2.
7. Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 г. «О порядке выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» // Миграция. 1997. - №2.
8. Постановление Правительства РФ от 28.01.1997 г. «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья // Миграция. 1997. - №2.
9. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р «О концепции регулирования миграционных процессов в РФ».
10. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть. Политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.: Славянский диалог, 1994. — 284 с.
11. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994. - 317 с.
12. Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональноесотрудничество: Приоритеты нац. политики. М.: Известия, 1994. - 44 с.
13. Абдулатипов Р. Защитить прекрасное разнообразие мира // Дружба народов. 1998.-№ 10.-С. 163, 164.
14. Абдулатипов Р. Кавказская политика России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. 1999. - №3. - С. 2.
15. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. — М.: Славянский диалог, 1997.-С. 22.
16. Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 626 с.
17. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Ч. 2. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. 170 с.
18. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: концепции и тенденции развития / Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования, технологии разрешения. — М. Ставрополь, 2002. - С. 18.
19. Амолголонова Д.Д., Скрынникова Т.Д. Пространство идеологического дискурса постсоветской Бурятии // Полис. 2005. - №2. - С. 51-63.
20. Армянский вестник. 1999. - № 5. - С. 1.
21. Асадулина И.Г. Система управления социальным качеством образования как фактор социокультурной динамики региона. Кострома, 2002.
22. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов н/Д — Пятигорск: Изд-во Северокавказской академии государственной службы, 2000. - 256 с.
23. Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнических отношений на Ставрополье / Этнические проблемы современности. — Вып. 4. Ставрополь: СГУ, 1999. - С. 71-75.
24. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во БГТУ, 2003.-С. 258.
25. Беликов Г. Ставрополь врата Кавказа. - Ставрополь, 1997.
26. Белозеров В. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. Сер. Россия 90-х: проблемы регионального развития. Вып. 4. - М., 1997.
27. Белозеров B.C., Танеева Е.И. Миграционные процессы на Ставрополье // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997. - №3.
28. Буховец О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма // Полис. 2005. - №2. - С. 138-145.
29. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонент этнической культуры // Соц. исследования. 1993. — №1. - С. 93-96.
30. Великий П.П. Русские за рубежом // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов: ПАГС, 1988.-С. 54.
31. Вестник «Миротворческой миссии на Северном Кавказе». — Вып. 3. — Пятигорск, 1999.
32. Воробьев С.М., Ерохин A.M. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.-С. 83.
33. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социс. — 2007.-№1-С. 118.
34. Гаджиев К.С. Понятие политического // Политическая энциклопедия. — Т. 2. М.: Мысль, 1999. - С. 226.
35. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. М.: НИИ культуры, 1991.
36. Геополитика, проблемы безопасности и миротворчества на Северном Кавказе / Симпозиум III: Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - 84 с.
37. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
38. Гранберг А. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза // Российский экономический журнал. —2001. — №3.
39. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. - С. 132-214.
40. Драгунский Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкции современности // Полис. 1995. - № 2.
41. Дресслер-Холохан В. Национальные движения: интернационализация протеста, идеология и утопия / Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. С. 26-50.
42. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению / Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. -М.: ИЭАРАН, 1994. С. 16-46.
43. Дробижева Л. Этничность и политика в отношениях между новыми государствами на территории бывшего СССР / Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994.
44. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Сер. Гуманитарии Юга России. Майкоп, 1999.
45. Зайончковская Ж.А. Домой, в Россию // Экономика и организация промышленного производства. — 1993. — №1.
46. Зайончковская Ж.А. Миграции населения и рынок труда России. Программа по исследованию миграции. М., 1994. - Вып. № 4.
47. Зайончковская Ж.А. Миграционные связи России после распада СССР. — М., 1994.
48. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.-С. 78.
49. Иванников Б.Д. Наши исследования почти не востребованные. // Аргументы и факты. Северный Кавказ. 1997. — № 46. - Январь.
50. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия: история и современность. — М., 2002.
51. Избран лидер греков России // Понтос. 1997. - № 4. - С. 1.
52. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии) / Отв. ред.
53. B.Я. Белокриницкий и А.З. Егорин. -М., 2001.
54. Ислам и политика на Северном Кавказе / Северокавказское обозрение. -Вып. 1 / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д, 2001.
55. Казанцев В.Г. Межнациональные конфликты на Северном Кавказе в контексте геополитических решений.
56. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. М.: Луч, 1993.1. C. 64.
57. Каспэ С.И. Апология центра: о забытом методологическом ресурсе политической науки // Полис. 2005. — №1. — С. 5-23.
58. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования. 1998. -№4.-С. 104.
59. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе: В 2 т. Т. 1. - М: Типография А.И. Мамонтова и К, 1890. - С. 29, 45, 51.
60. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. -М.: Старый сад, 1999. С. 260.
61. Колосов В.А. Межнациональные отношения и ситуация в восточных районах Ставропольского края / Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Сер. Россия 90-х: проблемы регионального развития. Вып. 5. - М. - Ставрополь, 1998. - С. 109.
62. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Сборник концептуальных документов. М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 1-11.
63. Кудрявцев А. Проблемы религиозного экстремизма на Северном'Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. —№ 3 (9).
64. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. — Ml, 19931 С. 34. ■■■.■'.'■.-. .
65. Лексин В. Шевцов В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения.// Российский экономический журнал. — 1993; — №9. — С.50. ' ' ' ' '
66. Львова З.О., Нам И.В., Наумова Н.И; Национально-персональная автономия: идея и воплощение // Полис. 1993. - № 2.
67. Малинкин А.Н: Понятие патриотизма // Социологический журнал. № 1/2. - С. 113-125. '
68. Малинкин A.II. Патриотизм и социальные общности // Социологический журнал. № 3/4. - С. 83-89.
69. Малинова О.Ю. Гражданство и политизация // Полис. 2004. - № 5. - С. 7.
70. Материалы семинара «Европа и Кавказ: мосты взаимопонимания». -Пятигорск, 1998.-С. 38.
71. Наумкин В.О. О стабилизации ситуации в регионах, соседних с Чечней // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №4 (10).
72. Обращение ко всем дагестанцам региона Кавказских Минеральных Вод // Пятигорская правда. 1999. — 23 сентября. — С. 1.
73. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. 1993. — С. 92-95.
74. Парсонс Т.О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. — М;: Академический проспект, 2002. С. 305-306.
75. Перепелкин Л: Государственная национальная политика и проблемы безопасности в этнической сфере. М. - С. 13.
76. Политика и культура в российской провинции. Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области / Под ред. С. Рыженкова,
77. Г. Люхтерхандт-Михалевой (при участии А. Кузьмина). М.; СПб.: ИГПИ; Летний сад, 2001. - 267 с.
78. Постановление Администрации КМВ «О создании Совета старейшин национальных общин, казачества и общественных организаций при администрации Кавказских Минеральных Вод» № 3 от 21.01.2000.
79. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений / Под ред. С.И. Замогильного. Саратов: ПАГС, 1998. - С. 246.
80. Пути мира на Северном Кавказе: Независимый экспертный доклад / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.
81. Пятигорский армянский вестник. 1998. — № 9 (16). — С. 1.
82. Раскол // Понтос. 1992. - № 6. - С. 1-3.
83. Рассказов С.В. Географические представления сторон в .процессе урегулирования этнополитических конфликтов в СНГ // Полис. №2. - С. 72-77.
84. Региональное сообщество в условиях трансформации России: Социологический анализ / Под ред. В.К. Шаповалова. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 272 с.
85. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., 1998.
86. Российский бюллетень по правам человека. М., 1991. - С. 99.
87. Рощин А. Трикала и Пятигорск — братья // Пятигорская правда. 1999. -18 ноября. - С. 1.
88. Русские: Этносоциологические очерки. -М.: Наука, 1992. С. 369.
89. Руткевич A.M. Что такое консерватизм? М.; СПб.: Университетская книга, 1999.-С. 125.
90. Рязанцев С.В. Миграция ногайцев в зеркале этнополитической ситуации на Ставрополье // Этнические проблемы современности. Вып. 5. -Ставрополь: СГУ, 1999.-С. 118-132.
91. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое положение регионов и проблемы совершенствования системы управлениямиграционными процессами на Ставрополье в современных условиях // Вестник СГУ. — Вып. 15. Ставрополь, 1998.
92. Рязанцев С.В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. — Ставрополь, 1999.
93. Рязанцев С.В. Проблема совершенствования системы управления интенсивными миграционными потоками в Южнороссийском регионе (на примере Ставрополья) / Труды Международного форума по проблемам науки, техники и образования. Вып. 1. - М., 1997.
94. Серно П. Этнос и демос: дискурсивное построение коллективной идентичности / Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. СПб., 1995. - С. 42-43.
95. Сикович З.В. Социология и психология межэтнических отношений. -СПб., 1999.
96. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 78.
97. Скорик А.П. Этносоциальные проблемы возрождения донского казачества // Известия вузов, Северо-Кавказский регион. — 1998. № 2.
98. Скульмовская Л.Г. Регион как источник разнонаправленного развития // Известия Уральского гос. ун-та им. A.M. Горького. 2005. - № 34. - Вып. 17. - Сер. Проблемы образования, науки и культуры. - С. 127-138.
99. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.
100. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 17. — С. 45-47.
101. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности: Материалы региональной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ю.Г. Ефимова, В.М. Забелина. Ставрополь: СтГАУ, 2002. — 266 с.
102. Соловьев А.И. Основы политической науки. — М., 1992. — С. 86.
103. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. С. 521.
104. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 250.
105. Социально-политические и этнические проблемы современности: Материалы XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 74 с.
106. Султанов К. Дагестан как социокультурное пограничье / Региональная безопасность и сотрудничество в Центральной Азии и на Кавказе. М., 1999.
107. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. - С. 296-300.
108. Тишков В.А. Политическая энциклопедия. Т. 2. - М.: Мысль, 1999. -С. 654.
109. Тощенко Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. — М., 1997.-С. 30.
110. Тощенко Ж. Диаспора как объект национальной политики / Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. — М., 1997. С. 88.
111. Тузанов К. Держи вора // Понтос. 1993. - № 1. - С. 6.
112. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 10.
113. Хакимов Р. Метаморфозы духа (к вопросу о тюркско-татарской цивилизации). Казань, 2005. - С. 64.
114. Халмухамедов А. Возможная стратегия урегулирования ситуации в Чеченской Республике // Центральная Азия и Кавказ. 2000. - № 4 (10).
115. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999. - С. 532.
116. Хоперская JI.JI. Миротворчество на Северном Кавказе: современность и традиции // Этнопанорама. — 1999. № 2.
117. Хоперская JI.JI. Факторы противостояния и выбор стратегии стабильности на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 4(10).
118. Черноус В.В. Становление самоидентификации народов Северного
119. Кавказа и геополитические утопии на Кавказе / Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственные интересы России: Научные чтения. Ростов н/Д: СК НЦВШ, 1999. - С. 37-42.
120. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. — М.,1998.-С. 7-20.
121. Шагель В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М., 2001. - С. 12.
122. Штульберг В., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000. - С. 16.
123. Яковец Ю. Будущее России в координатах евразийской цивилизации // Общество и экономика. 2000. -№1. - С. 33.
124. Ямсков А.Н. Опыт оценки лингвистической интегрированности полиэтнического российского общества / Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. — М.,1999.-С. 133-142.
125. Carri J. Me., Brandan О Lary. The Macropolitical regulation ethnic conflict / Carri J. Me., Brandan О Lary (eds). The political of ethnic conflict regulation. L.; N.Y., 1993, p. 1-40.
126. Ethnic conflict and International Security / Brown M.E. (ed.) Princeton, 1993, p. 29.
127. Raz J. Multiculturalism: A Liberal Perspective. Dissent, vol. 33, № 2.
128. Rosel J. Nationalism and Ethnicity. Ethnic Nationalism and the Regulation of Ethnic Conflict // War and Ethnicity: Global Connections and Local Violence / Ed. By D. Turton. San Marino, 1997, p. 158.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.